Раскольников в романе преступление и наказание ошибки

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились противоречия действительности и общественной мысли «сумеречной» эпохи 60-х годов XIX века. Писатель видел, как пореформенная ломка социальных отношений постепенно приводила к глубокому кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни России.

«Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», – отмечал в своем романе Достоевский, имея в виду различные по своей сущности и направленности идеи, занимавшие умы молодого поколения, оторванного от норм общечеловеческой и христианской морали, отлученных от культурных традиций, бережно хранимых предшествующими поколениями. Но идеи эти, вследствие особого отношения писателя к природе человеческого бытия, признания им наличия потусторонних сил в реальной жизни, предстают перед читателем «Преступления и наказания» как «духи, одаренные умом и волей».

С этих позиций Достоевский оценивает идеи и поступки главного героя своего романа – Родиона Раскольникова, изображая его как человека, «зараженного» идеей, жертву сил зла, реально присутствующих в повседневной жизни.

Итак, каковы же основные положения теории этого героя? В чем заключается ошибка Раскольникова?

Раскольников пытается доказать идею справедливости «крови по совести». Для этого он разделяет всех людей на два разряда: «на низший (обыкновенных)…, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Далее герой Достоевского доказывает право этих «настоящих» людей на преступление во имя благородной цели, полагая, что для счастья большинства можно пожертвовать меньшинством. Для Раскольникова это «простая арифметика». Он считает, что «сверхчеловеку» позволено «перешагнуть через кровь» во имя благополучия всего человечества – такое преступление относительно и оправдано «высокой» целью. Эта цель заключается в том, чтобы «загнать» невежественное человечество, то есть, по Раскольникову, людей «второго разряда», в «хрустальный дворец» благополучия, всеобщего процветания, создать царство справедливости на земле.

Конечно, «из этого вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается… или воровать каждый день на базаре», – допускает Раскольников. Однако это только внешняя сторона проблемы.

Уже эти утверждения позволяют сделать вывод об ошибочности теории героя романа. С одной стороны, Раскольников верно подметил некоторые общие особенности человеческих характеров – это подтверждается фактами Истории.

Другое дело, что подобная постановка вопроса противоречит законам общечеловеческой морали и христианской этики, провозглашающей всех людей одинаково равными перед Богом. Раскольников забывает о том, что личность любого человека бесценна и неприкосновенна. Герой не понимает, что, убивая старуху-процентщицу как олицетворение земного зла (по его субъективному мнению), он уничтожает человека в себе, совершает преступление перед самим собой.

Таким образом, теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути, поскольку свободно разрешает совершать убийства, творить беззаконие под прикрытием абстрактной «благородной цели». В этом – одна из ошибок героя Достоевского и, одновременно, его трагедия. Причину его заблуждения писатель видит, прежде всего, в безверии, отрыве от культурных традиций, утрате любви к Человеку.

Анализируя аргументы Раскольникова в защиту своей теории, можно сделать вывод о том, что ее настоящий смысл заключается не в обосновании человеческого права делать добро с помощью зла, а в признании существования «сверхчеловека», возвышающегося над «обыденной» моралью. Ведь герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов и обожествлении человеческой личности.

Здесь таится второе, не мене ошибочное и трагичное, заблуждение Раскольникова: он не учитывает того, что «обычный», «заурядный», по его опять же меркам, человек не способен стать «сверхчеловеком», заменить собою Бога. Именно поэтому, мечтая выделиться из общей человеческой массы, надеясь стать «великим гением, завершителем человечества», персонаж Достоевского сделался обыкновенным преступником, убийцей.

Раскольников думал, что для него наступит «царство рассудка и света», а наступила «тьма» смертного греха, «вечность на аршине пространства». Герой понял, что он просто не способен сделаться Наполеоном.

Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории, ошибкой «рязрядов», на которые сам же поделил всех людей. Своим трагическим примером он доказал невозможность превращения «человека второго сорта» в «господина, имеющего сказать новое слово» за счет человеческой жертвы.

Идея разрешения «крови по совести», вседозволенности, отрицания этических принципов приводит либо к разрушению человеческой личности, как это и произошло с Раскольниковым, либо порождает чудовищ вроде Свидригайлова. В столкновении идей Раскольникова с реальной действительностью обнажается несостоятельность, ошибочность и явная порочность его теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

Ошибка Раскольникова может быть в плохой подготовке преступления, в убийстве старухи, хотя можно было бы ограбить без убийства, или в самом факте преступления? Ведь убил он существо, вредное для общества.

