ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Ошибки в построении сложного предложения.
Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.
Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:
- сложносочинённые
- сложноподчинённые
- бессоюзные.
В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.
Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.
От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.
А теперь подходим к сути вопроса № 8.
Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.
Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).
Ошибки в использовании подчинительных союзов.
- Неверно подобранный подчинительный союз.
Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.
Пример.
Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
Верно.
Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)
- Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.
Пример.
Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
Верно.
Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
- Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.
Пример.
Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
Верно.
Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
- Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном
Пример.
Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.
Верно.
Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.
- Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.
Пример.
Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.
Верно.
Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.
Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.
- Пропуск необходимого указательного слова.
Пример.
Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)
Верно.
Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.
ИЛИ
Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.
- Неоправданное употребление указательного слова.
Пример.
У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.
Верно.
У меня есть предположение, что он просто не подготовился.
- Использование указательного слова в неверном падеже.
Пример.
Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
Верно.
Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.
Неверное построение сложноподчинённого предложения.
- Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
Пример.
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)
Верно.
В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.
- Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.
Пример.
Контрольная работа, назначенная на понедельник
и к которой я готовился, была вдруг отменена.
Верно.
Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.
- Употребление неверной формы союзного слова «который».
Пример.
Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.
(Героем каким?- который)
Верно.
Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Ошибки в сложном предложении.
- Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
- Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
- Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
- Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
- Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
- Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.
Приложение.
Таблица
Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.
Вид придаточных |
Вопросы |
Подчинительные союзы |
Союзные слова. |
Определительные |
Какой? |
Который, какой каков, чей, что, когда, где, куда, откуда. |
|
Изъяснительные |
Вопросы косвенных падежей. |
Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что». |
Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько. |
Обстоятельственные |
|||
Образа действия |
Как? Каким образом? |
Что, чтобы, словно, будто. |
Что. |
Меры |
Сколько? |
Что, словно, будто. |
Сколько. |
Степени |
Как? В какой степени? |
Что, словно, будто. |
Как, насколько. |
Места |
Где? Куда? Откуда? |
Где, куда, откуда. |
|
Времени |
Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? |
Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как. |
|
Причины |
Почему? Отчего? По какой причине? |
Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что. |
|
Следствия |
Что из этого следует? |
Так что |
|
Цели |
Зачем? С какой целью? |
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы. |
|
Условия |
При каком условии? |
Если, когда, раз. |
|
Уступки |
Несмотря на что? Вопреки ему? |
Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай. |
Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица) |
Сравнения |
Как? В сравнении с чем? |
Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем. |
|
Сопоставительные. |
_______ |
В то время как, между тем как, тогда как, если – то. |
|
Присоединительные |
______ |
Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др. |
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Грамматические ошибки
Предложения
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу …
Благодаря понимания со стороны родителей…
НАДО: БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ?
Летчик действовал согласно инструкций… НАДО: согласно чему?
Вопреки прогнозов аналитиков… НАДО: вопреки чему?
На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка. НАДО: уделяется чему? ИЗУЧЕНИЮ
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стали профессиональными спортсменами.
Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
Те, кто видел море лунными вечерами, часто вспоминает о нем.
Каждый из жителей этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.
О пьесе «Вишневом саде» А.П.Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
НАДО: НЕ ТОЛЬКО…, НО И…
Борис Шергин – «писатель души и сердца», который как раскрыл идеи братства, так и красоты. НАДО: раскрыл как идеи братства, так и идеи красоты.
Я горячо люблю и горжусь своей Родиной. НАДО: люблю что? кого? – горжусь чем? кем?
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена.
Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.
Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как будущий успех моей книги.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
В рассказе описывается путешествие к замку, находящегося на самой вершине живописного холма.
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
7. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне руку.
8. Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.
Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.
Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
9. Неправильное употребление имени числительного.
Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.
Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.
10. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
И.С.Тургенев писал, что «берегите русский язык, этот клад, это достояние».
Виды грамматических ошибок |
Примеры ошибок |
Правильный вариант/правило |
Ошибки в управлении -неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом |
* Оплатить за проезд Скучаю по вам *согласно приказа, по приезду |
Б С дат. п. (кому? чему?) лагодаря Согласно вопреки По приезде, прибытии, завершении, истечении, возвращении (в П.п.) |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым С |
*МГУ завершило прием *Кресло-кровать стояла *Пришел добрый врач Иванова. Никто, даже отличники, не решили. *Те, (кто опоздал), не посмотрел фильм. |
Гл.слово-м.р. Гл.слово-ср.р Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р. Никто не решил Те не посмотрели, кто опоздал. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами 1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления 2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами 3. Употребление двойных союзов в искаженном виде 4. Избыточность союзных средств 5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов 6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п. 7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов. |
* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами. *Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания. * Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания. *Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал. *Концерты проходили В театрах, парках, стадионах. *Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки. * Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи) |
Подбор (чего?) Наблюдение(над чем?) не только для разведения, но и для поддержания. Не только, но и Как , так и и т.п. но//тем не менее НА стадионах Двух мальчиков и трех девочек Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!! |
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом —разорван определяемым словом — неправильное согласование причастия с определяемым словом |
*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/ Мы увидели бревна, плывущих по воде |
Бревна, /плывущие по воде/ |
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом -деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо |
* Листая альбом, мне попались две фотографии |
Листая альбом, я увидел две фотографии. |
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением —приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже. |
*В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века. *В «Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев. |
В романе «Капитанская дочка».. В «Капитанской дочке»… |
Ошибка в построении сложного предложения —с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном) —употребление составных союзов в искаженном виде —избыточность союзных средств |
* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно. * Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова. * Он спросил, что где его вещи. * Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык |
Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно Перед тем как Для того чтобы Вмето того чтобы Прежде чем С тех пор как По мере того как Подобно тому как Виду того что Вследствие того что несмотря на то что Он спросил, где его вещи. Я не знаю, сможем ли мы найти… |
Косвенная речь
Прямая речь |
Средство связи при замене на косвенную |
Косвенная речь |
Повествовательное предложение * «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя. |
что |
*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости. |
Побудительное предложение *Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». |
чтобы |
* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них» |
Вопросительное предложение «Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой. |
ли |
*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть. |
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь |
Примеры ошибок |
Косвенная речь |
Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя». |
Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя. |
Он сказал, что он сделает эту работу для меня. |
Он сказал: «Приходи пораньше». |
Он сказал, что приходи пораньше. |
Он сказал, чтобы я пришел пораньше. |
Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?» |
Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу. |
Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу. |
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» |
Я спрашиваю, что ты был вчера в институте? |
Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте. |
5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь |
Косвенная речь |
Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» |
Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной. |
1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:
*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).
2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:
*Скажите, чтоб он убирался… (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь…»).
3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:
а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).
б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).
4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь |
Примеры ошибок |
Косвенная речь |
Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя». |
Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя. |
Он сказал, что сделает эту работу для меня. |
Он сказал: «Приходи пораньше». |
Он сказал, что приходи пораньше. |
Он сказал, чтобы я пришел пораньше. |
Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?» |
Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу. |
Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу. |
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» |
Я спрашиваю, что ты был вчера в институте? |
Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте. |
5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь |
Косвенная речь |
Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» |
Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной. |
ЕГЭ. Русский язык. Задание 8.
ШПАРГАЛКА.
Примеры – ответы.
Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.
Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.
Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.
Грамматические ошибки.
Предложения с ошибками. | Предложения без ошибок + комментарии. |
1.Ошибка в построении предложения с однородными членами. |
|
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге. | Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.
(Любит кого? Забоится о ком?) |
Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство. | Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.
Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова: не только…, но и; как…, так и; не столько …, сколько. |
Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство. | Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.
(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом. Здесь это «зрелые годы»). |
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. |
|
Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился. | Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился. |
Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился. | Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.
При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе). |
Молодёжь города приняли активное участие в субботнике. | Молодёжь города приняла активное участие в субботнике.
(Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей). |
3. Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
|
Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему». | Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»
(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице). |
4.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. |
|
Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту. | Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту.
(Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде). |
5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. |
|
Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства. | Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.
(Слов каких? передававшИХ). |
Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства. | Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.
(Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота). |
6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
|
В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России. | В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.
(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже). |
7. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
|
Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. | Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.
(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?) |
По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице. | По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.
(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде). |
8. Ошибка в построении сложного предложения. |
|
Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи. | Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.
(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется). |
Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность. | Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность.
(В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза). |
9. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. |
|
Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. | Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.
(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект). Верно. Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности. |
10. Ошибка в употреблении имени числительного. |
|
Двое подружек были очень рады встрече. | Две подружки были очень рады встрече.
Собирательное числительное не употребляется с женским родом). Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные: Двое котят (детёныши животных). Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число). Трое мальчиков (со словами в мужском роде). |
Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток. | Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня.
Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Других не бывает. |
По обоим сторонам дороги росли могучие деревья. | По обеим сторонам дороги росли могучие деревья.
(Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода). |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ
ЕГЭ_2016
Автор-составитель
Беспалова Т. В.
Задание
7
(по
сборнику «ЕГЭ
2016 Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов» под ред. И. П. Цыбулько)
№ |
Виды ошибок |
Примеры с ошибками |
Исправленные примеры |
1 |
неправильное употребление |
||
Предлоги Предлоги |
Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах. Благодаря тёплых Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез |
Вопреки распространённому мнению, верблюды не хранят воду в своих горбах. Благодаря тёплым Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез |
|
2 |
неправильное употребление имени числительного |
||
Собирательные — — — |
Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях. Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в |
Три одноклассницы: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях. Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в |
|
3 |
нарушение видовременной |
||
Однородные |
И.С. |
И.С. |
|
4 |
нарушение связи между |
||
Нарушение Нарушение Нарушение [Относительное |
До Весь МГУ было основано в 1755г. по Все, кто побывал в Крыму, увёз с Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм Те, |
До Весь МГУ был основан в 1755г. по Все, кто побывал в Крыму, увезли с собой Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм Те, кто |
|
5 |
ошибка в |
||
Неправильное Совмещение Объединенные |
Сёстры Созданы благоприятные условия не только для опубликования Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом. |
Сёстры Созданы благоприятные условия не только для опубликования Девушка, Складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и восхищается им. |
|
6 |
нарушение в построении |
||
Ошибка [После |
В Горячо |
В Горячо |
|
7 |
нарушение в построении |
||
Ошибка Разрыв Ошибка |
В Приготовленные оладьи мамой Лес тянется с севера на юг, состоящий |
В Приготовленные Лес, состоящий только из хвойных |
|
8 |
неправильное построение |
||
Дееприч. Дееприч. |
Изображая Пользуясь |
Изображая Пользуясь |
|
9 |
ошибка в построении |
||
Нарушение границ предложения. Разрыв Неоправданное Неоправданное Одновременное |
Когда Игру Читая Она Незнакомец |
Я Игру, Читая Она Незнакомец |
|
10 |
неправильное |
||
В |
Лингвист |
Лингвист |
1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении В) нарушение в несогласованным Г) нарушение Д) неправильное |
1) Мне 2) Те, 3)По приезде в 4) 5) 6) Это 7) 9) |
2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) нарушение в Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) неправильное построение предложения с деепричастным Г) неправильное построение Д) неправильное употребление с |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 9) Анализируя |
3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)В 3)Активисты 4)Корневище 5)Чеховский 6)Оплатив 7)Эта 8)В 9)Оказавшись |
4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2) 3) 4) 5)Метелица 6) 7)Сформулировав 9) |
5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) Д) неправильное употребление |
1) 2)Когда 3)Журнал 4)Регулярно 5)Яркие 6)Сверху, 7)Настоящий 8)Отправляя 9)МГУ |
6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) В) Г) Д) |
1) 4)Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт. 7)Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль 8)В 9)Дневной свет, который заливает |
7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении предложения В) Г) Д) |
1) 2) 3)До 4)Владимир 5)Те, 6)Учёные 7)Новый 8)Школьники нашего села 9)Он |
8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении предложения В) Г) Д) неправильное |
1) 2)Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения. 3)Дом, 4)Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха. 5)Картина «Купание красного коня», которую создал в 1912 году художник 6)Одним из художников, 7)Согласно Красной книги языков народов 8)Транслятор Лаврова благодаря простоте входного языка и высокой эффективности компиляции приобрёл большую популярность. 9)Те, кто предлагает образовательные услуги, принимает перед государством обязательство давать качественное образование. |
9
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении предложения В) несогласованным Г) Д) неправильное |
1) 2)Трое одноклассниц: Виктория, 3)По 4)А. С. Пушкин стремился изучить не только народную поэтику, но 5)Целью созданного 6)Немногим известна история 7)Благодаря тёплых дней 8)Удивительный 9)Те, кто не отступает перед трудностями, всегда будет примером для подрастающего поколения. |
10
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Пётр чувствовал о том, как слипаются от 3)В 4)К концу 1840-х 5)Те, кто хоть 6)Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звездочке». 7)Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена 8)Гумилёв объявил стихосложение 9)Один |
11
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Весь 3)М. 4)«Дама в голубом» (портрет художницы Е. М. Мартыновой) как чистый и нежный цветок, который занесли 5)Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг. 6)Тщеславие и глупость высмеиваются И. А. Крыловым в басне «Вороне и 7)По 8)Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня. 9)Без |
12
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении предложения В) Г) Д) |
1) 2)Создавая веб—сайт, это кажется многим сложным. 3)В 4)Египетский 5)Отдавая заказы 6)Администрация школы, прежде всего‘ директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов. 7)Моцарт, работавший в различных областях музыкального искусства, особое внимание уделял опере. 8)И 9)Смысл, |
13
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении В) Г) Д) |
1) 2)В конкурсе «Библиокросс» выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг. 3)Поезд не задержался, он 4)В «Диком помещике» М.Е. Салтыков-Щедрин наглядно рисует богатого барина, 5)Мы спросили, что вправе 6)3агранпаспорт 7)Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает 8)Приходя на концерт симфонического оркестра, я 9)Внешняя композиция, которую определяет деление трилогии на книги и разделы, сочетается с более сложной внутренней композицией — |
14
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Фруктоза 3)Сразу 4)Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в 5)Бабушка 6)Этот 7)Все, кто побывал в Долине 8)Художественная 9)Первыми, |
15
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных. 3)Я знаю, что язык ——— самая живая и прочная 4)Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень». 5)Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в поэтическом, и в 6)Внимательно наблюдая за отдельными животными, ученые выявили некоторые 7)В рассказе КГ. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского. 8)В 9)Посвященная жизни и творчеству автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» выставка, которую туляки открыли |
16
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Активисты общественных движений забыли о разногласиях 3)Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр. 4)Те, кто не изучает 5)Максим Максимыч упрекает Печорина в том, что почему он 6)Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море. 7)В новом романе Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр» изображены 8)Снег шёл не переставая 9)Детский коллектив школы искусств к празднику — |
17
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне лапу. 3)Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре. 4)Ученые рассказывали о своей деятельности, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги». 5)В 6)Определяя значение непонятных слов, мной овладели 7)Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». 8)Все выступающие твёрдо уверены в необходимости продолжить дискуссию 9)Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли. |
18
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)3адержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в 3)Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актера. 4)Все, кто присутствовал на 5)В 6)Ночь опускается на город и скрыла его во мраке. 7)Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавших из Новгорода. 8)Именно поэтому поэзию считают образцом краткой и выразительной 9)С |
19
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические 3)Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше 4)В северной части острова Калимантан сделаны новые фотографии одного из наименее изученных видов кошачьих — калимантанской кошки, которая долго считалась полностью уничтоженной. 5)Согласно древнерусских летописных источников первые упоминания о Москве относятся к 1147 году. 6)Лишь увидев плот «Кон-Тики», можно оценить геройство тех, кто осмелился плыть на 7)Все, кто написал рецензию на «отлично», дал глубокий анализ произведения и 8)Рассматривая наскальные изображения 9)Вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу. |
20
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)О 3)Среди сподвижников 4)Все, кто любит русскую культуру, знает имена А.С Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. 5)Тренер 6)Пятерым медицинским 7)А.С. 8)Можно 9)Комната, вместив в себя огромное количество мебели, не |
21
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Те, кто не раз помогали писателю в трудные годы, навсегда останутся в его памяти 3)С 4)Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, 5)Мне хотелось бы заметить 6)Одной из острых глобальных экологических проблем является изменение климата на Земле, которое происходит в результате так называемого парникового эффекта. 7)Белые 8)Сюжет 9)По |
22
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Работая над сочинением, 3)Девушка входит в зал и не обратила на 4)Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно из самых прекрасных зрелищ. 6)Одной из самых известных раскольниц, судьба которой заинтересовала В. И. Сурикова, была боярыня Феодосья Морозова. 7)Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей 8)Благодаря дружбы с семьей Аксакова по приезде из 9)Ландыш — цветок, с древних времён |
23
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых 3)Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается 4)Случайно встретившись, двое 5)Все, кто знал великого 6)Те, кто побывал в 8)Если бы не нашлись свидетели, неизвестно, как обернулось бы ничего не знает». |
24
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Алёхин, войдя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас 3)В 4)И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот 5)Цветок 6)Невозможно 7)Одним 8)Развитие 9)Блажен, |
25
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному. 3)Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, 4)Те, кто увлечённо работает 5)Разбивая виноградники, большое значение имеют географические факторы. 6)Даниель Дефо (1660-1731 гг.) — английский писатель, автор известного 7)Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения. 8)Анатоль Франс писал, что «учиться надо только весело, переваривая знания, 9)Прочитав роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», я задумался |
26
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) нарушение В) Г) Д) |
1) 2)Ядро Земли — самая горячая и из железа и никеля. 3)В городе создана специальная 4)У 5)Картину «Боярыню Морозову» В.И. Суриков создавал в течение ряда лет. 6)Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер. 7)Надо помогать детям расти и 8)Циолковский писал, что 9)Поэт должен уметь передать настроение, которое пробудило в его |
27
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 3)А.С. 4)Девушка, сидевшая у 5)В 7)Уезжая в командировку, отцом было обещано, что он обязательно вернется 8)Надя 9)Крестьяне, |
28
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Дорога 3)На уроке литературы 4)Осенью колосья 5)Изучая растения средней полосы, используется озеленение участков. 6)Грибники вышли на 7)О 8)Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми. 9)Я |
29
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Я 3)Многих читателей журналов в 4)Пугачёв сказал Гринёву, что ты 5)Мы прислушались к странному гулу, доносившемуся со стороны реки. 6)Борис Шергин — «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи братства, взаимовыручки, так и красоты. 7)Наперекор мнения родителей 8)Пользуясь 9)Егорушка |
30
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Ф. И. Тютчев написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики. 3)Солнце перед самым закатом 4)Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались построить 5)Те, кто никогда не был на колокольне Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеет представления о Москве. 6)Лесные поляны 7)Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. 8)Когда учитель узнал о конфликте, он не обсуждает его с классом. 9)Подъезжая к городу, мне встретился |
31
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое. 3)Преподаватель напомнил о том, что 4)Созданы благоприятные условия не только для опубликования 5)Менеджер согласился подтвердить о том, что вещь находится на 6)Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объем перевозок на уровне прошлого года. 7)Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются. 8)У учёных, обнаружив в 9)Все творчество писателя Евгения Носова есть большая мудрая книга, |
32
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Между 3)Все, кто любит поэзию, 4)В 5)Благодаря частицам, которые двигаются равномерно, происходит излучение 6)На 7)Прочитав 8)Недалеко 9)Во |
33
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Основным 3)Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто 4)Ф. 5)Благодаря 6)В 7)Пользуясь 8)В 9)Подъезжая |
34
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Когда 3)Лётчик 4)Л. 5)Водитель 6)Перед 7)Когда 8)Все 9)В |
35
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1)Благодаря 2)Сёстры 3) 4) 5) 6) 7) 9) |
36
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)В 3)Спор 4)Лингвист 5)Игру 6)Среди 7)Став столицей Олимпийских игр, в Сочи было 8)Участник 9)Художественный |