Разбор ошибок в тотальном диктанте

19.04.2023 728

Филологи назвали самые сложные слова по итогам прошедшего «Тотального диктанта», передает «БМФ.РУ».

Пальма первенства в этом году — за двумя словами. Это слово «кардинально», которое люди упорно пишут как «координально» и слово «сызмальства», в нём обнаружили целых девять разных ошибок, в том числе такие варианты, как «с измальства», «с ызмальства, «с ъ измальства», «сызмальство».

Кроме того, не давались участникам акции такие слова: 
— «рябчик» и «барсук» многие писали «ряПЧЕк», «барсЮк», «борсук», 
— вместо «муравей» — «муровей», 
-«инот» и «янот» (вместо «енота»), 
— слово «извне» кто-то даже написал как «из-в-не»,
-«паровоз» (писали «паравоз» и «поравоз»).

В целом, по словам филологов, текст диктанта в этом году был значительно проще, чем в прошлом.

Напомним, «Тотальный диктант» писали 8 апреля в 700 городах 43 стран. Акция проводилась в 20-й раз.

Комментарий

Всеволод Луховицкий, преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», сопредседатель проф­союза «Учитель»:

«Цель диктанта — не выявлять какие-то ошибки, а прежде всего привлекать внимание как можно большего количества людей к проблемам орфографии и пунктуации, к русскому языку. После каждого «Тотального диктанта» анализируются все ошибки, но главное — чтобы люди сами подумали о том, как они пишут. Как проверить слово «муравей»? Невозможно. Думаю, я бы не стал, например, делать вывод, что это говорит о какой-то ужасной безграмотности. Безграмотность проверяется не на том, что человек не знает, как писать словарное слово, а в том, что, если он, имея возможность, не смотрит в словарь. Грамотный человек, когда понимает, что в слове может быть сделана ошибка, лезет в словарь. Точно так же грамотный человек умеет пользоваться различными справочниками. Собственно говоря, по-моему, самое ценное в этом диктанте — то, что перед ним долго идут разные обучения, тренинги и прочее для желающих, разбор этого диктанта, сделанный специалистами, вывешивается видеоматериал, которым могут пользоваться все учителя, который может показать, насколько сложна и интересна бывает орфография и пунктуация».

Понравилась статья?
поделись ссылкой:

Комментариев 0

Оставить свой

Г.В. Закарлюк, преподаватель русского языка и
культуры речи, председатель ПЦК дисциплин гуманитарного профиля

«Писать грамотно –

это модно!»

Под таким девизом в Новочеркасском
промышленно-гуманитарном колледже в рамках Недели ПЦК дисциплин гуманитарного
профиля прошла акция «Тотальный диктант». Уже более десяти лет в нашей стране Тотальный
диктант проводится как всероссийская образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам
грамотности и развивать культуру грамотного письма.

Основным принципом проведения Тотального диктанта
является единство даты и текста, поэтому 15 февраля 2017 г., с 10.45 до 11.30,  студенты
всех групп отделений ППССЗ и ППКРС (всего их был 261 человек) писали под
диктовку текст, составленный на основе отрывка из сказки Юрия Олеши «Три
Толстяка»:

«Ночью доктор Гаспар
возвращался домой. Он ехал по широким асфальтовым улицам, и цепь фонарей бежала
над ним высоко в небе. Фонари были похожи на шары, наполненные ослепительным
кипящим молоком. Вокруг фонарей кружилась и гибла мошкара. Доктор ехал по
набережным, вдоль каменных оград. Где-то внизу медленно шла чёрная и блестящая,
как смола, вода. Город как будто опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог
уплыть. Вскоре доктор увидел огромный парк, посреди которого стоял великолепный
дворец. Вокруг парка находились рощи, пруды и луга, засыпанные
цветами. Здесь росли самые интересные породы деревьев и трав, здесь пели самые
красивые птицы. Из-за металлической ограды парка слышались отдельные слова
какой-то весёлой песенки. Доктор ехал, смотрел и слушал».

За организацию и проведение акции «Тотальный диктант»
отвечали студенты группы 41.54.02.01: Абросимова
Ольга, Алтухова Виктория, Богородченко Анна, Бочинская Екатерина,
Галдина
Ангелина, Гирский Павел, Гончарова
Анастасия, Григорова Александра, Дегтярёв Антон, Диденко Анастасия, Климова
Анна, Лукьяненко Кристина, Мальцева Нелли, Манякина Александра, Панфёрова
Валерия, Попова Анастасия, Приходько Анастасия, Приходько Ксения, Пушкина
Александра,
Трегубенко Дарья, Тришкова Алеся, Умалатова Альбина, Ходзинская Диана, Хохлачёва Юлия.

В течение предыдущей недели они под руководством
преподавателя русского языка и культуры речи Г.В. Закарлюк подготовили
вступительное слово о целях и задачах акции, научились приветствовать аудиторию
и правильно стоять перед студентами, выразительно читать текст и диктовать его
для записи, сами стали первыми участниками Тотального диктанта.

В день проведения акции 24 будущих
специалиста-дизайнера выступили в роли педагогов: каждый из них пришёл в
аудиторию, чтобы провести диктант в доставшейся ему по жребию учебной группе.

На просьбу прочитать текст «Тотального диктанта»
откликнулись и многие педагоги  колледжа:  преподаватели  Е.Н. Батухова, Н.П. Ермак,
О.Э. Науменко, Л.Н. Ломакина, Е.В. Полторак, Т.Н. Радченко, Т.Л. Черемисова;
старший методист учебно-методического отдела В.Н. Давыдова и зав. отделением по
подготовке специалистов среднего звена Т.А. Эльбякова.

А после того, как диктант был написан, студенты гр.
41.54.02.01 проверяли работы по эталону. По словам некоторых из них, они на
собственном опыте прочувствовали, как нелёгок труд преподавателя! Конечно, все
диктанты были потом повторно проверены преподавателем-филологом, потому что не
все ошибки оказались замечены студентами (трудночитаемые почерки, отсутствие
необходимого опыта и т.п.).

Сводные данные о результатах «Тотального диктанта»
приведены в таблице:

п/п

Учебная
группа

Кол-во студентов по списку,

чел.

Кол-во участников диктанта,

УО,

%

КЗ,

%

Количество
оценок

чел.

%

«5»

«4»

«3»

«2»

1

61.54.02.01

24

14

58

93

77

10

3

1

2

62.13.02.11

24

11

46

82

33

3

6

2

3

63.15.02.08

17

6

35

67

50

2

2

2

4

64.23.02.03

25

8

32

62,5

100

5

3

5

65.09.02.01

23

13

57

69

44

1

3

5

4

6

66.09.02.03

23

11

48

100

64

7

4

7

51.54.02.01

22

11

50

91

50

5

5

1

8

52.13.02.11

20

8

40

75

33

2

4

2

9

53.15.02.08

25

7

28

71

60

3

2

2

10

54.23.02.03

19

7

37

100

28,5

2

5

11

55.09.02.01

21

15

71

47

14

1

6

8

12

56.09.02.03

26

10

38

70

28,5

1

1

5

3

13

41.54.02.01

29

16

55

94

93

14

1

1

14

42.13.02.11

22

8

36

62,5

60

1

2

2

3

15

43.15.02.08

16

8

50

75

83

5

1

2

16

44.23.02.03

26

5

19

80

50

2

2

1

17

45.09.02.01

21

11

52

73

75

6

2

3

18

46.09.02.03

21

10

48

80

75

6

2

2

19

31.072501

18

5

28

100

100

5

20

32.230115

24

5

21

100

60

1

2

2

21

33.151901

19

7

37

86

100

1

5

1

22

34.100801.П

21

11

52

64

57

4

3

4

23

35.190631

29

5

17

20

0

1

4

24

67.15.01.05

22

3

14

33

0

1

2

25

68.43.01.02

22

6

27

17

100

1

5

26

69.19.01.17

24

14

58

29

25

1

3

10

27

610.08.01.14

24

4

17

50

50

1

1

2

28

611.19.01.17

25

3

12

0

0

3

29

57.15.01.05

14

3

21

0

0

3

30

58.43.01.02

24

4

17

75

0

3

1

31

1-2.08.01.14

26

4

15

25

0

1

3

32

7-11.19.01.17

28

3

11

0

0

3

33

3.19.01.17

17

5

29

40

0

2

3

ВСЕГО:

706

261

37

68

58

5

98

74

84

Победители акции «Тотальный
диктант» определялись в нескольких номинациях.

В номинации «Знаток русской орфографии и пунктуации»
(безошибочные работы) ими стали:

·     Мирошниченко
Артём

(I курс, отделение ППССЗ,
гр.65.09.02.01, специальность «Компьютерные системы и комплексы»),

·     Азизова Мадина (II курс, отделение ППССЗ, гр.56.09.02.03,
специальность «Программирование в компьютерных системах»),

·     Ибрагимбеков Абдулнасир (III курс, отделение ППССЗ, гр.42.13.02.11,
специальность «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)»),

·     Потудинский
Дмитрий
(IV курс,
отделение ППССЗ, гр.32.230115, специальность «Программирование в компьютерных
системах»),

·     Кудрин
Александр
(IV курс,
отделение ППССЗ, гр.33.151901, специальность «Технология машиностроения»).

Хочется отметить ещё нескольких
студентов, показавших хорошее владение орфографическими и пунктуационными
нормами русского литературного языка (по одной ошибке в диктанте); это:

·      Пантелеева
Виктория
(I курс,
отделение ППССЗ, гр.61.54.02.01, специальность «Дизайн (по отраслям: в
промышленности)»,

·      Черноводская
Анастасия
(II курс,
отделение ППССЗ, гр.51.54.02.01, специальность «Дизайн (по отраслям: в
промышленности)»,

·      Лысенко Евгений (II курс, отделение ППССЗ, гр.54.23.02.03,
специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»),

·      Дерметханов
Марат
(III курс,
отделение ППССЗ, гр.45.09.02.01, специальность «Компьютерные системы и
комплексы»),

·      Гербулова
Полина
(IV курс, отделение ППССЗ, гр.31.072501,
специальность «Дизайн (по отраслям: в промышленности)»,

·      Мащенко Иван (IV курс, отделение ППССЗ, гр.32.230115, специальность
«Программирование в компьютерных системах»),

·      Давтян
Александр
(IV курс, отделение ППССЗ, гр.33.151901,
специальность «Технология машиностроения»).

В номинации «Лучшая по уровню обученности группа» (без «2») победили:

·     группа 66.09.02.03 (I курс, отделение ППССЗ, специальность
«Программирование в компьютерных системах»),

·     группа 54.23.02.03 (II курс, отделение ППССЗ,
специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»),

·     группа 31.072501 (IV курс, отделение ППССЗ, специальность
«Дизайн (по отраслям: в промышленности)»,

·     группа 32.230115 (IV курс, отделение ППССЗ, специальность «Программирование
в компьютерных системах»).

«Лучшей по качеству
знаний группой»
стала группа 41.54.02.01 (14 работ с
оценкой «хорошо»).

В номинации «Самые грамотные специалисты» пальма первенства
принадлежит специальности «Дизайн
(по отраслям: в промышленности)»
, представители которой
продемонстрировали лучшие результаты в «Тотальном диктанте» (уровень
обученности – 94,5%, качество знаний – 80%)
:

Учебная
группа

Кол-во студентов по списку,

чел.

Кол-во
участников диктанта,

УО,

%

КЗ,

%

Количество
оценок

чел.

%

«5»

«4»

«3»

«2»

61.54.02.01

24

14

58

93

77

10

3

1

51.54.02.01

22

11

50

91

50

5

5

1

41.54.02.01

29

16

55

94

93

14

1

1

31.072501

18

5

28

100

100

5

ИТОГО:

93 чел.

46 чел.

49%

94,5%

80%

34

9

3

66.09.02.03

23

11

48

100

64

7

4

56.09.02.03

26

10

38

70

28,5

1

1

5

3

46.09.02.03

21

10

48

80

75

6

2

2

32.230115

24

5

21

100

60

1

2

2

ИТОГО:

94 чел.

36
чел.

38%

86%

58%

2

16

13

5

63.15.02.08

17

6

35

67

50

2

2

2

53.15.02.08

25

7

28

71

60

3

2

2

43.15.02.08

16

8

50

75

83

5

1

2

33.151901

19

7

37

86

100

1

5

1

ИТОГО:

77
чел.

28
чел.

36%

78%

57%

1

15

5

7

64.23.02.03

25

8

32

62,5

100

5

3

54.23.02.03

19

7

37

100

28,5

2

5

44.23.02.03

26

5

19

80

50

2

2

1

35.190631

29

5

17

20

0

1

4

ИТОГО:

99
чел.

25
чел.

25%

68%

53%

9

8

8

65.09.02.01

23

13

57

69

44

1

3

5

4

55.09.02.01

21

15

71

47

14

1

6

8

45.09.02.01

21

11

52

73

75

6

2

3

ИТОГО:

65 чел.

39
чел.

60%

61,5%

46%

1

10

13

15

62.13.02.11

24

11

46

82

33

3

6

2

52.13.02.11

20

8

40

75

33

2

4

2

42.13.02.11

22

8

36

62,5

60

1

2

2

3

ИТОГО:

66 чел.

27
чел.

41%

74%

30%

1

7

12

7

34.100801.П

21

11

52

64

57

4

3

4

ИТОГО:

21 чел.

11
чел.

52%

64%

57%

4

3

4

Всего по ППССЗ:

515 чел.

212 чел.

41%

77%

60%

5

95

63

49

68.43.01.02

22

6

27

17

100

1

5

58.43.01.02

24

4

17

75

0

3

1

ИТОГО:

46 чел.

10
чел.

22%

40%

25%

1

3

6

610.08.01.14

24

4

17

50

50

1

1

2

1-2.08.01.14

26

4

15

25

0

1

3

ИТОГО:

50 чел.

8
чел.

16%

37,5%

33%

1

2

5

69.19.01.17

24

14

58

29

25

1

3

10

611.19.01.17

25

3

12

0

0

3

7-11.19.01.17

28

3

11

0

0

3

3.19.01.17

17

5

29

40

0

2

3

ИТОГО:

94 чел.

25
чел.

27%

24%

17%

1

5

19

67.15.01.05

22

3

14

33

0

1

2

57.15.01.05

14

3

21

0

0

3

ИТОГО:

36
чел.

6
чел.

17%

17%

0

1

5

Всего
по ППКРС:

226

49

22%

29%

21%

3

11

35

Как показал анализ, проведенный
по результатам проверки диктантов, наиболее часто студенты ошибались при
написании следующих слов:

·     «КАК  БУДТО» – абсолютный лидер по количеству ошибочных написаний – каких только «вариантов» этого слова мы ни
наблюдали: «как-будто», «какбудто»,
«как буд-то», «когбудто»
и даже «когбута»;

·     «ОПРОКИДЫВАЛИСЬ» – это слово тоже в лидерах неправильных написаний –
ошибки делали и в приставке ПРО- (писали пра-), и в суффиксе -ЫВА- (писали
-ова-); у некоторых эти ошибки сочетались;

·     «доктор Гаспар» – около 15% участников диктанта написали оба этих
слова с заглавной буквы, в то время как «доктор» – нарицательное
существительное; «не повезло» и имени доктора Гаспара Арнери: он становился то «Госпаром»,
то «Гаспадом», то «Каспаром» и (не поверите!) «Каспаровым»;

·     «ВОЗВРАЩАЛСЯ» – кто-то «терял» здесь букву «в» («возращался»),
кто-то – вместо «а» в корне писал «о» («возврощался»), а некоторые
допускали сразу обе ошибки («возрощался»), хотя оба написания можно
проверить словом «ВОЗВРАТ»;

·     «АСФАЛЬТ» – тоже «стал камнем преткновения» для многих писавших
диктант, превращаясь то в «осфальт», то в «асвальт», а то и в «освальт»;

·     «ВОКРУГ ФОНАРЕЙ (ПАРКА)», «ВДОЛЬ ОГРАД», «ПОСРЕДИ
КОТОРОГО» – эти производные предлоги часто писали раздельно;

·     «ГДЕ-ТО», «КАКОЙ-ТО», «ИЗ-ЗА» – были те, кто
писал эти слова раздельно, были те, кто – слитно; те и другие забыли, что
суффикс -ТО всегда пишется со словами через дефис, что это же правило
распространяется и на непроизводные сложные (парные) предлоги «из-за»,
«из-под», «по-над», «по-за»;

·     
  «НАПОЛНЕННЫЕ», «ЗАСЫПАННЫЕ»,  «МЕДЛЕННО», «КАМЕННЫХ»
орфограмма «Правописание Н и НН в разных
частях речи» является одной из наиболее сложных в русском языке (большое
количество условий выбора написания, наличие исключений), поэтому она «подвела»
многих участников диктанта.

Среди самых частотных
пунктуационных ошибок следует отметить:

·         
отсутствие запятой,
обособляющей уточняющее обстоятельство места, в предложении «Доктор ехал (где?)
по набережным, (где именно?) вдоль каменных оград.»;

·         
отсутствие запятых (или
одной из них), обособляющих сравнительный оборот с союзом КАК, в предложении «Где-то
внизу медленно шла чёрная и блестящая, как смола, вода.».

К «антирекордам» акции
«Тотальный диктант» можно отнести работы с наибольшим количество ошибок:

·                   
в
группе 69.19.01.17, обучающейся по профессии «Повар, кондитер», это диктант, в
котором допущено 30 орфографических ошибок и 2 пунктуационные ошибки;

·         
в группе 53.15.02.08 (специальность
«Технология машиностроения») диктант с 25 орфографическими и 11 пунктуационными
ошибками;

·         
в группе 67.15.01.05 (профессия
«Сварщик») диктант с 24 орфографическими и 8 пунктуационными ошибками.

Хочется верить, что «Тотальный
диктант» заставил наших студентов задуматься, насколько они грамотны, и пробудил
хотя бы у кого-то из них желание эту грамотность повышать. Надеюсь, что
«Тотальный диктант» станет ежегодной акцией в нашем колледже, что в нём будут
участвовать всё больше студентов и, может быть, педагогов «НПГК».

Организаторы акции «Тотальный диктант» рассказали о самых частых ошибках 2018 года, которые допустили в Москве. «Чересчур», «палисадник», «тренированный». Вместе с сайтом mel.fm разбираем орфографические и пунктуационные ошибки на примере третьей части диктанта «Вечер».

чересчур как пишется

Правильно: чересчур большая клёцка

Наречию «чересчур» достаётся на «Тотальном диктанте» не первый год. Его пишут то через «з», то вообще раздельно — «через чур». В этом году был даже вариант с дефисом «через-чур». Правильно писать «чересчур» и никак иначе. Слово было образовано от соединения предлога «через» и древнего слова «чур» со значением «граница», «край» — то есть дословно получается «через край», «слишком». Но слово, как это бывает, претерпело изменения. Учим наизусть.


струганых или струганных

Правильно: шёл мимо струганых заборов

Как признаются организаторы, в некоторых словах были прогнозируемые ошибки. Как, например, в слове «струганые». Всегда же хочется удвоить согласную, если есть хотя бы небольшой на это намёк. Тут надо различать отглагольное прилагательное «струганый», образованное от бесприставочного глагола несовершенного вида, и причастие «струганный». В нашем предложении (точнее в предложении Гузель Яхиной) «струганый» пишется с одной «н» —потому что это отглагольное прилагательное и нет никаких зависимых слов. А если было бы «доски, струганные двойным рубанком», тогда бы это было уже причастие.


грошёвых или грошовых

Правильно: полная грошовых радостей жизнь

Ещё одна частая и глупая ошибка — о/е после шипящих, правило начальных классов. Согласно правилу, «О» пишется под ударение, а «Е» — безударная. Хотя Лопатин, например, выделяет ещё отдельно суффикс «-ое» в прилагательных, в котором должна писаться после шипящих «о».


палисадник как пишется

Правильно: мимо палисадников с рябиновыми кустами

Каждый год перед «Тотальным диктантом» организаторы дают заранее список трудных слов из диктанта. Среди них было и слово «палисадник». Ошибка возникает потому, что есть много похожих по звучанию (ну, или кажется, что похожих) слов: «поликлиника», «полифония» и так далее. Но «палисадник» не в их компании. Это слово происходит от французского palissade — изгородь, частокол. И сохраняет букву «а».


коленца как пишется

Правильно: его язык легко выдавал сложноподчинённые коленца

А вот слово «коленце» оказалось сюрпризом для организаторов. Они не ожидали, что у многих людей это слово вызовет затруднения. Были варианты «калленццо», «каленца», «коленса», «коленза», «колензо» и даже «кальянца». Слово узнали не все. На самом деле всё просто: «коленце» — это уменьшительно-ласкательное от слова «колено».


тренированый или тренированный

Правильно: его тренированный язык

Слово, в котором при худшем раскладе допускали сразу две ошибки. Во-первых, в суффиксе писали вместо «нн» только одну «н». Тут стоит вспомнить такое правило: слова, которые оканчиваются на «-ованный» и «ёванный», пишутся с двумя «нн».

Исключение: «кованый» и «жёваный».

А во-вторых, прилагательное «тренированный» участники диктанта почему-то проверяли словом «тренер». Но эти слова друг друга не проверяют. Тут можно вспомнить суффикс «ирова», который при добавлении к существительным образует глагол со значением действия: тренер — тренировать.


запятая перед как

Правильно: мешался меж зубов, как чересчур большая и плохо проваренная клёцка

Каждый год в пунктуационной части диктанта одни и те же ошибки. Точнее, ошибки на одни и те же правила. Часто участники не замечают и пропускают запятые перед сравнительным оборотом с союзом «как». Как и здесь: мешался меж зубов — как? Как чересчур большая и плохо проваренная клёцка.


запятая перед и

Правильно: Его язык, мерно работавший и без единой запинки произносивший слова немецкого, легко выдавал сложноподчинённые коленца…

Очень длинное предложение. Гораздо длиннее, чем мы привели в примере (простите, не поместилось на картинку!). Полный вариант выглядит так: «Его тренированный язык, мерно и безотказно работавший во время уроков и без единой запинки произносивший многосоставные слова литературного немецкого, легко выдавал такие сложноподчинённые коленца, что иной ученик и начало забудет, пока до конца дослушает».

Но пунктуация в нём не так страшна, как может показаться. Одна из распространённых ошибок этого диктанта — лишние знаки препинания при однородных определительных оборотах. В нашем случае — это однородные причастные обороты, между которыми не нужны запятые.

Источник: https://mel.fm

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 153

Возможно, вам также будет интересно:

  • Разблокировка загрузчика xiaomi ошибка проверки
  • Разблокировать файл в windows 10 ошибка при изменении
  • Разбирая игрушки я нашел старую машинку ошибка
  • Разбирая задание я понял свою ошибку
  • Разбираем ошибки при монтаже окон forumhouse

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии