Типичные ошибки в построении предложений таблица

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

                   Грамматические  ошибки

Предложения

1.Неправильное употребление падежной формы  существительного с предлогом

Благодаря   имеющихся источников  литературоведы  пришли  к  выводу …

Благодаря   понимания  со стороны  родителей…

НАДО:  БЛАГОДАРЯ   ЧЕМУ?

Летчик действовал согласно инструкций… НАДО: согласно чему?

Вопреки прогнозов   аналитиков… НАДО: вопреки чему?

На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется  на изучение  норм литературного языка. НАДО: уделяется чему? ИЗУЧЕНИЮ

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Никто из тех,  кто  играл в  школьной  баскетбольной команде,  не стали профессиональными  спортсменами.

Все,   кто рано начинает учить иностранный язык,  овладевает  им в совершенстве.

Те,   кто видел море лунными вечерами,  часто вспоминает о нем.

Каждый из жителей этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.

3. Нарушение  в построении предложения с несогласованным приложением

В  журнале  «Ровеснике»  печатают  много  интересных  статей.

 О пьесе «Вишневом саде» А.П.Чехов писал, что  у него вышла не драма, а комедия.

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

Созданы  благоприятные  условия  не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

НАДО:  НЕ ТОЛЬКО…, НО  И…

Борис Шергин – «писатель души и сердца»,  который как раскрыл идеи братства, так и красоты.  НАДО:  раскрыл как идеи братства, так и идеи красоты.

Я горячо люблю и  горжусь своей  Родиной. НАДО: люблю что? кого? – горжусь чем? кем?

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Увидев красный сигнал светофора, машина  была  остановлена.

Сдав  экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.

Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как  будущий успех моей книги.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

В рассказе описывается путешествие к замку, находящегося на самой вершине живописного холма.

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

7. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне руку.

8. Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.

Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.

Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.

9. Неправильное употребление имени числительного.

Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.  

Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.

10. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

И.С.Тургенев писал, что «берегите русский язык, этот клад, это достояние».

Виды грамматических ошибок

Примеры ошибок

Правильный вариант/правило

Ошибки в управлении

-неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом

* Оплатить за проезд

Скучаю по вам

*согласно приказа,

по приезду

Б

С дат. п.

(кому? чему?)

лагодаря

Согласно

вопреки

По приезде, прибытии, завершении, истечении, возвращении (в П.п.)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Смешение конструкций главного и придаточного предложений

*МГУ завершило прием

*Кресло-кровать стояла

*Пришел добрый врач Иванова.

Никто, даже отличники, не решили.

*Те, (кто опоздал), не посмотрел фильм.

Гл.слово-м.р.

Гл.слово-ср.р

Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р.

Никто не решил

Те не посмотрели, кто опоздал.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления

2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами

3. Употребление двойных союзов в искаженном виде

4. Избыточность союзных средств

5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов

6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п.

7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов.

* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами.

*Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания.

* Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания.

*Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал.

*Концерты проходили В театрах, парках, стадионах.

*Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки.

* Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи)

Подбор (чего?)

Наблюдение(над чем?)

не только для разведения, но и для поддержания.

Не только, но и

Как , так и

и т.п.

но//тем не менее

НА стадионах

Двух мальчиков и трех девочек

Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!!

Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

разорван определяемым словом

— неправильное согласование причастия с определяемым словом

*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/

Мы увидели бревна, плывущих по воде

Бревна, /плывущие по воде/

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

-деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо

* Листая альбом, мне попались две фотографии

Листая альбом, я увидел две фотографии.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже.

*В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века.

«Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев.

В романе «Капитанская дочка»..

В «Капитанской дочке»…

Ошибка в построении сложного предложения

с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном)

употребление составных союзов в искаженном виде

избыточность союзных средств

* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно.

* Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова.

* Он спросил, что где его вещи.

* Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык

Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно

Перед тем как

Для того чтобы

Вмето того чтобы

Прежде чем

С тех пор как

По мере того как

Подобно тому как

Виду того что

Вследствие того что несмотря на то что

Он спросил, где его вещи.

Я не знаю, сможем ли мы найти…

Косвенная речь

Прямая речь

Средство связи при замене на косвенную

Косвенная речь

Повествовательное предложение

* «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя.

что

*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости.

Побудительное предложение

*Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».

чтобы

* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них»

Вопросительное предложение

«Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой.

ли

*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

Он сказал, что он сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, что приходи пораньше.

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

Прямая речь

Косвенная речь

Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!»

Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.

1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:

*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).

2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:

*Скажите, чтоб он убирался… (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь…»).

3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:

а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).

б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).

4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

Он сказал, что сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, что приходи пораньше.

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

Прямая речь

Косвенная речь

Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!»

Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.

ЕГЭ. Русский язык. Задание 8.

ШПАРГАЛКА.

Примеры – ответы.

Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.

Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.

Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.

Грамматические ошибки.

Предложения с ошибками. Предложения без ошибок + комментарии.
1.Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге. Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.

(Любит кого? Забоится о ком?)

Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство. Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова:

не только…, но и;

как…, так и;

не столько …, сколько.

Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство. Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом.

Здесь это «зрелые годы»).

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился. Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.
Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился. Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.

При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе).

Молодёжь города приняли активное участие в субботнике. Молодёжь города приняла активное участие в субботнике.

(Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей).

3. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему». Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»

(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице).

4.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту. Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту.

(Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде).

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства. Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Слов каких? передававшИХ).

Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства. Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота).

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России. В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.

(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже).

7. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.

(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?)

По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице. По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.

(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде).

8. Ошибка в построении сложного предложения.
Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи. Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.

(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется).

Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность. Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность.

(В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза).

9. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.

(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект).

Верно.

Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности.

10. Ошибка в употреблении имени числительного.
Двое подружек были очень рады встрече. Две подружки были очень рады встрече.

Собирательное числительное не употребляется с женским родом).

Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные:

Двое котят (детёныши животных).

Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число).

Трое мальчиков (со словами в мужском роде).

Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток. Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня.

Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.

Других не бывает.

По обоим сторонам дороги росли могучие деревья. По обеим сторонам дороги росли могучие деревья.

(Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

ЕГЭ_2016  
                                                                                                                                 Автор-составитель
Беспалова Т. В.

Задание
7

(по
сборнику
«ЕГЭ
2016 Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов» под ред. И. П. Цыбулько)

Виды ошибок

Примеры с ошибками

Исправленные примеры

1

неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

Предлоги
 благодаря, согласно, вопреки употребляются с дат. п.

Предлоги 
наперерез, наперекор употребляются с  дат. п.

Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.

Благодаря тёплых
дней золотой осени лес как будто помолодел.

Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез
понёсшегося
вскачь
коня.

Вопреки распространённому мнению, верблюды не хранят воду в своих горбах.

Благодаря тёплым
дням
золотой осени
лес как будто помолодел.

Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез
понёсшемуся
вскачь
коню.

2

неправильное употребление имени числительного

Собирательные
числи-тельные употребляются с сущ-ми, обозначающими:


лиц муж. пола;


детёнышей:


парные предметы или имеющими только форму мн. ч.

Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина занимались в разных спортивных секциях.

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в
степи без еды и воды четыре суток.

Три одноклассницы: Виктория, Елена и Карина занимались в разных спортивных секциях.

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в
степи без еды и воды четверо суток.

3

нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм

 Однородные
глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени

И.С.
Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию
любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

И.С.
Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию
любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

4

нарушение связи между
подлежащим и сказуемым

Нарушение
в роде несклоняемых существительных

Нарушение
в роде аббревиатуры

Нарушение
в числе подлежащего и сказуемого в главной или придаточной части

[Относительное
местоимение кто в функции союзного слова употребляется
только с глаголами в ед. числе]

До
1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.

Весь
день пони катало в зоопарке малышей.

МГУ было основано в 1755г. по
инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто побывал в Крыму, увёз с
собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и
цветах.

Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм
«Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.

Те,
кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

До
1936 г. Тбилиси (город) назывался Тифлисом.

Весь
день пони (он) катал в зоопарке малышей.

МГУ был основан в 1755г. по
инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто побывал в Крыму, увезли с собой
после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм
«Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.

 Те, кто
бывал
в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

5

ошибка в
построении предложения с однородными членами

Неправильное
расположение и употребление двойных союзов 

Совмещение
конструк-ций  с причастным оборотом  и придаточным определительным

Объединенные
в сочинён-ном ряду слова управляют разными формами

Сёстры
как хорошо разбирались в музыке, так и в
живописи
.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования
научных работ, а также для внедрения их
в
практику.

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась
всем.

Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

Сёстры
хорошо разбирались как в музыке, так и в
живописи
.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования
научных работ, но и для внедрения их
в
практику.

Девушка,
которая сидела у окна и хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и восхищается им.

6

нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением

Ошибка
в согласовании приложения с определяемым словом.

[После
родовых обозначений (роман, повесть  и др.) имя собст-венное ставится
в И. п.]

В
основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат
реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Горячо
любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах
о добром и прекрасном».

В
основе произведения «Повесть о настоящем человеке» лежат
реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Горячо
любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма
о добром и прекрасном».

7

нарушение в построении
предложения с причастным оборотом

Ошибка
в согласовании определения с определяемым словом

Разрыв
прич. оборота определяемым словом

Ошибка
в месте причастного оборота

В
1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь
этю-дов, привезённым из поездки на Восток.

Приготовленные оладьи мамой
были необыкновенно вкусны.

Лес тянется с севера на юг, состоящий
только из хвой­ных пород
.

В
1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь
этюдов
, привезённых из поездки на Восток.

Приготовленные
мамой

оладьи были необыкновенно вкусны.

Лес, состоящий только из хвойных
пород
, тянется с севера на юг.

8

неправильное построение
предложения с деепричастным оборотом

Дееприч.
оборот должен обозначать действие того же субъекта, что и глагол, к которому
дееприч. оборот относится.

Дееприч.
оборот может использоваться в безличных предложениях, если сказуемое выражено
сочетанием предикативного наречия или безличного глагола (можно, нужно,
нельзя
и т.п.) и инфинитива.

