Содержание страницы
- Что такое камеральная проверка?
- Порядок и сроки проведения камеральной проверки
- Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки
- Оформление результатов камеральной проверки
Что такое камеральная проверка?
^К началу страницы
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.
Порядок и сроки проведения камеральной проверки
^К началу страницы
Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.
Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.
Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.
Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.
В каких случаях направляется требование о представлении пояснений или внесении изменений в декларацию?
Если в ходе камеральной проверки налоговый инспектор выявил ошибки, расхождения или несоответствие сведений, он направляет налогоплательщику требование представить пояснения и/или внести изменения в налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Порядок представления пояснений
Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Порядок внесения изменений в декларацию
В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:
- заявлена сумма НДС к возмещению;
- заявлены льготы;
- отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
- декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного товарищества.
Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки
^К началу страницы
Оформление результатов камеральной проверки
^К началу страницы
Нарушения не выявлены:
- камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.
Выявлены нарушения:
- в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
- акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
- налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
- в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В какой срок вручают акт камеральной проверки
Налоговики формируют акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней после окончания контрольных мероприятий (п. 1 ст. 101 НК). Если инспекция нарушит срок подготовки акта, это никак не повлияет на решения налоговиков – отменить результаты проверки только по этой причине не получится (п. 14 ст. 101 НК, письмо ФНС от 25.01.2021 № СД-4-2/778@, определение ВС от 07.02.2020 № 305-ЭС19-28134 по делу № А40-119517/2019).
Акт проверки нужно вручить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней (п. 5 ст. 100 НК). Но если налоговики нарушат и этот срок, это также не будет основанием для отмены решения (определение ВС от 18.03.2020 № 304-ЭС20-2124 по делу № А03-20858/2018, постановление АС Московского округа от 20.05.2022 № Ф05-9083/2022 по делу № А40-105133/2021).
Важно! Если ИФНС не вручит акт камеральной проверки налогоплательщику, это автоматически повлечет отмену решения инспекции (п. 14 ст. 101 НК).
Если плательщик сам отказывается или уклоняется от получения акта, налоговики отправляют документы по почте заказным письмом. Акт считается врученным на шестой рабочий день с даты отправки (п. 5 ст. 100 НК). И если плательщик фактически не получил акт, ему придется доказать это налоговикам.
Причем потребуются доказательства, что письмо не доставили по независящим от налогоплательщика причинам (постановление АС Уральского округа от 19.04.2021 № Ф09-1693/21 по делу № А47-17075/2018):
-
ошибка в адресе получателя, если ее допустили в ИФНС или на почте;
-
утеря письма и другие аналогичные обстоятельства.
На практике такие ошибки встречаются редко. К тому же большинство налогоплательщиков получает корреспонденцию от ИФНС по ТКС. Но основанием для отмены решения может стать ошибка в самом акте, поэтому рекомендуем внимательно изучить документы от инспекции.
Как проверить акт камеральной проверки
В акте налоговой отражаются отрицательные результаты проверки – ошибки, нарушения (п. 5 ст. 88 НК). Если нарушений нет, акта тоже не будет.
Из акта камеральной проверки налогоплательщики узнают об ошибках, суммах выявленной недоимки и начисленных пеней, назначенных штрафах. В акте также указывают нормативные обоснования своих решений.
Содержание стандартного акта:
-
перечень нарушений, которые, по мнению инспекции, допустил налогоплательщик;
-
ссылки на законодательные нормы и НК;
-
список мер, которые необходимо применить к нарушителю.
Внимательно изучите описанные нарушения по форме и по содержанию. Инспекция может допустить ошибку при составлении акта, и это станет законным основанием для отмены решения.
Вот как проверить акт камералки:
-
Посмотрите форму акта. Действующий документ и формат его заполнения утверждены приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Проверьте, выполнили ли налоговики все обязательные формальности.
-
Откройте последнюю страницу. На ней должны быть подписи должностных лиц проверяющей ИФНС – тех, кто проводил проверку и тех, кто составил акт. Проверьте дату рассмотрения материалов в налоговой: ее указывают в извещении, которое прилагается к акту. По правилам, между рассмотрением материалов и получением акта должен пройти минимум месяц.
-
Изучите текст акта. Посмотрите, какие нарушения выявили налоговики и какие документы они используют для подтверждения своей позиции. Подтверждающие ошибки документы должны приложить к акту (п. 3.1 ст. 100 НК).
Но есть исключения. К акту могут не прилагать:
-
документы, которые уже есть у плательщика;
-
документы, которые содержат налоговую или банковскую тайну, персональные данные: в таком случае прикладывают выписку или цитируют их в нужной части акта (определение ВС от 28.07.2020 № 309-ЭС20-9602 по делу № А60-28780/2019).
Если налоговики не приложили или не процитировали документы, это может стать поводом для отмены решения налоговиков. Основание – нарушение права на защиту (п. 14 ст. 101 НК).
После проверки формального соответствия акта нужно смотреть претензии налоговиков по существу. Это следующий шаг при обжаловании решения ИФНС.
Как добиться пересмотра решения по камеральной проверке
Есть два способа, чтобы ваше решение пересмотрели: подготовить возражение по акту камералки или лично участвовать в рассмотрении. Разберем оба варианта подробнее.
Подготовка возражений по акту камеральной проверки
Руководство налогового органа рассмотрит возражение вместе с актом. Возражения плательщика учтут при подведении итогов камеральной проверки и вынесении окончательного решение.
Вот как это работает на практике: начальник налоговой или его заместитель изучат все факты, которые изложил плательщик, и дадут им официальную оценку. В итоговом документе будет указано и обосновано, какие возражения принимаются, а какие – нет.
Важно! Налогоплательщик может подготовить возражения в течение месяца с момента вручения акта камеральной проверки (п. 6 ст. 100 НК). По этой же причине дата рассмотрения материалов в извещении не может быть раньше, чем через месяц после получения акта.
Возражение надо составить письменно и приложить к нему документы и заверенные копии, которые подтверждают вашу позицию (п. 6 ст. 100 НК). Кроме того, при подготовке возражений налогоплательщик может подать в инспекцию заявление об ознакомлении с материалами проверки.
Если подали такое заявление, инспекция обязана ознакомить со всеми материалами проверки в течение двух дней, не позже. Вы можете визуально осмотреть все материалы. Если вам нужны копии или выписка, их придется делать собственными силами и за свой счет.
Обратите внимание! По запросу налогоплательщика налоговики должны предоставить все материалы и документы, даже те, что содержат налоговую, банковскую тайну или персональные сведения. Причем налоговики не могут ограничить плательщика в копировании таких бумаг (определение ВС от 28.07.2020 № 309-ЭС20-9602 по делу № А60-28780/2019).
Как только подготовите возражения, подпишите их у руководителя или представителя плательщика и отправьте в налоговый орган. Подать заявления можно лично, по почте или по ТКС.
Участие в рассмотрении
Каждый налогоплательщик может участвовать в процедуре рассмотрения дела в инспекции – лично, через представителя. А налоговая обязана заранее уведомить плательщика о времени и месте рассмотрения дела. Более того, извещение с датой и временем рассмотрения направляют, даже если налогоплательщик не подавал возражение на акт камералки.
В ходе процедуры рассмотрения можно предъявлять любые доказательства – и те, что вошли в возражение, и не вошедшие документы. Также вы можете свободно высказывать свое мнение по вопросам и давать необходимые пояснения.
Как обжаловать решение ИФНС
Если вы приняли все возможные меры, но решение так и не пересмотрели, можно обжаловать результат проверки. Процедура обжалования двухэтапная:
-
Сначала подайте жалобу в вышестоящий налоговый орган. В первую очередь обратитесь в управление по субъекту, а если нет результата от первой жалобы – в центральный аппарат ФНС.
-
Если жалоба в ФНС не сработала, подавайте заявление в арбитражный суд.
Рассмотрим порядок действия налогоплательщика в случае обжалования.
Как подготовить жалобу в управление налоговой по субъекту
Плательщик может подать жалобу (п. 2 ст. 139, п. 2 ст. 139.1 НК):
-
до вступления в силу решения ИФНС – в течение месяца после вынесения;
-
после вступления в силу решения ИФНС – в течение года с даты вынесения.
Жалобы, которые подают до вступления решения в силу, называются апелляционными. У апелляционных жалоб есть существенное преимущество – на время их рассмотрения в управлении налоговой службы исполнение обжалуемого решения приостанавливается (п. 1 ст. 101.2 НК).
Вот как составить и подать жалобу в УФНС:
-
Определите дату и номер решения, которое собираетесь обжаловать. Напишите, какой налоговый орган вынес это решение.
-
Опишите суть жалобы. Четко и аргументировано излагайте свою позицию, ссылайтесь на подтверждающие документы. Если в материалах проверки этих документов нет, приложите их.
-
Напишите ожидаемый результат обжалования. Можно полностью или частично отменить решение ИФНС, пересмотреть доначисления, снять ответственность.
-
Выберите способ получения ответа по жалобе. Решение могут выслать в бумажном виде по почте или в электронном – в личный кабинет налогоплательщика или по ТКС.
-
Подпишите жалобу. Обязательно приложите заверенную копию приказа или иного документа с подтверждением полномочий подписанта. Подтвердить полномочия для УФНС нужно, даже если в деле уже есть подтверждающий документ (постановление АС Уральского округа от 21.05.2019 № Ф09-2476/19 по делу № А60-47393/2018).
Куда подать жалобу
Рассмотрением жалоб занимается управление Федеральной налоговой службы по субъекту, то есть вышестоящая инспекция. Но подавать жалобу все равно надо в вашу ИФНС – ту, которая вынесла решение по камералке. А уже в территориальной инспекции жалобу приложат к делу и передадут его в управление ФНС.
По правилам подавать апелляционную жалобу напрямую в ЦА ФНС нельзя. Но если плательщик отправил жалобу сразу в центральный аппарат, документы могут передать в управление ФНС (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2021 № Ф02-3182/2021 по делу № А19-6895/2020).
Как налоговики рассмотрят жалобу
В отличие от дел по камералке в ИФНС, плательщик не может участвовать в рассмотрении жалоб в УФНС. Такие жалобы изучают заочно.
Управление вызывает налогоплательщика, если:
-
Обнаруживает противоречия, несоответствия между сведениями в деле от ИФНС и информацией в жалобе от налогоплательщика (п. 2 ст. 140 НК).
-
Решает убрать ошибки, которые допустили в ИФНС при работе с делом, и рассмотреть его заново (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.10.2020 № Ф04-4286/2020 по делу № А75-22107/2019).
В остальных случаях плательщика вызывают только на усмотрение УФНС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.09.2022 № Ф04-4868/2022 по делу № А75-12429/2021). Именно поэтому налоговики рекомендуют подробно, понятно и точно излагать все аргументы в жалобе. Ведь возможности предоставить дополнительные пояснения по делу у вас может и не возникнуть.
Управление рассматривает жалобу в течение месяца, но этот срок могут продлить еще на один месяц. Плательщика письменно уведомят о продлении в течение трех рабочих дней (п. 6 ст. 140 НК).
Важно! Если управление ФНС полностью или частично утвердит решение ИФНС, оно вступит в силу с момента утверждения. Пересмотреть это дело получится только через дальнейшее обжалование в арбитражном суде.
Когда подавать дополнительную внесудебную жалобу
Такую жалобу в ЦА ФНС разрешают подать вместе с обращением в суд или отдельно. Но нужно учитывать сроки: судебное обжалование можно подать только в течение трех месяцев с момента, когда плательщик узнал о решении УФНС (п. 3 ст. 138 НК, п. 4 ст. 198 АПК).
Важно! Если подаете внесудебную жалобу в центральный аппарат ФНС, срок обжалования в суде из-за этого не продлевает (постановление АС Уральского округа от 27.08.2021 № Ф09-5659/21 по делу № А76-47571/2020).
И еще одно важное правило, на которое указывает постановление АС Волго-Вятского округа от 10.11.2022 № Ф01-5219/2022 по делу № А43-29408/2021. Если управление ФНС отправило решение по жалобе плательщика и электронно по ТКС, и в бумажной форме по почте, срок на судебное обжалование определяют с того момента, когда вы получили бумажное решение.
Получите шпаргалку по ЕНП
Подпишитесь на дайджест от Журнала Экстерна и получите шпаргалку по ЕНП в подарок.
Реклама: АО «ПФ «СКБ Контур», ИНН: 6663003127, ОГРН 1026605606620, +16, erid: LjN8KHPy3
Как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки
Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:
- Выездная проверка (ст. 89 НК РФ);
- Камеральная проверка (ст. 88 НК РФ).
Цель камеральных проверок
В отличие от выездной проверки, которая требует больших трудозатрат и проводится редко, камеральной проверке подвергаются практически все декларации. Она проводится в большей мере без человеческого участия с помощью автоматизированных систем. Через них ФНС России получает значительное количество сведений:
- данные о выставленных и полученных счетах-фактурах;
- информация о расчетах, производимые через онлайн-кассы;
- сведения Росреестра о сделках с недвижимостью;
- сведения ФТС по сделкам, связанным с экспортом и импортом товаров;
- информацию о движении денег по банковским счетам — по запросу.
Это далеко не полный перечень. В 2021 году к нему добавились сведения о движении ряда импортных товаров, так называемая система прослеживаемости товаров (Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).
ФНС России проводит в год более 60 млн камеральных проверок. Количество результативных камеральных проверок незначительное: только по 5 из 100 проверок выявляют нарушения. Размер доначислений налоговых платежей незначительный — около 30 000 руб. на одну результативную проверку.Основная цель камерального контроля не доначислить налоги и наложить штрафы, а понудить налогоплательщиков самостоятельно исправить ошибки, устранить нарушения и доплатить суммы налогов. Налоговые органы проводят «тотальный» камеральный контроль. По его результатам налогоплательщикам предлагают дать пояснения о причинах тех или иных несоответствий или уточнить свои налоговые обязательства.
Порядок назначения камеральной проверки
Проводят камеральную проверку на территории инспекции. Для этого не требуется никаких решений. Подача первичной или уточненной декларации — это уже основание, чтобы начать камеральную проверку (п. 1 и п. 2 ст. 88 НК РФ). Правила проведения камеральной проверки одинаковы для отчетности налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента (п. 10 ст. 88 НК РФ).
Порядок проведения камеральной проверки
Вначале все декларации подвергаются автоматизированному контролю. Система сопоставляет данные из декларации с данными другой отчетности, со сведениями от онлайн-касс, а также информацией из других источников.
Наличие в базе ФНС России всех счетов-фактур и специального программного комплекса АСК-НДС позволяет сравнивать данные об их отражении между декларациями контрагентов. Система АСК НДС может автоматически отнести плательщика к высокой, средней или низкой группе риска по НДС (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).
Установив ошибки, несоответствия данных, налоговая проводит несколько мероприятий.
Полезную информацию о выездных проверках вы найдете в статье «Как проходит выездная налоговая проверка. Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру»
Мероприятия налогового контроля
Направление требование о представлении пояснений
Во всех случаях, когда налоговая инспекция установила в декларации какие-то несоответствия, ошибки, она может направить проверяемому плательщику требование о представлении пояснений. Форма приведена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточненную декларацию. Документы на основании такого требования он представлять не обязан, но вправе это сделать.
Направление требование о представлении документов
В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы:
- в декларации заявлены льготы — налоговая вправе запросить документы, подтверждающие их;
- представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
- в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
- представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
- выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.
Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.
Когда запрашивают документы, а не пояснения, в адрес налогоплательщика направляют «Требование о представлении документов (информации)». Форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС № ММВ-7-2/628@. Порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.
Получили такое требование? Прежде всего проверьте, есть ли указанные выше основания. Если ст. 88 НК РФ не предусмотрены основания для его направления, то такие действия налогового органа неправомерны.
В этом случае рекомендуется направить в его адрес запрос с просьбой уточнить, на каких основаниях направлено это требование.
Подробно о правах налогового органа в части требований и порядке ответа мы рассказывали в статье «Что делать, если налоговая требует документы и пояснения».
Осмотр
Проведение осмотра помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):
- в декларации заявлено возмещение налога;
- выявлены противоречия в декларации или ее данные расходятся с данными контрагентов, что приводит к занижению налога;
- выявлены несоответствия между сведениями налогоплательщика и его контрагентов по операциям, связанными с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Прочие мероприятия налогового контроля
При камеральной проверке, как и при выездной, налоговики вправе:
- истребовать документов у контрагентов, проверяемого лица;
- допросить свидетелей (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
- назначить экспертизу (подп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).
Срок проведения камеральной проверки
Срок камеральный проверки — три месяца с момента представления декларации. Для декларации по НДС установлен срок два месяца. Его могут продлить до трех месяцев, если установят признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Акт камеральной проверки составляют, только если обнаружили нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Однако нарушение этого срока не приводит к отмене результатов камеральной проверки (п. 3 письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, письмо ФНС России от 25.01.2021 № СД-4-2/778@).
Требования к форме акта камеральной проверки такие же, как и к выездной проверке (приказ ФНС № ММВ-7-2/628@). Акт может быть на бумаге или в электронном виде. У налогоплательщика есть месяц, чтобы направить возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).
У ФНС России большой объем сведений об имуществе и операциях налогоплательщиков. Налоговая проводит широкомасштабный камеральный контроль за полнотой уплатой налогов. Цель — подтолкнуть налогоплательщиков добровольно уточнить свои налоговые обязательства. Налогоплательщикам следует настроиться на постоянное взаимодействие с налоговыми органами по даче пояснений, связанных со своей деятельностью и деятельностью свих контрагентов. Для этого важно четко знать свои права и права налоговой инспекции при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.
Для иностранных организаций камеральную проверку могут проводить в течение 6 месяцев со дня отчётности. Это значит, что любая компания под прицелом налоговиков круглый год: все 4 квартала. Утешает только то, что компании имеют право не соглашаться с выводами инспекторов, оспаривать их. А ещё инспекторы порой допускают ошибки, что может в целом отменить доначисления или значительно снизить их.
Наш кейс
Клиент вначале налогового квартала числился в налоговом отделении по Московской области, а в середине квартала перешёл в налоговую в Москве. Естественно, смена налогового отделения вызвала пристальный интерес фискалов, и в компании началась камеральная проверка. По итогам, компании доначислили налог на имущество и пени за несвоевременную уплату.
Бухгалтер усомнился в правомерности доначислений, и рекомендовал владельцу компании не спешить уплачивать налог. Тем временем бухгалтер пыталась дозвониться в налоговую, чтобы выяснить ситуацию. Но дозвониться до налоговиков — дело нелёгкое, поэтому вопрос завис на целых 5 месяцев. Что было дальше, и поплатилась ли компания за медлительность бухгалтера?
Инспектор ошибся — компания сэкономила
Время от времени инспекторы в акте камеральной проверки допускают ошибки. Это даёт возможность отменить решение по акту или снизить доначисления.
Акт камеральной проверки оформляется согласно требованиям, изложенным в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Бланк имеет структуру:
- вводная часть;
- факты нарушения налогового законодательства, подкреплённые документальными подтверждениями. Это могут быть: протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Вместо протоколов инспекторы могут прикладывать выписки, если сведения не подлежат разглашению (п. 3.1 ст. 100 НК);
- итоговая часть с выводами и предложениями инспекторов.
На что стоит обратить внимание в акте?
- Дата составления акта. Акт инспекторы должны составить не позднее 10 рабочих дней после проведения камеральной проверки.
- Реквизиты. Если хоть часть из них отражена неверно, вы избежите доначислений
- Приложение к акту (там, где протоколы допросов, сведения от контрагентов и банков). Если приложения нет — это грубое нарушение инспекторов, и вы спасены от штрафов. Если приложение есть, особенно тщательно проверьте выписки из конфиденциальных документов. Если в них недостаточно сведений, это может значить, что их добыли с нарушением закона. Соответственно, эти данные не могут быть учтены
- Сроки оповещения компании. В течение 5 рабочих дней после подписания акта камеральной проверки его обязаны вам вручить. Вы можете уклониться от получения акта, сославшись на свою некомпетентность. Тогда акт направят в компанию заказным письмом.
- Если налоговики не поинтересовались, дошло ли в организацию заказное письмо. Говоря просто, это даёт возможность компании заявить о том, что она не была извещена о предстоящем рассмотрении итогов проверки. Потому фискалы будут использовать почту наряду с другими каналами извещения, и доказывать, что налогоплательщик был в курсе событий.
- Если о результатах проверки вас известили только по телефону, у вас все шансы оспорить доначисления. Контролёры приняли недостаточно мер по информированию компании, а значит, нарушили её права на защиту. Судьи в таком случае соглашаются с аргументами защиты, ссылаясь на п.2 ст.101 НК.
Нарушений в ходе камеральной проверки не выявлено
В таком случае инспекторы не обязаны оформлять акт камеральной проверки. Но опытные бухгалтеры для безопасности компании запрашивают в инспекции письменное уведомление о том, что проверка завершена и нарушений не выявлено. Для этого пишут запрос в произвольной форме с просьбой оповестить о результатах проверки и определить правильность применения налогового законодательства в компании. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК, налоговики обязаны дать ответ в чёткой и понятной форме.
Как оспорить акт камеральной проверки
Единой формы для возражений по акту камеральной проверки нет. Вы можете воспользоваться формой, рекомендованной в информации ФНС от 25.04.2018. Перечислите пункты акта, с которыми вы не согласны, приложите подтверждающие документы. Подать возражения на акт вы можете в течение месяца с того дня, как получили его (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения по акту подают на имя руководителя ИФНС либо письмом, либо по телеккомуникационным каналом связи.
После рассмотрения ваших возражений, руководитель инспекции или его заместитель выносят решение, в том числе, и о мерах дополнительного налогового контроля. Если такие меры потребовались, по результатам дополнительной проверки инспекторы обязаны оформить дополнение к акту камеральной проверки и вручить в течение 5 рабочих дней. Для возражений по дополнению у компании есть 15 рабочих дней.
ИФНС учитывает все материалы и выносит решение. Компания должна быть извещена об окончательном решении в течение 5 дней, но в силу оно вступает через месяц. Если не оплатить доначисленные по решению налоги, через 20 рабочих дней инспекторы выставят требование. Если и после этого оплата в бюджет не поступает, то через два месяца ИФНС вынесет решение о взыскании налога.
Сроки по взысканию долга и оспариванию решения
5 месяцев спустя
В случае нашего клиента, ИФНС нарушила порядок оповещения организации о результатах проведения камеральной проверки. С момента выставления Акта налоговой проверки от 21.06.2019 до формирования Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.12.2019, которые были получены через ТКС 09.12.2019, прошло более 5 месяцев. Требований о представлении пояснений за этот период не поступало, что является нарушением законодательства. Отправив возражение в ИФНС, нам удалось добиться отмены акта правонарушения и избежать штрафа в 15 000 руб. для клиента.
Вывод
Если факты и выводы, изложенные в акте проверки, не совпадают с действительностью, подайте в инспекцию письменное возражение
Попытайтесь снизить ответственность по акту проверки, если инспекторы допустили ошибки в акте или нарушили порядок оповещения компании
Используйте чек-лист, чтобы добиться обжалования решения ИФНС. Этот план поможет сделать все шаги в нужной последовательности и не упустить важные этапы.
Скачать чек-лист →
Акт, в котором фиксируются результаты проверки, ИФНС составляет в течение 10 рабочих дней после ее окончания (п. 1 ст. 101 НК РФ). Однако нарушение этого срока не влияет на законность решения, принятого на основании акта. И пересмотреть такое решение только лишь из-за просрочки составления акта не получится (Определение ВС от 07.02.2020 № 305-ЭС19-28134 по делу № А40-119517/2019).
Следующий этап процедуры — вручение акта налогоплательщику. Сделать это ИФНС должна в течение пяти рабочих дней (п. 5 ст. 100 НК РФ). Нарушение срока также не будет поводом для отмены решения (Определение ВС от 18.03.2020 № 304-ЭС20-2124 по делу № А03-20858/2018, Постановление АС Московского округа от 20.05.2022 № Ф05-9083/2022 по делу № А40-105133/2021). А вот невручение акта — ошибка существенная и влечет безусловную отмену решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Если налогоплательщик отказывается или как-то иначе уклоняется от получения акта, документ ему направят по почте заказным письмом. Акт считается врученным на шестой рабочий день, считая с даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). И тогда для отмены решения по основанию «неполучение акта» уже налогоплательщику придется предъявлять доказательства, что документ ему не доставили по независящим причинам: из-за ошибки в адресе, допущенной ИФНС или почтовым работником, утере письма и т.п. (Постановление АС Уральского округа от 19.04.2021 № Ф09-1693/21 по делу № А47-17075/2018).
Таким образом, вручение акта — это первый уровень «обороны» налогоплательщика, который может дать повод для пересмотра решения по камеральной проверке.
Но на практике подобные ошибки ИФНС допускает нечасто. Тем более, всегда можно направить акт по ТКС. Поэтому следующий этап — изучение полученного документа.
Акт — официальный документ, где ИФНС фиксирует нарушения, выявленные при проверке, а также приводит доказательства и ссылки на нормы НК РФ. Другими словами, акт — своего рода обвинительное заключение.
В нем указывается:
- какие нарушения, по мнению налоговой, допустил плательщик;
- чем это подтверждается;
- какие меры следует в связи с этим применить.
Чтобы пересмотреть решение по проверке, налогоплательщику придется эти обвинения внимательно изучить. Причем не только по содержанию, но и по форме.
Шаг 1
Проверьте выполнение инспекторами всех формальностей, связанных с составлением акта. Удостоверьтесь, что документ составлен по официальной форме — она утверждена Приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Шаг 2
Пролистайте документ до конца и проверьте, есть ли подписи должностных лиц ИФНС, проводивших проверку и составивших акт.
Обратите внимание на дату рассмотрения материалов проверки в налоговом органе. Она указывается в извещении, которое прилагается к акту. Между датой рассмотрения материалов и получением акта проверки должно пройти не менее месяца.
Шаг 3
Пробегитесь по тексту акта и посмотрите, какие вменяются нарушения. Особое внимание — к документам, которые использует ИФНС для подтверждения своей позиции.
Документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных при проверке, должны быть приложены к акту (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Могут не прилагаться:
- бумаги, которые и так есть у налогоплательщика;
- документы, содержащие налоговую, банковскую тайну или персональные данные. В этом случае прилагается выписка, либо документы в нужной части цитируются непосредственно в акте (Определение ВС от 28.07.2020 № 309-ЭС20-9602 по делу № А60-28780/2019).
Если документы не приложены и не процитированы, это может быть поводом для отмены решения из-за нарушения права на защиту (п. 14 ст. 101 НК РФ).
После проверки акта на формальное соответствие НК РФ переходим к изучению претензий ИФНС по существу.
Добиться пересмотра решения по камеральной проверке можно несколькими способами.
Способ 1. Подготовка возражений по акту проверки
Возражения будут рассмотрены руководством ИФНС наряду с актом и обязательно должны быть учтены при вынесении итогового решения по камералке. Это значит, что начальник ИФНС (или его заместитель) должны не только изучить все изложенные налогоплательщиком факты, но и дать им официальную оценку, т. е. указать в решении, какие возражения принимаются, а какие — нет и почему.
На подготовку возражений налогоплательщику дается месяц со дня вручения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Именно поэтому дата рассмотрения, указанная в прилагаемом к акту извещении, не может быть ранее, чем через месяц после его получения.
Возражения составляются в письменной форме. К ним можно приложить любые документы (заверенные копии), которые подтвердят аргументы плательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ). Во время работы над возражениями можно подать в инспекцию заявление об ознакомлении с материалами проверки.
Инспекторы обязаны ознакомить вас со всеми материалами налоговой проверки не позднее двух дней с даты подачи заявления. Ознакомление заключается в визуальном осмотре, изготовлении выписок, снятии копий — за счет налогоплательщика, его силами и средствами. При этом должны быть представлены все документы, в том числе содержащие налоговую, банковскую тайну или персональные данные. Ограничивать налогоплательщика в копировании таких документов нельзя (Определение ВС от 28.07.2020 № 309-ЭС20-9602 по делу № А60-28780/2019).
Готовые возражения подписываются налогоплательщиком или его представителем и передаются в ИФНС. Сделать это можно очно или дистанционными способами — по почте или ТКС.
Используйте чек-лист, чтобы добиться обжалования решения ИФНС. Этот план поможет сделать все шаги в нужной последовательности и не упустить важные этапы.
Скачать чек-лист →
Акт, в котором фиксируются результаты проверки, ИФНС составляет в течение 10 рабочих дней после ее окончания (п. 1 ст. 101 НК РФ). Однако нарушение этого срока не влияет на законность решения, принятого на основании акта. И пересмотреть такое решение только лишь из-за просрочки составления акта не получится (Определение ВС от 07.02.2020 № 305-ЭС19-28134 по делу № А40-119517/2019).
Следующий этап процедуры — вручение акта налогоплательщику. Сделать это ИФНС должна в течение пяти рабочих дней (п. 5 ст. 100 НК РФ). Нарушение срока также не будет поводом для отмены решения (Определение ВС от 18.03.2020 № 304-ЭС20-2124 по делу № А03-20858/2018, Постановление АС Московского округа от 20.05.2022 № Ф05-9083/2022 по делу № А40-105133/2021). А вот невручение акта — ошибка существенная и влечет безусловную отмену решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Если налогоплательщик отказывается или как-то иначе уклоняется от получения акта, документ ему направят по почте заказным письмом. Акт считается врученным на шестой рабочий день, считая с даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). И тогда для отмены решения по основанию «неполучение акта» уже налогоплательщику придется предъявлять доказательства, что документ ему не доставили по независящим причинам: из-за ошибки в адресе, допущенной ИФНС или почтовым работником, утере письма и т.п. (Постановление АС Уральского округа от 19.04.2021 № Ф09-1693/21 по делу № А47-17075/2018).
Таким образом, вручение акта — это первый уровень «обороны» налогоплательщика, который может дать повод для пересмотра решения по камеральной проверке.
Но на практике подобные ошибки ИФНС допускает нечасто. Тем более, всегда можно направить акт по ТКС. Поэтому следующий этап — изучение полученного документа.
Акт — официальный документ, где ИФНС фиксирует нарушения, выявленные при проверке, а также приводит доказательства и ссылки на нормы НК РФ. Другими словами, акт — своего рода обвинительное заключение.
В нем указывается:
- какие нарушения, по мнению налоговой, допустил плательщик;
- чем это подтверждается;
- какие меры следует в связи с этим применить.
Чтобы пересмотреть решение по проверке, налогоплательщику придется эти обвинения внимательно изучить. Причем не только по содержанию, но и по форме.
Шаг 1
Проверьте выполнение инспекторами всех формальностей, связанных с составлением акта. Удостоверьтесь, что документ составлен по официальной форме — она утверждена Приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Шаг 2
Пролистайте документ до конца и проверьте, есть ли подписи должностных лиц ИФНС, проводивших проверку и составивших акт.
Обратите внимание на дату рассмотрения материалов проверки в налоговом органе. Она указывается в извещении, которое прилагается к акту. Между датой рассмотрения материалов и получением акта проверки должно пройти не менее месяца.
Шаг 3
Пробегитесь по тексту акта и посмотрите, какие вменяются нарушения. Особое внимание — к документам, которые использует ИФНС для подтверждения своей позиции.
Документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных при проверке, должны быть приложены к акту (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Могут не прилагаться:
- бумаги, которые и так есть у налогоплательщика;
- документы, содержащие налоговую, банковскую тайну или персональные данные. В этом случае прилагается выписка, либо документы в нужной части цитируются непосредственно в акте (Определение ВС от 28.07.2020 № 309-ЭС20-9602 по делу № А60-28780/2019).
Если документы не приложены и не процитированы, это может быть поводом для отмены решения из-за нарушения права на защиту (п. 14 ст. 101 НК РФ).
После проверки акта на формальное соответствие НК РФ переходим к изучению претензий ИФНС по существу.
Добиться пересмотра решения по камеральной проверке можно несколькими способами.
Способ 1. Подготовка возражений по акту проверки
Возражения будут рассмотрены руководством ИФНС наряду с актом и обязательно должны быть учтены при вынесении итогового решения по камералке. Это значит, что начальник ИФНС (или его заместитель) должны не только изучить все изложенные налогоплательщиком факты, но и дать им официальную оценку, т. е. указать в решении, какие возражения принимаются, а какие — нет и почему.
На подготовку возражений налогоплательщику дается месяц со дня вручения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Именно поэтому дата рассмотрения, указанная в прилагаемом к акту извещении, не может быть ранее, чем через месяц после его получения.
Возражения составляются в письменной форме. К ним можно приложить любые документы (заверенные копии), которые подтвердят аргументы плательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ). Во время работы над возражениями можно подать в инспекцию заявление об ознакомлении с материалами проверки.
Инспекторы обязаны ознакомить вас со всеми материалами налоговой проверки не позднее двух дней с даты подачи заявления. Ознакомление заключается в визуальном осмотре, изготовлении выписок, снятии копий — за счет налогоплательщика, его силами и средствами. При этом должны быть представлены все документы, в том числе содержащие налоговую, банковскую тайну или персональные данные. Ограничивать налогоплательщика в копировании таких документов нельзя (Определение ВС от 28.07.2020 № 309-ЭС20-9602 по делу № А60-28780/2019).
Готовые возражения подписываются налогоплательщиком или его представителем и передаются в ИФНС. Сделать это можно очно или дистанционными способами — по почте или ТКС.
Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн
Попробовать
Способ 2. Участие в рассмотрении
Следующий «бастион обороны», позволяющий пересмотреть решение по камералке, — рассмотрение дела в ИФНС. Налогоплательщик имеет право участвовать в этой процедуре лично и (или) через представителя. В свою очередь, инспекция обязана заблаговременно известить о времени и месте рассмотрения. Такое извещение должно направляться, даже если возражения по акту налогоплательщик не подавал.
Во время рассмотрения компания имеет право: предъявлять любые доказательства — в том числе те, что не вошли в возражения; высказывать мнение по всем вопросам; давать пояснения.
Если все вышеперечисленные меры эффекта не дали, а ИФНС по итогам камералки все же приняла решение, которое не устраивает налогоплательщика, можно пересмотреть решение через процедуру обжалования. Она также носит двухступенчатый характер:
-
на первом этапе жалоба подается «по инстанции» — в вышестоящие налоговые органы: сначала в управление по субъекту, а затем, при желании, в центральный аппарат ФНС;
-
на втором этапе — в суд.
Рассмотрим подробнее.
Подготовка жалобы в УФНС по субъекту
Это первый шаг в обжаловании. Жалобу можно подать как до вступления в силу решения — в течение месяца после его вынесения, так и после этого — в течение года с даты вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Жалоба, которая подается до вступления решения в силу, именуется апелляционной и имеет несомненный плюс, так как приостанавливает исполнение обжалуемого решения на время рассмотрения в УФНС (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).
При подготовке жалобы:
- укажите, какое именно решение (с датой и номером) обжалуется, какая ИФНС его вынесла;
- последовательно, четко и недвусмысленно изложите аргументы со ссылками на подтверждающие документы. Если этих документов нет в материалах проверки, приложите их к жалобе;
- укажите, какой результат рассмотрения вы ожидаете: отмену решения полностью или в определенной части, пересмотр доначисленных сумм, освобождение от ответственности и т.д.;
- укажите способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронной форме по ТКС либо через личный кабинет.
Затем поставьте подпись и приложите заверенную копию документа, подтверждающего полномочия, даже если в материалах проверки уже он уже есть (Постановление АС Уральского округа от 21.05.2019 № Ф09-2476/19 по делу № А60-47393/2018).
Куда подавать жалобу
Хотя рассматривает жалобу вышестоящий налоговый орган, подается она в ту инспекцию, которая решение вынесла. Инспекторы приложат эту жалобу к материалам проверки и сами передадут в УФНС.
Подавать апелляционную жалобу сразу в центральный аппарат ФНС России нельзя. Но если это сделано, ФНС может перенаправить ее в управление (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2021 № Ф02-3182/2021 по делу № А19-6895/2020).
Рассмотрение жалобы
Рассматривают жалобу в заочном режиме. Участие налогоплательщика в этом мероприятии не предусмотрено. УФНС вызывает плательщика только в двух случаях:
- при выявлении противоречий или несоответствий между сведениями, имеющимися в деле, и (или) между сведениями из дела и данными, дополнительно поданными налогоплательщиком (п. 2 ст. 140 НК РФ);
- если в ходе рассмотрения жалобы УФНС решит устранить процедурные ошибки, допущенные инспекцией, рассмотрев дело заново (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.10.2020 № Ф04-4286/2020 по делу № А75-22107/2019).
В остальных ситуациях вызов плательщика — право, а не обязанность УФНС (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.09.2022 № Ф04-4868/2022 по делу № А75-12429/2021). Поэтому все аргументы излагаются в жалобе максимально доступно и точно, ведь возможности дать пояснения «по ходу» не будет.
УФНС рассматривает поступившую жалобу в течение месячного срока, но он может быть продлен еще на месяц. О принятом решении УФНС в письменной форме извещает компанию в течение 3 рабочих дней (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Если вышестоящий налоговый орган утвердил (полностью или в части) решение ИФНС, проводившей проверку, оно вступает в силу с момента его утверждения. Дальнейший пересмотр решения в такой ситуации возможен через повторное обжалование. Обращаться с таким заявлением следует в арбитражный суд.
Дополнительная внесудебная жалоба
Жалобу в центральный аппарат ФНС России можно подать как наряду с обращением в суд, так и отдельно. При этом нужно учитывать, что срок на судебное обжалование органичен: 3 месяца с даты, когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о решении УФНС (п. 3 ст. 138 НК РФ, п. 4 ст. 198 АПК РФ). Подача внесудебной жалобы в ФНС России этот срок не продлевает (Постановление АС Уральского округа от 27.08.2021 № Ф09-5659/21 по делу № А76-47571/2020).
Если УФНС направило решение по жалобе одновременно и по ТКС, и по почте на бумажном носителе, то срок на судебное обжалование исчисляется с даты получения решения на бумаге (Постановление АС Волго-Вятского округа от 10.11.2022 № Ф01-5219/2022 по делу № А43-29408/2021).