Логопедическая работа по теме
«Разделительный мягкий знак».
Катаева С.Л., учитель-логопед, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 140», г.Пермь.
Скачать презентацию-мастер-класс по теме
«Разделительный мягкий знак».
(размер файла 21,5Mb)
План.
I. Актуальность проблемы.
II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».
III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.
IV. Основные принципы работы.
V. Направления логопедической работы.
VI. Логопедическая работа
— на уровне слога
— на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
VII. Результативность работы.
VIII. Литература.
Актуальность проблемы.
Тема «Разделительный мягкий знак» является одной из самых сложных тем, изучаемых в начальной школе. Ошибки по написанию слов с разделительным мягким знаком являются очень распространенными и стойкими у большинства детей и, особенно у детей с нарушениями письма.
Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.
Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.
Виды и проявления ошибок. |
Возможные их причины |
Приёмы выявления |
Способы устранения. |
I.Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови —
соловьи |
1. Незнание правила. 2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит)
3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия. |
1. Попросить ребенка рассказать правило. 2. Попросить ребенка прочитать слог, слово с разделительным мягким знаком, либо назвать картинку, в названии которой есть разделительный мягкий знак. 3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без, например: ля – лья — ля,
солю — солью, полет — польет, Коля – колья, показать нужную картинку, Например: покажи, где Коля, а где колья.
|
1. Выучить или повторить правило. 2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение). 3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы: а) Зрительный анализатор: * дидактическое пособие ля- лья; *слоговая таблица с опорными знаками ле – лье; *индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку). б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад. в) Кинетический (двигательный) анализатор — слог без разделительного Ь — движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд. г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й. |
II.Неуместное использование разделительного Ь знака в словах,
например: вьишня — вишня, 23 февраля — 23 февраля.
|
1.Несформированность или нарушение фонематического слуха. 2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
1.См. I, п.3. 2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п. |
1.См. I, п. 3. 2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
III. Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например:
платие – платье,
веюга – вьюга,
леу – лью |
1.Неправильное произношение слов. 2. Нарушение фонематического восприятия. |
См. I, п. 2 См. I, п. 3 |
См. I, п. 2 См. I, п. 3 |
IV. Замена разделительного мягкого знака буквой й, например:
вйут — вьют
семйя – семья |
Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком. |
Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком. |
Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком. |
Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.
Цель коррекционной работы:
формирование у детей правильных представлений об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком.
Задачи.
- Научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
- Формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком.
- Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).
В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.
- Принцип квалификации дефекта – коррекция согласно выявленным причинам ошибок.
- Принцип максимального упрощения речевого материала – работу необходимо начинать со слогового уровня (наименьшей в данной теме речевой единицы).
- Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. После усвоения уровня слогов переходим на уровень слов, затем уровень словосочетаний и предложений, а потом на уровень текста. При выполнении заданий сначала опора на речь логопеда, затем на самостоятельное проговаривание.
- Принцип опоры на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинетический, кинестетический и другие).
Направления логопедической работы.
I.Повторение правила.
II.Формирование правильных произносительных навыков.
III.Формирование фонематических представлений.
IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Рассмотрим подробнее эти направления.
I. Повторение правила.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я. и. Например: платье, муравьи, вьюга.
II.Формирование произносительных навыков.
- Слушание образца правильного произношения.
- Сопряжённое воспроизведение.
- Отражённое воспроизведение.
- Самостоятельное воспроизведение.
Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
-Поля поле пашет, Коля колья колет.
— У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
— Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
III. Формирование фонематического восприятия.
1. С опорой на зрительный анализатор.
-Дидактическое пособие, в котором дети наглядно видят появление разделительного мягкого знака между согласной и гласной. На обратной стороне пособия при желании можно нарисовать подсказку — улыбку, которая растягивается с появлением мягкого знака.
-Слоговая таблица, предназначенная для чтения, дополнена знаками опорами — дугами, которые показывают, где согласный с гласным сливаются, читаются слитно, а где не сливаются и смягчённый согласный звучит отдельно от гласной.
-Индивидуальные зеркала, в которых дети наглядно видят изменения в положении своих органов артикуляции при произнесении слогов без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком попарно, например: ля — лья. не – нье. При произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку.
2. С опорой на кинестетический анализатор.
Логопед задаёт детям вопрос: «Какой слог произнести труднее слог с разделительным мягким знаком или без него?».
Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).
3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.
Логопед просит детей показать движением руки «дорожки» при звучании слога без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком
Слог без разделительного мягкого знака — движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком — волнообразное движение руки («съехали с горки»).
4. С опорой на слуховой анализатор.
Слуховой анализатор в конце нашей работы должен стать основным при определении наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах и словах. Дети должны будут научиться слышать раздельное звучание согласного звука и гласного 2 ряда, появление звука Й.
IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Нередко дети, чувствующие раздельное звучание согласного и гласного звука на слух, неправильно записывают слово. Они вместо мягкого знака пишут букву й, либо вместо буквы и после разделительного мягкого знака пишут букву й, то есть записывают слово, так как оно слышится. Поэтому во избежание подобных ошибок необходимо поработать над закреплением правильного графического образа слов с разделительным мягким знаком.
1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
— чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
— вставка буквы ь в слова,
-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.
Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.
Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).
Цель.
Ознакомление учащихся с различными приёмами определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах.
На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.
Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).
А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.
Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.
1.Уточнение правила.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.
Логопед вывешивает плакат.
Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).
Задание на закрепление правила.
Подчеркните разделительный мягкий знак среди буквосочетаний, данных на карточке, прочитайте слоги с разделительным мягким знаком:
тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, жьё.
Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака — он стоит между согласной и гласной 2 ряда.
2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.
Ля – лья
Ви – вьи
Не – нье
Тё – тьё
Дю – дью
Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака?
(Да, слоги звучат раздельно).
Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)
Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).
На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.
Это 2 способ — определение разделительного мягкого знака на слух.
Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).
Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.
3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.
Дети должны почувствовать и увидеть изменения, которые происходят с органами речи при попарном произнесении слогов с разделительным мягком знаком и без него. Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак,губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад. Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.
Это третий способ — губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».
А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).
Это четвёртый способ — рука «рисует» волну.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору.
А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.
Упражнения для закрепления.
1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ — прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ — «волна».
2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.
3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:
«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя — зья
бе —
ря —
чи —
ся —
лю —
«Убери разделит. мягкий знак»
лья — ля
рью —
бьи —
сья —
нья —
пью –
4.Игра «Внимательные ушки»
(выполни определённое действие, если в слоге есть разделительный мягкий знак): ни, ньи, ре, рье, чьи, чи, жи, жьи, зья, зя и т.д.
Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.
При работе на уровне слова осуществляется закрепление навыков определения наличия, либо отсутствия разделительного мягкого знака в словах. Логопед напоминает, а дети самостоятельно используют специальные приёмы, данные на уровне слога.
На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.
На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.
На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.
Задания и упражнения для закрепления.
1.Игра » Внимательные ушки».
а) хлопни, если почувствуешь, что в слове есть разделительный мягкий знак:
ветер, вьюга, стены, платье, лето, лисья, ночью и т. д.
б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п.
Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.
2. Игра «Четвёртое лишнее».
а) в слогах не – не – нье – не
б) в словах
— на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
— с опорой на самостоятельное проговаривание:
— по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
— по картинкам
3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.
Обязательно даются слова — «ловушки» без разделительного знака.
а) слова: листья — ____тья, лимон — ________
б) словосочетания: птичьи перья — _____чьи ______рья
в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.
4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.
ля – Оля, лямка, поляна и т.д.
лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.
5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.
Даются и «слова-ловушки».
а) с опорой на речь логопеда — оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)
б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.
6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.
Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.
Л | и | с | т | ь | я |
Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают
И все увядают.
7. Задания на вставку буквы ь.
а) в словах: в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица
б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.
в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.
г) в текстах:
Апр…ель.
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
Прокат…ился в н…ебе гром.
Мурав…и под старой ел…ю
Вс…ей сем…ёю строят дом.
8. Работа со словами-паронимами.
Здесь важно показать смыслоразличительную функцию разделительного мягкого знака (если исчезает разделительный мягкий знак, то изменяется значение слова).
а) Вставка буквы ь в слово с опорой на картинку.
б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.
в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.
г) Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча
«Добавь разделительный мягкий знак в слово»:
Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
«Убери разделительный мягкий знак «: полью – полю, пылью – пылю
9. Задания на словоизменение и словообразование.
а) образование множественного числа слов:
— на уровне слова: лист – листья, крыло – крылья, колос — колосья
— на уровне словосочетания: заячий хвост – заячьи хвосты, волчий зуб – волчьи зубы.
— на уровне предложения: Улетели на юг …………….(соловей)
Желтеют в саду ……………….(дерево)
б) образование отчеств от данных имён:
Анатолий – Анатольевич,
Василий –
Юрий —
Илья –
Савелий –
Сергей –
Евгений –
в) образование притяжательных прилагательных
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы?
У медведя? У кошки? У собаки?
г) Задания на самостоятельное словоизменение:
— на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак — ночь – ночью, вить — вьют, вьёт, сидеть — сиденье, Наташа — Наталья, весело – веселье.
— на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__
10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.
Подбор антонимов: болезнь – здоровье, скука – веселье, враги – друзья, легкомысленный – серьёзный, работа — безделье.
11. Выразительное чтение стихотворений.
12. Пересказы текстов.
13. Слуховые диктанты (задания на проверку).
— слова: клочья, Софья, весна, ружьё, ветер, прутья, вьюга.
— предложения: Без терпенья нет ученья.
— текст
Белочка.
У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.
Результативность работы
За период с 2008 по 2011 годы логопедические занятия посетили 50 учащихся, допускавших ошибки по теме «Разделительный мягкий знак»
После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме.
10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.
В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.
- Чётко проговаривать слова с разделительным мягким знаком.
- Безошибочно определять слова с разделительным мягким знаком на слух.
- Правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.
Литература.
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1-4 кл.). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.:Дельта, 1997.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.:ФГУИППВ, 2004.
- Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс. пособие по русскому языку для начальной школы. /Уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1997.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы./ Уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1997.
- Узорова О.В. Разделительный мягкий и твёрдый знаки: все основные орфограммы русского языка: 1-4 кл. /О.В. Узорова, Нефёдова Е.А. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, К: ГИППВ, 1998.
Желаем успехов!
Задания для проверки знаний учащихся 2 класса по теме
«Мягкий знак разделительный и показатель мягкости».
Выборочные
диктанты.
Записать слова с разделительным мягким знаком.
1) Ночью была вьюга. 2) Трещали сухие сучья сосны. 3) Летели хлопья снега. 4)
Илья Воробьёв и Кузьма Муравьёв — друзья. 5) С гор бегут ручьи. 6) На снегу
лисьи следы. 7) Чирикают воробьи. В кустах поют соловьи. 9) Грачи вьют
гнезда. 10) Скоро польёт дождь. 11) Таня шьёт платье. 12) На сосне жильё белки.
13) Деревья стоят в инее. 14) Осенью птицы улетают на юг. 15) Слышны птичьи
голоса. 16) Пчёлы спрятались в ульи. 17) Листья пожелтели.
Проверочные
диктанты.
Осенью в лесу.
Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Ушли в ульи пчёлы.
Сильный ветер рвёт листья с деревьев. Под елью в траве уснул ёж. (27 слов)
Слова для справок: птичьи.
Зимой в лесу.
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка.
В сучьях деревьев было жилье зверька. Над елью кружила стайка клестов. (28 слов)
Слова для справок: деревьев.
Зимний лес.
Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу.
Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул
ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там
спит медведь. (40 слов)
Орфографические
минутки.
1. Подчеркнуть в словах разделительный
мягкий знак.
Братья, друзья, хлопья, деревья, ружьё, платье, счастье;
варенье, печенье, здоровье, копьё, осенью, ночью;
Татьяна Соловьёва, Дарья Васильевна, Илья Муравьёв;
лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют;
птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).
2. Записать слова во множественном числе.
Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей;
лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.
3. Распределить слова в два столбика: в
первый слова с разделительным мягким знаком, во второй — с мягким знаком —
показателем мягкости предшествующего согласного звука.
Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учитель;
жилье, коньки, счастье, птичьи, крыльцо, Илья;
Кузьма, Дарья, сильный, платье, пальцы, копьё, хлопья.
4. Записать полные имена людей.
Уля (Ульяна), Таня, Даша, Наташа.
Работа над
предложением и текстом.
1. Из слов каждой строчки составить предложение.
Озаглавить получившийся текст.
Пушистый, накрыл, деревья, снег.
Снегу, много, следов, видно, на.
Ночью, вот, проскакал, хорёк.
Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге.
Полянке, оставлены, на, следы, заячьи.
2. Указать порядок предложений в тексте.
Озаглавить текст.
Они едят почки разных деревьев.
Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.
Зимой бурундуки крепко спят в норе.
Этот зверёк может разорить гнездо.
Бурундуки — это лесные зверьки.
Задания.
1.Спишите.
Вставьте ь, где это следует.
Дружна
наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги.
Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.
2.Прочитайте.
Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются
слова в левом столбике от слов в правом?
Мел,
брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат. Образец: мел –
мель.
3.Составьте
цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последней буквы,
обозначающей звук предыдущего слова. Во всех словах звуков должно быть меньше,
чем букв.
Подчеркните
все буквы, обозначающие мягкость согласных. Исходные слова: октябрь,
олень, тетрадь.
Образец: деталь
– лебедь – день – ноль — лошадь – дельфин – нить — тюлень.
4.Прочитайте
цепочки слов. Исключите в них лишнее. Ответ обоснуйте. Оставшиеся в цепочках
слова напишите по памяти. Орфограммы подчеркните.
Дуб,
дерево, ольха, тополь, берёза; дождь, снег, осадки, иней, град; секунда, час,
год, день, неделя.
6.Прочитайте.
Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком
в конце и в середине слова. Вставьте пропущенные буквы.
Мал..чики
ск..л..зят по л..ду на к..н..ках. Белоч..ка скрылас.. в густом ел..нике. На
сн..гу в..днелис.. сл..ды мален..кого звер..ка.
Тест «Проверь себя».
1.В какой строке все слова, в которых ь (мягкий знак) обозначает только
мягкость согласных звуков:
а) пень,
соловьи, метель, морковь;
б)
угольки, зверь, коньки, фасоль;
в) вьюга,
счастье, муравьи, жильё.
2. В
какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:
а) деньки,
крыльцо, брать, мельник;
б)воробьи,
песня, здесь, ночью;
в) друзья,
ручьи, лисья, варенье.
3. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.
Наташа —
… , Даша — … , Таня — … , Луша — … , Илюша — … , Уля — … .
4. Поставьте
слова во множественное число.
Друг — … ,
брат — … , звено — … .
Дерево — …
, сук — … , перо — … .
Лист — … ,
колос — … , прут — … .
5. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.
рога оленя
— …
шкурка белки
— …
лапа зайца
— …
берлога медведя
— …
6. Составь
и запиши пословицу из данных слов.
Без,
учен…я, умен…я, нет.
7. Подбери к данным словам противоположные по значению.
Работа –
безделье, болезнь — … , скука — … , враги — … , вред — … .
8. Подбери
к данным словам близкие по значению.
Приятели –
друзья, метель — …, дом — … , горе — … , вьюга — … .
Тест «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных».
1.
Укажи слово, в котором пишется Ь.
1)
ступен…ка
2) кан…тик
3) грус…тить
4) девоч…ка
2. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) скол…зить
2) птен…чик
3) колокол…чик
4) пис…мо
3. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) с…темнеет
2) пол…за
3) хищ…ник
4) почис…ти
4. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) мос…тик
2) Ол…га
3) бол…шой
4) вос…мой
5. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) новос…ть
2) жен…щина
3) поч…товый
4) брос…те
6. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) воз…му
2) дал…ний
3) тон…ше
4) доч…ка
7. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) хвос…тик
2) огон…ки
3) точ…ный
4) вин…тик
8. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) песоч…ный
2) гос…ти
3) пал…чик
4) в поез…де
9. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) апел…син
2) Кос…тя
3) ден…ки
4) встан…те
10. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) гроз…ди
2) овощ…ной
3) з…десь
4) л…ды
Проверочная работа
по теме «Мягкие и
твёрдые согласные».
2 класс
- Подчеркни
буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука. Допиши
недостающие буквы.
а, ы, ю, я,
о, э, е, ё, у, ъ ______________________
2. Подчеркни
в словах мягкие согласные:
Пень, сито, ягода,
малина.
- Подчеркни в
словах твёрдые согласные:
Лист, гуси, поле, рис.
- Выбери из
ряда и запиши в нужную строку:
щ, ш, ч, ж,
ц, й
Всегда твёрдые согласные:_____________________________
Всегда мягкие
согласные:_____________________________
- Прочитай
слова. Подбери и запиши слово с таким же обозначением мягкости
согласных, что и в данных словах.
Сила
лось
сел
сяду
сёла
__________________________________________________________________________
- Прочитай
слова. Где надо, вставь ь.
Степ…, гус…,
цирк…, огон…, ден…, цеп…, арбуз…, буквар…,
сон…, лошад…, стон…, забор… .
- Прочитай
слова и выпиши их номера в соответствующую строку:
- Спать, 2) свет, 3)
корь, 4) корзина, 5) кошелёк, 6) царь.
Мягкость
согласных обозначена гласными: _________________________
Мягкость согласных обозначена ь: _______________________________
- Проверь,
правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Обведи
слова, в которых есть ошибки.
Крокодил, лыжи, пилот,
цифры, шины, дядя.
- Проверь,
правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твёрдые согласные.
Обведи слова, в которых есть ошибки.
Чашка, дом, борщ, случай, санки,
стул.
- Прочитай
предложения, исправь ошибки.
Йаша и Тола
– шорошийэ друзьйа. Пэта нос портфэл.
Вэтэр поднал снежнуйу пыл.
- Сделай
транскрипцию слов:
салют ___________________
ель_____________________________
вьюга____________________
Юля____________________________
Диагностические работы (в трёх уровнях) по русскому языку 2 класс — Полникова М. Ю. 2018
Уровень 1
1. Вставь буквы.
Плат..е, Дар..я, руж..ё, бар..ер, звен..я, варен..е, ноч..ю, Васил..евич.
Ответ:
Платье, Дарья, ружьё, барьер, звенья, варенье, ночью, Васильевич.
2. Запиши слова во множественном числе с разделительным Ь.
Прут — …
брат — …
перо — …
лист — …
улей — …
крыло — …
Ответ:
Прут — прутья
брат — братья
перо — перья
лист — листья
улей — улья
крыло — крылья
3. Подчеркни в тексте имена собственные.
Хорошо летом в деревне Сосновка. Она под Москвой. Ребята отдыхают на реке Быстрой. Сергей и Алёша ныряют. Нина и Лена собирают цветы. Здесь бегает и Тузик.
Ответ:
Хорошо летом в деревне Сосновка. Она под Москвой. Ребята отдыхают на реке Быстрой. Сергей и Алёша ныряют. Нина и Лена собирают цветы. Здесь бегает и Тузик.
4. Напиши слова через запятую.
Ответ:
Иван, синица, овца, Кузьма, море, Псков, Волга, Григорьевич, деревня.
Уровень 2
1. От слов проведи стрелки по образцу:
Ответ:
Показатель мягкости: букварь, коньки, мать, пальто
Разделительный Ь: шьют, Илья, пьёт, ночью, лисьи, шалунья
2. Заполни таблицу.
Имя |
Отчество |
Фамилия |
Сергей |
Сергеевич |
Сергеев |
Андрей |
Андреевич |
Андреев |
Иван |
Иванович |
Иванов |
3. Исправь ошибки в тексте.
Ответ:
Алёша живёт в Севастополе. Город стоит на берегу Чёрного моря. Утром мальчик идёт в школу по улице Победы. По дороге он встречает одноклассников: Серёжу Петрова и Иру Кузьмину. Рядом бежит щенок Тимка.
4. Запиши, какие звуки слышатся после Ь:
Ответ:
й´, а
й´, у
Уровень 3
1. Придумай и запиши слова с Ь
Ь — показатель мягкости |
Разделительный Ь |
письмо |
семья |
деньги |
нальёт |
словарь |
колья |
2. Закончи предложение: «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в … слова или в середине между двумя …».
Ответ:
«Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова или в середине между двумя согласными».
3. Образуй фамилии с Ь:
Воробей — …
окуньки — …
Вася — …
кольцо — …
Ответ:
воробей — Воробьёв
окуньки — Окуньков
Вася — Васильев
кольцо — Кольцов.
4. Придумай слова и запиши их в таблицу.
Город |
Имя |
Екатеринбург |
Екатерина |
5. Исправь ошибки.
Белочька, прощю, лена, иванов, Синица, ручи, близкий, грядки, следы, шосе.
Ответ:
Белочка, прощу, Лена, Иванов, синица, ручьи, близкий, грядки, следы, шоссе.
Орфограммы РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК являются одними из самых значимых в начальной школе. Уже во 2 классе дети знакомятся с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК, а в 3 классе с с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК.
И тут у некоторых ребят начинаются некоторые сложности. Чтобы в детских головах не было путаницы, уже во 2 классе, нужно объяснить им двойную работу мягкого знака.
Мягкий знак может просто смягчать согласный звук, стоящий перед ним. В данном случае он стоит в конце слова или между двумя согласными.
Например: коньки, олень, день, долька.
Также мягкий знак может разделять два звука!
Разделительный Ь и Ъ знак: правила
Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И: бельё, платье, деревья, соловьи, вьюга.
В словах иностранного происхождения встречается написание разделительного мягкого знака Ь перед буквой О: батальон, бульон, медальон, павильон, почтальон, шампиньон, лосьон.
Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъезд, предъюбилейный, объявление, съёжился.
Нужно также помнить, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, когда стоят после Ь и Ъ знаков + буква И, стоящая после Ь.
Это правило необходимо помнить при выполнении звуко-буквенного или фонетического анализа слова.
Как и любое другое правило, орфограмму правильного написания Ь и Ъ знаков необходимо отработать на практике. Для этого можно применять различные варианты заданий. Для удобства использования я составила 13 карточек, включающие в себя все необходимые виды упражнений для отработки или проверки данной орфограммы.
Также предложения, предлагаемые в карточках, можно использовать в качестве словарного или выборочного диктанта.
Разделительный ь и ъ знак: карточки
Карточка 1
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
С высоких гор бегут руч..и. В тенистых лесах громко чирикали вороб..и. В колхозных садах хорошо поют солов..и. Шофер пред..явил документы сотруднику милиции. Перед взором туристов раскинулась необ..ятная степь. От..езд в лагерь был назначен на раннее утро.
2. Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
В…езд в город, на стене об…явление, лис..и следы, пред…явите документы, раз…ыскал товарища, войти в под.ъезд, раз…яснил задание, раз…яренный зверь, под…емный кран, вы…езд из города,необ…ятная степь.
3. Сделай фонетический разбор слова варенье.
Карточка 2
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Мы пол..ем сегодня цветы. Вся наша сем..я вышла в сад б..лить дерев..я. Олен…и рога ценятся дорого. С..едобные грибы дети клали в к..рзинку. Бревна на д..р..вянном м..сту раз..ехались. Рабочий пред..явил пропуск контролеру.
2.Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки.
Езда (от-, под-, по-, раз-, вы-, за-). Ел (по-, с-, об-, под-, раз-, пере-).
3. Сделай фонетический разбор слова деревья.
Карточка 3
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Грус..ные раздум..я т..снились в голове старого почтал..она. Ни..кие кол..я отд..ляли поле от сада. Сильная в..юга задержала путешественников. Отряд внимательно выслушал об..явление об от..езде в город. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс.
2. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки.
Дядя Ил.я поехал на (с)езд и взял меня (по)г..стить у бабушки. К (под)езду (под)ехал автомобиль. Мы (вы)ехали на дорогу и через час (в)ехали в город.
3. Сделай фонетический разбор слова въехать.
Карточка 4
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Почтал..он принес журналы. Эскадрил..я самолетов взлетела с аэродрома. Крест.яне любили ст..пное привол..е. Полын..я зам..рзала очень медленно. В подземел..е было темно и сыро. К закату солнца небо раз..яснилось. Вз..ерошенные птицы уселись на ёлку. В..селый м..лыш бойко с..ехал с горки.
2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.
3. Сделай фонетический разбор слова обезьяна.
Карточка 5
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Рыжие мурав..и большие друз..я леса. Мурав..и одного муравейника за день с..едают более тридцати тысяч гусениц. На дальних раз..ездах гудят пассажирские поезда. С..ежившись от холода щенок лежал в бу..ке. Л..сная п..ляна была об..ята густым туманом.
Выпиши однокоренные слова, обозначь корень.
2. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.
(Лиса) лисья нора, (птица)………………………………. перо, (волк)…………………… следы, (собака)………………………. конура, (коза)………………………….. молоко, (медведь)………………………… лапа, (заяц)……………………………. шапка, (белка)………………………………. шкурка.
3. Сделай фонетический разбор слова муравьи.
Карточка 6
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Из-за безд..рож..я машина не могла под..ехать к под..езду. Суч..я старых дерев..ев были кривыми и толстыми. Вожатый раз..яснил план су..отника. В..сной птицы в..ют гнёзда, а ос..н..ю пок..дают р..дные края. На старом м..сту бревна раз..ехались, и машины пошли в об..езд.
2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных.
Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья, хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина, ручьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.
3. Сделай фонетический разбор слова перья.
Карточка 7
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Туристы от..ехали от города и под..ехали к бурной реке. Автобус в..ехал в село, дети бросились в об..ятия тети Тат..яны. Большая бад..я стояла на сиден..е шофера. Полоз..я санок сделаны из металла. Необ..ятной силы стремительный поток воды мчался по ущел…ю.
2.Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Выдели приставки.
1. Вся сем….я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с….есть, надо в воду ле..ть. 3. По плат..ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с…ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер…..ями, а человек учен……ем. 6. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 7. От бездел..я не бывает весел..я. 8. С чем под..ехал, с тем и от..ехал. 9. В лес с..ездили за с..едобными грибами.
3. Сделай фонетический разбор слова здоровье.
Карточка 8
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна посылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их зам..раживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.
2.Запиши по 5 слов в три столбика:
- с разделительным мягким знаком;
- с мягким знаком – показателем мягкости согласного;
- с разделительным твердым знаком.
3. Сделай фонетический разбор слова воробьи.
Карточка 9
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
В с..дах нач..лся с..ем яблок. Жил..е старого шахтера было чистым. С гряз..ю и пыл..ю в кла..е ведется б..рьба. Кр..новщик об..яснил р..бятам, как работает под..емный кран. У под..езда маленький к..тенок с..ежился от хол..да. Раз..яренный вал воды мчался по д..лине. К закату небо раз..яснилось, слышны были трели сол..в..я.
2.Раздели слова на группы.
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтал..он, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян, медал..он, птич..и.
3. Сделай фонетический разбор слова бельё.
Карточка 10
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Девочки на уроках труда ш..ют для кукол плат..я. Д.рога была завалена, машины поехали в об..езд. Отец об..яснил сыну устройство велосипеда. Родник б..ет под высокой г..рой. Натал..я п..ет х..лодную, чистую воду. Вороб..и сели на дерев..я и сл..жили крыл..я. Мал..чики нашли ежа под старой ел..ю. От холода в..р..б..ишка с..еж..лся. Гусеницы с..едают м..л..дые лист..я абрикос.
2.Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь.
1. Саша ………………… пирог. 2. К дому……………………………….. машина. 3. Весной по дорожкам потекли ……………………………………. . 4. Илья любит пенки с …………………. 5. Птицы …………………. . гнезда на …………………………………. и кустарниках. 5. Дожди часто ……………………………….. осенью.
3. Сделай фонетический разбор слова семья.
Карточка 11
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Дар..я повесила бел..е во дв..ре. Мама работает в ател..е, она ш..ет плат..е. Радост..ю в праз..ник об..ята наша ст..лица Москва. Ветер вз..ерошил волосы мальчишкам. Сухие, с..ежившиеся лист..я в..ются и бессильно падают на землю. В л..сные тихие сумерки мы вышли к железнод..рожному раз..езду. Недалеко шумел необ..ятной силы стремительный горный поток. Неслись по ветру вз..ерошенные галки. В..ется у..кая стежка, ув..дящая путника в ст..пное раздол..е. Если орел часто б..ет крыл..ями, то крыл..я ломаются.
2 Спиши, раскрывая скобки.
1. (С)ели (с)прыгнула белоч.ка. 2. Гости (с)ели вкусный торт. 3. Черви (под)ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под)ели. 5. Машина (под)ехала (к)под(езду).
3. Сделай фонетический разбор слова вьюга.
Карточка 12
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Об..ятые солнечным светом сосны красовались на лужайке. Из чашки не выл..ется то, чего в ней нет. Высокий бур..ян рос вдоль старой изгороди. Ноч..ю был сильный м..ро… Со всех концов нашей страны в Артек на с..езд с..ехались делегаты. Над л..сами необ..ятными песни звонкие л..тят. Умей отличать с..едобные гр..бы и яг..ды от ..довитых. По радио об..явили посадку на самолет. В прошлое в..скресен..е мы с..ездили в горо… Мальчик об..яснил друз..ям, как под..ехать к парку.
2.Придумай и запиши по 3 слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: с-, под-, об-, раз-, в-, от-.
3. Сделай фонетический разбор слова жильё.
Карточка 13
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Поз..ней осен..ю м..няет белка свое рыженькое плат..е на серую зимнюю шубку. Об..езд был проложен по берегу реки. Об..явление о поездке жители встретили .радос..но. Суд..я об..явил результаты соревнований. Сторо.. Ил .я хорошо знал заяч .. и лис..и следы. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс. Белич..и шкурки мел..кали в тени дерев..ев. У лукомор..я ду.. з..леный.
2.Спиши, распределив слова в 3 группы. Дай название каждой группе.
Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал..чик, пал..то, бел..ё, мурав..и, гост..я, дерев..я, в..юга, под..ём, огон..ки, почтал..он, об..ём, печен..е, с..ёмка, пис..мо, мал..чик, под..езд, с..ел, обез..янка, дожд.. .
3. Сделай фонетический разбор слова коренья.
Эти карточки-задания на отработку правописания разделительного Ь и Ъ знаков можно использовать дома, в качестве тренировочных упражнений, или же учителем в классе для проверки знаний учащихся.
Надеюсь, что данный материал будет для вас полезен.
Рекомендую также ознакомиться с карточками по русскому языку на все орфограммы.
С уважением, Ольга Наумова
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
-
Выпишите только те слова, в которых надо поставить разделительный мягкий знак.
Плат…е, земл…я, гост…я, кол…есо, ш..ёт, Кат…я, Дар…я.
2.От данного слова образуйте новое с разделительным мягким знаком
Семь – семья
Шить –______________
Бить-________________
Гроздь –_____________
Гость –______________
Пить -_______________
3.Найдите и исправьте ошибки.
Коньки, палто, семья , осень, писмо, листя, ручи, шёт, лётся, заячя.
4. Из слов каждой строчки составьте предложение и запишите. Озаглавьте получившийся текст.
Пушистый, накрыл, деревья, снег. ………………………………………………………………………
Снегу, много, следов, видно, на………………………………………………………………………..
Ночью, вот, проскакал, хорек. …………………………………………………………………………
Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге. …………………………………………………………………..
Полянке, оставлены, на, следы, заячьи. ……………………………………………………………
1.Отгадайте кроссворд.
В
Ь
У
Ь
С
О
Ь
В
Ь
Ь
1.Снежная буря.
2.Домики для пчёл.
3.Мать, отец, дети.
4. Животное.
5. Ягоды, сваренные в сахаре.
-
Закончите сами строчки.
Мы едем в дальние края.
Прощайте, верные _________
Громко у резных ворот
Резвый конь копытом_________
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы ___________
Сейчас я пуговку свою
Сам крепко-накрепко ___________
К дню рожденья Кате
Мама сшила ___________
Съел сластёна в воскресенье
Всё вишневое ____________
-
Распределите слова в два столбика: в первый слова с разделительным мягким знаком, во второй — с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука.
Ружьё, грязь, звенья, крыльцо, платье, кисель, кровать, перья, осень, Кузьма, коньки, мебель, стулья, Дарья, сильный, платье, пальцы, копьё, хлопья.
4.Вставьте слова в предложения по смыслу.
Грибы мариную, а огурцы ______________ Картофель сварю, потом воду _______________ |
солью солю |
У нас большая и дружная___________ В тепле быстро проросло арбузное___________ |
семя семья |
Осенью часто дожди ________________ Голодный волк ____________ |
лют льют |
5.Спишите текст. Подчеркните все знакомые орфограммы. В первом и третьем предложениях подчеркните грамматическую основу.
Воробей Кузя.
На дворе хлопьями падал снег. В доме тихо. Мама шьёт платье. Брат заметил на крыльце большую птицу. Это был воробей. Брат взял воробья и принёс в избу. Всю зиму он жил у нас . Воробей брал из рук хлеб, кашу клевал из чашки.