Лайфхакер делится фразами-помощниками, с которыми запомнить правила гораздо проще.
1. Догово́р, догово́ры, догово́ров
Пожалуй, самый распространённый случай неправильной постановки ударения. Есть мнение, что ударение на первый слог ставят те, кто использует слово как профессиональный термин. Не верьте: правильный вариант только один.
Фраза для запоминания:
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договóр.
2. Катало́г
Здесь, как и в предыдущем случае, есть единственно верный вариант произношения. Правильное место ударения в слове — на звук «о». При любых значениях слова. Исключений нет.
Фраза для запоминания:
Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталóг.
3. Квартáл
Некоторые уверены: когда речь идёт о городском квартале, ударение следует ставить на второй слог, а когда о четверти календарного года — на первый. Особенно убеждённо этому «правилу» следуют бухгалтеры, для которых слово «квартал» — часть профессионального сленга. Однако словари гласят, что в обоих случаях ударение падает на второй слог.
Фраза для запоминания:
В бухгалтерии аврал —
Завершается квартáл.
4. Звони́т, звони́шь, звони́те
Несмотря на то, что это слово уже стало предметом многочисленных обсуждений, некоторые по‑прежнему неправильно ставят в нём ударение. Предлагаем запомнить раз и навсегда: ударение падает на второй слог.
Фраза для запоминания:
Филологу никто не звóнит.
Филологу всегда звоня́т.
5. Начался́, начата́
В глаголе прошедшего времени «начался́» ударение падает на последний слог, хотя в инфинитиве ударение перебегает на второй — «начáться». Именно это вызывает путаницу. Здесь возможен только единственный верный вариант произношения — с ударением на последнем слоге. Для краткой формы страдательного причастия прошедшего времени женского рода действует аналогичное правило.
Фраза для запоминания:
Большая суета
Вокруг нас начата́.
6. Облегчи́ть
Зачастую это слово всё только усложняет. По нормам ударение ставится на последний слог. Вариация произношения «облéгчить» часто используется в разговорной речи, но не является допустимой. В данном случае словари дают единственно верный вариант произношения.
Фраза для запоминания:
Непросто ударенья заучить —
Стихи задачу могут облегчи́ть.
7. Углуби́ть, углуби́т
В соответствии с орфоэпической нормой современного русского литературного языка в этих словах ударение ставится на последний слог. Произношение с ударным гласным «у» является просторечным. И если вы следите за своим языком, его лучше не использовать.
Фраза для запоминания:
Корабли не смогут плыть —
Канал здесь нужно углуби́ть.
8. Краси́вее
Когда речь заходит о сравнительной степени прилагательного «красивый», многие из нас приходят в замешательство. Часто ударение ставят на предпоследний слог, что неправильно. Здесь действует правило: в слове «краси́вее» ударение ставится не так, как в других прилагательных на -ее (сильнéе, быстрéе, здоровéе). Это поможет запомнить правильный вариант произношения.
Фраза для запоминания:
Тот из нас счастливее,
В ком душа краси́вее.
9. Ла́тте
Делая заказ в кофейне или ресторане, очень не хочется попасть впросак (да, это слово пишется слитно). Ударение в слове «лáтте» падает на первый слог. Такой вариант произношения слова позволит вам всегда говорить правильно.
Фраза для запоминания:
В чашечке у Златы
Ароматный лáтте.
10. Мусоропрово́д
Слово состоит из двух основ — «мусор» и «провод» — и обозначает систему, которая «провóдит мусор». Значит, ставя ударение, нужно отталкиваться от смысла и глагола «провóдит». Аналогичное правило работает и с другими словами, образованными схожим способом: газопровóд, нефтепровóд, путепровóд.
Фраза для запоминания:
На площадке — хоровод,
Чистят мусоропровóд.
11. Апостро́ф
Более сложный случай. На слуху у нас почему‑то вариант «апóстроф», хотя это неверно. Правильно ставить ударение на последний слог.
Фраза для запоминания:
Зря он писал так много строф,
Не там поставил апострóф.
12. Фенóмен
В специальной литературе (например, медицинской) ударение всегда ставится на звук «о». Это литературная норма. Делать ударение на последнем слоге допустимо только в разговорной речи, но такой вариант считается нежелательным. Если вы избегаете просторечий, ставьте ударение на второй слог.
Фраза для запоминания:
Вынесли приговор: он невиновен.
Столь странный это был фенóмен.
13. Свёкла
Несмотря на то, что буква «ё» в русском языке всегда ударная, слово часто вызывает вопросы. Ошибка возникает из‑за того, что многие пишут его неправильно — через «е». Запомните: «свёкла» всегда пишется и произносится через букву «ё», других вариантов нет.
Фраза для запоминания:
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята, не свеклá,
Я, ребята, свёкла.
14. Щаве́ль
С этим словом не всё так однозначно. Раньше было допустимо ставить ударение на первый слог, но сегодня такой вариант произношения считается устаревшим и противоречит литературной норме. И это не единственная сложность, связанная со словом «щавель»: филологи до сих пор спорят, есть ли у него множественное число.
Фраза для запоминания:
Прилетел мохнатый шмель
И уселся на щавéль.
15. Сре́дства, сре́дствами
Неважно, в каком значении вы употребляете это слово (способ, вид транспорта или деньги), ударение никогда не ставится на последний слог — оно не плавающее, как многие считают. Во всех падежных формах слова «средства» ударение падает на первый слог.
Фраза для запоминания:
В любви и на войне
Все сре́дства хороши.
16. То́рты, то́ртов
Ещё одно часто употребляемое слово, в котором многие делают ошибку. Чтобы запомнить, куда должно падать ударение, можно ориентироваться на слово «то́ртик».
Фраза для запоминания:
В музее — натюрморты:
На них — цветы и тóрты.
17. Цепо́чка
Несмотря на то, в каком значение употребляется слово (ювелирное украшение или линия военных), ударным является второй слог. Другой вариант произношения неверный.
Фраза для запоминания:
Очень любят дочки
Брошки и цепóчки.
18. Мастерски́
Слово ассоциируется с однокоренным словом «мастер», где ударение падает на первый слог. Эта ассоциация и становится основной причиной неверной постановки ударения в слове. «Мастерски́» — тот самый случай, когда лучше просто запомнить, а не пытаться найти логику.
Фраза для запоминания:
Он потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски́.
19. Граффи́ти
В русский язык слово пришло из итальянского (произносится «граффи́то») и сохранило ударение. Можно руководствоваться и другой логикой: согласно орфоэпической норме современного русского литературного языка, в трёхсложном слове ударение чаще всего ставится на второй слог.
Фраза для запоминания:
Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффи́ти.
20. Ту́фля
Герой всеми любимой советской комедии говорил «туфля́», но это вовсе не означает, что и нам следует так делать. Можно себя проверить так: «ту́фли», ударение на первый слог, значит, в единственном числе будет аналогично.
Фраза для запоминания:
Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту».
21. Бáрмен
Если заглянуть в орфоэпический словарь, чтобы удостовериться в правильном произношении этого слова, можно обнаружить разные варианты. Однозначного ответа нет: словари Резниченко и Зарвы утверждают, что нужно говорить «бáрмен», а словарь Розенталя рекомендует произносить «бармéн». Несмотря на это большинство современных филологов рекомендуют ставить ударение на первый слог — как и в других словах, которые пришли в русский язык из английского.
Фраза для запоминания:
Чтоб добавить в ужин шарма,
Приготовил коктейль бáрмен.
22. Бóчковый
Как и в случае со «свёклой», неверная постановка ударения происходит из‑за неверного написания. На этикетках кваса можно увидеть вариант «бочковóй» — в таком случае ударение так и просится на последний слог. Однако это написание неверно. Грамотно писать и говорить «бóчковый квас» (квас из бóчки). С пивом аналогичная ситуация.
Фраза для запоминания:
Бóчковый квас — тот, который из бóчки.
23. Жалюзи́
Здесь надо вспомнить происхождение слова. Оно пришло в русский язык из французского, а для этого языка характерна постановка ударения на последний слог. Аналогичное правило сохранилось и для русского варианта.
Фраза для запоминания:
Поскорее привези
Для окошек жалюзи́!
24. Заку́порить, отку́порить
Глаголы используются в повседневной речи нечасто. Вероятно, в этом и кроется причина ошибки в произношении. Согласно орфоэпической норме ударение следует ставить на второй слог. Правило сохраняется для всех однокоренных слов.
Фраза для запоминания:
Гном собрал в лесу опилки
И заку́порил бутылки.
25. И́скра
И хотя наиболее привычен вариант произношения «искрá», правильным является «и́скра». Ставить ударение на первый слог следует как в литературной речи, так и в разговорной. Аналогичное правило распространяется на все падежные формы единственного и множественного чисел.
Фраза для запоминания:
Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!
А какие ещё слова вызывают у вас вопросы? Делитесь в комментариях.
Читайте также 🧐
- Коварная «ё»: 22 слова, в которых мы делаем ошибки
- 20 коварных ударений, которые многие ставят неправильно
- 26 слов, форма множественного числа которых вызывает трудности
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ШКОЛЬНИКОВ В ПОСТАНОВКЕ
УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Сведения об авторе:
Волкова Дарья Юрьевна, МБОУ «Приволжская ООШ»
Мариинско- Посадского района, 7 класс
Руководитель:
Рябчикова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Приволжская ООШ»
Введение
Основным средством общения между людьми является
язык, люди взаимодействуют друг с другом прежде всего в процессе речевой
деятельности. Еще С. И. Ожегов писал:
«Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно
передавать свои мысли средствами языка.
Правильной речью называется та, в
которой соблюдаются нормы современного языка. Типы норм: лексические,
орфоэпические, акцентологические, морфологические… везде мы можем наблюдать
нарушения и отклонения, однако в данном исследовании хотелось бы остановиться
на акцентологической норме, ибо устная речь характеризует человека, определяет
уровень его образованности и воспитанности.
На протяжении
жизни даже одного поколения речевые нормы могут измениться. Одной из задач
культуры речи является постоянное наблюдение за развитием норм, появлением
новых вариантов произношения, постановки ударения, употребления слов и
грамматических конструкций.
Особенности
постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который
называется акцентология ( от лат. ассеntus – ударение).
Постановка правильного ударения в словах русского языка – большая проблема не
только для иностранцев, но и для русских.
Роль правильного
произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на
конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и
миллионами людей. Звучащая речь является образцом для подрастающего поколения,
поэтому мы обратились к исследованию истоков ошибок в постановке ударения в
словах русского языка учащихся нашей школы.
Целью данного исследования является изучение и выявление ошибок в
постановке ударения в словах русского языка учащихся 5-9 классов.
Задачи исследования:
— определить
особенности постановки ударения в русском языке;
— выявить основные
ошибки в постановке ударения в речи учащихся;
— объяснить, почему
появляются ошибки в постановке ударения в речи учащихся.
Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся
преобладает ошибочная постановка ударения в иноязычных словах, а также в словах
русского языка с подвижным ударением.
Методы и
приемы: анализ научной и методической
литературы, анкетирование,
сбор орфоэпического материала, математические расчеты.
Объект исследования: устная речь учащихся 5-9 классов МБОУ «Приволжская ООШ»
Мариинско-Посадского района.
Основная часть.
1.1.
Речевые ошибки и причины
их возникновения.
«Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен
язык,тем легче и полнее будут усваиваться знания»,- писал
советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин. Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная
для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры
человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и
передачи этой информации путём коммуникации.
Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь
чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и
другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть),
в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи,
как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой
ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к
совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
В устной и письменной речи школьников
встречается много ошибок, которые называют речевыми. К определению «речевая
ошибка» ученые подходят по-разному.
В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное
слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма».
Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от
действующих языковых норм». При этом языковая норма – «это относительно
устойчивый способ (или способы) выражения, отражающий исторические
закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и
предпочитаемый образованной частью общества». Наиболее полное определение
речевых ошибок и недочетов дано в работах Т.А. Ладыженской. По ее мнению «весь
отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это
нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка…
Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций,
связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной».
Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок.
Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок важна.
1.2 Особенность постановки ударения в словах русского языка.
В некоторых языках
ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском,
финском ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском – на
предпоследний, а в армянском, французском ударным бывает последний слог.
В нашей речи важно и то, что мы говорим, и то, как
мы говорим. По мнению психологов, наше отношение к говорящему сильно
зависит от правильности его речи, от знания им языковых норм: правильного
ударения в словах, согласованности падежных окончаний, правильного выбора
единственного и множественного числа и др.
Правильная постановка ударения — это необходимый
признак культуры речи.
Правил ударения в русском языке не существует. Для
каждого слова свои закономерности, сравнивать ударения в разных словах
бессмысленно.
Трудности усвоения норм русского ударения связаны с
его особенностями.
1. Ударение в русском языке свободное и может
падать на любой слог.
2. Русское ударение может быть в разных словах
подвижным и неподвижным. Если в разных формах слова ударение падает на одну и
ту же часть, то оно является неподвижным: говорЮ, говорИм, говорИшь, говорИте, говорИт,
говорЯт. Ударение, меняющее своё
место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным : вЫбежать- выбегАть, травА — трАвы.
Ударение
может с течением времени меняться. Не так давно считалось правильным
произношение металлУргия,
индУстрия, полигрАфия. Сейчас
нормативным является металлургИя,
индустрИя, полиграфИя.
В
некоторых словах русского языка отмечаются колебания ударения. В большинстве
словарей признаются равноправными варианты ударения в следующих словах: джИнсовый — джинсОвый, казАки — казакИ, кЕта —
кетА и др.
Разноместность
и подвижность — важные средства различения форм слов и слов. Например,
различное смысловое значение приобретают слова: белОк и бЕлок, мУка и мукА, языковОй (барьер) и языкОвая(
колбаса), лЕдник (погреб) и леднИк, бронИровать(закреплять) и бронировАть
(дверь), занятОй человек и зАнятое место
Следует
запомнить слова с неподвижным ударением: бАнт, звонИть, квартАл, красИвый, повторИть, облегчИть,
тОрт, шАрф.
Место
ударения зависит от происхождения слова. Большинство слов, заимствованных
из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансЕр, жалюзИ, кюрЕ.
1.3. Причины акцентологических
ошибок
·
Незнание ударения иноязычного
слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный)
·
Из-за плохого знания
орфографии (бронЯ у танка, брОня – право на что-либо)
·
Незнание морфологической
принадлежности слова (рАзвитый – развИтый)
·
Отсутствие в печатном тексте
ё (ликвидация двух точек над буквой привело к появлению множества ошибок. НоворОжденный,
а не новорождЕнный, жёлчный)
Русский язык – живой организм, вечно
растущий, меняющийся, обновляющийся. В связи с этим весьма закономерен тот
факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично
сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского
ударения. В языке существуют следующие варианты:
·
Равноправные (бАржа
– баржА, Искристый – искрИстый).
·
Варианты нормы, одна из
которых признается основной (творОг – осн., твОрог, кулинАрия
– кулинарИя, прикУс (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические.
·
Допустимо-устаревшие (индУстрия – индустрИя, собрАлся – собралсЯ,
запаснОй –запАсный) –нормативно-хронологические.
·
Cемантические
варианты – разноместность ударения выполняет
смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия) – острОта
(остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать).
1.4. Типы
акцентологических ошибок
- 1. Часто при изменении слова переносят
ударение на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на
основе во всех формах . Это такие существительные, как: блюдо,
госпиталь, грунт, досуг, жбан, квартал,
клад, сват, средство, торт, шофёр, шрифт
и др. - Следовательно, мы должны произносить: приедут
сваты, очередь за тортами, многие шофёры, проблемы грунтов,
все средства и т.п. - 2. Ошибки допускаются и в существительных,
у которых неподвижное ударение на окончании (только если в им. п. –
нулевое окончание, то ударение в этой форме падает на основу): графа,
жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и др. - Следовательно: компот из ревеня,
размахивать жезлом, нет ломтя хлеба… - 3. Наибольшее количество ошибок в
прилагательных связано с краткой формой и сравнительной степенью. - Надо запомнить:
- – Если
ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких
формах среднего рода и мужского ударение на основе и обычно совпадает с
ударением в полной форме: белый – бела, бел,
бело (но кругом белым-бело); ясный – ясна, ясен, ясно.
– В большинстве форм множественного числа наблюдаются
колебания в постановке ударения: белы – белы, бледны
– бледны, близки – близки, низки –
низки, пьяны – пьяны, пусты – пусты, ясны
– ясны, просты(устар.) – просты.
– Но только легки, правы.
– Если в краткой форме женского рода падает на окончание, то в
сравнительной форме – на суффикс: длинна – длиннее,
видна – виднее. Полна – полнее.
– Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в
сравнительной степени ударение на основе: лилова – лиловее,
красива – красивее, ленива – ленивее, говорлива
– говорливее. - 4. Часто встречается неправильная
постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах
прошедшего времени единственного числа женского рода: взяла вместо взяла,
спала вместо спала и т.п. - Надо запомнить:
- – Таких глаголов около 280 (непроизводных
и производных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать…),
быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать,
клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.
– Только приставка вы- «перетягивает» ударение на
себя: гнала, прогнала, но выгнала.
– В этих глаголах прошедшего времени единственного числа мужского и
среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением в
начальной форме: звать – звал, звало, звали. Но
аффикс —ся изменяет ударение в глаголах
множественного числа и иногда в глаголах среднего рода единственного
числа: забралось, забрались; налилось, налились.
– Некоторые глаголы, очень похожие на перечисленные выше, тоже
односложные, не входят в этот ряд: бить – била, брить – брила,
жать – жала, знать – знала, злить – злила. - 5. Многие страдательные причастия
прошедшего времени, образованные от глаголов на –нуть, -ать,
-ять, имеют ударение на первом слоге: поднять – поднятый,
согнуть – согнутый, отнять – отнятый.
2.
Исследования
В нашем
исследовании приняли участие ученики 5-9 классов (55 респондентов) и учителя
нашей школы (10 респондентов).
Мы провели
анкетирование, чтобы выяснить, знакомы ли учащиеся с особенностями русского
ударения.
- В результате анкетирования мы выяснили, что
учащиеся с этой особенностью постановки ударения в словах русского языка
знакомы.
80% учащихся
сказали, что ударение бывает подвижное и постоянное.
11% сказали, что
ударение только подвижное, 8% — постоянное.(Приложение 1)
- Место ударения в
слове усваивается вместе с лексическим знанием, поэтому ударение в
незнакомых словах следует проверять по словарю. Место ударения в словах
указывают многие типы словарей – орфоэпические, орфографические, толковые,
словари ударений. В орфоэпическом словаре могут быть указаны
дополнительные (вариантные) ударения, а также сведения о перемещении
ударения при изменении слова.
58% учащихся правильно указали орфоэпический
словарь, как основной источник подробных сведений о постановке ударений.
(Приложение 2)
- На вопрос: «В
связи с чем возникают ошибки у учащихся в постановке ударения в словах
русского языка?», респонденты ответили, что это связано с графическим
обликом слова- 80%, с незнанием постановки разноместного ударения- 12 %, с
незнанием профессионального ударения- 83%, с незнанием исконного ударения
в заимствованных словах- 83%, с использованием ненормативного ударения-
68%. (Приложение 3)
·
Для учеников 5-9 классов и учителей нами был
предложен орфоэпический минимум. Респондентам предлагалось прочитать слова из
этого списка. Выяснилось, что безошибочно прочитали 50% опрошенных (из
учителей), сделали 2 ошибки-20% ,5 ошибок- 20% опрошенных (из учителей), 6
ошибок- 10 %. Ученики прочитали так: безошибочно – 7 % (4 чел), сделали 2
ошибки- 9% (5 чел), совершили 5 ошибок- 22% (12 чел), прочитали с 8 ошибками-
16 % (9 чел) , сделали 15 ошибок- 20% (11 чел), 20 ошибок- 13 % (7 чел), 24
ошибки- 13 % (7 чел) (Приложение 4)
Из приведённого материала исследовательской работы можно сделать вывод, что у
учащихся МБОУ «Приволжская ООШ» преобладает удовлетворительный уровень
сформированности акцентологических норм русского языка.
Заключение
Подводя итог всему
вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая часть
нашей культуры, поэтому не нужно забывать, что вопрос о чистоте языка – не
только языковая проблема. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить
качество своего сердца, своего интеллекта. Надо добиться того, чтобы человек
испытывал трепетное и уважительное чувство к своему родному языку, ценил его
красоту и благозвучность. В связи с этим уместно привести слова великого
классика Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей
родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде
всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был
дан великому народу!»
Использованная
литература
1.
Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений
русского языка., М., 2000
2.
П. С. Пустовалов, М. П. Сенкевич. Пособие по
развитию речи для учащихся. М., «Просвещение», 1976.
3.
Л. Г. Смирнова. Культура русской речи: Учебное
пособие по развитию речи.- 2 – е изд. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2005. –
336 с.
4.
Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. Русский язык.
Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. М., «Просвещение»,
2004.
5.
http://www.openclass.ru/node/7100
Приложения.
Приложение1.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Акцентологический минимум
Газопровод, досуг, звонит,
ходатайство, призыв, созыв, форзац,
каталог, августовский, некролог, премирование,
узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение, феномен,
балованный, баловать, включённый,
включишь, возбуждено, диспансер,
исключит, исчерпать, квартал, километр,
красивее, лекторы, лекторов
мусоропровод, газопровод, начатые,
обеспечение, облегчит, ободрить,
ободрённый, оптовый, осведомиться,
откупорил, отрочество, позвонит, свёкла,
средства, торты, тортов, углубить,
углублённый, эксперт, экспертный
ГрАффити или граффИти, катАлог или каталОг? В нашей речи столько тонкостей, которые порой знают только лингвисты. Но есть ошибки, которые раздражают
подавляющее большинство из нас, а еще снижают баллы в четвертом задании 1 части ЕГЭ по русскому языку.
Перед вами ТОП-20 коварных орфоэпических ошибок, за которые бывает мучительно стыдно. Напомним, что орфоэпия – это наука о правилах произношения звуков и ударений в словах
1. ЗвОнит и звонИт
Лидер рейтинга — звОнит. Неправильное ударение в этом слове способно испортить впечатление от речи, какой бы красивой она ни была. Правильный вариант только звонИт.
2. Проскочила Искра
Распространённый вариант с ударением на последний слог в слове «искрА» — ошибка. Орфоэпические словари единогласно называют нормой ударение на первый слог: Искра, независимо от падежа и числа. С производным глаголом «искрить» всё наоборот: ударение переносится с корня на суффикс или окончание. Например: искрИть, искрЯт, искрИлся, искрИл. Не путайте.
3. ХодАтайство за грамотность
Орфоэпический словарь под редакцией Аванесова пишет, что правильно произносить слово из судебной лексики «ходАтайство» с ударением на второй слог. Рядом указано ударение «ходатАйство» с пометкой «грубо неправильно» (с восклицательным знаком, между прочим!). Слово с ударением на третий слог считается профессиональным
жаргоном в юридической сфере.
4. Посмотрите каталОг
Слово «каталог» очень часто используется в нашей речи. И так же часто многие допускают в нем ошибку. Раз и навсегда запомните: верно – «каталОг». А поможет в этом запоминалка: «Употребившему слово «катАлог» — мы говорим, что слог его жалок. Употребив высокий слог — мы произносим «каталОг».
5. Поддадимся рефлЕксии
И самое важное: постарайтесь не волноваться накануне и во время экзамена. Волнение будет только мешать вам собраться и вспомнить нужную информацию. Если вы выполните все наши рекомендации по подготовке, то для волнений у вас не будет
никакого повода!
24 декабря – 20 января
5-11 классы
Онлайн-олимпиада Коалиции
6. Закажите трансфЕр
Каждый из нас рано или поздно столкнется с заказом трансфера. Например, от дома до аэропорта. И даже если турагент или кассир будет вас уверять, что вы заказали
«трАнсфер» — не верьте. По нормам русского языка вы заказываете исключительно «трансфЕр».
7. ПулОвер на осень
Наверное, у всех в гардеробе есть хотя бы один пуловер на холодное время суток. Это такая вязаная кофта без воротника и пуговиц или замка. Слово «пуловер» позаимствовано из английского языка (pullover), вот только проблема в том, что очень мало кто
произносит слово верно. Ваш любимый «пуловЕр» на самом деле «пулОвер». Привет всем консультантам в магазинах одежды.
8. Подпишите договОры
Правильно — только «договОры», а не «договорА». По мнению экспертов, эта ошибка зародилась еще во времена Хрущева, когда южный просторечный диалектизм распространился по всему Союзу и зажил своей вполне успешной «чиновничьей» жизнью.
9. Разрисуем стену граффИти
На заборах, на гаражах, на домах — где только мы не встречаем граффити. Можно долго спорить о его принадлежности к искусству, лучше поговорим о самом слове «граффити». Во-первых, это существительное во множественном числе: уличные граффити,
средневековые граффити. Формы единственного числа у слова попросту нет, хотя, разумеется, люди давно уже сами придумали, что граффити в единственном числе будет среднего рода. Во-вторых, слово несклоняемое. И в-третьих, ударение падает на второй слог «граффИти». И самое главное: в нём, как и в оригинальном итальянском слове «graffiti», сохраняется удвоение буквы «ф».
10. Не тортЫ, а тОрты
Пожалуй, самый грубый и «вкусный» речевой грех – «тортЫ». И тут большинство, конечно, знает, как правильно, но нет-нет, да и услышишь, как режет слух «тортЫ». Правильно – «тОрты» и только.
11. КлАла
Ударение в данном глаголе в разных его формах падает на тот слог, что и в инфинитивном варианте. Не спорим, что многие привыкли произносить слово «клала» с ударением на вторую гласную, но это не соответствует установленным правилам русского языка. Так что впредь запомните это, чтобы не совершать ошибок в речи снова и снова.
12. Не бАловать, а баловАть
Во множестве глаголов на -ова- ударение падает на последний слог. БаловАть – не исключение. Употребление слова «бАловать» относится к просторечию, поэтому правильно расставляйте ударение, чтобы зарекомендовать себя как грамотного человека с красивой речью.
13. ИсчЕрпать
ИсчЕрпать – израсходовать, потратить. Разные источники по-разному толкуют
произношение, но большинство словарей гласят, что единственный правильный вариант: ударение на букву «Е».
14. Не дешевизнА, а дешевИзна
Люди неодинаково произносят это слово во время разговоров, но верно только одно – дешевИзна, никак иначе.
15. Красивее всех
КрасИвее – сравнительная степень прилагательного «красИвый». Хотите сделать речь красИвее? Выучите эту несложную норму, тогда ваш слог будет постепенно преображаться в лучшую сторону.
16. Не зАвидно, а завИдно
Зависть – нехорошее качество, но неграмотность еще хуже. Не забыть правило поможет первоначальная форма глагола «завИдовать». Существует двустишие, чтобы уж точно запомнить орфоэпию:
Когда кричат, что мне завидно,
Мне становится обидно.
17. ДонЕльзя
Многие привыкли проговаривать это слово с ударением на букву «О». «Донельзя» обозначает крайнюю степень чего-либо. Правило лучше просто запомнить и держать у себя в голове, так как проверочных слов нет, а разбор слова по морфемам ничего не даст.
18. КровоточАщий, а не кровотОчащий
Все мы в детстве падали по время веселых и активных прогулок, разбивали коленки и локти, получая кровоточащие раны. В то время мы даже не задумывались о правильности произношения слова «кровоточИть». Годы идут, мы растем и развиваемся, обогащаем нашу речь и знание русского языка, поэтому так важно грамотно оперировать
предложениями
Разобьем слово «кровоточить» на 2 части – «кровь и точИть». Проведем анализ и поймем, что в «кровоточащем» никак не может быть ударным третий слог. Один верный вариант – кровоточИть.
19. МусоропровОд
Практически во всех современных домах установлены мусоропроводы, но не все жители правильно называют данную конструкцию. Не мУсоропровод, не мусоропрОвод, а мусоропровОд. Запомните!
20. ВероисповЕдание
Легко проверяется с помощью слова «исповЕдовать», т. е. следовать взглядам и убеждениям. Все гораздо проще, чем кажется!
Вывод
Богатая речь украшает любого человека, позволяет привлечь внимание собеседника и добиться успеха в деловой сфере. Говорите правильно и не допускайте ошибки на ЕГЭ!
Поделиться в социальных сетях
Читайте также
О, прелесть русской речи чистой!
О, бедный мой язык родной,
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуйствовать, подклЮчить»
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
«ОсУжденный и инцидент,
БлагА, сочуйствовать, оглУпят»
Ну, ладно б только бюрократ,
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верной
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Как нам известно, русский язык является одним
из богатейших языков, созданных человечеством за
его многовековую историю. Исследователи
утверждают, что его словарный фонд составляет
свыше 200.000 слов. Словарный же состав таких
великих людей, как Пушкина, Лермонтова, Толстого,
по заявлению исследователей их творчества,
составляет порядка 20.000 слов. А словарный запас
обычного человека с высшим образованием в
среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком,
чтобы подсчитать, что мы используем лишь малую
толику того айсберга, именуемого русским языком.
В связи с этим возникает весьма правомерный
вопрос: зачем же мы, используя в общении с
окружающими лишь незначительную часть
словарного фонда, искусственно обедняем свою
речь, добровольно отказываемся от использования
многообразия и красоты нашего языка?
Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. Еще
Ожегов писал: «Что такое культура речи?.. это
умение правильно, точно и выразительно
передавать свои мысли средствами языка.
Правильной речью называется та, в которой
соблюдаются нормы современного языка. Типы норм:
лексические, орфоэпические, акцентологические,
морфологические… везде мы можем наблюдать
нарушения и отклонения, однако в данном
выступлении хотелось бы остановиться на
акцентологической норме, ибо устная речь
характеризует человека, определяет уровень его
образованности и воспитанности.
Нормы ударения в современном русском языке
нелегки для усвоения, что объясняется 2-мя его
специфическими чертами: разноместностью и
подвижностью. Начнем с первого пункта. Ударение
бывает неподвижным и свободным. Так, в чешском
языке ударение всегда падает на первый слог, в
польском – на предпоследний, во французском – на
последний. В русском же языке ударение может
падать на любой слог. Подвижность объясняется
тем, что русское ударение свободно перемещается
с одной морфемы на другую. Например: травА –
трАвы. Если ударение сложно объяснить и
усвоить, то может быть следует от него отказаться
и говорить так, как мы хотим? Что нам дает
правильная постановка ударения?
Попытаемся ответить на эти насущные вопросы.
Необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно
разграничивает формы слова (трава – травы),
во-вторых, видовые пары, в-третьих,
разграничивает некоторые лексические формы, в
частности, разновидности омонимов – омографы (атлас
– атлас)
Казалось бы, что ошибки в ударении свойственны
только устной речи, однако это далеко не так. Так,
в газете можно прочитать «языкОвый
барьер», но языкОвым может быть паштет,
а барьер – только языковЫм.
Часто мы задумываемся: как правильно
произнести то или иное слово. Конечно, каждый
отдельный пример мы можем проверить по словарю –
и без этого иногда невозможно обойтись. Но все же
норма правильного ударения существует, и проще
следовать ей, чем каждый раз обращаться к
справочной литературе. Любое отклонение от нормы
является речевой ошибкой.
Попытаемся проследить возникновение причин,
приведших к нарушению нормы, и произвести
классификацию существующих ошибок.
1. Причины акцентологических ошибок
- Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный
от фр. мизЕр – мизЕрный) - Из-за плохого знания орфографии (бронЯ
у танка, брОня – право на что-либо) - Незнание морфологической принадлежности слова
(рАзвитый – развИтый) - Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух
точек над буквой привело к появлению множества
ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный,
жёлчный)
Русский язык – живой организм, вечно растущий,
меняющийся, обновляющийся.В связи с этим весьма
закономерен тот факт, что старые языковые формы
либо постепенно отмирают, либо органично
сосуществуют с новыми. Этим и объясняется
наличие вариативности русского ударения. В языке
существуют следующие варианты:
- Равноправные (бАржа –
баржА, Искристый – искрИстый). - Варианты нормы, одна из которых признается
основной (творОг – осн., твОрог,
кулинАрия – кулинарИя, прикУс
(общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические. - Допустимо-устаревшие (индУстрия
– индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй
–запАсный) – нормативно-хронологические. - Cемантические варианты –
разноместность ударения выполняет
смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия)
– острОта (остроумное выражение), трУсить
(бояться) – трусИть (бежать).
2. Типы акцентологических ошибок
1. Часто при изменении слова переносят ударение
на окончание в тех словах, которые имеют
неподвижное ударение на основе во всех формах .
Это такие существительные, как: блюдо,
госпиталь, грунт, досуг,
жбан, квартал, клад,
сват, средство, торт,
шофёр, шрифт и др.
Следовательно, мы должны произносить:
приедут сваты, очередь за тортами,
многие шофёры, проблемы грунтов,
все средства и т.п.
2. Ошибки допускаются и в существительных, у
которых неподвижное ударение на окончании
(только если в им. п. – нулевое окончание, то
ударение в этой форме падает на основу): графа,
жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и
др.
Следовательно: компот из ревеня,
размахивать жезлом, нет ломтя
хлеба…
3. Наибольшее количество ошибок в
прилагательных связано с краткой формой и
сравнительной степенью.
Надо запомнить:
– Если ударение в краткой форме женского
рода падает на окончание, то в кратких формах
среднего рода и мужского ударение на основе и
обычно совпадает с ударением в полной форме: белый
– бела, бел, бело (но
кругом белым-бело); ясный – ясна,
ясен, ясно.
– В большинстве форм множественного числа
наблюдаются колебания в постановке ударения: белы
– белы, бледны – бледны,
близки – близки, низки
– низки, пьяны – пьяны,
пусты – пусты, ясны –
ясны, просты (устар.) –
просты.
– Но только легки, правы.
– Если в краткой форме женского рода падает на
окончание, то в сравнительной форме – на суффикс:
длинна – длиннее, видна
– виднее. Полна – полнее.
– Если в краткой форме женского рода ударение
падает на основу, то и в сравнительной степени
ударение на основе: лилова – лиловее,
красива – красивее, ленива
– ленивее, говорлива – говорливее.
4. Часто встречается неправильная постановка
ударения на основе слова, а не на его окончании в
глаголах прошедшего времени единственного числа
женского рода: взяла вместо взяла,
спала вместо спала и т.п.
Надо запомнить:
– Таких глаголов около 280 (непроизводных и
производных): брать (собрать, отобрать,
прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать,
гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать,
клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать,
слыть, ткать.
– Только приставка вы-
«перетягивает» ударение на себя: гнала,
прогнала, но выгнала.
– В этих глаголах прошедшего времени
единственного числа мужского и среднего рода и
множественного числа ударение совпадает с
ударением в начальной форме: звать –
звал, звало, звали.
Но аффикс —ся изменяет ударение в
глаголах множественного числа и иногда в
глаголах среднего рода единственного числа: забралось,
забрались; налилось, налились.
– Некоторые глаголы, очень похожие на
перечисленные выше, тоже односложные, не входят в
этот ряд: бить – била, брить – брила,
жать – жала, знать – знала,
злить – злила.
5. Многие страдательные причастия прошедшего
времени, образованные от глаголов на –нуть,
-ать, -ять, имеют ударение на первом слоге:
поднять – поднятый, согнуть
– согнутый, отнять – отнятый.
3. Акцентологический минимум
Газопровод, апокриф, досуг, звонит,
кремень, ходатайство, ломоть, созыв, форзац,
каталог, камбала, некролог, премирование,
узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение,
феномен.
Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось
бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая
часть нашей культуры, поэтому не нужно забывать,
что вопрос о чистоте языка – не только языковая
проблема. Чтобы повысить качество своего языка,
нужно повысить качество своего сердца, своего
интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не
говорили «выбора» или
«ндравиться», надо добиться того, чтобы человек
испытывал трепетное и уважительное чувство к
своему родному языку, ценил его красоту и
благозвучность. В связи с этим уместно привести
слова великого классика Тургенева: «Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык. Не будь тебя – как не впасть в
отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но
нельзя верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу!»
Приложение
НАРУШЕНИЯ В ПРОИЗНОШЕНИИ СЛОВ, СВЯЗАННЫЕ С ПОСТАНОВКОЙ
УДАРЕНИЯ. ПРИЧИНЫ ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ.
(ПОЧЕМУ МЫ ДЕЛАЕМ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ?)
- Авторы
- Файлы работы
- Наградные документы
Карнаухов Г.Е. 1
1гимназия №127
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………… |
3 |
Основная часть: Нарушения в произношении слов, связанные с постановкой ударения. Причины этого явления. (Почему мы делаем орфоэпические ошибки?) |
|
2.1.Акцентология как раздел языкознания |
|
2.2. Особенности русского ударения |
|
2.3.Омографы в русском языке |
|
2.4. Орфоэпические словари современного русского языка |
|
2.5. Причины нарушения ударения |
|
2.6 Практическая часть |
|
3. Заключение…………………………………………………………………. |
|
4. Библиографический список……………………………………………… |
|
5. Приложения………………………………………………………………… |
|
Приложение I |
|
Приложение II |
|
Приложение III |
|
Приложение IV |
1. Введение
Тема работы — «Нарушения в произношении слов, связанные с постановкой ударения. Причины этого явления. (Почему мы делаем орфоэпические ошибки?)»
Постановка проблемы. Наши сверстники и даже взрослые часто допускают ошибки в ударении. На уроках во время чтения незнакомых текстов ученики тоже ошибаются. Почему это происходит?
Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели. Иван Сергеевич Тургенев называл его «великим, могучим, правдивым и свободным» [11] . Константин Георгиевич Паустовский отмечал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». [12]
Произношение — показатель уровня культуры речи и общей культуры говорящего. К сожалению, нам редко приходится слышать высказывания, в которых говорящий правильно ставит ударения во всех словах. Поэтому выбранная тема актуальна.
Стимулом для написания работы послужило и то, что в начале учебного года в нашем классе была проведена проверка техники чтения. В основном ребята делали ошибки на постановку ударения.
Объект исследования – орфоэпические отклонения, то есть связанные с постановкой ударения в словах, и причины этого явления.
Предмет исследования – типы ошибок, допускаемых при постановке ударения.
Цель моей исследовательской работы — выявление слов, в которых наблюдается неправильная постановка ударения обучающимися 2 «А» МБОУ «Гимназия № 127» г. Снежинска Челябинской области, и причин этого явления.
Выдвигаемая мною гипотеза — ученики допускают ошибки в ударении, потому что так говорят многие из окружающих; а также они слышат неграмотную речь с экранов телевизоров (выступления депутатов и некоторых недостаточно квалифицированных дикторов, реплики героев художественных и мультипликационных фильмов).
В соответствии с целью, выдвинутой гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Изучить особенности постановки ударения в отдельных явлениях русского языка
2. С помощью тестирования выявить случаи нарушения норм ударения в устной речи и проанализировать их причины
3. Разработать рекомендации для исправления ошибок в постановке ударения
Методы исследования:
изучение литературы по вопросу исследования; эксперимент; тестирование; анализ полученных данных; составление рекомендаций.
Практическое значениеисследования:
на уроках и кружковых занятиях; при подготовке внеклассных мероприятий;
Результаты исследования:
составлена подборка материалов для закрепления темы «Ударение в словах»; смонтирован видеоролик; собраны стихотворения о постановке ударения; сочинены стихотворения с трудными словами; оформлен буклет — «запоминалка».
Новизна работы заключается в том, что мы исследовали причины нарушения ударения и в теории, и на практике. Выявили ошибки учеников нашего класса в ударении и научили правильному произношению. Разработали материалы по теме: буклет стихотворений — «запоминалок» собственного сочинения, видеоролик с участием авторов работы.
Степень изученности данного вопроса достаточна, но проблема все равно остается: люди говорят с ошибками. Мы исследовали пути ее решения. Наш опыт позволяет сделать выводы о том, каким образом преодолеть выявленные нарушения в произношении у конкретных учащихся.
2. Основная часть
Нарушения в произношении слов, связанные с постановкой ударения. Причины этого явления. (Почему мы делаем орфоэпические ошибки?)
2.1.Акцентология как раздел языкознания
Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией (от лат.accentus – ударение и греч. logos – слово, учение). В русском языке значение ударения особенно велико, так как оно служит средством различения слов (ле́карство — лека́рство, консерва́торский — корсервато́рский, рефле́кторный – рефлекто́рный) и грамматических форм (струны́ — стру́ны, стекла́ — стёкла, воды́ — во́ды). А стоит изменить место ударения, как понимание будет затруднено. Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи.
2.2. Особенности русского ударения
Нарушения в произношении слов, связанные с постановкой ударения, и причины этого явления объясняются его особенностями. В русском языке ударение разноместное, то есть свободное. Это значит, что оно не закреплено за каким-то определенным слогом или за какой-то определенной частью слова, например, за основой или окончанием. Оно может падать на любой слог слова: во́лос, воло́сик, волоса́тый, волосяно́й. Оно также подвижное. Это значит, что при образовании разных грамматических форм слова ударение часто перемещается с одного слога на другой. Например, слово кни́га во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет ударение на основе: кни́ги, кни́ге, кни́гу, кни́гой, кни́гам, кни́гами, о кни́гах. Однако при склонении слова нога́ ударение падает и на окончание: нога́, ноги́, ноге́, но́гу, ного́й, о ноге́; но́ги, нога́м, нога́ми, о нога́х. Поэтому говорящему необходимо точно знать место ударения в слове.
2.3.Омографы в русском языке
В русском языке есть омографы – слова, совпадающие в написании, но отличающиеся ударением: му́ка – мука́ за́мок – замо́к, а́тлас – атла́с. Такие слова при восприятии текстов и произнесении часто вызывают затруднения.
Следует запомнить слова с неподвижным ударением: ба̀нты, звонѝт, кварта̀л, красѝвее, повторѝт, облегчѝт, то̀рты, ша̀рфы.
Место ударения зависит от происхождения слова. Большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансѐр, жалюзѝ, кюрѐ.
2.4. Орфоэпические словари современного русского языка
В русском языке мало единых правил постановки ударения. Так, в третьем лице единственного числа ударение обычно падает на окончание: звонѝт, включит, присовокупит. Однако в некоторых словах оно падает не на окончание: красит, лечит, знает. В случае затруднения надо обращаться к орфоэпическому словарю. На уроке русского языка во втором классе мы познакомились с пособием для младших школьников «Мой первый словарь русского языка. Произношение и ударение» и рассмотрели словари ударений различных авторов, сравнили их между собой: Резниченко И. Л. «Мой первый словарь русского языка. Произношение и ударение», Зарва М.В «Словарь ударений русского языка.50000 трудных случаев», Лекант П.А. и Леденева В.В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» Выявили, что словари дают разные данные об ударении. Почему это происходит? За помощью мы обратились к специалистам портала «Грамота.Ру».Ответ справочной службы русского языка: «Дело в том, что среди словарей ударений есть особые издания, адресованные работникам эфира. В них в подавляющем большинстве случаев дается только один вариант (чтобы исключить ситуации, когда первый диктор говорит тво́рог, а другой следом — творо́г), даже если в литературном языке допустимы два варианта ударения. Словари, адресованные широкому кругу читателей (к ним относится и словарь И. Л. Резниченко), обычно стремятся к более полному описанию вариантов, существующих в языке. Неудивительно, что в этом издании дано и тво́рог, и творо́г: эти варианты в современном русском языке фактически равноправны.
2.5. Причины нарушения ударения
Почему происходит нарушение ударения? Причина проста: так как в русском языке нет единых правил постановки ударения, а в устной речи существует большое количество колебаний. Конечно, если в языке ничего не меняется, значит, язык этот мертв. В живом языке постоянно рождаются новые варианты и умирают старые; бывает так: то, что вчера было недопустимо, сегодня становится возможным, а завтра — единственно верным. И если лингвист видит, что норма меняется, он обязан зафиксировать это изменение. Вариативность в словарях появляется неслучайно: нормы русского языка со временем меняются, поэтому рекомендации разных словарей могут отличаться. В устной речи у людей подобные ошибки возникают под влиянием таких факторов языковой среды, как отсутствие ударения в письменной речи, а также под влиянием просторечия, неправильного произношения слов СМИ, местных диалектов, профессионализмов, заимствований. Ошибки могут появляться и по причине невнимательности говорящего к своей речи.
Например, в просторечии постановка ударения происходит согласно своим законам: люди говорят так, как им удобно (звонишь, положил, красивее). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но, когда просторечные нормы переходят в постоянное употребление — это становится отрицательным явлением.
Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова — профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: искра — искра (у шоферов), добыча — добыча (у горняков).
Еще одной из причин, вызывающих колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов). Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением, свойственным подобным словам в русском языке. В результате чего они говорят жа̀люзи вместо жалюзѝ.
Оказывают влияние на литературный язык и диалекты (местные территориальные говоры). Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как до̀говор, южнорусские говоры дают типа средства̀ и поня̀л, подня̀л.
Влияние письменной речи на появление ошибок в ударении проявляется в том, что ученик встречается с незнакомыми словами и воспроизводит их так, как ему удобно. Отмечено, что иногда в потоке речи при чтении учебника ученик допускает ошибки в словах, особенно стоящих не в начальной форме. Даже взрослые люди испытывают затруднения при работе с научной или иностранной лексикой.
Еще одной причиной может быть явление омонимии, полной и частичной: а̀тлас и атла̀с, гво̀здики и гвоздѝки, по̀лки и полкѝ, кру̀жки и кружкѝ, запла̀чу и заплачу̀.
Также мы отметили разнобой данных в словарях. Ученик обращается к словарю за точным ответом, но ответы в словарях различаются.
2.6. Практическая часть
Мы провели наблюдение за тем, как ученики используют в своей речи слова, трудные в произношении. Основная задача заключалась в том, чтобы определить, какие именно слова трудны для произношения, как часто дети используют их в речи. Ориентировались на материал программы, учебника. В эксперименте принимали участие ученики 2 «А» класса — 24 человека.
Эксперимент проводился на уроке русского языка. Детям предложили карточки (Приложение А, таблица 1) со словами, в которых необходимо было расставить ударения: щавель, свекла, звонит, звонят, позвонишь, позвонят, начал, начали, начала, ожил, ожили, ожила, понял, поняла, поняли. Эти слова ребятам предложили не по порядку, а вразброс. Результаты ответов учащихся сведены в таблицу (Приложение Б, таблица 1).
Это задание вызвало большие затруднения в ходе выполнения. Все ребята допускали ошибки в ударении при работе со своей карточкой в количестве от одной до десяти. Мы подсчитали общее количество ошибок в каждом слове и выявили, что в словах щавель и свекла более половины детей нарушили ударения (14 учеников), а в слове поняли ошибся всего один человек. По девять человек не справились с ударением в словах звонят, ожила, начала. По четыре человека ошиблись в словах позвонят, начали, позвонишь, звонит.
Какие именно ошибки ребята допускали в ударении? Слова ученики произносили так: ща̀вель, свекла̀, зво̀нит, зво̀нят, позво̀нишь, позво̀нят, нача̀л, нача̀ли и началѝ, на̀чала, ожѝл, ожилѝ и ожѝли, ожѝла и о̀жила, поня̀л, по̀няла и поня̀ла, поня̀ли.
Каковы причины неправильной постановки ударения в этих словах?
Мы провели опрос учеников и выявили, что слова « ща̀вель, зво̀нит, зво̀нят, позво̀нишь, позво̀нят» ребята говорят так, как привыкли дома, как говорят вокруг. Значит, первой причиной неправильной постановки ударения считается просторечие. Слово «свекла» в текстах дано с буквой е, а не ё, значит, вторая причина – влияние письменной речи, так как ученики привыкли, что слова с буквой ё всегда под ударением. Влияние диалекта обнаружили в слове «поня̀л», это третья причина.
Перед нами теперь стоит задача, чтобы в непринужденной и доступной форме помочь детям усвоить правильную произносительную норму. Для этого в уроки были включены небольшие «минутки-запоминалки», содержащие слова, трудные для произношения. (Приложение В).
Чтобы детям было легче, мы составляем рифмовки. С ними запоминание правильного произношения происходит неосознанно и ненавязчиво. Такие задания разрешают ребятам немного повеселиться и в то же время служат для усвоения правильных литературных норм.
Также нами используются загадки, ответ на которые содержит слова, трудные для произношения. (Приложение В).
Учительница рассказывает нам сказки, в которые включаются слова – образцы с правильной постановкой ударения. (Приложение) Это она делает для предупреждения наших ошибок.
Кроме того, на уроке есть минутки просмотра видеороликов, например, «Русский язык вместе с Хрюшей». (Приложение В).
Работу над постановкой ударения можно вести на любом уроке, где есть текст. Мы провели работу по предупреждению ошибок на ударение, когда читали рассказ К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна». (Приложение В).
При чтении этого текста были обнаружены ошибки в словах: остры, принаряжена, ходов, выходов, кладовые, спаленки, полы.
Все слова, в которых ученики допускали ошибки, мы проработали. Ставили их в разные формы, составляли с ними предложения, пропевали стихотворения с этими словами как песенки.
Через две недели был проведён повторный тест. Слова для расстановки ударений остались прежние: щавель, свёкла, звонит, начал, начала, ожили, ожила, понял, поняла, поняли (см. Приложение А).
Повторный эксперимент показал, что дети усвоили правильную норму произношения для приведенных выше слов. Мы сравнили результаты первого и второго опросов и построили диаграммы: 1« Количество работ без ошибок», 2 «Количество ошибок в словах» (см. Приложение А, диаграммы 1, 2).
Но было одно слово, в котором количество ошибок стало еще больше. Это слово «звонят». В чем причина? Оказалось, что у каждого ученика в нашем классе с собой всегда сотовый телефон. Дети целый день звонят родителям. Мы слышим в разговоре: «Ты когда позвОнишь мне?» Значит, ученики неправильно ставят ударения в словах, потому что после урока на них влияет речь других людей. Слова с этим корнем используются много раз каждый день в беседе с разными людьми. Как исправить ошибки? Надо раздать родителям «запоминалки». Пусть они тоже проверят, правильно ли они говорят. Мы сочинили еще одну «запоминалку» с этим словом:
Если зво΄нит — значит вонь, ты из телефона вон!
Он звони΄т, а не воняет, нарушать не позволяет!
Мы провели контрольный эксперимент, где предложили учащимся задание расставить ударения в словах с корнем «-звон-» . Слова, над которыми была проведена работа, в этот раз ни у кого не вызвали затруднений при постановке в них ударения.
3. Заключение
Гипотеза доказана: большинство ошибок в постановке ударения появляется из-за просторечия, из-за влияния неправильной речи окружающих.
Итоги работы по задачам:
1. Рассмотрели словари ударений различных видов, сравнили их между собой. Приобрели пособие для младших школьников «Мой первый словарь русского языка. Произношение и ударение» Резниченко И. Л., стали заучивать слова.
2. Изучили особенности ударения в русском языке.
3. С помощью тестирования выявили ошибки в ударении, поняли их причины.
4.Составили подборку материалов для закрепления темы: собрали видеоролики по теме, стихотворения, сочинили собственные стихотворения с трудными словами, оформили книжку-малышку, сняли свой видеоролик.
5. Провели работу над ошибками, выучили правильное ударение в словах при помощи собранных материалов (пункт 4).
4. Разработали рекомендации для повышения культуры речи учащихся:
использовать «запоминалки», сочинять стихотворения со сложными словами,
Больше читать, чтобы пополнять свой словарный запас, делать это вполголоса.
Выводы:
В ходе работы над практической частью было установлено следующее. На речь учеников очень сильно влияет неграмотная речь (то есть просторечие) окружающих: одноклассников, семьи, других людей. На примере работы со словом «звонят» мы убедились, что очень тяжело переучить человека, если вокруг него все так говорят. Значит, надо убеждать людей относиться бережно к своему языку. Нарушение ударения – разрушение языка.
И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки!
Анна Ахматова «Мужество» [2]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение: Учебное пособие для студентов пединститутов. – М.: Издательство Просвещение, 1984.
-
Ахматова А. Стихотворения. – М: Издательство АСТ , 2007 – 336 с.
-
Бунеева Е. В., Бунеев Р. Н., Фролова Л. А.Орфографическая тетрадь для 2-го класса. – М.: Издательство Баласс, 2012.
-
Лекант П.А., Леденева В.В.Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М: Издательство Просвещение,2010.
-
Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.50000 трудных случаев. – М: Издательство Феникс, 2010.
-
Львов М.Р. Культура речи// Начальная школа. – 2002. — №1, с.14 – 26.
-
Резниченко И. Л. Мой первый словарь русского языка. Произношение и ударение. – М: Издательство АСТ — Пресс, 2013.
-
Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. – М: Издательство АСТ — Пресс, 2010.
-
Розенталь Д.Э.Говорите и пишите по — русски правильно — М.: Издательство: Айрис -Пресс, 2007.
-
Русский язык и русская культура.100 очерков и бесед на радио. Под редакцией Л. А. Глинкиной. – Челябинск, 2003.
-
Паустовский К.Г.Золотая роза: Повесть /Рис. и оформл. А.Ветрогонского. – Л.:Дет.лит.,1987. –239 с., илл. (Школьная б-ка.)
-
Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. – М.:Дет. лит.,2008. – 120 с., илл. (Школьная б-ка.)
-
Шестакова, Кулюкина: Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение», 2 класс. – М.: Издательство Баласс, 2012
Интернет — ресурсы:
1 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru/
«Ударение.инфо» http://www.udarenie.info/
2 Ролик «Испытание на ударение» опрос ко дню родного языка http://arsenyr.livejournal.com/278207.html
3 Ролик «Академия занимательных наук. Словесность. Ударение. Выпуск 30»http://www.youtube.com/watch?v=vBURixHVXac
4 Ролик «Русский язык вместе с Хрюшей и…Ударение.» http://www.youtube.com/watch?v=ozl1ZqWRS98&list=PLF7499E873D9FBEE8&index=36
Приложение А
Таблица 1
Карточки
начал ожили свекла звонят позвонят начали ожил позвонишь ожила понял щавель поняли звонит начала поняла |
начал ожили свекла звонят позвонят начали ожил позвонишь ожила понял щавель поняли звонит начала поняла |
начал ожили свекла звонят позвонят начали ожил позвонишь ожила понял щавель поняли звонит начала поняла |
2 Таблица «Сходство-различие данных о словах СВЁКЛА и ТВОРОГ в словарях»
ПриложениеБ Таблица 1
Фамилия, Имя |
Правильный ответ |
Неправильный ответ |
11 |
4 |
|
8 |
7 |
|
8 |
7 |
|
5 |
10 |
|
13 |
2 |
|
10 |
5 |
|
8 |
7 |
|
10 |
5 |
|
12 |
3 |
|
5 |
10 |
|
7 |
8 |
|
8 |
7 |
|
9 |
6 |
|
14 |
1 |
|
8 |
7 |
|
7 |
8 |
|
10 |
5 |
|
12 |
3 |
|
11 |
4 |
|
13 |
2 |
|
12 |
3 |
|
12 |
3 |
|
Таблица 2
Правильный ответ |
Неправильный ответ |
|
14 |
1 |
|
12 |
3 |
|
— |
— |
|
13 |
2 |
|
11 |
4 |
|
15 |
0 |
|
— |
— |
|
15 |
0 |
|
12 |
3 |
|
14 |
1 |
|
9 |
6 |
|
13 |
2 |
|
— |
— |
|
10 |
5 |
|
— |
— |
|
13 |
2 |
|
15 |
0 |
|
13 |
2 |
|
11 |
4 |
|
12 |
3 |
|
12 |
3 |
|
15 |
0 |
|
15 |
0 |
|
15 |
0 |
|
11 |
4 |
Таблица 3 Ошибки в словах (работа 2)
ФИ |
начал |
ожили |
свёкла |
звонят |
позвонят |
начали |
ожил |
позвонишь |
ожила |
понял |
щавель |
поняли |
звонит |
начала |
поняла |
— |
|||||||||||||||
— |
— |
— |
|||||||||||||
— |
— |
||||||||||||||
— |
— |
— |
— |
||||||||||||
— |
— |
— |
— |
||||||||||||
— |
— |
||||||||||||||
— |
— |
— |
— |
— |
|||||||||||
— |
— |
— |
— |
||||||||||||
— |
— |
||||||||||||||
— |
— |
||||||||||||||
— |
— |
— |
— |
||||||||||||
— |
— |
— |
|||||||||||||
— |
— |
— |
|||||||||||||
— |
— |
— |
— |
||||||||||||
Итого: |
0 |
1 |
4 |
12 |
9 |
0 |
0 |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
4 |
4 |
Приложение В
1 Стихотворения-запоминалки
ЩАВЕЛЬ, ПОРТФЕЛЬ, СВЁКЛА
В огороде рос щавѐль,
Спрятал я его в портфѐль,
В класс скорее принесу
И ребят всех угощу!
Может быть, не все ребята
Щавельку-то будут рады,
Но я их не огорчу,
Я их свёклой угощу!
ЗВОНИТ
Вот звонѝт мой телефон,
На весь класс такой трезвон!
Я звонок свой отключу,
Болтать не буду, помолчу…
ПОНЯЛ-А, ОЖИЛ-А
В школе прозвенел звонок –
Класс по̀нял: кончился урок.
И сразу о̀жил, закричал,
Вертеться начал, заскакал!
Начала̀ Маруся ошибки допускать.
Ожила̀, не хочет «двойки» получать.
Поняла̀все темы, выучила все,
В дневнике одни «пятерки» у нее!
Г.Карнаухов
2
Завтрак нужен всем всегда,
Чай идем мы пить с утра,
Есть варенье, сахар, сушки,
не хватает только…(кружки)!
Иголка с ниткой помогают делать разные стежки,
А циркуль помогает делать ровные …(кружки).
Решил я ехать на Кавказ
И занял очередь у касс.
В окно кричу: «Билет хочу!»
Я за него вам заплачу!
С мальчишками играл в футбол
И так хотел забить я гол!
Я классно выполнил подачу.
Обидно, мимо…Сейчас заплачу!
3
По стране в поход идем —
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг .
(Компас)
Буквы-значки, как бойцы — на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
(Алфавит)
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома — на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)
4
Ролик «Русский язык вместе с Хрюшей и…Ударение.» http://www.youtube.com/watch?v=ozl1ZqWRS98&list=PLF7499E873D9FBEE8&index=36
5
Текст К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна».
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.
ПриложениеГ
Просмотров работы: 18227