Теория проб и ошибок э торндайка сформулировала тест


Подборка по базе: Бух тесты РФИ.pdf, Фармация тесты.odt, НОВЫЙ +АТТЕСТАЦИЯ Тесты23 ЛД.docx, для заливки тесты для стропальщиков.pdf, Биофизика тесты.docx, Биофизика тесты.docx, ответы на тесты 3семестр.docx, методология тесты.docx, ответы на тесты.rtf, 4. тесты отход для всех сотрудников.docx


Соотнесите методы исследования по Б. Г. Ананьеву и их содержание

Психодиагностические Тесты стандартизированные и проективные, анкеты, интервью, беседа
Экспериментальные Лабораторный, полевой, естественный
Организационные Сравнительный, лонгитюдный
Обсервационные Наблюдение и самонаблюдение

Соотнесите структуру педагогической психологии с определением ее предмета

Психология образовательной деятельности Единство учебной и педагогической деятельности
Психология учебной деятельности и ее субъекта Ученик, студент
Психологию педагогической деятельности Единство обучающего и воспитывающего воздействия

Анкетирование – это…

Выберите один ответ:

a. психодиагностические методы использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития познавательных, интеллектуальных, типологических и личностных особенностей учащихся и педагогов, структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах

b. основной эмпирический метод научного исследования, получил широкое применение в педагогической психологии

c. широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы

d. эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету

Беседа – это…

Выберите один ответ:

a. широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы

b. эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету

c. психодиагностические методы использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития познавательных, интеллектуальных, типологических и личностных особенностей учащихся и педагогов, структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах

d. основной эмпирический метод научного исследования, получил широкое применение в педагогической психологии
В структуру, или содержательные элементы, педагогической психологии входят… (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. психология обучения

b. психология учителя

c. психология воспитания

d. возрастная психология

Взаимосвязь процессов обучения и воспитания может быть (выберите несколько правильных ответов)

Выберите один или несколько ответов:

a. воспитание напрямую связано с процессом обучения

b. воспитание реализуется в образовательном процессе, определенной системе или учреждении и вне обучения, параллельно ему

c. воспитание может происходить только в образовательных учреждениях

d. воспитание может происходить и в других (не образовательных) учреждениях, общностях (клубах, дискотеках, компаниях и т. д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением, и научением

Объект науки – это…

Выберите один ответ:

a. факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального развития человека

b. то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками

c. факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне эмоционального развития человека

d. факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне и физического развития человека

Перечислите основные задачи педагогической психологии. (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность

b. выявление механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях

c. определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления

d. факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне эмоционального развития человека
Предметом педагогической психологии являются…

Выберите один ответ:

a. факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса

b. факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне эмоционального развития человека

c. факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне и физического развития человека

d. факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального развития человека

Тестирование – это…

Выберите один ответ:

a. широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы

b. эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету

c. психодиагностические методы использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития познавательных, интеллектуальных, типологических и личностных особенностей учащихся и педагогов, структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах

d. основной эмпирический метод научного исследования, получил широкое применение в педагогической психологии

Соотнесите направления науки и авторов, которые сделали вклад в развитие педагогической психологии

Когнитивная психология Г.У. Найссера, М. Бродбента
Педология Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик
Гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса
Социальная педагогика С.Т. Шацкого

В какой период происходит формирование предпосылок перехода педагогической психологии на новую стадию своего развития с использованием компьютерной техники?

Выберите один ответ:

a. в XXI в.

b. в XIX в.

c. в XXII в.

d. в XX в.
Какие авторы в своих книгах смогли сделать широкие теоретические обобщения в педагогической психологии? (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. И. И. Ильясов «Структура процесса учения»

b. Дж. М. Болдуин «Развитие мышления»

c. И. Лингарт «Процесс и структура человеческого учения»

d. С. Т. Шацкий «Важность внимания»

Какой труд Яна Амоса Коменского положил начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения?

Выберите один ответ:

a. «Великая коммуникация»

b. «Великое мышление»

c. «Великая дидактика»

d. «Великая диалектика»

Огромное значение для педагогической психологии имели работы по психологии обучения взрослых… (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. И. Лингарта

b. Л. Н. Лесохиной

c. Ю. Н. Кулюткина

d. Э. Торндайка

Отраслью какого знания является педагогическая психология?

Выберите один ответ:

a. возрастной психологии

b. общепсихологического знания

c. узкопсихологического знания

d. общей психологии

Теория проб и ошибок Э. Торндайка сформулировала… (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. специфичные законы научения

b. кривую научения и основанные на этих данных тесты достижений

c. основные законы научения

d. прямую научения и основанные на этих данных тесты достижений

Что изучает педагогическая наука?

Выберите один ответ:

a. человеческую личность в процессе обучения и воспитания

b. человеческую личность в процессе развития

c. человеческую личность в процессе стрессов

d. человеческую личность в процессе роста

Соотнесите стратегии формирования новых знаний и способностей и их определение

Конструирование особых базовых действий в проблемных ситуациях в их функционировании и организации рефлексии Стратегия проблематизации и рефлексии
В ходе воспроизводства деятельности ориентировочная деятельность свертывается, автоматизируется, обобщается, переносится во внутренний план − формируются новые знания, умения, способности и психические свойства. Перенос во внутренний план Стратегия интериризации
Ситуация коммуникации, когда возникает необходимость раскрытия свернутой мысли (чувства и т. п.), структурирования ее для того, чтобы мысль была понята. Стратегия экстериоризации

Какие организационные формы обучения имеет система образования? (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. образование как система определяется одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности

b. образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство занятий

c. образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем

d. урок, лекция, семинар и т. д. и специфические формы контроля: опрос, зачет, экзамен и т. д.

Какой ученый сформулировал ряд законов психического развития ребенка?

Выберите один ответ:

a. А. Н. Леонтьев

b. Л. С. Выготский

c. А. Р. Лурия

d. Б. Г. Ананьев

Образование как процесс предполагает… (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательски-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию

b. качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем

c. разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения), где сами термины, как уже отмечалось, трактуются неоднозначно

d. со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают… (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т. д. образования

b. профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т. д.), профессиональное, дополнительное

c. социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т. д.

d. образование как система определяется одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности

Образование как систему в целом можно характеризовать следующим образом: (выберите несколько правильных ответов)

Выберите один или несколько ответов:

a. образование как система определяется одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности

b. образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем

c. образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным

d. образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий

Перечислите законы психического развития ребенка. (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. детское развитие имеет свой ритм и темп, который меняется в разные годы жизни

b. развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов

c. закон развития высших психических функций

d. психика ребенка полностью отличается от психики взрослого, поэтому развитие является целью качественных изменений

Перечислите отличительные особенности высших психических функций. (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов

b. они формируются прижизненно в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества

c. психика ребенка полностью отличается от психики взрослого, поэтому развитие является целью качественных изменений

d. опосредованность, осознанность, произвольность, системность

Перечислите принципы образовательной системы. (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений

b. демократизация

c. развитие всех психических процессов личности

d. гуманизация

Вопрос 1

Соотнесите направления науки и авторов, которые сделали вклад в развитие педагогической психологии

Социальная педагогика

Ответ 1 Выберите… Когнитивная психология

Ответ 2 Выберите… Гуманистическая психология

Ответ 3 Выберите… Педология

Ответ 4 Выберите…

Вопрос 2

В какой период происходит формирование предпосылок перехода педагогической психологии на новую стадию своего развития с использованием компьютерной техники?

Выберите один ответ:

a. в XX в.

b. в XXII в.

c. в XXI в.

d. в XIX в.

Вопрос 3

Какие авторы в своих книгах смогли сделать широкие теоретические обобщения в педагогической психологии? (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. И. И. Ильясов «Структура процесса учения»

b. Дж. М. Болдуин «Развитие мышления»

c. И. Лингарт «Процесс и структура человеческого учения»

d. С. Т. Шацкий «Важность внимания»

Вопрос 4

Какой труд Яна Амоса Коменского положил начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения?

Выберите один ответ:

a. «Великая коммуникация»

b. «Великая диалектика»

c. «Великая дидактика»

d. «Великое мышление»

Вопрос 5

Огромное значение для педагогической психологии имели работы по психологии обучения взрослых… (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. И. Лингарта

b. Э. Торндайка

c. Л. Н. Лесохиной

d. Ю. Н. Кулюткина

Вопрос 6

Отраслью какого знания является педагогическая психология?

Выберите один ответ:

a. узкопсихологического знания

b. общей психологии

c. общепсихологического знания

d. возрастной психологии

Вопрос 7

Теория проб и ошибок Э. Торндайка сформулировала… (Выберите несколько правильных ответов.)

Выберите один или несколько ответов:

a. специфичные законы научения

b. основные законы научения

c. кривую научения и основанные на этих данных тесты достижений

d. прямую научения и основанные на этих данных тесты достижений

Вопрос 8

Что изучает педагогическая наука?

Выберите один ответ:

a. человеческую личность в процессе роста

b. человеческую личность в процессе стрессов

c. человеческую личность в процессе развития

d. человеческую личность в процессе обучения и воспитания

Э.Торндайк разработал, так называемые, проблемные клетки, в которые помещал голодное животное, в частности, кошку. В клетке было расположено устройство, с помощью которого можно было открыть дверцу, например, педаль, и выбежать наружу, где находилась пища. При этом из клетки пища была хорошо видна, но достать ее было невозможно. Голодная кошка, впервые посаженная в такую клетку, начинает производить множество различных действий, в частности, пытается дотянуться до пищи, совершает круговые движения и т.д. В определенный момент она может случайно соприкоснуться с запирающим механизмом, в результате чего дверца клетки открывается и кошка выбегает к пище. После этого животное снова помещают в проблемную клетку. Так проделывают до тех пор, пока оно не “догадается” сразу же нажать на педаль, как только окажется в этих условиях. По мере увеличения количества опытов животное все меньше совершает бесполезных движений, все меньше затрачивает времени на разрешение задачи. Э.Торндайк построил на основе этих опытов график научения, на котором отразил зависимость между номером опыта и временем, проведенным кошкой в клетке. График имел вид кривой, медленно спускающейся вниз. Характер кривой говорил о том, что у животного в процессе научения нет внезапного понимания смысла задачи, а оно научается случайно, действуя методом проб и ошибок. Поэтому Торндайк назвал эту форму приобретения опыта “методом проб и ошибок и случайного успеха”.

Положения теории.

 Во-первых, Э.Торндайк выдвинул положение о том, что научение у животных происходит благодаря образованию ассоциации между определенной ситуацией и определенным движением. Например, кошка научается открывать дверцу клетки благодаря тому, что у нее образуется ассоциация между движением, связанным с нажатием на педаль, и данной проблемной ситуацией. В результате этого, как только ее помещают в данную проблемную ситуацию, она сразу же совершает ассоциированное с этой ситуацией движение. Революционный смысл данного положения заключался в том, что понятие “ассоциация” применялось для объективных явлений. Прежняя психология утверждала, что ассоциация при научении возникает между субъективными феноменами сознания (мыслями, идеями, образами). Понимание ассоциации, предложенное Э.Торндайком, давало перспективы для объективного изучения процессов научения у животных, субъективный мир которых недоступен для научного анализа. В то время это было прогрессивным шагом в развитии науки о поведении животных.

Во-вторых, Э.Торндайк сделал акцент на том, что инструментальное научение начинается с активной реакции животного на проблемную ситуацию. Согласно рефлекторной теории поведения, животные совершают какие-либо движения только на вполне определенные внешние стимулы, на которые в организме есть предуготовленные способы реагирования. Это могут быть либо безусловные стимулы, которые вызывают врожденную реакцию (безусловный рефлекс по терминологии И.П.Павлова), либо условные раздражители, которые вырабатываются в течение жизни на основе этих врожденных реакций.  Проблемная ситуация – это такой внешний стимул, на который в организме животного нет предуготовленных способов реагирования. Но животное активно отвечает на такую ситуацию определенным поведением (исследовательской активностью). Таким образом, способ усвоения знания при инструментальном и условно-рефлекторном научении отличается тем, что в первом случае животное активно разрешает задачу, а во втором случае ему отводится роль пассивного статиста.

В-третьих, Э.Торндайк предложил такой механизм научения, который убирал из объяснительной схемы субъективное понятие цели. Раньше психологи утверждали, что у животного в проблемной ситуации появляется цель и стремление к ее достижению. Э.Торндайк же следовал известному правилу Моргана, которое он провозгласил еще в 1894 году в своей книге “Введение в сравнительную психологию”: “Ни в коем случае нельзя считать какое-либо действие результатом упражнения более высокой психической способности, если его можно объяснить на основе способности, стоящей ниже по психологической шкале”. Согласно Э.Торндайку животное заставляет обучаться не некое сознательное стремление к цели, а проблемная ситуация. Схема научения ранней психологии выглядела следующим образом: проблемная ситуация приводит к появлению у животного сознательного стремления к достижению цели, что, в свою очередь, приводит к определенной двигательной активности, заканчивающейся разрешением задачи. Схема научения Э.Торндайка: проблемная ситуация вызывает у животного запрограммированное проявление различных, случайных движений (хаотическая двигательная активность), из которых в ходе научения отбираются лишь те, которые раз за разом приводят к разрешению поставленной задачи. Другими словами, животное  — это, в какой-то степени, машина, которая запрограммирована отвечать на незнакомую ситуацию определенным набором движений, из которого в процессе научения происходит отбор нужных. Таким образом, из объяснительной схемы научения была безболезненно убрана субъективная категория сознательной цели.

Наконец, Э.Торндайк раскрыл также механизм отбора, благодаря которому закрепляются нужные движения. Этот механизм связан с действием, так называемого, закона эффекта: для реакции, за которой следует состояние удовлетворения, вероятность повторения в сходной ситуации возрастает, а для реакции, вызывающей неприятные воздействия, вероятность повторения снижается.

Из закона следует, что связь между движением и проблемной ситуацией устанавливается потому, что после совершения этого движения животное испытывает субъективное состояние удовлетворения
(положительную эмоцию). Другими словами, по Э.Торндайку подкреплением в научении служит эмоция, которая возникает после совершения определенного движения, которое приводит к разрешению задачи и удовлетворению определенной потребности, например, голода. По И.П.Павлову, как было уже сказано, подкреплением служит сам процесс предъявления безусловного стимула, безотносительно к субъективному состоянию, которое испытывает при этом животное. В этом аспекте павловское понимание подкрепления больше удовлетворяло представителей классического бихевиоризма, так как убирало из объяснительной схемы субъективное понятие эмоции, состояние удовлетворения. В этой связи Э.Торндайка нельзя отнести к истинным последователям бихевиоризма. Несмотря на то, что подход бихевиристов был с формальной точки зрения более научным, нежели у Э.Торндайка, представляется, что система эмоционального подкрепления, которая играет важное значение в обучении человека, возникла не на пустом месте, а имеет свою эволюционную историю. По-видимому, одной из причин возникновения у животных субъективного эмоционального мира было возрастание у таких организмов эффективности процессов научения. Поэтому концепция Э.Торндайка в этом пункте представляется более верной, по крайней мере, по отношению к определенной группе животных (в частности, к высшим позвоночным).

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Метод проб и ошибок
– старейший из методов поиска новых
решений.

Впервые метод проб
и ошибок был описан немецким физиологом
Э.Торндайком в 1898г.

Метод проб и ошибок
— форма обучения, описанная, основанная
на закреплении случайно совершенных
двигательных и мыслительных актов, за
счет которых была решена значимая для
животного задача. В следующих пробах
время, которое затрачивается животным
на решение аналогичных задач в аналогичных
условиях, постепенно, хотя и не линейно,
уменьшается, до тех пор, пока не приобретает
форму мгновенного решения. В дальнейшем
более точный анализ поведения методом
проб и ошибок показал, что оно не является
полностью хаотическим и нецелесообразным,
как считал Торндайк, но интегрирует в
себе прошлый опыт и новые условия для
решения задачи.

Сегодня, с развитием
электронно-вычислительной техники,
метод проб и ошибок стал отправной
точкой для создания разнообразных
методов случайного поиска, где используется
не просто перебор всех возможных
вариантов, а сложная система «весовых»
коэффициентов, которая позволяют
отбросить неэффективные варианты уже
на ранних этапах поиска.

Метод проб и ошибок
— способ выработки новых форм поведения
в проблемных ситуациях. М. п. и о., широко
используемый бихевиоризмом для объяснения
научения как вероятностного процесса,
получил распространение в психологии
после работ Э. Л. Торндайка, согласно
которым слепые пробы, ошибки и случайный
успех, закрепляющий удачные пробы,
определяют путь приобретения
индивидуального опыта у животных и
человека. Тем самым была выделена
согласованность поведения со средой
на вероятностной основе, что позволило
при интерпретации категории действия
выйти за пределы жесткой альтернативы:
либо механистической, либо телеологической
его трактовки. Гештальтпсихология
подвергла М. п. и о. критике, противопоставив
ему решение проблемы путем инсайта.
Непродуктивность и теоретическая
слабость такого противопоставления
была показана И. П. Павловым. Свое значение
М. п. и о. сохранил лишь в узкой сфере
искусственно создаваемых ситуаций; в
частности, он вошел в состав конструктивных
принципов кибернетических устройств.

2. Метод случайного поиска.

Метод случайного
поиска относится к группе итерационных
методов минимизации.

Итерационные
методы минимизации функции F(x) состоят
в построении последовательности

векторов, то есть
точек x0, x1, …, xk, таких, что F(x0) > F(x1)
>…>F(xk)>… Любой такой метод называется
методом спуска. Естественно, должна
быть обеспечена сходимость. Иными
словами, рассматриваются методы,
позволяющие получить точку минимума
за конечное число шагов, или приблизиться
к ней достаточно близко при соответствующем
числе шагов. Дето в том, что теоретически
все сходящиеся методы этим свойством
обладают, но практически близость к
минимуму в задачах большой размерности
ограничивается ошибками вычислений. В
этой связи необходимо вести вычисления
с самой большой возможной точностью.
Для построения итерационной
последовательности необходимо выбрать
начальное приближение x0. В задачах с
ограничениями это должна быть допустимая
точка, а в задачах без ограничений
теоретически любая точка. Однако
целесообразно использовать всю имеющуюся
информацию о поведении целевой функции
F(x), чтобы выбрать x0 поближе к точке
минимума.

После того, как
начальное приближение получено, прежде
чем перейти к следующей точке нужно
принять два решения:

1). Выбрать
направление, по которому пойдем из x0 в
точку с меньшим значением целевой
функции (направление спуска).

2). Определить
величину шага по направлению спуска.

Для задач безусловной
минимизации любое напрвление является
возможным (никакие ограничения не
мешают), но далеко не все направления
приемлемы. Нас могут интересовать только
те направления, которые обеспечивают
убывание целевой функции, хотя бы при
достаточно малом шаге. Предполагая
непрерывность первых частных производных
целевой функции и используя её разложение
в ряд Тэйлора в произвольной точке х,
получим F(x+λp) ~ F(x) + X(g,p). Здесь g — градиент
функции, вычисленный в точке х. Отсюда
следует, что приращение функции F(x+Xp) –
F(x) < 0 при отрицательном скалярном
произведении (g,p). Итак, направление
спуска должно составлять острый угол
с антиградиентом. Этот вывод справедлив
и для задач с ограничениями, но там ещё
дополнительно требуется, чтобы при
достаточно малом шаге не нарушалось ни
одно из ограничений.

Методы
функционально-структурного исследования
объектов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Важнейшей
составной частью возрастной психологии является ________ психология.

                                     детская

  
                                  общая

  
                                  экспериментальная

  
                                  сравнительная

В
контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное
новообразование психики подростка – его …

                                     самосознание

  
                                  произвольность

  
                                  активность

  
                                  характер

В
концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних
этапах развития ребенка выступают …

                                     родители

  
                                  соседи

  
                                  учителя

 
                                   сверстники

Л.
С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …

                                     самосознания и
личности

  
                                  познавательных интересов

  
                                  интеллекта

  
                                  общения со сверстниками

Л.
С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в
_________ возрастные периоды.

                                     критические

  
                                  стабильные

  
                                  эволюционные

  
                                  разрушительные

В
качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …

                                     констатацию и
формирование

  
                                  формирование и развитие

  
                                  констатацию и коррекцию

  
                                  наблюдение и констатацию

В
качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт,
_________ и интеллект.

                                     дрессуру

  
                                  научение

  
                                  навык

  
                                  поведение

Возрастная
психология опирается на представления о психике человека, разработанные в
_________ психологии.

                                     общей

  
                                  генетической

  
                                  педагогической

  
                                  дифференциальной

Ведущим
типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.

                                     сюжетно-ролевая

  
                                  предметно-манипулятивная

  
                                  предметно-ролевая

  
                                  компьютерная

В
отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте
основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …

                                     новых
впечатлениях

  
                                  пище

  
                                  безопасности

  
                                  признании

Гипотеза
о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном
чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.

                                     умственной

  
                                  эмоциональной

  
                                  волевой

  
                                  бессознательной

В.
В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации
учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________
учащегося.

                                     мышления

  
                                  памяти

  
                                  восприятия

  
                                  характера

Деятельность,
в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …

                                     интимно-личное
общение со сверстниками

  
                                  учебная деятельность

  
                                  ролевая игра

  
                                  исследовательская деятельность

Для
эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел
________ характер.

                                     внутренний

  
                                  внешний

  
                                  содержательный

  
                                  функциональный

Зрительное
и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________
компонентом комплекса оживления.

                                     сенсорным

  
                                  аффективным

  
                                  голосовым

  
                                  моторным

Концепции,
относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического
развития является борьба внутренних противоречий.

                                     психогенетическому

  
                                  биогенетическому

  
                                  социогенетическому

  
                                  двухфакторному

Концепция
развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …

                                     Д. Б. Эльконина и
В. В. Давыдова

  
                                  Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева

  
                                  А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова

  
                                  П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова

Мелкая
моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент
психологической готовности к школьному обучению.

                                     двигательный

  
                                  физиологический

  
                                  интеллектуальный

  
                                  эмоциональный

Начальные
этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …

                                     второй половине
XIX века

  
                                  второй половине ХХ века

  
                                  первой половине XIX века

  
                                  первой половине ХХ века

Новообразованием,
знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников,
является …

                                     интеллектуальная
рефлексия

  
                                  аналитическая деятельность

  
                                  способность к обобщению

  
                                  синтезирующая функция

Некоторые
абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я -концепции, или
самости как всеобщности, называются …

                                     измерениями

  
                                  плоскостями

  
                                  областями

  
                                  компонентами

Одна
из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением
речи, – это формирование …

                                     обобщений

  
                                  понятий

  
                                  терминов

  
                                  знаков

Особенность
развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков
сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …

                                     неравномерность
развития

  
                                  зигзагообразность развития

  
                                  тенденцию к устойчивости

  
                                  переход стадий развития в уровни

Одним
из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …

                                     ритуализацию

  
                                  интеграцию

  
                                  кризис

 
                                   взаимозависимость

Одной
из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на
осмысление педагогического процесса, является …

                         операциональная
концепция Ж. Пиаже

                         прагматическая
функциональная психология У. Джеймса

                         теория
проб и ошибок Э. Торндайка

                         ассоциативная
психология Д. Гартли

Основное
направление развития мышления в школьном возрасте – переход  от
конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.

                                     словесно-логическому

  
                                  оперативно-действенному

  
                                  словесному

  
                                  логическому

Основными
психологическими потребностями подростка являются: стремление к
самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих
прав со стороны других людей и стремление к

                                     общению со
сверстниками

  
                                  общественно-полезной деятельности

  
                                  профессиональному самоопределению

  
                                  поиску смысла жизни

Относительная
самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного
мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________
возраста.

                                     раннего

  
                                  дошкольного

  
                                  подросткового

  
                                  младшего школьного

Понятие
«Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …

                                     Ч. Кули

  
                                  Г. Зиммелем

  
                                  Дж. Морено

По
мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии
психического развития.

                                     фаллической

  
                                  оральной

  
                                  анальной

  
                                  генитальной

По
мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются
____________ формы бытия взрослого.

                                     идеальные

  
                                  реальные

  
                                  простые

  
                                  сложные

По
Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия,
стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех
лет и называется …

                                     своеволием

  
                                  упрямством

  
                                  негативизмом

  
                                  деспотизмом

Первым
целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.

                                     захватывание

  
                                  восприятие

  
                                  ощупывание

  
                                  осознание

Прогноз
стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии
предполагает ответ на вопрос …

                                     «что будет,
если?»

  
                                  «как это возникло?»

  
                                  «что должно быть?»

  
                                  «как могут быть достигнуты цели?»

Психофизиологический
процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для
возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …

                                     созревание

  
                                  рост

  
                                  развитие

  
                                  становление

Психическое
развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …

                                     социогенетического
подхода

  
                                  биогенетического подхода

  
                                  персоногенетического подхода

  
                                  концепции конвергенции двух факторов

Поведение
подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в
демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках,
представляет поведенческую реакцию …

                                     оппозиции

  
                                  отказа

  
                                  имитации

  
                                  компенсации

Развитие
памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная,
образная память.

                                     младенческом

  
                                  раннем

  
                                  дошкольном

  
                                  подростковом

Развивающийся,
изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________
изучения возрастной психологии.

                                     объектом

  
                                  предметом

  
                                  целью

  
                                  задачей

Рассмотрение
личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных
кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для
________ теории Э. Эриксона.

                                     эпигенетической

  
                                  индивидуальной

  
                                  аналитической

  
                                  гуманистической

Своеобразное,
специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и
окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …

                                     социальной
ситуацией развития

  
                                  возрастным новообразованием

  
                                  динамикой развития возраста

  
                                  условием психического развития

Способность
различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным
аспектом интроспекции в ___________ возрасте.

                                     юношеском

  
                                  младшем подростковом

  
                                  младшем школьном

  
                                  старшем подростковом

Стремление
подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых
характеризует реакцию …

                                     эмансипации

  
                                  оппозиции

  
                                  имитации

  
                                  группирования

Социальная
ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …

                                     особым типом
отношений «ребенок – учитель»

  
                                  интимно-личностным общением со сверстниками

  
                                  формированием соподчинения мотивов

  
                                  рождением «жизненной перспективы»

Согласно
Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры»,
разворачивается конфликт между _________ и виной.

                                     инициативой

  
                                  автономией

  
                                  доверием

  
                                  трудолюбием

Согласно
Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия,
«уверенности» закладываются в …

                                     младенчестве

  
                                  раннем детстве

  
                                  возрасте игры

  
                                  зрелости

Стадия
развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное
чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …

                                     латентной

  
                                  локомоторно-генитальной

  
                                  ранней взрослостью

Согласно
Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …

                                     обучение

  
                                  саморазвитие

  
                                  наследственность

  
                                  среда

Согласно
Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним
по отношению к самому развитию и …

                                     объективным

  
                                  субъективным

  
                                  целостным

  
                                  наблюдаемым

Согласно
учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в
поведении ребенка является потеря детской …

                                     непосредственности

  
                                  рассудительности

  
                                  самостоятельности

  
                                  чувствительности

Согласно
Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном
детстве играет …

                                     память

  
                                  внимание

  
                                  воображение

  
                                  восприятие

Согласно
Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит
свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные
влечения.

                                     негативной

  
                                  позитивной

  
                                  латентной

  
                                  промежуточной

Согласно
точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые
наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.

                                     горькой конфеты

  
                                  эмоционального выгорания

  
                                  этической речи

  
                                  аномального поведения

Согласно
теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой
происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и
осознания проблемной ситуации, является …

                                     интеллект

  
                                  инстинкт

  
                                  дрессура

  
                                  поведение

Самооценка
младшего школьника отличается …

                                     недифференцированностью

  
                                  дифференцированностью

  
                                  парциальностью

  
                                  непоследовательностью

  
                                  мышечно-анальной

Симптом
кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении
сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным
желанием, называется …

                                     негативизмом

  
                                  упрямством

  
                                  строптивостью

  
                                  своеволием

Стержневой
линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические
процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …

                                     интеллекта

  
                                  самостоятельности

  
                                  воли

  
                                  эмоциональности

Теория
конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________
в психическом развитии ребенка.

                                     среды

  
                                  социума

  
                                  семьи

  
                                  культуры

Уровень
развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе
социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют
___________ готовность ребенка к школьному обучению.

                                     личностную

  
                                  интеллектуальную

  
                                  двигательную

  
                                  эмоциональную

Учение,
в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в
себе зародыши всех последующих поколений, называется …

                                     преформизмом

  
                                  нативизмом

  
                                  антропологизмом

  
                                  дуализмом

Утверждение,
что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …

                                     Дж. Локку

  
                                  А. Гезеллу

  
                                  В. Штерну

  
                                  С. Холлу

Целью
формирующего эксперимента является …

                                     изучение
закономерностей происхождения того или иного психического новообразования

  
                                  выявление наличного уровня психологического
явления или качества

  
                                  сравнение результатов испытуемых,
первоначально сходных во всех отношениях

  
                                  тестовое обследование детей

Центральной
задачей младшей школы является формирование …

                                     «умения учиться»

  
                                  практических навыков чтения

  
                                  практических навыков письма и счета

  
                                  межличностных отношений

Центральным
психологическим новообразованием юношеского возраста является …

                                     построение
жизненных планов на будущее

  
                                  возникновение стержневых личностных интересов

  
                                  аффект неадекватности

  
                                  чувство взрослости

Д.
Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и
ранней юности развивается ________ сторона деятельности.

                                     операционная

  
                                  мотивационная

  
                                  инструментальная

  
                                  функциональная

Возможно, вам также будет интересно:

  • Теория ошибок что это такое
  • Теория ошибок наблюдений большаков в д
  • Теория ошибок и уравнительные вычисления
  • Теория ошибок и измерений ошибки и результаты измерения
  • Теория ошибок в уголовном праве сабитов р а

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии