Типичные ошибки при организации дел

Правильно ли работники структурных подразделений организации передают, а секретарь и архивариусы принимают документы на хранение в корпоративный архив? Изучите типичные ошибки, которые часто сопровождают этот процесс, и никогда не допускайте их.

Ошибка № 1. В организации нет графика передачи дел

Как только в организации появляется архив, работники начинают настойчиво интересоваться, когда же можно будет передать на хранение документы структурных подразделений. Если с самого начала делопроизводители не выстроят процесс приема-передачи, то однажды их просто завалят документами.

Чтобы этого не произошло, в начале каждого года следует составлять график передачи документов в архив организации. Его должен утвердить генеральный директор. Все структурные подразделения обязаны исполнять этот документ. Архив не должен принимать документы вне графика. Если какой-то отдел забыл о передаче или не успел подготовить свои дела, то ему придется ждать следующего года.

О необходимости создания графика передачи сказано в п. 4.33 Правил 2015[1]. График составляют в том числе и для того, чтобы равномерно распределять нагрузку работников архива, а также грамотно и эффективно использовать архивное оборудование.

Извлечение из Правил 2015

В архиве компаний редко работает больше одного или двух человек, а иногда обязанности по обеспечению сохранности документов делят между собой секретари или сотрудники канцелярии. В любом случае на архив выделяют не много человеческих ресурсов, в связи с чем важно использовать их обдуманно. Работу важно планировать, а неожиданный «подарок» от коллег в виде десятков коробок с документами может сорвать план: документы при приеме нужно не просто просмотреть, а пересчитать, сверить с описями и т.д.

Как создать график передачи дел в архив организации?

В начале года архивариусы закрывают номенклатуру дел, проводят экспертизу ценности документов, срок хранения которых истек в прошлом году, и уничтожают те из них, которые не имеют практической ценности. Эта работа заканчивается к началу апреля. Только тогда архив может принимать документы от структурных подразделений и ставить их на освободившиеся места. Важно помнить, что в октябре уже пора приниматься за номенклатуру дел на следующий год, то есть фактически архив ведет прием документов всего полгода – с апреля по сентябрь включительно. За это время нужно не только принять дела от подразделений, но и (в идеале) оформить их на хранение: пронумеровать листы, подготовить описи и листы-заверители, прошить и переплести.

Полугодовой период приема документов следует поделить поровну между структурными подразделениями. При этом нужно обращатьвнимание на «сезонность» работы каждого из них. Например, бухгалтерию в апреле лучше не тревожить – до конца этого месяца нужно сдать годовой отчет, и им уж точно не до архива. А у строителей – наоборот: вот-вот начнется самое горячее время в году, поэтому их лучше поставить в график самыми первыми.

Расписание передачи документов нужно составить и согласовать с каждым руководителем структурного подразделения. На передачу документов подразделению следует выделять не конкретный день, а период из нескольких дней. В конкретную дату работники могут быть заняты решением своих профильных задач, которые, конечно, сочтут приоритетными. Пусть у них останется в запасе еще немного времени на архив.

Форма графика – свободная. Обычно достаточно, чтобы документ утвердил генеральный директор – одно это сделает документ обязательным для исполнения. Некоторые компании для надежности утверждают график распорядительным документом или помещают его прямо в приказ (Пример 1), в котором отдельно прописывают обязанность исполнить график.

Пример1

Продолжение примера1

Утвержденный график, при условии его исполнения, позволит избежать авральных передач или конфликтов с коллегами, когда принципиальный архивариус откажется принимать дела без очереди и заставит нести их обратно в отдел.


[1] Здесь и далее – Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 5, 2021.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Личное дело сотрудника представляет собой комплекс документов, содержащих наиболее полную информацию о работнике предприятия, организации, учреждения, складывающийся в процессе его деятельности [2].

Технологическая цепочка процесса организации работы с личными делами включает в себя:

— внесение в опись (журнал) инвентарного учета личных дел записи о заведении нового личного дела;

— подготовка обложки личного дела: оформление обложки в соответствии со стандартом, указание учетного номера личного дела и даты его заведения; обозначение номера личного дела на корешке папки;

— подшивка в папку чистых листов внутренней описи документов личного дела, заполнение и помещение в конверт на оборотной стороне обложки контрольной карточки выдачи личного дела;

— получение сотрудником кадровой службы от руководителя этой службы первоначального комплекта документов для включения в личное дело;

— систематизация полученных документов, внесение во внутреннюю опись документов сведений о помещаемых в личное дело документах;

— валовая нумерация листов документов и обозначение листов расположения документов во внутренней описи;

— подшивка документов в папку личного дела в последовательности номеров листов; проверка правильности нумерации листов;

— помещение личного дела в закрывающийся шкаф для хранения;

— дополнение по мере получения документов личного дела;

— систематизация документов, подлежащих включению в каждое личное дело, в соответствии с необходимой последовательностью их расположения в деле;

— внесение очередных записей во внутреннюю опись документов личного дела. Подшивка документов в личное дело, проверка правильности нумерации листов;

— ведение личного дела: внесение необходимых записей и отметок о проверке наличия документов личного дела в дополнение к личному листку по учету кадров;

— выдача личного дела руководству организации и кадровой службы под роспись в контрольной карточке дела; при возвращении дела — проверка наличия и целостности документов;

— ознакомление в помещении кадровой службы работников организации с документами их личных дел в соответствии с действующей системой доступа к личным делам;

— внесение отметки об ознакомлении в дополнение к личному делу по учету кадров; заверение отметки росписями сотрудника, ответственного за ведение личных дел, и ознакомившегося с личным делом;

— закрытие личного дела: проверка наличия всех документов личного дела, оформление листа-заверителя в конце дела и внесение итоговой записи во внутреннюю опись документов дела, брошюровка комплекта документов, оформление обложки личного дела в соответствии с требованиями архивной службы;

— сдача личного дела в архив организации под роспись руководителя архива в сдаточной описи и (или) журнале инвентарного учета личных дел;

— регистрация личного дела в описи личных дел архива; проставление номера описи и номера единицы хранения на обложке личного дела;

— внесение архивного номера личного дела в журнал инвентарного учета личных дел кадровой службы [1].

Но делопроизводитель при работе с личными делами сотрудников может столкнуться с некоторыми трудностями. Вследствие недостатка времени, знаний при формировании и оформлении личных дел допускаются ошибки. Рассмотрим их более подробно:

1. Нарушение состава личного дела сотрудника и правил оформления:

— неверные сроки формирования личного дела – в том случае, если личное дело работника сформировано до заключения с ним трудового договора (контракта) и издания приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность);

— несоблюдение порядка и фактического наличия документов в личном деле работника – отсутствуют основные документы, необходимые для личного дела (внутренняя опись документов личного дела; дополнение к личному листку по учету кадров; личный листок по учету кадров; автобиография; заявление о приеме на работу и др.) или же они расположены в неправильной последовательности;

— несоблюдение порядка ведения личных дел и отсутствие в них дополнительных документов (характеристики, аттестационные листы, заявления работника о переводе, увольнении и др.);

— нарушен порядок оформления личных дел – неверные данные на обложке личного дела;

— отсутствует в наличии или нарушен порядок ведения внутренней описи документов личного дела;

— отсутствует в наличии или нарушен порядок ведения дополнения к личному листку по учету кадров – не отражены данные о работе и изменения в учетных сведениях о работнике после заполнения личного листка по учету кадров;

— отсутствует в наличии или нарушен порядок ведения личного листка по учету кадров;

— отсутствует или не в полной мере описана автобиография;

— отсутствуют или неполный набор документов об образовании – отсутствие аттестата, диплома, свидетельства и др.;

— отсутствие или неправильное оформление заявления о приеме на работу;

— отсутствие или неправильное ведение книги (журнала) учета личных дел сотрудников [5, c.7-8].

2. Ненадлежащее хранение личных дел сотрудников (не в специализированных сейфах или металлических шкафах, совместно с трудовыми книжками, нехронологическое хранение и др.) [5, c.8].

3. Неограниченный доступ к личным делам сотрудников.

4. Нарушение порядка выдачи личных дел сотрудников для ознакомления.

5. Изъятие документов, внесение изменений, дополнений, правок в личное дело сотрудника без необходимых на то оснований или же посторонними лицами [3].

Данный перечень обозначает ряд моментов, которым следует уделять повышенное внимание. Кадровики с большим опытом утверждают, что предвосхищение ошибок способствует качественному выполнению профессиональных обязанностей и исключению судебных разбирательств по трудовым вопросам.

Личное дело сотрудника как систематизированный комплекс необходимых персональных и исходных учетных документов характеризует трудовую деятельность работника на различных должностях в данной организации или на руководящих должностях в определенной отрасли хозяйства. Личное дело представляет собой совокупность документов, содержащих необходимые сведения о работнике и его трудовом стаже.

В свою очередь формирование личного дела производится с целью упорядоченной группировки документированной информации о сотруднике, переданной им работодателю при приеме (переводе) на соответствующую должность. Следует учесть, что ответственные за ведение и хранение личных дел имеют доступ к неограниченному объему, в том числе и конфиденциальной информации [4, с. 60]. Формирование (последующее ведение, оформление и хранение) личных дел сотрудников в РФ возлагается на кадровый орган или специально уполномоченное должностное лицо, несущее персональную ответственность за обеспечение надлежащего обращения с этими документами.

Литература

  1. Делопроизводство. Личное дело [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http://www.bibliotekar.ru/deloproizvodstvo-2/76.htm

  2. ИП-информ.Ру. Как формируется и ведется личное дело работника? [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http://ipinform.ru/kadry/kadrovyj-uchet/kak-formiruetsya-i-vedetsya-lichnoe-delo-rabotnika.html

  3. Консультант. Особенности ведения и учета личных дел в кадровом делопроизводстве [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http://www.nalog2000.ru/article-hr-accounting/personal-employee/

  4. Макарова А.К. Этический кодекс архивиста / А.К. Макарова // Документоведение и архивоведение: традиции и перспективы развития : материалы научно-практической конференции (г. Астрахань, 23-25 марта 2010 г.) отв. ред. Р.А. Коканова. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом Астраханский университет», 2010. – С. 60-64.

  5. Янковская В.Ф. Опись дел по личному составу. Оформляем без ошибок / В.Ф. Янковская / Справочник кадровика. — 2011. — №5. – С.7-10.

В этой статье мы разберем самые распространенные ошибки, которые совершают компании при внедрении бизнес-процессов.

Ошибка №1: Регламенты – главная цель

Нередко руководители считают, что внедрение бизнес-процессов состоит лишь в регламентировании деятельности организации. Согласно этому убеждению, в результате наладится работа компании, сотрудники будут четко выполнять инструкции, и тогда в ведении бизнеса наступит счастье и гармония. Но на самом деле такая цель вызывает вопросы.

Я консультировал одну очень известную компанию. Они постоянно проводят у себя семинары по внедрению бизнес-процессов, к ним приезжали многие консультанты, в том числе и из большой четверки. Казалось бы, такие мероприятия непременно должны принести результат, ведь столько работы ведется в этом направлении. Но если задать прямой вопрос: «Чего вы добились в бизнес-процессах?», в ответ можно будет услышать: «У нас регламентированы все процессы. Все до единого”. И это удивительный результат. Редко какой компании удается достичь таких успехов. 

Ну тогда в чем же проблема? Проблема в том, что регламенты есть, а процессный подход не внедрен. Например, в этой компании 2 месяца нужно потратить на то, чтобы согласовать приказ, договоры согласуются по 4 месяца. Все регламентировано, но в результате бюрократизм достигает просто невероятных масштабов. Что с этим делать? Выбросить половину регламентов, и тогда работать станет в два раза легче. 

Дело в том, что регламентация процессов не приносит счастья, она не улучшает управляемость компанией. Самое регламентированное место в мире – это кладбище. Все на своих местах, но жизни нет. Не нужно вести туда свой бизнес. Бюрократизированная организация утрачивает способность к изменениям и развитию, это следует запомнить. Она может выглядеть живой, но внутри компания уже недееспособна. Поэтому внедрение регламентов нельзя делать целью.

Но это не значит, что любой регламент – это плохо. От крайностей следует держаться подальше. Регламенты нужны и полезны, но важна мера. Нецелесообразно любой ценой стремиться к их установлению.

В чем тогда состоит цель? Управлять процессами. Что это означает? Есть несколько признаков процессного подхода:

  1. Умение выявлять процессы. Должно быть понятно, из каких блоков и элементов состоит деятельность компании.
  2. Умение определять последовательность действий, процессов, их взаимные связи.
  3. Умение определять критерии и методы измерения результативности процессов. То есть важно понимать, что мы имеем в результате, какие ресурсы могут понадобиться для выполнения процессов.
  4. Постоянное отслеживание наличия необходимых ресурсов и информации, которая нужна для выполнения процессов, а также обеспечение их выполнения.
  5. Постоянное наблюдение, измерение и анализ процессов. Важно выявлять все моменты, которые приводят к неблагоприятным для организации последствиям.
  6. Проведение регулярных мероприятий по улучшению процессов.

Вот что необходимо сделать в первую очередь. Процессный подход в компании присутствует только тогда, когда выполняются все эти пункты.

Ошибка №2: KPI – лекарство от всех бед

Есть большое количество руководителей, которые считают, что внедрение KPI – это ключ к успеху. Почему? Обычно говорят: «Нам нужно улучшить мотивацию. Все сотрудники должны четко работать на общую цель».

В этом есть логика. Но мотивация и вознаграждение – довольно противоречивые понятия. В психологии это давно известно, но и практика показывает то же самое. Мотивация находится внутри, руководителям и начальникам на нее почти невозможно влиять. Она ведет человека по жизни, побуждает его совершать какие-то поступки или, наоборот, воздерживаться от активных действий. А вот плата за труд – совершенно другой аспект деятельности. На мотивацию она не влияет. Вознаграждение может быть стимулом, побуждающим человека выполнять работу быстрее и внимательнее. Однако его влияние ограничено.

Создание системы KPI предполагает учет целого ряда сложных моментов. Это не панацея, а только лишь инструмент для решения задач.

Вот пример. Руководитель одного известного банка был одержим идеей числовых показателей для каждого сотрудника. За конкретный результат (большой или маленький) полагалась четкая сумма оплаты. И в автоматизации работы компания добилась настоящего совершенства. Любой вклад работника не оставался незамеченным. Счетчики считались, каждая бумажка имела вес. Однако проблемы никуда не ушли. Они были связаны с мотивацией: без денежного вознаграждения сотрудники и пальцем не хотели пошевелить. Это странно для людей, которые считают, что KPI как раз и внедряется для мотивации. Получается, возник парадокс. Компания достигла предела, совершенствовать больше нечего, а мотивации все нет, даже наоборот, ее стало еще меньше. Разве это идеал? Все считается, измеряется, но сотрудники не заинтересованы в работе, они думают только о деньгах. Ситуация ухудшается и тем, что при таких условиях обычно в коллективе очень натянутые отношения. Люди просто перестают быть людьми. Сотрудники становятся безинициативными, недружелюбными и эгоистичными.

Ошибка №3: Устаревшие методы

По мнению многих руководителей, достаточно внедрить регламенты, а потом заставить их неукоснительно исполнять. И пусть работники только попробуют сделать шаг влево или вправо! Дисциплина превыше всего!

Такой подход хорошо работал во времена Генри Форда. Но с тех пор прошло уже сто лет. Стоит проанализировать обстоятельства: работники у Форда были малограмотными, малообеспеченными, очень зависимыми от работодателя. Запросы этих людей едва достигали самой низшей планки. Живут ли такие люди в XXI веке? Если и да, то это, скорее, исключение. Поэтому стоит задать себе вопрос: как могут методы столетней давности работать в нынешних условиях? Успехи прошлого не гарантируют успех в будущем. Это часто не принимают во внимание. Времена меняются, и мы должны трезво оценивать ситуацию вокруг нас.

Что же актуально на сегодняшний день? Во время внедрения процессного подхода прежде всего необходимо организовать команду. Если речь идет об организации средних размеров, нужна команда топ-менеджеров. Внедрением процессного подхода должны заниматься руководители. И главное – начать с обсуждения проблем. Почему процессный подход так важен? Для организационных изменений должна быть причина. Какие проблемы надо преодолеть? Сформулировать их нужно как можно конкретнее, чтобы был критерий успеха во время подведения итогов. Какие процессы являются серьезным препятствием? Вся команда должна знать врага в лицо, чтобы понять, удалось ли от него избавиться.

Любое изменение должно начинаться с обсуждения. Это важная подготовка к самим изменениям, первый шаг к внедрению. Этапы нельзя делить: внедрение тесно связано с обсуждением проблем. Именно в этот момент люди начинают понимать важность изменений, без которых развитие невозможно.

Дальнейшие этапы управленческая команда должна проходить вместе, а также включать в это дело сотрудников. Здесь нужно перейти к распределению: как компания будет взаимодействовать с клиентами, какими способами их привлекать, обслуживать и т.д. Сотрудники тоже должны участвовать в обсуждении. Какой должна быть структура процессов? Должно быть принято коллективное решение.

И, наконец, идентификация процессов. Здесь речь идет о конкретике, поэтому важно назначить исполнителей. К обсуждению следует привлечь сотрудников, чья работа затрагивает каждый конкретный процесс. Таким образом можно снять ограничения внедрения. Люди будут ощущать себя творцами процессного подхода. Вот и все секреты.

Ошибка №4: Игнорирование корпоративной культуры

Некоторые думают, что плохие отношения в коллективе можно исправить лишь одним внедрением процессного подхода. Конечно, структурирование процессов – важный фактор, влияющий на взаимодействие сотрудников. Но регулировать отношения таким образом нельзя. Обязательно нужна корпоративная культура. К тому же, без нее будет трудно внедрить сами бизнес-процессы. В коллективе важны общие ценности, нужна клиентоориентированность по отношению к своим коллегам.

Например, процессный подход в качестве основных отношений «клиент – поставщик». Каждый сотрудник осознает, кто его клиент, чего он ожидает, по каким признакам оценивает качество его работы. Тогда он выстраивает свою линию поведения с учетом этих факторов. Понимание чужих потребностей не приходит само по себе. Обязательно нужно формировать правильные ценности компании, иначе процессы не будут работать.

Любой объект управления состоит из 5 элементов:

  1. Цели. Нужна правильно выстроенная система целеполагания, направляющая действие всех сотрудников компании.
  2. Стратегия. Она интегрирует все направления бизнеса и определяет конечную цель.
  3. Процессы. Задача руководителей – определить, каким образом в компании выполняются те или иные действия, как достигается результат.
  4. Структура. С ее помощью происходит разделение областей ответственности.
  5. Ценности. Они являются основой всего. Именно ценности определяют поведение человека. Ценности компании должны способствовать ее развитию. Создание корпоративной культуры – это миссия лидеров организации.

Поэтому нельзя развивать лишь одни процессы, без оглядки на другие составляющие. Это не принесет желаемого результата. А правильные взаимоотношения в коллективе без корпоративной культуры просто невозможны.

Ошибка №5: Неправильное понимание организационной структуры

Процессы работают не в любой организационной структуре. Например, они совсем не приживаются в компании, где присутствуют жесткие регламенты. А что первично: структура или процесс? Конечно, процесс, ведь это деятельность, которая приносит результат. Структура же нужна только для того, чтобы обслуживать эти процессы. И все.

Получается, сначала нужно модифицировать процессы, а потом уже подумать, какую организационную структуру к ним подобрать. Именно в таком порядке. Причем речь идет о четком понимании области ответственности. Какие именно подразделения за что отвечают? Это нужно описать с точки зрения обеспечения функционирования процессов. Тогда и получится правильная организационная структура. При этом нужно учесть наиболее важные процессы, например, комплексное планирование. Это основа всей работы. Или разработку новой продукции, без этого процесса у компании нет развития. Ну и так далее.

В общем, структура – это концептуальное описание, с помощью которого можно понять, какую роль в складных процессах играет каждое подразделение организации.

Ошибка №6: Игнорирование стратегии

Часто внедрение бизнес-процессов начинается с их описания. Но это неверный подход. Для начала нужно стратегически рассмотреть деятельность компании. Ведь организация – открытая система, которая взаимодействует с внешним миром. Она не может от него абстрагироваться. Прежде всего важно посмотреть на рынок: кто целевые клиенты? Какие у них потребности, как мы их обслуживаем? А кто конкуренты, какие они? Чем мы можем от них отличаться?

Разрабатываемые процессы обязательно должны быть конкурентоспособными. Если забыть об этом, не факт, что их внедрение принесет ожидаемый результат. Только стратегический подход поможет достичь успехов в бизнесе.

Пример. Компания занималась поставкой сахарной продукции. Однажды у нее начались проблемы. Производители и торговые сети диктовали компании свои условия. Под таким давлением организация не могла находиться долгое время, маржа падала все ниже и ниже. Как же выйти из этой ситуации? Было решено самой стать производителем. Идея есть, но какими в таком случае должны быть процессы? Если развивать процессы дистрибьютора, то компания так и продолжит быть дистрибьютором. Поэтому нужно сменить акценты и создать новые процессы, только тогда получится занять новое место на рынке.

Выходит, что стратегия неразрывно связана с процессами. Более того, внедрять процессы необходимо с учетом стратегии.

Ошибка №7: Неверное определение целей процессов

Прежде чем определить цель процесса, нужно подумать о целях компании. К примеру, какова цель продаж? Казалось бы, все понятно – чем их больше, тем лучше. Но не все так просто. Компания может бороться за максимальное число клиентов, выручку, объемы или ставить во главу угла удовлетворенность клиента. Представим ситуацию: клиент ничего не купил. К примеру, Apple не будет считать это поражением. Ей главное, чтобы человек ушел довольным от тех возможностей, которые компания ему предлагает. Тогда он обязательно вернется и, в конце концов, совершит покупку. Логика состоит именно в этом. Поэтому цели процессов нужно определять, исходя из того, что нужно компании на данном этапе развития.

Нельзя думать, что внедрение процессного подхода зависит лишь от покупки какой-либо программы. Это инструмент, который решает только небольшой объем проблем. А иногда внедрение программного продукта, наоборот, лишь добавляет сложностей. Некоторые руководители думают, что можно приобрести программу, посадить бизнес-аналитика, обучить сотрудников – и на этом цель достигнута. Но на самом деле все это далеко от внедрения процессного подхода.

Заключение

Процессы – это регулярно повторяющаяся последовательность действий. В этом и состоит их ценность. У нас есть время проанализировать нашу деятельность и учиться на собственных ошибках. Глубинный смысл процессного подхода состоит в возможности использовать свой опыт. Все это поможет улучшить нашу деятельность в будущем. Происходит настоящее обучение. Мы разрабатываем некую модель процессов, наблюдаем за ней и задаем вопрос, что можно улучшить. Проводим изменения. Видим улучшения, анализируем результаты, делаем выводы. Есть результаты? Значит, можно приступать к решению следующей проблемы. Если результаты не удовлетворяют, то нужно внести изменения в существующие процессы. Вот этот цикл непрерывного совершенствования и есть главный смысл процессного подхода.

Составление номенклатуры дел – довольно трудоемкий процесс, поэтому ошибки возможны на разных этапах ее разработки (начиная с подготовительного этапа и заканчивая этапом подписания, согласования и утверждения), а также непосредственно при оформлении номенклатуры. При этом необходимо помнить и о специфике работы с электронными документами, которая отражается в т.ч. и на составлении номенклатуры дел.

Рассмотрим, какие ошибки наиболее часто встречаются при составлении номенклатуры дел.

Ошибка № 1. Выбор составителя номенклатуры

В каждой организации должна составляться номенклатура дел на дела всей организации (так называемая сводная номенклатура дел) и на дела каждого структурного подразделения.

ЭТО ВАЖНО! Нежелательно участие в составлении номенклатуры дел организации и номенклатуры дел структурных подразделений только одного лица (как это зачастую имеет место в организациях) или только службы документационного обеспечения управления (далее – ДОУ). Номенклатура дел –  многофункциональный и зачастую объемный документ, для правильного составления которого необходимо привлечение компетентных сотрудников различных подразделений (консультации, опросы).

Документ:

Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция по делопроизводству).

Принимая во внимание большую роль номенклатуры дел для архива, составление последней зачастую поручается архивной службе организации, что также недопустимо.

Документ:

Правила работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденные постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143 (далее – Правила работы архивов).

Сводную номенклатуру дел составляет служба ДОУ на основе номенклатур дел структурных подразделений (п. 153 Инструкции по делопроизводству, п. 27 Правил работы архивов).

При отсутствии в организации службы ДОУ сводную номенклатуру дел составляет лицо, ответственное за ДОУ. В составлении сводной номенклатуры дел также желательно участие архива организации.

Номенклатуру дел структурного подразделения, в свою очередь, составляет лицо, ответственное за ДОУ в данном подразделении, или другое лицо, определенное руководителем организации или структурного подразделения.

В ходе составления номенклатуры дел структурного подразделения работники службы ДОУ и архива организации должны оказывать необходимую помощь в виде консультаций и советов. Рекомендуется изучить состав, количество и содержание документов и дел, образующихся в процессе деятельности организации. Для успешного составления номенклатуры ответственным лицам следует использовать:

– устав организации (положение о ней);

– положения о структурных подразделениях;

– штатное расписание;

– планы и отчеты о работе организации и структурных подразделений;

– должностные инструкции работникам;

– типовые и примерные номенклатуры дел;

– номенклатуры дел за предыдущие годы;

– регистрационные формы;

– справочные картотеки;

– перечни документов с указанием сроков хранения.

Ошибка № 2. Несоблюдение сроков подготовки номенклатуры дел

Номенклатура дел составляется ежегодно и должна быть подписана, согласована, утверждена до 1 января года, на который составлена, т.е. номенклатура на 2019 г. должна быть подписана, согласована и утверждена до 31 декабря 2018 г. Дата же начала работ по составлению номенклатуры не регламентирована и зависит от сложности структуры и функций организации.

ЭТО ВАЖНО! Сводная номенклатура дел составляется на текущий год при создании новой организации, а также при реорганизации (в форме слияния или разделения), значительном изменении структуры и функций деятельности организации и утверждается в любое время года.

На сроки подготовки номенклатуры дел также влияет необходимость, как уже указывалось выше, подписания, согласования и утверждения номенклатуры дел, что проводится на завершающем этапе ее составления, на котором, конечно, нежелательно возникновение осложнений. Однако этого не избежать, особенно со сводной номенклатурой, если не учитывать нюансы, возникающие на данном этапе, способные запутать составителей номенклатуры. Поэтому необходимо помнить, что сводная номенклатура:

– подписывается руководителем службы ДОУ (лицом, ответственным за ДОУ),

– визируется заведующим архивом организации (лицом, ответственным за архив), экспертной комиссией (далее – ЭК) или центральной экспертной комиссией (далее – ЦЭК) организации;

– согласовывается ЭК или ЦЭК организации.

Однако если организация является источником комплектования государственных архивов, то сводная номенклатура ее дел подлежит дополнительно согласованию с соответствующим государственным архивом или структурным подразделением по архивам и делопроизводству областного (Минского городского) исполкома. Данная процедура производится 1 раз в 5 лет, а также в случае значительных изменений в структуре организации независимо от срока предыдущего согласования.

Сводные номенклатуры дел иных организаций (не являющихся источником комплектования государственного архива) согласовываются с ЦЭК вышестоящих организаций (при ее наличии) 1 раз в 5 лет или также после значительных изменений в структуре организации независимо от срока предыдущего согласования.

После согласования в установленном порядке номенклатуру дел организации утверждает руководитель организации. Помните, что сводные номенклатуры дел организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов или имеющих вышестоящую организацию, составляются обязательно в 3 экземплярах (в отличие от иных организаций, в которых сводная номенклатура составляется в 2 экземплярах). Первый экземпляр хранится в службе ДОУ (у лица, ответственного за ДОУ), второй передается в архив организации в качестве учетного документа, третий – в государственный архив, источником комплектования которого является организация, или в ЦЭК вышестоящей организации для согласования.

Ошибка № 3. Включение (невключение) дел в номенклатуру

В номенклатуру не включаются Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и другие сборники нормативных правовых актов, печатные издания (брошюры, справочники, информационные листки, бюллетени, реферативные журналы и т.д.), указатели и другие вспомогательные документы.

В отдельные разделы сводной номенклатуры дел включаются дела коллегиальных органов, в т.ч. временно действующих (комиссий, советов и др.), и дела общественных организаций (в т.ч. и профессионального союза работников организации).

Следует также помнить о документах, содержащих служебную ин-формацию ограниченного распространения, которые формируются в дела согласно номенклатуре дел. При включении в номенклатуру данных категорий дел (имеющих ограничительный гриф «Для служебного пользования») необходимо учитывать специфику таких дел и отразить в гр. 1 «Индекс дела» путем дополнения индекса литерами «дсп». При снятии с документов ограничительного грифа в гр. 5 «Примечание» номенклатуры дел указывается основание снятия грифа со ссылкой на распорядительный документ или резолюцию руководителя.

С учетом внедрения электронного документооборота у составителей номенклатуры могут возникнуть вопросы о процедуре включения электронных дел в номенклатуру. Чтобы не допустить в данном случае ошибок, в первую очередь необходимо постоянно следить за изменениями в сфере работы с электронными документами. На данный момент можно утверждать, что включению в номенклатуру должны подлежать все электронные дела с соответствующей отметкой «ЭД» в номенклатуре в гр. 5 «Примечание». Это применимо и к гибридным делам (формируемым из документов на бумажном носителе и электронных документов) также с соответствующей отметкой «ГД» в гр. 5 «Примечание». Включение дел с документами в электронном виде, информационными ресурсами в сводную номенклатуру дел осуществляется по согласованию с государственным учреждением «Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации» (п. 155 Инструкции по делопроизводству). Новые, незапланированные электронные документы, так же как и традиционные (бумажные), вносятся в номенклатуру дел под резервными индексами.

При составлении итоговой записи о количестве и категориях заведенных дел (оформляемой в номенклатуре дел и выписках из нее по окончании делопроизводственного года) помимо указания количества дел постоянного, временного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет включительно) хранения, переходящих дел и с отметкой ЭПК (экспертно-проверочная комиссия) стоит отдельно указать количество электронных и гибридных дел.

Ошибка № 4. Неправильное заполнение гр. 2 «Название раздела (подраздела), заголовок дела (тома, части)»

Заголовок дела в краткой форме должен отражать состав и содержание документов, включенных в дело. Он должен быть кратким, конкретным и доступным для восприятия.

Не допускается:

– использовать в качестве заголовков формулировки, не отражающие состав и содержание документов, включенных в дело, такие как: «Материалы», «Документальные материалы», «Разные документы», «Финансовые документы», «Общая переписка» и т.п.;

– заменять в заголовке дела название вида документа указанием действия: «Рассмотрение», «Проверка», «Закупки» и т.д. Например, вместо заголовка «Проверки денежного обращения и кассовых операций» необходимо использовать «Документы о результатах проверок денежного обращения и кассовых операций (программы, справки, докладные записки и др.)».

Стоит уделить внимание документам с ограничительным грифом «Для служебного пользования», так как дела, в которые они формируются, включаются в номенклатуру дел. В таком случае заголовок дела желательно формулировать обобщенно: «Документы с ограничительным грифом «Для служебного пользования».

Ошибка № 5. Неправильная систематизация заголовков дел внутри раздела

Систематизация заголовков дел внутри разделов и подразделов номенклатуры дел не должна носить произвольный характер, так как определена нормативными правовыми актами (Инструкцией по делопроизводству, Правилами работы архивов). Заголовки дел в разделах (подразделах) номенклатуры дел систематизируются по группам в зависимости от значимости и взаимосвязи дел в следующем порядке:

– нормативные правовые акты Республики Беларусь (законы Республики Беларусь, декреты, указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и др.);

– учредительные документы организации (уставы, положения, свидетельства о регистрации и др.);

– распорядительные и методические документы вышестоящих организаций (постановления, приказы, указания и др.);

– распорядительные документы организации (приказы, распоряжения и др.);

– организационные документы (штатные расписания, положения, инструкции, правила и др.);

– протоколы;

– планы;

– отчеты;

– договоры;

– справочно-информационные документы (акты, справки, информации, сводки и др.);

– переписка;

– учетно-регистрационные формы;

– номенклатура дел организации и выписки из нее.

Порядок систематизации иных заголовков дел определяет составитель номенклатуры.

Заголовки дел внутри каждой группы систематизируются в соответствии со значимостью документов и сроками их хранения: приказы по основной деятельности располагаются перед приказами по личному составу, годовые планы и отчеты – перед квартальными и месячными, переписка с вышестоящими организациями – перед перепиской с иными организациями и т.д.

При расположении заголовков дел в группах в соответствии со сроками хранения первыми следует располагать заголовки дел постоянного хранения, после – временного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет включительно) хранения. Однородные заголовки дел, сформированных по корреспондентскому или географическому признакам, указывайте в номенклатуре дел в алфавитном порядке.

Документ:

Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 (далее – Перечень типовых документов).

Ошибка № 6. Неправильное заполнение гр. 4 «Сроки хранения (тома, части) и № пункта (статей) по перечню»

Для определения срока хранения документа следует использовать Перечень типовых документов, который обязателен к применению всеми и должен использоваться независимо от вида носителя документа.

Для определения сроков хранения специфических документов определенной отрасли (здравоохранения, образования и т.п.) применяются (в случае наличия) перечни документов Национального архивного фонда, образующихся в процессе деятельности государственных органов и подчиненных им (входящих в состав, систему) органов, организаций, с указанием сроков хранения (далее – ведомственный перечень). Также следует принимать во внимание (при наличии таковых) перечни документов Национального архивного фонда, образующихся в процессе деятельности негосударственных организаций и подчиненных им (входящих в состав, систему) организаций, с указанием сроков хранения. Однако при использовании данных документов учитывайте ряд нюансов. Так, при применении ведомственных перечней помните, что они могут быть использованы только теми организациями, на которые непосредственно распространяется их действие. К примеру, если учреждение образования не подчиняется Министерству образования, то и перечень документов, образующихся в деятельности этого министерства, не применим к такому учреждению.

Обратите внимание, что в перечни постоянно вносятся изменения и сроки, указанные в ведомственных перечнях, не всегда могут соответствовать срокам, указанным в Перечне типовых документов. Необходимо учитывать время разработки и утверждения ведомственных перечней и следить за изменениями, вносимыми в Перечень типовых документов. В случае расхождения руководствоваться нужно нормами Перечня типовых документов. Если изменения в перечень (перечни) документов были внесены в течение делопроизводственного (календарного) года и влекут изменение сроков хранения дел, закрепленных в номенклатуре дел организации (выписках из нее), в номенклатуру вносятся соответствующие изменения путем зачеркивания старой записи и указания рядом нового срока хранения и номера пункта (статьи) по перечню.

ЭТО ВАЖНО! Для электронных документов, формируемых в электронные дела, устанавливаются сроки, предусмотренные для аналогичных документов на бумажном носителе.

Для документов, которые не отражены в вышеперечисленных перечнях (в т.ч. и для электронных документов, не являющихся аналогами бумажных документов), сроки хранения определяются ЦЭК (ЭК) организации и оформляются протоколом заседания ЦЭК (ЭК) и в номенклатуре в гр. 5 «Примечание» дается ссылка на дату и номер протокола.

Организация, являющаяся источником комплектования государственного архива, согласовывает решение ЦЭК (ЭК) об установлении срока хранения документов с соответствующим государственным архивом или структурным подразделением по архивам и делопроизводству областного исполкома.

Организация, не являющаяся источником комплектования государственного архива, согласовывает решение ЭК об установлении сроков хранения документов с ЦЭК вышестоящей организацией (при ее наличии).

Учтите, что в Перечне типовых документов сроки хранения указаны в гр. 3 и 4. Следует правильно выбирать необходимую графу при определении сроков хранения документов в той или иной организации, так как сроки, указанные в разных графах, иногда отличаются. В гр. 3 Перечня типовых документов указаны сроки для документов государственных органов, иных государственных организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов, негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей. В гр. 4 – установлены сроки хранения для документов государственных организаций, не являющихся источником комплектования государственных архивов.

Олег Посредников, младший научный сотрудник
отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского
института документоведения и архивного дела

Дарья Курильчик,

историк-архивист, преподаватель

Ошибка 1. Составители. Считается, что номенклатуру дел (далее — НД) составляет тот, кто знает, как это делается, и кому она нужна больше остальных, то есть архивист. Мол, архив начинается с данного документа.

Однако в соответствии с п. 27 Правил работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143, сводная НД составляется службой документационного обеспечения управления на основе номенклатур дел структурных подразделений, которые в свою очередь составляются в структурных подразделениях ответственными за делопроизводство лицами. Затем делопроизводитель объединяет их в одну, сводную НД. Архивист же оказывает консультационно-методическую помощь в этой работе.

Ошибка 2. Сроки подготовки. Считается, что если НД — на текущий год, то и составлять, согласовывать, подписывать, утверждать ее нужно с начала текущего года.

Да, начинать составлять НД можно хоть с 1 января — в случае, если, к примеру, организация имеет сложную структуру, и работа над документом займет целый год; или же если организации только образовалась; или же если необходимо пересоставить НД при реорганизации, повлекшей значительные изменения в структуре и (или) функциях организации. Но, как правило, работа по составлению НД начинается в 3 квартале года, предшествующему году, на который она составляется. То есть составить, согласовать, подписать, утвердить НД на 2016 год надо до 31 декабря 2015 г.

Ошибка 3. Выписки из НД. Структурные подразделения, подготовив свои НД и передав их в службу ДОУ, зачастую не интересуются дальнейшей судьбой данного документа.

В соответствии с п. 31 Правил работы архивов после утверждения сводной НД из нее делаются выписки по разделам. Заверенные в установленном порядке выписки передаются в структурные подразделения организации для использования при формировании и учете дел, заводимых в этих структурных подразделениях. Если организация небольшая, то секретарь как лицо, ответственное за делопроизводство, может сам подготовить выписки, заверить их (оформить на них реквизит «Отметка о заверении копии») и раздать структурным подразделениям. Когда же организация имеет большую структуру, целесообразнее всего будет, если служба ДОУ выложит в общий доступ утвержденную сводную НД, а структурные подразделения самостоятельно сделают выписки из нее и обратятся к руководителю службы ДОУ за заверением.

Ошибка 4. Определение сроков хранения дел. При составлении НД в этом моменте, пожалуй, допускается наибольшее количество ошибок.

В соответствии с п. 39.4 Правил работы архивов при определении сроков хранения дел необходимо пользоваться:

· перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140;

· перечнями документов Национального архивного фонда, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных государственных организаций и подчиненных им (входящих в состав, систему) органов, организаций, с указанием сроков хранения;

· перечнями документов Национального архивного фонда, образующихся в процессе деятельности негосударственных организаций и подчиненных им (входящих в состав, систему) организаций, с указанием сроков хранения.

Сроки хранения документов, которые не отраженны в данных перечнях, определяются центральной экспертной комиссией (экспертной комиссией) организации по согласованию со структурными подразделениями по архивам и делопроизводству областных исполнительных комитетов или государственными архивами (для организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов), ЦЭК вышестоящих организаций (для иных организаций). Иными словами, сроки хранения утверждаются протоколом заседания ЦЭК (ЭК), а в графе 5 «Примечание» дается ссылка на дату и номер протокола.

Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

3.4.1. Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения, по установленной форме.

3.4.2. Архив в целях качественного комплектования документами архивного фонда контролирует и оказывает необходимую методическую и практическую помощь службе документационного обеспечения управления в составлении номенклатуры дел. Ответственность за ее составление возлагается на службу документационного обеспечения управления организации.

3.4.3. Номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве, а в архиве организации используется для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения.

Закрепленная в номенклатуре схема систематизации дел может быть использована при разработке схемы картотеки на исполненные документы.

3.4.4. Различаются три вида номенклатур дел: типовая, примерная и индивидуальная номенклатуры дел конкретной организации.

Типовая номенклатура дел устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом.

Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием их индексов, и носит рекомендательный характер.

3.4.5. Типовые и примерные номенклатуры дел используются для составления индивидуальной номенклатуры дел.

В номенклатуру дел организации из типовой или примерной номенклатуры дел переносятся предусмотренные ими заголовки дел, которые предполагается завести в делопроизводстве организации, конкретизированные с учетом ее специфики.

Сроки хранения дел, предусмотренные типовой или примерной номенклатурой дел, переносятся в индивидуальную номенклатуру дел без изменений.

3.4.6. Номенклатура дел организации (сводная) (приложение 7) составляется по установленной форме на основании номенклатур дел структурных подразделений, разработанных по аналогичной форме (приложение 8), согласованных ими с архивом и подписанных руководителями этих подразделений.

Номенклатура дел организации оформляется на общем бланке организации.

Номенклатура дел организации визируется руководителем архива или лицом, ответственным за архив, подписывается руководителем службы или лицом, ответственным за документационное обеспечение управления, и после одобрения ЦЭК (ЭК) организации направляется на согласование с ЭПК соответствующего архивного учреждения, после чего утверждается руководителем организации.

После утверждения номенклатуры дел организации структурные подразделения получают выписки соответствующих ее разделов для использования в работе.

Номенклатура дел организации на предстоящий календарный год составляется в последнем квартале текущего года.

Согласованная с архивным учреждением номенклатура дел в конце каждого года уточняется, утверждается руководителем организации и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.

Номенклатура дел согласовывается с архивным учреждением не реже одного раза в 5 лет. В случае коренного изменения функций и структуры организации разрабатывается новая номенклатура дел.

3.4.7. Номенклатура дел составляется на основе изучения состава и содержания документов, образующихся в деятельности организации.

При составлении номенклатуры дел следует руководствоваться уставом или положением об организации, положениями о ее структурных подразделениях, штатным расписанием, номенклатурой дел организации за прошлый год, описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, регистрационными формами, ведомственными и типовыми перечнями документов с указанием сроков их хранения, типовыми и примерными номенклатурами дел.

3.4.8. В номенклатуре дел предусматриваются заголовки дел для группировки документов, отражающие все документируемые участки и вопросы деятельности организации.

В номенклатуру дел организации включаются дела временно действующих органов, документы которых служат правовым основанием для подтверждения полномочий организации или прекращения ее деятельности (например, дела ликвидационной комиссии организации включаются в номенклатуру дел ликвидируемой организации).

Основой для определения структуры номенклатуры дел является структура (штатное расписание) организации. Разделами, подразделами и другими делениями номенклатуры дел являются названия подразделений (например: канцелярия, бухгалтерия, отдел кадров и т.п.).

3.4.9. Графы номенклатуры дел организации, ее структурных подразделений заполняются следующим образом.

В графе 1 номенклатуры дел проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного в организации цифрового обозначения структурного подразделения и порядкового номера заголовка дела по номенклатуре дел в пределах структурного подразделения. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами. Например: 02-03, где 02 — индекс структурного подразделения, 03 — порядковый номер заголовка дела по номенклатуре дел.

В номенклатуре дел рекомендуется сохранять одинаковые индексы для однородных дел разных структурных подразделений (направлений деятельности).

Пример: «Приказы по основной деятельности» (02-03, 03-03, 04-03 и т.д.).

В графу 2 номенклатуры дел включаются заголовки дел (томов, частей).

Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и подразделов номенклатуры дел определяется степенью важности документов, составляющих дела, и их взаимосвязью.

Вначале располагаются заголовки дел, содержащих организационно-распорядительную документацию. При этом заголовки дел, содержащих постановления и приказы вышестоящих организаций, располагаются перед заголовками дел с приказами руководителя организации. Далее располагаются заголовки дел, содержащих плановые и отчетные документы.

Заголовки дел, заведенных по географическому и по корреспондентскому признакам, вносятся в номенклатуру дел по алфавиту географических названий или корреспондентов.

Заголовок дела должен четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела.

Не допускается употребление в заголовке дела неконкретных формулировок («разные материалы», «общая переписка» и т.п.), а также вводных слов и сложных синтаксических оборотов.

Заголовки дел могут уточняться в процессе формирования и оформления дел.

Состав элементов заголовка дела, располагаемых в принятой последовательности, определяется характером документов дела.

В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью делопроизводства, в качестве вида дела употребляется термин «документы», а в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности документов, которые должны быть в деле.

Пример: «Документы о проведении научных конференций и симпозиумов (планы, списки, доклады)».

Термин «документы» применяется также в заголовках дел, содержащих документы — приложения к какому-либо документу.

Пример: «Документы к протоколам заседания коллегии министерства».

Заголовки дел по вопросам, не разрешенным в течение одного года, являются «переходящими» и вносятся в номенклатуру дел организации следующего года с тем же индексом.

Если дело будет состоять из нескольких томов или частей, то составляется общий заголовок дела, а затем при необходимости составляются заголовки каждого тома (части), уточняющие содержание заголовка дела.

В графе 3 номенклатуры дел указывается количество дел (томов, частей). Она заполняется по окончании календарного года.

В графе 4 указываются срок хранения дела, номера статей по перечню (типовому, ведомственному), а при его отсутствии — по типовой или примерной номенклатуре дел.

При включении в номенклатуру заголовков, документов, срок хранения которых не предусмотрен типовым или ведомственным перечнями документов, срок их хранения устанавливается ЭПК соответствующего архивного учреждения по представлению архива и ЦЭК (ЭК) организации.

В графе 5 «Примечание» в течение всего срока действия номенклатуры проставляются отметки о заведении дел, о переходящих делах, о выделении дел к уничтожению, о передаче дел в другую организацию для продолжения и др.

3.4.10. По окончании делопроизводственного года в конце номенклатуры дел заменяется итоговая запись о количестве заведенных дел (томов), отдельно постоянного и временного хранения. Сведения, содержащиеся в итоговой записи номенклатуры дел организации, в обязательном порядке сообщаются архивному учреждению, о чем в номенклатуре дел проставляется отметка с указанием должности лица, сделавшего отметку, и расшифровки его подписи.

Юлия Хачатурян

Генеральный директор

NIKA, RISK PLAN

«Планово-экономический отдел» № 1, 2017

Ошибка № 1: Наличие участков работы, за риски на которых никто ответственности не несет.

Представим себе обычное предприятие. Там есть юристы, бухгалтеры, кадровики, технические специалисты… Но вот происходит какая-то неприятность, руководитель разводит руками и спрашивает: «А почему меня никто не предупредил о ней?» А у персонала предприятия возникает встречный вопрос: «А кто должен был вас предупредить?» Ведь каждый выполнял обязанности согласно своей должностной инструкции (или трудовому договору) и отвечал ровно за то, за что должен был отвечать… Рассмотрим конкретную ситуацию.

Ситуация 1

Недавно на семинаре мне задали следующий вопрос. В соответствии со ст. 136 ТК РФ, оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. В организации же, где слушатель работал бухгалтером по расчету заработной платы соблюсти данное требование законодательства не получалось: заявление на отпуск поступала в бухгалтерию слишком поздно, так как работник поздно писал заявление. В результате оплата происходила в день, предшествующий началу отпуска. Бухгалтера интересовало, как их организация может обезопасить себя. Отвечаю, что в данном случае никак. Что есть диспозитивные нормы законодательства (обязательства, которые они устанавливают, могут быть изменены по договоренности сторон, например, путем подписания дополнительного соглашения между работодателем и работником) и императивные (обязательства по которым скорректировать нельзя, даже если работник тем или иным образом выразит свое согласие на подобные изменения). Статья 136 ТК РФ относится к числу тех, в которой прописаны императивные нормы. Штрафы за несвоевременную выплату отпускных установлены ст. 5.27 КоАП РФ. Судебные решения по поводу наложения данных штрафов можно легко найти в свободном доступе (см. например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 18.01.2016 № 4а-29/16). Однако такой ответ слушательницу не устраивает, она хочет, чтобы все-таки нашли решение ее проблемы. Как выясняется, процедура предоставления отпуска в организации следующая: есть график отпусков, тем не менее, часто работникам предоставляют оплачиваемый отпуск просто по заявлению сотрудника, которое начальник его подразделения подписывает буквально за день до ухода в отпуск. Далее его подписывает руководитель предприятия, потом заявление поступает в отдел кадров и те делают приказ, который потом поступает в бухгалтерию. Последняя ругается на отдел кадров за то, что те взяли заявление, поступившее слишком поздно, а отдел кадров отвечает, что не мог не оформить приказ, так как на нем стояла подпись директора. «Раз руководитель предприятия поставил подпись на таком приказе – значит он принял на себя риски в данном случае. Вы не можете принимать за него решение. Речь же не идет об уклонении от уплаты налогов, где бухгалтер тоже может быть привлечен к ответственности. Почему вас это так волнует?» — спрашиваю я бухгалтера. «А вдруг он спросит, почему мы его не предупредили о рисках?», — задает она встречный вопрос. 

На самом деле, безусловно, очередной оплачиваемый отпуск должен оформляться в другом порядке. Только в некоторых случаях он должен быть предоставлен по заявлению работника. По общему же правилу, работнику отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков и, если что-то меняется в порядке его предоставления – в график должны быть внесены соответствующие изменения. Поэтому если работник прибегает к своему руководству и просит ему предоставить отпуск в заранее не согласованное время – работодатель вправе ему отказать. Однако, по сути проблема, которую поднял слушатель, была гораздо шире: кто должен в таком и аналогичных случаях предупреждать работодателя о рисках и подтверждать своей визой, что их нет? Юристы? Они зачастую и не видят кадровых документов, а занимаются договорами, судами и крупными проектами. Кадровики, к которым подобные и иные приказы поступают уже подписанными (во всяком случае, согласно порядку, установленному в той организации)? Бухгалтерия, в задачу которой стоит оплата отпуска по приказу, а не разматывание клубка проблем, причины которых кроются на предыдущих этапах? Рассмотренная ситуация – частный случай. На самом деле рисков, связанных с персоналом и кадровыми документами, может быть гораздо больше. И на многих предприятиях отсутствует лицо, которое подтверждает своей подписью безопасность совершения того или иного действия, связанного с персоналом. Риски предприятия, за оценку которых никто на практике не отвечает, могут быть не только кадровыми. Например, если речь идет о строительстве, это могут быть юридическо-технические риски. Другой пример: к нам недавно однажды обращался клиент, который возмущался тем, что в связи с изменением некоторых условий работы с контрагентами у него выросла налоговая нагрузка, о чем бухгалтер его не предупредила. В общем, если руководитель хочет, чтобы его предупреждали о рисках, он должен знать свое предприятие, понимать, на каких участках они гипотетически могут возникнуть, понимать, какой специалист компетентен и может предупредить его о них и продумать систему оформления документов так, чтобы своей визой данный специалист подтверждал отсутствие рисков по данной операции или писал сопроводительное письмо, обосновывающее, почему данные риски могут возникнуть. Например, если это кадровые риски, подтверждать их отсутствие может руководитель кадровой службы, который будет визировать приказ до того, как тот попадет на стол директору; технико-юридические – руководитель технической службы или юрист и т.д. Если же руководитель вначале подписал документы – а потом отправил их компетентным специалистам для исполнения, это означает, что риски на себя он уже принял и пенять потом на других лиц, что его не предупредили, он не может.

Ошибка № 2 Руководитель подписывает договор только при наличии визы юриста

Юрист не руководитель предприятия, чтобы решать, что подписывать, а что нет. И не служба безопасности, чтобы хватать руководителя за руки со словами: «Этого подписывать нельзя».

Ситуация 2:

В моей практике была следующая ситуация. Я работала в западном агентстве недвижимости. Своей подписью я должна была подтвердить отсутствие не только гражданско-правовых, но и налоговых рисков. Мне принесли проект договора, согласно которому для нашего агентства осуществляло поиск покупателей недвижимости другая компания. Интересуюсь у менеджера какой объект (свой или чужой) мы продаем (хотя понимаю, что своих объектов нет и продавать в общем-то нечего) и почему мы обратились в стороннюю организацию, если в московском подразделении компании работает 300 человек, каждый из которых был бы рад выполнить подобную работу. Выясняется, что был заказчик, который хотел, чтобы часть работы по проекту выполнило одно агентство недвижимости, а другую часть – другое. Но все деньги, полагающиеся обоим агентствам, вначале перечислят нам, а потом мы перечислим второму агентству по тому договору, который мне принесли. Спрашиваю, а почему нельзя заключить договор, в котором фактические отношения будут соответствовать его тексту: один заказчик, два соисполнителя, четко прописанные действия каждого, права, обязанности, выплачиваемое вознаграждение (тем более не понятно, зачем нам принимать участие в расчетах между заказчиком и вторым агентством). После этого вопроса у менеджера отдела маркетинга начинается истерика, смысл которой состоит в том, что «вот так никак сделать нельзя, но почему он рассказать не может». Объясняю, что завизировать такой договор не могу, ибо налоговики могут счесть расходы необоснованными, так как для работы для выполнения которой у нас есть своих 300 специалистов, мы зачем-то, согласно договору, привлекаем третьих лиц… Истерика менеджера становится еще больше. Попытки объяснить ему, что я не руководитель организации и если последний захочет, то подпишет оное творение, не помогают. Во всяком случае хотя бы получит внятное объяснение, почему нельзя по-человечески оформить данный договор, что мне сделать не удалось…

На самом деле миссию юриста предприятия в процессе документооборота многие воспринимают несколько странно. Недавно на фейсбуке я прочла мнение одной барышни-менеджера (привожу здесь, ибо полагаю, что она выражает представление о юристе значительного количества людей). «Юрист в отличие от нас, менеджеров, не передовик….Написать правовое заключение, скомпилировав части законов – много ума не надо! Юрист должен на любую мою хотелку менеджера придумать, как это сделать. А если делать так, как говорят юристы, можно вообще закрывать фирму и не работать.» На самом деле, во-первых, внутренний юрист вообще не должен ничего придумывать. На юрфаке учат совсем другому: оценивать договоры, разбираться в судебном процессе и пр. Безусловно, есть специалисты, которые могут что-то придумать, но увы, как правило, это специалисты консалтинга, очень высокой квалификации специализирующиеся в большей степени именно на такой работе и берущие за свою работу столько, что оплата мозговой деятельности подобного специалиста может стоить во много раз больше, чем барыши, которые гипотетически можно получить от реализации априори нецелесообразной прихоти менеджера, если таковые вообще будут (пишу как руководитель консалтинговой компании, которая как раз и занимается поиском нестандартных решений).

Во-вторых, юрист не может давать советы, что делать, ибо, в-третьих, внутренний юрист нужен прежде всего нужен для того, чтобы объективно рассказать собственнику о рисках.

Представим себе, что на стол юриста поступил конкретный договор. Некоторые риски юрист может устранить самостоятельно, путем переговоров с уполномоченными лицами контрагента; некоторые – с помощью менеджера, который ведет данный проект и обсуждает условия работы с контрагентом.

Но может случиться так, что некоторые риски так и не будут устранены, ибо ваш юрист не может принимать решения за вашего контрагента, не может диктовать коммерческие условия менеджерам с обоих сторон и т.д.

Тогда руководитель предприятия может сказать: «Да, условия рискованные, но мы на них пойдем, так как этот клиент нам очень нужен» или «Нет, пусть они принимают наши условия, или сделки не будет».

Для того, чтобы принять решение руководитель должен знать, какие риски остались не устранены после всех согласований, которые юрист должен ему объективно описать.

Представьте себе, что стоит как в сказке столб… На нем написано: «Направо пойдешь – коня потеряешь…налево пойдешь – себя потеряешь и т.д.» Вы же к столбу не будете предъявлять претензии за то, что он вам указывал, куда идти, тем более, что куда идти, он вам и не говорил.

Что происходит на многих предприятиях? Попытка переложить свою ответственность за риски предприятия с его руководителя на эксперта. Многие считают, что хороший юрист, который оперативно визирует все документы (хотя рисков тот не видит или в силу низкой квалификации; или потому что ему просто лень разбираться в том или ином вопросе; или в силу того, что тот просто уже не указывает риски, т.к. ему не очень хочется конфликтовать с не очень умными людьми, пытаясь им же рассказать, какие неприятности могут их ждать после совершения ими того или иного действия. Юрист понимает, что руководитель его компании занимается самообманом, но уже не тратит свои силы на то, чтобы вытащить его из плена иллюзий).

Так и хочется сказать: «Уважаемые инфантильные руководители и менеджеры, если вы не можете воспринимать объективную оценку ситуации – сделайте факсовую подпись якобы существующего на вашем предприятии юриста, ставьте ее на каждый документ самостоятельно до того как его подписать, если факт ее наличия вас успокаивает. А если вы взрослые люди, поймите, что не на каждом договоре будет поставлена виза и при ее отсутствии, зная риски, вам придется взять на себя ответственность и его подписать или от него отказаться».

Ошибка 3. Вначале дело – потом документы

Несколько раз мне приходилось сталкиваться с тем, что вначале де-факто совершалась какая-то операция и только потом подписывались необходимые документы.

Пример 1.

Компания-генподрядчик нашла заказчика. Устно договорилась о договоре подряда. Начала согласовывать с заказчиком договор и одновременно наняла субподрядчиков, которые стали делать работу…. Заказчик старательно тянул резину с согласованием договора, а наш директор пил кучу успокоительных таблеток в день и, когда терпение заканчивалось, то заявлял: «Останавливайте работу», то опять направлял на объект подрядчиков…

Пример 2.

Агентство недвижимости оплатило топ-менеджером прогулку на теплоходе. Когда выяснилось, что оная сумма может быть заплачена только из чистой прибыли, руководство впало в состояние легкого транса и потребовало сделать так, чтобы хоть как-то можно было отнести оные суммы на затраты. Из этой затеи ничего не выходило, ибо замаскировать один договор под другой не получалось никак. Какой отсюда вывод? Вначале согласуйте проект договора, поймите, каковы последствия его реализации – потом начинайте совершать какие-то операции. Даже если это небольшая сумма и мелкая услуга – согласовать текст проекта договора в любом случае можно заранее.

Ошибка 4. Волокита при подписании договоров.

Ситуация 3.

Недавно мне на почту пришло письмо с предложением послушать лекцию про безопасность бизнеса. В конце письма было написано следующее. «Работаем по счетам. Согласовывать договоры на копеечную сумму (цена вопроса – 30.000 р. с участника) некогда, некому, да и не стоит оно того». Мне стало интересно, как много желающих захотят посетить подобное мероприятие, если в конце они прочтут такую фразу (как минимум, удивляло отношение к потенциальным клиентам). Однако, когда я написала статус на своей странице в соцсети, не указав при этом реальной фамилии лектора, приславшего мне спам, опознавшие его друзья и знакомые начали писать комментарии и возмущаться. Смысл их позиции состоял в следующем. На согласование договора уходит много времени и сил. Оплата времени, которое уходит на согласование договора с юристом, финансовым директором и прочими заинтересованными лицами стоит больше, чем сам договор.

На самом деле, волокита – безусловно, плохо. Хотя, честное слово, никогда в жизни не видела людей, которые бы занимались длительным согласованием договора на проведение открытого семинара.

Если семинар открытый, как правило, заказчики их подписывают без внесения правок, если корпоративный – могут высказать какие-то пожелания…. Тем не менее, должны быть установленные сроки и процедуры, дабы не затягивать данный процесс. Некоторые договоры (например, генерального строительного подряда) действительно нуждаются в подтверждении из безопасности и правильности ряда специалистов – юриста, сметчика, специалистов, занимающихся техническими вопросами, финансового директора и т.д. Если речь идет о большом производственном заказе, помимо подобных специалистов необходима еще и подпись главного инженера и т.д. По каким-то вопросам может понадобиться узнать компетентное мнение руководителей цехов, внутренних аудиторов и т.д. В общем, если цепочка длинная и каждое звено в данной цепочке будет держать проект договора у себя очень долго – то его подписания заказчик (подрядчик) может и не дождаться… Еще хуже – если после внесения правок одной из сторон согласования пойдут по второму кругу.

Как повлиять на ситуацию?

Во-первых, из процесса согласования должны быть выкинуты лишние звенья. Может быть какие-то специалисты лишние при согласовании не всех договоров, а договоров определенного вида или договоров на определенную сумму.

Во-вторых, естественно должны быть установлены сроки рассмотрения проекта договора для каждого звена, с которым проект должен быть согласован. При установлении сроков, во-первых, должна быть учтена сложность договора (см. Пример 2), во-вторых, лица, с которыми проект согласовывается, должны иметь достаточно свободного времени, чтобы эти сроки соблюдать (см. Пример 1). Если работы много – а времени мало – пострадает или качество работы или будет допущена волокита.

Приведу конкретный пример.

В одной компании, где мне пришлось работать юристом (а их в отделе было 7) работы было более, чем много. Договоры были сложные, проекты – еще сложнее и чтобы разобраться в той или иной ситуации, необходимо было копаться в ряде нюансов многих отраслей права. Однажды в отпуск решил уйти младший юрист и его работу (причем без доплаты) решили поручить мне. Младший юрист должен был рассматривать 4 договора в день, но суть его работы состояла в том, чтобы убедиться, что договор, который ему в бумажном виде принесли, соответствует одному из шести шаблонов, которые он помнил уже наизусть и что менеджер соответствующего отдела не вписал туда ту или иную норму, отличающуюся от шаблона…. Объяснить, что на выполнение своей работы (предполагающей наличие куда более высоких рисков) мне и без того времени не хватает и что взять, пусть и легкую работу помощника я себе не могу – было проблематично. В результате, когда менеджер приносил мне договор я спрашивала: «Это точно шаблон?» Менеджер кивал. «Точно-точно?» -менеджер начинал кивать еще активнее… «А там точно нет никаких фраз, которых в утвержденном шаблоне нет?» «Нет, — заявлял менеджер…. И клялся всем, чем только мог.» После трех минут таких пыток визу на проекте договора я ставила…. Ибо временной возможности сверять бумажный вариант с шаблонами просто не было… И только когда младший юрист вышел из двухнедельного отпуска, выяснилось, что я завизировала договоры, которые отличались от шаблонов и каждый менеджер-хитрец всунул в шаблон две-три фразы, о наличии которых его очень сильно просил клиент. Если вы хотите, чтобы проекты договоров рассматривались вовремя и при этом было обеспечено качество работы – у любого специалиста, участвующего в согласованиях, должно быть время на то, чтобы прочитать проект, оценить те риски за отсутствие которых он отвечает (налоговые, юридические, технические и пр.), должно быть время, чтобы он проверил сметы и т.д.

Пример 2. В одной компании, где я работала, была норма договоров, которые необходимо рассмотреть за один день – 5 штук. Откуда взялась эта цифра – было не понятно вообще. Некоторые договоры были шаблонными и, чтобы убедиться, что это именно тот шаблон – требовалось минут 10. Рассмотрение договоров на обучение сотрудников занимало минут 15. А вот на сложные договоры, наоборот, было нужно очень много времени. Для того, чтобы рассмотреть многостраничный договор на сумму в несколько миллионов о разработке правовой программы для компании иностранными контрагентами – необходимо разобраться и в технических вопросах, и понять, насколько правильно они отражены с позиции авторского права и понять, в чем различия между нашим авторским правом и правом другой стороны и не повлияют ли они каким-то образом на исполнение договора, и каковы налоговые последствия некоторых весьма специфических формулировок, которые явно надо переписывать и т.д., и т.п. В общем, по-хорошему, разбираться надо было дня полтора, при чем, чтобы при этом тебя никто ни на что другое не отвлекал. Но в регламенте на рассмотрение такого договора предусматривалось около полутора часов. Хорошо, что руководители некоторых подразделений были вменяемые и терпеливо ждали рассмотрения их договора (ибо все лишнее высвободившееся время тратилось на него). Тем не менее, по сути допускалась волокита, ведь договор, который должен был быть рассмотрен за один-два дня из-за наличия других текущих документов на рассмотрении отдавался зачастую в руки начальнику соответствующего отдела через неделю. Определяйте сроки так, чтобы они учитывали, что одна и та же работа имеет разный уровень сложности, а потому может требовать совершенно различное время для выполнения. Совокупность факторов, которые определяют время рассмотрения договора, например, необходимо обсуждать с самими юристами. Так, например, договор, отягощенный иностранным элементом всегда будет рассматриваться дольше, чем договор, где обе стороны российские; если юрист должен своей визой подтвердить отсутствие неблагоприятных налоговых последствий – на рассмотрение договора ему должно быть дано времени больше, чем если он своей визой подтверждает только гражданско-правовые риски; разработка договора естественно займет времени больше, чем рассмотрение готового, уже предложенного контрагентом и т.д., и т.п.

Ошибка 5 Отсутствие процедур и регламентов.

Безусловно, в организации должны быть регламенты организации документооборота, разработанные с участием компетентных специалистов. В регламенте должны быть отражены процедуры по оформлению различной документации и оценке рисков: оформления отпуска (со сроками предоставления документов); увольнения; приема на работу; оформления договоров; составления смет; приказов по личному составу и т.д. В таком случае, когда обязанности лиц, сроки предоставления документов и лица, ответственные за оценку рисков конкретного документа будут названы – скорее всего и не возникнет ситуация, когда рассмотрение документа будет затянуто по времени, а руководитель компании удивиться, что его кто-то не предупредил о рисках….

Возможно, вам также будет интересно:

  • Типичные ошибки при использовании кредита реферат
  • Типичные ошибки при использовании кредита презентация
  • Типичные ошибки при использовании кредита кратко
  • Типичные ошибки при использовании кредита доклад
  • Типичные ошибки при использовании времени

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии