Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)
Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников. Предназначена для обследования учеников 3-5 классов.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Обработка результатов теста
Подсчитывается количество пропущенных ошибок: • 0-2 – высший уровень внимания, • 3-4 – средний уровень внимания, • более 5 – низкий уровень внимания.
Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.
Ключ
Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу под ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему головой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет прилетел сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне приехать на машине.
Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.
www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик
2
Текст
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в 5-й класс. За время обучения в начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять вам, как выполнять каждое задание. Время на выполнение каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к выполнению следующего задания можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку, я к вам подойду.
1. Общая осведомленность
Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.
Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе ответов.
1. Как называется река, на которой расположен Ярославль? (Волга)
2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)
3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)
4. Где садится солнце? (На западе)
5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу)
6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)
7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)
8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)
9. Как называется столица Украины? (Киев)
10. Кто живет во Франции? (Французы)
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Сложение чиселс переключением
Инструкция: Тебе надо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанные одно под другим. Сложение ты будешь выполнять двумя способами:
1) сумму ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут число единиц;
2) сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.
Например:
1-й способ |
|
||
2-й способ |
|
Детям дают возможность тренировки в выполнении задания (4–5 сложений каждым способом), экспериментатор отвечает на вопросы, добиваясь, чтобы способы выполнения были усвоены.
Продолжение инструкции после тренировки:
В течение минуты ты должен действовать по первому способу, а потом по сигналу — по второму способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту перейти к первому способу и т.д.
Дети работают в течение пяти минут.
Оценка: высчитывается среднее число сложений за 1 минуту, каждое оценивается в 1 балл.
3. Исправь ошибки
Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой.
Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.
1. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. — 1 ошибка
2. Взрослые и дти толпились на берегу. — 1 ошибка
3. Внизу над ними расстилалась пустыня. — 1 ошибка
4. В отфет я киваю ему рукой. — 2 ошибки
5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. — 2 ошибки
6. Сорняки живучи и плодовиты. — 0 ошибок
7. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. — 0 ошибок
8. На столе лежала карта на_шего города. — 1 ошибка
9. Самолет_сюда, чтобы помочь людям. — 1 ошибка
10. Скоро_удалось мне на машине. — 1 ошибка
(Текст содержит 10 ошибок.)
Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл.
Количественная оценка дополняется качественной: какие именно ошибки пропущены (смысловые, офографические, дисграфические).
4. Воспроизведение рассказа
Экспериментатор читает рассказ вслух. Дети пишут затем краткое изложение в течение 5 минут.
Инструкция: Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они логически связаны. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение пяти минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.
Оценка: подсчитывается количество воспроизведенных смысловых единиц, каждая оценивается в 1 балл.
Рассказ
Три | сгоревших | дома
Казань, | 5 сентября. | Большой | пожар | уничтожил |прошлой | ночью | в Казани | три здания, | расположенные в центре города. | 17 семей | остались без жилища. | Убытки | превышают | 150 миллионов рублей. | Спасая | маленького | ребенка, | один рабочий | сильно поранил себе руку.
5. Смысловая память
Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить. Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.
После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой пары, а ты припомни второе и запиши в листе ответов.
шум — вода |
дуб — желудь |
Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая оценивается в 1 балл.
6. Составить фразу из трех слов
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши в листе ответов.
На составление каждой фразы дается 1 минута.
Девочка — ручей — мяч
Собака — школа — автомобиль
Гражданин — собака — инструкция
Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
7. Составить фразу из четырех слов
Инструкция: Я назову тебе четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши его.
На составление каждой фразы дается 1 минута.
Дверь — комната — больной — доктор
Собака — кошка — дерево — крыша
Бумага — карандаш — мост — река
Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
Примечание: все образцы письма детей подвергаются качественному анализу.
8. Сравнение
Инструкция: Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты подумай и напиши в листе ответов, что между ними общего, чем они одинаковы. Старайся написать как можно больше.
На выполнение дается не более 10 минут.
книга — тетрадь
лошадь — корова
линейка — треугольник
озеро — река
солнце — луна
сани — телега
дождь — снег
Оценка: 2 балла, если дается обобщающее слово (производится классификация);
1 балл — если перечисляются отдельные признаки.
Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.
9. Классификация
Инструкция: Какое понятие в каждом из перечней является лишним и почему?
На выполнение дается не более 8 минут.
1) приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
3) дождь, снег, осадки, иней, град
4) запятая, точка, двоеточие, тире, союз
5) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
6) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
7) секунда, час, год, вечер, неделя
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
9) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
10) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
Оценка: 2 балла, если называется лишнее слово и дается обобщающее слово (производится классификация);
1 балл — если выделено только лишнее слово.
10. Анализ отношений понятий (аналогии)
Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Третье и одно из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и запиши в листе ответов.
Например:
песня : композитор = самолет : ?
а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель
Песню сочинил композитор, значит ответ — конструктор, потому что конструктор сделал (придумал, спроектировал) самолет.
На выполнение задания отводится 5 минут.
школа : обучение = больница : ?
а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной
песня : глухой = картина : ?
а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой
лес : деревья = библиотека : ?
а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр
утро : ночь = зима : ?
а) мороз б) день в) январь г) осень д) сани
слагаемое : сумма = множители : ?
а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
11. Способность выделять существенные признаки (сравнение)
Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди и подчеркни два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками.
На выполнение задания отводится не более 7 минут.
Ответы:
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
3. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
4. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
5. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
7. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)
8. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)
9. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)
10. Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
12. Арифметика
Детям предлагается решить задачи и записать решение и полный ответ.
На решение отводится 8 минут. Допускается оказание индивидуальной помощи ребенку.
Задача 1
Ребята нашли 10 белых грибов и 8 подберезовиков. Все грибы они разложили в корзины, по 9 грибов в каждую.
Сколько корзин потребовалось? (Две корзины)
Задача 2
Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены через 704 года после основания Москвы.
В каком году это было, если в 1997 году Москве исполнилось 850 лет? (В 1851 году)
Оценка:
4 балла — задача решена правильно самостоятельно, решение записано выражением.
3 балла — задача решена правильно самостоятельно в 2 вопроса.
2 балла — задача решена правильно, после неоднократного прочтения ее содержания учителем с интонационным выделением компонентов.
1 балл — задача решена правильно, после составления плана решения учителем.
0 баллов — выполнение задачи с ориентировкой не на общий смысл, а на ее отдельные фрагменты, невыполнение задания.
этом деятельность аналогична той, которую они должны осуществлять при проверке собственных сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок в тексте требует прежде всего внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.
Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:
«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бежал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. На школьной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стрекочет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».
«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974).
Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.
При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.
Рассмотренные выше примеры психолого-педагогической диагностики, включенные в живой учебный процесс, позволяют учителю получить общее представление об особенностях внимания учащихся, но не выявляют степень развития отдельных его свойств. Это обусловлено тем, что любая сложная деятельность может осуществляться полноценно только при одновременном участии всех свойств внимания как единого целого, целостного процесса (акта). Выделение и диагностика обособленных данных свойств внимания оправдана только в условиях специально организованного психологического эксперимента1.
1 С приемами диагностики отдельных свойств внимания у младших школьников можно подробно ознакомиться в работах: Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М., 1993; Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 1998.
Однако, говоря о произвольном внимании как специфической высшей психической функции, проявляющейся в способности контролировать, регулировать ход выполнения деятельности и ее результаты, необходимо ставить вопрос о специальной работе по развитию внимания у детей. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте и потому реализующая характерные для этого возраста задачи развития, в наибольшей степени «работает» на становление полноценного внимания детей. Однако сама эта деятельность для осуществления требует некоторого начального уровня сформированности произвольного внимания. Его недостаток нередко и обусловливает неуспешность школьников в учении, что влечет за собой необходимость специальной психолого-педагогической развивающей работы в этом направлении.
В этой связи можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют более высокие требования как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической
Исправь ошибки
09.12.2013 12:43
Обновлено 09.12.2013 12:53
Исправь ошибки
(Проба на внимание П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая).
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Возраст: 3-5 класс.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьникам предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимо внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст.
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
В саду расцвели яблони.
Взрослые и дети толпились на берегу.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и
тряталось за ним.
Сорняки шипучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Обработка результатов.
Подсчитывается количество пропущенных испытуемым
ошибок текста
(пропуск слов в предложении, букв в слове,
подмена букв,
слитное написание слов с предлогом,
смысловые ошибки и т.п.)
Ключ:
1 предложение – горые,
2 – зимой расцвели,
3 – нет ошибки,
4 – внизу над ними, 5 – киваю рукой,
6- тряталось, ним,
7- шипучи,
8 – настоле, 9 – отсутствует сказуемое,
10 – отсутствует сказуемое.
Всего 10 ошибок.
Критерии оценки:
от 0 до 2 ошибок — высокий уровень развития
произвольного внимания
и самоконтроля.
от 3 до 4 ошибок — средний уровень,
от 5 и более ошибок – низкий уровень.
2 вариант текста: На Краиним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде вырасли много моркови. Под Москвой не разводили,а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много игрушек. Грачи для птенцов Червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольнойплощадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Ф.И.___________Класс__________Дата_________
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Взрослые и дети толпились на берегу.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и
тряталось за ним.
Сорняки шипучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Ф.И.__________Класс__________Дата_________
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Взрослые и дети толпились на берегу.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за
ним. Сорняки шипучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Ф.И.___________Класс__________Дата_________
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
Зимой в садурасцвели яблони.
Взрослые и дети толпились на берегу.
Внизу надними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и
тряталось за ним.
Сорняки шипучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)
Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников. Предназначена для обследования учеников 3-5 классов.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Обработка результатов теста
Подсчитывается количество пропущенных ошибок: • 0-2 – высший уровень внимания, • 3-4 – средний уровень внимания, • более 5 – низкий уровень внимания.
Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.
Ключ
Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу под ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему головой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет прилетел сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне приехать на машине.
Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.
www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик
2
Текст
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Известно, что внимание – это общее свойство различных психических процессов. Оно повышает продуктивность памяти, мышления, речи, воображения. Вместе с тем произвольность внимания обусловлена волевым актом и связана с сознательно поставленной целью. Это результат напряжения воли, следствие принятого решения, необходимое условие выполнения этого решения. По мере взросления младшего школьника произвольное внимание становится более устойчивым. Ребенок быстрее и активнее «настраивается» на предстоящую деятельность и не отвлекается в процессе ее выполнения. Однако произвольность внимания – свойство не постоянное, нередко связанное с мотивацией к деятельности.
Педагогам известно, что хуже всего младшие школьники выполняют задания, которые им кажутся скучными, повторяющимися, трудными, которые не приносят удовлетворения, не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание школьника, оно ослабевает, концентрация внимания снижается, и ребенок начинает допускать описки, ошибки или совсем отвлекается от выполнения задания.
Одним из таких нелюбимых занятий школьников является проверка выполненного задания. Проверяя свой диктант, классную работу или домашнее задание, ребенок обычно «скользит» глазами по записям в тетради, не вчитываясь, не вдумываясь. В результате в работе остаются неисправленные ошибки. Кроме того, младшему школьнику сложно относиться к своей работе самокритично, т. к. он заранее убежден в том, что он всё сделал правильно. Напротив, чужие ошибки учащемуся всегда находить легче и интереснее, потому что он растет в собственных глазах. Исправляя ошибки другого, ребенок самоутверждается, рассуждая так: «Я знаю больше…», «Я грамотнее умею писать…» и т. д.
Поэтому для исследования произвольности внимания четвероклассников мы использовали методику «Исправь ошибки» (Тихомирова, 1997). Эта методика поможет узнать, насколько сконцентрировано, устойчиво внимание школьника при проверке работы, вдумчиво ли ребенок читает текст, знает ли элементарные правила орфографии, которые изучались еще в 1–3 классах общеобразовательной школы. Попутно она выявляет уровень развития речи, орфографической зоркости школьников (умения видеть в слове «ошибкоопасные» места).
Описание процедуры диагностики
Вниманию детей предлагаются 10 предложений, в которых допущены ошибки: орфографические, логические, несогласование слов (аграмматизмы), пропуск слов, замена и пропуск букв в словах (Приложение 1, Задание 1.4, с. 51). Ученики за 10 минут должны найти и исправить эти ошибки. О количестве и характере ошибок психолог не говорит. По команде психолога школьники приступают к работе, исправляя ошибки ручкой.
Инструкция
«Представьте себе, что на эти 10 минут вы стали учителями. Вам нужно проверить диктант нерадивого (неуспешного) ученика, исправить у него все ошибки».
Предложения
1. Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
2. Зимой в саду расцвели яблони.
3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.
4. Внизу над ними расстилалась пустыня.
5. В ответ я киваю ему рукой.
6. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.
7. Сорняки шыпучи и плодовиты.
8. Настоле лежала карта нашего города.
9. Самолет сюда, чтобы помочь людям.
10. Скоро удалось мне на машине.
Один из вариантов правильных ответов
1. Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи.
2. Весной в саду расцвели яблони.
3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.
4. Внизу под ними расстилалась пустыня.
5. В ответ я киваю ему головой.
6. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.
7. Сорняки сыпучи и плодовиты.
8. На столе лежала карта нашего города.
9. Самолет летит сюда, чтобы помочь людям.
10. Скоро удалось мне уехать на машине.
Обработка результатов
Об уровне внимания судят по количеству правильно исправленных ошибок:
– школьник правильно исправил все ошибки – высокий уровень развития произвольного внимания;
– не заметил 1–2 ошибки – хороший уровень;
– остались незамеченными 3–4 ошибки – удовлетворительный уровень;
– школьник не исправил 5 и более ошибок – низкий уровень.
* * *
Итак, на основании анализа сформированности познавательных процессов младших школьников психолог делает общее заключение об интеллектуальном развитии четвероклассников. Для этого он выводит средний показатель уровня развития всех диагностируемых психических процессов и заносит данные в графу «Общий уровень развития психических процессов» в «Психологическом паспорте класса» (Приложение 4, с. 61).
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Это следующий тест, все одним сообщением. Во втором тесте выпишите текст и выделите ошибки заглавными буквами.
Также исправьте смысловые ошибки.
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу и с интересом смотрели вниз. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и прятолось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Это следующий тест, все одним сообщением. Во втором тесте выпишите текст и выделите ошибки заглавными буквами. Также исправьте смысловые …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » Русский язык » Это следующий тест, все одним сообщением. Во втором тесте выпишите текст и выделите ошибки заглавными буквами. Также исправьте смысловые ошибки. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи.