Тестирование и поиск ошибок это одно и то же

Это для опытного специалиста разница очевидна. А для начинающего между этими двумя процессами обычно стоит знак равно. Давайте раз и навсегда закроем вопрос о том, почему тестирование и поиск багов — это разные вещи.

Отдельное спасибо всем, кто принял участие в обсуждении данного вопроса. Дополнил статью вашими интересными рассуждениями.
Ну что, давайте разберемся.

Сначала разберем, что же такое поиск ошибок и как мы будем себя при нем вести.

Поиск багов

Итак, моя задача — найти баги. Что я буду делать? Искать как можно больше багов. Это логично. А чем больше я их найду, тем лучше. Ну и тем моя ценность, как сотрудника, выше.

Так, а где найти как можно больше багов? Конечно в самых нестабильных областях программы. И не важно значимы они или нет. Чем нестабильней, тем привлекательней.

Также не важно насколько абсурдными будут действия. Главное, что они приведут к багу. Никто не будет нажимать 100 раз подряд на эту кнопку? Не важно, зато это приводит к ошибке. Правда пропущу много критических, ведь буду копаться только там, где возможно большая концентрация багов.

А что делать с багами, которые сложно воспроизвести? Давайте подумаем: лучше найти 1 серьезный, но сложно воспроизводимый, баг или 10 обычных. Конечно 10 обычных. Ведь задача просто найти баги. И чем больше, тем лучше.

Что мы имеем в итоге?

  • не проверили основные и значимые участки кода,
  • пропустили много критических багов,
  • в принципе не проверили программу на работоспособность (позитивное тестирование). Ведь нам не нужно убеждаться, что программа работает. Нам просто нужно искать баги.

Тестирование

Теперь к тестированию. Какими наши действия будут тут?

Задача тестирования — не найти ошибки, а проверить корректность работы программы. То есть на выходе мы должны иметь не 100 найденных багов, а работающий продукт.

А что главное для пользователя в продукте? Отсутствие проблем при работе с основными важными функциями. Чтобы при вводе корректных данных мы получили ожидаемый результат.
Получается, что тестировать начнем не с самых нестабильных участков, а самых значимых и с тех, где высока вероятность нахождения критических багов.

Поскольку мы не гонимся за количеством, то уделим внимание сложно воспроизводимым багам. Это позволит не пропустить хоть и сложных, но значимых ошибок.

Если в какой-то момент не хватит информации для тестирования, то пойдем тратить время на поиск этой информации, а не забудем об этом и побежим в другое забагованное место. И в спорных ситуациях «баг или фича», потратим время, чтобы разобраться в этом. Потому что важно, чтобы продукт точно вышел в свет без бага.

Что мы имеем в итоге?

  • в первую очередь проверяем значимые участки кода и основные функции продукта,
  • пропускаем меньше багов,
  • сначала проверяем работоспособность программы при вводе корректных данных. Это как раз то, что ждет пользователь от продукта.
  • в перспективе количество пропущенных багов сокращается, так как мы работаем над качеством продукта и стремимся к тому, чтобы в нем в принципе было как можно меньше багов.

Разница

Давайте на примере из жизни. Есть стиральная машина. При поиске ошибок мы будем пробовать нажать на кнопку выключения 50 раз подряд. Потом во время стирки покрутим переключатель программ во все стороны 20 минут без перерыва.
Но мы не проверим, запускается ли она при одинарном нажатии на кнопку пуск или нет. Ведь в этом месте вряд ли найдется ошибка. А если в этом месте она будет, то мне, как пользователю, такая стиральная машинка будет не нужна и я от нее откажусь.

А теперь ближе к тестированию. Возьмем сайт по заказу пиццы. Где искать ошибки? Конечно будем добавлять в корзину невообразимое количество пицц. Еще попробуем уменьшать и увеличивать количество персон 50 раз подряд. Потом в поле отправки заказа будем вводить такое, что просто не вообразить.
А банальную проверку отправки заказа обойдем стороной. И если там был баг, то никто не сможет оформить заказ.

Чувствуете разницу? Она просто колоссальная.

________________________________

В случае с поиском ошибок мы по факту совсем не заботимся о качестве продукта.

________________________________

Именно поэтому поиск ошибок — это путь в никуда, а точнее к забагованному продукту. А тестирование — это возможность выпускать качественный продукт, с которым пользователю будет приятно работать и к которому он будет возвращаться снова и снова.

Как верно отметил Дмитрий Безносов, продукт может быть без единого дефекта (условно), но совершенно непригоден к использованию юзерами как в плане UI/IX, так и в плане функциональности.

А Ольга Журавлёва написала, что как раз на первых порах идет эта гонка за багами, потому что они создают ощущение выполненной работы. А вот уже кто эту зависимость преодолел и понял сакральный смысл тестирования — тот уже не джун, а мидл.
То есть начинающему специалисту трудно, когда он не может измерить результат своей работы, поэтому и начинается гонка за количеством. А это путь в никуда.

***

Кто-то может сказать, что я сильно преувеличиваю. Может в краткосрочной перспективе так и покажется. Но на длинной дистанции однозначно придем к тому, что продукт перестанет соответствовать ожиданиям пользователей и от него попросту отвернутся.

Тестирование — это не поиск ошибок!

Время на прочтение
5 мин

Количество просмотров 147K

Многие считают, что тестирование ПО — это поиск ошибок. Иногда я говорю тестировщикам: «не старайся найти как можно больше ошибок, старайся пропустить как можно меньше!», и меня не понимают: а в чём разница?

А разница огромная! В этой статье я хочу рассказать, в чём она заключается, и какие инструменты необходимо использовать для настоящего полезного тестирования.

Что такое поиск ошибок?

Я тестирую продукт. Моя задача — завести как можно больше багов. Оно и логично! Заводить баги тестировщику всегда приятно, это видимый измеримый результат работы, И чем их больше, тем больше меня ценят как тестировщика.

Какие области я буду тестировать в таком случае? В первую очередь, самые нестабильные. Зачастую они нестабильны потому, что менее приоритетны, но это неважно, значительно важнее количество багов.

Что будет, если я столкнусь со сложновоспроизводимым багом? ROI на его исследование считается в голове очень быстро. Зачем мне с ним возиться, если я за это же время смогу завести 3 менее критичных, зато простых в заведении?

Какие тесты я буду проводить в первую очередь? Конено, самые нестандартные. Ввести в поле логина «Войну и мир», поделить на ноль, вставить в профиль фотографию в формате .exe.

Скажу по секрету — иногда на собеседованиях тестировщики в ответ на просьбу «протеструйте калькулятор» перечисляют интересные и дельные тесты, но в числе первых тридцати нет теста «проверить сложение» и другие базовые операции.

Именно так выглядит поиск ошибок — не имеющий ничего общего с тестированием.

Что такое тестирование?

Я тестирую продукт. Моя задача — пропустить как можно меньше приоритетных для пользователя багов. Чем меньше багов пропущено, чем меньше недовольства клиентом выражено — тем выше я оцениваю эффективность своей работы.

Какие области я буду тестировать в этом случае? Естественно, я начну с самых приоритетных для пользователя. Даже если они стабильно и успешно работают, я всё равно буду проверять основные пользовательские сценарии, чтобы ни в коем случае не пропустить серьёзных проблем.

Что будет, если я столкнусь с трудностями? К примеру, со сложновоспроизводимым дефектом, или непониманием бизнес-процесса пользователя, или нехваткой требований? Если это важный функционал, то я буду выяснять «что не так», «как правильно». На заведение дефекта в итоге может уйти немало времени, и с точки зрения баг/время результат эффективности тестирования будет не очень высок, зато у меня появятся более глубокие знания о продукте, архитектуре, пользователях.

Какие тесты я буду проводить в первую очередь? Конечно, самые-самые стандартные. Выполнение самого основного сценария в самых основных условиях, чтобы убедиться, что самый важный функционал работает. И только после этого я перейду к менее стандартным сценариям.

Результаты тестирования и поиска ошибок

В случае с поиском ошибок, в краткосрочной перспективе результаты выше: багов заводится больше и сразу.

Но в долгосрочной перспективе всё не так радужно:

  • из-за отсутствия глубоких знаний о продукте, постепенно начинает расти % пропущенных дефектов
  • команда разработки занята исправлением страшных-ужасных-немыслимых багов, полученных путём клика на одну и ту же кнопку 144 раза под IE в полнолуние
  • в релиз попадают некоторые ужасно неприятные и очевидные для пользователя баги
  • количество находимых ошибок в ДОЛГОСРОЧНОЙ перспективе падает

Как перейти от поиска ошибок к тестированию?

Чтобы тестирование было эффективным и полезным в долгосрочной перспективе, необходимо следовать простым правилам и использовать ключевые инструменты тестирования:

1. Анализ продукта и документирование тестов

Кликая на кнопки, можно завести много багов — но нельзя сказать, что было проверено. Единственное решение — документирование тестов. Подробные тест-кейсы, удручающие тестировщиков и отнимающие уйму времени, бывают нужны очень редко. А вот чек-листы с перечнем «что нужно проверить» — необходимы.

Что они дают:

  • Вы анализируете продукт, выписываете основные фичи, действия, их параметры. Таким образом существенно снижается риск что-либо забыть.
  • Чек-листы — отличная напоминалка «здесь надо вникнуть глубже». Есть какая-то невнятная фича с недостаточным описанием. Как её тестировать? В тестировании без тестов проще всего сказать «я вернусь к этому позже», и уже никогда не вернуться. А с тестами — у вас будет висеть тест, в котором непонятно как и что проверять, вы будете такие тесты видеть и не забудете необходимость выяснения.
  • Чек-листы можно и НУЖНО согласовывать. С разработчиками, аналитиками. Вся команда включается в процесс тестирования, тестировщики узнают много нового о продукте, коллективный разум улучшает качество тестирования. И помимо однократного повышения качества отдельно взятого чек-листа, повышается качество тестирования в целом: тестировщики начинают больше учитывать в тестировании, развиваться, эти знания со временем окупаются в виде более результативного тестирования.

Залог успеха в ведении тестов — создание карты, по которой вы будете идти. Цель — покрыть весь продукт. Только пожалуйста, не надо отмазок об ужасной ресурсоёмкости — я покрывала проекты с миллионами строк кода меньше чем за месяц-полтора. И в процессе написания таких тестов поднимались неожиданные вопросы и всплывали критичные ошибки, которые несмотря на наличие горе-тестеров болтались в продукте годами.

2. Оценка тестирования

Чтобы не быть слепыми котятами, необходимо оценивать эффективность тестирования. Анализировать пропущенные ошибки и причины их пропуска. Покрытие функционала и кода тестами. Уровень удовлетворения пользователей, через анкеты и сбор обратной связи. Качество заведения ошибок, опрашивая разработчиков.

ВСЕГДА есть что улучшать, и отсутствие непрерывного процесса совершенствования — неизбежное болото.

3. Обсуждение целей тестирования с командой

Многие считают, что у тестирования есть какие-то мифические цели. И что они всегда одинаковы.

Как бы не так!

В каждом проекте, компании, команде цели свои собственные. Все ли их понимают одинаково? Проговаривали ли вы их вслух?

Чтобы приносить максимум пользы, надо хорошо понимать, в чём эта самая польза заключается. И не удивляйтесь, если мнение РМов и разработчиков не будет соответствовать вашему. Надо не переубеждать их, а подстраиваться под текущие проектные цели!

4. Понимание пользователей и их бизнес-процессов

Для меня загадка, как это возможно, но тем не менее это факт: зачастую тестировщики проверяют продукт, ничего не зная о пользователе.

  • Как этот продукт используется?
  • Зачем он вообще нужен, какие проблемы решает?
  • Какая средняя квалификация у пользователей?
  • В каких условиях работают пользователи? На каких окружениях, оборудовании?

Не надо догадок и додумок про «в среднем про отрасли»! Тестировщики должны ИДЕАЛЬНО знать СВОИХ пользователей. Часто им эту информацию не предоставляют аналитики. Одумайтесь! Не зная пользователя, тестировать продукт по-нормальному невозможно.

5. Техническая квалификация и понимание архитектуры

Для иллюстрации приведу баг, который на меня недавно завели в баг-трекере:
Зайти на сайт тестируемого продукта http://****.ru в браузере Firefox
Ввести логин и пароль
Зайти с того же компьютера в браузере Opera
Просит повторно ввести логин и пароль, автоматически не логинится.

Такие баги не просто бесполезны, они позорят тестировщиков и дискредетируют отрасль в целом! Чтобы заводить дефекты правильно, необходимо понимать платформу, на которой написан тестируемый продукт. Если мы говорим про веб-тестирование, то можно хотя бы указать в баг-репорте возвращаемый сервером код ошибки, посмотреть подробности файрбагом, предоставить подробную информацию и сэкономить разработке массу времени!

Выводы

Очень многие разработчики не любят тестировщиков. И правильно делают!

Зато хороших тестировщиков любят и ценят все. Но тестировщиков, а не кликеров и багозаводильцев!

Учитесь узнавать, что не так, что не нравится другим участникам команды разработки. Обязательно исследуйте пропущенные ошибки и делайте всё для того, чтобы больше их не пропускать. Не гонитесь за заведением багов — вашей мантрой должны быть «счастье пользователя», «качественный продукт» и «успешный проект», а не «завести как можно больше багов» — ОЧЕНЬ часто эти 2 цели оказываются слишком далеки друг от друга.

И да пребудет с вами сила!

Многие считают, что тестирование ПО — это поиск ошибок. Иногда я говорю тестировщикам: «не старайся найти как можно больше ошибок, старайся пропустить как можно меньше!», и меня не понимают: а в чём разница?

А разница огромная! В этой статье я хочу рассказать, в чём она заключается, и какие инструменты необходимо использовать для настоящего полезного тестирования.

Что такое поиск ошибок?

Я тестирую продукт. Моя задача — завести как можно больше багов. Оно и логично! Заводить баги тестировщику всегда приятно, это видимый измеримый результат работы, И чем их больше, тем больше меня ценят как тестировщика.

Какие области я буду тестировать в таком случае? В первую очередь, самые нестабильные. Зачастую они нестабильны потому, что менее приоритетны, но это неважно, значительно важнее количество багов.

Что будет, если я столкнусь со сложновоспроизводимым багом? ROI на его исследование считается в голове очень быстро. Зачем мне с ним возиться, если я за это же время смогу завести 3 менее критичных, зато простых в заведении?

Какие тесты я буду проводить в первую очередь? Конечно, самые нестандартные. Ввести в поле логина «Войну и мир», поделить на ноль, вставить в профиль фотографию в формате .exe.

Скажу по секрету — иногда на собеседованиях тестировщики в ответ на просьбу «протестируйте калькулятор» перечисляют интересные и дельные тесты, но в числе первых тридцати нет теста «проверить сложение» и другие базовые операции.

Именно так выглядит поиск ошибок — не имеющий ничего общего с тестированием.

Что такое тестирование?

Я тестирую продукт. Моя задача — пропустить как можно меньше приоритетных для пользователя багов. Чем меньше багов пропущено, чем меньше недовольства клиентом выражено — тем выше я оцениваю эффективность своей работы.

Какие области я буду тестировать в этом случае? Естественно, я начну с самых приоритетных для пользователя. Даже если они стабильно и успешно работают, я всё равно буду проверять основные пользовательские сценарии, чтобы ни в коем случае не пропустить серьёзных проблем.

Что будет, если я столкнусь с трудностями? К примеру, со сложновоспроизводимым дефектом, или непониманием бизнес-процесса пользователя, или нехваткой требований? Если это важный функционал, то я буду выяснять «что не так», «как правильно». На заведение дефекта в итоге может уйти немало времени, и с точки зрения баг/время результат эффективности тестирования будет не очень высок, зато у меня появятся более глубокие знания о продукте, архитектуре, пользователях.

Какие тесты я буду проводить в первую очередь? Конечно, самые-самые стандартные. Выполнение самого основного сценария в самых основных условиях, чтобы убедиться, что самый важный функционал работает. И только после этого я перейду к менее стандартным сценариям.

Результаты тестирования и поиска ошибок

В случае с поиском ошибок, в краткосрочной перспективе результаты выше: багов заводится больше и сразу.

Но в долгосрочной перспективе всё не так радужно:

  • из-за отсутствия глубоких знаний о продукте, постепенно начинает расти % пропущенных дефектов
  • команда разработки занята исправлением страшных-ужасных-немыслимых багов, полученных путём клика на одну и ту же кнопку 144 раза под IE в полнолуние
  • в релиз попадают некоторые ужасно неприятные и очевидные для пользователя баги
  • количество находимых ошибок в ДОЛГОСРОЧНОЙ перспективе падает

Как перейти от поиска ошибок к тестированию?

Чтобы тестирование было эффективным и полезным в долгосрочной перспективе, необходимо следовать простым правилам и использовать ключевые инструменты тестирования:

1. Анализ продукта и документирование тестов

Кликая на кнопки, можно завести много багов — но нельзя сказать, что было проверено. Единственное решение — документирование тестов. Подробные тест-кейсы, удручающие тестировщиков и отнимающие уйму времени, бывают нужны очень редко. А вот чек-листы с перечнем «что нужно проверить» — необходимы.

Что они дают:

  • Вы анализируете продукт, выписываете основные фичи, действия, их параметры. Таким образом существенно снижается риск что-либо забыть.
  • Чек-листы — отличная напоминалка «здесь надо вникнуть глубже». Есть какая-то невнятная фича с недостаточным описанием. Как её тестировать? В тестировании без тестов проще всего сказать «я вернусь к этому позже», и уже никогда не вернуться. А с тестами — у вас будет висеть тест, в котором непонятно, как и что проверять, вы будете такие тесты видеть и не забудете необходимость выяснения.
  • Чек-листы можно и НУЖНО согласовывать. С разработчиками, аналитиками. Вся команда включается в процесс тестирования, тестировщики узнают много нового о продукте, коллективный разум улучшает качество тестирования. И помимо однократного повышения качества отдельно взятого чек-листа, повышается качество тестирования в целом: тестировщики начинают больше учитывать в тестировании, развиваться, эти знания со временем окупаются в виде более результативного тестирования.

Залог успеха в ведении тестов — создание карты, по которой вы будете идти. Цель — покрыть весь продукт. Только, пожалуйста, не надо отмазок об ужасной ресурсоёмкости — я покрывала проекты с миллионами строк кода меньше чем за месяц-полтора. И в процессе написания таких тестов поднимались неожиданные вопросы и всплывали критичные ошибки, которые несмотря на наличие горе-тестеров болтались в продукте годами.

2. Оценка тестирования

Чтобы не быть слепыми котятами, необходимо оценивать эффективность тестирования. Анализировать пропущенные ошибки и причины их пропуска. Покрытие функционала и кода тестами. Уровень удовлетворения пользователей, через анкеты и сбор обратной связи. Качество заведения ошибок, опрашивая разработчиков.

ВСЕГДА есть что улучшать, и отсутствие непрерывного процесса совершенствования — неизбежное болото.

3. Обсуждение целей тестирования с командой

Многие считают, что у тестирования есть какие-то мифические цели. И что они всегда одинаковы.

Как бы не так!

В каждом проекте, компании, команде цели свои собственные. Все ли их понимают одинаково? Проговаривали ли вы их вслух?

Чтобы приносить максимум пользы, надо хорошо понимать, в чём эта самая польза заключается. И не удивляйтесь, если мнение РМов и разработчиков не будет соответствовать вашему. Надо не переубеждать их, а подстраиваться под текущие проектные цели!

4. Понимание пользователей и их бизнес-процессов

Для меня загадка, как это возможно, но тем не менее, это факт: зачастую тестировщики проверяют продукт, ничего не зная о пользователе.

  • Как этот продукт используется?
  • Зачем он вообще нужен, какие проблемы решает?
  • Какая средняя квалификация у пользователей?
  • В каких условиях работают пользователи? На каких окружениях, оборудовании?

Не надо догадок и додумок про «в среднем про отрасли»! Тестировщики должны ИДЕАЛЬНО знать СВОИХ пользователей. Часто им эту информацию не предоставляют аналитики. Одумайтесь! Не зная пользователя, тестировать продукт по-нормальному невозможно.

5. Техническая квалификация и понимание архитектуры

Для иллюстрации приведу баг, который на меня недавно завели в баг-трекере:

Зайти на сайт тестируемого продукта http://****.ru в браузере Firefox

Ввести логин и пароль

Зайти с того же компьютера в браузере Opera

Просит повторно ввести логин и пароль, автоматически не логинится.

Такие баги не просто бесполезны, они позорят тестировщиков и дискредитируют отрасль в целом! Чтобы заводить дефекты правильно, необходимо понимать платформу, на которой написан тестируемый продукт. Если мы говорим про веб-тестирование, то можно хотя бы указать в баг-репорте возвращаемый сервером код ошибки, посмотреть подробности файрбагом, предоставить подробную информацию и сэкономить разработке массу времени!

Выводы

Очень многие разработчики не любят тестировщиков. И правильно делают!

Зато хороших тестировщиков любят и ценят все. Но тестировщиков, а не кликеров и багозаводильцев!

Учитесь узнавать, что не так, что не нравится другим участникам команды разработки. Обязательно исследуйте пропущенные ошибки и делайте всё для того, чтобы больше их не пропускать. Не гонитесь за заведением багов — вашей мантрой должны быть «счастье пользователя», «качественный продукт» и «успешный проект», а не «завести как можно больше багов» — ОЧЕНЬ часто эти 2 цели оказываются слишком далеки друг от друга.

 
И да пребудет с вами сила!

Тестирование – это поиск ошибок в информационной системе.

Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени. После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две цели:

o обнаружение отказов модуля (жестких сбоев);

o соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций).

После того как автономный тест успешно пройдет, модуль включается в состав разработанной части системы, и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние.

Далее группа модулей тестируется на надежность работы, то есть проходят, во-первых, тесты имитации отказов системы, а во-вторых, тесты наработки на отказ. Первая группа тестов показывает, насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения, отказов аппаратного обеспечения. Вторая группа тестов определяет степень устойчивости системы при штатной работе и позволяет оценить время безотказной работы системы. В комплект тестов устойчивости должны входить тесты, имитирующие пиковую нагрузку на систему.

Затем весь комплект модулей проходит системный тест – тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы.

Последний тест информационной системы – приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов, моделирующих реальные бизнес-процессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика.

Многие считают, что тестирование ПО — это поиск ошибок. Иногда я говорю тестировщикам: «не старайся найти как можно больше ошибок, старайся пропустить как можно меньше!», и меня не понимают: а в чём разница?

А разница огромная! В этой статье я хочу рассказать, в чём она заключается, и какие инструменты необходимо использовать для настоящего полезного тестирования.

Что такое поиск ошибок?

Я тестирую продукт. Моя задача — завести как можно больше багов. Оно и логично! Заводить баги тестировщику всегда приятно, это видимый измеримый результат работы, И чем их больше, тем больше меня ценят как тестировщика.

Какие области я буду тестировать в таком случае? В первую очередь, самые нестабильные. Зачастую они нестабильны потому, что менее приоритетны, но это неважно, значительно важнее количество багов.

Что будет, если я столкнусь со сложновоспроизводимым багом? ROI на его исследование считается в голове очень быстро. Зачем мне с ним возиться, если я за это же время смогу завести 3 менее критичных, зато простых в заведении?

Какие тесты я буду проводить в первую очередь? Конечно, самые нестандартные. Ввести в поле логина «Войну и мир», поделить на ноль, вставить в профиль фотографию в формате .exe.

Скажу по секрету — иногда на собеседованиях тестировщики в ответ на просьбу «протестируйте калькулятор» перечисляют интересные и дельные тесты, но в числе первых тридцати нет теста «проверить сложение» и другие базовые операции.

Именно так выглядит поиск ошибок — не имеющий ничего общего с тестированием.

Что такое тестирование?

Я тестирую продукт. Моя задача — пропустить как можно меньше приоритетных для пользователя багов. Чем меньше багов пропущено, чем меньше недовольства клиентом выражено — тем выше я оцениваю эффективность своей работы.

Какие области я буду тестировать в этом случае? Естественно, я начну с самых приоритетных для пользователя. Даже если они стабильно и успешно работают, я всё равно буду проверять основные пользовательские сценарии, чтобы ни в коем случае не пропустить серьёзных проблем.

Что будет, если я столкнусь с трудностями? К примеру, со сложновоспроизводимым дефектом, или непониманием бизнес-процесса пользователя, или нехваткой требований? Если это важный функционал, то я буду выяснять «что не так», «как правильно». На заведение дефекта в итоге может уйти немало времени, и с точки зрения баг/время результат эффективности тестирования будет не очень высок, зато у меня появятся более глубокие знания о продукте, архитектуре, пользователях.

Какие тесты я буду проводить в первую очередь? Конечно, самые-самые стандартные. Выполнение самого основного сценария в самых основных условиях, чтобы убедиться, что самый важный функционал работает. И только после этого я перейду к менее стандартным сценариям.

Результаты тестирования и поиска ошибок

В случае с поиском ошибок, в краткосрочной перспективе результаты выше: багов заводится больше и сразу.

Но в долгосрочной перспективе всё не так радужно:

  • из-за отсутствия глубоких знаний о продукте, постепенно начинает расти % пропущенных дефектов
  • команда разработки занята исправлением страшных-ужасных-немыслимых багов, полученных путём клика на одну и ту же кнопку 144 раза под IE в полнолуние
  • в релиз попадают некоторые ужасно неприятные и очевидные для пользователя баги
  • количество находимых ошибок в ДОЛГОСРОЧНОЙ перспективе падает

Как перейти от поиска ошибок к тестированию?

Чтобы тестирование было эффективным и полезным в долгосрочной перспективе, необходимо следовать простым правилам и использовать ключевые инструменты тестирования:

1. Анализ продукта и документирование тестов

Кликая на кнопки, можно завести много багов — но нельзя сказать, что было проверено. Единственное решение — документирование тестов. Подробные тест-кейсы, удручающие тестировщиков и отнимающие уйму времени, бывают нужны очень редко. А вот чек-листы с перечнем «что нужно проверить» — необходимы.

Что они дают:

  • Вы анализируете продукт, выписываете основные фичи, действия, их параметры. Таким образом существенно снижается риск что-либо забыть.
  • Чек-листы — отличная напоминалка «здесь надо вникнуть глубже». Есть какая-то невнятная фича с недостаточным описанием. Как её тестировать? В тестировании без тестов проще всего сказать «я вернусь к этому позже», и уже никогда не вернуться. А с тестами — у вас будет висеть тест, в котором непонятно, как и что проверять, вы будете такие тесты видеть и не забудете необходимость выяснения.
  • Чек-листы можно и НУЖНО согласовывать. С разработчиками, аналитиками. Вся команда включается в процесс тестирования, тестировщики узнают много нового о продукте, коллективный разум улучшает качество тестирования. И помимо однократного повышения качества отдельно взятого чек-листа, повышается качество тестирования в целом: тестировщики начинают больше учитывать в тестировании, развиваться, эти знания со временем окупаются в виде более результативного тестирования.

Залог успеха в ведении тестов — создание карты, по которой вы будете идти. Цель — покрыть весь продукт. Только, пожалуйста, не надо отмазок об ужасной ресурсоёмкости — я покрывала проекты с миллионами строк кода меньше чем за месяц-полтора. И в процессе написания таких тестов поднимались неожиданные вопросы и всплывали критичные ошибки, которые несмотря на наличие горе-тестеров болтались в продукте годами.

2. Оценка тестирования

Чтобы не быть слепыми котятами, необходимо оценивать эффективность тестирования. Анализировать пропущенные ошибки и причины их пропуска. Покрытие функционала и кода тестами. Уровень удовлетворения пользователей, через анкеты и сбор обратной связи. Качество заведения ошибок, опрашивая разработчиков.

ВСЕГДА есть что улучшать, и отсутствие непрерывного процесса совершенствования — неизбежное болото.

3. Обсуждение целей тестирования с командой

Многие считают, что у тестирования есть какие-то мифические цели. И что они всегда одинаковы.

Как бы не так!

В каждом проекте, компании, команде цели свои собственные. Все ли их понимают одинаково? Проговаривали ли вы их вслух?

Чтобы приносить максимум пользы, надо хорошо понимать, в чём эта самая польза заключается. И не удивляйтесь, если мнение РМов и разработчиков не будет соответствовать вашему. Надо не переубеждать их, а подстраиваться под текущие проектные цели!

4. Понимание пользователей и их бизнес-процессов

Для меня загадка, как это возможно, но тем не менее, это факт: зачастую тестировщики проверяют продукт, ничего не зная о пользователе.

  • Как этот продукт используется?
  • Зачем он вообще нужен, какие проблемы решает?
  • Какая средняя квалификация у пользователей?
  • В каких условиях работают пользователи? На каких окружениях, оборудовании?

Не надо догадок и додумок про «в среднем про отрасли»! Тестировщики должны ИДЕАЛЬНО знать СВОИХ пользователей. Часто им эту информацию не предоставляют аналитики. Одумайтесь! Не зная пользователя, тестировать продукт по-нормальному невозможно.

5. Техническая квалификация и понимание архитектуры

Для иллюстрации приведу баг, который на меня недавно завели в баг-трекере:

Зайти на сайт тестируемого продукта http://****.ru в браузере Firefox

Ввести логин и пароль

Зайти с того же компьютера в браузере Opera

Просит повторно ввести логин и пароль, автоматически не логинится.

Такие баги не просто бесполезны, они позорят тестировщиков и дискредитируют отрасль в целом! Чтобы заводить дефекты правильно, необходимо понимать платформу, на которой написан тестируемый продукт. Если мы говорим про веб-тестирование, то можно хотя бы указать в баг-репорте возвращаемый сервером код ошибки, посмотреть подробности файрбагом, предоставить подробную информацию и сэкономить разработке массу времени!

Выводы

Очень многие разработчики не любят тестировщиков. И правильно делают!

Зато хороших тестировщиков любят и ценят все. Но тестировщиков, а не кликеров и багозаводильцев!

Учитесь узнавать, что не так, что не нравится другим участникам команды разработки. Обязательно исследуйте пропущенные ошибки и делайте всё для того, чтобы больше их не пропускать. Не гонитесь за заведением багов — вашей мантрой должны быть «счастье пользователя», «качественный продукт» и «успешный проект», а не «завести как можно больше багов» — ОЧЕНЬ часто эти 2 цели оказываются слишком далеки друг от друга.

 
И да пребудет с вами сила!

Методы тестирования ПО МЕТОДЫ ПОИСКА ОШИБОК

Методы тестирования ПО МЕТОДЫ ПОИСКА ОШИБОК

Содержание лекции Определимся, кто несет ответственность за качество системы Изучим методы поиска ошибок Задания

Содержание лекции Определимся, кто несет ответственность за качество системы Изучим методы поиска ошибок Задания

Качество vs ответственность От кого зависит качество системы? Кто несет ответственность за качество системы?

Качество vs ответственность От кого зависит качество системы? Кто несет ответственность за качество системы?

Классификация по знанию внутренней системы

Классификация по знанию внутренней системы

Разработка через тестирование

Разработка через тестирование

Преимущества 1. Возможность убедиться, что приложение пригодно для тестирования 2. Автоматизированные тесты покрывают все

Преимущества 1. Возможность убедиться, что приложение пригодно для тестирования 2. Автоматизированные тесты покрывают все пути исполнения 3. Разработчик продумывает детали интерфейса до реализации 4. Тесты заставляют делать свой код более приспособленным для тестирования 5. Модульное тестирование способствует формированию четких и небольших интерфейсов 6. Несмотря на то, что при разработке через тестирование требуется написать большее количество кода, общее время, затраченное на разработку, обычно оказывается меньше 7. Тесты защищают от ошибок. Поэтому время, затрачиваемое на отладку, снижается многократно 8. Устранение дефектов на более раннем этапе разработки, препятствует появлению хронических и дорогостоящих ошибок, приводящих к длительной и утомительной отладке в дальнейшем 9. Тесты позволяют производить рефакторинг кода без риска его испортить. При внесении изменений в хорошо протестированный код риск появления новых ошибок значительно ниже 10. Уверенность в том, что изменения не нарушит существующую функциональность, придает уверенность разработчикам и увеличивает эффективность их работы 11. Разработка через тестирование способствует более модульному, гибкому и расширяемому коду. 12. Тесты могут использоваться в качестве документации. Хороший код расскажет о том, как он работает, лучше любой документации.

Слабые места 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Существуют задачи, которые невозможно решить

Слабые места 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Существуют задачи, которые невозможно решить Прохождение функциональных тестов Поддержка от руководства Модульные тесты обычно пишутся теми же, кто пишет тестируемый код Ложное ощущение надежности Тесты сами по себе являются источником накладных расходов Сложно определить покрытие тестами: неудачные архитектура, дизайн или стратегия тестирования приводят к большому количеству непройденных тестов, важно их все исправить в индивидуальном порядке. Простое удаление, отключение или поспешное изменение их может привести к необнаруживаемым пробелам в покрытии тестами.

Разработка тестов МЕТОДЫ ПОИСКА ОШИБОК

Разработка тестов МЕТОДЫ ПОИСКА ОШИБОК

Где искать тесты? ● Тщательное изучение и анализ требований (описания функции, модуля, спецификации, и

Где искать тесты? ● Тщательное изучение и анализ требований (описания функции, модуля, спецификации, и т. д. ). ● Декомпозиция требованийфункций. ● Выявление всех условий, входных и выходных данных (что) ● Анализ поведения (как) ● Использование различных техник для выделения определенных тестов ● Использование накопленных знаний о выполненных проектах (оттестированных продуктах) ● Интуиция ● Анализпросмотр выявленных тестов и добавление новых

Проблемы, которые придется решить ● ● ● Искать все ошибки или грубейшие? Если не

Проблемы, которые придется решить ● ● ● Искать все ошибки или грубейшие? Если не все, то как установить порог допустимости ошибки? Когда завершать тестирование? Что делать, если сроки поджимают и/или нет ресурсов на дальнейшее тестирование? Где остановиться в документировании тестов? Изменять тест или следовать первоначальной инструкции?

Классы эквивалентности (partitioning, equivalent analysis) ● Анализируем входные и выходные данные: ○ правильные классы

Классы эквивалентности (partitioning, equivalent analysis) ● Анализируем входные и выходные данные: ○ правильные классы эквивалентности (корректные входные данные) ○ неправильные классы эквивалентности (ошибочные входные данные)

Лучшие представители ● Какие значения тестировать внутри класса эквивалентности? ● Используем предположения: ○ Множество

Лучшие представители ● Какие значения тестировать внутри класса эквивалентности? ● Используем предположения: ○ Множество возможных значений непрерывно ○ Значения могут быть спроецированы на числовую ось, мы всегда можем определить, что из двух значений одно больше, а другое меньше или они одинаковы

Разберем пример Программа: INPUT < 10 ÞРезультат: сообщение об ошибке 10 <= INPUT <

Разберем пример Программа: INPUT

Выводы: Типы ошибок: ● Программа не принимает числовые значения как факт ○ ● Написали

Выводы: Типы ошибок: ● Программа не принимает числовые значения как факт ○ ● Написали

Анализ граничных значений (Boundary Value Testing) ● Идентифицировать граничные значения для каждого входного значения

Анализ граничных значений (Boundary Value Testing) ● Идентифицировать граничные значения для каждого входного значения (класса эквивалентности) ○ на границе ○ значение, меньшее граничного ( «у границы» ’below point’) ○ значение, большее граничного ( «за границей» ’above point’) Примеры: ➢ Область корректных значений: [-1. 0, 1. 0] -> тесты для -1. 0, -1. 001, 1. 001 ➢ Максимальная длина слова – 5 символов — > тесты для 4, 5, 6 ➢ Область выходных значений: минимум расхода 0. 00, максимум 2000 -> подбираем входные данные для того, чтобы получить на выходе 0. 00, 2000. 01, -0. 01

В задаче: INPUT < 10 10 <= INPUT < 25 25 <= INPUT Проецируем

В задаче: INPUT

Граничные значения Для точки: Z -> Z-1, Z, Z+1 Для отрезка: [x, y] ->

Граничные значения Для точки: Z -> Z-1, Z, Z+1 Для отрезка: [x, y] -> x-1, x, y, y+1 А для такого интервала значений: (х, у) ?

Выбор значений ● ● Значение в пределах класса является лучшим представителем Граничные значения часто

Выбор значений ● ● Значение в пределах класса является лучшим представителем Граничные значения часто будут лучшими представителями Могут быть лучшие представители, которые не будут граничными значениями Могут быть выделены лучшие представители в классах, значения которых не будут очевидно сравнимы (больше-меньше)

Как тестируем? ● Классы эквивалентности: некорректные значения ○ Тестировать одно некорректное значение за раз

Как тестируем? ● Классы эквивалентности: некорректные значения ○ Тестировать одно некорректное значение за раз для того, чтобы проверить, что система идентифицирует его корректно. ● Классы эквивалентности: корректные значения ○ Как ?

Стратегии работы с новым кодом ТАБЛИЦЫ РЕШЕНИЙ (DECISION TABLE TESTING)

Стратегии работы с новым кодом ТАБЛИЦЫ РЕШЕНИЙ (DECISION TABLE TESTING)

Этапы построения таблицы 1. 2. 3. 4. 5. Определить/записать все условия Посчитать количество возможных

Этапы построения таблицы 1. 2. 3. 4. 5. Определить/записать все условия Посчитать количество возможных комбинаций условий Запомнить комбинации Записать действия Убрать лишние комбинации (схлопывание таблицы)

Пример: светофор (SQA DAYS 14 - ЕЛЕНА СТАШЕНКО)

Пример: светофор (SQA DAYS 14 — ЕЛЕНА СТАШЕНКО)

Автомобиль находится перед светофором, определить его дальнейшие действия Условия: ØГорит ли красный? Y N

Автомобиль находится перед светофором, определить его дальнейшие действия Условия: ØГорит ли красный? Y N ØГорит ли желтый? Y N ØГорит ли зеленый? Y N Количество комбинаций: Ø 2*2*2 = 8

1. Определить список возможных условий и их значения

1. Определить список возможных условий и их значения

2. Определить список всех возможных действий (ожидаемых результатов для условий)

2. Определить список всех возможных действий (ожидаемых результатов для условий)

3. Определить все значения для условий ( «да» «нет» или более 2 х

3. Определить все значения для условий ( «да» «нет» или более 2 х значений) и их уникальные комбинации, которые приводят к выполнению ожидаемых результатов связанных с этим правилом

4. Создать тест кейс для каждого правила (столбца) – как минимум один, если условия

4. Создать тест кейс для каждого правила (столбца) – как минимум один, если условия бинарные и если условие – интервал значений, рассмотреть тесты как для нижней так и для верхней границы интервала

Дополнительные условия

Дополнительные условия

Тестирование это не поиск ошибок

Убрать лишние комбинации

Убрать лишние комбинации

Убрать лишние комбинации

Убрать лишние комбинации

Стратегии работы с новым кодом ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДИАГРАММЫ (CAUSE-EFFECT GRAPHING)

Стратегии работы с новым кодом ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДИАГРАММЫ (CAUSE-EFFECT GRAPHING)

Что это и зачем? ● Предлагает способ перевода спецификаций, написанных на естественном языке, на

Что это и зачем? ● Предлагает способ перевода спецификаций, написанных на естественном языке, на язык формальный ● Способствует проектированию высокорезультативных тестов, не страдающих избыточностью, и обнаруживающих случаи неполноты и неоднозначности во входных спецификациях

Алгоритм действий 1. Разбить внешние спецификации на отдельные функции, которые будут тестироваться (декомпозиция функциональных

Алгоритм действий 1. Разбить внешние спецификации на отдельные функции, которые будут тестироваться (декомпозиция функциональных требований) 2. Идентифицировать явные и неявные причины (условия на входе) и присвоить каждой из них уникальный номер 3. Идентифицировать явные и неявные эффекты (действия на выходе) и присвоить каждому из них уникальный номер 4. Перевести семантику спецификации в граф «причина-следствие» (Boolean cause-effect graphing) 5. Добавить информацию о невозможных комбинациях причинэффектов 6. Построить таблицу решений (бинарные значения) 7. Записать тест кейс для каждого столбца

Пример Requirements for Calculating Car Insurance Premiums: For females less than 65 years of

Пример Requirements for Calculating Car Insurance Premiums: For females less than 65 years of age, the premium is $500 For males less than 25 years of age, the premium is $3000 For males between 25 and 64 years of age, the premium is $1000 For anyone 65 years of age or more, the premium is $1500

Причины (Causes) – входные условия 1. Пол: мужской 2. Пол: женский 3. Возраст: <25

Причины (Causes) – входные условия 1. Пол: мужской 2. Пол: женский 3. Возраст: =25 and = 65

Следствия (Effects) – выходные результаты 100. Премия = $1000 101. Премия = $3000 102.

Следствия (Effects) – выходные результаты 100. Премия = $1000 101. Премия = $3000 102. Премия = $1500 103. Премия = $500

Причина: 1. Пол: мужской and 3. Возраст: < 25 Следствие: 101: Премия = $3000

Причина: 1. Пол: мужской and 3. Возраст:

Причина: 1. Пол: мужской and 4. Возраст: >=25 and < 65 Следствие: 100: Премия

Причина: 1. Пол: мужской and 4. Возраст: >=25 and

Причина: 1. Пол: мужской and 5. Возраст: >= 65 or 2. Пол: женский and

Причина: 1. Пол: мужской and 5. Возраст: >= 65 or 2. Пол: женский and 5. Возраст: >= 65 Следствие: 102: Премия = $1500

Причина: 2. Пол: женский and 3. Возраст: < 25 or 2. Пол: женский and

Причина: 2. Пол: женский and 3. Возраст: =25 and

Причина: 1. Пол: мужской and 5. Возраст: >= 65 or 2. Пол: женский and

Причина: 1. Пол: мужской and 5. Возраст: >= 65 or 2. Пол: женский and 5. Возраст: >= 65 Следствие: 102: Премия = $1500

Преобразование в таблицу решений Test Cases 1 (мужской) 2 (женский) 3 (< 25) 4

Преобразование в таблицу решений Test Cases 1 (мужской) 2 (женский) 3 (= 25 and = 65) 1 1 0 0 2 1 0 0 1 0 3 1 0 0 0 1 4 0 1 0 0 1 5 0 1 1 0 0 6 0 1 0 100 (1000$) 101 (3000$) 102 (1500$) 103 (500$) 0 1 0 0 0 0 0 1

Особенности применения ф. диаграмм 1. Требуется трансляция спецификации в булевскую логическую сеть 2. Обнаружение

Особенности применения ф. диаграмм 1. Требуется трансляция спецификации в булевскую логическую сеть 2. Обнаружение неполноты и неоднозначности в исходных спецификациях 3. Применение функциональных диаграмм не обеспечивает построение всех полезных тестов, которые могут быть определены: a. Как пример: метод неадекватно исследует граничные условия 4. Лучше отделять анализ граничных значений от метода функциональных диаграмм (иначе граф существенно усложняется) 5. Наиболее трудным при реализации метода является преобразование диаграммы в таблицу решений

Стратегии работы с новым кодом ДРУГИЕ МЕТОДЫ

Стратегии работы с новым кодом ДРУГИЕ МЕТОДЫ

Метод предположение об ошибке (Error guessing) ● Этот метод в значительной степени является интуитивным

Метод предположение об ошибке (Error guessing) ● Этот метод в значительной степени является интуитивным ● Тест инженер использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку ● Перечислить в некотором списке возможные ошибки или ситуации, в которых они могут появиться, а затем на основе этого списка написать тесты

Requirements-Driven Testing Проверяем каждое требованиезапрос, которое описано или озвучено анализ требований: выявление неоднозначностей, неточностей,

Requirements-Driven Testing Проверяем каждое требованиезапрос, которое описано или озвучено анализ требований: выявление неоднозначностей, неточностей, пропущенной информации и т. п. (можно использовать функциональные диаграмма) Отслеживаем все требования и их покрытие тестами ● список требований с идентификаторами и соответствующих тестов (Requirements Tracing Matrix) Для каждого требования должны быть разработаны тесты ●

Задания 1. Классы эквивалентности 2. Граничные значения 3. Таблица решений 4. Функциональные диаграммы

Задания 1. Классы эквивалентности 2. Граничные значения 3. Таблица решений 4. Функциональные диаграммы

1. Выполнить разбиение на классы эквивалентности 1. 1 Password – длина не меньше 8

1. Выполнить разбиение на классы эквивалентности 1. 1 Password – длина не меньше 8 символов, максимум 16. Может состоять из латинских букв и цифр, а также могут быть использованы символы только из списка «!» , «_» , «? » , «#» . При этом пароль должен обязательно содержать, как минимум, одну заглавную букву и одну цифру. 1. 2 Значение для ‘Product ID’ должно содержать 5 символов, первые два из них должны быть обозначениями из списка допустимых значений (A 1 or A 2 or B 1 or B 2), остальные три — уникальным числовым значением.

Определить граничные значения 2. 1 Корректные значения X - целые значения от -2 до

Определить граничные значения 2. 1 Корректные значения X — целые значения от -2 до 10 2. 2 Максимальное длина вводимого значения равна 20 символам

3. Составить таблицу решений 3. 1 Страховая компания предоставляет страховку клиентам, достигшим 18 -ти

3. Составить таблицу решений 3. 1 Страховая компания предоставляет страховку клиентам, достигшим 18 -ти летнего возраста. Если стаж водителя составляет от 2 -х до 6 -ти лет, предоставляется скидка 20%. Если стаж водителя более шести лет, скидка 30% 3. 2 Любому посетителю салона красоты «Жасмин» может быть присвоена одна из категорий: «Клиент» , «Клиент категории А» , «Клиент категории Б» , «Клиент категории С» в зависимости от количества посещение салона. Категория «Клиент» присваивается посетителю, на счету которого 3 посещения и более. Категория «Клиент категории А» присваивается посетителю, на счету которого 10 посещений и более. Категория «Клиент категории Б» присваивается посетителю, на счету которого 20 посещений и более. Категория «Клиент категории С» присваивается посетителю, на счету которого 30 посещений и более.

3. Составить таблицу решений 3. 2 Система скидок магазина Скидки предоставляются покупателям, которые приобрели

3. Составить таблицу решений 3. 2 Система скидок магазина Скидки предоставляются покупателям, которые приобрели накопительную карту магазина. Изначально карта имеет тип “Standard” c нулевым балансом. При покупке товара и предъявлении карты при оплате, сумма покупок зачисляется на баланс карты. Величина скидки зависит от общей суммы покупок на карте покупателя и от типа карты. Для карты тип “Standard” скидки составляют: ● 5%, если общая сумма покупок на карте от 20000 руб до 40000 руб включительно, ● 10%, если сумма на карте больше, чем 40000 руб. Магазин меняет карту типа “Standard” на карту типа “Silver Card”, если накопительная сумма покупателя на карте типа “Standard” становится равной или больше 50000 руб. Для карты тип “Silver Card” скидки составляют: ● 10%, если сумма на карте от 50000 руб до 70000 руб включительно, ● 20%, если сумма на карте больше, чем 70000 руб. Магазин меняет карту типа “Silver Card” на карту типа “Gold Card”, если накопительная сумма покупателя на карте типа “Silver Card” становится равной или больше 100000 руб. Для карты типа “Gold Card” скидки составляют: ● 20%, если сумма на карте от 100000 руб до 150000 руб включительно, ● 30%, если сумма на карте больше, чем 150000 руб. Магазин меняет карту типа “Gold Card” на карту типа “VIP Card”, если накопительная сумма покупателя на карте типа “Gold Card” становится равной или больше 200000 руб. Для карты типа “VIP Card” скидки составляют: 30%, если сумма на карте больше, чем 200000 руб

4. Применить метод функциональных диаграмм 4. 1 Для банкомата банка «ТТТ» реализовано ПО, которое

4. Применить метод функциональных диаграмм 4. 1 Для банкомата банка «ТТТ» реализовано ПО, которое автоматизирует такие функции как выдача денег, выдча справки о балансе (доступные средства на карте), выдача распечатки с 10 ю последними операциями по карте, оплата услуг по мобильной связи Проанализирйте спецификацию для функции «Обработка запроса на снятие суммы с карты» и примените метод функциональных диаграмм для создания тест кейсов. Разработать и описать тест-кейсы в матрице (xls-file). ● Спецификация для функции «Обработка запроса на снятие суммы с карты» : Если карта типа «кредитная» (K) или «дебетовая» (D), то банкомат выдает деньги клиенту при условии, что запрашиваемая сумма (X) не превышает сумму доступных средств на карте клиента (S). Если карта типа «кредитная» , то банкомат выдает деньги и в случае, если запрашиваемая сумма превышает сумму доступных средств на карте, но не выходит за рамки допустимого превышения кредита (L). В случае, если карта не является «кредитной» или «дебетовой» или же запрашиваемая сумма превышает сумму доступных средств на карте для дебетовой карты или же запрашиваемая сумма превышает сумму доступных средств на карте и выходит за рамки допустимого превышения кредита для кредитовой карты, тогда выдается сообщение о том, что деньги не могут быть выданы и деньги не выдаются.

Тестирование это не поиск ошибок

Многие считают, что тестирование ПО — это поиск ошибок. Иногда я говорю тестировщикам: «не старайся найти как можно больше ошибок, старайся пропустить как можно меньше!», и меня не понимают: а в чём разница?

А разница огромная! В этой статье я хочу рассказать, в чём она заключается, и какие инструменты необходимо использовать для настоящего полезного тестирования.

Что такое поиск ошибок?

Я тестирую продукт. Моя задача — завести как можно больше багов. Оно и логично! Заводить баги тестировщику всегда приятно, это видимый измеримый результат работы, И чем их больше, тем больше меня ценят как тестировщика.

Какие области я буду тестировать в таком случае? В первую очередь, самые нестабильные. Зачастую они нестабильны потому, что менее приоритетны, но это неважно, значительно важнее количество багов.

Что будет, если я столкнусь со сложновоспроизводимым багом? ROI на его исследование считается в голове очень быстро. Зачем мне с ним возиться, если я за это же время смогу завести 3 менее критичных, зато простых в заведении?

Какие тесты я буду проводить в первую очередь? Конено, самые нестандартные. Ввести в поле логина «Войну и мир», поделить на ноль, вставить в профиль фотографию в формате .exe.

Скажу по секрету — иногда на собеседованиях тестировщики в ответ на просьбу «протеструйте калькулятор» перечисляют интересные и дельные тесты, но в числе первых тридцати нет теста «проверить сложение» и другие базовые операции.

Именно так выглядит поиск ошибок — не имеющий ничего общего с тестированием.

Что такое тестирование?

Я тестирую продукт. Моя задача — пропустить как можно меньше приоритетных для пользователя багов. Чем меньше багов пропущено, чем меньше недовольства клиентом выражено — тем выше я оцениваю эффективность своей работы.

Какие области я буду тестировать в этом случае? Естественно, я начну с самых приоритетных для пользователя. Даже если они стабильно и успешно работают, я всё равно буду проверять основные пользовательские сценарии, чтобы ни в коем случае не пропустить серьёзных проблем.

Что будет, если я столкнусь с трудностями? К примеру, со сложновоспроизводимым дефектом, или непониманием бизнес-процесса пользователя, или нехваткой требований? Если это важный функционал, то я буду выяснять «что не так», «как правильно». На заведение дефекта в итоге может уйти немало времени, и с точки зрения баг/время результат эффективности тестирования будет не очень высок, зато у меня появятся более глубокие знания о продукте, архитектуре, пользователях.

Какие тесты я буду проводить в первую очередь? Конечно, самые-самые стандартные. Выполнение самого основного сценария в самых основных условиях, чтобы убедиться, что самый важный функционал работает. И только после этого я перейду к менее стандартным сценариям.

Результаты тестирования и поиска ошибок

В случае с поиском ошибок, в краткосрочной перспективе результаты выше: багов заводится больше и сразу.

Но в долгосрочной перспективе всё не так радужно:

  • из-за отсутствия глубоких знаний о продукте, постепенно начинает расти % пропущенных дефектов
  • команда разработки занята исправлением страшных-ужасных-немыслимых багов, полученных путём клика на одну и ту же кнопку 144 раза под IE в полнолуние
  • в релиз попадают некоторые ужасно неприятные и очевидные для пользователя баги
  • количество находимых ошибок в ДОЛГОСРОЧНОЙ перспективе падает

Как перейти от поиска ошибок к тестированию?

Чтобы тестирование было эффективным и полезным в долгосрочной перспективе, необходимо следовать простым правилам и использовать ключевые инструменты тестирования:

1. Анализ продукта и документирование тестов

Кликая на кнопки, можно завести много багов — но нельзя сказать, что было проверено. Единственное решение — документирование тестов. Подробные тест-кейсы, удручающие тестировщиков и отнимающие уйму времени, бывают нужны очень редко. А вот чек-листы с перечнем «что нужно проверить» — необходимы.

Что они дают:

  • Вы анализируете продукт, выписываете основные фичи, действия, их параметры. Таким образом существенно снижается риск что-либо забыть.
  • Чек-листы — отличная напоминалка «здесь надо вникнуть глубже». Есть какая-то невнятная фича с недостаточным описанием. Как её тестировать? В тестировании без тестов проще всего сказать «я вернусь к этому позже», и уже никогда не вернуться. А с тестами — у вас будет висеть тест, в котором непонятно как и что проверять, вы будете такие тесты видеть и не забудете необходимость выяснения.
  • Чек-листы можно и НУЖНО согласовывать. С разработчиками, аналитиками. Вся команда включается в процесс тестирования, тестировщики узнают много нового о продукте, коллективный разум улучшает качество тестирования. И помимо однократного повышения качества отдельно взятого чек-листа, повышается качество тестирования в целом: тестировщики начинают больше учитывать в тестировании, развиваться, эти знания со временем окупаются в виде более результативного тестирования.

Залог успеха в ведении тестов — создание карты, по которой вы будете идти. Цель — покрыть весь продукт. Только пожалуйста, не надо отмазок об ужасной ресурсоёмкости — я покрывала проекты с миллионами строк кода меньше чем за месяц-полтора. И в процессе написания таких тестов поднимались неожиданные вопросы и всплывали критичные ошибки, которые несмотря на наличие горе-тестеров болтались в продукте годами.

2. Оценка тестирования

Чтобы не быть слепыми котятами, необходимо оценивать эффективность тестирования. Анализировать пропущенные ошибки и причины их пропуска. Покрытие функционала и кода тестами. Уровень удовлетворения пользователей, через анкеты и сбор обратной связи. Качество заведения ошибок, опрашивая разработчиков.

ВСЕГДА есть что улучшать, и отсутствие непрерывного процесса совершенствования — неизбежное болото.

3. Обсуждение целей тестирования с командой

Многие считают, что у тестирования есть какие-то мифические цели. И что они всегда одинаковы.

Как бы не так!

В каждом проекте, компании, команде цели свои собственные. Все ли их понимают одинаково? Проговаривали ли вы их вслух?

Чтобы приносить максимум пользы, надо хорошо понимать, в чём эта самая польза заключается. И не удивляйтесь, если мнение РМов и разработчиков не будет соответствовать вашему. Надо не переубеждать их, а подстраиваться под текущие проектные цели!

4. Понимание пользователей и их бизнес-процессов

Для меня загадка, как это возможно, но тем не менее это факт: зачастую тестировщики проверяют продукт, ничего не зная о пользователе.

  • Как этот продукт используется?
  • Зачем он вообще нужен, какие проблемы решает?
  • Какая средняя квалификация у пользователей?
  • В каких условиях работают пользователи? На каких окружениях, оборудовании?

Не надо догадок и додумок про «в среднем про отрасли»! Тестировщики должны ИДЕАЛЬНО знать СВОИХ пользователей. Часто им эту информацию не предоставляют аналитики. Одумайтесь! Не зная пользователя, тестировать продукт по-нормальному невозможно.

5. Техническая квалификация и понимание архитектуры

Для иллюстрации приведу баг, который на меня недавно завели в баг-трекере:
Зайти на сайт тестируемого продукта http://****.ru в браузере Firefox
Ввести логин и пароль
Зайти с того же компьютера в браузере Opera
Просит повторно ввести логин и пароль, автоматически не логинится.

Такие баги не просто бесполезны, они позорят тестировщиков и дискредетируют отрасль в целом! Чтобы заводить дефекты правильно, необходимо понимать платформу, на которой написан тестируемый продукт. Если мы говорим про веб-тестирование, то можно хотя бы указать в баг-репорте возвращаемый сервером код ошибки, посмотреть подробности файрбагом, предоставить подробную информацию и сэкономить разработке массу времени!

Выводы

Очень многие разработчики не любят тестировщиков. И правильно делают!

Зато хороших тестировщиков любят и ценят все. Но тестировщиков, а не кликеров и багозаводильцев!

Учитесь узнавать, что не так, что не нравится другим участникам команды разработки. Обязательно исследуйте пропущенные ошибки и делайте всё для того, чтобы больше их не пропускать. Не гонитесь за заведением багов — вашей мантрой должны быть «счастье пользователя», «качественный продукт» и «успешный проект», а не «завести как можно больше багов» — ОЧЕНЬ часто эти 2 цели оказываются слишком далеки друг от друга.

И да пребудет с вами сила!

  • поиск
  • исправление
  • поиск и исправление

К сожалению, у нас пока нет статистики ответов на данный вопрос,
но мы работаем над этим.

Как бы это смешно не звучало, но многие тестировщики не знают правильного определения, что такое тестирование. Они могут много лет работать, тестировать разнообразные продукты, но вопрос «Что такое тестирование?» может поставить их в ступор. Разберём же что значит это понятие на самом деле.

Большинство источников, отвечая на вопрос «Что такое тестирование?» трактуют его следующим образом:

Тестирование — это процесс поиска ошибок в программном продукте.
Тестирование — это проверка приложения на соответствие требованиям.
и т.д.
Все эти определения неверны. Они отражают только одну цель тестирования.

Для того, чтобы понять, что такое тестирование нужно понять цели этого процесса.

В тестировании есть 3 цели:

  1. Верификация (Verification)
  2. Валидация (Validation)
  3. Поиск ошибок (Error detection)

Напомним в двух словах:

Верификация — Доказанное объективными результатами исследования подтверждение того, что определенные требования были выполнены.

Валидация — Доказанное объективными результатами исследования подтверждение того, что требования для ожидаемого конкретного использования приложения были выполнены

Поиск ошибок — Действия, направленные на создание ситуаций, когда в программном продукте могут возникнуть ошибки, обработка которых не предусмотрена разработчиком.

Исходя из целей, мы можем понять, что в тестировании мало просто находить дефекты или же просто сверять ожидаемое с действительным.
Тестирование должно выполнять 3 вышеуказанные цели.

Поэтому правильное определение тестирования в соответствии с ISTQB будет звучать следующим образом:

Тестирование (Testing) — Это процесс, содержащий в себе все активности жизненного цикла, как динамические, так и статические, касающиеся планирования, подготовки и оценки программного продукта и связанных с этим результатов работ (документация, макеты и т.д.) с целью определить, что они соответствуют описанным требованиям, показать, что они подходят для заявленных целей и для определения дефектов.

Это, конечно, правильно, но что-то уж очень «много букв».
Я предпочитаю говорить намного короче:

Тестирование — это верификация, валидация и поиск ошибок.

И всё 🙂

Возможно, вам также будет интересно:

  • Тестирование и отладка локализация ошибок
  • Тестирование и исправление ошибок сайта
  • Тестирование и исправление ошибок информационной базы
  • Тестирование и исправление ошибка субд
  • Тестирование соединения ethernet lan ошибка

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии