Работа в группе ошибки учителя

Педагогические ошибки в работе с детьми.

Ошибка – это один из инструментов изучения мира. Педагогу, как и любому человеку присущи ошибки. Они могут носить разного рода характер, но педагогические ошибки, к сожалению, говорят о несформированной компетенции, состоящей из множества различных компетентностей. Современный стандарт педагога гласит что, одним из важных задач дошкольного образования являются хорошо подготовленные кадры, обладающие личностными и профессиональными характеристиками, владеющие педагогическим мастерством.
Почему же необходимо избегать ошибок в воспитании и обучении детей? Хотя бы потому, что задача педагога – создать из ребенка индивидуальную личность, со своим складом характера и ума.
Итак, что же такое педагогическая ошибка? 

Педагогическая ошибка – это использование таких методов, приемов, форм работы, которые приводят к иному (отрицательному) результату в воспитании и обучении детей и противоречат общепринятым нормам кодекса этики педагога и общепринятым нормам общества.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Отсутствие индивидуального подхода к детям. Многие педагоги мерят всех детей одной меркой, но это одна из наиболее типичных ошибок. Все дети индивидуальны! У каждого свой характер, поведение и многое другое, поэтому при проведении образовательной деятельности индивидуальные особенности ребенка необходимо учитывать обязательно.
2. Система поощрения и наказания. Эта тема самая актуальная и обсуждаемая среди педагогов, людей и даже СМИ. Каждый родитель ведет своего ребенка здоровым, с надежной, что образовательное пространство безопасно, что педагоги — это наставники ребенка во всех делах и их главные учителя. Поэтому с системой наказания нужно быть аккуратным, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Что касается поощрения, то здесь тоже возможны ошибки, которые приведут к неблагоприятному исходу дела.
3. «Побратимые» отношения с родителями. О, как ошибаются педагоги и воспитатели, когда начинают дружить с родителями своих подопечных! Как они не понимают, что эти дружеские отношения ведут к нарушению субординации и как следствие, к необратимым процессам против них самих же.
4. Несоблюдение культуры речи педагогом. Речь педагога – один из постулатов успешности в работе. Красивая, грамотно выстроенная речь воспитателя нравится детям и взрослым. От правильного произношения слов и предложений в речи зависит связная речь ребенка, его словарный запас слов и эстетическая окрашенность.
5. Громкий крик на детей. Конечно, понятно, что все мы люди и что это нормальный процесс на кого-то повысить голос, но в ДОО и в школе этот принцип является чуть ли не приступным, т.к. существуют равноправные отношения между педагогом и взрослым, а это говорит о том, что ребенок нуждается в объяснении ситуации.

Педагогическая ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.

Например, в младшей группе воспитатель ежедневно учит малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает культурно-гигиенические задачи, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребенка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребенка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребенка, и важно, чтобы это влияние было положительным

Педагогические ошибки следует рассматривать как своеобразные педагогические задачи и обсуждать их с воспитателями.

Детальный анализ того, что неправильно сделала воспитатель, поможет ей обогатить свой педагогический опыт и совершенствовать профессиональное мастерство.

Когда старшие воспитатели, руководители ДОО сталкиваются с ошибками в работе педагогов, они должны не делать замечания, а вместе разбирать их и искать правильные решения. Ведь решить педагогическую задачу, подробно разобрать ситуацию – значит найти способ, как помочь воспитателю, какую дать методическую подсказку.

 Педагогические ошибки надо разбирать индивидуально с каждым воспитателем и на методических мероприятиях в педагогическом коллективе. Когда воспитатели обсуждают ошибки коллективно, они предлагают разные варианты решений, учатся анализировать педагогический процесс, приходят к пониманию того, какие педагогические воздействия формируют те или иные качества личности ребенка. Благодаря этому в будущем воспитатели смогут контролировать свои действия и застрахуют себя от многих педагогических ошибок.

Примеры педагогических ошибок и инструкция, как их исправить

ОШИБКА № 1. «МОЛОЧНЫЕ РЕКИ КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА»

Девочка Настя разлила молочный кисель во время еды. Воспитатель резко отреагировала: «Настя, теперь ты осталась без напитка». В следующий раз ситуация повторилась. Воспитатель предположила, что девочка делает это специально, и в наказание заставила ее выпить две порции.

Как исправить:

Наказывать ребенка едой нельзя! Чтобы решить эту ситуацию,надо побеседовать с девочкой и выяснить, почему ей не нравится этот напиток. Потом нужно объяснить, что кисель полезный. Если ситуация не изменится, следует поговорить с мамой и решить, чем заменить напиток.

ОШИБКА № 2. «РАВНЯЙСЬ! СМИРНО»

На занятии воспитатель постоянно обращается к детям и делает всем замечание: «Сядьте ровненько!»/ В результате отвлекаются даже те дети, которые и так сидят правильно.

Как исправить:

Если воспитатель следит за осанкой детей, то замечание лучше делать адресно. Для этого нужно подойти и обратиться к конкретному ребенку: «Алеша, выпрями спину», «Саша ты очень низко наклонился, подними голову». Индивидуальные замечания следует делать тихим голосом. Чтобы дети учились самостоятельно контролировать свою позу за столом, выделите время в режиме дня и поговорите о правильной осанке и для чего ее нужно сохранять.

ОШИБКА № 3 «КАК УГОРЕЛЫЙ!»

Воспитатель: «Витя, что ты носишься, как угорелый? Сядь и посиди». Мальчик каждый день доводит воспитателя, но делает это не специально, а потому «что в нем энергии много, и она ищет выход».

Как исправить:

Постоянно «усаживать» подвижного ребенка нельзя. Выясните, почему он себя так ведет. Скорее всего, Витя – гиперактивный ребенок. Таких детей нужно переключать на другой вид деятельности (занятия лепкой, водные игры, любые мускульные движения). Это позволит ему выплеснуть избыток возбуждения или тревоги. Гиперактивность ребенка – это состояние,при котором возбудимость и активность превышают норму.

ОШИБКА № 4 «ПОСТОИШЬ В УГЛУ И ПОЙМЕШЬ!»

Воспитатель громко при всех детях сделала замечание Юре и наказала его за проступок: поставила в угол.

Как исправить:

Прежде чем наказывать ребенка, надо объяснить, в чем он не прав. И не всегда это надо делать при всех детях. Здесь важно соблюдать индивидуальный подход: одному достаточно объяснить, другому – поставить в пример товарища. Воспитатель должна приглядеться к каждому, увидеть индивидуальные особенности и с их учетом подбирать меры воздействия.

ОШИБКА № 5 «ЛЮБИМЧИК В ГРУППЕ»

Есть воспитатели, которые проявляют особое внимание к одним детям за счет невнимания к другим, т. е. выделяют в группе любимчиков. Они постоянно держат их в поле зрения, дают

важные поручения. Любимчики всегда ходят с воспитателем рядом на прогулке, в группе.

Как исправить:

Воспитателю следует воздерживаться от подобных проявлений. Все дети в группе должны получать одинаковое внимание и чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми.

ОШИБКА № 6 «МЯМЛЯ»

Девочка Алена на занятиях по изобразительной деятельности всегда не успевает выполнить задание и плачет. Воспитатель: «Ну опять Алена не успела, что же ты такая мямля?»

Как исправить:

Такие характеристики и высказывания в адрес ребенка недопустимы! Если вы знаете, что девочка все делает медленнонадо помочь ей или предложить закончить работу в другое время. Обязательно найдите, за что можно похвалить ребенка. Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе. Каждый ребенок работает в удобном для него темпе.

ОШИБКА № 7 «НЕВЫНОСИМЫЙ РЕБЕНОК!»

Вечером за Вовой пришла мама. Воспитатель спешит рассказать ей, как мальчик провел день в детском саду: «Ваш Вова невыносим, сегодня опять весь день задирался, а на зарядке толкал детей».

Как исправить:

Начинайте разговор с родителями с хороших новостей, постарайтесь найти то положительное, что есть у мальчика. Этот прием располагает к слушанию, например: «Вова мой помощник, трудолюбивый мальчик, но я хотела поговорить о…» Так вы настроите родителей на диалог.

ОШИБКА № 8 «НИКАКИХ УСПЕХОВ»

Бабушка Алеши поинтересовалась: «Какие успехи у мальчика в математике?». Воспитатель: «Совершенно никаких, он все делает не так, как я объясняю».

Как исправить:

Интерес ребенка к разным видам деятельности, его способности проявляются в дошкольном возрасте в позициях «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». Задача воспитателя –наблюдать, к каким занятиям склонен ребенок, и сообщать об этом родителям. Однако надо вместе искать приемы, которые будут способствовать разностороннему развитию ребенка.

ОШИБКА № 9 «ТЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОН»

Воспитатель, наблюдая за работой двух дежурных, говорит: «Антон, Саша опять возится и всех задерживает, лучше сделай это ты».

Как исправить:

Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости. Такие замечания нельзя делать, если вы знаете, что Саша медлительный и не уверен в себе. Нужно найти у него положительные стороны и чаще хвалить. Кроме того, необходимо распределять заранее обязанности так, чтобы ребенок чувствовал свою значимость. Лучше скажите: «Саша, вы будете убирать вместе с Антоном. Вместе у вас все хорошо получится, потому что ты старательный и выполняешь задание аккуратно, а Антон быстро. В паре работать легче».

ОШИБКА № 10 «ВИНОВАТЫ ОБА!»

Воспитатель наказала Сашу и Сережу за то, что они подрались, развела их по углам: «Будете стоять, пока не попросите прощения». Каждый из детей твердил только одно: «Он первый

начал». Через 15 минут воспитатель отпустила детей: «Ладно, идите играть и больше не деритесь!».

Как исправить:

Такое поведение воспитателя свидетельствует о том, что она не хочет разбираться в поступках детей и стремится быстрее исчерпать инцидент. Однако воспитатель обязательно

должна выяснить, из-за чего мальчики подрались, и провести с ними разъяснительную беседу. Если дети заслуживают наказания, воспитатель выбирает такое, чтобы оно не ущемляло

чувство их достоинства и было справедливо. Это важно, т. к.оценка детского поведения является субъективной и не всегда соответствует действительности.

ОШИБКА № 11 «СЕМЕРО ОДНОГО ЖДУТ»

Дети одеваются на прогулку, воспитатель говорит: «Пока не оденутся Вова и Марина, мы на прогулку не пойдем». Дети, которые быстро оделись, вынуждены ждать в помещении, им жарко, они начинают толкаться, баловаться. Сборы на прогулку занимают много времени.

Как исправить:

Собирайтесь с детьми на прогулку небольшими группами. Тех детей, которые медленно одеваются, отправьте первыми в раздевалку. На улицу тоже выходите группами:с первой группой – сами, с остальными – остается помощник воспитателя.

ОШИБКА № 12 «СМОТРИ, КАК НУЖНО СДЕЛАТЬ»

Часто воспитатели излишне опекают дошкольников, стараются все за них решить. Однако важно формировать у детей способность самостоятельно анализировать ту или иную про-

блемную ситуацию и находить правильный ответ. Как же это делать?

Как исправить:

Не спешите сразу давать совет или готовый ответ. Предложите детям: «Давайте подумаем вместе, как правильно поступить в этом случае?». Затем выделите, обозначьте ситуацию и обсудите с детьми варианты поведения. Предложите перечислить те нежелательные последствия, которые могут возникнуть. Так вы научите детей самостоятельно находить правильный ответ. Используйте в работе эффективный метод организации нормативных проектов. Обсуждайте с детьми разные ситуации и их возможные последствия, а затем все вместе формулируйте правила поведения.

Памятка для воспитателей «КАК ИЗБЕЖАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

1.Всегда выясняйте причину очень активного или пассивного поведения ребенка. Предлагайте детям разные виды деятельности, чтобы активизировать и вовлечь в общую игру, занятие или успокоить.

 2.Делайте замечания детям адресно и тихим голосом. Для этого подходите и обращайтесь к конкретному ребенку.

3.Прежде чем наказывать ребенка, объясните, в чем он не прав. Помните, что не всегда это надо делать при всех детях.

 4.Будьте одинаково внимательны ко всем детям в группе, не выделяйте любимчиков. Все дети должны чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности.

5.Не допускайте обидные характеристики в адрес детей.

6.Не оставляйте без внимания конфликтные ситуации в группе. Выясняйте причины ссор детей и проводите с ними разъяснительные беседы.

 7. Обязательно находите, за что похвалить детей.

 8.Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе.

 9.Не сравнивайте детей друг с другом. Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости.

 1О.Не стремитесь всё делать за детей. Формируйте у них способность самостоятельно анализировать ту или иную ситуацию и находить правильное решение.

 11.Наблюдайте за детьми, чтобы выявить их склонности к конкретным занятиям, и сообщайте об этом родителям.

12.Используйте методы и приемы, которые будут способствовать разностороннему развитию детей.

МОУ
« Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 38»

 « Проблемы
организации групповой работы в начальной школе»

                                                                                      
   Выполнила:

Тезина Наталья Васильевна

МОУ « Средняя
общеобразовательная

школа с углубленным
изучением

отдельных предметов
№38»

учитель начальных классов

Саранск

2019

Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на
приоритетное направление по формированию общеучебных  умений и навыков. Здесь
важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. Позиция ученика: за
познание мира, а позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. Это
возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при
использовании парной и групповой  работы, где ребёнок вооружается навыками
самостоятельной деятельности,  становится в позицию исследователя, становится
равноправным участником обучения.

Я сравнительно 
недавно начала использовать групповую форму работы и на уроках и во внеурочной
деятельности и поняла, что данная форма является наиболее актуальной и
эффективной в процессе обучения.  Но если на первых этапах построение групповой
работы было чисто интуитивным, то в дальнейшем стала понимать, что просто
разделить класс на группы и дать задание недостаточно, потому что возникает
много проблем. Учась на собственных ошибках и изучая опыт других учителей,
выстроилась система работы, о которой и хочу рассказать.

Итак, технология
организации групповой работы в моём понимании
.

Целью групповой
работы является: активное включение каждого    ученика в процесс усвоения
учебного материала.

Выделяю четыре
основных задачи:

1.     Активизация познавательной
деятельности.

2.     Развитие навыков
самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных
задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего
выбора, объективно оценивать его.

3.     Развитие умений успешного
общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать
вопросы на понимание и т. д.)

4.     Совершенствование
межличностных отношений в классе.

Безусловно,
групповая форма организации работы имеет немало достоинств, но есть трудности,
или минусы.

Плюсы:

1. Повышается
учебная и познавательная мотивация.

2.Снижается
уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в
решении каких-то задач.

3. В группе
выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается
психологический климат в классе.

Хотя ведущую роль
в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от
усилий и мастерства учителя. Вы видите, сколько появляется трудностей, которые
необходимо преодолевать, иначе положительного эффекта от этой работы не получится.

Минусы:

1.     Групповой работе надо сначала
научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без
соблюдения этого групповая работа бывает неэффективна.

2.     Организация групповой работы
требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3.     При непродуманном
комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда
более сильных одноклассников.

4.     Разделение на группы может
проходить непросто, даже драматично.

5.     В классе всегда найдутся
дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это
дополнительные сложности для этого.

С целью успешного
проведения групповой работы выделяю следующие принципы, которые важно
соблюдать:

1. Учитывать
уровень образовательных возможностей учащихся.

2. Учитывать
особенности состава группы.

3. Составлять
задания исключительно для совместного поиска решения, т.е. справиться с
которыми за ограниченное время посильно только в группе.

4.
Распределять роли между участниками группы.

5.
Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

6.
Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть
рефлексия учебной деятельности.

Разделение класса
на группы – это важный момент в организации работы. Способов  разделения
существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет
протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. Я
предлагаю несколько способов, которые использую при разделении:

1.     По желанию (по взаимному
выбору).

2.     Случайным образом (жребий,
объединение тех, кто сидит рядом и т.п.)

3.     По выбору «лидера» («лидеры»
выбирают сами, либо, наоборот, их выбирают; может помочь учитель).

4.     По выбору педагога.

Следующий шаг в
организации – это выбор вида групповой работы.

Можно
использовать такие виды:

— работа в
парах,

— «мозговой
штурм»,

— игра
«Продолжи»,

— «охота за
сокровищами»,

-«снежный
ком»,

— мозаичная
группа или Пазлы,

— приём
«Зигзаг» (метод пилы).

                 Работу в парах начинаю вводить с первого класса. В
качестве подготовительной работы на уроках  имеет место сочетание фронтальной и
индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного
процесса состоит в том, что в одном классе сидят сильные, слабые и средние
ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы  даю дифференцированно (по
уровню трудности, по объёму учебного материала). После того как дети научатся
работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах.
Работу в парах
можно организовать на любом этапе и виде урока. Первое ,чему нужно научить
первоклассника-это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения,
правильность и красоту письма, домашнее задание. При организации работы в парах
важно учитывать ряд особенностей.:

-Каждый ученик выступает в роли то
«ученика, то учителя».

-Ближайшая цель – учить всему тому, что он
знает сам.

-Основной принцип работы-все по очереди
учат каждого и каждый всех.

-Каждый отвечает не только за свои знания,
но и за успехи товарищей.

В первом классе
главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся
с правилами общения:
как сидеть за партой, при разговоре смотри на
собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться,
как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому
что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы
общения ещё не было, вызываю любую пару к доске и на примере показываем, как
нужно работать.

На доске:

Рука-ручонка,
ручонка-ручей.

Ножонка-нож,
ножонка-нога.

— Посоветуйтесь в
парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет.

Когда дети
готовы, они поднимают руки.

— Посоветуйтесь и
решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один ученик из
каждой пары поднимает руку. Учителю важно ещё раз спросить:

— Договорились ли
вы в парах, что именно ты будешь отвечать?

Так постепенно
приучаю учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся
систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной
школе.

Следующий вид
групповой работы «Мозговой штурм»:

-используется для
генерации идей;

— соблюдается
жёсткий регламент;

— распределяются
роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста);

—  после
выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады, сообщения.

Игра
«Продолжи»
основана
на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на
уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке
окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, при составлении
обзора исторических событий и т.д.)

«Охоту за
сокровищами»

чаще использую при выполнении домашней групповой работы, т.к. вопросы,
предложенные учителем, могут потребовать как знаний фактов, так и осмысления
или понимания. Учащиеся должны ответить на вопросы, используя дополнительную
литературу, ресурсы интернета.

 Остальные виды
работы: «Снежный ком», «Пазлы», «Зигзаг» достаточно сложные, применять их можно
лишь на последнем этапе в четвёртом классе, а ещё лучше в средней или старшей
школе.

Хочется
остановиться на правилах поведения учителя во время проведения
групповой работы. Учитель может вести себя по-разному:

1.     Он может контролировать.

2.     Организовывать.

3.     Оценивать работу учеников.

4.     Участвовать в работе группы.

5.     Предлагать участникам разные
варианты решений.

6.     Выступать в роли наставника,
исследователя или источника информации.

При выборе
заданий для групповой работы руководствуюсь принципами:

1.Задания должны
быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала
«ощутимо» лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы
работал один.

2. Содержание
работы должно быть интересным.

3. Задания должны
быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определённое
познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного
использования имеющихся знаний.  

Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет
определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

· чтец —  читает вслух;

· секретарь — записывает что-то от лица группы;

· докладчик — у доски рассказывает, что решила группа;

· хронометрист следит за временем.

Технологический процесс групповой работы складывается из
следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового
задания:

·       постановка
познавательной задачи (проблемной ситуации);

·       инструктаж о
последовательности работы;

·       раздача
дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

·       знакомство с
материалом, планирование работы в группе;

·       распределение заданий
внутри группы;

·       индивидуальное
выполнение задания;

·       обсуждение
индивидуальных результатов работы в группе;

·       обсуждение общего
задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

·       подведение итогов
группового задания.

 3.Заключительная часть.

·       сообщение о
результатах работы в группах;

·       анализ познавательной
задачи, рефлексия;

·      
общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи

    Для срабатывания групп нужно 3 – 5 занятий. Поэтому
часто детей не пересаживаю. Но закреплять единый состав группы, скажем, на
четверть, тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт с разными
партнёрами. При оценке работы группы подчёркиваю не столько ученические,
сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие,
вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не
давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

В заключение несколько
советов учителю
по организации групповой работы:

-нельзя принуждать
к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

— следует
разрешать отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

— групповая
работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут
– в 3-4 классах;

— нельзя
требовать в классе абсолютной тишины, т.к. дети должны обменяться мнениями,
прежде чем представить «продукт» совместного труда;

— нельзя
наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой
работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не
стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие
формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от
учителя терпения и кропотливой работы.

Автор: Тезина Наталья Васильевна

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных  умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. Позиция ученика: за познание мира, а позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. Это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой  работы, где ребёнок вооружается навыками самостоятельной деятельности,  становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Я сравнительно  недавно начала использовать групповую форму работы и на уроках и во внеурочной деятельности и поняла, что данная форма является наиболее актуальной и эффективной в процессе обучения.  Но если на первых этапах построение групповой работы было чисто интуитивным, то в дальнейшем стала понимать, что просто разделить класс на группы и дать задание недостаточно, потому что возникает много проблем. Учась на собственных ошибках и изучая опыт других учителей, выстроилась система работы, о которой и хочу рассказать.

Итак, технология организации групповой работы в моём понимании.

Целью групповой работы является: активное включение каждого    ученика в процесс усвоения учебного материала.

Выделяю четыре основных задачи:

1.     Активизация познавательной деятельности.

2.     Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3.     Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.)

4.     Совершенствование межличностных отношений в классе.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств, но есть трудности, или минусы.

Плюсы:

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2.Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Вы видите, сколько появляется трудностей, которые необходимо преодолевать, иначе положительного эффекта от этой работы не получится.

Минусы:

1.     Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого групповая работа бывает неэффективна.

2.     Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3.     При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4.     Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

5.     В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для этого.

С целью успешного проведения групповой работы выделяю следующие принципы, которые важно соблюдать:

1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

2. Учитывать особенности состава группы.

3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т.е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

4. Распределять роли между участниками группы.

5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов  разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. Я предлагаю несколько способов, которые использую при разделении:

1.     По желанию (по взаимному выбору).

2.     Случайным образом (жребий, объединение тех, кто сидит рядом и т.п.)

3.     По выбору «лидера» («лидеры» выбирают сами, либо, наоборот, их выбирают; может помочь учитель).

4.     По выбору педагога.

Следующий шаг в организации – это выбор вида групповой работы.

Можно использовать такие виды:

— работа в парах,

— «мозговой штурм»,

— игра «Продолжи»,

— «охота за сокровищами»,

-«снежный ком»,

— мозаичная группа или Пазлы,

— приём «Зигзаг» (метод пилы).

                 Работу в парах начинаю вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках  имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса состоит в том, что в одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы  даю дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала). После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока. Первое ,чему нужно научить первоклассника-это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание. При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей.:

-Каждый ученик выступает в роли то «ученика, то учителя».

-Ближайшая цель – учить всему тому, что он знает сам.

-Основной принцип работы-все по очереди учат каждого и каждый всех.

-Каждый отвечает не только за свои знания, но и за успехи товарищей.

В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения ещё не было, вызываю любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать.

На доске:

Рука-ручонка, ручонка-ручей.

Ножонка-нож, ножонка-нога.

— Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет.

Когда дети готовы, они поднимают руки.

— Посоветуйтесь и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один ученик из каждой пары поднимает руку. Учителю важно ещё раз спросить:

— Договорились ли вы в парах, что именно ты будешь отвечать?

Так постепенно приучаю учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.

Следующий вид групповой работы «Мозговой штурм»:

-используется для генерации идей;

— соблюдается жёсткий регламент;

— распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста);

—  после выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады, сообщения.

Игра «Продолжи» основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, при составлении обзора исторических событий и т.д.)

«Охоту за сокровищами» чаще использую при выполнении домашней групповой работы, т.к. вопросы, предложенные учителем, могут потребовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащиеся должны ответить на вопросы, используя дополнительную литературу, ресурсы интернета.

 Остальные виды работы: «Снежный ком», «Пазлы», «Зигзаг» достаточно сложные, применять их можно лишь на последнем этапе в четвёртом классе, а ещё лучше в средней или старшей школе.

Хочется остановиться на правилах поведения учителя во время проведения групповой работы. Учитель может вести себя по-разному:

1.     Он может контролировать.

2.     Организовывать.

3.     Оценивать работу учеников.

4.     Участвовать в работе группы.

5.     Предлагать участникам разные варианты решений.

6.     Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

При выборе заданий для групповой работы руководствуюсь принципами:

1.Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала «ощутимо» лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

2. Содержание работы должно быть интересным.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определённое познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.  

Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

· чтец —  читает вслух;

· секретарь — записывает что-то от лица группы;

· докладчик — у доски рассказывает, что решила группа;

· хронометрист следит за временем.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового задания:

·       постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

·       инструктаж о последовательности работы;

·       раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

·       знакомство с материалом, планирование работы в группе;

·       распределение заданий внутри группы;

·       индивидуальное выполнение задания;

·       обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

·       обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

·       подведение итогов группового задания.

 3.Заключительная часть.

·       сообщение о результатах работы в группах;

·       анализ познавательной задачи, рефлексия;

·       общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи

    Для срабатывания групп нужно 3 – 5 занятий. Поэтому часто детей не пересаживаю. Но закреплять единый состав группы, скажем, на четверть, тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт с разными партнёрами. При оценке работы группы подчёркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

-нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

— следует разрешать отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

— групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут – в 3-4 классах;

— нельзя требовать в классе абсолютной тишины, т.к. дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;

— нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Как сделать урок ярким и запоминающимся? Как добиться высоких результатов в обучении? Каждый творчески работающий учитель задумывается над этими вопросами и находит свое решение. Хочу поделиться с молодыми коллегами своими мыслями по этому поводу.

Не секрет, что переход на новый стандарт образования требует от учителя определенной и методической, и психологической перестройки. Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Неэффективность формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И новый подход в обучении призван помочь в воспитании человека деятельного.

Системно-деятельностный подход заставляет учителя перестроить свою работу, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся возможность самостоятельно открывать  новые знания. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность  должна быть осмысленной, личностно значимой.    Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и результат учебной деятельности. Учителю необходимо так организовать учебно-познавательный процесс, чтобы обучающиеся сами могли поставить цель изучения, решить проблему, применить полученные знания на практике. Для мотивации важно продумать начало урока, подобрать такие слова, цитаты из текста произведений, чтобы проблемы урока стали личностно значимы для ученика.

Увеличение «продуктивности» урока вижу в групповой форме работы, где обучение ведется в активном взаимодействии  учеников с педагогом и между собой.  Кроме того, основу групповой деятельности составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», – писал Л.С. Выготский и называл это «зоной ближайшего развития». Такое обучение «приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами.

Почему на современном уроке использование групповых занятий стало необходимостью?

Во-первых, при классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты времени урока, что, разумеется, не позволяет даже говорить об индивидуальном развитии конкретных способностей.

Во-вторых, даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.

В-третьих, у учащихся одного класса всегда разный уровень подготовки: одни очень слабые (с ними должна проводиться индивидуальная работа), другие средние, третьи имеют высокий уровень подготовки.

Фронтальная работа с одними заданиями для всех, таким образом, оказывается неэффективной в отношении большинства обучающихся.

Начинать учить работать в группе нужно с самых первых дней пребывания ребенка в школе. В этом процессе нет мелочей, важно все: как сидеть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); как расставить парты;  как помогать и просить о помощи и т.д. Всегда необходимо устанавливать правила работы группы и критерии оценки ее достижений, при этом важно убедиться, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы.

Правил работы в группе не должно быть много, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например:

  • в разговоре должен участвовать каждый;
  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу;
  • свое мнение надо не навязывать, а доказывать и т.д.

Хорошо, если эти правила в виде плаката будут перед глазами обучающихся во время групповой работы. Групповая работа всегда начинается с распределения на группы. Часто этот этап проходит непросто, даже драматично. То, насколько удачно сформированы группы, во многом определяет эффективность их работы.

Существует несколько способов разделения класса на группы.

  1. По желанию. Учащиеся могут самостоятельно сформировать равные группы или группы с конкретным количеством участников.
  2. Случайным образом. Способов формирования таких групп множество: объединение учеников, сидящих на одном ряду; с помощью жребия и т.д. Работа в «случайных» группах может объединить благодаря совместной работе детей, которые в иных условиях между собой никак не взаимодействовали, а также развить способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Следует отметить, что этот способ разделения на группы неприменим в конфликтном классе.
  3. По определенному признаку.  В этом случае процесс разделения на группы превращается в игру. Например, можно разделиться по первой букве фамилии (гласная – согласная), по сезону рождения и т.д. По сравнению с предыдущим (случайным) способом разделения, этот способ изначально задает некий общий признак, который объединяет обучающихся. Они понимают, что есть нечто, что их сближает.
  4. Группу набирает ее «лидер», который может быть выбран учителем в соответствии с целью. Чаще всего «лидеры» выбирают тех одноклассников, кто будет эффективно работать в его группе. В том случае,  если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
  5. Учитель сам распределяет обучающихся на группы по какому-либо важному для работы принципу: например, объединить детей так, чтобы получились равные по силе группы.

Стоит присмотреться к опыту учителей, которые в течение нескольких лет использовали групповую форму работы на своих уроках. Г.А. Цукерман, например, дает следующие рекомендации по разделению учеников на группы: самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справиться.

Важно также соблюдать принципы отбора заданий для групповой работы. Во-первых, задания должны быть такими, чтобы ученики понимали: результат будет гораздо лучше, если работать не в одиночку. Во-вторых, целесообразно для групповой работы давать задания, требующие большого объема работы; задания творческого характера, задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом. В-третьих, задания должны быть выполнены за короткое время. В-четвертых, задания должны быть посильными, но интересными.

Групповая форма работы может быть эффективной только при условии правильной ее организации.

  Типичные ошибки педагогов при организации групповой работы

1.Самая распространенная ошибка учителей, только начинающих осваивать групповую форму работы, – бездействие во время выполнения обучающимися задания в группах. Педагог должен следить за ходом сотрудничества учеников в группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса, выступать в роли арбитра во всех спорах, следить за тем, какое положение занимают в группах обучающиеся с низкими учебными возможностями, поскольку их необходимо включать в активную деятельность.

2. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Для всех детей (а в подростковом возрасте – особенно!) остаться без группы, в одиночестве, является ситуацией труднопереносимой.

3. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

4. Нельзя исправлять или критиковать первые высказывания членов группы, даже если они ошибочны. Это работа других членов группы.

5. Иногда участники группы при малейшем затруднении начинают задавать вопросы учителю. Если на вопрос может ответить кто-то из учеников, учитель не должен на него отвечать.

6. Учитель не должен ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

7. Нельзя требовать абсолютной тишины: во время групповой работы дети должны иметь возможность разговаривать друг с другом, обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос, мотивируя это тем, что «крикуны» мешают работе в других группах.

8. Слишком продолжительное или, наоборот, недостаточное время для выполнения задания. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет:

в младших классах 5 – 7 минут,

в средних 10 – 15 минут,

в старших 15 – 20 минут.

На практических занятиях она может занимать больше времени.

9. Учитель часто не может рассчитать время урока так, чтобы обучающиеся успели продемонстрировать результаты групповой работы. Урок в таком случае неэффективен, так как неясен результат этой работы.

Итак, работа в группах на уроках русского языка и литературы приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям русской литературы, приучает обучающихся точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции.

Автор материала: Агибалова Наталья Ивановна

Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии

Статей и постов в интернете о типичных ошибках учителя довольно много. Но большей частью они касаются вопросов психологии или форм общения. Я хочу остановиться на педагогических ошибках, вопросах организации и проведения учебного занятия.

Надеюсь, эта статья пригодится не только начинающим, но и опытным учителям. Ошибки перечисляются в хаотичном порядке, без ранжирования и расстановки по степени важности.

Итак, каких ошибок следует избегать учителю на уроке?

Ошибка 1. Когда вы задаёте вопрос классу и тут же даёте высказаться добровольцам

Ученики по своему темпераменту, по способностям запоминания довольно разные. Дайте возможность ученикам сначала подумать. Тогда и поднятых рук будет больше, и ответы учеников глубже.

Ошибка 2. Когда урок превращается в мультимедийное шоу

Мультимедиа всегда носит вспомогательный характер. Не нужно становиться заложником красивых слайдов и впечатляющих обучающих видеороликов. Мы теряем минуты драгоценного педагогического общения, внезапного «прозрения» учеников и познания ими нового.

Ошибка 3. Монотонный урок

Когда весь урок выдержан в одном темпе. Когда ученики выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп урока низкий, то ученики если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если весь урок выдержан только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость учеников. Может утомить ребят и выполнение лишь одной учебной задачи в течение всего занятия.

Ошибка 4. Жёсткая привязанность к сценарию, план-конспекту

Зачастую возникают различные обстоятельства, которые требуют изменения алгоритма занятия:

  • Низкая работоспособность класса после выполнения контрольной работы по другому учебному предмету.
  • Нет электричества, а у вас главным на уроке является мультимедийное сопровождение.
  • Вы пришли в класс, где проектор «дышит на ладан».
  • Завис компьютер, а вы, забыв о классе, упорно ждёте, когда откроется необходимый файл.

Лучше отказаться полностью от такого сценария, чем быть обречённым на неудачу.

Ошибка 5. Ученики работают в группах без индивидуальной подотчетности

Учитель разбил класс на группы, в которых ученики не знают своих задач и обязанностей. Одни ученики быстро берут на себя функции лидеров, а другие выбирают на какую руку облокотиться и спать с открытыми глазами и умным видом.

Ошибка 6. Ученики не усвоили учебный материал

По ходу урока учитель так и не выяснил, понятен ли был новый учебный материал, понятно ли вообще, о чём идёт речь на уроке. С первых минут урока учитель не обратил внимание, знакомы ли ученикам термины и понятия, которые посыпались от учителя, как из рога изобилия.

Ошибка 7. Учитель даёт слишком длинные и слишком частые тесты

Контроль знаний, обратная связь, — это, конечно, хорошо. Но этим не стоит злоупотреблять. Вместо системы обучения, учебный процесс превращается в натаскивание.

Ошибка 8. Урок проходит без чётких учебный целей и задач

Тема урока не объявлена. А если даже объявлена, то ученики не получили соответствующих инструкций и учебных задач. Это провальный урок.

Ошибка 9. Учитель не обращает внимание на учеников

Урок-лекция в школе неприемлема. Отсутствие диалога на уроке — катастрофа. Отсутствующие взгляды учеников — катастрофа. Учитель не проверил готовность учеников к учебной работе.

Ошибка 10. Учитель ведёт урок по бумажке

Учитель не держит в голове план урока. Плохо владеет содержанием. Постоянно заглядывает в план-конспект. Даже ходит по классу со своей тетрадью или очень модными в последнее время планшетами для бумаг или даже с электронными планшетами. Читает содержимое слайдов. Ученики теряют доверие к такому учителю. Диалог с учениками становится натянутым и отрывочным. Слабеет обратная связь с классом.

Конечно, ошибок может быть и больше. Каждый из нас знает свои слабые стороны. Но главное не врать самому себе. Признаться, что провалившийся урок — это прежде всего, моя вина, а не поведение учеников или их недостаточные знания и способности.

Георгий Аствацатуров

Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками 1987 смотреть
  • Работа будет выполнена в соответствии задания грамматическая ошибка
  • Работа над ошибками 1 класс что это такое
  • Работа tcp при обнаружении ошибок
  • Работа над ошибка смотреть онлайн

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии