Грамотность в интернете на вес золота. Уроки русского языка многие позабыли, и причин на то много. Но это вовсе не значит, что за правильность письменной речи не стоит бороться. Поэтому, сегодняшний пост мы посвятили самым распространенным грамматическим ошибкам, чтобы раз и навсегда с ними покончить.
Для всех двоечников мы подготовили мини-шпаргалку, благодаря которой можно значительно прокачать свои скиллы в великом и могучем русском языке. Обратите внимание, что данный список никоим образом не претендует на научный труд. Данный пост, скорее, своего рода помощник для тех, кто пишет немного, но регулярно, к примеру:
- Менеджеры, которые ведут деловую переписку с клиентами и коллегами.
- Активные пользователи социальных сетей, которые любят что-то писать в Твиттере, Фейсбуке или Вконтакте.
- Любители писать комментарии.
- Владельцы сайтов, которые сами пишут контент для своих проектов.
- И многие другие, которые хотят писать без ошибок, но пока не знают, как это сделать.
Шелдон, глядя на надпись «Увидимся в аду Шелдон»: «Самое страшное в этой надписи — пропущенная запятая» (Шелдон Купер, The Big Bang Theory)
Итак, проштудировав интернет, мы выявили ряд самых распространенных ошибок, которые предлагаем немедленно искоренить.
1 Слитно или раздельно?
1.1. Чтобы или что бы?
Можно: «чтобы» (причина) и «что бы» (предположение), «также» (добавление, присоединение), «так же» (сравнение с чем-то, с кем-то), «тоже» (=еще, и), «то же» (если хочется добавить «что»)
Нельзя: «что-бы», «так-же», «то-же», «тоже самое»
Примеры:
Мы обсудим это на совещании, чтобы выявить сильные и слабые моменты. А пока подумай, что бы нового предложить для проекта.
Сайт был так же привлекателен, как и удобен, а также очень функционален.
Ну вот, ты тоже зарегистрировался в Фейсбуке. Разве это не то же, что и Вконтакте?
1.2. Вначале или в начале?
Правильно: «вначале» (наречие), «в начале» (+существительное, когда можно спросить: «в начале чего?»).
Примеры:
В начале разработки сайта нужно понять цели клиента.
Вначале необходимо согласовать техническое задание.
1.3. Итак или и так?
Правильно: «итак» (наречие, вводное слово), «и так» (требует продолжения).
Примеры:
Итак, давайте сделаем все на высшем уровне.
Все, хватит, мне и так нравится.
2 Вечная путаница
2.1. Реки времени
«В течении» (реки, направления в искусстве).
«В течение» (времени) — применительно к срокам, дням, ночам и прочим событиям, измеряемым временем.
Примеры:
В течении реки он увидел отражение своей бурной жизни.
В течение недели я вышлю вам макеты.
2.2. Почему, Шерлок?
«В следствии» (= в расследовании) — всегда раздельно!
«Вследствие» (= по причине) — всегда слитно!
Примеры:
В следствии было выявлено множество вещественных доказательств.
Вследствие правильного тайм-менеджмента мы все сделали в срок.
3 Окончания глаголов
Задаем вопросы: «-ться» (что делать? что сделать?) или «-тся» (что делает? что сделает?).
Также встречаются и те, кто пропускает мягкий знак в окончании глаголов с шипящими.
Примеры:
Мне нравится твой статус.
Чем системный администратор может вам помочь?
Нужно прилечь и выспаться.
4 Обобщения
Можно: «в общем» «вообще» «в целом».
Нельзя: «вообщем», «вобщем», «вцелом», и прочие извращения.
Примеры:
В целом, идея ясна.
В общем, мы поняли друг друга.
И вообще, я не «лайкну» твой пост!
Красота — это дар судьбы, а грамотность — это уже от природы. (Уильям Шекспир)
5 «Будто» и «будь» в компании
Правильно: «как будто», «как будто бы», «будь то».
Неправильно: «как-будто», «буд-то», будто-бы», «будь-то».
Примеры:
Мы сделаем все, что вы хотите, будь то каталог товаров или корзина.
Ты так говоришь, будто расстроен.
Как будто англичане сайт рисовали.
6 Дефисы с частицами
Дефис никогда не ставится перед частицей «бы» («как бы», «что бы», «почему бы», «где бы», «если бы»).
«Что ли», «чуть ли», «вряд ли» — всегда раздельно, без дефиса.
Дефис ставится:
а) между предлогом и частицей: «-нибудь», «-то», «-либо» («как-нибудь», где-то, что-либо»);
б) после частицы «кое-» (кое-кто, кое-как).
Примеры:
Я пойду куда-нибудь, почему бы и нет?
В Твиттер зайти, что ли?
7 Ни или не?
Можно: «не» (отрицание) или «ни» (усиленное отрицание, союз), «ничего» (что?), «нечего» (как?).
Примеры:
В офисе тишина: ни музыки, ни голосов — не пришли еще сотрудники.
А ничего так форма регистрации получилась. Даже улучшать в ней нечего!
Грамотность — это вежливость автора по отношению к читателю. (Стас Янковский)
8 Запятые и слова
8.1 Вводные слова выделяем запятыми с обеих сторон
Пример:
Я, впрочем, могу ошибаться, но так дела не делают.
8.2 После «однако», и «причем» запятая не ставится, перед — ставится
Пример:
Мы думали запустить новый проект, однако возникли препятствия. Однако мы быстро устранили их.
Мы старались, причем не спали ночами. Причем это было легко.
8.3 «Потому что» и запятые
Запятая ставится перед конструкцией «потому что» (акцент на результат).
Запятая ставится в середине конструкции «потому, что» (акцент на причину). Также разделяем конструкцию запятой в тех случаях, когда перед «потому» стоят: «не», «только», «видимо», «лишь».
Примеры:
Мне нравится этот интернет-магазин, потому что он удобен.
Думаю, этот сайт так популярен лишь потому, что был запущен в нужное время.
8.4 «Так как» и запятые
Правильно: «Так как» (объяснение причины). «Так, как» (сравнение, сопоставление).
Примеры:
Сегодня отличный день, так как на улице тепло и солнечно.
Мы сделаем так, как считаем нужным.
Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке. (Фаина Раневская)
А вот еще ряд советов для тех, кто хочет писать без ошибок:
- Пишите больше, причем вычитывайте все, что написали по несколько раз.
- Дайте грамотному и внимательному другу прочитать ваш текст перед публикацией.
- Поиграйте в учителя, пытаясь найти ошибки в чужих статьях.
- Читайте «Грамота.ру» и «Ководство».
- Пользуйтесь «Орфографом» или чем-то вроде него, чтобы выявить опечатки.
- Если не знаете, как это пишется, просто перефразируйте.
- Развивайтесь и читайте побольше книг.
P.S. Милые картинки позаимствованы из блога dalwen. Настоятельно рекомендуем посетить ЖЖ этой девушки.
А какие ошибки встречаются вам чаще всего?
Иногда в интернете, при общении в мессенджерах и соцсетях или же просто в повседневной жизни можно встретить не самых грамотных людей. Конечно, не все хорошо учились в школе, и небольшие ошибки вполне простительны, но существуют ситуации, в которых неграмотность просто бросается в глаза. Давайте посмотрим, как все это выглядит.
Вы зашли на Загоны.ру как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии на Загонах. Зарегистрируйтесь!
Комментарии 3
16 апреля в Перми, как и в других городах страны, пройдёт Тотальный диктант. В этом году участие в тестировании решила принять и я, белка Крошка Ши. Сейчас я активно готовлюсь к экзамену, усиленно вспоминаю правила и нормы русского языка.
За две недели зубрёжки удалось вспомнить все основные правила. Но что меня расстроило, так это тотальная безграмотность в социальных сетях. Люди допускают ошибки даже в самых простых словах.
Чтобы хоть как-то напомнить пермякам элементарные правила грамматики, я совместно с филологами и организаторами акции «Тотальный диктант» в Перми составила список из 8 наиболее распространённых ошибок. Давайте рассмотрим их на примере истории знакомства в социальной сети.
Ошибка №1. Неправильное написание даже элементарных слов
Представим такую ситуацию. Молодой человек решил написать незнакомой девушке (назовём её Даша) личное сообщение ВКонтакте. «Привет. Ты очень симпотичная». Заметили ошибку? Если нет, то срочно учите правила русского языка. К сожалению, сегодня почти половина пользователей социальных сетей неправильно пишет даже элементарные слова.
Причём, ошибки допускают не только дети, но и взрослые. Некоторые умудряются писать неверно «ча/ща» (через я), хотя такое правило, казалось бы, проходили в первом классе.
Ошибка №2. ТСЯ-ТЬСЯ
Допустим, первая ошибка в грамматике сошла вам с рук, и Даша ответила. Но тут вы снова попадаете впросак, задав вопрос: «Чем ты любишь заниматся»?
Как известно, у людей с филологическим образованием глаза наливаются кровью, когда они видят, что кто-то неправильно написал глагол с «ТСЯ-ТЬСЯ». Теперь я их понимаю. Казалось бы, такая безделица, всего лишь мягкий знак, но ведь ошибка может исказить смысл. Например, в соцсетях много шуток по поводу фразы «Мне не спится», всё тот же лишний мягкий знак может кардинально изменить её смысл.
Ошибка №3. Одеть/Надеть
Разговор с Дашей продолжается, и вот вы договариваетесь о встрече. Она спрашивает, как вас узнает, а вы отвечаете: «Я одену красную куртку».
И это ещё одна роковая ошибка пользователей соцсетей. Многие люди думают, что во всех значениях нужно использовать глагол «одеть». Возможно, из-за слова «одежда». Но на деле одеть можно кого-то, а надеть – на кого-то. И ваша фраза буквально означает следующее: «Я одену красную куртку в какую-то одежду». Запомните и больше не допускайте такой ошибки!
Ошибка №4. «Вобщем» и «вообщем»
«Вообщем, пошли в кино» – мужчины, знайте, что после такой фразы умная и начитанная девушка с вами вряд ли куда-то пойдёт. Такого слова просто не существует в природе. Правильно написать: «В общем, пошли в кино».
Ошибка №5. Придти
Разговор почти окончен, Даша согласилась на встречу, но вы допускаете очередную ошибку: «Я смогу придти к 19.00». И такого слова в русском языке тоже нет. Это грубое нарушение культуры речи, после такого некоторые современные девушки и в чёрный список могут добавить!
Ошибка №6. День рождение
И вот вы провисели в «чёрном списке» пару недель, пока девушка не решилась вас разблокировать. Вы заходите к ней на страничку, видите, что вчера ей исполнилось … лет и пишете: «Дашенька, поздравляю с днём рождение!»
Что случилось? Вы снова в чёрном списке?
Ошибка №7. Ихний
К сожалению, даже после такой череды проколов не все садятся за учебники и стараются вспомнить правила русского языка. «Я не виноват, это всё ихний чёрный список», – твердите вы себе. К счастью, Даша эту фразу не слышит. Потому что слово «ихний» – тот ещё паразит, правильно говорить «их».
Ошибка №8. Обои
Вы зашли на страничку Дашеньки и – о чудо – она сменила гнев на милость, вы вновь можете писать ей сообщения. Вы решаете немного извиниться, сгладить неприязнь: «Прости, но в этой ситуации виноваты обои. Я безграмотно пишу, а ты нетерпима к безграмотным людям».
И всё же, дорогие, обои ни в чём не виноваты, виноваты оба. Запомните эти простые правила грамотности и соблюдайте их даже на такой свободной площадке, как социальные сети.
А всем, кто сейчас закатывает глаза и говорит: «Ну что началось-то, мы же не на уроке русского языка!», отвечу – а кому понравится, если в магазине вам неверно сдадут сдачу и прикроются фразой «Мы же не на уроке математики»? Думаю, ответ очевиден.
Комментарий
Эксперт по проверке Тотального диктанта в Перми Евгения Васильева:
«Начало XXI века связано с появлением мифа о так называемой «тотальной безграмотности» — большом количестве ошибок в письменной речи пользователей Интернета. Лингвист Максим Кронгауз в книге «Русский язык на грани нервного срыва» пишет о том, что безграмотности не стало больше, она стала заметнее, т.е. люди, которые раньше говорили, а не писали, сейчас продуцируют большое количество текстов. Так письменная речь в некоторых функциях подменила устную (чаты, форумы, социальные сети). Возможно, именно этим объясняются некоторые из распространенных ошибок, встречающихся на просторах сети Интернет».
P.S. А какие орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки в соцсетях раздражают вас больше всего? Пишите ответы в комментариях!
Топ-10 самых популярных рисунков про Крошку Ши | Фотогалерея
Топ-10 самых популярных рисунков про Крошку Ши | Фотогалерея
В соцсетях мы часто сталкиваемся с целыми полотнами текста. Но 70% из них написаны с грамматическими ошибками. Если рядовые пользователи редко обращают внимание на собственное правописание, то маркетологам и мерчантам допускать банальные ошибки никак нельзя. Давайте посмотрим на примеры распространенных ошибок и разберемся, как их минимизировать или же вообще исключить.
Почему грамматика теряет свою ценность?
Ответ лежит на поверхности — тренды. В эпоху цифровизации контент приобрел иную форму, что повлекло за собой обесценивание текста и правописания. Можно до бесконечности спорить о плюсах и минусах этого, но факт остается — большинство пользователей поглощают визуализированный контент чаще, чем текстовый.
Еще пару лет назад можно было смело утверждать, что только юные (8 лет — 25 лет) пользователи безграмотно пишут и не обращают внимания даже на пунктуацию в текстах. Теперь же все изменилось. Грамматика актуальна только в экспертных статьях или в профильных изданиях. На узкоспециализированный контент меньше спрос и люди, выбирающий данный контент, отнюдь не безграмотные. В соцсетях грамотность играет роль, в основном, в продающих постах, ориентированных на клиентов.
Какое значение имеет грамматика в контенте?
Для пользовательских постов, грамматика не играет особой роли, ведь многие пользователи привыкли поглощать контент быстро, слабо зацикливаясь на ошибках. Они больше обращают внимание на яркую визуализацию, будь то видео, или картинки.
Если же говорить о коммерческих постах, обращенных к клиентам, то тут правописание играет ключевую роль, ведь потребители часто придают значение даже стилю, в котором оформлен продающий текст. Независимо от того, внимательный пользователь, или нет — он мимолетом обращает внимание на грамматические ошибки. Часть людей пройдут мимо, другая часть оставит исправляющие комментарии. Результат один — негатив. А все почему? Да потому, что маркетологи не удосужились проверить текст на грамматические ошибки. Даже с помощью специализированных программ. Лентяи.
Исключения из правил
Не стоит путать грамматические ошибки с авторскими формулировками и стилистическими фишками. Как правило, этими средствами пользуются блогеры и журналисты, хотя профессиональный жаргон встречается и в экспертных статьях. Данные инструменты уместны для окрашивания текста, но они ни в коем случае не должны его перенасыщать. Ненормированное употребление приводит текст в абсолютно нечитаемый набор слов.
Различия между ошибками и авторским оформлением весьма существенны. Если первое — это результат безграмотности, то второе — стилистическая фишка. Все, что адекватно воспринимается читателями автора — имеет право на жизнь.
Грамматические ошибки в соцсетях
Любой продающий текст должен быть логически структурирован и грамотно составлен как стилистически, так и грамматически. Давайте рассмотрим, какие ошибки правописания чаще встречаются в постах, и вспомним, как же все-таки правильно:
Окончания глаголов
Глагол, отвечающий на вопрос «Что сделать?» пишется с окончанием «-ться», а «Что делает?» пишется с «-тся».
Правильно: Он наклонился над лужей, чтобы напиться воды.
Он умывается и выходит во двор.
Неправильно: Она двигаеться навстречу транспортному потоку.
Она ушла в магазин, чтобы скупится к празднику.
«Будто» и «Будь» в тексте
Правильно: Солнце отливало алым, как будто его залили кровью.
Неправильно: Волшебник будто-бы очнулся от гипноза сирены.
«Ни» и «Не»
Примеры: Ни двора, ни кола — ураган за час полностью очистил местность. Не родился еще такой богатырь, которому не смогли бы нанести вред лазерные лучи.
Страшный кошмар — запятые
- Вводные слова выделяются запятыми.
- «Потому что». Запятая ставится перед, если есть акцент на результат, или в середине, если акцент на причину.
- «Так как». Не выделяется запятыми, если объясняем причину. Пишем «Так, как», если сравниваем или сопоставляем что-либо.
Тут мы выделили самые распространенные ошибки, встречающиеся как в коммерческих, так и в пользовательских постах. Если их избегать, то текст получится чистым и опрятным. Как говорил Стас Янковский: «Грамотность — это вежливость автора по отношению к читателю». Для маркетологов одним из важнейших факторов, влияющих на успешную продажу, как раз и является вежливость по отношению к клиенту.
Как прокачать свою грамотность
- Чаще пишите, перечитывайте написанное и пишите еще.
- Попросите постороннего оценить текст перед публикацией.
- Ищите ошибки в чужих творениях.
- Пользуйтесь специализированными инструментами наподобие LanguageTool для проверки орфографии.
- Сомневаетесь в правописании чего-либо — перефразируйте мысль.
- Развивайтесь и читайте больше книг.
Кому, как не вам, дорогие читатели, осознавать важность грамматики в любых текстах. Будь-то коммерческий пост или же авторский — опрятный текст воспринимается проще, чем засоренный словесными кульбитами и лишенный запятых. Структурирование, пунктуация и орфография играют важнейшую роль в переносе мыслей на чистый лист, пусть даже и цифровой.
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ВЕЛÖДАН, НАУКА ДА ТОМ ЙӦЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«Коми республиканскӧй агропромышленнӧй техникум»
уджсикасӧ велӧдан канму учреждение
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Коми республиканский агропромышленный техникум»
(ГПОУ «КРАПТ»)
Допустить к защите
Зав. Очным отделением.
Лотоцкая И.В
_________________________
“____”__________2020 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: Русский Язык
Тема: «Орфографические ошибки в социальных сетях»
Направление 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Исполнитель: студент группы ТО-1, Кичайко В.В.
Научный руководитель: преподаватель, Тяпкин С.Е.
Выльгорт
2020
Содержание
страницы |
|
Введение |
3 |
I.Особенности искажения норм русского языка в виртуальном пространстве |
5 |
1.1 Роль Интернета в общении людей |
5 |
1.2 Основные аспекты влияния социальных сетей на язык их пользователей |
7 |
II. Практическая часть Исследование «Влияние социальных сетей на русский язык» Результаты анкетирования |
11 |
III.Заключение |
13 |
Список используемой и рекомендуемой литературы |
14 |
Приложения |
15 |
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на скорую руку» и выглядят примерно одинаково: с орфографическими ошибками, без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Над темой нашей работы мы задумались давно, поскольку сами являемся пользователем сети Интернет. Нам далеко не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения на родном языке, как нам кажется, уходит на второй план. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо Интернета общались посредством писем с соблюдением всех языковых норм. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить.
Актуальность темы исследования можно объяснить и тем, что существуют проблемы, которые возникли с появлением Интернет — сленга и не решены до настоящего времени:
1) сетевой язык уже превратился из модного течения в новый стиль онлайн-общения и правописания на сайтах, блогах и чатах, наличие орфографических и других ошибок входит в привычку, что становится причиной снижения грамотности;
2) сетевой язык выступает теперь не только из виртуального пространства, но и с экранов телевизоров, из радиоприемников и со страниц печатных изданий;
3) из-за интернет-сленга подрастающее поколение не знает, хорошо это или плохо: употреблять «аффтарский текст», и разница между ним и правильным русским языком очень скоро может стать незаметной для подростка или молодого человека;
4) невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью сленга, а потом (когда того требуют обстоятельства) заговорить красиво, грамотно, свободно.
Цель работы: выявить характер и особенности специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет, а также выявить проблемы, возникшие в связи с этим.
В соответствии с поставленной целью предлагается решение следующих задач:
1) выяснить, как социальные сети влияют на русский язык;
2) обосновать причины использования сленга подростками;
3) провести сравнительный анализ отношения к молодёжному сленгу моих сверстников и взрослых на основе анкетирования;
4) обобщить и систематизировать данные, формулирование выводов и предложений по заявленной проблеме;
5) оформить результаты исследования в виде письменной работы и презентации.
Гипотеза исследования: социальные сети отрицательно влияют на речь подростков.
Объект исследования – интернет-сленг в социальных сетях.
Предмет исследования – влияние социальных сетей на русский язык
Методы исследования:
работа с литературой, интернет-ресурсами,
сбор информации,
наблюдение,
беседа,
анкетирование,
анализ
I.Особенности искажения норм русского языка в виртуальном пространстве
1.1 Роль Интернета в общении людей
Сегодня сложно переоценить роль Интернета в нашей жизни в плане получения и обмена всевозможной информации, а также в организации общения. Ведь общение – это способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, в течение многих лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния (почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности Интернета. В настоящее время электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные Интернет — журналы и газеты, да и сам Интернет для многих стал более важным аспектом повседневности, чем телевизор или телефон. У сетевой коммуникации имеется масса преимуществ по сравнению с общепринятыми способами личного общения, и именно они играют огромную роль в привлечении людей к Интернет — общению. Интернет, служивший изначально исследовательским и учебным интересам, становится все более популярным в мире обычного общения. Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизнь в плане общения с другими людьми по тем или иным причинам обеднена. Такие люди используют всемирную сеть Интернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Около половины пользователей Интернета выходят на просторы Сети, для того чтобы расширить свой круг общения, так как Сеть создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Таким образом, Интернет играет колоссальную роль в организации такого общения.
Особенности общения в интернете состоят в следующем: *Доступность
1. Неограниченность доступа к любой информации. Возможность путешествовать по страницам можно практически бесконечно. Количество сайтов огромно, а их тематика неисчерпаемая.
2. Доступность и простота использования. В любой час дня и ночи Интернет к вашим услугам.
*Легкость поиска
1. Можно найти любую нужную информацию .
2. Легкость поиска собеседника, который отвечает каким угодно требованиям. * Анонимность.
1. Возможность создания собственного образа, персоны. Этот образ будет собственным, индивидуальным. В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть, как угодно, быть существом любого пола на выбор, словом, у вас нет ограничений, характерных для материального мира.
*Отсутствие ответственности.
Общение в Интернете не имеет еще одной черты, из-за которой не так просто многим людям общаться в обычной жизни. Ответственность. Вы — человек, у вас — окружение, вы не можете просто так все бросить. В Интернете же вы можете выйти из контакта в любой момент в случае нежелательного развития событий.
*Наличие определенных особенностей общения. 1. Общение с воображаемым собеседником. В Сети общаешься не с реальным человеком, а с образом (идеальным образом!) этого человека.
2. При общении в Интернете теряют свое значение невербальные средства общения. То есть они совсем отсутствуют из-за невозможности собеседников видеть друг друга.
* Свобода действий, поступков, высказываний 1. Свободное управление, пользование информацией, которая поступает. Возможность изменять ее, перерабатывать, рассылать, куда и кому угодно.
2. Свобода от ограничений и социальных норм, которые накладывает общество.
*Отсутствие времени и расстояния. Люди могут свободно общаться между собою, забывая о расстоянии и времени, которое нужно, чтобы встретиться в «реале».
1.2Основные аспекты влияния социальных сетей на язык их пользователей
Всемирная паутина Интернет давно опутала наш язык общения новыми терминами. И если раньше влияние сети было заметно лишь в узких кругах немногочисленных пользователей, то теперь «Интернет — неологизмы» стали нормальным языком и даже модным стилем общения, особенно среди молодежи, но не только. Одно из главных достоинств Интернета – это краткость и доступность мысли. В жертву ему можно принести все – точность, красоту, стиль. В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго. Третий язык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно перестали быть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практически превратился в диалект, непонятный для непричастных. Например, деревенской бабушке никогда не понять переписку подростков по аське или в чате. А растущая доступность технологий увеличивает влияние интернета на современный русский язык все сильнее и сильнее. Появляются в речи и разные знаковые системы, без которых сейчас не обходится ни одна переписка среди подростков.
Основные аспекты влияния социальных сетей на язык их пользователей
1.Неправильные сокращения слов, используемых в Интернет – переписке
2.Нарушение орфографических, пунктуационных и других норм в языке пользователей сети Интернет
3.Использование смайликов
4.Использование интернет-сленга
1.На наш взгляд, существуют следующие причины появления данной ошибки:
1.Стремление ускорить процесс написания сообщения.Вместо того чтобы написать предложение «Я взял информацию из Интернета» в полном виде, пользователи социальных сетей обычно пишут «Я взял инфу из инета». Конечно, подобный способ сокращения слов противоречит нормам русского языка, однако большинство пользователей социальных сетей это абсолютно не интересует.
2. Лень. В большинстве случаев, пользователи сети Интернет неправильно сокращают слова лишь под влиянием чувства обыкновенной, свойственной современному человеку, лени.
3.Удобство написания. Современный человек стремится сделать свою деятельность наиболее комфортной, и общение в социальных сетях не является исключением.
Чаще всего неправильно сокращают учащиеся во время переписки в Интернете следующие слова:
Пжлст – пожалуйста Спс – спасибо Крч – короче Шк – школа Инет — Интернет |
Инфа – информация Норм – нормально Мб – может быть Комп – компьютер ДР – день рождения |
2.Основные причины появления орфографических, пунктуационных и других ошибок.
1.Недостаточное языковое развитие. Некоторые обучающиеся не стремятся к грамотной устной и письменной речи и игнорируют правила русского языка, поэтому они допускают подобные ошибки.
2.Убежденность в том, что грамотно писать нужно только на уроках русского языка. К сожалению, некоторые люди действительно считают так, однако часто за этим скрывается банальная невозможность выражать свои мысли грамотно и красиво.
3.Смайлики — динамично развивающаяся система, и поэтому они не имеют устойчивого, раз и навсегда принятого набора знаков. Объединяет все существующие в сети интернет смайлики их общее функциональное назначение — устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, более точно и конкретно выражать свое эмоциональное состояние. Гораздо реже смайлики служат для обозначения различных понятий, абстрактных или конкретных объектов, действий и состояний человека. Такие смайлики принято называть смысловыми. Особенность классических смайликов — в горизонтальном расположении вертикальных зон лица и тела. Эти смайлики обозначают эмоции, мимику, жесты, действия и состояния человека, а также различных персонажей.
При общении в Интернете мы используем различные смайлы, которые передают наше состояние, наши чувства, наши эмоции и жесты. Основные смайлы, которые используются при общении, вы можете увидеть в таблице (см. Приложение)
В переписках по электронной почте, когда обмен сообщениями занимает секунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мы видели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь практически общепринятым «интернетовским» языком. Все это приводит к тому, что пользователи начинают вести повествование от третьего лица. Снижение вербальных текстов, где человек может выразить свои эмоции, мнение, отношение к происходящему с помощью ярких выражений, с употреблением грамотной речи, богатой сравнениями, прилагательными, эпитетами, и замена этих текстов краткими выражениями, условными знаками, смайлами, безусловно упрощает презентацию личности, примитивизирует языковую личность.
4.Интернет-сленг.
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. На наш взгляд, определение сленга должно быть следующим: Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди. В последнее время особенно заметно проникновение сленга во всеобщее употребление, даже в язык средств массовой информации и в литературу. Особенно это заметно в сети Интернет. Как отмечают филологи: «…по мере наблюдения за естественным ходом развития этого объекта со всей очевидностью стала проявляться та опасность, которую он представляет собой, всячески способствуя коррозии языка, размыванию его орфографических и грамматических основ и деформации лексико-стилистических норм». Одна из основных проблем распространения такого языка– коверканье слов- неизбежно снизит грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью «сетеяза» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Причина появления и распространения «сетеяза», с одной стороны – бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой – новизна.
Аватар — картинка, которую пользователь выбирает себе в качестве «лица». В основном используется в социальных сетях.
Админ — администратор сайта, форума или чата.
Архиватор — программа для сжатия файлов.
Аффтар — Автор чего-либо.
Баг — ошибка в какой-либо программе.
Бан — запрет на какие-либо действия. Например, бан пользователя на форуме запрещает ему писать (а иногда и читать) сообщения.
Бот — программа, имитирующая действия человека, иногда с зачатками искусственного интеллекта.
Бэкап — резервная (страховочная) копия какой-либо информации.
Винда — операционная система MS Windows.
Геймер — игрок. Чаще всего применятся по отношению к игрокам в компьютерные игры.
Гифка — графический файл в формате GIF.
Глючить — работать с ошибками (чаще всего имеется ввиду какое-либо электронное устройство).
Гуглить — искать какую-либо информацию в интернете с помощью поисковика Google.
Демо — неполная (ознакомительная) версия программы.
Дистрибутив — комплект ПО, предназначенный для распространения.
Игнор — игнорирование сообщений собеседника. От англ. ignore — игнорировать.
Инет — сеть Интернет.
Инфа – информация.
Касперыч – антивирус Касперского.
II Практическая часть
Исследование
Влияние социальных сетей на русский язык
Анкетирование участников: педагогов и обучающихся
Для получения более объективного представления о взаимодействии русского литературного языка и сленга мы провели анкетирование среди сверстников школы, где учусь. Всего было опрошено 40 обучающихся.
АНКЕТА для обучающихся
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет?
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите, какие.
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети?
8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»?
9.Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в сети Интернет
АНКЕТА для педагогов
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет?
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите, какие.
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети?
8. Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях
9.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? а) да, б) нет почему?
«Общаетесь ли Вы в социальных сетях?»
1) 70% опрошенных учеников ответили утвердительно, 30% ответили отрицательно на данный вопрос.
2) 33% опрошенных педагогов ответили утвердительно, 67% ответили отрицательно на данный вопрос
«Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет?»
1) 70% опрошенных учеников ответили утвердительно, 30% ответили отрицательно на данный вопрос.
2) 33% опрошенных педагогов ответили утвердительно, 67% ответили отрицательно на данный вопрос
«Ваше отношение к интернет-сленгу?»
1) Положительный ответ дали 33% школьников. Негативное отношение испытывают 3%, в то время как 60% обучающихся заявили, что им всё равно.
2)Положительный ответ дали 11% педагогов. Негативное отношение испытывают 55 %, в то время как 33% не обращают внимание.
«Соблюдаете ли вы правила русского языка при общении в Сети?»
1) 23% подростков ответили, что не всегда пишут правильно слова и соблюдают правила пунктуации. 64% из них соблюдают правила, что довольно-таки радует. И лишь 13% вовсе не задумываются, когда пишут в чатах.
2)8 % педагогов ответили, что не всегда пишут правильно слова и соблюдают правила пунктуации, 91 % из них соблюдают правила. «Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети?» .
94% из опрошенных используют сокращения в виде смайлов и сокращенных слов, в то время, как 6% не используют сокращения.
2)23% из опрошенных используют сокращения в виде смайлов и сокращенных слов, в то время, как 77% не используют сокращения.
Пжлст – пожалуйста Спс – спасибо Крч – короче Шк – школа Инет — Интернет |
Инфа – информация Норм – нормально Мб – может быть Комп – компьютер ДР – день рождения |
«Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях»
1) 70% опрошенных учеников ответили утвердительно, 30% ответили отрицательно на данный вопрос.
2) 89 % опрошенных педагогов ответили утвердительно, 11% ответили отрицательно на данный вопрос.
Проведя анализ анкет, мы сделали вывод, что «сетевой язык» употребляют большинство пользователей-подростков, зачастую не уделяя внимания соблюдению правил русского языка. Педагоги школы (старшее поколение) считают необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях и следуют им при общении.
Заключение
В ходе исследовательской работы гипотеза подтвердилась: социальные сети отрицательно влияют на речевую культуру подростков.
Изучение литературы по проблеме исследования и анализ анкетирования убедили нас в том, что проблема влияния соцсетей на язык пользователей актуальна, стоит очень остро, волнует педагогов, родителей, журналистов, всех неравнодушных людей. В статьях, посвященных данной проблеме, отмечается риск развития у подростков Интернет -зависимости, утраты связи с реальным миром, отсутствие умения общаться, выражая свои мысли правильно, точно, логично, выразительно, с учетом норм литературного языка.
Задачи исследовательской работы решены. Данная работа может быть использована на уроках русского языка и литературы, в работе классного руководителя на родительских собраниях.
Список используемой и рекомендуемой литературы
Виноградова Т.Ю. «Специфика общения в Интернете». Казань 2004.
Гольцова Н.Г, Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 464 с
Гревцов, В.Е. Развитие социальных связей и отношений в виртуальных сообществах // Социосфера. — 2010. — №1. — С.59 – 61.
Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. – Изд. 7-е – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 190 с.
Кононов, Н. Код Павла Дурова// Forbes. – 2011. – июль 2011. – с.118 – 123.
Неровнова, Д. 5 опасностей виртуального общения в интернете// Аргументы и Факты. – 2013. — №44. – с.7-9.
Певцова, Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2.ч Ч. 1 – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 176 с.
Сорокина, А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс// Современная зарубежная психология. — 2015. — Т.4. №1. — С.45 — 46.
Тарханов, А. Вход в эскейп// ForbesWoman. – 2010. – лето 2010. – с.32.
Ханыков, В. Виктор Ханыков: Интернет коварнее кокаина?// Аргументы и Факты. – 2013. — №24. – с.11-13.
Приложение №1
АНКЕТА для обучающихся
1.Имя, Фамилия ___________________________________ класс ______________
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? ____________
8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? ______________________________________________________________
АНКЕТА для обучающихся
1.Имя, Фамилия ___________________________________ класс ______________
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? ____________
8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? ______________________________________________________________
АНКЕТА для обучающихся
1.Имя, Фамилия ___________________________________ класс ______________
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? ____________
8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? ______________________________________________________________
АНКЕТА для педагогов
1.ФИО педагога ____________________________________________________ возраст _________
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? _______________________________________________
8. Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях ________________
9.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? а) да, б) нет почему? ________________________________
________________________________________________________________________________________________________
АНКЕТА для педагогов
1.ФИО педагога ____________________________________________________ возраст _________
2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________
3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет
4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет
5.Ваше отношение к интернет- сленгу?
а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание
6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? _______________________________________________
8. Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях ________________
9.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? а) да, б) нет почему? ________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Приложение №2
Приложение №3
Эмоциональные смайлики |
|
Запись |
Эмоция или состояние |
|
улыбка, радость |
|
грусть, печаль |
|
задумчивость или нейтральность |
|
смех |
*О* или *_* или ** |
восхищение |
XD |
смех с зажмуренными глазами |
:-C |
сильное огорчение |
:-/ |
недовольство, озадаченность или обида |
:-0 |
удивление (открытый рот) |
:-e |
разочарование |
|
сильное удивление (открытый рот, расширенные глаза) |
:-[ ] |
сильное удивление (отвисшая челюсть) |
:-[ |
смущение |
%0 |
сбитость с толку |
>:-D |
злорадный смех |
}:-> |
коварная улыбка |
:’-) |
сильный смех, смех до слёз |
D-: |
сильная злость, разгневанность |
Действия |
|
Запись |
Действие |
|
подмигивать |
|
показывать язык |
:-* |
целовать |
:-{} |
страстный поцелуй |
:_( |
плакать |
:-@ |
кричать в гневе |
: -X |
держать рот на замке |
:-! |
отвращение |
26