«Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России»
Ученическое самоуправление направлено на самостоятельную организацию жизнедеятельности учащихся, это пространство жизни школьников, основанное как на формальных, так и неформальных отношениях, способствующих пониманию ответственности за результаты своей деятельности.
Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.
Вместе с тем, сегодня во многих общеобразовательных учреждениях при запуске и функционировании той или иной модели ученического самоуправления допускаются определенные педагогические ошибки, которые тормозят этот процесс, а иногда приводят к противоположным, то есть негативным результатам.
Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.
Выделяют ошибки, связанные с пониманием сути ученического самоуправления, качеством модели, функционированием, отношением к ученическому самоуправлению, а также с различными с педагогическими стереотипами.
Ошибка № 1. «Смешение организационных форм детской активности: самоуправления детской общественной организации и школьного ученического самоуправления».
Часто ученическое самоуправление подменяется (или рассматривается) в качестве детской общественной организации. В этом случае сказывается влияние прошлого опыта, когда в советской школе проявление инициативы школьников, в том числе, в области управления школой, была представлена действующим комитетом комсомола и советом пионерской дружины. Эти руководящие органы детской общественной организации (пионеры) и молодежной (комсомол), действительно, выполняли функции участия школьников в управлении школой. Но сегодня нет (и не должно быть) единой для всех детей общественной организации. Следовательно, ученическое самоуправление — это другое педагогическое явление, которое может и должно быть автономным. Оно функционирует на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские общественные организации опираются на Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Законодатель разделил эти две формы детской активности, поэтому нам не следует противоречить требованиям законов.
Ошибка № 2. «Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в «День дублера».
Причины:
– Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;
— Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.
Это наиболее типичное заблуждение, подтверждение которому мы находим во время проведения систематического анкетирования школьников различных регионов. До 70% школьников воспринимают ученическое самоуправление именно в этом контексте. Для них «ученическое самоуправление» – «это когда ученики становятся учителями и проводят уроки в младших классах» (из анкеты школьника).
Рекомендации:
— Использовать игровую модель «День дублера» как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.
Ошибка № 3. «Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)».
Причины:
– «Узкий» взгляд на возможности ученического самоуправления;
«Расширительное» толкование потенциала КДТ.
— Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников.
Рекомендации:
Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения
Ошибка № 4. «Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся».
Эта ошибка достаточно широко распространена и может приводить к очень тяжелым педагогическим последствиям. Во-первых, такая закрытость приводит к появлению «звездной болезни» у тех школьников, кто в ходит в органы ученического самоуправления. Во-вторых, это приводит к длительному противостоянию актива и коллектива. Лидеры начинают все больше отдаляться от основной массы учащихся.
Причины:
– Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления.
Рекомендации:
Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления; включить положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции.
Сделать более простым и «доступным» путь вхождения состав этих органов.
— Преобразуйте «закрытый» характер ученического самоуправления, сделайте его прозрачным и открытым для всех учеников школы независимо от оценок в журнале и членства в детской общественной организации.
— Более широко используйте принцип «периодической отчетности» выборных органов перед школьниками.
— Создайте широкое информационное поле, оповещайте через наглядные средства, школьные СМИ о деятельности органов ученического самоуправления.
Ошибка № 5. «Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев».
Причины:
– Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;
— Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Рекомендации:
— Использовать принцип «Нет министров без портфеля», то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности.
Ошибка № 6. «Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления».
Причины:
– Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления.
Рекомендации:
Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства;
Просмотреть Устав школы и внести необходимые изменения;
Разработать и принять дополнительные локальные акты. Но при этом необходимо сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так родителям и обучающимся.
Ошибка № 7. «Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета».
Причины:
– Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.
Рекомендации:
Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители;
Проведение совместно подготовленных мероприятий
Ошибка № 8. «Перенос профессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению».
Причины:
При функционировании ученического самоуправления взрослый выступает не в роли педагога-профессионала, а в роли консультанта, старшего товарища, имеющего специальную подготовку, помощника, обладающего большим жизненным опытом, а также – в роли обычного члена коллектива. Это две принципиально разные роли и педагогические позиции. Но, к сожалению, далеко не все педагоги обладают достаточной гибкостью для того, чтобы «перестроиться» и изменить стиль общения. Они, по-прежнему, общаются с активом и школьниками с позиции учителя. Но дети нуждаются в другом – они ждут большей самостоятельности и доверия, общения в режиме диалога.
Рекомендации:
— Педагог, работающий с органами ученического самоуправления, должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться.
— Вам необходимо иметь выдержку и быть готовым поддерживать идеи ребят, их инициативы, избегать прямого нажима, даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными.
— Вам следует больше разъяснять, убеждать, согласовывать, а не просто требовать.
Ошибка № 9. «Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, «поручение» только исполнения уже принятых планов».
Причины:
– Восприятие ученического самоуправления как «исполнительного органа власти педагогов».
Рекомендации:
— Предоставить органам ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.
Ошибка № 10. «Включение педагогов в состав детских органов самоуправления».
Причины:
– Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления.
Рекомендации:
— Формировать детские органы самоуправления только из представителей детских коллективов
Ошибка № 11. Формализация процесса внедрения ученического самоуправления.
К сожалению, приходится констатировать, что в различных регионах ученическое самоуправление активно внедряется по «указанию сверху».
Но самоуправление нельзя «дать» или «взять». До него нужно дорасти, его приходится вырабатывать годами, создавая по частям, изучая опыт других школ и анализируя свой собственный. А такие изменения не происходят в один день, тем более по приказу сверху.
Затруднение № 1. «Отсутствие или недостаток необходимых «служебных» помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.».
Причины:
– Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой оргтехники и т.д.;
— Непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления.
Затруднение № 2. «Низкая мотивированность обучающихся, нежелание участвовать в ученическом самоуправлении».
Причины:
- Загруженность обучающихся, занятость во внеурочной деятельности, кружках, секциях.
— Непонимание сути ученического самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успехов, уважаемые коллеги!
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 382 человека из 62 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
«Типичные
ошибки и
затруднения
организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России» -
2 слайд
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.
Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом. -
3 слайд
Классификация ошибок и затруднений
1. Связанные с пониманием сути ученического самоуправления
2. Связанные с качеством модели самоуправления
5. Связанные с педагогическими стереотипами
3. Связанные с функционированием ученического самоуправления
4. Связанные с отношением к ученическому самоуправлению -
4 слайд
1-п. Смешение организационных форм детской активности:
а) самоуправление детской общественной организации;
б) школьное ученическое самоуправление.
2-п. Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы образовательного учреждения.
3-п. Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в «День дублера».
4-п. Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся.
Первая группа. «Ошибки, связанные с пониманием
сути ученического самоуправления» -
5 слайд
5-п. Абсолютизация принципа «Сначала делается то, что хотят дети».
6-п. Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).
7-п. Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру.
1. Ошибки, связанные с пониманием сути ученического самоуправления
(продолжение) -
6 слайд
Ошибка № 1-п. «Смешение организационных форм детской активности: самоуправления детской общественной организации и школьного ученического самоуправления».
Рекомендации:
— Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов;
— Подписать соглашение о партнерстве с детскими организациями, функционирующими в школе.
Причины:
– Слабое знание Законов и нормативных актов;
– Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций.Школьное
ученическое
самоуправление
Самоуправление
детской
общественной
организации -
7 слайд
Ошибка № 2-п. «Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы».
Рекомендации:
— Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии.
Причины:
– Не способность или не желание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы школы подсистему ученического самоуправления.Модель
школьного
ученического
самоуправления
Модель
воспитательной
системы
общеобразовательного
учреждения -
8 слайд
Ошибка № 3-п. «Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в «День дублера».
Рекомендации:
— Использовать игровую модель «День дублера» как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.Причины:
– Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;
— Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.Постоянно
действующая
модель
ученического
самоуправления
Разовая
игровая
модель
«День
дублера» -
9 слайд
Ошибка № 4-п. «Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся».
Рекомендации:
Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления;
Сделать более
простым и
«доступным» путь вхождения
состав
этих органов.
Причины:
– Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления.Постоянный
актив
ученического
самоуправления
Весь
коллектив
учащихся
данной
школы -
10 слайд
Ошибка № 5-п. «Абсолютизация принципа
«Сначала делается то, что хотят дети».
Рекомендации:
— Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции.
Причины:
– Стремление «заигрывать» с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления. -
11 слайд
Ошибка № 6-п. «Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)».
Рекомендации:
Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу
органов
ученического самоуправления.
Причины:
– «Узкий» взгляд на возможности ученического самоуправления;
— «Расширительное» толкование потенциала КДТ. -
12 слайд
Ошибка № 7-п. «Использование в структуре
органов самоуправления правоохранительной
системы, включая прокуратуру».
Рекомендации:
Максимально осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она регулируется реальным УК РФ
и УПК РФ.
Причины:
– Излишнее стремление использовать «карательные» функции ученического самоуправления в «воспитательных целях». -
13 слайд
1-м. Неточные, «размытые» формулировки цели и задач создания ученического самоуправления.
2-м. Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев.
3-м. Серьезные юридические «промахи» при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Вторая группа. «Ошибки и затруднения, связанные с
качеством модели ученического самоуправления»
4-м. Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа «Каждый класс — республика».
5-м. Высокая степень «наукообразия» при описании модели ученического самоуправления. -
14 слайд
Рекомендации:
Получить квалифицированную консультацию у специалистов;
Провести коллективный «мозговой штурм» для определения целей и задач создаваемого ученического самоуправления.
Ошибка № 1-м. «Неточные, «размытые» формулировки цели и задач создания ученического самоуправления».
Причины:
– Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном общеобразовательном учреждении;
— Отсутствие навыков целеполагания. -
15 слайд
Рекомендации:
— Использовать принцип «Нет министров без портфеля», то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности.
Ошибка № 2-м. «Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев».
Причины:
– Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;
— Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия. -
16 слайд
Рекомендации:
Внимательно изучить соответствующую нормативную базу;
Получить квалифицированную консультацию у специалиста.
Ошибка № 3-м. «Серьезные юридические «промахи» при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления».
Причины:
– Низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления. -
17 слайд
Рекомендации:
— Вернуться к более «естественным» моделям организации самоуправления на уровне класса по типу местного самоуправления;
— Использовать данную модель в очень крупных школах, объединяя несколько классов или параллелей одной структурой самоуправления.
Ошибка № 4-м. «Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа «Каждый класс — республика».
Причины:
– Стремление соответствовать «моде»на использование государственной символики. -
18 слайд
Рекомендации:
— Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям и старшеклассникам.
Ошибка № 5-м. «Высокая степень «наукообразия» при описании модели ученического самоуправления».
Причины:
– Стремление соответствовать задаваемым научно-методическим «стандартам»;
— Желание иметь научное руководство, чтобы быть «не хуже других». -
19 слайд
1-ф. Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления.
2-ф. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.
3-ф. Слабая методическая подготовка педагогов.
5-ф. Отсутствие или недостаток специально отведенного времени.
4-ф. Отсутствие или недостаток необходимых «служебных» помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.
Третья группа. «Ошибки и затруднения, связанные с обеспечением функционирования ученического самоуправления» -
20 слайд
Ошибка № 1-ф. «Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления».
Причины:
– Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления.Рекомендации:
Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства;
Просмотреть Устав школы и внести необходимые изменения;
Разработать и принять дополнительные локальные акты. -
21 слайд
Ошибка № 2-ф. «Отсутствие подготовки активистов ученического самоуправления».
Причины:
– Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки «преемников».Рекомендации:
Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечить «преемственность поколений» ;
Постоянно обновлять программы и методику обучения актива. -
22 слайд
Ошибка № 3-ф. «Слабая методическая подготовка педагогов».
Причины:
– Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности;
— Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике.Рекомендации:
Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;
Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК. -
23 слайд
Ошибка № 4-ф. «Отсутствие или недостаток необходимых «служебных» помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.».
Причины:
– Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой оргтехники и т.д.;
— Непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления.Рекомендации:
— Выделить (по возможности) специальное помещение или составить график использования определенного помещения для организации работы органов ученического самоуправления. -
24 слайд
Ошибка № 5-ф. «Отсутствие или недостаток специально отведенного времени».
Причины:
– Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу «все само собой образуется».Рекомендации:
— Составить график и выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления. -
25 слайд
1-о. Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и родительского комитета школы.
2-о. Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления.
3-о. Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых.
Четвертая группа. «Ошибки, связанные с
отношением к ученическому самоуправлению»
4-о. Практическое игнорирование возможностей родительской общественности.
5-о. Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах школы. -
26 слайд
Рекомендации:
Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители;
Проведение совместно подготовленных мероприятий.
Ошибка № 1-о. «Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета».
Причины:
– Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере. -
27 слайд
Рекомендации:
— Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным.
Ошибка № 2-о. «Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления».
Причины:
– Четко выраженное недоверие к органам ученического самоуправления. -
28 слайд
Рекомендации:
— Понять необходимость позиции «консультанта» и «помощника» и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления.
Ошибка № 3-о. «Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых».
Причины:
– Ложно понимаемое представление о необходимости «максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления». -
29 слайд
Рекомендации:
Не следует рассматривать родителей только в качестве источника дополнительного финансирования мероприятий ученического самоуправления;
Найти формы их привлечения к содержанию работы ученического самоуправления.
Ошибка № 4-о. «Практическое игнорирование возможностей родительской общественности».
Причины:
– Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьного самоуправления. -
30 слайд
Рекомендации:
— Найти потенциальных партнеров, в том числи и детские общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия.
Ошибка № 5-о. «Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах школы».
Причины:
– Стремление «уйти» от внешних проблем, которые могут «помешать» благополучной жизни органов ученического самоуправления. -
31 слайд
1-с. Формализация внедрения ученического самоуправления.
2-с. Перенос профессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению.
3-с. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность.
Пятая группа. «Ошибки и затруднения, связанные
с педагогическими стереотипами»
4-с. Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, «поручение» только исполнения уже принятых планов.
5-с. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления.
6-с. Включение педагогов в состав детских органов самоуправления. -
32 слайд
Ошибка № 1-с. «Формализация внедрения ученического самоуправления».
Причины:
– Стремление «отчитаться» о том, что в школе, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление.Рекомендации:
Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления;
Создавать благоприятные условия для «естественного» выращивания
той или иной модели ученического самоуправления. -
33 слайд
Ошибка № 2-с. «Перенос профессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению».
Причины:
– Не понимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе «ребенок- взрослый».Рекомендации:
— Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности. -
34 слайд
Ошибка № 3-с. «Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность».
Причины:
– Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников.Рекомендации:
Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая
отдельные вопросы организации
процесса обучения. -
35 слайд
Ошибка № 4-с. «Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, «поручение» только исполнения уже принятых планов».
Причины:
– Восприятие ученического самоуправления как «исполнительного органа власти педагогов».Рекомендации:
— Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права. -
36 слайд
Ошибка № 5-с. «Использование формальных выборов органов ученического самоуправления».
Причины:
– Отсутствие механизмов демократических выборов и практического опыта их применения.Рекомендации:
— Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов на всех уровнях от класса до всего общеобразовательного учреждения. -
37 слайд
Ошибка № 6-с. «Включение педагогов в состав детских органов самоуправления».
Причины:
– Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления.Рекомендации:
— Формировать детские органы самоуправления только из представителей детских коллективов. -
38 слайд
Успехов,
уважаемые коллеги! -
39 слайд
Прутченков А.С.,
профессор, доктор педагогических наук,
кафедра развития образовательных систем
АПК и ПРО МО РФ,
дирекция образовательных программ МООДиМ
«Новая цивилизация»,
e-mail: aspru@mail.ru
Новикова Т.Г.,
доцент, кандидат педагогических наук,
зав.кафедрой развития образовательных систем
АПК и ПРО МО РФ,
e-mail: tgnov@mail.ru
Калиш И.В.,
кандидат педагогических наук,
советник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 284 357 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
Тест по Новой истории Латинской Америки
- Учебник: «Всеобщая история. Новейшая история», Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А.
- Тема: Глава 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале ХХ в.
- 11.01.2021
- 6345
- 138
Отчет работы кружка «Дари добро»
- Учебник: «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», Липсиц И.В.
- Тема: Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества
- 11.01.2021
- 2931
- 2
- 11.01.2021
- 2685
- 0
- 11.01.2021
- 2715
- 0
- 11.01.2021
- 2975
- 3
- 11.01.2021
- 3009
- 1
- 11.01.2021
- 2717
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
30.03.2015
Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России
Учитель начальных классов
Данный материал предназначен для классных руководителей обучающихся среднего звена
Оценить
1760
Содержимое разработки
Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России.
Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.
Классификация ошибок и затруднений
1. Связанные с пониманием сути ученического самоуправления.
2. Связанные с качеством модели самоуправления.
3. Связанные с функционированием ученического самоуправления.
4. Связанные с отношением к ученическому самоуправлению.
5. Связанные с педагогическими стереотипами.
Первая группа.
Ошибки, связанные с пониманием сути ученического самоуправления.
1-п. Смешение организационных форм детской активности;
а) самоуправление детской общественной организации;
б) школьное ученическое самоуправление;
2-п. Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы образовательного учреждения;
3-п. Восприятие ученического самоуправления только как игры «День дублера».
4-п. Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных обучающихся.
5-п. Абсолютизация принципа «Сначала делается то, что хотят дети».
6-п. Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).
7-п. Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру.
Ошибка № 1-п. «Смешение организационных форм детской активности: самоуправления детской общественной организации и школьного ученического самоуправления».
Причины:
– Слабое знание Законов и нормативных актов;
– Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций.
Рекомендации:
— Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов;
— Подписать соглашение о партнерстве с детскими организациями, функционирующими в школе.
Школьное ученическое самоуправление = Самоуправление детской общественной организации
Ошибка № 2-п. «Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы».
Причины:
– Не способность или не желание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы школы подсистему ученического самоуправления.
Рекомендации:
— Уделить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии.
Модель школьного ученического самоуправления — Модель воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
Ошибка № 3-п. «Восприятие ученического самоуправления только как игры «День дублера».
Причины:
– Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;
— Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.
Рекомендации:
— Использовать игровую модель «День дублера» как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.
Постоянно действующая модель ученического самоуправления —
Разовая игровая модель «День дублера».
Ошибка № 4-п. «Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся».
Причины:
Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления.
Рекомендации:
Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления; (Сделать более простым и»доступным» путь вхождения в состав органов)
Постоянный актив ученического самоуправления- Весь коллектив учащихся данной школы.
Ошибка № 5-п. «Абсолютизация принципа»Сначала делается то, что хотят дети»
Причины:
Стремление «заигрывать с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы
включить их в работу ученического самоуправления.
Рекомендации:
— Включить в нормативные документы положения об ответственности органов
самоуправления за состояние сферы их компетенции.
Ошибка № 6-п. «Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)».
Причины:
Узкий взгляд на возможности ученического самоуправления;
Расширительное, толкование потенциала КДТ.
Рекомендации:
Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления.
Ошибка № 7-п. «Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру».
Причины:
Излишнее стремление использовать «карательные функции ученического самоуправления в воспитательных целях.
Рекомендации:
Максимально осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она регулируется реальным УК РФ и УПК РФ.
Вторая группа.
Ошибки и затруднения, связанные с качеством модели ученического самоуправления.
1-м. Неточные, размытые формулировки цели и задач создания
ученического самоуправления.
2-м. Слабая проработка структуры ученического самоуправления,
наличие лишних звеньев.
3-м. Серьезные юридические «промахи при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
4-м.Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа «Каждый класс – республика».
5-м.Высокая степень «наукообразия» при описании модели ученического самоуправления.
Ошибка № 1-м. «Неточные, «размытые» формулировки цели и задач создания ученического самоуправления.
Причины:
– Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном общеобразовательном учреждении.
— Отсутствие навыков целеполагания.
Рекомендации:
Получить квалифицированную консультацию успециалистов;
Провести коллективный «мозговой штурм» для определения целей и задач
создаваемого ученического самоуправления.
Ошибка № 2-м. «Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев».
Причины:
– Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов
Самоуправления;
— Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Рекомендации:
— Использовать принцип «Нет министров без портфеля», то есть
каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности.
Ошибка № 3-м. «Серьезные юридические «промахи» составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Причины:
– Низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих
функционирование органов самоуправления.
Рекомендации:
Внимательно изучить соответствующую нормативную базу;
Получить квалифицированную консультацию у специалиста.
Ошибка № 4-м. «Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа «Каждый класс – республика».
Причины:
Стремление соответствовать»моде»на использование государственной символики.
Рекомендации:
— Вернуться к более «естественным» моделям организации самоуправления на
уровне класса по типу местного самоуправления;
— Использовать данную модель в очень крупных школах, объединяя
несколько классов или параллелей одной структурой самоуправления.
Ошибка № 5-м. «Высокая степень «наукообразия» при описании модели ученического самоуправления.
Причины:
– Стремление соответствовать задаваемым научно/методическим
«стандартам.
— Желание иметь научное руководство, чтобы быть «не хуже других».
Рекомендации:
— Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям и старшеклассникам.
Третья группа.
Ошибки и затруднения, связанные с обеспечением функционирования ученического самоуправления.
1-ф. Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления.
2-ф.Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.
3-ф.Слабая методическая подготовка педагогов.
4-ф. Отсутствие или недостаток необходимых «служебных» помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.
5-ф. Отсутствие или недостаток отведенного времени.
Ошибка № 1-ф. «Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления»».
Причины:
– Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы,
которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в
дальнейшем и функционированием ученического самоуправления.
Рекомендации: Еще раз ознакомиться с требованием российского законодательства;
Просмотреть Устав школы и внести необходимые изменения;
Разработать и принять дополнительные локальные акты.
Ошибка № 2-ф. «Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.
Причины:
– Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки «преемников.
Рекомендации: Разработать и внедрить систему обучения активистов,
которая обеспечит «преемственность поколений» ;
Постоянно обновлять программы и методику обучения актива.
Ошибка № 3-ф. «Слабая методическая подготовка педагогов»
Причины:
– Пренебрежение этой
сферой педагогической деятельности;
— Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой
тематике.
Рекомендации:
Сформировать методическое объединение организаторов и
консультантов по ученическому самоуправлению;
Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или
ИПК.
Ошибка № 4-ф. «Отсутствие или недостаток необходимых
«служебных» помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.
Причины:
– Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение или самой оргтехники и т.д.
— Непонимание необходимости и важности создания определенных
условий для работы.
Рекомендации: — Выделить (по возможности) специальное помещение или
составить график использования определенного помещения для организации работы органов ученического самоуправления.
Ошибка № 5-ф. «Отсутствие или недостаток специально отведенного времени.
Причины:
– Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу «все само собой образуется».
Рекомендации:
— Составить график и выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления.
Четвертая группа.
Ошибки, связанные с отношением к ученическому самоуправлению.
1-о. Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и родительского комитета школы.
2-о. Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления.
3-о.Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых.
4-о. Практическое игнорирование возможностей родительской
общественности.
5-о.Замкнутость деятельности ученического самоуправления на
проблемах школы.
Ошибка №1-о. «Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета».
Причины:
– Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.
Рекомендации:
Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители;
Проведение совместно подготовленных мероприятий.
Ошибка № 2-о. «Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления.
Причины:
– Явно выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.
Рекомендации:
— Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным.
Ошибка № 3-о. «Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых.
Причины:
– Ложно понимаемое представление о необходимости «максимального
невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления.
Рекомендации:
— Понять необходимость позиции «консультанта» и «помощника» и принять
эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления.
Ошибка № 4-о. «Практическое игнорированиевозможностей родительской общественности.»
Причины:
– Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьного
самоуправления.
Рекомендации:
Не следует рассматривать родителей только в качестве источника дополнительного финансирования мероприятий ученического
самоуправления;
Найти формы их привлечения к содержанию работы ученического самоуправления.
Ошибка № 5-о. «Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах школы.
Причины:
– Стремление «уйти от внешних проблем, которые могут» помешать,
благополучной жизни органов ученического самоуправления.
Рекомендации:
— Найти потенциальных партнеров, в том числи и детские общественные
организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия.
Пятая группа.
Ошибки и затруднения, связанные с педагогическими стереотипами.
1-с. Формализация внедрения ученического самоуправления.
2-с. Перенос профессионального стиля общения с урока на
деятельность по самоуправлению.
3-с. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность.
4-с. Изоляция ученического самоуправления от законотворчества,
«поручение только исполнения уже принятых планов.
5-с. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления.
6-с. Включение педагогов в состав детских органов самоуправления.
Ошибка № 1-с. «Формализация внедрения ученического самоуправления.»
Причины:
– Стремление «отчитаться о том, что в школе, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление.
Рекомендации:
Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления; Создавать благоприятные условия для»естественного» выращивания
той или иной модели ученического самоуправления.
Ошибка № 2-с. «Перенос профессионального стиля общения с урока на
деятельность по самоуправлению.
Причины:
– Не понимание (или сознательный отказ) восприятия природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе «ребенок-взрослый.
Рекомендации:
— Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности.
Ошибка № 3-с. «Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность».
Причины:
– Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы
массовиков-затейников.
Рекомендации:
Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и
четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.
Ошибка №4-с. «Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, поручение только исполнения уже принятых планов.
Причины:
– Восприятие ученического самоуправления как «исполнительного органа власти педагога».
Рекомендации:
— Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.
Ошибка № 5-с. «Использование формальных выборов органов ученического самоуправления.
Причины:
– Отсутствие механизмов демократических выборов и практического
опыта их применения.
Рекомендации:
— Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов на всех уровнях от класса до всего общеобразовательного учреждения.
Ошибка № 6-с. «Включение педагогов в состав детских органов самоуправления».
Причины:
– Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления.
Рекомендации:
— Формировать детские органы самоуправления только из представителей детских коллективов.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/119226-tipichnye-oshibki-i-zatrudnenija-organizacii-
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ
Ошибка №1. Смешение организационных форм детской активности: молодежных общественных организаций и самоуправления учащихся
Причины:
Слабое знание законов и нормативных актов;
Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций.
Рекомендации:
Сохраняйте автономность этих двух организационных форм молодежной активности, четко разведя их задачи и функции, обозначив компетентность и ответственность каждого из них
Создавая самоуправление учащихся, соблюдайте принцип равных возможностей для тех учащихся, кто не является членом детской общественной организации
Рассматривайте молодежные общественные организации в качестве основных партнеров в развитии самоуправления учащихся.
Ошибка №2. Восприятие самоуправления учащихся только как игры в «День самоуправления»
Причины:
Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;
Отсутствие готовности рассматривать самоуправление учащихся как серьезное и важное дело.
Рекомендации:
Не ограничивайтесь только этой акцией моделирования самоуправления учащихся
Используйте «День самоуправления» как отбор и учебу будущих активистов, работающих на «постоянной основе».
Ошибка №3. Изучение и использование имеющейся нормативно-правовой базы
Причины:
Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием самоуправления учащихся.
Рекомендации:
Изучить нормативные акты по данной проблеме (Положение об ученическом самоуправлении УО «Пружанский ГАТК»).
Ошибка №4. Определенная «закрытость» и изолированность органов самоуправления учащихся
Причины:
самоуправление учащихся рассматривается только как некая совокупность выборных органов, обладающих определенной властью, при этом возникает отстраненность других учащихся от общественной жизни
Рекомендации:
Преобразуйте «закрытый» характер самоуправления учащихся, сделайте его прозрачным и открытым для всех учащихся колледжа независимо от оценок в журнале и членства в общественных организациях
Более широко используйте принцип «периодической отчетности» выборных органов перед учащимися
Создайте широкое информационное поле, оповещайте через наглядные средства, СМИ о деятельности органов самоуправления учащихся.
Ошибка №5. Отсутствие систематической работы по отбору (выявлению) и подготовке актива самоуправления учащихся.
Причины:
Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки «преемников» для уже работающих активистов.
Рекомендации:
Разработайте систему преемственности «поколений активистов», чтобы в случае окончания колледжа ребятам, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая поддержать традиции самоуправления учащихся
Постоянно обновляйте программы и методы подготовки актива учащихся.
Создайте институт советников из числа педагогов, которые будут обучать актив (школа «Лидер»)
необходимо обучать кураторов методам работы с ученическим активом
Ошибка №6. Перенос профессионального стиля общения с занятия в деятельность по самоуправлению.
Причины:
Непонимание (или сознательный отказ восприятия) природы самоуправления учащихся как принципиального иного способа общения в системе «взрослый-юноша».
Рекомендации:
Педагог, работающий с органами самоуправления учащихся, должен помнить, что нельзя подменять учащихся там, где они сами могут справиться.
Вам необходимо иметь выдержку и быть готовым поддерживать идеи ребят, их инициативы, опираться на них.
Вам нужно избегать прямого нажима, даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными.
Вам следует больше разъяснять, убеждать, согласовывать, чем просто требовать.
Ошибка №7. Абсолютизация принципа «Сначала делается то, чего хотят учащиеся».
Причины:
Стремление «заигрывать» с учащимся, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу самоуправления учащихся.
Рекомендации:
В нормативный локальный акт, регулирующий деятельность самоуправления учащихся в колледже, необходимо включить положения не только о правах учащихся (на дополнительную дискотеку), но и об их обязанностях (например, участвовать в мероприятиях по благоустройству и т.д.), ответственности за процесс и результаты этой деятельности.
Нужна систематическая разъяснительная работа со всеми категориями учащихся (да и педагогов тоже) по объяснению единства прав и обязанностей.
Ошибка №8. Чрезмерное увлечение масштабностью самоуправления учащихся типа «Каждая группа – республика».
Причины:
Стремление соответствовать «моде» на использование государственной символики, структуры органов власти.
Рекомендации:
Использовать такие сложные и масштабные формы только в исключительных случаях
Для обычной группы используйте модель «Группа – город», где основные функции самоуправления принимает на себя администрация из 3-5 человек.
Ошибка №9. Слабая проработка структуры самоуправления учащихся, наличие лишних звеньев.
Причины:
Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;
Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Рекомендации:
При реализации самоуправления постарайтесь следовать принципу «разделения властей». Дайте каждому органу одно, но важное направление из этой педагогической триады.
Использовать принцип «Нет министров без портфеля», то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности.
Ошибка №10. Излишнее администрирование, контроль над органами самоуправления учащихся.
Причины:
Явно выраженное недоверие к органам самоуправления учащихся.
Рекомендации:
Четко прописать те сферы компетенции, где самоуправление учащихся может и должно быть полностью самостоятельным.
Ошибка №11. Игнорирование проблем самоуправления учащихся со стороны взрослых.
Причины:
Ложно понимаемое представление о необходимости «максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления».
Рекомендации:
Понять необходимость позиции «консультанта» и «помощника» и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления.
Ошибка №12. Замкнутость деятельности самоуправления учащихся на проблемах учреждения.
Причины:
Стремление «уйти» от внешних проблем, которые могут «помешать» благополучной жизни органов ученического самоуправления.
Рекомендации:
Найти потенциальных партнеров, в том числи и общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия.
Ошибка №13. Смещение акцента работы органов ученического самоуправления только на досуговую деятельность.
Причины:
Восприятие самоуправления учащихся как помощников куратора или заместителя директора по воспитательной работе, которые в состоянии заняться организацией свободного времени учащихся
Рекомендации:
Наделить органы самоуправления учащихся реальными полномочиями, в состав которых должны входить и более серьезные и важные вопросы, в том числе касающиеся процесса обучения и воспитания.
Ошибка №14. Изоляция самоуправления учащихся от законотворчества, «поручение» только исполнения уже принятых планов.
Причины:
Восприятие самоуправления учащихся как «исполнительного органа власти педагогов».
Рекомендации:
Вернуть органом самоуправления учащихся неотъемлемые законодательные права.
Ошибка №15. Включение педагогов в состав органов самоуправления учащихся.
Причины:
Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов самоуправления учащихся.
Рекомендации:
Формировать органы самоуправления учащихся только из представителей коллективов учащихся.
Ошибка №16. Вызывающее игнорирование мнения меньшинства.
Причины:
Буквальное понимание ведущего принципа демократии «Меньшинство подчиняется большинству»
Рекомендации:
Максимально осторожно пользоваться демократическими механизмами, не забывая за внешними атрибутами взрослой жизни педагогическую суть самоуправления учащихся.
Постоянно изучать мнение всех членов ученической «общественности».
Ошибка №17. Игнорирование административной поддержки.
Причины:
Надежда «на авось», действие по принципу «победителей не судят».
Рекомендации:
Всегда согласовывать с администрацией планы самоуправления учащихся и их изменения.
«Типичные
ошибки и
затруднения
организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России»
Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.
Ошибка «Восприятие ученического самоуправления только как игры «День дублера».
Причины:
– Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;
— Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.
Рекомендации:
— Использовать игровую модель «День дублера» как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.
Постоянно
действующая
модель
ученического
самоуправления
Разовая
игровая
модель
«День
дублера»
Ошибка «Абсолютизация принципа
«Сначала делается то, что хотят дети».
Причины:
– Стремление «заигрывать» с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.
Рекомендации:
— Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции.
Ошибка «Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)».
Причины:
– «Узкий» взгляд на возможности ученического самоуправления;
— «Расширительное» толкование потенциала КДТ.
Рекомендации:
- Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу
органов
ученического самоуправления.
Третья группа. «Ошибки и затруднения, связанные с обеспечением функционирования ученического самоуправления»
1-ф. Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления.
2-ф. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.
3-ф. Слабая методическая подготовка педагогов.
4-ф. Отсутствие или недостаток необходимых «служебных» помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.
5-ф. Отсутствие или недостаток специально отведенного времени.
Ошибка «Слабая методическая подготовка педагогов».
Причины:
– Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности;
— Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике.
Рекомендации:
- Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;
- Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
Ошибка «Отсутствие или недостаток специально отведенного времени».
Причины:
– Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу «все само собой образуется».
Рекомендации:
— Составить график и выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления.