Тренировочные работы
по теме « Лексические нормы речи»
Русский язык
10 класс
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Смысловая точность речи
Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Началась гражданская интервенция.
2. Интервенция способствовала обострению конфликта.
3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.
4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
5. Мой друг особенно уважает стихи.
6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.
2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.
3. У Базарова нет сообщников.
4. У Базарова нет единомышленников.
5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.
6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».
7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.
8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.
10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,3,5,6.7,8,9,10 |
Ответ: тест 2- 1,3,5,7,8,9,10 |
Речевая недостаточность
Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.
4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.
8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами
1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.
2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!
3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.
4. В кабинете литературы висят великие писатели.
5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.
6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.
7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.
8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,3,5,7 |
Ответ: тест 2- : 1,3,4,5, 6,7,8 |
Речевая избыточность
Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить вопрос).
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе.
2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.
5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.
6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.
7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.
8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.
9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени.
10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.
2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.
3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.
5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.
6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.
7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.
8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,2,3,5,7,8.9,10 |
Ответ: тест 2- 1,2,3.4,5.6,8 |
ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Мы всё ближе подходим к пещере.
2. Лодки приближались всё ближе.
3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.
4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.
5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.
6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты.
7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.
8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.
9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.
10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.
ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10
ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.
2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.
3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.
4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России.
5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.
6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.
8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.
9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.
10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10
Лексическая сочетаемость
Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?
5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.
6. Задача, поставленная нами, достигнута.
7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.
8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.
9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.
10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.
4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.
5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.
6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.
7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.
8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.
9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.
10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10
Смешение паронимов
Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.
2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.
3. Петров был человек очень практический.
4. В сентябре в вузе проходила научно-практическая конференция.
5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.
6. Я, по-моему, очень неудачливый человек.
7. Я проблудил по лесу два часа.
8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.
9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.
10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.
ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.
2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.
3. Взошло солнце и ярко высветило сад.
4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.
5. Этот список можно продолжить.
6. Выношу благодарность моему научному руководителю.
7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.
9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.
10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.
ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ
Отметьте нарушения лексических норм.
1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.
ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10
Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.
ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21
9
1. В каком предложении вместо слова «вечный» нужно употребить слово «вековой»:
а) Это было их любимое, уютное место в парке, между вечными дубами. +
б) Они всю жизнь прожили на одной площадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах.
в) У мемориала горит вечный огонь.
2. В каком предложении вместо слова «будничный» нужно употребить «будний»:
а) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.
б) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег. +
в) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.
3. В каком предложении вместо слова «жилищный» нужно употребить слово «жилой»:
а) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.
б) Наше жилищное законодательство требует внесения поправок.
в) За китайским кварталом следует новая жилищная часть европейского города. +
4. В каком предложении вместо слова «одеть» нужно употребить «надеть»:
а) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль. +
б) Наша текстильная фабрика одевала всю область.
в) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.
5. Укажите ряд, в словосочетаниях которого нет тавтологии:
а) коллеги по работе, мемориальный памятник
б) сатирическая карикатура, местный абориген
в) подарить сувениры, оправданный риск +
6. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный:
а) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
б) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны. +
в) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
7. Какое из перечисленных слов не является устаревшим:
а) бурмистр
б) камергер
в) палисадник +
8. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ:
а) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки. +
б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
в) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
9. В каком предложении слово стол употреблено в значении «питание, пища»:
а) Состоялись переговоры за круглым столом.
б) Берёте книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.
в) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи. +
10. В каком предложении вместо слова «жизненный» нужно употребить «житейский»:
а) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях. +
в) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?
11. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»:
а) апатичный +
б) аполитичный
в) безнравственный
12. В каком предложении вместо слова «каменный» нужно употребить «каменистый»:
а) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
б) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет. +
в) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.
13. Значение какого слова указано неверно:
а) каллиграфия — умение писать грамотно +
б) корректный — правильный, точный
в) консолидация — укрепление, сплачивание чего-нибудь
14. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме:
а) долгосрочный кредит
б) дать отпор
в) оказать впечатление +
15. Укажите неправильно подобранную антонимическую пару:
а) дерево — цветок +
б) ранний — поздний
в) родной — чужой
16. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме:
а) придерживаться точки зрения
б) играть большое значение +
в) оказать покровительство
17. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) На нём были мятая фуражка со сломанным ЛАКИРОВАННЫМ козырьком.
б) Закомолдин взглянул на свои КОМАНДИРСКИЕ часы.
в) Ласковые лучи солнца весело пробивались сквозь тёмные зелёные кроны ВЕЧНЫХ деревьев. +
18. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка:
а) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.
б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России». +
в) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.
19. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Майор и лейтенант занялись книгами, а я пошел осматривать СОСЕДНИЕ помещения.
б) ВОЕННЫЙ городок жил скучноватой субботней жизнью.
в) Родись Афонькин не бедным крестьянином в глухой деревушке ЦАРСТВЕННОЙ России, может быть, из него вышел бы знаменитый путешественник. +
20. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски:
а) Прошу оплатить мне расходы по командировке.
б) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. +
в) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.
21. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Все ЯВСТВЕННЫЕ и тайные агенты экспедиции переключились на поиск пропажи. +
б) Тут-то в присутствии всех адъютантов и выяснился ФАКТ головокружительной карьеры юнкера Тихонова.
в) Я прошёлся по ПАМЯТНЫМ местам, но улицы ничего не напоминали мне.
22. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски:
а) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.
б) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела. +
в) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.
23. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Станица имела ТИПИЧНЫЙ для такого рода кавказских поселений вид.
б) Как видите, явление имеет исторические корни и нуждается в том, чтобы получить серьезную ПОЛИТИЧЕСКУЮ оценку.
в) Нина не стала слушать извинений за приезд и необходимость ДЕЛОВИТОГО разговора. +
24. Укажите «лишнее» слово в синонимическом ряду:
а) фантазия
б) воображение +
в) вымысел
25. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Серов придал своему голосу оттенок мягкого и ДРУЖЕСКОГО убеждения.
б) Миша разделся, бросился в ЛЕДЯНУЮ воду и сажёнками поплыл на другую сторону.
в) Дама тоже оказалась ИСКУССТВЕННОЙ танцовщицей. +
26. Укажите разговорное слово в синонимическом ряду:
а) высокомерный
б) надутый +
в) надменный
27. Укажите, в каком случае паронимы человеческий – человечный употреблены правильно:
а) Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе. +
б) Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.
в) Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта.
28. Укажите, в каком случае паронимы нестерпимый – нетерпимый употреблены правильно:
а) Стрекочут кузнечики, нетерпимый зной стоит над лугом.
б) Когда доходит до серьезного дела, Валя становится жестким, требовательным, нестерпимым.
в) Конференция по Кара-Бугазу напоминала заседание штаба, готовящего поход на пустыню, объявившего непримиримую войну грубым и нетерпимым ошибкам природы. +
29. Укажите, в каком случае паронимы человеческий – человечный употреблены правильно:
а) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса. +
б) Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта.
в) Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.
30. Укажите, в каком случае паронимы нестерпимый – нетерпимый употреблены правильно:
а) Стрекочут кузнечики, нетерпимый зной стоит над лугом.
б) Он занимался лишь тем, что по нескольку раз в за день начищал до нестерпимого блеска свои сапоги. +
в) Когда доходит до серьезного дела, Валя становится жестким, требовательным, нестерпимым.
Государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа
имени Героя России Ф. Кузьмина»
учитель русского языка и литературы
Мельникова Мария Александровна
Тест по русскому языку
«Лексические ошибки»
(задание 20 ЕГЭ)
I вариант
I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.
1. Ошибки являются формой наших неправильных, некорректных поступков.
2. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
3. Прошлая жизнь Аксиньи была насыщена горечью, разочарованием и предательством.
4.
5. Чтение – один из лучших антидепрессантов.
6. Ее улыбка была манящая и чувствительная.
7. Онегин впервые познакомился с Татьяной на ее именинах.
8. Князь Андрей не герой, потому что он не закрыл собой снаряд, а стоял и думал, как он выглядит в глазах окружающих.
9. Герой совершил оплошность, перейдя на сторону врага.
10. Я не могу адекватно воспринимать текст в электронного носителя.
II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова, употребленного неверно.
1. Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.
2. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
3. Мой коллега оказался полным невежей в вопросах программирования.
4. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.
5. Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.
III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они допущены.
А) Употребление слова в несвойственном ему значении. |
1. Это был рок судьбы. |
Б) Смешение паронимов. |
2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в атаку. |
В) Неудачный выбор одного из синонимов. |
3. Особенность языка Пушкина, что очень легкий. |
Г) Пропуск необходимого слова. |
4. Он был шокирован ее красотой. |
Д) Неуместное употребление разговорной/диалектной/просторечной лексики, жаргонизмов |
5. В цирке выступал очень сильный и ловкий силач. |
6. Она одела синее пальто и белый шарф. |
|
7. Экипаж находился в ужасном состоянии. |
|
8. Автор восхищается своим героем, ведь герой поступил честно. |
|
9. Ее высказывание было умопомрачительным. |
|
10. Этот поступок кажется мне очень крутым. |
II вариант
I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.
1. Мародерство в деревнях расцветало.
2. Любовная лодка разбилась о быт.
3. Свою шуточную автобиографию Михаил Зощенко написал в 1928 году.
4. Над ним разыграли шутку.
5. Для меня честь – это одно из нравственных чувств, которое влечет за собой чистоту души и совести.
6. С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.
7. Толстой, видимо, потому писал такие большие романы, что ему некому было выговориться.
8. Экзамены буду проходить в июне месяце.
9. Обломов настолько сильно втрескался в Ольгу Ильинскую, что перестал валяться на диване.
10. Начать читать никогда не поздно.
II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова, употребленного неверно.
1. Я маленько не согласна с точкой зрения автора.
2. Нам необходимо набивать голову знаниями.
3. Ее искусные волосы не вызывали восторга.
4. У него был любимый питомник собака Чарли.
5. Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они допущены.
А) Нарушение лексической сочетаемости слов. |
1. Это был рок судьбы. |
Б) Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. |
2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в атаку. |
В) Употребление лишнего слова (плеоназм) |
3. Особенность языка Пушкина, что очень легкий. |
Г) Неуместное повторение одних и тех же слов |
4. Он был шокирован ее красотой. |
Д) Смешение лексики различных исторических эпох. |
5. В цирке выступал очень сильный и ловкий силач. |
6. Она одела синее пальто и белый шарф. |
|
7. Экипаж находился в ужасном состоянии. |
|
8. Автор восхищается своим героем, ведь герой поступил честно. |
|
9. Ее высказывание было умопомрачительным. |
|
10. Этот поступок кажется мне очень крутым. |
КЛЮЧИ.
I вариант.
I — 13679
II 1 – уволили
2 – прославили
3 – невеждой
4 – улучшить
5 – вызвана
III А – 4, Б – 6, В – 9, Г – 3, Д – 10
II вариант.
I — 14568
II 1 – немного/не совсем
2 – наполнять
3 – искусственные
4 – питомец
5 – потерпела
III А – 1, Б – 7, В – 5, Г – 8, Д – 2
Лексические ошибки
Автор скрыт
04.12.2020.
Тест. Русский язык, Прочее
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Лексические ошибки. Паронимы. Смысловая избыточность и т.п.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Выберите определение лексических норм.
Варианты ответов
- нормы, которые определяют употребление в правильной форме
- нормы, которые определяют написание слова
- нормы, которые определяют употребление слова в тех значениях, которое слово имеет в литературном языке
Вопрос 2
Выберите определение тавтологии.
Варианты ответов
- употребление в речи близких по смыслу слов
- повторение однокоренных слов
- употребление паронимичных сочетаний в тексте
Вопрос 3
Выберите определение плеоназма.
Варианты ответов
- употребление в речи близких по смыслу слов
- повторение однокоренных или одинаковых слов
- употребление паронимичных сочетаний в тексте
Вопрос 4
Выберите предложения, которые содержат лексическую ошибку.
Варианты ответов
- Он уже дописал свою автобиографию.
- Я протянул другу большую половину яблока.
- Настало время расширить ваш кругозор!
- Этот учитель показывал своим ученикам пример во всём.
- Вы — передовой авангард нашей литературы!
Вопрос 5
Выберите варианты ответов, в которых допущены лексические ошибки.
Варианты ответов
- Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостными.
- На космодром летело несколько космонавтов.
- Онегину грозило разорительство.
- Митрофан — человек неразвитой, настоящий тупяк.
Вопрос 6
Выберите то, что является признаком паронимов.
Варианты ответов
- обязательно должны быть однокоренными
- обязательно должны быть неоднокоренными
- внешнее сходство
- совпадение в буквенном составе, но отличие в ударении
- могут быть однокоренными или неоднокоренными
Вопрос 7
Правильно построено предложение:
Варианты ответов
- Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
- Это не играет никакого значения.
- Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги.
- Леонид заранее предчувствовал, что этот проект будет неудачным.
Вопрос 8
В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово.
Варианты ответов
- АРТИСТИЧЕСКАЯ поза молодого юнги не могла не привлечь внимание публики, расположившейся на палубе.
- Степь давно осталась позади, а впереди уже высились ЛЕСИСТЫЕ горы, из которых выбегала бойкая горная река Яровая.
- Я полагаю, что на деда три шубы может быть НАДЕТО.
- Особенно велико значение международных обычаев при проведении различного рода расчётных и ГАРАНТИЙНЫХ банковских операций.
Вопрос 9
Выберите словосочетания, в которых паронимы употребляются верно.
Варианты ответов
- абонемент в тренажёрный зал
- жестокий матрас
- вековые тайны
- злобные нарушители
Вопрос 10
Паронимами не являются слова:
Варианты ответов
- умственный – интеллектуальный
- гуманный — гуманистический
- целый — целостный
- травяной — травянистый
Вопрос 11
В каких предложениях неверно употреблено выделенное слово.
Варианты ответов
- На Викторе Александровиче красиво смотрелся ГЕНЕРАЛЬСКИЙ мундир.
- Народ стекал туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день.
- На прогулку Катя ОДЕЛА теплую шапку.
- Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза.
- Соблюдение простых правил личной гигиены — это самая ЭФФЕКТНАЯ защита от гриппа и ОРВИ.
Вопрос 12
Плеоназм — это
Варианты ответов
- одинаковые слова по написанию, но разные по значению
- одинаковые по звучанию, но разные по написанию
- смысловая избыточность
- антонимичные сочетания
Проверочный
тест по русскому языку
по
теме «Лексические нормы»
1 вариант
1. Подберите
существительное к прилагательному подвижнОй:
1) состав
2) ребенок
3) танец
2. Выпишите из
скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:
Дружба (сильная, крепкая)
Приходить в (ярость, радость)
Зияющий (пропасть,
вершина)
Высказать (мнение,
вопрос)
3. В каком
предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных
средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной
телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и
поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать
многие проблемы
4. В каком
предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает
подлинные жизненные явления.
Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно
помогали людям в сложных ситуациях.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.
5. В каком
предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все
уснуло по велению злой феи?
Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками,
будут непременно наказаны.
Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
6. Какое из
сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный
вариант.
А) дать отпор
Б) оказать впечатление
В) долгосрочный кредит
Г) потерпеть поражение
7. Найдите
речевую избыточность:
1) моя
автобиография
2) родился в марте
месяце
3) коренные жители
4) отступить назад
5) научный семинар
6) пожилые
старички
8. Отметьте
номера словосочетаний с лексическими ошибками:
1) починка
автомобиля
2) эффективные
меры
3) серьезная
причина
4) гарантийный
талон
5) заклятый друг
6) страшно
обрадовались
7) дождливая туча
праздный ужин
9. Выполните упражнение.
1)
Полуразруше…ую церковь решили (строить, реставрировать).
2) Этот человек
был полный (невежа, невежда) в вопросах иску…тва.
3) Для всей школы
этот ученик был (басней, притчей) во языцех.
4) Прошу
(оплатить, уплатить) мне расходы по команд…ровке.
5) Для изменения
типа пред…ставляемых услуг (абонементу, абоненту) требуется заполнить особую
форму в главном офисе к…мпании.
10. В данных
предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и
запиши его правильно.
1) Соблюдение
простых правил личной гигиены — это самая эффектная защита от гриппа и
ОРВИ.
2) Когда я думаю о
Леше, я всегда вспоминаю его печальные коричневые глаза.
3) На прогулку
Катя одела теплую шапку.
4) Народ стекал
туда в большом числе, несмотря на будничный день.
5) На Викторе
Александровиче красиво смотрелся генеральный мундир.
2 вариант
1. Подберите
существительное к прилагательному переноснОй:
1) смысл
2) телевизор
2. Выпишите из
скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:
Глухой (овраг, обрыв).
Достичь (успех,
положение)
Верный
(обещание, клятва)
Водить (дружба,
любовь)
3. В каком
предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?
А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной
глыбы.
В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
Г) У этого человека каменное сердце.
4. В каком
предложении вместо слова безобидный нужно использовать необидчивый?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в
сущности был совершенно безобидным человеком.
Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
5. В каком
предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или
еще более однообразную и скучную.
В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны
войны.
Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.
6. Какое из
сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный
вариант.
А) придерживаться точки зрения
Б) вынести приговор
В) оказать покровительство
Г) играть большое значение
7. Найдите
речевую избыточность:
1) юный вундеркинд
2) праздничный
ужин
3) свой
автопортрет
4) хороший аппетит
5) народный
фольклор
6) прогул без
уважительной причины
8. Отметьте номера
словосочетаний с лексическими ошибками:
1) очень понятливо
рассказывает
2) мелочная рыба
3) представить
друга
4) большое событие
5) кипучее
безделье
6) работа над
ошибками
7) ремонт
холодильника
возобновить
вновь
9. Выполните
упражнение.
1) На третьем
курсе нам (представилась, предоставилась) в…зможность пройти практику на заводе.
2) Заметив
(оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять.
3) Учас…ники
творческой экспедиции рассказали о (планах, перспективах) на будущее.
4) Он дал мне (дружественный,
дружеский) совет.
5) После аварии
больной на целый месяц попал в (травматическое, травматологическое) отд…ление.
10. В данных
предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и
запиши его правильно.
1) Гарантированное
обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную
замену вышедших из строя комплектующих.
2) Комната
выполняла двойственное назначение: она являлась одновременно и гостиной,
и спальней.
3) Во время работы
вам разрешено пользоваться коротким справочником по физике.
4) Одежда
настоящего туриста должна быть надежной и практической.
5) Больше всего
нас поразил яблочный сад, в котором деревья были высажены стройными
рядами.
Ключ
1 вариант |
2 вариант |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 9) 10) |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 9) 10) гарантийное, |