Учитель – это центр притяжения урока и король классной комнаты. Этот авторитет необходимо поддерживать. Мы составили список из 10 ошибок, которых лучше избегать, даже если у вас не самый лучший рабочий день.
10 апреля 2018
У всех учителей есть плохие дни, все учителя совершают ошибки. Это свойство людей! Мы не железные и держать себя в постоянном напряжение не только невозможно, но и просто вредно. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и держать себя в глазах детей на высоком уровне – ваша задача.
Мы подготовили список из 10 вещей, которые не стоит делать на уроке. Он поможет вам не наступать на грабли, проверенные многими учителями, а также вернуть урок в нужное русло, если что-то вышло из-под контроля.
№ 1. Терять самообладаниеПотерять самообладание – это катастрофа. Кричать на класс (хотя, думаю, у каждого в памяти есть такой пример) – это катастрофа. Если бы мы отправились в Азию, где проявление сильных негативных эмоций – нонсенс, сорвавшегося учителя не ждало бы ничего хорошего. Да, у всех есть плохие дни, когда накопившаяся усталость дает о себе знать, а раздражение рвется наружу, но ваша задача – сохранить самообладание, бороться за него до последнего. Вы же не хотите, чтобы дети запомнили вас кричащим или плачущим? Так что, если вы чувствуете, что пар вот-вот начтет валить из ушей – на минуту выйдите из класса, абстрагируйтесь от ситуации или сосчитайте до ста. А дома посмотрите статью «Как успокоить нервы?» |
№ 2. Терять контрольОдна вещь, которую вы никогда не получите обратно, если потеряете, – это контроль. Не позволяйте школьникам какого бы возраста они ни были брать урок под свой контроль или ходить по классу (если того не подразумевает программа). Если урок станет неуправляемым – он перестанет быть уроком. Да, иногда школьник может чрезмерно возбудиться – громко кричать или спорить. Помните: даже если его ответы верны, никакого поощрения последовать не должно. Вам необходимо вернуть отличившегося персонажа в рамки приличия. Дети должны уважать вас. Если же вы слишком пассивны или не смогли установить границы, то в какой-то момент точно потеряете контроль. Есть очень простая стратегия, которая работает как с детьми, так и со взрослыми: договоритесь о знаках. Создайте сигнал, по которому класс будет понимать – действуют они или молчат. Некоторые популярные варианты: поднять руку, хлопнуть, махнуть рукой, призывая к тишине (куда лучше, чем кричать: «Ти-и-и-хо!»). Подобные сигналы работают благодаря эффекту домино: если им будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные. |
№ 3. Тонуть в кипах бумагиСлишком много бумаги – заданий, тестов, наглядных пособий – это не очень хорошая идея. Ученики должны принимать активное и вовлеченное участие в уроке. Вам нельзя держать их сидящими без дела, равно как и заставлять выполнять скучную работу – например, десятистраничное задание по грамматике. Традиционный и негативный формат советского урока, когда учитель в начале выдает: «Открываем 4 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка» – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе. Используйте доску, взаимодействуйте с детьми и никогда не полагайтесь на бумагу, выполняя свою работу! |
№ 4. ОбедатьКоллеги, вы удивитесь, но как много учителей приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Угощать детей в начальных классах или выпить чашку кофе на первом уроке – еще допустимо (хотя я не советую), но достать плов в баночке, пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша. |
№ 5. Не прикипать эмоциональноВ зависимости от обстоятельств, вы можете легко перейти на слишком эмоциональный уровень общения с вашими учениками. Я говорю про взаимопонимание и уровень «открытости». Да, это правда, что вы должны общаться с классом человечно, но будьте осторожны. Вы в первую очередь учитель, установите определенные границы, чтобы не слишком зацикливаться на проблемах учащихся. Вы можете помочь советом по личному делу, но во внеурочное время. Мне мои учителя очень помогали как с выбором профессии, так и с проблемами в подростковом возрасте, но делать это прямо в середине урока – нарушение личного пространства всего класса. Эксперты Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд») советуют наставникам – взрослым людям, работающим с подростками, находящимся, например, в трудной жизненной ситуации, не «прикипать душой» к детям. Дело в том, что задача наставника и ваша как учителя – передать опыт, решить конкретную задачу, дать знания и навыки. Если вместо этого вы расчувствуетесь и будете смотреть на ситуацию не объективно, жалея ребенка, ничего хорошего из коммуникации не получится. Да, трудному подростку нужен рядом значимый взрослый, которого можно уважать, на кого можно будет опереться. Но опираются на твердую стену, отнюдь не на шатающуюся плакучую иву. |
№ 6. Все время сидетьЕсли вы один раз встали и прошли между вторым и третьим рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или ходить на протяжении всего урока. Я ни в коем случае не призываю к подобной практике. Просто стоит помнить: сидя слишком долго можно заработать профессиональную травму в виде болящих суставов или сосудов. Тем более, сидеть все 45 минут просто-напросто скучно и не позволяет вам взаимодействовать с классом. Физкультминутки хороши не только для учеников, они обязательны и для педагога |
№ 7. Некорректно шутитьЭто очевидно, что учитель никогда не должен издеваться над коллегами или высмеивать студентов. Но, увы, иногда то, что кажется безобидной шуткой или комментарием, может очень сильно ранить ребенка или уронить чувство собственного достоинства.
Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно – в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе. |
№ 8. ОпаздыватьОпоздание – большая проблема всех школьников и студентов. Вам как учителю очень важно моделировать поведение, которое вы хотите получить в итоге, личным примером. Опаздывать редко или заскакивать в класс спустя 15 секунд после звонка – это не проблема. Задерживаться в классной комнате на минуту, забирая журнал и давая ученикам время собраться, – тоже не проблема. Но хроническое опоздание обязательно станет поводом для юных умов решить, что опоздание приемлемо и для них. Будьте пунктуальны, насколько возможно, и, опаздывая, обязательно приносите извинения студентам. |
№ 9. Следовать только за учебникомУчебник – это не истина в последней инстанции, это основа и помощь Вам как специалисту. Иногда учителя попадают в настоящую ловушку «обучаю всему только по учебнику». Это не только скучно и утомительно, это плохо для ваших детей. Школьники учатся, им необходима практика, взаимодействие и эксперименты. Если вы сосредоточитесь только на том, что диктует книга, не привлекая дополнительных материалов, – мотивация к образованию будет потеряна. Да, учебник представляет собой руководство и может предложить вам идеи о порядке тем и структуры урока. Но, пожалуйста, убедитесь, что вы подключаете свой собственный талант к процессу. На уроках истории больше источников! На уроках литературы – больше книг и иллюстраций! На физике и химии – опытов и видео! |
№ 10. Выбирать любимчиковЭто нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но только если вы не упрощаете им задачу и не поощряете так, как никого другого из класса. Просто убедитесь, что вы честны со всеми учениками вашего класса и уделяете каждому должное внимание и похвалу (детям она очень нужна, помните!). Если вы будете давать поблажки конкретным персонажам, это сорвет любую дисциплину и будет негативно влиять на динамику в классе. |
Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии
Статей и постов в интернете о типичных ошибках учителя довольно много. Но большей частью они касаются вопросов психологии или форм общения. Я хочу остановиться на педагогических ошибках, вопросах организации и проведения учебного занятия.
Надеюсь, эта статья пригодится не только начинающим, но и опытным учителям. Ошибки перечисляются в хаотичном порядке, без ранжирования и расстановки по степени важности.
Итак, каких ошибок следует избегать учителю на уроке?
Ошибка 1. Когда вы задаёте вопрос классу и тут же даёте высказаться добровольцам
Ученики по своему темпераменту, по способностям запоминания довольно разные. Дайте возможность ученикам сначала подумать. Тогда и поднятых рук будет больше, и ответы учеников глубже.
Ошибка 2. Когда урок превращается в мультимедийное шоу
Мультимедиа всегда носит вспомогательный характер. Не нужно становиться заложником красивых слайдов и впечатляющих обучающих видеороликов. Мы теряем минуты драгоценного педагогического общения, внезапного «прозрения» учеников и познания ими нового.
Ошибка 3. Монотонный урок
Когда весь урок выдержан в одном темпе. Когда ученики выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп урока низкий, то ученики если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если весь урок выдержан только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость учеников. Может утомить ребят и выполнение лишь одной учебной задачи в течение всего занятия.
Ошибка 4. Жёсткая привязанность к сценарию, план-конспекту
Зачастую возникают различные обстоятельства, которые требуют изменения алгоритма занятия:
- Низкая работоспособность класса после выполнения контрольной работы по другому учебному предмету.
- Нет электричества, а у вас главным на уроке является мультимедийное сопровождение.
- Вы пришли в класс, где проектор «дышит на ладан».
- Завис компьютер, а вы, забыв о классе, упорно ждёте, когда откроется необходимый файл.
Лучше отказаться полностью от такого сценария, чем быть обречённым на неудачу.
Ошибка 5. Ученики работают в группах без индивидуальной подотчетности
Учитель разбил класс на группы, в которых ученики не знают своих задач и обязанностей. Одни ученики быстро берут на себя функции лидеров, а другие выбирают на какую руку облокотиться и спать с открытыми глазами и умным видом.
Ошибка 6. Ученики не усвоили учебный материал
По ходу урока учитель так и не выяснил, понятен ли был новый учебный материал, понятно ли вообще, о чём идёт речь на уроке. С первых минут урока учитель не обратил внимание, знакомы ли ученикам термины и понятия, которые посыпались от учителя, как из рога изобилия.
Ошибка 7. Учитель даёт слишком длинные и слишком частые тесты
Контроль знаний, обратная связь, — это, конечно, хорошо. Но этим не стоит злоупотреблять. Вместо системы обучения, учебный процесс превращается в натаскивание.
Ошибка 8. Урок проходит без чётких учебный целей и задач
Тема урока не объявлена. А если даже объявлена, то ученики не получили соответствующих инструкций и учебных задач. Это провальный урок.
Ошибка 9. Учитель не обращает внимание на учеников
Урок-лекция в школе неприемлема. Отсутствие диалога на уроке — катастрофа. Отсутствующие взгляды учеников — катастрофа. Учитель не проверил готовность учеников к учебной работе.
Ошибка 10. Учитель ведёт урок по бумажке
Учитель не держит в голове план урока. Плохо владеет содержанием. Постоянно заглядывает в план-конспект. Даже ходит по классу со своей тетрадью или очень модными в последнее время планшетами для бумаг или даже с электронными планшетами. Читает содержимое слайдов. Ученики теряют доверие к такому учителю. Диалог с учениками становится натянутым и отрывочным. Слабеет обратная связь с классом.
Конечно, ошибок может быть и больше. Каждый из нас знает свои слабые стороны. Но главное не врать самому себе. Признаться, что провалившийся урок — это прежде всего, моя вина, а не поведение учеников или их недостаточные знания и способности.
Георгий Аствацатуров
Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии
Выступление на педсовете педагога-психолога школы Александровой А.С.
по теме: «Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения».
В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.
Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.
Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к преподавателю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает.
Наиболее типичные ошибки в общении преподавателей с учащимися:
- Обращение к учащимся не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
- Отсутствие извинений в адрес учащихся, если педагог оговорился или неправильно продиктовал запись.
- Приказной административный характер распоряжений.
- Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его речи беседа или перепалка во время ответа.
- Игнорирование психических особенностей опрашиваемых (флегматик – медленно думает, холерик – торопится, меланхолик – теряется, сангвиник – отвечает мгновенно, необдуманно)
- Неумение выслушать, поддержать беседу.
- Отсутствие контакта глаз.
- Необъективность придирки.
- Невнимательность к достижениям учащихся.
- Игнорирование стремления учащегося занять достойное место среди сверстников.
- Угрозы, приказы.
- Критика.
- Оскорбительные прозвища.
- Общение – допрос.
- Похвала с подвохом.
- Отказ от обсуждения вопроса.
Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися.
К таким особенностям относятся вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство, самоуверенность, отсутствие чувства юмора, обидчивость, простодушие, медлительность, сухость, неорганизованность.
Вспыльчивость и самоуверенность более характерны для учителей старшего возраста, а упрямство, неорганизованность, нерешительность — для молодых учителей. Городские учителя более вспыльчивы, раздражительны, чем сельские учителя, для которых более характерны мягкость в обхождении, обстоятельность, но в то же время и прямолинейность.
Большую роль играют стереотипные установки, имеющиеся у учителя по отношению к тем или иным учащимся.
Один из таких стереотипов связан с суждением об учащемся как личности по его успеваемости. Характеризуя хорошо успевающих учеников, учителя выделяют, прежде всего, положительные качества, главным образом интеллектуальные и волевые; слабоуспевающих же характеризуют больше с негативных позиций, отмечая их инертность, пассивность, неразвитость, отсутствие способностей и интересов. У среднеуспевающих характеристики нивелируются, они становятся безликими в глазах учителя. С повышением мастерства учителя эти негативные стороны в оценке учащихся в зависимости от их успеваемости несколько сглаживаются.
Учитель склонен лучше относиться к более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Хуже всего относятся к независимым, активным и самоуверенным школьникам. Внешне привлекательным детям некоторые учителя склонны приписывать более высокий интеллект, а родителям этих учеников — большие усилия в воспитании своих детей. Внешне привлекательные учащиеся чаще становятся любимчиками преподавателя, а непривлекательные — наоборот. В одном из экспериментов любимчики намеренно допускали ошибки в выполнении упражнений, нелюбимые преподавателями учащиеся выполняли задание правильно. Однако средний балл первых оказался выше. Учитель отдает предпочтение в общении ученикам, сидящим на первых партах, и оценивает ответы этих учащихся более высоко.
В одном из экспериментов студенткам университета — будущим педагогам были даны описания проступков, которые совершили семилетние ребята. К этим описаниям были приложены фотографии «виновников». Оценивая свое отношение к малышам и их поведению, студентки оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная внешность.
Быстрота реакции, понятливость, спокойствие, независимость мнений, несомненно, являются достоинствами учащихся, однако редко замечаются учителями. В результате у учителя может сложиться впечатление, что в учащемся нет ничего положительного. Отсюда ясно, какое значение имеет для установления взаимопонимания широта видения учителем психологических особенностей учащегося.
Существенны различия в определении учителем достоинств мальчиков и девочек. У юношей физическая сила, как правило, переоценивается, у девочек оценивается адекватно. Умственные качества и общительность правильно оцениваются у юношей и переоцениваются — у девочек. Учителя правильнее оценивают учеников своего пола, но эта тенденция больше проявляется у учителей-мужчин, чем у учителей-женщин. Это проявляется и в том, что учителя-мужчины охотнее составляют характеристики на мальчиков. Вообще девочек понять труднее. А. С. Макаренко говорил, что и воспитывать их труднее, чем мальчиков.
Признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к учащемуся:
- Он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему подумать.
- Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.
- Он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ.
- В то же время он чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ.
- Соответственно реже хвалит за правильный.
- Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.
- Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».
- Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.
Предвзятость мнения учителей об учащихся отрицательно влияет на учебно-педагогический процесс. Психологи сравнили взаимоотношения учителей с детьми, имевшими одинаковый уровень подготовки и способностей, но различавшимися отношением к ним учителей: одни были «способными», а другие — «бесперспективными». Оказалось, что вторые в четыре раза реже обращались к учителю, чем первые. «Бесперспективных» учитель в два раза чаще ругал и в три раза реже хвалил, чем «способных». А вот обратный пример. Американский профессор убедил несколько десятков преподавателей, что среди их учеников имеется несколько завтрашних гениев. Проведенная через год проверка показала, что все потенциальные гении стали учиться намного лучше. Профессор объяснил это изменившимся отношением учителей к этим учащимся. Преподаватели создают у себя определенные установки по отношению к отдельным ученикам и ведут себя так, чтобы их прогнозы оправдались. Таким образом, подчеркнуто внимательное отношение к учащимся заставляет их серьезнее относиться к учебе, лучше контактировать с преподавателем.
Большинство учащихся стремятся общаться с теми учителями, личностные качества которых оцениваются всеми школьниками высоко. Однако часть учащихся избирает тех учителей, которые чем-то похожи на них самих, чьи ценностные ориентации и духовные запросы аналогичны их собственным.
Со средних классов начинают проявляться различия в общении с учителем мальчиков и девочек. Мальчики более склонны уточнять задание и расширять свою эрудицию, а девочки чаще требуют оценки и провоцируют конфликтные ситуации. Наиболее часто учащиеся обращаются к молодым учителям и учителям с демократическим стилем руководства.
Большое значение для эффективного общения учителей с учащимися имеет учет социального статуса ученика в своем классе или группе общения. Учащийся с высоким статусом, например, лидер, будет реагировать на педагогические воздействия учителя иначе, чем школьник, занимающий низкое положение в коллективе. Лидер может оказывать большое противодействие воспитательным мерам, если его позиция расходится с позицией учителя.
Трудности и барьеры общения, пути их преодоления.
Барьеры – группы причин, препятствующие полноценному общению.
Причиной возникновения барьеров могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие различия между людьми.
- Барьер негативной установки.
- Барьер несовпадение установок.
- Барьер отсутствия внимания и интереса.
- Барьер подражания.
- Барьер возраста.
- Барьер интеллектуальный.
- Барьер моральный.
- Барьер смысловой.
- Барьер эмоциональный:
а) отрицательных эмоций,
б) барьер страдания,
в) барьер гнева,
г) барьер признания,
д) барьер страха,
е) барьер плохого настроения.
10. Эстетический барьер.
Одним из эффективных средств преодоления барьеров и трудностей общения является повышение индивидуальной культуры общения. Понятие культура общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально – эстетические модификации. Культура общения складывается и совершенствуется как органически взаимосвязанная культура воспитанников и педагогов.
Процесс общения во многом зависит от культуры речи. Имеет значение не только что сказано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет» и только один способ написать это. Высокая культура общения предлагает умение наиболее целесообразно пользоваться разнообразными средствами воздействия, максимально реализовать свой коммуникативный потенциал.
Психологические приемы достижения расположения учащихся.
1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить, то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
3. Прием “золотые слова” — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции, и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему — осознать их и озвучить их партнеру по общению. Этот способ называется «Я -высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Например, использование в речи «Я – высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. («Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия»), а не нацелено, как «Ты — высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пропускаешь занятия!»). Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
7. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. Однако, как же обойтись без этого, когда некий «шут” срывает урок и настраивает на эту волну других? Крик – не лучший помощник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в мирный спор на интересную ученикам тему, используя улыбку, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.
8. Мимика — один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Всегда найдутся в школе подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера.
Если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора.
Ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы — все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это на прочь отказывают в уважении).
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.
Полезные советы.
Общение – явление, которое в себя включает как вербальную, так и невербальную составляющие. В термине “общение” мы чаще всего понимаем вербальную составляющую, т.е. обычную речь, и при этом не задумываемся над значением невербальных средств.
Учеными доказано, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседники воспринимают 70% от сказанного и понимают 60% услышанного, а через 5 часов в их памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.
Поэтому в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальным. Люди в большей степени концентрируют свое внимание на том, что они видят, а не на том, что слышат.
Невербальные средства – внешний вид человека (прическа, одежда, украшения, косметика), жесты, мимика, пантомимика.
Внешний вид педагога должен быть эстетично выразительным.
Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность. Витиеватая причёска, необыкновенный фасон платья и частые изменения цвета волоса отвлекают внимание учеников.
И причёска, и одежда, и украшения всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи — эффективному взаимодействию ради формирования личности ученика. И в украшениях, и в косметике — во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.
Пантомимика — это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.
Ни одна, даже самая идеальная, фигура не может сделать человека красивым, если ему не хватает умения держаться, подтянутости, собранности. Красивая, выразительная осанка педагога передаёт внутреннее достоинство. Прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах, вместе с тем сутулость, опущенная голова, вялость рук — о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.
Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке. Иметь открытую позу: стоять лицом к классу, ноги на ширине 12—15 см, одна нога немного выдвинута вперёд, не скрещивать рук, ладони открыты и повернуты к учащимся.
Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Использовать жесты открытой ладонью. Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие. Сделать это несложно: вы можете расположить руки на столе, за которым сидите. Если же вы просто стоите – убедитесь, что ваши ладони открыты и направлены в сторону учеников.
Не допустимы: покачивания назад, топтания на месте, манеры держаться за спинку стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо.
Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником.
Следует обратить внимание на походку, ведь она также несёт информацию о состоянии человека, его здоровье, настроении.
Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать.
Те, кто всегда держит руки в карманах — скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей.
Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.
Педагог во время урока не так часто передвигается по классу. Но между учениками и учителем существует некое межличностное пространство – дистанция общения – это расстояние, характеризующее взаимодействие.
Дистанцию принято считать:
- до 45 см — интимной,
- 45 см — 1 м 20 см — персональной,
- 1 м 20 см — 4 м — социальной,
- 4 — 7 м – публичной;
- более 7 м — приводит к появлению барьеров в общении.
Изменение дистанции — приём привлечения внимания во время урока. Рекомендуются движения вперёд и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперёд усиливает значимость сообщения, оказывает содействие сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт возможность слушателям отдохнуть.
Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. Следует обратить внимание и на такие советы: около 90% жестов следует делать выше пояса, так как жесты, сделанные руками ниже пояса, нередко имеют значения неуверенности, неудачи. Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать никчёмность и слабость авторитета.
Различают жесты описательные и психологические.
Описательные жесты (показ размера, формы, скорости) иллюстрируют ход мысли. Они редко нужны, но применяются часто. Значительно более важны психологические жесты, которые выражают чувство. Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего опережают ход высказываемой мысли, а не идут за нею.
Жесты могут быть открытые и закрытые.
Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Эти жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Подмечено, что расстегнутые пиджаки чаще приводит оппонентов к соглашению, чем застегнутые.
Жесты закрытые – это те, с помощью которых мы всячески заграждаемся, отгораживаемся от собеседника, перекрываем посторонними предметами или руками своё тело. Они говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим. Попытка утаить что-то от партнера или ощущение разочарования выражаются сцепленными в замок пальцами.
Сцепление рук за спиной или наложение ладони на ладонь сигнализирует о высоком самомнении и чувством превосходства над окружающими.
Если руки засунуты в карманы, а большие пальцы торчат наружу (жест больше характерен для мужчин) – это означает властную натуру или агрессивное настроение.
Жесты прикосновения к лицу.
Прикосновение к носу, уху или шее должны вас насторожить – ваш собеседник, скорее всего, лжет (если, конечно, он не простужен!). При этом он еще может тереть глаза.
Люди, которые постоянно держат пальцы около рта, нуждаются в одобрении, защите, поддержке окружающих.
Любители подпирать щеку или подбородок — это обычно люди, чем-либо сильно увлеченные.
Признак того, что человек обдумывает какое-то важное решение – это когда он потирает подбородок.
Мимика.
Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.
Исследования показывают, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации.
Широкий диапазон чувств выражает улыбка, которая свидетельствует о духовном здоровье и моральной силе личности.
Важные выразители чувств — брови.
- Поднятые брови указывают на удивление,
- сдвинутые — сосредоточенность,
- неподвижные — покой, равнодушие,
- в движении — увлечение.
Самыми выразительными на лице человека являются глаза. «Пустые глаза — зеркало пустой души» (К.С. Станиславский).
Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»).
Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Он выполняет в отношениях с детьми такую важную функцию, как эмоциональное питание. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнка важен не только для установления взаимодействия, а и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие.
Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.
Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Вследствие невнимательности к владению этими средствами у учеников появляется равнодушие в отношении к учителю, его знаниям.
Вывод: Агрессивные жесты и мимика отталкивают детей от личности педагога.
Выступление на педсовете
педагога-психолога школы Ефремовой
Н.В.
Типичные ошибки учителя в
общении с учениками.
Приёмы их решения.
Уважаемые коллеги, сегодня, на нашем
педагогическом совете, мы рассмотрим одну из важнейших тем, которая касается
ошибок, допускающих учителями в общении с учениками.
Всем известно, что в школе существуют две
главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе,
на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного
процесса, а также средством формирования личности школьника. Отношения с
учителем занимают в жизни детей значимое место, а поэтому очень важно, чтобы
они сложились.
Наше неумение или нежелание правильно общаться с
учащимися является причиной многих педагогических неудач, к примеру: плохая
дисциплина на уроках, отсутствие интереса к предмету, грубости учащихся и т.д.
Мы совершаем типичные ошибки в общении с учащимися,
которые существуют в огромном количество, но выделим некоторые из них, чтобы
понять причины недопонимания.
К примеру, это:
1.
Обращение к учащимся не по
имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
2.
Отсутствие извинений в
адрес учащихся, если педагог оговорился или неправильно продиктовал запись.
3. Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание
его речи беседа или перепалка во время ответа.
3.
Неумение выслушать,
поддержать беседу.
4.
Отсутствие контакта глаз.
5.
Необъективность придирки.
6.
Невнимательность к
достижениям учащихся.
Помимо ошибок в общении, существуют и личностные
особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися:
К таким особенностям относятся: вспыльчивость, прямолинейность, резкость,
торопливость, обостренное самолюбие, упрямство и т.д.
Большую роль играет непосредственная оценка
ученика, которую имеет учитель по отношению к учащимися.
Мы оцениваем учеников по различным критериям,
к примеру:
Мы оцениваем ученика по его успеваемости. Характеризуя хорошо успевающих учеников,
выделяем прежде всего положительные качества; слабоуспевающих же характеризуем
больше с негативных позиций. У среднеуспевающих характеристики нивелируются,
они становятся безликими в наших глазах.
Не для кого не секрет что, учитель склонен
лучше относиться к более дисциплинированным ученикам. Хуже всего относятся к
независимым, активным и самоуверенным школьникам. Внешне привлекательным детям
некоторые учителя склонны приписывать более высокий интеллект. Внешне
привлекательные учащиеся чаще становятся любимчиками учителей, а
непривлекательные — наоборот. Учитель, также, отдает предпочтение в общении
ученикам, сидящим на первых партах, и оценивает ответы этих учащихся более
высоко.
Помимо всех ошибок и оценки ученика существуют
такие признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к
учащемуся, например:
• Учитель дает «плохому» ученику меньше
времени на ответ, т. е. не дает ему подумать.
• Если дан неверный ответ, он не
повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам
дает правильный ответ.
• Стремится не реагировать на ответ
«плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.
• Реже улыбается, реже смотрит в глаза
«плохому», чем «хорошему».
• Реже вызывает, иногда вообще не
работает с ним на уроке.
Трудности и барьеры общения также являются
негативными составляющими взаимоотношения между учеником и учителем, но
существуют и пути их преодоления.
Барьеры – группы причин, которые препятствуют
полноценному общению.
Существует множество причин, которые влияют на
появление барьеров.
К примеру, это может быть:
1. Барьер несовпадение установок.
2. Барьер отсутствия внимания и интереса.
3. Барьер подражания.
4. Барьер возраста и т.д.
Следует также сказать о психологических
приемах достижения расположения учащихся. Таких приемов огромное количество, но
в качестве примера назову.
1. Прием “имя собственное”. При
взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени,
так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им
чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а
постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне
необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это
“зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают,
располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
3. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при
общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного
слушателя.
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все
способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и
заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.
Важную роль во
взаимоотношениях с учеником играет общение, которое, как мы знаем, является
двух видов: вербальным и невербальным. В общении с учениками помимо вербального
составляющего, следует уделять внимание и невербального.
Следует особо затронуть некоторые особенности
невербальных средств.
Например, что касается
внешнего вида педагога. Он должен быть эстетично выразительным.
Главное требование к одежде
учителя — скромность и элегантность.
И в украшениях, и в косметике —
во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.
Следует отметить, что и осанка
педагога имеет особое значение. Красивая, выразительная осанка передаёт внутреннее
достоинство.
Учитель должен выработать
манеру правильно стоять перед учениками на уроке, иметь открытую позу.
Во время урока по возможности
держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе
учеников и заполучить их доверие.
Жесты педагога должны быть
непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких
взмахов и острых углов.
Жесты могут быть открытые и
закрытые.
Открытые жесты говорят о том,
что человек хочет и готов идти на контакт.
Жесты закрытые –говорят о том, что мы не
вполне готовы доверять окружающим.
Мимика.
Нередко выражение лица и взгляд
влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая
его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и
скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот,
неурядиц.
Взгляд учителя должен быть
обращен к детям, создавая визуальный контакт. Взгляд передаёт детям наши
чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и
более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты.
Необходимо
запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более
всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение,
поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.
Мы рассмотрели лишь некоторые
средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно
решать педагогические задачи. Если учитель невнимательно владеет данными
средствами, то ученики начинают проявлять равнодушие, как к самому учителю, так
и к его предмету.
Вывод: Таким образом, уважаемые
коллеги, следует следить за своим невербальным общением с учениками, потому
что, как оказалось, оно играет немаловажную роль, а поэтому агрессивные жесты и
мимики отталкивают детей от нашей с вами личности, а именно педагогической.
Сколько бы мы ни работали, какими бы профессионалами ни были, каждый из нас может допустить ошибку во время урока. И дело не в грамматических или лексических ошибках, а в образовательном процессе: построении урока, соблюдении этапов, разговоры не по теме урока, а о том, что волнует. С одной стороны, все мы люди и нам свойственно ошибаться. Но с другой —необходимо помнить, что во время урока вы, прежде всего, человек, дающий знания. Мы рассмотрели наиболее частые ошибки преподавателей методического характера.
С места в карьер
Иногда преподаватели забывают о таком этапе урока как “Разминка”. Это характерно для тех преподавателей, у которых идет несколько занятий подряд, которые во время перерыва не встают с рабочего места, они уже вошли в ритм и достаточно “разогрелись”, соответственно они думают, что и ученик находится в “рабочем” состоянии. К сожалению, преподаватели забывают, что это первый урок у ученика за весь день, а, возможно, и за неделю. Поэтому крайне важно спросить у ученика о прошедшей неделе, что позитивного случилось с ним за эту неделю, какая погода в его городе или просто как его/ее настроение. Очень хорошо также подвести ученика к теме занятия, чтобы получился плавный переход от разминки к теме занятия. Кстати, многие преподаватели также грешат тем, что не сообщают ученику тему и цели урока, что не позволяет ученику настроиться на рабочий лад.
Фамильярность
Очень важно стать для ученика не только преподавателем или даже наставником в своем роде, но и другом, с которым ученику будет очень комфортно заниматься и, возможно, делиться какими-либо радостными событиями или просить совет по разным вопросам. Но, очень важно помнить о границе за которой начинается фамильярность и, как следствие, не совсем серьезное отношение к учебному процессу. Если вы примерно одного возраста, ученик попросит вас перейти на “ты” (таких случаев очень много). В подавляющем количестве случаев, преподаватели очень легко поддаются на такого рода просьбу, после чего пути назад нет.
“Дайте же мне сказать!”
Некоторые преподаватели слишком старательны и перебивают ученика после каждой сделанной им ошибки. В данном случае ученик теряет мысль, что может его даже вывести из себя. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо дать ученику возможность высказать свою мысль. Но когда исправлять ошибки? Некоторые преподаватели проводят работу над ошибками в самом конце урока, но это не совсем верно, поскольку ученик может делать одну и ту же ошибку на протяжении всего урока и может удивиться, если в конце вы сказали ему, что он произносил что-то не так. Кроме того, уже не будет возможности отработать определенную грамматическую конструкцию или произношение того или иного слова. Поэтому лучше всего работать над ошибками после определенных смысловых блоков. Например, ученик завершил свой рассказ о том, как успешно его компания вывела на рынок новый продукт и вы можете проанализировать его ошибки. Если проводить подобный анализ после каждого предложения, опять же, ученик может потерять нить разговора.
Политкорректность
Существует ряд тем, которые лучше не затрагивать, например, политика и религия. Кроме того, даже если вы обсуждаете, казалось бы, совсем безобидные темы, необходимо быть очень аккуратным. прежде чем высказывать свое крайне негативное отношение по ряду вопросов (например, вегетарианство, ожирение и др) нужно получить максимальную информацию об ученике. Возможно ваш ученик вегетарианец, а вы в агрессивной форме высказываете все, что вы думаете о них. Или ваш ученик немного страдает от лишнего веса, а вы, увлекшись темой о здоровом питании и фитнесе, говорите, что люди с лишним весом слишком ленивые и не хотят ходить в тренажерный зал. Вы — противник разводов и считаете, что жениться нужно раз и навсегда и начинаете высказывать свое негативное мнение о тех, кто успел жениться/выйти замуж два или даже три раза. И ваш ученик один из них. У каждого своя судьба и количество браков ничего не говорит о моральных качествах человека. Поэтому в данных вопросах нужно быть очень аккуратным.
Меньше родного языка!
Иногда ученик не понимает английский язык в достаточной мере, чтобы понять инструкции или грамматическое правило, поэтому преподаватель переходит на русский язык и после объяснения грамматики продолжает вести урок исключительно на русском языке. Употребление русского, конечно, позволяет студенту расслабиться и способствует большему пониманию заданий, но никак не способствует “погружению” в язык.
Ну, все, увидимся завтра!
Очень важно подводить итоги. Необходимо проговорить, что вы сегодня выучили на уроке, что понравилось ученику, а что нет. Многие преподаватели так спешат завершить урок, что забывают о данном этапе, считая его ненужным и не особо важным. Хотя, подведение итогов должно быть логическим завершением урока.
Типичные ошибки преподавателей. Часть 1
Типичные ошибки преподавателей. Часть 2
Типичные ошибки преподавателей. Часть 3
Это самые распространенные ошибки, надеемся, в вашей практике они не будут встречаться и уроки станут продуктивнее и насыщеннее!