ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УРОКА № 18.
Тема:
типичные
грамматические ошибки в речи.
Учебный
предмет: родной (русский) язык.
УМК:
« Русский родной язык» О.М. Александрова и др.
Класс:
7
Цель: формировать
представление о нормах литературного языка; формировать умение находить,
классифицировать и исправлять грамматические ошибки.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД: осознание
себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка, формировать
самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин
успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Познавательные
результаты: сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать
полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные
задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные
результаты: выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида
в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному
материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку
и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные
результаты: участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с
учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать
учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её
в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы,
опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную
на уроке или в сетевом пространстве.
Предметные УУД: умения
определять и исправлять ошибки
Тип урока: урок общеметодологической
направленности
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1) Организационный момент. |
Приветствует |
Приветствуют |
Личностные: способность Метапредметные: Предметные: осознание |
2) Актуализация знаний |
Слово учителя: — Важнейшим признаком литературного правильного языка является Норма – это относительно устойчивые правила употребления Незнание этих норм, неумелое употребление слов ведет к У Пушкина есть фраза: «Без грамматической ошибки я речи Сегодня на уроке мы и будем говорить об ошибках речи и Мы коснемся некоторых видов речевых ошибок и научимся их |
Слушают |
Личностные: способность Метапредметные: Предметные: осознание |
3) Работа по теме урока |
1. Слово Одним из видов Плеоназмы – это 2. Упражнение 1.Наступил темный 3. Слово Частая ошибка в 1) Употребить 2) Заменить 3) Употребить 4) Из 5) Одно 6) Можно 7) Выполнение Упр.2. 1.Герасим подошел к Упр.3. 1.Отображая помещиков получится, но один из |
Слушают учителя. Выполняют упражнения |
Личностные: способность Метапредметные: |
4) Закрепление |
Так в чем же Речевая ошибка Другое дело письменная речь. Здесь действуют самые строгие нормы |
Личностные: способность Метапредметные: Предметные: осознание |
|
5) Этап рефлексии учебной |
Организует рефлексию (по вопросам) и — Итак, какова была задача нашего — Чтобы узнать, достигли ли лично вы Дает информацию о домашнем задании и — Упр. 92, 94, стр. 63 |
Отвечают на предложенные учителем СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я: узнал_________; научился__________; был активен (оцените по пятибалльной системе и обведите в кружок 1 Записывают |
Личностные: Метапредметные: Предметные: |
Упражнение 1. Исправьте
ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2.
Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой
каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой
автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны
всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте
предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке.
Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята
проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по
полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он
стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни
стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На
деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните
повторы в предложениях.
1.Отображая помещиков в
«Мертвых душах», Гоголь отобразил и Плюшкина. 2. Коварный царедворец Воронцов
послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорбленный поэт ответил на это насмешливым
стихотворным ответом. Оскорбленный Воронцов пожаловался царю. 3. В этой игре
все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с
игроками другой команды. 4. В этом образе поэт изобразил пороки буржуазной
морали. 5. Большую роль в показе образе Андрея Болконского играет показ его
любви к Наташе.
Упражнение 1. Исправьте
ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2.
Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой
каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой
автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны
всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте
предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке.
Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята
проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по
полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он
стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни
стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На
деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните
повторы в предложениях.
1.Отображая помещиков в
«Мертвых душах», Гоголь отобразил и Плюшкина. 2. Коварный царедворец Воронцов
послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорбленный поэт ответил на это насмешливым
стихотворным ответом. Оскорбленный Воронцов пожаловался царю. 3. В этой игре
все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с
игроками другой команды. 4. В этом образе поэт изобразил пороки буржуазной
морали. 5. Большую роль в показе образе Андрея Болконского играет показ его
любви к Наташе.
Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.
I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.
II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:
1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;
2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;
3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;
4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;
5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.
6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;
7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;
Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:
1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;
2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;
3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;
4) в построении предложений с однородными членами:
а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;
б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;
в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);
5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;
6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.
7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.
нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.
Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.
9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.
Основные виды речевых ошибок
Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.
1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…
2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.
Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)
Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)
Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)
Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)
3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;
4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;
5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;
6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;
7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;
диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;
9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;
10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.
Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:
Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)
11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.
12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.
Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:
Грамматические ошибки |
Речевые ошибки |
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; |
1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике. |
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; |
2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор; |
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; |
3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов. |
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; |
4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы; |
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. |
5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге. |
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. |
6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо. |
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. |
7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой. |
|
|
Тренировочные задания
1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.
1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.
2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.
3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.
4. А у нас во дворе сделали новую качель!
5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.
6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.
7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.
8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.
9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.
10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.
11. Издали были видны плывущие бревна по воде.
12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.
2. Найдите речевые ошибки, определите их тип.
1. Мы заранее предвидели все трудности похода.
2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»
3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.
4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.
5. Брат очень бережный человек.
6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.
7. Хватит тебе теребить старые раны.
8. Уровень благосостояния народа увеличивается.
9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.
10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.
11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.
12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.
Проверочные задания
3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.
1. Онегин скучает в светских гостиницах.
2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.
3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.
4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.
5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.
6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.
7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.
8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.
9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.
10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.
11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.
12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.
4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.
1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.
2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.
3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.
4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.
5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.
6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.
7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.
8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.
10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.
11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.
12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.
5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.
1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.
2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.
3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.
4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.
5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.
6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.
7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.
8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».
9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.
10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.
11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.
12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.
Комментарий к заданию 1.
1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.
2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.
3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.
4. Слово качели имеет форму только множественного числа.
5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.
6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.
7. Смешение прямой и косвенной речи.
8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.
9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.
10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…
11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.
12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…
Комментарий к заданию 2.
1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.
2. Во времена Гоголя аэропортов не было.
3. Тавтология: глубже, глубь.
4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.
5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.
6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.
7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.
8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.
9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.
10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.
11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).
12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.
Ответы к заданиям:
№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;
№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;
№5: 1, 5, 7, 10.
Конспект урока учителя русского языка и литературы Беркимбаевой Жанны Абдрашевны
Конспект урока по русскому языку.
Класс: 7
Тема: Умеем ли мы говорить правильно? (Грамматические нормы.)
Цель: овладевать грамматическими нормами употребления имен существительных, развивать умение находить и различать грамматические ошибки. Формировать навыки использования нормированной речи, формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные: ставить и формулировать задачи в познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельность в процессе достижения результата, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей, оценивать свою деятельность
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Индивидуальный опрос у доски:
1) «Определи пару»
Ш..пот – з..рница — и..резанный —
Деревя..ый – стаж..р — пред..стория —
Могуч.. – купле..ый — оч..рование —
(не) прочитанная книга -пр..оритет — ц..тировать —
2) Исправьте ошибки там, где необходимо:
ЛЯЖЬТЕ (лягте) на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО, пять КИЛОГАММ (килограммов), ШЕСТИСТАМИ (шестью) учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА (инженеры), ДОГОВОРА (договоры), в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ (партизан), по ОБОИМ (обеим) сторонам, ИХНИЕ (их) заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ (поздний), ОБГРЫЗАННЫЙ (обгрызенный), около ПЯТИСТА (пятисот) километров.
3) Расставьте ударение: каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть, бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее, обеспЕчение.
Индивидуальная работа по карточкам.(3-й ряд)
Класс: грамматическая разминка с последующей взаимопроверкой.
1 ученик проверяет вслух. (Учитель выборочно проверяет на оценку.)
— Ваша задача подобрать к несклоняемому сущ. прилагательное и определить род.
— Но прежде вспомним, как определить род у несклоняемого сущ?
(Плотное) жалюзи, (маленький) шимпанзе, (разноцветный) какаду, Сухуми (красивый), Онтарио (глубокое),салями (колбаса) – женского рода; кольраби (капуста) – женского рода,
пенальти (удар) – мужского рода; (горячий) кофе, (вкусный) сулугуни, (настоящая) леди, рефери (судья м. р.), драже (сорт мелких конфет округлой формы), тюль, (интересное) ноу-хау (ср. р. знания, идеи, технологии, необходимые для производства, осуществления чего-либо).
— Сдаёт тетради на проверку 1 ряд.
Проверка индивидуальной работы.
3. Целеполагание. Постановка целей и задач урока.
— На что было направлено повторение? Какой раздел русского языка мы повторили?
— Если тема урока «Умеем ли мы говорить правильно?» то, о чём пойдёт речь на уроке?
— Какова цель нашего урока?
4. Изучение нового материала.
— А теперь посмотрите на слова, представленные на слайде.
1) Проблемная ситуация:
— Прочитайте слова.
— Как вы думаете, верно ли употреблены эти слова?
дверьми дверями
дочерьми дочерями
лошадьми лошадями
— Выскажите свои предположения.
-Правы ли вы, прочитаем в учебнике. Откроем учебник на стр. 117, прочитаем правило.
2) Работа с учебником.
— Итак, какие ещё слова в Т. п. мн. ч. имеют окончание -МИ- ? (дети, люди)
— Какой вывод можно сделать?
3) Проблемный вопрос:
— Ну а теперь ещё одна грамматическая загадка.
— Какой вариант слова употреблён правильно?
Диаспора армян или диаспора армянов?
Большой выбор сапог или сапогов?
(Диаспора — часть народа, проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания)
— Правильно ли вы ответили, посмотрим в таблице.
4) Рассмотрите таблицу.
Имена существительные, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: |
НО: |
АРМЯН |
МОНГОЛОВ |
ГРУЗИН |
КАЗАХОВ |
ОСЕТИН |
КИРГИЗОВ |
БАШКИР |
ТАДЖИКОВ |
ТАТАР |
УЗБЕКОВ |
ТУРКМЕН |
ТУНГУСОВ |
БУРЯТ |
ХАКАСОВ |
ЦЫГАН |
ЯКУТОВ |
БОЛГАР |
ХОРВАТОВ |
АНГЛИЧАН |
НЕГРОВ |
УДМУРТОВ |
Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:
И. п. |
Р. п. множественного числа |
БАХИЛЫ |
БАХИЛ |
БОТИНКИ |
БОТИНОК |
ПОГОНЫ |
ПОГОН |
БУТСЫ |
БУТС |
САПОГИ |
САПОГ |
БРЮКИ |
БРЮК |
ТУФЛИ |
ТУФЕЛЬ |
ГЕТРЫ |
ГЕТР |
ЧУЛКИ |
ЧУЛОК |
ВАЛЕНКИ |
ВАЛЕНОК |
ШОРТЫ |
ШОРТ |
МОКАСИНЫ |
МОКАСИН |
НО:ГОЛЬФЫ — ГОЛЬФОВ
ЛАМПАСЫ — ЛАМПАСОВ
ДЖИНСЫ — ДЖИНСОВ
НОСКИ — НОСКОВ
КЕДЫ – КЕДОВ
РЕЛЬСЫ — РЕЛЬСОВ
КЛИПСЫ – КЛИПСОВ
Вывод: — Подведём итог вышесказанному. О каких грамматических нормах вы сегодня узнали?
5. Закрепление.
1)Работа с текстом.
— Прочитайте текст, поставьте выделенные слова в Р. п. мн. ч..
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов. Самый многочисленный народ — русские.
Татары – крупнейший после русских народ в России. В XV – XVI вв. происходило формирование отдельных групп татары…(татар) – Среднего Поволжья и Приуралья, Нижнего Поволжья и Сибири.
Множество народов живёт на Северном Кавказе. Осетины, лезгины, чеченцы, аварцы объединяет гостеприимство.
Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители трёх мировых религий.
Православие широко распространено среди русские ,украинцы, белорусы, мордвы, удмурты, осетины, якуты и других народов. Для татары, башкиры, казахи характерно такое вероисповедание, как ислам. Буддизм исповедуют в России буряты, тувинцы и калмыки.
Каждый народ чтит свои обычаи, которыми он дорожит.
Самое главное в совместной жизни — научиться с уважением относиться к традициям представителей другой национальности.
— Определите тип речи? (рассуждение)
— Какова тема и идея текста?
Вывод: — С какой грамматической нормой мы встретились в этом задании?
2) *** 1. Работа в группе: — Представьте, что вы корреспонденты, которым поручили осветить тему «Нужно ли есть овощи и фрукты и все ли могут это себе позволить?», используя имена сущ., обозначающие название овощей и фруктов в Р. п. мн.ч.
2. Группа: упр. 299 стр. 117. Составить текст.
Класс: «Найди ошибку»
— Среди словосочетаний найдите ошибки и исправьте их.
1) 1)САМЫЙ УМНЕЙШИЙ ученик (самый умный)
2) ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ деревьями
3) ЛЯЖЬТЕ на пол (лягте)
4) ПРОМОК под дождём
5) ШЕСТИСТАМИ учениками (шестьюстами)
6) пара САПОГОВ (сапог)
7) много ВАЛЕНКОВ (валенок)
согласно РАСПИСАНИЯ
9) ОБГРЫЗАННОЕ (обгрызенное)
10) пара ДЖИНС (джинсов)
11) блеск ПОГОНОВ (погон)
13) в ВОСЬМИСТА городах (в восьмистах)
14) несколько ШОРТОВ (шорт)
Вывод: — С какими трудностями столкнулись, выполняя задание?
Проверка ***
— Ну а теперь посмотрим, насколько вы усвоили грамматические нормы, выполним самостоятельно цифровой диктант.
3) Цифровой диктант. (2-а уч-ка работают у доски) (взаимопроверка)
— В каких предложениях нет грамматических ошибок?
1. Новое поступление чулок и носок. (-)
2.Разожгём костёр. (-)
3. Взвесил не менее трёхсот граммов. (+)
4. Делегация англичан и болгар прибыла вовремя. (+)
5.Сотрудника уволили согласно приказу. (+)
6.Сразу по приезду в село все отправились в магазин. (-)
7.Две пары новеньких ботинок стояли на полке. (+)
ОТВЕТ: 3, 4, 5, 7.
Подведение итогов урока: — Тема нашего урока звучала так: Умеем ли мы говорить правильно?
— Попробуем ответить на этот вопрос.
— Что необходимо для того, чтобы говорить правильно?
— Что вызвало затруднение на этом уроке?
Домашнее задание: упр. 300
1) Имена существительные, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: |
НО: |
АРМЯН |
МОНГОЛОВ |
ГРУЗИН |
КАЗАХОВ |
ОСЕТИН |
КИРГИЗОВ |
БАШКИР |
ТАДЖИКОВ |
ТАТАР |
УЗБЕКОВ |
ТУРКМЕН |
ТУНГУСОВ |
БУРЯТ |
ХАКАСОВ |
ЦЫГАН |
ЯКУТОВ |
БОЛГАР |
ХОРВАТОВ |
АНГЛИЧАН |
НЕГРОВ |
УДМУРТОВ |
2) Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:
И. п. |
Р. п. множественного числа |
БАХИЛЫ |
БАХИЛ |
БОТИНКИ |
БОТИНОК |
ПОГОНЫ |
ПОГОН |
БУТСЫ |
БУТС |
САПОГИ |
САПОГ |
БРЮКИ |
БРЮК |
ТУФЛИ |
ТУФЕЛЬ |
ГЕТРЫ |
ГЕТР |
ЧУЛКИ |
ЧУЛОК |
ВАЛЕНКИ |
ВАЛЕНОК |
ШОРТЫ |
ШОРТ |
МОКАСИНЫ |
МОКАСИН |
1) Имена существительные, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: |
НО: |
АРМЯН |
МОНГОЛОВ |
ГРУЗИН |
КАЗАХОВ |
ОСЕТИН |
КИРГИЗОВ |
БАШКИР |
ТАДЖИКОВ |
ТАТАР |
УЗБЕКОВ |
ТУРКМЕН |
ТУНГУСОВ |
БУРЯТ |
ХАКАСОВ |
ЦЫГАН |
ЯКУТОВ |
БОЛГАР |
ХОРВАТОВ |
АНГЛИЧАН |
НЕГРОВ |
УДМУРТОВ |
2) Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:
И. п. |
Р. п. множественного числа |
БАХИЛЫ |
БАХИЛ |
БОТИНКИ |
БОТИНОК |
ПОГОНЫ |
ПОГОН |
БУТСЫ |
БУТС |
САПОГИ |
САПОГ |
БРЮКИ |
БРЮК |
ТУФЛИ |
ТУФЕЛЬ |
ГЕТРЫ |
ГЕТР |
ЧУЛКИ |
ЧУЛОК |
ВАЛЕНКИ |
ВАЛЕНОК |
ШОРТЫ |
ШОРТ |
МОКАСИНЫ |
МОКАСИН |
Представьте, что вы корреспонденты, которым поручили осветить тему «Нужно ли есть овощи и фрукты и все ли могут это себе позволить?», используя имена сущ., обозначающие название овощей и фруктов в Р. п. мн.ч.
Ответ:
Типичные грамматические ошибки
Объяснение:
1) Я так думаю что в первую очередь к типичным грамматическим ошибкам можно отнести ошибки связанные с употреблением глагола,наречий,частиц и глагольных форм;
2)Неверная замена прямой косвенной речи;
3)Разное время глаголов;
4)Образование действительных и страдательных причастий;
5)Избыточное *бы*
6)Согласование подлежащего со сказуемым;
- Ну я думаю всё
БЛОК 1.Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
В употреблении рода и числа существительных. |
Он ударился о край бордюры. |
б) |
В образовании форм прилагательных. |
Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) |
В употреблении формы местоимения. |
В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) |
В употреблении форм числительных. |
На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) |
В употреблении форм глаголов. |
Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) |
В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. |
С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) |
В употреблении деепричастий. |
На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Смешение предлогов |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. |
б) |
Отсутствие предлога. |
Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) |
Наличие ненужного предлога. |
Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Падежная форма управляемого существительного. |
Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) |
Общее зависимое слово при однородных сказуемых. |
Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) |
При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. |
Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. |
О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) |
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. |
Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) |
Определение находится в отрыве от определяемого слова. |
Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) |
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. |
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) |
Ошибочное местоположение предлога. |
Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) |
Ошибочное местоположение составного союза. |
Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) |
Ошибочное местоположение частицы бы. |
Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. |
Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) |
Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. |
Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) |
Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. |
Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) |
Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. |
Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) |
Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. |
Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) |
Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. |
Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) |
Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. |
В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Смешение действительных и страдательных причастий. |
Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) |
Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. |
Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) |
Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. |
Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) |
Нагромождение причастных конструкций. |
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. |
Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) |
Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. |
Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) |
Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. |
Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) |
Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. |
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) |
Нагромождение деепричастных конструкций. |
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. |
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) |
Употребление противительного союза вместо соединительного. |
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) |
Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. |
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. |
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) |
Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. |
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) |
Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. |
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) |
Отсутствие в главном предложении указательного слова. |
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) |
Пропуск части составного союза. |
Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) |
Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). |
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) |
Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. |
Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) |
Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. |
Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) |
Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. |
Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
БЛОК 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Упражнение № 1
Ошибка: неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.
2) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.
3) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.
4) По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
5) Благодаря оперативного вмешательства властей последствия бунта стихии быстро удалось устранить.
6) Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.
7) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй.
Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств твёрдой рукой вела дело к успеху.
9) Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.
10) Он то замирал, качаясь на пятках, то, припадая к земле, мчался наперерез автомобиля.
11) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах.
12) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел.
Упражнение № 2
Ошибка: неправильное употребление имени числительного
1) Оплатив счёт, двое женщин вышли из кафе «Утро», сели в такси и поехали в театр, чтобы там встретиться с режиссёром.
2) На улицу высыпал весь класс и стал весело бегать, ощущая дуновение свободы, и только трое девочек тихонько стояли поодаль.
3) Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях.
4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
5) На обоих сторонах листа ,лежавшего на столе, был напечатан текст.
6) Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.
7) Двое тигров охотились на антилоп.
Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
9) В митинге приняли участие около полтораста жителей.
10) По обоим сторонам дороги росли липы.
11) Обое ребята были чем-то озабочены.
12) Во дворе установили три качели.
13) Поздравить с Восьмым мартом девочек – главная задача мальчиков.
Упражнение № 3
Ошибка: нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
1) Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова затикают.
2) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
3) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
4) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
5) Папа читает газету и выпил кружку кофе.
6) Я работаю с невнимательностью, но всё равно в результате сделал много ошибок.
7) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
9) Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.
10) Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
11) Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.
12) Джек Лондон подвергает Мартина Идена самым сложным испытаниям, и этим он раскрыл истинную сущность своего героя.
Упражнение № 4
Ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.
2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.
3) МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика
М. В. Ломоносова.
4) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения
5) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.
6) Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.
7) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
В лесу растут много деревьев.
9) Большинство возражали против такой оценки его творчества.
10) Обычно молодежь является носителями передовых идей.
11) Операторами инфраструктуры сети железных дорог России являются ОАО РЖД.
12) Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость.
13) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма.
Упражнение № 5
Ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи.
2) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
3) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
4) Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.
5) В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
6) Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.
7) Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.
Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.
9) Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.
10) Мама не только приготовила обед, но и ужин.
11) Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах.
12) Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Упражнение № 6
Ошибка: нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
1) В основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
2) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».
3) Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья.
4) По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились.
5) В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц.
6) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.
7) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.
Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».
9) Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».
10) Ребята договорились, что после занятий они встретятся в кинотеатре «Зрителе» и смогут наконец познакомиться не только с труппой, но и с режиссёром.
11) В основе сюжета романа «Отцов и детей» — конфликт между старшим и младшим поколением.
12) В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на этот роман.
Упражнение № 7
Ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
2) Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.
3) Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
4) Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвойных пород.
5) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста
6) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
7) Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
9) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
10) Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
11) Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы
12) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем
Упражнение № 8
Ошибка: неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.
2) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.
3) Вышев на сцену, певцы поклонились.
4) Рисуя, мои мысли всегда текли спокойно.
5) На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.
6) Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества..
7) Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться.
Приступая к сочинению, надо составить план работы.
9) Наклеивая обои, стена оказалась неровной.
10) Перелезая через забор, высота его меня поразила.
11) Подарив маме цветы, я поздравлю ее с праздником.
12) Катя выберет новое платье, увидев все варианты в магазине.
Упражнение № 9
Ошибка в построении сложного предложения
1) Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.
2) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
3) Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
4) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
5) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
6) Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.
7) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.
Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.
9) Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. 10) Человеку показалось то, что это сон.
11) Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал.
12) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.
13) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.
14) Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.
Упражнение № 10
Ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».
2) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
3) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.
4) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.
5) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.
6) Мой котик говорит, что я обращаюсь ко всем хозяевам, кому не безразлична судьба питомцев.
7) Полосатая кошка сказала, что девяти моих жизней не хватит, чтобы отблагодарить хозяюшку за любовь!
Отец сказал, что я вернусь поздно.
9) Дети закричали, что «мы не виноваты».
10) Преподаватель спросил студентов, что вы успели выполнить.
11) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
12) В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
Упражнение № 11
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
1) В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
2) Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
3) В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
-
Через дня четыре он добрался до своей деревни.
5) Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 12
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
1) Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
-
Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
3) Через подобные ситуации порой гибнут люди.
4) Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
5) Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 13
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
1) Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
-
С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
3) Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
4) Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
5) Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 14
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.