Долгова Марина Константиновна,
учитель
русского языка
МБОУ
«Петрохерсонецкая СОШ
им.
Г.И.Марчука»
Грачёвского
района
Оренбургской
области
Название предмета |
Класс |
УМК |
Уровень обучения |
Русский язык |
6 |
Русский М.М. |
Базовый |
Тема урока: «Анализ контрольной работы. Работа над ошибками»
Общее
количество часов, отведённое на контрольную работу и ее анализ: 2
Место
урока в системе уроков по теме: второй урок после контрольной
работы(136), одиннадцатый урок по теме «Деепричастие»
Цель урока: создание
условий для работы над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Задачи урока:
Обучающие: 1) анализ ошибок, допущенных при написании
контрольного диктанта по теме «Деепричастие», классификация их по орфограммам,
оценивание результаты своей деятельности;
Развивающие: развитие орфографической зоркости;
Воспитывающие: воспитание культуры
поведения, стремление к самосовершенствованию.
Планируемые результаты:
Предметные умения
осознание безошибочного письма как одного из
проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические
правила и правила постановки знаков препинания; умение проверять написанное.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные:
проявление познавательной инициативы в оказании
помощи одноклассникам посредством системы заданий, ориентирующей школьника на
оказание помощи своему соседу по парте; положительное отношение к учению, к
познавательной деятельности; осознание алгоритма
учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Метапредметные
развитие познавательной,
эмоциональной и волевой сфер учащихся; овладение умением целенаправленной
работы по устранению безграмотного написания слов.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои
действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и
самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать
своё предположение.
Познавательные: освоение умения выявлять свои ошибки; формирование
умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к
известным понятиям.
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками
при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат
своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению
неточностей и корректированию ошибок.
Оборудование урока: орфографические словари, таблицы.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I.
Организационный момент
Психологический
настрой обучающихся на урок
Анаграмма.
КШАОИБ (ОШИБКА)
—
Ребята, подберите рифму к слову ошибка с помощью слова рыба.
(Учащиеся
отвечают. Один из учеников на доске пишет слово рыб(а), ставит стрелку и,
образуя словообразовательную пару, пишет слово рыбка.)
—
Ошибка похожа на рыбку? Почему?
(Ответы
учащихся)
—
Но мы ее поймаем!
II.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
— На
прошлом уроке вы выполняли контрольную работу. Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Ответы
учащихся)
—
Для чего вам нужно выполнять работу над ошибками? (Ответы учащихся)
—
Проанализируем ваши работы. Скажите, какова ваша самооценка? (Учащиеся
объявляют свои отметки)
Учитель анализирует результаты контрольных работ учащихся.
Контрольный диктант
Грамматическое задание
«5» — ___ — ____%
«5» — ___ — ____%
«4» — ___ — ____%
«4» — ___ — ____%
«3» — ___ — ____%
«3» — ___ — ____%
«2» — ___ — ____%
«2» — ___ — ____%
Уровень обученности — ____%
Качество знаний — ____%
Фамилии учащихся, не справившихся с контрольной
работой __________
Выставление отметок в дневники.
— Что
нужно сделать, чтобы повысить качество знаний? (Ответы учащихся)
— Этим
мы и будем сегодня заниматься, будем работать над ошибками.
III. Работа над ошибками в таблице
Слово, в котором допущена ошибка |
Правило |
Пример |
Учащиеся работают на доске и в тетрадях. Работа
проводится в парах: сильные ученики помогают слабым, используя орфографические
словари и таблицы.
Учитель подбирает задания для каждого ученика по
правилу, на которое была допущена ошибка. Так проводится индивидуальная работа.
Затем предлагается работа в группах по ошибкам, допущенным при выполнении
грамматического задания.
Работа над ошибками должна вестись на каждом уроке,
после каждой классной и домашней работы.
III.
Рефлексия
Учитель предлагает закончить предложение
Сегодня на уроке…
·
Я понял (не понял), что…
·
Я справился (не справился) с …
·
Я смог (не смог)…
·
Хочется(не хочется)
поблагодарить …
V. Домашнее задание: учитель дает
индивидуальные карточки слабым учащимся
Урок 89. АНАЛИЗ контрольной РАБОТы и работа НАД ОШИБКАМИ
Цели деятельности учителя |
Создать условия для совершенствования навыка выполнения работы над ошибками; способствовать формированию умения решать задачи; развивать логическое мышление и внимание |
Тип урока |
Коррекция знаний |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: контролировать свою деятельность Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос: «Почему выбрал именно этот способ?»); коммуникативные – оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; регулятивные – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос: «Чего я не знаю и не умею?»). Личностные: анализировать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы совзаимодействия |
Универсальные |
Форма контроля |
||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Прозвенел и смолк звонок. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять» |
Сообщают |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место |
Устный опрос |
||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний |
Устный счет |
Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Расшифруйте слово.
Ключ:
Ответ: смекалка. |
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета |
Фронтальная |
Личностные: осознают Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу |
Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
– Выполните геометрическое задание. – Какие фигуры изображены на чертеже? – Назовите признаки окружности. – Назовите все изображенные на рисунке отрезки. – Какие из отрезков являются радиусами? – Что можете сказать об их длине? – Какие отрезки являются диаметрами? – Какие у них длины? |
Работают |
Фронтальная |
Устные ответы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Стручки». Во времена царя Гороха Под смех и шутки скомороха Царь, нацепив свои очки, Играл с царицею в стручки. Ты знаешь, как они играли? Я сообщаю все детали! Перед вами такое число: – Вы его узнали? (Число XIV.) – Переложите только один стручок, превратите в число 5. Решение: Х – V = V. 10 – 5 = 5 |
Составляют римские числа |
Фронтальная |
Устные ответы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
Работа над ошибками (осуществляется по каждой их категории) |
Сообщает результаты контрольной работы, указывает ошибки, допущенные учащимися. 1. Вычислите:
|
Выполняют работу над ошибками. Отвечают на вопросы |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные: имеют желание учиться. Познавательные: проводят анализ объектов с целью выделения их признаков. Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него |
Устные ответы. Выполнение задания в тетради |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Вставьте пропущенное число.
|
Находят пропущенные числа |
Индивидуальная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Сообщение темы урока |
Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня повторим материал по теме «Решение задач» |
Отвечают на вопросы, формулируют цель урока |
Фронтальная |
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока |
Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Самостоятельная работа по карточкам |
Самостоятельная работа по карточкам |
Проводит самостоятельную работу по карточкам (см. Ресурсный материал) |
Самостоятельно работают |
Индивидуальная |
Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения объектов. Регулятивные: организуют рабочее место. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других |
Выполнение задания в рабочей тетради |
||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Повторение по теме «Решение задач» |
Работа по учебнику. Задание 35 (с. 62) |
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – В клетке сидят несколько кроликов. У всех кроликов 24 лапы. Сколько кроликов сидят в клетке? Какое данное отсутствует в тексте задачи, но необходимо для ее решения? (У каждого кролика по 4 лапы.) Решение: 24 : 4 = 8 (кр.) – в клетке. Ответ: 8 кроликов |
Решают задачу делением |
Индивидуальная |
Личностные: осознают Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем |
Выполнение задания в рабочей тетради |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 39 (с. 63) |
– Рассмотрите чертеж. Сколько квадратов вы видите на рисунке? (Два квадрата – АВСК И СКЕD.) – Имеют ли квадраты общую сторону? (Общая сторо- – Определите на глаз, чему равна площадь каждого квадрата. (Площадь каждого квадрата – 4 кв. см.) – Проверьте свой ответ с помощью палетки. – Равны ли площади квадратов? (Равны.) – Чему равна площадь четырехугольника АВDE? (8 кв. см.) |
Находят площадь фигур с помощью |
Индивидуальная, фронтальная |
Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Капитаны» (на знание табличных случаев умножения) |
Проводит игру «Капитаны» на знание табличных случаев умножения. Рифы отделяют корабль от островов, на одном из которых пираты зарыли клад. Безопасный путь к этому месту лежит через проходы в рифах, на которых произведения имеют значения, данные в записке.
– Восстановите стертые цифры и нарисуйте путь к месту, где зарыт клад. 6 · 9 8 · 4 9 · 9 8 · 7 3 · 9 7 · 7 1 · 9 6 · 2 7 · 4 6 · 6 8 · 6 4 · 5 8 · 3 4 · 8 8 · 9 |
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные: осознают Познавательные: общеучебные – отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения; оформляют свои мысли в устной речи с учетом речевых ситуаций |
Устные ответы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый, чахлый лист |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; выполняют оценку результатов работы |
Оценивание учащихся за работу |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее |
Поясняет домашнее задание. № 36, 37, 38 (учебник); задания № 14, 15 (рабочая тетрадь) |
Записывают задание |
Фронтальная |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Карточки
Карточка А.
– Устно решите задачи. Соедините линией кружок с номером задачи и карточку, на которой записано выражение для ее решения.
|
• Юре 6 лет, а его сестра на 2 года старше. Сколько лет сестре? • Таня отрезала от ленты сначала 6 дм, а затем 2 дм. Сколько всего дециметров Таня отрезала от ленты? • На парте было 6 тетрадей. Юля положила 2 тетради в портфель. Сколько тетрадей осталось на парте? • На первой клумбе расцвело 6 тюльпанов, а на второй – на 2 тюльпана меньше. Сколько тюльпанов расцвело на второй клумбе? • В городе 6 театров и 2 музея. На сколько больше в городе театров, чем музеев? • Во дворе 6 девочек. Из них 2 девочки играют в куклы, а остальные прыгают через веревочку. Сколько девочек прыгают через веревочку? |
Карточка В.
Из пакета взяли 7 яблок и 5 груш. Узнайте по этому условию:
1) На сколько больше яблок, чем груш, взяли из пакета?
2) Сколько всего яблок и груш взяли из пакета?
Если задача решается сложением, номер вопроса обведите , если вычитанием – .
Карточка С.
1) Вставьте в кружок около каждой задачи знак действия, с помощью которого она решается.
В кроссворде 15 слов. Катя уже отгадала 8 слов. Сколько слов ей осталось отгадать?
С одной яблони дети сорвали 10 яблок, а с другой – 8. Сколько всего яблок дети сорвали с двух яблонь?
На диске записано 15 песен, а на кассете – на 8 песен меньше. Сколько песен записано на кассете?
Жене 11 лет, а Саше – 8. На сколько лет Женя старше Саши?
2) Запишите решение той задачи, для которой дан схематический чертеж. Поставьте на нем около чисел наименования.
Конспект урока «Анализ контрольной работы. Работа над ошибками»
Учитель: Федурина Анастасия Сергеевна
Класс: 8
Учебный предмет: русский язык
Тема урок: анализ контрольной работы
Цель урока: мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях, которые обнаружились при проверке контрольного диктанта; убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма.
Задачи урока:
— повторить и закрепить слабоусвоенные орфограммы;
— формировать умение быстро ориентироваться в применении изученных орфограмм на практике, соотносить их с действующим правилом;
— самостоятельно подбирать и записывать примеры;
— самостоятельно находить изученные орфограммы в тексте;
— формировать орфографическую зоркость;
— формировать навыки самоанализа учебной деятельности;
— развивать речь учащихся;
— формировать уважительное отношение к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать навыки самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, карточки
Ход урока
Организационный момент.
Часто в жизни мы слышим такие слова: «На ошибках учатся».
-Ребята, подумайте, что они означают.
(Совершая в жизни ошибки, люди стараются их исправить и извлечь из этого урок, чтобы в дальнейшем не совершать этих ошибок.)
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-На прошлом уроке вы писали контрольную работу, многие допустили орфографические и пунктуационные ошибки.
-Как вы думаете, что нам нужно сделать на уроке? Чем мы будем заниматься сегодня? Какова тема урока?
Итак, тема нашего урока «Работа над ошибками». Запишите в тетради число и тему урока.
Объяснение допущенных орфографических ошибок.
-Ребята, сейчас чертим в тетради таблицу. Те, у кого допущено много орфографических ошибок работают вместе со мной, у доски. Ребята, у которых 1-3 ошибки самостоятельно их исправляют и помогают соседу по парте.
Сначала определить, на какую орфограмму ошибка.
Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).
Слово, в котором допущена ошибка Написать слово верно. |
Правило, объясняющее написание |
Три примера (чем больше, тем лучше) на это правило |
5. Объяснение допущенных пунктуационных ошибок.
1.Указать причину, по которой необходимо поставить знак препинания (например: однородные члены предложения, сложное предложение, вводное слово…)
6. Самостоятельная работа.
1) Запишите предложения, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого.
Реки рвут на себе ледяные оковы.
Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.
Вечером мы будем заливать каток.
Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.
Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей
Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь
Я намерен был ехать сегодня же.
Варя была с заплаканными глазами.
Ответы:
Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое)
Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое)
Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени)
Облако представлялось то косолапым медведем, то гривастым львом. (Составное именное сказуемое)
Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей. (Составное именное сказуемое)
Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое)
Варя была с заплаканными глазами. (Составное именное сказуемое)
2)Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.
Рябина красавица наших лесов.
Дважды два четыре.
Мороженное вот моё любимое лакомство.
Курить здоровью вредить.
Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
Она девушка с характером.
Бедность не порок.
(Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях).
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
1.Над какими ошибками работали на уроке?(орфогр., пункт., речевыми)
2. Приведите 2 правила на постановку тире.(Если оба главных члена выражены сущ. в им.п.Москва – столица России; колич. числит.; неопред. ф. гл.; если один из глав.ч. выраж. сущ. в им.п., а другой – глаголом в неопред. ф., колич. числит.)
3.Какие правила помогли правильно написать слова и поставить знаки препинания?
Бурашева Марина Хамибулловна,
учитель русского языка
МБОУ «Александровская СОШ»
Грачёвского района
Название предмета |
Класс |
УМК |
Уровень обучения |
Русский язык |
6 |
Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013 |
Базовый |
Тема урока: Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Общее количество часов, отведённое на изучение темы:1
Место урока в системе уроков по теме:15
Цель урока: провести работу над ошибками, повторить правила, на которые были допущены ошибки.
Задачи урока:
— повторить и закрепить слабоусвоенные орфограммы;
— формировать умение быстро ориентироваться в применении изученных орфограмм на практике, соотносить их с действующим правилом;
— самостоятельно подбирать и записывать примеры;
— самостоятельно находить изученные орфограммы в тексте;
— формировать орфографическую зоркость;
— формировать навыки самоанализа учебной деятельности;
— развивать речь учащихся;
— формировать уважительное отношение к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать навыки самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками.
Уметь выделять в предложении словосочетания с прилагательными; определять часть речи; правильно писать сложные прилагательные, Н и НН в прилагательных; проводить морфологический разбор прилагательных; вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами прилагательными.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Организационный момент
Психологический настрой обучающихся к уроку
— Здравствуйте, дети. У меня для вас сюрприз.
Просмотр фрагмента мультфильма «Остров ошибок».
Мультфильм о мальчике Коле Сорокине, который за год в школе нахватал двоек, и теперь эти лебеди-двойки привезли его на остров ошибок. Много Коля Сорокин повидал на острове ошибок: корову и лошадь, которые соединились, разделенных зайцев и слона, который весит меньше воздуха… Решил Коля отправиться домой, правильно решить задачки и помочь всем, кого он так необдуманно обидел. Но не так просто двоечнику уехать с острова, двойки не пускают…
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.
(Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал).
— Определите тему и цель урока.
- Проверка домашнего задания
Защита групповых творческих работ.
До урока организуется выставка работ учащихся. Проводится предварительное голосование среди учащихся школы. Баллы за защиту и зрительское голосование суммируются. Работы оцениваются.
- Актуализация знаний учащихся
Проведем работу над ошибками, допущенными вами в контрольной работе, вспомним еще раз правила и закрепим их. Сейчас посмотрим на результаты ваших работ. Кого-то они порадуют, а кого-то и огорчат. (В тетрадях для контрольных работ записывается дата, проводится работа над ошибками)
- Повторение изученного материала.
- Правило «Н и НН в именах прилагательных»
Одна буква Н |
Две буквы Н |
1. В суффиксе —н— 2. В суффиксе -ан-, -ян- прилагательных, образованных от существительных Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный |
1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса —н— от существительных с основой на -н 2. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн- |
Карточка. Работа в парах
Данные словосочетания преобразуйте в имена прилагательные.
Суффиксы выделите. Проверка по цепочке.
Пух лебедя, сок лимона, ложка из дерева, стакан из стекла, сарай из камня, носки из шерсти, пиджак из кожи, гора песка, масло для машины, погода весной, стол в кухне, ком земли.
- Правило «Сложные прилагательные»
Написание сложных прилагательных через дефис |
Написание сложных прилагательных слитно |
1. Если сложное прилагательное обозначает оттенки цвета 2. Если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис 3. Если оно образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и |
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания |
Объяснительный диктант.1 учащийся у доски.
Записать прилагательные, составить с ними словосочетания.
Белоснежный, изжелта-красный, юго-западный, русско-немецкий, железнодорожный, первомайские, желторотый, землянично-черничное, синие- пресиние, древнеиндийские.
- Физминутка
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
- Повторение пройденного материала
- Морфологический разбор прилагательного.
— Составьте предложение об однокласснике, используя три прилагательных. Выберите одно прилагательное, определите синтаксическую роль прилагательного,сделайте его морфологический разбор, используя карточки с планом разбора.
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.)
3. Постоянные (П.п.):
— разряд.
4. Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— полной или краткой форме (только у качественных и некоторых притяжательных),
— сравнительной или превосходной степени (только у качественных),
— числе,
— роде,
— падеже.
5. Синтаксическая роль.
4. Работа над ошибками. Самостоятельная работа.
Пишу слово правильно (подчеркни свои ошибки, выдели морфему, где эта ошибка). |
Объясняю (графически комментирую орфограмму, подбираю проверочное слово и т.д). |
Закрепляю (привожу пример слова на данную орфограмму. |
- Рефлексия
«Три лица»
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
- Домашнее задание: упр. 234
- Итог урока. Выставление оценок.
Муниципальное
казённое образовательное учреждение
Кумылженская
средняя общеобразовательная школа
№ 1
имени
Знаменского А. Д.
Кумылженского
района Волгоградской области
Урок по
русскому языку в 4 классе на тему:
Анализ
ошибок, допущенных в контрольной работе
по теме:
Глагол.
Работа над ошибками
Форма:
урок-путешествие по ошибкам
Подготовила:
Головчак Ирина Ивановна
Урок 119
Тема: «Анализ
ошибок, допущенных в контрольной работе
по теме:
Глагол. Работа над ошибками».
Цель урока:
Мобилизовать учащихся на преодоление
пробелов в знаниях по теме: «Глагол»,
которые обнаружились при проведении
контрольной работы; убедить детей в
том, что работа над ошибками – это один
из путей формирования грамотного письма.
Задачи
урока «Работа над ошибками»:
Актуализировать
знания учащихся о части речи глагол.
В практической
деятельности помочь использовать
имеющиеся знания о правописании глагола.
Разобрать,
проработать погрешности, допущенные в
контрольной работе.
Формировать
умение систематизировать и обобщать,
закреплять и проводить анализ по данной
теме.
Научить
правильно относиться к ошибке, умело и
грамотно ее использовать.
Планируемые
результаты:
Метапредметные:
Познавательные:
умеют определять познавательную
задачу; извлекают необходимую информацию
из учебных пособий.
Регулятивные:
планируют свою деятельность;
сопоставляют выполненную работу с
образцом; вносят коррективы в действия;
адекватно воспринимают оценку учителя
и одноклассников.
Коммуникативные:
обосновывают высказанное суждение;
используют в речи языковые средства,
соответствующие целям и условиям
делового общения; оформляют свою мысль
в письменной форме речи.
Личностные
результаты: ориентируются на понимание
причин успеха в учебе; сравнивают разные
точки зрения; считаются с мнением другого
человека; проявляют доброжелательность
в споре; выражают интерес к освоению
новой учебной информации.
Оборудование
урока: Русский язык. Тетрадь для
контрольных работ. 4 класса / Романова
В.Ю., Петленко Л.В.- М. : Вентана-Граф, 2014.
Учебная презентация, интерактивная
доска, тетради для правил по русскому
языку, карточки для самостоятельной
работы.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
—
Сейчас урок русского языка.
—
Чем важны для нас уроки русского языка?
—
Мы учимся правильно говорить и писать.
—
Продолжите мое предложение: «Если мы
будем хорошо знать русский язык,
то………(сможем писать без ошибок,
интересно рассказывать, лучше понимать
прочитанное, правильно говорить, лучше
понимать друг друга).
—
Я с вами согласна, потому что русский
человек должен изучать русский язык,
потому что это родной язык, первый язык,
который мы начинаем познавать с детства.
—
Чем мы занимались на прошлом уроке?
—
Писали контрольную работу по теме:
«Глагол»
—
Как вы думаете, чем мы будем заниматься
сегодня? (- Работать над ошибками).
II.
Актуализация.
1.
Результаты контрольной работы.
Ознакомление
с оценками.
Самыми
лучшими, отличными работами можно
считать работы учеников…
—
Вот так можно написать контрольную
работу, если внимательно, старательно
работать на каждом уроке русского языка.
—
Но некоторые ученики допустили ошибки
на изученные правила. Вы это видите по
оценкам. Вам нужно быть более внимательными,
ответственным за свою работу.
III.
Мотивация.
–
А теперь,
ребята, представьте свое будущее. Вы
работаете директором какого-то
предприятия, фирмы, учителем, врачом.
—
Будут ли уважать человека, который пишет
неграмотно или неграмотно строит свою
речь?
—
Чем будем заниматься на уроке сегодня?
—
Какие цели себе поставим?
—
Важно, ребята, вчитываться в задания,
чтобы понимать, что от нас требуют авторы
заданий, над этим мы сейчас и будем
работать. Итак, начнем работу над
ошибками.
IV.
Работа над ошибками.
—
Мы не просто будем выполнять работу
над ошибками, а отправимся в путешествие
по исправлению своих ошибок. Нам будет
нелегко, так как придется преодолеть и
темный лес, и отправиться в морское
путешествие, где нам встретятся рифы и
настоящие пираты, переплыть реку,
совершить подъем по горе, чтобы оказаться
на острове «Глагол». Вы готовы?
—
Работать будем по группам:
А)
1-я группа пустится в
свободное правило, так как получили
«5». (Работает в тетради для
контрольных работ на страницах с. 48 -49,
выполняя № 1, 2, 3, 4.)
Б)
2-я группа отправится исправлять свои
ошибки. Это ребята, которые
получили «4», «3» и «2».
А) Первое
испытание «Темный лес».
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 1.
— Чтобы пройти
темный лес, надо ответить на вопросы:
—
О какой части речи идёт речь?
Интересная
часть речи в русском языке живет.
Кто
что делает, расскажет.
Чертит,
пишет или поёт,
Вышивает
или забивает гол,
Варит,
жарит, моет, чистит –
Всё
расскажет нам …
—
Найдите в стихотворении главное слово.
(Глагол.)
—
Почему я прочитала вам стихотворение
о глаголе?
—
Чем является глагол в русском языке?
(Частью речи.)
—
Что обозначают глаголы? (Обозначают
действия предметов.)
—
Почему не смогли объединить глаголы в
группы по значению?
—
Что надо было вспомнить, чтобы выполнить
это задание?
—
Какого вида бывают глаголы?
— Запишите
глаголы по группам по значению:
1) начало
действия
2) окончание
действия
3) неполное
действие.
Глаголы —
запеть, приоткрыть, побежать, допеть,
отцвести, полететь, привстать, отшуметь,
дочитать, приболеть.
Проверка:
1) начало
действия: запеть, побежать, полететь.
2) окончание
действия: допеть, отцвести, отшуметь,
дочитать.
3) неполное
действие: приоткрыть, привстать,
приболеть.
Б) Второе
испытание «Осторожно, рифы»!
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 2.
— Почему не
подчеркнули глагол, как член предложения?
— Что надо
знать, чтобы выполнить это задание?
— Каким членом
предложения бывает глагол?
— Как
подчеркивается?
— Почему не
определили время глагола? Что надо
знать, чтобы определить время глагола?
— Вспомните
правило.
— Почему не
смогли определить лицо глагола?
— Как надо
поступить? Какое правило вспомнить?
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 3.
1 вариант
— Почему не
смогли образовать формы настоящего,
прошедшего и будущего времени?
— Что для
этого надо было сделать?
2 вариант.
— Внимательно
прочитайте задание. Там была подсказка.
— Надо
запомнить!
В) Третье
испытание «Переплыть реку».
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 4.
— Почему не
смогли в каждой группе подчеркнуть
глагол в форме прошедшего времени ед.ч,
м.р.? или глаголы в форме настоящего
времени 2 –го лица, ед. ч.?
Г) Четвертое
испытание «Встреча с пиратами».
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 5.
— Почему не
смогли распространить предложения или
составить словосочетания?
Д) Пятое
испытание «Восхождение на остров
«Глагол»» (Обобщение знаний о глаголе.
Выполнение теста).
Карточка
№1
«Незаконченное
предложение»
— Прочитайте
и допишите нужное слово.
1. Часть речи,
которая обозначает действие предмета
и отвечает на вопросы что делать? Что
сделать? Называется………………………….
2. Глагол
имеет начальную форму. Она называется…………….
3. Глаголы в
неопределённой форме отвечают на
вопросы……….
4. Глаголы
прошедшего времени изменяются по……….
5. В настоящем
и будущем времени глаголы изменяются
по ………..
6. Частица не
с глаголами пишется…………….
7. У глаголов
не бывает …….
8. На конце
глаголов настоящего и будущего времени
ед. ч. 2 лица пишется………..
9. В предложении
глагол является ………………….
10. Спряжение
это изменение глагола по……………и ………….
Самооценка.
Оцените сами свои знания после заполнения
ответов на вопросы, поставив: «+» это я
знаю
«-» я не знаю
«?» это я
забыл
V. Работа в
паре.
— Поменяйтесь
карточками и оцените уровень своих
знаний отметкой.
«5» — нет
ошибок
«4» — 1 -2 ошибки
«3» -3 -4 ошибки
« 2» — более
5 ошибок
Взаимопроверка.
VI.
Итог урока.
Самооценка.
Выставление
оценок.
— Чему учились
мы на этом уроке?
— Учились
анализировать свои и чужие ошибки,
делали работу над ошибками, повторили
знания о глаголе, как части речи.
— Оцените
свои знания по теме «Глагол» по «Лесенке
успеха»
— Что ещё нам
надо повторить о глаголе? (Спряжение,
морфологический разбор)
— Для чего мы
должны изучать такую часть речи, как
глагол?
— Для того,
чтобы учиться точно выражать свои мысли,
правильно употреблять глаголы в речи.