Сказка о Красной Шапочке – кладезь моделей небезопасного поведения. Героиня допустила столько ошибок, что нам остаётся только проанализировать ситуации, их последствия и обсудить всё это с детьми. Доставайте книжку, читайте с ребёнком и основные правила безопасного поведения станут понятны даже малышу.
ОШИБКА 1.
Красная Шапочка изменила маршрут и не предупредила об этом взрослого.
Говорим с детьми о том, что родителей следует предупреждать о любом своём шаге. Не боимся быть гиперопекуном – мы формируем важную привычку. Подросток, который не забывает сообщить маме о том, что после вечерней тренировки зайдет к подруге поболтать, вырастает из малышки, которая на площадке говорит родителям, что пойдет поиграет в песочнице, а потом покатается на карусели.
ОШИБКА 2.
Красная Шапочка заговорила с посторонним взрослым – с волком.
Это – основополагающее правило безопасности. С посторонними взрослыми мы не говорим, мы на них не смотрим, мы около них не останавливаемся. Мы их вообще не замечаем. Если бы Красная Шапочка знала об этом, история сложилась бы иначе.
ОШИБКА 3.
Красная Шапочка рассказала о своих планах постороннему взрослому – волку.
Вспоминаем круги доверия. Вместе с ребёнком будет не лишним снова их очертить.
Круг 1 – близкие люди. С ними безопасно, они могут обнимать и целовать, мы ходим к ним в гости, они приходят к нам, им мы можем рассказать о планах.
Круг 2 – знакомые люди. С ними мы здороваемся, мы вежливы и приветливы, но мы никуда не уходим с ними без предварительного звонка родителю.
Круг 3 – чужие люди. Этих людей мы игнорируем, с ними мы никуда и никогда не уходим ни при каких условиях.
Если бы Красная Шапочка понимала, что перед ним посторонний взрослый, она бы не рассказала ему о своих планах, и ничего плохого бы не случилось.
ОШИБКА 4.
Красная Шапочка вошла в дом бабушки, понимая, что происходит что-то странное.
И здесь мы снова вспоминаем сигналы, которые посылает нам тело в случае опасности. Напомните их ребёнку, научите распознавать их и слушаться. Если ребёнку кажется, что “что-то не так”, скорее всего что-то действительно не так.
ОШИБКА 5.
Пятую ошибку, самую главную, допустили родители Красной Шапочки, отправив её одну в лес.
Современные родители, мы уверены, такого не допустят. Но напоминаем, что малышей без присмотра оставлять нельзя совсем, а дети постарше, прежде чем отправиться в самостоятельное плавание, должны еще раз прочесть сказу о Красной Шапочке с разбором всех ее ошибок.
Будьте в безопасности!
НАЙДИТЕ ОШИБКИ
В е д у щ и й . Я буду рассказывать вам известную сказку. Как только вы
услышите в ней ошибку, хлопните в ладоши.
Гусилебеди
«Жилибыли муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.
Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:
– Ну, Галя, будь умницей: иди куда хочешь, но братца береги. А мы вам с
базара компьютер привезем.
Вот дедушка с бабушкой уехали, а Таня посадила братца на крышу, а сама на
дискотеку побежала.
Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гусистраусы, подхватили Петеньку и
унесли.
Вернулась Таня, а деда нету!
Кликала она, кликала – дед не откликается.
Выбежала она в чисто поле, видит: гусивороны метнулись вдалеке и пропали
за темным лесом.
Бросилась она догонять их, видит – печка стоит.
– Газовая плита, а газовая плита, скажи, куда крокодилы полетели?
– Залей меня водой, – говорит плита, – тогда скажу.
Залила Оля плиту водой, она и сказала, куда бежать. Побежала Галя дальше.
Видит, груша стоит, вся апельсинами увешана.
– Слива, слива, скажи, куда обезьяны полетели?
– Приклей обратно мои мандарины – тогда скажу.
Приклеила Оля мандарины, груша ветки подняла и указала, куда девочке
дальше идти…».
В е д у щ и й . А сейчас я прочитаю вам рассказ про одного дедушку.
Дедушкапутаник
– Дедушка, расскажи сказку!
– Жилабыла одна девочка, и звали ее Желтая Шапочка…
– Нет, Красная!
– Ах да, Красная Шапочка. Однажды мама позвала ее и говорит: «Зеленая
Шапочка…»
– Да нет же! Красная! – Ах да, Красная. «Сходи, пожалуйста, к тете и отнеси ей эту картофельную
шелуху…»
– Нет! «Пойди к бабушке и отнеси ей пирожок».
– Ну ладно. Вошла девочка в лес, а навстречу ей жирафа…
– Ой, ты все перепутал! А навстречу ей волк, а никакая не жирафа.
– Да. Так вот, волк и говорит: «Сколько будет шестью восемь?»
– Нет, нет! Он спросил у Красной Шапочки: «Куда ты идешь, Красная
Шапочка?»
– Твоя правда. А Черная Шапочка отвечает…
– Она Красная Шапочка, Красная, Красная!
– Да. А она отвечает: «Я иду на рынок, за томатным соусом».
– Нет, совсем не так! «Я иду навестить больную бабушку, только вот
заблудилась и не найду дороги».
– Правильно. А лошадь и говорит…
– Какая лошадь? Там ведь был волк!
– Конечно, волк. Так вот, волк и говорит: «Сядь на 75й трамвай и поезжай до
площади Дуомо. Когда выйдешь на площади, поверни направо и попадешь
прямехонько к лестнице в три ступеньки. Возле лестницы на земле лежит сольдо.
Лестницу ты не трогай, а сольдо подними и купи жевательную резинку».
– Дедушка, ты совсем не умеешь рассказывать сказки, все перепутал. Ты
настоящий путаник. А жевательную резинку ты мне всетаки купи.
– Согласен. Вот тебе сольдо.
Мальчик убежал, а дедушка снова взялся за газету.
(Д. Родари.)
Современная интерпретация сказки Ш.Перро
«Красная шапочка»
(Ребята показывали спектакль на конкурсе «Юный театрал»)
Выходят два мальчика
1-ый мальчик — Послушай все это ложь!
2-ой мальчик — Разве тебе не нравятся сказки?
1-ый мальчик — Ну, возьмем, например «Красную шапочку»
Сценка.
Мама — (зовет красную шапочку) Дочка, дочка
Красная шапочка — (прибегает) Да, мамочка, ты меня звала?
Мама – Я испекла пирожки. Отнеси их бабушке.
Красная шапочка – Хорошо, мамочка.
На сцене все замирают.
1-ый мальчик – Ну разве мама может отправить девочку ОДНУ?! Через лес?
2-ой мальчик — Но это ведь сказка? Девочка послушная и выполняет просьбу
мамы. (Обращается к залу)
— А вы, ребята, слушаетесь родителей?
1-ый мальчик — Ладно, а что дальше?
Красная шапочка идет по тропинке, напевает песенку и собирает цветы.
Навстречу ей идет волк.
Красная шапочка — Здравствуйте, господин Волк.
Волк — Здравствуй, Красная шапочка. Куда ты идешь?
Красная шапочка — Я иду к бабушке. Она заболела, и я ей несу пирожки.
Волк — А где живет твоя бабушка?
Красная шапочка – Вон на той опушке.
Волк – А вон по той тропинке если пойти, то можно набрать много красивых
цветочков.
Красная шапочка – Спасибо, господин Волк!
На сцене снова замирают.
1-ый мальчик — Ну, разве девочка не знает, что с незнакомыми не
разговаривают и тем более не называют свой адрес. (Обращается к залу)
— А вы, ребята, разговариваете с незнакомыми людьми?
2-ой мальчик — Правильно, но это в жизни, а это сказка!
Красная шапочка сидит около кровати. Волк в чепчике лежит на кровати.
Красная шапочка – Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?
Волк — Это, чтоб хорошо тебя видеть внученька.
Красная шапочка – Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие уши?
Волк – Это, чтоб хорошо тебя слышать внученька.
Красная шапочка — Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?
Волк – Это, чтоб тебя съесть!
Снова все замирают.
1-ый мальчик — Ну, у внучки явно со зрением не все в порядке. Неужели она
не видит шерсти на лице у «бабушки»? или неестественно вытянутого лица?
2-ой мальчик — Это же сказка. Как говорят взрослые «Сказка – ложь, да в ней
намек добрым молодцам урок!»
Входят охотники и целятся в волка.
1-ый мальчик — Понял я, понял! Сказка придумана для того, чтобы мы не
повторяли ошибки героев!
2-ой мальчик – Ребята, надеюсь, и вы поняли какой урок надо вынести из
этой сказки? (дети перечисляют все ошибки Красной шапочки)
Играем по сказке » Красная Шапочка»
Программное содержание: Учить детей передавать с помощью мимики ,тестов различные чувства(грусть, радость, страх итд.) Учить замечать текстовые несоответствия составлять сказку по серии сюжетных картинок ,развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и существенное, соблюдая последовательность, точность, понимать характер образов сказки .Воспитывать эмоционально-образное восприятия сказки. Развивать творческое воображение, мышление. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
Материалы к занятию: Картины к сказке, наглядное изображение точкограммы , магнитофон с аудиозаписью. Волшебный туннель – постройка из больших материалов.
Ход занятия:
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять.
Вы хотите поиграть?
Называется игра « Разминка театральная»
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу;
Или на принца, на ягу,
Иль на лягушку; что в пруду?
Ребята как можно изменить свою внешность ( можно с помощью костюма, грима, причёски, головного убора итд ). А без, костюма можно, дети превратиться, скажем в ветер. Или в дождик , иль в грозу. Или в бабочку, осу? Чтож поможет здесь, друзья?( Выражение нашего лица) Верно, бывает, без сомнения, разное настроение , Его я буду называть попробую показать.( Я показываю, а дети показывают в мимике настроение: грусть, страх, удивление, спокойствие, радость.)
Воспитатель: А что такое жесты? (Это движение) Верно друзья! А теперь пора пришла обращаться жестами да-да! Я вам слово говорю. В ответ от вас я жестов жду. ( Показывают дети по слову воспитателя жестами: « иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «не балуй» , «тихо». Подошло к концу разминка. Постарались все сейчас. А теперь сюрприз, ребята! В сказку приглашаю вас!
Но чтобы туда попасть мы должны пройти через волшебный туннель.(Звучит музыка «В гостях у сказки»), дети проходят через туннель. Ребята, а вы знаете сказки ? ( дети называют, правильный ответ вход на место). Хорошо ребята молодцы, очень много вы знаете сказок. Но сегодня мы с вами поиграем в хорошо знакомую вами сказку. А в какую вы должны угадать загадку.
Бабушка девочку очень любила ,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё.
А ну подскажите имя её . (Красная Шапочка.)
А сейчас я хочу вам напомнить начало сказки. Используя приём сказкотеропии: замена героев и хода событий.
Жила- была Жёлтая Шапочка….делаю паузу жду, когда дети исправят ошибку: Собралась она и пошла к папе в другую деревню….Идёт Жёлтая Шапочка по лесу, а навстречу ей медведь.
—Здравствуй Жёлтая Шапочка ,куда ты идёшь?
-Спрашивает медьведь.
— Иду к сестричке, она меня ждёт – отвечает девочка.
— А сколько лет твоей сестричке?
— Пять лет- говорит Желтая Шапочка.
— А далеко – ли живёт твоя сестричка?- спрашивает медведь ?Что-то я совсем запуталась кого- же на самом деле встретила Красная Шапочка .А узнаем мы это выполнив одно задание. Послушайте внимательно, сейчас нужно будет обвести по точкам рисунок и тогда мы узнаем кого же встретила Красная Шапочка.(дети встают и выполняют задание на ковре в удобной для них позе.) Кто получился медведь или волк?
— Ну конечно Красная Шапочка в лесу встретила волка. Давайте вернёмся с вами на место.
Пальчиковая игра «Волк».
— Ребята опешите мне пожалуйста какой был волк?(злой, голодный, хитрый, коварный).
-А какая была Красная Шапочка? (добрая, весёлая, ласковая, доверчивая).
Хорошо ребята начало сказки вы знаете хорошо, а продолжим мы сказку при помощи игры с картинками.
«Игра с картинками »
Картинки к сказке разложены не правильно . Прошу детей разложить картинки по порядку событий. Что было в начале? Что потом? Чем всё закончилось? Дети должны рассказать эпизод каждой картинки. Правильно ребята молодцы всю сказку мы с вами вспомнили и проиграли её.
Звучит музыка.
Приходит Красная Шапочка и приносит « Волшебный сундучок» , в котором плоскостной театр «Красная Шапочка». Дети благодарят её. – Ребята теперь в этом сундучок к нам будут приходить и герои из других сказок.
-А теперь нам пора возвращаться. Ну вот ребята и закончилось наше путешествие в сказку Шарль Перро «Красная Шапочка». Вы сегодня узнали и увидели много интересного, что вам запомнилось больше всего, чему вы научились ,что можно взять с собой в следующую сказку.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/469602-igraem-po-skazkekrasnaja-shapochka