Типичные ошибки остановки прыжком в баскетболе

Методические рекомендации в
обучении остановкам в баскетболе
.

Остановки относятся к приемам
передвижения в нападении и позволяют баскетболисту своевременно прекратить
движение, благодаря чему освободиться от опеки соперника, получить пози­ционное
преимущество для дальнейших атакующих действий. В игре применяют остановки двух
разновидностей: двумя шагами и прыжком.

Обучению остановке двумя шагами посвящают самые первые занятия по
овладению навыками игры, так как двух шажжый ритм является базовым для
большинства приемов техники нападения, выполняемых в движении .

Существует два
варианта выполнения остановки двумя шагами: 1) с удлиненным шагом правой ногой
и 2) с удлиненным шагом левой ногой.

В подготовительной фазе игрок находится в движении.

Движение(
основная фаза)
начинается
удлиненным, гасящим скорость ша­гом с постановкой ноги на всю стопу и с
разворотом носком наружу. В момент касания площадки ногой начинается ее сгиба-
ние в коленном и тазобедренном су­ставах, а тело смещается в сторону, противоположную
движению. Чем больше скорость передвижения, тем сильнее сгибание ноги (ниже
опускается центр тяжести тела), уве­личивается разворот носка и откло­нение
туловища назад. Второй шаг выполняет стопорящую функцию, для чего нога ставится
практически выпрямленной, а стопа — почти пер­пендикулярно направлению движе­ния
с разворотом носком внутрь. Поворот туловища в сторону ноги, выполнившей первый шаг
остановки, придает игроку более устой­чивое положение.

В завершающей фазе
 игрок приходит в стойку тройной угрозы

Остановка прыжком осуществляется
толчком правой или ле­вой ноги .

В завершающей фазе следует приземление на обе сильно
согну­тые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания
равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняются назад. Причем в
зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на
площадку на од­ном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В первом
случае игрок приходит в стойку с параллельным расположением стоп и
незначительным разворотом обоих носков наружу. Во вто­ром — в стойку готовности
с выставленной вперед ногой.

Таким образом, при
остановке прыжком горизонтальная ско­рость снижается и движение игрока
прекращается за счет «стелю­щегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному
сгибанию ног в момент приземления.

Обучение
остановке двумя шагами.

1. 
Объяснение и показ.

1. 
Легкоатлетические прыжки в шаге.

1. Прыжки в шаге с
разворотом стопы носком наружу («по коч­кам»),

1. Бег с
акцентированным удлиненным шагом в указанных точ­ках площадки: по разметке,
через гимнастическую скамейку или по другим ориентирам.

Имитация шагов
остановки с места — упр. в равновесии: и. п. — стойка готовности; толчком
впередистоящей ноги  удлиненный шаг-прыжок сзади стоящей ноги с приходом на всю
стопу; удержание равновесия на ней, выставляя толчковую ногу впе­ред, прийти в
и. п.

1. Выполнение
вариантов изучаемого приема (с удлиненным шагом правой и левой) по ориентирам в
целом после ходьбы.

1.  То же,
что в упр. 6, но после медленного бега (индивидуально).

1. Выполнение
разновидностей остановки двумя шагами по зву­ковому сигналу учителя после
передвижения бегом.

1. То же, что в
упр. 8, но по зрительному сигналу учителя или партнера.

1.   
То же, что в упр. 8 и 9, но после рывка.

1.    
Чередование разновидностей остановки двумя шагами в си­туативных условиях:

—   
меняя скорость и направление предыдущего передвижения;

—  
реагируя на условные сигналы педагога, регламентирующие момент или вариант
остановки (например, 1 длинный свисток — остановка с удлиненным шагом правой
ноги, 2 коротких свистка — остановка с удлиненным шагом левой ноги и т.п.).

5.    
Состязания в точности и быстроте исполнения изучаемого приема в эстафетах и
подвижных играх.

6.    
Выполнение остановки двумя шагами в сочетании с пово­ротами и други

ми игровыми приемами
(по мере освоения техникой игры).

Обучение
остановке прыжком.

1. 
Объяснение и показ.

2.  Имитация
приема с места: и. п. — стойка готовности; шаг сзади стоящеи ноги с последующим
толчком и приземлением на две ноги.

3. 
Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по
ориентирам (разметка площадки, отметки мелом и т.п.) после ходьбы.

4. 
Выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега.

5.  То же,
что в упр. 4, но по звуковому сигналу педагога (напри­мер, длинный свисток —
остановка, короткий — возобновить передвижение).

6.  То же,
что в упр. 5, но со сменой направления и скорости передвижений.

7. 
Вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях выбора в ответ на
комбинированные сигналы педагога или партне­ра (например, свисток или хлопок в
ладони и мяч поднят вверх — остановка толчком правой ноги; тот же звуковой
сигнал и мяч опущен вниз — остановка толчком левой ноги и т.п.).

8. 
Воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на
качество и быстроту исполнения.

Выполнение
разновидностей остановки прыжком с приходом в стойку готовности с параллельным
расположением стоп или с выставленной вперед ногой в различных позициях относи­тельно
щита.

10. То же, что в
упр. 9, но в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники
игры).

Организационно-методические
указания.

1. Подводящие
упражнения выполнять фронтальным и проход­ным методами при передвижениях в разомкнутом
шереножном строю поперек зала; в целом прием выполнять при передвижении вдоль
зала, по его периметру или с изменением направления дви­жения в различных
построениях.

1. Для наглядности
использовать разнообразные ориентиры: раз­метку площадки, обручи, набивные
мячи, гимнастические ска­мейки, вырезанные из картона или нанесенные на
площадку мелом «следы» и т. п.

1. Разновидности
приема изучать, чередуя и. п. и соответствен­но очередность начального движения
правой или левой ногой.

1. Постепенно увеличивать
скорость передвижений и сложность «аданий.

1.       
Упражнения строить по схеме: выполнение приема индивидуально по ориентирам; воспроизведение
приема группой учащихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному

сигналу педагога
(партнера); исполнение разновидностей остановок в ответ на комплексный сигнал
(звуковой и зрительный) в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных
условиях.

1.  В
условиях игрового соперничества акцентировать внимание на точности
воспроизведения рациональной техники приема.

1.  При
выполнении остановки
двумя шагами:

—  
добиваться правильного и. п. перед началом движения;

—  
передвигаться свободно, раскованно, без предшествующего остановке удлинения
шагов, т. е. не подбирать ногу;

—   на
первом шаге остановки: «тянуть» бедро, приземляться на всю стопу с разворотом
носком наружу, сгибать ногу в момент приземления;

—   на
втором шаге остановки: ногу ставить почти выпрямленной с разворотом стопы
носком внутрь, туловище поворачивать в сто­рону сзади стоящеи ноги и отклонять
назад, массу тела следует переносить на опорную («осевую») ногу;

—  
приходить в положение — стопы параллельны, но поставлены не на одной линии по
направлению движения;

—   при
увеличении скорости движения в момент остановки силь­нее сгибать ногу на первом
шаге (ниже опускать таз) и значитель­нее отклонять туловище назад,
разворачивать стопы почти пер­пендикулярно направлению движения.

5.  При
выполнении остановки
прыжком:

—   не
растягивать беговые шаги в движении перед остановкой;

2.       
толчковую ногу ставить упруго на всю стопу прямо по направ­лению движения;

3.       
прыжок выполнять «стелющийся»: невысоко над площадкой; вперед, а не вверх;

4.       
одновременно касаться пола обеими стопами; в момент при­земления стопы
располагать на ширине плеч фронтально по на­правлению движения (параллельно с
небольшим разворотом нос­ками наружу) или с выставлением вперед нетолчковой
ноги;

5.       
приземляться мягко на всю поверхность обеих стоп; прихо­дить на сильно согнутые
ноги (опускать таз); прямое туловище и голову слегка отклонять назад;

6.плечевой пояс и
руки не закрепощать.

Основные
ошибки при выполнении разновидностей остановок.

—    
До выполнения приема игрок передвигается с удлинением шагов, пытаясь
«подобрать» нужную для удлиненного шага или отталкивания ногу: чувствуется
неуверенность и чрезмерная закрепощенность.

—    
В момент остановки нет удлиненного первого шага или «сте­лющегося» прыжка.

—    
Первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх,
происходят значительные вертикальные ко­лебания центра тяжести тела.

—    
Не используется разворот стоп для гашения скорости; стопы ставятся узко или на
одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение.

—    
Нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, занима­ющийся приходит на
прямые ноги: движение может быть продол­жено вперед по инерции, что вызовет
потерю равновесия или приход в неустойчивое положение.

Туловище в
завершающей фазе выполнения приема накло­няется вперед, сзади стоящая нога
выпрямляется, а впереди стоящая сгибается: неверное распределение веса тела,
ведущее к потере равновесия.

Раздел по Баскетболу

Остановки в баскетболе

Submitted by admin on чт, 17/12/2009 — 5:03pm

версия для печативерсия для печати

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Остановки в баскетболе

Остановки относятся к приемам передвижения в нападении и позволяют баскетболисту своевременно прекратить движение, благодаря чему освободиться от опеки соперника, получить позиционное преимущество для дальнейших атакующих действий. В игре применяют остановки двух разновидностей: двумя шагами и прыжком.

Обучению остановке двумя шагами посвящают самые первые занятия по овладению навыками игры, так как двухшажный ритм является базовым для большинства приемов техники нападения, выполняемых в движении.

Существует два варианта выполнения остановки двумя шагами: 1) с удлиненным шагом правой ногой и 2) с удлиненным шагом левой ногой.

Остановка двумя шагами в баскетболе

В подготовительной фазе игрок находится в движении. Основная фаза начинается удлиненным, гасящим скорость шагом с постановкой ноги на всю стопу и с разворотом носком наружу. В момент касания площадки ногой начинается ее сгибание в коленном и тазобедренном суставах, а тело смещается в сторону, противоположную движению. Чем больше скорость передвижения, тем сильнее сгибание ноги (ниже опускается центр тяжести тела), увеличивается разворот носка и отклонение туловища назад. Второй шаг выполняет стопорящую функцию, для чего нога ставится практически выпрямленной, а стопа — почти перпендикулярно направлению движения с разворотом носком внутрь. Поворот туловища в сторону ноги, выполнившей первый шаг остановки, придает игроку более устойчивое положение. В завершающей фазе игрок приходит в стойку готовности.

Остановка прыжком осуществляется толчком правой или левой ноги.
В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.
В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняются назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на одном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В первом случае игрок приходит в стойку с параллельным расположением стоп и незначительным разворотом обоих носков наружу.

Остановка прыжком в баскетболе

Во втором — в стойку готовности с выставленной вперед ногой.
Таким образом, при остановке прыжком горизонтальная скорость снижается и движение игрока прекращается за счет «стелющегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному сгибанию ног в момент приземления.

Обучение остановке двумя шагами.

  1. Объяснение и показ.
  2. Легкоатлетические прыжки в шаге.
  3. Прыжки в шаге с разворотом стопы носком наружу («по кочкам»).
  4. Бег с акцентированным удлиненным шагом в указанных точках площадки: по разметке, через гимнастическую скамейку или по другим ориентирам.
  5. Имитация шагов остановки с места — упр. в равновесии:
    • и. п. — стойка готовности; толчком впередистоящей ноги — удлиненный шаг-прыжок сзадистоящей ноги с приходом на всю стопу;
    • удержание равновесия на ней, выставляя толчковую ногу вперед, прийти в и. п.
  6. Выполнение вариантов изучаемого приема (с удлиненным шагом правой и левой) по ориентирам в целом после ходьбы.
  7. То же, что в упр. 6, но после медленного бега (индивидуально).
  8. Выполнение разновидностей остановки двумя шагами по звуковому сигналу учителя после передвижения бегом.
  9. То же, что в упр. 8, но по зрительному сигналу учителя или партнера.
  10. То же, что в упр. 8 и 9, но после рывка.
  11. Чередование разновидностей остановки двумя шагами в ситуативных условиях:
    • меняя скорость и направление предыдущего передвижения;
    • реагируя на условные сигналы педагога, регламентирующие момент или вариант остановки (например, 1 длинный свисток — остановка с удлиненным шагом правой ноги, 2 коротких свистка — остановка с удлиненным шагом левой ноги и т.п.).
  12. Состязания в точности и быстроте исполнения изучаемого приема в эстафетах и подвижных играх.
  13. Выполнение остановки двумя шагами в сочетании с поворотами и другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

Обучение остановке прыжком.

  1. Объяснение и показ.
  2. Имитация приема с места: и. п. — стойка готовности; шаг сзадистоящей ноги с последующим толчком и приземлением на две ноги.
  3. Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по ориентирам (разметка площадки, отметки мелом и т.п.) после ходьбы.
  4. Выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега.
  5. То же, что в упр. 4, но по звуковому сигналу педагога (например, длинный свисток — остановка, короткий — возобновить передвижение).
  6. То же, что в упр. 5, но со сменой направления и скорости передвижений.
  7. Вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях выбора в ответ на комбинированные сигналы педагога или партнера (например, свисток или хлопок в ладони и мяч поднят вверх — остановка толчком правой ноги; тот же звуковой сигнал и мяч опущен вниз — остановка толчком левой ноги и т.п.).
  8. Воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на качество и быстроту исполнения.
  9. Выполнение разновидностей остановки прыжком с приходом в стойку готовности с параллельным расположением стоп или с выставленной вперед ногой в различных позициях относительно щита.
  10. То же, что в упр. 9, но в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

Организационно-методические указания.

  1. Подводящие упражнения выполнять фронтальным и проходным методами при передвижениях в разомкнутом шереножном строю поперек зала; в целом прием выполнять при передвижении вдоль зала, по его периметру или с изменением направления движения в различных построениях.
  2. Для наглядности использовать разнообразные ориентиры: разметку площадки, обручи, набивные мячи, гимнастические скамейки, вырезанные из картона или нанесенные на площадку мелом «следы» и т. п.
  3. Разновидности приема изучать, чередуя и. п. и соответствен¬но очередность начального движения правой или левой ногой.
  4. Постепенно увеличивать скорость передвижений и сложность заданий.
  5. Упражнения строить по схеме: выполнение приема индивидуально по ориентирам; воспроизведение приема группой учащихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному сигналу педагога (партнера); исполнение разновидностей остановок в ответ на комплексный сигнал (звуковой и зрительный) в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных условиях.
  6. В условиях игрового соперничества акцентировать внимание на точности воспроизведения рациональной техники приема.
  7. При выполнении остановки двумя шагами:
    • добиваться правильного и. п. перед началом движения;
    • передвигаться свободно, раскованно, без предшествующего остановке удлинения шагов, т. е. не подбирать ногу;
    • на первом шаге остановки: «тянуть» бедро, приземляться на всю стопу с разворотом носком наружу, сгибать ногу в момент приземления;
    • на втором шаге остановки: ногу ставить почти выпрямленной с разворотом стопы носком внутрь, туловище поворачивать в сторону сзадистоящеи ноги и отклонять назад, массу тела следует переносить на опорную («осевую») ногу;
    • приходить в положение — стопы параллельны, но поставлены не на одной линии по направлению движения;
    • при увеличении скорости движения в момент остановки сильнее сгибать ногу на первом шаге (ниже опускать таз) и значительнее отклонять туловище назад, разворачивать стопы почти перпендикулярно направлению движения.
  8. При выполнении остановки прыжком:
    • не растягивать беговые шаги в движении перед остановкой;
    • толчковую ногу ставить упруго на всю стопу прямо по направ¬лению движения;
    • прыжок выполнять «стелющийся»: невысоко над площадкой; вперед, а не вверх;
    • одновременно касаться пола обеими стопами; в момент при¬земления стопы располагать на ширине плеч фронтально по на¬правлению движения (параллельно с небольшим разворотом нос¬ками наружу) или с выставлением вперед нетолчковой ноги;
    • приземляться мягко на всю поверхность обеих стоп; прихо¬дить на сильно согнутые ноги (опускать таз); прямое туловище и голову слегка отклонять назад;
    • плечевой пояс и руки не закрепощать.

Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок.

  1. До выполнения приема игрок передвигается с удлинением шагов, пытаясь «подобрать» нужную для удлиненного шага или отталкивания ногу: чувствуется неуверенность и чрезмерная закрепощенность.
  2. В момент остановки нет удлиненного первого шага или «стелющегося» прыжка.
  3. Первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх, происходят значительные вертикальные колебания центра тяжести тела.
  4. Не используется разворот стоп для гашения скорости; стопы ставятся узко или на одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение.
  5. Нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, занимающийся приходит на прямые ноги: движение может быть продолжено вперед по инерции, что вызовет потерю равновесия или приход в неустойчивое положение.
  6. Туловище в завершающей фазе выполнения приема наклоняется вперед, сзадистоящая нога выпрямляется, а впередистоящая сгибается: неверное распределение веса тела, ведущее к потере равновесия.

Список использованной литературы:

  1. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д.И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с. Подробнее.
  • Баскетбол
  • Раздел по баскетболу
  • версия для печативерсия для печати
  • 62965 просмотров

Содержание урока

Дозировка

ОМУ

Подготовительная часть

10 мин.

1.  Построение.

30 сек

Команды: «Равняйсь!», «Смирно!»

2.  Рассказать о задачах урока.

30 сек

Внятно, четко.

3.  Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы.

30 сек

Следить за осанкой.

4.  Равномерный бег.

2 мин. 30 сек

Следить за дыханием, не нарушать строй.

5.  Ходьба.

30 сек

Восстановление дыхания.

6.  Разминка во время ходьбы.

30 сек

— наклоны головы влево, вправо, вперед, назад.

4 раза в каждую сторону

Руки на поясе.

— круговые вращения руками вперед и назад.

8 раз

Руки на плечи.

— круговые вращения кистями.

15 сек.

Кисти в «замке».

— повороты туловища в стороны.

6 раз в каждую сторону

Кисти в «замке» перед грудью

— наклон туловища вперед.

8 раз

На каждый шаг, пальцами коснуться пола, ноги в коленях не сгибать.

— ходьба в глубоком приседе.

10 м

— ходьба.

30 сек

Восстанавливать дыхание.

-совершенствование строевых упражнений.

1 мин

Команды: «Ровняйсь!», «На право!», «На лево!», «Кругом!», «На лево!», «Ровнясь!»

— перестроение из одной колонны в колонну по четыре.

15 сек.

Команды: «В колонны по четыре на лево — марш!»

Основная часть

30 мин

ОСТАНОВКА ПРЫЖКОМ После разбега игрок отталкивается ногой и делает невысокий стелющийся прыжок по ходу движения. Плечи в полете отводятся несколько назад. Приземление осуществляется либо одновременно на обе ноги, либо сначала на одну ногу с последующей постановкой другой. Чем быстрее передвигается игрок, тем сильнее сгибаются ноги.

1.  По сигналу учителя прямолинейный бег  к стойкам, не добегая, перед каждой стойкой выполнять остановку прыжком. Затем следует уход влево (вправо) от препятствия. Обратно то же самое задание, только бег по диагонали.

1 раз

ОШИБКИ

1.   Стопа на одной линии по ходу движения, перенос массы тела на выставленную вперед ногу и как правило потеря равновесия.

2.   Остановка на прямых ногах

3.   Чрезмерно высокий подскок.

Перед каждой колонной располагаются четыре стойки через каждые 5 м.

Остановка осуществляется на согнутых ногах. Выдерживается небольшая пауза, затем выполняется уход в сторону вправо (влево) скрестным шагом. Двигаться параллельно  с ближайшим участником задания. В случае необходимости – подождать. Обратить внимание на ошибки.

2.  То же самое. Добавляется раскачивание корпусом.

1 раз

Обратить внимание на ошибки.

3.  То же самое.  После остановки прыжком следует поворот корпусом через левую (правую) опорную ногу.

1 раз

Обратить внимание на ошибки.

4.  То же самое. Ведение с мячом, остановка, подброс мяча, уход скрестным шагом влево (вправо).

1 раз

Вертикальный подброс. Ловля в воздухе выше головы.

5.  То же самое. Остановка прыжком, постановка мяча на пол, выполнить 3 шага назад, затем вперед, взять мяч и уйти вправо (влево) от стойки.

1 раз

Требовать интенсивного исполнения. Обратно по прямой.

6.  Без мячей. Между стойками располагаются защитники.  Нападающие на скорости должны пройти защитников.

1 раз

У защитников руки за спиной. Они двигаются только от стойки к стойке. Нападающие используют все финты, пройденные

7.  То же самое с мячами.

1 раз

Защитники выполняют дриблинг левой рукой.

8.  Игра «Выручи передачей»

5 мин

У всех, кроме двух занимающихся, мячи. Задача водящего осалить игрока без мяча. Чтобы не быть осаленным, нужно получить мяч от любого другого игрока, при условии показа «ловушки» (вытянутые руки в направлении передачи). Тот, кто отдаст мяч, сам убегает от водящего. Водящего можно заменить при продолжительной игре.

Заключительная часть

5 мин

1.   Построение.

30 сек

Команды: «Ровняйсь!», «Смирно!»

2.   Игра «Класс, смирно!»

2 мин

Выполнять команды только, если будет произнесено слово «класс!»

3.   Итоги урока

1 мин

Обратить внимание и напомнить об ошибках. Похвалить лучших учеников.

4.   Домашнее задание

Сгибание и разгибание рук из положения лежа.

5.   Прощание с классом

Организованный уход из спортзала.

Обновлено: 10.06.2023

Повороты и остановки являются приёмами техники игры в баскетбол. Обычно они используются для того, чтобы не дать сопернику возможность отобрать мяч, заняв при этом оптимальную позицию для броска или передачи.

Поворот

Поворот в баскетболе используется для маневрирования во время атаки. Приём предназначен для ухода от защитников обороняющейся команды или с целью не допустить выбивания мяча. Различают два вида поворотов: вперёд и назад. При повороте вперёд движение плеча баскетболиста и одновременное переступание ногой производится в ту сторону, куда обращено его лицо. Поворот назад осуществляется в противоположном направлении.

В зависимости от ситуации на площадки повороты могут иметь различную амплитуду – от 30 до 180 градусов.

Остановка

Остановка также является приёмом техники нападения. В основном она используется для того, чтобы, резко прекратив движение, освободиться от опеки соперника и занять как можно более выгодную позицию для дальнейшей атаки. Во время игры применяются два вида остановок – прыжком или на два шага.

Остановка с помощью двух шагов считается наиболее простым и в то же время наиболее часто исполняемым приёмом. Данный способ является базовым, поскольку позволяет сразу же после его исполнения продолжить атакующие действия или исполнить другой приём техники нападения. Различают два варианта остановки двумя шагами – с удлинённым шагом левой или правой ноги.

Остановка прыжком, как правило, применяется для ухода от защитника и выполняется путём отталкивания от площадки одной из ног. Приземление производится одновременно на обе ступни. Ноги при этом сильно согнуты в коленях.

Остановки в баскетболе – один из основных компонентов техники игры в нападении. Баскетболисты используют остановку, чтобы освободиться от опеки, добиться более выгодной позиции для броска, передачи или дальнейшего передвижения с мячом. Данный приём относится к базовым навыкам, обучение которым производится на раннем этапе подготовки спортсменов в детско-юношеских спортивных школах.

В игре применяется два вида остановок, различающихся по исполнению – двумя шагами и прыжком. Оба способа дополняют друг друга и одинаково важны как для начинающих баскетболистов, так и для профессионалов самого высокого уровня.

Остановка в баскетболе

Остановка двумя шагами

Остановка двумя шагами зачастую выполняется на высокой скорости. Поэтому первая фаза – длинный шаг, задача которого погасить темп. В завершение первой фазы шаговая нога, ей может быть и правая, и левая, касается паркета всей площадью стопы. В момент касания паркета конечность сгибается в коленном и тазобедренном суставах. Соответственно, центр тяжести туловища перемещается в сторону, противоположную движению. Одновременно с этим совершается поворот ноги носком наружу. После этого движение уже фактически прекращено. Второй шаг укрепляет устойчивое положение тела – нога остаётся почти прямой, а стопа ставится на покрытие корта поперёк направлению движения. Дальнейшие действия зависят уже исключительно от тактического рисунка команды и интеллектуальных способностей игрока – в миг, когда движение только завершено, баскетболист-профессионал должен знать наверняка, что ему делать дальше.

Остановка прыжком

Чаще используется при ловле мяча, посланного партнёром. На двух шагах игрок тоже может совершать приём мяча, но та разновидность всё-таки имеет больший спектр применения, в том числе и освобождение от опекуна, например, для постановки заслона. Грубо говоря, игрок, несколько раз за владение останавливающийся на двух шагах, может вообще ни разу не коснуться мяча.

Остановка прыжком в баскетболе

Комбинированная остановка

Поворот в баскетболе

Остановки в баскетболе

Остановки относятся к приемам передвижения в нападении и позволяют баскетболисту своевременно прекратить движение, благодаря чему освободиться от опеки соперника, получить позиционное преимущество для дальнейших атакующих действий. В игре применяют остановки двух разновидностей: двумя шагами и прыжком.

Обучению остановке двумя шагами посвящают самые первые занятия по овладению навыками игры, так как двухшажный ритм является базовым для большинства приемов техники нападения, выполняемых в движении.

Существует два варианта выполнения остановки двумя шагами: 1) с удлиненным шагом правой ногой и 2) с удлиненным шагом левой ногой.

Остановка двумя шагами в баскетболе

В подготовительной фазе игрок находится в движении. Основная фаза начинается удлиненным, гасящим скорость шагом с постановкой ноги на всю стопу и с разворотом носком наружу. В момент касания площадки ногой начинается ее сгибание в коленном и тазобедренном суставах, а тело смещается в сторону, противоположную движению. Чем больше скорость передвижения, тем сильнее сгибание ноги (ниже опускается центр тяжести тела), увеличивается разворот носка и отклонение туловища назад. Второй шаг выполняет стопорящую функцию, для чего нога ставится практически выпрямленной, а стопа — почти перпендикулярно направлению движения с разворотом носком внутрь. Поворот туловища в сторону ноги, выполнившей первый шаг остановки, придает игроку более устойчивое положение. В завершающей фазе игрок приходит в стойку готовности.

Остановка прыжком осуществляется толчком правой или левой ноги.
В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.
В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняются назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на одном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В первом случае игрок приходит в стойку с параллельным расположением стоп и незначительным разворотом обоих носков наружу.

Остановка прыжком в баскетболе

Обучение остановке двумя шагами.

Обучение остановке прыжком.

  1. Объяснение и показ.
  2. Имитация приема с места: и. п. — стойка готовности; шаг сзадистоящей ноги с последующим толчком и приземлением на две ноги.
  3. Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по ориентирам (разметка площадки, отметки мелом и т.п.) после ходьбы.
  4. Выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега.
  5. То же, что в упр. 4, но по звуковому сигналу педагога (например, длинный свисток — остановка, короткий — возобновить передвижение).
  6. То же, что в упр. 5, но со сменой направления и скорости передвижений.
  7. Вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях выбора в ответ на комбинированные сигналы педагога или партнера (например, свисток или хлопок в ладони и мяч поднят вверх — остановка толчком правой ноги; тот же звуковой сигнал и мяч опущен вниз — остановка толчком левой ноги и т.п.).
  8. Воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на качество и быстроту исполнения.
  9. Выполнение разновидностей остановки прыжком с приходом в стойку готовности с параллельным расположением стоп или с выставленной вперед ногой в различных позициях относительно щита.
  10. То же, что в упр. 9, но в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

Организационно-методические указания.

Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок.

Фото 1

Техника игры в баскетбол — совокупность разнообразных подач, приёмов и передач, а также умелое ведение мяча, обманные манёвры и броски в корзину.

Баскетболист обязан умело владеть телом и правильно применять баскетбольную технику, не забывая соблюдать правила игры.

Игра характеризуется постоянной и быстрой сменой направления движения, а также затратами сил игроков и высоким темпом движений.

Важность освоения техники игры в баскетболе

Фото 2

Современный баскетбол предъявляет повышенные физические требования к спортсменам.

Баскетболист обязан уметь бегать в разном темпе.

При необходимости ему требуется своевременно остановиться и изменить вектор движения.

И также спортсмен обязан обладать умением совершать отличные прыжки, владеть различными отвлекающими движениями.

Важно! Во время матча баскетболисту надо сконцентрироваться, чтобы в нужный момент сделать стремительный рывок или внезапно остановиться.

Техника игры содержит в себе различные игровые приёмы и вариации исполнения. Основными характеристиками техники передвижения в баскетбол считается доступность, рациональность действий вместе с целеустремлённостью и наступательностью. Технические тактики в прыжке выполняются быстро и точно. С их помощью возрастает манёвренность (умение сохранить равновесие тела в положении) на поле.

Если в совершенстве уметь применять технику игры, то увеличиваются шансы обыграть соперников. Специалисты подразделяют её на несколько видов. Так, техника нападения предполагает в совершенстве владение мячом и передвижениями. При этом техника защиты предусматривает ещё владение навыками отбора мяча.

Спортсмен обязан уметь пользоваться определённой системой движений идентичных по структуре и предполагающих решение сходных задач. К ним причисляют ходьбу, бег и прыжки. А также основные способы игры, включающие скорость, ритм и траекторию.

Справка. Каждый способ игры характеризуется своими условиями (направление броска и степень сопротивления соперника).

Какие способы передвижения применяются в баскетболе

При игре в баскетбол применяется несколько типов различных движений.

Ходьба

Фото 3

К ходьбе прибегают, когда требуется изменить местоположение спортсмена на площадке.

Чаще всего ходьбу используют в моменты непродолжительных пауз, сочетают совместно с бегом.

Она требует от баскетболиста умения перемещаться по залу на полусогнутых ногах.

Бег — главное средство перемещения

Считается основополагающим средством передвижения спортсмена в процессе игры. Используя бег, баскетболисту надо учитывать ускорение в границах спортивной площадки в нужном направлении. Спортсмен обязан ориентироваться в ситуации и изменять траекторию движения с учётом обстановки.

Мгновенные непредвиденные для оппонентов ускорения бега осуществляются в процессе матча. При этом пять шагов бывают короткими, но довольно быстрыми. Поменять ориентацию движения можно пользуясь сильным толчком, который совершается одной ногой в ином направлении.

Профессионалы знают, что бег игрока на поле характеризуется разноплановостью. Незначительных размеров площадка потребует от баскетболиста преодоления расстояние в пять или семь метров. Изредка встречаются ситуации, когда пробежать нужно 12—15 м.

Все эти движения выполняются при стремительном старте, быстром выполнении первых шагов. Достаточно будет проделать 1—2 шага, чтобы иметь преимущество в 30—40 сантиметров. Баскетболист сможет быть на этом расстоянии недосягаемым для своего оппонента. Эффект резкого старта возрастает при его внезапности.

Фото 4

Фото 1. Баскетболист передвигается по площадке бегом. При этом ведет мяч и обходит соперников.

Специалисты отмечают, что начало движения в полной мере зависит исключительно от нападающего игрока. Ему предоставляется значительный шанс для проявления собственной инициативы. Стартует спортсмен непосредственно с места начала игры. Движения постоянно меняются, как правило, привычный темп сменяется на рывок. Все эти манёвры в значительной степени дают отрыв от соперников по площадке.

Остановка игрока

От баскетболиста во время игры требуется умение резко останавливаться на скорости. При этом пробежка не допускается, важно удержать мяч. Овладение такой техникой требует длительных и упорных тренировок. При большей скорости внезапно остановиться значительно труднее. Такой навык во многом зависит от работы ног, насколько они сильные. А также от способности по всем правилам ставить подошвы ног в то же время работая туловищем.

При небыстром движении игрок останавливается, сделав значительный шаг одной ногой для упора. Намного сложнее останавливаться при ускоренном передвижении, беге. В таком случае баскетболист делает шаг намного длиннее. При этом упор требуется произвести на ногу, которая первой коснётся пола при следующем шаге. Нога, которая приземляется позднее, способствует закреплению остановки. Отклонение туловища в иную сторону препятствует дальнейшему перемещению по инерции, предотвращая пробежку.

Фото 5

Фото 2. Техника остановки баскетболиста с использованием двух шагов. Первый из них довольно короткий, на втором спортсмен далеко выносит ногу.

Если баскетболист бежит в ускоренном темпе, то остановить его можно прыжком — единовременным приземлением на две полусогнутые ноги. При этом поворот корпуса составляет 90 градусов. Игрок производит не только поворот, но и требуется владение навыком отклонения туловища в ином направлении. Это делается, чтобы предотвратить инерцию тела, которая была приобретена во время ускоренного бега.

Внимание! Совершив прыжок, ноги расставить на ширину плеч. Приземление идёт на полные ступни, готовые трансформироваться на скольжение.

Во время остановки в темпе движения игрок обязан удержать равновесие тела на ногах.

Прыжки с мячом

Для баскетбола характерен различный тип прыжков. С их помощью идёт перехват высоко летящего мяча, который направляется членом команды или противником. Прыжок даёт возможность стать свободнее от соперника и бросить мяч в корзину или передать его партнёру. Особенно ценится умение высоко прыгать.

Фото 6

Фото 3. Баскетболист совершает прыжок с мячом для того, чтобы забросить снаряд в баскетбольную корзину.

Прыжки выполняются одной или двумя ногами как с помощью рук, так и без них. Их выполняют с места или разбега. Все они одинаково важны. При небольшой площадке и скученности игроков от баскетболиста требуется умение подпрыгивать вверх, не производя движения вперёд. Стремительная борьба за завладение мячом требует от игрока совершения нескольких прыжков сразу, непосредственно с одного места.

Справка. Повысить прыгучесть реально на основе многочисленных тренировок.

Повороты

Игровой процесс не обходится без поворотов, которые нужны, чтобы отстать от соперника, завладеть мячом или забросить его в корзину. Основная задача — постараться освободиться от соперника на самое большее расстояние. При совершении поворота важно, опираться одной ногой, на которую приходится масса тела, оставаясь на месте, благодаря толчку другой ногой сделать поворот в любой ориентации.

Поворот совершается на полусогнутых ногах. Если выполнять этот манёвр иначе, то отставание от противников производится на минимальном расстоянии. При помощи ложных поворотов дезориентируется соперник и игрок переходит к активным действиям.

Особенности сочетаний движений

Фото 7

Защищающий игрок обязан обладать ускоренными движениями и умением грамотно двигаться по площадке.

Уметь сохранять равновесие при каждых положениях, неожиданно останавливаться, поворачиваться в любом направлении.

Для защищающего игрока характерно то, что он располагается спиной к щиту и лицом к сопернику.

Это вынуждает его передвигаться назад спиной или влево боком. Практически, перемещение выполняется вслепую. Уверенное передвижение без визуального контроля требует многократно отработанных навыков. Передвижение в защите называется боксёрским шагом.

Важно! Игрок обязан отлично владеть техникой поворотов на любой стоящей ноге независимо от направления. При этом постоянно сохранять равновесие, двигаться свободно, непринуждённо, не напрягая мышц.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается, как вести мяч во время игры в баскетбол.

Сколько пробегает за матч баскетболист

С 2012 года стала применяться система отслеживания движения игроков (SportVU). Статистика свидетельствует, что за время матча баскетболист пробегает от 5 до 8 км, проделывая до 250 ускорений, выполняя более 200 прыжков в условиях активного противодействия. При этом постоянно меняется направление, имеют место частые остановки и повороты.

Читайте также:

      

  • С днем рождения сестре кратко своими словами
  •   

  • Производительность это кратко и понятно
  •   

  • Преемственность в науке кратко
  •   

  • Теория ожидания толмена кратко
  •   

  • 1828 год в истории россии события кратко

Возможно, вам также будет интересно:

  • Типичные ошибки при аудите кредитов и займов
  • Типичные ошибки огэ география 9 класс
  • Типичные ошибки при аудите издержек обращения
  • Типичные ошибки носителей русского языка
  • Типичные ошибки при аудировании в английском языке

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии