1)Пройдя пять поворотов, он увидел пивоварню. (Через пять поворотов показалась пивоварня.)
2)Нашему обществу нужны по-настоящему авторитетные личности, на которых можно было бы равняться и брать с них пример.
3)Герой романа пользовался своим авторитетом для уничтожения ни в чем не повинных людей.
4) Как известно, самолечение нанесло вред его здоровью.
5)Кандидат в депутаты отчитался о своих доходах.
6)Национализм – жесточайший бич для человечества. (самый жестокий бич для человечества)
7)Люди более чувствительны, чем другие существа.
8)Народ, ущемлённый в правах, живёт сейчас очень бедно.
9)В книге описываются приключения двух друзей. (рассказывается о приключениях)
10)Ради своей цели человек иногда делает много ошибок и жертвует собой или другими.
11)Кавалер поднял обшитый кружевом и украшенный монограммой платок и поднёс его к носу.
12)Мальчик вертел карандаш, потирал им лоб, постукивал по столу.
Светило науки — 311 ответов — 0 раз оказано помощи
1. Отношения в семье Курагиных
разрозненны. ( лексическая , слово употреблено неверно)
2. Наше внимание обращается на
детали. (обращено -грамматич)
3. Ради цели человек делает много
ошибок и жертв. ( делает или совершает ошибки, но приносит жертвы) Иногда даже во вред самому себе.
4. Его мировые рекорды помнят только
отъявленные любители спортивной статистики.( спорта? лексическая?)
5. Посещая выставку, мне было интересно,
как художники изображают мой родной город. (грамматика, неверно построено предложение с деепричастием)
Ответ:
1) Пройдя пять поворотов, показалась пивоварня.
После пяти поворотов показалась пивоварня (добавочное и основное действие должно совершаться одним лицом)
2) Нашему обществу нужно больше по-настоящему авторитетных личностей, на которых можно равняться и брать пример.
Нашему обществу нужно больше по-настоящему авторитетных лич- ностей, на которых можно равняться и с которых брать пример (однородные члены предложения требуют разные предлоги)
3) Герой романа использовался своим авторитетом для уничтожения ни в чем не повинных людей.
Герой романа пользовался своим авторитетом для уничтожения ни в чем не повинных людей (двусмысленность возникает из-за формы глагола)
4) Как известно, самолечение принесло вред для его здоровья.
Как известно, самолечение принесло вред его здоровью (неправильное управление)
5) Кандидат в депутаты декларировал о своих доходах.
Кандидат в депутаты декларировал свои доходы (неправильное управление)
6) Национализм — самый жесточайший бич человечества.
Национализм — жесточайший бич человечества (неправильное образование формы превосходной степени прилагательного)
7) Люди способны наиболее остро чувствовать, чем другие существа.
Люди способны более остро чувствовать, чем другие существа (превосходная степень наречия не образуется)
Народ, ущемлённый правами, живёт сейчас очень бедно.
Народ, ущемлённый в правах, живёт сейчас очень бедно.(нарушено управление) 9) В книге описывается о приключениях двух друзей.
В книге описываются приключения двух друзей (нарушено управление)
10) Ради своей цели человек иногда делает много ошибок и жертв.
Ради своей цели человек иногда совершает много ошибок и приносит жертвы (два однородных сказуемых)
11) Кавалер поднял платок и поднёс его к носу, по бокам которого шли кружева, а в середине стояла метка.
Кавалер поднял платок, по бокам которого шли кружева, а в середине стояла метка,и поднёс его к носу (нарушение в построение сложного предложения)
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
Продолжение. См. № 1/2008
Почему так не говорят по-русски
ЧАСТЬ II
ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ… ЕЩЕ МОЖНО ИСПРАВИТЬ
Ошибки, устраняемые при саморедактировании. Наша
задача – показать типичные речевые ошибки,
которые можно обнаружить лишь на стадии
редактирования готового текста. Как уже
говорилось в предисловии, общий принцип проверки
заключается в том, чтобы сменить роль – из Автора
стать Читателем будто бы незнакомого вам текста.
Необходимо взглянуть на него заново – как будто
его написал кто-то другой, не вы. И это новое
восприятие текста может дать неожиданные
эффекты: в некоторых случаях обнаружится, что
хотели сказать одно, а получилось другое. Часто
нестыковки в толковании текста Читателем и
Автором возникают в результате речевых ошибок.
Их можно классифицировать по-разному, но
лингвистическая точность классификации далеко
не всегда обладает очевидной объяснительной
силой. Мы предлагаем другой путь –
«инструктивный». Это означает, что мы дадим вам
несколько советов-инструкций по редактированию
текста. Следуя им, вы сможете избежать наиболее
частотных недочетов при работе над любым
текстом, и сочинением в частности.
Глава 1
Здравый смысл как руководство к действию.
Логические ошибки
А какое это имеет отношение к делу?
Этот вопрос часто возникает при отсутствии
логической связи между фрагментами текста
(иногда частями сложного предложения, иногда –
между отдельными предложениями, стоящими рядом).
Выражение «В огороде бузина, а в Киеве дядька»
как нельзя лучше иллюстрирует этот тип
повествования.
Базаров – нигилист, а его отец – Павел
Кирсанов.
Союз а предполагает противопоставление
по какому-то одному основанию (например, Татьяну
и Ольгу из романа Пушкина «Евгений Онегин» можно
сравнить по красоте, по склонности к уединению и
т.п.). Сообщение о взглядах Базарова (нигилист) и
непосредственно за этим упоминание о его отце
подготавливает читателя к тому, что будет
сообщено и о его взглядах. Ан нет! Эта логическая
ошибка обыгрывается Н.В. Гоголем в известной
повести: «Иван Иванович несколько боязливого
характера. У Ивана Никифоровича, напротив того,
шаровары в таких широких складках, что если бы
раздуть их, то в них можно было бы поместить весь
двор с амбарами и строением».
Бывают и менее заметные логические нестыковки.
В восемнадцать лет Онегин познал светскую
жизнь. Печорину тоже наскучила светская жизнь.
Но ведь о том, что эта самая светская жизнь
наскучила Онегину, автор не сказал ни слова!
Познать – еще не значит пресытиться. Чтобы
устранить смысловой разрыв, необходимо вставить
хотя бы одну переходную фразу (типа Но она
недолго увлекала его).
Этого не может быть!
Именно эти слова хочется сказать при тении
некоторых высказываний, не укладывающихся в
сознании здравомыслящего человека. Остается
загадкой, как рождаются под пером фразы типа:
• Епиходов глуп, и эта глупость действует
облагораживающе на окружающих.
• Катерина ушла из жизни, оправдала доверие,
оказанное ей Богом и самой любовью. (Бог оказал
ей доверие, позволив ей покончить жизнь
самоубийством?!)
• Многие писатели, которые попадали в лагерь
специально (?), чтобы описать лагерную жизнь, так и
не вернулись оттуда.
Удивительно, но факт: самые нелепые
высказывания чаще всего затрагивают тему смерти
и мучений.
• Только после того, как Печорин все-таки
застрелил Грушницкого, он успокаивается и
прощает его.
• Ниловна не видела в жизни счастья, кроме
побоев мужа.
• Классическая музыка связана с важнейшими
событиями нашей жизни. К таким событиям
относятся свадьба и похороны.
• Спокойная смерть несколько скрасила
неприятное впечатление, оставшееся от Базарова.
• А.Блок вспоминает лучшие минуты своей
жизни. Среди этих минут была и смерть его жены.
• Отец Чацкого умер в детстве.
Но не будем о грустном! Тем более что в подобных
случаях наши рекомендации, пожалуй, бесполезны.
Кстати, к парадоксам здравого (или не здравого?)
смысла можно отнести и неточное цитирование.
Характерной особенностью приведенных ниже цитат
является то, что пишущий нисколько не
задумывается, какой смысл обретает то, что он
заключил в кавычки, – как будто само по себе
включение цитаты является доблестью, снимающей
все вопросы о смысле сказанного.
• Когда твое лицо в простой оправе Передо
мной лежало на столе. (А.Блок)
• Он застрелился, слава богу. Попробовать не
захотел. (А.Пушкин)
• Пора, мой друг, пора! Какое сердце просит… (А.Пушкин)
Задание для знатоков: а как должно быть на самом
деле?
Можно ли быть честным и нечестным в
одно и то же время?
Интуитивно мы с вами хорошо знаем закон,
который в логике называется законом
противоречия и звучит так: «Две противоположные
мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и
то же время в одном и том же отношении не могут
быть одновременно истинными». То есть если мы
утверждаем, что на диване сидит кошка, было бы
весьма неожиданным через несколько минут
заявить, что это животное не кошка. По этому
поводу, как говорит Михаил Жванецкий, один
восточный мудрец, живший в Одессе, сказал:
«Нельзя быть честным и нечестным в одно и то же
время, даже если это происходит в разных местах».
Однако в сочинениях приходится встречаться с
подобными парадоксами обыденного сознания.
Но затем Настена себя одергивала, находила
оправдание, которое приписывало и ей вину: «А
может, я тоже повинна в том, что он здесь?».
Трудно предположить, что автор не знает
значения слова оправдание. Но тогда что же
чувствовала несчастная Настена? Оправдывала она
себя или винила?
Хотя этим фильмам уделяют немало времени, но
их показ бывает очень редко.
Когда все низко сложили голову перед судьбой,
Лермонтов белел одиноким парусом среди людей,
жадно толпившихся у трона.
Оставим для другой главы изысканную метафору
«парус… у трона» и зададимся вопросом: так
все-таки сложили голову все или кто-то остался и
толпился у трона? Аналогичный вопрос возникает и
при чтении фразы Поэт остался в гордом
одиночестве, но рядом с ним были его друзья и
близкие.
Увы, но эти вопросы часто остаются без ответов.
Мнимые противоречия
Рассмотрим несколько высказываний из
сочинений абитуриентов.
• Хотя историки называют войну Гражданской,
но я считаю, что она братоубийственная.
• Хотя это произведение относится к военной
тематике, но тема дружбы здесь тоже присутствует.
• Хотя Соня является лишь героем романа, но ее
судьба – это призыв быть мужественными.
• Татьяна много читала романов, но это не
помешало ее любви к русской природе.
Думаем, что не составит особого труда путем
несложных операций, доступных и не посвященным в
правила умозаключений, обнаружить логику
авторов.
• Братоубийственная и гражданская войны –
это «две большие разницы».
• В произведениях военной тематики обычно
отсутствует тема дружбы. (Вероятно,
описываются исключительно батальные сцены.)
• Герои художественных произведений не могут
воздействовать на нас в качестве примеров для
подражания.
• Чтение романов в общем-то не способствует
пробуждению любви к природе.
Комментарии здесь, вероятно, излишни, а вот
совет возможен.
Будьте внимательны к хотя, но, все же,
однако, которые выражают отношения
противопоставления либо уступки. Задумайтесь: а
нужно ли вам противопоставление (или
уступительное значение)? Может быть, вы хотели
передать совсем иной смысл – следствия,
уточнения? Но для этого необходимы иные
лексические единицы.
«Что в образе тебе моем?».
Мир героев и мир образов
В одном из сочинений автор пишет:
В основном все женские образы, которыми
наполнены пушкинские произведения, воплощены в
виде молоденькой девушки, очень романтичной,
утонченной.
Могут ли быть «образы… воплощены в виде
девушки»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно
разобраться в том, что же такое образ и как это
понятие соотносится с понятиями «герой» и
«автор».
Образ – одно из основных понятий литературы.
Оно связано с изображением в художественном
произведении человеческой жизни – во всем ее
многообразии. В частности, мы употребляем
понятие образа применительно к человеческим
типам – героям того или иного произведения.
Образ определенного человека, с одной стороны,
имеет обобщенный характер: писатель отбрасывает
случайные подробности, добавляет важные, по его
мнению, черты, проясняющие тип героя. С другой
стороны, образ отличается индивидуальностью, он
не схема: чтобы мы поверили писателю, образы
героев должны быть похожи на реальных людей. Из
этого следует, что образ – это результат
творческой фантазии автора, художественный
вымысел. Поэтому, употребляя слово образ, мы
акцентируем внимание на авторском замысле,
пытаемся проникнуть в его творческую мастерскую.
И здесь уместны высказывания следующего типа: в
образе Татьяны автор хотел показать…, образ
Наташи противопоставлен образу Элен и т.п. Образ
– как художественный вымысел – можно создать,
противопоставить, наделить какими-либо чертами, в
нем можно отразить какие-то особенности
реальной жизни.
Но как только мы опускаем слово образ и
начинаем говорить о героях (Татьяне или Онегине,
Наташе Ростовой или Раскольникове), мы ведем речь
как бы о реальной жизни, известной нам в чьем-то
пересказе. Мы в эту жизнь поверили: герои любят
друг друга, вступают в споры, женятся и ссорятся.
И в эту «вторую реальность» мы не можем допустить
автора с его творческим «инструментарием» (если,
конечно, в произведении он не создал образ
Автора, как в «Евгении Онегине»).
В Татьяну Пушкин вложил самое сокровенное
представление о женской красоте.
В Татьяну? Нет, по образу Татьяны мы можем
судить (не вложил он все-таки), каким было
представление поэта о женской красоте.
Взаимодействие автора и героев (своего рода
социальное сотрудничество!) – типичная
логическая ошибка многих пишущих. Вот еще
подобные примеры.
• После отъезда Онегина из деревни поэт
поручает Татьяне одно из важнейших дел – разгадку
того, что же представляет собой Евгений.
• Толстой жалеет Анну Каренину, но ничем не
может ей помочь.
• Блок вводит в поэму старушку, не понимающую
смысла лозунга.
• Салтыков-Щедрин одному градоначальнику
голову набил бифштексами. (Какую неожиданную
жестокость проявил Михаил Евграфович!)
Итак, практический совет для тех, кто
понимает, что мир героев и наш реальный мир – это
не совсем одно и то же.
Во-первых, описывая происходящие в
произведении события, используйте имена героев
либо слова-заменители (герой, героиня).
• Образ Мастера, свободного человека,
погибает. (Мастер погибает – мы ведь поверили,
что так было.)
• Образ Половцева оглянулся по сторонам. (Оглядывается
герой, а не его образ. Это все равно что сказать:
«Вымысел Шолохова оглянулся по сторонам».)
• В его творчестве мы находим романтические и
пылкие образы, обладающие сильным характером. (Характером
обладает герой, но не образ).
Во-вторых, анализируя художественное
произведение, его систему образов, используйте
словосочетание образ героя.
• От одного помещика к другому
углубляется процесс оскудения человеческой
личности. (Процесс можно наблюдать не от
помещика к помещику, а от образа к образу.)
• В своем романе Гоголь ярко рисует
Коробочку, в которой отражен процесс распада
помещичье-крестьянской России. (Опять же
процесс отражен не в гоголевской героине, а в ее
образе).
Вернемся к предложению в начале параграфа и
поможем автору выразить мысль. Большинство
женских образов у Пушкина – это молоденькие
девушки, либо Чаще всего героини Пушкина –
это молоденькие девушки, либо Любимый тип
героини у Пушкина – это молоденькая девушка. Кажется,
именно это хотел сказать автор неудачного
высказывания.
Люди ли женщины?
Однородные члены в зеркале логики
Несколько лет назад пассажиры Московского
метрополитена на каждой остановке слышали
фразу-намек: «Уважаемые товарищи! У нас принято
уступать место женщинам и лицам пожилого
возраста». Остается лишь догадываться,
предполагали ли авторы изысканного призыва, что
среди лиц пожилого возраста тоже встречаются
женщины… Смысл приведенной выше реплики
примерно такой же, как в словосочетании люди и
женщины.
В подобных примерах мы имеем дело не с чем иным,
как с классификацией. Что же такое классификация
и какое она имеет отношение к культуре речи? Это
одна из обычных операций нашего мышления, по сути
– частный случай деления на группы какого-нибудь
исходного понятия. При этом необходимо учитывать
основание деления: в зависимости от того, по
какому признаку мы делим, группы (или
классификации) могут различаться. Эту
особенность обыгрывает польский юморист С.Лец в
своих «Непричесанных мыслях»: «Людей можно
делить по-разному! Это известно всем. Можно на
людей и нелюдей. И сказал удивленный палач: “А я
их делю на головы и туловища!”».
Для чего нам понадобился этот экскурс в логику?
Дело в том, что к операции деления приходится
прибегать едва ли не в каждом рассуждении. Чаще
всего ошибки обнаруживаются при построении ряда
однородных членов (недаром их называют
однородными: они по определению должны быть одного
рода).
Рассмотрим несколько примеров.
• Марья Болконская – женщина с русской душой
и западным акцентом.
• Взобравшись на курган, Пьер увидел свиту
Кутузова и красоту зрелища.
• Фамусову свойственны медлительность,
невежество, вальяжность.
• Его маленький рост компенсируют большие
усы и талант.
Можно ли отнести к одному типу понятий русскую
душу и западный акцент (даже если автор имеет в
виду не особенности речи, а особенности
воспитания княжны)? Свиту и красоту?
Медлительность и невежество? Рост, усы и талант?!
С точки зрения здравого смысла нельзя. И с точки
зрения грамматики – тоже нельзя. В противном
случае может возникнуть непрогнозируемый
комический эффект: У него были большие руки,
мировоззрение, светлые широкие брови…
Существует элементарное логическое правило:
деление должно производиться по одному
основанию.
Неверным является деление людей на мужчин,
женщин и детей, обуви – на мужскую, женскую и
резиновую и т.д. Соединение в одном ряду
несопоставимых понятий – излюбленный прием
сатириков и юмористов. Его, например, использует
Н.В. Гоголь: Прочие тоже были люди
просвещенные: кто читал Карамзина, кто
«Московские ведомости», кто даже и совсем ничего
не читал. Ср. у А.П. Чехова: Как только я
выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой,
мебелью и братом на дачу.
Кстати, нарушение принципа соединения
логически однородных понятий нередко
обыгрывается в шутках, анекдотах, а также в
рекламе.
• Я потерял на этой неделе жену и зонтик.
• Сержанту Иванову удалось объединить
категории пространства и времени: он приказал
копать от забора до обеда.
• Весна… Тают лед и цены.
Разновидностью этой логической ошибки
является объединение слов, обозначающих род
(более общее) и вид (частное).
• В восстановлении разрушенного хозяйства
больших успехов добились рабочие фабрик, заводов
и промышленных предприятий. (Но фабрики и
заводы – это и есть промышленные предприятия.)
• Горький написал ряд произведений, которые
посвятил революционерам, в частности человеку. (Что
является более общим понятием: революционер или
человек?)
Сопоставление несопоставимого можно
обнаружить не только в рядах однородных членов –
эта ошибка встречается и в более крупных
фрагментах текста. У всех на слуху «крылатая
фраза» лидера ЛДПР В.Жириновского, у которого
«мать русская, а отец – юрист». Приведем еще
несколько аналогичных примеров.
• У него была сильная воля, которую он
выработал. Была у него и девушка.
• Вышло так, что в один год пала корова, а
затем лошадь. В этом же году умер отец.
• У Морозки тогда не было идеала в жизни. У
Морозки была жена Вера.
Во всех случаях пишущие не заметили, что рядом
стоящие предложения независимо от авторского
замысла выстраиваются в один смысловой ряд: была
воля и девушка, пала корова, лошадь… и отец, не
было идеала – (зато?) была жена. Сравните
также с примером выше: маленький рост
компенсировался талантом и усами.
Логические ошибки, непосредственно связанные с
проблемой однородности (что с чем можно
сопоставлять), встречаем и в конструкциях с
союзами не только…, но и; как…, так и.
Не только героизм Корчагина проявляется во
время войны, в бою, но и в мирные дни.
В ряду однородных оказались члены предложения не
только героизм…, но и в мирные дни. Невооруженным
глазом видно, что это не однородные члены.
Проявить можно не только героизм, но и терпение,
например. А если автор хочет сделать акцент на
том, когда этот героизм проявился, то следует
сказать: …не только на войне, но и в мирные дни.
Аналогично строятся конструкции с союзом как…,
так и.
Имя Александра Сергеевича Пушкина как для нас,
живущих в конце XX века, так имело значение и для
его современников.
Однородными являются дополнения: (для кого?
чего?) как для нас, так и для современников, а в
приведенной выше фразе получилось: как для нас,
так имело значение.
Отметим еще одну логическую тонкость. При
помощи союза не только…, но и соединяются
неравноправные понятия: первое (после не
только) – главное; второе (после но и)
– дополнительное, второстепенное.
В творчестве Пушкина меня привлекают не
только крупные произведения (например, «Евгений
Онегин»), но и небольшие лирические
стихотворения, сказки.
Неправильными являются предложения, где после
первой части союза стоит второстепенное понятие,
не главное.
Пушкин посвящал свои стихотворения не только
Анне Керн, но и своей жене – Наталье Гончаровой,
которую он очень любил. (Погиб поэт, и некому
заступиться за честь его любимой жены!)
Итак, сформулируем важное правило для
однородных членов. Проверьте, являются ли они
действительно однородными, то есть можно ли их с
точки зрения здравого смысла объединить в один
понятийный ряд.
Не забудьте также еще два правила для
однородных членов: о проверке всех однородных
членов на сочетаемость с управляющим словом по
смыслу и с точки зрения грамматических норм (см.
часть I, гл. 2).
УПРАЖНЕНИЯ К ГЛАВЕ 1
ЧАСТЬ II
1. Найдите предложения, в которых в ряду
однородных членов объединены понятия, не
сопоставимые с точки зрения логики. Исправьте те
предложения, в которых обнаружите недочеты.
1. У каждого ребенка было увлекательное занятие
по дому: уход за цветами, за яблонями, за садом. 2. В
камышовых джунглях обитает до пятидесяти видов
птиц. Здесь можно встретить и лебедя, и пеликана,
и даже индийский лотос. 3. Сначала, до поселения
жильцов, необходимо выяснить, имеется ли сырость,
водопровод, канализация и другие условия для
проживания. 4. Срочно продается кухонный стол,
холодильник и другая мебель из гарнитура. 5.
Прически создаются с помощью рук и других
предметов повседневного пользования. 6. У каждого
народа есть свои черты. Наш народ дорожит своей
выносливостью, красотой, родной природой. 7. Бэла
– очень нежное и в то же время дикое создание. 8.
Еще в период становления литературы славяне
любили и уважали остроумную шутку, бани. 9. Клещ
теряет инструменты и последнюю надежду на
хорошую жизнь. 10. На тему войны созданы не только
кинофильмы, но и поставлены замечательные
спектакли. 11. Мне очень нравятся произведения
Пушкина, особенно тема любви, природы. 12. Паратов
красив, умен, богат, имеет много друзей, с особой
симпатией к нему относились цыгане. 13.
Раскольников целые дни проводит, бродя по городу,
задумавшись или лежа у себя на кровати. 14. У
Раскольникова на каторге появились новые черты:
похудел, стал задумчив. 15. Шукшин отражает
неграмотность и социальную жизнь советской
деревни.
2. Найдите логические ошибки, укажите их
разновидности и исправьте.
1. Наибольший интерес для нас представляет
образ Раскольникова. Не менее интересен и образ
его антипода – Свидригайлова. 2. Несмотря на
недостатки, Дикой жесток. 3. Лучше один раз
прожить стоя, чем всю жизнь на коленях. 4. Наташу
Ростову я люблю за ее близость к народу, за ее
прямоту и доброту, поэтому я не мог пройти мимо
такой девушки. 5. На бал были приглашены
чиновники, офицеры и дворяне. 6. Когда Игорь
увидел, что войско его разбито, и он в том числе,
он решил бежать из плена. 7. По степи с конским
ржанием несутся всадники. 8. Ведя праздную жизнь,
Ноздрев готов проиграть все свое состояние.
Поэтому у него иногда даже бакенбарда одна
меньше другой. Дойти до такой жизни мог человек
только легкомысленный, у которого ничтожные
интересы. 9. Народу нужен такой руководитель,
который отдаст за него не только жизнь, но и самое
дорогое, что у него есть. 10. Одним из
представителей критического реализма является
роман Тургенева «Отцы и дети». 11. Некоторые
приезжали для того, чтобы поглядеть на их дочку,
Марью Гавриловну, стройную, бледную и
семнадцатилетнюю девицу.
3. Покажите, в чем заключается логическая
ошибка в следующих высказываниях. Исправьте все
замеченные вами речевые недочеты.
1. Раскольников надеется, что, убив старуху, он
изменится, ведь старуха была отрицательным
героем. 2. Печорин – эгоист, хотя смог
хладнокровно застрелить человека и искренне
рыдать над умершим конем. 3. В отместку за свою
свободу и гордость он убил свою возлюбленную. 4.
Базаров – выходец из бедной семьи, но он начитан
и чрезвычайно занимательный молодой человек. 5.
Ради цели человек делает много ошибок и жертв.
Иногда даже во вред самому себе. 6. Произведения
А.П. Чехова полны юмора, но в то же время
настораживают своей точностью. 7. В основе
чувства Онегина лежат свободолюбие, эгоизм. 8.
«Что это там?» – затаив дыхание, удивленно
спрашивали собравшиеся. 9. За последнее время у
нас увеличилось количество автопроисшествий по
вине владельцев частных машин, что
свидетельствует о росте нашего благосостояния.
10. У Наташи Ростовой все события отражаются в
душе, поэтому она непредсказуема. 11. Дружба,
друзья, подруги… Это неотъемлемые части нашей
жизни. 12. В пьесе не существует конфликта. Есть
несколько, но ни один не существует как главный.
13. Природа стала для него художественным
образом, который помог написать множество
стихотворений. 14. Пуаро всегда с палочкой и
хитрым взглядом. 15. Каждое слово в строке – это
образ, обладающий своими мыслями и чувствами. 16.
Что нужно сделать, чтобы человек стал свободным?
На этот вопрос отвечает образ Клеща.
4. Кто найдет больше ошибок в предложенном
ниже фрагменте текста?
В подразделениях указанных организаций
требуются рабочие всех строительных
специальностей, не имеющие специальность могут
получить на месте.
А также переселяет семьи в сельские районы,
которые получают единовременное денежное
пособие, бесплатное денежное пособие, жилплощадь
и место в общежитии.
5. В предложенных фрагментах текста имеются
смысловые разрывы. Сконструируйте переходные
фразы, чтобы устранить их.
1. В семье Татьяну Ларину не понимали. Она часто
сидела у окна, любила «предупреждать зари
восход». 2. Роман «Война и мир» отразил
нравственные искания Л.Толстого 60-х годов. В
романе «Воскресение» еще более резко обличается
фальшь и бездушие светского общества. 3. Роман
Достоевского «Преступление и наказание»
занимает центральное место в творчестве этого
писателя. В «Униженных и оскорбленных» тоже
рассматривается образ маленького человека. 4.
Антонина Петровна пользуется заслуженным
уважением в своем коллективе: ее ценят коллеги за
умение организовать работу, наладить отношения с
цехами и сторонними организациями. Особенно
хорошо она печет пирожки. 5. Люди во время
праздников никогда не видели хорошего стола. От
тоталитарной системы люди доходили до отчаяния.
6. Вдруг Германн услыхал скрип рессор. Это была
старая княгиня.
6. В чем состоит неудача автора? Какая
логическая ошибка допущена? Помогите автору
точнее выразить мысль.
1. Прототипом Базарову служит Печорин. 2. Мать в
стихах Есенина – это не только дорогой человек,
но и светлый образ. 3. В роли нового образа
изображен представитель нарождающегося класса,
интеллигенции (о Чацком). 4. Поэт наделил Татьяну
стихией народности. 5. Во втором томе Пьер
разводится с Элен. 6. Рисуя сражение, Толстой
вводит в действие различные рода войск:
артиллерию, кавалерию, пехоту. 7. Автор наделяет
Кутузова редкими душевными качествами:
справедливостью, благоодством, щедростью. 8.
Каждому герою автор привил те черты, которые
характеризуют все дворянское общество. 9. На
средства от потерь, которые несут старые
комбайны, можно обновить весь технический парк.
О.С. ИCCЕРС,
Н.А. КУЗЬМИНА,
г. Омск
Подборка по базе: Учебное пособие — Гидродинамические исследования скважин.doc, Методология архива (учебное пособие).pdf, учеб пособие СТАТИСТИКА.pdf, Учебно-методическое пособие по повышению квалификации контролеро, Расчет валов на статическую, усталостную прочность и жесткость -, учебное пособие обследование дерм б-х.doc, Учебное пособие 400187 (1).doc, Методическое пособие по формированию ИОМ.pdf, Методическое пособие _Решение задач по теме _Растворы_.doc, Учебное пособие 700279.doc
Тема может быть интересной, захватывающей, широкой или уз-
кой, избранной или заданной, оригинальной или избитой, новой и
вечной.
25
Однако нельзя, как, очевидно, считают некоторые абитури- енты, задеть или написать тему «маленького человека», коснуть-
ся о теме, выразить свой ответ на тему и подобное.
МОЖНО ЛИ «НАРУШИТЬ ЭКОЛОГИЮ»?
Будьте внимательны к существительным с обобщенным, аб- страктным значением: патриотизм, национализм, экология, лю-
бовь, народность, прошлое и подобное. Их сочетаемость, особен- но с глаголами, ограничена. Так, можно победить фашизм, то-
талитаризм, сталинизм, но нельзя победить аристократизм, ибо,
несмотря на сходство суффикса, смысл слов разный: фашизм,
тоталитаризм, сталинизм — идеология, аристократизм — «по- ведение, свойственное аристократу, изысканность».
Можно нарушить экологическое равновесие, но нарушить эко-
логию нельзя.
В одном из сочинений читаем: вспомним домушника из «Пе-
чального детектива» Астафьева, который бросил свое прошлое —
и недоумеваем: бросил прошлые (прежние) привычки или порвал с
прошлым?
●
Автор не скрывает своей сатиры.
●
Становление Шарикова описано с особой сатирой.
В первом примере, вероятно, автор не скрывает иронии, во втором — с особым сатирическим мастерством, ибо ни в том, ни в другом случае не подходит сатира «литературный жанр».
Совет: подберите слово, которое соотносится с «подозревае-
мым» как род и вид (сатира — жанр, аристократизм — яв-
сатира — жанр, аристократизм — яв-
сатира — жанр, аристократизм — яв-
сатира — жанр, аристократизм — яв-
сатира — жанр, аристократизм — яв-
ление, сталинизм — идеология, прошлое — время
ление, сталинизм — идеология, прошлое — время
ление, сталинизм — идеология, прошлое — время
ление, сталинизм — идеология, прошлое — время
ление, сталинизм — идеология, прошлое — время
), и про-
верьте, возможно ли сочетание с ним.
ОСТРОЕ, ЯРКОЕ, СИЛЬНОЕ, ГЛУБОКОЕ…
СЛОВА-«УСИЛИТЕЛИ»
Особая проблема для пишущего — слова-«усилители». Так хочется написать не просто понравился, а очень понравился, не
26
пример, а яркий пример, не произвел впечатление, а произвел неиз-
гладимое впечатление. Однако нельзя сказать острое впечатле-
ние, глубокий пример, неизгладимо понравился. Иначе говоря, у каждого слова свои неизменные «спутники». Приведем наибо- лее характерные и очевидные примеры ошибок, не комменти- руя их:
●
национализм остро обозначился (вместо отчетливо, ясно);
●
детективный жанр у нас развит не так сильно (вместо хо-
рошо);
●
тяжелая проблема (вместо трудная, серьезная, актуальная,
назревшая);
●
трудные усилия (вместо большие, неимоверные, отчаянные,
тщетные, особые);
●
ему очень сильно помогла Маргарита (вместо очень, во мно-
гом);
●
ярко прослеживается тема (вместо четко, отчетливо);
●
детективы крепко заняли свое место (вместо прочно);
●
В «Евгении Онегине» автор четко показывает нам жизнь
семьи Лариных (вместо ярко).
ОДЕРЖАТЬ ПОРАЖЕНИЕ ИЛИ ПОТЕРПЕТЬ ПОБЕДУ?
Особый пласт лексики образуют устойчивые (фразеологи- ческие) сочетания. Важно помнить: языковая форма такого со- четания, его связь с другими словами, стилистическая окраска закреплены традицией и не могут быть произвольно измене- ны. Казалось бы, вырос и возрос почти тождественны по смыс- лу, однако можно вырасти в чьих-нибудь глазах, но не возрасти:
Особенно возрос Павел в глазах людей после истории с «болотной
копейкой».
Назовем наиболее распространенные ошибки в употребле- нии устойчивых оборотов.
27
➢
Употребление фразеологизма в несвойственном ему значе-
нии.
●
У директора много грамот и наград, только держит он
их под спудом — никому не показывает.
➢
Произвольная замена компонента фразеологического соче-
тания.
●
Павел нашел свою цель и стремится всеми силами пре-
вратить ее в жизнь (вместо воплотить).
●
Описывая Бородинское сражение, Толстой делает окон-
чательный приговор войне (вместо выносит).
●
Это собирание всех под одну гребенку было нормой жиз-
ни при Сталине (неверна и лексическая, и граммати- ческая форма глагольного фразеологизма стричь под
одну гребенку).
➢
Неоправданное сокращение или расширение фразеологизма.
●
Измена — это позор на голову ее мужа (вместо навле-
чет позор на чью-либо голову).
●
С каждым разом у него все ниже и ниже опускались руки
(вместо руки опускались).
●
Он работает за честь и совесть (вместо на совесть).
➢
Контаминация (смешение) двух устойчивых оборотов.
●
Мастер погибает, одержав поражение (так все же одер-
жав победу или потерпев поражение?).
●
В наши дни доброта не имеет места для существования
(место под солнцем + право на существование).
●
Она сопротивлялась до последней капли сил (из после-
дних сил + последняя капля, которая переполнила чашу
терпения).
●
Не каждому хочется набивать шишки на ровном месте
(набивать шишки + споткнуться на ровном месте).
28
●
Заняла немаловажную роль (играть немаловажную роль
+ занять место).
●
Красной линией проходит через роман эта тема (прохо-
дит красной нитью + гнуть свою линию).
➢
Искажение грамматической формы компонентов устойчиво-
го сочетания.
●
Сыщик своей легкой рукой раскрывает преступление
(вместо с легкой руки кого-либо).
●
Живет на черте бедности (вместо за чертой бедности).
Иногда искажение грамматической формы является результатом ложных ассоциаций, смешения двух си- нонимичных фразеологизмов.
●
Это вселяет большой оптимизм в то… (вселить веру в
то…+ внушить оптимизм кому).
●
Какие слова и мысли приходили Татьяне на ум (в голову
+ на ум).
➢
Двусмысленность как следствие возможности понимания
фразеологизма в качестве свободного сочетания.
Комический эффект возникает тогда, когда пишущий не чувствует, что фразеологизм имеет образное переносное значе- ние, и осмысливает его как свободное словосочетание (или же такая возможность не устраняется контекстом). Конечно, ве- ликие мастера слова любили играть с фразеологией, ибо она таит в себе огромные выразительные возможности. Однако в таком случае деформация устойчивого сочетания была не слу- чайной, а намеренной и соответствующим образом подавалась.
Вот как, например, Маяковский обыгрывает фразеологизм нер-
вы расходились:
Слышу тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв
29
И вот сначала прошелся едва-едва,
потом забегал взволнованный и четкий,
И вот уже он и новые два мечутся отчаянной чечеткой.
Вряд ли можно расценивать как литературный прием фразы типа:
●
На пожар пришли те, кому хотелось руки погреть на чу-
жом добре (вместо нагреть руки на чем-либо).
●
Холод пронзал людей до костей, доставая до мозга (вместо
до мозга костей).
Или такие, в общем-то, правильные сами по себе, но двусмыс- ленные выражения:
●
Их произведения уносили тебя в мир иной, а быть может,
мчали (пишущий не учитывает ассоциаций с общеязыко- вым фразеологизмом уйти в мир иной — «умереть», кото- рый никоим образом не вписывается в текст);
●
Чтобы сберечь природу, надо следить за собой (фразеологи- ческое значение — «заботиться о своем здоровье, о своей внешности»);
●
Обитатели ночлежки скатились на дно жизни и обратно
выйти в свет уже не могли (существует фразеологизм вый-
ти в свет в значении «печататься»).
О других случаях двусмысленности мы расскажем также во второй главе части II нашей книги.
Знакомые незнакомцы. Есть фразеологизмы, которым отча- янно «не везет»: их считают привычными и… привычно ковер- кают.
30
ИЗ НАШЕЙ КОЛЛЕКЦИИ
Правильно:
кануть в Лету (лету) — «бесследно исчезнуть из памяти людей».
Пишут:
кануть в историю, кануло в лето, в лете, даже в летах,
заменяя непонятную Лету (в греческой мифологии — река заб- венья) вполне ясными для пишущего словами.
Правильно:
оборотная (обратная, другая) сторона медали.
Пишут:
вторая сторона монеты, одна из лицевых сторон души.
Правильно:
все возвращается на круги своя, возвратиться (вер-
нуться) на круги своя.
Пишут:
все возвращается на свой круг, все становится на кру-
ги своя и даже все ворачивается на круги своя. В последнем при- мере сочетание просторечного глагола и общей книжной архаи- ческой стилистической окраски на круги своя создает комичес- кий эффект.
«ДЕЛО» О ПАДЕЖЕ
Если лексическая сочетаемость определяется индивидуаль- ным значением слова, то синтаксическая — его грамматической характеристикой.
Можно привести сотни примеров тому факту… Еще один при-
мер о несбывшихся надеждах.
Однако существительное пример требует дополнения в роди- тельном падеже без предлога: пример (кого? чего?) несбывшихся
надежд.
Наибольший процент ошибок дают сочетания глагола и су- ществительного, в которых:
➢
Вместо беспредложной конструкции употребляется пред-
ложная
●
Фадеев оканчивает свой роман на рассуждении (вместо
оканчивает чем? рассуждением).
31
●
Он хочет посвятить свою жизнь на благо других (вмес- то посвятить чему? благу).
●
Верность Татьяны к нелюбимому (вместо верность
кому? нелюбимому).
➢
Вместо сочетания с предлогом употребляется сочетание без
предлога
●
Для многих революционеров Рахметов остается приме-
ром подражания (вместо дляподражания).
●
девушки, разные характерами (вместо по характеру).
●
в дополнение этому (вместо к этому).
➢
Неправильно выбран предлог
●
острая сатира над самодержавием (вместо на что? са-
модержавие).
●
хочу остановиться над этим примером (вместо на чем?
на этом примере).
●
Пьер похож с Андреем Болконским, княжна Марья по-
хожа со своим братом (вместо похож на кого? на Анд-
рея, на брата).
Сравнительно много примеров ошибочного употребления предлога через.
●
Люди смогли выжить только через богатство души
(вместо благодаря богатству).
●
Духовные качества воспитываются в нас только через
семью (вместо в семье).
●
Пушкин через образ Татьяны показал (вместо в образе).
●
Узнают новости через радио (вместо по радио).
➢
Неправильно выбран падеж
●
Дезертирство приравнивалось к измене Родины (вместо
измена чему? Родине).
32
●
Я попытаюсь дать анализ некоторым фактам (вместо
анализ чего? некоторых фактов).
Особую сложность представляют конструкции со словами,
близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления для зависимых элементов.
Сравним:
беспокоиться о ком-либо — тревожиться за кого-то (не тре-
вожиться о ком-то);
уверенность в ком-либо — вера в кого-либо (не уверенность в
кого-либо).
Приведем примеры наиболее распространенных ошибок из письменных работ абитуриентов, указывая в скобках правиль- ные синонимические сочетания:
простить за измену (простить что?— извинить за что?);
свое мнение на жизнь (взгляд на что?— мнение о чем?);
описывали о тех фактах (описывать что? — писать о чем?).
В чем-то эти ошибки похожи на (или схожи с) смешение (кон- таминацию) фразеологизмов: одержать победу — потерпеть по-
ражение.
Совет прост: соотносите между собой все синтаксически свя-
занные слова по смыслу и по форме. Не проверяйте готовое
сочетание — сначала произнесите главное слово и подумай-
те, какого предлога, падежа оно требует (признаться
признаться
признаться
признаться
признаться
… в чем?
сказать
сказать
сказать
сказать
сказать
… о чем?).
А теперь в качестве практического пособия для пишущего назовем примеры синонимичных конструкций, в которых чаще всего бывают ошибки:
основываться на чем-то опираться на что-то
(основываться на фактах)
(опираться на факты)
33
принимать за кого-то воспринимать как кого-то
(принимать за сумасшедшего)
(воспринимать как сумасшедшего)
сатира на что-то смех над кем-то
(сатира на обывателей)
(смех над обывателями)
несопоставимый с чем-то неприменимый к чему-то
(несопоставимый с сегодняшним
(неприменимый к сегодняшнему временем)
времени)
приспосабливаться к чему-то подделываться под что-то
(приспосабливаться к ситуации)
(подделываться под героя)
уверенность в чем-то вера во что-то
(уверенность в успехе)
(вера в успех)
различать что и что отличать что от чего
(различать автора и героя)
(отличать автора от героя)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ КАК СИГНАЛ ОПАСНОСТИ
Надеемся, уважаемый читатель, вы уже обратили внима- ние на то, что мы стремимся предупредить ошибку, расставив своего рода опознавательные знаки в «узких местах» текста.
Одним из таких мест являются конструкции с однородными членами предложения. О возможных логических ошибках,
связанных с самим пониманием однородности (одного рода!),
мы поговорим позже, а сейчас хотим обратить ваше внимание на их лексическую и синтаксическую сочетаемость с другими словами.
Обычная ошибка здесь такова: слово, которое по смыслу и по форме должно быть согласовано со всеми (чаще с двумя) од- нородными, фактически связывается только с ближайшим из них: романы нравились и увлекали ее (нравиться кому? — увлекать
кого?).
34
Два простейших действия помогут вам избежать ошибки:
➢
выявляйте все связи однородных членов с другими сло- вами в предложении;
➢
соотносите эти слова с каждым из однородных членов (по грамматической форме и по смыслу).
Сколько мужества, воли и боли нужно было вынести… Схема- тизируем связи: вынести мужество, вынести волю, вынести боль.
Лишь одно из трех сочетаний оказалось правильным.
Как исправить ошибку? Разбейте ряд однородных на несколь- ко групп и подберите нужное слово к каждому (или к группе)
однородных: Какое мужество и воля необходимы, чтобы вынести
ту боль…
Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв. Схема- тизируем связи: делает ошибки, делает жертвы. Исправим: де-
лает много ошибок и приносит огромные (неоценимые, великие)
жертвы (слово-усилитель много необходимо также заменить,
чтобы избежать повтора).
Новые идеи и образы создали в своих произведениях Островский
и Грибоедов. Можно создать новый образ, но нельзя создать идею.
Нарушена сочетаемость смыслов. Кстати, в этом случае можно найти одно слово, сочетающееся с обоими однородными, — по-
явиться: новые идеи и образы появились в произведениях Грибоедо-
ва и Островского.
Мы привели примеры нарушения лексической сочетаемос- ти при однородных членах. Не менее частотны и нарушения син- таксической сочетаемости.
Я не слишком хорошо знаю и увлекаюсь его творчеством (знаю…
творчеством, увлекаюсь творчеством). Исправим: знаю его твор-
чество и увлекаюсь им (обратите внимание на местоимение, ко- торое позволит не повторять слово творчество).
Романы, в героев которых она верила и любила (верить в кого? —
любить кого?).Исправим: в героев которых она верила, которых
35
любила. Если вам не нравятся повторяющиеся союзные слова,
можно перестроить предложение более радикально: романы, в
героев которых она верила и влюблялась, как в живых людей. Или иначе: романы, героев которых она любила. Она верила в то, что…
Да мало ли вариантов!
Обратим ваше внимание на два сложных случая употребле- ния однородных членов.
1. Обобщающее слово должно стоять в том же падеже, что и однородные члены.
Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами:
справедливость, благородство, простота. Схема ваших дей- ствий: наделяет (чем?) редкими душевными качествами (тв. п.).
Наделяет (чем именно?) справедливостью, благородством,
простотой.
2. Однородными могут быть не только отдельные слова, но и более крупные синтаксические единицы — причастные и дее- причастные обороты, придаточные предложения.
Запомните: только однотипные конструкции могут быть од- нородными.
Теперь Наташа мечтала о счастливой жизни и как у нее будет
много детей. В качестве однородных употреблены член предло- жения и целое предложение. Должно быть: мечтала (о чем?) о
счастливой жизни и о том…
Иногда выявление однородных конструкций в распрост- раненном предложении требует от пишущего значительных усилий.
Во время сражения Наполеон испытывает тяжелое чувство,
которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший
деньги на ветер, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда
он рассчитывал на успех, получил известие, что… Схематизируем связи: игрок (какой?) кидавший, выигрывавший и вдруг получил.
Должно быть: …и вдруг получивший.
36
УПРАЖНЕНИЯ К ГЛАВЕ 2 1. В следующих примерах все прилагательные обозначают выс- шую степень проявления того, что названо существительным. Од- нако случайно они были перепутаны. Расставьте их правильно.
Грубое поздравление, яростная болезнь, упорное уважение, бо-
гатое наказание, коренной опыт, суровое изменение, глубокое со-
противление, горячая ошибка.
2. Придумайте как можно больше прилагательных и глаго- лов, сочетающихся с существительными образ (в значении «ли-
тературный тип»), любовь, писатель, идеал, проблема, мнение;
существительных и наречий, сочетающихся с глаголами выра-
зить, отразить, воплотить, изобразить, раскрыть («рассказать»).
Образец. Герой («действующее лицо литературного произведе- ния): положительный, отрицательный, главный, известный, попу- лярный, литературный, чей-то любимый герой. Герой кого/чего:
Пушкина, Тургенева, книги, романа. Имя, образ, изображение,
жизнь, судьба, характер, внешность, язык, отношение к чему-либо
…какого-либо героя. Показать, изобразить, обрисовать, представить
(читателю), оправдывать, осуждать, считать кем-либо или каким- либо какого-то героя. В какого-то героя верить. В каком-либо герое
искать, найти что-либо. С какого-то героя брать пример. С каким- то героем знакомиться. Какой-либо герой (не) нравится кому/чему- либо, вызывает какие-то чувства, служит примером чего-либо.
Вы можете воспользоваться для справок «Словарем сочета- емости слов русского языка» (под ред. П.Н. Денисова и В.В. Мор- ковкина. М., 1983) или любым толковым словарем.
3. Чем, на ваш взгляд, различаются сочетания из-за дождя —
благодаря дождю, из-за вас — благодаря вам, из-за неожиданной
встречи — благодаря неожиданной встрече. Придумайте предло- жения с каждым из словосочетаний. Можно ли считать пра- вильными фразы: Тема кажется интересной из-за того… Народ
чувствовал себя лучше из-за образования ООН?
37 4. В романе Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швей- ка» приводится письмо одного из персонажей, которое после вмешательства тюремной цензуры приобрело следующий вид:
Милая Аннушка! Нам здесь очень хорошо, и все мы здоровы. У
соседки по койке сыпной •• есть и черная ••. В остальном все в
порядке. Еды у нас достаточно, и мы собираем на суп картофель-
ную••. Слышала я, что пан Швейк уже••, так ты как-нибудь
разузнай, где он лежит, чтобы после войны мы могли украсить его
могилу. Забыла тебе сказать, что на чердаке в темном углу в ящи-
ке остался щеночек фокстерьер. Вот уже несколько недель, как он
ничего не ел — с той поры, как пришли меня••. Я думаю, что уже
поздно и песик уже отдал•• душу.
Почему усилия цензуры оказались смехотворными?
5. Найдите и объясните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. При необходимости воспользуйтесь толковыми словарями и справочниками.
1. Ведется поиск оптимальных путей рассасывания кримино-
генной обстановки. 2. Излечить национализм нам помогут челове-
колюбие, доброта и чувство компромисса. 3. Современные кумиры
недостойны такого высокого мнения о них окружающих, которое
им дано. 4. Везде грязь, на лестницах лежат помои. 5. Комедия дала
большой резонанс. 6. Салтыков-Щедрин в 80-е годы работал над
итогом своей сатирической деятельности. 7. В этом произведении
раскрывается глубокая, чистая, искренняя любовь Татьяны. 8. Хле-
стаков сумел извлечь выгоду из чиновников. 9. Контрастным при-
мером семье Ростовых выдвинуты Курагины. 10. Отношения в се-
мье Курагиных разрозненны.
6. Найдите и объясните ошибки, связанные с искажением устойчивых сочетаний слов.
1. Социалистические силы в нашей стране одержали вверх.
2. Если поглядеть правде в глаза, то станет ясно, что не все в на-
шей стране хорошо. 3. Пушкин — настоящий гений своего дела.
38 4. Любовь Маресьева к своему делу заставляет делать над собой
чудеса. 5. В наши дни доброта не имеет места для существования.
6. Писатели всегда уделяли много места семье. 7. Большую роль в
жизни человека имеет подсознание. 8. Это не остановило его на
достигнутом. 9. Если кто-то из журналистов хочет высказаться,
то ему закрывают язык. 10. Нет причин впадать в паническое на-
строение. 11. Мы не всегда отдаем отчет тому, как важны празд-
ники в нашей жизни. 12. Решение парламента может придать но-
вый импульс для нагнетания обстановки в Чечне. 13. Басни на злобу
дня не занимали главную роль в творчестве Крылова. 14. История
знает много точек мировоззрения. 15. Горький в своем произведе-
нии дал огромную тему для размышления. 16. Внутреннее богат-
ство — это оружие от многих бед.
7. Замените сочетания слов соответствующими однокорен- ными глаголами с зависимыми существительными. Обратите внимание на несовпадение управления. Составьте предложения с этими словосочетаниями.
Оказать поддержку кому-либо, проявлять интерес к кому-либо,
одержать победу над кем-то, принимать участие в чем-либо, ис-
пытывать нужду в ком-то или в чем-то, держать в памяти что-
то, испытывать ненависть к кому-либо или к чему-либо.
8. Найдите и объясните ошибки, связанные с нарушением синтаксической сочетаемости.
1. Прошло немного времени, и он ушел от поста Генерального
Секретаря. 2. Стихи Лермонтова веют на нас грустью и одиноче-
ством. 3. Народ, ущемленный правами, живет сейчас очень бедно.
4. Жизнь полна неожиданностями. 5. Раскольников уже отчаялся
на духовное воскресение. 6. Толстой очень верно подметил о роли
прошлого в человеческой жизни. 7. Он понимал, что из этого дна
ему не выбраться. 8. На мой взгляд, преступление его является в
том, что он посчитал себя выше других. 9. Никакого разговора о
прогрессе не могло быть и речи. 10. Некоторые из людей сначала
представляются нам как добрые и только потом мы понимаем свою
39
ошибку. 11. Мне кажется, что процесс развала страны можно было
бы избежать. 12. Этому обществу характерно преклонение перед
властью. 13. В книге описывается о путешествии Печорина. 14. Чац-
кий относится к русским интеллигентам, осознавших свое досто-
инство и борющихся за свои права. 15. В чем же состоит различие
Катерины Кабановой от Варвары?
9. Найдите и объясните ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения.
1. Ученые, изучающие и наблюдающие за работой АЭС знают,
что они чрезвычайно опасны. 2. Раскольников наконец понимает,
что есть мир, где ждала его Соня и которая верила в этот мир.
3. Но по истечении времени и перемен в нашей стране происходят
негативные явления. 4. Целые нации оказались в опале сталинизма,
обвинения в измене. 5. В этом образе Толстой воплотил все женс-
кие качества: гармония духовного и телесного, естественность.
6. Хотелось бы показать и рассказать немного о женщинах. 7. Лю-
бовь — одно из самых светлых человеческих чувств — находила
отражение, накладывала отпечаток на многие произведения ли-
тературы. 8. Ради своей цели человек иногда делает много ошибок
и жертв. 9. Зачем что-то прятать и скрывать за высокие заборы?
10. В последнее время усиливается и увеличивается количество пре-
ступлений. 11. Мы берем книги Пушкина, всеми любимого и извес-
тного. 12. Она грезила о любви и как они вместе будут идти по
жизни.