8 октября 2021 г
Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки в современной речи. Нормы употребления терминов
План урок
|
Орфографический и пунктуационный практикум |
|
|
|
|
Задание 1
Орфографический
и пунктуационный практикум.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки
препинания
Особе(н/нн)ость русского литературного языка
заключается в его постоя(н/нн)ом совершенствовании путём включения всё новых
и новых, структурно чуждых (по)началу, элементов. Это вызвало в нём особую
силу которую можно было(бы) назвать «силой выживаемости» в новых социальных
условиях и орг..низовало тот запас прочности который позв..ляет русскому
литературному языку создавать всё новые и новые в..риации гибко откл..каясь
на потребности времени. (В.
Колесов).
Время: 5 минут
— Что такое «НОРМА» в языке?
Компания «МДМ» 1 июня 2021 года
Нормы
произношения гласных звуков
Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением.
В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс
ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.
|
Для современной произносительной системы русского языка лес [ э |
|
После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге ж[ы]леть |
Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, перед
согласными сонорными Л, М, Н, Р, Й, перед буквой В, перед разделительными Ъ и Ь
знаками [ниЗак]
Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим
согласным оглушаются, происходит ассимиляция (лат. assimilatioуподобление) по
глухости: бег [к], лодка [т],
а глухие согласные перед звонкими
озвончаются происходит ассимиляция по звонкости отбавить – о[д]бавить.
Перед мягкими согласными парные
твёрдые согласные смягчаются: казнь [ з н ].
Правила, отражающие современные
орфоэпические нормы
Буква Г на
конце слова бог произносится как [х].
–ОГО/-ЕГО в прилагательных мужского и
среднего родов произносятся как о[в]о/ е[в]о.
СЖ и ЗЖ произносятся как долгий
твердый согласный [жж]: сжать – [жж]ать
ЗЧ и СЧ произносятся как [ щ ] (на
стыке морфем): расчёт- ра[ш’ш’]ет
ДЧ и ТЧ произносятся как [ ч ] (на
стыке морфем): отчёт-о[ч’ч’]ет
–ТСЯ и –ТЬСЯ произносятся как [ ца ]
(в глаголах): улыбаться -улыба[ццъ] ЖД произносится как [ шт ] и [ щ ] в слове
дождь и производных.
ЧН произносится как [ ч н ] — в
большинстве слов; вечный, но произносится как [ шн ] в словах ску[шн]о,
коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.
ЧТ
произносится как [шт]: чтобы, что и т.д., но нечто [чт].
ГК
произносится как [ х к ] – в словах лёгкий, мягкий.
ГЧ
произносится как [ хч ] – в словах легче, мягче.
СТН, НТСК, СТЛ, НДСК, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ,
ВСТВ, ЛВСТВ – содержат непроизносимую согласную: солнце [сонце]
Слова иноязычного происхождения
Смягчение согласных перед Е.
В соответствии с нормами произношения
в русском языке перед гласным Е произносится мягкий согласный звук: текст
[т´э], брюнет [н´э], термин [т´э], конкретно [р´э], терапевт [т
´э], декада [д´э], академия [д´э],
музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э]
Но обычно в книжных словах и
терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл
[тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Шопен [пэ],
бифштекс [тэ], тембр [тэ], термос [тэ]), ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ],
кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], стенд [тэ], резю[мэ], шедевр [шэ]).
Двойной согласный
произносится
как двойной в одних словах (ва[нн]а, ка[сс]а, ма[сс]а, капе[лл]а), в других –
как одиночный (аккуратно — а[к]уратно, аккомпанемент — а[к]омпанемент, аккорд —
а[к]орд, ассигновать — а[с]игновать, грамм — гра[м]).
—
Что Вы узнали насегодняшнем
уроке?
—
С какими
понятиямипознакомились?
Слайд 2
Цели:
Слайд 3
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн
Слайд 4
Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.
Слайд 5
1. Произношение гласных а) редукция: количественное и качественное изменение произнесения звука в потоке речи в зависимости от того, насколько он удален от ударного слога. б) отсутствие /о/ в безударном положении: молоко — м/а/л/а/ко золото — зол/а/т/а/ дорогой — д/а/р/а/г О й.
Слайд 6
в) переход /и/ в /ы/ в позиции после твердых согласных: без/ы/глый г) произношение /ы/ после /ж/, /ш/, /ц/: ж/ы/ть, ш/ы/ть д) аканье : в/а/да, п/а/эт иканье: л/и/теть ыканье: к сож/ы/лению, лош/ы/дей
Слайд 7
2. Произношение согласных а) обязательное смягчение согласных перед /и/ и перед /е/ : /с/иний, /с/ерый, но сэр б) оглушение согласных на конце слова: горо(т), са(т)
Слайд 8
в) уподобление согласных качеству последующего звука по признаку мягкости/твердости, глухости/звонкости: /сь/нег, /ф/се, про/зь/ба
Слайд 9
г) сочетания чн как шн: було/шн/ая и булочная, молочный и моло/шн/ый, пшени/шн/ый и пшеничный, лаво/шн/ик и лавочник, булочная и було/шн/ая, сливо/шн/ое и сливочное, я/шн/евая и ячневая, но коне/шн/о, ску/шн/о, яи/шн/ица
Слайд 10
д) в неопределенной форме глагола на месте -ться произносится -цца : улыба/цц/а, развива/цц/а е) сочетание букв зж произносятся как двойное мягкое /жьжь/: уезжаю-уежьжьаю вожжи-вожьжи
Слайд 11
3. Произношение заимствованных слов а) твердые согласные перед е : в словах, обозначающих понятия зарубежного быта : пэр, мэр, денди, коттедж, коктейль, констебль; в собственных именах, фамилиях : Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен; в терминологии : интервью, модернизация.
Слайд 12
б) перед [е] согласные смягчаются если заимствованные слова уже освоены русским языком: к[р’]ем, ака[д’]емия, факуль[т’]ет, му[з’]ей, ши[н’]ель в) согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к’]ет, [г’]ейзер, [к’]егли, с[х’]ема
Слайд 13
Ударение — выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности .
Слайд 14
1 . Различает разные слова: зам О к – з А мок, мук А –м У ка, трус И т – тр У сит, погуж Ё нный – погр У женный 2 . Различает формы разных слов: нош У – н О шу, кружк И – кр У жки, стрелк И – стр Е лки, белк И – б Е лки
Слайд 15
3. Различает формы одного слова: кос И те – к О сите, нос И те – н О сите 4. Различает функционально – стилистические варианты: лавр О вый лист – семейство л А вровых (научн.)
Слайд 16
1. Разноместность ударения СестрА, мЕдленно, лежАть, аптЕка, Оптика, поликлИника, стоматологИческий
Слайд 17
2. Подвижность ударения бИнт – бинтА врАч – врачА лечИть – лЕчим, вЫлечим лИст – листА, лИстья
Слайд 19
1. Пациенты пятнадцатой, шестнадцатой и девятнадцатой палат, принимайте, пожалуйста, медикаменты ровно в двенадцать часов (из объявления на посту медицинской сестры) 2. Прежде всего мое намерение — заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастороскопиями, дизентериями (из разговора врача с пациентом)
Слайд 20
3. Хроническая ишемическая болезнь сердца, атеросклероз венечных сосудов сердца, стенокардия покоя и напряжения. Постинфарктный кардиосклероз (из диагнозов).
Слайд 21
Коклюш , анальгин, анатом, биопсия, эндоскопия, ломота, некролог, немота, принудить, средства, каталог, хирургия, балованный, госпитальный, договор, камфорный, кладовая, облегчить, анамнез, боязнь, ортопедия, блокировать, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, мизерный, ходатайствовать.
Слайд 22
А д екватный, а д еноиды, аква р ель, а н ес т езия, бе н ефис, вун д еркинд, д е т ектив, д еликатес, и д ентичный, ин т ервью, ин т ернат, компью т ер, к р ем, ла з ер, п р есса, сви т ер, с епсис, т емп, т ембр, т ермос, ти р е, шимпан з е, ш т емпель.
Слайд 23
ударение падает на А ударение падает на О ударение падает на Е ударение падает на И анатом биопсия договор средства феномен заговор дремота свекла наговор красивее ан А том з А говор н А говор догов О р фен О мен катал О г дрем О та лом О та ср Е дства св Е кла крас И вее биопс И я
Слайд 24
Юминова Е.В. Овладеваем нормами произношения и ударения. /Русский язык, № 07, 2010. С.10-17 Доценко С.П. А теперь про ударение — http://rus.1september.ru Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Лекция № 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. /Русский язык, № 17, 2011. С.5-14. Полный справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика: Н. Н. Соловьева — Санкт-Петербург, Оникс, Астрель, Мир и Об, 2011 г.- 464 с. Русский язык. 10 класс. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел». Учебное пособие: Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева — Санкт-Петербург, Легион, 2014 г.- 272 с.
1.
Язык – это история народа. Язык – это путь
цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение
и сбережение русского языка является не
праздным занятием от нечего делать, но
насущной необходимостью.
А. Куприн
Культура речи
Типичные орфоэпические ошибки
в современной речи.
2.
Запомните
•ДиспансЕр, жалюзИ,
корЫсть, Отрочество,
экспЕрт, воспринялА, клАла,
обзвонИт, запертА,
сОгнутый, поднЯв, добелА,
дОверху, донЕльзя, задОлго,
понялА.
3.
Типичные орфоэпические и акцентологические
ошибки в современной речи
МЕЖДУ ПРОЧИМ
Говорил он, между прочим,
«красивЕе», «мы так хочем»,
«дОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
квАртал, пОртфель, билютень»,
«пОверх плана выполняем»,
«Агент звОнит целый день».
В. Масс, М. Червинский
• Какие нормы нарушены в стихотворении?
Выпишите слова в исправленном виде, поставьте
верное ударение.
4.
ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО
• Хот е ть, хоч у , х о чешь, хот и м,
хот и те, хот я т,
• прич. действ. наст. хот я щий,
• ! грубо неправ. хот и шь, хот и т,
х о чем, х о чете, х о чут.
5.
6.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
7.
ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА
• Исторической основой русского литературного
произношения являются важнейшие черты
разговорного языка города Москвы, которые
сложились ещё в первой половине XVII века. К
этому времени московское произношение
лишилось узко диалектных черт, объединило в
себе особенности произношения и северного, и
южного наречий русского языка. Приобретая
обобщённый характер, московское
произношение стало типичным выражением
общенародного языка.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО
включ И шь, включ И т, включ И м, включ И те
звон И шь, звон И т, звон Я т, звон И м, звон И те
п О днял, поднял А , п О дняло, п О дняли
пр И был, прибыл А , пр И было, пр И были
добел А
докрасн А
д О верху
дон Е льзя
зад О лго
з А светло
14.
ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО
• газ И ровать и газиров А ть
• И ндеветь и индев Е ть
• И скриться и искр И ться
• п Е рчить и перч И ть
• рж А веть и ржав Е ть
15.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ
ПРАКТИКУМ
• Выражение «тянуть лямку» озн..чает выполнять тяж..лую
однообразную работу (в)течени.. долгого времени.
Пр..шло оно из речи бурлаков работавших на русских
судоходных реках. (В)низ суда шли (по)течению а для
поднятия их (в)верх против течения и(з/с)пользовались
лошади или бурлаки. Особе(н/нн)о инт..нсивно речное
судоходство в XIX веке осуществлялось по Волге. Хозяин
судна или баржи нан..мал в низовьях Волги артель
бурлаков и они т..нули суда против течения за канат –
бечеву. Канат кр..пился за мачту или специально
установле(н/нн)ый шест. Бурлаки перекид..вали лямки
пр..креплённые к бечеве через плечо и шли по берегу или
мелководью у берега таща за собой суда. Лямка это
широкий ремень из кожи или прочной ткани который
перекид..вают через плечо для тяги или переноски грузов.
Презентация на тему «Ошибки в постановке ударения» 5 класс
-
Скачать презентацию (0.22 Мб)
-
24 загрузки -
5.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть презентацию на тему «Ошибки в постановке ударения» для 5 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 25 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
25
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Типичные ошибки школьников в постановке ударения в словах русского языка(на примере исследования речевых особенностей учащихся школы № 6).
Работу выполнили ученики 5 А Чеснокова Надежда,
Быстров Денис.
Руководитель: учитель русского языка и литературы Ермошина Л.А.
МОУ СОШ №6 п. Зеленоборский -
Слайд 2
Введение.
Основным средством общения между людьми является язык, люди взаимодействуют друг с другом прежде всего в процессе речевой деятельности.
На протяжении жизни даже одного поколения речевые нормы могут измениться. Одной из задач культуры речи является постоянное наблюдение за развитием норм, появлением новых вариантов произношения, постановки ударения, употребления слов и грамматических конструкций.МОУ СОШ № 6
-
Слайд 3
Особенности постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который называется акцентология ( от лат. ассеntus – ударение). Постановка правильного ударения в словах русского языка – большая проблема не только для иностранцев, но и для русских, поэтому столь не редки ошибки типа бЫла, плЫла, средствА, пОртфель, кОрысть.
МОУ СОШ № 6
-
Слайд 4
Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей. Звучащая речь является образцом для подрастающего поколения, поэтому мы обратились к исследованию истоков ошибок в постановке ударения в словах русского языка учащихся нашей школы.
МОУ СОШ № 6
-
Слайд 5
Целью данного исследования является изучение и выявление ошибок в постановке ударения в словах русского языка учащихся 5-9 классов.
Задачи исследования:
— определить особенности постановки ударения в русском языке;
— выявить основные ошибки в постановке ударения в речи учащихся;
— объяснить, почему появляются ошибки в постановке ударения в речи учащихся.МОУ СОШ № 6
-
Слайд 6
Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ошибочная постановка ударения в иноязычных словах, а также в словах русского языка с подвижным ударением.
Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор орфоэпического материала, математические расчеты.
Объект исследования: устная речь учащихся 5-9 классов МОУ СОШ №6,
п. Зеленоборский, Кандалакшского района, Мурманской области.МОУ СОШ № 6
-
Слайд 7
В некоторых языках ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском, финском ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском – на предпоследний, а в армянском, французском ударным бывает последний слог.
Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение, но есть много русских слов, у которых ударение имеет разноместный и подвижный характер.Особенность постановки ударения в словах русского языка.
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 8
В результате анкетирования мы выяснили, что учащиеся с этой особенностью постановки ударения в словах русского языка знакомы.
80% учащихся сказали, что ударение бывает подвижное и постоянное. 11% сказали, что ударение только подвижное, 8% — постоянное.
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 9
Разноместное ударение может падать на любой по очереди слог слова, любую морфему:
вЫбежать, отстАвить, плылА.
Подвижное ударение может быть разным в разных формах одного слова:
ногИ – нОги.МОУ СОШ № 6
-
Слайд 10
В результате тестирования выяснилось, что 12% учащихся допустили ошибки в словах с подвижным и разноместным ударением.
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 11
В русском языке около 5000 слов, у которых отмечены колебания в ударении. Широко представлены акцентные варианты, т.е. допустимые способы постановки ударения:
твОрог – творОг, бАржа – баржА,
зАлитый – залИтый.
В некоторых словах встречаются профессиональные ударения:
компАс, рапОрт ( в речи моряков),
искрА ( в речи шоферов),
астрОном ( в речи ученых соответствующей специальности).
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 12
Учащимся давался тест на постановку вариативных ударений в словах. 45% поставили ударение на второй слог, а 57% поставили на первый слог. Но это не считается за ошибку, так как является допустимой орфоэпической нормой.
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 13
В результате анкетирования учащиеся пришли к мнению, что некоторые устойчивые тенденции в перемещении ударений действуют прежде всего в разговорной речи и в просторечии.
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 14
Во многих случаях ударение, переместившееся в соответствии с этими тенденциями, является ненормативным, просторечным: дОговор, свеклА, слесарЯ.
В таких словах 68% учащихся допустили ошибочную постановку ударения, 32% — правильно поставили ударение.
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 15
В некоторых случаях неправильно ставятся ударения в заимствованных словах, поскольку говорящему неизвестно, какое ударение присуще слову в языке – источнике:
кОлледж – прав. коллЕдж,
маркЕтинг – прав. мАркетинг,
мИзерный – прав. мизЕрный.МОУ СОШ № 6
-
Слайд 16
83% учащихся поставили ошибочное ударение в заимствованных словах.
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 17
Могут возникнуть ошибки в ударении, связанные с графическом обликом слова. Так, в большинстве печатных текстов сегодня отсутствует буква Ё, которая обозначает ударный гласный звук. Появляются ошибки при чтении слов:
заворОженный вместо заворожЁнный,
новорОжденный вместо новорождЁнный.МОУ СОШ № 6
-
Слайд 18
80% учащихся в этом случае допустили ошибки в постановке ударения, .
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 19
Место ударения в слове усваивается вместе с лексическим знанием, поэтому ударение в незнакомых словах следует проверять по словарю. Место ударения в словах указывают многие типы словарей – орфоэпические, орфографические, толковые, словари ударений. В орфоэпическом словаре могут быть указаны дополнительные (вариантные) ударения, а также сведения о перемещении ударения при изменении слова.
МОУ СОШ № 6
-
Слайд 20
58% учащихся правильно указали орфоэпический словарь, как основной источник подробных сведений о постановке ударений.
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 21
Вывод.
МОУ СОШ № 6 -
Слайд 22
Из приведённого материала исследовательской работы можно сделать вывод, что у учащихся МОУ СОШ № 6 преобладает удовлетворительный уровень сформированности акцентологических норм русского языка.
Основные ошибки учащихся в постановке ударения в словах русского языка допускаются не только вследствие незнания исконного ударения в иноязычной лексике (83%), но и неправильного графического оформления печатными средствами слов русского языка (е – ё) 80%, низкой речевой культуры (68%).МОУ СОШ № 6
-
Слайд 23
Трудности усвоения акцентологических норм компенсируется, однако , тем, что ударение в сочетании с интонационным разнообразием создают ритмичность, музыкальность, выразительность русской речи. Поэтому необходимо бережно относиться к традициям и к соблюдению норм русского языка.
Таким образом, нами достигнута цель и гипотеза исследована.МОУ СОШ № 6
-
Слайд 24
Использованные источники
П. С. Пустовалов, М. П. Сенкевич. Пособие по развитию речи для учащихся. М., «Просвещение», 1976.
Л. Г. Смирнова. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.- 2 – е изд. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2005. – 336 с.
Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. М., «Просвещение», 2004.
http://thor.kubsu.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://rusgram.narod.ru/136-154.html
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00077104_1.html
http://www.openclass.ru/node/7100МОУ СОШ № 6
-
Слайд 25
Спасибо за внимание.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад НАРУШЕНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Содержание
-
1.
Презентация. НАРУШЕНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ -
2.
Объект исследования: устная речь. Предмет исследования: орфоэпические -
3.
Задачи: 1) Определить понятие орфоэпии; 2) Рассмотреть -
4.
Виды орфоэпических ошибок: 1. Ошибки, связанные с -
5.
Ударение — выделение единицы речи (слога, слова, -
6.
Возрастные группы6 класс(12 лет)7 класс (13 лет)9 класс(15 лет) -
7.
Слова для исследования -
8.
Ранг слов с ошибочным ударением -
9.
Слайд 9 -
10.
Слайд 10 -
11.
Слайд 11 -
12.
Исходя из выше сказанного, хотелось бы порекомендовать: -
13.
Спасибо за внимание!
Объект исследования: устная речь. Предмет исследования: орфоэпические ошибки. Цель исследования: определить уровень употребления орфоэпических ошибок в речи современных школьников.
Слайд 1Нарушение орфоэпических норм у современных школьников
Исследование провели: Вавилова Анна, Кушманцева Дарья,
Трофимова Светлана, Шамарина Ирина
Слайд 2Объект исследования: устная речь.
Предмет исследования: орфоэпические ошибки.
Цель исследования: определить уровень употребления
орфоэпических ошибок в речи современных школьников.
Слайд 3Задачи:
1) Определить понятие орфоэпии;
2) Рассмотреть наиболее встречающиеся орфоэпические ошибки в речи;
3)
Изучить ошибки при расстановке ударения в словах, употребляемых школьниками;
4) Определить уровень употребления подобных ошибок.
Слайд 4Виды орфоэпических ошибок:
1. Ошибки, связанные с остатком диалектного произношения.
2. Ошибки в
произношении заимствованных слов.
3. Ошибки в ударении.
Слайд 5Ударение — выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических
средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха; изменением высоты голосового тона; продлением звука.
Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного.
(«Большой энциклопедический словарь»)
Слайд 6
Возрастные группы
6 класс
(12 лет)
7 класс
(13 лет)
9 класс
(15 лет)
Слайд 8Ранг слов с ошибочным ударением
Слайд 12Исходя из выше сказанного, хотелось бы порекомендовать:
— создать в классе атмосферу
борьбы за высокую культуру речи;
— широко использовать текстовой материал учебников в целях
обучения школьников нормам литературного произношения и ударения;
— использовать дополнительные средства: система произносительных
упражнений (в виде дополнительных заданий к текстам учебников), произносительные таблицы и плакаты, карточки для индивидуальной работы с учащимися;
— учить школьников самостоятельно пользоваться орфоэпическими словарями.