Типичные ошибки егэ 2019 русский язык

Статьи

Среднее общее образование

Русский язык


В 2019 году Единый государственный экзамен по русскому языку претерпел много изменений. В результате общие показатели немного упали по сравнению с 2018 годом.

16 октября 2019

C заданиями №№ 9, 10, 12, 21, 23 и 25 справились менее 70% выпускников, и только 77% смогли сформулировать комментарий для сочинения в соответствии с критериями. Что собой представляет новый ЕГЭ по русскому языку, какие ошибки были распространены и как их избежать — об этом рассказала в одном из вебинаров наш постоянный эксперт, учитель русского языка и литературы, автор методических пособий Татьяна Захарова.

Нововведения в ЕГЭ по русскому языку

  • Появилось новое задание под номером 21. Выпускники должны продемонстрировать, как хорошо они умеют анализировать текст с точки зрения пунктуации. Теперь в работе не 26, а 27 заданий.
  • Изменился формат задания № 2. В нем больше нет вариантов ответа.
  • Изменился формат вопросов №№ 9-12. Теперь в них могут оказаться верными несколько вариантов ответа.
  • В целом расширен диапазон проверяемых знаний по орфографии и пунктуации.
  • Уточнены формулировка и критерии оценивания сочинения (№ 27).
  • Увеличилось максимальное число первичных баллов за всю работу: теперь 58 (34 за первую часть с кратким ответом и 24 за вторую, с развернутым ответом).

В 2018 году средний тестовый балл составил 70,9, и он был выше, чем в 2017 году (69,1). После нововведений средний балл немного упал — до 69,5. Легкими вопросами, с которыми справились 90% выпускников и более, оказались только №№ 1, 4, 6 и 24. В официальный комментариях по поводу изменений в ЕГЭ было отмечено, что ученики умеют отличать и группировать орфограммы, действуя по определенному алгоритму — однако знания остаются невостребованными в условиях самостоятельного письма. Это послужило причиной усложнения заданий. Теперь педагогам и ученикам нужно иначе посмотреть на подготовку к ЕГЭ и скорректировать привычную систему.

Основные ошибки в ЕГЭ-2019 по русскому языку: первая часть

  • Неправильный подбор пропущенного слова. Раньше в задании № 2 давались варианты ответа, в 2019 году их убрали. Задание осложнено и тем, что в нем обычно приводится научный текст, непонятный многим ученикам. В 2019 году успешность выполнения зависела от формулировки вопроса: если требовалось подобрать, например, подчинительный союз, то задание выполнялось неплохо, а вопросы без указания части речи вызывали трудности. В 2018 году с заданием справились 90,4% экзаменуемых, а в 2019 — только 70%.
  • Неверный выбор орфограммы. Задания №№ 9, 10, 11 и 12 проверяют знание правил правописания корней, приставок, суффиксов и окончаний соответственно. В 2019 году процент выполнения снизился по всем четырем вопросам. Например, № 9 выполнили 66,8% выпускников (в 2018 году было 84,3%), а с № 12 справились и вовсе лишь 38,2% — почти в два раза меньше, чем в 2018-м. Все потому, что теперь число верных ответов неизвестно и метод исключения не поможет — выпускникам приходится полагаться только на свои знания.
  • Неверный синтаксический анализ. Новое задание требует выбрать предложения, в которых тот или иной знак препинания поставлен по одному правилу. Пример формулировки: «Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений». Если говорить о тире, то ученики обычно легко запоминают принципы его постановки, но затрудняются применять правила на практике, потому что не могут проанализировать текст, не понимают, между какими членами предложения поставлен знак препинания.

Основные ошибки в ЕГЭ-2019 по русскому языку: сочинение

  • Отсутствие связи между обозначенной проблемой и позицией автора.
  • Явное незнание произведения, из которого взят фрагмент.
  • Отсутствие связи между примерами.
  • Комментарий не отражает содержание текста и не коррелируется с проблемой.

Максимальные баллы по критериям за сочинение 2019 года и результаты
14.10 - oshibki ege.png

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ по новым критериям

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ по новым критериям

Книга содержит пошаговые рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Приводится анализ критериев оценивания с пояснениями и комментариями, подробный алгоритм написания, а также образцовые сочинения на основе различных по проблематике текстов.

Купить

Советы по подготовке к единому государственному экзамену

  • Уделите внимание текстам научного стиля. Проследите в них лексические и грамматические связи.
  • Многократно отработайте правописание корней. Заучить правила недостаточно. Важно, чтобы ученики умели определять, с какой гласной имеют дело: проверяемой, непроверяемой, чередующейся. Если подходить к правилам формально, то ученики могут допустить ошибки — например, при встрече с омонимичными словами.
  • Выучите правописание приставок пре- и при-. Это самые сложные приставки. Да, существует правило, по которому правописание зависит от значения (приближение, полнота действия). Но слов-исключений гораздо больше, чем слов, соответствующих правилу.
  • Повторите словообразование. От этого зависит успех в работе с суффиксами.
  • Вспомните правила написания окончаний глаголов, слова-исключения, спряжения глаголов.
  • Выработайте систему подготовки к новому заданию (№ 21).
  • Пишите тренировочные сочинения и предоставьте детям возможность учиться на чужих ошибках. Учащимся обычно нравится анализировать написанное и приходить к пониманию, что от них требуется.

#ADVERTISING_INSERT#

По материалам ФИПИ: И.П. Цыбулько МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2019
В экзаменационной работе 2019 г. были уточнены формулировка задания 27 с
развернутым ответом и критерии оценивания этого задания.

См. также Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, Сочинение на ЕГЭ по русскому языку 2019. Новые правила, Как создать смысловую связь между примерами в сочинении ЕГЭ, Сочинение на ЕГЭ 2019. Как собрать полный балл от сайта

По материалам ФИПИ: И.П. Цыбулько МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2019
В экзаменационной работе 2019 г. были уточнены формулировка задания 27 с
развернутым ответом и критерии оценивания этого задания.

См. также Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, Сочинение на ЕГЭ по русскому языку 2019. Новые правила, Как создать смысловую связь между примерами в сочинении ЕГЭ, Сочинение на ЕГЭ 2019. Как собрать полный балл от сайта

Определяющими в
оценивании комментария к сформулированной проблеме в 2019 г. были следующие
позиции оценивания:

  • количество примеров-иллюстраций, 
  • наличие пояснений к примерам-иллюстрациям, 
  • указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями
    (детализация, указание на следствие, подтверждение, объяснение, аналогия и др.). 

При
этом комментарий должен был проводиться с опорой на исходный текст и без
фактических ошибок. Максимальный балл по критерию 2 системы оценивания задания с
развернутым ответом вырос на 2 балла по сравнению с 2018 г. и составил 5 первичных
баллов
.

Экзаменуемый привел не менее двух примеров-иллюстраций
из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к двум
приведенным примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена
смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в
комментарии нет.

Экзаменуемый привел не менее двух
примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но
дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не
выявлена
, или экзаменуемый привел один пример-иллюстрацию из прочитанного текста,
важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок,
связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Одна из распространенных ошибок при написании сочинения по прочитанному
тексту – выявление смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Самая
распространенная ошибка – подмена определения связи между примерами самыми
общими словами
(«Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…»,
«Продолжая повествование автор текста приводит пример…» и проч.).

«Можно предположить, что подобные ошибки в сочинениях экзаменуемых
связаны с сохраняющимся в школьной практике информационным стилем обучения,
что приводит к неумению выпускников мыслить самостоятельно, видеть логику
развития мысли в высказывании (письменном или устном), излагать свою точку
зрения, аргументировать ее. В процессе обучения необходимо больше внимания
уделять реализации коммуникативно-когнитивного подхода, объединяющего
коммуникативную и когнитивную парадигмы научного знания: с одной стороны,
моделировать процесс обучения языку как реальное общение, а с другой – направлять
процесс обучения на формирование способности приобретать, хранить и
использовать информацию». 

 Дефицит внимания к содержанию и методам обучения русскому языку связан
с излишним акцентом на подготовку к государственной итоговой аттестации.
О том, что подготовка к сдаче ЕГЭ не может заменить целостное изучение
предмета, говорилось неоднократно. Результаты ЕГЭ 2019 г. еще раз подтвердили этот
тезис. Так, например, достаточно показательными в этом смысле являются результаты,
выявляющие высокую корреляцию между набранными первичными баллами за
выполнение всей экзаменационной работы и баллами, выставленными за
комментирование проблемы исходного текста

Отмечается дефицит когнитивного подхода в практике преподавания
русского языка.
Исходя из того, что человек в коммуникации – это прежде всего человек
думающий
… Когнитивный
аспект определения целей обучения русскому языку традиционно связывается с
формированием и развитием познавательных действий (сравнение, анализ, синтез,
абстракция, обобщение, классификация, конкретизация установление определенных
закономерностей и правил
и т.п.). Результаты экзамена показали, что у экзаменуемых
недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового
анализа
с учетом семантической характеристики языкового явления и его
функциональных особенностей. Подобный анализ, являющийся основой формирования
лингвистической компетентности выпускников, развивает способность не только
опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилистически уместно,
выразительно употреблять их в собственной речи
. Следует помнить о том, что работа с
лингвистическим (языковым) материалом предполагает опору на определенные
когнитивные действия и их развитие. Поэтому когнитивный аспект целеполагания
традиционно связывается с презентацией лингвистических понятий, а также с развитием
учебных языковых умений и навыков.

Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с
процессами овладения средствами и способами переработки информации, со
становлением самой когнитивной системы со всеми такими ее составляющими, как:
восприятие; воображение; умение рассуждать, выдвигать гипотезы, решать проблемы
и т.п. В целом этот дефицит ведет к дефициту целостности в обеспечении единства
когнитивного, эмоционально-ценностного и личностного развития учеников.

Дефицит диалогичности процесса обучения проявляется в недостатке не только
атмосферы взаимной открытости участников образовательного процесса, эмоционального
комфорта
, способствующих формированию у обучающихся положительного отношения к
предмету, но и в учете специфики языковой среды в зависимости от того, в каком
образовательном учреждении ведется преподавание, является ли русский язык для
учеников тем языком, на котором они говорят с детства.
Все перечисленные подходы позволят создать целостную методическую систему,
ориентированную на коммуникативное развитие личности, на формирование и
совершенствование умения понимать других людей и способности выразить свои мысли.

В 2020 г. все основные характеристики экзаменационной работы будут сохранены.
Уточнена формулировка отдельных позиций оценивания задания 27.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут
оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
 документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2020 г.;
 открытый банк заданий ЕГЭ;

См.: Бутакова Л.О. Языковая способность – речевая компетенция – языковое сознание индивида //
II Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и
современность»: Сб. тезисов. – М., 2004.
См.: Кубрякова Е.С. Когнитивные аспекты словообразования и связанные с ним правила инференции
(семантического вывода) // Новые пути изучения словообразования славянских языков. – Магдебург, 1997. 

 учебно-методические материалы для председателей и членов региональных
предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом
экзаменационных работ ЕГЭ;
 Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников
ЕГЭ прошлых лет (2015–2018 гг.);
 журнал «Педагогические измерения»;
 Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016–
2019 гг.), материалы сайта ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/daydzhest-ege).

1. Статистика показывает: самой сложной орфограммой в 2019 году оказалось «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий». Например, слово «тащАщий» — здесь участники ЕГЭ определяют спряжение по глаголу «таскать», а не «тащить». То есть, смешивают виды глагола.

2. Вторыми по сложности оказались задания, проверяющие правописание разных суффиксов и приставок. Их выполнили в среднем 58% выпускников. Причина ошибок? Школьникам даже в 11-м классе по-прежнему сложно определить некоторые части речи. Отсюда и неправильные суффиксы.

3. С правописанием -Н- и -НН- ребята справляются чуть лучше: 65% выполняют задание на эту орфограмму правильно.

4. Грамматика у многих «егэшников» тоже хромает. Самые распространенные ошибки в работах: формы сравнительной и превосходной степеней (более лучший, самый красивейший); ошибки в падежных формах существительных (много время).

5. Выпускники не замечают нарушений в выборе падежа и предлога при близких по значению или однокоренных словах (преимущество над ним, превосходство перед другими) и в выборе падежа при производных предлогах (по окончанию спектакля).

6. Пунктуация — тоже «слабое звено». В 2019 году в ЕГЭ по русскому языку было введено новое задание на пунктуационный анализ небольшого текста. С ним справились только 32% выпускников.

Текст: Ксения Колесникова

Фото: ИА «Галерея Чижова»

До основной волны ЕГЭ осталось примерно полтора месяца. Самый массовый предмет — русский язык — будут сдавать в этом году 720 тысяч человек. Как избежать типичных ошибок, рассказывает кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы международной квалификации, эксперт Рособрсоюза Роман Дощинский

Совет № 1: Оформлять ответы нужно очень внимательно. Так, как написано в инструкции. Вот основные технические ошибки в оформлении тестовой части:

  • буквы и цифры пишутся не по образцу (вечная проблема с написанием элементов: цифр 2, 7, букв А, Е);
  • знаки пишутся не в «окошке», а на стыке «окошек»;
  • делаются пробелы между словами;
  • буквы и цифры пишутся с запятыми;
  • в заданиях № 8 и № 26 пишутся буквы, которые на самом деле являются лишними элементами, затрудняющими машинное считывание;
  • вписываются слова, которые не вмещаются в 17 клеток;
  • путаются целеустановки заданий (например, задание требует выписать слова, а в результате выписываются цифры или наоборот);
  • выписываемые элемент не оформляются в той последовательности, в какой они представлены в исходном тексте;
  • слова выписываются не в той форме, в какой они даны в опорном материале и т. д. 

Совет № 2: Выполняя задание № 1, необходимо знать, что верных ответов всегда два. Поэтому нужно внимательно прочитать исходный текст и выделить только две главные мысли из списка предложенных. В 2019 году даже за одну неверно указанную цифру ученик автоматически получит 0 баллов.

Совет № 3: Тренировать правописание -Н- и -НН- в разных частях речи.

По статистике, на этом задании (№ 15) «спотыкаются» примерно 35 процентов выпускников. Штампованный — проштамповано, жареный — жаренный на масле — прожаренный…

 Совет № 4: Тренировать ударение. Как ни надейся на интуицию и хорошую память, но слова для отработки задания на орфоэпические нормы лучше регулярно повторять, используя словарик. ОбодрИть, сОгнутый, мозАичный, нарвалА, послАла… Где ошибка? С ходу и без подготовки ответит далеко не каждый…

Совет № 5: Выполняя задание № 6 на лексические нормы, следует помнить: лишними становятся те слова, которые можно исключить из предложения без изменения общего смысла.

В данном задании экзаменуемый должен отредактировать текст, примерить на себя роль редактора: исключить лишнее слово или исправить лексическую ошибку. Например, в сочетании «необычный феномен» говорящие и пишущие, как правило, допускают речевую ошибку в силу того, что не знают происхождения слова «феномен». А ведь на языке-первоисточнике оно означает именно необычность, уникальность. Так зачем же добавлять к нему слово «необычный», удваивая смысл?!  

Еще успешнее выпускники будут выполнять это задание, когда научатся правильно выписывать лишнее слово. В структуре словосочетания оно всегда зависимое. Например, «заданные данные» — лишним является зависимое слово «заданные».

Совет № 6: Читать текст медленно и внимательно — без этого задание № 23 не выполнить. Примерно половина выпускников ошибаются в нем при определении функционально-смыслового типа речи: повествование, описание, рассуждение. Невысокий процент выполнения задания объясняется в первую очередь неспособностью экзаменуемых к «медленному», неоднократному прочтению обозначенных отрезков текста. А без глубокого смыслового анализа текстовых фрагментов успешное выполнение данного задания невозможно.

Совет № 7: Постановку знаков препинания тренировать на стихах (задание № 18).


По статистике 40 процентов участников ЕГЭ ошибаются, расставляя знаки препинания в сложном предложении.


Много ошибок делают ученики в предложениях с вводными конструкциями, однородными членами. А сталкиваясь со стиховым оформлением текста, теряются особенно часто и не справляются с заданием.

Совет № 8: Учиться определять языковые средства выразительности (задание № 26).

Эпитеты и сравнения выпускники знают хорошо. А все остальное — от метафоры до перифраза — лучше еще раз повторить.

Совет № 9: Серьезно отнестись к орфографическому блоку заданий (задания № 9—12). Многим кажется несложным вставить гласную в корне, гласную или согласную в приставке, суффиксе и окончании. Однако в 2019 году указанные задания претерпели изменения с точки зрения формы представления материала, что значительно осложняет их выполнение.

14 октября 2019

В закладки

Обсудить

Жалоба

Названы самые частые ошибки на ЕГЭ по русскому языку

В ФИПИ назвали ошибки, которые выпускники допускали на ЕГЭ-2019.

1. Статистика показывает: самой сложной орфограммой в 2019 году оказалось «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий». Например, слово «тащАщий» — здесь участники ЕГЭ определяют спряжение по глаголу «таскать», а не «тащить». То есть, смешивают виды глагола.

2. Вторыми по сложности оказались задания, проверяющее правописание разных суффиксов и приставок. Их выполнили в среднем 58% выпускников. Причина ошибок? Школьникам даже в 11-м классе по-прежнему сложно определить некоторые части речи. Отсюда и неправильные суффиксы.

3. С правописанием -Н- и -НН- ребята справляются чуть лучше: 65% выполняют задание на эту орфограмму правильно.

4. Грамматика у многих «егэшников» тоже хромает. Самые распространенные ошибки в работах: формы сравнительной и превосходной степеней (более лучший, самый красивейший); ошибки в падежных формах существительных (много время).

5. Выпускники не замечают нарушений в выборе падежа и предлога при близких по значению или однокоренных словах (преимущество над ним, превосходство перед другими) и в выборе падежа при производных предлогах (по окончанию спектакля).

6. Пунктуация — тоже «слабое звено». В 2019 году в ЕГЭ по русскому языку было введено новое задание на пунктуационный анализ небольшого текста. С ним справились только 32% выпускников.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Типичные ошибки допускаемые при учете
  • Типичные ошибки допускаемые при собеседовании
  • Типичные ошибки допускаемые при проведении наблюдения
  • Типичные ошибки допускаемые в английском языке
  • Типичные ошибки договора строительного подряда

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии