Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация к уроку-практикуму «Лексические нормы»
Презентация к уроку-практикуму «Лексические нормы»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 257 человек из 56 регионов
- Сейчас обучается 113 человек из 36 регионов
- Сейчас обучается 113 человек из 45 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Лексические нормы (практикум)
-
2 слайд
Прочитайте предложения. Определите, какие нормы в них нарушены? Отредактируйте предложения. Запишите исправленные варианты.
1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2. Поспешность в решениях уже не раз загоняла его впросак.
3. Охотник долго прицеливался, но всё же промахнулся мимо. 4. Реклама парикмахерской обещала эффективные стрижки. 5. Это было по меньшей степени странно. -
3 слайд
Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении фразеологизмов.
1. Сейчас хорошего специалиста днём с фонарём не сыщешь. 2. На всякий экстренный случай мы взяли с собой зонтик. 3. Этого афериста нужно вывести на свежую воду. 4. На глазах у него стояли слёзы. 5. Скрипя сердцем мы согласились с навязанным нам решением. 6. Давайте говорить правде в глаза.
7. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. 8. Львиная часть доходов оседает в столице.
9. Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы. 10. Нам нужно сейчас трудиться не покладая сил. -
4 слайд
Запишите словосочетания, подбирая к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Земельный__________
Земляной___________
Землистый__________
Ледяной____________
Ледниковый_________
Ледовый____________ -
5 слайд
Составьте и запишите с прилагательными словосочетания. Обратите внимание на их смысловые различия.
Соседний________________ соседский________________
Человечный______________ человеческий_____________
Водный__________________ водянистый______________
Классный ________________ классовый_______________
Доверчивый ______________ доверительный___________ -
6 слайд
Прочитайте предложения. Из слов-паронимов выберите нужное и подчеркните его.
1. Весь его вид выражал (царское, царственное) спокойствие и уверенность.
2. В гостинице поселились (командировочные, командированные) специалисты.
3. Нелегко было (усвоить, освоить) это правило.
4. В лесу мы набрали (цельную, целую) корзину грибов.
5. Сотрудникам был (представлен, предоставлен) их новый руководитель. -
7 слайд
Выпишите слова, употреблённые в несвойственном им значении, рядом напишите верное слово.
1. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.
2. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
3. Мой друг особенно уважает стихи.
4. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
5. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
6. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
7. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
8. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина. -
8 слайд
Исправьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
-
9 слайд
Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
Исправьте предложения с алогизмами.
Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.
5. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 284 217 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 11.01.2020
- 1608
- 7
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
-
Скачать материал
-
12.02.2020
3284
-
PPTX
67.5 кбайт -
13
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Федореева Ирина Анатольевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 6 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 9028
-
Всего материалов:
5
Почему сердце не скрипит, колени не белеют, а идиомы часто сбивают с панталыку.
1. Скрепя сердце
Неправильно: скрипя сердцем.
На первый взгляд, вполне логично. Когда что‑то даётся с трудом, так и хочется сказать «со скрипом». Так тяжко, что аж сердцем заскрипел. Ну почти как зубами. Только вот здесь другая история: когда мы делаем что‑то сложное, сердце не скрИпит, а крЕпнет.
2. Играть роль, иметь значение
Неправильно: играть значение.
Довольно распространённая ошибка. Выражения эти похожи по смыслу, и так и хочется их смешать между собой. Но играть значение невозможно — так можно говорить только про роль. Кстати, такое вот смешивание, когда фразы обмениваются фрагментами друг с другом, называется контаминацией.
3. Я скучаю по тебе
Неправильно: скучаю за тобой.
Конечно, можно употребить и предлог «за». Только смысл будет совсем другой. «Он скучает за школой» означает, что кто‑то прогуливает уроки и болтается на заднем дворе, пиная опавшие листья. По правилам же русского языка скучать можно по кому‑то и о ком‑то.
4. Довести до белого каления
Неправильно: довести до белого колена.
От злости иногда белеет лицо или плотно сжатые губы, но никак не коленки. Хотя это не точно — нужно подать идею британским учёным, пусть проверят. Так или иначе, здесь речь идёт о кАлении, проверочное слово — накАл. Почему каление белое? Всё дело в первоначальном значении этой идиомы. При нагревании металл в какой‑то момент раскаляется почти добела, а потом начинает плавиться. Почти как раздражённый человек, которого уже в третий раз просят переделать отчёт.
5. Бабушка надвое сказала
Неправильно: бабушка на двоих сказала.
Кто такие эти двое, которым что‑то там наговорила бабушка? Непонятно. На двоих можно разделить пирожок с картошкой, но не сказать что‑то. «Сказать надвое» означает, что есть два варианта. Может быть так, а может и эдак. Изначально, кстати, речь шла о бабушке, которая гадает и предсказывает погоду: «Бабушка (бабка) гадала, да надвое сказала. Бабушка (бабка) надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет».
6. Раз плюнуть
Неправильно: расплюнуть.
Почему‑то очень хочется написать слитно — как «влёгкую», например. Но нет, это два самостоятельных слова, первое из которых заканчивается на букву «з». И запомнить это не труднее, чем плюнуть разок.
7. Одолжи мне денег до зарплаты
Неправильно: займи мне денег.
«Занять» означает взять взаймы. Используя этот глагол, вы как будто говорите: «Возьми у меня денег», и сами хотите поделиться кровно нажитыми. Хотя в таком случае правильнее было бы сказать: «Займи у меня». И если не хотите попасть в дурацкое положение, но планируете всё же разжиться деньгами, говорите «одолжи мне» — то есть «дай взаймы».
8. Несолоно хлебавши
Неправильно: не солоно хлебавши.
Тут придётся просто запомнить, что «несолоно» пишется слитно. Составители орфографических словарей и сами запутались в этом выражении, поэтому меняли правила уже несколько раз.
При чём здесь вообще соль? Когда‑то давно на Руси она стоила очень дорого, и блюда солились непосредственно перед едой. А в пище для незваного и нежеланного гостя её могло не оказаться. И он уходил «несолоно хлебавши», то есть так и не попробовав соли, ни с чем.
Сейчас идиома имеет более широкое значение и к соли отношения не имеет. Можно, например, пойти в отдел кадров, чтобы написать заявление на отпуск, и уйти несолоно хлебавши, потому что график на лето уже составлен.
9. Имеет место, имеет быть
Неправильно: имеет место быть.
Тут опять имеет место контаминация: два выражения смешались и перепутались. «Иметь место» означает «наличествовать, присутствовать». А «имеет быть» — устаревший вариант «будет». Например, «заседание имеет быть 14 числа». И смешивать их в одну кракозябру не стоит.
10. Львиная доля, большая часть
Неправильно: львиная часть.
И снова та же ошибка: выхватываем кусочки из разных фраз. А выражение «львиная доля», кстати, появилось благодаря басне Эзопа, которую потом творчески переосмыслили Крылов и другие авторы. По сюжету в ней лев несправедливо поделил добычу, забрав себе большую её часть.
11. Сидеть сложа руки
Неправильно: сидеть сложив руки.
На самом деле неправильный вариант не такой уж и неправильный. Можно написать, к примеру: «Она сидела, сложив руки на груди». Но если речь об устойчивом выражении, которое означает «бездельничать», правильно будет «сидеть сложа руки». И запятая здесь, кстати, не нужна.
12. Обвести вокруг пальца
Неправильно: провести вокруг пальца.
Слову «провести», одно из значений которого — «обмануть, перехитрить», было обидно, что вместо него употребляют какой‑то там фразеологизм. Поэтому оно влезло туда самым коварным образом, и в итоге получилось нечто странное. А ведь изначально смысл был в том, чтобы обмотать (иначе говоря, обвести) вокруг пальца нитку: обманул так быстро и легко, словно нитку на палец намотал.
13. Не за горами тот день
Неправильно: не за горой тот день.
Согласитесь, «не за горами» звучит эпичнее. Как в народных сказках: «за горами, за лесами, за морями». Именно из фольклорных сказочных текстов и пришёл этот фразеологизм. А потому места для одинокой горы в нём нет.
14. Кривить душой
Неправильно: кривить в душе.
Напрашивается логичный вопрос: кто и, главное, что кривил в душЕ. Или в дУше? Чтобы не пришлось на него отвечать, лучше сразу писать правильно. От лжи и лицемерия нам становится не по себе, и можно образно сказать, что душа кривится. А в душе можно, например, сопротивляться множеству беспощадных правил русского языка.
15. Идти своим чередом
Неправильно: завертеться своим чередом.
Дело шло своим чередом, то есть так, как ему положено, а потом раз — и завертелось. В результате глагол «идти» куда‑то исчез, и осталось вот такое чудо‑юдо. И если вы не хотите допускать подобной ошибки, просто больше не путайте выражения «всё завертелось» и «всё шло своим чередом». Тем более по смыслу они совсем разные.
16. Согласно плану
Неправильно: согласно плана.
Здесь ошибка в согласовании. Предлог «согласно» требует дательного падежа, а не родительного: «Согласно кому‑чему? ПланУ!»
17. Оплатить проезд, заплатить за проезд
Неправильно: оплатить за проезд.
«Молодой человек, за проезд оплачивать будем?!» — возможно, именно из‑за этой до боли знакомой фразы многие и допускают ошибку. Но лишний предлог тут добавлять не нужно. Мы оплачиваем счета, билеты, отпуск. А вот «оплатить за счёт» нельзя. Зато можно заплатить по счетам. Или за путёвку на отдых.
18. Отдавать себе отчёт
Неправильно: отдавать отчёт своим действиям.
Отчитываемся мы обычно перед собой или перед другими людьми. А вот перед действиями и поступками отчитываться невозможно. И по той же причине отчёт мы тоже отдаём себе. Однако есть и другой вариант: можно отдавать себе отчёт в каких‑то действиях. Я, к примеру, отдаю себе отчёт в том, что статья получилась длинная и не все дочитают её до конца.
19. Во всеуслышание
Неправильно: вовсеуслышание.
Это хитрое словосочетание притворяется наречием, чтобы мы писали его слитно и получали потом ехидные замечания от граммар‑наци. Но нет, на самом деле это устойчивое наречное выражение, которое пишется раздельно.
20. Сбить с панталыку
Неправильно: сбить спанталыку.
Согласно словарю Даля, «панталык» означает «толк», «смысл», «порядок». То есть «сбить с панталыку» — привести в замешательство, в растерянность. Поэтому фразеологизм пишется в три слова — как и «сбить с толку».
Anfisaice
+15
Решено
10 лет назад
Русский язык
10 — 11 классы
исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.
парень бежал сломив голову.
скрепя сердцем мы согласились.
мой друг очень предприимчивый человек,он всегда держит ситуацию в руках.
Смотреть ответ
1
Ответ
5
(4 оценки)
4
Kseniya6439
10 лет назад
Светило науки — 52 ответа — 1672 помощи
1) парень бежал сломя голову
2)мы согласились скрепя сердце
3)мой друг очень предприимчивый челове,он всегда держит ситуацию под контролем
(4 оценки)
https://vashotvet.com/task/314363
Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.
Парень бежал сломив голову.
Скрепя сердцем мы согласились.
Мой друг очень предприимчивый человек, он всегда держит ситуацию в руках.
На странице вопроса Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний? из категории Русский язык вы найдете
ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.
30 ноября 2022 04:36
237
Исправьте ошибки, допущенные при употреблении фразеологизмов.1. Сейчас хорошего специалиста днём с фонарём не сыщешь. | 2. На всякий экстренный случай мы взяли с собой зонтик. | 3. Этого афериста нужно вывести на свежую воду. | 4. На глазах у него стояли слёзы. | 5. Скрипя сердцем мы согласились с навязанным нам решением. | 6. Давайте говорить правде в глаза.
| 7. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. | 8. Львиная часть доходов оседает в столице. | 9. Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы. | 10. Нам нужно сейчас трудиться не покладая сил.
Посмотреть ответы
1. Сейчас хорошего специалиста днём с огнем не сыщешь. | 2. На всякий пожарный случай мы взяли с собой зонтик. | 3. Этого афериста нужно вывести на чистую воду. | 4. В глазах у него стояли слёзы. | 5. Скрепя сердце мы согласились с навязанным нам решением. | 6. Давайте смотреть правде в глаза.
| 7. Сейчас эта история уже давно канула в лету. | 8. Львиная доля доходов оседает в столице. | 9. Все хвалили Игоря и пели ему дифирамбы. | 10. Нам нужно сейчас трудиться не покладая рук.
Еще вопросы по категории Русский язык
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад к уроку-практикуму Лексические нормы
Содержание
-
1.
Презентация к уроку-практикуму Лексические нормы -
2.
Прочитайте предложения. Определите, какие нормы в них -
3.
Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении -
4.
Запишите словосочетания, подбирая к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные. Земельный__________ Земляной___________ Землистый__________ Ледяной____________ Ледниковый_________ Ледовый____________ -
5.
Составьте и запишите с прилагательными словосочетания. Обратите внимание на их смысловые различия.Соседний________________ соседский________________Человечный______________ человеческий_____________Водный__________________ водянистый______________Классный ________________ классовый_______________Доверчивый ______________ доверительный___________ -
6.
Прочитайте предложения. Из слов-паронимов выберите нужное и -
7.
Выпишите слова, употреблённые в несвойственном им значении, -
8.
Исправьте предложения с алогизмами.1. Речь Нагульнова -
9.
Дефорж не растерялся, вложил в ухо
Прочитайте предложения. Определите, какие нормы в них нарушены? Отредактируйте предложения. Запишите исправленные варианты. 1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2. Поспешность в решениях уже не раз загоняла его впросак. 3. Охотник долго прицеливался, но
Слайд 1Лексические нормы (практикум)
Слайд 2 Прочитайте предложения. Определите, какие нормы в них нарушены? Отредактируйте предложения. Запишите
исправленные варианты.
1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2. Поспешность в решениях уже не раз загоняла его впросак.
3. Охотник долго прицеливался, но всё же промахнулся мимо. 4. Реклама парикмахерской обещала эффективные стрижки. 5. Это было по меньшей степени странно.
Слайд 3Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении фразеологизмов.
1. Сейчас хорошего специалиста
днём с фонарём не сыщешь. 2. На всякий экстренный случай мы взяли с собой зонтик. 3. Этого афериста нужно вывести на свежую воду. 4. На глазах у него стояли слёзы. 5. Скрипя сердцем мы согласились с навязанным нам решением. 6. Давайте говорить правде в глаза.
7. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. 8. Львиная часть доходов оседает в столице.
9. Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы. 10. Нам нужно сейчас трудиться не покладая сил.
Слайд 4Запишите словосочетания, подбирая к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Земельный__________
Земляной___________
Землистый__________
Ледяной____________
Ледниковый_________
Ледовый____________
Слайд 5Составьте и запишите с прилагательными словосочетания. Обратите внимание на их смысловые
различия.
Соседний________________ соседский________________
Человечный______________ человеческий_____________
Водный__________________ водянистый______________
Классный ________________ классовый_______________
Доверчивый ______________ доверительный___________
Слайд 6 Прочитайте предложения. Из слов-паронимов выберите нужное и подчеркните его.
1. Весь его
вид выражал (царское, царственное) спокойствие и уверенность.
2. В гостинице поселились (командировочные, командированные) специалисты.
3. Нелегко было (усвоить, освоить) это правило.
4. В лесу мы набрали (цельную, целую) корзину грибов.
5. Сотрудникам был (представлен, предоставлен) их новый руководитель.
Слайд 7Выпишите слова, употреблённые в несвойственном им значении, рядом напишите верное слово.
1.
Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.
2. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
3. Мой друг особенно уважает стихи.
4. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
5. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
6. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
7. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
8. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
Слайд 8Исправьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2.
Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.
Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
Слайд 9 Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь
упал.
Исправьте предложения с алогизмами.
Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.
5. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе
Получи верный ответ на вопрос 🏆 «1) Прочитайте предложения. Какие нормы в них нарушены? 1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2. …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!
Найти готовые ответы
Главная » Русский язык » 1) Прочитайте предложения. Какие нормы в них нарушены? 1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2. Поспешность в решениях уже не раз загоняла его впросак. 3. Охотник долго прицеливался, но всё же промахнулся мимо. 4.
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация к уроку-практикуму «Лексические нормы»
Презентация к уроку-практикуму «Лексические нормы»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 152 человека из 52 регионов
аудиоформат
- Сейчас обучается 49 человек из 20 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Лексические нормы (практикум)
-
2 слайд
Прочитайте предложения. Определите, какие нормы в них нарушены? Отредактируйте предложения. Запишите исправленные варианты.
1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2. Поспешность в решениях уже не раз загоняла его впросак.
3. Охотник долго прицеливался, но всё же промахнулся мимо. 4. Реклама парикмахерской обещала эффективные стрижки. 5. Это было по меньшей степени странно. -
3 слайд
Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении фразеологизмов.
1. Сейчас хорошего специалиста днём с фонарём не сыщешь. 2. На всякий экстренный случай мы взяли с собой зонтик. 3. Этого афериста нужно вывести на свежую воду. 4. На глазах у него стояли слёзы. 5. Скрипя сердцем мы согласились с навязанным нам решением. 6. Давайте говорить правде в глаза.
7. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. 8. Львиная часть доходов оседает в столице.
9. Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы. 10. Нам нужно сейчас трудиться не покладая сил. -
4 слайд
Запишите словосочетания, подбирая к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Земельный__________
Земляной___________
Землистый__________
Ледяной____________
Ледниковый_________
Ледовый____________ -
5 слайд
Составьте и запишите с прилагательными словосочетания. Обратите внимание на их смысловые различия.
Соседний________________ соседский________________
Человечный______________ человеческий_____________
Водный__________________ водянистый______________
Классный ________________ классовый_______________
Доверчивый ______________ доверительный___________ -
6 слайд
Прочитайте предложения. Из слов-паронимов выберите нужное и подчеркните его.
1. Весь его вид выражал (царское, царственное) спокойствие и уверенность.
2. В гостинице поселились (командировочные, командированные) специалисты.
3. Нелегко было (усвоить, освоить) это правило.
4. В лесу мы набрали (цельную, целую) корзину грибов.
5. Сотрудникам был (представлен, предоставлен) их новый руководитель. -
7 слайд
Выпишите слова, употреблённые в несвойственном им значении, рядом напишите верное слово.
1. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.
2. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
3. Мой друг особенно уважает стихи.
4. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
5. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
6. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
7. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
8. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина. -
8 слайд
Исправьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
-
9 слайд
Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
Исправьте предложения с алогизмами.
Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.
5. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 206 632 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 11.01.2020
- 1539
- 7
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
-
Скачать материал
-
12.02.2020
3214
-
PPTX
67.5 кбайт -
13
скачиваний - Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Федореева Ирина Анатольевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 4 месяца
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 8777
-
Всего материалов:
5
👉 Ответы к странице 103. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.
Задание 118
1) Какие из сочетаний слов правильные? Запишите эти сочетания.
Ответ:
Играть роль; уделять внимание; произвести впечатление.
2) Составьте предложения с правильными словосочетаниями.
Ответ:
Русский язык играет огромную роль в жизни людей.
Я уделяю мало внимания своей жене.
Я хочу произвести на тебя хорошее впечатление.
Задание 119
Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.
Ответ:
1. Не мудрствуя лукаво, расскажу о поездке на дачу.
2. И вот приходится нам теперь ломиться в открытую дверь.
3. И пустился Мишка в кусты, только пятки сверкают.
4. Сидит барсук на пне как истукан и даже глазом не моргнет.
5. Взял Дениска лопату, вскопал грядку — и болезнь как рукой сняло.
6. Этому вопросу в книге не уделяют внимания.
Задание 120
Нарушение лексических норм часто связано с тем, что говорящие или пишущие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению и строению. Эти слова называют паронимами. Объясните разницу в значении паронимов. Составьте предложения с этими словами.
Ответ:
Значения паронимов:
1. Адресат (тот, кому адресовано почтовое отправление) — адресант (тот, кто адресует кому-либо почтовое отправление).
2. Дипломат (должностное лицо, работающее в качестве представителя какого-либо государства в другой стране) — дипломант (лицо, удостоенное диплома).
3. Описка (ошибка в письменном тексте, сделанная по рассеянности, невнимательности) — отписка (формальный ответ, не затрагивающий существа дела, обходящий его).
4. Поступок (намеренное действие человека) — проступок (поступок, нарушающий какие-либо нормы, правила поведения, провинность).
5. Опечатка (ошибка в печатном тексте) — отпечаток (изображение, оставшееся на чём-либо от надавливания другого предмета).
6. Поглотить (вобрать, принять, заключить в себя) — проглотить (глотая, пропустить в пищевод).
Предложения:
1. Я отдал письмо не тому адресату. — Адресантом письма оказалась моя дальняя родственница.
2. Спустя несколько дней я узнал, что познакомился с опытным дипломатом. — Сережа Петров — дипломант, гордость нашего коллектива.
3. Из-за своей рассеянности мой друг сделал глупую описку в работе. — На электронную почту мне приходило много сообщений, поэтому я сделал отписку от данного портала.
4. Я совершил хороший поступок. — Мой брат совершил проступок, за который будет наказан.
5. Перечитав реферат, я нашел в нем несколько опечаток. — Сотрудники полиции проверяли всех подозреваемых в преступлении и сняли у них отпечатки пальцев.
6. Море поглотило тонущий корабль. — Лягушка проглотила муху.