Работа над ошибками в сочинении 4 класс конспект урока

Развёрнутый план-конспект урока

1. Тема урока: Работа над ошибками.

2. Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

1. Работа над различными видами ошибок.

2. Выработка умения самостоятельно объяснять допущенные ошибки.

З. Формирование орфографических и пунктуационных навыков.

4.Развитие языкового чутья и вкуса.

Задачи:

— создать условия для формирования у учащихся практического умения выполнять работу над ошибками в соответствии с программными требованиями;

— организовать исследовательскую деятельность учащихся;

— учить учащихся работать по алгоритму;

— отрабатывать навыки графического обоснования орфограмм;

— формировать коммуникативные умения;

— развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

Индивидуальные распечатки текста сочинения

Плакат с текстом (на доске).

Ручки, карандаш.

Компьютер, проектор, экран для показа слайдов.

План урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме (работа в паре)

5. Физкультминутка — игра

6. Работа над темой урока

7. Итог урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и

самоанализ

1. Организационный момент

-Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок!

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно дается вам учение!

— Доброе утро, дети!

— Какое у вас настроение?

— Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что такое настроение сохранится у вас до конца урока.

— Проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: все ли в порядке, на месте ли ручка, книжка и тетрадка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

-актуализирую требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

— создаю условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, готовность к обучению, отношение к учению.

2. Актуализация

Результаты сочинения.(Ознакомление с оценками)

-Самой удачной работой можно считать…/Послушаем/

-Понравилось сочинение?

-Вот так можно написать, если внимательно, старательно работать на уроке. Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.

Слушают

Да

— обеспечить мотивацию и готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.

Учителю уместно просить разрешения у тех уч-ся, сочинения которых он желает зачитать вслух. Это должны быть самые удачные тексты, чтобы не вызвать неудовольствие и агрессию со стороны учеников.

Разнообразные виды работы во время тренингов – это хороший способ всем учащимся усвоить материал.

2. Сообщение темы и целей урока

— Имеем ли мы право допускать ошибки?

— В народе говорят, что на ошибках учатся. Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

Для чего нужно выполнять работу над ошибками?

– Сегодня на уроке мы будем выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

— Да. Мы ещё учимся. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

— Нет, не имеем, потому что мы учимся, учитель нам всё объясняет, а в учебнике есть правило. Нужно стараться быть грамотными.

— Чтобы больше не допускать ошибок.

Закрепляю умение определять цель деятельности на уроке

Создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

3. Работа по теме.

(работа в паре)

Перед вами на партах лежат распечатки текста. У меня на доске – увеличенный вариант. Исправления будем вносить на этих листах зеленой пастой.

Итак, покажите мне, что Вы готовы работать.

Предлагаю работать в паре.

(Приложение №1)

— Прочитайте предложения. Правильно ли они построены? В чём ошибка? Как составить предложения правильно? (приложение №1)

— Прочитайте 3 и 4 предложения. Все ли здесь хорошо? Какое слово повторяется и в 3, и в 4 предложении?

— Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже

— А если объединить эти два предложения? Что для этого надо сделать? Что получилось?

— В какой головной убор положил ежа Гена?

Подберите синонимы к этому слову

— Прочитайте 7 предложение. Замените фразу « перестал бояться» одним словом.

— Прочитайте 8 и 9 предложения. Все ли здесь в порядке? Какое слово повторяется? Как можно исправить?

— Прочитайте 5 предложение. Вам понятно, кому мама дала поесть? Ежу или Гене?

— Как исправить недочет?

— Что за текст у нас получился? (записывает текст на доске).

Слушают задания. Работают на карточках в парах. Читают текст сочинения.

-Дети предлагают свои варианты, исправляют ошибки на листочках.

— Повторяется слово ёж.

— Заменить слово «еж» в 4 предложении местоимением «его»

— Соединить при помощи союза – И.

Читают

— В кепку

— кепка, шляпа, шапка, панама

— Привык

(исправления вносятся в текст сочинения)

Варианты записываются, затем вносятся изменения

— Нет

-Ежу

— Ответы детей

делаются исправления в тексте

— создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

— извлечение необходимой информации, определение основной информации.

— способствует развитию мышления и умения правильно выражать свои мысли.

— согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

4. Физкульминутка-игра

— Сейчас немного отдохнем. Встаньте, вытяните руки вперед перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем —лет— ,вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

(Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет).

— Молодцы! Сядьте за парту..

Учащиеся выполняют

двигательные действия, направленные на развитие пространственного восприятия

Снять утомление и активизировать детей к дальнейшей работе.

5. Работа над темой урока

Деление текста на абзацы. Посмотрите внимательно на первую картину. Какие предложения из текста к ней относятся? Прочитайте. Обозначьте римской цифрой I. (аналогично по остальным картинкам).

Запись исправленного текста на слайде.

1)На слайде слово БАССЕЙН.

-На какое правило это слово?

-Что мы знаем о словарных словах?

-Найдите в своём тексте словарные слова и выпишите их. Есть ли у вас затруднения?

2) На слайде слово ГРУСТНАЯ.

-Назовите орфограмму.

-Какой согласный здесь не произносится?

-Как это проверить?

-Поднимите руку те, у кого в тексте есть слова на данную орфограмму. Продиктуйте эти слова всем остальным. Остальные запишут эти слова, подберут к ним проверочные слова, а также слова-синонимы.

3) На слайде слово книжками.

— Как мы проверяем правописание звонких и глухих согласных?

-А как мы проверим это слово? Найдите в тексте пример на это правило. Подберите еще один пример сами. Составьте предложения с этими словами.

— Дети высказывают свои варианты

-Это словарное слово.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Взаимопомощь учащихся.

-Непроизносимый согласный.

-Подобрать проверочное слово (грустит)

Коллективная работа учащихся под руководством учителя.

— Нужно изменить слово так, чтобы за согласным следовала гласная.

Индивидуальная работа

разобрать знакомые уч-ся орфограммы, на которые были допущены ошибки в сочинениях, напомнить правила проверки слов с орфограммами.

Формулировка правил активизирует словарный запас уч-ся, развивает мыслительные процессы, формирует умение анализировать.

-уметь пользоваться правилами написания слов, основываясь на алгоритм; находить ответы на вопросы, используя памятку

6. Итог урока. Рефлексия.

Мы учились рассуждать в ходе работы над ошибками в словах и в предложении. Учились графическому комментированию.

Оцените свою работу на уроке.

Если вам было легко работать, вы не испытывали затруднений, поднимите сигнал красного цвета.

Поднимите зелёный сигнальчик, если в работе были затруднения, но она была интересна вам; вы легко нашли решение проблем. Поднимите синий, если вы с трудом справились с заданием и не получили удовлетворения в работе.

Оценивание деятельности на уроке. Оформление символов на полях тетради.

Рефлексия, проведенная в конце урока, позволяет оценить работу учащихся, выявить вопросы и вовремя их разобрать, а так же на эмоциональной ноте закончить урок, что способствует повышению желания учиться.

7. Домашнее задание

Дома вы будете выполнять самостоятельную работу над ошибками, используя «Памятку». (Приложение №2)

Приложение 1

Текст сочинения: Дети ходили в лес за земляникой там они увидели ежа. Гена палочкой вложил ежа в шапку. Он принес ежа домой. Мама дала ему поесть он испугался и залез под кровать потом еж перестал бояться. Он пил молоко он ел хлеб и не боялся. Дети пошли в школу Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Текст после исправления для дальнейшей работы

Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4. Он принес ежа домой. 5. Мама дала ему поесть. 6. Он испугался и залез под кровать. 7. Потом еж перестал бояться. 8. Он пил молоко. 9. Он ел хлеб и не боялся. 10. Дети пошли в школу. 11. Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Приложение 2

Работа над ошибками.

1.Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

3.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

Например: ОСИ – НА.

4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: дочка, речка, мощный.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

8.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.

9.Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

10.Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

11.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Например: Полетели, посмотрели, потянули.

12.Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

14.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

15.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.

Например: Съезд, объём.

16.Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

17. Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

18.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

19. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

22.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

на полянке (на земле, 1 скл.)

24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

беречь (что делать?)

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»

Тема: Работа над ошибками. Закрепление.

Цель: формирование  умения работать над ошибками.

Задачи:  развивать умение
правильно писать слова с безударными гласными, м
обилизовать учащихся на преодоление пробелов в
знаниях, которые обнаружились при проверке контрольного диктанта; убедить детей
в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного
письма.

Ход урока:

1.      
Психологический настрой

2.      
Сообщение оценок за диктант

3.      
Сообщение темы и цели урока

Ребята, сегодня у нас на урок работы над ошибками. С ней мы встречаемся
довольно часто. Работаем над ошибками, которые допустили в классных и домашних
работах, в диктантах, изложениях и сочинениях.

А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть,
можно обойтись и без нее.

4.      
Просмотрите свои работы
найдите ошибки, которые вы допустили.

Для того
чтобы легче было выполнить работу над ошибками, посмотрите на памятку, которая
поможет вам справиться с этим заданием.

Работа над ошибками.

1. Пропуск, вставка, замена.

Выпиши слово без ошибок три раза, подчеркни букву, в
написании которой ты ошибся.

Ребята, ребята, ребята.

2. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

Выпиши слово без ошибки, напиши еще два слова на это
правило.

Жизнь, ужи, жилет.

3. Безударные гласные, проверяемые
ударением.

Выпиши слово, подбери проверочное.

Поля – поле.

4. Непроверяемые безударные гласные
(словарные слова).

Запиши слово три раза, подчеркни запоминаемую гласную.

Лопата, лопата, лопата.

5. Заглавная буква в именах собственных.

Выпиши слово без ошибок, напиши еще 2 слова на это правило.

Москва, Владимир, Суздаль.

6.  Написание предлогов со словами.

Выписать предлог со словом, вставить между ними слово.

За домом, за большим домом.

7. Парные согласные на конце слова.

Выпиши слово без ошибок, подбери проверочное слово.

Город — города.

8. Мягкий знак – показатель мягкости.

Выпиши слово правильно, подчеркни мягкий знак. Напиши еще
два слова на это правило.

Лебедь, лось, пень.

9. Разделительный мягкий знак (перед
буквами е, ё, ю, я, и).

Выпиши слово правильно, подчеркни мягкий знак. Напиши еще
два слова на это правило.

Пьет, варенье, платье.

10. Перенос слов.

Выпиши слово, разделяя его черточками для переноса.

Зай-чиш-ка.

11. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Напиши еще два слова. Раздели слова
для переноса.

Группа – груп-па, масса – мас-са, ванна —
ван-на

12. Ударение.

Выпиши   слова,   поставь   в   них
правильно знак ударения.

Алфавит, свёкла.

13. Заглавная буква в начале предложения
или точка в конце предложения.

Выпиши предложение без ошибок. Подчеркни главные члены
(подлежащее и сказуемое.)

Ира играла в мяч.

Перед вами
алгоритм ваших действий:

1.    
Записываю слово правильно

2.    
Подчеркиваю букву, при написании
которой допущены ошибки

3.    
Записываю еще 3 примера на
правило

Работа с
учащимися с сильной учебной мотивацией.

Те учащиеся,
которые допустили мало ошибок, или не допустили совсем будут работать с
индивидуальными карточками в рабочих тетрадях. В карточке 5 заданий, за каждое
правильно выполненное вы получаете 1 балл. Значит если все задания будут вами
сделаны правильно, то вы получите 5.

1.    
Выпиши местоимения

Решать, решение, он, ему, машина, вы, отдыхать, горы, видеть,
река, им, они, уехать, большие, берег.

2.    
Вставь личные местоимения

На
горе стоит черемуха, … точно снегом осыпана, вся в цвету. Что снится …? О чем …
мечтает? Вот подошли к черемухе дети, … пришли за цветами. Черемуха протянула …
свои ветки, берите дети, дышите ароматом весны.

3.    
Дополни предложения. Укажи
падеж местоимений

У нас ____________________________________.

К нам ____________________________________.

У них _____________________________________.

4.    
Найди речевую ошибку.

5.    
Егошний папа – директор школы.
О их дискотеке узнали в школе. С ей всегда легко и весело. С ими говорил
учитель.

5.Итог урока.

— Справились ли вы с заданием?

— Помогли вам памятка и
алгоритм в работе над ошибками.

6. Оценивание.

Кто справился со всеми заданиями
в карточке правильно, те получают оценку 5. Если  выполнено 4 задания – то 4.
Если только 3 – то 3.

— Как вы думаете, почему вы не
смогли справиться со всеми заданиями? В каких допустили ошибки?

7. Домашнее задание.

 Повторить правила, на которые
вы допустили ошибки.

Русский язык

4 класс (УМК «Школа 21 века»)

Технологическая карта урока

Голикова Ольга Юрьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4»

Тема: работа над речевыми ошибками в сочинении.

Цель для учителя

Цель для обучающихся

Планируемый результат

Критерии оценки

Формировать у обучающихся способности к выявлению затруднений и коррекции собственных действий.

Классифицировать речевые ошибки, упражняться в правильном построении предложений.

Правильно составленные предложения.

Задачи для учителя

Задачи для обучающихся

Организовать работу: по классификации речевых ошибок, выявлению причин речевых ошибок.

Создать условия для закрепления правильного написания предложений.

Организовать работу по использованию закрепляемых знаний через выполнение творческих заданий.

Организовать оценочную деятельность.

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умения взаимодействовать в парах, группах.

Воспитывать позитивное эмоциональное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к предмету.

Разделить речевые ошибки на группы.

Уяснить причину ошибок и способ их исправления.

Составить алгоритм работы по устранению речевых ошибок.

Работать над исправлением собственных ошибок. Упражняться в выполнении типовых заданий в соответствии с классификацией.

Выполнить творческое задание.

Оценить свою работу.

Содержание и технология урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Вводно-мотивационный.

Организационный.

Организует класс на работу.

Проверяют организацию рабочего места.

Познавательные УУД: общеучебные (самоконтроль)

Целеполагание и мотивация.

Сообщает результаты сочинений.

— Назовите тему нашего урока.

— Поставим цель.

— Зачем нужно уметь правильно строить предложения?

Дети читают тему с доски.

Классифицировать ошибки, упражняться в правильном построении предложений.

Ответы детей.

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации).

Познавательные УУД: (формулирование познавательной цели). Регулятивные УУД: целеполагание.

Личностные УУД: смыслообразование (учебная мотивация). Познавательные УУД: общеучебные (осознанное построение сообщения в устной форме)

Планирование.

Какие задачи надо выполнить, чтобы достичь цели?

— Назовите следующую задачу?

— Далее.

— Назовите 4 задачу?

— Далее.

— К чему мы подойдем, выполнив все пункты плана?

— Что будет результатом?

— Разделить речевые ошибки на группы.

— Уяснить причину ошибок и причину их исправления.

— Составить алгоритм работы по исправлению ошибок.

— Работать над исправлением собственных ошибок.

(У кого нет ошибок) упражняться в выполнении типовых заданий в соответствии с классификацией.

Выполнить творческое задание.

— Мы подойдем к результату.

— Правильно построенные предложения.

Регулятивные УУД: планирование (составление плана и последовательности действий).

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества (определять цели взаимодействия).

Личностные УУД: смыслообразование ( осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью).

Выявление места и причины затруднения.

– С чего начнем работу?

Вспомним типы речевых ошибок, над которыми будем работать.

П – повторы

1,2 – порядок слов в предложении

Пл – плеоназм

Т- тавтология

— Поработайте в парах.

Распределите предложения по группам в зависимости от числа ошибок. Работа по карточкам.

Проверка.

Итог.

— Поднимите руки пары, у которых нет ошибок.

– Следующий пункт плана.

Уяснить причину ошибок, найти способ их коррекции.

Плеоназм.

Наступил месяц апрель.

Прилетели пернатые птицы.

— Назовите причину ошибки?

— Как исправить?

Вывод:

Разбор остальных типов ошибок аналогичный.

— Читают 1 пункт плана.

Зачитывают определение по словарю.

Самостоятельная работа в парах. Классификация.

Сверяют с доской.

Читают 2 пункт.

Высказывания детей (невнимание к значению слова)

Месяц = апрель

Пернатые = птицы

— Убрать лишние слова.

— Заменить другим словом, называющим другой признак.

— Нельзя употреблять обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, совпадающие по значению.

Познавательные УУД: общеучебные (структурирование знаний), логические (анализ объекта с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов).

Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение с товарищем.

Регулятивные УУД: контроль (сличение результатов с эталоном с целью обнаружения отклонений)

Построение проекта выхода из затруднения.

– Построим план выхода из затруднения, т.е. составим алгоритм, по которому вы будете работать самостоятельно.

Физминутка.

Прочитать предложение с речевой ошибкой.

Определить тип ошибки (могут быть разные).

Применить способ действия для исправления предложения.

Составить предложение устно.

Записать правильно составленное предложение.

Прочитать.

Регулятивное УУД: планирование последовательности действий.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

4.- Следующий пункт плана.

1 группа

Работать над исправлением ошибок.

2 группа

Упражняться в выполнении типовых заданий.

— Нужно будет оценить свою работу.

Предложите критерии оценки, связанные с темой урока.

— Выполните прогнозирование.

Задание на карточке 2.

Найди речевые ошибки в тексте. Запиши предложения правильно.

Проверка. Сверяют с образцом.

— Выполните ретроспективную самооценку по данному критерию.

— Расскажите о результатах

1 группа. Кто выполнил работу над ошибками, используют дополнительные задания на карточках.

Стол заданий (смотри приложение).

5.- Следующий пункт плана. Выполнение творческой работы.

Закончите предложения. Передайте свое отношение к предмету.

Выбери слово: сосулька, сосулища.

Висела на крыше…

Она была…

Когда пригревало солнышко…

Проверка.

— Удалось ли показать свое отношение?

Вывод:

1 группа – работают самостоятельно в тетрадях.

Предлагаются критерии (правильно составленные предложения)

Отмечают уровень на «волшебной линеечке»

Пишут в тетради.

Отмечают уровень на «волшебной линеечке»

Сообщают результат 1,2 человека.

Работа в мини-группах.

Зачитывают получившиеся предложения.

— Точность употребления слова важна в литературной речи.

Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль (сравнение способа действия с целью обнаружения отклонений от эталона). Оценка.

Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение, умение оценивать действия партнера).

Регулятивные УУД: осознание качества составленных предложений.

Рефлексивно-оценочный.

— Все ли пункты плана выполнили?

— Какую цель мы ставим?

— Достигли мы поставленной цели урока?

— Над чем еще надо поработать?

Анализируют свои действия.

Рассказывают о результате своей работы.

Переформулируют недостатки в позитивные цели.

Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Вводно-мотивационный.

1.1 Организационный.

Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Проверьте свои рабочие места, настройтесь на работу.

Проверяют организацию рабочего места.

Познавательные УУД: общеучебные (самоконтроль)

1.2 Целеполагание и мотивация.

Мы писали сочинение по картинке А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Меня радует, что сочинения получились интересными, в них вы передали свои впечатления и чувства.

Зачитать 1 сочинение.

Выскажите свое мнение:

А) содержание соответствует теме;

Б) мысли изложены логично;

В) есть образные слова, текст эмоционально окрашен.

На этом работа над сочинением заканчивается.

— С чего начинаем каждый урок?

— Назовите тему нашего урока.

— Поставим цель.

— Зачем нужно уметь правильно строить предложения?

Высказывания детей.

— С определения темы урока и постановки цели.

Дети читают тему с доски.

— Классифицировать ошибки, упражняться в правильном построении предложений.

Ответы детей.

-Чтобы речь была понятной для окружающих. Нужно уметь выражать свои эмоции, чувства словами.

Познавательные УУД: логические (построение логической цели рассуждений, доказательство).

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации).

Познавательные УУД: (формулирование познавательной цели). Регулятивные УУД: целеполагание.

Личностные УУД: смыслообразование (учебная мотивация). Познавательные УУД: общеучебные (осознанное построение сообщения в устной форме)

1.3 Планирование.

Разбиение цели на задачи (задачи записаны на доске, последовательность нарушена)

— Прочитайте задачи, которые нужно выполнить, чтобы достичь цели. С какой начнем?

— Назовите следующую задачу?

— Далее.

— Назовите 4 задачу?

— Далее.

— К чему мы подойдем, выполнив все пункты плана?

— Что будет результатом?

— Что будет в конце урока?

— Разделить речевые ошибки на группы.

— Уяснить причину ошибок и способ их исправления.

— Составить алгоритм работы по исправлению ошибок.

— Работать над исправлением собственных ошибок.

(У кого нет ошибок) упражняться в выполнении типовых заданий в соответствии с классификацией.

Выполнить творческое задание.

— Мы подойдем к результату.

— Исправленные ошибки в сочинении, т.е. правильно построенные предложения.

— Оценим свою работу.

Регулятивные УУД: планирование (составление плана и последовательности действий).

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества (определять цели взаимодействия).

Личностные УУД: смыслообразование ( осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью).

2. Выявление места и причины затруднения.

– С чего начнем работу?

Вспомним типы речевых ошибок, над которыми будем работать.

П – повторы

1,2 – порядок слов в предложении

Пл – плеоназм

Т- тавтология

— Поработайте в парах.

Распределите предложения по группам в зависимости от вида ошибок.

КАРТОЧКА 1.

1.Наступил месяц апрель.

2.Солнце весеннее пригрело землю.

3.Зазвенела звонкая капель.

4.Бежит быстрый ручеек. Он бежит с пригорка и булькает.

5.Прилетели пернатые птицы.

6.Яркий лучик смелый растопил большой сугроб.

7.Из всех времен года я больше всего люблю весну. Я люблю ее больше зимы, осени и лета.

Проверка (сверяем с доской)

1,5 Наступил месяц апрель

Прилетели пернатые птицы Пл

2,6 Солнце весеннее пригрело землю

Яркий лучик смелый растопил большой сугроб. 1,2

4 Бежит быстрый ручеек. Он бежит с пригорка и булькает. П

3,7 Зазвенела звонкая капель Т

Из всех времен года я больше всего люблю весну. Я люблю ее больше зимы, осени и лета.

Итог.

— Поднимите руки пары, у которых нет ошибок.

– Следующий пункт плана.

Уяснить причину ошибок, найти способ их коррекции.

Плеоназм.

Наступил месяц апрель.

Прилетели пернатые (первые) птицы.

— Назовите причину ошибки?

— Как исправить?

Вывод:

1,2 – неправильный прядок слов в предложении

Солнце весеннее пригрело землю.

Яркий лучик смелый растопил большой сугроб.

-Причина ошибки?

-Как исправить?

Вывод:

Повторы.

Бежит (шумит) быстрый ручеек. Он бежит с пригорка и булькает.

-Причина ошибки?

— Пути исправления?

Вывод.

Тавтология.

Зазвенела звонкая капель.

Из всех времен года я больше всего люблю весну. Я люблю ее больше зимы, осени и лета.

-Причина ошибки?

-Как исправить?

Вывод.

— Читают 1 пункт плана.

Повторение одного и того же слова

Нарушение порядка слов в предложении

Плеоназм – оборот речи, в котором излишне повторяются слова, одинаковые или близкие по значению.

Тавтология – повторение одной и той же мысли другими словами, не обогащающими ее смысла.

Самостоятельная работа в парах. Классификация.

Читают свои варианты.

Читают 2 пункт.

Высказывания детей (невнимание к значению слова)

Месяц = апрель

Пернатые = птицы

— Убрать лишние слова.

— Заменить другим словом, называющим другой признак.

— Нельзя употреблять обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, совпадающие по значению.

Высказывания детей (не проговорил предложение целиком, прежде чем его записать)

— Перестроить предложение.

— однородные члены предложения разделять нельзя;

— согласованные определения ставятся перед главным словом.

Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания.

Малый объем внимания пишущего, забыл, что употребил это слово.

-Заменить местоимением, синонимом, другим словом.

Нужно обогащать речь синонимами.

-Недостаточный словарный запас. Многословие.

-Заменить другим словом.

-Убрать лишнее.

Однокоренные слова нельзя употреблять рядом. Нужно избегать повтора одной и той же мысли.

Познавательные УУД: общеучебные (структурирование знаний), логические (анализ объекта с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов).

Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение с товарищем.

Регулятивные УУД: контроль (сличение результатов с эталоном с целью обнаружения отклонений)

3. Построение проекта выхода из затруднения.

– Построим план выхода из затруднения, т.е. составим алгоритм, по которому вы будете работать самостоятельно.

Физминутка.

Прочитать предложение с речевой ошибкой.

Определить тип ошибки (могут быть разные).

Применить способ действия для исправления предложения.

Составить предложение устно.

Записать правильно составленное предложение.

Прочитать.

Регулятивное УУД: планирование последовательности действий.

4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

4.- Следующий пункт плана.

1 группа

Работать над исправлением ошибок.

2 группа

Упражняться в выполнении типовых заданий.

— Нужно будет оценить свою работу.

Предложите критерии оценки, связанные с темой урока.

— Выполните прогнозирование.

Задание на карточке 2.

Найди речевые ошибки в тексте. Запиши предложения правильно.

Лес проснулся после зимнего сна.

В голубом небе плывут облачные облака.

Горы рушит солнышко снежные.

Скоро появятся первые цветы. Весь лес оденется первой листвой.

Проверка. Сверяют с образцом.

Лес очнулся после зимнего сна.

В голубо небе плывут легкие облака.

Солнышко рушит снежные горы.

Скоро появятся первые цветы. Весь лес оденется зеленой листвой.

— Выполните ретроспективную самооценку по данному критерию.

— Расскажите о результатах

1 группа. Кто выполнил работу над ошибками, используют дополнительные задания на карточках.

Стол заданий (смотри приложение).

5.- Следующий пункт плана. Выполнение творческой работы.

Закончите предложения. Передайте свое отношение к предмету.

Выбери слово: сосулька, сосулища.

Висела на крыше…

Она была…

Когда пригревало солнышко…

Проверка.

— Удалось ли показать свое отношение?

Вывод:

1 группа – работают самостоятельно в тетрадях.

Предлагаются критерии (правильно составленные предложения)

Отмечают уровень на «волшебной линеечке»

Пишут в тетради.

Отмечают уровень на «волшебной линеечке»

Сообщают результат 1,2 человека.

Работа в мини-группах.

Зачитывают получившиеся предложения.

— Точность употребления слова важна в литературной речи.

Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль (сравнение способа действия с целью обнаружения отклонений от эталона). Оценка.

Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение, умение оценивать действия партнера).

Регулятивные УУД: осознание качества составленных предложений.

5. Рефлексивно-оценочный.

— Все ли пункты плана выполнили?

— Какую цель мы ставим?

— Достигли мы поставленной цели урока?

— Над чем еще надо поработать?

Анализируют свои действия.

Рассказывают о результате своей работы.

Переформулируют недостатки в позитивные цели.

Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения).

Регулятивные УУД: учиться удерживать цель.

Цель:

  • Учить детей оценивать качество творческой
    работы, отыскивать речевые ошибки и недочёты,
    исправлять их.
  • Формировать умение совершенствовать текст по
    содержанию, оценивать содержательную сторону
    текста.
  • Способствовать развитию речи, умению работать
    самостоятельно.
  • Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь.

Оборудование:

I. Памятки:

1) Работа над ошибками.

2) Речевые ошибки.

II. Фишки жёлтого, красного, зелёного цвета.

III. Карточка- таблица самооценки.

IV. Таблички на партах

План.

I. Организационный момент.

1) Проверка психологического настроя.

— Ребята покажите мне, каково на данный момент
ваше настроение, душевное состояние. (Фишки у
каждого на парте)

О — плохо

О — не очень

О — хорошо

Надеюсь, в ходе урока настроение поменяется у
тех, кому сейчас не комфортно.

2) Концентрация внимания. Настрой на урок.

— Скажем хором: “Мы внимательны! Всё будет
хорошо! Мы успеем сделать всё!”

II. Постановка учебной задачи.

Тема урока на доске и цели вам известны, вы их
сформулировали.( -учиться оценивать качество
творческой работы, -отыскивать речевые ошибки и
недочёты, исправлять их, — работая в паре
проявлять доброжелательность, терпение, такт)

Хочу зачитать 2 работы. Прошу слушать
внимательно.

(зачитываю 2 противоположные работы, не называя
имена авторов).

Удачное – у Алсу (характеристику совместно с
детьми с опорой на памятки)

Неудачное — у Павла (характеристику)

Дети дают характеристику и выставляют оценку в
листе самооценки за этот этап работы.

– У многих ребят интересные работы, но
рассказать не все сумели интересно и грамотно.
Многие сочинения требуют доработки. Они
получатся хорошими, если исправить некоторые
недостатки.

Будем учиться находить недостатки в сочинении
и исправлять их.

III. Анализ сочинений.

На доске выписаны наиболее часто встречающиеся
ошибки.

1. Соответствие сочинения теме. Полнота
раскрытия темы.

Мне нравится собирать цветы. Тем более
красивые. Потому что очень весело.

Мне нравится царь Пётр I. Он очень трудолюбивый.
Я очень люблю родителей. Они очень трудолюбивые.

Идет обсуждение, и строятся варианты
исправления. (Варианты исправления озвучиваются
по ходу обсуждения)

2. Построение предложений. (Полнота раскрытия
темы)

У мамы тяжёлый труд. Без труда никто не мог бы
жить…

Мама учит меня работать с детства.

Так заканчиваются выходные.

Идет обсуждение, и строятся варианты
исправления.

3. Наличие главной мысли (во 2 сочинении)

4. Повторы.

Я люблю быть в деревне. В деревне очень хорошо.
В деревне есть…

Аналогичная работа над ошибками.

5. Отметки в листах самооценки. (дети выставляют
самооценку за этот этап работы)

IV. Работа над совершенствованием текста
сочинений.

— Сегодня мы будем выполнять работу редактора, и
работать с авторским текстом, т.е. текстом своего
товарища.

У каждого редактора есть подробные алгоритмы и
памятки условных обозначений.

На работу даю 10 минут.

Затем начнёте работу в парах, где роль автора и
редактора играете по очереди.

Т.к. нет много времени, то орфографические
ошибки я выписала каждому отдельно. Это домашнее
задание.

V. Обсуждение итогов в парах.

1. Настрой: Я могу быть приветливым, терпеливым
и добрым.

2. Работа в парах автор – редактор

VI. Итог.

  1. Зачитаю 1 работу — исправленный вариант.
  2. Самооценка.
  3. Настроение (почему?)

VII.Домашнее задание: переписать работу +
орфографические ошибки. Подготовить работы к
печати.

ГБОШИ РФМЛИ

Открытый урок

по русскому языку

Тема:

Работа над ошибками.

Учитель

Чувилкина Е.Ю.

Стаж работы 25 лет

Категория высшая

Г. Владикавказ

2013 г.

Цель:

провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД.

Подготовительная работа:

На предыдущем уроке дети написали тест.

Работа была проверена, оценки выставлены. Ошибки учителем не исправляются, но напротив задания, выполненного с ошибками ставится знак «-». Это сигнал для ребёнка и подсказка, где искать ошибку.

Пятеро детей, выполнивших работу без ошибок, становятся хозяевами столиков – экспертами. Эти дети заранее получают подробный инструктаж по работе в группе: с какой орфограммой будут работать, в каких номерах теста велась работа с данной орфограммой, какие ошибки могли быть допущены учениками в данных заданиях, какую карточку-помощницу надо будет заполнить с каждой группой за их столиком. Для удобства проверки карточки можно сделать разных цветов. Например, за первым столиком они будут жёлтого цвета, за вторым – розового и т.д. На груди у экспертов должны быть номера столиков.

Всех остальных детей необходимо разделить на пять групп так, чтобы в каждой группе были ученики с разным уровнем подготовки. Так более сильные могут помогать тем, у кого возникли проблемы при работе с текстом.

Ход урока:

  1. Организационное начало.
  2. Мотивация к учебной деятельности.

— Вчера вы написали тест. И сегодня по традиции я приглашаю вас в «Орфографическое кафе».

— Почему кафе называется «Орфографическое»?

— Определите тему сегодняшнего урока. (Слайд 1)

— Итак, перед вами проверенные тесты. Может быть кто-то не согласен с тем, как я оценила его работу?

— Может быть кто-то хотел получить более высокую оценку?

— Что вам помешало?

— Сформулируйте цели сегодняшнего урока.

— В нашем «кафе» пять столиков. За каждым столиком вы будете работать над определёнными орфограммами. У каждого столика есть хозяин-эксперт (это учащиеся, которые выполнили работу на «отлично» и не только сами знают материал, но и могут проверить работу других, найти и объяснить ошибки).

— В течение урока каждая группа побывает за каждым столиком и таким образом поработает над каждой орфограммой.

— За каждым столиком вы работаете в группе в течение 5-ти минут. За это время вы должны (Слайд 2):

1). Определить проблему.

2). Заполнить карточку-помощницу.

3). Найти ошибку.

4). Исправить ошибку.

— Кто считает. Что над ошибками надо работать?

— Кто считает, что может это сделать?

— Кто хочет исправить свои ошибки?

— Тогда – в путь! Удачи!

3. Работа в группах.

 Дети работают за каждым столиком по 5 минут. Под руководством хозяина-эксперта они определяют орфограмму (за каждым столиком свою), заполняют карточку-помощницу. Затем каждый ученик должен проверить соответствующие номера в тесте, найти и исправить ошибки. Если ошибок на данную орфограмму нет, то ученик оказывает помощь тем, кому трудно справиться с данной задачей. Как только группа выполняет все пункты плана. Дети берутся за руки и поднимают их вверх: работа закончена.

После каждого периода в 5 минут ученики заполняют «Лист самооценки» для данного столика, забирают заполненную карточку-помощницу и меняются столиками.

Таким образом каждая группа учащихся за урок работая поочерёдно за каждым из пяти столиков повторяет все орфограммы, исправляет ошибки, заполняет «Лист самооценки» и собирает карточки-помощницы.

  1. Проверка работы групп (проводится после последнего перехода).

— Итак, за каждым столиком вы работали над определённой орфограммой. Вы исправляли свои ошибки после заполнения карточки-помощницы.

— Сколько карточек собралось в каждой команде? (5)

— Проверьте правильность выполнения работы по эталону

Дети сравнивают свои карточки-помощницы с эталоном (Слайды 3-7), оценивая свои работы большим пальцем, поднимая его вверх или опуская вниз.

Хозяева столиков по ходу слайдов дают оценку работе последних посетивших их групп и своей работе.

  1. Рефлексия.

— Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

— Кто считает, что он достиг цели урока? Это вы можете проследить по «Листу самооценки».

Несколько человек комментируют самооценку работы.

— Следующий урок мы начнём с анализа «Листов самооценки», чтобы определить. В каком направлении нам двигаться дальше.

— Спасибо за урок! (Слайд)

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками в слове туч
  • Работа над ошибками в слове появляется
  • Работа над ошибками в слове осенний
  • Работа над ошибками в слове медведь
  • Работа над ошибками звуки и буквы согласные звуки

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии