Можно ли считать первичку составленной, если нет подписи сотрудника учреждения? Кто отвечает за передачу в бухгалтерию неверных сведений для учета? В какой момент перевести излишек аванса на счет 209 00? О позиции судов по этим и другим вопросам читайте в обзоре.
Отразили первичку без подписи руководителя учреждения или уполномоченного им лица
Учреждение приняло к учету акт оказания услуг без подписей своих сотрудников. Красноармейский районный суд Краснодарского края напомнил, что по закону подпись сотрудника — обязательный реквизит первички. Федеральный стандарт запрещает принимать к учету документы без подписи руководителя или уполномоченных им лиц. Такую первичку можно признать несоставленной. Главбуха оштрафовали за грубое нарушение требований к учету.
Посчитали первичкой кассовый отчет
По госзаданию музей продавал входные билеты на выставки. По итогам определенного периода формировали кассовый отчет о продажах БСО. На его основании начисляли доходы.
Проверяющие и 4-й КСОЮ не признали кассовый отчет первичкой:
- учреждение составляло его не сразу после реализации госуслуги;
- он включает лишь общую аналитическую информацию за период;
- в нем нет подписи ответственного лица и ряда других обязательных реквизитов.
Главбуха оштрафовали за грубое нарушение требований к учету.
Отметим, реализацию услуг населению учреждение вправе отражать по бухгалтерской справке (ф. 0504833). По стандарту учета при использовании ККТ первичный документ составляют не реже 1 раза в день. Полагаем, это правило можно распространить и на справки.
Передали в бухгалтерию неверные сведения для учета
Начальник отдела муниципальной администрации направил в бухгалтерию реестр данных о договорах аренды участков. Он не указал в документе, что часть соглашений расторгли. Из-за этого в отчетности отразили лишние суммы по счетам 401 40 и 205 23.
За искажение показателей оштрафовали начальника отдела. Решение поддержал 1-й КСОЮ. Он применил по аналогии правило: за достоверность первички отвечает тот, кто ее составляет.
Отметим: если установят, что главбух знал об операциях, но не потребовал от сотрудников нужные данные, оштрафуют именно его. О таких случаях мы рассказывали в прошлом году.
Исказили отчетность из-за плохой организации учета
Учреждение допустило такие ошибки:
- неверно рассчитало амортизацию и приняло основное средство не по той стоимости, по которой его передал учредитель;
- не отразило договор о рыночной оценке имущества, не учло его в плане ФХД и не оплатило;
- признало объект предназначенным для отчуждения и изменило его стоимость до справедливой без согласия учредителя на продажу.
Директора учреждения оштрафовали за искажение отчетности. 6-й КСОЮ не принял довод о том, что за такие ошибки должен отвечать главбух. Характер нарушений говорил о плохой организации учета и контроля в учреждении. Вину за это несет директор.
Первоначальную стоимость основных средств, созданных при ремонте здания, оценили не по смете
По контракту на ремонт помещений подрядчик в том числе установил оконные жалюзи и проточный электронагреватель. Учреждение приняло их на учет как основные средства. Первоначальную стоимость оно определило по документам, которые подрядчик получил от своего поставщика.
Контролеры и Майкопский городской суд Республики Адыгея посчитали это нарушением правил бухучета. Первоначальную стоимость основных средств формируют исходя из фактических вложений учреждения. Такой показатель надо определять по смете на ремонт, учитывая цену установки.
Ждали расторжения договора, чтобы перевести излишек аванса на счет 209 00
Учреждение заключило договор на оказание коммунальных услуг на период до конца декабря. Акт за последний месяц подписали в январе следующего года. По договору выбрали не всю сумму, поэтому его планировали расторгнуть.
Поставщику заплатили за больший объем услуг, чем он оказал. По Инструкции N 157н авансы, которые контрагент не вернул в случае расторжения договора, учитывают на счете 209 00. Учреждение решило: если соглашение еще действует, переносить остаток со счета 206 00 не нужно. На нем долг и отразили в годовой отчетности. Договор расторгли позднее.
Проверяющие и Одинцовский городской суд Московской области решили, что учреждение исказило отчетность. Инструкция не обязывает ждать прекращения договора. Перевести излишек аванса на счет 209 00 надо в тот момент, когда станет понятно, что оказывать услуги в счет предоплаты контрагент не будет и что соглашение с ним расторгнете. На дату подписания отчетности учреждение имело такую информацию.
Сходные разъяснения давали Минфин и Казначейство.
Не отразили доходы будущих периодов на дату заключения соглашения о субсидии
30 декабря учреждение заключило соглашение о субсидии на муниципальное задание. В балансе за этот год суммы не отразили.
Контролеры решили, что отчетность искажена. По федеральному стандарту субсидию на задание учитывают в доходах будущих периодов на дату, когда возникло право ее получить. Таким днем надо считать дату заключения соглашения. Вывод поддержал ВС РФ.
Аналогичное разъяснение давал Минфин.
Полагаем, подход можно применять и к субсидиям на иные цели, т.к. для них стандарт устанавливает сходное правило учета доходов будущих периодов.
При ведении финансово-хозяйственной деятельности не все операции выполняются бухгалтерами строго так, как это регламентируют нормы законодательных актов. Иногда это связано с невнимательностью бухгалтера, иногда с незнанием, неверным прочтением норм законодательства, а иногда и с несовершенством нормативных актов. Все это зачастую приводит к ошибкам при составлении бюджетной отчетности. Встречающиеся ошибки условно можно разделить на две группы:
- организационные (в частности, связанные с ошибочным определением состава отчетности);
- методологические (возникают в результате неверного ведения бюджетного учета и отражаются в отчетности).
В этой статье проведен анализ ошибок, встречающихся в формах бюджетной отчетности.
Представленный в статье материал написан на основании результатах проверок форм бюджетной отчетности главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Целями проверок являлись оценка достоверности сводной бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, состояния учета и отчетности у главных распорядителей и получателей бюджетных средств, а также определение проводимой главным распорядителем бюджетных средств работы по обеспечению целевого использования данных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
Оформление бюджетной отчетности с нарушением требований Инструкции № 191н
В оформлении форм бюджетной отчетности встречаются следующие ошибки:
1. Отчетность представлена без оглавления и в непронумерованном виде. Пунктом 4 Инструкции № 191н установлено, что бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.
2. В нарушение п. 6 Инструкции 191н некоторые формы отчетности, в частностиотчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128), содержащий плановые (прогнозные) показатели и аналитические показатели, не подписаны руководителем финансово-экономической службы, Пояснительная записка (ф. 0503160) не подписана руководителем, главным бухгалтером и руководителем финансово-экономической службы. Из норм п. 6 Инструкции № 191н следует, что бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа, органа казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.
3. В состав отчетности включены формы, не имеющие числового значения. Напомним, что согласно нормам п. 8 Инструкции № 191н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, утвержденной Инструкцией № 191н, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется, информация о чем подлежит отражению в пояснительной записке к бюджетной отчетности за отчетный период.
4. В состав баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130)невключена справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах или она отнесена в состав пояснительной записки (ф. 0503160), что нарушает нормы п. 20 Инструкции № 191н.
5. В нарушение п. 23 Инструкции № 191н учреждение заполнило справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по форме, не соответствующей той, которая приведена в Инструкции № 191н.
6. В нарушение п. 43 Инструкции № 191н справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) указана в представленной главному распорядителю отчетности с наименованием, не соответствующим названной инструкции.
7. В нарушение п. 44 Инструкции № 191н учреждением не был соблюден порядок отражения показателей в графе 1 «Номер счета бюджетного учета». Данным пунктом установлено, что получатель бюджетных средств, администратор источников финансирования дефицита бюджета, администратор доходов бюджета формирует справку (ф. 0503110) к балансу (ф. 0503130) на основании данных по соответствующим кодам счетов 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет», 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», 1 304 050 00 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» и по соответствующим номерам счетов 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» в сумме показателей, сформированных по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в рамках бюджетной деятельности (разд. 1) до проведения заключительных операций (графы 2, 3) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершении отчетного финансового года (графы 4 – 9).
В графе 1 разд. 1 справки (ф. 0503110) отражаются номера соответствующих счетов 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года», содержащих в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета коды бюджетной классификации (далее – БК) РФ: видов доходов, разделов, подразделов, классификации расходов бюджета, групп, подгрупп, статей источников финансирования дефицита бюджета. Коды бюджетной классификации РФ (глав по БК, целевых статей расходов, видов расходов бюджета, подвидов доходов бюджета, видов источников финансирования дефицита бюджета в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета) отражаются со значением «ноль».
8. В нарушение п. 96 Инструкции № 191н учреждение в отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) заполнило строки 370, 371, 372, не предусмотренные инструкцией.
9. В пояснительной записке (ф. 0503160), составленной субъектом отчетности отсутствуют таблицы № 2 – 7, что является нарушением п. 152 Инструкции № 191н.
10. В нарушение п. 152 Инструкции № 191н в составе проверяемой бюджетной отчетности таблицы № 3 «Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете» и 7 «Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий» пояснительной записки отсутствуют.
11. Субъект учета в составе форм бюджетной отчетности представил сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) (таблица пояснительной записки). Как показали результаты проверки, в форме наименования граф 1, 5, 7 не соответствуют требованиям п. 163 Инструкции № 191н и отсутствует строка 620.
Ошибки в содержании форм бюджетной отчетности
В разрезе форм отчетности приведем обзор ошибок, которые, как показали результаты проверки, допускаются при составлении форм бюджетной отчетности.
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110). В ходе проверки было выявлено, что в нарушение п. 43 Инструкции № 191 в данной справке отсутствует разд. 2 «Деятельность со средствами, поступающими во временное распоряжение». Согласно нормам этого пункта справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года формируется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, в составе форм годовой отчетности и отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года в установленном порядке, в разрезе бюджетной деятельности (разд. 1) и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение (разд. 2). При отсутствии сведений, необходимых для заполнения разд. 2, он не заполняется, но включается в форму.
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184). В нарушение п. 50 Инструкции № 191н в указанной справке за декабрь отражены доходы. Согласно нормам данного пункта инструкции показатели этой формы за декабрь финансового года должны иметь нулевое значение.
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503127). В нарушение п. 55 – 57 Инструкции № 191н в данном отчете не отражены по разделам годовые объемы утвержденных бюджетных назначений, лимитов бюджетных обязательств и, соответственно, не заполнена графа «Неисполненные назначения».
Кроме того, в нарушение п. 55 Инструкции № 191н учреждением включены прогнозные показатели по графе 4 по разделу «Доходы бюджета» отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств. Согласно нормам названного пункта инструкции в графе 4 отражаются соответственно по разделам отчета «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицита бюджета» годовые объемы утвержденных бюджетных назначений на текущий финансовый год.
Пояснительная записка (ф. 0503160).В нарушение п. 152 Инструкции № 191н не всеми участниками бюджетного процесса были заполнены таблицы № 2 – 5, входящие в состав пояснительной записки.
В нарушение п. 155 Инструкции № 191н в таблице № 3 «Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете» не отражена информация, характеризующая результаты анализа исполнения двух текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности. Согласно положениям данного пункта информация в таблице характеризует результаты анализа исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности. Таблица оформляется главным распорядителем, распорядителем, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета, финансовым органом. В графе 2 отражается результат исполнения положений текстовых статей (с указанием показателей, характеризующих степень результативности). В графе 3 указываются причины неисполнения положений текстовых статей.
В нарушение п. 158 Инструкции № 191н в таблице № 6 «Сведения о проведении инвентаризации» не названа причина проведения инвентаризации. Согласно нормам п.159 Инструкции № 191н информация, отражаемая в таблице, характеризует результаты проведенных в отчетном периоде инвентаризаций имущества и обязательств субъекта бюджетной отчетности в части выявленных расхождений. Таблица оформляется главным распорядителем, распорядителем получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета при составлении пояснительной записки по итогам года. В графах 1 – 4 указываются причины проведения инвентаризации (составление годовой бюджетной отчетности, смена материально ответственных лиц, выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, чрезвычайные ситуации, требующие проведения инвентаризации, реорганизация или ликвидация субъекта бюджетной отчетности и другие случаи, предусмотренные законодательством РФ), дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации.
Внарушение п. 162 Инструкции № 191н в форме 0503163 «Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета» не указаны причины внесенных уточнений со ссылкой на правовые основания их внесения. Данным пунктом установлено, что в графе 4этой формы указывается разница между показателями бюджетных назначений согласно бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, с учетом внесенных в нее изменений, оформленных надлежащим образом на отчетную дату (графа 3), и показателями бюджетных назначений, утвержденных законом (решением) о соответствующем бюджете (графа 2). В графе 5 указываются причины внесенных уточнений со ссылкой на правовые основания их внесения (статьи БК РФ и закона (решения) о соответствующем бюджете).
Кроме того, как показали результаты проверки, в нарушение п. 162 Инструкции № 191н в форме 0503163 «Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета» некоторые учреждения в графе 2 указали бюджетные назначения, которые не утверждались на отчетный финансовый год законом (решением) о бюджете.
В нарушение п. 163 Инструкции № 191н в форме 0503164 «Сведения об исполнении бюджета» в разделе «Расходы бюджета» не ставились коды по бюджетной классификации РФ, по которым имеются отклонения между плановыми и фактически исполненными показателями, а также не указывались причины отклонений от планового процента исполнения по доходам и расходам. Кроме того, как показали результаты проверок, некоторые проверяемые учреждения при заполнении этой формы отчетности по графе 1 в разделе «Доходы» не ставили код главы по БК, код видов доходов по бюджетной классификации, а в разделе «Расходы» – код главы по БК, код разделов, подразделов и целевых статей расходов бюджета по бюджетной классификации РФ. Также в ходе проверки было установлено, что графа 5 формы неправильно сосчитана: в ней не отразили разность исполнения по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета и плановых показателей на 2012 год (графа 4 — графа 3).
В нарушение п. 164 Инструкции № 191н по результатам проверок выявлено несоответствие показателей, отраженных в отчете «Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» (ф. 0503166) и отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127): в графе 5 отчета формы 0503166 сумма исполненных бюджетных назначений была завышена по сравнению с отчетом формы 0503127. Также проверка показала, что некоторые участники бюджетного процесса в нарушение этого пункта в графе 4 отчета «Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» отразили сумму бюджетных назначений не в соответствии с объемом утвержденных уточненной бюджетной росписью средств на реализацию указанных мероприятий, что привело к искажению формы отчетности.
При проверке таблицы пояснительной записки (ф. 0503167) «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169) были выявлены следующие ошибки. В нарушение п. 167 Инструкции № 191н не указаны причины образования просроченной кредиторской задолженности. Меры по снижению кредиторской задолженности следует изложить в разд. 4 «Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности» текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160). Некоторые учреждения при отражении сведений по дебиторской задолженности, указывали в таблице остатки расчетов по аналитическому счету 0 204 00 000 «Финансовые вложения», но не отражали данные, сформированные по счетам 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». Все это привело к искажению данных о состоянии расчетов по дебиторской задолженности.
Как установлено п. 167 Инструкции № 191н, в таблице содержатся обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.
Приложения составляются раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности.
В разделе 1 отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм просроченной дебиторской, нереальной к взысканию кредиторской задолженности. При этом в графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов счета, на основании которых заполняется эта таблица:
– 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»;
– 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;
– 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
– 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу»;
– 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;
– 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;
– 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
– 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами»;
– 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»;
– 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», –
по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности.
Кредитовые остатки на отчетную дату по соответствующим аналитическим счетам счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 0 0000 «Расчеты по ущербу имуществу» отражаются в приложении по дебиторской задолженности со знаком «минус». Дебетовые остатки на отчетную дату по вышеназванным счетам бюджетного учета, входящим в состав разд. 3 «Обязательства» плана счетов бюджетного учета, отражаются в приложении по кредиторской задолженности со знаком «минус». В первых 17 разрядах номера счета бюджетного учета отражаются коды бюджетной классификации в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации на финансовый год.
В графах 2, 4 указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по конкретному номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года и на конец отчетного периода соответственно.
В графах 3, 5 приводятся данные о не исполненных соответственно на начало года и на конец отчетного периода обязательствах, по которым срок исполнения уже наступил (обязательства, не исполненные в установленные сроки, подтвержденные по результатам инвентаризации кредиторами), и нереальной к взысканию дебиторской задолженности (дебиторская задолженность неплатежеспособных дебиторов до момента принятия решения о ее списании на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных кредиторов»).
В нарушение п. 172 Инструкции № 191н в таблице пояснительной записки формы 0503167 «Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий» (ф. 0503177) не дано обоснование целесообразности произведенных расходов.
Как следует из положений данного пункта, в графах 1, 2 указываются наименования показателей и коды строк приложения. В графе 4 указывается соответственно по строкам приложения сумма расходов субъекта бюджетной отчетности, связанная:
- с проектированием прикладных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры;
- с оазработкой (доработка) программного обеспечения;
- с капитальными вложениями в объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры;
- с приобретением оборудования и предустановленного программного обеспечения;
- с приобретением неисключительных прав на программное обеспечение;
- с услугами по аренде оборудования;
- с подключением (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам;
- эксплуатационными расходами на информационно-коммуникационные технологии;
- обучением сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий;
- прочими расходами в области информационно-коммуникационных технологий.
В графе 5 указывается обоснование целесообразности произведенных расходов (обеспечение текущей деятельности, техническое перевооружение, иные цели и т. п.).
По решению финансового органа показатели расходов на информационно-коммуникационные технологии могут быть детализированы по кодам классификации расходов бюджетов РФ путем указания в графе 3 данных кодов.
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
Анализ ошибок и нарушений, допускаемых при составлении бюджетной отчетности
«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 12
Представление недостоверной бюджетной отчетности влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. в силу ст. 15.15.6 КоАП РФ. Поэтому при составлении отчетных форм следует быть предельно внимательными и указывать в них информацию, достоверно отражающую факты финансово-хозяйственной жизни учреждения и соответствующую нормам законодательства РФ, в том числе положениям Инструкции N 191н <1>. В помощь бухгалтерам при составлении годовых отчетных форм по итогам 2017 года Федеральное казначейство выпустило Письмо от 20.10.2017 N 07-04-05/08-807, в котором привело самые распространенные ошибки, допускаемые при формировании бюджетной отчетности. В рамках этой статьи предлагаем провести анализ наиболее часто встречающихся при составлении отчетных форм ошибок.
<1> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
Пунктом 8 Инструкции N 191н установлено, что в случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, не имеют числового значения, такой отчет не составляется. Соответствующая информация подлежит отражению в пояснительной записке к бюджетной отчетности за отчетный период (ф. 0503160). Если в пояснительной записке указано о непредставлении форм с нулевыми показателями, нет необходимости формировать отчет в статусе «Показатели отсутствуют». Ниже рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки при составлении отчета о движении денежных средств (ф. 0503123), отчета об исполнении бюджета получателя бюджетных средств (ф. 0503127), отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130).
Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123)
При заполнении отчета (ф. 0503123) часто допускаются следующие нарушения.
Отсутствие показателей по графе 5 отчета, входящего в состав годовой бюджетной отчетности. В соответствии с п. 1.2.1 Письма Минфина РФ N 02-07-07/21798, Федерального казначейства N 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 (далее — Письмо N 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308) графа 5 разд. 1 — 3 отчета (ф. 0503123) в составе квартальной бюджетной отчетности не заполняется, однако при составлении годовых отчетных форм в ней должны быть отражены показатели, сформированные у учреждения за аналогичный период прошлого финансового года.
Отсутствие детализации показателя по строке 980 «Возврат дебиторской задолженности прошлых лет» разд. 4 «Аналитическая информация по выбытиям» по соответствующим кодам раздела, подраздела расходов. Пунктом 1.2.1 названного выше Письма установлено, что показатели возврата дебиторской задолженности прошлых лет, отраженные по строке 980, подлежат детализации в графе 4 по коду раздела, подраздела, по которому получателем бюджетных средств осуществляется наибольший объем расходов бюджета.
Незаполнение строки 440 разд. 3 при наличии изменения остатка по счету 3 210 00 000 в разд. 2 сведений об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178). В силу п. 150 Инструкции N 191н по строкам 441 и 442 отчета (ф. 0503123) отражаются суммы денежных средств, поступивших во временное распоряжение, и суммы денежных средств во временном распоряжении, возвращенных владельцу или перечисленных по назначению, соответственно. При наличии в учете показателя по счету 3 210 00 000, сформированного на отчетную дату, его нужно отразить в отчете (ф. 0503123) по строкам 441 и 442 разд. 3 (п. 3.3 Письма N 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308).
Отсутствие равенства показателя строки 900 и суммы показателей строк 220 и 310 либо незаполнение данных по строке 900 «Расходы». Контрольными соотношениями к показателям бюджетной отчетности установлено, что значение строки 900 должно быть равно сумме показателей строк 220 и 310 разд. 2. При этом итоговый показатель строки 900 должен быть также равен сумме показателей строк, составляющих строку 900. Несоблюдение данного соответствия либо отсутствие информации по строке 900 свидетельствует о неправильном заполнении отчета (ф. 0503123).
Отчет об исполнении бюджета получателя бюджетных средств (ф. 0503127)
Порядок заполнения этой отчетной формы изложен в п. 60 — 67 Инструкции N 191н, а также разъяснен в письмах Минфина (в частности, в Письмах от 27.04.2017 N 02-06-10/25785, от 21.07.2016 N 02-06-10/4375 и Письме Минфина РФ N 02-07-07/5669, Федерального казначейства N 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 (далее — Письмо N 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120)). Среди нарушений, которые выявляются контролерами при проверке форм отчетности, в том числе отчета (ф. 0503127), можно выделить следующие.
Указание в разд. 2 отчета (ф. 0503127) в отрицательном значении сумм дебиторской задолженности прошлых лет, восстановленной на счетах получателей бюджетных средств. Такие суммы в обязательном порядке перечисляются получателями бюджетных средств в доход бюджета, поэтому они не должны отражаться в разд. 2 отчета (ф. 0503127).
Несоответствие показателя строки 200 «Расходы бюджета, всего» отчета (ф. 0503127) показателю строки 900 «Расходы, всего» разд. 4 отчета (ф. 0503123). Контрольными соотношениями, размещенными на сайте http://www.roskazna.ru, установлено соответствие показателей вышеназванных строк. Расхождение между ними обосновывается в пояснительной записке (ф. 0503160) (п. 1.2.8.3 Письма N 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308).
Несоответствие показателей отчета (ф. 0503127) и отчета (ф. 0503123) (несоответствие суммы показателей с аналитической группой подвида доходов в разд. 1 и показателя строки 030 отчета (ф. 0503123)). Согласно контрольным соотношениям к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемой в Федеральное казначейство, сумма показателей по кодам доходов бюджета с аналитической группой подвида доходов 110 в разд. 1 отчета (ф. 0503127) должна соответствовать показателю строки 030 отчета (ф. 0503123).
Несоответствие показателей графы 5 разд. 2 отчета (ф. 0503127) данным отчета о состоянии лицевого счета получателя на отчетную дату на сумму нераспределенного остатка ЛБО на счете 01 распорядителя. В графе 5 разд. 2 получатель бюджетных средств отражает показатель лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению главным распорядителем бюджетных средств за отчетный период, с учетом изменений (показатель дебетового оборота по счету 1 501 15 000). Данные в части нераспределенных бюджетных назначений (бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств) согласно п. 1.4.3 Письма N 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120 отражаются только распорядителем бюджетных средств, главным распорядителем бюджетных средств в дополнительно формируемых отчетах (ф. 0503127).
Показатели по графе 5 отражаются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в дополнительно формируемых отчетах (ф. 0503127) в соответствии с пп. «в» и «г» п. 1.4.3 Письма N 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120.
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)
Порядок формирования данной отчетной формы установлен п. 68 — 75 Инструкции N 191н. При отражении в отчете (ф. 0503128) операций по отложенным обязательствам, обязательствам годов, следующих за отчетным финансовым годом, рекомендуем также обратиться к Письму N 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308. В отчете (ф. 0503128) показатели по денежным обязательствам формируются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 X2 000 «Принятые денежные обязательства», которые сформированы по результатам отражения учреждением в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни (обязательств).
Среди ошибок, допускаемых учреждениями при формировании отчета (ф. 0503128), можно назвать следующие.
Отражение в графе 6 кредитовых оборотов по счету 1 502 07 000 «Принимаемые обязательства». В этой графе показываются не кредитовые остатки по счету 1 502 07 000, как того требуют положения п. 71 Инструкции N 191н, а кредитовые обороты по данному счету.
Отражение в графе 6 информации об уменьшении показателя по счету 1 502 17 000 при расторжении контракта. Из разъяснений, приведенных в Письме N 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308, следует, что показатели графы 6 формируются без учета информации:
- об увеличении цены контракта (в случае изменения существенных условий контракта согласно законодательству РФ), в том числе контрактов, заключенных до отчетного финансового года;
- об уменьшении цены контракта, заключенного в отчетном финансовом году (при изменении существенных условий контракта в силу законодательства РФ, а также при расторжении контракта, заключенного в отчетном финансовом году (показатели изменения (уменьшения) обязательств отражаются с применением корреспонденций по счету 1 502 17 000 «Принимаемые обязательства текущего финансового года»)).
Данная информация отражается в графе 7 отчета (ф. 0503128).
Превышение показателя графы 9 «Денежные обязательства» отчета (ф. 0503128) над показателем графы 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего». Превышение показателя графы 9 над показателем графы 7 возможно только в случае наличия на отчетную дату дебетового остатка по счету 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В этом случае возможно превышение показателя на сумму дебиторской задолженности, сформированной в отчетном периоде (на сумму увеличения дебетового остатка по счету 1 303 02 000). Во всех остальных случаях превышение показателя графы 9 над показателем графы 7 является недопустимым.
Контрольными соотношениями, размещенными на сайте http://www.roskazna.ru, установлено, что в случае превышения показателя принятых бюджетных обязательств над суммой доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также при превышении показателя принятых денежных обязательств над суммой принятых бюджетных обязательств в пояснительной записке (ф. 0503160) следует указать причины такого превышения.
Наличие показателей по строке 911 разд. 3 в графах 4 — 6, 8 — 10, 12. По этой строке отражаются данные по отложенным обязательствам. В графе 7 разд. 3 отчета (ф. 0503128) показываются кредитовые остатки, сформированные на конец отчетного финансового года у учреждения (по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)»). При этом показатель по счету 1 502 99 000 отражается в графе 7 разд. 3 отчета (ф. 0503128) в объеме резерва предстоящих расходов (счет 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»), созданного по данным обязательствам. Показатель графы 7 должен быть равен показателю графы 11. По строке 911 разд. 3 в графах 4 — 6, 8 — 10, 12 показатели должны отсутствовать. Наличие в этих графах числовой информации является недопустимым и свидетельствует о неправильном заполнении отчета (ф. 0503128).
Необеспечение равенства показателя графы 11 «Не исполнено принятых бюджетных обязательств» и разности показателей, отраженных по графам 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего» и 10 «Исполнено денежных обязательств». Контрольными соотношениями, размещенными на сайте http://www.roskazna.ru, предусмотрена необходимость соблюдения равенства значений (графа 11 = графа 7 — графа 10) при заполнении отчета (ф. 0503128).
Принятие обязательств по выплате заработной платы (денежного довольствия) свыше доведенного объема лимитов бюджетных обязательств. Обязательства по выплате заработной платы (денежного довольствия) принимаются на весь годовой объем лимитов бюджетных обязательств, выделенных на текущий финансовый год, в связи с чем объем принятых бюджетных обязательств по заработной плате (денежному довольствию) должен соответствовать объему доведенных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели. В случае превышения размера принятых обязательств по выплате заработной платы (денежного довольствия) в пояснительной записке (ф. 0503160) необходимо отразить причину данного отклонения.
Указание в отчете (ф. 0503128) показателей со знаком минус. Отражение в графах 5 — 12 отчета (ф. 0503128) отрицательных показателей недопустимо (п. 1.7 Письма N 02-07-07/5669, N 07-04-05/02-120).
Несоблюдение следующего соответствия показателей.
Сумма:
- показателя строки "Итого по
Показатель графы 9 синтетическому коду счета
Показатель графы 12 "На конец 1 205 00 000";
"Не исполнено отчетного периода, - показателя строки "Итого по
принятых денежных = всего" отчета - синтетическому коду счета
обязательств" (ф. 0503169), 1 209 00 000";
отчета (ф. 0503128) строка "Всего" - суммы показателей
соответствующих строк по счету
1 303 00 000
Из положений п. 1.2.3 Письма N 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308 следует, что субъект бюджетной отчетности должен обеспечить идентичность (равенство) указанных выше показателей.
Баланс получателя бюджетных средств (ф. 0503130)
При заполнении этой отчетной формы встречаются следующие нарушения.
Неправильное отражение в балансе (ф. 0503130) стоимости земельных участков. Несмотря на то, что по правилам, установленным Инструкциями N 157н <2>, 162н <3>, земельные участки, в том числе те, на которых расположены здания и которые переданы учреждениям в бессрочное пользование, учитываются на счете 0 103 00 000 и отражаются по кадастровой стоимости по строке 070 баланса (ф. 0503130), некоторые учреждения ведут их учет на забалансовом счете 01. Соответственно, эти объекты отражаются не в балансе (ф. 0503130), а в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Иногда земельные участки не показываются на балансовых счетах по причине отсутствия информации об их кадастровой стоимости в регистрационных документах. Отсутствие в регистрационных документах такой информации не дает субъекту учета права не отражать событие о поступлении указанного нефинансового актива в бухгалтерском учете (Письмо Минфина РФ от 14.09.2017 N 02-07-05/59444).
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Неотражение по строке 090 капитальных вложений в отношении имущества, переданного учреждению в период составления отчетных форм. В Письме N 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120 сказано, что вложения в нефинансовые активы (счет 0 106 00 000) отражаются по строке 090. По этой строке показывается общий объем капитальных вложений (по совокупности объектов). Информация, отраженная по строкам 090 — 094, в отношении объектов нефинансовых активов, по которым числятся незавершенные капитальные вложения в связи с созданием объекта недвижимости (строительством, реконструкцией, модернизацией (техническим перевооружением)) или его приобретением, должна быть сопоставима с информацией, приведенной в сведениях (ф. 0503190) (форма и порядок ее заполнения установлены Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 N 15н). При этом обособление каких-либо расходов, формирующих капитальные вложения (например, процентов по кредиту), отдельными строками в сведениях (ф. 0503190) не предусмотрено.
В случае оформления после отчетной даты (но до представления отчетности) государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, формирование капитальных вложений по которым завершено до 01.01.2018, такое событие признается существенным и подлежит отражению в отчетности за 2017 год:
- на счетах бюджетного учета, если документы поступили в момент формирования отчетных форм, и в пояснительной записке (ф. 0503160);
- в пояснительной записке (ф. 0503160), если документы поступили в учреждение до момента отправки отчетности учредителю, но после того, как она была сформирована.
Отражение стоимости здания до момента государственной регистрации прав на него по строке 100 баланса (ф. 0503130). По данной строке отражаются нефинансовые активы в пути, учитываемые на счете 0 107 00 000. Отражение зданий (помещений) до государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества по строке 100 баланса (ф. 0503130) не допускается. Учет здания (помещения) до получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов) на это здание (помещение) у принимающей стороны, ведется на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», при условии что право оперативного управления у передающей стороны не прекращено. При этом, если государственная регистрация права у принимающей стороны на указанный объект завершена после 01.01.2018, но до срока представления отчетности, такое событие признается существенным. Поступление объекта имущества отражается на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 10 000 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения» в отчетности за 2017 год. В случае если документы о государственной регистрации объекта поступили в учреждение поздно, информация о регистрации объекта приводится в текстовой части пояснительной записки.
Если у передающей стороны право оперативного управления прекращено в установленном порядке, а государственная регистрация названного права у принимающей стороны на данный объект не завершена, он учитывается у принимающей стороны на счете 1 101 10 000.
Отражение отрицательных показателей по строкам 260, 470, 490, 530. По этим строкам в балансе (ф. 0503130) отражаются показатели, сформированные по счетам 1 206 00 000, 1 301 00 000, 1 302 00 000. Правила ведения бюджетного учета не предполагают наличие кредитовых остатков по счету 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», дебетовых остатков по счетам 1 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 1 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами». Соответственно, наличие показателей по указанным счетам со знаком минус является недопустимым.
Отражение просроченной дебиторской задолженности по расходам по строкам 260, 310 баланса (ф. 0503130). По названным строкам отражаются показатели по счетам 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 1 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами». Методологией учета, приведенной в Инструкции N 162н, не предусмотрено отражение просроченной дебиторской задолженности по расходам по счетам 1 206 00 000, 1 208 00 000, в отношении которой получатель бюджетных средств осуществляет мероприятия по восстановлению расходов бюджета (возврату в бюджет ранее произведенных расходов), в том числе:
- по осуществленной в рамках государственных (муниципальных) контрактов, соглашений предварительной оплате, подлежащей возврату контрагентом в случае расторжения контрактов (соглашений);
- по восстановлению в бюджете расходов по результатам претензионной работы, включая возврат излишне выплаченной заработной платы, задолженности уволенных сотрудников по подотчетным суммам.
Указанная дебиторская задолженность по восстановлению расходов бюджета подлежит отражению на счете 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».
В связи с вышесказанным наличие по строкам 260, 310 просроченной дебиторской задолженности недопустимо.
* * *
В завершении статьи отметим, что в Письме Федерального казначейства N 07-04-05/08-807 обозначен ряд ошибок, допускаемых получателями бюджетных средств при заполнении таблиц пояснительной записки (ф. 0503160). Многие учреждения относятся формально к составлению этой формы отчетности, тогда как заполнение всех разделов пояснительной записки является обязательным в силу норм Инструкции N 191н.
Т. Обухова
Эксперт журнала
«Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Представим основные ошибки, нарушения ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, собранные на основании Заключения Счетной палаты. Рассмотрим исправление их в программе «1С».
- Нарушения и ошибки, встречающиеся при сдаче годовой отечности
- Исправление ошибок в «1С»
Нарушения и ошибки, встречающиеся при сдаче годовой отечности
21.09.2020 Счетной палатой было опубликовано Заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за 2019 г., содержащее, в том числе подраздел 5 «Результат проверки и анализа составления и представления бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета», а также Приложение 5 к подразделу 5, содержащее информацию о нарушениях и недостатках ведения бюджетного учета и составления годовой отчетности. Был произведен анализ данного Заключения, представлены наиболее распространенные ошибки.
1. Ошибки отражения доходов будущих периодов:
- 401.40 «Доходы будущих периодов» КБК «ХХХХХХХХХХХХХХ120» в ф. 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (кредиторская задолженность) (далее ф. 0503169) по состоянию на 1 января 2020 г. отражено начисление доходов будущих периодов, неподтвержденных регистрами бухгалтерского учета;
- в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. допустили превышение показателя счета 401.40 над показателями счетов 205.21 «Расчеты по доходам от операционной аренды» и 205.23, поскольку документы по отражению в бухгалтерском учете признания доходов будущих периодов доходами текущего периода представлены не в полном объеме.
2. Ошибки в учете капитальных вложений:
- нарушение требований п. 127 Единого плана счетов и инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), согласно которому вложения в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации, изготовлении, а также затраты связанные с выполнением научно-исследовательских разработок, опытно-конструкторских работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве нефинансовых активов, учитываются на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы», расходы, произведенные казенным учреждением в 2019 г. по объекту, в ф. 0503130 «Баланс ГРБС, РБС, ПБС» (далее ф. 0503130) отражены по строке 570 «Финансовый результат экономического субъекта», а не по строке 120 «Вложения в нефинансовые активы» (010600000)» и не отражены в ф. 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (далее ф. 0503190) по данному объекту.
3. Ошибки в учете нематериальный активов:
- нарушение п. 56 Инструкции № 157н, которым определено, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного использования и (или) постоянного использования в деятельности учреждения в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, в ф. 0503130 по строке 040 «Нематериальные активы (балансовая стоимость 010200000)» и по строке 060 «Нематериальные активы (остаточная стоимость, стр. 040 — 050)» стоимость нематериальных активов завышена.
- нарушение п. 56 Инструкции № 157н на счете 010200000 «Нематериальные активы» в ф. 0503130 не отражена стоимость нематериального актива.
4. Ошибки учета и классификации дебиторской задолженности:
- по счету 205.32 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января в разделе 1 по графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего», графе 11 «Просроченная задолженность» и в разделе 2 «Сведения о просроченной задолженности» кредиторская задолженность, погашенная в соответствии с исполнительным листом, отражена необоснованно;
- по счету 209.71 «Расчеты по ущербу основным средствам» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. отражена неподтвержденная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
- в ф. 0503169 в состав долгосрочной дебиторской задолженности включена просроченная дебиторская задолженность;
- нарушение требования п. 3 решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет, утвержденного приказом, необоснованно признана безнадежной и списана дебиторская задолженность. Задолженность подлежит восстановлению в учете, вследствие чего ф. 0503169 и корреспондирующие с ней ф. 0503110 «Справка по заключению счетов» (далее ф. 0503110) и ф. 0503130, подлежат исправлению;
5. Ошибки в учете основных средств:
- нарушение п. 53 Инструкции № 157н в ф. 0503168 «Сведения о движении НФА» (далее ф. 0503168) графе 4 «Наличие на начало года» и графе 11 «Наличие на конец года» по строкам 011 и 012 консолидированной бюджетной отчетности и отчетности центрального аппарата стоимость объекта отражена недостоверно. Объект учета, который в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (далее, ЕГРН) представляет собой нежилое здание, отражен на счете 101.11 «Жилые помещения» вместо счета 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения)», что повлекло искажение соответствующих показателей отчетности;
- нарушение абз.5 п. 45 Инструкции № 157н, абз. 2 п.10 ФСБУ «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России № 257Н, в соответствии с которым объектом основным средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются, учреждением при принятии к учету приобретенного объекта недвижимого имущества, приобретенные в составе здания два пассажирских лифта и система приточно-вытяжной вентиляции, система кондиционирования, пожарная сигнализация, которые могут свои функции выполнять только в составе здания, а не самостоятельно, были поставлены на баланс как движимое имущество отдельными инвентарными номерами, что занизило балансовую стоимость здания. Таким образом показатели ф. 0503168 недостоверны, так как сумма по строке 012 «Нежилые помещения (здания и сооружения)» занижена, а сумма по строке 014 «Машины и оборудование» завышены.
6. Ошибки применения бюджетной классификации:
- не проведено уточнение части платежа, поступившего в 2017 г. на надлежащий КБК, в результате чего искажены показатели поступления денежных средств в ф. 0503127 «Отчет об исполнении бюджета» (далее ф.0503127) и ф. 0503169.
7. Ошибки заполнения отчетных форм.
8. Ошибки в рабочем плане счетов:
- нарушение пп. «б» п. 9 ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» Учетная политика учреждения не содержит применяемые счета бухгалтерского учета, которые применялись в 2019 г.
9. Ошибки при проведении инвентаризации:
- нарушение части 1 ст. 11 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», которым установлено, что проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бюджетной отчетности, кроме имущества инвентаризация которого проводится не ранее 1 октября отчетного года, инвентаризация по счетам учета не проведена в полном объеме.
10. Ошибки при учете санкционирования расходов:
- в консолидированном отчете ф. 0503128 «Отчет об обязательствах» (далее ф. 0503128) отражены обязательства,которые отсутствуют в отчетах, включаемых в состав сводного отчета.
11. Ошибки в учете финансового результата:
- нарушение п. 44 Инструкции № 191н в консолидированной ф. 0503110 показатели граф 2, 3,4.5,6 по счету 040130000 завышены.
Рассмотрим общую схему исправления ошибок прошлых лет. Согласно вступившему в силу Приказу Минфина РФ от 14.09.2020 № 198Н, который внес Изменения в Инструкцию № 157, были изменены счета исправления ошибок прошлых лет. Хотя данные счета начали действовать с1 января 2021 г., Министерство Финансов не отрицает возможность применения данных счетов к бухгалтерским операциям 2020 г., при условии включения их в Учетную политику учреждения за 2020 г.
Условно бухгалтерские счета исправления ошибок прошлых лет можно разделить на две группы:
1 группа — ошибки, выявленные учреждением самостоятельно. Для данной группы ошибок Инструкцией № 157н предусмотрены следующие счета:
Год, предшествующий отчетному: 304.86, 401.18, 401.28.
Прошлые финансовые года: 304.96, 401.19, 401.29.
2 группа — нарушения, которые были выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протокол об Административном правонарушении. Для данной группы ошибок Инструкции № 157н предусмотрены следующие счета:
Год, предшествующий отчетному: 304.66, 401.16, 401.26.
Прошлые финансовые года: 304.76, 401.17, 401.27.
При этом, обратите внимание, были исключены следующие счета бухгалтерского учета: 304.84,304.94.
Таким образом, в случае если:
1. Исправлению подлежит хозяйственная операция по отражению доходов учреждения
Первоначальная операция: ДТ 205.ХХ — КТ 401.10
Операция исправление: ДТ 205.ХХ — КТ 401.18 (401.19)
2. Исправлению подлежит хозяйственная операция по отражению расходов учреждения:
Первоначальная операция: ДТ 401.20 — КТ 104.ХХ
Операция исправление: ДТ 401.28 (401.29) — КТ 104.ХХ
3. Исправлению подлежит хозяйственная операция, не содержащая доходов и расходов учреждения:
Первоначальная операция: ДТ 302.ХХ — КТ 206.ХХ
Операция исправление: ДТ 302.ХХ — КТ 304.86 (304.96)
ДТ 304.86 (304.96) — КТ 206.ХХ
Что касается забалансовых счетов, то на сегодняшний день для забалансовых счетов нет специальных счетов по исправлению ошибок прошлых лет. Также отсутствует механизм отражения в отчетных формах по исправлению ошибок прошлых лет по забалансовым счетам. Однако с 2021 г. Министерством Финансов анонсировано изменение ф.0503173 (0503773) «Сведения об изменении валюты баланса» для отражения корректировок в части исправления ошибок прошлых лет, вносимых в форму «Сведения о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах», представляемую в составе Баланса (ф. 0503130, 0503730).
Исправление ошибок в «1С»
Рассмотрим некоторые примеры исправления ошибок прошлых лет в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0.
Пример.
В ф. 0503168 в графе 4 «Наличие на начало года» и графе 11 «Наличие на конец года» по строкам 011 и 012 стоимость объекта «Спальный корпус» отражена недостоверно. Объект учета «Спальный корпус», в соответствии с данными ЕГРН, представляем собой нежилое здание, отражен на счете 101.11 «Жилые помещения» вместо счета 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения)», что повлекло искажение соответствующих показателей в отчетности.
Регламентирующий НПА: нарушение п. 53 Инструкции № 157н.
Действия по исправлению ошибки:
1. Признать ошибку прошлых лет и выполнить исправительные записи. Для реклассификации объекта необходимо использовать документ «Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА» с операцией «Перемещение ОС, НМА, НПА между счетами» (меню «ОС, НПА, НМА» — «Внутренние перемещения ОС, НМА, НПА»). Поскольку подлежит исправлению неверная группировка основного средства 2019 г., на вкладке «Бухгалтерская операция» необходимо установить флаг «Исправление ошибок прошлых лет» периодом «Прошлого года».
2. В составе годовой отчетности сдать в ф.0503173 «Сведения об изменении валюты баланса».
3. В ф. 0503168 изменить входящие остатки.
За что наказывают чиновников
За ошибки при подготовке и сдаче бюджетной отчетности ответственное должностное лицо органа местного самоуправления могут привлечь к административной ответственности. Чиновников наказывают за нарушения требований трех нормативно-правовых актов:
- Бюджетного кодекса;
- Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов (утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н).
Рассмотрим, за что конкретно и как могут наказать должностное лицо органа местного самоуправления.
Грубое нарушение требований к бухучету и отчетности
За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности должностное лицо оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб. За повторное нарушение накажут строже — штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КоАП). Контрольные органы применяют данную норму и в случае ошибок в подготовке бюджетной отчетности. Действие Закона № 402-ФЗ распространяется на государственные органы и органы местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ). Сам Закон № 402-ФЗ применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств в том числе муниципальных образований, а также составлении бюджетной отчетности (ч. 2 ст. 2 Закона № 402-ФЗ). В связи с этим некоторые суды при рассмотрении дел о нарушениях при формировании и сдаче бюджетной отчетности привлекали чиновников к ответственности по статье 15.11 КоАП.
ПРИМЕР 1. Контролирующий орган проверил отчетность и нашел в ней ошибки и нестыковки. В отношении чиновницы, которая подготовила отчетность, составили протокол об административном правонарушении. Мировой судья привлек чиновницу к административной ответственности по статье 15.11 КоАП и назначил наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. Районный суд с вынесенным постановлением согласился (решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 15.09.2016 по делу № 12–3018/2016).
Ошибки при формировании и сдаче бюджетной отчетности
На заметку: Основные составы правонарушений на практике квалифицировались по статьям 15.11 и 15.15.6КоАП
В 2013 году в КоАП появилась статья 15.15.6 (Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс…»). По ней можно привлечь чиновника к административной ответственности за нарушения при подготовке и сдаче бюджетной отчетности. Первоначально ее применяли в случаях, когда должностное лицо:
- не представляло бюджетную отчетность;
- представляло бюджетную отчетность с опозданием;
- представляло заведомо ложную бюджетную отчетность.
Штраф для нарушителя по этой статье — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
На заметку: Наказания в виде дисквалификации статья 15.15.6 КоАП не предусматривает
В статье 15.15.6 КоАП не была предусмотрена ответственность за иные нарушения в представлении бюджетной отчетности: ее искажение, ошибки и т. д. Позднее статью дополнили (Федеральный закон от 07.06.2017 № 118-ФЗ). Теперь ее можно применить и в случаях, когда чиновник с ошибками сформировал и представил сведения (документы), необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов и проектов исполнения бюджетов.
Сегодня статья 15.15.6 КоАП охватывает любые нарушения требований Инструкции № 191н к составлению и представлению бюджетной отчетности. Например, ее применяют, если чиновник не отчитался в срок.
ПРИМЕР 2. Должностное лицо нарушило срок представления сведений о принятых бюджетных обязательствах. Суд привлек чиновницу к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП. В обоснование своей позиции судьи указали, что обязанность главного бухгалтера осуществлять контроль за своевременным, полным и достоверным составлением бухгалтерской отчетности обусловлена требованиями действующего законодательства. Сведений о возложении этой обязанности на иное должностное лицо в материалах дела нет (решение Конаковского городского суда Тверской области от 02.02.2016 по делу № 12–32/2016).
Если отчетность не соответствует требованиям, предъявляемым к отчетности, либо в ней имеются противоречия, никакие аргументы должностного лица в суде не сработают.
ПРИМЕР 3. Контролеры установили, что баланс казенного учреждения социального обслуживания и отчет по форме 0503121 содержали данные, не соответствующие данным главной книги. Директора привлекли к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП. Руководитель учреждения сослалась на сбой в работе программного обеспечения. Кроме того, она допустила нарушение неумышленно. Суд не принял эти аргументы и не освободил директора учреждения от административной ответственности (постановление Ивановского областного суда от 31.08.2016 № 4а-241/2016).
Чиновника могут привлечь к ответственности даже за незначительное нарушение требований к составлению отчетности
За представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов суд также может привлечь к ответственности по статье 15.15.6 КоАП.
ПРИМЕР 4. Годовой баланс казенного учреждения содержал неверную сумму кредиторской задолженности. Кроме того, бухгалтер не указал в балансе аванс контрагенту. Это стало известно в ходе проверки. Главбуха привлекли к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности распорядителю бюджетных средств (решение Смоленского областного суда от 22.03.2016 № 21–141/2016).
Суд может посчитать неправомерной квалификацию нарушения, связанного с бюджетной отчетностью, по статье 15.11 КоАП.
ПРИМЕР 5. Чиновница допустила нарушения при оформлении отчетности. При возбуждении дела судья квалифицировал нарушения по статье 15.11 КоАП. Мировой судья прекратил производство по этой статье в связи с отсутствием состава правонарушения.
Вышестоящий суд постановление суда первой инстанции отменил и вернул дело на новое рассмотрение. Судьи указали, что применительно к порядку представления бюджетной отчетности состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.15.6 КоАП, — специальный по отношению к составу, предусмотренному статьей 15.11 КоАП (решение Октябрьского районного суда города Орска от 27.02.2018 по делу № 12–32/2018).
Когда ответственности можно избежать
При малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП). Признание административного правонарушения малозначительным — это право суда (ст. 2.9 КоАП).
Рекомендация: Если вас оштрафовали за нарушение, ссылайтесь на его малозначительность, чтобы избежать ответственности
Конституционный суд указал, что наказание в виде штрафа должно отвечать конституционным требованиям справедливости и соразмерности (постановления от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, определения от 05.11.2003 № 348-О, от 05.07.2001 № 130-О). Принцип соразмерности предполагает установление правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя. Этот принцип привлечения к ответственности в равной мере относится к физическим и юридическим лицам.
Верховный суд также отметил, что любой штраф должен быть справедливым и соразмерным степени вины. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств штраф можно снизить (определение ВС от 13.12.2018 № 305-АД18-14921).
В некоторых случаях суды соглашаются признать правонарушения по статье 15.15.6 КоАП малозначительными. В первую очередь это касается случаев, когда в деле фигурируют незначительные суммы, а штраф в несколько раз превышает их.
ПРИМЕР 6. Начальника отдела по финансовой работе администрации городского поселения оштрафовали на 10 тыс. руб. Поводом для привлечения к ответственности стало некорректное отображение отчета о расходовании денежных средств в размере 2200 руб. Чиновница обжаловала штраф в суде. Она указала, что нарушение малозначительно.
Суд первой инстанции чиновнице отказал, но апелляция ее поддержала. Суд посчитал правонарушение малозначительным и освободил чиновницу от административной ответственности в виде штрафа, ограничившись только устным замечанием (решение Хабаровского краевого суда от 15.11.2017 № 21–889/2017).
Когда речь идет о более крупных суммах, суд может признать нарушение малозначительным, но оно не должно быть множественным и наносить вред общественным интересам.
Если ошибка не создала существенной угрозы отношениям в финансово-бюджетной сфере, судьи могут признать нарушение малозначительным
ПРИМЕР 7. Казенное учреждение не отразило в отчетности дебиторскую задолженность по расчетам с внебюджетными фондами на сумму более 38 тыс. руб. Управление казначейства посчитало главбуха виновным в нарушении и выписало штраф на сумму 10 тыс. руб. Главбух обратилась в суд. Она признала ошибку, но указала, что нарушение не нанесло существенного вреда бюджету. Главбух принимала меры, чтобы выявить источник задолженности и перечислить деньги в бюджет.
Суд посчитал нарушение малозначительным и прекратил производство по делу. Действия (бездействие) главбуха не создали существенной угрозы отношениям в финансово-бюджетной сфере и общественным интересам (решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 30.11.2017 по делу № 12–26/2017).
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Должностных лиц местных администраций наказывают за нарушения при формировании бюджетной отчетности по статье 15.15.6 КоАП. Статью 15.11 КоАП к отношениям, связанным с представлением бюджетной отчетности, применяют редко. Это позволяет чиновникам избежать наказания в виде дисквалификации.
2. Норма статьи 15.15.6 КоАП охватывает все нарушения, связанные с представлением бюджетной отчетности: ошибки, искажения, нарушения сроков, любые формальные несоответствия требованиям к оформлению.
3. Избежать привлечения к ответственности по статье 15.15.6 КоАП можно, только доказав малозначительность вменяемого правонарушения (ст. 2.9 КоАП). В этом случае чиновника освободят от штрафа, ограничившись устным замечанием. Доказать малозначительность нарушения вам поможет заключение вышестоящего финансового органа о принятии отчетности и ее соответствии требованиям закона.