Вся деятельность Раскольникова и есть ошибка. Практически он выдумал модную теорию о том, что мир с самого своего начала делится на людей первого сорта и людей-рабов. Да, это и есть основа любой фашистской теории. Ошибка Раскольникова и в его гордыне, в его неумении приноровиться к новым условиям. И потом, фактически Раскольников — страшный згоцентрик, он даже презирает своего друга Разумихина, который фактически спасает ему жизнь, он вечно отталкивает его от себя, отталкивает мать свою и сестру, да, ты убил человека, но найди в себе силы улыбаться матери, сестре, которые готовы для тебя отдать жизнь, и ты знаешь об этом.А Соня Мармеладова тоже ему нужна, как нянька, так зачем было ему таскать с собой Сонечку в Сибирь?. А представьте, у Сони стресс, она была проституткой, но вот Раскольников прощает ей, и она должна вечно служить ему, барину. И потом, я не думаю, что выйдя из тюрьмы, он очистится от своего эгоцентризма, он просто станет ещё большим циником.Ведь на его совести не только смерть старухи-процентщицы и Лизаветы,Ю но и собственной матери…Я не знаю как и чем он исправит столько ошибок?

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

ЛИСА-НАСА
[226K]

8 лет назад 

На мой взгляд ошибка Родиона Раскольникова в его неправильной изначально философии. Вместо того, чтобы подумать как заработать деньги, он планировал убийство и совершил его. На мой взгляд убийство может быть оправдано только, в случае когда другого выхода нет и человек погибнет если не убьет того кто пытается убить его.

Начит­анный Даг
[9.8K]

6 лет назад 

Ошибка Радиона Раскольникова заключается в том что он стал убийцев, один этот факт все и объясняет и ничем не оправдывается. Также как и в этом произведении Достоевского так и в жизни, нужно стараться не переходить на крайности, а любой конфликт решать с помощью других всевозможных методов.

Знаете ответ?

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” отразились противоречия действительности и общественной мысли “сумеречной” эпохи 60-х годов XIX века. Писатель видел, как пореформенная ломка социальных отношений постепенно приводила к глубокому кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни России.

“Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей”, – отмечал в своем романе Достоевский, имея в виду различные по своей сущности и направленности идеи, занимавшие умы молодого

поколения, оторванного от норм общечеловеческой и христианской морали, отлученных от культурных традиций, бережно хранимых предшествующими поколениями. Но идеи эти, вследствие особого отношения писателя к природе человеческого бытия, признания им наличия потусторонних сил в реальной жизни, предстают перед читателем “Преступления и наказания” как “духи, одаренные умом и волей”.

С этих позиций Достоевский оценивает идеи и поступки главного героя своего романа – Родиона Раскольникова, изображая его как человека, “зараженного” идеей, жертву сил зла, реально присутствующих в повседневной

жизни.

Итак, каковы же основные положения теории этого героя? В чем заключается ошибка Раскольникова?

Раскольников пытается доказать идею справедливости “крови по совести”. Для этого он разделяет всех людей на два разряда: “на низший. .., на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”.

Далее герой Достоевского доказывает право этих “настоящих” людей на преступление во имя благородной цели, полагая, что для счастья большинства можно пожертвовать меньшинством. Для Раскольникова это “простая арифметика”. Он считает, что “сверхчеловеку” позволено “перешагнуть через кровь” во имя благополучия всего человечества – такое преступление относительно и оправдано “высокой” целью.

Эта цель заключается в том, чтобы “загнать” невежественное человечество, то есть, по Раскольникову, людей “второго разряда”, в “хрустальный дворец” благополучия, всеобщего процветания, создать царство справедливости на земле.

Конечно, “из этого вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается… или воровать каждый день на базаре”, – допускает Раскольников. Однако это только внешняя сторона проблемы.

Уже эти утверждения позволяют сделать вывод об ошибочности теории героя романа. С одной стороны, Раскольников верно подметил некоторые общие особенности человеческих характеров – это подтверждается фактами Истории.

Другое дело, что подобная постановка вопроса противоречит законам общечеловеческой морали и христианской этики, провозглашающей всех людей одинаково равными перед Богом. Раскольников забывает о том, что личность любого человека бесценна и неприкосновенна. Герой не понимает, что, убивая старуху-процентщицу как олицетворение земного зла, он уничтожает человека в себе, совершает преступление перед самим собой.

Таким образом, теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути, поскольку свободно разрешает совершать убийства, творить беззаконие под прикрытием абстрактной “благородной цели”. В этом – одна из ошибок героя Достоевского и, одновременно, его трагедия. Причину его заблуждения писатель видит, прежде всего, в безверии, отрыве от культурных традиций, утрате любви к Человеку.

Анализируя аргументы Раскольникова в защиту своей теории, можно сделать вывод о том, что ее настоящий смысл заключается не в обосновании человеческого права делать добро с помощью зла, а в признании существования “сверхчеловека”, возвышающегося над “обыденной” моралью. Ведь герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов и обожествлении человеческой личности.

Здесь таится второе, не мене ошибочное и трагичное, заблуждение Раскольникова: он не учитывает того, что “обычный”, “заурядный”, по его опять же меркам, человек не способен стать “сверхчеловеком”, заменить собою Бога. Именно поэтому, мечтая выделиться из общей человеческой массы, надеясь стать “великим гением, завершителем человечества”, персонаж Достоевского сделался обыкновенным преступником, убийцей.

Раскольников думал, что для него наступит “царство рассудка и света”, а наступила “тьма” смертного греха, “вечность на аршине пространства”. Герой понял, что он просто не способен сделаться Наполеоном.

Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории, ошибкой “рязрядов”, на которые сам же поделил всех людей. Своим трагическим примером он доказал невозможность превращения “человека второго сорта” в “господина, имеющего сказать новое слово” за счет человеческой жертвы.

Идея разрешения “крови по совести”, вседозволенности, отрицания этических принципов приводит либо к разрушению человеческой личности, как это и произошло с Раскольниковым, либо порождает чудовищ вроде Свидригайлова. В столкновении идей Раскольникова с реальной действительностью обнажается несостоятельность, ошибочность и явная порочность его теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

Loading…

Роман Достоевского «Преступление и наказание», проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы. Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе «Преступление и наказание».

Проблематика этого произведения заставляет о многом задуматься. Удивительной глубиной раскрытия конфликтов и человеческих характеров поражает этот роман. В нем Ф. М. Достоевский описал возвышенные идеи и стремления. Все это и по сей день волнует множество читателей.

Основные вопросы, которые поднимаются в произведении

Рассказывая историю заблудшей души, впоследствии преображенной, писатель не просто описывает сложный путь, который прошел герой, путь ошибок, терзаний и раскаяния. Ф. М. Достоевский (портрет его представлен в статье) проводит нас противоречивым и трудным путем поиска ответов на нравственные вопросы, близкие всем, но вместе с тем такие сложные.

Почему люди достойные — умные, благородные, честные, добрые — должны погибать в нищете, при этом подвергаясь унижению со стороны глупых, жестоких, подлых, ничтожных людей, живущих в богатстве и роскоши? Чем же провинились бедные дети? Ведь они вынуждены страдать и мучиться от болезней и голода. Что оправдывает существование такого порядка в мире и как его можно изменить? В чем предназначение человека? Почему есть разделение на «право имеющих», которые могут преступать моральные устои, и «тварей дрожащих», которым это запрещено? Все эти вопросы поднимает автор в романе «Преступление и наказание». Проблематика его во многом раскрывается на примере жизненного пути Родиона Раскольникова.

Преображение души

Основная проблема «Преступления и наказания» касается нравственности. Главный герой проходит путь опустошения души, потери нравственных ориентиров. Он доходит до совершения преступления против человека – убийства. Причин такого падения множество: нищета, подлость людей, жестокость. Причиной можно считать и образование героя. Он не глуп, и видит, как живут те, кто богат за счет других. Раскольников не просто идет на преступление. Он разрабатывает теорию для объяснения своего поступка. Родион делит людей на две группы. Такого подхода не было у великих философов, изучающих устройство страны.

Научный труд по-своему распределяет возможности человека: «тварь дрожащая» и «право имеющих». «Твари» не могут изменять что-то вокруг себя, они вынуждены существовать, подчиняясь тем, кто «имеет право». Причислить себя к этой группе сложно. Родион идет на преступление. Он пытается доказать, что презирает законы. Он один из «наполеонов», которым все разрешено. Они смелы и свободны. Ошибочность позиции докажет жизнь. Раскольников не сможет стать тем, кем стремился быть. Совесть начинает мучить, и происходит переоценка теории.

Путь Родиона Раскольникова

Родион Раскольников, герой Достоевского, который не хочет вести жалкое существование среди так называемых «тварей дрожащих», не способных ничего изменить в мире, пытается себя приписать к разряду наполеонов, которым все дозволено, которые презирают действующие законы и могут устанавливать свои. Однако этот путь оказывается не таким простым. Раскрывая историю совершенного Раскольниковым преступления и последующего за ним наказания, Достоевский касается некоторых общих особенностей духовной и общественной жизни, моральных и нравственных проблем, которые стоят перед человечеством.

Сюжет и проблематика

Основой сюжета романа «Преступление и наказание» является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей. Он был убежден в том, что «люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Своей теорией Раскольников пытался решить вопрос, кто из людей должен жить, а кто умереть.

Замышляя убийство старухи-процентщицы, Раскольников оправдывал себя тем, что на ее деньги он мог бы совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от нищеты свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежит он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» Преодолев все сомнения и переступив через себя, он совершил убийство, но никакие «добрые дела», совершенные им после этого, не оправдали его поступка и не принесли ему ожидаемого удовлетворения.

На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.).

В критический момент жизни судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. К моменту их встречи он уже был преступником, совершившим убийство, а она продажной женщиной, зарабатывающей на жизнь «желтым билетиком». Каждый из них по-своему переживает свое падение и размышляет над тем, к какому исходу оно может привести в будущем. Но их души еще не очерствели и готовы понять и принять чужую боль. Раскольников сразу понял, что судьба не случайно свела его с Соней, но им вдвоем предстоит пройти тяжелый путь.

Раскольников рассказал Соне о том, что это он убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он надеялся, что Соня его морально поддержит, взяв его тяжкий грех на себя. Но «тихая» девушка, живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Раскольникову вернуться к нормальной жизни. Герой нашел в себе силы признаться в совершенном преступлении, за что был осужден и отправлен на каторгу.

Ссыльные презирали и ненавидели Раскольникова, чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих.

За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

  • Биография писателя
  • История создания произведения
  • Своеобразие произведения
  • Сны в романе
  • Мир героев «Преступления и наказания»
  • Петербург в романе
  • Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М. Достоевского

Сочинения

  • Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»
  • Идея Раскольникова и ее крушение
  • Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»

Перейти к оглавлению книги «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Роль снов в произведении

Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью. Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем.

Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства. Родиону приснился ребенок, который смотрит, как загнанную лошадь жестоко избивают. Хозяин в тупой злобе забивает насмерть животное. И в душе Раскольникова, как и в душе каждого из нас, появляется протест против этого неоправданного убийства, возмущение жестокостью, а также сочувствие чужой боли.

Нищая Россия

Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.

Нищая Русь представлена образом Петербурга. Город оживает на страницах романа, довершает колорит отвратительных кабаков, насыщает воздух вонью. Обстановка города толкает к суициду, так заканчивает жизнь самый беспринципный герой романа – Свидригайлов.

Жестокость в реальной жизни

Таким образом, Раскольников на самом деле обладает чуткой, доброй душой. А вот поведение хозяина лошади типично в романе «Преступление и наказание». Проблематика этого эпизода относится, конечно, не только к издевательству над животным. Ведь точно так же жестока, несправедлива и груба жизнь множества людей, которые вынуждены терпеть от хозяев жизни притеснения. Эти жестокие люди унижают, угнетают их, могут даже убить, если захотят. И действительно убивают — морально, если не физически. Ведь что представляет собой существование несчастных людей, подобных Соне Мармеладовой, семье Родиона, если не медленную смерть? Раскольников, проснувшись, ужасается прежде всего не сцене убийства лошади, а задуманному им плану. Природа Родиона бунтует. Однако в его сознании продолжает жить этот замысел. И стремление воплотить его в жизнь только усиливается от тяжелого впечатления, которое на героя оказывает история семьи Мармеладовых.

Раскольников наблюдает гибель семьи, дошедшее до крайней степени унижение Сони, которая вынуждена торговать телом для того, чтобы прокормить брата и сестер. После этого смутные представления Родиона о том, что процентщицу необходимо убить, превращаются в развернутую теорию об избранных и безропотно подчиняющихся.

Нравственные проблемы в романе Преступление и наказание

В свой римлянин “Преступление и наказание” Жестокий талант инвестировал гуманистическую идею. Тут-то творенье чрезвычайно беспокойно проглядывают совершенные высоконравственные проблемы, тревожившие писателя. Жестокий талант зацепил величественные общественные вопросы такого времени. Как бы то ни было невозможно утверждать, что и в нашем нынешнем сообществе нет таких же остро важных общественных проблем. Творца приводить в смятение безнравственность, царящая в течение абсолютно всех покровах общества, воздействие дензнаков на формирование неравенства промежду людьми. А это приводит далее к выраженному праву власти одного по-над другим. По этой причине с целью Достоевского представляется погибельным общество, в каком средства препровождают длиннейшую ценность. Сообщество проиграл не самую последнюю роль и в судьбине Родиона Раскольникова. Осмелиться для смертоубийство может быть не и тот и другой а лишь тот, кто именно несомненно, даю голову на отрез в потребности и непогрешимости предоставленного злодеяния. А Раскольников положительно был даю голову на отрез в этом. Тенденцию о том, что он может быть посодействовать тем же, в свой черед он лично — “униженным и оскорбленным” , — далеко не исключительно вдохновлял его и сообщал ему силы, но также ратифицировал его как личность, доставлял разгадать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, другими словами необыкновенные, правомочны над другими, другими словами обыкновенными, людьми, не судьба водился объективизироваться в реальность, причинность это противоречит логике жизни. Собственно в области данной первопричине мучается и изводится Песнь владыке Раскольников. Он осознал, что его концепция провалилась, что он ничтожество, благодаря тому что и давать имя себя подлецом. Достоевского приводить в смятение больше правонарушение насупротив высоконравственных законов, ежели юридических. Хладнокровие Раскольникова к лицам, вражда, неимение симпатии и самоубийство дядьку охарактеризовано беллетристом в качестве кого “убийство” себя самого, ликвидирование своих высоконравственных принципов, а грех смертоубийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, произведенные Раскольниковым, дали почву совершенной опустошенности его души. Жестокий талант понимает, что “спасти” Раскольникова горазд исключительно человек, некоторый имеет навык бедствовать и чья нравственность больше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таковым проводником — избавителем дави человечной — представляется Сонечка Мармела-дова. Она единственная сумел наполнить пустоту, в какой жил Раскольников спустя убийства. В романе она предстает накануне нами чистой, невиноватой девушкой: “Это быть в наличии беспритязательно и даже если недостаточно облаченная девушка, бесконечно еще раз молоденькая, приблизительно подобная на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как (как) будто некоторое количество напуганным с лица . Соня далеко не различался специализированной красотой. И для Достоевского такое не имеет практически никакого значения. А взгляды Сони, безропотные и милые, рассказывали видимо-невидимо распрекрасного о ее душе: “. . . лазоревые взгляды ее были таковые ясные, (а) также рано или поздно возрождались они, представление ее личики останавливался таковое добросердечное и простодушное, что невольно приковывал к ней” . Безропотная, незащищенная Сонечка Мармела-дова взгромоздил на свои плечища очень трудную работу. Недостаток и бедность принудили Соню уродиться на позорное унижение. Видя, как страдает Екатерина Ивановна, Соня далеко не имела возможность остаться равнодушной. Все имеющиеся средства Сонечка без жадности отзывал основателю и своей мачехе — Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей высококачественный матери, души не чаять ее, ни в чем же не перечила. В Соне Жестокий талант олицетворил лучшие из лучших наружности человечного характера: искренность, целомудренность чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня — “существо приниженное” , и оттого ее невыносимо жаль. Некоторые люди больше властные, чем она, дозволили себе издеваться, забавляться и бесславить ее, испытывая от мала до велика безукоризненность и святую чистоту. “Приниженной” Сонечка сковаться льдом в следствии общества, в каком живет, в следствии людей, что постоянно ее обижали, без зазрения совести и совести обвиняли. Промежду абсолютно всех героев романа не найдется больше чистосердечнее и доброй души, чем Соня. Исключительно пренебрежение не возбраняется чувствовать к этим, как Лужин, отважившимся беспричинно поставить в укор ни в чем не виновное существо. Но более в (итоге в Соне похвально ее желание во всех отношениях помочь, ее готовность отстрадать после других. Совершеннее абсолютно всех она понимает Раскольникова, рано или поздно испытывает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, состоятельная приверженностью и пониманием, несомненно помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников в скором времени “погибнет” во мраке тьмы, бед и страданий, но вот возникает Соня. Эта сильная (по своей вере) любовница очутился способною помочь, оказать поддержку больше, чем кто бы то ни был. Рано или поздно Раскольников пусть будет так сознаваться в совершенном преступлении, Сонечка надевает свой недозревший платочек — трон страдания. Она готова отстрадать даже если за преступление Раскольникова. Таковым мужиком не возбраняется исключительно таять от восторга При первом знакомстве с Соней в личике ее мы видим такое количество запуганности, что кажется непереносимым отрекомендовать эту девушку другой. А это в действительности возможным. Жестокий талант увлечение уделял далеко не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сведущей душе. Эта девушка выручил своей любовью, своей добросердечностью и преданностью от “уничтожения” нашего героя.

Раскольников решается осуществить задуманное

Себя Раскольников относит к «избранным» и жаждет доказать это самому себе и окружающим. Возможно, внутренняя борьба этого героя и могла закончиться по-другому. Может быть, он не решился бы все-таки на осуществление своего жестокого плана. Однако именно тогда он узнает еще об одной несправедливости — бедственном положении своей матери, а также о готовности сестры стать жертвой — выйти за нелюбимого замуж. Родиона пугает такое будущее Дуни, напоминающее во многом судьбу Сони. Он не может допустить этого для своей сестры и поэтому принимает решение осуществить задуманное.

Пагубные последствия злодеяния

Проблематика романа «Преступление и наказание» становится еще более глубокой после совершения Родионом преступления. Ведь, убив старуху, Раскольников вынужден лишить жизни и Лизавету, существо ни в чем не повинное. Таким образом, одним убийством не обходится — оно влечет за собой другое. В этой мысли заключается одна из самых важных идей Достоевского.

Автор хотел показать, что бесчеловечность и жестокость в единичном случае, независимо от того, чем она была обусловлена, рождает новую бесчеловечность. Она несет в себе пагубные последствия не только для совершившего злодеяние, но и для его окружения. Весь мир меняется, главные устои рушатся. Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.

СПАДИЛО.РУ

Предпосылки создания

Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».

Главный герой — Родион Раскольников

Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

Пробуждение совести героя

Все свои принципы, чувства, мысли заставляют переоценить Раскольникова перенесенные им мучения. И в результате этого осмысления пробуждается совесть Родиона. Достоевский здесь показывает, как меняется духовная сфера человека.

Выключение себя из духовной жизни означает преступление законов существования — такова проблематика романа «Преступление и наказание». С Родионом Раскольниковым происходит именно это. Совершив преступление, он становится отчужденным от мира, от общества, одиноким в самобичевании и страданиях. Его сломило как человека это преступление.

Проблемы общества в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Русская литература XIX века отличается своим величием и могуществом. Она является самой гуманной и в то же время самой важной на целом свете. О чем говорят такие великие имена как Пушкин, Гоголь, Толстой, Чехов, Лермонтов и, конечно же, Достоевский.

Великое творение Федора Михайловича Достоевского роман «Преступление и наказание» по истине занимает важное место не только в творчестве писателя, но и в мировой литературе.

В романе раскрываются проблемы той России, нищей и грязной, которая побуждала людей совершать нечеловеческие поступки и терять смысл жизни. Достоевский пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал своих героев.

В обществе возникает множество различных проблем, но одной из ведущих проблем является вопрос о жизненных приоритетах. Так, в романе «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников по началу ставил превыше всего деньги, а потом уже все остальное. Но не только ради денег он совершил убийство. Для него это был своего рода выход для нищих. Родион человек довольно неординарный, умный и чувствительный. Именно чувственность его души, видения страданий и мучений бедных людей побудили в нем совершить грех.

В чем же идея проблемы жизненных приоритетов? Необходимо выбрать для себя — что важнее? Что ставить на первое место. Герой на протяжении всего рассказа претерпевает ряд изменений, постепенно меняется, и вместе с ним меняются и его приоритеты. Как в любом человеке с честью и душой, совесть диктует поступать так или иначе. Таким образом, Раскольников постепенно приходит к выводу, что деньги – не главное в этой жизни, что он не имел никакого права убивать человека. И только к концу романа он полностью раскаивается в содеянном происшествии.

Нищета — так же вечная проблема русского общества. Из-за нищеты люди идут на самые непредсказуемые поступки, о которых жалеют и за которые расплачиваются всю жизнь.

Люди, в романе, не могут заработать деньги на своё существование. И сознание этого провоцирует людей к тому, что постепенно, они опускаются ниже и ниже, занимаются проституцией, воровством. Примером этому служит Мармеладов, проводивший всё своё свободное время в распивочных, не заботясь о своей жене и детях, находящихся в бедственном материальном положении. Соня Мармеладова так же деградировалась, доставая деньги быстрым путём – проституцией.

Неужели кроме денег ничего святого больше нет? А как же чувства? Достоевский не мог оставить в стороне самое ценное достояние человечества. Всё же среди жестокости этого мира не умерли чувства сострадания и любви. Соня искренне любит Родиона Раскольникова, доверяет ему и пытается ему помочь, несмотря на признания в убийствах старухи-процентщицы и Лизаветы. Уже с первых минут в ней проснулось чувство сострадания к Раскольникову: “…-Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”.

На протяжении всего романа Соня не покидала Раскольникова, в конечном итоге последовав за ним на каторгу, в то время, когда в богатых слоях общества царствует бездушие и жестокость, способность пройти мимо чужого горя. Тот же Лужин, желающий жениться на сестре Раскольникова – Дунечке только потому, что она удовлетворяла всем его требованиям: была красива и умна, и к тому же не имела денег. Лужин хотел, что бы Дунечка и её мать полностью зависели от него материально: “…Ошибка была ещё, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал, — думал он, грустно возвращаясь в каморку Лебезятникова, — и с чего, чёрт возьми, я так ожидовел? Тут даже и расчёта никакого не было! Я думал их в чёрном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!”

Нельзя не сказать об еще одной проблеме, затронутой Достоевским в своем произведении. Это сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события. Петербург играет очень важную роль в романе. Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику, разрушая её: “…На улицах жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. “Вся обстановка на улицах города, хаос, царивший в нём, люди, населяющие этот город, — всё это может подтолкнуть человека к суицидному настроению: “…Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный калорит картины.”

Санкт-Петербург известен всем, как пышный и величественный город, с красивой архитектурой, дворцами и парками. Но на страницах романа нам представлен тот Петербург, который не может не вызвать жалости и отвращения одновременно. Жалости к тем людям, которые населяют большую часть города, жалости к их бесперспективности и безысходности. И отвращение к тем, кто полностью деградировался, растрачивая свои последние гроши в зловонных распивочных.

Великое достояние русской литературы роман Достоевского «Преступление и наказание» по истине учит человека нравственности, ценности, духовному возвышению человека не только людей XIX века, но и современное поколение. Обидно, что некоторые люди, прочитав роман, не понимают смысла и идейного содержания романа.

Ю. Селезнев, вдумчивый и глубокий исследователь творчества великого мастера русской прозы, так завершил одну из глав своей книги «В мире Достоевского» (1980): «Идея Достоевского «красота спасет мир», по нашему убеждению, есть в конечном счете прямое отражение в идейно-образном мире писателя его непреходящей веры в духовную красоту народа».

Достоевский как нельзя лучше передал проблемы народа и общества. И из всего этого вытекает извечный вопрос Руси: “Что делать?”

Основная идея произведения

Другие образы в романе «Преступление и наказание» позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: «Станьте солнцем — и вас увидят». Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа «Преступление и наказание». Никогда не потеряют актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. И сегодня нам близки затронутые автором проблемы. В романе «Преступление и наказание» есть очень важные мысли, которые могут предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергачская средняя школа №3»

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Преступление и наказание» или нормы морали, содержащиеся в отечественной литературе»

Выполнил: Ерахтин Андрей Валерьевич,

Обучающийся 10 класса

Руководитель: Загнетина Ольга Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы

2015 г

Одной из главных проблем, которая продолжает волновать человечество на протяжении всей истории его существования является поиск нравственных ориентиров. Каждое общество и каждый отдельно взятый человек пытается понять, по каким принципам нужно жить. Кто-то ориентируется на философские учения, кто-то сверяет свою жизнь с ценностями той или иной религии. Помимо этого каждый человек обладает уникальным даром – совестью, которая позволяет человеку не только критически относиться к своим поступкам и мыслям, но и стремиться к идеалу. Человек часто пытается заглушить её, но она неизбежно напоминает о себе, заставляя человека мучиться от несоответствия своих поступков нормам морали.

Доказательство этому можно найти в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников рационально планирует убийство, считая, что преследует благие цели. Однако, совершив убийство, он испытывает страшные душевные муки. Причина этому – совесть. Христианская заповедь «не убий», заложенная в сознание Раскольникова с раннего детства, напоминает о себе, и главному герою не остается другого выхода, кроме признания в убийстве. Можно смело сказать, что даже на каторге он живет более полноценно, чем на воле. Это происходит потому, что он избавился от двойственности мыслей, решил жить по нормам морали.

Стоит отметить, что христианская мораль всегда преобладала в русской литературе. Например, Л. Н. Толстой никогда не скрывал, что является христианином, и, хотя отношения с церковью у него были сложны, но главным жизненным ориентиром для него было Евангелие. Толстой считает, что люди должны помогать друг другу. Именно в этом заключается главная норма морали. Жизнь человека, который стремится обособиться от других, неполноценна. Это хорошо показано и в романе «Война и мир». Здесь к пониманию того, что все люди должны быть едины, приходит большинство героев (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Помимо этого в финале романа декларируются простые жизненные ценности. Морально то, что позволяет человеку жить спокойной семейной жизнью: растить детей, любить друг друга, не нанося вреда другим людям.

В этом же романе наглядно показано, как Наташу Ростову мучает совесть из-за того, что она едва не впала в грех прелюбодеяния. Не случайно, Толстой подробно описывает посещение Наташей церкви, где она молится о прощении. Она осознает, что нарушила нормы морали, которые были приняты в обществе.

Значит ли это, что нормы морали могут быть только у религиозных людей? Вряд ли. Совесть (следовательно – и нормы морали) есть и у атеистов. Вспомним рассказ В. Астафьева «Царь-рыба». Главный герой, браконьер, чудом остается живым, но, находясь на грани жизни и смерти, он вспоминает о своих грехах, например, об униженной им девушке, о жадности, которая заставляла его заниматься браконьерством. Заметим, что главный герой произведения, Игнатьич, не рассуждает о Боге, но осознает, что жил неправильно, поэтому после спасения он в корне меняет свою жизнь.

Однако не всегда нормы морали отдельного человека соответствуют нормам морали целого общества. Об этом говорится в повести А. И. Куприна «Поединок». Молодой подпоручик Ромашов страдает от пошлости и грубости офицерского общества, при этом постепенно становясь похожим на остальных: это и тяга к алкоголю, и тяга к любовным связям. Однако Ромашов не может смириться с тем, что офицеры избивают и калечат простых солдат. Все равнодушно относятся к этому явлению, воспринимая его как должное, и лишь подпоручик находит в себе мужество пожалеть одного из них – Хлебникова. Таким образом, его нормы морали больше соответствуют общечеловеческим ценностям, чем нормы окружающих его офицеров.

Не менее яркий пример, мы встречаем и в рассказе А. П. Чехова «Припадок». Главный герой, студент, доходит до сумасшествия, столкнувшись с таким явлением, как публичные дома. Он искренне не понимает, почему другие равнодушно относятся к их существованию, к тому, что разрушается жизнь тысяч женщин. Студент размышляет о том, что всё изменилось бы в одночасье, если бы каждому в голову пришли те же самые мысли. Однако никто его не понимает, да и не стремится понять.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что русская литература всегда учила своего читателя быть, прежде всего, нравственным человеком. В ней заложены нормы морали, которые тот или иной писатель пытается передать другим людям, показывая конкретные примеры.

Однако возникает вопрос: «Откуда берутся эти нормы?». Как уже было сказано выше, трудно переоценить влияние христианства, которое сформировало именно те универсальные ценности, которые повлияли на мораль самых разных обществ. Это вечные заповеди: «Не убий», «Не прелюбодействуй»… Подобные заповеди настолько прочно засели в сознании людей, что повлияли, во многом, и на развитие морали советского общества, о чем свидетельствует «Царь-рыба». При этом мораль неразрывно связана с понятием совести. Вполне вероятно, что совесть не формируется только лишь воспитанием, а является неким даром свыше. Возможно, в каждом человеке заложен нравственный ориентир, который одинаков для людей разных времен и разных обществ. Именно поэтому мы и сейчас можем перечитывать произведения ХІХ века, возмущаясь, например, бессердечием русских помещиков в «Путешествии из Петербурга в Москву» или восторгаясь бескомпромиссностью Чацкого в «Горе от ума».

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Человек за всю свою жизнь совершает множество ошибок, сам порой того не замечая. Но, рефлексируя, мы превращаем их в опыт, хоть иногда и горький. Да, плата за обучение слишком высока, однако с жизнью нельзя торговаться, она не приемлет бытового мещанского расчета. Все мы ошибаемся, и это естественно и неизбежно. Надо понимать, что человеческая природа не идеальна, а опыт, действительно, самый лучший учитель и помогает его исправить.

Многие писатели также задумывались на эту тему. Например, Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» затронул проблему опыта и ошибок. Главный герой произведения Родион Раскольников, убив старуху-процентщицу и ее беременную сестру, намного осознает, что совершил самую большую ошибку всей своей жизни. Он понимает, насколько неверны были его убеждения, его теория. Родион сознается в содеянном, осознавая при этом, что он — самый обычный человек, а не вершитель судеб или вошь. При этом он получает бесценный жизненный опыт, плата за который оказалась столь высока. Напрямую автор не утверждает, раскаялся ли Раскольников, но проницательный читатель видит библию у арестанта, приговоренного к каторге. Это означает, что герой обратился к Богу и отказался от теорий, способных нанести вред на практике.

Можно привести и другой пример. Также непоправимую ошибку совершила Настя-главная героиня рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». Девушка оставила свою пожилую мать совсем одну. Катерина Ивановна была очень одинока и больна. Три года дочь не навещала бедную старушку. Конечно, Настя очень любила свою маму, но работа не отпускала ее. Поэтому Екатерина Петровна старалась лишний раз не тревожить Настю, посылая ей письма очень редко. Но жизненные силы покидали ее и возраст взял свое. Даже не знаю, что больше послужило этому: старость или тоска по своей единственной дочери? Тогда пожилая женщина написала письмо ей , чувствуя, что не переживет зиму. Но дочь была слишком занята. Когда Настя получила письмо уже от соседа, что Катерина Петровна умирает, она поняла, что ведь у нее в этой жизни никого больше нет. И в эту же минуту отправляется на вокзал. Но приехав в деревню, Настя осознает, что уже слишком поздно. Катерина Петровна так и не увидела перед смертью единственного родного человека. У Насти не было соответствующего опыта. Она, видимо, до этой поры никогда не теряла близких. Откуда же ей, молодой и полной сил, знать, что у ее матери жизнь так скоротечна. Все, что у нее осталось — тоска по самому дорогому человеку и бесконечное чувство вины перед ним. Все эти сложные эмоции легли в основу ее жизненного опыта. Больше она не совершит такой ошибки и сбережет родных, отдавая работе должное, но не забывая и о семье – единственной настоящей ценности человека.

Иногда человеку нужно пройти множество испытаний, совершить множество ошибок, чтобы обрести опыт, который позволит ему очиститься и сделаться лучше, умнее и добрее. Неслучайно зрелые люди отдают предпочтение не карьере, а семейным ценностям, не видимости, а сути, не амбициям, а мечтам, причем, мечтам близких и дорогих людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Возможно, вам также будет интересно:

  • Раскол русской православной церкви ошибки
  • Раскаяние почему важно признавать свои ошибки аргументы
  • Раскаиваться в ошибке как правильно
  • Рарог а и ошибка законодателя виды причины пути исправления
  • Раньше учащиеся оканчивали десять классов ошибка

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии