Рассуждением кажущимся правильным но содержащим скрытую логическую ошибку

А.А. Ивин, А.Л. Никифоров

СОФИЗМ

– рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. С. является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Отсюда «софист» в одиозном значении – это человек, готовый с помощью любых, в том числе недозволенных, приемов отстаивать свои убеждения, не считаясь с тем, истинны они на самом деле или нет.

Обычно С. обосновывает какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Примером может служить ставший знаменитым еще в древности С. «Рогатый»: «Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога».

Другие примеры С., сформулированных опять-таки еще в античности:

«Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит». «Но когда говорят «камни, бревна, железо», то ведь это – молчащие, а говорят!»

«Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить? – Нет. -Неужели вы не знаете, что лгать нехорошо? – Конечно, знаю. – Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете; выходит, что вы знаете то, чего вы не знаете».

Все эти и подобные им С. являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные. С. используют многозначность слов обычного языка, омонимию, сокращения и т. д.; нередко С. основываются на таких логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т. п. Говоря о мнимой убедительности софизмов, древнеримский философ Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются их манипуляции, хотя твердо знаем, что все делается совсем не так, как это нам кажется. англ. философ Ф.Бэкон сравнивал того, кто прибегает к С., с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто раскрывает С., – с гончей, умеющей распутывать следы.

Нетрудно заметить, что в С. «Рогатый» обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял». Иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не потерял, независимо от того, имел или нет». В посылке «Что ты не терял, то имеешь» оборот «то, что не терял» должен означать «то, что ты имел и не потерял», иначе эта посылка окажется ложной. Но во второй посылке это значение уже не проходит: высказывание «Рога – это то, что ты имел и не потерял» является ложным.

В С., доказывающем, что сидящий будто бы стоит, подмена одного выражения другим проходит почти незаметно из-за сокращенной формы рассуждения. О том, кто встал, действительно можно сказать, что он стоит. Но о сидящем неверно утверждать, что он тот, кто уже встал.

С. нередко использовались и используются с намерением ввести в заблуждение. Но они имеют и другую функцию, являясь своеобразной формой осознания и словесного выражения проблемной ситуации. Первым на эту особенность С. обратил внимание Гегель.

Ряд С. древних обыгрывает тему скачкообразного характера всякого изменения и развития. Некоторые С. понимают проблему текучести, изменчивости окружающего мира и указывают на трудности, связанные с отождествлением объектов в потоке непрерывного изменения. Часто С. ставят в неявной форме проблему доказательства: что оно представляет собой, если можно придать видимость убедительности утверждениям, явно несовместимым с фактами и здравым смыслом? Сформулированные в тот период, когда логика как наука еще не существовала, древние С., хотя и непрямо, ставили вопрос о необходимости ее построения. В этом плане они непосредственно содействовали возникновению науки о правильном, доказательном мышлении.

Употребление С. с целью обмана является некорректным приемом аргументации и вполне обоснованно подвергается критике. Но это не должно заслонять того факта, что С. представляет собой также неизбежную на определенном этапе развития мышления неявную форму постановки проблем (см.: Проблема).

Источник: Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.

Комментарии для сайта Cackle

   
   
Детали файла
Имя файла: 0025.01.04;Т-Т.01;1
Размер: 109 Kb
Дата публикации: 2015-03-09 03:03:21
Описание:
Логика — Тест-тренинг

Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):

((p Ú q Ú r) & ~ p & ~ r) → ____. (Укажите доказываемый тезис).
Типами доказательств являются:
В процедуру косвенного доказательства включаются:
Косвенное доказательство иначе называется ________ от противного
При прямом доказательстве задача заключается в том, чтобы найти убедительные аргументы, из которых логически вытекает
_____ гипотезы создаются для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного подмножества.
_____ доказательство — это доказательство, записанное на специальном искусственном — формализованном — языке.
_____ подтверждение возможно лишь в случае утверждения о единичных объектах или их ограниченных совокупностях.
______ — суждение, противоречащее тезису.
______ аргументации противостоит универсальная аргументация.
______ спора — это наиболее общие принципы аргументации, приведение одних высказываний для обоснования или подкрепления других
______ спора — это поиск и отбор аргументов или доводов, наиболее убедительных с точки зрения обсуждаемой темы и аудитории, реакция на контраргументы другой стороны в процессе спора
_______ — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определенным правилам выводят новое суждение.
Аргумент к авторитету неприменим при обосновании
Аргумент к авторитету, выдвинутый в поддержку описательного высказывания, — это обращение к авторитету
Аргумент к мнению, поддерживающему оценочное высказывание, — обращение к
Аргумент к публике —
Аргументами к авторитету являются авторитеты:
Аргументация предполагает влияние факторов:
Аргументация, в ходе которой не соблюдаются требования, относящиеся к процедурам обоснования, к процессам коммуникации, к моральным качествам аргументирующего, является
Аргументация, не нарушающая сложившихся в конкретной области требований к ней, называется
Аргументация, неотъемлемой частью которой является ссылка на опыт, называется
Аргументация, эффективность которой ограничена лишь некоторыми аудиториями, является
Аргументы могут быть корректными и
Аргументы, направленные не на обоснование или опровержение выдвинутого положения, а лишь на одержание победы, носят общее название
В высказывании Аристотеля «Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать» сформулирован закон
В доказательстве существует правило: кто ____ доказывает, тот ничего не доказывает.
В зависимости от степени общности гипотезы можно разделить на:
В исследовании аргументации выделяются два аспекта:
В качестве аргументов в доказательстве могут выступать:
В понятие «тезис» включаются:
В рассуждении «N. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности» нарушены требования логического закона
В самом общем виде эклектика — это
В следственной и судебной деятельности предположение о событии преступления, лицах, его совершивших, и отдельных обстоятельствах дела, называется
В случае подтверждения общая гипотеза становится научной
В споре о территориальных границах представители одной страны угрожают другой применением экономических санкций, если их притязания не будут удовлетворены. Это аргумент к
Важнейшей особенностью основных законов мышления является
Виды косвенного доказательства:
Возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия — это аргумент к
Вспомогательные положения, вводимые в рассуждения, называются
Выражение, содержащее только логические константы и переменные и являющееся истинным в любой предметной области, представляет собой
Высказывание «Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно» выражает закон
Гипотезой называется
Демонстрация — это
Демонстрация — это
Деонтический авторитет подразделяется на:
Для дедуктивной аргументации характерно то, что она:
Если в числе следствий какого-либо положения встретились и утверждение, и ________ одного и того же, можно заключить, что данное положение ложно.
Задача доказательства —
Заключение может быть достоверным или
Закон достаточного основания сформулировал
Закон достаточного основания формулируется следующим образом:
Закон исключенного третьего выражается формулой
Закон исключенного третьего не действует в отношениях между ______ суждениями
Закон тождества (всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе) выражается формулой: А º
Законы тождества, непротиворечия и исключенного третьего сформулировал
Здравый смысл можно охарактеризовать как
Идеальный аргументатор умеет расположить к себе _____, вызвать ее доверие.
Интуитивная аргументация представляет собой
Иррациональное означает:
Искусство ведения спора называется
Истинность аргументов должна устанавливаться автономно, т.е. независимо от доказываемого
Исторически эристика существовала в двух видах
Источником и критерием ________ является опыт.
К аксиоматической формальной системе предъявляются требования:
К некорректным приемам аргументации относятся:
К необходимым условиям доказанности тезиса относятся:
К способам опровержения относятся:
К целям дискуссии относятся:
Косвенное доказательство, осуществляемое путем установления ложности всех несовместимых с тезисом положений, называется
Косвенное подтверждение некоторого положения предполагает:
Критерии выбора примера в эмпирической аргументации:
Лицо или группа лиц, которым адресована аргументация, — это
Логическая процедура установления истинности какого-либо утверждения при помощи других утверждений, истинность которых уже установлена, называется
Логическое следование — это
Логической основой доказательства всегда выступает тот или иной вид
Не допускают эмпирического подтверждения и обосновываются иначе, чем ссылками на опыт:
Не могут быть одновременно ложными _____ суждения.
Не следует спорить без особой
Необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями — это
Образцом для всех сфер человеческой деятельности, в которых возникает потребность объяснения, является
Обращение к здравому смыслу считается ненадежным аргументом в
Обращение к чувству вкуса, имеющемуся у аудитории и способному склонить ее к принятию выдвинутого положения, — это аргумент к
Общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, — это
Одна из разновидностей подмены тезиса: от сказанного с _____ к сказанному безусловно.
Основными формами мышления являются:
От научных положений требуется, чтобы они допускали принципиальную возможность
Отношение между предметами (реальными или абстрактными), которое позволяет говорить о них как о неотличимых в какой-то совокупности характеристиках, — есть
Оценка на основе некоторого образца, стандарта или правила — есть
Ошибка «круг в доказательстве» относится к нарушению правил
Ошибки, связанные с аргументом к авторитету:
Переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение следует с логической необходимостью, — это
По функциям в познавательном процессе гипотеза может быть:
Под приемом подмены тезиса понимаются:
Полемика — это спор,
Положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах, — это
Положения, с помощью которых доказывается тезис, называются
Понятие «вера» можно определить как:
Постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства — это
Правило тождества тезиса означает, что
Преступление совершили А, В или С; следствием установлено, что В и С имеют алиби. Следовательно преступление совершил _____. (Укажите доказываемый тезис).
Приведение доводов в поддержку высказываемых оценок с намерением убедить аудиторию в их приемлемости — это
Приведение доводов в поддержку высказываемых оценок с намерением убедить аудиторию в их приемлемости — это
Прием, устанавливающий ложность следствий, вытекающих из тезиса, получил название «сведение к ______».
Принцип ______ рекомендует избегать неоправданных новаций и объяснять новые явления с помощью известных законов.
Принцип простоты в аргументации постулирует
Противоположная сторона в дискуссии именуется «оппонентом», а в полемике — «__________».
Противоположными суждениями являются суждения
Процедура установления истинности какого-либо высказывания путем его эмпирической проверки называется
Процедура установления ложности какого-либо высказывания путем его эмпирической проверки называется
Прямым подтверждением некоторого утверждения является непосредственное _____ явлений, о которых говорится в проверяемом утверждении.
Различают ______ и недоказательную аргументацию.
Различают веру:
Рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению, получило название «_______»
Рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса и имеющее своей целью установление его ложности или недоказанности, — это
С точки зрения математической логики законом логики является всякая тождественно _____ формула.
Сведение доказательства к преобразованию одних последовательностей знаков в другие их последовательности — это
Свойства правильного мышления:
Системная аргументация представляет собой
Сократ утверждал, что главными правилами аргументации являются:
Спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора, — это
Споры о вкусах приемлемы в:
Ссылка на мнение или действие лица, положительно зарекомендовавшего себя в данной области своими рассуждениями или поступками, — это аргумент к
Ссылка на неосведомленность оппонента в споре в вопросах, относящихся к предмету спора, называется ____ к невежеству.
Структуру доказательства составляют:
Тактические приемы, помогающие выиграть спор, можно разделить на
Теоретическая аргументация опирается на
Типичной ошибкой разделительных доказательств является
Точность формулировки тезиса означает:
Традиционная логика выделяет следующие основные законы:
Укажите в приведенных примерах аргументы к авторитету:
Укажите в примере закон косвенного доказательства:
Укажите высказывание, которое является достаточным основанием для высказывания «N. не мог совершить вчера вечером кражу»:
Укажите методы научного объяснения:
Укажите некорректные аргументы
Укажите омонимы, которые могут вызвать нежелательное толкование фраз аудиторией:
Укажите ошибки по отношению к аргументам:
Укажите ошибки по отношению к тезису:
Укажите примеры нарушения закона тождества:
Укажите соответствие между видом аргументов и примерами аргументов
Укажите соответствие между законом логики и его выражением
Укажите соответствие между некорректным приемом аргументации и его проявлением
Укажите соответствие между понятием и его определением
Укажите соответствие между понятием и его определением
Укажите соответствие между понятиями и их определениями
Укажите соответствие между понятиями и их определениями
Укажите схематические варианты закона косвенного доказательства:
Укажите требования к аргументам доказательства:
Уловка, противоположная аргументу к авторитету, — это
Условие совместимости теоретической аргументации означает требование
Условия правильного применения ссылки на авторитеты:
Условия рационального спора:
Условия состоятельности гипотезы:
Формальная ошибка имеет место тогда, когда ______ не вытекает из принятых посылок.
Фундамент материалистической диалектики составляют законы:
Центральным способом эмпирического обоснования описательных высказываний является
Частным случаем аргумента к вкусу является аргумент к
Эмпирическое обоснование знаний называется иначе
Эмпирическое обоснование требует дополнения _________ обоснованием.
Эмпирической аргументации противопоставляется

Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —>
ВНИМАНИЕ:
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса»

    СОФИЗМ (от греч. sophisma — уловка, ухищрение, выдумка, головоломка) — рассуждение, умозаключение или убеждающая речь (аргументация), обосновывающие какую-либо заведомую нелепость (абсурд} или утверждение, противоречащее общепринятым представлениям (парадокс). Вот пример софизма, основанного на разъединении смысла целого: “5 = 2 + 3, но 2 четно, а 3 нечетно, следовательно 5 одновременно четно и нечетно”. А вот софизм, построенный с нарушением закона тождества и семиотической роли кавычек: “Если Сократ и человек не одно и то же, то Сократ не то же, что Сократ, поскольку Сократ — человек”. Оба эти софизма приводит Аристотель. Он называл софизмами “мнимые доказательства”, в которых обоснованность заключения лишь кажущаяся и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Внешняя убедительность многих софизмов, их “логичность” обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой — семиотической (за счет метафоричности речи, амонимии или полисемии слов, амфиболии и пр.), нарушающей однозначность мысли и приводящей к смешению значений терминов, или же логической (за счет игнорирования или подмены тезиса в случае доказательств или опровержений, ошибок в выведении следствий, использования “неразрешенных” или даже “запрещенных” правил или действий, к примеру, деления на нуль в математических софизмах).

    Исторически с понятием “софизм” неизменно связывают мысль о намеренной фальсификации, руководствуясь признанием Протагора, что задача софиста — представить наихудший аргумент как наилучший путем хитроумных уловок в речи, заботясь не об истине, а о практической выгоде, об успехе в споре или в судебной тяжбе. С этой же задачей обычно связывают и его известный “критерий основания”: мнение человека есть мера истины. Уже Платон, который называл софистику “постыдной риторикой”, заметил на это, что основание не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придется признать законность противоречий, и поэтому любые суждения считать обоснованными. Эта мысль Платона нашла отражение в аристотелевском “принципе непротиворечия” (см. Закон логический) и, уже в современной логике, — в требовании доказательства абсолютной непротиворечивости теорий. Но вполне уместное в области “истин разума” это требование не всегда оправдано в области “фактических истин”, где критерий основания Протагора, понятый, однако, более широко, как относительность истины к условиям и средствам ее познания, оказывается весьма существенным. Поэтому многие рассуждения, приводящие к парадоксам, но в остальном безупречные, не являются софизмами. По существу они только демонстрируют интервальный характер связанных с ними гносеологических ситуаций. Таковы, в частности, известные апории Зенона Элейского или т. н. софизм “куча”: “Одно зерно — не куча. Если η зерен не куча, то η + 1 — тоже не куча. Следовательно, любое число зерен — не куча”. Это не софизм, а лишь один из парадоксов транзитивности, возникающих в ситуациях неразличимости (или интервального равенства), в которых принцип математической индукции неприменим. Стремление усматривать в такого рода ситуациях “нетерпимое противоречие” (А. Пуанкаре), преодолеваемое в абстрактом понятии математической непрерывности (континуума), не решает вопроса в общем случае. Достаточно сказать, что содержание идеи равенства (тождества) в области фактических истин существенно зависит от того, какими средствами отождествления при этом пользуются. К примеру, далеко не всегда нам удается абстракцию неразличимости заменить абстракцией отождествления. А только в этом случае и можно рассчитывать на “преодоление” противоречий типа парадокса транзитивности.

    Первыми, кто понял важность теоретического анализа софизмов были, по-видимому, сами софисты (см. Софистика). Учение о правильной речи, о правильном употреблении имен Продик считал важнейшим. Анализ и примеры софизмов представлены и в диалогах Платона. Но их систематический анализ, основанный уже на теории силлогистических умозаключений (см. Силлогистика), принадлежит Аристотелю. Позднее математик Евклид написал “Псевдарий” — своеобразный каталог софизмов в геометрических доказательствах, но он не сохранился.

    Лит.: Платон. Соч., т. 1. M., 1968 (диалоги: “Протагор”, “Горгай”, “Менон”, “Кратил”), т. 2. M., 1970 (диалоги: “Теэтет”, “Софист”); Аристотель. “О софистических опровержениях”.— Соч., т. 2. M., 1978; АхмановА, С. Логическое учение Аристотеля. М., I960, гл. 1, § 3.

    M. M. Новосёлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.

Классический софизм и софистика: что это за философия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Знания всегда считались одним из ключевых показателей человеческого интеллекта и основным признаком образованности.

Но разве не намного более ценно обладать умением использовать их на практике, чтобы сделать жизнь проще? Ну или, как минимум, убедить оппонента в собственной правоте.

Трибуна

Тем не менее в некоторых случаях можно ничего не знать о конкретном предмете или быть абсолютно неправым, и при этом все равно победить в споре – софисты давно это доказали!

Софизм – это…

В дискуссиях достаточно эрудированных современников нередко можно услышать уничижительные констатации в духе «да бросьте, это софизм чистой воды». Однако мало кто из нас, простых обывателей, все еще помнит, что означает это вроде бы знакомое слово.

На деле же все просто – речь идет о непосредственном значении древнегреческого термина σόφισμα, который дословно переводится как:

  1. мастерство;
  2. умение;
  3. выдумка;
  4. измышление;
  5. уловка.

СОФИЗМ (греч. sophisma — хитрая уловка, измышление) — рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению.

Определение софизма, как ложного умозаключения, которое кажется правильным

Слово, кстати, является однокоренным с греческим понятием «мудрость». Тогда почему, несмотря на такое «родство», со временем софистика утратила свою тождественность с уникальными талантами и обрела столь снисходительную коннотацию?

Лингвисты считают, что причина тому – многозначность термина. Изначально софизмы служили своеобразной разновидностью школьных упражнений для развития логического мышления. Это на долгое время определило базовые трактовки такого рода задач:

  1. многогранное/многозначное суждение;
  2. загадка с несколькими решениями.

Часто тезис преднамеренно усложняли и запутывали, чтобы обескуражить собеседника, который, по идее, должен попасть в логическую ловушку. Благодаря умению переговорить оппонента софист демонстрировал окружающим свое интеллектуальное превосходство.

Философские корни софистики

Главным оружием у истоков этого философского направления была риторика. Школы софистики опирались на эту концепцию в качестве основного приема для обучения и умозрительного исследования.

Примечательно, что именно софисты в Греции периода IV-V вв. до н.э. почитались как наиболее востребованные наемные преподаватели для аристократов и получали невероятные по тем временам гонорары.

Урок софизма представителю аристократии

И это понятно, поскольку тогда слово «софист» в основном применялось для обозначения сведущего, мудрого и искусного во многих вещах человека. И только спустя столетия под софизмом стали понимать:

  1. неправильный исходный довод;
  2. заведомо ложный аргумент;
  3. двусмысленное утверждение;
  4. ошибочное суждение.

Но все испортили сами софисты, которые вместо поиска истины стали злоупотреблять своим авторитетом, «играя» с риторикой и используя в полемике нечестные приемы.

Появление софистов

В итоге они подверглись критике со стороны представителей других философских школ, и даже сам Аристотель в своем трактате «Опровержение софистических аргументов» посчитал необходимым дать критический анализ софизму.

Довольно жестко критиковал софистов и Сократ, считавший, что вместо истинных знаний юные подопечные таких учителей приобретают навыки элементарной риторики, когда посредством оперирования словами и двусмысленностью понятий учатся доказывать корректность самых абсурдных высказываний.

Со временем софистические рассуждения стали отождествляться с хитроумной демагогией, направленной на то, чтобы убедить кого-либо из людей в том мнении, которое выгодно софисту.

Таким образом, софизм в философии – это цепочка ложных и логически несостоятельных суждений, представленных специально для получения ошибочных выводов. По сути это интеллектуальное мошенничество, когда заведомо неправильное выдается за правильное с игнорированием объективной истинности тезисов.

Типичные софизмы: примеры, сбивающие с толку

Обратимся к одному из классических примеров софизма – примеру с рогами. В рамках этого рассуждения делается весьма вольный вывод на основании трех умозаключений:

  1. Вещь, которую ты не потерял, остается при тебе.
  2. Ты не терял рогов.
  3. У тебя есть рога.

Первый пункт логичен, второй – правдив, но третий – определенно ложный. Но связывает их как раз первое заявление, которое сложно опровергнуть. Просто из него выпущен важнейший нюанс о том, что вещь при этом ты уже должен у себя иметь. Вот на таких допущениях и упущениях строятся умозаключения софистов.

Вот еще несколько известных примеров:

Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное.

«Все, находящие эту женщину невинной, должны быть против наказания её; вы — против наказания её, значит, вы находите её невинной».

Чем больше самоубийц, тем меньше самоубийц.

Примеры софизмов

Недаром другие философы называли софистику фокусничеством. Постепенно эти приемы отдалились от философии, сконцентрировавшись целиком на способах убеждения оппонента в споре. При этом ключевыми инструментами софизма стали:

  1. логика;
  2. терминология;
  3. психология.

Логику софисты стараются обойти, нарушая законы силлогизма. Для этого, как правило, они вводят одну корректную предпосылку и одну ошибочную, которые затем объединяют ложным выводом. Обычно в арсенале софистов присутствует несколько приемов для оперирования словами:

  1. игра со смыслами;
  2. использование синонимов, омонимов, омоформ;
  3. акценты на посторонних словах;
  4. запутанное построение фраз и т.п.

Благодаря этому выступающий приобретает дополнительное преимущество и подавляет слушателей психологически. Атака также ведется по трем направлениям:

  1. интеллектуальному – апелляция к сферам знаний, в которых окружающие плохо разбираются и не могут возразить;
  2. аффективному – заигрыванию с предпочтениями и склонностями собеседника для получения расположения;
  3. волевому – когда желание спорить просто исчезает.

За пределами уроков логики и философии чаще всего такие умения используются в политике, маркетинге и социальной сфере.

Вместо заключения

В XXI веке многие остаются при мнении, что софизмы вредны и присущи лишь лживым людям. Однако софистика все еще остается великолепным тренажером для развития гибкости ума и логического мышления. Если стремитесь стать более красноречивыми, стоит уделять софизму больше времени!

Если построить дом, не считаясь с
законами механики и других наук, — он
рухнет. Так и доказательство: если его
построить, не считаясь с законами и
правилами формальной логики, — оно тоже
рухнет.

                                             
С. Поварнин

2.2.1. Характеристика основных логических ошибок

Логические ошибки делятся на паралогизмы
и софизмы. Паралогизмы — это
неумышленные логические ошибки,
обусловленные нарушением законов и
правил логики. Паралогизм не является,
в сущности, обманом, так как не связан
с умыслом подменить истину ложью. В
отличие о паралогизмов софизмы
результат преднамеренного обмана,
умышленные логические ошибки. Название
«софизм» происходит от древнегреческого
слова sophisma — «хитрая
уловка, выдумка». Софизм представляет
собой рассуждение, кажущееся правильным,
но содержащее скрытую логическую ошибку
и служащее для придания видимости
истинности ложному заключению. Софизм
является особым приемом интеллектуального
мошенничества, попыткой выдать ложь за
истину и тем самым ввести в заблуждение.

* Примеры древних софизмов.
Приведем примеры софизмов, ставших
знаменитыми еще в древности: «Что ты не
терял, то имеешь; рога ты не терял; значит,
у тебя есть рога»; «Сидящий встал; кто
встал, тот стоит; следовательно, сидящий
стоит»; «Этот пес твой; он отец; значит,
он твой отец». Софизм «Лжец», приписываемый
древнегреческому философу Евбулиду из
Милета, связан с вопросом: «Если
какой-нибудь человек говорит, что он
лжет, то лжет ли он или говорит правду?»
Допущение того, что он говорит правду,
будет означать, что правдой является
то, что он лжет (об этом он и говорит),
значит, выходит, что лжет. Если же он
лжет, то это как раз и есть то, что он
открыто признает. Получается, что он
говорит правду.

В Древней Греции софисты за плату обучали
искусству побеждать в споре, о чем бы
спор ни шел. Таким учителем, например,
был философ Протагор. О нем идет речь в
известном софизме «Эватл».

Эватл обучался у Протагора искусству
спора. По соглашению между учителем и
учеником Эватл должен был оплатить свое
обучение после первого выигранного им
судебного процесса. После окончания
обучения прошел год. В течение этого
года Эватл не участвовал в судебных
процессах. Протагор стал проявлять
нетерпение. Он предложил Эватлу внести
плату за обучение. Эватл отказался.
Тогда Протагор сказал: «Если ты не
внесешь плату, то я обращусь в суд. Если
суд вынесет решение, что ты должен
платить, то ты оплатишь по решению суда.
Если суд вынесет решение «не платить»,
то ты выиграешь свой первый процесс и
оплатишь обучение по договору». Поскольку
Эватл уже овладел искусством спора, он
так возразил Протагору: «Ты не прав,
учитель. Если суд вынесет решение «не
платить», то я не буду платить по решению
суда. Если же вынесет решение «платить»,
то я проиграю процесс и не буду платить
по договору».

Немецкий философ и математик Г. Лейбниц,
сам юрист по образованию, также отнесся
к этому спору всерьез. В своей докторской
диссертации «Исследование о запутанных
казусах в праве» он попытался показать,
что все случаи, даже самые запутанные,
подобно тяжбе Протагора и Эватла, должны
находить правильное разрешение на
основе здравого смысла. По мысли Лейбница,
суд должен отказать Протагору за
несвоевременностью предъявления иска,
но оставить, однако, за ним право
потребовать уплаты денег Эватлом позже,
а именно :после первого выигранного им
процесса.

* Примеры современных софизмов.
А вот софизмы, использующие уже современный
материал: «Одна и та же вещь не может
иметь какое-то свойство и не иметь его.
Хозрасчет предполагает самостоятельность,
заинтересованность и ответственность.
Заинтересованность — это, очевидно, не
ответственность, а ответственность —
не самостоятельность. Получается вопреки
сказанному вначале, что хозрасчет
включает самостоятельность и
несамостоятельность, ответственность
и безответственность». «Акционерное
общество, получившее когда-то ссуду от
государства, теперь ему уже не должно,
так как оно стало иным: в его правлении
не осталось никого из тех, кто просил
ссуду». «Вор не желает приобрести ничего
дурного. Приобретение хорошего есть
дело хорошее. Следовательно, вор желает
хорошего». А вот софизм, часто встречающийся
в речах обвинителей по так называемым
половым преступлениям: «Если этот
подсудимый будет оправдан, мы будем
находиться в постоянном страхе за наших
жен и дочерей».

* Манипулятивная сущность софизма.
Все приведенные выше софизмы —
логически неправильные рассуждения,
выдаваемые за правильные. Софизмы
используют многозначность слов
естественного языка, сокращения и т.д.
Нередко софизм основывается на таких
логических ошибках, как подмена тезиса
доказательства, несоблюдение правил
логического вывода, принятие ложных
посылок за истинные, и т.п. Говоря о
мнимой убедительности софизмов,
древнеримский философ Сенека сравнивал
их с искусством фокусников: мы не можем
сказать, как совершаются их манипуляции,
хотя твердо знаем, что все делается
совсем не так, как это нам кажется. Ф.
Бэкон сравнивал того, кто прибегает к
софизмам, с лисой, которая хорошо петляет,
а того, кто раскрывает софизмы, — с
гончей, умеющей распутывать следы.

Нетрудно заметить, например, что в
софизме «Рогатый» обыгрывается
двусмысленность выражения «то, что не
терял». Иногда оно означает «то, что
имел и не потерял», а иногда просто «то,
что не потерял, независимо от того, имел
или нет». В посылке «Что ты не терял, то
имеешь» оборот «что ты не терял» должен
означать: «то, что имел и не потерял»,
иначе эта посылка окажется ложной. Но
во второй посылке это значение уже не
проходит: высказывание «Рога — это то,
что ты имел и не потерял» является
ложным.

* Парадокс и его логическая сущность.
В процессе рассуждения иногда возникают
логические парадоксы. Парадокс в
мышлении (от греч. paradoxes
— неожиданный, странный) — в широком
смысле — неочевидное высказывание,
истинность которого устанавливается
достаточно трудно.

Один из вариантов парадокса был, например,
использован Сервантесом в «Дон-Кихоте».
Среди задач, которые предлагались
Санчо-Пансо в бытность его губернатором
острова, была следующая: на острове
находится мост, и возле этого моста —
виселица. Каждый переходящий через мост
должен ответить на вопрос: куда он идет?
Если ответ будет правильным, его
пропустят, в противном случае повесят.
Один ответ был такой, что он привел в
замешательство стражей острова: «Я
пришел, чтобы быть повешенным». Если
его повесят, то получается, что он сказал
правду и, значит, его надо пропустить;
если же его пропустят, выйдет, что он
сказал неправду и потому должен быть
повешен.

Можно парадоксу придать более простой
вид. Скажем, кто-либо должен назвать
всех скромных людей. Если в их число он
включит самого себя, то получится, что
он уже не скромный и не должен фигурировать
в числе скромных людей. Если же он не
назовет себя, то это будет говорить о
его скромности и, значит, он себя должен
назвать как одного из скромных людей.

Внешне парадоксы похожи на софизмы,
поскольку тоже приводят рассуждения к
противоречиям. Главное же различие
между ними, как остроумно заметил
писатель Даниил Гранин, заключается в
том, что софизм — это ложь, обряженная
в одежды истины, а парадокс — истина в
одеянии лжи. Это, конечно, образное
сравнение, но оно довольно точно
схватывает суть проблемы. Хотя в
действительности связь софизма и
парадокса более тонкая и сложная.
Парадокс может быть следствием,
заключением некоторых софизмов, т.е. из
корректного по форме, но ложного по
содержанию рассуждения может следовать
выражение, которое можно назвать
некорректным по форме, но истинным по
содержанию. Парадоксальный вывод
обязывает искать источник парадокса,
заставляет выбираться из круга, в котором
оказалось наше рассуждение, и искать
другой путь. Например, псевдоистину
содержит суждение с двойным отрицанием:
«Я не знал, что он не брал», так как
двойное отрицание является утверждением.
Или: «Нельзя не верить потерпевшему, —
говорит обвинитель, — ибо невозможно
измыслить столь чудовищное обвинение».
— «Невозможно, согласен, — возражает
защитник, — но если невозможно измыслить,
как же можно было совершить?»

Размышление над парадоксами является,
без сомнения, одним из лучших испытаний
наших логических способностей и одним
из наиболее эффективных средств их
тренировки. Знакомство с парадоксами,
проникновение в сущность стоящих за
ними проблем — непростое дело. Оно
требует максимальной сосредоточенности
и напряженного вдумывания в несколько,
казалось бы, простых утверждений. Только
при этом условии парадокс может быть
понят, а предлагаемые его решения
оценены.

51. Приемы,
стимулирующие общение.

Приемы, стимулирующие общение, призваны
снять «барьеры в общении», т. е. сформировать
у собеседников благоприятное впечатление
о партнере, доверительное отношение к
нему, обеспечить полное взаимопонимание,
способствовать конструктивному
обсуждению проблемы.

Успеху
делового общения в значительной мере
способствует формирование у партнера
положительного впечатления о себе.
Деловое общение требует от человека
высокой психологической культуры, а
также постоянного изучения и учета
эмоциональной стороны отношений. Разум
и эмоции — неразрывные составляющие
человека, причем эмоциональное в человеке
многократно перевешивает рациональное.
Следует помнить очень важную рекомендацию
фоносемантики (науки о знаках чувств):
самый привлекательный облик человека
в общении — приветливый, доброжелательный.
В общении каждый из партнеров нуждается
в положительных эмоциях, поэтому тот,
кто находится в позитивном, жизнерадостном
и оптимистичном состоянии, становится
действительно желательным собеседником.
При прочих равных условиях люди легче
принимают позицию того человека, к
которому испытывают эмоционально-позитивное
отношение, и наоборот, труднее принимают
(и нередко отвергают) позицию того, к
кому испытывают эмоционально-негативное
отношение.

Существует категория
людей, которые умеют располагать к себе
других, практически сразу завоевывать
их доверие, вызывать к себе чувство
симпатии — это люди, наделенные обаянием.
Можно выделить три группы качеств,
определяющих уровень личного обаяния:

1. Природные качества:
коммуникабельность (способность легко
сходиться с людьми), эмпатия (способность
к сопереживанию), рефлексия (способность
влиять на другого человека), красноречие
(способность воздействовать словом) —
все это составляет основу природных
дарований, характеризуемых общим
понятием «умение нравиться людям».

2.Характеристики личности,
являющиеся следствием образования и
воспитания: нравственные ценности,
духовное здоровье, владение техникой
общения, деловая речь, упреждение и
преодоление конфликтных ситуаций.

3.Характеристики личности,
связанные с жизненным и профессиональным
опытом человека. Это особенно ценно,
когда опыт обостряет интуицию.

Нередко
в процессе общения обаятельные люди
используют приемы, которые, как правило,
скрыты от собеседника. С помощью таких
приемов нельзя никого ни в чем убедить
и ничего никому доказать, а можно лишь
расположить к себе собеседников. Для
усиления личного обаяния можно
использовать следующие общие рекомендации:

• вести себя естественно;


быть хорошим, терпеливым и внимательным
слушателем;

•демонстрировать
интерес к собеседнику (ничего так не
льстит, как внимание);

• относиться
к партнеру с уважением;


постараться сформировать установку
искреннего реагирования на речь
собеседника;

• стараться не
доминировать во время общения; дать
собеседнику время высказаться;


стараться понять и поддержать людей,
поставить себя на место другого человека;

• стремиться избегать поспешных
выводов;

• не стараться
демонстрировать свой ум и образованность;

• поддерживать людей в их лучших
намерениях, избегать слов «Вы ошибаетесь»,
«Ваша идея бесперспективна» и т. п.;


подчеркивать общность с собеседником;

• не держать злобу на других;


чаще произносить вслух имя (или
имя-отчество) партнера (подобное обращение
показывает внимание к данной личности);

• выражать искреннее одобрение,
замечать все хорошее (от одежды и прически
до интересных идей) и говорить только
о том, что действительно видите и
чувствуете;

• не жаловаться, но
и не говорить, что все очень хорошо (для
некоторых людей успехи окружающих еще
более неприятны, чем постоянные жалобы);

• не соглашаться с чужой
самокритикой (лучше сказать «В такой
ситуации было трудно что-либо сделать»,
«Вы и так сделали все возможное» и т.п.);

• уметь признать свои ошибки
(это очень верный и выигрышный способ
завоевать уважение);

• избегать
«поз обороны» (например, сложенные на
груди руки, скрещенные ноги и пр.) и
привлекать внимание позитивными жестами.

К основным приемам, стимулирующим
общение, помогающим продолжать его,
даже если позиция партнеров не совпадает,
можно отнести:

 «открытость
для убедительных аргументов» (при этом
в деловом общении в более выигрышном
положении будет тот, кто умело на практике
реализует принцип «важно не быть честным
и открытым, а казаться им»);

«условное
принятие доводов оппонентов» (использование
фраз типа «Допустим, вы правы»,
«Предположим, что это так», оставляющих
вам «пространство для маневра»);

«оттягивание возражений»
(позволяет не только уйти от противоборства
в общении, но и побольше узнать об
уязвимых местах системы доводов
оппонента, чтобы при необходимости
сделать их объектом для критики);

«обращение за советом» (это льстит
оппоненту и создает у него приятное
ощущение, что он оказывает партнеру
любезность, а тот, соответственно, должен
отплатить ему встречной любезностью);

«вовлечение оппонента в совместную
выработку решения» (для многих людей
процесс поиска решения не менее важен,
чем сам конечный результат, только при
условии участия результат воспринимается
как собственное творение);

«отступить,
чтобы победить» (если хотите убедить
собеседника в чем-либо, дайте ему
почувствовать, что убедить можно и вас,
изобразите легкое сомнение);

«настройка
на волну оппонента» (умелая подача
сигналов типа «Я такой же, как вы» путем
копирования жестов, тональности голоса,
стиля общения собеседника);

«использование
метода Сократа» (с самого начала беседы
не давать собеседнику повода сказать
«нет», издалека подходить к теме основного
разговора и принуждать партнера отвечать
«да»; при этом следует избегать
агрессивного принуждения, привносить
комплиментарность в общение);

«избежание
категоричных высказываний» (высказывания
типа «всегда», «никогда» провоцируют
конфронтацию, порождают сомнения в
сказанном; лучше использовать более
мягкие варианты «очень часто», «иногда»,
«в большинстве случаев», «крайне редко»
и т.п.);

«использование «позитивных»
вопросов» (с помощью изменения
формулировки, например, используя
вариант «Вас ведь не затруднит это
сделать?» вместо «Не затруднит ли вас
это сделать?», можно отчасти управлять
ответом собеседника);


«использование в общении «Вы-подхода»,
создающего состояние большего доверия,
психологического комфорта, теплоты по
сравнению с «Я-подходом» (например,
использование фраз типа «Вас не затруднит
выполнить это задание?» вместо фразы
«Я хочу, чтобы вы выполнили это задание»);

• «использование в общении
«Мы-высказываний», порождающих ситуацию
сотрудничества, взаимного согласия
(например, вместо фразы «Вы действительно
заинтересованы в обсуждении этого
вопроса?» использовать фразу «Мы с вами,
безусловно, заинтересованы в обсуждении
этого вопроса»);

• «использование
приема «Я-утверждение», с помощью
которого передается отношение субъекта
к какой-либо ситуации, описание
желательного варианта ее развития без
обвинений и явных требований (например,
вместо фразы «Вы постоянно меня
перебиваете» можно использовать вариант
«Когда иногда вы меня перебиваете, я
сбиваюсь с мысли, и мне бывает очень
трудно сосредоточиться на главном и
довести мысль до конца»).

Для
обеспечения успешного общения следует
избегать слов и действий, приводящих к
конфликту (конфликтогенов). Основными
проявлениями конфликтогенного поведения
обычно являются:

• открытое
недоверие;

• перебивание
собеседника;

• принижение
значимости его роли;

• подчеркивание
различий между собой и собеседником не
в его пользу;

• напоминание о
проигрышной для собеседника ситуации;

• устойчивое нежелание признавать
свои ошибки и чью-то правоту;


заниженная оценка вклада партнера в
общее дело и преувеличение собственного
вклада;

• постоянное навязывание
своей точки зрения;

• неискренность
в суждениях;

• резкое изменение
темпа беседы, ее неожиданное свертывание;

• неумение выслушать и понять
точку зрения собеседника;


проявление превосходства в виде
приказания, угрозы, обвинения, насмешки,
издевок, безапелляционных высказываний
(например, «Я уверен», «Я считаю», «Вне
сомнения» и т. п.);

• проявление
агрессивности.

52. Структурный
анализ общения Э.Берна.

Личность каждого человека наделена
только ей присущим сочетанием
психологических черт и особенностей,
образующих ее индивидуальность,
составляющих своеобразие человека, его
отличие от других-людей. Личность
человека неповторима в своей
индивидуальности. Она представляет
собой совокупность Я-состояний.

На языке психологии состояние Я можно
описывать как систему чувств, определяя
ее как набор согласованных поведенческих
схем. По-видимому, каждый человек
располагает определенным, чаще всего
ограниченным репертуаром состояний
своего Я, которые суть не роли, а
психологическая реальность. Репертуар
этих состояний можно разбить на следующие
категории:

1) состояния Я, сходные с образами
родителей;

2) состояния Я, автономно направленные
на объективную оценку реальности;

3) состояния Я, все еще действующие с
момента их фиксации в раннем детстве и
представляющие собой архаические
пережитки. Неформально проявления этих
состояний Я называются Родитель, Взрослый
и Ребенок.

В транзакционном анализе важны результаты.
С самого начала врач стремится заключить
с пациентом лечебный контракт. Начинается
это с вопроса к пациенту: «Чего же вы
хотите?» или: «Вы пришли сюда с
некоторой целью; когда мы с вами будем
считать, что эта цель достигнута?»
Хотя вопрос этот кажется довольно
простым, в ряде случаев психотерапия
проводилась годами, а только что указанный
вопрос так и не был поставлен. Многие
пациенты начинают лечение, отрывают
время от работы, платят немалые деньги
и затрачивают эмоциональные усилия, а
затем говорят врачу: «Не могу понять,
зачем я сюда хожу; а вы как думаете?»
Врач узнает в этом вопросе Ребенка,
спрашивающего Родителя, как ему лучше
себя вести. Если врач проявит небрежность
и ответит какой-нибудь из родительских
сентенций, отсюда может возникнуть
игра. В этом случае Ребенок пациента
может в конце концов взбунтоваться.
Такой образ действия доставляет
возбуждение, но не лечит. Чтобы избежать
подобных нежелательных ситуаций,
заключают контракт взрослого типа,
учитывая объективные потребности
пациента.

На раннем этапе транзакционного анализа
не было никаких учебников, потому что
анализом этого рода никто не занимался
прежде. Обсуждая истории болезни и
прослушивая записанные на пленку занятия
терапевтических групп, участники
семинара заметили, что и сам врач
проявляет тенденцию разыгрывать те или
иные игры. После тщательного обсуждения
этого, вопроса лечение удалось улучшить.
Чтобы у пациентов были лучшие шансы на
выздоровление, врач должен, как это
обнаружилось на семинаре, отдавать себе
отчет в том, что делают его собственный
Родитель, Взрослый и Ребенок в каждый
момент группового занятия. Отсюда
развилась строгая программа подготовки,
включавшая посещение еженедельных
семинаров и период работы под руководством
опытного специалиста по транзакционному
анализу. Эта обширная подготовка длится
от года до трех лет или больше и завершается
устным или письменным экзаменом перед
особой экзаменационной комиссией из
старших специалистов. Лишь после такой
успешно завершенной подготовки
квалифицированный терапевт становится
дипломированным специалистом по
транзакционному анализу. Эта подготовка
прибавляется к обычной профессиональной
подготовке, получаемой общепринятым
способом.

Таким образом, теория личности, лежащая
в основе транзакционного анализа,
исходит из наблюдений, согласно которым
человек может нечто говорить, высказывая
или подразумевая в скрытой или
замаскированной форме нечто совсем
иное. Личность индивида состоит из
разных частей, и одна из этих частей
может вводить в заблуждение другую
точно так же, как он вводит в заблуждение
других людей в своей повседневной жизни.

53. Трансактный
анализ общения Э.Берна. Виды трансакций.

Трансакции (ТА) — это единица
общения. Она начинается с трансакционного
стимула — того или иного знака,
осведомляющего о том, что присутствие
одного человека воспринято другим.
Человек, к которому обращен стимул,
отвечает каким-то действием — трансакционной
реакцией. При этом человек, вступающий
в акт общения, неосознанно выбирает
себе подходящее состояние Я и предлагает
выгодное для себя состояние Я — собеседнику.
Если собеседник принял это состояние
— (а он может не принять), то он оказывается
в определенной психологической
зависимости от этого человека .

Цель трансакционного анализа — выяснить,
какое именно состояние Я ответственно
за трансакционный стимул и какое
состояние человека осуществило
трансакционную реакцию. Все ТА делятся
на дополнительные, перекрестные и
скрытые. Кроме этого, последователями
Э. Берна позднее были выделены прямые,
непрямые и смазанные ТА.

Виды трансакций

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ (рис.8).

Основная особенность дополнительных
ТА в том, что векторы общения параллельны
и никогда не пересекаются. Пока ТА
дополнительны — процесс коммуникации
между людьми будет протекать гладко и
неопределенно долго. Это правило не
зависит ни от природы ТА, ни от их
содержания.

Дополнительная ТА имеет под собой
совпадение ожиданий, при этом Я-состояние,
в которое обращаются, является источником
реакции.

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКЦИИ

возникают, когда на определенный стимул
следует неожиданная реакция (рис. 9).
Именно этот тип ТА доставляет Наибольшие
хлопоты в общении.

При перекрестной ТА векторы не параллельны
друг другу, а Я- состояние, в которое
обращаются, не является источником
реакции. Например, стимул рассчитан на
взаимоотношения Взрослый — Взрослый:
«Ты не видела, где мои запонки?».
Дополняющим здесь может быть признан
ответ: «Запонки лежат на столе».
Однако собеседник может вспылить: «Вечно
я у тебя во всем виноват!» (Детский
вариант) или «Ищи их там, куда сам
положил!» (Родительский вариант).
После пересекающейся ТА процесс
коммуникации временно прекращается.
Начинается позиционная борьба, которая
длится до тех пор, пока векторы будут
приведены в порядок. Для восстановления
контакта одному собеседнику или обоим
в паре необходимо изменить свое
Я-состояние.

СКРЫТЫЕ ТРАНСАКЦИИ

являются более сложными. Это связано с
тем, что поведение людей не всегда
соответствует их социальному положению.
На социальном уровне, например, начальник
может быть и маленьким мальчиком и
покровительствующим отцом. Скрытые ТА
требуют одновременного участия более,
чем двух состояний, одно из которых
маскируется. Открытое сообщение
происходит на внешнем социальном уровне,
скрытое — на психологическом уровне.
Скрытые ТА — это шифровка, секрет, по
крайней мере, для Я- состояния Взрослого.
Соответственно, результат такой ТА
определяется на психологическом, а не
на социальном уровне. Это можно рассмотреть
на примере торговой ситуации (рис.10).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рассуждение кажущееся правильным но содержащее скрытую логическую ошибку
  • Рассуждение в котором есть логическая ошибка
  • Рассуждая таким образом постепенно отпадали различные варианты исправить ошибки
  • Рассуждать над бесконечностью вселенной речевая ошибка
  • Рассуждает над вопросом какая ошибка