Раскол русской православной церкви ошибки

Церковный раскол на Руси произошёл в середине 17 века во время царствования царя Алексея Михайловича Тишайшего. Последствия разделения русской православной церкви на старообрядцев и приверженцев новой веры ощущаются и в настоящее время. По мнению многих историков, основная суть церковной реформы заключалась в восстановлении Византийской империи и наследовании императорского трона царём Алексеем, а Никон возжелал сан Вселенского патриарха.

Патриарх Никон и Алексей Михайлович

Реформы церкви в 17 веке

В 988 году древняя Русь приняла христианство и отказалась от язычества. Тогда центром христианского мира была Византия и все церковные обряды и службы велись по принятому там канону. Богослужебные книги так же переписывались с византийских оригиналов.

Важно. Церковные книги переписывались множество раз, и постепенно в текстах стали появляться и накапливаться ошибки. Появились некоторые расхождения в церковной обрядовой символике и в пении псалмов.

В XVII веке группа священнослужителей высокого ранга осознала необходимость церковных реформ. Царь Алексей Михайлович Романов был не только глубоко верующим человеком, но и разносторонне образованным. Он так же понимал необходимость реформирования христианской веры, принятой в России. Нужно было отказаться от старославянских церковных обрядов и привести все службы и книги в соответствие с греческими (византийскими) канонами.

Реформы церкви в 17 веке

Это было вызвано следующими причинами:

  1. После того, как в 1453 Византийская империя пала, по мнению большинства священнослужителей, именно Россия должна была стать центром православной веры.
  2. Присоединённая к России левобережная часть Украины отправляла церковные службы по греческому образцу, в то время как в России продолжали использовать старославянский канон. Изменение религиозных ритуалов и приведение их к одному виду могло способствовать укреплению государства.
  3. Правление Алексея Романова было неспокойным. По всей территории возникали стихийные бунты и мятежи. Единообразие религиозных действий, по мнению руководящей верхушки, могло стать важным инструментом для укрепления страны, объединения всех слоёв населения и устранения внутренних противоречий.

Суть и осуществление религиозных реформ, прежде всего, поддерживал российский самодержец. Он понимал, что такие кардинальные изменения встретят не только сопротивление, но и активный протест. Поэтому было проведено что-то вроде референдума.

Реформы церкви в 17 веке

Большой группе священнослужителей был предложен выбор:

  • Сохранить древнерусский церковный канон;
  • Реформировать церковь по греческому образцу.

В результате споров и прений победили сторонники церковной реформы. Таким образом всё российское общество буквально раскололось на две части.

Важно. Против церковной реформы выступили не только многие церковники высокого ранга, но и бояре, военачальники и простой народ.

В этих непростых условиях реформирование русской церкви мог провести только умный и жёсткий религиозный деятель.

Греческий и древнерусский обычаи

Главным реформатором царь Алексей назначил патриарха Никона. Этот честолюбивый и властный церковник, как никто другой подходил для этой цели. В 1652 году, по настоянию самого царя Никон был избран патриархом всея Руси, а в 1653 он начал церковную реформу. С современной точки зрения многие положения церковной реформы настолько незначительны, что на них можно вообще не заострять внимание.

Например, как идти крестному ходу вокруг церкви: справа налево или слева направо. Тем не менее, из-за несогласия с такими изменениями люди спокойно шли на костёр. Суть реформ заключалась в том, чтобы внести только несущественные изменения, которые никак не могли повлиять на уклад жизни русского народа.

Греческий и древнерусский обычаи

В таблице кратко указаны основные отличия греческого канона от древнеславянского.

Греческий обычай Древнерусский обычай
Имя Христа писалось Иисус Имя Христа писалось Исус
Аллилуйя произносилось трижды Аллилуйя произносилось дважды
Крестный ход шёл против солнца Крестный ход шёл по солнцу
По греческому канону допускались поясные поклоны В русской церкви кланялись до земли
Крестное знамение совершалось тремя пальцами Русские крестились двоеперстием

Кроме этого, должны быть исправлены тексты некоторых молитв, псалмов и служб, и богослужебные тексты. Самым сложным вопросом в реформе вероисповедания была редакция религиозной литературы. В России были сотни церквей, храмов и монастырских подворий и в каждом были религиозные книги. Чтобы привести это всё в соответствие с византийскими правилами требовалась колоссальная работа.

Причины раскола

Патриарх Никон, получивший от царя все полномочия, крайне жёстко взялся за проведение церковной реформы. Это можно считать основной причиной раскола в России. Чтобы не переписывать богослужебные книги и иконы, написанные с нарушениями греческого канона, они насильно изымались из церквей и монастырей, затем публично сжигались. Подручные Никона обходили жилища москвичей и изымали домашние иконы. Святым образам выкалывали глаза, их рубили на части, жгли и били об пол. Такое отношение к святыням вызывало естественное негодование и ненависть в народе.

Патриарх Никон

Важно. Многие искренне верующие россияне стали воспринимать патриарха Никона, как антихриста, который поднялся из ада, чтобы уничтожить настоящую веру и навязать новую.

Ещё одним фактором сыгравшим сою роль в расколе православной церкви, являлось то, что большинство священников были малограмотными людьми и не могли правильно объяснить пастве суть проводимых изменений.

Крайне негативно верующие восприняли замену крещения двумя перстами на троеперстие. Этот символ, у самых рьяных сторонников старообрядчества, получил название «кукиш» за сходство с неприличной фигурой. Если замену земного поклона на поясной, русские христиане восприняли без отрицания, то изменение текста молитвы «Символ веры», было встречено с негодованием.

Большой Московский собор 1666-1667

Многие верующие не хотели отдавать свои иконы и древние книги, которые передавались из поколения в поколение. Этими святынями очень дорожили и прятали их от служителей патриарха. С такими христианами Никон расправлялся жёстко. Их пытали и подвергали публичным телесным наказаниям. Так возникло понятие «пострадать за веру», по аналогии, как принимали муки и смерть первые христиане.

Важно. Чем сильнее Никон и его подручные издевались над старой верой, тем быстрее крепло движение старообрядцев.

Среди иерархов церкви и рядовых священников не было единодушия по отношению к реформам, поэтому те, кто не приняли изменение канонов православия, возглавили это движение. Началом старообрядчества и церковного раскола считается 1654 год. Церковные реформы и гонения на староверов связывают с именем патриарха Никона.

Участники, реформаторы, противники

Основоположником религиозной реформы был царь Алексей. Ему это было необходимо, чтобы укрепить собственную власть, сгладить трения между Россией и Украиной и сделать государство центром православной веры. Совсем другие цели преследовал лидер религиозного раскола патриарх Никон. Он претендовал на роль соправителя России. Патриарх доказывал, что божественная власть выше царской и хотел править страной вместе с царём, но находясь выше его. Честолюбивым планам Никона не суждено было сбыться.

Алексей Михайлович Романов, по прозвищу Тишайший

Алексей Михайлович Романов

Важно. В 1660 царь Алексей Романов приказал церковному собору лишить патриарха Никона сана и сослать его в удалённый монастырь

Жёсткие методы патриарха привели к тому, что большое число верующих отошло от церкви. Тогда же сформировалось мощное движение поборников старой веры. Опальные священнослужители, не признавшие церковные реформы Никона, уходили в глухие леса и основывали там скиты. Потом к ним присоединялись сотни и тысячи людей исповедовавших старую веру и не принявшие реформы.

Особенно много староверческих скитов было на русском севере и в глухих лесах вдоль реки Керженец. Настоящим оплотом старой веры стал Соловецкий монастырь. Вся монастырская братия отказалась принимать новую веру, тогда к монастырю были стянуты царские полки. После длительной осады Соловецкий монастырь был взят. Было казнено более 400 монахов.

Соловецкий монастырь гравюра

Возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум. Он был сильной личностью, ни в чём не уступавшей патриарху реформатору. Две противоборствующие силы Никон и Аввакум ни в чём не хотели уступать друг другу.

Требования патриарха Никона Позиция протопопа Аввакума
Скорректировать богослужебные книги по греческому образцу Сохранить все древнерусские тексты
Изменить обрядовые действия по византийским канонам Унифицировать богослужения по канонам, сохранившимся с Древней Руси
Заменить старорусские иконы на образа греческого письма Использовать иконы древнерусского письма
Утвердить духовную власть выше светской Сохранение главенства царя над всеми верующими
Расширить связи русской православной церкви с другими странами Отмена налаживания международных связей

За приверженность к старой вере и за обличительные крамольные речи против реформ, протопоп был сослан в Сибирь.

Важно. Несмотря на гонения и лишения Аввакум не изменил своих взглядов и продолжал проповедовать и обличать Никона, как антихриста. За свою деятельность протопоп был заключён в глубокую яму, а затем сожжён.

Пострадал не один протопоп Аввакум. Многие ярые сторонники вероисповедания по старорусским законам были прилюдно сожжены на костре из древних рукописных книг и ликов святых. Этот факт положил начало страшной традиции самосожжения, когда жители религиозного скита, вместе с женщинами и детьми, запирались в деревянном строении и поджигали его изнутри. Как правило, спастись никому не удавалось. Самосожжение так же являлось экстремальной формой протеста против гонений и репрессий.

Идеология раскола

Несмотря на гонения и репрессивные меры, движение старообрядцев не прекратилось, а наоборот, захватывало всю территорию российского государства. Тогда церковь пошла на крайнюю меру. На православном Соборе, в середине 17 века все, кто исповедует древнюю веру, были отлучены от лона церкви и преданы церковному проклятию – анафеме. Тогда же, были официально приняты новые обрядовые действия и изданы новые богослужебные книги.

Самым негативным в церковной реформе было то, что всё исконно русское, связанное с многовековой историей России, подлежало безжалостному уничтожению.

Главные итоги церковного раскола

Итоги и последствия реформ были крайне негативными. Вместо того чтобы сплотить население страны, всё закончилось настоящей религиозной войной. По всей России вспыхивали народные волнения, которые активно поддерживались всеми слоями населения. Никониане продолжали применять жёсткие меры, но это только усиливало неприятие новой веры.

Купол церкви

В результате проведения церковной реформы в России произошли следующие изменения:

  1. Религиозный раскол между поборниками старообрядчества и тех, кто принял новую веру, стал национальной трагедией. Фактически весь русский народ разделился на два непримиримых лагеря. После того, как староверы были признаны еретиками и преданы анафеме, гонения на них усилились.
  2. Впервые в русском государстве возникла вражда на религиозной почве, что разрушило многовековое единство русского народа.
  3. В управлении государством, церковная власть отошла на второе место, уступив светской власти. Царь, а не патриарх был объявлен защитником всех православных. Важные церковные вопросы стали решаться государственными органами. Позже, патриаршество в России было полностью упразднено.
  4. Русская православная церковь стала активно налаживать связи с другими странами.

Старообрядческое движение позволило сохранить уникальные иконы и книги дореформенного периода. Кроме того староверам удалось сберечь огромный пласт древнерусской культуры. Это традиции древней иконописи, церковного уникального пения и обрядовых действий. Приверженцы патриарха Никона стремились всё уничтожить, но многое удалось сохранить.

Литература:

  • Богданов А.П. «Патриарх Никон и раскол Русской церкви»
  • Крамер А.В. «Раскол русской церкви в середине XVII века».

Русский раскол. Бессмысленный и беспощадный

Обычно, когда говорят о русском расколе, то имеют в виду Церковный раскол XVII века. Но на самом деле тот раскол бы лишь предтечей полного раскола страны на правящий класс и народ. Такой раскол начался в царствование Петра I. И продолжался на протяжении всей русской истории, дойдя до наших дней. Вот и посмотрим, как это было и что стало.

Никонианцы и старообрядцы

В XVII веке произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона. Это и получило название раскола. Когда после Смутного времени при Михаиле и Алексее Романовых во все сферы жизни стали проникать иноземные новшества, русские люди всё равно оставались ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды.

Повсюду говорилось:

«Ветхий Рим пал от ересей. Второй Рим захватили безбожные турки, Русь – Третий Рим, который один остался хранителем истинной христовой веры!»

Но власти всё чаще стали звать в Москву «духовных учителей» – греков, хотя на них часть общества смотрела свысока, так как знали, что греки малодушно заключили в 1439 году во Флоренции унию с папой римским.

Но когда Никона, который убедил Алексея Михайловича в необходимости церковной реформы, упрекали в папизме, он отвечал:

«За доброе отчего и папу не почитать?»

Считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги, Никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими. И что же?

Московитяне писали «Исус», а не «Иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились двумя перстами, олицетворявшими Бога-отца и Бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом тремя перстами («щепотью»), олицетворявшем Троицу. И вот в 1653 году Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а в книгах было велено печатать «Иисус».

Русские рукописные и печатные книги по богослужению велели вести на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали. Священный Собор 1654 года с участием царя и Боярской думы одобрил начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх сносил с пути.

Люди патриарха насильно вламывались в дома посадских жителей, купцов, дворян и даже бояр, забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы.

Народ воспринял новшества, как посягающие на веру. Церковь раскололась на «никонианцев» и «старообрядцев». От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь воевода Мещериков держал в осаде семь лет (1668–1676), пока не взял его и не перевешал всех мятежников.

Вождь старообрядцев протопоп Аввакум объявил скорый приход конца света, а царя и патриарха назвал – «двумя рогами Антихриста». Старообрядчество захватило все слои населения – от крестьян до бояр. Например, боярыня Морозова была арестована, но ни пытки, ни уговоры не заставили ее отказаться от своих убеждений. Тогда её, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск. Этот момент запечатлен на картине Сурикова «Боярыня Морозова».

Церковный Собор 1666–1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь.

Пётр и бояре

«Уздой железной Россию поднял на дыбы»

– так про Петра I писал Пушкин. Но мне бы хотелось в данном случае вместо слов «поднял на дыбы», написать «поднял на дыбу»! Потому что пытали и казнили во времена этого царя много и со вкусом. И не будем ссылаться на то, что, мол, время было такое!

Даже по меркам того времени Пётр I выглядит чудовищно. Вот только о его темных делах не принято вспоминать. А ведь, подавляя бунт стрельцов, царь Пётр лично рубил головы бунтовщиков топором и то же заставлял делать своих приближённых. В зрелом возрасте пытал собственного сына Алексея. И это только общеизвестные истории.

Менее известно то, как царь расправился с майором Преображенского полка Степаном Глебовым. Пётр пятнадцать часов наблюдал из тёплой кареты, как тот – «сердечный друг» нелюбимой жены царя Евдокии умирал на неструганном «персидском» колу. И это после 16 дней пыток. После чего Петр отдал приказ – «учинить жестокую смертную казнь».

А вот расправы весны 1718 года были связаны с расследованием измены царевича Алексея. Пётр обещал сыну сохранить жизнь, но слово не сдержал и лично пытал его. Именно от пытки Алексей и умер. Ну, ладно, возразят некоторые, зато он преобразовал Россию.

Но и тут не всё так просто. Скажем, в школах учат, что Петр создал русский флот. Но, как утверждают историки, строил он корабли на скорую руку, не выдерживая технологию, и через три года после его смерти у России осталось только три корабля. Население при Петре сократилось.

Он уничтожал русское купечество и русских ремесленников, и дело вовсе не в бородах и замене русского платья на европейское. По мнению историка Ключевского, практически все реформы Петра привели не к тому результату, на который были рассчитаны. Так, реформа управления страной привела к тому, что, например, в 1719 году официальные бумаги шли из Петербурга в Вологду через Архангельск.

Историк подчёркивал, что именно в это время принудительный труд был доведен до крайней степени напряжения. Его сопровождала ломка вековечных традиций, привычек и верований… В петровское время в Россию хлынули иностранцы, в основном немцы, которым на военной русской службе платили в два раза больше, чем русским.

В 1810 году уже Николай Карамзин передал Александру I свой памфлет «О древней и новой России», где подверг беспощадной критике деятельность Петра I. Главной его виной оказалось унижение чувства национального достоинства в русских. Карамзин ставил в вину Петру то, что

«мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами России»!

Петровская элита стала говорить по-немецки, носить немецкие платья и вести по возможности «немецкий образ жизни». Крестьянский быт реформы не затронули. Тем самым в России произошёл раскол на правящий класс и народ. Эти две страны вообще перестали понимать друг друга.

Кстати, и религию исповедовали разную. Напомню, что жена Петра Марта Скавронская, ставшая Екатериной I, была лютеранкой, все приехавшие в Россию немцы также были лютеранами, многие русские, выдвинувшиеся при Петре, в результате не особо придерживались православных обычаев. Да и разорил Петр много церквей и монастырей. Недаром в народе его прозвали «Антихристом».

А что потом?

После смерти Петра I его традиция приглашения в Россию иностранцев на государственную службу, в производственную сферу, торговлю, науку и культуру была продолжена. Только вот моду на все немецкое сменила мода на все французское.

Вообще XVIII век – век Франции. В это время во всех странах европейского материка существовала мода на все французское: на одежду, еду, мебель, архитектуру, садово‑парковое искусство и, конечно, на язык. В России перенимались многие философские идеи Просвещения и не только. Екатерина II, урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (1729–1796) вела переписку с французскими просветителями. А философ и энциклопедист Дени Дидро даже приезжал в Петербург и регулярно встречался с Екатериной.

Толчок распространению французского языка среди российских дворян дала Великая французская революция (1789–1799 гг.), когда многие аристократы бежали из охваченной бунтами страны и находили убежище в том числе и в России. Кто-то из эмигрантов достиг высот, служа российскому трону – как Арман-Эммануэль де Ришельё, потомок знаменитого кардинала, ставший градоначальником Одессы. Другие, не столь успешные, становились гувернёрами при богатых семьях, учили дворянских детей танцам или фехтованию.

Также вспомним, что героиня Александра Пушкина Татьяна Ларина:

«по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном»…

Да что там Татьяна Ларина! Вот, например, император Александр I всегда со своими сановниками здоровался по-французски. Кстати, многие декабристы, которые, как мы помним со школьных лет, выступали против абсолютной монархии и за освобождение крестьян, по-русски не говорили!

Кое-что о декабристах

М. П. Бестужев-Рюмин во время следствия, сидя в Петропавловской крепости, вынужден был, отвечая на допросные пункты, часами листать французско-русский лексикон, чтобы правильно перевести свои показания, которые он сочинял по-французски. Почти не говорил по-русски М. С. Лунин. Довольно плохо знали язык братья Муравьевы-Апостолы, воспитывавшиеся во Франции. Сергей вообще стеснялся писать и говорить по-русски. Правда, Матвей Иванович впоследствии, в Сибири, со слуха и благодаря чтению русских книг язык освоил вполне хорошо.

Но не только французским языком и Францией были увлечены декабристы. Например, казненный декабрист Кондратий Рылеев особо почитал США. Кстати, он с несколькими единомышленниками работал в Российско-американской торговой компании (РАК), где занимал должность правителя канцелярии главного правления.

Компания была создана для освоения Русской Америки. Флаг РАК имел три полосы: красную нижнюю, среднюю синюю и верхнюю белую. На белой полосе располагался двуглавый орел, на груди орла был красный щит с изображением Святого Георгия на белом коне, поражающего змея. Да, сегодня такой флаг – госфлаг РФ! Флаг РАК реял над Аляской до 18 октября 1867, до продажи её США.

Декабрист Сергей Волконский писал, что собирался в 1815 году посетить разные страны и, особенно

«Американские Штаты, занимавшие тогда умы нашей русской молодежи, по их самостоятельному быту и по демократическому политическому составу».

Рылеев, собираясь в отставку в 1818 году, говорил сослуживцам о желании уехать в Америку, чтобы начать там основание колонии независимости, чтобы «не слышать о лихоимстве и беззакониях нашей страны». Рылеев считался наиболее проамерикански настроенным из всех декабристов, уверенным в том, что

«в мире не существует хороших правительств, за исключением Америки».

Ничего не напоминает?

Раскол в наши дни

Вот так раскол прошелся по всей истории России. И не окончен он и сегодня. Мы всё время узнаём, у кого из чиновников есть дома в Италии, Франции, Испании, США… У кого дети, жены и любовницы живут за границей, при этом деньги на красивую жизнь там – зарабатываются здесь.

Сейчас во время СВО есть много чиновников, желающих сохранить свои активы там. А поэтому они стараются всячески мешать настоящим реформам, экономической мобилизации страны и принятию строгих законов. А введённые в феврале ограничения стали быстро сниматься. Например, ЦБ с 28 февраля обязал резидентов – участников внешнеэкономической деятельности продавать 80 % валютной выручки в рамках всех внешнеторговых договоров. Но уже в июне власти обнулили норматив обязательной продажи валютной выручки.

Ограничения для валютных переводов российских резидентов-физлиц Центробанк ввёл с 5 марта 2022 года. Тогда можно было перевести родственникам не более 5 тыс. долларов в месяц. Потом сумму перевода повысили до 150 тысяч долларов, а с 1 июля можно переводить уже 1 млн долларов ежемесячно. Вот такая либерализация. Неслучайно аналитики прогнозируют, что в 2022 году из России утекут более 200 млрд долларов.

А разве эти деньги не нужны на модернизацию нашей промышленности и для импортозамещения? Но этот вопрос – глас вопиющего в пустыне. Из новостей: Минфин заплатил за Чубайса его долг 9 млрд. Анатолий Борисыч в полном порядке, не волнуемся за него.

А российский олигарх Фридман готов подарить Украине свой тамошний филиал «Альфа-банка» и ещё сверху дать 1 млрд долларов. А России – кукиш! А что удивляться, когда вокруг в рядах наших управленцев сидят сторонники глобалистов, швабовцев и либералы всех мастей, не желающих не только знать чаяния народа, но и не жаждущие этот народ слышать и с ним разговаривать! Они составляют пока нерушимую «пятую колонну». И даже не знаю, что может эту твердь разрушить!

Есть ли свет в конце тоннеля?

Всегда хочется верить в лучшее и считать, что «стакан наполовину полон», а не «наполовину пуст». И, касаясь раскола, напомним, что 12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

24 мая этого года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день своего тезоименитства молился о единстве Русской православной церкви:

«Я сегодня особенно молюсь о том, чтобы силы зла не поколебали единство нашей Церкви, а это означает и то, чтобы эти силы не смогли поколебать верность народа нашего вере Христовой и способность сохранять единство и сплоченность в недрах Церкви Православной».

Может, с единства Церкви и начнется преодоление раскола страны?

Причины и сущность раскола в оценках современников и историков

а) Аввакум Петров, Иван Неронов, Епифаний, дьякон Федор, Спиридон Потемкин (раскольники): обличение неправоты никониан (причем самым сильным аргументом в борьбе было массовое мученичество — «заклание» себя за веру).

б) Симеон Полоцкий, патриарх Иоаким, епископ Питирим, митрополит Макарий (духовно‑академическая школа): осуждение раскольников, обвинение их в «невежестве», «косности», «упрямстве», «еретичестве» с целью доказать неправоту старообрядцев.

в) В. О. Ключевский: проблема раскола — это проблема Третьего Рима, Святой Руси, Вселенского Православия, раскол способствовал распространению западных влияний; выделял в расколе не только церковно‑историческую, но и народно‑психологическую сторону.

г) С. М. Соловьев: раскол — конфликт, затронувший только сферу обрядности.

д) А. И. Герцен, М. А. Бакунин: раскол — проявление свободы духа рус‑ского народа, доказательство его умения постоять за свои убеждения.

Ключевые события церковного раскола

1652 г. — церковная реформа Никона;

1654, 1656 гг. — церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы;

1658 г. — разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем;

1666 г. — церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам;

1667-1676 гг. — Соловецкое восстание.

Ключевые фигуры: царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Морозова.

Причины раскола:

1) властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича мирового православного царства («Москва — Третий Рим»);

2) процесс централизации Русского государства неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения;

3) политическая раздробленность привела к распаду единой церковной организации, и в различных землях развитие религиозной мысли и обрядов пошло собственным путем;

4) необходимость переписи священных книг (при переписывании неизбежно совершались ошибки, искажался первоначальный смысл священных книг, следовательно, возникали разночтения в трактовке обрядов и смысле их исполнения); Максим Грек приступил к громадной работе, выступая в качестве переводчика и ученого‑филолога, выделяя разные способы толкования Священного Писания — буквальный, иносказательный и духовный (сакральный);

5) в феврале 1551 г. по инициативе митрополита Макария был созван собор, приступивший к «церковному устроению», выработке единого пантеона русских святых, введению единообразия в церковную жизнь, получивший название Стоглавого;

6) во время правления Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, после долгих лет Смуты и начавшегося восстановления Русского государства, «злобой дня» становится проблема с введением троеперстия.

В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким, проявив себя энергичным владыкой. В 1650 г. Никон принял деятельное участие в расправе над мятежными новгородцами. 22 июля 1652 г. церковный собор избрал патриархом Никона, отстаивавшего принцип «священство выше царства». Противники Никона: бояре, которых пугали его властные замашки, прежние друзья по кружку ревнителей благочестия.

Собор 1654 г. одобрил новшества и внес изменения в богослужение. Имея поддержку царя, Никон вел дело торопливо, самовластно, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Русская культура объявлялась отсталой, на вооружение брались европейские стандарты. Широкие народные массы не восприняли столь резкого перехода к новым обычаям и встретили нововведения «в штыки». Оппозиция Никону сформировалась и при дворе (боярыня Ф. П. Морозова, княгиня Е. П. Урусова и др.).

В декабре 1666 г. Никон был лишен высочайшего духовного сана (вместо него поставили «тихого и незначительного» Иоасафа II, находившегося под контролем царя, т. е. светской власти). Причиной стали крайняя амбициозность Никона, усиливавшийся конфликт с царем Алексеем Михайловичем. Местом ссылки Никона стал Ферапонтов монастырь на Белом озере. Светская власть одержала победу над духовной.

Церковный собор (1666-1667) завершил торжество никониан и грекофилов, отменил решения Стоглавого собора, одобрил реформы и положил начало церковному расколу. Отныне все несогласные с введением новых деталей исполнения обрядов подлежали отлучению от церкви, получали название раскольников (староверов) и подвергались жестоким репрессиям со стороны властей.

Раскол принял формы крайнего противостояния: были затронуты мировоззренческие факторы, полемика между староверами и никонианами вылилась в настоящую идеологическую войну. Наиболее влиятельными из церковных традиционалистов были Иван Неронов, Аввакум Петров, Стефан Вонифатьев (имевший возможность стать патриархом вместо Никона, но отказавшийся от выдвижения своей кандидатуры), Андрей Денисов, Спиридон Потемкин. Церковный собор 1666 г. предал анафеме и проклятию как еретиков и непокорных всех не принявших реформы.

Последствия раскола

— Многими простыми людьми отказ от прежних обрядов переживался как национальная и личная катастрофа.

— Реформа проводилась с элитарных позиций.

— Реформа проводилась с помощью насилия, сущность дониконовского понимания христианства на Руси заключалась в том, что нельзя заставить людей веровать силой.

— До раскола Русь была духовно единой. Реформа готовила почву для распространения пренебрежительных настроений к национальным обычаям и формам организации быта.

— Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем». В мироощущении новообрядцев появилось больше материального практицизма, желания быстрого достижения практических результатов.

— Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 г. было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 г. по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Старообрядцы проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, горели целыми родами и общинами.

— Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно‑культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Реформа наметила подмену главных целей образования: вместо человека — носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций.

Церковный раскол

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Важнейшее событие правления Алексея Михайловича — проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 316
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16186-cerkovnyj-raskol-17-veka-kratko.html

Содержание

    • 0.1 Причины проведения церковной реформы в 17 веке
  • 1 Что привело к церковному расколу?
    • 1.1 Причины
    • 1.2 Ход событий
    • 1.3 Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
  • 2 Церковный собор
    • 2.1 Последствия
    • 2.2 Нововведения
    • 2.3 Что такое церковный раскол и каковы его причины?
    • 2.4 Раскол
    • 2.5 Значение церковного раскола

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2090
Источник: https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html

Что привело к церковному расколу?

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Суть изменений:

  1. Введение крестного знамения тремя перстами.
  2. Введение поясных поклонов вместо земных.
  3. Иконы допускались только греческого образца.
  4. Запрещение шатровых церквей.
  5. Имя  Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1190
Источник: https://bingoschool.ru/manual/123/

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Это интересно

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1690
Источник: https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1140
Источник: https://bingoschool.ru/manual/123/

Нововведения

В ходе реформы провели следующие преобразования:

1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги

2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов

3) провели изменения в обрядах ( «Исус» заменено на «Иисус», двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон — на поясной поклон)

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 404
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16186-cerkovnyj-raskol-17-veka-kratko.html

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Милорадович С.Д.

Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 3735
Источник: https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html

Раскол

Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцов старых порядков — старообрядцев, староверов или раскольников — во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона — никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения — «гари» и «заповещания» — умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.

Раскол в РПЦ — одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено.

Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли заживо. Главный враг — «Никон-Антихрист», добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1328
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16186-cerkovnyj-raskol-17-veka-kratko.html

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований. Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению. Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1839
Источник: https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 18482
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 9354 (51%)
  2. https://histrf.ru/biblioteka/b/tsierkovnaia-rieforma-patriarkha-nikona: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3786 (20%)
  3. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16186-cerkovnyj-raskol-17-veka-kratko.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 3012 (16%)
  4. https://bingoschool.ru/manual/123/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2330 (13%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Возможно, вам также будет интересно:

  • Раскаиваться в ошибке как правильно
  • Рарог а и ошибка законодателя виды причины пути исправления
  • Раньше учащиеся оканчивали десять классов ошибка
  • Ранний рассвет это лексическая ошибка
  • Ранний рассвет лексическая ошибка или нет

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии