Допущенная ошибка
Как исправить
Пример
1. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.
!Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
Илья, Волга, Санкт-Петербург
2. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
сады – сад, волна – волны
3. Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
- мороз – морозы
- гриб — грибы
4. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный
5. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова.
- малыши, карандаши, ежи,
- туча, чайка, задача
- речка, дочка, почка
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Прочитай слово. Обозначь орфограмму. Проверь непроизносимую согласную.
звёздный – звезда
честный — честь
7. Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
группа, груп-па, групповой, подгруппа.
8.Разделительные твёрдый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки.
Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий к (Ь) или твёрдый (Ъ) знаки гласную букву.
!Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
- вьюга, листья, соловьи
- съезд, объявление, объём
!Запомни! Разделительный твердый знак(ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед е, ё, ю, я.
9. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
оси – на
мой-ка
подъ-езд
10. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак (Ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.
- ель, тень, пень,
- коньки, мальчик, пальто
11. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Выпал пушистый снег. Дети рады.
12. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
звонок, ученик
13. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
!Запомни! Предлог – это отдельное слово. Они пишутся отдельно.
от_берега, от (какого?) берега, от (крутого) берега.
14. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова два однокоренных слова с разными приставками.
!Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
15. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой.
16. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1–2 однокоренных слова.
18. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Наступила золотая осень.
Ты любишь отгадывать загадки?
Берегите родную природу!
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Поупражняемся в делении
столбиком
Цели: учить выполнять работу над
ошибками; формировать умение выполнять деление многозначного числа на
двузначное; решать задачи на деление; формулировать условие задачи по данному
решению; закреплять умение решать уравнение; формулировать условие задачи по
данному уравнению.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Восстановите цепочку
вычислений:
2. Прочитайте условие задачи. Три сестры – Алла,
Рита и Лена – собирают открытки. У Аллы их 158, у Риты – в 4 раза больше, чем у
Аллы, а у Лены – на 35 открыток меньше, чем у Риты. Поставьте разумные вопросы
и ответьте на них.
3. Вставьте вместо точек пропущенные цифры и
определите количество цифр в частном.
– В каких разрядах можно брать любые цифры, а в
каких нет?
– От какой цифры зависит, сколько всего будет
цифр в частном?
4. Сколько треугольников изображено на рисунке?
II. Работа по учебнику.
Задание 51. В каждом из данных заданий на деление столбиком покажите
с помощью дуги первое неполное делимое, а с помощью квадратиков – сколько цифр
в неполном частном.
Задание 52. В каждом столбике восстановите полную запись деления
столбиком.
Задание 53. Учащиеся выполняют деление
столбиком для данных чисел.
Задание 54. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?
Выполните решение задачи.
Ответ: 25 рядов.
Задание 55. Каким может быть первое промежуточное делимое при
делении столбиком трехзначного числа на число 9, если первая цифра неполного
частного равна 4?
– Запишите самое маленькое и самое большое из возможных таких чисел. (Самое
большое – 44, самое маленькое – 36.)
– Выполните деление столбиком числа 449 на число 9.
Задание 56. Сколько цифр может быть в записи
неполного частного при делении пятизначного числа на однозначное?
– Приведите примеры.
Задание 57. Сколько цифр может быть в записи неполного частного при
делении пятизначного числа на двузначное?
– Приведите примеры.
Задание 58. Учащиеся составляют задачу по выражению.
Привезли – 2850 кг и 3645 кг.
Разложили – в ? ящ. по 15 кг.
Решение:
Ответ: 433 ящика.
Задание 59. Найдите число, которое при делении на число 17 дает в
неполном частном число 3002, а в остатке число 8.
решение: 3002 · 17 + 8 = 51042.
– Выполните деление найденного числа на число 17 столбиком, используя
сокращённую форму записи.
Задание 60. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?
Выполните краткую запись и решите задачу.
2) + 2568
214
2782 (дер.) – всего.
Ответ: 2782 дерева.
Задание 61. Учащиеся составляют задачу по уравнению.
Ответ: привезли 302 кг.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Урок 76
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Поупражняемся в делении столбиком
Цели: учить выполнять работу над ошибками; формировать умение выполнять деление многозначного числа на двузначное; решать задачи на деление; формулировать условие задачи по данному решению; закреплять умение решать уравнение; формулировать условие задачи по данному уравнению.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Восстановите цепочку вычислений:
2. Прочитайте условие задачи. Три сестры – Алла, Рита и Лена – собирают открытки. У Аллы их 158, у Риты – в 4 раза больше, чем у Аллы, а у Лены – на 35 открыток меньше, чем у Риты. Поставьте разумные вопросы и ответьте на них.
3. Вставьте вместо точек пропущенные цифры и определите количество цифр в частном.
– В каких разрядах можно брать любые цифры, а в каких нет?
– От какой цифры зависит, сколько всего будет цифр в частном?
4. Сколько треугольников изображено на рисунке?
II. Работа по учебнику.
Задание 51. В каждом из данных заданий на деление столбиком покажите с помощью дуги первое неполное делимое, а с помощью квадратиков – сколько цифр в неполном частном.
Задание 52. В каждом столбике восстановите полную запись деления столбиком.
Задание 53. Учащиеся выполняют деление столбиком для данных чисел.
Задание 54. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните решение задачи.
Ответ: 25 рядов.
Задание 55. Каким может быть первое промежуточное делимое при делении столбиком трехзначного числа на число 9, если первая цифра неполного частного равна 4?
– Запишите самое маленькое и самое большое из возможных таких чисел. (Самое большое – 44, самое маленькое – 36.)
– Выполните деление столбиком числа 449 на число 9.
Задание 56. Сколько цифр может быть в записи неполного частного при делении пятизначного числа на однозначное?
– Приведите примеры.
Задание 57. Сколько цифр может быть в записи неполного частного при делении пятизначного числа на двузначное?
– Приведите примеры.
Задание 58. Учащиеся составляют задачу по выражению.
Привезли – 2850 кг и 3645 кг.
Разложили – в ? ящ. по 15 кг.
Решение:
Ответ: 433 ящика.
Задание 59. Найдите число, которое при делении на число 17 дает в неполном частном число 3002, а в остатке число 8.
решение: 3002 · 17 + 8 = 51042.
– Выполните деление найденного числа на число 17 столбиком, используя сокращённую форму записи.
Задание 60. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.
2) + 2568
214
2782 (дер.) – всего.
Ответ: 2782 дерева.
Задание 61. Учащиеся составляют задачу по уравнению.
Ответ: привезли 302 кг.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Таблица работы над ошибками
№ орфог- раммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетание чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; ручка, точка, ночка |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, зима — зимушка |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, ягодка — ягода |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные , напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок (суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; чудесный — чудеса |
Работа над ошибками – один из обязательных видов деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти материалы будут для вас полезными.
Последовательность работы
1. С новой строчки выпишите слово, словосочетание или предложение, в котором допущена ошибка.
2. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.
3. Подчеркните (выделите) орфограмму.
4. Выполните указания по исправлению данной орфограммы.
5. Ошибки на одну и ту же орфограмму исправляй на одной строке.
ВНИМАНИЕ! Ошибки, допущенные по невнимательности или на неизученную орфограмму (I), необходимо выписать в конце всей работы и подчеркнуть место ошибки. Слова и словосочетания записываются в строчку через запятую.
Номер п/п |
Характер орфограммы (правило) |
Работа над ошибками |
1. |
Предложение Начало предложения пишется с заглавной буквы.
|
Предложение Правильно записать предложение, выделить заглавную букву в начале предложения и знак в конце предложения. |
2. |
Перенос слова
|
Перенос слова Записать слово, правильно разделив его для переноса. При этом необходимо указать все возможные варианты переноса. Если слово нельзя переносить, записать его целиком. |
3. |
«Ь» — показатель мягкости согласного Буква «Ь» звука не обозначает. Она показывает, что согласный перед ней мягкий. |
«Ь» — показатель мягкости согласного Записать слово правильно, подчеркнуть «Ь», придумать и записать ещё 2 слова с «Ь». |
4. |
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ
|
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ Записать слово правильно, обвести сочетание, придумать и записать ещё 2 слова с таким же сочетанием. |
5. |
Проверяемая безударная гласная в корне слова Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. |
Проверяемая безударная гласная в корне слова Записать слово правильно, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, поставить ударение, дважды подчеркнуть проверяемую гласную. |
6. |
Непроверяемая безударная гласная в корне слова Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить. |
Непроверяемая безударная гласная в корне слова Записать слово 3 раза, запомнить, как оно пишется. Обозначить ударение, обвести гласную, выдели корень. Записать 2 однокоренных слова. (Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный). Если однокоренные слова подобрать нельзя, то придумать предложение и записать его с новой строки. |
7. |
Парные согласные в корне слова Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звук [н]. |
Парные согласные в корне слова Записать слово правильно, подчеркнуть парную согласную, выделить корень, подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, дважды подчеркнуть проверяемую согласную вместе с гласной. |
8. |
Заглавная буква в именах собственных С заглавной буквы пишутся:
|
Заглавная буква в именах собственных Записать слово правильно, выделить заглавную букву, придумать и записать 2 слова на эту же орфограмму. |
9. |
Предлог Предлог – это слово. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Предлог служит для связи слов в предложении. |
Предлог Правильно записать слово с предлогом. Доказать разделительное написание предлога со словом: поставить между предлогом и словом вопрос или другое слово. |
10. |
Разделительный мягкий знак Разделительный «Ь» пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я, если после согласных слышится звук [й’]. |
Разделительный мягкий знак Записать слово правильно, подчеркнуть разделительный мягкий знак, придумать и записать 2 слова с разделительным мягким знаком. |
11. |
Слова с удвоенными согласными В некоторых словах русского языка пишутся удвоенные согласные. Написание этих слов нужно запомнить. |
Слова с удвоенными согласными Выписать слово правильно, записать ещё 2 однокоренных слова. Подчеркнуть двойную согласную. Если к слову нельзя подобрать однокоренные слов с удвоенной согласной, то придумать и записать 2 слова с такой же удвоенной согласной. |
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Указанный знак |
Что обозначает |
Как исправить ошибку |
Г |
Нарушение границ предложений |
Поставь знак препинания. Напиши, где надо большую букву |
1,2,3 |
Неудачный порядок слов |
Измени порядок слов в предложении. Напиши новое предложение |
П |
Ненужное повторение слов |
Запиши два или несколько предложений, производя замену некоторых повторяющихся слов другими |
Ф |
Искажение фактов |
Запиши правильно указывая события, имена, даты |
Н |
Неудачное слово или выражение |
Замени неудачное слово или выражение другим. Запиши предложение с новым словом или выражением |
V |
Пунктуационная ошибка |
Поставь нужные знаки препинания |
I |
Орфографическая ошибка |
Исправь ошибку. Подбери проверочное слово (если возможно) |
V |
Пропуск слова |
Вставь пропущенное слово. Перепиши предложение правильно |
Л |
Отсутствие логической связи |
Подготовь устный рассказ той части работы, в которой есть логические ошибки. Ошибки исправь. Запиши исправленный текст |
Z |
Необходимость абзаца |
Перепиши эту часть заново |
/Z/ |
Абзац не нужен |
Перепиши эту часть заново |
Указанный знак |
Что обозначает |
Как исправить ошибку |
Г |
Нарушение границ предложений |
Поставь знак препинания. Напиши, где надо большую букву |
1,2,3 |
Неудачный порядок слов |
Измени порядок слов в предложении. Напиши новое предложение |
П |
Ненужное повторение слов |
Запиши два или несколько предложений, производя замену некоторых повторяющихся слов другими |
Ф |
Искажение фактов |
Запиши правильно указывая события, имена, даты |
Н |
Неудачное слово или выражение |
Замени неудачное слово или выражение другим. Запиши предложение с новым словом или выражением |
V |
Пунктуационная ошибка |
Поставь нужные знаки препинания |
I |
Орфографическая ошибка |
Исправь ошибку. Подбери проверочное слово (если возможно) |
V |
Пропуск слова |
Вставь пропущенное слово. Перепиши предложение правильно |
Л |
Отсутствие логической связи |
Подготовь устный рассказ той части работы, в которой есть логические ошибки. Ошибки исправь. Запиши исправленный текст |
Z |
Необходимость абзаца |
Перепиши эту часть заново |
/Z/ |
Абзац не нужен |
Перепиши эту часть заново |
Памятка для выполнения работы над ошибками по русскому языку и математике
ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ» по русскому языку
Оформление предложения (начало предложения написано с маленькой
буквы, в конце не стоит точка, некоторые слова написаны слитно).
Переписать предложение и подчеркнуть орфограммы
(то место, где была допущена ошибка).
Пропуск буквы, замена буквы.
Написать слово, разделив его на слоги, подчеркнуть
орфограмму.
Ошибка в написании словарных слов.
Выписать слово, выделить орфограмму, составить с
этим словом словосочетание или предложение и
записать его.
Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ, ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками, с Ь в конце и в
середине слова.
Написать слово, подчеркнуть орфограмму и написать
еще три слова на данное правило.
Правописание безударных гласных, парных согласных,
непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Выписать слово, выделить орфограмму, выделить
корень, записать проверочное слово (например, коты –
кот, глаз – глаза, солнце – солнышко)
Правописание окончаний существительных.
Выписать слово, выделить окончание, определить часть
речи, число, род, склонение, падеж.
Правописание окончаний прилагательных.
Выписать слово, выделить окончание, определить часть
речи, число, род, падеж.
Правописание окончаний глаголов.
Выписать слово, выделить окончание, определить часть
речи, число, поставить глагол в неопределенную форму,
определить спряжение.
Правописание приставок, суффиксов.
Выписать слово, разобрать по составу.
Выписать слово с предлогом, предлог выделить, между
предлогом и данным словом поставить вопрос или
другое слово (например, с горы – с (какой?) горы или с
(высокой) горы).
Правописание имен собственных.
Выписать слово, выделить орфограмму и написать еще
три слово на данное правило.
Все орфограммы выделять зеленым цветом.
ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ» по математике
Ошибки в ходе решения задачи
— прочитай задачу; составь и сделай краткую запись; реши по действиям
с пояснениями и ответом.
Ошибки в ходе решения уравнения
— запиши уравнение; назови компоненты; вспомни правило нахождения
неизвестного компонента; реши уравнение верно;
— придумай и реши похожее уравнение.
Сложение и вычитание в пределах 10 и 20
— повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10 или 20;
— запиши пример верно;
Сложение и вычитание многозначных чисел
— повтори таблицу разрядов и классов; запиши пример правильно (разряд
под разрядом); повтори таблицы сложения в пределах 10 и 20;
— реши пример правильно; проверь сложение вычитанием или вычитание
сложением
Таблица умножения и деления
— повтори таблицу умножения; запиши пример и реши его верно; запиши
все случаи умножения и деления с этими числами;
18 : 3 = 6 6 * 3 = 18
18 : 6 = 3 3 * 6 = 18
Внетабличное умножение и деление
— разложи одно из чисел на сумму удобных или разрядных слагаемых;
— реши пример с объяснением; проверь умножение делением или деление
умножением.
Образец: 84 : 6 = (60 + 24) : 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4 = 14
Проверка: 14 * 6 = (10 + 4) * 6 = 10 * 6 + 4 * 6 = 60 + 24 = 84
— вспомни правило подбора частного. запиши пример и реши его верно.
— проверь умножением.
Внетабличное умножение и деление:
— запиши пример верно; вспомни правило умножения или деления в
столбик; реши пример; проверь умножение делением или деление
умножением.
Ошибки на порядок действий в выражениях со
скобками и без скобок:
— запиши выражение верно; вспомни порядок выполнения действий в
выражениях со скобками или без скобок;
— выполни действия по порядку: умножение и (или) деление, а потом
сложение и (или) вычитание; запиши ответ.
ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ
УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО
1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
2. Старайтесь понять то, о чём читаете.
3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если
поняли его.
5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ
1. Не берите книги грязными руками.
2. Читайте, сидя за удобным столом.
3. Держите книгу не ближе 30—40 см от глаз, с наклоном 45 см.
4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь
закладкой.
7. Не читайте до усталости. Через 20—30 минут делайте перерыв в чтении.
8. Храните книги в закрытых полках.
КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ
1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых
допущены ошибки.
2. Прочитайте несколько раз эти слова.
3. Выясните значения всех не понятных слов по словарю или спросите у
взрослых.
4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.
УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете
его.
2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и
постарайтесь при чтении передать его интонацией.
4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце
предложения, между абзацами и частями текста.
6. Выделите голосом важные места.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ
ВЫРАЗИТЕЛЬНО
1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.
2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко
было бы слышно.
3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.
4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук
был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых
детей не получаются звуки Л—Р, С—Ш, Й — надо научиться отчётливо
произносить любой звук.
5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры
действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта,
написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста
выразительное чтение не получится.
6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и
печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и
одобрительные, а также интонации перечисления, выделения,
завершения, противопоставления и другие.
7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,—
видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему
слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.
8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно
работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями,
добиваться поставленной цели.
Классификация ошибок (условные обозначения)
Вид ошибки |
Условные обозначения ошибки |
В чем заключается ошибка |
Как исправить ошибку |
1.Ошибки в Содержании |
С |
|
|
2.Речевые ошибки и недочет |
Р |
|
|
3.Грамматические ошибки. |
Г |
|
|
4.Орфографические ошибки. |
I |
Слово написано неправильно. | Сделать работу над ошибками в слове. |
5. Пунктуационные ошибки. |
V |
Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. | Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака. |
Формула оценки за сочинения и изложения
Работа над ошибками – один из обязательных видов деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти материалы будут для вас полезными.
Последовательность работы
1. С новой строчки выпишите слово, словосочетание или предложение, в котором допущена ошибка.
2. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.
3. Подчеркните (выделите) орфограмму.
4. Выполните указания по исправлению данной орфограммы.
5. Ошибки на одну и ту же орфограмму исправляй на одной строке.
ВНИМАНИЕ! Ошибки, допущенные по невнимательности или на неизученную орфограмму (I), необходимо выписать в конце всей работы и подчеркнуть место ошибки. Слова и словосочетания записываются в строчку через запятую.
Номер п/п |
Характер орфограммы (правило) |
Работа над ошибками |
1. |
Предложение Начало предложения пишется с заглавной буквы.
|
Предложение Правильно записать предложение, выделить заглавную букву в начале предложения и знак в конце предложения. |
2. |
Перенос слова
|
Перенос слова Записать слово, правильно разделив его для переноса. При этом необходимо указать все возможные варианты переноса. Если слово нельзя переносить, записать его целиком. |
3. |
«Ь» — показатель мягкости согласного Буква «Ь» звука не обозначает. Она показывает, что согласный перед ней мягкий. |
«Ь» — показатель мягкости согласного Записать слово правильно, подчеркнуть «Ь», придумать и записать ещё 2 слова с «Ь». |
4. |
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ
|
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ Записать слово правильно, обвести сочетание, придумать и записать ещё 2 слова с таким же сочетанием. |
5. |
Проверяемая безударная гласная в корне слова Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. |
Проверяемая безударная гласная в корне слова Записать слово правильно, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, поставить ударение, дважды подчеркнуть проверяемую гласную. |
6. |
Непроверяемая безударная гласная в корне слова Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить. |
Непроверяемая безударная гласная в корне слова Записать слово 3 раза, запомнить, как оно пишется. Обозначить ударение, обвести гласную, выдели корень. Записать 2 однокоренных слова. (Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный). Если однокоренные слова подобрать нельзя, то придумать предложение и записать его с новой строки. |
7. |
Парные согласные в корне слова Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звук [н]. |
Парные согласные в корне слова Записать слово правильно, подчеркнуть парную согласную, выделить корень, подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, дважды подчеркнуть проверяемую согласную вместе с гласной. |
8. |
Заглавная буква в именах собственных С заглавной буквы пишутся:
|
Заглавная буква в именах собственных Записать слово правильно, выделить заглавную букву, придумать и записать 2 слова на эту же орфограмму. |
9. |
Предлог Предлог – это слово. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Предлог служит для связи слов в предложении. |
Предлог Правильно записать слово с предлогом. Доказать разделительное написание предлога со словом: поставить между предлогом и словом вопрос или другое слово. |
10. |
Разделительный мягкий знак Разделительный «Ь» пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я, если после согласных слышится звук [й’]. |
Разделительный мягкий знак Записать слово правильно, подчеркнуть разделительный мягкий знак, придумать и записать 2 слова с разделительным мягким знаком. |
11. |
Слова с удвоенными согласными В некоторых словах русского языка пишутся удвоенные согласные. Написание этих слов нужно запомнить. |
Слова с удвоенными согласными Выписать слово правильно, записать ещё 2 однокоренных слова. Подчеркнуть двойную согласную. Если к слову нельзя подобрать однокоренные слов с удвоенной согласной, то придумать и записать 2 слова с такой же удвоенной согласной. |