2 КЛАСС
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Каждую ошибку отрабатывай с новой строки!!!
- Большая буква в начале предложения, постановка знаков препинания в середине или в конце предложения, пропуск или замена слов в предложении.
Выпиши предложение правильно, подчеркни букву, знак или слово, которые были написаны или поставлены неверно.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети этому рады. Ребята лепили снежки, катались с горки.
- Пропуск или замена буквы в слове. Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой была ошибка.
Делай так: звонок, ученик
- Перенос слова. Выпиши слово, раздели на слоги, напиши, указав все варианты переноса.
Делай так: звонок, зво-нок; ученики, уче-ники, учени-ки
- Гласные после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу, написание сочетаний чк, чн, нч,щн, нщ. Выпиши слово, рядом запиши ещё 2-3 слова на это же правило, подчеркни написание.
Делай так: машина, живот, шипы; дочка, ночка, ночной.
- Непроверяемые написания (словарные слова). Выпиши слово правильно, рядом напиши ещё 2-3 родственных слова, подчеркни букву, в написании которой была допущена ошибка, поставь ударение.
Делай так: ягода, ягодный, ягодка; здравствуй, здравие
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Выпиши слово правильно, рядом напиши проверочное слово, чтобы гласная была под ударением, гласную подчеркни, в обоих словах поставь ударение.
Делай так: домашний – дом, волна – волны
- Парная согласная на конце слова или корня. Выпиши слово правильно, рядом напиши проверочное слово (в котором после сомнительной согласной идёт гласная или буква н), подчеркни согласную, а в проверочном слове и гласную, которая помогла проверить.
Делай так: мороз – морозы, ягодка — ягодный
- Двойная согласная. Выпиши слово, подели его на слоги и для переноса.
Делай так: классный, клас-сный, теннис, тен-нис
- Непроизносимая согласная в слове. Выпиши слово правильно, если, возможно, напиши рядом проверочное слово, если нет, то напиши рядом 1-2 родственных слова.
Делай так: здравствуй – здравие, солнце, солнышко, солнечный
- Заглавная буква в написании имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, географических названиях. Выпиши слово правильно, рядом напиши 2-3 слова на это же правило.
Делай так: Маша, Ира, Петя. Москва, Рязань, Ростов.
- Раздельное написание предлогов. Выпиши слово с предлогом правильно, рядом напиши это же слово, вставив между ним и предлогом другое слово, подчеркни пробел после предлога.
Делай так: в лесу, в большом лесу
- Слитное написание приставок. Напиши слово правильно, рядом напиши 2-3 слова с такой же приставкой. Приставку обозначь, подчеркни слитное написание приставки.
Делай так: подморозило, подбежал, подосиновик
- Написание мягкого знака на конце или в середине слова. Напиши слово правильно, рядом напиши ещё 2-3 слова на это же правило, мягкий знак подчеркни.
Делай так: дождь, ель, день; коньки, деньки, пальто
- Написание разделительного мягкого знака. Выпиши слово правильно, рядом напиши 2-3 слова на это же правило, подчеркни мягкий знак и гласную после него.
Делай так: ручьи, листья, вьюга
- Написание разделительного твёрдого знака. Выпиши слово правильно, рядом напиши 2-3 слова на это же правило, подчеркни твёрдый знак и гласную после него, приставку обозначь.
Делай так: съезд, объём, объявление.
- Ошибка на незнакомое правило. Выпиши слово правильно 2-3 раза.
Памятка
«Работа над
ошибками по русскому языку
для учащихся 2
классов»
Данная памятка
поможет учащимся 2 классов в самостоятельной работе над ошибками по русскому
языку.
1.
Пропуск, замена букв.
Выпиши
слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так:
плотник, веник.
2.
Большая буква в именах собственных.
Запомни:
Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень,
клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:
Корова
Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
3.
Большая буква в начале предложения.
Запомни:
Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши
правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение.
Подчеркни заглавную букву.
Делай так:
Папа купил
ёлку. Дети рады.
4.
Слог.
Запомни: Сколько
в слове гласных, столько и слогов.
Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так:
мо-ло-ко-3
сл., ро-бот-2 сл.
5.
Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится
точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши
предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким
же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро
Новый год! Кто стучится в нашу дверь?
6.
Разбор предложения.
Запомни: По
цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные
и побудительные.
По интонации:
восклицательные и невосклицательные.
сущ. гл. прил. сущ.
Делай так:
Днём
шёл мелкий дождик.
дождь (какой?) мелкий
шёл (когда?) днём
7.
Гласные после шипящих.
Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши
слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так:
ерши,
ужи, чаща, чайник, чудо,
щупальца.
8.
Перенос слова.
Запомни: При
переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на
другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной
(коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова
с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся:
Оля, танк.
Делай так:
ака
— ция, Уль — яна, пе – тель -ка.
9.
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:
пень, деньки,
пальчик.
10.
Разделительный мягкий знак.
Запомни:
Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными
буквами е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели корень.
Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
11.
Разделительный твёрдый знак.
Запомни:
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на
согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши
слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, объявление.
12.
Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания
чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так:
почка,
мощный, речной, обманщик.
13.
Правописание
предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел.
Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) от реки.
14. Правописание приставки со словом.
Запомни:
Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова
однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, приехал, уехал.
15. Ударение.
Запомни:
Передать ритм слова можно с помощью хлопка. В словах с одним слогом ударение
не ставится.
Выпиши
слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай
так: Алфави́т, портфе́ль, класс.
16. Безударная гласная в корне,
проверяемая ударением.
Запомни:
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное
слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение.
Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады́ — сад, леса́
— лес, волна́ – во́лны.
17. Непроверяемая безударная гласная.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной
гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
Выпиши
слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай
так: Капуста, капустный,
капусточка
18.
Парные
звонкие и глухие согласные.
Запомни:
(в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную
на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором
после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так: Завод – заводы,
лес – леса, ягодка – ягода.
19.Правописание непроизносимых согласных.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в
корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен
согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда,
солнце – солнышко, честный – честь.
Составила:
Мацулевич И.И.,
учитель начальных классов
Памятка
«Работа над ошибками по русскому языку, 1—2 классы»
1. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни орфограммы.
Делай так: Выпал пушистый снег.
2. Пропуск буквы, замена буквы.
Выпиши слово, подчеркни пропущенную букву, раздели его на слоги.
Делай так: прилежные, при—леж—ны—е
3. Перенос слова.
Напиши слово, разделив его на слоги для переноса.
Делай так: ве—селая, весе—лая
4. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: Саша, Алеша, Миша
5. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, жили
6. Сочетания чк, чн, нщ, щн, чт.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: дочка, речка, мощный
7. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: учитель, пальто, коньки
8. Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: вьюга, листья, соловьи
Помни! Разделительный Ь пишется после согласных и перед гласными буквами е, е, ю, я, и
в корне слова.
9. Разделительный твердый знак Ъ.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: объяснил, подъезд, съемка
Помни! Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными буквами
е, е, ю, я.
10. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели в нем приставку, напиши еще 2—3 слова с этой приставкой.
Делай так: полетели, побежали, поехали или
отбежал, отлетел, отделал
11. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно, выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с
другими приставками.
Делай так: заехал, переехал, уехал, выехал
Помни! Приставка – часть слова, она пишется слитно со словом.
№
Орфограмма /объяснение оформления работы
1
Оформление предложений при письме.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.
Образец: Выпал пушистый снег.
2
Заглавная буква в именах собственных. Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 – 3 своих примера на это правило.
Образец: Таня, Москва, Енисей, Жучка.
3
Пропуск, замена, вставка буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем букву, в написании которой ты ошибся.
Образец: Звонок, ученик.
4
Слог. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Образец: у – чи – тель – 3 слога.
5
Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
Образец: оси – на, груп-па
6
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Образец: Ель, тень, пень. Коньки, мальчик, пальто.
7
Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Образец: Тучка, мощный, дачник.
8
Правописание жи – ши, ча – ща, чу-щу.
Правильно выпиши слово, в котором допущена ошибка, подчеркни орфограмму. Запиши 2 – 3 своих примера на это правило.
Образец: Мыши, шишка, камыши. Чайка, час, чайник.
9
Безударная гласная в корне,
проверяемая ударением (а, я, о, е, и).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Образец:
Вода́ – во́ды.
10
Словарные слова.
Напиши слово правильно 3 раза, поставь ударение, подчеркни «опасные» места. Придумай с этим словом словосочетание или предложение.
Образец: Капу́ста, капу́ста, капу́ста.
В этом году был хороший урожай капу́сты.
11
Парная согласная в корне слова.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Образец: Мороз-морозы, ягодка-ягоды.
12
Разделительный Ь.
Запомни! Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными Е, Е, И, Ю, Я.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни Ь и гласную букву.
Образец: Вьюга, листья, соловьи.
13
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Образец: К берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Школьникова Т.Ю., учитель нач.классов
Проведение работы над ошибками в творческих работах по русскому языку
Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом веду в двух направлениях:
формирование умений анализировать готовый текст;
обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).
Систематическая работа над текстом даёт учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.
Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.
Обучение изложению начинаю с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.
Требования к изложению:
самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);
использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;
полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.
Для проведения последующей работы над ошибками анализирую изложения и классифицирую их с учётом:
точности и последовательности передачи содержания текста;
ошибок в построении предложений;
неправильного употребления слов;
наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
Работу над ошибками в изложении провожу на следующем уроке. Начинаю со сравнения написанных учащимися изложений с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разбираю орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:
учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:
-
понять и раскрыть тему сочинения;
-
подчинить своё сочинение определённой мысли;
-
собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;
-
определить границы сочинения;
-
составить план и писать по плану;
-
создать текст и записать его;
-
использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
-
совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.
Работу над ошибками в сочинении провожу на следующем уроке и включаю следующее:
-
зачитывание лучших сочинений;
-
коллективный анализ сочинений:
-содержания;
-построения целого текста и связи его частей;
-построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;
-порядка слов в предложении;
-связи между словами в предложении;
-употребление отдельных слов и выражений;
-коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);
-индивидуальная работа над ошибками.
У учащихся на партах всегда есть памятка, помогающая понять допущенные ошибки и правильно их исправить.
Памятка работы над ошибками в изложении и сочинении.
Условное обозначение ошибки |
Ошибка |
Способ исправления |
Ф |
Фактическая ошибка |
Исправить |
V |
Пропуск важного слова или предложения. |
Вставить пропущенное слово или предложение. |
Z |
Не выделен абзац |
Начать с красной строки. |
(.) |
Нет точки в конце предложения |
Поставить точку в конце предложения. |
1,2,3, … |
Неудачный порядок слов. |
Изменить порядок слов. |
Н |
Неудачное слово или предложение. |
Заменить другим словом или составить другое предложение. |
П |
Повтор |
Заменить или исключить повторяющееся слово |
( ) |
Лишнее |
Убрать лишнее |
Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.