Типичные ошибки экспозиции виды диагностика профилактика

Типичные ошибки экспозицииЛюбой, кто пробовал сделать фотографию в очень солнечный день, знаком с пересветами или затемнением снимка. Это выражается в неправильности экспонирования кадра, которое часто допускают неопытные фотографы. Необходимо знать как не допустить эти дефекты, чтобы улучшить свои навыки. Рассмотрим какие бывают типичные ошибки экспозиции, что их вызывает и можно ли их исправить.

  • Экспозиция в фотографии
  • Какие бывают ошибки
  • Что может вызвать ошибки в экспозиции
  • Можно ли исправить ошибки и что для этого нужно

Экспозиция в фотографии

памятка как правильно настраивать фотокамеру Чтобы разобраться с экспоошибками, для начала необходимо понимать, что такое экспозиция.

Экспозицией называется количество света, которое попадает на матрицу фотоаппарата. Этот показатель всегда необходимо учитывать для получения фотографий хорошего качества. Хорошо рассчитанная экспозиция обозначает корректное сочетание трех факторов: выдержки, ISO и диафрагмы. Чтобы определить хорошо ли экспонирована фотография, нужно посмотреть на самые светлые и затемненные части. Они не должны быть слишком выраженными, на них должны прослеживаться детали.

Сейчас фотографу гораздо легче хорошо распределить свет в кадре, ведь в наше время во всех камерах есть экспонометр – прибор, способный замерять эту величину. При использовании автоматического режима съемки, камера сама меняет показатели этой съемки. Но применять такой режим не стоит, особенно, если вы планируете развивать свои способности в фотографии. К сожалению, техника не всегда работает идеально, нередко автоматические настройки только ухудшают фото, создавая дефекты. А понимание работы с экспозицией и эксперименты обязательно помогут в будущем при съемке в непростых условиях или исполнении задумки.

В самом начале освоения света и тени в кадре, новички будут получать огромное количество снимков с переэкспонированием и недоэкспонированием. Да и профессионалам далеко не всегда удается найти хорошее соотношение трех факторов, когда условия съемки очень трудные.

Какие бывают ошибки

Ошибки экспозиции делятся на два вида: когда кадр недоэкспонирован или переэкспонирован.

На недоэкспонированной фотографииНедоэкспонированный кадр можно увидеть множество слишком затемненных частей снимка, где совсем не видно деталей, цвета теряют яркость или искажаются. Все это происходит по той причине, что при съемке на матрицу фотоаппарата попало недостаточно света. Часто такая проблема встречается при съемке в условиях плохого освещения или неверных настроек выдержки, диафрагмы или светочувствительности. Такие фотографии впоследствии практически невозможно поправить. Чтобы избежать ошибки в виде недодержанного кадра в условиях Переэкспонированный кадрнедостатка света, лучше всего увеличить время выдержки. Чем больше времени затвор будет открыт, тем больше света попадет на матрицу. Также можно увеличить ISO, но при этом есть большая вероятность возникновения шума на фотографии.

Если же фотография переэкспонирована, то она наоборот будет слишком светлой и неконтрастной. В более ярких участках пропадут детали, цвета смажутся. Такая проблема возникает при съемке с ярким освещением или при использовании вспышки на небольшом расстоянии от объекта. Такие фотографии, к сожалению, поправить уже не выйдет, поэтому лучше заранее их избегать. Для этого лучше не фотографировать прямо напротив источника света и снизить значения выдержки, ISO, прикрыть диафрагму.

Что может вызвать ошибки в экспозиции

Разобравшись в том, что представляют собой ошибки экспозиции, становится понятно, что лучше их избегать до спуска затвора. Конечно, всегда следует быть готовым, к тому, что нужно будет поэкспериментировать с настройками фотоаппарата во время съемки. Но лучше знать, в каких ситуациях на это понадобится больше времени. Поэтому разберем непростые случаи, которые могут спровоцировать ошибки экспозиции:

  1. Затемненный фон. Если объект съемки расположен на фоне темного цвета, например, при создании портрета, то велика вероятность, что фотоаппарат не воспримет настоящий оттенок и создаст ошибку. Таким образом, фон может стать гораздо светлее, соответственно, и объект будет пересвечен. В этой ситуации следует снизить экспозицию на пару значений;
  2. Темный объект. Такая ситуация схожа с первой. Если, к примеру, фотографировать девушку в черном платье. В результате также может получиться переэкспонированная фотография. И выход здесь тот же — снизить значение экспозиции;
  3. Светлый фон. Съемка чего-либо на хорошо освещенном фоне – одна из наиболее сложных ситуаций. Если предмет расположен на фоне солнца, например, то техника при автоматическом режиме создаст ошибку. Объект съемки в данном случае будет очень затененным. Чтобы это предотвратить, самостоятельно сделайте экспокорекцию кадра;
  4. Светлый объект. Технике не просто хорошо распределить свет на фотографии, как при ярком фоне, так и при светлом цвете предмета, из-за чего получается ошибка. Поэтому, в таком случае, объект получится пересвеченным, и, как и в других случаях, рекомендуется понизить экспозицию;
  5. Съемка напротив источника света. Как ни старайся, но иногда приходится работать и в таких условиях, ради реализации задумки. На самом деле, можно получить очень интересные фотографии, снимая напротив источника яркого света. Но при таком расположении светового потока, техника не может справиться с настройками экспозиции для такого кадра, поэтому ошибка неизбежна. В такой ситуации, скорее всего, придется значительно повысить экспозицию на фотографии, в зависимости от силы света;
  6. Высокая контрастность. Снимая кадр с сильным перепадом темного и светлого, например, в солнечный день, придется делать выбор, какой участок поставить в приоритет. Здесь все зависит от того, какой участок наиболее важен, где вы хотите показать детали больше. После того как выбор сделан, необходимо сделать замер параметров по этому участку. Фотография, скорее всего, не будет идеальной целиком и ошибки не получится избежать, зато важные детали не потеряются.

Конечно, это не все случаи, когда автоматически фотоаппарат не сможет справиться с настройками. Их существует бесконечное множество, все не перечислить, поэтому необходимо набивать руку и всегда быть готовым самостоятельно решить ошибки.

Можно ли исправить ошибки и что для этого нужно

Постобработка недоэкспонированных снимковНо что же делать, если неудачный снимок уже получен, а возможности сделать новый – нет? В таком случае можно попытаться поправить фотографию после, с помощью компьютерной обработки. Не всегда это получается так, как хотелось бы, но все же иногда реально вернуть снимку детализацию. В устранении таковых ошибок поможет графический редактор. Сейчас практически любой редактор имеет возможность отредактировать яркость фото, как полностью, так и отдельных участков. Например, в известном Adobe Photoshop есть сразу несколько инструментов, которые могут помочь решить проблему. Такие как: уровни, яркость/контраст, цвета/насыщенность.

Если кадр совсем немного нуждается в редактуре, то исправить можно оба вида ошибок. Но если кадр сильно пересвечен, спасти его вряд ли удастся. А поправить недоэкспонированную фотографию удастся с большей вероятностью. Но при этом всегда есть вероятность потери качества снимка.

Зная, какие ошибки экспозиции могут произойти и в каких обстоятельствах, можно постараться их избежать. Главное — реже использовать автоматический режим настройки фотоаппарата, больше практиковаться в ручном управлении параметрами экспозиции и не бояться непредвиденных обстоятельств. Тогда все фотографии будут получаться безупречно или близко к этому.

Типичные ошибки экспозиции

Мы представляем вашему вниманию фотографии, демонстрирующие наиболее частые ошибки в отработке экспозиции и примеры правильного экспозамера. Подробно об этой теме читайте в следующем «Практикуме»

1. Снимок сделан с большой глубиной резкости (диафрагма F16), в итоге фотография получилась «плоской», фон не только отбирает много внимания, но и сливается с силуэтом девочки.

Типичные ошибки экспозиции

2. Исходные данные: модель стоит на ярком солнце на фоне темной листвы. Замер экспозиции был сделан по глубоким теням заднего плана, что, естественно, вызвало пересвет на лице и куртке.

Типичные ошибки экспозиции

2. Исходные данные: модель стоит на ярком солнце на фоне темной листвы. Замер экспозиции был сделан по глубоким теням заднего плана, что, естественно, вызвало пересвет на лице и куртке.

Типичные ошибки экспозиции

3. Исходные данные: модель стоит в тени на фоне ярко освещенной воды. Замер экспозиции был сделан по светлому фону. В итоге не проработались детали в тенях и модель «потеряла» лицо.

Типичные ошибки экспозиции

4. Фотография сделана при открытой диафрагме F2,8, что дало малую глубину резкости и позволило размыть задний план. В итоге модель заметно вышла на передний план.

типичные ошибки экспозиции

4. Фотография сделана при открытой диафрагме F2,8, что дало малую глубину резкости и позволило размыть задний план. В итоге модель заметно вышла на передний план.

типичные ошибки экспозиции

5, Замер экспозиции был сделан по лицу модели. В итоге мы получили снимок с правильной проработкой в светах и тенях.

Типичные ошибки экспозиции

6. Экспозамер сделан по лицу. В итоге мы получили правильную экспозицию с хорошей проработкой и лица и фона.

типичные ошибки экспозиции

6. Экспозамер сделан по лицу. В итоге мы получили правильную экспозицию с хорошей проработкой и лица и фона.

типичные ошибки экспозиции

Фотография была сделана с проводкой (выдержка 1/30 с) — в момент нажатия на кнопку спуска объектив двигался за девочкой, сопровождая ее. В итоге бегущая девочка получилась достаточно резкой при размытом

Типичные ошибки экспозиции фоне. Этот довольно сложный прием требует хорошего навыка, но позволяет получать интересные динамичные кадры.

Фотография была сделана с длинной выдержкой 1/30 с и неподвижной камерой относительно объекта съемки. В итоге и объект и фон получились смазанными.

Фотография была сделана с выдержкой 1/3000 с, что вызвало «замораживание» подпрыгнувшего ребенка. Кадр интересен, но слабо передает динамику движения.

_______________________

Читайте также:

Corel Paint Shop Pro X2. Какой эффект!

Урок Photoshop. Обработка фотографий фильтром Distort

Урок Photoshop. Применение фильтров в портрете

Недоэкспонированный кадр фоне. Этот довольно сложный прием требует хорошего навыка, но позволяет получать интересные динамичные кадры.

Фотография была сделана с длинной выдержкой 1/30 с и неподвижной камерой относительно объекта съемки. В итоге и объект и фон получились смазанными.

Фотография была сделана с выдержкой 1/3000 с, что вызвало «замораживание» подпрыгнувшего ребенка. Кадр интересен, но слабо передает динамику движения.

_______________________

Читайте также:

Corel Paint Shop Pro X2. Какой эффект!

Урок Photoshop. Обработка фотографий фильтром Distort

Урок Photoshop. Применение фильтров в портрете

Экспозиция — это определенное количество света, попадающее на матрицу фотоаппарата. Точная подборка экспозиции очень важна для получения качественного снимка.

Недоэкспонированный кадр

Недоэкспонированный кадр

Недоэкспонированный кадр

Если ваш снимок получился немного затемненным, его смело можно назвать недоэкспонированным. Это означает, что матрица получила недостаточное количество света. И виной тому недостаточное значение приоритета выдержки. Это могло произойти из-за тусклого освещения, слишком большого расстояния  между фотоаппаратом и объектом съемки и из-за большой скорости затвора фотокамеры.

Чтобы избежать недоэкспонирванность кадра, вы должны сделать следующее:

  • Отрегулируйте на фотокамере скорость затвора. Чем медленнее скорость затвора, тем больше света захватывает матрица.
  • Немного сократите расстояние от фотоаппарата до объекта съемки.
  • По возможности постарайтесь использовать дополнительный свет.
  • Воспользуйтесь такой полезной функцией в фотоаппарате, как коррекция экспозиции. Чтобы снимок стал светлее, вам необходимо увеличить экспозицию до +1 или до +2.

Переэкспонированный кадр

Переэкспонированные фотографии могут получиться при слишком ярком освещении. Фотографии могут получиться излишне яркими, смазанными, важные детали объекта съемки теряются в ярком свете.

Поэтому перед фотосъемкой стоит учесть несколько простых правил:

  • Не стоит фотографировать против света, т.к. слишком яркий свет может «обрезать» силуэт снимаемого объекта и ваша фотография получится не четкая. Пусть источник света будет за вашей спиной или немного сбоку, тогда ваша фотография не будет казаться пересвеченной.
  • В яркий солнечный летний день снимайте в тенистой местности. При необходимости используйте вспышку.
    Переэкспонированный кадр
    Переэкспонированный кадр

Не расстраивайтесь, если все у вас получились темные или пересвеченные кадры. К вам на помощь всегда придут современные графические редакторы типа Фотошопа, которые могут исправить любой недостаток фотографии.

Как известно, экспозиция – это то определенное количество света, которое попадает на светочувствительную пленку или матрицу цифрового фотоаппарата. Она очень важна для получения качественных снимков. Правильная экспозиция предполагает грамотное сочетание значений выдержки, диафрагмы и светочувствительности (ISO). На фотографиях правильную экспозицию можно визуально определить как отсутствие слишком темных или слишком светлых участков изображения.

Определиться с правильной экспозицией фотографу сегодня гораздо проще, чем в пленочные времена. Ведь во все современные цифровые камеры встраивается специальный прибор для замера экспозиции – экспонометр. С его помощью электроника камеры может самостоятельно менять параметры съемки в автоматических режимах.

Впрочем, пользоваться автоматическими режимами съемки человеку, желающему научиться основам фотографического мастерства, ни к чему. Лучше сразу учиться в ручном режиме, экспериментируя и выставляя вручную значения выдержки, диафрагмы и светочувствительности. Знания и опыт в ручной настройке параметров экспозиции могут впоследствии помочь во многих съемочных ситуациях. Тем более, что и электроника цифровых камер в определении экспозиции работает далеко не безгрешно.

Конечно, на первом этапе новичку придется столкнуться с постоянными ошибками в экспозиции. Но профессиональные фотографы, к слову сказать, тоже нередко ошибаются в определении правильной экспозиции, когда речь идет о съемке в довольно сложных условиях. В этой связи фотографам стоит напомнить о наиболее частых ошибках в отработке экспозиции.

Переэкспонированный (передержанный) кадр

Переэкспонированный (передержанный) кадр

Ошибки в экспозиции приводят к переэкспонированным (передержанным) или недоэкспонированным (недодержанным) кадрам. Недоэкспонированный кадр характеризуется затемненными участками изображения, пропаданием отдельных деталей в тенях или размытием цветов. Это результат того, что на матрицу фотоаппарата во время съемки попало недостаточное количество света. Причиной недоэкспонированного кадра чаще всего являются условия низкой освещенности и недостаточное значение приоритета выдержки.

Недоэкспонированные в большинстве случаев бесполезны, они лишены деталей и слишком темны, а потому только некоторые из них можно восстановить программными способами или с помощью печати на высококонтрастной бумаге. Чтобы избежать недоэкспонирванного кадра следует подкорректировать значение выдержки, снизив скорость работы затвора. Чем медленнее будет скорость затвора, тем больше света захватит матрица во время экспонирования кадра. Можно также несколько сократить расстояние до объекта съемки или постараться использовать дополнительное освещение.

В свою очередь, переэкспонированные кадры получаются тогда, когда на матрицу фотоаппарата попадает слишком много света. В результате, фотографии характеризуются излишней яркостью, смазанностью и слабоконтрастностью, в них отсутствуют некоторые детали в светлых участках и присутствуют размытые цвета. Такие кадры часто получаются при съемке в условиях слишком яркого освещения, например, при фотографировании на улице в солнечный день.

Недоэкспонированный (недодержанный) кадр

Недоэкспонированный (недодержанный) кадр

Съемка со вспышкой близко расположенных предметов также нередко приводит к переизбытку света даже при закрытой диафрагме. Переэкспонированные кадры, к сожалению, уже не восстановить никакими программными или лабораторными способами. Для того, чтобы избежать подобного эффекта, не стоит фотографировать прямо против света. Лучше расположить источник света за своей спиной или немного сбоку от объекта съемки. При съемке на улице в яркий солнечный день можно найти какое-либо тенистое место и там фотографировать.

Теперь рассмотрим наиболее распространенные ситуации, когда условия съемки приводят к ошибкам в экспозиции:

  • Объект на темном фоне. Когда Вы снимаете какой-либо объект на темном фоне, электроника камеры может запечатлеть его как серый, вследствие чего нередко возникает передержка и объект выходит на фотографии слишком светлым. Рецепт один – уменьшите экспозицию на полторы – две ступени.
  • Темный объект. Съемка темного объекта, например, человек в черном плаще, также может обернуться переэкспозицией. И здесь от Вас может потребоваться уменьшение экспозиции на две – две с половиной ступени.
  • Объект на ярко освещенном фоне. Это одна из наиболее сложных съемочных ситуаций, например, съемка человека на фоне яркого солнца или блестящего снега. При использовании автоматических режимов съемки электроника камеры зачастую ошибается в экспозиции и главный объект съемки на фотографии получается слишком темный. В такой ситуации следует вручную увеличить экспозицию на полторы – две ступени.
  • Съемка яркого объекта. Фотографирование любого светлоокрашенного объекта может ввести в заблуждение цифровую камеру, что приведет к недоэкспонированному кадру. Рекомендуется увеличить уровень экспозиции на две или две с половиной ступени.
  • Съемка против света. Хотя мы уже говорили о том, что таких случаев лучше избегать, тем не менее, бывают ситуации, когда фотографу требуется снять объект именно против яркого света. Ведь иногда такая съемка дает действительно интересные результаты. Но, к сожалению, ярко освещенный фон сильно влияет на параметры экспозиции, и электроника камеры очень часто ошибается в такой ситуации. Это приводит к сильно недодержанным кадрам. В зависимости от яркости света следует вручную увеличить экспозицию от одной до трех ступеней.
  • Высококонтрастная сцена. При съемке высококонтрастных сцен, например, в яркую солнечную погоду Вам придется решить, какими деталями изображения можно пожертвовать – либо самыми яркими, либо, наоборот, теми, что находятся в тени. После того, как Вы определились, нужно измерить экспозицию по той части кадра, которая будет наиболее важной. Таким нехитрым способом можно получить снимок с правильной проработкой в светах и тенях.

Это далеко неполный перечень ситуаций, когда встроенная электроника камеры допускает ошибки в экспозиции. Во многом потому, что измерительная система фотоаппарата просто не способна самостоятельно определить, какая из частей изображения является наиболее важной в конкретной ситуации. Экспонометр камеры реагирует только на изменения яркости освещения и зачастую, чтобы добиться наилучшего результата фотографу приходится его «обманывать».

В целом, нужно помнить, что наилучшая экспозиция достигается благодаря установлению определенного компромисса между деталями, находящимися в светлой и затемненной областях снимка. В этой связи, если Вы не хотите тратить много времени на точный подбор экспозиции при каждом снимке, можно снимать сразу несколько кадров одного и того же объекта при разных значениях экспозиции. Благо во многих современных цифровых камерах предусмотрена такая функция. Обычно пяти кадров бывает достаточно. Этим приемом можно пользоваться при съемке неподвижных объектов в сложных условиях, когда Вы не уверены в правильности установки параметров экспозиции.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

Сегодня я хочу рассказать, почему фотографии получаются слишком темными и контрастными или слишком светлыми и тусклыми.

Все дело в экспозиции и неумении ее готовить.

Я покажу вам, как настраивается экспозиция на фотоаппарате, чтобы белый цвет был белым, а не серым. Я научу вас быстро экспонировать кадр в любых условиях съемки.

Это крупнейшее руководство по экспозиции и экспонированию фотографий, которое есть в русском интернете.

Мы начинаем.

что считается правильной экспозицией у фотографов

Что такое экспозиция и что считать правильной экспозицией

Вы читали определение экспозиции на википедии? Согласитесь, очень непонятно.

Если не усложнять, то экспозиция это то, как освещен кадр. Кадр может быть темным или светлым. Это неважно. Важно то, как он выглядит при этом.

Если кадр обладает естественной контрастностью и на снимке видны мельчайшие детали, то это снимок с правильной экспозицией.

Это правильно проэкспонированный снимок, как говорят фотографы.

Что делать, если снимок темный или светлый?

Ничего, если снимок выглядит нормально.

В зависимости от того, что вы хотите показать, вы можете провалить снимок в темные тона для придания драматичности или осветлить кадр для придания воздушности.

Это называется художественной экспозицией. Или творческой.

экспозиция затемненной фотографии

Что отличает просто темную фотографию от съемки в темных тонах?

Верно.

Просто темная фотография не будет выглядеть естественно. Ваши глаза сразу скажут, что кадр освещен неправильно. Что освещение неестественное.

Вы легко можете оценивать фотографии, оперируя оценкой естественности. Выглядит ли освещение на снимке естественным или нет. Верят ли ваши глаза снимку или нет.

Ошибки экспозиции и как их избежать

Зайдя в темную комнату, вы сразу скажете, что в комнате темно. Что вы не видите предметы в темных углах и тенях. Вы скажете, мне нужен свет. Больше света.

Зайдя в ярко освещенную комнату, вы сразу ослепнете. Вы не сможете разглядеть что-либо в залитой ярким светом комнате.

Подобно вам, фотоаппарат слепнет при ярком освещении и плохо видит при темном. Это происходит тогда, когда неправильно подобрана экспозиция.

Фотоаппарат теряет детали изображения в излишне светлых или излишне темных участках кадра.

Это называется переэкспонированием или недоэкспонированием кадра. Света много или света мало.

Недоэкспонированная фотография

недоэкспонированная фотография

Снимок темный. Фотограф неправильно замерил экспозицию и запустил в кадр мало света, что привело к недоэкспонированному кадру.

Смотрите, насколько снимок контрастен. Темные и затененные участки превратились в пятна черного цвета. Сравните с вышеприведенной фотографией.

Можете ли вы сказать, что освещение на этом снимке выглядит естественно? Нет.

Переэкспонированная фотография

переэкспонированная фотография

Ситуация обратная. Света много. Теневые участки кадра просматриваются, но исчезли детали в светлых участках кадра. Контрастность и яркость снимка ненормальна.

Можете ли вы сказать, что освещение на этой фотографии естественно? Нет.

Правильно проэкспонированная фотография

правильная экспозиция снимка

Здесь нормальный контраст и освещенность. Одинаково хорошо просматриваются теневые и светлые участки.

Можете ли вы сказать, что освещение на этой фотографии естественно? Да.

Ключ к пониманию

Как можно охарактеризовать эти кадры? Один темный, другой светлый и один нормальный. Перефразируя можно сказать, что на одной фотографии мало света, на другой много, а на третьей достаточно.

В этом и заключается ключ к пониманию экспозиции: света много или света мало.

Фотография получилась темной? Задумайтесь, как увеличить количество света в кадре?

Для правильного ответа нужно вспомнить основы фотографии. Вспомнить, что количество света в кадре зависит от диафрагмы, выдержки или ИСО.

И задача фотографа заключается в настройке фотоаппарата таким образом, чтобы света в кадре было достаточно.

Согласитесь, если рассуждать о количестве света, то сложность понимания экспозиции резко снижается.

Как подбирать экспозицию фотографии

В какую сторону нужно изменить параметры фотосъемки? Это зависит от того, какой кадр получился, темный или светлый.

Например.

Если снимок получился недоэкспонированным, то увеличивайте количество света, поступающего в фотоаппарат. Этого достигается тремя способами.

  • Откройте диафрагму (f/11 ->f/4,5)
  • Удлините, увеличьте выдержку (1/250 -> 1/60)
  • Поднимите ISO (200ISO -> 800ISO)

Это осветлит темный кадр и исправит экспозицию снимка. Вы можете использовать как один способ, так и все сразу в любой последовательности.

Аналогичным образом поступают со светлыми кадрами с поправкой на то, что нужно уменьшить количество попадающего света.

  • Закройте диафрагму (f/4,5 ->f/8)
  • Укоротите, уменьшите выдержку (1/60 -> 1/250)
  • Уменьшите ISO (800ISO ->400ISO)

Эти действия уменьшат количество света, что нормализует экспозицию кадра.

Разумеется, изменять параметры фотосъемки наугад при подборе экспозиции это глупо и займет много времени.

Поэтому производители встроили в фотоаппарат экспонометр, который облегчает настройку экспозиции, позволяя идеально ее подобрать перед съемкой первого кадра.

экспонометр для начинающих

Экспонометр и замер экспозиции экспонометром

Заглядывая в видоискатель, вы могли видеть эту шкалу. Она есть и на дисплее фотоаппарата.

Это экспонометр.

Его показания позволяют понять, каким видит кадр фотоаппарат, и каким кадр будет после съемки.

шкала экспонометра

Например. На этом скриншоте экспонометр показывает, что кадр будет темным. Очень темным.

Про это говорит отклонение от середины шкалы в левую сторону. И чем дальше отклонится экспонометр от середины влево, тем темнее будет кадр.

Итоговый снимок может выглядеть так:

шкала экспонометра недоэкспонированного снимка

На следующем скриншоте обратная ситуация, когда кадр будет очень светлым.

Про это говорит сильное отклонение экспонометра в правую сторону. Чем больше отклонение вправо, тем светлее будет кадр, вплоть до выжженного белого цвета.

шкала экспонометра переэкспонированного снимка

Как настроить экспозицию по экспонометру

Что же должен показывать экспонометр, если отклонение влево приводит к недоэкспонированию, а вправо к переэкспонированию?

Экспонометр должен показывать середину шкалы.

Установите экспонометр в ноль, подбирая выдержку, диафрагму и ISO. И вы получите правильно проэкспонированный кадр.

Это работает.

шкала экспонометра проэкспонированного снимка

Даже если экспозиция не будет идеальной, вы легко подправите ее при обработке, не увеличивая количество цифрового шума и не искажая цвета.

Подбирая экспозицию, помните:

  • Изменение диафрагмы приводит к изменению глубины резкости
  • Увеличение выдержки может привести к появлению смазанности кадра
  • Увеличение ИСО приводит к увеличению количества цифрового шума

Сообразуясь с сюжетом, который снимаете, сделайте правильный вывод о том, какой параметр съемки нужно изменить для уточнения экспозиции.

Не всегда решение открыть или закрыть диафрагму разумно, как и решение изменить выдержку. Правильность выбора зависит от условий съемки, сюжета и владения основами фотографии.

Ошибки экспонометрии

Зачастую, выставив экспонометр в ноль, вы не получите правильную экспозицию. Снимок будет немного переэкспонирован или недоэкспонирован.

Это связано с тем, как экспонометр замеряет освещенность кадра. Какую площадь кадра учитывает фотоаппарат, замеряя освещенность.

Я представляю вам экспозамер.

матричный экспозамер

Экспозамер

Как экспонометр оценивает освещенность кадра?

Экспонометр оценивает освещенность кадра, учитывая установленный на фотоаппарате экспозамер.

Что такое экспозамер?

Это способ оценки освещенности кадра, который использует фотоаппарат для расчета экспозиции.

Какой экспозамер когда использовать и каким он бывает

Современные цифровые фотоаппараты используют четыре способа промера экспозиции:

  • Матричный замер
  • Центрально-взвешенный замер
  • Частичный замер
  • Точечный замер

Не пугайтесь страшных названий. Суть проста, как два рубля одной монеткой.

Разница между ними заключается только в площади кадра, что используется для расчета экспозиции. Это определяет время и место использования какого-либо замера.

Матричный замер

Он использует всю площадь кадра при расчете усредненного значения экспозиции. Это позволяет использовать этот вид замера при оценке равномерно освещенных сцен, вроде пейзажей.

Если вы не знаете, какой замер использовать, используйте матричный замер. Иногда его называют оценочным.

Центрально-взвешенный замер

Он подобен матричному замеру с поправкой на то, что высчитывая усредненное значение экспозиции, фотоаппарат отдает больший вес освещению в центре кадра.

Использование этого замера позволит точнее проэкспонировать объекты в центре кадра. Например, портрет на фоне пейзажа.

Частичный замер

Он отдает предпочтение 9-12% процентам площади в центре кадра, слабо учитывая освещенность по краям кадра.

Этот экспозамер эффективен, когда края кадра темнее или светлее объекта в центре кадра.

К примеру. Этот вид замера можно использовать, когда вы фотографируете кого-либо в тени дерева.

Точечный замер

Он учитывает освещенность 3-4% площади кадра. Огромное преимущество этого экспозамера заключается в том, что он связан с точкой фокусировки.

Фотоаппарат при включенном точечном экспозамере рассчитает экспозицию по показаниям освещенности в том месте, на которое указывает точка фокусировки.

Этот вид замера используется в портретной фотографии, поскольку позволяет идеально проэкспонировать лицо. Также он незаменим при съемке сюжетов с «пятнистым» освещением.

Какой экспозамер лучше использовать

Это вопрос личных предпочтений. Я не нашел разницы между ними в обычных условиях съемки.

Может быть потому, что я умею экспонировать и подберу экспозицию под любой кадр в любых условиях. Кто знает.

Большую часть времени на моем фотоаппарате установлен точечный замер экспозиции.

Я люблю игру света и тени и, экспонируя кадр, стараюсь ее подчеркнуть. Поэтому и использую этот замер для точной экспозиции пятнистой светотени.

Начинающему фотографу я рекомендую использовать матричный (оценочный) замер. Это несколько снижает количество ошибок из-за неопытности при экспонировании.

экспонирование снимка с контролем по гистограмме

Гистограмма

Знаете ли вы два основных инструмента для борьбы с тусклыми серыми фотографиями?

Нет, это не фотошоп или лайтрум. Это экспозиция и гистограмма.

С экспозицией мы несколько разобрались, теперь осталось изучить гистограмму. У вас будет все, что нужно для идеальной экспозиции.

Фотоаппарат некорректно показывает превью кадра на дисплее. Сложно понять, как будет выглядеть кадр на мониторе компьютера. Будет ли он более темным или будет светлым, тусклее или ярче.

Фотографы легко определяют, насколько точно проэкспонирован кадр, глядя на его гистограмму. Это позволяет переснять кадр при промахе экспозиции и желании сделать ее идеально точной.

Да, вы можете получать кадры с нормальной яркостью и контрастностью сразу из фотоаппарата. Никакой серости и тусклости.

Для чего нужна гистограмма

Она показывает распределение света и теней на снятом кадре. Глядя на нее можно сказать, что происходит со светлыми участками и тенями. Переданы ли они как свет и тень или превратились в глухие пятна белого и черного цвета из-за ошибки экспонирования.

Умение читать гистограмму необходимо владельцам недорогих фотоаппаратов с некачественными дисплеями. Зачастую, дисплей показывает получившийся снимок более светлым или более темным и контрастным, нежели есть в реальности.

Этот обман не позволяет переснять кадр, поскольку несведущие люди доверяют изображению на дисплее фотоаппарата. Гистограмма вскрывает обман, показывая настоящее распределение тона и полутонов. Нужно лишь правильно прочитать.

Ее подразделяют на пять областей, но нам интересны три области: область черного тона, область светлого тона и область среднего тона.

тоновое распределение гистограммы

Считается, что на снимке должна быть точка черного цвета и точка белого. Заметьте, я говорю точка, а не пятно или область.

Это означает, что гистограмма должна касаться своих краев, что даст точку черного и белого цвета, но не выходить за них.

Выход гистограммы за края говорит об ошибке экспозиции, которая приводит к появлению пятен сплошного черного или белого цвета и ненормальному освещению кадра.

Гистограмма переэкспонированного снимка

Смотрите, как гистограмма стремится уйти за правый край. Это говорит об ошибке экспонирования светлых участков.

гистограмма переэкспонированного снимка

Они выжжены в белый цвет. Снимок лишен нормального контраста, поскольку темные участки снимка сдвинулись в область серого тона.

Вы видите на снимке нормальную тень? Вот и я не вижу.

Гистограмма недоэкспонированного снимка

Уход за левый край сообщает о неправильном экспонировании темных участков кадра. Кадр будет излишне темным, а участки светлого тона перейдут в участки серого.

гистограмма недоэкспонированного снимка

Снимок потускнеет и провалиться в темный тон. Это недоэкспонирование.

Смотрите, гистограмма сильно уходит за левый край, что говорит о большой потере деталей в темных тонах. Тени на снимке уничтожены, и превратились в пятна черного цвета.

Идеальная гистограмма и какой она должна быть

Выслушав разъяснения, новички совершают одну ошибку, полагая существование идеальной гистограммы.

Забудьте. Ее не существует.

Есть гистограмма, при которой снимок соответствует замыслу или обстановке и не обладает провалами черного или пятнами выжженного белого цвета.

Гистограмма фотографии, снятой в сумерках, не может находиться в области светлых тонов. Она будет в области темных тонов.

Задача фотографа заключается в том, чтобы не превратить темный тон в черный цвет, что приведет к провалу теней и исчезновению деталей в тенях.

гистограмма ночного снимка

Эта фотография с крейсером «Михаил Кутузов» сделана мною ночью.

Я правильно подобрал экспозицию снимка, сохранив темные участки. Вы можете видеть очертания гор на заднем плане, которые хорошо просматриваются под луной и на фотографии более крупного размера.

Гистограмма показывает отсутствие потери деталей в тенях. Небольшой пик справа говорит о небольших выжженных пятнах, которыми являются фонари и блики.

Пятна белого появились из-за поспешности и небрежности в обработке, но не оказывают влияния на восприятие снимка.

Быстрый анализ

Гистограмма кадра с большим количеством светлых деталей не будет достигать области глубоких темных тонов. Она может полностью распределиться между серыми и светлыми тонами. И это правильно.

Анализ экспозиции по гистограмме увязан с тем, что вы видите глазами.

Если она не уходит за края, а экспозиция кадра не соответствует ожиданиям, то вы можете подтянуть экспозицию при обработке, не нанося ущерба кадру.

Уход за край говорит о невосстановимой потере деталей в соответствующей области тона из-за ошибки экспонирования. Иначе говоря, проявлять и вытягивать нечего.

Гистограмма это быстрый контроль правильности экспозиции. Глупо пренебрегать этим инструментом.

Чем лучше вы будете читать гистограмму, и понимать прочитанное, тем меньше будет ошибок экспозиции, выражающихся в тусклых, темных или выжженных фотографиях.

идеальная экспозиция по гистограмме

Как экспонировать фотографии идеально

Это просто.

Я выставляю экспозицию с учетом нужной глубины резкости или выдержки. После чего фотографирую и проверяю по гистограмме наличие выбитых областей тона.

Если я вижу по гистограмме ошибку экспозиции, то вношу коррекцию и фотографирую повторно. Честно говоря, я забыл, когда видел на компьютере проваленные в темноту или выжженные в белый цвет снимки.

Но, насыщенного белого цвета на фотографии не будет. Белое платье будет серым. Белый цветок будет серым. И это неявная ошибка экспонирования.

По насыщенности белого цвета можно сразу, насколько фотограф опытен. Большая часть предпочитает доводить до насыщенного белого в процессе обработки, не догадываясь, что чистый белый тон можно получить из фотоаппарата.

Знаете в чем проблема?

В том, что в любом автоматическом и полуавтоматическом режиме фотокамера считает, что белое это 18% серого.

Фраза звучит сложно и непонятно, чтобы разъяснить ее полностью, нужно залезть в технические дебри процесса фиксации изображения и промера экспозиции, что мы с вами делать не будем.

Просто запомните. Без дополнительных настроек фотоаппарат будет считать белый цвет серым.

Соответственно, вы не получите на снимках ни белой рубашки, ни белого чистого снега, ни белоснежного платья невесты. Все белое будет серым.

Коррекция экспозиции и как ее использовать

Для получения хорошего белого цвета, вам нужно проэкспонировать кадр со сдвигом экспозиции в небольшой плюс, сместив гистограмму в область светлых тонов сильнее, а экспонометр в «+» от положения ноля.

Вы можете вручную изменить настройки диафрагмы, выдержки и ИСО или воспользоваться встроенным в фотоаппарат инструментом коррекции экспозиции.

Обычно коррекция экспозиции прячется под кнопкой со значком «+/-».

гистограмма экспонирования со сдвигом в плюс

На фотоаппарате нужно сдвинуть экспозицию на 1-2 деления от нуля шкалы экспонометра вправо, что сместит гистограмму снимка из области серых тонов в область светлых.

Это позволит получить более насыщенный белый цвет на снимке, не выжигая экспозицию.

Это весь секрет.

Аналогичным образом фотографы поступают при необходимости получения насыщенного темного цвета. Разница только в том, что экспозиция сдвигается влево в область темных тонов. Гистограмма предотвращает проваливание темных тонов в черный цвет.

Завершая

Добравшись до конца статьи, вы уже начали немного разбираться в экспозиции, экспонометре, экспозамерах и гистограмме. Но если вы не отправитесь фотографировать, то это останется просто теоретическими знаниями.

Идите на улицу, и учитесь экспонировать на разных сценах и объектах. С разным освещением и в разное время суток. Это лучший способ научится фотографировать.

Я планирую обновлять и дописывать это руководство по экспозиции. Если у вас есть пожелания, советы или вы нашли ошибку, сообщите мне сообщением во Вконтакте. Буду признателен.

Like this post? Please share to your friends:
  • Типичные ошибки человека в использовании времени
  • Типичные ошибки формирования первого впечатления
  • Типичные ошибки учителя на уроке
  • Типичные ошибки учителя в общении с учениками
  • Типичные ошибки учителя английского языка