Поиск ошибок и различных проблем. Поможем решить и исправить
Раскольников осознал свою ошибку цитаты
Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Раскольников в комнате. Иллюстрация Д. Шмаринова
Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершает страшное преступление, убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы.
После прочтения романа у читателей неизбежно возникает вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? Сам Достоевский не дает прямого ответа на этот вопрос, однако из эпилога романа все-таки можно сделать некоторые выводы.
В этой статье представлен ответ на вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Смотрите: — Все материалы по «Преступлению и наказанию» — Все материалы о Раскольникове
Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Как известно, после совершения преступления Родион Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь. Соня Мармеладова, его подруга, следует за ним. На каторге она посещает Раскольникова и всячески его поддерживает.
Однажды девушка простужается и несколько дней не появляется в остроге. Отсутствие Сони беспокоит Раскольникова. Он наконец понимает, насколько она дорога ему. Благодаря этой вынужденной разлуке в душе героя происходит переворот:
«В следующий день Соня не приходила, на третий день тоже; он заметил, что ждет ее с беспокойством…
Придя в острог, он узнал от арестантов, что Софья Семеновна заболела, лежит дома и никуда не выходит. Он был очень беспокоен, посылал о ней справляться…» (эпилог глава II)
Раскольников понимает, что убеждения, чувства и стремления Сони должны быть и его убеждениями. Этот переворот в душе героя можно расценивать как первый шаг на пути к раскаянию:
«Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере …» (мысли Раскольникова, эпилог глава II)
Сам Достоевский заканчивает роман фразой о «постепенном обновлении и перерождении человека». Судя по всему, таким образом писатель дает читателям надежду на то, что Раскольников в конце концов раскается в своем преступлении:
«Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.» (эпилог глава II)
Известный критик Н. Н. Страхов предполагает, что Раскольников в конце концов раскается, «обновится и станет вполне человеком»:
«…Раскольников… идет в каторгу. Там, после долгих лет испытаний, он, вероятно, обновится и станет вполне человеком, то есть теплою, живою человеческою душою…» (Н. Н. Страхов)
Это был ответ на вопрос о том, раскаивается ли Раскольников в своем преступлении.
Смотрите: — Все материалы по «Преступлению и наказанию» — Все материалы о Раскольникове
Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Бывший студент-юрист Петербургского университета — из-за нехватки средств был вынужден оставить учёбу. Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников решается на убийство, но после обнаруживает, что «Наполеоном» он не является.
Подробнее о Родионе Романовиче Раскольникове
Лучшая цитата:
Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее
Цитата на английском: Power is given only to those who dare to lower themselves and pick it up.
«Преступление и наказание»
Часть 5, Глава 4. В разговоре с Соней Мармеладовой
Разве я старушонку убил? Я себя убил
Часть 5, Глава 4.
При неудаче все кажется глупо!
Часть 6, Глава 7
Поневоле станешь бледный… коли есть нечего
Часть 1, Глава 7. Перед убийством старухи
Кто крепок и силен умом и духом, тот над людьми и властелин!
Часть 5, глава 4
Не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить!
Часть 5, Глава 4.
Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить!
Часть 2, Глава 6.
Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть
Цитата на английском: The really great men must, I think, have great sadness on earth.
Часть 3, Глава 5
Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет
Часть 2, Глава 6.
Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя!
Часть 1, Глава 4.
Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился.
Часть 4, Глава 4. Кланяется и целует Соне
Чтобы умно поступать, одного ума — мало.
Цитата на английском: It takes something more than intelligence to act intelligently.
Часть 3, Глава 3. Раскольников о Лужине
Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
Цитата на английском: Pain and suffering are always inevitable for a large intelligence and a deep heart.
Часть 3, Глава 5
Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать
Часть 3, глава 6
Боязнь эстетики есть первый признак бессилия.
Часть 6, Глава 7.
Болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?
Часть 1, Глава 4.
Тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя.
Часть 4, Глава 4. Соне Мармеладовой
В вас эта чудовищная разница лет и развитии и возбуждает сладострастие!
Часть 6, Глава 4. Свидригайлову
Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же
Часть 2, Глава 7.
Тварь ли я дрожащая или право имею
Часть 5, глава 4. Этим вопросом задается главный герой романа Раскольников, рассуждающий о себе, после убийства старухи процентщицы.
Хлеб-соль вместе, а табачок врозь
Часть 1, Глава 4. Пословица приведенная Раскольниковым
… я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.
Часть 1, Глава 1.
Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы.
Часть 1, Глава 4.
Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота»
— Я не верю в будущую жизнь, — сказал Раскольников.
Свидригайлов сидел в задумчивости.
— А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде, — сказал он вдруг.
«Это помешанный», — подумал Раскольников.
— Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится.
— И неужели, неужели вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! — с болезненным чувством вскрикнул Раскольников.
— Справедливее? А почем знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал! — ответил Свидригайлов, неопределенно улыбаясь.
После прочтения романа у читателей неизбежно возникает вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? Сам Достоевский не дает прямого ответа на этот вопрос, однако из эпилога романа все-таки можно сделать некоторые выводы.
В этой статье представлен ответ на вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Смотрите: — Все материалы по «Преступлению и наказанию» — Все материалы о Раскольникове
Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Как известно, после совершения преступления Родион Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь. Соня Мармеладова, его подруга, следует за ним. На каторге она посещает Раскольникова и всячески его поддерживает.
Однажды девушка простужается и несколько дней не появляется в остроге. Отсутствие Сони беспокоит Раскольникова. Он наконец понимает, насколько она дорога ему. Благодаря этой вынужденной разлуке в душе героя происходит переворот:
Следующая цитата
Раскольников в комнате. Иллюстрация Д. Шмаринова
Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершает страшное преступление, убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы.
После прочтения романа у читателей неизбежно возникает вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? Сам Достоевский не дает прямого ответа на этот вопрос, однако из эпилога романа все-таки можно сделать некоторые выводы.
В этой статье представлен ответ на вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Смотрите: — Все материалы по «Преступлению и наказанию» — Все материалы о Раскольникове
Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Как известно, после совершения преступления Родион Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь. Соня Мармеладова, его подруга, следует за ним. На каторге она посещает Раскольникова и всячески его поддерживает.
Однажды девушка простужается и несколько дней не появляется в остроге. Отсутствие Сони беспокоит Раскольникова. Он наконец понимает, насколько она дорога ему. Благодаря этой вынужденной разлуке в душе героя происходит переворот:
«В следующий день Соня не приходила, на третий день тоже; он заметил, что ждет ее с беспокойством…
Придя в острог, он узнал от арестантов, что Софья Семеновна заболела, лежит дома и никуда не выходит. Он был очень беспокоен, посылал о ней справляться…» (эпилог глава II)
Раскольников понимает, что убеждения, чувства и стремления Сони должны быть и его убеждениями. Этот переворот в душе героя можно расценивать как первый шаг на пути к раскаянию:
«Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере …» (мысли Раскольникова, эпилог глава II)
Сам Достоевский заканчивает роман фразой о «постепенном обновлении и перерождении человека». Судя по всему, таким образом писатель дает читателям надежду на то, что Раскольников в конце концов раскается в своем преступлении:
«Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.» (эпилог глава II)
Известный критик Н. Н. Страхов предполагает, что Раскольников в конце концов раскается, «обновится и станет вполне человеком»:
«…Раскольников… идет в каторгу. Там, после долгих лет испытаний, он, вероятно, обновится и станет вполне человеком, то есть теплою, живою человеческою душою…» (Н. Н. Страхов)
Это был ответ на вопрос о том, раскаивается ли Раскольников в своем преступлении.
Смотрите: — Все материалы по «Преступлению и наказанию» — Все материалы о Раскольникове
Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Бывший студент-юрист Петербургского университета — из-за нехватки средств был вынужден оставить учёбу. Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников решается на убийство, но после обнаруживает, что «Наполеоном» он не является.
Подробнее о Родионе Романовиче Раскольникове
Лучшая цитата:
Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее
Цитата на английском: Power is given only to those who dare to lower themselves and pick it up.
«Преступление и наказание»
Часть 5, Глава 4. В разговоре с Соней Мармеладовой
Разве я старушонку убил? Я себя убил
Часть 5, Глава 4.
При неудаче все кажется глупо!
Часть 6, Глава 7
Поневоле станешь бледный… коли есть нечего
Часть 1, Глава 7. Перед убийством старухи
Кто крепок и силен умом и духом, тот над людьми и властелин!
Часть 5, глава 4
Не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить!
Часть 5, Глава 4.
Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить!
Часть 2, Глава 6.
Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть
Цитата на английском: The really great men must, I think, have great sadness on earth.
Часть 3, Глава 5
Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет
Часть 2, Глава 6.
Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя!
Часть 1, Глава 4.
Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился.
Часть 4, Глава 4. Кланяется и целует Соне
Чтобы умно поступать, одного ума — мало.
Цитата на английском: It takes something more than intelligence to act intelligently.
Часть 3, Глава 3. Раскольников о Лужине
Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
Цитата на английском: Pain and suffering are always inevitable for a large intelligence and a deep heart.
Часть 3, Глава 5
Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать
Часть 3, глава 6
Боязнь эстетики есть первый признак бессилия.
Часть 6, Глава 7.
Болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?
Часть 1, Глава 4.
Тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя.
Часть 4, Глава 4. Соне Мармеладовой
В вас эта чудовищная разница лет и развитии и возбуждает сладострастие!
Часть 6, Глава 4. Свидригайлову
Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же
Часть 2, Глава 7.
Тварь ли я дрожащая или право имею
Часть 5, глава 4. Этим вопросом задается главный герой романа Раскольников, рассуждающий о себе, после убийства старухи процентщицы.
Хлеб-соль вместе, а табачок врозь
Часть 1, Глава 4. Пословица приведенная Раскольниковым
… я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.
Часть 1, Глава 1.
Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы.
Часть 1, Глава 4.
Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота»
— Я не верю в будущую жизнь, — сказал Раскольников.
Свидригайлов сидел в задумчивости.
— А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде, — сказал он вдруг.
«Это помешанный», — подумал Раскольников.
— Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится.
— И неужели, неужели вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! — с болезненным чувством вскрикнул Раскольников.
— Справедливее? А почем знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал! — ответил Свидригайлов, неопределенно улыбаясь.
После прочтения романа у читателей неизбежно возникает вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? Сам Достоевский не дает прямого ответа на этот вопрос, однако из эпилога романа все-таки можно сделать некоторые выводы.
В этой статье представлен ответ на вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Смотрите: — Все материалы по «Преступлению и наказанию» — Все материалы о Раскольникове
Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Как известно, после совершения преступления Родион Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь. Соня Мармеладова, его подруга, следует за ним. На каторге она посещает Раскольникова и всячески его поддерживает.
Однажды девушка простужается и несколько дней не появляется в остроге. Отсутствие Сони беспокоит Раскольникова. Он наконец понимает, насколько она дорога ему. Благодаря этой вынужденной разлуке в душе героя происходит переворот:
Следующая цитата
Родион Раскольников, герой роман Ф.М. Достоевского, совершил страшное преступление – убийство двух людей – старухи-процентщицы Алёны Ивановны и её сестры Елизаветы. Какое же наказание получил он? Раскаялся ли, осознал ли ужас содеянного?
Преступление наказано государством. За убийство, как тяжкое противоправное деяние, Раскольников получил 8 лет каторжных работ и был отправлен в Сибирь.
Однако для героя более страшными являются моральные муки и терзания, которые он начал испытывать сразу же после преступления. Он понял, что жизнь его изменилась, что он отгородил себя чертой от дорогих ему людей, за которой – ужас совершённого, что он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех». Его мучают страдания, которые он доставил матери и Дуняше.
Не меньшую душевную боль приносит Раскольникову и то, что его теория о праве сильной личности на преступление потерпела крах, что сам он – далеко не сильная личность, а именно «тварь дрожащая». Ему страшно от того, что убил он не из-за голода, а именно из-за желания проверить, кто он. И совсем не мир он спасал от несправедливости, не защищал обездоленных.
Раскольников вдруг понял, что он недалеко ушёл от ненавистных ему Свидригайлова и Лужина, которые тоже в своём роде преступники, хотя и не совершали убийства. Их поведение безнравственно – а это тоже преступление, только моральное.
В признании Сонечке Раскольников сознаётся, что прежде всего он убил самого себя. (««Я не старушонку убил, я себя убил»).
На пути нравственного преображения героя оказалась Соня Мармеладова. Она поддержала его, воскресила своей любовью, пошла с ним на каторгу, где открыла для героя Бога (раньше он был атеистом). Сам автор был уверен, что человек, пришедший к Богу, становится совершенно иным, по-другому смотрит на мир, меняются его ценности, а душа становится чище и добрее. На позитивной ноте заканчивается роман о страшном преступлении – на вере в человека, в возможность его нравственного воскрешения. Конечно, за преступление идёт наказание, но каждый человек имеет право начать жизнь с чистого листа. Именно этим можно объяснить конечные строки романа: «… «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Сделаем выводы.
Каждый человек в ответе за всё, что он совершает, за близких людей. Как бы ни тяжела порой жизнь, нужно находить в себе силы выстоять, идти дальше. Ни в коем случае не нужно становится на противоправную тропу, а тем более на путь преступления.
Нужно помнить, что за любым преступлением следует наказание.
Жить нужно по правде, по совести, не стыдясь за свои поступки, не раскаиваясь в содеянном.
Но в то же время каждый имеет право на осмысление своих поступков и возможность, искупив вину, продолжить жить уже по законам совести. Не случайно Раскольников читает главу из Библии о воскрешении Лазаря.
Следующая цитата
Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», совершил страшное преступление – убийство старухи- процентщицы и её сестры Елизаветы.
Что толкнуло его на это ужасное противоправное деяние?
Нищета, которая довела до отчаяния. К сожалению, очень многие люди в период, описанный писателем, находились в таком положении, но они не совершали убийство. Конечно, косвенной причиной, побудившей Родиона на убийство, могли быть нищета, отчаяние.
Часто истоки преступлений лежат в особенностях личности человека. Мы уже убедились, что были такие черты в Раскольникове, которые могли способствовать пойти на убийство – это высокомерие, гордыня, ощущение своего превосходства над другими, замкнутость, за что сокурсники не любили героя.
Однако истинной причиной стала теория о праве сильной личности на преступление. Теорию Раскольников даже изложил в статье «О преступлении», её напечатали в газете «Периодическая печать». Было это за полгода до убийства старухи-процентщицы. Герой стремился проверить, к какому типу людей он относится: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Имел ли он право на преступление ради высоких целей, ради спасения людей. Кого же хотел спасти Раскольников? Против какой несправедливости выступить?
Конечно, много несправедливого видел Родион. Это и отношение Свидригайловых к его сестре Дуняше, когда её оболгали в воровстве, и несчастная судьба семьи Мармеладовых, и судьба той девочки на бульваре, над которой надругались, да и судьбы его самого и его близких, когда мать еле сводила концы с концами, а сестра решила выйти замуж за ненавистного её Лужина, чтобы помочь брату. Много горя, слёз вокруг, много изломанных судеб.
В такой ситуации человеку свойственно искать конкретного виновного. Для Раскольникова виноватой стала старуха-процентщица. Сколько человек страдало от неё! Скольких довела она до отчаяния!
Решающую роль сыграл разговор, подслушанный Раскольниковым о старухе-процентщице в трактире, когда двое незнакомцев обсуждали злую старуху-процентщицу, которая портила людям жизнь и плохо обращалась со своей сестрой. Он понял, что многие ненавидели старуху и решил, что должен освободить людей от неё.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Никакое преступление нельзя оправдать смертью других. А Раскольников сознательно шёл на убийство. Он продумал всё до мелочей: каким будет его путь до квартиры старухи, где он возьмёт топор и как его положит на место, как ему избежать случайных встреч. Да, он осознанно шёл на убийство.
Да и не ради других, их спасения, герой совершил убийство! Это были лишь слова, самооправдание. Вспомним, что после убийства он просто-напросто обокрал процентщицу, да ещё четко знал, на что потратит украденное.
Но… так уж устроена наша жизнь: переступив черту, человек идёт дальше по незаконной дорожке. Одно преступление ведёт за собой другое. Ведь ничто не остановило Раскольникова, когда он убивал Лизавету, сестру процентщицы – такую же униженную, ведь ради таких, по его словам, он и пошёл на убийство. Ничто не остановило…
Только ли Алёна Ивановна и Лизавета стали жертвами Раскольникова? Разве он не сделал несчастной свою мать, Пульхерию Ивановну, которая через несколько месяцев после суда над сыном умерла, не выдержав горя. Сколько горя он принёс сестре Дуне, лишившейся матери и переживавшей за брата! Тяжела жизнь и Сони, которая целых 8 лет была вынуждена жить в Сибири, поддерживая Родина, дожидаясь, пока он выйдет на свободу, то есть и её жизнь полностью изменилась.
Каждый отвечает за свои поступки, за тех, кто рядом, просто за людей, окружающих нас. Любой противоправный поступок наказывается обществом.
Какое же наказание получил Раскольников? Осознал ли он ужас содеянного? Об этом поговорим в следующий раз.
Следующая цитата
Чужой компьютер
Просмотр темы 47
Раскольников не каялся (эпилог). Он принял убеждения Сони . Причем он верил в свою терию (не старуху убил, а вошь, бесполезную, гадкую, зловредную») . Встретив Соню, понял, теория обречена (это человек-то вошь?). в одном он действительно жалел, что невовремя явилась Лизавета.
Нравится Показать список оценивших
Раскольников даже не мог себе позволить сожалеть о смерти старухи.Он хочет закрыть доступ этим мыслям и отгораживается от них другими.Это стремление быть избранным никогда его не покидало,а если он раскаится даже перед самим собой,значит он человек созданный только для того чтобы продолжать свой род.
Нравится Показать список оценивших
Раскольников не раскаялся. Просто его теория и его преступление перестали его интересовать. В эпилоге сказано: «Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом.» — это после объяснения с Соней. Осознав, как много Соня для него значит, Раскольников полностью отдался во власть этой новой любви, совершенно перестав терзаться мыслями об убийстве, своей теории и её верности.
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
нет он расскаялся лишь в том, что такая мелочь сбила его разум..что такое мелкое убийство так взбудоражило его сознание. он был и лстался сволочью в душе..и любовь к Соне и родным лишь маааленькое исключение)
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Сознательно солидарен. Основные позиции высказал в предыдущей теме, о природе и сущности теории Раскольникова.
Нравится Показать список оценивших
Думаю,он раскаялся прежде всего в своей теории и её преступности,а убийство-это следствие теории.Но старуху от этого он всё равно любить не станет
Нравится Показать список оценивших
Прочтите эпилог романа. Его не сняли ни в одном фильме.А в нем — итог. К герою пришла любовь — а значит раскаяние.
Нравится Показать список оценивших
стереотип. любовь и раскаяние разные вещи
Нравится Показать список оценивших
Убей и влюбись. Вот и посмотрим, раскаишься ты в теории или нет
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Ну влюбиться и полюбить вещи разные. Любящему могут быть ведомы отвращение и ненависть. Расчет уже вряд ли. И разве » не должно теперь всё измениться » ?
Нравится Показать список оценивших
Когда я окончила чтение произведения, у меня сложилось впечатление, что автор намеренно остановил повествование на самой экспрессивной и яркой ноте, дабы предоставить читателю возможность самому ответить на данный вопрос. (Т.е., он не хотел выразить открыто идею о том, что «Лазарь всё же воскрес»). С одной стороны, размышления Р.Раскольникова, о которых пишет Достоевский в эпилоге романа, и, главное, его любовь к Соне, говорят о коренном перевороте мировоззрения этого человека и об изменении его отношения к своей теории. Тем более, чувство любви возвышает человеческую душу, и, следовательно, делает её открытой для чувства раскаяния. С другой стороны, гордость (точнее, гордыня))) — основная составляющая характера Родиона Романовича — перекрывает всякую возможность для принятия им раскаяния. (Конечно, это моё личное субъективное мнение, и оно вовсе не обязательно является верным и истинным)))) . Сама я не могу ответить на этот вопрос, поставленный автором, пусть он и является одним из ключевых в романе. Он настолько глубок и имеет под собою такой огромный пласт, что размышлять над ним можно лишь имея за своими плечами огромный жизненный опыт. А может, этот вопрос и вовсе неразрешим.
Нравится Показать список оценивших
только в самом конце понял ошибку своей теории и виноватым в убийстве
Нравится Показать список оценивших
Не раскаялся. Раскольников — шизоид. Он — социопат. Таким людям легче совершить преступление, чем кому-либо, потому что такие люди — аффективно тупые (нет чувств, эмоций). Эти люди не чувствуют других людей, у них попросту нет чувств. Одна голова работает и всё там варится. Для них живое существо — это как программа, которую можно изучить или использовать.
Нравится Показать список оценивших
Вряд ли Раскольников бесчувственен. Это Вы скорее Петра Верховенского описали. )
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Я бы сказала так. Раскольников разделился на 2 половины-светлую и темную. Ровно так же и его теория. Темная-мнение о вседозволенности, праве на убийство, светлое-мнение от том, что есть низшие и высшие, но не в материальном, а духовном плане. Я так полагаю, что во-первых, почему пошел на убийство? Я считаю, что он понял свою принадлежность к людям высшей нравственности, но, будучи окруженным нравственным быдлом, он растерялся и потерял над собой контроль, в итоге темная сторона на время подавила светлую, однако не убила полностью. Можно сказать, он раскаялся, даже на подсознательном уровне, в темной стороне, но лишь убедился в светлой. Даже есть наглядные примеры, такие как Лужин. На самом деле, простите за грубость, Раскольников добрее всех нас. Он совершил убийство телесное, в то время как мы убиваем друг друга нравственно. Те же самые отношения Раскольникова с Соней. Большинство, т.е нравственное быдло, видит в Соне лишь потаскушку, а Родион боготворит ее, видя в ней ангела, нечто настолько высоко нравственное, что стоит преклонения. Другое же, например, момент, когда Поля обняла Родиона. Это один из моих любимых моментов. Конечно деталь мелкая, но мастерство автора и заключается в том, чтобы вложить большой смысл в мелкие детали. Поля-еще ребенок, а устами ребенка глаголет истина. Дети не испорчены пороками общества, они чувствуют сердцем добро и зло. Я считаю, что Поля не стала бы обнимать Раскольникова, если он и правда был бы плохим. Возможно, Раскольников этим и получил прощение, пусть и частично. Я сама прочитала недавно, так что еще думаю потихоньку.
Читайте также:
Цитаты из сериала рим
Пока ты спал цитаты из фильма
Цитаты из паддингтона книга
Цитаты из поэмы дедушка некрасов
Цитаты из книги искусство слышать стук сердца
Радион Раскольников – главное действующее лицо романа «Преступление и наказание». Хоть родители Радиона и воспитывали его добрым и достойным человек, его взгляд на разделение людей сыграл с ним злую шутку. Герой считал, что имеет право на убийство, чтобы потом распорядиться деньгами жертвы более разумно, совершив много добрых дел. В данной подборке собраны цитаты Родиона Раскольникова из романа Преступление и наказание.
Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же, вот этого-то они и не знают.
Ко всему-то подлец-человек привыкает!
… я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.
Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…
Я ведь не старушонку убил, я себя убил!
Боязнь эстетики есть первый признак бессилия.
Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст! Вот в чем вся штука-то и состоит: за брата, за мать продаст! Все продаст! О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы. Мало того, свою собственную казуистику выдумаем, у иезуитов научимся и на время, пожалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели.
Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить…
И так вот всегда у этих шиллеровских прекрасных душ бывает: до последнего момента рядят человека в павлиные перья, до последнего момента на добро, а не на худо надеются; и хоть предчувствуют оборот медали, но ни за что себе заранее настоящего слова не выговорят; коробит их от одного помышления; обеими руками от правды отмахиваются, до тех самых пор, пока разукрашенный человек им собственноручно нос не налепит.
Если б возможно было уйти куда-нибудь в эту минуту и остаться совсем одному, хотя бы на всю жизнь. То он почёл бы себя счастливым.
Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!
Видишь, я тогда все себя спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее? Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я еще узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон… Закон, Соня! Это так!… И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!
Впрочем, вот уж два года хочу все замок купить, — прибавил он небрежно. — Счастливые ведь люди, которым запирать нечего?
Разве она в здравом рассудке? Разве так можно говорить, как она? Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? Разве так можно сидеть над погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую уже ее втягивает, и махать руками, и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждет?
А знаешь ли… что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят.
— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился. — Что вы сказали? Да ведь я бесчестная, я грешница! Великая грешница! — Не из-за бесчестия и греха я сказал это про тебя. А за Великое твоё страдание. Что ты великая грешница, то это так. Живёшь в этой грязи, которую так ненавидишь. Ведь знаешь сама, да стоит только глаза раскрыть, что никому ты этим не помогаешь. Никого ни от чего не спасаешь. Скажи же ты наконец, ну как это в тебе умещается? Ведь справедливее, в тысячу раз справедливее и разумнее было прямо головой в воду и разом покончить!
И что за охота благодетельствовать тем, которые… плюют на это?
— Я не верю в будущую жизнь, — сказал Раскольников. Свидригайлов сидел в задумчивости. — А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде, — сказал он вдруг. «Это помешанный», — подумал Раскольников. — Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится. — И неужели, неужели вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! — с болезненным чувством вскрикнул Раскольников. — Справедливее? А почем знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал! — ответил Свидригайлов, неопределенно улыбаясь.
Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется.
Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.
Где это, — подумал Раскольников, идя далее, — где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, — а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, — и оставаться так, стоя на вершине пространства, всю жизнь? тысячу лет, вечность, — то лучше так жить, чем сейчас умирать! Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить, — только жить!… Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет, — прибавил он через минуту.
Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха.
Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать.
Даже чуть не смешно ему стало, и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, и все… Казалось, он улетал куда-то, вверх, и все исчезало в глазах его…
На всем готовом привыкли жить, на чужих помочах ходить, жеванное есть.
Мелочи, мелочи главное!… Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё…
Но зачем же они сами меня так любят, если я не стою того! О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!
… и дойдешь до такой черты, что не перешагнешь ее — несчастна будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее будешь…
Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!
Не за бесчестие и грех я это сказал про тебя, а за великое сострадание твоё.
Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.
— Так ты очень молишься Богу, Соня? — Что бы я без Бога-то была? — Тебе Бог за это что делает? — Молчите!
Да и кроме того, чтоб обознать какого бы то ни было человека, нужно относиться к нему постепенно и осторожно, чтобы не впасть в ошибку и предубеждение, которое весьма трудно после исправить и загладить.
О, низкие характеры! Они и любят, точно ненавидят…
— Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь? — Я делаю… — нехотя и сурово проговорил Раскольников. — Что делаешь? — Работу… — Каку работу? — Думаю, — серьезно отвечал он, помолчав.
Я убил человека, но индульгенцию мне не дали, потому что это была первая строчка романа, подражание Раскольникову Достоевского.
Сонечка… Сонечка… Вечная Сонечка, пока мир стоит.
А ведь дети — образ Христов: «Сих есть царствие божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…
Эти последние слова, после всего прежде сказанного и так похожего на отречение, были слишком уж неожиданны. Раскольников весь задрожал, как будто пронзенный. — Так… кто же… убил?.. — спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом. — Как кто убил?.. — переговорил он, точно не веря ушам своим, — да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с… — прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.
Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…
… он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного странного ощущения. И что всего мучительнее — это было более ощущение, чем сознание, чем понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение из всех до сих пор жизнию пережитых им ощущений.
— Любите вы уличное пение? — обратился вдруг Раскольников к одному, уже немолодому, прохожему, ставшему рядом с ним у шарманки и имевшему вид фланера. Тот дико посмотрел и удивился. — Я люблю, — продолжал Раскольников, но с таким видом, как будто вовсе и не об уличном пении говорил, — я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают… — Не знаю-с… Извините… — пробормотал господин, испуганный и вопросом, и странным видом Раскольникова, и перешел на другую сторону улицы.
Хлеб-соль вместе, а табачок врозь.
При неудаче всё кажется глупо!
Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.
Вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет. Дмитрий Прокофьевич Разумихин
Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. от имени автора
Станьте солнцем, вас все и увидят. Порфирий Петрович
Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Семен Захарович Мармеладов
Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства. Порфирий Петрович
Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! Семен Захарович Мармеладов
А знаешь ли… что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят. Родион Раскольников
Положение героя
Раскольников — 23-летний молодой человек, бывший студент университета, бросивший обучение из-за недостатка денег. По описанию в романе он замкнутый и мрачный, всегда о чем-то думает и находится в болезненном состоянии. Положение и характеристика Родиона Раскольникова:
Живет герой в комнате со скудной обстановкой: «Это крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид».
Ходит в изношенной одежде, постоянно голоден, ему нечем заплатить за жилье.
Описывая портрет персонажа, Достоевский подчеркивает, что у него привлекательная внешность, средний рост и стройное телосложение.
Из-за позорного материального положения умный и гордый юноша становится замкнутым и угрюмым. Он не хочет общаться с людьми, а помощь друга Разумихина или старой мамы кажется ему унизительной.
На таком этапе жизни у героя в голове возникает идея. Ее смысл был в разделении людей на 2 типа: простых и право имеющих.
Размышляя о своем призвании, «тварь ли я дрожащая или право имею», он думает о преступлении. Герой считал, что, убив старуху, проверит свои представления и начнет новую жизнь.
Цитаты из Преступление и наказание Достоевского
Вернуться к содержанию
Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно. Петр Петрович Лужин
Бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное! Семен Захарович Мармеладов
Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь! Родион Раскольников
Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит и ничего не делает. Дмитрий Прокофьевич Разумихин
Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё… Родион Раскольников
Муки и слезы — ведь это тоже жизнь. от имени автора
Всякого человека нужно сначала осмотреть самому, и поближе, чтоб о нем судить Петр Петрович Лужин
Следующая цитата
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова кратко можно описать в форме определенной теории. Герой самостоятельно скорректировал свое мировоззрение, защищаясь от проблем, невзгод внешнего мира. Его теория лежит в основе всего произведения. Достоевский – религиозный человек, осуждает персонажа за нарушение божьих заповедей, нравственных ограничений. Социальные и философские истоки теории Раскольникова основаны на воздействии окружающей обстановки.
Персонаж выстроил для себя четкое разграничение людей на два класса. Убийство стало для него способом доказать свое отношение к высшей касте. Автор начинает повествование, описывая Питер, его убогость, нищету. Жители города – злорадствуют, презирают окружающих людей. Раскольников сталкивается с материальными трудностями, ненавидит обеспеченных горожан.
Цитаты Раскольникова. Преступление и наказание
Вернуться к содержанию
Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть. Родион Раскольников
У всякого свои шаги. Родион Раскольников
Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. Родион Раскольников
Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало. Родион Раскольников
При неудаче всё кажется глупо! Родион Раскольников
Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить… Родион Раскольников
Ко всему-то подлец-человек привыкает! Родион Раскольников
Неприязнь к старухе-процентщице
Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой Лизаветой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла. Раскольников считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить:
Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. — Раскольников. Часть 5, глава IV. Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:
«Проходной угол» Мармеладовых
Жилище семьи Мармеладовых типичное жилище бедных людей, которые едва сводят концы с концами. «. а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью. » Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи. Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье. «. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Посещение уголка Мармеладовых оставляет неприятный осадок , ощущение тоски и грусти, особенно на фоне происходящих в ней событий. После того, как Раскольников все это увидел, он даже решил невольно оставить несколько монет семье.
Раскаяние Родиона Раскольникова в романе Ф. М
— работа, где автор поднимает тему бедных и униженных людей. При этом данный роман посвящается анализу природы преступления, его социальной и нравственной стороне, а также анализу наказания, которое последует незамедлительно.
Идея убийства возникла у героя романа Раскольникова, который возомнил себя сверхчеловеком и хотел проверить свою теорию. Однако ошибся в себе. Совершив преступление, герой потерял покой, его стала мучить совесть и он сделал вывод, что относится не к сверхлюдям, что могут решать чужие судьбы, а всего лишь тварь дрожащая.
Раскаяние и наказание Раскольникова
И вот, преступление совершено, но будет ли исповедь и раскаяние Раскольникова? Изучая произведение, мы видим, что путь Раскольникова к раскаянию длинный. Только после встречи с Соней, он решает раскаяться признаться в содеянном. Только эта девушка, которой смог открыть свою душу герой, смогла повлиять на его решение и раскаяться в романе Преступление и наказание. Это произошло в самом конце.
Да, главный персонаж произведения долго не хотел смириться с тем, что по законам людей он является преступником. Он бунтует до последнего, но все же момент раскаяния Раскольникова, что подтверждают цитаты из романа, произошел. Персонаж отправляется сначала на площадь, где произошло всенародное покаяние. Там Раскольников преклонил колени и поцеловал землю, как бы прося прощения за содеянное. Однако перед самим народом не смог раскрыться, да и не было у него желания, ведь все его посчитали пьяным.
Раскольников думал, что если он признается в убийстве перед тварями дрожащими, то он приравняет себя к ним, но к этому он еще не пришел окончательно.
Не сразу признался он и в полицейском участке. Только после известия о самоубийстве Свидригайлова, и после видения Сони, на чьем лице отпечаталось что-то измученное и больное. Все это вместе натолкнуло Раскольникова на шаг признания. Но и в этот момент не произошло настоящего раскаяния. Оно пришло позже, на каторге. И только после этого герой облегчил душу, он ощутил единство со всем живым и со всем миром.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» изначально был определен как «психологический отчет одного преступления». Главное в книге — не само преступление, а вопросы о нравственном законе. Существует ли он для всех людей? Или же «завершителям человечества» все дозволено? Эти вопросы встают перед Раскольниковым, терзают его сердце. Убийца сомневается в правильности своей идеи преступить старый закон, предрассудок (ибо, как «сверхчеловек», он «право имеет»).
Героя мучает чувство разъединенности с миром, которое ощущает после злодеяния.
Одна из главных причин, заставивших Раскольникова сознаться — крах его теории. Герой понимает, что, переступив черту, он не стал «сверхчеловеком», а остался таким же, как и все: «Повинуйся, дрожащая тварь — и не желай, потому — не твое дело». Большое влияние на преступника оказала Соня Мармеладова. Она совершает преступление над собой, страдает ради блага семьи, идет по дороге самопожертвования:»…и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты…» Девушка не понимает, как можно преступить нравственный закон, запрещающий убивать людей, и предлагает Родиону сознаться:»Стань на перекрестк, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух:»Я убил!»
В конце концов Раскольников идет по пути Сони — решает страдать во искупление своего греха и является с повинной.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter . Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Достоевский в своем романе раскрывает образ, доведенного до отчаяния человека, совершившего преступление, стремиться передать нам его мысли, переживания, чувства, муки совести, показать психологию убийцы, и, прежде всего, размышляет на тему раскаяния и искупления греха.
Раскольников Родион Романович – бывший студент, живущий в Петербурге, университет покинул из-за недостатка средств. Причин, заставивших его совершить убийство старухи-процентщицы, не мало: нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения, он вынужден скрываться от хозяйки дома, так как нечем платить за жилье, сестра Дуня, чтобы помочь брату и матери, решившаяся выйти замуж за развратного Лужина. Проходя по окраинам Петербурга, ему взору предстают картины нищеты и унижения, кто-то пытаемся совершить самоубийство, кто-то торгует своим телом, как дочь его друга Мармеладова Соня, а кто-то наживается на других людях, как, ненавидимая им, старуха. Все эти события проходят через душу Раскольникова, влияют на его психику. В его душе созревает бунт против всей этой несправедливости. Он решает совершить малое зло ради большого добра. Считает что, убив старушонку, он принесёт больше добра и справедливости этому миру, чем зла. Так же у него давно есть теория о двух видах людей. Убийством он решает проверить, кто он, «необыкновенный человек», которому позволено вершить зло ради благой цели, или же просто «тварь дрожащая» и «материал». С этими мыслями он решается на убийство.
Обстоятельства заставили Раскольникова убить не только процентщицу, он и её безобидную беременную сестру Лизавету. Совершив преступление, герой сомневается в том, что сможет хладнокровно выдержать тяжесть этого поступка, его начинают посещать тревожные сны мысли о самоубийстве, мучает совесть. Иногда же герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем пробуждаются гордость и самоуверенность. Не выдерживая, он рассказывает об убийстве Соне, которая, как он чувствует, может понять его, так как сама увязла в грехе. Она хочет спасти его душу, уговаривая раскаяться и сдаться властям. Через некоторое время он сдается полиции, он даже тогда он не расценивает это как покаяние, а лишь считает слабостью, он до сих пор не видит в содеянном большой вины. Первое время пребывания на каторге сильно укололи его гордость. Однако тягу с жизни ему вернула Соня, поехавшая за ним Сибирь.
Я считаю, Раскольников искупил свой грех тем, что раскаялся и впустил в свою душу любовь и Бога.
Другой путь искупления греха выбрал Свидригайлов. Он совершил за свою жизнь много грехов: Из-за его домогательств сестра Раскольникова потеряла место работы, он загубил несколько своих крепостных и жену. Осознав это, он пытается искупить вину перед Дуней, предлагая ей деньги и пытаясь предотвратить свадьбу с Луженым. Но, не получив прощения, накладывает на себя руки.
(6,5 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
I. Образовательная
Обучающая:
Дать представление о понятии “тайна человека” в художественном мире писателя.
Анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героя Достоевского.
Проанализировать путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание.
Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
Анализируя фрагменты текста и эпизод, создать у учащихся целостное представление о характере героя Достоевского.
Развивающая:
Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.
Аналитические умения:
аргументировать свою точку зрения;
делать выводы и участвовать в дискуссии;
выражать свое отношение к прочитанному.
Речевые умения:
создать устный ответ;
выразительно читать текст художественного произведения (в данном случае фрагменты).
II. Воспитательная:
создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека;
помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.
Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера Л. Кулиджанова “Преступление и наказание”); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)
Задача сегодняшнего урока — проследить путь воскрешения человека в Раскольникове, обобщить знания о психологическом портрете героя Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной.
Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы”. Это слова русского философа Н. Бердяева. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.
Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.
2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Что, по вашему мнению, помогает Раскольникову, вступить на путь раскаяния?
Примерные ответы учащихся: Раскольников не одинок, его окружают любящие люди, готовые поддержать его духовно.
3. Презентация, слайд № 2
Учитель. Перед вами на экране слова Раскольникова. Учитель читает вслух цитату: “О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”. Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?
Примерные ответы учащихся: это внутренний монолог Раскольникова после прощания с матерью и разговора с сестрой. Разговор с Дуней приводит Раскольникова в смятение. Он не признает себя виновным, но в тоже время просит у сестры прощение.
Эти слова – условие, при которых преступник может не считать себя преступником. Если человек одинок – он отвечает только за себя, так думает Раскольников. Одинокий человек ни перед кем не отвечает за свои поступки. Это мнение героя.
4. Учитель. Мы должны воссоздать психологический портрет Раскольникова. Вопросы: (Презентация, слайд № 3.) Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником?
Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром?
Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?
Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух.
Примерные ответы учащихся:
Раскольников считает, что свобода, одиночество – это те условия, которые позволяют преступнику идти на преступление. Никого не любить, ни от кого не зависеть, разорвать все личные и родственные связи.
Раскольников не разорвал все связи с внешним миром. Он пытается, но родственные связи и личные удерживают его. Иначе он не произнес бы слова: “О, если бы я был один…”.
Да, обладает. Ведь он просит прощение у матери и сестры, встает на колени перед Соней. Он не может вырваться от окружающих его людей, в этом, возможно, и есть залог его спасения.
5. Учитель. Сегодня в СМИ часто звучит такое слово как преступление
. Но совсем забыто слово совесть . Вам, людям XXI века, предлагается сейчас подумать над значением этих слов. Какой смысл вы вкладываете в слова “преступление” и “совесть”? Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся:
преступление – зло, нанесенное другому человеку или обществу. Совесть – внутренний голос, чувство ответственности, осознание своей вины.
6. Учитель. Посмотрите внимательно на свои ответы и поразмышляйте над вопросами:
Можно назвать Раскольникова преступником?
Испытывает ли Раскольников муки совести?
Действия учащихся: ответы записывают в тетрадь, затем комментируют свою точку зрения. Примерные ответы.
Преступник – человек, нарушивший закон, порядок. Это тот, кто переступает через нравственный и юридический закон. Нарушает волю Бога. Живет только для себя.
Раскольников – преступник. Он совершает убийство, нарушает христианскую заповедь “не убий”. То, что он преступник, указывает не только само убийство старухи-процентщицы и Лизаветы, но и создание Раскольниковым теории о праве сильной личности на преступление, теории о двух разрядах людей. В своих поступках Раскольников руководствуется только своим желанием, забывая о высшей правде.
Кажется, на первый взгляд, что понятие совесть для него не существует. Он живет только по принципу “я хочу”, “моя воля”. Понятие совесть для Раскольникова появляется лишь в эпилоге романа. Хотя осознание своей причастности к матери, сестре, Соне мучает и тяготит его. Возможно, это залог его будущего раскаяния. Разговор с Дуней, прощание с матерью, признание Соне – это свидетельства присутствия в Раскольникове совести, загнанной внутрь.
7. Презентация, слайд № 4. Учитель. На экране вы можете увидеть значения слов преступление и совесть (значения взяты из МАС). Что же происходит в душе Раскольникова?
Действия учащихся. Один учащийся вслух читает значение слов преступление и совесть, затем учащиеся устно отвечают на вопрос. Примерный ответ:
Смятение и суд совести.
8. Учитель. Достоевский показывает, насколько сложен путь Раскольникова к раскаянию. Он не может раскаяться даже перед самыми близкими ему людьми. Вспомните, кто направляет Раскольникова на путь раскаяния?
Ответ: Соня Мармеладова.
9. Учитель. Один из героев Достоевского в романе “Братья Карамазовы” говорит: “Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей”. Кто из героев романа “Преступление и наказание” это состояние переживает с особой силой?
Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ:
в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.
10. Презентация, слайд № 5
Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся: разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране). Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 1 , эпизод № 1, 2.)
В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней” (ч. IV, гл. 4), эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении” (ч. V, гл. 4).
Примерные ответы (эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней”): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.
Примерные ответы (эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении”): 1. Это второе посещение Раскольниковым Сони. Именно в это посещение происходит признание Раскольникова в преступлении. Он готов сбросить с себя груз, он не в состоянии выдержать в одиночку тяжесть преступления. Но признание в преступлении – еще не раскаяние. 2. В первое посещение Сони Раскольников был почти готов признаться в содеянном. Этот эпизод – прямое продолжение предыдущей встречи героев. 3. Раскольников в первый момент испытывает чувство ненависти к Соне. Но потом понимает, что “он принял одно чувство за другое”. Чувство любви заполняет сердце Раскольникова, в этот момент становится возможным признание в преступлении. 4. Соня страдание от слов Раскольникова. Ведь его слова звучат как отказ принять Божий промысел. 5. В конце эпизода чувство ужаса охватывает Раскольникова и Соню. Для нее ужас в том, что он убил человека, осмелился взять на себя роль судьи. Для него ужас в понимании, что он не только другого убил, а убил в себе человека. В данном эпизоде герои испытывают страдание. Через боль и муку Раскольников признается Соне в преступлении, через ненависть к нему приходит чувство любви.
11. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.
12. Презентация, слайд № 6. Учитель.
Обратимся к фрагменту фильма “Преступление и наказание” режиссера Льва Кулиджанова.
13. Приложение № 1 , эпизод № 3. Учитель
. После просмотра эпизода из фильма обратимся к тексту романа.Следующий эпизод – Раскольников на Сенной площади – позволит нам разобраться, как Раскольников шел к раскаянию.
Прочитайте выразительно эпизод и выполните задание.
Перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами.
Вопросы к эпизоду:
1. Как можно назвать данный эпизод?
2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?
3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?
4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь
5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.
6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.
7. Как прохожие реагируют на его поведение?
8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.
9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?
10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?
11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.
12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?
13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?
14. Что означает для героя данная сцена?
Действия учащихся: в каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизод. Затем письменно отвечают на вопросы.
Начало эпизода: “Он вошел на Сенную…”. Конец эпизода: “Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе”.
2. Нет, не происходит. Раскольников еще не готов к раскаянию.
3. Сцене на Сенной площади предшествует прощание Раскольникова с матерью, разговор с сестрой Дуней. “Преступление? Какое преступление? – вскричал он в бешенстве. – Не думаю я о нем и смывать его не думаю”.
Затем он идет к Соне. Происходит обмен крестами. И отправляется с повинной к Порфирию Петровичу.
4. Он шел в контору к следователю. Вспомнил слова Сони: “Пойди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”.
5. Учащиеся подчеркивают следующие слова: задрожал, тоска безвыходная задавила, ринулся, все разом в нем размягчилось, хлынули слезы, поцеловал землю с наслаждением и счастьем.
6. Учащиеся находят слова и читают их вслух: нахлестался, в Иерусалим идет, грунт лобызает, парнишка еще молодой, из благородных, ноне их не разберешь, кто благородный, а кто нет.
7. Прохожие проявляют иронию и насмешку. Происходит всенародное осмеяние Раскольникова. Народ смеется над ним.
8. Отклики и разговоры сдержали Раскольникова, слова замерли, спокойно вынес крики, не озираясь, пошел к конторе.
9. Раскольников закрылся от людей, ушел в подполье, не испытывает потребности раскаяться в содеянном.
10. Преклонение Раскольникова происходит больше от тоски, чем от раскаяния, оно от безысходности и от нечеловеческой усталости, хотя в преклонении и заложена возможность будущего раскаяния.
11. Раскольников испытывает желание освободиться от безысходной тоски, сбросить с себя тяжесть преступления, очиститься. Но этого не происходит. Толпа не принимает его преклонения. Да и сам герой не готов к раскаянию. Хочет ношу сбросить, но не понимает, что нельзя этого сделать без сострадания к людям. К людям он испытывает презрение, это “муравейник”, пред ним он встает на колени. Но муравейник не принимает его раскаяния. Он получает то, что заслужил – всенародное осмеяние.
12. Человек для Раскольникова – это власть над всей дрожащей тварью, над всем муравейников, все позволено, кровь по совести.
отвечают на листе с эпизодом.
13. Еще не изменилось. Он не осознает себя в неразрывной связи с людьми. Он пытается порвать эту связь. Ниточкой для него является Соня.
14. Это робкая попытка Раскольникова найти в себе нового человека, ведь он встал на колени перед “муравейником”. Он хочет себя спасти, ношу сбросить. Это шаг героя к раскаянию, поиск в себе человека, способного раскаяться в будущем. Осмеяние толпы – воздаяние по заслугам. Это начало пути Раскольникова к Богу.
14. Презентация, слайд № 7. Учитель. Обратимся еще раз к значению слова “совесть”. Сам Достоевский совесть рассматривал в единстве со словом Бог. Достоевский говорил, что “совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного”.
В христианской этике совесть рассматривается как окно, через которое проникает божественная воля. Совершив преступление, Раскольников как бы закрывает это окно, становится глух к божественной воле.
15. Презентация, слайд № 8. Учитель. Вспомним, что сказала Соня Раскольникову в последнюю их встречу после его признания в преступлении:
“Что вы, что вы над собой сделали!”
“Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”.
“От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”.
Как вы понимаете слова Сони?
Действия учащихся. После обсуждения отвечают на вопрос. Примерный ответ:
не только убийство Раскольникова – преступление, но и рассуждение его, что человека можно убить – вот отречение от Бога.
16. Презентация, слайд № 9. Учитель. М. Дунаев, один из исследователей творчества Достоевского, сказал о Раскольникове: “Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть”.
Но Достоевский дает своему герою возможность пройти путь от преступления к раскаянию.
17. Презентация, слайд № 10. Учитель. “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу.
Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.
18. Презентация, слайд № 11. Учитель. На уроке мы проследили путь Раскольникова к раскаянию.
Домашнее задание: используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию.
Список литературы
Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. – Л. 1988. – Т. 5.
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963.
Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Духовная литература, 1997. – Ч. 3.
Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М.: 1989.
Родион Раскольников – главный герой произведение Ф. М. Достоевского «Преступнее и наказание», по названию которого сразу же становится понятно, что нам нужно ждать некое преступление и последующее за ним наказание. И если с первым всё относительно легко: студент совершает убийство; то над вторым придётся призадуматься, ведь наказание здесь вовсе не обычное.
Раскольников – бедный студент, которому нечем оплачивать учёбу.
Живёт он в маленькой каморке, ест когда и что придётся. Будучи старшим ребёнком в семье, он горячо любим матерью, но она не в силах обеспечить его материальной поддержкой. И только сестра Дуня зарабатывает хоть какие-то деньги, которые отправляет Родиону, потому что неимоверно любит его. Раскольников страдает сам и понимает, что его сестра страдает ради него. Он часто посещает разные закусочные и забегаловки, где узнаёт, что его семья не одинока в своих страданиях. Осознание этого служит основой его теории, которая до сих пор является достаточно спорной.
Главный герой часто думал насчёт всеобщей нищеты, насчёт своего горя. Со временем он приходит к выводу, что всё это задумано с той целью, чтобы показать разницу между людьми.
Родион считает, что есть люди «обыкновенные», которыми можно и нужно управлять, ведь они живут просто для продолжения рода, а есть люди «необыкновенные». Таких особенных людей существует крайне мало, но они есть в каждой эпохе, они строят новый мир, последнее слово всегда за ними. Раскольников даже написал статью, что некоторым людям дозволено идти на преступление ради высшей цели, которая изменит весь мир к лучшему. Он и себя причислял в этот список, считал себя человеком, а не «вошью». Из-за этого он и противопоставлял себя остальным людям, и хотел доказать это себе. Так что после долгих раздумий он решился на убийство старухи-процентщицы, которая была для Родиона «дрожащей тварью». Он не видел ничего предосудительного в своём замысле, ведь считал это добрым делом, потому что Алёна Ивановна разживалась на горе и нищете остальных, а за счёт её богатств можно было помочь многим беднякам. Раскольников совершает множество ошибок до, во время и после преступления, которые доставляют ему ещё большие трудности. Так, например, ему приходится убить ещё и Лизавету Ивановну, сестру процентщицы, которая вернулась домой слишком рано. Кроме того, он оставляет множество улик и даже несколько возможных свидетелей. Да и свою «благородную» цель так и не достигает, Родион даже не оставляет себе никаких денег или дорогостоящих украшений, которые изначально были предлогом для преступления. Раскольников совершенно падает в глазах читателя после ряда таких оплошностей.
Но нельзя забывать и про положительные черты главного героя. Он опустился так низко только из-за своего плохого экономического положения, а в душе он всё равно остался достаточно добрым и отзывчивым человеком. Родион всегда был готов помочь нуждающимся: семья Мармеладовых, попрошайки на улице. Он всё равно остался человеком, хотя на него плохо повлияли его отчаяние, болезнь и переживания. После преступления Раскольникову предстоит долгая и упорная борьба с самим собой, что и будет являться главным наказанием. Многие настроены против него, но большинство близких поддерживают Родиона и не верят в его виновность. Он долго находится в болезненном состоянии и не может принять чью-либо сторону. Но в конечном итоге любовь друзей и родственников пробуждает в душе Раскольникова чувство вины, хоть он и отрицает это до последнего. Лишь через полтора года каторги он раскаивается в своём преступлении, Родион искупает свой грех долгими страданиями и мучениями, он очищает душу от страшного бремени убийства и становится по-настоящему счастливым человеком, запуская любовь Сони в своё сердце. Эта девушка и направила Раскольникова на правильный путь, поддерживала его своей любовью и заботой, и всё это нашло отклик в сохранившем свою чистоту сердце Родиона. Теперь-то он понимает, что «необыкновенные» — это не те, кто стоит выше других, а те, кто готов пожертвовать всем ради остальных.
Мы наблюдаем преступление и наказание, путь Раскольникова от замысла убийства и его свершения до страданий и раскаяния. Мы ненавидим, жалеем и любим главного героя, но всё это ведёт к одному – мы проникаемся им и самим произведением. Ф. М. Достоевский показывает, что людей нужно не судить, а любить.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —
Описание комнаты Сони
Достоевский описывает комнату Сони для того, чтобы мы еще лучше понимали, как трагична ее жизнь. Описание помогает понять ее образ, почему именно она оказалась близка Раскольникову. Читая описание комнаты Сони, возникает ощущение пустоты и одиночества. «Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели». Саму комнату Достоевский называет «уродливой». Комната-«сарай» никак не подходит для жизни человека. Почерневшие обои, полумрак, три окна, выходящие на канаву, угнетают сознание Сони и убивают в ней надежду. И мы еще больше понимаем, насколько Соня бедна и несчастна. Становится очевидным, что они оба и Раскольников, и Соня несчастны в своих обстоятельствах и это их объединяет. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
Описание каморки Раскольникова
Жилище Раскольникова играет важнейшую роль в формировании его душевного состояния. Каморка, морская каюта, шкаф, сундук, гроб и т.д. — все эти эпитеты относятся к крошечному жилищу Раскольникова. • . там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца… • . дурная квартира. точно гроб. я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик… • . ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору.
Крошечная комната, в которой жил студент Раскольников, не могла не повлиять на его психологическое состояние. Жизнь в крошечной комнате, безусловно, «сужала» его сознание. Очевидно, что жизнь в комнате-шкафе не могла дать Раскольникову простора для мыслей и идей. Как правильно подметила мать Раскольникова, такая комната только может усилить меланхолию.
Убийство старухи
Смысл идеи в том, что простые люди должны довольствоваться своим существованием, им нельзя нарушать закон. Но в то же время есть личности, переступающие за грани дозволенных моральных норм. Это известные люди — Магометы, Наполеоны, выполняющие свои задачи насильственным путем через преступления и тиранию. При этом имена таких деятелей остаются в истории. Раскольников хочет решить проблемы и поправить бедственное положение своих родных.
В жизни такой поступок он совершил не по плану, поскольку Родион убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизу, пришедшую в это время домой. Герой считает, что ограбление не удалось, так как ему страшно и тошно пользоваться украденным. Теперь он понимает, что не надо было переступать эту нравственную черту и лишать людей жизни. Он замыкается в себе, ограничивает общение и заболевает.
Персонаж мучается вопросами о совершенном поступке и находится на грани сумасшествия. Родные люди Раскольникова и друг Разумихин хотят понять причины его состояния и помочь. Молодой человек отвергает заботу близких и думает: «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!».
После убийства персонаж общается с незнакомцами, помогает семье Мармеладова, отдавая деньги, присланные мамой на похороны чиновника, защищает девочку от развратных действий.
Благородные порывы сменяются одиночеством и раздражением. Судьба героя разделилась на два этапа: до убийства и после него. Раскольников старается запутать следствие и не чувствует своей вины в преступлении, но считает, что поступает неправильно, поскольку ложь и притворство опустошают его душу. Из-за этого он пребывает в болезни.
Персонаж почувствовал жизнь по-новому после знакомства с 18-летней девушкой Соней. Она скромная и бедная, терпела унижения и оскорбления, жила по желтому билету и отдавала деньги своей семье. Верила в Бога и поддерживала других людей.
Родион ей рассказал о преступлении и впервые заметил сочувствие. Он сознался в убийстве по совету приятельницы и пошел на каторгу. Любовь и забота девушки помогли персонажу покаяться и научиться жить заново.