Изображая
любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь
автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

Изображая
любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь
автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

9

ошибка в построении
сложноподчинённого  предложения

Нарушение границ предложения.

Разрыв
между определя-емым словом и придаточ-ным предложением

Неоправданное
соседство двух подчинительных союзов

Неоправданное
употреб-ление соотносительного слова то

Одновременное
использо-вание подчинит. союза и частицы ли в роли союза

Когда
я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.

Игру
надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

Читая
классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град
Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.
Достоевского.

Она
говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и
прекрасное. 

Незнакомец
поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью
усадьбу.

Я
понял глубокий замысел автора, когда закончил читать эту книгу.

Игру,
которой мы увлеклись, надо было закончить
из-за темноты,

Читая
классическую литературу, замечаешь,  насколько по-разному «град
Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя,
Ф.М.Достоевского.

Она
говорила, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

Незнакомец
поинтересовался, правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

10

неправильное
построение предложения с косвенной речью

В 
предложениях с косв. речью не употребляются  местоимения 1 и 2 лица.

Лингвист
Ф.
И.
Буслаев часто говорил, что
« я убеждён в необходимости основательного
преподавания родного языка».

Лингвист
Ф.
И.
Буслаев часто говорил, что
« он убеждён в необходимости
основательного преподавания родного языка».

1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении
предложения с однородными членами

В) нарушение в
построении предложения с

несогласованным
приложением

Г) нарушение
связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное
построение предложения с деепричастным оборотом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Мне
была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихоте».

2) Те,
кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество

3)По приезде в
Москву артист дал пресс-конференцию.

4)
Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические
произведения.

5)
Предметно-бытовые детали в прозе А. П. Чехова не только несут этическую
смысловую нагрузку, а также становятся важнейшими элементами стиля.

6) Это
произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой
Отечественной войне.

7)
Многие, кто бывал в Переславле,  знают, что этот город моложе Ростова,  но
его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.

8)
Прогулка, которая обещала нам столько удовольствия, не представляла ничего
занимательного.

9)
В один из осенних дней освеженный холодным воздухом лес как будто помолодел,
заблистал золотом листьев и красноватой сетью берёзовых ветвей.

2

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А) нарушение в
построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) неправильное построение предложения с деепричастным
оборотом

Г) неправильное построение
предложения с косвенной речью

Д) неправильное употребление
падежной формы существительного

с
предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Используя метафоры и сравнения, текст становится эмоциональнее и ярче.

2)
О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в
повести К.Г. Паустовского Орест Кипренский».

3)
Длинная московская зима, которая преобразила всю жизнь Анны, теперь
вспоминалась иначе, в каком-то ином, новом свете.

4)
Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он затруднился
ответить.

5)
Кремний широко применяют в радиотехнике благодаря его электрических свойств.

6)
Взор гостей привлекли развешанные картины по стенам дома.

7)
Вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу.

8)
К числу своих хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом.

9) Анализируя
текст художественного произведения, не бойтесь выражать своё отношение к
прочитанному.

3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
ошибка в построении
сложноподчинённого предложения

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
ошибка в построении предложения с однородными членами предложения

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
По окончании спектакля в театре «Современнике» долго не смолкали
аплодисменты.

2)В
2014 г. Сочи стали столицей Зимних Олимпийских игр.

3)Активисты
общественных движений забыли о разногласиях и единым фронтом выступили против
закрытия музея.

4)Корневище
белой кувшинки — продукт, из которого можно получить муку.

5)Чеховский
интеллигент был человеком, сочетавший порядочность с неумением осуществлять
свои идеалы.

6)Оплатив
счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

7)Эта
книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

8)В
сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры
представителей разных социальных сил.

9)Оказавшись
на дрейфующей льдине, рыбаки рассчитывали и верили в спасение.

4

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
неправильное построение предложения с деепричастным
оборотом

Б)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

В)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
В 2012 г. журнал «Природа» отметила свой столетний юбилей.

2)
Л. Н. Толстой писал, что «в романе «Анна Каренина» меня волновала
мысль семейная »

3)
За это время было создано государство, которое сумело справиться со всеми
внешними врагами.

4)
Работая в этой должности полтора года, инженер много успел сделать для
предприятия.

5)Метелица
посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка,
которому он оставил вчера свою лошадь.

6)
Благодаря современным технологиям учёные исследовали глубины озера Самотлор и
нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

7)Сформулировав
в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея.

8)
На минуту дождь утихает и застучит вновь.

9)
Благодаря активного участия волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне.

5

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении
предложения с причастным оборотом

Б)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
В) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении
сложноподчинённого предложения

Д) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Хозяин послал за проводником, сумеющего показать дорогу ночью.

2)Когда
герой опомнился. Было уже поздно.

3)Журнал
«Итоги» продолжает печатать серию очерков
об экономике страны.

4)Регулярно
занимаясь спортом, мышцы становятся более упругими.

5)Яркие
вспышки молний, которые как будто пронзали воздух, зачаровывали своей
угрожающей красотой.

6)Сверху,
с косогора, цветы, которые росли островками, были похожи на пятна мозаики на
зелёном фоне луга.

7)Настоящий
успех может быть достигнут только благодаря настойчивости и трудолюбия.

8)Отправляя
важную телеграмму, обязательно укажите обратный адрес.

9)МГУ
было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В.
Ломоносова.

6

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
Б)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.
2)По завершении спектакля зрители долго не могли прийти в себя от увиденного.
3)Приходит
осень и раскрасила все
листья в жёлтокрасные цвета.

4)Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт.
5)Те, кто побывал
в Риме, с упоением вспоминал об этом романтическом городе.
6)Сразу по при
езде в
Юрьевец туристы обратят
внимание
на колокольню
Георгия Победоносца.

7)Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль
о подлинном источнике этой книги.

8)В
отделе критики
и библиографии журнала систематически публикуются
обзоры
выходящих новинок художественной литературы.

9)Дневной свет, который заливает
комнату,
придаёт изображению прохладный серебристый
оттенок.

7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
ошибка в построении
сложноподчинённого предложения

Б) ошибка в построении предложения
с однородными членами

В)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Создав славянскую
азбуку, Кириллом и Мефодием были
переведены богослужебные книги.

2)
Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах
турецкой аристократии, которая в то время
активно приобщалась к европейской культуре.

3)До
1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.

4)Владимир
говорил о себе, что «я именно тогда в
старом русском городке, в Вологде, увлекся историей,
именно тогда начал заниматься архивами
деда».

5)Те,
кто обращался к поэзии Б. Пастернака,
ошеломлены неожиданными метафорами,
выразительностью антитез, сцеплением антонимов.

6)Учёные
заметили о том, что озоновый слой Земли истончается.

7)Новый
фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах
«Салют» и «Север».

8)Школьники нашего села
охотно помогали группе археологов, приехавших
из Новгорода.

9)Он
всегда уважал и искренне восхищался своими друзьями.
 

8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения
с однородными членами

В)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное
употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Неоднозначность работ Сальвадора Дали будоражила воображение зрителей, которые привыкли к миру спокойных пейзажей и портретов.

2)Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения.

3)Дом,
в котором первые годы по приезде в Петербург проживал драматург, находился на набережной
Крас
ного канала.

4)Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха.

5)Картина «Купание красного коня», которую создал в 1912 году художник
К.С. Петров-Водкин, была показана на выставке «Мир
искусс
тва».

6)Одним из художников,
применивший пленэрную живопись, был В.
Д. Поленов.

7)Согласно Красной книги языков народов
России на
водском языке в начале 1990-х годов говорили всего несколько человек.

8)Транслятор Лаврова благодаря простоте входного языка и высокой эффективности компиляции приобрёл большую популярность.

9)Те, кто предлагает образовательные услуги, принимает перед государством обязательство давать качественное образование.

9

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
неправильное употребление
имени числительного

Б) ошибка в построении предложения
с однородными членами

В)
нарушение в построении предложения с

несогласованным
приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное
употребление
падежной формы существительного с предлогом

        
         ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Те, кто семнадцать лет назад толькотолько входил в кинематограф, уже стали мастерами.

2)Трое одноклассниц: Виктория,
Елена и Карина занимались в разных
спортивных секциях.

3)По
окончании института
Татьяна Ильинична поехала на Алтай
преподавать
химию.

4)А. С. Пушкин стремился изучить не только народную поэтику, но
и освоить
её творчески, пытаясь овладеть характерными для
неё
приемами.

5)Целью созданного
ещё в 1890 году журнала «Науки
и жизни» была популяризация науки.

6)Немногим известна история
написания картины
«Грачи прилетели», которая впервые была показана в
Москве на выставке Общества любителей
художеств
в 1871 году.

7)Благодаря тёплых дней
золотой осени лес как будто помолодел, заблистал золотом листьев и красноватой сетью берёзовых ветвей.

8)Удивительный
весенний свет, который наполнил всю картину и поразному осветил её, чуть позолотил снежный бугор
у забора
и сам забор.

9)Те, кто не отступает перед трудностями, всегда будет примером для подрастающего поколения.

10

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
ошибка в построении
сложноподчинённого предложения

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Природный памятник «Столбы
выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из
семи чудес России.

2)Пётр чувствовал о том, как слипаются от
ус
талости
глаза и страшно ломит тело.

3)В
конце XVHI столетия науке стало
известно о существовании необычного
млекопитающего. откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.

4)К концу 1840-х
годов П.Л. Федотовым было написано уже
несколько полотен,
среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».

5)Те, кто хоть
немного увлекается философией, знает, что наши
мысли имеют способность
воплощаться
в реальности.

6)Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звездочке».

7)Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена
водителем.

8)Гумилёв объявил стихосложение
наукой и ремеслом, которому нужно усердно
учиться.

9)Один
из важнейших факторов признания игрока в такой стране,
как Англия, — это любовь или презрение со
стороны прессы.
 

11

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Дорожки сада, которые недавно посыпали ровным крупным гравием, мерно
хрустели под ногами
И
льи Александровича.

2)Весь
день пони катало
в зоопарке малышей.

3)М.
Б. БарклайеТолли был одним из военачальников, удостоенный ордена Святого Георгия за участие в войне против французов.

4)«Дама в голубом» (портрет художницы Е. М. Мартыновой) как чистый и нежный цветок, который занесли
из какихто
неведомых светлых садов.

5)Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг.

6)Тщеславие и глупость высмеиваются И. А. Крыловым в басне «Вороне и
лисице».

7)По
приезде в город мы посетили Псковский кремль.

8)Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

9)Без
умных и добрых книг, которые мы не
прочитали в детстве,
наш внутренний ми
р был бы неполным.
 

12

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения
с однородными членами

В)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
М. Горький писал об
А.С. Пушкине,
что как он «украсил народную песню и сказку блеском своего
таланта!»

2)Создавая вебсайт, это кажется многим сложным.

3)В
усадьбе, которая
до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу,
а потом старинному роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних
хозяев дома.

4)Египетский
мост в Санктетербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.

5)Отдавая заказы
западным самолётостроительным
компаниям,
руководители
отрасли наносят серьезный урон экономике
России.

6)Администрация школы, прежде всегодиректор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.

7)Моцарт, работавший в различных областях музыкального искусства, особое внимание уделял опере.

8)И
сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на
некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.

9)Смысл,
который люди
вкладывают в различные понятия, меняется с изменением человека и общества.

13

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении
предложения с однородными членами

В)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Г)
ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Употребляя ненормативную лексику, со средств массовой
информац
ии теперь взимается штраф.

2)В конкурсе «Библиокросс» выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг.

3)Поезд не задержался, он
прибыл на вокз
ал согласно расписания.

4)В «Диком помещике» М.Е. Салтыков-Щедрин наглядно рисует богатого барина,
ко
торый оказался без слуг.

5)Мы спросили, что вправе
ли
рассчитывать на помощь государства.

6)3агранпаспорт
необходимо заменить
по истечении срока его действия.

7)Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает
крайне
обидчивым.

8)Приходя на концерт симфонического оркестра, я
слушаю и наслаждаюсь
классической музыкой.

9)Внешняя композиция, которую определяет деление трилогии на книги и разделы, сочетается с более сложной внутренней композицией —
системой мо
тивов.

14

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное употребление
имени числительного

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
В апрельских номерах журнала «Нового мира» были опубликованы стихи молодого
талантливого поэта.

2)Фруктоза
— это одно из веществ, получаемая из ягод и фруктов.

3)Сразу
по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню
Георгия Победоносца.

4)Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в
степи без еды и воды четыре суток.

5)Бабушка
вяжет шарф и подарила его своему внуку.

6)Этот
камерный зал, использующийся сейчас
преимущественно в учебных целях, до ноября
2007 года назывался Белым залом.

7)Все, кто побывал в Долине
гейзеров, понимает, почему её считают одним
из чудес света.

8)Художественная
речь, которая принципиально отличается от официально-деловой и научной, по
ряду признаков сближается с публицистической.

9)Первыми,
кто пришёл на избирательный участок для голосования, были мои соседи,
пенсионеры.
 

15

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Продумав
распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня напряженный график работы.

2)Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

3)Я знаю, что язык самая живая и прочная
связь, которая объединяет все поколения
в
одно великое историческое целое народ.

4)Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».

5)Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в поэтическом, и в
прозаическом тексте.

6)Внимательно наблюдая за отдельными животными, ученые выявили некоторые
закономерности их поведения.

7)В рассказе КГ. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

8)В
очередной раз перечитал Д.С.
Лихачёва, случайно обратив
внимание на пропущенную ранее интересную мысль о храме, который известен как храм Василия Блаженного.

9)Посвященная жизни и творчеству автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» выставка, которую туляки открыли
в галерее «Ясная
Поляна», называется «Дон. Шолохов. Россия».

16

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В)
ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Благодаря газеты мы узнали о возобновлении теплоходного маршрута
к «Северным
о
стровам».

2)Активисты общественных движений забыли о разногласиях
и е
диным фронтом выступили против закрытия музея.

3)Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр.

4)Те, кто не изучает
иностранны
й язык, лишён возможности
читать в подлиннике шед
евры
мировой литературы.

5)Максим Максимыч упрекает Печорина в том, что почему он
ох
ладел
к
Бэле.

6)Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный

на Белом море.

7)В новом романе Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр» изображены
пос
левоенные годы.

8)Снег шёл не переставая
и нео
жиданно
з
аканчивается.

9)Детский коллектив школы искусств
со
здал одно большое художественное
полотно
, которое станет центральным лотом на аукционе, приуроченном

к празднику
Дню защиты де
тей.

17

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Д)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Солнечное затмение, которое произойдёт в ноябре текущего года, на этот раз будет почти полным.

2)Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне лапу.

3)Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре.

4)Ученые рассказывали о своей деятельности, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги».

5)В
рассказе описывается путешествие к замку, находящегося на самой вершине живописного холма.

6)Определяя значение непонятных слов, мной овладели
сомнения.

7)Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

8)Все выступающие твёрдо уверены в необходимости продолжить дискуссию

после соответствующих экспериментов.

9)Плохо выраженная мысль это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.

18

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

Б)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Те, кто обращался к поэзии
Б. Пастернака, ошеломлены неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.

2)3адержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в
воскресенье у
себя на даче».

3)Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актера.

4)Все, кто присутствовал на
заседании Ученого совета, убедился в обоснованности отклонения диссертации.

5)В
поэме А. Блока «Двенадцати» неожиданный финал.

6)Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

7)Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавших из Новгорода.

8)Именно поэтому поэзию считают образцом краткой и выразительной
речи, которая оказывает на читателя сильное воздействие.

9)С
большой сердечной любовью относились к А. П. Чехову простые люди: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны.
 

19

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Б)
ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

2)В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические
споры представителей разных социальных сил.

3)Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше
ни в одном уголке Земли.

4)В северной части острова Калимантан сделаны новые фотографии одного из наименее изученных видов кошачьих — калимантанской кошки, которая долго считалась полностью уничтоженной.

5)Согласно древнерусских летописных источников первые упоминания о Москве относятся к 1147 году.

6)Лишь увидев плот «Кон-Тики», можно оценить геройство тех, кто осмелился плыть на
нём по океану.

7)Все, кто написал рецензию на «отлично», дал глубокий анализ произведения

и
обосновал свою точку зрения.

8)Рассматривая наскальные изображения
эпо
хи каменного
века
, рисунки могут быть поняты
людьми разны
х национальностей.

9)Вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу.
 

20

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное употребление
имени числительного

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Все выступающие твёрдо уверены в необходимости
продолжить дискуссию
после соответствующих экспериментов.

2)О
своём отношении к классической музыке В.
П. Астафьев написал
в очерке
«Постскриптуме».

3)Среди сподвижников
молодого царя, прежде хранившим верность своему
повелителю, послышался возмущённый
ропот.

4)Все, кто любит русскую культуру, знает имена
великих поэтов и писателей:

А.С Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н.
Толстого.

5)Тренер
сказал нам о том, чтобы мы передали
пловцам его распоряжение.

6)Пятерым медицинским
сёстрам
для работы в новых условиях
необходимо было пройти курсы повышения квалификации.

7)А.С.
Грибоедов
в комедии «Горе
от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.

8)Можно
говорить о том, что уже на самом раннем этапе творчества
психолингвист А.
Р. Лурия
предпринял первые шаги в разработке проблемы
социальной обусловленности речевого развития.

9)Комната, вместив в себя огромное количество мебели, не
казалась тесной.
 

21

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
ошибка в построении предложения с однородными членами

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
На предсказания
метеорологов как ориентируются городская хозяйственная,
так и медицинская службы.

2)Те, кто не раз помогали писателю в трудные годы, навсегда останутся в его памяти
как самые светлые и добрые люди.

3)С
одной стороны к форуму примыкало здание государственного
архива, которое
стояло на сводчатых подземных этажах.

4)Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света,
связано с вулканами.

5)Мне хотелось бы заметить
о том, что мудрость понимается поразному.

6)Одной из острых глобальных экологических проблем является изменение климата на Земле, которое происходит в результате так называемого парникового эффекта.

7)Белые
кувшинки
дремали и едва покачивались на убаюкивающей зыби
огромного озера.

8)Сюжет
поэмы «Мёртвых
душ» был подсказан Н. Гоголю А. Пушкиным.

9)По
окончании института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в
профильных компаниях.
 

22

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Ермолай сказал мне с улыбкой, что самовар готов.

2)Работая над сочинением,
мне было
сделано замечание.

3)Девушка входит в зал и не обратила на
меня внимания.

4)Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно

из самых прекрасных зрелищ.
5)Большинство книг, рассказывающим о жизни рептилий, издано в
нашей стране.

6)Одной из самых известных раскольниц, судьба которой заинтересовала В. И. Сурикова, была боярыня Феодосья Морозова.

7)Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному

своими разработками автомобилей
для компьютерных игр.

8)Благодаря дружбы с семьей Аксакова по приезде из
Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.

9)Ландыш — цветок, с древних времён
исполь
зуемый в народной медицине
.  

23

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
ошибка в построении предложения с однородными
членами

Б)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

В)
ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное употребление
имени числительного

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Страницу паспорта, содержащую закодированные сведения о
его влад
ельце, заполняют методом лазерного гравирования.

2)Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых
тонули
луга и
пашн
и.

3)Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается
впечатление, чт
о поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

4)Случайно встретившись, двое
подруг
долго рассказывали друг другу
последние новос
ти.

5)Все, кто знал великого
писателя, отмечал его скромность и принципиальность
.

6)Те, кто побывал в
Антарктиде,
могли видеть действующий вулкан
Эреб
ус, расположенный на
одном
из прибрежных островов.
7)Расположившись на земляной насыпи,
зрителям
был виден весь стадион.

8)Если бы не нашлись свидетели, неизвестно, как обернулось бы
дело.
9)Др
евнегреческий философ Сократ
когда-то произнёс, что
«он знает то, что

ничего не знает».

24

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Каждый из жителей
этой местности уделяяли особое внимание развитию садоводства.

2)Алёхин, войдя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас
видеть.

3)В
журнале «Этнографическом обозрении» Д. Н. Ушаков опубликовал ряд статей о поверьях
и обычаях русских крестьян.

4)И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот
клад, это достояние».

5)Цветок
распускается
и обрадовал всех своей красотой.

6)Невозможно
наскучить девушке, беседуя с ней о её характере и красоте.

7)Одним
из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является
графика.

8)Развитие
нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприятий.

9)Блажен,
кто странствовал, подобно Одиссею, в Колхиду
парус вёл за золотым руном.

25

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
ошибка в построении предложения с однородными
членами

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Одна из главных
черт, характеризующие Наташу Ростову, честность в отношениях с людьми.

2)Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.

3)Футболист, игравший в нападении и который забил два гола,
был воспитанником известного тренера.

4)Те, кто увлечённо работает
в какой бы то ни
было области знаний, тянется к новаторству.

5)Разбивая виноградники, большое значение имеют географические факторы.

6)Даниель Дефо (1660-1731 гг.) — английский писатель, автор известного
романа
«Робинзона Крузо».

7)Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения.

8)Анатоль Франс писал, что «учиться надо только весело, переваривая знания,
по
глощать их с аппетитом».

9)Прочитав роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», я задумался
о проблеме одиночеств
а.
 

26

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение
видовременной соотнесённости глагольных форм

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Д)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Можно быть скромным, не
будучи мудры
м, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью.

2)Ядро Земли — самая горячая и
плотная
её часть, которая состоит в основном

из железа и никеля.

3)В городе создана специальная
к
омиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.

4)У
хорошего оратора, тщательно подготовившись к выступлению, речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

5)Картину «Боярыню Морозову» В.И. Суриков создавал в течение ряда лет.

6)Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер.

7)Надо помогать детям расти и
проявить
свои таланты.

8)Циолковский писал, что
«основная цель его жизни — продвинуть человечество
хоть немного
вперед».

9)Поэт должен уметь передать настроение, которое пробудило в его
душе
созерцание природы.
 

27

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
неправильное употребление
имени числительного

Б)
ошибка в построении предложения с однородными членами

В)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

Г)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Мы дошли до луга, поросшего клевером.
2)Часа в три утра я проснулся, потому что
страшно озяб.

3)А.С.
Пушкин бросает вызов обществу, заявляя, что
«в свой жестокий век
восславил
я свободу».

4)Девушка, сидевшая у
окна и которая хорошо
пела, запомнилась всем.

5)В
выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.
6)Вследствие длительного отсутствия катера на поиски судна было послано двое
самолетов.

7)Уезжая в командировку, отцом было обещано, что он обязательно вернется
к
праздникам.

8)Надя
попросила, чтобы её хоть раз выслушали до конца.

9)Крестьяне,
глядя на небо, мечтали о дожде.
 

28

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал
профессиональным спортсменом.

2)Дорога
привела нас к деревеньке, поразившей всех
своим заброшенным видом.

3)На уроке литературы
мы рассуждали,
что в своих рассказах А. П. Чехов
по-новому показал
тип «маленького» человека.

4)Осенью колосья
пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших
зёрен, когда появятся
в поле комбайны.

5)Изучая растения средней полосы, используется озеленение участков.

6)Грибники вышли на
поляну, где росла одинокая елочка, окруженная
хороводом
маслят.

7)О
пьесе
«Вишневом
саде» А. П.
Чехов писал,
что у него вышла не драма, а
комедия.

8)Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.

9)Я
спросил нашего провожатого, кто здесь
ловит соболей.
 

29

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

Б)
ошибка в построении предложения с однородными
членами

В)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение
предложения с косвенной
речью

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Незабудку любят в Англии, где с
ней связано
популярное празднество, известное под названием «Майская королева».

2)Я
едва удержался от того, чтобы не крикнуть, но сильно побледнел.

3)Многих читателей журналов в
первую очередь интересует теоретические статьи
экономистов и социологов, которые ставят в своих публикациях проблемные
вопросы.

4)Пугачёв сказал Гринёву, что ты
крепко передо мной виноват, но я помиловал тебя за то, что ты оказал мне услугу.

5)Мы прислушались к странному гулу, доносившемуся со стороны реки.

6)Борис Шергин — «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи братства, взаимовыручки, так и красоты.

7)Наперекор мнения родителей
я принял собственное решение.

8)Пользуясь
фразеологическим словарем, меня
поразило богатство языка.

9)Егорушка
лежал на спине
и, заложив руки под голову, глядел вверх.
 

30

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Главная роль в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову.

2)Ф. И. Тютчев написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики.

3)Солнце перед самым закатом
вышло
из-за серых туч, закрывавших небо.

4)Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались построить
башню, которая должна была достигнуть неба.

5)Те, кто никогда не был на колокольне Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеет представления о Москве.

6)Лесные поляны
пок
рыты яркими звёздочками земляники, обильно цветущей
в
этом году.

7)Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей.

8)Когда учитель узнал о конфликте, он не обсуждает его с классом.

9)Подъезжая к городу, мне встретился
на окраине краеведческий
музей.
 

31

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
ошибка в построении предложения с однородными
членами

В)
ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

Г)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Д)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Орден Святого
Андрея Первозванного был учрежден Петром I в 1698 году, выдаваемый только в
редких, исключительных случаях.

2)Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.

3)Преподаватель напомнил о том, что
рефераты необходимо сдать не позднее марта
.

4)Созданы благоприятные условия не только для опубликования
научных работ, а также для внедрения их
в
практику.

5)Менеджер согласился подтвердить о том, что вещь находится на
гарантии.

6)Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объем перевозок на уровне прошлого года.

7)Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.

8)У учёных, обнаружив в
кометах органические вещества, возникло
предположение о существовании жизни вне Земли.

9)Все творчество писателя Евгения Носова есть большая мудрая книга,
которая п
омогает людям быть добрее, щедрее душой.  

32

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б)
ошибка в построении предложения с однородными
членами

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение
предложения с косвенной
речью

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Кругом расстилались луга, благоухающие как ароматами трав, так и цветов.

2)Между
британцами и римлянами, завоевав Британские острова, устраивались встречи
по футболу.

3)Все, кто любит поэзию,
знает А. А. Фета как тонкого лирика, певца искусства,
любви и природы.

4)В
фамильном архиве есть послание актёра Щепкина, в котором он пишет, что «я с
душевной болью сообщаю
о закрытии театра в Тифлисе».

5)Благодаря частицам, которые двигаются равномерно, происходит излучение

электромагнитных волн.

6)На
картине И. И. Фирсова
«Юном живописце» изображена
домашняя
мастерская
художника.

7)Прочитав
пьесу А. Вампилова,
я решил ближе познакомиться с творчеством
драматурга.

8)Недалеко
от санатория
проходило Симферопольское
шоссе.

9)Во
Дворце культуры «Звезда» состоялся праздничный концерт.
 

33

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Те, кто читал статью Н.А. Добролюбова, знакомы с оценкой критика образа
Катерины.

2)Основным
источником энергии для каждого живого существа, населяющих нашу планету,
служит энергия Солнца.

3)Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто
вспоминает о нём.

4)Ф.
М.
Достоевский
писал, что высшая и самая характерная черта российского народа — это чувство
справедливости.

5)Благодаря
применения нового метода были достигнуты
блестящие результаты.

6)В
мае громко поют птицы и ярко светило солнце.

7)Пользуясь
автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

8)В
древнерусском языке слово «дом», которое
обозначало и хозяйство, и семью, было
очень важным.

9)Подъезжая
к городу, я заметил, что подул сильный
ветер.
 

34

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

Б)
ошибка в построении предложения с однородными
членами

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Д)
неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Повысить уровень личного обаяния можно благодаря таких качеств человека, как
коммуникабельность, рефлексия и красноречие.

2)Когда
я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.

3)Лётчик
действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

4)Л.
ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и
сонаты, квартета.

5)Водитель
маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам оплатить проезд.

6)Перед
Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача
расположить к себе новых подданных.

7)Когда
находишься в пути, всегда вспоминаешь дом.

8)Все
ученики, пришедшие на факультативное
занятие, разобрались в сложной теме.

9)В
журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.
 

35

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

Б)
ошибка в построении предложения с однородными
членами

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)Благодаря
труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтов а монастыря.

2)Сёстры
как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи.

3)
Офицер сказал станционному смотрителю, что «мне нужны лошади».

4)
Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных
усадебных деревьев.

5)
Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

6)
Благодаря усилиям строителей объект был сдан вовремя.

7)
Художественные средства, которые были использованы в стихотворении А.С.
Пушкина «Деревне», тяготеют к классицистической традиции.

8)
Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевают им в совершенстве.

9)
Не только способности, но и трудолюбие помогут достичь успеха в работе.

36

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)
неправильное построение
предложения с косвенной речью

В)
неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)
ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

                 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)
Ю. Олеша в одном из своих писем рассуждал
о том, что же самое прекрасное из
увиденного им на земле.

2)В
наше время непрерывно растёт объём передающейся информации
по глобальным линиям магистральной связи.

3)Спор
— это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон
претендуют на установление истины.

4)Лингвист
Ф. И. Буслаев
часто говорил, что
« я убеждён в
необходимости основательного преподавания родного языка».

5)Игру
надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

6)Среди
домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.

7)Став столицей Олимпийских игр, в Сочи было
построено большое количество
спортивных объектов и гостиниц.

8)Участник
дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.

9)Художественный
мир Мастера характеризуется рядом
предметных деталей, которые приобретают символическое значение.
 

Возможно, вам также будет интересно:

  • Типичные ошибки в построении предложений с причастным оборотом
  • Типичные ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом
  • Типичные ошибки в положении врача и ассистента
  • Типичные ошибки в плане графике
  • Типичные ошибки в плавании это

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии