Секция: Русский язык и
литература
Анализ речевых ошибок учащихся 7-ых классов
Автор:Ягудина
Лиана,
Школьный учитель:
Бахарева Оксана Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
Оренбург, 2017 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..2-4
I.Понятие о литературной норме и её
нарушении…………………………..5-7
II.Анализ речевых ошибок в
сочинениях учащихся…………………………8-15
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………17
Приложение…………………………………………………………………..18-19
Введение
По данным
изучения результатов ЕГЭ по русскому языку на Официальном информационном портале
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНа,
наибольшая доля ошибок, допущенных в тестовых заданиях, сочинениях – это
речевые ошибки, а не орфографические и пунктуационные. Причины возникновения
этой проблемы мы видим в невозможности научить человека говорить и
писать без речевых ошибок только теоретическим способом. Поэтому возникла идея
создания нового способа «улучшения» речи, который бы основывался на анализе
созданного детьми текста.
Тема исследовательского
проекта: «Анализ речевых ошибок учащихся 7-ых классов ».
Актуальность и новизна. Изучив
литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что для повышения речевой культуры
учёные предлагают использовать грамматики (список правильных вариантов) и
словари. Никто не предлагает иного способа «улучшения» речи. Перед нами,
учащимися средней школы, стоит нелёгкая задача – сдача обязательного экзамена
по русскому языку. За знания орфографии, пунктуации не приходится волноваться
– в учебниках достаточно уделяется внимания этим разделам языкознания. Каким
же образом научиться писать и говорить без речевых ошибок? Нами было принято
решение разработать и представить общественности буклет «Как не допустить
речевые ошибки» (Приложение №2), а так как исследование имеет
образовательный продукт, то нашу работу по праву можно назвать
«Исследовательским проектом»
Работа поможет
ликвидировать речевые ошибки в нашей речи и успешно сдать экзамен по русскому
языку, и самое главное, повысить культуру письменной и устной речи.
Объектом исследования являются ошибки, а источниками ошибок — созданные нашими сверстниками
письменные тексты разных жанров (изложения, сочинения на свободные и
литературные темы).
Предметом исследования
является определение вида речевой ошибки.
Цель исследовательского
проекта- разработать и представить общественности буклет
«Как не допустить речевые ошибки».
Задачи:
1.
Изучить теоретическую основу предмета
исследования с последующим составлением теоретического параграфа для
ознакомления с ним учащихся.
2.
Провести эксперимент, основанный на
классификации неудачных языковых единиц из сочинений сверстников по видам
речевых ошибок и определении их частоты.
3.
Описать ход и результаты эксперимента.
Гипотеза: Анализируя и классифицируя
речевые ошибки, допущенные сверстниками в письменной речи, можно повысить
собственную речевую культуру.
Основным методом
исследования является описательно-аналитический, предполагающий наблюдение
и описание языковых фактов, их анализ, сопоставление, типологические обобщения.
В рамках данного метода использованы приемы, контекстуального и статистического
анализа. Применение статистических методов позволило определить вероятностные
частоты ошибок каждого типа. Продуктивность нового способа позволил проверить эксперимент
(Приложение № 1).
Практическая значимость
Данная работа может быть
использована нашими сверстниками для повышения культуры речи:
·
Использовать в качестве работы над
речевыми ошибками после написания сочинений и изложений в классе;
·
Проведение предложенного эксперимента
может дополнить или заменить уроки в разделе «Культура речи»
·
По результатам использования нашего способа
можно создать юмористический сборник «Банк ляпсусов» к 1 апреля «Дню смеха»
I.Понятие о литературной норме
и её нарушении
Понятие нормы
– это понятие во многих областях деятельности человека оказывается
существенным, но строится на основе различных конструктивных признаков. В
понятии нормы применительно к литературному языку выделяются две
стороны. К конструктивным признакам языковой нормы относятся, во – первых, план
кодификации (то есть регистрации в словарях и грамматиках норм употребления
языка). Во – вторых, план функционирования языка, так сказать,
существование речевых норм в действии, в их употреблении и применении.
Литературная норма –
совокупность средств языка, сложившихся в результате исторического развития и
принятых в обществе в качестве правильных, предпочитаемых, пригодных для разных
социальных и лингвистических нужд.
В современной
стилистической системе существуют вариантные способы выражения мыслей.
Лингвисты на основе проведенных исследований квалифицируют эти средства в одних
случаях как ошибочные, в других случаях как характерные лишь для определенных
стилей (разговорные, публицистические, деловые, научные), в-третьих, – как
общеупотребительные и стилистически нейтральные.
Резкие и немотивированные
отступления от литературной нормы квалифицируются как ошибки – имеются в виду
неправильные, неверные написания слов; погрешности в произношении; образования,
противоречащие грамматическим и лексическим законам языка.
Ошибки классифицируются
по уровням языка. Прежде всего, выделяются орфографические и пунктуационные,
появляющиеся в результате нарушения правил правописания. Во избежание ошибок
такого типа существуют орфографические словари.
В устной речи различаются
орфоэпические ошибки, связанные с отступлением от нормы в
произносительной системе языка. Ошибки, наблюдающиеся в произношении и ударении
слов, можно выправить в соответствии с рекомендациями орфоэпического словаря.
Грамматические ошибки,
обусловленные нарушением грамматических правил языка, наблюдаются в образовании
форм слов, в построении словосочетаний и предложений. В соответствии с тремя
основными разделами грамматики различаются ошибки в словоизменении,
словообразовании и синтаксисе. Так много ошибок встречается в склонении
составных числительных.
Ошибки такого рода
преодолеваются, с одной стороны, с помощью грамматиков, с другой – с помощью
грамматических словарей.
Глагол, составляющий основу
фразы, нередко вызывает трудности, особенно в случаях образования причастных
форм.
Еще один обширный пласт
ошибок – лексические и лексико-фразеологические. Лексические
ошибки – это неправильности и неточности в употреблении отдельных слов,
незнания значения слов, неуместное употребление иностранных слов и выражений.
Лексико-фразеологические
ошибки в речи обусловлены неправильным употреблением слов в фразеологии.
На всех уровнях языка
появляются стилистические ошибки. Эти ошибки заключаются в употреблении
языковых единиц (слов, словосочетаний, предложений), обладающих стилистической
окраской, не соответствующей стилистической окраске всего текста. Такого рода
стилистические смещения слов становились основой пародий и в прошлом, и в
настоящем.
К определению «речевая
ошибка» ученые подходят по-разному.
·
В своих работах М.Р.Львов под понятием
«речевая ошибка» подразумевает – неудачно выбранное слово, а так же неправильно
построенное предложение
·
В свою очередь С.Н.Цейтлин говорит, что
любые отклонения от языковых норм являются речевыми ошибками. Под языковой
нормой он подразумевает – устойчивый способ выражения, закрепленный в
образованной части общества.
·
Т.А.Ладыжеская делит «речевые недочеты» на
две подгруппы: ошибки и недочеты. “Ошибка” – это значительное нарушение
требований правильности речи. В то время как “недочет” – это незначительное
нарушение рекомендаций по отношению к понятию о точной и выразительной речи.
Таким образом, согласно
анализу методической, лингвистической литературы мы можем сделать вывод, что
речевая ошибка — это отклонение от норм литературного языка.
Проанализировав найденные
классификации речевых ошибок М. Р. Львова, Цейтлин С. Н, Т. А. Ладыженской,
нами был сделан вывод о том, что все эти классификации сформулированы сложным
научным языком, непонятным для учащихся школы (видны разделения на недочёты,
ошибки и др.), поэтому мы изменили (упростили) формулировки в классификации.
Предлагаем такие виды речевых ошибок:
·
Многословие и речевая недостаточность
·
Лексические ошибки
·
Грамматические ошибки
·
Стилистические ошибки
II.Анализ речевых ошибок в
сочинениях учащихся
Ход анализа: ознакомив
одноклассников с теорией «Речевые ошибки и их классификация», предложили найти
в сочинениях языковые единицы – словосочетания с речевой ошибкой. Затем
одноклассники определяли вид ошибки, полученные данные внесли в таблицу.
Многословие
и речевая недостаточность
Мама |
Неоправданный |
Играл в |
Неоправданный |
Сказал… |
Неоправданный |
Каждой |
Плеоназм |
Что Наёлзе |
Слово |
Однажды |
Тавтология |
Девочке |
Повторение |
… |
Слова |
А вокруг |
Плеоназм, |
Мама |
Неоправданный |
Мама |
Тавтология |
Ветер |
Расщепление |
Как-то |
Расщепление |
Долго |
Речевая |
Однажды |
Плеоназм |
Он |
Неоправданный |
Когда |
Неоправданный |
Родители |
Повторение |
Собирала |
Неоправданный |
Все |
Повторение |
Я решил |
расщепление |
Они |
Повторение |
Девочки |
Тавтология |
Я лежал |
Неоправданный |
Вот |
Неоправданный |
Паша с |
Неоправданный |
Две |
Неоправданный |
Они все |
Неоправданный |
Из таблицы
видно, что наши сочинения и изложения изобилуют многословием и речевой
недостаточностью. Многословие часто называют «пустословием» из-за того, что мы
говорим много и длинно, неинформативно. Читать работы, в которых встречаются
неоправданные повторения тяжело, такие сочинения кажутся смешными, а речевая
недостаточность вообще изменяет смысл высказывания. К сожалению, многословие и
речевая недостаточность – это самые распространённые ошибки (42%)
Стилистические
ошибки
Учитель пичкал |
Неуместное |
Внешний |
Использование |
Никого |
Использовние |
Вышел |
1. Неуместное 2. Многословие |
Заболевших |
Неверное |
Майкл |
Использование |
Ну, |
Использование |
Он шибко |
Неуместное |
Руководящую |
Использование |
Стилистические ошибки
представляют собой смешение стилей. Сочинения – это художественный или
публицистический стиль, в них не могут находиться разговорные слова, диалекты,
также как и штампы из делового стиля. Количество стилистических ошибок в
письменных работах – 13%.
И они были |
Нарушение |
Эти |
Нарушение |
Я |
Неверное |
Есенин |
Неправильный |
Я |
Нарушение |
В их |
Непонимание |
Эта |
Нарушение |
Девочки |
Неуместное |
Подружки |
Нарушение |
Росла |
Неверное |
Но дверь |
Употребление |
Скульптор |
Неверное |
После |
Нарушение |
Мочи |
Использование |
Лексические
ошибки
Таблица показывает, что
лексические ошибки довольно часто встречаются в наших письменных работах и
появляются из-за незнания значения того или иного слова. Также видно, что
одноклассники путают паронимы (вещь, вместо вещица и др.). Часто
в сочинениях встречается нарушение лексической сочетаемости. Доля лексических
ошибок в наших сочинениях – 21%
Грамматические ошибки
Всем нравился ихний дом. |
Ошибка в употреблении местоимения |
Более сильнее, чем Паша. |
Ошибка в образовании степени сравнения прилагательного |
Менее красивее. |
|
Более красивше. |
|
Самый красивейший. |
|
Самая ярчайшая звезда. |
|
Не убежа от него. |
Ошибка в употреблении деепричастий |
Не могли найти ихнего дома. |
Ошибка в употреблении местоимения |
Он рассчитался пятьсот рублями. |
Ошибка в употреблении числительного |
У него не было шестьсот рублей. |
|
Я ложил эту книгу обратно. |
Ошибка в употреблении глагола |
Когда он опубликовал свои первые стихи, она встретила его. |
Смещение конструкций (5) |
Грамматические
ошибки в наших сочинениях — это ошибки в употреблении прилагательных (степени
сравнения), неверное употребление местоимений, неверное склонение числительных.
Часто встречаются смещения конструкций: простые предложения в составе сложного
поменялись местами. Грамматических ошибок насчитывается 24 %
Ляпсусы наших сочинений
Школа… Урок литературы…
Сочинение… Смех… Обычная для каждого ученика история. Учительница литературы
зачитывает сначала хорошие сочинения, а потом… и все смеются. А почему? Потому
что речевые ошибки дают причину смеха – ляпсусы.
Ляпсус
– это вид речевой ошибки (многословие, или речевая избыточность), которая
выделяется комической нелепостью.
Многословие, или речевая
избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов. Например: В
прошедшие дни прошли снегопады, и выпало много снега; В свободное от занятий
время дети занимаются в кружках.
Лишние слова в устной и
письменной речи свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они
указывают на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи.
Многословие часто
граничит с пустословием. Например: Наш командир еще за 25 минут до
своей смерти был жив. Это фраза из песни, сочиненной солдатами французского
маршала маркиза Ля Палиса, погибшего в 1525
г. От его имени был образован и термин ляпалиссиада. Сравните: Он
скончался в среду, проживи он еще один день, то умер бы в четверг. Об
авторах подобных фраз Пушкин писал: «Наши критики говорят обыкновенно: это
хорошо, потому что прекрасно; а это дурно, потому что скверно».
Однако порой и мы
произносим подобные сакраментальные фразы. Так спортивный комментатор сообщает:
Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять
участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и
зарубежные спортсмены.
Французский ученый,
философ и писатель Блез Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня
нет времени написать коротко». Действительно, краткость и ясность
формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. Трудно
найти самые точные слова и расставить их так, чтобы они сказали о многом. «Краткость
– сестра таланта», — утверждал Антон Павлович Чехов. Все это следует
помнить тому, кто хочет совершенствовать свой диалог.
Итак,
посмеёмся?
·
Пришли
крестьяне просить казну за работу, а царь ответил – нету.
·
Все
началось с Коли Семенова и Эдика Кузьмина…
·
Ты выбрал правильную пещеру.
·
Опять потянулось время.
·
Мы всем классом высадились на места Сергея
Есенина
·
Они посадили его на лошадь и пустили в
галоп
·
А когда мы его нашли, он был в присмерти.
·
После смерти поставили памятник и
переименовали.
·
Он родился в старом косом доме, вернее
будет сказать, вернее будет сказать, в разваленной деревяшке.
·
Родители поэта были: Александр Никитич,
Татьяна Фёдоровна и две младшие сестры — Шура и Катя…
·
Они очень долго искали, но нет грибов в
лесу. Пошли они на речку…
·
Этот
рассказ такой сильный, что аж за душу схватил.
«Ляпсусный» анализ
«Однажды мы с мамой поехали в санаторий. Там
были звездные, волшебные ночи, а при свете луны они становились особенными(1). В
одну из таких ночей нам не спалось. Единогласное решение привело к тому, что мы
пошли гулять. Я с мамой пошла в город, который находится за санаторием(2).
Ночь была необыкновенная и загадочная. Лавки с продуктами и игрушками были
открыты, а людей не было(3). Мы купили газировку, и пошли к морю. В это время
был небольшой шторм(4). Мы сели на скамейку и начали смотреть на небо. Нам
довелось увидеть Большую и Малую Медведицу(5). Луны почти не было, поэтому
звезды красиво сияли на темном небе(6). Вдруг подул ветер, но было не холодно,
только качнулись деревья(7). Неожиданно небо погасло(8). Вышла луна, а
рядом с ней начала сверкать звезда(9). ….
1.Все ночи звездные, просто их может быть
не видно за облаками.
2.Значит санаторий находится не в городе.
3.Интересно, какой же это город, в котором
магазин с игрушками работает круглосуточно?? Автор пишет, что людей не было, с
чувством непонимания, хотя знает почему. Ведь ночь на улице!
4. Как может быть: НЕБОЛЬШОЙ ШТОРМ??
5. Мама и дочь впервые увидели 2 созвездия
6. Как будто с луной на небе звезды не
красиво сияют в небе. Как может быть, что луны почти не было?? Так она была или
нет? Небо ночью может быть светлым??
7. Как ветер мог внезапно (вдруг) подуть,
если на море шторм??
8. Так значит, небо все-таки сверкало.
9. Звезда не может начать сверкать.
Заключение
Работая над
исследованием, мы пришли к выводу, что для повышения речевой культуры
необходимо не только использовать словари и грамматики, но и исправлять речевые
ошибки своих сверстников.
Итоговое тестирование,
проводимое в целях изучения продуктивности нового способа подтвердило гипотезу:
анализируя и классифицируя речевые ошибки, допущенные сверстниками в
письменной речи, можно повысить собственную речевую культуру.
В ходе исследования наши
одноклассники не только узнали виды речевых ошибок, но и смогли воспользоваться
знаниями при анализе собственных сочинений и изложений. Все письменные работы
были отредактированы, поэтому считаем, что цели исследования мы достигли.
Эксперимент в классе
показал, что доля лексических ошибок в письменных работах — 21%,
грамматических ошибок – 24%, стилистических ошибок – 13%, и самая
распространённая ошибка – это многословие — 42%
Мы уверенны, что
одноклассники, участвующие в эксперименте, повысили уровень речевой
грамотности, каждый из учеников класса обогатился новыми знаниями.
Список
литературы
1.Граудина
Л.К., Кочеткова Г.И.«Русская риторика» — М.: ЗАО Издательство Центрполиграф,
2001
2.Кузнецова
И.А. «Готовимся к ЕГЭ» Русский язык. Фонетика. Словообразование. Морфология.
Культура речи. Тропы и фигуры речи. Методическое пособие для учеников и абитуриентов
– М.: ООО «Рустест» 2015г
3.Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения
(учебное пособие). – М.: Флинта – Наука, 1998.
4.Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2000.
5. Пучкова Л.И.
«Единый государственный экзамен 2015» Русский язык. Универсальные материалы для
подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект – Центр, 2015г
6. Розенталь Д.Э.
«А как лучше сказать?». Книга для учащихся старших классов. Второе издание,
исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 1988г
7.«Русский язык в
школе» Научно – методический журнал – М.: ООО «Наш язык» (выпуск 8 октября
2008г) статья Калугиной Е.М. «Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ»
8.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – С-Пб.:
Изд-во МиМ, 1997.
Приложение № 1
Ход и результаты эксперимента
1 этап.
Изучение теории всеми одноклассниками
(научных работ Львова, Цейтлина, Ладыженской) по темам «Что такое речевая
ошибка», «Виды речевых ошибок»
2 этап.
Создание схем-опор «Классификация речевых
ошибок» с примерами
·
Многословие
и речевая недостаточность
·
Лексические
ошибки
·
Грамматические
ошибки
·
Стилистические
ошибки
3 этап.
Анализ наших сочинений и изложений
(нахождение речевых ошибок, определение вида ошибок и классификация с
использованием схем-опор)
4 этап.
Проведение статистического анализа с целью
определения доли ошибок каждого вида в наших письменных работах.
Результаты тестирования (в
таблице показан процент правильных ответов)
Задание |
до |
после |
Исправь 1.Шкатулка была очень |
23% |
52% |
2.Знаете ли вы свою |
30% |
75% |
3.У |
55% |
86% |
Какой |
5% |
84% |
Подчеркни |
43% |
66% |
Какая Мама, |
14% |
56% |
Что |
5% |
100% |
Приложение
№ 2
Изложение
«5» –
правильно и последовательно воспроизведён авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» –
незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2
исправления.
«3» –
имеются некоторые отступления от авторского текста ,допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений,
беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» –
имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь, 7 и более орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» –
логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок,
допущено 1-2 исправления.
«4» –
незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2
исправления.
«3» –
имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в
последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден
словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» –
имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, основной
мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь
между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 и более
орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Работа над речевыми ошибками,
допущенными при
написании
творческих работ.
√ |
– |
[ ] |
– |
≠ |
– не |
<?> |
– расширь: |
П |
– |
В |
– |
С |
– |
Пр. |
– |
М |
– |
1,2,3 |
– |
Ф |
– |
Г |
– форма |
7 класс — это период, когда ученикам уже требуется не только уметь правильно читать и писать, но и уметь понимать и анализировать темы и материалы, что изучаются в школе. Однако, на этом этапе обучения ученики часто допускают определенные ошибки, которые могут повлиять на их успех в учебе и затруднить процесс обучения. Ниже мы изучим наиболее распространенные ошибки учеников 7 класса и расскажем, как их исправить.
1. Неправильное понимание задания
Нередко ученики 7 класса сразу же начинают выполнять задание, не понимая его полностью. Они не уделяют достаточно внимания инструкциям, не читают все предоставленные материалы и не задаются правильными вопросами. Это может привести к ошибкам в ответах или созданию чрезмерно сложных работ. Чтобы избежать данной ошибки, ученик должен внимательно проверить и понять все условия задания, задавая нужные вопросы учителю, если что-то неясно.
2. Отсутствие планирования
Очень часто ученики начинают выполнять задание без планирования, что может привести к различным ошибкам и неполадкам. Вместо этого, они должны уделить достаточно времени на разработку стратегии выполнения работы. Это может включать в себя деятельности, такие как заметки, планирование, заранее определенные шаги или заготовки.
3. Недостаток времени
Часто бывает, что ученики не успевают выполнить работу к сроку. Это может быть связано с неправильным планированием времени или с другими факторами. В таких случаях нужно разработать план работы, который будет помогать вам более эффективно использовать свое время. Также рекомендуется начать выполнение работы как можно раньше, чтобы иметь возможность внести изменения, если это необходимо.
4. Недостаточные знания и навыки
Часто ученики 7 класса не имеют достаточного знания или навыков, чтобы выполнить задание. К счастью, тренеровки и практика помогают развиваться в разных областях. Если вы столкнулись с такой проблемой, рекомендуется обратиться к учителю за помощью или найти других ресурсов для помощи в изучении материала.
5. Недостаточная подготовка к контрольной работе
Контрольная работа — это очень важная часть работы ученика. Однако, многие ученики допускают ошибки, связанные с недостаточной подготовкой к этой работе. Они могут не уделять достаточно времени для изучения материала, не учить формулы или необходимые форматы для ответов. Чтобы избежать ошибок в контрольной работе, ученик должен убедиться, что он или она изучили все темы в полном объеме и умеют применять все знания на практике.
6. Ошибки в копировании и форматировании
Иногда ученики делают ошибки в копировании и форматировании работы, что может привести к некорректным результатам или к снижению оценки. Чтобы избежать данной ошибки, ученик должен проверять свою работу перед тем, как сдать ее учителю. Он может использовать проверку основных ошибок, таких как орфография и пунктуация, или проверять форматирование работы перед ее сдачей.
7. Неправильное оформление работы
Неправильное оформление работы может создать множество проблем для ученика, таких как снижение оценки, потери баллов или испорченное отношение к работе со стороны учителя. Чтобы избежать этой ошибки, ученик должен обратить внимание на все требования, поставленные перед ним при задании работы. Это может включать в себя правильное оформление заголовков и подзаголовков, правильную форматировку текста и необходимые источники.
Заключение
Эти семь распространенных ошибок являются реальными проблемами в процессе обучения учеников в 7 классе. Чтобы избежать этих ошибок и стать лучшим учеником, нужно планировать, учиться, консультироваться с учителем и уделять внимание инструкциям при выполнении заданий. Надеемся, что эта статья будет полезна для учеников 7 класса и поможет им справиться с различными сложностями в учебе.
Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.
I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.
II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:
1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;
2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;
3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;
4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;
5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.
6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;
7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;
Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:
1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;
2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;
3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;
4) в построении предложений с однородными членами:
а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;
б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;
в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);
5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;
6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.
7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.
нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.
Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.
9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.
Основные виды речевых ошибок
Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.
1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…
2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.
Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)
Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)
Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)
Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)
3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;
4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;
5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;
6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;
7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;
диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;
9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;
10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.
Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:
Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)
11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.
12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.
Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:
Грамматические ошибки |
Речевые ошибки |
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; |
1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике. |
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; |
2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор; |
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; |
3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов. |
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; |
4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы; |
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. |
5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге. |
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. |
6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо. |
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. |
7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой. |
|
|
Тренировочные задания
1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.
1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.
2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.
3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.
4. А у нас во дворе сделали новую качель!
5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.
6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.
7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.
8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.
9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.
10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.
11. Издали были видны плывущие бревна по воде.
12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.
2. Найдите речевые ошибки, определите их тип.
1. Мы заранее предвидели все трудности похода.
2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»
3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.
4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.
5. Брат очень бережный человек.
6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.
7. Хватит тебе теребить старые раны.
8. Уровень благосостояния народа увеличивается.
9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.
10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.
11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.
12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.
Проверочные задания
3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.
1. Онегин скучает в светских гостиницах.
2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.
3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.
4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.
5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.
6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.
7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.
8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.
9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.
10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.
11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.
12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.
4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.
1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.
2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.
3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.
4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.
5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.
6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.
7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.
8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.
10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.
11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.
12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.
5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.
1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.
2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.
3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.
4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.
5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.
6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.
7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.
8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».
9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.
10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.
11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.
12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.
Комментарий к заданию 1.
1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.
2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.
3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.
4. Слово качели имеет форму только множественного числа.
5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.
6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.
7. Смешение прямой и косвенной речи.
8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.
9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.
10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…
11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.
12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…
Комментарий к заданию 2.
1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.
2. Во времена Гоголя аэропортов не было.
3. Тавтология: глубже, глубь.
4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.
5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.
6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.
7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.
8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.
9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.
10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.
11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).
12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.
Ответы к заданиям:
№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;
№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;
№5: 1, 5, 7, 10.
Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №23 среднего
общего образования открытого акционерного общества «Российские
Типичные ошибки
в различных видах речевой деятельности
учащихся 5-8 классов
Методические рекомендации
для учителей английского языка
Лукина Т.Ю.,
учитель английского языка,
руководитель районного объединения учителей иностранного языка
г.Слюдянка Иркутской области
Методические рекомендации разработаны на основании следующих документов:
1. Аналитические материалы «По результатам проведения Национального исследования качества основного общего образования в 5 и 8 классах по предметам: «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык». Общая часть. — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2016 г.
2. Аналитические материалы «По результатам проведения Национального исследования качества основного общего образования в 5 и 8 классах по предмету «Английский язык» — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2016 г.
3. Аналитическая справка «По результатам проведения НИКО по английскому языку обучающихся 5-х и 8-ых классов общеобразовательных организаций Иркутской области» — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2016 г.
4. Методические рекомендации ГАУ ДПО Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» по результатам НИКО в Иркутской области по английскому языку учащихся 5 классов
5. Методические рекомендации ГАУ ДПО Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» по результатам НИКО в Иркутской области по английскому языку учащихся 8 классов
6. Лукина Т.Ю. «Анализ результатов проведения НИКО по английскому языку обучающихся 5-х и 8-ых классов общеобразовательных организаций МО Слюдянский район», 2016 г.
Полученные результаты Национального исследования качества образования по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) приобретают особое значение в преддверии введения обязательного ЕГЭ по иностранным языкам и приводят к выводу о необходимости коренной перестройки преподавания этого школьного предмета.
Важным фактором является то, что ожидалось повышение качества иноязычного образования в связи с введением ФГОС ООО в 2010 г., но, судя по результатам НИКО, оно не произошло. Участвовавшие в НИКО восьмиклассники учились в основной школе по ФГОС ООО, согласно требованиям которых должны быть сформированы три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные умения и навыки. Однако исследование показало, что ни одна из групп умений не была качественно сформирована.
Это свидетельствует о том, что качество преподавания иностранных языков не соответствует современным требованиям.
Сравнение анализа ответов восьмиклассников и пятиклассников показал, что вместо наращивания обнаруживаются дефициты в ряде областей. Такая картина показывает, что дефициты, которые образовались у детей в начальной школе при усвоении базового материала, не дали им возможности овладеть более сложными навыками и умениями английского языка и усвоить более сложный материал в основной школе. Более того, не удалось ликвидировать ряд недостатков, тянущихся из начальной школы.
Сравнивая результаты НИКО с результатами ЕГЭ и ОГЭ, можно сделать вывод о том, что в целом учителя научились работать с талантливыми и высокомотивированными обучающимися, в то время как со средними и слабыми, недостаточно мотивированными, не научились. Особенно данный вывод касается образовательных организаций, не имеющих расширенных программ по английскому языку и организаций, в которых у учащихся нет сильной внешней мотивации, а внутренняя мотивация – стремление к познанию – не сформирована.
Рекомендации учителям:
— продумать способы повышения как внешней, так и внутренней мотивации к изучению английского языка в целом и выполнения конкретных заданий в частности и внедрить их в обучение;
— усилить работу со слабыми обучающимися за счет мониторинга дефицитов и адресной индивидуализации и дифференциации заданий с помощью специально подготовленных для таких детей дистанционных программ и индивидуальных траекторий обучения;
— использовать результаты НИКО, ОГЭ и ЕГЭ для выяснения типичных ошибок учащихся и постоянно осуществлять профилактику возникновения подобных ошибок;
— увеличить количество и расширить формы (групповые, индивидуальные, очные, заочные) консультаций для слабых детей;
— более интенсивно задействовать сферу дополнительного образования детей для ликвидации обнаруженных дефицитов;
— интенсивнее работать над формированием и развитием метапредметных навыков и умений;
— более тщательно подбирать УМК по английскому языку в соответствии с выделенными часами на изучение иностранного языка, психолого- педагогическими особенностями своих учеников и реальным соответствием УМК ФГОС ООО 2010 г.;
— постоянно повышать свой профессиональный уровень с помощью системы повышения квалификации, участием в профессиональных конкурсах, в экспертизе ОГЭ, ЕГЭ, олимпиад разных уровней и типов, а также путем самообразования.
Таким образом, пора от деклараций реально перейти на коммуникативно- когнитивную методику обучения, что подразумевает отказ от грамматико-переводного метода и использование активных методов обучения с вовлечением всех учащихся в активный учебный процесс, в ходе которого только и возможно формирование и развитие как предметных, так и метапредметных умений и навыков.
Учителю в основной и старшей школе следует вести урок на изучаемом иностранном языке
Необходимо отказаться от распространенного порочного убеждения, что научиться говорить на иностранном языке можно только в стране изучаемого языка или с преподавателем – носителем языка.
создавать на уроке естественные коммуникативные ситуации, повышать мотивацию учащихся и их интерес к изучению иностранного языка
Следует шире использовать на уроке работу в парах и малых группах, вовлекать всех учащихся в активное овладение иностранным языком.
необходимо в полной мере использовать ИКТ для достижения поставленных в ФГОС целей
работа с аудиозаписями на компакт-дисках является обязательным компонентом всех УМК из Федерального перечня
следует давать задания на осмысленное чтение вслух и говорение, которые являются наиболее сложными для обучающихся.
В этой области развития языковых навыков рекомендуется шире использовать функциональный подход, отказавшись от простого заучивания грамматических правил и списков слов и отрабатывая языковые навыки на связных текстах. Кроме того, надо перенести акцент с выполнения репродуктивных заданий на задания продуктивные, что не только позволит повысить уровень языковых навыков, но и даст положительный эффект в области говорения и создания письменных текстов.
Использовать спецификации, кодификаторы и критерии оценивания НИКО для оценки работ и ответов обучающихся 5-8 классов на уроках с целью предъявления оптимальных требований на базовом уровне и выработки у обучающихся навыка самоконтроля при выполнении заданий
Родителям рекомендуется:
предоставить подростку все компоненты УМК по английскому языку, необходимые для учебы;
выяснить у учителей дефициты своего ребенка в области иностранного языка;
регулярно проверять, сумел ли ребенок выполнить полностью домашнее задание по иностранному языку, и выяснять, в чем состоят трудности при его выполнении;
не требовать перевода на русский язык изучаемых текстов на английском языке – современная методика преподавания иностранных языков ориентирована на беспереводное понимание; можно проверить знание русских соответствий английских слов;
использовать возможности дополнительного образования подростков и стимулировать их к познанию и интеллектуальному развитию;
следить за балансом учебной работы и отдыха;
в случае болезни ребенка связываться с учителем и выяснять домашнее задание либо просить дать задания и/или консультацию ребенку по скайпу;
помнить, что для обучающихся 5–8 классов вопросы неформального обучения, комфорта, здоровья являются значимыми условиями эффективного овладения учебным материалом, развитием языковых способностей и усвоением способов решения познавательных коммуникативных задач.
Только совместными усилиями и большим трудом профессионального сообщества учителей иностранного языка и родителей можно подготовить школьников страны к обязательному ЕГЭ.
Рекомендации по ликвидации типичных ошибок по видам деятельности
Линия 1 – аудирование
Анализ результатов заданий данной линии показал, что:
в целом у обучающихся сформированы умения понимать основное содержание диалогических текстов, построенных на изученном лексико- грамматическом материале;
однако у слабых учащихся понимание строится не на целостном восприятии текста, а на отдельных, выхваченных из текста знакомых словах, что часто приводит к неверному ответу;
не приступившие к выполнению задания учащиеся либо не имеют достаточной практики в слушании иноязычной речи, либо не владеют базовыми метапредметными умениями.
Можно рекомендовать при обучении аудированию:
5 класс
разбирать инструкции к заданиям и просить детей объяснить, что требуется выполнить в каждом конкретном задании;
разбирать сами задания и трудности, которые могут возникнуть в связи с их выполнением;
на каждом уроке слушать тексты, при этом давая разные типы заданий на понимание основного содержания текстов с опорой на картинки и без них;
знакомить обучающихся с разными стратегиями и приемами извлечения основной и запрашиваемой (нужной) информации в звучащем тексте;
показывать разные виды опор для понимания содержания текста, в первую очередь ключевые слова, цифры и грамматические конструкции, и учить выделять их при прослушивании более длинных текстов письменной фиксацией в виде слов или знаков;
приучить детей прослушивать тексты на уроке и дома не более 2 раз;
просить детей после выполнения задания прокомментировать трудности, с которыми они столкнулись, а после еще одного прослушивания скорректировать свои ответы и объяснить, почему ответ правильный/неправильный (рефлексия)
8 класс
давать задания на аудирование без опоры на письменный текст;
на каждом уроке слушать тексты, при этом давая разные типы заданий на понимание основного содержания текстов как монологического, так и диалогического характера;
приучить детей прослушивать тексты на уроке и дома не более 2 раз;
разбирать сами задания и трудности, которые могут возникнуть в связи с их выполнением;
знакомить обучающихся с разными стратегиями и приемами извлечения основной и запрашиваемой (нужной) информации в тексте;
показывать разные виды опор для понимания содержания текста, в первую очередь ключевые слова, цифры и грамматические конструкции, и учить выделять их при прослушивании более длинных текстов письменной фиксацией в виде слов или знаков;
включать в тексты для прослушивания небольшой процент незнакомых слов и слов из потенциального словаря;
подбирать тексты для прослушивания с мужскими, женскими, детскими голосами, с британским и американским вариантами произношения;
просить детей после выполнения задания прокомментировать трудности, с которыми они столкнулись, а после еще одного прослушивания скорректировать свои ответы и объяснить, почему ответ правильный/неправильный (рефлексия)
Линия 2 – чтение текста вслух
В заданиях этой линии проверялись навыки осмысленного чтения вслух небольшого простого текста. Максимальный балл за выполнение этого задания – 2.
Анализ неверных ответов показывает, что фонетические навыки обучающихся плохо сформированы.
5 класс
Типичные ошибки:
неправильное деление предложений на синтагмы (смысловые группы),
незаконченные предложения,
перечитывание отдельных слов несколько раз,
нарушение фразового ударения
слишком медленный темп чтения, не дающий возможности дочитать текст до конца.
слова, которые относятся к ключевой лексике, например, такие как ‘comfortable’, ‘clothes’, ‘fashionable’, ‘suit’, ‘uniform’, ‘school’. know, what, have, breakfast, good, very, school, work, family,
слова, которые читаются по правилам, например, eggs, cheese, tea, coffee, еat,
числительные, даже в рамках первого десятка (от 1 до 10), а некоторые учащиеся даже не смогли прочитать числительное «1».
неправильное ударение в словах ‘outside’, ‘comfortable’, ‘fashionable’, ‘T-shirts’, подменяли слова: skirts – shirts; people – pupil; when – then; their – the.
неправильное чтение окончаний: -ing (relaxing, playing), искажая звук [ŋ], окончания -ed в словах ‘cooked’, ’packed’
грубые фонетические ошибки, изменяющие значение и искажающие смысл высказывания, например: people – pupil; what – that; work –walk.
ошибки негрубого характера такие, как недочитывание окончаний, вставка звуков или артиклей, которых нет в тексте, неправильное произношение некоторых звуков.
Рекомендации:
использовать не только имитационный подход
чтение за диктором,
вместе с диктором, после диктора,
но и сознательно- имитационный подход
понимание
присвоение правил чтения;
отрабатывать произношение звуков в оппозиции фонем, например [d–t], [i–i:], [θ– ð];
для отработки звуков использовать рифмовки, песни, стихи;
при чтении использовать прием «фонетическая лестница / снежный ком» для отработки
слитности речи
правильного деления на синтагмы (смысловые группы
для облегчения восприятия интонации использовать движения рук, показывающие нисходящий или восходящий тон при оформлении коммуникативных типов предложений.
8 класс
Типичные ошибки:
интерференция (влияние родного языка на иностранный): неправильное произношение слов radio как [radio] вместо [reidiou], music как [музык]. Неправильное прочтение первой части слова nationwide (отсутствие дифтонга ei в первом слоге слова) оказалось весьма распространенной ошибкой.
неправильное ударение в словах nationwide, networks, newspapers, magazines.
недочитывание окончаний в словах detailed, appeared.
грубые фонетические ошибки, изменяющие значение и искажающие смысл высказывания, например: people – pupil; most – must; when – then.
опускание связующего ‘r’ при чтении there are
ошибки негрубого характера такие, как вставка звуков или артиклей, которых нет в тексте,
неправильное произношение межзубного звука [ð],
неправильную постановку фразового ударения (модальный глагол can в предложении не несет ударения).
неправильное произношение звуков [θ], [ð], [ŋ], [h];
неправильное чтенте слов с непроизносимыми согласными;
несоблюдение долготы гласных, что ведет к смешению разных слов;
неумение делить простые и сложные предложения на смысловые группы;
неумение читать числительные;
неумение читать смысловые группы с перечислением;
неправильное интонирование финальных и нефинальных смысловых групп и разных коммуникативных типов предложений.
Рекомендации
регулярно повторять основные правила чтения слов;
постоянно работать над произношением, проводить фонетическую зарядку на каждом уроке;
объяснить, как нужно работать с чтением текстов вслух на уроке и дома:
найти в тексте трудные для произношения слова и затранскрибировать их.
Затем следует прослушивание текста, его фонетическая разметка и комментирование фонетических явлений.
Затем предлагается учащимся прочитать текст по разметке (хором, в парах друг другу, индивидуально: шепотом и вслух).
Следующий этап – чтение текста без разметки в парах или индивидуально.
Затем текст нужно выучить наизусть или пересказать.
Заключительный этап – составление учащимся подобного текста и его презентация с соблюдением интонации, предложенной в тексте-образце;
постоянно давать задания на чтение коротких текстов вслух (с подготовкой и без нее);
четко следовать этапам отработки работы над произношением:
восприятие,
имитация,
дифференциация (осознание),
звуковое комбинирование,
интонационное комбинирование;
просить учащихся читать тексты вместе с диктором, за диктором, без диктора;
размечать интонационно тексты в соответствии с чтением диктора и давать их вначале для тренировочного чтения, а затем для контрольного чтения;
записывать чтение текстов вслух на цифровые носители и обсуждать их с обучающимися;
завести блокноты, в которых фиксировать фонетические ошибки учащихся, над которыми они должны работать дома.
Линия 3 – говорение (монологическое высказывание – описание фотографии)
ожидалось связное описание фотографии с опорой на качественную цветную фотографию, имели перед глазами вербальную опору на английском языке – план ответа.
Полторы минуты отводилось на подготовку и не более двух минут – на ответ.
Рекомендации (общие для 5 и 8 класса)
больше внимания уделять неподготовленной спонтанной речи обучающихся с опорой на фотографию;
самому учителю больше говорить на уроке на иностранном языке, чем на русском языке
вовлекать учащихся в общение: ученики должны говорить бόльшую часть урока,
учебное время справедливо делить между сильными, слабыми и средними учащимися;
разбирать инструкции к заданиям и просить детей объяснить, что им требуется выполнить;
разбирать сами задания и трудности, которые могут возникнуть в связи с их выполнением;
научить работать по плану, четко соблюдая все предложенные пункты в правильном порядке, что помогает выстроить логичное и четкое высказывание;
научить описывать только то, что изображено на картинке, не выдумывать и не добавлять ничего лишнего;
научить применению простейших средств связи
5 класс — типа and, but, or для логических переходов в монологе;
8 класс — для обеспечения связности высказывания и логических переходов в монологе;
научить выражать собственное мнение, объясняя его (8класс);
давать задания не только на репродукцию (заучивание наизусть монологов, диалогов), но и на продукцию, составление монологов/диалогов по разным опорам:
по аналогии с образцом,
ключевым словам,
плану,
речевой ситуации,
картинке,
проблемным вопросам,
первой фразе и т.д.;
сделать контроль умений говорения регулярным, использовать разные его виды и формы;
записывать подготовленную и неподготовленную речь пятиклассников на цифровые носители
обсуждать положительные и отрицательные стороны их монологических и диалогических высказываний,
при этом создавать благожелательную, доверительную обстановку, способствующую
осознанию важности таких обсуждений.
Линия 4 – чтение с пониманием основного содержания
В целом задания по чтению с пониманием основного содержания выполнены с гораздо более высокими результатами, чем задания по чтению вслух и говорению.
Можно считать, что у значительной части обучающихся сформированы базовые умения чтения с пониманием основного содержания.
Типичные ошибки:
неумение выделять ключевые слова в тексте и
«выхватывание» знакомых слов без учета контекста их употребления.
отсутствие понимания межпредметных универсалий
недостаточно высокий уровень когнитивного развития обучающихся.
В качестве рекомендации представляется важным отметить следующее:
5 и 8 классы
Умения чтения с разной глубиной проникновения в содержания текста являются основой для развития других речевых умений, а также для когнитивного развития учащихся.
Уверенное владение умениями чтения является важным условием дальнейшего успешного освоения курса иностранного языка.
Рекомендации
поэтому на уроках в начальной школе рекомендуется уделять большое внимание выполнению заданий на понимание общего содержания текста.
систематически выполнять задания
на определение основной темы текста
на выбор подходящей темы из предложенного списка,
на придумывание заголовков к текстам
на составление плана прочитанного текста.
Кроме того, представляется, что в школьном обучении все еще часто используется перевод текста на русский язык как способ проверки его понимания. Это противоречит современным подходам, ориентированным на беспереводное понимание, особенно когда речь идет о чтении с пониманием основного содержания.
использовать различные способы контроля понимания прочитанного, не полагаясь на перевод.
на уроках в основной школе рекомендуется уделять большое внимание выполнению заданий на понимание общего содержания текста
Линия 5 – грамматические навыки
В заданиях данной линии проверялись навыки использования грамматических форм в коммуникативно-значимом контексте (в связном тексте).
5 класс
При обучении грамматике следует принимать во внимание интегративный характер живого человеческого языка, связь разных видов речевой деятельности. Языковые навыки являются основой
речевых умений и должны формироваться в неразрывном единстве.
Современные подходы к преподаванию иностранных языков диктуют функциональный принцип и обучение грамматике в коммуникативно-значимом контексте.
Можно рекомендовать
увеличение доли заданий по грамматике, построенных на связных текстах;
обязательный анализ использования изучаемого грамматического явления в связном тексте;
переход от репродуктивных к условно-продуктивным и продуктивным заданиям для формирования грамматических навыков
8 класс
Ответы обучающихся свидетельствуют о том, что далеко не все из них владеют формами неправильных глаголов и пассивным залогом. Несколько лучше обстоит дело со сравнительными степенями прилагательных и формами местоимений
Можно рекомендовать на уроках уделять больше внимания грамматическим заданиям, основанным на связных текстах, причем добиваться понимания их общего содержания и функций изучаемых
грамматических форм, а не просто механической их подстановки без внимания к контексту.
Линия 6 – лексические навыки
В заданиях этой линии проверялись навыки использования лексических единиц в коммуникативно-значимом контексте.
5 класс
Рекомендации по формированию лексических навыков близки по своей сути к рекомендациям по формированию грамматических навыков. Бесполезно заучивать грамматические правила без выхода
в продуктивные задания, и бесполезно заучивать списки слов без выхода в продукцию. Современные подходы к преподаванию иностранных языков диктуют функциональный принцип и обучение лексике в коммуникативно-значимом контексте.
Можно рекомендовать
увеличение доли заданий по лексике, построенных на связных текстах;
обязательный анализ использования изучаемой лексики в связном тексте;
переход от репродуктивных к условно-продуктивным и продуктивным заданиям для формирования лексических навыков.
8 класс
Анализ выполнения данного задания показывает, что обучающиеся хорошо справляются с заполнением пропусков глаголами, выражающими конкретные действия, и им труднее дается заполнение пропусков другими частями речи с менее конкретным лексическим значением. Отдельные ошибки вызваны невниманием к лексической сочетаемости.
Можно рекомендовать
уделять больше внимания заучиванию и тренировке употребления словосочетаний (а не отдельных слов).
Использование лексических заданий на основе связных текстов может значительно улучшить языковые навыки обучающихся.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ с. ЧЕРНЯЕВКА» 368812, Российская Федерация, Кизлярский район, с. Черняевка, ПМК-5 телефон: e—mail: [email protected] |
СПРАВКА
по итогам классно-обобщающего контроля в 5 классах
Тема: «Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в среднем звене школы».
Цель: учёт индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене, сформированность ЗУН, условия нормализации учебной нагрузки учащихся.
Сроки: октябрь 2017 года.
Проверяющий: Султанов Т.Р.-зам. директора по УВР.
Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа:
1. Посещение уроков русского языка, литературы, математики, иностранного языка.
2. Проведение и анализ административной контрольной работы по русскому языку в форме диктанта с грамматическим заданием, административной контрольной работы по математике, проверка техники чтения.
3. Проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.
4. Проверка дневников.
5. Анкетирование учащихся на выявление дезадаптации.
В текущем учебном году в школе один пятый класс, в которых обучается 20 учащихся. Классный руководитель Сеферова Э.Р. В процессе наблюдения за процессом адаптации в пятом классе посещались уроки, велось наблюдение за поведением учащихся на переменах и внеклассных мероприятиях, изучались личные дела, проводились беседы с классными руководителями (бывшим и новым), учителями – предметниками. Уроки посещались зам. директора по УВР Султановым Т.Р., педагогом психологом Омаровым Г.С.
Результаты проделанной работы показали: класс достаточно проблемный и требуют особого внимания. Основа 5 класса – дети слабоуспевающие, которые в 4-м классе успевали в основном на «3», со средним социальным статусом и самооценкой. Часть из них активно участвовала в школьной жизни, добивалась определенных успехов.
В 5 классе большая часть учащихся – слабоуспевающие дети. У них низкий уровень овладения основными ЗУНами, низкий уровень познавательных интересов, учебной мотивации. В пятом классе, как свидетельствуют результаты наблюдении, у них далеко не все получается, не хватает прилежания, знаний, поэтому успехи значительно ниже. А большинству обучающихся (из бывших успешными в 4-м классе) не хватает объективности, самокритичности в оценке себя и своих возможностей, и как следствие, заниженные требования к себе и завышенные требования к окружающим, малейшую критику в свой адрес, недостаточно высокую (на их взгляд) оценку они воспринимают как личное оскорбление, ущемление их свобод, личную неприязнь.
В 5 классе 20 многодетных семей, у 10 учащихся родители находятся в разводе, 14 – из неполных семей, 3 учащихся из малообеспеченных семей.
У всех детей удовлетворительные жилищно-бытовые условия.
Овладевать программным материалом способны не все. Это такие учащиеся, как: Муртузалиев Гаджимагомед, Муртузалиев Магомед, Газиев Магомед. Данные учащиеся требуют к себе индивидуального подхода, большего внимания на уроках. Низкая мотивация к обучению у таких учащихся, как: Ибрагимов Магомедрасул, Мусаев Саид. Дети различны по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. На уроках непоседливы: Зулкипов Рабадан, Газиев Омар, Муртазалиев Гасан. Все дети достаточно подвижны, импульсивны, жизнерадостны. Любят подвижные игры, соревнования. Активность класса в участии во внеклассных мероприятиях на хорошем уровне. Ребята с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях класса и школы. Есть группа учеников, которые являются первыми помощниками классного руководителя: (Ахмедов Давуд, Зулкипов Рабадан, Алиева Патимат, Курамагомедова Патимат). Ученики заняты в различных секциях и кружках. Все ребята имеют поручения по классу. Дисциплина в 5 классе нормальная, грубых нарушений со стороны учеников не наблюдаются. Отношения между учениками доброжелательные. Учебный процесс и воспитательная работа планируется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Учащихся состоящих на учете в школе или ПДН нет.
Преподавание русского языка в 5 классе ведется по программе Министерства образования РФ для общеобразовательных учреждений по учебнику Ладыженской Т.А. «Русский язык». В 5 классе предмет преподаёт Нежвединова В.В.. Преподает первый год. Посещение уроков в 5 классе показало, что учитель знает психолого-физиологические особенности учащихся данного возраста, владеет методикой построения урока, этапы урока чётко прослеживаются, учитель включает задания развивающего характера, применяют на уроках различные формы и методы обучения.
Для нормализации учебной нагрузки Виктория Владимировна практикует разноуровневое тестирование, работу в парах, групповые формы работы, использует дифференцированные домашние задания, учитывая индивидуальные особенности и личностные качества учащихся, использует информационные технологии и мультимедийные. Все учащиеся активны, организованны. Учитель владеет детским коллективом. Следует отметить доброжелательность учителя по отношению к детям, корректность в замечаниях и исправлении ошибок.
Нежвединова В.В. на уроках организует индивидуальную работу, опираясь на способности и особенности каждого ученика, систематически использует словесные формы поощрения, что создаёт ситуацию успеха обучающегося и снижает уровень тревожности ученика. Однако систематическое использование раздаточного и наглядного материала могло бы увеличить эффективность работы в этом направлении.
Анализ административной контрольной работы по русскому языку Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по русскому языку за курс начальной школы после повторения.
Класс |
Количество учащихся по списку |
Количество писавших работу |
Количество учащихся, получивших оценки |
% успеваемости |
% качества знаний |
Средний балл |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
||||||
5 |
20 |
17 |
3 |
7 |
2 |
5 |
70,6 |
58,8 |
3,5 |
Наиболее типичные ошибки:
–написание безударной гласной, проверяемой ударением: 6 уч.
— написание безударной гласной, непроверяемой ударением: 8 уч.
— правописание суффиксов имен существительных: 4 уч.
— правописание – ы и – и в словах: 5 уч.
Тсхника чтения
•Цели проверки:
1. Проверить правильность, беглость, осознанность и выразительность чтения учащимися художественных произведений.
2. Провести диагностику техники чтения учащимися на начало учебного года.
В ходе проверки установлено:
Класс |
Количество учащихся по списку |
Количество читавших |
Количество учащихся, получивших оценки |
% успеваемости |
% качества знаний |
Средний балл |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
||||||
5 |
20 |
17 |
2 |
0 |
2 |
13 |
23,5 |
11,8 |
2,5 |
Типичные ошибки: замена слогов, неправильная постановка ударения, искажение слов.
Преподавание математики. Математика в 5 классе преподается по программе для общеобразовательных школ по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика» для 5-х классов.
Посещенные уроки показали, что учитель математики Абдулаев А.С. владеет методикой ведения урока, знает возрастные особенности пятиклассников. Он формирует необходимые ЗУН, используя для этого разнообразные формы и методы обучения. Имеющийся в кабинете подбор раздаточного материала способствует нормализации учебной нагрузки учащихся, созданию ситуации успеха у всех школьников, развивает навыки контроля и самоконтроля, что способствует успешной адаптации учеников к условиям обучения в среднем звене школы. Но для успешности адаптации и предупреждению перегрузки учащихся следует дифференцировать задания на всех этапах урока.
Анализ административной контрольной работы но математике на повторение
•Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по математике за курс начальной школы после повторения.
Класс |
Количество учащихся по списку |
Количество писавших работу |
Количество учащихся, получивших оценки |
% успеваемости |
% качества знаний |
Средний балл |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
||||||
5 |
20 |
13 |
5 |
2 |
4 |
2 |
84,6 |
53,8 |
3,8 |
Типичные ошибки:
1. Сравнение значения выражений – 7 уч.
2. Порядок выполнения действий – 4 уч.
3. Решение уравнений – 5 уч.
4. Задача на нахождение периметра прямоугольника – 7 уч.
5. Нахождение значения выражений – 4 уч.
6. Задача на пропорции – 3 уч.
7. Задача на доли дроби – 9 уч.
Преподавание иностранного языка. В 5 классе преподавание английского языка ведется по федеральной примерной программе по иностранным языкам по учебнику В.П. Кузовлева. Учитель первой квалификационной категория Магомедова Л.В. на уроках проводит работу, направленную на развитие устной речи учащихся, навыков письма, аудирования. Для исключения перегрузки учащихся использует дифференцированные домашние задания. Людмила Владимировна ведёт работу по их успешной адаптации к условиям обучения в среднем звене школы, однако разнообразие форм и методов работы на уроке, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на всех этапах урока, рациональные приёмы повторения изученного материала сделает эту работу более эффективной.
Проверка рабочих тетрадей
В период классно-обобщающего контроля были проверены рабочие тетради учащихся 5 класса по математике, русскому языку.
Цель: соблюдение единого орфографического режима, работа учителя и ученика с тетрадью, объем домашних заданий.
Тетради но русскому языку.
Тетради по русскому языку проверялись заместителем директора по УВР Султановым Т.Р. Все учащиеся имеют по две рабочие тетради, которые подписаны в соответствии с правилами единого речевого режима школы. У трёх учеников 5 класса тетради неаккуратны. Тетради учащихся 5 класса проверяются ежедневно. Во всех рабочих тетрадях прослеживаются темы уроков. Объем домашних заданий соответствует норме для учащихся 5 класса. Используется приём графического объяснения орфограмм. Учитель пишет образцы правильного написания букв и соединений. Однако следует отметить малый объём классной работы у отдельных учеников и низкий уровень каллиграфии.
Тетради по математике. Тетради по математике проверялись заместителем директора по УВР Султановым Т.Р. Тетради по математике в 5 классе проверяются, но не регулярно, отдельные тетради имеют неряшливый вид. Объем классных и домашних работ выдержан, но в работах не просматривается дифференцированность заданий. Учителю следует обратить внимание на каллиграфию.
7. Проверка дневников. Проверку дневников проводил зам. директора по УВР Султанов Т.Р. Не все дневники учащихся 5 класса в хорошем состоянии, не всегда своевременно классный руководитель выставляет оценки. Отдельные дневники неаккуратны, имеются неисправленные ошибки.
8. Анкетирование учащихся на выявление случаев дезадаптации среди пятиклассников. (Результаты прилагаются)
В классе, как свидетельствуют результаты диагностики, в связи с увеличившейся нагрузкой, более высокими требованиями учителей- предметников наблюдаются случаи дезадаптации.
Для выявления случаев дезадаптации и оценки причин, вызвавших дезадаптацию
пятиклассников к новым условиям обучения, проводилась диагностика с помощью опросников «Чувства в школе», «Самооценка».
Результаты опросника «Чувства в школе» свидетельствуют о том, что у учащихся пятого класса преобладают, в основном, позитивные чувства, связанные с обучением в среднем звене:
60 % пятиклассников испытывают желание учиться в пятом классе;
50% — испытывают к учителям — предметникам чувство симпатии и благодарности;
40% — чувствуют уверенность в себе.
Однако на фоне позитивных чувств, испытываемых пятиклассниками, наблюдаются и негативные:
63% испытывает чувство тревоги за будущее;
50% — беспокойство;
30% — сомнение.
Следует отметить, что в начале учебного года большая часть школьников (пятиклассники не являются исключением) испытывает беспокойство и тревогу, их мучают сомнения в своих силах, они не удовлетворены собой. В принципе это является нормой для переходного периода, начального этапа адаптации.
Качественный анализ результатов анкетирования, индивидуальные беседы с учащимися и учителями свидетельствуют о том, что чувство раздражения и скуки наблюдается на уроках у тех учащихся, которые из-за пробелов в знания, из-за особенностей когнитивной сферы, медленного темпа работы не могут быстро и качественно выполнять задания, с трудом усваивают новый учебный материал.
Выводы.
-
Не все учащиеся 5 класса подготовлены к изучению учебного материала.
-
В основном, адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах допустимой нормы, но среди учащихся пятого класса наблюдаются случаи временной дезадаптации.
-
Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы, но результаты анкетирования всё же свидетельствуют о наличии временной дезадаптации отдельных учащихся, что является показателем недостаточности работы в этом направлении.
Рекомендации.
-
Учителям — предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки.
-
Учителям-предметникам использовать разноуровневую дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников, разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, в системе учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
-
Педагогу-психологу Омарову Г.С., учителям-предметникам, классному руководителю Сеферовой Э.Р. продолжить наблюдение за процессом адаптации пятиклассников (в частности — за учащимися группы «риска»), исключать случаи безнравственного поведения ребят, своевременно оказывать им необходимую психологическую помощь. Психологу школы (в конце декабря) провести повторно, анкетирование учащихся, родителей с целью выявления уровня мотивации, тревожности по итогам классно-обобщающего контроля.
-
Учителям, работающим в 5 классе вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.
-
Учителям-предметникам продолжить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии.
-
Провести промежуточные и итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, проверку техники чтения в декабре и апреле месяце.
-
Обсудить результаты классно-обобщающего контроля совместно с учителями начальной школы на МО классных руководителей.
Справку составил заместитель директора по УВР: ________________Т.Р. Султанов