Тест текст с ошибками на внимание

Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.  Предназначена для обследования учеников 3-5 классов.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Обработка результатов теста

Подсчитывается количество пропущенных ошибок: • 0-2 – высший уровень внимания, • 3-4 – средний уровень внимания, • более 5 – низкий уровень внимания.  

Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.  

Ключ  

Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу под ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему головой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет прилетел сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне приехать на машине.  

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.  

www.metodi4ka.com      Коллекция психологических методик   

Текст  

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Известно, что внимание – это общее свойство различных психических процессов. Оно повышает продуктивность памяти, мышления, речи, воображения. Вместе с тем произвольность внимания обусловлена волевым актом и связана с сознательно поставленной целью. Это результат напряжения воли, следствие принятого решения, необходимое условие выполнения этого решения. По мере взросления младшего школьника произвольное внимание становится более устойчивым. Ребенок быстрее и активнее «настраивается» на предстоящую деятельность и не отвлекается в процессе ее выполнения. Однако произвольность внимания – свойство не постоянное, нередко связанное с мотивацией к деятельности.

Педагогам известно, что хуже всего младшие школьники выполняют задания, которые им кажутся скучными, повторяющимися, трудными, которые не приносят удовлетворения, не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание школьника, оно ослабевает, концентрация внимания снижается, и ребенок начинает допускать описки, ошибки или совсем отвлекается от выполнения задания.

Одним из таких нелюбимых занятий школьников является проверка выполненного задания. Проверяя свой диктант, классную работу или домашнее задание, ребенок обычно «скользит» глазами по записям в тетради, не вчитываясь, не вдумываясь. В результате в работе остаются неисправленные ошибки. Кроме того, младшему школьнику сложно относиться к своей работе самокритично, т. к. он заранее убежден в том, что он всё сделал правильно. Напротив, чужие ошибки учащемуся всегда находить легче и интереснее, потому что он растет в собственных глазах. Исправляя ошибки другого, ребенок самоутверждается, рассуждая так: «Я знаю больше…», «Я грамотнее умею писать…» и т. д.

Поэтому для исследования произвольности внимания четвероклассников мы использовали методику «Исправь ошибки» (Тихомирова, 1997). Эта методика поможет узнать, насколько сконцентрировано, устойчиво внимание школьника при проверке работы, вдумчиво ли ребенок читает текст, знает ли элементарные правила орфографии, которые изучались еще в 1–3 классах общеобразовательной школы. Попутно она выявляет уровень развития речи, орфографической зоркости школьников (умения видеть в слове «ошибкоопасные» места).

Описание процедуры диагностики

Вниманию детей предлагаются 10 предложений, в которых допущены ошибки: орфографические, логические, несогласование слов (аграмматизмы), пропуск слов, замена и пропуск букв в словах (Приложение 1, Задание 1.4, с. 51). Ученики за 10 минут должны найти и исправить эти ошибки. О количестве и характере ошибок психолог не говорит. По команде психолога школьники приступают к работе, исправляя ошибки ручкой.

Инструкция

«Представьте себе, что на эти 10 минут вы стали учителями. Вам нужно проверить диктант нерадивого (неуспешного) ученика, исправить у него все ошибки».

Предложения

1. Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

2. Зимой в саду расцвели яблони.

3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.

4. Внизу над ними расстилалась пустыня.

5. В ответ я киваю ему рукой.

6. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

7. Сорняки шыпучи и плодовиты.

8. Настоле лежала карта нашего города.

9. Самолет сюда, чтобы помочь людям.

10. Скоро удалось мне на машине.

Один из вариантов правильных ответов

1. Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи.

2. Весной в саду расцвели яблони.

3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.

4. Внизу под ними расстилалась пустыня.

5. В ответ я киваю ему головой.

6. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.

7. Сорняки сыпучи и плодовиты.

8. На столе лежала карта нашего города.

9. Самолет летит сюда, чтобы помочь людям.

10. Скоро удалось мне уехать на машине.

Обработка результатов

Об уровне внимания судят по количеству правильно исправленных ошибок:

– школьник правильно исправил все ошибки – высокий уровень развития произвольного внимания;

– не заметил 1–2 ошибки – хороший уровень;

– остались незамеченными 3–4 ошибки – удовлетворительный уровень;

– школьник не исправил 5 и более ошибок – низкий уровень.

* * *

Итак, на основании анализа сформированности познавательных процессов младших школьников психолог делает общее заключение об интеллектуальном развитии четвероклассников. Для этого он выводит средний показатель уровня развития всех диагностируемых психических процессов и заносит данные в графу «Общий уровень развития психических процессов» в «Психологическом паспорте класса» (Приложение 4, с. 61).

Тесты на внимательность (тесты на проверку информации, тесты на проверку данных) предназначены для оценки рабочей производительности человека, его внимательности и точности.

Эти типы тестов на способности часто применяются для оценки кандидатов на секретарские, канцелярские и административные позиции, так тесты на проверку информации оценивают способность быстро и точно воспринимать информацию. Это такие работы как: операционисты в банках, кассиры, бухгалтеры, операторы службы поддержки, секретари, делопроизводители и другие. Особенно часто тесты на внимательность используются в банках – для очень широкого спектра позиций. Работникам этих профессий требуется обрабатывать большой объем письменных данных или анализировать цифры,  что безусловно требует наличия эффективных навыков обнаружения ошибок. Исследования показали, что тесты на внимательность являются надежным средством прогнозирования будущей эффективности работы в этих областях, что способствовало росту их популярности среди работодателей в качестве средства оценки.

Тесты на внимательность были включены в тесты Лидеры России в 2019 году. Это был подраздел тесты на стрессоустойчивость и умственную работоспособность конкурса Лидеры России. Эти тесты представляли собой задания 2-х типов: сосчитать количество объектов на картинке за 10 секунд — от 5 до 30 объектов, и найти опечатки в тексте.

тесты на внимательность

Хотя они полезны для работодателей, тесты на внимательность также могут быть полезны тем, кому они предназначены. Например, отзывы об оценке дают кандидату понимание его собственных способностей, а также возможных областей для улучшения. Используя оценку для повышения эффективности, кандидат может стать более востребованным специалистом. Что касается личного использования, вы можете использовать результаты вашего тестирования на способности, чтобы выяснить, к каким профессиональным ролям вы лучше подходите с целью выбора профессии, соответствующей вашим способностям.

Какими бывают тесты на внимательность

Тесты на сверку информации обычно входят в состав более широкого теста для оценки интеллектуальных способностей. Помимо них способности соискателей также проверяют с помощью числовых, вербальных, логических и психологических тестов. Читайте больше о всех этих типах тестов в наших статьях Тесты при приеме на работу — что это и для чего? и Психометрические SHL тесты

Тесты на внимательность как правило представляют собой пару таблиц, в которых должно быть проверено соответствие информации из одной таблицы в другой. Этот тип теста используется для измерения того, насколько быстро и точно могут быть обнаружены ошибки в данных.

Данные в таблицах могут быть либо бессмысленными, например, абстрактные числа, либо могут быть довольно значимыми, например, имена и адреса. В обоих случаях важно проверять каждый символ, а не «читать» данные как обычно. Вы также должны иметь в виду, что в любом отдельном фрагменте данных может быть несколько ошибок. Эти тесты обычно содержат от 20 до 40 вопросов и занимают 20-30 минут. Важно поддерживать концентрацию внимания на протяжении всего теста.

Данные могут быть представлены в числовой, алфавитной или буквенно-цифровой форме и могут быть чувствительны к регистру.

Также тест на внимательность может представлять собой ряд чисел, в котором надо определить количество четных или нечетных, или отрывок текста, в котором надо посчитать количество гласных или согласных букв.

Тесты на внимательность в виде картинок часто представляют собой лабиринты, из которых надо найти выход, или переплетенные линии, у которых требуется найти начало и конец.

Примеры тестов на внимательность

Тест 1

Тест ниже используется для оценки навыка сверки информации в банке HSBC. Примерно такие же используются и в российских банках.

Сравните данные в правом столбце данных с левым столбцом и отметьте все различия с помощью красного маркера.

Тесты на внимательность при приеме на работу, тесты на сверку информации

На прохождение такого теста отводится 2 минуты. Постарайтесь сначала найти несоответствия в таблицах самостоятельно и только потом смотреть правильный ответ.

Ответ:

Тесты на внимательность при приеме на работу

Тест 2

Тест ниже это тест на внимательность от компании Talent Q/Korn Ferry. Такие тесты очень объемны — в данном тесте требуется сравнить 55 пар чисел. Но не стоит пугаться их размера. Будьте спокойны и собраны и вы пройдете тест в отведенное время.

Больше о тестах Talent Q/Korn Ferry читайте в наших специальных статьях Тесты Korn Ferry и Тесты Talent Q: особенности, виды, примеры, прохождение

тест на внимательность от компании Talent Q/Korn Ferry

тест на внимательность от компании Talent Q/Korn Ferry

На прохождение данного теста отводится 2 минуты. Постарайтесь пройти тест самостоятельно и потом смотреть ответ.

Ответ:

тест на внимательность от компании Talent Q/Korn Ferry

тест на внимательность от компании Talent Q/Korn Ferry

Тест 3

Ниже вы найдете 2 примера тестов на внимательность.

HT-Line Тесты на внимательность

Такие тесты имеют более жесткое ограничение по времени. Лимит времени на этот тест — 30 секунд. Постарайтесь решить это задание самостоятельно за 30 секунд и только после этого смотрите правильный ответ.

Ответ: 4 — в последовательности 6315 есть отклонение 6135

Тест 4

Еще один пример теста на проверку информации от компании Сбербанк. В этом задании лимит времени еще жестче — 20 секунд на решение задания.

HT-Line Тесты на внимательность

Ответ: 18

Как успешно сдать тест на внимательность

При прохождении теста на внимательность будет полезно следовать этим рекомендациям:

  1. Подготовьтесь психологически. Перед тестом важно хорошо выспаться, привести себя в хорошую физическую форму, чтобы вас ничего не отвлекало, и быть в спокойном и собранном состоянии.
  2. Сохраняйте спокойствие. Важно не паниковать, так как вы, в этом случае, скорее всего, пропустите детали во время выполнения заданий. Если вы чувствуете, что начинаете волноваться, попробуйте расслабиться, используя упражнения для глубокого дыхания.
  3. Прочтите и ясно уясните инструкции. Чтобы не ставить галочки в неправильных клетках, убедитесь, что вы точно поняли то, что требуется для выполнения теста и отвечаете нужным образом. Если вы не уверены в чем-то, спросите.
  4. Дважды проверяйте свои ответы. Во время тестирования на внимательность легко совершить простые ошибки, поэтому обязательно прочитайте свои ответы.
  5. Будьте эффективны. Стараясь не допустить ошибок, помните, что нельзя задерживаться на одном вопросе слишком долго, иначе вы можете не успеть пройти тест.
  6. Посмотрите примеры тестов на внимательность. На HRLider.ru вы найдете 1 полный тест, состоящий из 11 вопросов, созданных по типу тестов на проверку информации от компании HT-Line. Такие тесты применяются в большинстве российских компаний банковской сферы – Сбербанке, Альфабанке, банке Тинькофф и других. Использование тренировочной версии теста на проверку ошибок может познакомить вас с тем, чего ожидать, а также поможет получить навык планировать время при прохождении таких психометрических тестов.
  7. Просите обратную связь. Чем больше вы знаете о своей работе, тем лучше. Таким образом, у вас будет больше рекомендаций для саморазвития, и это показывает готовность использовать имеющиеся навыки.

И наконец: удачи! Если вам нужен совет или информация о прохождении теста на внимательность, пишите или звоните нам и мы будем рады помочь.

тесты на внимательность


На HRLider мы подобрали для вас крупнейшую русскоязычную базу тестов при приеме на работу. Наши тесты помогут вам, если вы соискатель и готовитесь к тестированию, и, если вы представитель работодателя и вам нужно провести тестирование кандидатов. Начните с бесплатного демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно ниже или свяжитесь с нами при любых вопросах.

Попробовать бесплатно

Начать подготовку

Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов.  Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов. Позвоните нам для консультации 8800-250-2406 или начните работу на EMPLOYER.HRLIDER прямо сейчас!


О других тестах от различных тестовых компаний вы сможете узнать в наших статьях:

Тесты Talent Q: особенности, виды, примеры, прохождение

Психометрические SHL тесты

Особенности тестов SHL, Talent Q, Saville, KENEXA

Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки

Тесты на оценку лидерского потенциала Korn Ferry (KFLPA)

Все о вербальных тестах

Психологические тесты для руководителей

Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам

Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу

Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению

Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»

Ситуационные тесты на сильные стороны

Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки

Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу

Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют

Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления

Как пройти психологический тест при устройстве на работу

Известно, что внимание – это общее свойство различных психических процессов. Оно повышает продуктивность памяти, мышления, речи, воображения. Вместе с тем произвольность внимания обусловлена волевым актом и связана с сознательно поставленной целью. Это результат напряжения воли, следствие принятого решения, необходимое условие выполнения этого решения. По мере взросления младшего школьника произвольное внимание становится более устойчивым. Ребенок быстрее и активнее «настраивается» на предстоящую деятельность и не отвлекается в процессе ее выполнения. Однако произвольность внимания – свойство не постоянное, нередко связанное с мотивацией к деятельности.

Педагогам известно, что хуже всего младшие школьники выполняют задания, которые им кажутся скучными, повторяющимися, трудными, которые не приносят удовлетворения, не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание школьника, оно ослабевает, концентрация внимания снижается, и ребенок начинает допускать описки, ошибки или совсем отвлекается от выполнения задания.

Одним из таких нелюбимых занятий школьников является проверка выполненного задания. Проверяя свой диктант, классную работу или домашнее задание, ребенок обычно «скользит» глазами по записям в тетради, не вчитываясь, не вдумываясь. В результате в работе остаются неисправленные ошибки. Кроме того, младшему школьнику сложно относиться к своей работе самокритично, т. к. он заранее убежден в том, что он всё сделал правильно. Напротив, чужие ошибки учащемуся всегда находить легче и интереснее, потому что он растет в собственных глазах. Исправляя ошибки другого, ребенок самоутверждается, рассуждая так: «Я знаю больше…», «Я грамотнее умею писать…» и т. д.

Поэтому для исследования произвольности внимания четвероклассников мы использовали методику «Исправь ошибки» (Тихомирова, 1997). Эта методика поможет узнать, насколько сконцентрировано, устойчиво внимание школьника при проверке работы, вдумчиво ли ребенок читает текст, знает ли элементарные правила орфографии, которые изучались еще в 1–3 классах общеобразовательной школы. Попутно она выявляет уровень развития речи, орфографической зоркости школьников (умения видеть в слове «ошибкоопасные» места).

Описание процедуры диагностики

Вниманию детей предлагаются 10 предложений, в которых допущены ошибки: орфографические, логические, несогласование слов (аграмматизмы), пропуск слов, замена и пропуск букв в словах (Приложение 1, Задание 1.4, с. 51). Ученики за 10 минут должны найти и исправить эти ошибки. О количестве и характере ошибок психолог не говорит. По команде психолога школьники приступают к работе, исправляя ошибки ручкой.

Инструкция

«Представьте себе, что на эти 10 минут вы стали учителями. Вам нужно проверить диктант нерадивого (неуспешного) ученика, исправить у него все ошибки».

Предложения

1. Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

2. Зимой в саду расцвели яблони.

3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.

4. Внизу над ними расстилалась пустыня.

5. В ответ я киваю ему рукой.

6. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

7. Сорняки шыпучи и плодовиты.

8. Настоле лежала карта нашего города.

9. Самолет сюда, чтобы помочь людям.

10. Скоро удалось мне на машине.

Один из вариантов правильных ответов

1. Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи.

2. Весной в саду расцвели яблони.

3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.

4. Внизу под ними расстилалась пустыня.

5. В ответ я киваю ему головой.

6. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.

7. Сорняки сыпучи и плодовиты.

8. На столе лежала карта нашего города.

9. Самолет летит сюда, чтобы помочь людям.

10. Скоро удалось мне уехать на машине.

Обработка результатов

Об уровне внимания судят по количеству правильно исправленных ошибок:

– школьник правильно исправил все ошибки – высокий уровень развития произвольного внимания;

– не заметил 1–2 ошибки – хороший уровень;

– остались незамеченными 3–4 ошибки – удовлетворительный уровень;

– школьник не исправил 5 и более ошибок – низкий уровень.

* * *

Итак, на основании анализа сформированности познавательных процессов младших школьников психолог делает общее заключение об интеллектуальном развитии четвероклассников. Для этого он выводит средний показатель уровня развития всех диагностируемых психических процессов и заносит данные в графу «Общий уровень развития психических процессов» в «Психологическом паспорте класса» (Приложение 4, с. 61).

Методы
диагностики особенностей внимания
младших школьников

Настоле
лежала карта нашего города. Самолет
сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось
мне на машине.

1.
Методика «ИСПРАВЬ
ОШИБКИ».

Цель:
установить уровень устойчивости внимания
учащихся при выполнении и проверке
выполнения работ.

Ход
эксперимента:

для диагностики можно ис­пользовать
письменные работы учащихся по русскому
языку, математике, содержащие еще не
исправленные ошибки. Можно использовать
и специально приго­товленные тексты,
содержащие определенное число ошибок.

Учащиеся
за 5 минут должны найти все ошибки и
подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы
ошибки дети не только нашли, но и
исправили.

Готовый
текст задания:

Старые
лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду
расцвели яблони. Взрослые и дети толпились
на берегу. Внизу над ними расстилалась
пустыня. В ответ я киваю ему рукой.

Солнце
доходило до верхушек деревьев и тряталось
за ним.

Сорняки
шыпучи и плодовиты.

ОБРАБОТКА
ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Надо
найти частное от деления разности между
числами правильно найденных ошибок и
числом неверно подчеркнутых ошибок на
общее число дей­ствительно содержащихся
в тексте ошибок. Если это частное близко
к 1, то уровень развития устойчивости
внимания ученика достаточно высок. Если
частное ниже 0,5 — внимание очень
неустойчиво, требуется развитие этого
качества.

Оценить
выполнение предложенного задания мож­но
и по абсолютным цифрам:


не заметили 2 ошибки
— хорошее внимание;


не заметили 3—4
ошибки — средний уровень внимания;


не заметили 5 и
более ошибок — низкий уровень внимания.

2.
Методика «СЧЕТ».

Цель:
исследовать внимание и работоспособность
учащихся.

Инструкция:
Учащимся предлагается быстро и правильно
складывать два однозначных числа,
на­писанных одно под другим. Эта работа
продолжается 5 минут с учащимися 3—4
классов и 10 минут с учащимися среднего
звена. За это время каждый ученик должен
произвести сложение заданных чисел
двумя различными способами.

1-й
способ: сумму чисел ставят в верхнюю
строку, а под ней в нижнюю строчку ставят
предыдущее верхнее слагаемое. Если
сумма больше 10, то десяток отбрасывают,
пишут только число единиц.

2-й
способ: сумму ставят в нижнюю строку, а

Надо
объяснить и показать сначала эти способы
сложения. Затем сказать, что в течение
одной минуты учащиеся должны действовать
по 1-му способу, а потом (по сигналу) по
2-му способу, поставив вер­тикальную
черту, затем через минуту опять по
сигналу перейти к 1-му способу.

ОЦЕНКА
ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Необходимо
найти среднее число сложений, кото­рые
произвел ученик за одну минуту. Если
результат близок к 20, то это свидетельствует
о достаточной

работоспособности
и хорошем уровне внимания. Если число
менее 8, то работоспособность очень
мала, уровень внимания очень низкий,
требуется развитие внимания.

Успешное
выполнение этого экспериментального
задания требует от учащихся определенного
развития памяти, т. к. им надо не только
понять инструкцию, но и удержать ее в
памяти в течение некоторого времени.

3.
Отыскивание чисел по
таблицам Шульте.

Эту
методику применяют при обследовании
детей, которые хорошо знают цифры.
Поэтому ее можно использовать и при
обследовании детей 6—7-летнего возраста.

Испытуемому
поочередно предлагают 5 таблиц, в кптпти,™
в ппоизвольном порядке расположены
числа

5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

1

21

15

9

17

6

Ребенок
должен отыскать числа по порядку,
по­казывая и называя их вслух. Время
выполнения заданий регистрируется в
протоколе.

Для
детей 6—7 лет нормой считается от 1 до
1,5 минут на одну таблицу. У учащихся
среднего звена норма 45 секунд — 1 минута.

4.
Для диагностики переключения и
распределения внимания у младших
школьников можно использовать следующую
методику (видоизмененная
методика Немова Р. С.):

Перед
началом работы школьнику показывают
таблицу, в которой находятся геометрические
фигуры:

квадраты,
ромбы, круги и треугольники, затем
объ­ясняют, что в квадраты ребенку
придется ставить значок плюс (+), в
треугольники он будет ставить точку
(.), в ромб будет ставить черточку (—), а
в круг — галочку (V).

Ребенок
работает 2 минуты.

Общий
показатель переключения и распределения
внимания определяется по формуле:

8
— показатель переключения и распределения
внимания;

N
— количество фигур, которые просмотрел
ре­бенок;

п
— количество ошибок.

ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ:

0,75
< 8 ^ 1,0 — высокий уровень;

0,5
< 8 ^ 0,75 — средний уровень;

8
< 0,5 — низкий уровень.

8

0,5М—2.8п
120

В
® Д<$>

5. Корректурная
проба.

С
помощью этой диагностической методики
изу­чают устойчивость, сосредоточенность,
объем, пере­ключение и распределение
внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.

ж

Ф

с

я

а

б

Ц

У

и

к

е

н

г

ш

Щ

3

х

Ф

м

о

ы

в

а

и

Р

о

о

л

д

ж

3

я

ч

м

и

т

ь

с

т

в

о

б

ю

е

а

в

ы

Р

е

н

о

л

б

ж

Д

л

о

Р

У

к

ц

У

^

е

н

г

ш

Щ

3

х

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

Д

ж

я

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

э

ж

д

л

о

Р

п

а

в

в

ы

е

а

е

ы

Ф

я

ч

с

м

и

т

б

ю

Ф

ы

в

а

к

и

Ц

э

л

д

ж

э

ц

У

к

е

н

г

ш

Щ

н

е

к

Ц

Ф

У

к

и

м

с

ч

я

а

х

о

х

Р

3

х

о

Щ

н

е

к

У

ы

в

ц

к

э

д

ж

л

о

н

с

а

в

и

Ф

ю

в

м

б

ю

и

м

е

к

У

ц

3

Щ

ш

г

н

е

к

У

ц

и

м

с

ч

ю

т

и

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

д

ж

3

Щ

ш

г

н

е

к

У

н

г

ж

д

л

о

Р

п

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

д

ж

ю

б

и

м

Ф

ы

в

к

У

Ц

е

н

г

ш

Щ

л

о

Р

п

и

т

м

с

ч

Р

п

а

о

л

Д

и

м

с

ч

и

т

б

л

о

Д

ш

е

н

г

а

п

Р

о

н

е

г

к

У

в

а

п

л

д

ж

и

т

б

м

с

п

а

е

к

н

г

о

л

п

Д

ж

ш

н

г

к

У

в

м

с

и

э

л

д

ш

г

н

Щ

У

к

е

н

д

о

Р

г

с

и

т

п

Р

к

У

е

н

г

ш

л

о

Р

д

ж

в

а

п

Р

н

д

и

т

в

в

а

п

Р

н

г

о

л

д

и

т

ж

3

х

к

У

п

Р

н

е

с

и

т

Р

н

г

е

ц

ы

в

с

и

м

п

Р

о

н

е

г

б

инструкция:
По сигналу
«Начали» надо зачерк­нуть все
встречающиеся буквы «с» и «м». Через
каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик
должен поставить вертикальную черту у
той буквы, у которой его застал сигнал.
Общая продолжительность рабо­ты — 3
минуты.

Работоспособность
учащихся можно определить по формуле:


(количество
строк)

работоспособность
= -—————————^-—

количество
ошибок

Чем
больше работоспособность и чем меньше
число ошибок, тем более учтойчивым
является внимание.

Для
исследования переключения внимания
можно использовать эту же корректурную
пробу, но за­дание
школьникам должно даваться несколько
по-другому: например, на двух строчках
вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке
вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на
двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а
на третьей «к» и «ч» и т. д.

ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТА:


.. ЮОХколичество
строк, неверно отмеченных

Поопент
ошибки = ——-——————————с——————-——————————

^
общее количество просмотренных
строк

Данную
корректурную пробу можно использовать
и как упражнение для тренировки внимания
уча­щихся начального звена школы.
Задания
можно давать самые разнообразные: и
вычеркивать буквы, и подчеркивать одни,
и вычеркивать другие, и обводить в кружок
и т. д.

6. Упражнение
для развития внимания младших школьников,
может быть использовано как ди­агностический
тест.

инструкция
ребенку:

Я буду
задавать вопросы. Запрещается говорить:
«да» и «нет», а также называть цвета:
голубой, зеленый, желтый и крас­ный.

Вопросы:

1.
Ты любить лето?

2.
Тебе нравится зелень парков и скверов?

3.
Какого цвета небо летом?

4.
Какие цвета летом основные?

5.
Вы любите солнце?

6.
Какого цвета солнце?

7.
Какого цвета песок у реки?

8.
Могут быть огурцы только зеленого цвета?

9.
Какого цвета абрикос? 10. Какого цвета
вода в озере?

Если
ребенок внимателен, он при выполнении
данного задания может набрать 10 баллов.
Каждое нарушение запрета — вычитание
1 балла. Отвечать на вопрос следует
немедленно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.  Предназначена для обследования учеников 3-5 классов.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Обработка результатов теста

Подсчитывается количество пропущенных ошибок: • 0-2 – высший уровень внимания, • 3-4 – средний уровень внимания, • более 5 – низкий уровень внимания.  

Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.  

Ключ  

Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу под ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему головой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет прилетел сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне приехать на машине.  

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.  

www.metodi4ka.com      Коллекция психологических методик   

Текст  

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Внимание младших школьников. Методы
диагностики.

Возможности волевого регулирования
внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма
ограниченные. Главным условием поддержания внимания является разнообразие и
яркость наглядного материала, последовательность его изложения и раскрытия.

Предлагаемые методики предназначаются для
изучения внимания детей с оценкой таких свойств внимания, как концентрация,
устойчивость, распределение, переключение и объем.

Методика «Продуктивность внимания»

Цель: оценка концентрации и устойчивости
внимания.

Инструкция: «Посмотри на этот бланк, на
нем изображено много разных знакомых тебе фигур. Когда я скажу «начали», ты по
строчкам этого листа начнешь искать, зачеркивать чертой и крестиком те фигуры,
которые я назову. Зачеркивать названные фигуры необходимо до тех пор, пока я не
скажу «стоп». В это время тебе нужно остановиться и показать мне ту фигуру,
которую ты отметил последней. После этого я отмечу на твоем рисунке это место,
и снова скажу «начали». Затем ты продолжишь делать то же самое. Так будет несколько
раз, пока я не скажу «конец». На этом выполнение задания завершиться».

Задача ребенка – искать и зачеркивать
какие-либо две разные фигуры, например, звездочку перечеркивать вертикальной
линией, а треугольник – крестиком. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение
которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «стоп» и
«начинай». Экспериментатор сам отмечает на рисунке те места, где даются
соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов.
При обработке и оценке результатов определяется общее количество фигур на
рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 минут, а так же отдельно за
каждый 30-секундный интервал.

1.     Вычисляется
коэффициент по формуле:

К = (С-n)/C,

Где  К- показатель
коэффициента точности;

С – количество фигур,
которое просмотрел ребенок;

n
– количество ошибок. Ошибками считаются пропущенные или неправильно отмеченные
изображения.

Чем ближе этот показатель
к 1, тем выше концентрация внимания у ребенка.

2.     Вычисляется
темп выполнения задания.

Показатель темпа
выполнения задания вычисляется за каждые 30 секунд по формуле:
S=Nn/t

где S
– показатель темпа выполнения задания;

N-количество
изображений предметов на рисунке просмотренных и отмеченных ребенком за каждые
30 секунд (
N1, N2
,
N3,
N4,
N5)

n
количество ошибок, допущенных за время работы (каждые 30 секунд)

t
время затраченное на выполнение задания.

Методика «шифровка»

Инструкция: «Посмотри
на этот бланк, в первом ряду показан образец с пятью фигурами, в которых
нарисованы разные значки. Ваша задача когда я скажу «начали», построчно, слева
направо, вписывать в фигуры показанные в образце знаки. Начинать нужно вот
здесь (покажите детям первую фигуру). Будьте очень внимательны, когда я скажу
«стоп», вы закончите работу, даже если не успели отметить знаками все фигуры».

Время выполнения задания
5 минут. При подсчете результатов необходимо отметить все допущенные детьми
ошибки, а общий показатель переключения и распределения  внимания определяется
по формуле:
R=Nn/N

где R
общий показатель переключения и распределения внимания;

N
количество фигур, которые просмотрел учащийся;

n
количество ошибок.

Оценка результатов.

Уровень

Показатель
переключения и распределения внимания

Высокий

От 0,75
до 1

Средний

От 0,5
до 0,75

Низкий

Менее
0,5

Методика «красно-черная
таблица Шульте»

Цель: оценка переключения
внимания.

Инструкция: «Посмотри
на эту таблицу. Для работы я тебе дам похожую таблицу, на которой также будут
беспорядочно расставлены числа от 1 до 12 красного и черного цвета, твоя
задача:

— показать на таблице
черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке;

— показать красные числа
в убывающем порядке от 12 до 1;

— показать попеременно
черные числа в возрастающем порядке, а красные числа – в убывающем.

Необходимо работать как
можно быстрее и точнее.»

Экспериментатор в
протоколе фиксирует время отдельно по каждому из 3 этапов и ошибки испытуемого
следующих типов: замена порядка, замена цифры, замена цвета.

Показателем переключения
внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в
первом и во втором заданиях и высчитывается по формуле:

P=T3-(T1+Т2),
где Р- показатель переключения внимания;

Т- время, затраченное
испытуемым на прохождение каждого отдельного этапа.

Методика «Распределение внимания» (Т.Е.Рыбаков)

Инструкция: «Посмотри внимательно на
этот бланк. Твоя задача заключается в том, чтобы считать вслух, не
останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали чисто кружков и крестиков в
отдельности. Например, ты говоришь: «Один круг, один крест, два круга, два
креста и т.д.»

Обработка и анализ результатов.
Экспериментатор фиксирует время, которое требуется испытуемому на весь подсчет
элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает
сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и
порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета,
позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

Методика «Найди ошибки»

Инструкция: «Материал, который вы
получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте
их. Постарайтесь работать быстро и правильно».

Время выполнения 5 минут. Тест содержит 10
ошибок. Неисправленная ошибка – это ошибка внимания.

Обработка результатов.
Подсчитывается количество ошибок, правильно и неправильно отмеченных
испытуемым. Далее рассчитывается показатель внимания по формуле:

S = N
n/10,
где
S – показатель внимания;

N – количество правильно
отмеченных ошибок;

n— количество неправильно
отмеченных ошибок.

Оценка результатов.

Уровень

Показатель
переключения и распределения внимания

Высокий

От 0,75
до 1

Средний

От 0,5
до 0,75

Низкий

Менее 0,5

Методика «Перепутанные линии».

Инструкция: «На бланке вы видите ряд
линий, перепутанных между собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева
направо и в правом столбце поставить тот номер, который стоит на бланке у ее
левого конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д.
следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя.
Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Обработка и анализ результатов.

Результаты сверяются с ключом (сверху
вниз: 3,7,5,10,4,8,9,1,6,2).

При анализе следует учитывать:

— Что преобладает: установка на скорость
или на точность работы;

— Трудно ли сосредоточить внимание на
прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем;

— При опросе необходимо установить: что в
данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как относится к своим
ошибкам.

Ошибки в нумерации линий и медленное
выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой
концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости внимания можно
судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.

Время
выполнения задания

Уровень
развития устойчивости внимания

4 минуты

Высокий

6-7
минут

Средний

От 13
минут и выше

Низкий

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ.

Ход эксперимента: для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок.

Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.

Готовый текст задания:

Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шыпучи и плодовиты.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Надо найти частное от деления разности между числами правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительно содержащихся в тексте ошибок. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок. Если частное ниже 0,5 — внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.

Оценить выполнение предложенного задания можно и по абсолютным цифрам:

— не заметили 2 ошибки — хорошее внимание;

— не заметили 3—4 ошибки — средний уровень внимания;

— не заметили 5 и более ошибок — низкий уровень внимания.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Диагностика внимания

При тестировании следуйте двум основным правилам:

— наилучшие результаты ваш ребёнок покажет за первые 15 минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только этим временем;
— ведущим видом внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте является непроизвольное внимание, поэтому обязательно проводите тесты в игровой, интересной ребёнку форме.

1. Диагностика уровня внимания:

— «Найди отличия/сходства»,

-«Найди два одинаковых предмета/пару»
— «Что изменилось на картинке?»,

-«Что убрали/добавили на картинке?»
— «Найди круг/прямоугольник/треугольник, „спрятанный“ на картинке»
— «Пройди лабиринт».

Найди 10 отличий

2. Диагностика объема и  концентрации внимания:

Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».

Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

Методика «Корректурная проба»

Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы -5 минут.

Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок — на его концентрацию.

Норма объема внимания для детей 6–7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее;

для детей 8–10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.

3. Исследование концентрации внимания

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому:«Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Тест

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!»

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

очень высокий

91-99

2

высокий

80-90 65-79

3 4

средний низкий

64 и меньше

5

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается.

Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу,

если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже,

а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

4.Диагностика устойчивости внимания

«Что изображено на картинке?»

Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы типа

«Какие животные нарисованы на картинке?

Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах?

Каких животных на рисунке два?».

Обратите внимание на то, как ребёнок рассматривает картинку: активен, заинтересован, сосредоточен ли он.

Таблицы Шульте

Процедура применения методики следующая. Испытуемый просматривает первую таблицу и находит, указывая, в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает со всеми остальными таблицами. Учитывается скорость работы, т.е. вре­мя, затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице.

Опреде­ляется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени, необходимого для всех пяти таблиц, которая затем делится на 5. В результате получается средний по­казатель работы с одной таблицей.

Для того, чтобы оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затрачен­ное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таб­лицы это время меняется незначительно и разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

5. Диагностика переключения внимания

Методика «Красно-черная таблица»

Имеется таблица с красными и черными цифрами от 1 до 12, расположенными в случайном порядке, исключающем логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице сначала черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке, а затем красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения в обоих случаях фиксируется). Следующее задание: показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем (время также фиксируется).

Показателем переключения внимания будет разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: чем она меньше, тем более развито это свойство внимания.

Таблица

Переключение внимания

Методика «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Проведение методики

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S=(0,5N – 2,8n)/120

где S — показатель переключения и распределения внимания; N — количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут; n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов — показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

6. Диагностика избирательности внимания

«Закрась сначала буквы, а потом цифры»

14

Методические приемы  развития различных свойств внимания  и памяти
в младшем школьном возрасте

РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Обнаружение ошибок в тексте

Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание детей. Его суть состоит в выявлении недо­статков внимания при обнаружении ошибок в тексте. Эта работа не требует специальных знаний и уме­ний. Выполняемая ими при этом деятельность аналогич­на той, которую они должны осуществлять при проверке собственных сочинений и диктантов. Обнаружение оши­бок в тексте требует прежде всего внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером вклю­ченных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.

Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаруже­ния в них ошибок:

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а те­перь разводят. Бежал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. На школьной площадке играли дети. Мальчик мчал­ся на лошади. В траве стрекочет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду рас­цвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипу­чи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974).

Работа проводится следующим образом. Каждому уча­щемуся дается отпечатанный на листочке текст и сооб­щается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.
При анализе результатов этой работы важным являет­ся не только количественный подсчет найденных, исправ­ленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обна­руживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправиль­ное и др.
Корректурные задания

Ребенку предлагают находить и вычеркивать опреде­ленные буквы в печатном тексте. Это основной тип уп­ражнений, в которых ребенок имеет возможность почув­ствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий способствует раз­витию концентрации внимания и самоконтроля при вы­полнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тек­сты, карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тек­сты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводиться ежед­невно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп­повым.
Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и малень­кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меня­ются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачер­кивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.
Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере.
2. Время проведения занятия ни в коем случае не дол­жно превышать 5 минут.
3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
4. Проверка выполнения задания в групповых заняти­ях проводится самими детьми друг у друга.
Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокраще­ние ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для зак­репления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев.
При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозмож­ности достичь нужного результата.

Чтение текста до заданного выражения

Детям предлагается читать текст до заранее указанно­го выражения.
Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца 
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполнен­ный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
Развитию концентрации внимания служит также игра «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за веду­щим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нуж­но переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

1132.GIF

«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации)

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прила­гательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
А. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Пока­зателем успешности может служить число правильно най­денных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Б. В этой таблице спрятаны 10 названий животных.
 275.GIF

«Перепуганные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее на­чала до конца, особенно когда она переплетается с дру­гими линиями, способствует развитию сосредоточеннос­ти и концентрации внимания.

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять призна­ки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обуче­ние школьников сравнению способствует развитию навы­ка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.
Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающи­еся определенным числом деталей.

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Упражнения основаны на запоминании числа и поряд­ка расположения ряда предметов, предъявляемых на не­сколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все»

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спро­сить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предме­ты переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (уби­рать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на дру­гом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно боль­ше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребе­нок начинает перечисление, другие его дополняют. 

ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных за­даний. По окончании упражнения (через 10-15 мин) оп­ределяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке – свое дело»

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать не­сложные примеры.
Игра может быть предложена на уроке математики.

Счет с помехой

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно за­писывая их на листе бумаги или доске в обратном поряд­ке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой

Дети читают текст, одновременно выстукивая каран­дашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают следующее задание – вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколь­ко букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного за­дания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобно­го задания является возможность его игрового и сорев­новательного оформления.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Для тренировки переключения внимания рекоменду­ется использовать корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв.

С приемами диагностики и развития отдельных свойств внимания у младших школьников можно подробно ознакомиться в работах: Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М., 1993; Практикум по возрастной и педагогической пси­хологии. – М., 1998. 
Составитель: педагог-психолог Ковалева А.С.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Тест текст с ошибками для 5 класса
  • Тест сторожевого таймера завершился с ошибкой соболь
  • Тест сторожевого таймера завершился с ошибкой компьютер заблокирован
  • Тест ссд диска на наличие ошибок
  • Тест соединения ошибка соединения с сервером

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии