Типичной ошибкой при постановке задач тренером является перечисление


Подборка по базе: Рейтинг 2 Задание 2 Пять задач — 50 баллов (2).docx, Срочно, 20 баллов!представьте, что вы ученый-изоб….pdf, Практическое задание 3 верное.docx, Перевод баллов в оценки.docx, Рабочая программа по музыке 4 класс школа России 2022-2023 по ФГ, Урок № 35 Верному другу цены нет Согласные звуки.doc, КР 2022 История В 0 (10 баллов).docx, ИССЛЕДОВАНИЕ ГИБРИДНЫХ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ, КАК ПОМОЩНИКА В , Урок ОДНКНР Верность.doc, допор баллов.docx


7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Предусматривает связь усвоения нового материала с предыдущим:

Выберите один ответ:

a. принцип сознательности

b. принцип прогрессирования и оптимальной трудности заданий

c. принцип подкрепления

d. принцип систематичности (регулярности) 

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Специальная психологическая подготовка включает:

Выберите один ответ:

a. к этапу тренировки

b. все ответы верные 

c. ситуативное управление состоянием

d. к конкретному сопернику

e. подготовку к конкретному соревнованию

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Успех выступлений на соревнованиях напрямую зависит от соблюдения:

Выберите один ответ:

a. принципа индивидуализации обучения и тренировки

b. принципа подкрепления

c. принципа моделирования соревновательной деятельности 

d. принципа сознательности

В ходе тренировки имеют место специфические принципы:

Выберите один ответ:

a. единство общей и специальной физической подготовки

b. непрерывность и цикличность тренировочного процесса

c. все ответы верные 

d. постепенное повышение нагрузок до максимальных величин

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Движения и действия, составляющие основу технической оснащённости данного вида спорта относятся к:

Выберите один ответ:

a. индивидуальным

b. дополнительным

c. базовым 

d. спонтанным

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Какие нагрузки должны использоваться для достижения высоких спортивных результатов?

Выберите один ответ:

a. длительные

b. умеренные

c. оптимальные

d. максимальные 

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Какое количество методических приёмов используется для воспитания волевой подготовленности?

Выберите один ответ:

a. 6

b. 3 

c. 5

d. 2

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Постепенное повышение работоспособности организма, его оперативная адаптация называется:

Выберите один ответ:

a. разминкой

b. подготовленностью

c. боевой готовностью

d. врабатыванием 

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Работа при кажущемся устойчивом состоянии связана с большим напряжением функций и не может продолжаться более:

Выберите один ответ:

a. 5-ти – 10-ти минут

b. 25-ти – 35-ти минут

c. 10-ти – 15-ти минут

d. 20-ти – 30-ти минут 

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Сверхвосстановление организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высокого уровня работоспособности по сравнению с исходным называется:

Выберите один ответ:

a. адаптацией

b. активностью

c. суперкомпенсацией 

d. перестройкой

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Структура подготовленности спортсмена не включает аспекты:

Выберите один или несколько ответов:

a. физический

b. физиологический 

c. технический

d. психический

e. биологический 

f. тактический

Вопрос 9

Частично правильный

Баллов: 0,50 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Тактические задачи могут носить характер:

Выберите один или несколько ответов:

a. индивидуальный

b. перспективный 

c. всеобщий

d. локальный

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Техническая подготовленность спортсмена тесно связана с:

Выберите один ответ:

a. тактическими возможностями спортсмена

b. психическими возможностями спортсмена

c. все ответы верные 

d. физическими возможностями спортсмена

e. условиями внешней среды

Какие состояния появляются при однократном воздействии?

Выберите один ответ:

a. перманентные

b. устойчивые

c. текущие

d. оперативные 

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Каким состоянием является сон?

Выберите один ответ:

a. пассивным

b. организованной активностью мозга 

c. активным

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Кто в советской психологии выдвинул проблему состояний?

Выберите один ответ:

a. И.А. Тер-Ованесян

b. Н.Д. Левитов 

c. П.К. Анохин

d. А.А. Ухтомский

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Назовите количество форм состояний фрустрации:

Выберите один ответ:

a. 2 

b. 1

c. 6

d. 4

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

По каким параметрам могут характеризоваться состояния?

Выберите один ответ:

a. по качественным особенностям развития

b. по глубине

c. все ответы верные 

d. по длительности протекания

e. по степени активированности функциональных систем

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Расположите в правильном порядке этапы развития состояний по Г. Селье:

Выберите один ответ:

a. резистентность, торможение; шок; противошок

b. противошок, резистентность, торможение; шок

c. шок, противошок, резистентность, торможение 

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Формирование определённой для данной ситуации функциональной системы включает следующие уровни:

Выберите один ответ:

a. психические

b. все ответы верные 

c. двигательные

d. вегетативные

Использование игрового и соревновательного методов рекомендуется:

Выберите один ответ:

a. в 1-ой половине тренировки

b. на заминке

c. во 2-ой половине тренировки 

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Какой должна быть оценка деятельности спортсменов на тренировках и соревнованиях?

Выберите один ответ:

a. объективной 

b. формальной

c. субъективной

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Лица с высокой подвижностью нервной системы склонны к:

Выберите один ответ:

a. спокойной деятельности

b. однообразной деятельности

c. разнообразной деятельности 

d. размеренной деятельности

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

На решение какого количества задач должно быть направлено формирование готовности к деятельности:

Выберите один ответ:

a. 3

b. 6

c. 5 

d. 8

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Принцип дифференцированного подхода к спортсменам предполагает:

Выберите один ответ:

a. сообщение спортсменам об ошибках и правильности выполнения упражнения

b. постепенное увеличение нагрузки

c. индивидуальный темп овладения упражнениями 

d. учёт координационной сложности упражнения

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Типичной ошибкой при постановке задач тренером является:

Выберите один ответ:

a. задачи, включённые в значимую для спортсмена деятельность

b. перечисление упражнений, которые будут выполняться 

c. задачи, которые должны быть решены

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Требования, которые предъявляет к человеку конкретная деятельность, учитывает следующие моменты:

Выберите один ответ:

a. общественную ценность этой деятельности в данный момент времени

b. все ответы верные 

c. требования самой деятельности

d. критерии ее успешности в настоящее время

В состоянии стартовой апатии:

Выберите один ответ:

a. уровень психического напряжения находится в пределах нормы

b. уровень психического напряжения резко падает 

c. уровень психического напряжения не совпадает со временем старта

Вопрос 

Решение
учебно-тренировочных задач во многом
зависит от активности спорт­сменов.
Последняя должна проистекать не столько
от потребности в двигатель­ной
активности, которая у разных спортсменов
разная1,
сколько от понимания

У
людей с преобладанием возбуждения по
внутреннему балансу и сильной нервной
системой объем двигательной активности
значительно больше, чем у людей с
преобладанием торможения и слабой
нервной системой. Очевидно, лица с этой
типологией имеют от рождения более
высокий заряд8.2.
Принцип активности «J
43

необходимости
выполнения запланированных тренировочных
нагрузок, без ко­торых достижение
высокого спортивного результате
невозможно.

Опытные
спортсмены тренируются значительно
активнее, если они участву­ют в
планировании тренировок и подборе
упражнений.

Одним
из факторов, снижающих активность
спортсменов на тренировке, яв­ляются
допускаемые тренером ошибки
при постановке задачи.
Л.
В. Вишнева вы­делила наиболее типичные
ошибки.

1.
Тренер перечисляет упражнения, которые
будут выполнять его ученики, вместо
того чтобы поставить задачу, которая
должна быть решена.

2.
Задача, которая ставится перед
спортсменами тренером, является значи­мой
для него, а не для спортсменов.

3.
Тренер ставит неконкретную задачу,
например научиться метать копье. Та­кую
задачу юные спортсмены понимают плохо,
что приводит к формирова­нию нечеткого
представления об упражнении. Спортсмены
не понимают, что надо конкретно делать,
что надо развивать.

4.
Тренер ставит непривлекательные для
учеников задачи. Нужно, чтобы за­дача
была включена в значимую для школьника
деятельность. Например, тренер по
баскетболу объявляет, что в игре будут
засчитываться только те попадания мяча
в корзину, которые последуют после
правильно выполнен­ных передач. В
этом случае у баскетболистов появляется
стимул выпол­нять упражнение в передаче
мяча партнеру правильно.

5.
Тренер ставит перед учениками задачу,
недостижимую в пределах одной-двух
тренировок. В этом случае у спортсменов
создается впечатление, что затрачиваемые
ими усилия напрасны.

Большое
влияние на активность спортсменов на
тренировочных занятиях ока­зывает
их удовлетворенность
тренировками.
Она может рассматриваться в не­скольких
аспектах: удовлетворенность условиями
и содержанием тренировок, взаимоотношениями
с товарищами и тренером, успехами
обучения. Чем более зрелый в социальном
и спортивном отношении спортсмен, тем
дифференцирова-нее дается им оценка
удовлетворенности по этим параметрам,
причем главной становится удовлетворенность
спортивными результатами и взаимоотношения­ми
с тренером. У новичков же имеется, как
правило, генерализованная оценка
пребывания в данной спортивной секции.

Общая
удовлетворенность повышает активность
спортсменов на тренировках. Но
удовлетворенность достигнутым,
сохраняющаяся длительное время, может
привести к благодушию, самоуспокоенности
спортсмена и к снижению его актив­ности.

Активность
учащихся не должна быть спонтанной и
подменяться двигатель­ной развязностью,
беготней, криком и т. п. зоологическими
действиями,
как
мет­ко отметил А. С. Макаренко. Активность
должна быть организованной трене­ром,
то есть ограниченной рамками
запланированного материала. В то же
время

двигательной
активности и им требуется больше времени
для ее разрядки. Только тогда они
полу­чают удовлетворение от двигательной
деятельности. Кроме того, они более
терпеливы, то есть мо­гут дольше
работать на фоне усталости.i
44 Глава 8. Психологические основы
эффективности тренировочного процесса

надо
давать возможность спортсменам
реализовать свою высокую потребность
в двигательной активности большим
числом повторений упражнения. Для это­го
при выполнении упражнений, например
общеразвивающих, тренеру нужно не
объявлять число повторений, одинаковое
для всех, а отсчитывать интервалы времени
(вести счет, например до десяти), в течение
которого каждый спорт­смен будет
выполнять упражнение в том темпе, который
соответствует его воз­можностям.

Высшей
формой активности спортсменов является
их умение частично или целиком проводить
самостоятельно свои тренировки.

Соседние файлы в папке + лекции

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Поведение тренера в группе: разбираем типовые ошибки

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2015, N 7

Внутренний тренер должен понимать, что порой он совершает ошибки, не замечая этого. Подобное неведение — серьезное препятствие для профессионального развития. Продолжая серию статей для hr-менеджеров, осваивающих тренинговую работу, мы остановимся именно на этом аспекте.

Программы у тренеров могут быть одинаковыми, но результаты обучения отличаются. В конце 90-х — начале тысячелетия тренинг продаж проводили все. Семинары и тренинги по сервису, управлению и командообразованию появились позже. Программа тренинга продаж довольно проста, если не сказать примитивна, но компании щедро оплачивали обучение персонала продажам. Считалось, что умение продавать позволит увеличить прибыль в разы, а, может, и в десятки раз. Появилась мода на тренеров. Выпускники психологических факультетов вооружились методичками, скачанными в Интернете, и заявили себя на рынке услуг для бизнеса в качестве ведущих групп.

Примечание. См. статью «Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера» на с. 56 журнала N 1, 2015.

Прошло несколько лет, и тренеров стало заметно меньше. Рынок провел жесткую селекцию. Кто-то ушел, а кто-то остался. Неужели остались те, кто лучше знал программу тренинга продаж? Конечно, нет. Как мы уже сказали, сложного в ней ничего нет. Успешными оказались тренеры, выработавшие удачный стиль поведения.

Возможно вы замечали, что два разных человека, читающих один и тот же текст, воспринимаются по-разному? Первый выглядит убедительно, а второй вызывает неприязнь или жалость. В чем тут дело? Они по-разному себя ведут. Один говорит чуть более эмоционально, а другой бубнит себе под нос. А может быть, «убедительный» человек читает низким голосом, и за счет этого речь воспринимается внушительней. Есть тренеры, которые не могут понять причин своего неуспеха. Они владеют методикой тренинга и содержанием, но ученики отзываются о них без особого восторга, а результаты обучения плачевны.

Трудность работы тренера в том, что на тренинге ему обычно не дают обратную связь. Обучаемые делают это в самом конце и обычно выражают отношение общими фразами «понравилось — не понравилось». Детальный анализ поведения ведущего они, естественно, не проводят. Участники могут обратить внимание, когда в работе тренера есть явный ляп. Например, если он заявлял одну программу, а провел фактически другой тренинг. Или если он совершенно не владеет материалом, о котором рассказывает.

Примечание. О том, как настроить обратную связь в тренинге, читайте в статье «Секреты обратной связи в тренинге» на с. 78 журнала N 4, 2015.

Внешние бизнес-тренеры со временем привыкают к собственному несовершенству. Они обрастают постоянными клиентами, не замечающими ошибок, и избегают спрашивать: «Что вам не понравилось на семинаре?». Ведь некоторые ученики могут ответить, что им действительно не понравилось. Бизнес-тренеры не любят приглашать на свои тренинги и семинары коллег, потому что те, вероятно, заметят промахи и обратят на них внимание, а это будет ударом по самооценке. У внутреннего тренера ситуация усугубляется еще и тем, что организация к нему привыкает: никто не критикует, потому что сравнить просто не с кем.

Ошибки, связанные с неправильным невербальным поведением

Группа, особенно в самом начале тренинга, тщательно следит за тем, как ведет себя тренер. Глаза участников к нему прикованы. На начальном этапе тренер работает своим телом в прямом смысле слова. К примеру, если он суетится, делает резкие движения, то группа становится нервозной. Если же двигается плавно, говорит размеренно, с паузами, то люди успокаиваются и настраиваются на нужную волну.

«Проблема спины»

Рассмотрим такую ситуацию. Тренер что-то рассказывает и одновременно пишет на доске или флипчарте, при этом отворачиваясь от аудитории. Действие оставляет неприятное впечатление. Человек, произносящий слова, но скрывающий лицо, выглядит по меньшей мере неприветливо. Мы общаемся не только с помощью речи, но и мимики. Выражение лица — это тоже своего рода язык, причем понятный всем.

Мы непроизвольно выражаем лицом свое отношение к происходящему. Когда удивляемся — веки приподнимаются, глаза открываются шире, если чем-то недовольны — брови сдвигаются к переносице, а если нам что-то не нравится, то губы автоматически вытягиваются в линию.

Делать записи нужно, повернувшись к участникам тренинга хотя бы вполоборота. Тренер не должен говорить, если люди не видят лица, движения губ, глаз. Скрывать свое лицо — это все равно, что писать без знаков пунктуации. Тренеру нужно заботиться о том, чтобы его лицевые реакции были видны:

  • в аудитории должно быть достаточно света;
  • нельзя использовать солнечные очки;
  • нежелательно наличие большой густой бороды, она тоже может затушевывать мимику, а вот наличие стильной бородки или усов может, наоборот, делать тренера интересным, т.е. приковывать внимание к лицу;
  • по этой же причине женщинам необходимо использовать макияж;
  • прическа не должна закрывать лоб и глаза;
  • одежда должна быть темных тонов, без ярких кричащих узоров, чтобы лицо выглядело более выразительным;
  • нежелательно одеваться так, чтобы излишне подчеркивать свою сексуальность (относится как к мужчинам, так и к женщинам). Это привлечет внимание к частям тела, а не лица, поэтому декольте, рубашки с распахнутым воротом, мини-юбки и прочее — недопустимы.

Если тренер пренебрегает этими правилами, то он делает невыразительными свои выступления. Участники тренинга порой не могут себе объяснить, почему им не хочется слушать или они не в состоянии это делать.

Зажатость

Выделим еще одну группу ошибок, связанную с телесным поведением.

Пример 1. Тренер садится на стул и в течение получаса говорит. Жестикуляция скупая, руки почти не двигаются, лежа на коленях, голова неподвижна. Тема интересная и, по идее, должна увлекать аудиторию, а участники тренинга зевают, ерзают на стульях и отчаянно пытаются ухватить нить повествования, но это им не удается.

Жестикуляция дана нам, чтобы привлекать внимание к словам. Современная речь появилась в процессе эволюции не так давно. Людям легче общаться невербально. В нашей жизни общение без слов имеет большое значение. Обратите внимание на то, как ведут себя люди, например, на корпоративных праздниках. Они общаются, хотя их разговоры не несут серьезного содержания. Взгляд вправо, влево, кивок головой. Танцы вообще позволяют вступить в контакт с человеком, не произнося ни слова. И при этом мы отлично понимаем друг друга.

Полагаясь только на свою речь, тренер ошибается. Ученики должны прилагать усилия, чтобы понимать слова, контекст, логику. Намного легче, когда тренер дополняет повествования движением — двигается соответственно темпу речи, жестикулирует.

Методические ошибки

Существует и другой род ошибок, который касается непосредственно ведения группы.

Уход от решения практических задач

В свое время студентов-психологов учили не давать советов клиентам. Преподаватели говорили, что психологическая консультация должна помочь человеку раскрыть внутренние резервы, понять свою ситуацию и предпринять что-то самостоятельно. Если клиент говорит, что он очень боится идти на экзамен, то психолог не должен давать прямого совета, например: «Ну ничего страшного, выпейте валерьянки, и тревога пройдет». Это непрофессиональный подход. Специалист-психолог будет задавать вопросы, выяснять причину страха и только потом даст рекомендацию.

Лет десять назад в бизнес-тренеры шли в основном психологи, и они принесли в профессию императив не давать советов. К сожалению, эта норма ничего хорошего в практику ведения групп не принесла.

Пример 2. Тренера развлекательного центра попросили провести серию тренингов по обслуживанию клиентов. Участники — работники организации, которые непосредственно занимались обслуживанием: продавцы билетов, операторы аттракционов, официанты.

Во время методического блока «Общение с агрессивными посетителями» один из участников тренинга вспомнил, как эмоционально нездоровая женщина стала просить гарантий, что ее ребенок не разобьется на колесе обозрения. Ее уверяли, что все будет хорошо, но она снова и снова хотела удостовериться в безопасности. Причем отказываться от аттракциона для своего сына не хотела. В общем, играла на нервах работников.

Участник спросил у тренера: «Что надо было сказать женщине, чтобы она перестала заниматься ерундой и изводить всех своими страхами?». Ведущий сказал, что это вопрос сложный, надо подумать и ушел от ответа. Участник вспомнил о проблеме на другой день тренинга, но тренер опять ответил что-то невразумительное. Ситуация так и не была решена.

Довольно часто неопытные ведущие не берутся решать ту или иную практическую задачу. Этому есть несколько причин:

  • боязнь обнаружить некомпетентность. Многие тренеры не пробовали делать то, чему учат. К сожалению, это обычная картина. Тренеры продаж сами не продали в своей жизни даже одноразового стаканчика, но при этом обучают риелторов заключать сделки на десятки миллионов рублей. Даже зная ответ, они не берутся советовать, потому что не уверены;
  • отсутствие информации. Иногда задачи, которые ставят слушатели, действительно являются сложными, и тренер не может предложить никакого более-менее подходящего решения.

Пример 3. Во время тренинга продаж для менеджеров торгового отдела тренера попросили разобраться в ситуации. Клиенты компании стали массово покупать продукцию у конкурентов, причем такого же качества. Произошло это стихийно, без видимых причин. Участники тренинга хотели получить ответ на свой вопрос, но тренер ничего не мог ответить по существу, пообещал подумать и предложить решение в конце занятий, но обещание не сдержал.

Проблему, скорее всего, нужно было решать не методами продаж, а средствами маркетинга — проводить опросы, изучать потребительские свойства товаров или проанализировать предложение конкурентов. Но тренер этими методиками не владел.

Как тренеры обычно уходят от решения проблем? В арсенал входят следующие уловки:

  • «Я даю общие принципы, а уж как их применять, это решать вам, вы — профессионалы»;
  • «Я тренер, я умею только преподавать, сказать как надо, а ваша задача — применить на практике»;
  • «Это тема другого тренинга»;
  • «Это сложный вопрос и зависит от многих обстоятельств. На тренинге мы затрагиваем только часть проблемы».

Что делать, если группа хочет получить ответы на вопросы, а компетенций у тренера не хватает? Вот несколько советов.

  1. Не блефовать. Если вы не разбираетесь в вопросе, то лучше признаться сразу. Не стоит придумывать вариант решения на ходу.
  2. Искренне признаться, если не знаете. Как профессионал, вы должны либо пообещать, что ответите на вопрос позже (в конце занятия, курса, через месяц), либо сказать, почему не можете решить данную задачу (например, она выходит за рамки семинара или тренинга).
  3. Держать обещание. Если пообещали ответить участникам, то обязательно это сделайте. Если решить задачу не удалось, то также сообщите своим ученикам об этом.

Бизнес-тренеру целесообразно вести личный сайт или блог. Если участники сформулировали сложную проблему, а предложить решение сразу не удается, то можно дать ответ на своем интернет-ресурсе позднее. Тренер может сказать так: «Сейчас я не могу ответить на вопрос, но подумаю и обязательно изложу результаты на сайте».

Уход в знакомую область

Еще одна методическая ошибка касается содержания обучения.

Пример 4. Тренинг управленческих навыков проводил ведущий, который несколько лет прослужил в армии на офицерских должностях. Рассказывая о функциях управления по Файолю <1>, он приводил примеры и аналогии из армейской жизни. Тренер говорил о разведке и сборе информации, когда хотел проиллюстрировать функцию прогнозирования. А когда нужно было пояснить, что такое координация, то он привел пример с распределением обязанностей среди бойцов отделения мотострелкового взвода.

<1> Анри Файоль (1841 — 1925) — основатель одной из первых научных школ управления.

Участники семинара понимающе кивали головами, но до конца так и не уразумели, о чем идет речь.

Пример 5. Тренер проводила семинар по мотивации, на нем шла речь о компетенциях сотрудников. Поясняя этот термин, ведущая стала говорить о том, что бывают тренеры-секси и тренеры-фанки и они по-разному ведут группы. В течение примерно двадцати минут речь шла о различиях. Участники семинара совершенно потеряли мысль, они толком не поняли, что такое компетенции, и тем более не разобрались в вопросе, кто фанки, а кто секси.

Это довольно распространенная ошибка. Порой тренер, не зная, как объяснить сложные вещи, начинает говорить терминами, которые понятны только ему самому, а не его подопечным. Либо приводит примеры из области, с которой хорошо знаком. Но вести обучение нужно на языке учеников, чтобы было понятно им. Обучая маркетологов, тренер должен говорить о сегментировании, позиционировании и поведении на рынке, а если на тренинге инженеры, то аналогии и пояснения должны соответствовать их профессии.

Люди намного лучше воспринимают информацию, когда в ней содержится что-то знакомое. Поэтому:

  1. приводите программу в соответствие со специализацией участников тренинга;
  2. используйте аналогии и примеры из их профессиональной жизни;
  3. постоянно совершенствуйте свои навыки в области, в которой преподаете.

Отсутствие «подтверждающего поведения»

Если группа развивается по законам групповой динамики, последовательно проходя все стадии, то на третьей стадии тренер становится для участников авторитетом. Это очень важный эффект. Люди начинают учиться, подражая ведущему. Причем они могут так же одеваться, перенимают манеру разговора, копируют жесты.

Примечание. Подробнее о том, как управлять групповой динамикой тренинга, читайте в статье «Учимся управлять групповой динамикой тренинга» на стр. 54 журнала N 3, 2015.

Опытные тренеры об этом знают, поэтому целенаправленно управляют своим имиджем. На тренинге уверенного поведения ведущий буквально излучает своим поведением уверенность. Он нетороплив, делает в речи паузы, немногословен и чем-то напоминает героев мафиозных фильмов с Аль Пачино в главной роли. Тренер, обучающий продажам, ведет себя иным образом: он подвижен, активен, быстро говорит, контактен и дружелюбен, олицетворяя собой коммивояжера.

Таблица

Тематика обучения и поведение тренера

Тема тренинга

Поведение, демонстрируемое ведущим

Эффективное руководство

Ясно и четко формулирует задания, спрашивает, хорошо ли его поняли. Демонстрирует спокойствие, даже если участники тренинга ошибаются, делают что-то не так. Не забывает деталей, действует по плану

Качественный сервис. Стандарты обслуживания

Заботится о том, чтобы «сервисная» составляющая тренинга была на высоте: у участников всегда есть бумага для работы, письменные принадлежности (маркеры и прочее), если нужно выйти на улицу, где идет дождь, людям предлагают зонты или плащи

Тренинг формирования команды

Подчеркивает важность совместных действий, не боится делегировать часть своих функций. Ведет себя как лидер: проявляет заботу о каждом

Важное замечание: тренер демонстрирует определенные навыки, но не говорит об этом. Совершенно недопустимо, например, заявлять следующее: «Посмотрите, какой я уверенный!» или «Нужно быть такими же убедительными, как я!». Действия лучше слов.

Ошибки в управлении группой

Есть специфические ошибки, связанные с отношениями между тренером и участниками.

Примечание. См. статью «Как бизнес-тренеру построить продуктивные отношения» на стр. 77 журнала N 6, 2015.

Проблемы с дистанцией

Обычно участники не против пообщаться с ведущим не только на тренинге, но и в неформальной обстановке. В организации проблема усложняется еще и тем, что штатный специалист по обучению является частью коллектива. Тренер может реагировать по-разному.

Пример 6. В одной из компаний участники группы пригласили тренера вечером в кафе. Во время вечеринки употребляли алкоголь, танцевали. Утром занятия продолжились, но ведущий отметил, что динамика сбилась. Люди слушали невнимательно, неохотно участвовали в ролевых играх и упражнениях, стали опаздывать после перерыва.

Как правило, сближение с участниками обучения нежелательно. Когда люди хотят пообщаться с тренером поближе — это своего рода реакция лени. Им не хочется думать и напрягаться, осваивая что-то новое, и они бессознательно ищут контакт с преподавателем. Такой же феномен наблюдается и у школьников, которые льстят и угождают учителю, лишь бы не учиться.

Но что самое интересное, многие внутренние тренеры с удовольствием принимают знаки внимания и идут на поводу у участников. Они любят получать небольшие подарки, не отказываются от участия в мини-банкетах, а взамен более мягко относятся к ученикам: пораньше отпускают с занятий, более высоко оценивают знания, если предусмотрена послетренинговая аттестация, и не спрашивают строго за опоздания.

Как мы уже сказали, наличие неформальных отношений — показатель того, что люди хотят избежать трудной работы. Это же утверждение справедливо и для тренера. Порой свои неуспехи бизнес-тренеры оправдывают хорошими отношениями в группе.

Следовательно, неформальных контактов лучше избегать: между группой и ведущим должна быть дистанция. Правда, совсем отстраняться от учеников тоже не стоит.

Пример 7. В коммерческом банке тренера по продажам банковских продуктов знали все. Он отлично разбирался в своей профессиональной области и постоянно развивался. Репутация у него была безупречной, но на его тренинги ходить не любили. Он держался очень отстраненно и пугался, когда к нему проявляли теплые чувства. Если кто-то делал комплимент его профессиональной эрудиции, ведущий краснел и нервничал. А уж посидеть в неформальной обстановке и поговорить был совершенно не способен.

Если бы можно было заменить живого человека программой, то это уже давно бы сделали. Но учитель пока обучает успешней, чем компьютер, а значит, должен проявлять человеческие качества. Какой должна быть дистанция? Достаточно близкой, чтобы люди уважали и стремились к общению. При этом нельзя:

  • допускать фамильярности и панибратства;
  • выделять любимчиков.

Тренер должен быть приветливым и доброжелательным. Не стоит махать руками и с испуганным лицом театрально кричать: «О нет, покиньте меня, не нужно мне почестей!» — если участники проявляют уважение и просят посидеть с ними в кафе после занятий. Лучше просто отказаться, сославшись на уважительную причину.

Самолюбование

Еще одна группа ошибок связана с неправильным общением с участниками тренинга. Это своего рода «звездная тренерская болезнь». На определенном этапе тренер начинает считать себя состоявшимся профессионалом. Объективно опыта еще маловато, но ему кажется, что он уже все знает. Чаще это происходит после 20 — 30 проведенных групп. Звездная болезнь поражает как раз успешных ведущих. У них группы после занятий благодарны и относятся к тренеру очень хорошо. Опытные преподаватели знают, что это происходит не потому, что это они такие профессиональные, а благодаря групповому эффекту. Люди всегда наделяют положительными качествами своих лидеров — политиков, начальство и учителей. Тренеры, которые об этом еще не знают, подсаживаются на иглу восхищения.

Пример 8. На семинаре по рекламе и PR ведущий для каждой новой группы дает одно и то же задание. Он просит, чтобы его нарисовали «кто как видит», а потом вместе с участниками анализирует рисунки и говорит о том, как в рекламе срабатывают стереотипы восприятия. Это задание, конечно, имеет право на существование, но оно говорит скорее о тщеславии ведущего, нежели о его профессионализме. Действие стереотипов лучше рассматривать на других примерах, более близких к продвижению услуг и товаров.

Тренеры (как внутренние, так и внешние), впадающие в грех самолюбования, имеют и ряд невербальных особенностей. У них звонкий от возбуждения голос, и они часто используют в речи местоимение «я». Ведущие групп любят говорить о собственном опыте: я пошел, я сделал, я придумал, я разработал. Небольшая самореклама, конечно, не вредит, но в большом количестве режет слух. Встречаются и случаи откровенного плагиата, когда тренер дает материал и говорит, что это его собственные разработки, хотя на самом деле пользуется результатами исследований других людей.

Группа, ведомая тренером-нарциссом, теряет интерес к обучению и материал не усваивает. Участники обычно неактивны, не задают вопросов и не выполняют практических заданий.

Как внутреннему тренеру избежать звездной болезни? Все очень просто. Надо время от времени учиться на семинарах у внешних тренеров высокой квалификации. Сравнение себя с настоящими мастерами позволяет выработать профессиональную скромность и смирение, которые убивают стремление к самолюбованию. А от этого выигрывает группа, потому что на тренинге, который проводит человек с адекватной самооценкой, действительно интересно.

Е.Мамонов

Специалист

по управлению персоналом

Автор: Алексей НОВАК, тренер — консультант, учредитель компании КМ Тренинг (Санкт-Петербург) &nbsp;| &nbsp; Источник: Trainings. ru

Мы рассматриваем мероприятия по обучению и развитию сотрудников (в нашем случае, это тренинги и семинары) как инвестиции в персонал. То есть деньги, вложенные в их проведение, должны как минимум окупаться, еще лучше — приносить прибыль.

При любых инвестициях существуют риски. Одни из них стратегические — во что «вложиться», другие — технические, «как» это делать. Остановимся именно на последнем вопросе, расположив 10 типичных ошибок при организации и проведении тренингов в своеобразном рейтинге по «тяжести последствий».

1. «Не тот» тренинг

Суть проблемы — хотели одно, а получили другое. И дело не всегда в том, что тренер или тренинг был плох. Просто под одним и тем же названием заказчик понимал одно, а тренер — существенно иное. Ситуация усугубляется тем, что при выборе темы «заказчик» и «тренер» — это зачастую не конкретные личности, а как в анекдоте про Маркса и Энгельса — «четыре, совершенно разных человека».

Например, мягкий вариант: заказали Тренинг продаж, а нужен был Тренинг переговоров. Более жесткий — под «командообразованием» подразумевали «разрешение конфликтов» и т. д. Приводят такие «нестыковки» в итоге к самым сложным — содержательным рекламациям. Вроде никто не виноват, а «осадочек остается».

Мораль — цели и содержание тренинга согласуются заранее. Тренеру настоятельно рекомендуется встретиться (на худой конец, обсудить по телефону) эти вопросы с заказчиком максимально высокого ранга. Понять, почему возникла потребность именно в данном обучении, и убедиться в том, что клиент понимает, что именно он получит за свои деньги.

2. Немотивированные участники

Как минимум, три варианта:

· Людей на обучение «послали»: опытных, но «строптивых» сотрудников отправили на тренинг без их согласия.

· Предупредили о занятиях лишь накануне. Самый яркий случай, с которым мы сталкивались — руководитель субботним утром «вызвонил» подчиненного на тренинг из постели. Остальным «повезло» больше — их предупредили о мероприятии в пятницу, после обеда, когда их коллега — страдалец был на выезде.

· В группе «не те» участники. Например, на тренинг управленческих навыков пригласили «перспективных» специалистов из кадрового резерва, не имеющих собственных подчиненных. Слушают они тренера, как эфиопы рассказ о снеге. «Сибирь — она вообще-то есть, но жутко далеко».

Последствия одни и те же — «месть» тренеру и тренингу. И понять людей можно, «оно им надо»?! Дабы не попасть впросак, «просеиваем» группу по критериям «нужно — не нужно», «хочет — не хочет» и предупреждаем о мероприятии хотя бы за пару недель. Тем паче, что даты тренинга согласовываются, как минимум, за месяц — полтора.

3. Отсутствие руководителя

На некоторых тренингах присутствие «первого» лица обязательно, на некоторых крайне желательно. Речь именно об этих случаях.

Понятно, что время руководителя дорого, и дел всегда «по горло». Но что такое Тренинг формирования команды или Мотивации в управлении без директора? Деньги на ветер. Обучение нужно для того, чтобы что-то после него изменилось. Не в головах участников, а в буквальном смысле, в Компании. Без лидера, руководителя — это почти невозможно. Хотя мы сталкивались с тем, что после Тренинга команды, на котором отсутствовал генеральный директор, в компании появился новый генеральный. Вряд ли заказчик на это рассчитывал.

Профессионально проведенный тренинг — это мощный метод, провоцирующий изменения. Поэтому стоит прислушаться к рекомендации тренера и принять участие в тренинге, чтобы потом эти изменения возглавить.

4. Занятия в рабочее время на территории Компании

Благие намерения — сохранить людям выходные дни и сэкономить на аренде. Тем более, что в Компании есть оборудованное для занятий помещение. Проблема в малом — обязанностей с участников никто не снимал. Поэтому при самых актуальных и интересных темах приоритеты расставляются автоматически. Тренер сталкивается с так называемой «плавающей» группой, когда после очередного перерыва несколько человек исчезают или появляются вновь. В этом случае о «системе знаний» говорить не приходится, «дотянуть» бы группу, как подбитый самолет, до конца тренинга.

Выход в этом случае один — договоренность с руководителями участников тренинга об их «неприкосновенности» на время занятий. Но на практике это помогает мало. Поэтому «все в лес», подальше от родных рабочих мест!

5. «Многочисленная» группа

Второй распространенный способ «сэкономить» — включить в тренинговую группу человек 20. Лучше 25! Благо площадь помещения позволяет. Экономия в кавычках, потому что рекомендуемая численность стандартной группы — 12 — 16 человек (при весьма редких исключениях).

Понятно, что в тренингах умений это нарушение технологии «выходит боком». Тренинг почти неминуемо скатывается в режим семинара. А это, как говорится, совсем другая история. «Языком говорить — это вам не навыки ворочать».

Здесь стоит воспользоваться советом В. И. Ульянова — лучше меньше, да лучше. Он в этом разбирался, построив очень немногочисленную (в 1917 году), но весьма эффективную партию «большевиков».

6. Стремление объять необъятное

Проявляется в двух основных вариантах:

· Пожелание «Давайте рассмотрим в тренинге вот это, это… (далее следует 10 — 12 тем), и еще тайм — менеджмент».

Обычно, обед из 12 блюд заканчивается несварением желудка. Тренинг, в котором заявлено 12 тем — кашей в голове. К. Прутков предупреждал потомков, что нельзя объять необъятное. Наша практика также показывает, что для стандартного 2-хдневного тренинга оптимальными являются 5 — 7 связанных друг с другом тем.

· Предложение «уместить» трехдневный тренинг в два дня.

Этот вариант чреват либо потерей качества (вроде книжки «Война и мир за 100 минут»), либо увеличением продолжительности тренингового дня. Но группа не может продуктивно работать дольше 9 рабочих часов. Поэтому в итоге всё равно приходится жертвовать частью материала, т. е. качеством.

Мы за оптимистичный реализм. Поэтому предлагаем не экономить на качестве.

7. «Командообразующие» мероприятия на фоне тренинга

На тренинг часто приезжают сотрудники из разных филиалов и регионов. Поэтому понятно стремление руководителей и сотрудников HR-служб использовать эту редкую возможность для усиления «командного духа».

Мы «за» совместный поход в боулинг и тоже любим шашлык со стаканом сухого вина. Мы «против» бани до утра с ящиком водки, потому что к команде это не имеет никакого отношения. Тренинг — серьезная интеллектуальная нагрузка и для трезвого человека. А с похмелья — вещь вообще неподъемная. Стоит ли тратить корпоративные деньги на то, чтобы мучить «больного» человека ученьем за сотни километров от дома?

Стоит воспользоваться советом одного из наших клиентов: «Участник тренинга — на положении беременной женщины. После 23, все спать!»

8. Неприспособленное помещение

Варианты: тесно, душно, без окон, шумно, жарко / холодно и т. п. Особо жесткий вариант — сочетание нескольких или всех этих факторов одновременно. Человек — единственное животное на земном шаре, которое освоило все климатические зоны. Но к чему этот героизм на тренинге? Кто занимался в помещении площадью 30 метров, с «полетевшей» системой кондиционирования при + 35 по Цельсию, тот нас поймет.

Отдельная песня — неразборный стол, занимающий 2/3 комнаты. Возможно, это и красиво, но тренинг предполагает круг из участников, с возможностью их свободного перемещения. Это не наша прихоть, а важная часть технологии.

Нарушение «гигиенических» (по Герцбергу) факторов неминуемо превращает обучение в испытание для тела и духа. А смысл???

9. Нестыковки аппаратуры

За годы практики мы встречались с бесконечным разнообразием телевизоров, видеокамер, проекторов и ноутбуков. Многие из них похожи на людей, т. е., категорически отказываются работать вместе. И если камеру тренер может привезти (и возит) с собой, то телевизор обычно бывает «местным».

Несовместимость аппаратуры (а также отсутствие нужного шнура, разъема или аккумулятора) не позволяет использовать многие инструменты обучения: видео-съемку, презентации и т. д. Мораль проста — проверьте все до старта.

10. Сухие маркеры (извините, наболело!)

Нас искренно поражает, сколько вариантов прочтения имеет фраза «упаковка свежих маркеров четырех цветов» из файла «Оргподготовка к тренингу». Например: 4 черных маркера, 3 сухих маркера, пачка фломастеров, набор выделителей текста, которые не видны уже на расстоянии метра и т. д., и т. п. Восемьдесят процентов людей — визуалы, т. е. воспринимают информацию преимущественно зрительно. И наши участники — не исключение.

Вроде бы, цена вопроса — копейки, только зайди в любой канцелярский магазин. А если вы в лесу, на базе отдыха? Так что один набор тренер всегда возит с собой Но он ведь тоже иногда забывает или теряет.

Надеемся, что этот текст не будет воспринят Вами как брюзжание. Мы делаем общее дело, успех клиента — это и наш успех, а неудачи — тоже совместные. Отсюда и желание, чтобы обучение принесло максимальную пользу. А здесь, как в любом деле, мелочей не бывает.

Трудность работы тренера заключается в том, что он должен видеть свои ошибки. Чаще всего ошибки методические, а также связанные с невербальным поведением и управлением группой. Автор анализирует каждую из ошибок, давая советы, как их избежать.

Внутренний тренер должен понимать, что порой он совершает ошибки, не замечая этого. Подобное неведение – серьезное препятствие для профессионального развития. Продолжая серию статей для hr-менеджеров, ­осваивающих тренинговую работу, мы остановимся именно на этом аспекте.

Программы у тренеров могут быть одинаковыми, но результаты обучения отличаются. В конце 90-х – начале тысячелетия тренинг продаж проводили все. Семинары и тренинги по сервису, управлению и командообразованию появились позже. Программа тренинга продаж довольно проста, если не сказать примитивна, но компании щедро оплачивали обучение персонала продажам. Считалось, что умение продавать позволит увеличить прибыль в разы, а может и в десятки раз. Появилась «мода» на тренеров. Выпускники психологических факультетов вооружились методичками, скачанными в Интернете, и заявили себя на рынке услуг для бизнеса в качестве ведущих групп.

Прошло несколько лет и тренеров стало заметно меньше. Рынок провел жесткую селекцию. Кто-то ушел, а кто-то остался. Неужели остались те, кто лучше знал программу тренинга продаж? Конечно, нет. Как мы уже сказали, сложного в ней ничего нет. Успешными оказались ­тренеры, ­выработавшие удачный стиль поведения.

Возможно вы замечали, что два разных человека, читающих один и тот же текст, воспринимаются по-разному? Первый выглядит убедительно, а второй вызывает неприязнь или жалость. В чем тут дело? Они по-разному себя ведут. Один говорит чуть более эмоционально, а другой бубнит себе под нос. А может быть, «убедительный» человек читает низким голосом, и за счет этого речь воспринимается внушительней. Есть тренеры, которые не могут понять причин своего неуспеха. Они владеют методикой тренинга и содержанием, но ученики отзываются о них без особого восторга, а результаты обучения плачевны.

Трудность работы тренера в том, что на тренинге ему обычно не дают обратную связь. Обучаемые делают это в самом конце и обычно выражают отношение общими фразами «понравилось – не понравилось». Детальный анализ поведения ведущего они, естественно, не проводят. Участники могут обратить внимание, когда в работе тренера есть явный «ляп». Например, если он заявлял одну программу, а провел фактически другой тренинг. Или если он совершенно не владеет материалом, о ­котором рассказывает.

Внешние бизнес-тренеры со временем привыкают к собственному несовершенству. Они обрастают постоянными клиентами, не замечающими ошибок, и избегают спрашивать: «Что вам не понравилось на семинаре?». Ведь некоторые ученики могут ответить, что им действительно не понравилось. Бизнес-тренеры не любят приглашать на свои тренинги и семинары коллег, потому что те, вероятно, заметят промахи и обратят на них внимание, а это будет ударом по самооценке. У внутреннего тренера ситуация усугубляется еще и тем, что организация к нему «привыкает»: никто не критикует, потому что сравнить просто не с кем.

Ошибки, связанные с неправильным невербальным поведением

Группа, особенно в самом начале тренинга, тщательно следит за тем, как ведет себя тренер. Глаза участников к нему прикованы. На начальном этапе тренер работает своим телом в прямом смысле слова. К примеру, если он суетится, делает резкие движения, то группа становится нервозной. Если же двигается плавно, говорит размеренно, с паузами, то люди успокаиваются и настраиваются на нужную волну.

«Проблема спины»

Рассмотрим такую ситуацию. Тренер что-то рассказывает и одновременно пишет на доске или флипчарте, при этом отворачиваясь от аудитории. Действие оставляет неприятное впечатление. Человек, произносящий слова, но скрывающий лицо, выглядит, по меньшей мере, неприветливо. Мы общаемся не только с помощью речи, но и мимики. Выражение лица – это тоже своего рода язык, причем понятный всем.

Мы непроизвольно выражаем лицом свое отношение к происходящему. Когда удивляемся – веки приподнимаются, глаза открываются шире; если чем-то недовольны – брови сдвигаются к переносице, а если нам что-то не нравится, то губы автоматически вытягиваются в линию.

Делать записи нужно, повернувшись…

Возможно, вам также будет интересно:

  • Тип ошибок означает наличие ошибок на стороне клиента
  • Тип ошибок на стороне клиента php
  • Тип ошибок в excel имя
  • Тип ошибки это дешевле чем пареная репа определите
  • Тип ошибки соединение kyocera ошибка 2101

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии