Распространенные ошибки в сочинении егэ

Ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку и литературе допускают многие. Разбираем самые распространенные ошибки. ТОП 20 советов о том, чего делать не следует.

Ошибки в сочинении ЕГЭ

Нельзя

1. Повторять одни и те же или однокоренные слова в соседних предложениях.

Когда работа выполнена на черновике, подчеркните в сочинении все повторяющиеся слова. Даже те, которые попались всего несколько раз. Если какое-то слово встречается чаще, чем один раз в абзаце (или чаще двух-трех раз в сочинении), используйте синонимы или перестраивайте предложения.

2. Менять время или вид глаголов

Еще одна очень частая, но неочевидная ошибка в сочинении ЕГЭ когда  “прыгает” время. Проверяйте, не употребляете ли Вы глаголы то в настоящем, то в прошедшем времени, то в совершенном, то в несовершенном виде.

Например: «Всю жизнь Болконский ищет нравственный идеал – он мечтал о подвиге на войне, служил у Сперанского, занимался устройством хозяйства». Должно быть либо все в настоящем («ищет, мечтает, служит, занимается”), либо в прошедшем («искал, мечтал, служил»).  Следите за временем и видом глаголов!

3. Допускать грамматические ошибки

Совет очевидный, но будет полезно еще раз обратить на него внимание. В ЕГЭ по русскому языку соблюдение орфографии оценивается от 0 до 3 баллов, пунктуации – от 0 до 3 баллов, грамматики – от 0 до 2 баллов, речевых норм – от 0 до 2 баллов. Т.е. Вы только на грамотности в сочинении можете потерять 10 баллов – это 16 от баллов за весь экзамен.

В ЕГЭ по литературе грамотность не оценивается. Но большое количество ошибок, как правило, идет рука об руку, с неумением полноценно выражать свои мысли, а также влияет на общее настроение проверяющего. А речевые и стилистические нормы в ЕГЭ по литературе учитываются.

Поэтому важно не допускать грамматических ошибок в сочинении ЕГЭ!

4. Использовать грубо или высоко окрашенной лексики

Выбирайте нейтральные слова. Отсутствие как высоких, книжных слов (“ибо”, “дабы”) и архаизмов (“я сейчас всю правду возвещу“), так и низких – жаргона, сленга, просторечия, диалектизмов – это сохранение чистоты стиля. Не употребляйте их, если они, конечно, не являются цитатой.

5. Не соблюдать объем

Если нужно уместить сочинение в указанный объем, то просто сделайте это. В сочинении по русскому языку это минимум в 150 слов. Вы и так понимаете, что нижнюю границу нарушать нельзя. Но и не перебирайте с верхней границей. Средняя рекомендация – 350 слов. Не нужно писать тысячу – Вы только повысите вероятность допустить ошибки, нальете воды, потратите время, а баллов себе не добавите. В ЕГЭ по литературе минимум – 150 слов, рекомендуемый объем – 200 – 250 слов. Соблюдайте его.

6. Нарушать формат

Не нужно сосредотачиваться на мысли, что дядьки и обидчики загоняют Вас в рамки экзамена, а Вам хочется полета и свободного высказывания. Помните, что где полет, там возможно и падение. Рамки – это Ваша страховка, которая призвана помогать, а не ограничивать. Если сказано, что ЕГЭ по русскому строится в формате «вступление – постановка проблемы – комментарий – выявление авторской позиции – оценка позиции – аргументация – заключение», то так и стройте сочинение. Если в ЕГЭ по литературе следует условно поделить сочинение на 5 частей: вступление – три тезиса с аргументами – вывод, то так пусть и будет.

7. Употреблять оценочные наречия типа «достаточно», «довольно»

«Онегин был достаточно образован», «Маргарита была довольно решительна» – эти наречия не несут смысловой нагрузки и показывают только то, что Вы не уверены в своих суждениях. Не употребляйте подобных слов.

8. Якать

Формулировки вроде «я считаю…», «я думаю», «теперь-то мы поняли» и т.д. не являются ошибочными, но они не совсем приличны. Лучше заменяйте их на предл. без действующего лица: «можно считать», «из этого примера следует», «можно сделать вывод, что» и т.д.

Старайтесь не якать.

9. Не подкреплять аргументы цитатами

В ЕГЭ цитирование необходимо. Каждый тезис должен быть подкреплен примером. Прежде чем сформулировать позицию, найдите фрагмент текста, который можно привести в подтверждение. Цитата не должна быть объемной – достаточно одного предложения или нескольких слов. Точечный пересказ, приведение фактов и деталей, анализ лексики тоже являются цитированием.

10. Лить воду и отступать от темы

Сочинения в ЕГЭ не такие уж и большие по объему. Отвечайте четко, не отвлекайтесь на обсуждение деталей, которые не важны, и второстепенных вопросов. Выражайте позицию сдержанно, но определенно.

11. Грешить гиперболами и чрезмерными восторгами

«Лермонтов, будучи тонким лириком и талантливым прозаиком, в прекрасном романе «Герой нашего времени» превосходно описал отталкивающий, ущербный человеческий тип” – в этой фразе все чрезмерно. Помните, тон должен быть нейтральным. Выражать свое мнение и предпочтения можно и нужно, но стремитесь к объективности.

12. Сохранять слова, факты и конструкции, в которых сомневаетесь

Если не помните, как пишется слово, найдите синоним. Если не уверены в знаке препинания, перестройте предложение. Если сомневаетесь в факте, опустите его. Забыли точный год похода князя Игоря на половцев? Говорите: «в XII веке». Или вообще не упоминайте о времени. Если вы не помните первую строку стиха или точное название произведения, которое используете для аргументации, придумайте другой вариант, в котором будете уверены.

13. Забывать про теоретико-литературный материал

Вы должны продемонстрировать знание стилистических приемов, композиции, родов литературы, жанров, специальных терминов и понятий, литературных направлений. Вы должны знать и использовать слова “метафора”, “образ автора”, “аллитерация”, “кривое зеркало” и т.д. В ЕГЭ по литературе употребление литературоведческих понятий в большом сочинении оценивается отдельно. В ЕГЭ по русскому языку может быть включено в критерии «точность и выразительность речи» и «фактологическая точность».

14. Цитировать неправильно

Посмотрите заранее, как оформляются цитаты. Обратите внимание, что цитата не должна быть длинной, что середину предложения с большой буквы не начинают, а запятой цитату не заканчивают, что можно часть цитируемого текста заменить многоточием, чтобы цитата не оказалась громоздкой, и т.д.

15. Пересказывать текст

Пример частой ошибки в сочинении ЕГЭ и по русскому языку, и по литературе, когда вместо рассуждения на основе текста, его начинают подробно пересказывать. Львиную долю сочинения должны занимать Ваши мысли, которые следует подкреплять короткими цитатами, деталями и фактами из текста. Не нужно переписывать большие фрагменты своими словами, за это покарают.

16. Писать синтаксически однообразно

Используйте простые и сложные предложения, вопросы и ответы, риторические вопросы, однородные члены, причастные и деепричастные обороты. Используйте тропы (метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, оксюмороны и т.д.). Но следите, чтобы предложения не были перегружены и слишком длинны – это ведет к повышению вероятности ошибиться. Соблюдайте баланс между разнообразием и простотой.

17. Ограничиваться примитивной лексикой

Оперируйте не примитивными высказываниями вроде «этот хороший» «тот плохой», а широким словарем. Подбирайте синонимы и антонимы, старайтесь сделать речь выразительной. Следите за лексическим разнообразием, демонстрируйте широту словарного запаса.

18. Использовать неточные формулировки

Не растекайтесь мыслью по древу. Будьте конкретны и уверены в своих высказываниях. Плохо: «Манилов, наверно, не слишком интересный человек, но он и ничего, вполне себе нормальный». Правильно: «Манилов как персонаж представляет собой тип безликого человека – ни то ни се, ни рыба ни мясо».

19. Не показывать знание контекста

Если Вы знаете о времени создания произведения, биографии писателя, культурном контексте, то включите эти сведения в свое сочинения. Но сжато и ненавязчиво. Не надо посвящать этому половину сочинения в ЕГЭ. Следует просто намекнуть, что Вы глубоко погружены в тему.

20. Быть несдержанным

Даже если вы любите литературу и отлично знаете предмет, избегайте чрезмерно личных формулировок («Я рыдала два часа, когда Базаров умер»). Избегайте острых формулировок и некорректных споров с авторами произведений или составителями тестов («Я не согласен с позицией автора, так как терпеть не могу всех этих набожных героев типа Сони, читающей Евангелие, – человек спасается не через религию, а через волевое решение”). Госэкзамен это не время и не место навязывать представления о жизни. Даже если Вы не разделяете авторскую позицию, уважайте автора текста, проверяющего и себя.

Таковы распространенные ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку и литературе.

ЕГЭ по русскому языку многим ученикам кажется лёгким. Именно поэтому к нему не всегда готовятся так тщательно, как к другим предметам. Иногда подобное впечатление оказывается обманчивым.

Чтобы максимально приблизиться к 100 баллам, мало просто систематически готовиться к экзамену. Важно ещё и учитывать типичные ошибки прошлых лет. Рассмотрим их подробнее в этой статье.

А узнать про ЕГЭ по русскому языку ещё больше вы можете по ссылке.

Задание №9. Гласные в корнях

Нужно выписать номера строк, в которых вставленные буквы одинаковые. В этом задании подвох чаще всего состоит в омонимичных корнях. При его выполнении важно подбирать однокоренные слова для самопроверки и сверять, совпадают ли они по смыслу.

Омонимия — это внешнее (графическое или звуковое) совпадение слов при совершенно разном значении. С виду одинаковые слова могут относиться к разным частям речи, например, старинная печь и печь пироги. Корни, которые звучат или выглядят одинаково, могут иметь различное значение.

Например, слова «косить» и «прикосновение» не будут однокоренными, хотя и в первом, и во втором — корень -кос-. В слове «косить» корень с проверяемой безударной гласной и значением «срезать косой траву». А в слове «прикосновение» корень с чередующейся гласной (кос/кас) и значением, связанным с глаголом «касаться».

Точно так же не будут однокоренными слова «умалять» (достоинство) и «умолять» (кого-то сделать что-то). В первом случае корень -мал- с проверяемой гласной (мАленький), во втором — -мол- (мОлит).

Особенного внимания заслуживают слова-исключения: сочетание, росток, отрасль и другие, — их следует запомнить.

Задание №12. Суффиксы причастий и окончания глаголов

Нужно указать номера строк, в которых во всех словах пропущенная буква совпадает. В этом задании ученики делают ошибки очень часто. Чтобы выполнить его верно, нужно ‍учесть несколько моментов.

1. Выучить правило спряжения глаголов, особенно глаголы-исключения. 

Помним, что в личном окончании глаголов I спряжения и в суффиксах образованных от них причастий настоящего времени встречаются только гласные Е, У, Ю.

А в личном окончании глаголов II спряжения и в суффиксах образованных от них причастий настоящего времени — гласные И, А, Я.

2. Помнить, что в суффикс причастий прошедшего времени гласная попадает из инфинитива глагола.

3. Правильно определить инфинитив глагола. Подсказка: если основа глагола оканчивается на гласные У, Е, А, то это глаголы на –ять и относятся они к I спряжению. Например: сеять, реять, таять. Исключения — клеить, драить. 

4. Также следует учитывать смысловые различия. Например: замешенное тесто — в суффиксе гласная Е, так как причастие происходит от глагола «замесить», тесто мы месим. «Замешанный в деле» — в суффиксе А, так как причастие образовано от глагола «замешать», в дело можно вмешаться или замешать кого-то.

Задание №13. Написание НЕ с разными частями речи

Нужно выписать слово, которое пишется с НЕ слитно или раздельно (в зависимости от формулировки задания). Одна из типичных ошибок при выполнении данного задания — написание НЕ с причастиями.

Ученики нередко забывают о том, что краткие причастия пишутся с НЕ всегда раздельно. Например: не занята, не заморожена.

Кроме того, причастие с НЕ пишется всегда раздельно, если у него есть зависимое слово. Например: ещё не построенный дом. Пишем раздельно, потому что у причастия есть зависимое слово ЕЩЁ.

Задание №15. Н или НН

Нужно выписать числа, на месте которых должны стоять НН или Н. В зависимости от формулировки задания. Можно выделить два типа ошибок, которые появляются у учеников при выполнении этого задания.

Первый связан с тем, что выпускники забывают о существовании двух блоков правил, — для прилагательных, образованных от существительных, и для причастий и отглагольных прилагательных — или путают их. 

Второй — с тем, что выпускники забывают о различиях между краткими причастиями и прилагательными. Например: семена рассеяны ветром. Рассеяны — краткое страдательное причастие, так как названо непостоянное качество и выражение можно заменить словосочетанием с глаголом: ветер рассеял семена.

Краткие причастия пишутся всегда с одной буквой Н. Например: студенты рассеянны. Рассеянны — краткое прилагательное, так как мы назвали постоянное качество (рассеянность). В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных.

Задание №16. Постановка запятых

Нужно указать предложения с одной запятой. Их количество точно не определено, от двух до четырёх.

‍Для успешного выполнения задания важно помнить, в каких случаях запятая ставится при однородных членах предложения. А также различать простые предложения, осложнённые однородными членами, и сложносочинённые предложения.

Одна из распространённых ошибок — постановка запятой между простыми предложениями в составе сложносочинённого при наличии у них общей части. Это может быть общий член предложения, общее вводное слово или придаточное предложение.

Например: когда закончился дождь, выглянуло солнце и появилась радуга. Запятая перед И не нужна, так как у частей «выглянуло солнце» и «появилась радуга» есть общее придаточное предложение. Солнце выглянуло (когда?) — когда закончился дождь. Радуга появилась (когда?) — когда закончился дождь.

Задание №21. Пунктуационный анализ текста

Нужно найти предложения, в которых знаки препинания ставятся в соответствии с одинаковым правилом пунктуации. Число верных ответов может быть любым.

Выпускники часто забывают про такое осложнение простого предложения, как обособленное приложение. Нередко предложения с ним относят к числу предложений с тире между подлежащим и сказуемым.

Яркая особенность обособленного приложения — оно в предложении является определением, но выражается при этом существительным. Отличить эту пунктограмму от случая постановки тире между подлежащим и сказуемым можно, выделив основу предложения и убедившись, что сказуемое в этом простом предложении уже есть.

Например: в лесу уже появились подснежники — вестники весны. Основа предложения — подснежники появились. Подснежники (какие?) — вестники весны, это обособленное приложение.

Задание №27. Сочинение

Чтобы получить максимальные 24 балла за сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку, нужно понять и сформулировать проблему текста, прокомментировать её, найти позицию автора и высказать собственную. Но не менее важно написать связный, последовательный и грамотный текст. Среди типичных ошибок при выполнении этого задания, стоит выделить несколько.

1. Комментарии и/или позиция автора не соответствуют заявленной проблеме.

Такое может случиться, если ученик не разделил две смежные проблемы. Например, проблема звучит так: «Какое влияние искусство оказывает на человека?». А ученик в комментарии и/или в позиции автора пишет о том, что такое искусство.

Чтобы избежать подобных ошибок, важно при написании сочинения постоянно сверяться с заявленной проблемой. Лучше всего придать проблеме вид вопроса и следить за тем, чтобы позиция автора была прямым ответом на этот вопрос. А каждый комментарий должен быть приближением, подводкой к ответу.

2. При написании сочинения важно следить за этичностью высказываний.

Например, нельзя допускать грубые или жаргонные выражения, оскорбления. Кстати, называть автора текста по имени и отчеству без фамилии тоже не нужно.

3. Грамотность работы заслуживает отдельного внимания.

За идеальное соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм в сочинении можно получить целых 8 первичных баллов. Тут важно учесть все знания, полученные при подготовке к тестовой части. И, конечно, быть предельно внимательным.

Например, нередко при обособлении причастных и деепричастных оборотов, придаточных предложений встречаются такие пунктуационные ошибки, когда одна запятая стоит, а вторая пропущена.

4. Нарушение речевых норм.

Нередко ученики обращаются к выражению «автор в своём тексте…». Это речевая избыточность, у автора может быть только свой текст, в чужом он не может ничего передать читателю. Распространённое клише с ошибкой — «рассуждая над проблемой», ведь рассуждать можно только о чём-то. Избежать подобных ошибок поможет регулярная тренировка в написании сочинений с последующей проверкой учителем или репетитором.

Подготовиться к ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов помогут преподаватели Тетрики. Они знают, как помочь выпускнику запомнить все правила, исключения и написать идеальное сочинение.

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Досадные погрешности часто портят сочинения школьников и становятся причиной неудовлетворительной оценки. Знаменитая актриса Фаина Раневская сравнивала орфографические ошибки с клопами на белой блузке. Очень неприятное зрелище. Но мы поговорим в этой статье о других ошибках, тоже очень распространенных — речевых, а также о способах их устранения.

Студенты

Источник: tverlife.ru

Кратко о типичных ошибках

Мало назубок знать правила, чтобы получить в итоговом сочинении оценку «отлично» — над правильной речью следует работать как над почерком, постоянно совершенствовать её. Когда человек мало читает и не задумывается над тем, что он говорит и пишет, то речь становится невыразительной, «суконной» или вычурной. Бывает, что даже теряется смысл фразы. Канцелярит, тавтологии, перевранные фразеологизмы, неуместная разговорная лексика, подмена понятий, архаизмы, паронимы — это неполный перечень распространенных речевых ошибок.

Речевые ошибки в ЕГЭ

Определение

Речевые (стилистические) ошибки – это нарушение законов употребления лексических единиц и неправильное образование синтаксических конструкций.

Некорректное использование слов, фразеологизмов

Фразеологизмы характеризуются постоянством состава. Заменять в них отдельные слова или форму слов, менять слова местами недопустимо. Нельзя сказать «пес наплакал» или «молоко с кровью». Очень часто учащиеся просто не думают о том, что пишут, как будто русский язык для них иностранный. Получается смешно, но только не для тех, кто рассчитывал получить балл повыше.

Скрипя сердцем, Коля решился объясниться с Зиной.

Вы когда-нибудь слышали, как скрипит сердце? Я тоже нет. 

Ошибкой считается также некорректное использование отдельных слов. Не надо употреблять архаизмы, если вы не цитируете какого-нибудь исторического персонажа. Неправильная или устаревшая форма слова придает речи слишком экспрессивную, разговорную, а иногда канцелярскую окраску.

Я сомкнул усталые вежды, ибо уже было поздно.

Не нужно использовать просторечную или диалектную лексику.

Я маленько удивилась, услышав об этом. 

Мой мелкий проснулся и заплакал. 

Отдельно вспомним про этические ошибки — нельзя называть писателя фамильярно «Лев Николаевич» или «Александр Сергеевич». Недопустимо давать оценку книге или персонажам, пусть даже отрицательным, в оскорбительных, резких выражениях.

Всё, что пишет автор — чушь.

Сколько допускается ошибок

Можно допустить только три помарки, иначе по данному критерию будет ноль. Будьте внимательны.

Нарушение сочетаемости слов

Довольно распространенная ошибка. 

  • Ксения не смыкала взгляда всю ночь. (Смыкать можно только глаза).
  • Уровень обслуживания в кафе значительно улучшился. (Уровень может повыситься или понизиться, но не улучшиться).
  • Юрий поднял тост за юбиляра. (Поднимают бокалы, а тост произносят). 

Чтобы не допускать таких промахов, надо хорошо представлять, о чем говоришь.

Смешивание паронимов

Паронимы — это слова, похожие по звучанию, но разные по значению. Если у школьника не очень богатый словарный запас, то он легко спутает паронимы, ведь их в нашем языке много. Чтобы избежать ошибки, не мешает заучить значения некоторых паронимов наизусть.

  • невежда (необразованный) — невежа (грубый, невоспитанный);
  • абонемент (в театр) — абонент (по телефону);
  • безделица (вещь) — бездельница (женщина);
  • авантюрин (камень) — авантюрист (любитель авантюр);
  • злой — злостный;
  • эффективность — эффектность;
  • терпимость — терпеливость;
  • надеть — одеть;
  • ящер — ящур и т. д.

Если не знаете значения слова или знаете только приблизительно, то не пишите его, иначе получится, что принцессу унес ящур, а серебряное колечко — сущая бездельница. 

Логические ошибки

Проверка таких ошибок осуществляется по критерию К5. Важно не терять нить своего повествования, обязательно следить, чтобы одно не противоречило другому. Для сохранения логики надо соблюдать ряд простых правил.

Неправильные местоимения

Особенно внимательно следите за местоимениями «это», «этот», «эта», к чему они относятся. Не следует начинать предложение с местоимения.

Нет или неправильное разделение на абзацы

Можно даже забыть тему сочинения, если оно будет выглядеть как сплошная простыня текста. Пожалейте тех, кому придется читать ваше творчество. Разбейте содержание на абзацы, в среднем достаточно пяти-восьми. Одно предложение в абзаце считается ошибкой.

Смысловые противоречия

Здесь вас спасет только внимательность и перечитывание написанного, а также вдумчивый подход. Помните о том, что вы хотите сказать и как докажете свою мысль. Не позволяйте сочинению «уходить в сторону», не теряйте связь причины и следствия. 

Грамматические ошибки

Проверяются по критерию К9 и связаны чаще всего с употреблением глаголов и глагольных форм, частиц, деепричастий и наречий

Синтаксические

Все ошибки, связанные с неправильным строением словосочетаний, нарушением структуры предложений.

Жажда к славе.

Все были счастливые.

Словообразовательные

Заехай за мной завтра. От этого столба едь направо. Можно говорить только «поезжай». Глагола «ложить» в русском языке тоже не существует. 

Морфологические

Менее легче, без комментарий. Мы стали более лучше одеваться. Печально, но факт — такое тоже встречается. 

Частые ошибки в ЕГЭ по русскому языку

Кроме перечисленных, очень часто, к сожалению, встречаются и другие ошибки. Портят впечатление тяжеловесные канцеляризмы. Любимая многими «проблема, которую поднимает автор в произведении». Ухудшают восприятие тавтологии, ненужные повторы или лишние слова: «В своем тексте автор вспоминает случившийся с ним однажды случай». Плохо, когда нет определенности — «это», «там», «туда» вместо определения времени и места события.

Типичны логические ошибки, когда из-за неверной последовательности в изложении и подмены смысловых связей теряется всё, ради чего писалось сочинение. Главная мысль не доказана, много путаницы и сумбура, нагромождены лишние факты, а выводы вообще не понятно на чем основаны. Такое сочинение не заслуживает высокой оценки. Нужно понимать, от чего вы отталкиваетесь и куда хотите прийти.

Примеры ошибок в сочинении ЕГЭ

Посмотрим на несколько примеров, которые могут показаться забавными, если бы их не допустили при написании сочинений учащиеся выпускного класса.

Примеры

Источник: rgiufa.ru

Напоследок несколько способов улучшить свой стиль:

  • избегайте слишком коротких и слишком длинных предложений;
  • пишите всегда только те слова и фразы, в значении которых вы уверены;
  • поменьше громоздких словесных конструкций; 
  • не ленитесь перечитывать и исправлять свою работу.

К сожалению, многие преподаватели вузов констатируют, что высокий балл на ЕГЭ еще не показатель того, что человек будет грамотно писать на родном языке. Натасканные на тестовые задания вчерашние школьники-отличники внезапно оказываются совершенно беспомощными, когда в обычной жизни им предстоит выбрать между «ться» и «тся» или «чтобы» и «что бы». А уродцы «внутрии» и «вообщем»? А шляпа, которая все время самостоятельно проезжает мимо станции — неумение употреблять деепричастные обороты? 

Кот с книгой

Источник: img4.goodfon.ru

Всех ляпов, в том числе речевых, легко избежать, если помнить правила, думать о смысле написанного и постоянно пополнять свой «чердачок» хорошими книгами. Смысл ведь не в том, чтобы один раз написать ЕГЭ и потом забыть про него. Главное — стать грамотным и культурным человеком. Желаю удачи на экзаменах, а для тех, кто нуждается в помощи и консультации, не успевает подготовиться или не уверен в своих силах — есть поддержка Феникс.Хелп

Скачать материал

Типичные ошибки при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Типичные ошибки при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку...

    1 слайд

    Типичные ошибки при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку (задание 27)
    И. А. Кузнецова, учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №44, эксперт ПК ЕГЭ по русскому языку

  • Формулировка задания с развёрнутым ответом:
Напишите сочинение по прочитанно...

    2 слайд

    Формулировка задания с развёрнутым ответом:

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.
    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
    Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
    Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
    Объём сочинения – не менее 150 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • К 1-1балл
Уже во вступлении участники допускают ошибку, связанную с неумением...

    3 слайд

    К 1-1балл

    Уже во вступлении участники допускают ошибку, связанную с неумением различать такие понятия, как тема и проблема. Напомним, что тема – это то, о чём текст (автор пишет о патриотизме), а проблема – это спорный вопрос, над которым размышляет автор (в чём заключается истинный патриотизм?). Тема не содержит спорного вопроса, она входит в формулировку проблемы, является её частью, то есть проблему нельзя сформулировать одним словом! Именно проблема определяет дальнейший ход рассуждения.

  • К 1-1балл
Как формулируется проблема? Первый способ– конструкция «проблема +...

    4 слайд

    К 1-1балл

    Как формулируется проблема? Первый способ– конструкция «проблема + существительное в родительном падеже»: проблема отношения к пожилым родителям, проблема влияния природы на человека, проблема поиска смысла жизни. Но такой способ не универсален, так как не всегда сочетание «проблема+существительное в родительном падеже» в содержательном и стилистическом отношении корректно, например, проблема чести, проблема смысла жизни, проблема музыки, проблема любви.

  • К 1-1 баллВторой способ– формулирование  проблемы в форме вопроса (или цепочк...

    5 слайд

    К 1-1 балл
    Второй способ– формулирование проблемы в форме вопроса (или цепочки вопросов): Можно ли человеку прожить без любви? Какую роль играет музыка в жизни человека? Почему важно беречь родной язык? При этом нужно избегать ошибок в речевом оформлении проблемы! Правильно будет: автор пишет, рассуждает о…, размышляет о… и над…, неверно– автор рассуждает над…

  • К 2-6 балловПосле выявления и формулирования проблемы исходного текста  пишем...

    6 слайд

    К 2-6 баллов
    После выявления и формулирования проблемы исходного текста пишем комментарий. Это, пожалуй, самый сложный композиционный фрагмент сочинения. Напомним, что комментарий включает в себя два примера-иллюстрации из прочитанного текста и пояснение к каждому из них, указание на смысловую связь между ними и её анализ. Помните, что, обращаясь к авторскому тексту, не следует увлекаться его чрезмерным цитированием или ограничиваться простым пересказом – нужно анализировать текст, включая в него свою оценку фактов, событий, поведения героев.

  • К 2-6 балловК грубым ошибкам при комментировании проблемы исходного текста от...

    7 слайд

    К 2-6 баллов
    К грубым ошибкам при комментировании проблемы исходного текста относятся следующие ошибки.
    Отсутствие комментария как самостоятельной смысловой части, он лишь намечен, но не реализован. Например: «Человек живет в обществе, которое, несомненно, оказывает влияние на чувства, мысли, сознание. Как жить в таком обществе, чтобы оно не подавляло и не тяготило тебя? Ответ на этот вопрос нам даёт Н. Татаринцев в своем тексте». Здесь формулируется проблема, задаётся вопрос, обозначающий остроту проблемы, делается переход к исходному тексту. Но комментария нет.

  • К 2-6 балловЕщё одна грубая ошибка. Неосознанное отступление от темы. Ученик...

    8 слайд

    К 2-6 баллов
    Ещё одна грубая ошибка. Неосознанное отступление от темы. Ученик пишет не о том, о чём говорится в тексте, а о том, о чём он может написать. Вот пример такого искажения: «Автор текста, И. Новиков, рассуждает о таком времени, когда вокруг всё серо и тускло (приводятся цитаты из исходного текста, описывающие осень). Да, действительно, осень – это такая пора, когда хочется посидеть дома возле семейного очага, в общем, в тёплом, уютном местечке. И волей-неволей на тебя находят воспоминания об уже прожитых годах. Для кого-то это мучительное время. Особенно для женщин. У них начинаются депрессии, с которыми они порою не могут справиться самостоятельно… А для кого-то, например, для меня, это время для творческих поисков…»

  • К 2-6 баллов
При пояснении примера-иллюстрации нужно дать свою интерпретацию...

    9 слайд

    К 2-6 баллов

    При пояснении примера-иллюстрации нужно дать свою интерпретацию авторского текста, растолковать, почему герои действуют так, а не иначе, выразить своё отношение к их поступкам, событиям,а не повторять сказанное автором. Пояснение – это текст выпускника! В этом и состоит диалог автора исходного текста и пишущего, что является одним из важных показателей понимания учеником прочитанного текста.
    Следующий шаг в комментарии – указание на то, как связаны примеры-иллюстрации. Какими могут быть отношения между примерами-иллюстрациями?

  • К 2-6 балловСмысловая связь может отражать противопоставление событий (фактов...

    10 слайд

    К 2-6 баллов
    Смысловая связь может отражать противопоставление событий (фактов, героев) или их сопоставление, указывать на причинно-следственные или дополнительные отношения между ними, переход от общих рассуждений к конкретике и др. Важно понимать истинные смысловые отношения между примерами и давать точное определение этим связям, а не указывать на них формально: эти примеры, дополняя друг друга, помогают нам лучше понять авторскую позицию. Еще одна частая ошибка при выявлении логической связи между примерами-иллюстрациями – подмена её общими словами: также автор приводит ещё один пример; развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере.

  • К 2-6 балловПомимо указания на логическую связь, нужно ещё проанализировать х...

    11 слайд

    К 2-6 баллов
    Помимо указания на логическую связь, нужно ещё проанализировать характер смысловых отношений, объяснить, почему автор сравнивает, противопоставляет героев (события) либо от общих рассуждений переходит к конкретным фактам, даёт определения ключевым понятиям текста или указывает на причинно-следственные связи. Этот анализ является показателем умения видеть основание для отбора текстового материала, означает раскрытие смысла этих логических отношений, даёт ответ на вопрос, как они помогают глубже понять авторский замысел.
    В структуре комментария эта позиция часто либо отсутствует, либо передает смысл отношений неточно и поверхностно.

  • К 2-6 баллов
Следующая частая ошибка при написании сочинения – невнимательное...

    12 слайд

    К 2-6 баллов

    Следующая частая ошибка при написании сочинения – невнимательное прочтение исходного текста, в результате чего участник допускает фактические ошибки при передаче содержания авторского текста. Помните, если в примере содержится искажение исходного текста, то такой пример в комментарии не может быть засчитан, следовательно, не могут быть оценены логическая связка между примерами и её анализ.

  • К 3- 1 баллАвторская позиция.
Комментарий текста должен логично подводить к...

    13 слайд

    К 3- 1 балл
    Авторская позиция.
    Комментарий текста должен логично подводить к авторской позиции, то есть положению, которое доказывается; это мнение автора, его точка зрения по поставленной проблеме. Проблема и позиция автора логически связаны: позиция автора – это ответ на проблемный вопрос: как детские годы влияют на дальнейшую жизнь человека? (проблема) – только по-настоящему счастливый в детстве человек всю жизнь обладает огромным иммунитетом (позиция автора). Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций, метафорических выражений и чрезмерного цитирования.

  • К 3-1 баллПомните, что в публицистическом тексте автор обычно выражает свою п...

    14 слайд

    К 3-1 балл
    Помните, что в публицистическом тексте автор обычно выражает свою позицию прямо, открыто (в отдельных предложениях, обращениях к читателю). В художественном тексте мнение автора обозначается, как правило, опосредованно (в поведении, поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных приёмов), и поэтому определить его бывает не просто. Кроме того, не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком. Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

  • К 4-1 баллПосле определения авторской позиции необходимо выразить своё отноше...

    15 слайд

    К 4-1 балл
    После определения авторской позиции необходимо выразить своё отношение к мнению автора и обосновать свою точку зрения. В аргументации необязательно опираться на художественное произведение – это может быть обращение к историческим или научным фактам, к обобщённым наблюдениям или собственному жизненному опыту.
    Сочинение по тексту Ю. Нагибина
    Я разделяю позицию автора. Она близка моему мировоззрению, моему представлению о том, как должны жить люди. Мне было очень интересно читать про те события, которые описывает Ю. Нагибин в своём рассказе. Когда читаешь художественную книжку, то узнаешь даже больше, чем когда изучаешь историю на уроках или по учебнику.

    В отрывке присутствуют суждения, но они не выполняют функцию доводов, подкрепляющих правоту заявленного тезиса. Это очень распространённая ошибка, вызванная тем, что ученик не понимает до конца сформулированной проблемы и позиции автора по этой проблеме, поэтому свою задачу видит в том, чтобы заполнить отведённое для предполагаемого обоснования место какими-то фразами, в которых выражается либо отношение к автору, либо восприятие изображённых событий, либо даётся оценка персонажам, ситуациям.

  • К 4-1 балл
В приведённых ниже работах экзаменуемые сформулировали своё мнение...

    16 слайд

    К 4-1 балл

    В приведённых ниже работах экзаменуемые сформулировали своё мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привели суждений, представляющих собой обоснование заявленной точки зрения.
    Я считаю, что авторская позиция справедлива.
    Я, как и большинство моих друзей и знакомых, воспитывался на книгах, и до сих пор много читаю. Я полностью согласен с автором.

  • Подведём итогиТаким образом, при написании сочинения-рассуждения не смешивайт...

    17 слайд

    Подведём итоги
    Таким образом, при написании сочинения-рассуждения не смешивайте понятия тема и проблема, не увлекайтесь пересказом и чрезмерным цитированием исходного текста, включайте в него элементы анализа. Не допускайте нарушения логики между формулировкой проблемы и примерами-иллюстрациями, будьте самостоятельны при пояснении авторского текста.
    Старайтесь понять истинную связь между примерами – не ограничивайтесь формальными формулировками, не забывайте анализировать логическую связку. Помните, что авторская позиция – это ответ на проблемный вопрос. Не путайте проблему и авторскую позицию; ваша позиция должна быть сформулирована и убедительно обоснована.

    Внимательно читайте исходный текст, чтобы избежать фактических ошибок.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 283 631 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 07.06.2022
  • 359
  • 12

«Русский язык в 2-х частях . Часть 2», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 07.06.2022
  • 484
  • 1
  • 07.06.2022
  • 161
  • 1
  • 07.06.2022
  • 120
  • 2

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

  • 07.06.2022
  • 140
  • 1

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Видеоуроки по предметам

Математика,
Физика,
Информатика,
Химия,
Русский,
Обществознание,
ОГЭ,
История,
Биология,
Английский

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Распространенные ошибки в сзв тд
  • Распространенные ошибки в русском языке презентация
  • Распространенные ошибки в русском языке 3 класс
  • Распространенные ошибки в решении математики
  • Распространенные ошибки в речи педагога