Ошибки могут привести к отклонению заявок и расторжению выигранных контрактов. Поэтому важно знать, какие бывают ошибки, и обратить внимание на самые распространенные.
С момента публикации статьи правила госзакупок серьезно поменялись. У нас есть актуальная статья для новичков о том, как подготовиться к первой закупке.
Следуйте рекомендациям заказчика к оформлению заявок
Заказчик не имеет права устанавливать обязательные требования к оформлению заявки, но может включать рекомендации по ее заполнению. Их знание снимет часть вопросов при подготовке документов.
Обратите внимание на формулировку согласия участника на поставку товаров и оформление информации о характеристиках товара и товарном знаке.
Неправильная подача согласия и ошибки в описании конкретных характеристик — самые распространенные причины отклонения заявок.
Узнайте требования законодательства и заказчика
Требования к заявке прописаны в 44-ФЗ, при этом заказчик имеет право указать собственные в рамках законодательства. Он может менять требования, поэтому обязательно следите за изменениями в документации.
- Во второй части заявки на электронный аукцион не забудьте указать свои данные:
- наименование, фирменное наименование (если есть),
- место нахождения, почтовый адрес,
- контактный телефон,
- ИНН.
-
Прикрепите банковскую гарантию, если выбрали ее в качестве обеспечения заявки в конкурсе.
- Прикрепите выписку из ЕГРЮЛ, копии учредительных документов, доверенности, лицензии и другие документы, которые требуются в заявке. Отдельно в свободной форме декларируется принадлежность к малому бизнесу и соответствие единым требованиям к участникам торгов:
- компания не находится в процессе ликвидации и не приостановила деятельность,
- у компании нет недоимок по налогам и сборам,
- компания не находится в реестре недобросовестных поставщиков (если заказчик указал такое требование в своей закупочной документации),
- у руководителя, главного бухгалтера, членов исполнительного органа нет судимостей по экономическим преступлениям,
- ИНН учредителей, коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки,
Самостоятельно готовить такую декларацию нужно только в бумажном конкурсе, в электронных закупках декларации формируются автоматически средствами торговой площадки. Если нужно готовить декларацию самостоятельно, воспользуйтесь нашим шаблоном. Важно: написанное должно быть правдой. Желание скрыть или приукрасить факты может привести к упущенному контракту, а в худшем случае — к попаданию в Реестр недобросовестных поставщиков или финансовым потерям.
Заказчик может отклонить заявку за несоответствие требованиям законодательства о госзакупках или из-за предоставления недостоверной информации. Отклонение заявки можно оспорить в ФАС.
Следите за сроками и изменениями в извещении
Грамотное планирование — важное условие для получения госконтрактов.
- Оставьте время на подготовку документов: сроки подачи заявок для разных способов закупки отличаются
- Если отправляете пакет документов почтой, закладывайте время на доставку
- Если решили участвовать в электронной процедуре, получите сертификат электронной подписи
Закон не запрещает заказчику менять условия закупки в конкурсной документации. Если это произошло, проверьте соответствие своей заявки новым требованиям или подайте новую, отозвав устаревшую.
Если закупка предполагает обеспечение заявки, позаботьтесь о том, чтобы нужная сумма вовремя переведена на спецсчет. Обеспечение заявки также можно представить в виде банковской гарантии. Получать банковскую гарантию через интернет быстрее и удобнее, чем в бумажном виде. Для ее оформления подойдет квалифицированный сертификат электронной подписи.
Распространенные ошибки при подачи заявки на участие в конкурсе
Нарушен порядок предоставления документов в заявке. В бумажной заявке на участие в конкурсе документы нужно представить в том же порядке, который вы указали в форме «Опись документов». Все дополнительные приложения должны быть представлены только после всех обязательных документов, перечисленных в конкурсной документации. В заявке для участия в аукционе важно в первой части прикреплять все документы, которые относятся к товарам, работам и услугам, а во второй части — к организации поставщика.
Подано «пустое» согласие. В первой части заявки поставщик подписывает согласие на выполнение поставки или работ. Если заключается контракт на услуги и работы, то достаточно просто согласиться на прописанные в контракте условия. Если речь идет о товаре, то пропишите все его характеристики: конкретные параметры, материалы, торговые марки (при наличии) и т д. Особенно внимательно отнеситесь к ним, если поставляете эквивалент товара.
Цена контракта в заявке указана без НДС. В электронных аукционах и запросах котировок побеждает участник с минимальным ценовым предложением. Это значимое преимущество, поэтому все налоги, пошлины и затраты на страхование, которые исполнитель должен оплачивать в соответствии с условиями госконтракта, должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником. Если поставщик не является плательщиком НДС, он может указывать цену, не выделяя НДС из цены. Некоторые заказчики настаивают на выделении НДС из цены контракта, независимо от того, на какой системе налогообложения находится участник. Это требование можно оспорить в ФАС, однако правоприменительная практика отличается в разных регионах: ФАС может встать и на сторону поставщика, и на сторону заказчика.
Противоречивые сведения в заявке. Если данные в выписке из ЕГРЮЛ не соответствуют сведениям в учредительных документах, то это еще не причина отклонить заявку. Если это вызвано объективными причинами (изменился состав учредителей участника или была допущена ошибка) и злой умысел не установлен, заказчик должен принять такую заявку.
Техническая ошибка в ИНН. При предоставлении сведений участник указал в заявке ИНН, содержащий непреднамеренную ошибку. Она не создает препятствий для идентификации участника, поэтому заказчик также не должен отклонять такую заявку. Информацию об ИНН и наименовании участника можно посмотреть в учредительных и других документах, представленных в составе заявки.
Если вы подаете заявку в первый раз, дайте прочитать ее более опытному участнику или обратитесь за помощью к профессионалам.
А какие ошибки встречались в вашей практике? Поделитесь с нами в комментариях.
Если вы подаете заявку в первый раз, дайте прочитать ее более опытному участнику или обратитесь за помощью к профессионалам.
А какие ошибки встречались в вашей практике? Поделитесь с нами в комментариях.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Задать вопрос эксперту
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Так гласит общепринятая народная мудрость, но, по нашему мнению, самый лучший вариант – это учиться на чужих ошибках и стараться их не повторять.
Бюрократическая основа конкурентных процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ не прощает ошибок, а сразу же отклоняет заявку на участие в закупке. Поэтому, мы решили рассказать о том, как правильно подготовить заявку на примере пяти самых частых ошибок на этом поприще.
Ошибка 1. Самоидентификация в первой части заявки
Одна из самых частых ошибок новичков. Далеко не у всех с ходу получается разобраться в правилах подготовки заявки, поэтому в первой, открытой части, зачастую прописывают название компании или иные идентификационные сведения.
Чтобы избежать этой ошибки, стоит четко уяснить:
- Первая часть заявки содержит только конкурентное предложение. Характеристики товара, его чертежи или фотографии, страну происхождения и прочие интересующие заказчика достоинства. Любые идентификационные сведения указывать запрещено.
- Вторая часть заявки – закрытая. Заказчик увидит её только в том случае, если Вы примете участие в процедуре. В этой части, как раз таки, и должны находиться сведения о поставщике. Название организации, бренда, контактная информация, опыт поставок и прочие данные.
Примеры:
- В первой части заявки есть пункт, в котором необходимо прописать, что компания согласна провести поставку на тех условиях, которые установятся в результате проведения электронного аукциона. Из-за неоднозначной формулировки, многие участники прописывают название компании, от лица которой соглашается с условиями. В таких случаях заявку точно отклонят, а начинающему тендерному специалисту придется искать причину и устранять её.
- Заказчик не всегда кристально точно прописывает инструкцию к оформлению заявки. Порой встречаются рекомендации об указании сведений о компании в тех пунктах, где их быть не должно. Соответственно, из-за невнимательности заказчика, можно нарушить анонимность поставщика, что приведёт к неминуемому отклонению заявки на участие.
Совет:
Чтобы не было указано в инструкциях, какими бы не были формулировки, во главе угла всегда находятся базовые принципы федерального закона по которому проходит закупка. Пожелания заказчика не могут перекрыть действующее законодательство, так что в случае возникновения подобных нестыковок лучше всего обратиться за разъяснениями.
Ошибка 2. Неправильное указание сведений о стране происхождения товара
Ещё одна распространенная ошибка среди новичков. Именно этот пункт достаточно часто пропускают при подготовки заявки, что так же, как и в первом случае, приводит к отклонению.
К такому же исходу может привести и ситуация, когда страна происхождения товара указана некорректно. Вместо “Российская Федерация”, например, написали “РФ”, или допустили орфографическую ошибку.
Следует запомнить:
- При поставке товаров практически в 100% случаев требуются сведения о стране его происхождения. Национальный режим действует не просто так. Поэтому указание сведений является обязательным пунктом в первой части заявки.
Напоминаем, что в условиях нацрежима предпочтение при проведении закупок отдаётся тем поставщикам, которые предлагают продукт российского происхождения или стран ЕАЭС.
- Существуют “правильные” и “неправильные” варианты обозначения той или иной страны. Если указанный вариант окажется “неправильным”, то это будет причиной отклонения Вашей заявки.
Совет:
При указании страны происхождения, пользуйтесь Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ). Прописанные в нём названия стран безоговорочно будут котироваться в документе, так что лучше всегда сверяться с этим списком.
Также, если есть возможность выбора, то лучше планировать к поставке именно те товары, которые были произведены на территории РФ или Евразийского экономического союза. И, конечно же, не забывайте указывать об этом в соответствующем пункте заявки.
Ошибка 3. Некорректное оформление технической части заявки
Пожалуй, самый трудный для освоения момент. Технических показателей достаточно много, а инструкции к их заполнению разнятся от заказчика к заказчику.
Кроме того, играет фактор внимательности. Нередки случаи, когда при сопоставлении требуемых параметров с теми, что присущи имеющемуся продукту, поставщик упускает из внимания один или несколько пунктов. Итогом такой промашки становится отклонение из-за несоответствия товара запросам заказчика.
Взять на усиленный контроль:
- Инструкцию на предмет разности толкований тех или иных терминов/параметров.
- Оформление показателей продукта, который планируется к поставке.
- Соответствие тех самых показателей всем требованиям заказчика.
- Проверку существования товара с требуемыми характеристиками в принципе.
Примеры:
- В инструкции заказчик указывает свой взгляд на толкование разных требований. Таким образом, требование о количестве пассажирских мест в автобусе «не менее 25», может означать как «начиная от 25», так и «26 и более». Что именно подразумевается под понятием «не менее» и находится в инструкции.
- Заказчик – это, прежде всего, человек. Соответственно человеческий фактор никто не отменял. По разным причинам, в требуемых технических показателях может быть допущена ошибка, из-за которой подходящего товара возможно и не существует вовсе. Поэтому, если не заметить этой ошибки и выиграть контракт, то горе-поставщика будут ждать вполне реальные проблемы из-за нереального продукта.
Совет:
Самым лучшим вариантом будет предварительное создание документа с техническими показателями для каждого поставляемого товара. Этот файл можно прикреплять отдельно и не тратить время на проверку всех пунктов, ведь по опыту прошедших закупок будет понятно, что всё в порядке.
Ошибка 4. Отсутствие сведений о компании в реестре СМП при участии в тендере среди СМП
Распространенная ошибка среди компаний, начинающих участвовать в закупках для малых предприятий. Для участия в таких торгах, необходимо чтобы в соответствующем реестре уже были внесены данные о компании.
Проблема заключается в том, что многие предприятия сразу же после открытия подают заявку на участие, продекларировав свою принадлежность к СМП. Вот только их, скорее всего, ждет отклонение, ведь информацию о компании еще не внесли в тот самый реестр.
Важно отметить:
- Сведения появляются после ближайшего 10-го числа любого месяца. Соответственно, до этого момента организация не сможет принять участие в закупке для СМП просто заявив о данном статусе.
- Даже по наступлению 11-го числа ближайшего месяца, не стоит бросаться на каждую закупку для СМП. Предварительно проверьте, действительно ли Вас внесли в реестр. Практика показывает, что появление сведений может растянуться на несколько дней после оговоренной даты.
Совет:
Если есть необходимость всё таки принять участие в закупке для СМП, но по каким-то причинам нет возможности ждать внесения сведений в реестр, то можно самостоятельно получить письменное подтверждение от ИФНС о своём статусе. При подготовке заявки понадобится подгрузить документ, чтобы её приняли и к Вам не было вопросов.
Ошибка 5. Отсутствие полного набора сведений во второй части заявки
Последняя ошибка хоть и встречается не так часто, но также имеет место быть в данном списке. Некоторые поставщики, руководствуясь тем, что в ЕИС и на ЭТП уже есть карточка организации, не прикрепляют её или часть сведений во второй части заявки.
Обратите внимание:
- Ошибки во второй части допускать чревато. За трёхкратное отклонение в течении трёх месяцев на одной площадке, поставщику не возвращается обеспечение заявки.
Пример:
Получив отклонение второй части заявки, как уже говорили, три раза за квартал на одной площадке, замороженные средства со спецсчета будут списаны, скажем так, в пользу государства. И неважно, стоило обеспечение пять тысяч рублей или пять миллионов рублей.
Совет:
Всегда прикрепляйте карточку организации во второй части заявки. Наличие полного перечня данных – обязательное требование, которое не перекрывает наличие карточки на торговой площадке или в единой информационной системе.
Также, если Вы не уверены в своих силах и уже получили два отклонения на одной площадке в описанный выше срок, то стоит воздержаться от участий в госзакупках на этой ЭТП. Так и Вам будет спокойнее, и баланс счета целее.
Итоги
Надеемся, данный материал поможет Вам не допускать упомянутых ошибок. Безусловно, это далеко не полный список моментов, в которых можно что-то упустить, но мы постарались собрать самые распространенные трудности начинающих участников закупок, не заостряя внимания на частных, редко встречающихся случаях.
Чтобы полностью разобраться во всех тонкостях и нюансах, можно воспользоваться услугами тендерного сопровождения от Тендерплан! Опытные юристы помогут в подготовке и подаче заявки, консультируя по каждому шагу!
Основные ошибки начинающих поставщиков при участии в государственных и муниципальных закупках
Содержание:
- Ошибки на первоначальных этапах
- Основные ошибки при подготовке заявки
- Ошибки при участии в торгах
- Ошибки на этапе подписания контракта
В настоящее время государственные и муниципальные закупки являются главным инструментом в ходе реализации государственных программ, а также основным инструментом в поддержке малого и среднего бизнеса. Ни для кого не секрет, что участие в госзаказе для потенциального поставщика сопряжено с рядом трудностей. Для того, чтобы поучаствовать в торгах предварительно необходимо осуществить ряд подготовительных мероприятий. Как показывает практика именно на этих этапах совершается большая часть ошибок, как следствие, участник не допускается к торгам. Попробуем разобраться какие самые распространенные ошибки допускает поставщик.
Ошибки на первоначальных этапах
Для того, чтобы поставщик смог заключить контракт с государственным или муниципальным заказчиком, ему необходимо пройти ряд этапов. Первым таким этапом является получение электронной подписи в удостоверяющем центре.
Данная процедура не требует от предпринимателя особых навыков и знаний, но и здесь некоторые допускают ошибки.
Самой распространенной ошибкой является неправильное указание реквизитов компании, а именно: ИНН, КПП, юридического адреса и названия организации. Данная ошибка проявляется редко, в силу того, что сотрудники удостоверяющего центра перепроверяют предоставленные данные перед тем, как выпустить электронную подпись. Но если она не была замечена, то может проявиться уже на разных этапах, например, при аккредитации на электронной торговой площадке. На данном этапе основные реквизиты считываются с ключа проверки электронной подписи автоматически, и вот тут возникают следующие недоразумения. Во-первых, заполняемые данные должны полностью соответствовать выписке ЕГРЮЛ. Часто происходит так, что с момента выпуска электронной подписи до начала прохождения аккредитации компания успела поменять свой юридический адрес, а данные в ключе остались старые. В таких случаях оператор электронной площадки отказывает компании в аккредитации согласно ч.6 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указывая на недостоверность предоставляемых сведений. Аналогичная ошибка допускается уже на стадии подписания контракта, когда данные компании изменились, а на площадке не завели нового пользователя и не внесли изменения в реквизиты. Такая ошибка может грозить попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Во-вторых, довольно часто поставщики не соблюдают требования площадок по предоставлению свежей выписки ЕГРЮЛ, которая должна быть не старше 6 месяцев со дня подачи документов на аккредитацию. Неправильно подготовленные документы являются третьей причиной для отказа в аккредитации, а именно: плохое качество скана страниц документов; документы предоставляются не в полном объеме, решение об одобрении крупной сделки заполнено не верно.
Остановимся более подробно на ошибке при оформлении решения об одобрении крупной сделки. Основная ошибка заключается в не полном заполнении списка всех участников или акционеров общества. Такие решения должны приниматься при наличии кворума, то есть большинством голосов, что означает 50% плюс 1 голос. В открытых акционерных обществах часто указывают собравшихся как участников общества, которые голосуют долями, что является распространенной ошибкой и обоснованным отказом, полученным от электронной площадки. Поставщикам необходимо запомнить, что в акционерных обществах акционеры, а не участники, и голосуют они своими акциями, а не долями в обществе согласно ст.96 и ст.97 ГК РФ.
После того как компания получила аккредитацию на площадке, ей необходимо найти подходящую для себя конкурентную процедуру, учитывая свои ресурсные возможности. Стоит отметить, что участие в тендерных процедурах является ответственным шагом на пути к получению заветного государственного или муниципального контракта. Здесь и кроются самые фатальные ошибки участника госзаказа.
Очень часто молодые поставщики, увидев открытый аукцион в электронной форме или открытый конкурс с круглой суммой, которая называется начальной (максимальной) ценой контракта, переоценивают свои финансовые возможности. Порой поставщику необходимо вывести из оборота крупную сумму денег на финансовое обеспечение заявки для участия в электронном аукционе.
Основные ошибки при подготовке заявки
Найдя для себя подходящую процедуру и отправив обеспечение заявки на площадку, поставщик должен внимательно ознакомиться с документацией и тщательно подготовить заявку согласно требованиям заказчика. По мнению многих экспертов в области государственных закупок, основной ошибкой, которую допускают начинающие участники, является полное отсутствие какого бы то ни было анализа заказчика и коррупционной составляющей в аукционной или конкурсной документации. Данные ошибки устраняются только регулярной практикой или же путем обращения в серьезную консалтинговую компанию.
При составлении конкурсной или аукционной заявки неопытные поставщики довольно часто нарушают последовательность подачи документов, входящих в эту заявку. В открытом аукционе в электронной форме участники прикладывают в первую часть заявки документы, которые должны быть во второй части, и наоборот, что является нарушением ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Основной причиной отклонения участников являются допущенные ошибки при заполнении сведений о технических характеристиках, поставляемого товара, работ и услуг, или как её еще по другому называют Форма 2. Невнимательность при заполнении конкретных показателей в Форме 2 является главной ошибкой потенциального поставщика. В данных случаях при заполнении конкретных показателей необходимо руководствоваться ГОСТами, СНИПами и ТУ производителей. В форме нельзя допускать двусмысленные трактовки при указании технических характеристик материала или его свойств. Слова типа: от, до, менее, более, должно быть или допускается, ни в коем случае не указываются при составлении Формы 2. При заполнении формы необходимо очень внимательно изучить инструкцию, порой именно там заказчики закладывают «бомбы» для неугодных участников. Если участник видит, что в документации есть сомнительные положения, то лучше сразу подать запрос на разъяснения документации, и сформулировать открытый вопрос, чем потом попасться на уловку заказчика.
Весьма распространенная ошибка участников при отправлении заявки на участие в электронном аукционе – это несоблюдение временных рамок. Россия – страна, растянувшаяся в 9 часовых поясах, поэтому необходимо учитывать разницу во времени, а также обращать внимание на возможное различие указанного времени на площадке и на портале zakupki.gov.ru. Чаще всего на портале закупок указывается московское время.
В конкурсе документы должны быть предоставлены согласно тому порядку, который указан в форме «Описи документов». Участник по неопытности может приложить дополнительные документы перед представлением обязательных, перечисленных в конкурсной документации. Довольно часто «опись документов», да и весь пакет не прошивается и не все скрепляется печатью, что является причиной отклонения в допуске и нарушением ч.4 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Участники, спешке готовя конкурсную заявку, забывают приложить доверенность на то лицо, которое подписывает эту заявку вместо руководителя организации. Внесение изменений в формы, установленные документацией, и не заполнения всех полей, часто являются причиной отклонения такой заявки. При проведении оценки в конкурсе по критериям «Квалификация участника» и «Качество работ (услуг)» участник не в полной мере отображает такие сведения, что существенно влияет на оценку заявки по вышеуказанным критериям. В этих случаях лучше предоставить как можно больше дополнительных сведений, ведь это не противоречит положениям конкурсной документации. Из опыта специалистов в этой сфере важно отметить, что лучше отказаться от участия в конкурсе, где «вес» основного критерия цены, ниже 60 баллов.
Ошибки при участии в торгах
После того как участник размещения заказа был допущен к торгам в электронной форме не повод расслабляться. Как показывает практика, участники на торгов здесь тоже допускает весьма досадные ошибки. Одной из таких ошибок является отсутствие стабильного канала связи, то есть Интернета, а также слабый компьютер. Эти распространенные ошибки в большей степени характерны для регионов, где стоимость услуг интернет связи и их качество оставляют желать лучшего. Именно поэтому рекомендуется изначально обеспокоиться решением данного вопроса. Также эксперты советуют использовать отдельные, желательно новые, компьютеры без лишних установленных программ и файлов, потому что в любой момент может произойти внутренний конфликт совместимости оборудования, а это несомненно приведет к потере драгоценных минут времени на подачу своего ценового предложения.
Распространенной ошибкой всех начинающих участников является отсутствие расчетов и понимания приемлемых условий падений. Для этого необходимо заранее просчитать свою рентабельность по данному проекту еще на стадии поиска интересующих аукционов. Наличие в компании хорошего сметчика позволит избежать ряда непредвиденных расходов на стадии выполнения контракта, только потому, что не все работы заказчик может указать в смете.
При проведении процедур торгов сложно допустить какие-либо ошибки, если на ранних этапах участник все учел и ко всему подготовился. Можно лишь дать несколько рекомендаций по тактике ведения торгов. Во-первых, лучше всего делать разные ставки, чередуя максимальные и минимальные шаги, если, конечно, позволяет рентабельность, данная тактика может иметь скорее психологический эффект. В любом случае, если конкуренты есть, то рано или поздно падение дойдет до критической отметки, где многие отсеются. На данный момент такой «критической отметкой» можно назвать рубеж падения ниже 25% от начальной максимальной цены контракта. Здесь уже победителю необходимо будет предоставить обеспечение исполнения контракта в полтора раза превышающее начально установленное значение заказчиком. Как показывает практика, в строительстве средний процент падения составляет от 20-35 % от НМЦК, поэтому участникам нужно быть готовым к такому повороту событий. Во-вторых, не стоит сидеть и выжидать последних минут, лучше делать предложение сразу. Помним, что время — это единственный невосполнимый ресурс, которым мы обладаем и лучше его потратить на поиск нового аукциона или подготовку документации. Стоит бороться и за почетное второе место, так как у победителя может не оказаться соответствующих лицензий и сертификатов, и он будет отклонен заказчиком по вторым частям. Соответственно, второму участнику будет предложено подписать контракт.
Ошибки на этапе подписания контракта
Участники закупок редко предварительно изучают проект контракта, и это порой является их главной ошибкой. Очень часто заказчик в контракте, как в последнем преграде для «непрошенных» участников, заведомо указывает нереальные требования его исполнения и прописывает кабальные условия. Не соблюдение условий или не согласие с ними может служить основанием для его расторжения или признания участника уклонившимся от его подписания, с последующим занесением в реестр недобросовестных поставщиков. Для недопущение таких ситуаций рекомендуется проводить анализ контракта по главным его условиям: порядок оплаты, начисление пеней, приемка работ и другие пункты. Если условия участника не устраивают, то он должен в установленный срок направить заказчику протокол разногласий, на который тот обязательно должен ответить. Стоить также внимательно отнестись к соблюдение сроков подписания контракта и к выбору механизмов финансового обеспечения исполнения контракта. Следует выбирать надежные банки, ведь заказчик проверяет наличие банковской гарантии в соответствующем реестре.
Таким образом, начинающему участнику размещения заказа необходимо запомнить ряд простых, но основных правил, чтобы не допускать ненужных ошибок. В первую очередь необходимо найти специалиста в этой области или же обратиться в специализированную организацию. Далее, при выборе тендера стоит ориентироваться на маленькие заказы. Такой подход позволит «попробовать на вкус» государственные закупки с минимальными рисками финансовых потерь, хотя стоит отметить, что и конкуренция в таких тендерах весьма высокая, особенно зимой когда все забирают заказы. Летом конкуренция меньше, даже есть вероятность взять контракт за номинал. Также следует определить вероятность возможного участия в торгах, путем анализа документации и истории торгов по данному заказчику. Подготовку самой заявки и пакета документов на участие в аукционе лучше всего отдать опытным специалистам, по крайней мере на первое время. Понятно, что от ошибок не застрахован никто, и не ошибается тот, кто ничего не делает. Все же начинающий предприниматель должен со особым вниманием подойти к участию в госзаказе. Потенциальный поставщик должен понимать, что государственные и муниципальные закупки могут стать для него удачным стартом в бизнесе, несмотря на то, что многие вокруг говорят, что не стоит участвовать в них из-за высокой коррумпированности и большой ответственности перед государством. На данном этапе государство принимает ряд мер по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, например, согласно дорожной карте, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2013 года №867-р, к 2018 году доля общих закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков должна составлять не менее 25%, в то время как сейчас данный показатель составляет в лучшем случае 5% от общего объема закупок. Много и других факторов, говорящих о предстоящем росте данного сегмента, поэтому необходимо уже сейчас начинать пробовать свои силы в госзаказе.
Содержание
- Поставщик обозначил сведения о своей организации
- Присланный электронный документ у заказчика не открывается
- Поставщик неправильно или не полностью указал характеристики товара
- Направлены не все документы
- Характеристики не совпадают с ГОСТом
- Расхождение информации от поставщика и производителя
- Недочёты в документах
- Документы не заверены
Рассмотрим, за что заказчик может отклонить вашу заявку на участие: очевидные и неожиданные причины отклонений.
Поставщик обозначил сведения о своей организации
Подготавливая первую часть заявки не нужно вносить сведения о собственной фирме. Отдельные мелочи, позволяющие идентифицировать организацию, могут повлечь отклонение:
- указано наименование компании
- проставлен ИНН организации
- заявка подготовлена на бланке, содержащем логотип или водяные знаки компании
Присланный электронный документ у заказчика не открывается
Заказчик не примет к рассмотрению заявку, если представленный документ не открывается. Причины могут быть следующие:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- файл открывается только с помощью пароля
- он повреждён
Если подавать жалобу в ФАС, то ведомство примет сторону заказчика. Поэтому не запаковывайте заявки в архив и не устанавливайте на них пароль. Направляя заказчику заявку, предварительно проверьте, все ли файлы открываются.
Читайте также: Банковская гарантия на обеспечение заявки: необходимые сведения
Поставщик неправильно или не полностью указал характеристики товара
Обязательно вносите информацию о стране происхождения товара, так как это обязательное требование для всех закупок с 1 января 2020 г.
Тщательно изучайте характеристики требующегося товара и чётко их соблюдайте. Допустим, заказчику необходимы двухсекционные шкафы для одежды, тогда не следует предлагать трёхсекционные.
Периодически заказчики прописывают не конкретную характеристику, а диапазон значений. Важно знать, требуется ли уточнить эти показатели. Порой необходимо проставлять конкретную цифру, а иногда можно лишь повторить указанный диапазон. Например, организации-заказчику требуется плёнка для ламинирования толщиной от 80 до 125 мкм. Если заказчик требовал уточнить значение, а поставщик написал диапазон 85‒110 мкм, то заявка будет отклонена.
Не следует писать конкретные характеристики наугад или примерно. Отдельные показатели зависят друг от друга, и один параметр может противоречить другому. Если заказчик это обнаружит, то будет принято решение о несоответствии товара требованиям.
Читайте также: Как обойтись без ошибок на старте: инструкция для начинающих
Направлены не все документы
Обязательно прилагайте к заявке все документы, необходимые заказчику. Порой в специализированных закупках встречается требование подтвердить квалификацию персонала или наличие достаточного объёма производственных активов. Также нужно приложить лицензию, когда заказчик её требует. Даже если в соответствии с контрактом вы имеете право привлекать соисполнителей.
Если на указанный в заявке товар распространяется нацрежим, то следует направить выписку из РРП. В ней указывается номер реестровой записи, а в случае необходимости ‒ количество баллов за выполнение условий по ПП № 719.
Характеристики не совпадают с ГОСТом
Часто в документации заказчики указывают не конкретные показатели, а пишут, что продукция должна соответствовать конкретному ГОСТу. Важно проверять, что содержится в стандарте, так как если укажете неверные параметры, то заявка будет отклонена.
Расхождение информации от поставщика и производителя
Заказчики часто сравнивают данные, представленные в заявке, с информацией от производителя. Однако если они отличаются, поставщика всё равно могут допустить к торгам.
Например, в заявке фирмой прописано, что поставляемая краска в банках по 5 литров, это совпадает с требованиями документации. Заказчик изучил сайт организации-производителя и обнаружил, что у предлагаемой продукции фасовка иного объёма. Он принял решение о несоответствии заявки поставщика и отклонил ее. ФАС при рассмотрении материалов приняла сторону заказчика, признав жалобу, направленную поставщиком, необоснованной.
Недочёты в документах
Избегайте даже обычных опечаток. К примеру, поставщик неверно указал дату и написал не 2020 год, а 2019. Это означает, что на момент рассмотрения заявки срок её действия закончился. Заявка была отклонена заказчиком, а антимонопольная служба с ним согласилась.
Другой пример. В заявке организация неправильно внесла характеристики поставляемого картона: вместо голубого и белого она предложила серый и оранжевый. Такую заявку отклонили, однако поставщик оспорил данное решение. Он утверждал, что это опечатка, однако цвет можно установить по артикулу. ФАС с данным мнением не согласилась и отказала в удовлетворении жалобы.
Если ошибка была небольшой, то действия заказчика можно опротестовать. Так, поставщик указал не все цифры номера ГОСТа, и заказчик отклонил заявку. Антимонопольная служба и суды первой и апелляционной инстанции вынесли решение в пользу заказчика, однако верховный суд отменил их решения. Было указано, что в заявку внесены характеристики товара, совпадающие с содержащимися в ГОСТе. Они свидетельствуют, товар отвечает требованиям.
Документы не заверены
Когда подготавливается решение о сделке на большую сумму, лучше заверить его нотариально. Чтобы не заверять любое решение, лучше подготовить локальный акт, на основании которого в вашей организации для подтверждения решения необходимо только наличие подписей всех присутствующих участников. Этот документ надо будет направлять вместе с каждой заявкой.
При необходимости подтвердить страну происхождения отдельные поставщики направляют копию сертификата СТ-1. Если этот документ оформлен на производителя, то заверить копию нужно именно ему. Если это совершит сам поставщик, то заявка может быть отклонена.
Ошибка № 1. Незнание основ законодательства
Первое, с чем сталкивается предприниматель, который планирует участвовать в закупках — это нормы, регулирующие торги. Мне часто приходится помогать начинающим участникам торгов в вопросе выбора видов закупок.
Если вы только начали или планируете начать участие в торгах, то я вам рекомендую обратить внимание на процедуры по 44-ФЗ:
- Желательно пройти курсы по работе с государственными закупками — это избавит вас от «шишек», которые вы гарантированно набьете, если будете работать без минимальных знаний.
- Для начала начните участвовать в «запросе котировок», такие процедуры проходят до 500 тысяч рублей и помогут вам освоиться.
- Потом переходите к работе с электронными аукционами. Здесь вам уже потребуются знания об обеспечениях заявок и контрактов, а также некоторые из норм законодательства, которые регулируют данные торги.
Начинающие участники часто допускают ошибку, когда пытаются выиграть сразу торги на несколько миллионов, при этом не понимая, какими статьями законодательства регулируются эти закупки, какие штрафные санкции могут грозить участнику, если тот не исполнит контракт.
Совет. Не бегите за большими цифрами, если только начали участвовать. Начните с малого, вы в любом случае наберетесь опыта для серьезных торгов.
Ошибка № 2. Неправильные параметры поиска закупки
Начинающие участники торгов часто ошибаются при поиске закупок — неправильно задают параметры поиска, из-за чего им приходится просматривать огромное количество бессмысленного материала, а найти подходящую закупку так и не удается. Обычно предпринимателю рассказывают «знатоки» в этой области, что в закупках все сложно, нужно сделать десяток действий, чтобы вообще начать искать торги. Но это не так.
Для того чтобы участвовать в запросе котировок вам потребуется только открытое ИП, компьютер, принтер, интернет. И уже завтра вы можете выиграть свой первый контракт.
Что вам нужно сделать?
- Зайти на официальный сайт zakupki.gov.ru
- Перейти в раздел «поставщикам»
- Потом в раздел «реестр заказов и закупок 44-ФЗ и 223-ФЗ
- Нажать на кнопку «расширенный поиск»
- Выбрать «запрос котировок»
- Выбрать по «44-ФЗ»
- Выбрать «подача заявок»
- Выбрать регион поставки.
- Нажать на кнопку «найти»
После этих простых действий вы можете начинать просматривать закупочные процедуры без «мусора». Если вы ищете торги по конкретному направлению, в котором работаете, то просто в строке поиска напишите ключевое слово. Поиск закупок — самый трудоемкий процесс, требующий внимательности и усидчивости.
Совет. Не пожалейте средств на курсы по работе с государственными закупками. Сейчас это обучение предлагает большое количество компаний, стоят такие курсы относительно не дорого, и на любых из них вы получите базовые знания.
Ошибка № 3. При расчете закупки
Мне часто приходится помогать предпринимателям в решении вопросов, когда они неправильно просчитали закупку и должны поставить товар ниже себестоимости. В законодательстве есть статьи, которые даже в таких ситуациях помогают выйти из положения.
В декабре того года я столкнулся с несерьезным отношением предпринимателя при просчете закупки. Был тендер, в котором необходимо было проложить высоковольтный кабель, установить столбы и камеры видеонаблюдения, подключить государственное учреждение к системе МВД, чтобы у ведомства была возможность контролировать камеры видеонаблюдения.
Предприниматель, который выиграл эту закупку, решил полностью не просчитывать ее. Он посчитал только объем работ по установке камер, а на остальное просто не обратил внимание, из-за чего в процессе исполнения контракта понял, что выполнить эти работы физически не сможет.
Начали рассматривать возможность субподряда и оказалось, что эти работы стоят в разы дороже, чем сумма контракта. Если бы эту закупку выиграла компания, которая непосредственно занимается данными работами, то она была бы для них выгодна, но в нашем случае — это было фиаско.
Как результат: невыполненные работы, штрафные санкции, РНП (реестр недобросовестных поставщиков, в который вносят всех предпринимателей, которые не исполнили свои обязательства. Если вы находитесь в РНП, то участвовать в закупках вы не можете в течение 2 лет). Не ленитесь просчитывать закупки, если устали, то отложите это на другой день.
Совет. Внимательно просматривайте документацию, никто вас не торопит в просчете процедуры (в документации всегда указан срок, до которого необходимо подать заявку), если вы не успеваете просчитать закупку — лучше не участвуйте. Помните, что неисполнение обязательств по контракту на вас скажется хуже, чем неучастие в тендере.
Ошибка № 4. При подаче заявки на участие
После того как вы нашли подходящий запрос котировок, останется только внимательно прочитать контракт, техническое задание, рассчитать стоимость поставки и заполнить 2-3 формы которые требуются аукционной документацией, распечатать их, запечатать в конверт и привезти заказчику.
На этом этапе предприниматели также допускают ошибки, из-за чего их заявки отклоняют. Очень часто ко мне обращаются ИП с таким вопросом. В марте этого года проходила закупка на поставку стульев для государственного учреждения. Участник запроса котировок заполнил все необходимые формы документов, но его отклонили. Формулировка заказчика: «Не предоставлена выписка из ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей)».
В документации о закупке всегда есть инструкция, в соответствии с которой нужно подготовить заявку.
Совет. При подаче заявки внимательно читайте документы, которые должны входить в состав заявки на участие. Выписка из ЕГРИП легко скачивается с официального сайта налоговой, после чего вы можете записать ее на диск и приложить в составе заявки.
В этом случае у заказчика не будет оснований для отклонения. Не забывайте, что закупки проходят в формате редукциона (понижение цены, кто предложит самую низкую цену, тот и победит).
Ошибка № 5. Предприниматель подал не все документы
Многие предприниматели, когда начинают исполнять государственные контракты, не готовы к бюрократической составляющей. Что это значит? Государственный заказчик подтверждает все действия со стороны поставщика документально!
Недавно ко мне обратился предприниматель с жалобой на заказчика, что ему не оплачивают выполненную работу в указанные сроки (15 рабочих дней). После небольшого общения с заказчиком я понял, что единственное, из-за чего задержана оплата — это не предоставленный предпринимателем акт выполненных работ по форме, приложенной к контракту. После составления этого акта, поставщик получил оплату.
Бюрократическая часть в закупках положительно сказывается как на поставщиках, так и на заказчиках. В случае трудностей в работе с заказчиком переводите всю работу в бумажную плоскость — это вам гарантированно поможет.
Совет. Обязательно проверяйте документацию, которую нужно предоставить заказчику. Если вы поставляете товар, то счет, товарная накладная по форме ТОРГ-12 должна быть обязательно. Если поставляете услуги или работы, то счет, акт выполненных работ (не поленитесь проверить акт, приложенный в контракте, если он есть, то его нужно составить) должны быть обязательно. Иногда нужна еще техническая документация (при ремонте автомобилей, например, нужен заказ-наряд). Заказчик в документации о закупке всегда указывает список закрывающих документов.
***
Государственные закупки не такая сложная тема, как многие думают, но к ней нужно относиться очень серьезно, быть усидчивым и знать нормы законодательства. Удачи на торгах!
Материалы по теме:
«Внедрение блокчейна в госзакупках поможет победить коррупцию»
5 главных проблем при участии в госзакупках
«С госорганами работать проще, чем с частными компаниями»
5 шагов IT-бизнеса в госзакупках
Чем крупнее контракт, тем суровее условия – 3 кейса с тендерами
- РусТендер
- Новости
- Суд: ошибки и опечатки при составлении заявки — это предпринимательский риск
Суд: ошибки и опечатки при составлении заявки — это предпринимательский риск
20.05.2020
Опечатки в заявке могут посчитать информацией, несоответствующей требованиям заказчика
Заказчик провел аукцион на поставку продуктов — смесей, каш — для кормления матерей и детей. Одну из поданных на участие заявок заявок отклонили. Основание для отклонения: «Участником закупки по товару №5 Соки фруктовые указан товарный знак «Сады Придоня». Кроме того, в описании каши вместо «допускается содержание фруктов» было указано «содержит фрукты». Этот параметр был установлен в столбце «Значения показателей, которые не могут изменяться».
Поставщик посчитал отклонение заявки неправомерным и обратился в ФАС. На заседании комиссии, рассматривавшей обращение, поставщик объяснил, что неправильный товарный знак — «Сады Придоня» — это всего лишь техническая ошибка. ФАС тем не менее посчитала заявку отклоненной правомерно. Поставщик обратился в суд.
Суды трех инстанций встали на сторону заказчика. По их мнению, «неправильное оформление заявки является предпринимательским риском и влечет неблагоприятные последствия, выраженные в отклонении заявки. Аукционная комиссия лишь проверяет соответствие заявки участника требованиям законодательства и аукционной документации». Поставщик, к тому же, изменил в заявке неизменяемый показатель.
Закупка № 0848300041218001390
Дело № А40-128265/2019
Все новости
Причины отклонения заявок
Заказчик может отклонить заявку на участие в аукционе, если заявитель забыл приложить или заверить документ, допустил ошибку в оформлении. Причины отказа указаны в 44-ФЗ от 05.04.2013 г.: предоставлена недостоверная информация или ее недостаточно.
Например, заявку автосервиса отклонили в первой части аукциона, потому что участник не предоставил сведения о наличии сертификата на ремонт коробки передач. Это нарушение п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ: непредоставление документов.
Причины отклонения каждой заявки можно посмотреть двумя способами.
- В разделе «Торги» на вкладке «Все» найдите завершенную закупку и откройте ее.
- В блоке «Участники» нажмите , чтобы увидеть причину.
- В разделе «Компании» найдите организацию.
- Перейдите в блок «Торги/Участник торгов». Отклоненная заявка отмечена значком .
- Чтобы увидеть причину, откройте торг и наведите указатель мыши на значок .
Типичные ошибки
- Заявитель указал цену, превышающую начальное максимальное предложение. Так бывает, если не учесть НДС. Цена должна включать все налоги и сборы.
- Заявку неправильно оформили. Например, не прошили или не поставили подпись, печать.
- Вышел срок действия документов — выписки из ЕГРЮЛ, доверенности, приказа об избрании директора компании.
- Участник не успел предоставить обеспечение заявки. Деньги могут не поступить на счет заказчика, если отправить их в последний момент.
- Условия исполнения контракта противоречат требованиям заказчика. Неверно указали сроки, параметры товара или порядок оплаты.
В 223-ФЗ не указаны четкие причины для отказа. Организатор сам определяет требования и прописывает их в положении о закупке. Форма заявки, сроки подачи и необходимая документация на участие указаны в извещении.
Главный способ избежать ошибок при подаче документов — быть предельно внимательным при изучении закупки и формировании пакета документов для заявки.
Лицензия, права и роли
Нашли неточность? Выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl + enter.
Типичные ошибки, совершаемые заказчиками и поставщиками при заключении контракта
Практика УФАС
Согласно частям 5 и 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, уклонился от заключения контракта, а также в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания участника уклонившимся или расторжения контракта направляет в антимонопольный орган информацию об указанном лице для рассмотрения вопроса о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
За истекший период 2019 года Хабаровским УФАС России рассмотрено 290 обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр поставщиков, уклоняющихся от заключения государственного (муниципального) контракта, и 208 обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В 24 случаях признания участников закупки уклонившимися от заключения контракта и 87 случаях расторжения контракта заказчиком Хабаровским УФАС России информация включена в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом причиной признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта может быть не только неподписание и неразмещение на электронной площадке подписанного проекта контракта в установленный законом срок, но и следующие действия:
– неоплата обеспечения исполнения контракта в полном объеме, а также непредоставление совместно с подписанным проектом контракта документа, свидетельствующего об оплате обеспечения исполнения контракта,
– в случае, если в качестве обеспечения исполнения контракта выбрана банковская гарантия, несоответствие банковской гарантии условиям контракта, требованиям Закона о контрактной системе, отсутствие банковской гарантии в реестре банковских гарантий,
– в случае, если закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, и в качестве способа обеспечения исполнения контракта выбрано предоставление информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), непредоставление информации о контрактах, предоставление информации о контрактах, которые еще не исполнены, либо по контрактам (одному из контрактов) к победителю применялись неустойки (штрафы, пени), либо сумма цен таких контрактов составляет менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке,
– в случае, если победителем электронной процедуры начальная (максимальная) цена контракта снижена более чем на 25% либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, не представлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, либо не внесено обеспечение исполнения контракта в полуторном размере (случаи, порядок и сроки внесения подобной информации и обеспечения исполнения контракта установлены статьей 37 Закона о контрактной системе),
– в случае, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и участник закупки предложил цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, непредоставление заказчику обоснования предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара. При этом хотелось бы отметить, что согласно сложившейся судебной практике к подобному обоснованию не относится гарантийное письмо победителя закупки (если он не является производителем товара), а также письмо о наличии у него на складе необходимого товара. В качестве документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки, иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, могут быть представлены любые первичные документы, объективно подтверждающие факт приобретения товара, его оприходования (договор, накладная и т.п.) и наличия на складе на определённую дату (карточки складского учета), то есть документы, подтверждающие реальную возможность поставить товары.
Какие бы советы хотелось дать участникам, чтобы избежать рисков включения в реестр недобросовестных поставщиков:
- Необходимо внимательно отслеживать все закупки, на участие в которых вы подаете заявку; тот факт, что вы не подавали ценовых предложений, не свидетельствует о том, что вы не можете стать победителем (в случае, если ваша заявка оказалась единственной и признана заказчиком соответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе).
- Все документы и информацию, подтверждающие обеспечение исполнения контракта, добросовестность, необходимо готовить заранее и внимательно проверять перед направлением заказчику. Необходимо помнить, что все указанные документы и информацию победитель направляет при подписании контракта, возможность изменить или добавить необходимые документы и информацию еще раз у победителя уже не будет.
- Не откладывать подписание контракта на последний день.
- В случае если не удается подписать контракт по каким-либо техническим причинам, в том числе некорректной работы площадки, необходимо осуществлять запись всех своих действий на площадке с использованием независимого регистратора. В дальнейшем это может помочь обратиться в Федеральную антимонопольную службы с жалобой на действия оператора электронной площадки и вернуть себе право исполнения контракта.
- Необходимо актировать и фиксировать все события, не позволяющие вам своевременно подписать контракт.
- Внимательно отслеживать всю корреспонденцию, поступающую на электронную почту, указанную вами при регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок и заказчику, в целях своевременного отслеживания уведомления антимонопольной службы о рассмотрении обращения заказчика о включении вас в реестр недобросовестных поставщиков и возможности предоставления в антимонопольную службу документов и информации, свидетельствующих об отсутствии в ваших действиях умысла на уклонение от заключения контракта.
Заказчикам же в очередной раз хотелось бы напомнить, что по истечении сроков, указанных в статье 83.2 Закона о контрактной системе вам необходимо признать участника уклонившимся от заключения контракта, и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составить и разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Также в течение трех рабочих дней заказчику необходимо направить всю информацию об участнике, предусмотренную в статье 104 Закона о контрактной системе, в антимонопольный орган.
Указанные действия необходимо совершить заказчику независимо от того, хочет ли он, чтобы сведения об участнике были включены в реестр недобросовестных поставщиков, или нет.
За невыполнение или несвоевременное выполнение указанных действий заказчик может быть подвергнут антимонопольным органом административной ответственности в виде административного штрафа.
При этом хотелось бы отметить, что антимонопольный орган выдает предписания заказчику, в том числе о возвращении закупки на этап подписания проекта контракта победителем, только на основании выявленных нарушений со стороны заказчика. Поэтому в случае, если неподписание контракта произошло по вине победителя, обращаться за выдачей подобных предписаний в антимонопольный орган не имеет смысла.
Сложнее обстоят дела в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Хабаровское УФАС России считает, что подобное расторжение должно являться крайней мерой в случае существенного нарушения исполнителем условий контракта.
В настоящее время у заказчиков имеется возможность принимать немотивированные решения об отказе от исполнения контракта. Данная возможность позволяет Заказчикам оказывать сильнейшее давление на поставщиков ввиду возможных финансовых убытков для предпринимателей, следующих за расторжением контракта, а также риска включения в реестр недобросовестных поставщиков для участника закупки.
В соответствии с последними рекомендациями Федеральной антимонопольной службы информация о недобросовестных действиях заказчика при исполнении и расторжении контрактов направляется Хабаровским УФАС России в органы внутреннего финансового контроля.
Вместе с тем, предлагаемые Федеральной антимонопольной службой поправки к Закону о контрактной системе позволят снизить возможность принятия заказчиком немотивированных решений об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, одним из запланированных нововведений является введение в Закон о контрактной системе механизма защиты прав предпринимателей путем возможности обжалования в Федеральную антимонопольную службу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо помнить, что у поставщика (подрядчика, исполнителя) также имеется в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе право на расторжение контракта в одностороннем порядке в связи с неисполнением заказчиком своих обязательств по контракту. Вместе с тем, поставщик должен соблюсти порядок расторжения контракта, предусмотренный статьей 95 Закона о контрактной системе, и быть готов доказать недобросовестное поведение заказчика.
Однако, если решение об одностороннем отказе заказчиком все-таки принято, прежде всего заказчиком необходимо соблюсти процедуру расторжения контракта, установленную в статье 95 Закона о контрактной системе.
При этом хотелось бы отметить, что надлежащим считается такое уведомление поставщика, при котором заказчик может зафиксировать факт получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщиком, направление по почте либо по факсу, в случае отсутствия отклика поставщика на принятое решение не может считаться надлежащим уведомлением.
Также наиболее часто встречающимся нарушением процедуры расторжения контракта со стороны заказчика является сокращение десятидневного срока, предоставленного Законом о контрактной системе поставщику для устранения нарушения исполнения контракта. Зачастую заказчики размещают решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в Единой информационной системе и переводят контракт на этап «Исполнение прекращено» в этот же день. Указанное может свидетельствовать как о нарушении заказчиком статьи 95 Закона о контрактной системе (порядок расторжения контракта), так и о нарушении статьи 103 Закона о контрактной системе (размещение в реестре контрактов недостоверной информации). При этом сроки необходимо считать в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следствием подобных действий будет являться не только невключение информации о лице, с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом, в реестр недобросовестных поставщиков, но и привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Так же как и при уклонении участника от заключения контракта, заказчику необходимо помнить о сроках направления информации о поставщике, контракт с которым расторгнут в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, в антимонопольную службу. Ненаправление, несвоевременное направление, а также направление информации в неполном объеме могут повлечь привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Перечень документов и информации, которую заказчик обязан направить, установлен в статье 104 Закона о контрактной системе. Чаще всего заказчиками не направляется информация об учредителях юридических лиц, сведения о которых подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, а также информация о дате расторжения контракта.
Поставщику же в свою очередь необходимо обратить внимание, что при рассмотрении дела в антимонопольном органе ему необходимо предоставить документы, свидетельствующие о том, что им предпринимались все действия, направленные на исполнение контракта.
Это могут быть действия по замене товара, исправлению недостатков работ, при отказе заказчика в приемке товаров, работ, услуг. В случае если исполнитель уверен в качестве поставленного товара, выполненной работы, это может быть проведение независимой экспертизы по инициативе поставщика, оспаривание результатов экспертизы, проведенной заказчиком.
В случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких наименований товара и товар одного наименования заказчик не принимает, то все остальные товары поставщик должен обязательно поставить.
При этом мы неоднократно говорим поставщику, что все взаимодействие с заказчиком при исполнении контракта должно осуществляться поставщиком в письменной форме, любые договоренности, связанные с исполнением контракта, должны подтверждаться соответствующими документами.
Телефонные переговоры не являются доказательством при рассмотрении антимонопольным органом дела о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Однако сама переписка, при отсутствии каких-либо иных действий, направленных на исполнение контракта, со стороны поставщика также не является доказательством его добросовестного поведения.
Также поставщику необходимо фиксировать все действия заказчика, препятствующие исполнению контракта, пояснения из разряда «я привез товар, а он отказался его принимать» при отсутствии каких-либо документов также не будут являться доказательством надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.
Еще одним важным предложением по совершенствованию действующего законодательства являются планы по перенесению всей переписки по вопросам исполнения государственных муниципальных контрактов в Единую информационную систему в сфере закупок. Данное нововведение позволит повысить прозрачность и открытость контрактной системы в сфере закупок, что в свою очередь повлечет за собой повышение эффективности защиты прав участников закупки.
Первый шаг в указанном направлении уже сделан: Федеральное казначейство анонсировало внедрение функционала электронного актирования исполнения контрактов в Единой информационной системе.
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Так гласит общепринятая народная мудрость, но, по нашему мнению, самый лучший вариант – это учиться на чужих ошибках и стараться их не повторять.
Бюрократическая основа конкурентных процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ не прощает ошибок, а сразу же отклоняет заявку на участие в закупке. Поэтому, мы решили рассказать о том, как правильно подготовить заявку на примере пяти самых частых ошибок на этом поприще.
Ошибка 1. Самоидентификация в первой части заявки
Одна из самых частых ошибок новичков. Далеко не у всех с ходу получается разобраться в правилах подготовки заявки, поэтому в первой, открытой части, зачастую прописывают название компании или иные идентификационные сведения.
Чтобы избежать этой ошибки, стоит четко уяснить:
- Первая часть заявки содержит только конкурентное предложение. Характеристики товара, его чертежи или фотографии, страну происхождения и прочие интересующие заказчика достоинства. Любые идентификационные сведения указывать запрещено.
- Вторая часть заявки – закрытая. Заказчик увидит её только в том случае, если Вы примете участие в процедуре. В этой части, как раз таки, и должны находиться сведения о поставщике. Название организации, бренда, контактная информация, опыт поставок и прочие данные.
Примеры:
- В первой части заявки есть пункт, в котором необходимо прописать, что компания согласна провести поставку на тех условиях, которые установятся в результате проведения электронного аукциона. Из-за неоднозначной формулировки, многие участники прописывают название компании, от лица которой соглашается с условиями. В таких случаях заявку точно отклонят, а начинающему тендерному специалисту придется искать причину и устранять её.
- Заказчик не всегда кристально точно прописывает инструкцию к оформлению заявки. Порой встречаются рекомендации об указании сведений о компании в тех пунктах, где их быть не должно. Соответственно, из-за невнимательности заказчика, можно нарушить анонимность поставщика, что приведёт к неминуемому отклонению заявки на участие.
Совет:
Чтобы не было указано в инструкциях, какими бы не были формулировки, во главе угла всегда находятся базовые принципы федерального закона по которому проходит закупка. Пожелания заказчика не могут перекрыть действующее законодательство, так что в случае возникновения подобных нестыковок лучше всего обратиться за разъяснениями.
Ошибка 2. Неправильное указание сведений о стране происхождения товара
Ещё одна распространенная ошибка среди новичков. Именно этот пункт достаточно часто пропускают при подготовки заявки, что так же, как и в первом случае, приводит к отклонению.
К такому же исходу может привести и ситуация, когда страна происхождения товара указана некорректно. Вместо “Российская Федерация”, например, написали “РФ”, или допустили орфографическую ошибку.
Следует запомнить:
- При поставке товаров практически в 100% случаев требуются сведения о стране его происхождения. Национальный режим действует не просто так. Поэтому указание сведений является обязательным пунктом в первой части заявки.
Напоминаем, что в условиях нацрежима предпочтение при проведении закупок отдаётся тем поставщикам, которые предлагают продукт российского происхождения или стран ЕАЭС.
- Существуют “правильные” и “неправильные” варианты обозначения той или иной страны. Если указанный вариант окажется “неправильным”, то это будет причиной отклонения Вашей заявки.
Совет:
При указании страны происхождения, пользуйтесь Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ). Прописанные в нём названия стран безоговорочно будут котироваться в документе, так что лучше всегда сверяться с этим списком.
Также, если есть возможность выбора, то лучше планировать к поставке именно те товары, которые были произведены на территории РФ или Евразийского экономического союза. И, конечно же, не забывайте указывать об этом в соответствующем пункте заявки.
Ошибка 3. Некорректное оформление технической части заявки
Пожалуй, самый трудный для освоения момент. Технических показателей достаточно много, а инструкции к их заполнению разнятся от заказчика к заказчику.
Кроме того, играет фактор внимательности. Нередки случаи, когда при сопоставлении требуемых параметров с теми, что присущи имеющемуся продукту, поставщик упускает из внимания один или несколько пунктов. Итогом такой промашки становится отклонение из-за несоответствия товара запросам заказчика.
Взять на усиленный контроль:
- Инструкцию на предмет разности толкований тех или иных терминов/параметров.
- Оформление показателей продукта, который планируется к поставке.
- Соответствие тех самых показателей всем требованиям заказчика.
- Проверку существования товара с требуемыми характеристиками в принципе.
Примеры:
- В инструкции заказчик указывает свой взгляд на толкование разных требований. Таким образом, требование о количестве пассажирских мест в автобусе «не менее 25», может означать как «начиная от 25», так и «26 и более». Что именно подразумевается под понятием «не менее» и находится в инструкции.
- Заказчик – это, прежде всего, человек. Соответственно человеческий фактор никто не отменял. По разным причинам, в требуемых технических показателях может быть допущена ошибка, из-за которой подходящего товара возможно и не существует вовсе. Поэтому, если не заметить этой ошибки и выиграть контракт, то горе-поставщика будут ждать вполне реальные проблемы из-за нереального продукта.
Совет:
Самым лучшим вариантом будет предварительное создание документа с техническими показателями для каждого поставляемого товара. Этот файл можно прикреплять отдельно и не тратить время на проверку всех пунктов, ведь по опыту прошедших закупок будет понятно, что всё в порядке.
Ошибка 4. Отсутствие сведений о компании в реестре СМП при участии в тендере среди СМП
Распространенная ошибка среди компаний, начинающих участвовать в закупках для малых предприятий. Для участия в таких торгах, необходимо чтобы в соответствующем реестре уже были внесены данные о компании.
Проблема заключается в том, что многие предприятия сразу же после открытия подают заявку на участие, продекларировав свою принадлежность к СМП. Вот только их, скорее всего, ждет отклонение, ведь информацию о компании еще не внесли в тот самый реестр.
Важно отметить:
- Сведения появляются после ближайшего 10-го числа любого месяца. Соответственно, до этого момента организация не сможет принять участие в закупке для СМП просто заявив о данном статусе.
- Даже по наступлению 11-го числа ближайшего месяца, не стоит бросаться на каждую закупку для СМП. Предварительно проверьте, действительно ли Вас внесли в реестр. Практика показывает, что появление сведений может растянуться на несколько дней после оговоренной даты.
Совет:
Если есть необходимость всё таки принять участие в закупке для СМП, но по каким-то причинам нет возможности ждать внесения сведений в реестр, то можно самостоятельно получить письменное подтверждение от ИФНС о своём статусе. При подготовке заявки понадобится подгрузить документ, чтобы её приняли и к Вам не было вопросов.
Ошибка 5. Отсутствие полного набора сведений во второй части заявки
Последняя ошибка хоть и встречается не так часто, но также имеет место быть в данном списке. Некоторые поставщики, руководствуясь тем, что в ЕИС и на ЭТП уже есть карточка организации, не прикрепляют её или часть сведений во второй части заявки.
Обратите внимание:
- Ошибки во второй части допускать чревато. За трёхкратное отклонение в течении трёх месяцев на одной площадке, поставщику не возвращается обеспечение заявки.
Пример:
Получив отклонение второй части заявки, как уже говорили, три раза за квартал на одной площадке, замороженные средства со спецсчета будут списаны, скажем так, в пользу государства. И неважно, стоило обеспечение пять тысяч рублей или пять миллионов рублей.
Совет:
Всегда прикрепляйте карточку организации во второй части заявки. Наличие полного перечня данных – обязательное требование, которое не перекрывает наличие карточки на торговой площадке или в единой информационной системе.
Также, если Вы не уверены в своих силах и уже получили два отклонения на одной площадке в описанный выше срок, то стоит воздержаться от участий в госзакупках на этой ЭТП. Так и Вам будет спокойнее, и баланс счета целее.
Итоги
Надеемся, данный материал поможет Вам не допускать упомянутых ошибок. Безусловно, это далеко не полный список моментов, в которых можно что-то упустить, но мы постарались собрать самые распространенные трудности начинающих участников закупок, не заостряя внимания на частных, редко встречающихся случаях.
Чтобы полностью разобраться во всех тонкостях и нюансах, можно воспользоваться услугами тендерного сопровождения от Тендерплан! Опытные юристы помогут в подготовке и подаче заявки, консультируя по каждому шагу!
Эксперты Тендерплана на связи!
Консультации, сопровождение, подготовка заявок и многофункциональная система поиска закупок!
Содержание
- Что должно быть в заявке
- Отклонение заявки
- Заявка содержит противоречивые сведения
- Технические ошибки
- В выписке из реестра содержатся неполные сведения
- Выводы
Самый важный шаг на этапе участия в электронном аукционе — подготовка заявки. Чтобы ее не отклонили, нужно верно отразить всю необходимую информацию. Но если это все же произошло — проверьте, нет ли нарушений в действиях самого заказчика.
Что должно быть в заявке
В заявке должны быть указаны реквизиты организации — наименование, ИНН, фактический и почтовый адреса, телефон, данные об учредителях. Кроме того, в ней должна содержаться следующая информация:
- наименование предлагаемого товара, работы или услуги, товарный знак (если есть) и количество;
- точные параметры продукции в соответствии с требованиями заказчика;
- согласие поставить продукцию на условиях, которые отражены в документации электронного аукциона;
- если заказчик выдвигает дополнительные требования — документальное подтверждение соответствия этим требованиям.
Отклонение заявки
Заказчик может отклонить заявку на том основании, что в ней содержатся недостоверные данные либо она не соответствует требованиям законодательства. Порой возникают споры из-за того, какая информация считается недостоверной.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Иногда по указанным выше основаниям отвергается несколько заявок, и это приводит к срыву аукциона. Причиной тому являются и невнимательность самих участников, и излишняя запутанность документации, причем иногда умышленно задуманная заказчиками.
Если к аукциону допущена лишь одна заявка, закупка должна быть осуществлена у единственного поставщика. Об этом оповещаются контролирующие органы, которые однако могут усомниться в правомерности оценки заявок участников. И если ФАС посчитает, что заявки были отклонены неправомерно, заказчик будет оштрафован.
Далее рассмотрим три типичные ситуации, связанные с отклонением заявок.
Заявка содержит противоречивые сведения
В уставе участника фигурируют одни учредители, а в выписке из реестр юридических лиц — полностью или частично иные. Всегда ли это свидетельствует о недостоверности сведений? Нет, поскольку это бывает вызвано вполне объективными причинами. Состав учредителей (акционеров) компании мог измениться со времени ее основания, что и было отражено в ЕГРЮЛ. Кроме того, иногда при внесении данных в реестр случаются ошибки, в результате чего в нем отражается неверная информация. Отметим, что при разборе подобных споров в судах арбитры зачастую поддерживают поставщиков.
Безусловно, заказчик обязан отклонить заявку, которая содержит недостоверные сведения. Но перед этим ему следует убедиться, что они действительно являются таковыми. В указанном случае следует удостовериться, что разная информация в уставе и реестре отражена не по объективным причинам. Иначе отклонять заявку только лишь на основании недостоверности данных достаточно рискованно.
Технические ошибки
Заявка участника содержит техническую ошибку. По такому довольно формальному поводу заказчики зачастую отклоняют заявки. Однако правомерно ли это?
При рассмотрении этого вопроса нужно учитывать, где именно содержалась техническая ошибка и могла ли она помешать идентифицировать участника. Например, ошибка в ИНН вряд ли станет подробной помехой, а значит, и отклонять заявку на ее основании неправомерно. Это подтверждается практикой ФАС и арбитражных судов — в подобных случаях они поддерживают участников.
В выписке из реестра содержатся неполные сведения
У участника есть лицензия, которую он приложил к заявке. Однако в выписке из ЕГРЮЛ данных об этой лицензии нет. Заказчик видит, что информация в двух документах не совпадает, и отклоняет заявку. Правомерны ли его действия?
Если объектом закупки является товар, работа или услуга, которые требуют от участника наличия лицензии, то в соответствии с законом о контрактной системе он должен в состав заявки включить ее копию. Именно этот документ, а не выписка из ЕГРЮЛ, подтверждает, что компания имеет право поставлять объект закупки. Что касается выписки, то она лишь подтверждает факт государственной регистрации участника в качестве юридического лица.
Таким образом, если в выписке из реестра отсутствуют сведения о лицензии участника, то это не говорит о недостоверности представленных данных и не является поводом отклонять заявку на электронный аукцион. Практика показывает, что у участника, чью заявку отклонили в подобной ситуации, есть высокий шанс (примерно 85%) признать действия заказчика неправомерными. Для этого нужно обратиться с жалобой в ФАС или суд.
Выводы
Избежать рассмотренных в статье ситуаций поможет внимательная работа с аукционной документацией со стороны поставщика, а со стороны заказчика — более тщательная работа с поступившими заявками. Стоит помнить о том, что конфронтация невыгодна никому. И для поставщика, и для заказчика жалобы и судебные споры являются дополнительным расходом времени и финансов. Конструктивный диалог между заказчиком и поставщиком по всем возникающим вопросам поможет сделать закупки более эффективными для обеих сторон.
Членов комиссии могут оштрафовать не только за принятие неверного решения об отклонении или допуске заявок участников, но и за неправильное оформление протокола. В зависимости от нарушения размер штрафа варьируется от 5 тыс. до 30 тыс. руб. Рассмотрим случаи, которые чаще всего вызывают сложности.
Участник не указал в заявке товарный знак
Отсутствие товарного знака — единственная претензия к заявке
Согласно Закону N 44-ФЗ участник должен указать в заявке товарный знак при его наличии. Часто встречается такая позиция контрольных органов: если участник его не отразил, значит, у его товара товарного знака нет. Отклонять заявку в этом случае неправомерно. К данной аргументации прибегали Ставропольское, Санкт-Петербургское, Новосибирское УФАС.
Встречается и другая позиция. Самарское УФАС решило, что отсутствие товарного знака должен доказывать участник закупки. Он этого не сделал, поэтому контрольный орган признал правомерным отклонение заявки.
Аргумент в пользу допуска заявки без указания товарного знака может быть и другим: его отсутствие не значит, что товар не соответствует функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным в документации. К такому выводу приходили Бурятское, Санкт-Петербургское, Московское областное УФАС.
Участник не указал товарный знак и другие показатели
Если в заявке участника нет и других показателей, требуемых документацией, контрольный орган, скорее всего, признает отклонение правомерным. Если нет страны происхождения товара или конкретных показателей, это не позволяет идентифицировать предлагаемый товар. В этих случаях отсутствие товарного знака проверяющие также называли в числе причин отклонения заявок.
К примеру, Калужское и Московское областное УФАС поддержали отклонение заявок, в которых не было ни товарных знаков, ни конкретных показателей. За отсутствие указания на товарные знаки признавало правомерным отклонение заявок Краснодарское УФАС.
Упоминание о товарном знаке было в ГОСТе, приведенном в документации
Проблема может возникнуть, когда указание товарного знака было обязательным согласно ГОСТу, которому товар должен был соответствовать по условиям документации. Контрольный орган и суды посчитали правомерным отклонение участника за отсутствие товарного знака в заявке. Однако Арбитражный суд Западно-Сибирского округа поддержал участника, отменив предыдущие решения. Суд отметил: заказчик не вправе устанавливать требования так, что наличие товарного знака является обязательным, поскольку это ограничивает количество участников закупки.
В другой ситуации Санкт-Петербургское УФАС пришло к выводу, что ГОСТы не могут обязывать производителя регистрировать товарный знак, так как по ГК РФ это право, а не обязанность. Данную точку зрения также высказывала ФАС.
Участник не представил в заявке конкретных показателей
Участник продублировал из документации значения в формате «не более» и «не менее«, «должен быть» и др.
Если в документации отражены правила, по которым участник должен конкретизировать значения, проверяющие обычно поддерживают отклонение заявок, если в них остаются слова «не более», «не менее» и др. Например, такие решения принимали Якутское, Алтайское краевое УФАС.
Участнику не удалось обойти инструкцию по заполнению заявок и в случае со знаком «+/-«. Комиссия и контрольный орган не стали считать такое обозначение в заявке погрешностью, ведь по инструкции в этих случаях нужно было указать конкретный показатель. Отклонение заявки признали правомерным.
Если не закрепить в документации, по каким параметрам нужны конкретные показатели, проверяющие могут занять сторону участника. Так, контрольный орган и суды не поддержали комиссию, отклонившую участника за использование слов «не более», «не менее», поскольку заказчик не требовал в документации конкретизировать значения спорных показателей. Свою роль сыграло то, что с этими словами показатели были изложены в ГОСТе, которому должен был соответствовать товар. Довод заказчика, что требование представить конкретные показатели закреплено в Законе N 44-ФЗ, не сработал.
Однако контролеры могут признать подход комиссии излишне формальным, если она будет буквально следовать инструкции по заполнению заявок. К такому выводу пришло Смоленское УФАС, посчитав неправомерным отклонение заявки. Хотя участник и оставил в описании предлагаемого товара диапазон значений, а также слова «должен быть», «или», из его заявки было понятно, что он представил конкретные показатели, соответствующие требованиям заказчика. Приоритет формы подачи заявки над ее содержанием противоречит Закону N 44-ФЗ.
Участник не выбрал один из предложенных вариантов значения
При разрешении споров об отклонении заявок, в которых участник указал несколько альтернативных значений, проверяющие также обычно берут за основу правила, изложенные в инструкции по заполнению первых частей заявок.
Так, Ивановское УФАС поддержало решение комиссии отклонить заявку участника, указавшего оба ГОСТа из предложенных, тогда как по правилам инструкции нужно было выбрать только один. Аналогично поступило Алтайское краевое УФАС.
Когда инструкция предусматривала возможность привести несколько вариантов значений, контрольный орган и суды признали неправомерным отклонение заявки участника за то, что он указал два варианта для материала подкладки обуви.
Участник дал только согласие на условия документации, когда нужны были конкретные показатели
Такая ошибка часто возникает, когда речь идет о закупке услуг или работ, при этом в документации установлены требования к используемому товару. В этих случаях согласия недостаточно, участник должен представить конкретные значения по показателям, требования к которым заказчик установил в документации. Если участник ограничивается согласием, его заявку нужно отклонить. Так посчитали Псковское, Санкт-Петербургское, Московское, Кемеровское УФАС.
Сложность возникает, когда документация содержит ошибочные положения. Например, заказчик установил требования к используемому товару, однако указать в заявке запросил только согласие на оказание услуг. Контрольный орган решил, что комиссии нужно было руководствоваться положениями документации и не отклонять заявку за непредставление конкретных показателей товара. УФАС признало нарушением действия не только заказчика, но и комиссии.
Комиссия оформила протокол с ошибками
Ошибки при проведении аукциона
Если комиссия отказывает в допуске участнику аукциона, в протокол рассмотрения заявок нужно включить обоснование такого решения. В числе прочего нужно указать положения документации, которым не соответствует заявка участника, ее положения, которые не отвечают требованиям, установленным документацией.
Отсутствие этой информации — одна из частых ошибок в оформлении протоколов. Такие нарушения находили Краснодарское, Бурятское, Новосибирское, Омское, Красноярское УФАС.
Отметим, включение в протокол этой информации с техническими ошибками также признают нарушением.
Ошибки при проведении конкурса
При рассмотрении конкурсных заявок комиссия должна приложить к протоколу предложения участников о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, если в документации установлен такой критерий. Отсутствие этих сведений также сочтут нарушением.