Разговор о допущенной ошибки в выборе

Беседа
«Ошибки в выборе профессии»

Цель: создание условий для
формирования у учащихся правильных взглядов на выбор будущей профессии.

 Задачи: помочь учащимся осознать
привлекательные и непривлекательные стороны любой профессии; познакомить с
возможными ошибками и их последствиями при выборе профессии; познакомить с
алгоритмом выбора профессии.

1.
Прежде чем приступить к понятию «ошибка», предлагаю вам эпиграф Антона
Павловича Чехова.

Бездарный
ученый, тупица,

прослужил
24 года, не сделав ничего хорошего,

дав
миру десятки таких же бездарных

узких
ученых, как он сам.

Тайно
по ночам он переплетал книги –

это
его истинное призвание: здесь он артист и

испытывает
наслаждение. К нему ходит

переплетчик,
любитель учености. Тайно по

ночам
он занимается наукой …

А.П.Чехов

Обсуждение
эпиграфа:

о
чем говорит А.П.Чехов?

актуальна
ли описанная ситуация для нашего времени? Почему?

2.
Выбор профессии одно из самых ответственных решений в жизни человека. И на этот
выбор многое влияет: огромное количество альтернативных вариантов,
необходимость учитывать различные факторы. Если отрезать неровно колбасу для
бутерброда – это не смертельно. Если закройщик ошибся в раскрое материала –
ценой ошибки будет испорченный материал. А какова цена ошибки хирурга или
авиадиспетчера, обходчика железнодорожных путей или сапера?

Что
такое ошибка в выборе профессии?

Чем
она может быть вызвана?

Каковы
последствия ошибок?

На
эти проблемные вопросы мы должны сегодня ответить.

 Основными факторами выбора профессии традиционно считаются
следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности,
уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии,
состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных
бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство
старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии. Итак, какие
же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального
самоопределения.

 Первое, что следует отметить, — это недостаточная
информированность о мире профессий, о её перспективах
и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований,
учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то
время как в мире их насчитывается более десяти тысяч.

 Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не
задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас
самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду
большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается
число возможных рабочих мест.

 Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это,
пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое
часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не
готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная
профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может
привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят
друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям
и интересам.

 Третье — увлечение внешней стороной профессии, что
условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся
привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им
эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные
профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д.
При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день,
психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией
и др.

 Четвертое — влияние престижности, популярности
профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное
мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что
престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со
временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате
этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий
и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители
в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются
навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру,
все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта
профессия.

 Шестое — отождествление школьного учебного предмета
с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится
настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую
профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься.
Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или
же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз,
упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать
с детьми.

 Седьмое — неумение анализировать особенности
собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают
с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу.
У них отсутствует представление о собственных способностях,
интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться
к помощи психолога, который с помощью психодиагностики,
индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей
профессиональной деятельности.

 Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня
образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить
как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень
часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее
образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей,
существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес
к профессии и личностные способности, противоречат физическим
возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя
работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам,
человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами,
за компьютером и т. д.

А
сейчас у нас с вами разбор практических ситуаций. Вам будет дана ситуация, а вы
отвечаете на вопрос:

Чем были вызваны допущенные ошибки?

Ситуация.


Олег всегда увлеченно занимался географией, но когда поступил на факультет
топографии, то понял, что- то ему не по душе.


Анна не уверена в себе. Мама посодействовала её поступлению в
экономико-правовой колледж (специальность «Правоведение»). Но учиться ей не
нравится. Большую часть
времени занимается рисованием. Считает, что никто ее не
понимает.


Мечта стать корреспондентом осуществилась, но стать им настоящим он не смог,
так как долго и тактично не умеет разговаривать с людьми.


Люба в школе увлекалась математикой, активно занималась общественной работой.
По совету родителей выбрала профессию бухгалтера. Получив
профессиональное образование, несколько лет проработала в данной
должности. Работа быстро разонравилась, и она пришла за помощью в службу
занятости.


Светлана с сестрой закончили факультет иностранных языков:
Светлана закончила с отличием, а сестра еле-еле. Светлана работает
переводчиком, часто бывает за границей, а сестра решила поступить на курсы
секретаря-референта.

4.
Спасибо всем за ответы. Я думаю данное упражнение помогает на практике осознать
ошибки в выборе профессии.

Чтобы
не допускать ошибок, мы уже говорили, надо иметь преставления о профессиях.

Предлагаю
вам такое задание: Упражнение «Ассоциации»

 а
вы называете саму профессию.

Латынь,
тонометр, ампула, халат – врач.

Конституция,
суд, кодекс, консультация – юрист

Накладная,
чек, цена, витрина – продавец

Кипа
бумаг, цифры, зарплата, калькулятор – бухгалтер

Каскад,
лак, ножницы, расческа – парикмахер-модельер

Камера,
студия, негатив, пленка – фотограф

Винчестер,
клавиатура, диск, мышка – программист…

Молодцы!
Ответили быстро и правильно.

5.
Порой бывает сложно осознать, что ты имеешь право делать то, что тебе нравится
и доставляет удовольствие, а не то, чего ждут от тебя другие. А осознать это
необходимо, поскольку лишь в этом случае ты сможешь управлять своей судьбой.

Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих
способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления
о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений
и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

 Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг,
поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.
Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать
выпускнику при выборе будущей профессии:

 — во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих
интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических
возможностях;

 — во-вторых, подумать и оценить свои сильные
и слабые стороны;

 — в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые
соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились
явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

 Побеседовать с представителями избираемых профессий, по
возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями
и характером труда.

 Ознакомиться с учебными заведениями, в которых
можно получить избранную профессию. Сопоставить свои личные качества
и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

  Пять типов профессий:

1.              
«Человек-природа»

2.              
«Человек-техника»

3.              
«Человек-человек»

4.              
«Человек — знаковая система»

5.              
«Человек – художественный образ»

Рефлексия: Какие ошибки при выборе
профессии мы сегодня определили?

— Что такое ошибка в выборе
профессии?

— Чем она может быть вызвана?

— Каковы последствия ошибок?

-Как избежать ошибок при выборе
профессии?

— Были ли в истории вашей семьи такие
ошибки?

В
заключение хочу вам прочитать стихотворение Юрия Левитанского:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.

Желаю не ошибиться в выборе
профессии.

Вряд ли этот вопрос напрямую касается ваших профессиональных навыков.

Все они изложены в вашем резюме и сопроводительном письме. На собеседовании вам необходимо объяснить, почему именно вы являетесь идеальным кандидатом на рассматриваемую вакансию, и когда собеседник просит рассказать о своей ошибке, вы цепенеете.

Вряд ли кому-то нравится вспоминать свои неудачи. Тем не менее, если вы хотите получить эту работу, придется собрать свою волю в кулак и уверенно ответить на вопрос. «Задавая этот вопрос, собеседник пытается оценить вашу реакцию на неудачу», — утверждает Кори Листар, глава отдела кадров компании Oldcastle, которая расположена в Атланте и занимается поставками строительных материалов.

Эти советы помогут вам ответить на сложный вопрос и подобрать правильную формулировку, которая произведет нужное впечатление.

Никогда не говорите «никогда»

Те, кто утверждает, что никогда не совершали ошибок, очевидно, лгут, поэтому отвечайте максимально честно. Разумеется, это очень неловкая тема для обсуждения, однако вы должны принять свою ошибку и объяснить, как можно было бы ее исправить.

«Я предпочел бы, чтобы соискатель рассказал мне об уроке, который он извлек из своей ошибки», — говорит Джон Рамптон, основатель и генеральный директор компании Due, которая расположена в Пало Альто (штат Калифорния) и занимается выставлением онлайн-счетов. — «Соискатели постоянно совершают ошибки, однако нас интересует, как именно они с ними справляются».

Скажите: Три года назад, когда я работал в Х, я не успел закончить в срок один проект, а мой руководитель был к этому не готов.

Не перекладывайте вину

Признайте свою ошибку и возьмите на себя всю ответственность. Не пытайтесь переложить вину на кого-то другого или разделить ее между всеми участниками событий. Вряд ли собеседник хочет узнать о том, что коллега выдал вам непроверенные данные, которые привели к ошибке.

«Возьмите ответственность за ошибку на себя», — советует Рамптон. — «В конечном итоге, это должно было случиться».

«Взятие на себя ответственности подразумевает честность и раскаяние», — говорит Эндрю Перл, сертифицированный составитель резюме и карьерный консультант из компании Precision Resumes, расположенной в Орландо. Собеседник хочет увидеть, что вы адекватно реагируете на сложные вопросы, справляетесь с давлением и способны вписаться в корпоративную культуру компании, которую он представляет.

Если в рассматриваемой ситуации вы не можете полностью взять вину на себя, расскажите о другом случае.

Скажите: «Я сорвал сроки, потому что недостаточно эффективно общался с коллегами».

Расскажите о том, как вы справились с ситуацией

Детально объясните, как вы решили проблему. Будьте честны, как бы плохо это ни звучало. Как правило, собеседники видят все иначе.

«Представитель компании хочет знать, что кандидат достаточно гибок и может подстраиваться под ситуацию», — говорит Перл. — «Он просто исследует вашу реакцию на возникшую проблему».

Скажите: «Как только я понял, что сделать все в срок не удастся, я связался с ответственными лицами, и мы нашли дополнительные ресурсы, позволившие быстро закончить начатое».

Расскажите об уроках, которые вам удалось извлечь

«Вы можете признаться в любой ошибке — разумеется, если в конечном итоге вам удалось чему-то научиться», — говорит Листар. — «Собеседник жаждет услышать, что вы осознали произошедшее, и это больше не повторится».

Расскажите историю, которая подтвердила бы ваше желание учиться, не повторяя прежних ошибок. «Какой бы ни была должность, на которую вы претендуете, потенциальному работодателю нужен человек, который в первую очередь умеет решать проблемы», — говорит Перл. — «Этот вопрос позволяет выяснить всю необходимую информацию».

Скажите: «После этого случая я создал расписание для всех будущих проектов, в котором были обозначены точные сроки и состояние дел на текущий момент. С тех пор ситуация больше не повторялась».

Читайте также статью 100 вопросов для собеседования

Первая публикация: 2015-12-08

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Человек – существо социальное. Мы живем среди себе подобных, и ежедневно нам приходится общаться с множеством людей. Успешность общения зависит от умения налаживать контакт с одним человеком или с целой аудиторией.

К сожалению, не все знают правила успешной коммуникации и допускают типичные ошибки. Такие ошибки могут привести к неприятным последствиям, особенно в деловом общении – ведь они могут существенно повредить вашей карьере. И наоборот: хорошие ораторы, обладающие навыками общения, – как правило, успешные люди.
Чтобы вы могли научиться правильно вести разговор, избегая неловких ситуаций, мы познакомим вас с типичными ошибками общения, которых следует избегать.

Коммуникационные ошибки
Ошибка № 1 – невнимательность

Во время беседы многие люди часто невнимательно слушают собеседника. В уме у них уже крутятся мысли о том, что они сами через минуту будут говорить в ответ. Если же вы будете внимательно слушать все, что вам говорят, вы уловите гораздо больше информации, зачастую весьма любопытной. А это даст вам еще больше новых тем для разговора. Говорите с собеседником в первую очередь о том, что его интересует.
Как сказал Вильям Кинг: «Сплетник – это тот, кто говорит с вами о других. Зануда – это тот, кто говорит с вами о самом себе. Виртуоз общения – это тот, кто говорит с вами о вас».

Ошибка № 2 – слишком много вопросов

Если начать засыпать рассказчика вопросами, то разговор становится похожим на допрос. Тем более что назойливыми вопросами можно сбить собеседника с мысли и увести разговор в сторону.

Ошибка № 3 – затянувшаяся пауза

Каждый знает, как бывает неудобно в ситуации, когда необходимо продолжать общение, а говорить уже не о чем – все обычные темы уже исчерпаны. Прежде чем начать нервно перебирать в уме все события, о которых говорилось в последнее время в газетах или по телевизору, подумайте о том, что может послужить более интересной темой для продолжения разговора. Например, расскажите об интересной книге, которую вы недавно прочитали, или обсудите эпизоды из последней серии вашего любимого сериала (конечно, сначала нужно убедиться, что этот сериал нравится и вашему собеседнику). Можно поговорить о том, что вызывает интерес у вас обоих – о музыке, архитектуре, фигурном катании… Главное – не дать повиснуть долгой, неловкой паузе. Потому что потом наладить контакт будет еще тяжелее.

Ошибка № 4 – монотонность речи

Иногда бывает не столь важно, что вы говорите, сколь важно, как вы говорите. Если вы говорите, меняя интонацию, сопровождаете речь жестами, то именно это может сделать запоминающимся ваш рассказ. А если бубнить что-то на одной ноте? Представьте себе, что кто-то извлекает из пианино одну и ту же ноту пять, десять, пятнадцать минут подряд… Вам же просто убить его захочется! Другой важный фактор успеха рассказчика – четкая и не слишком быстрая (хотя и не слишком медленная!) речь.

Ошибка № 5 – угрюмое или сердитое выражение лица

Права поговорка, что «с улыбкой все становится краше»; а что касается разговора, то это вдвойне верно. Улыбка не только облегчает установление контакта, она имеет и еще один удивительный эффект: она помогает привлекать и удерживать внимание окружающих. Еще улыбка помогает быстрее урегулировать споры и конфликты. «Сердитый кулак не бьет по улыбающемуся лицу», утверждал Конфуций.

Ошибка № 6 – привычка перебивать других

Каждый участник разговора должен иметь возможность спокойно высказать свою мысль. Нельзя перебивать говорящего, чтобы перетянуть внимание на свою персону. Умение находить баланс между тем, чтобы говорить, и тем, чтобы слушать, является не только одним из принципов эффективного общения, но и вопросом об уровне ваших манер.

Ошибка № 7 – «я никогда не ошибаюсь!»

Целью нашего общения не должно становиться желание во что бы то ни стало отстоять свою точку зрения. Такая непримиримость и неумение уважать точку зрения другого человека приведет к тому, что разговор потеряет свою непринужденность, и дело может дойти даже до конфликта.

Ошибка № 8 – разговор на негативные темы

Плохое самочувствие, проблемы в семье, неприятности на работе – это вовсе не то, о чем было бы интересно услышать вашему собеседнику, если только он не ваш личный врач или психотерапевт. Для придания разговору непринужденности лучше рассказывать не о своих интимных проблемах, а о смешных случаях из вашей жизни.
Можно рассказать что-то интересное о том, чем вы увлекаетесь в свободное время. Если вы покажете свое чувство юмора и легкость вашего нрава, то окружающие, безусловно, и впредь будут стремиться к общению с вами.

Ошибка № 9 – скука

Иногда люди даже не замечают, что говорят о том, что другим не интересно. Разве можно слушать с интересом, например, восторженный рассказ мужчины о преимуществах своего нового автомобиля, который длится уже полчаса, да еще и в преимущественно женской аудитории? Вы должны быть готовы в такой ситуации спокойно перевести разговор на другую, интересную для всех тему. И сами никогда не говорите с другими о том, что может быть интересно только вам. Не совершайте подобные ошибки в общении и не заставляйте других считать вас скучным собеседником!

Ошибка № 10 – безразличие

Если кто-то делится с вами своими переживаниями, не стесняйтесь сказать о том, что вы чувствуете по этому поводу. Если вы будете просто стоять и молча слушать, то создастся впечатление, что вам безразличен и сам собеседник, и то, о чем он говорит. Не будьте пассивны во время разговора, иначе люди начнут избегать общения с вами.

Самые распространенные ошибки делового общения

Ошибки общения в деловых коммуникациях имеют свои особенности, хотя и перекликаются с повседневными ошибками в общении. И в том, и в другом случае подлинное общение является взаимным, двусторонним процессом, а не односторонней доставкой информации. И если в деловом общении отсутствует двусторонность, то это может серьезно повредить делу. Вы должны учитывать это, если хотите добиться успеха. К сожалению, многие люди, особенно руководители (пусть и небольшого уровня) воспринимают общение с подчиненными или другими работниками, стоящими чуть ниже на руководящей лестнице, как возможность взять на себя роль учителя, который знает все на свете и ожидает, что другие будут пассивно впитывать исходящие от него знания. И не знают об основных ошибках в общении, допуская их раз за разом. Что это за ошибки? Давайте рассмотрим несколько наиболее типичных из них.

Непонимание языка тела. Язык тела передает огромное количество информации, зачастую гораздо больше, чем при речевом общении. Сотрудники, которые не в состоянии освоить хотя бы азы невербального общения, могут не уловить истинного смысла сообщения, которое они слышат. Кроме того, не зная языка тела, можно самому неосознанно посылать противоречивые сигналы, что подорвет доверие к вам со стороны собеседника. Например, если вы скрещиваете ноги или руки во время разговора, то это может быть воспринято как знак, что ваш разум закрыт от восприятия того, о чем вам говорят, хотя на самом деле это может быть и не так. Или еще пример: вы разговариваете с потенциальным членом профсоюза и не обращаете внимания на то, что у него слегка подняты брови и взгляд блуждает где-то в стороне от вас. А обратить на это внимание стоило бы, потому что это сигнал о том, что перед вами не слишком надежный и порядочный человек.
Неумение слушать. Об этом уже говорилось – общение является улицей с двусторонним движением, и умение слушать в деловом общении часто бывает намного важнее умения говорить. Умение слушать – это не наследственная характеристика; этот навык необходимо изучать и тренировать, чтобы уметь эффективно общаться. Если вы не научитесь слушать, вы можете недопонять и затем извратить информацию, или в один прекрасный день пропустите важные указания или советы. Плохое умение слушать может также уменьшить возможности профлидеров толково объяснить задачу или урегулировать конфликт в коллективе.
Несоблюдение конфиденциальности. Некоторые вопросы не должны предаваться огласке, пока они находятся в стадии обсуждения. Если вам доверен секрет, вы должны его хранить от всех. Но и лгать, не желая раскрывать то, о чем говорить со всеми пока нельзя, ни в коем случае не стоит. Если вы прибегнете ко лжи, то есть риск, что вам перестанут доверять. Вместо того чтобы врать, научитесь отвечать так: «Я не вправе это комментировать», или: «Я не могу ответить на этот вопрос сейчас».
Бездействие. Если вы что-то не делаете или не говорите, то это все равно может дать людям какую-то информацию. Только информацию ложную. Если вы не хвалите, люди получают «сообщение», что их не ценят. Если не объясняете обоснованность решения, то вы даете понять, что не доверяете им. А если вы руководитель профорганизации (любого уровня) и не сообщаете, какие цели ставите перед своей командой, то люди не знают, как вам помочь туда добраться.
Непонимание интересов аудитории. В деловом общении всегда есть целевая аудитория. Четкое понимание интересов этой аудитории поможет сделать общение наиболее эффективным. Прежде чем приступать к общению с аудиторией (независимо от ее размера: это ваше выступление в конференц-зале или общение с двумя работниками), необходимо определить, какова цель этого общения. Это будет предоставление информации, чтобы убедить, повлиять на выбор? О чем вы будете говорить, и что от вас хотят услышать? Какие вопросы или возражения могут последовать? Ответы на эти вопросы помогут наладить полноценное общение в деловом ключе.
Использование неуместных форм общения. Может показаться, что персональное (т. е. лицом к лицу) общение в наше время становится все более неуместным. Почти все из нас сейчас общаются с помощью телефонов и компьютеров. Но все же живое человеческое общение необходимо нам больше, чем общение с помощью техники. Конечно, электронная почта очень удобна для мгновенной передачи любого объема информации; но использование такого вида общения совершенно неуместно для решения каких-либо эмоциональных проблем. В такой ситуации сообщения электронной почты можно слишком неверно истолковать. Здесь уж лучше прибегнуть хотя бы к телефону. В то же время телефонные разговоры по свей эффективности никогда не превзойдут эффективность личных встреч. При встрече собеседник не только услышит интонации вашего голоса, но еще и увидит ваши глаза, выражение лица, получит от вас другие невербальные сигналы.
Вы должны учесть еще и то, что разные люди по-разному воспринимают те или иные формы общения. «Слушатели» не станут заострять внимание на записках, но зато легко воспримут даже самый продолжительный разговор. «Читатели» хорошо воспринимают информацию в письменном виде, а во время разговора они могут упустить многие важные детали. Если вы будете разговаривать с «читателем» или писать «слушателю», вы можете не донести до них нужную информацию. Поэтому не стесняйтесь спрашивать у коллег и партнеров, как они предпочитают получать информацию.

Как избежать ошибок в век коммуникативных технологий

Уже говорилось о том, что некоторые люди от рождения одарены умением ладить и эффективно общаться с окружающими; но в наше время необходимо научиться правильному общению и с помощью коммуникативных технологий. Но каждое средство коммуникации может спровоцировать новый «модельный ряд» возможных ошибок общения. Рассмотрим их чуть подробнее.
Электронная почта. Электронная почта предоставляет ограниченные средства для передачи сообщений, потому что не включает в себя два самых важных элемента общения – тон голоса и язык тела. Без них ваша информация может быть неправильно истолкована – саркастическая шутка может быть воспринята как гневный выпад, раздражение будет проигнорировано, а намек, например, на срочность выполнения поручения, просто не будет замечен. Чтобы избежать ошибки в общении с помощью связи по e-mail, необходимо использовать простой, лаконичный язык и буквальные формулировки. Еще возможные ошибки:
Не отслеживается получение своего письма. Иногда мы слишком уж полагаемся на электронную почту. Но иногда ваше письмо может попасть в спам или в папку нежелательной почты, после чего оно автоматически удалится. Поэтому, если вы отправили важное письмо и не получили ответа, позвоните по телефону и убедитесь, было ли оно получено.
Неполное прочтение своей почты. Если вам отсылают письмо с подробной информацией, обучением или с ответами на конкретные вопросы, то при этом рассчитывают на то, что письмо будет прочитано полностью. Но зачастую мы не читаем письма до конца, а спустя какое-то время начинаем задавать вопросы, ответы на которые нам уже были даны. Поэтому необходимо взять за привычку прочитывать электронное сообщение от начала и до конца.
Телефонная связь. Как и в электронной связи, здесь существенным недостатком становится невозможность подкрепить сообщение языком тела (правда, здесь хотя бы присутствуют интонации голоса и темп речи, а это тоже важные невербальные сигналы). Недостаток разговора по телефону еще и в том, что он происходит в реальном времени, что исключает возможность редактирования и тонкой «настройки» сообщений, как это можно сделать в электронной или письменной корреспонденции. Одно необдуманное слово может свести на нет все ваши усилия. Поэтому нельзя начинать общение по телефону, основательно к нему не подготовившись.
Другие ошибки:
Принятие звонка в неподходящее время. Если вы находитесь на встрече или на совещании, возьмите за правило переводить телефон в режим вибрации. Будет совершенно неуместно, если вы ответите на звонок прямо во время делового разговора, а вашему собеседнику придется сидеть и ждать, пока вы закончите. Будет ошибкой также, если вы поднимете трубку только для того, чтобы сообщить, что не можете сейчас говорить. Собеседника вы все равно с мысли собьете, да и тот, кто звонил, наверняка подумает: «А зачем тогда вообще отвечала?» Ну, а уж если вы находитесь на совещании или конференции и вам поступил очень важный звонок – сначала выйдите из этого помещения, и только потом примите звонок.
Все ошибки и упущения в деловом общении раскрыть и описать довольно трудно. Главное, о чем вы должны помнить и что должны сделать – это обдумать основные цели вашего делового общения и действия, необходимые для поддержания этих целей. Спросите себя: как я могу наиболее эффективно передать сообщение? И будьте готовы спросить у других: «Как вы предпочитаете получать сообщения от меня?»
Американская писательница Энн Морроу Линдберг как-то сказала: «Хорошее общение бодрит, как кофе». Если вы хотите добиться успеха, но еще не совсем уверены в своих коммуникативных навыках, начните использовать данные советы и учтите приведенные предостережения. Есть все основания полагать, что они с легкостью научат вас эффективно и без ошибок общаться со всеми коллегами.

Организационный отдел ЦК Профсоюза (по материалам сайта www.jlady.ru)

Возможно, вам также будет интересно:

  • Разгибание на трицепс с гантелью ошибки
  • Разворошив листву палкой я увидел белый гриб где ошибка
  • Разворот с прилегающей территории ошибки
  • Разворот в ограниченном пространстве ошибки
  • Разводка гантелей лежа на скамье ошибки

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии