Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.
Примеры ошибок:
Заваривая чай
, у него упала чашка.
Убирая в комнате
, у них сломался пылесос.
- Деепричастный оборот в безличном предложении.
Примеры ошибок:
Наблюдая за облаками
, мне было спокойно.
Выйдя на улицу
, ему стало жарко.
- Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры ошибок:
Решив задачу
, я буду отдыхать.
Посещая выставки
, он напишет статью о современном искусстве.
- Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).
Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и
удивляя туристов
, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и
шелестя листьями
, укрывали путников от солнца.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,
собранные в нашей библиотеке
(правильно:
собранных
).
- Смешение действительных и страдательных причастий
Примеры ошибок: Игрушки,
украшаемые новогоднюю елку
, красиво переливались (правильно:
украшавшие
).
- Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Примеры ошибок:
Обласканное
поле
солнцем
зеленело (правильно: поле,
обласканное солнцем
, зеленело).
Скрытые
беседки
от посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно:
скрытые от посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).
- В причастном обороте не может употребляться частица бы.
Примеры ошибок: Нам бы мебель,
сделанную бы на заказ
. Мы хотим остановиться у озера,
расположенного бы недалеко от леса
.
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
- Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры:
Роман Достоевского,
читаемый во многих странах
, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).
Заваривая чай
, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Предложения с деепричастными оборотами.
Начнём повторение теории.
Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.
Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.
Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ
Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.
Рассмотрим пример.
Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.
Сказуемое «повторял»- основное действе,
«готовясь» — добавочное.
Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.
( Деепричастие всегда можно заменить глаголом.)
Помните: оба действия (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)
Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.
Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.
Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.
Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.
- Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).
Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)
- Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).
Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).
- Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.
Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.
Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.
В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.
Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.
- Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).
Пример.
Подъезжая к городу, начался сильный дождь.
(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).
Верно.
Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.
- Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.
Пример.
Приехав в город, мне стало грустно.
Верно.
Когда я приехала в город, мне стало грустно.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Предложения с причастными оборотами.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Найдите деепричастный оборот.
- Посмотрите, чем выражено сказуемое.
- Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
- Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
- Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.
Рассмотрим примеры.
- Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.
(Верно. Он выполняет, и он изучает)
- Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.
(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)
- Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.
(Верно. Есть инфинитив «изучать»).
- Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.
(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.
Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).
- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.
Верно. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.
Примеры ошибок:
Заваривая чай
, у него упала чашка.
Убирая в комнате
, у них сломался пылесос.
- Деепричастный оборот в безличном предложении.
Примеры ошибок:
Наблюдая за облаками
, мне было спокойно.
Выйдя на улицу
, ему стало жарко.
- Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры ошибок:
Решив задачу
, я буду отдыхать.
Посещая выставки
, он напишет статью о современном искусстве.
- Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).
Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и
удивляя туристов
, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и
шелестя листьями
, укрывали путников от солнца.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,
собранные в нашей библиотеке
(правильно:
собранных
).
- Смешение действительных и страдательных причастий
Примеры ошибок: Игрушки,
украшаемые новогоднюю елку
, красиво переливались (правильно:
украшавшие
).
- Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Примеры ошибок:
Обласканное
поле
солнцем
зеленело (правильно: поле,
обласканное солнцем
, зеленело).
Скрытые
беседки
от посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно:
скрытые от посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).
- В причастном обороте не может употребляться частица бы.
Примеры ошибок: Нам бы мебель,
сделанную бы на заказ
. Мы хотим остановиться у озера,
расположенного бы недалеко от леса
.
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
- Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры:
Роман Достоевского,
читаемый во многих странах
, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).
Заваривая чай
, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Вступление
(если ты перешёл сюда по ссылке, друг, просто мотай вниз, к жирному шрифту)
Я не граммар-наци. Я сам совершаю ошибки, кучу ошибок. Иногда даже специально, когда выбираю просторечный стиль (но это другая история). И я не питаю иллюзий насчёт этой статьи. Думаю, опечаток в ней будет допущено немало.
Однако я хотел сказать, что докапываться до каждой запятой в Интернете — это, пожалуй, моветон и удел корректоров. У меня нет профильного языкового образования, и я просто физически не могу знать всех сложных тонкостей, как и большинство посетителей сайта, полагаю.
Но есть опечатки вроде спорных ситуативных случаев, когда выбор конкретной буквы или точной позиции запятой зависит от фазы луны или дома, в который вошёл Юпитер. Есть «неважные» правила, которые адаптируются и меняются со временем. На опечатки подобного толка всем плевать. Уж мне-то точно. Но есть такие ошибки, которые напрочь способны сломать восприятие текста или речи (вам когда-нибудь говорили «поехалити» вместо «поехали»?).
К таким ошибкам, сбивающим с текста, лично я отношу деепричастные обороты. Не их обособление запятыми, а самую базовую логику. Понимаю, что это спорный момент, и болевой порог у всех людей разный, но лично мне сразу становится плевать на содержание статьи, если она открывается со «сломанного» деепричастного оборота. Да, я в меньшинстве. Да, я понимаю, что моя статья непрофильная на этом сайте и, скорее всего, останется без внимания. Но я просто допишу её и оставлю здесь, чтобы затем кидать ссылку в комменты, если кто-то напишет мне: «Укажите, пожалуйста, на ошибки в статье, и я их исправлю». Идёт?
Я постараюсь объяснить правила максимально быстро, просто и понятно. По задумке получится не совсем точно, не как на уроках русского языка. Но зато доступно. Погнали.
Что такое деепричастие
Это добавочное действие. Объект X совершает некое действие, и попутно он же — снова объект Х — делает что-то ещё. Это очень важный момент.
Иван вошёл в комнату, закрыв за собой дверь.
Вошёл — глагол (действие). Закрыв — деепричастие (добавочное действие или, говорят, обстоятельство действия). И действие, и добавочное действие совершает Иван. Иван вошёл в комнату, и Иван же закрыл за собой дверь.
Это правильно.
Что такое деепричастный оборот
Конструкция из деепричастия и зависимых от него слов. В примере выше: «Закрыв за собой дверь».
Как найти деепричастие
Оно отвечает на вопросы: «Что делая?», «Что сделав?». Если вы из тех людей, кто не может заставить себя задавать вопросы к словам, можно проще. Деепричастие — это отглагольное наречие. Другими словами, оно очень похоже на глагол, только заканчивается на -ая, -а, -ав, -ыв, -ив, -вши, -ись, -ясь и подобное. Короче, всё что не глагол, но выглядит как глагол.
Может ли в деепричастном обороте не быть действующего лица
Может. Во-первых, если действующее лицо (подлежащее) подразумевается.
Читая современные статьи на dtf, невольно вспоминаешь, что раньше было лучше.
Действующее лицо — ты. Мы его опустили.
Ты кого опустил? Ты меня опустил?! Я тебя сам опущу!
Пользователь dtf, Оставлятель комментариев
Во-вторых, в безличных предложениях, когда вы оформляете всякие правила, но это уже сложно и большинству не нужно.
Далее поговорим о том, какие ошибки совершают люди при написании деепричастных оборотов
Ошибка №1. Есть добавочное действие, но нет действия
Похоже, кто-то так и не сумев в деепричастные обороты
Я пишу такое в комментах к статьям, чтобы намекнуть человеку на его ошибку. Это неграмотное предложение. Но такое встретишь не часто, потому что написать подобное можно только специально.
Как исправить
Просто замените деепричастие на глагол. У вас всего одно действие в предложении, деепричастие не нужно в принципе.
Похоже, кто-то так и не сумел в деепричастные обороты
Ошибка №2. Действие и добавочное действие адресовано разным лицам
А вот это классика. Это делают просто все и постоянно. Это основная причина, почему я вообще взялся за эту статью. Возвращаясь к первому примеру статьи, представим, что за стеной у Ивана живёт бабуля, которая сильно храпит.
Иван вернулся домой. Войдя в комнату, старушка за стеной сильно храпела.
Получается, что старушка входит в комнату, а не Иван. Но деепричастие должно быть адресовано тому же лицу, что и основное действие. Более очевидные примеры.
Мальчик любовался котом, лакая молоко.
Читая статью на dtf, меня особенно впечатлило умение автора мастерски расставлять деепричастные обороты.
Как исправить
Есть два варианта.
1. Расписать предложение дополнительными глаголами, относящимися к нужному лицу, а затем уже добавлять действия второго лица, о котором вы хотели сказать.
Войдя в комнату, Иван услышал, как старушка за стеной сильно храпит.
Читая статью на dtf, я обратил особенное внимание на умение автора мастерски расставлять деепричастные обороты.
2. Полностью отказаться от деепричастного оборота в пользу сложносочинённого предложения.
Иван вошёл в комнату и услышал, что старушка за стеной сильно храпит.
Мальчик любовался котом, который лакал молоко.
Совет: пока вы не овладели деепричастным оборотом полностью, лучше идти вторым путём и вовсе не использовать деепричастия.
Зачем люди вставляют деепричастные обороты в свой текст
Просто так. Интуитивно кажется, что так проще и быстрее строить мысль. На деле же — это достаточно сложная конструкция, как в написании, так и для восприятия. Деепричастный оборот может разнообразить и украсить текст, но если вы не научились его применять, получите обратный эффект.
Гораздо проще написать сложносочинённую конструкцию. Вы наберёте два лишних символа, но читающему будет легче.
Как найти ошибку самому
Очень просто. Перечитайте текст, но не глазами, а вслух. Как правило, сломанный деепричастный оборот звучит ужасно, вы обязательно зацепитесь.
Набирая статью по грамматике, он не учтя, что самому не разобравшись.
![]()
Уверен, что и сам наошибался в куче других правил. Если найдёте что-то, обязательно подскажите, в чём мой промах.
Давайте вместе становиться лучше и относиться к нашему языку не как к помойке.
PS: на самом деле с деепричастными оборотами связаны ещё несколько сложных правил. А ещё их надо выделять запятыми. Но на это всё уже плевать, разберитесь хотя бы в базовой логике. Спасибо за внимание.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».
Верный вариант:
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
Пример 2
Предложение:
Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.
Верный вариант:
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
Пример 3
Предложение:
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».
Верный вариант:
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».
Верный вариант:
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
Пример 2
Предложение:
Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.
Верный вариант:
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
Пример 3
Предложение:
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».
Верный вариант:
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Предложения с деепричастными оборотами.
Начнём повторение теории.
Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.
Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.
Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ
Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.
Рассмотрим пример.
Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.
Сказуемое «повторял»- основное действе,
Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.
( Деепричастие всегда можно заменить глаголом.)
Помните: оба действия (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)
Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.
Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.
Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.
Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.
- Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).
Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)
- Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).
Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).
- Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.
Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.
Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.
В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.
Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.
- Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).
Пример.
Подъезжая к городу, начался сильный дождь.
(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).
Верно.
Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.
- Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.
Пример.
Приехав в город, мне стало грустно.
Верно.
Когда я приехала в город, мне стало грустно.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Предложения с причастными оборотами.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Найдите деепричастный оборот.
- Посмотрите, чем выражено сказуемое.
- Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
- Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
- Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.
Рассмотрим примеры.
- Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.
(Верно. Он выполняет, и он изучает)
- Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.
(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)
- Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.
(Верно. Есть инфинитив «изучать»).
- Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.
(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.
Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).
- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.
Верно. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.
Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос ( Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
- Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
3.6. Предложения с деепричастными оборотами
Деепричастия и деепричастные обороты, как и причастные обороты, – характерная примета письменной речи, прежде всего – официально-делового и научного стиля. В устной речи они встречаются редко. Более того, не рекомендуется использовать деепричастия в устной речи вообще!
Но поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.
При употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует обращать внимание на комплекс факторов.
1. Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.
Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге чиновника Ярмонкина: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:
Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (Пушкин).
В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить.
Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие:
Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.
2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.
Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (ср.: Возвращаясь домой, я загрустил), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (ср.: Когда я возвращался домой, мне было грустно).
Допускается, хотя и не приветствуется (!), использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную).
3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.
Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (ср.: Боец ранен в голову осколком гранаты), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (ср.: Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа:
Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.
Чтобы сделать такие предложения корректным, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:
При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.
4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени.
Ср.: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.
5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:
Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).
Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении!
Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).
6. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.
Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).
Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:
Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).
После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:
Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).
7. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.
Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:
Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.
Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Улыбнувшись, она протянула мне руку.
При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое – глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.
Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей – есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.
Приведём ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие – глаголом ( Сойдя с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума. А это бессмыслица!
Упражнение к теме «3.6. Предложения с деепричастными оборотами»
► Перейти к оглавлению книги «Русский язык и культура общения»
источники:
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/oshibki-v-upotreblenii-deeprichastnyh-oborotov
http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/786-36_predlozheniya_s_deeprichastnymi_oborotami.html