Работа над ошибками в изложении 2 класс памятка

2 КЛАСС

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Каждую ошибку отрабатывай с новой строки!!!

  1. Большая буква в начале предложения, постановка знаков препинания в середине или в конце предложения, пропуск или замена слов в предложении.

Выпиши предложение правильно, подчеркни букву, знак или слово, которые были написаны или поставлены неверно.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети этому рады. Ребята лепили снежки, катались с горки.

  1. Пропуск или замена буквы в слове. Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой была ошибка.

Делай так:  звонок, ученик

  1. Перенос слова. Выпиши слово, раздели на слоги, напиши, указав все варианты переноса.

Делай так:  звонок, зво-нок; ученики, уче-ники, учени-ки

  1. Гласные после  шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу, написание сочетаний чк, чн, нч,щн, нщ.  Выпиши слово, рядом запиши ещё 2-3 слова на это же правило, подчеркни написание.

Делай так:  машина, живот, шипы; дочка, ночка, ночной.

  1. Непроверяемые написания (словарные слова). Выпиши слово правильно, рядом напиши ещё 2-3 родственных слова, подчеркни букву, в написании которой была допущена ошибка, поставь ударение.

Делай так:  ягода, ягодный, ягодка; здравствуй, здравие

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Выпиши слово правильно, рядом напиши проверочное слово, чтобы гласная была под ударением, гласную подчеркни, в обоих словах поставь ударение.

Делай так:  домашний – дом, волна – волны

  1. Парная согласная на конце слова или корня. Выпиши слово правильно, рядом напиши проверочное слово (в котором после сомнительной согласной идёт гласная или буква н), подчеркни согласную, а в проверочном слове и гласную, которая помогла проверить.

Делай так:  мороз – морозы, ягодка — ягодный

  1. Двойная согласная. Выпиши слово, подели его на слоги и для переноса.

Делай так:  классный, клас-сный, теннис, тен-нис

  1. Непроизносимая согласная в слове. Выпиши слово правильно, если, возможно, напиши рядом проверочное слово, если нет, то напиши рядом 1-2 родственных слова.

Делай так:  здравствуй – здравие, солнце, солнышко, солнечный

  1.  Заглавная буква в написании имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, географических названиях. Выпиши слово правильно, рядом напиши 2-3 слова на это же правило.

Делай так:  Маша, Ира, Петя. Москва, Рязань, Ростов.

  1. Раздельное написание предлогов. Выпиши слово с предлогом правильно, рядом напиши это же слово, вставив между ним и предлогом другое слово, подчеркни пробел после предлога.

Делай так:  в лесу, в большом лесу

  1. Слитное написание приставок. Напиши слово правильно, рядом напиши 2-3 слова с такой же приставкой. Приставку обозначь, подчеркни слитное написание приставки.

Делай так:  подморозило, подбежал, подосиновик

  1. Написание мягкого знака на конце или в середине слова. Напиши слово правильно, рядом напиши ещё 2-3 слова на это же правило, мягкий знак подчеркни.

Делай так:  дождь, ель, день; коньки, деньки, пальто

  1. Написание разделительного мягкого знака. Выпиши слово правильно, рядом напиши 2-3 слова на это же правило, подчеркни мягкий знак и гласную после него.

Делай так:  ручьи, листья, вьюга

  1. Написание разделительного  твёрдого знака. Выпиши слово правильно, рядом напиши 2-3 слова на это же правило, подчеркни твёрдый знак и гласную после него, приставку обозначь.

Делай так:  съезд, объём, объявление.

  1. Ошибка на незнакомое правило. Выпиши слово правильно 2-3 раза.

Памятка

«Работа над
ошибками по русскому языку

для учащихся 2
классов»

Данная памятка
поможет учащимся 2  классов в самостоятельной работе над ошибками по русскому
языку.

1.    
Пропуск, замена букв.

Выпиши
слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так:
плотник, веник.

2.    
Большая буква в именах собственных.

Запомни:
Имена, отчества и фамилии  людей, названия морей, рек, городов, деревень,
клички животных пишутся с большой буквы.

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:
Корова
Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.

3.    
Большая буква в начале предложения.

Запомни:
Начало предложения  пишется с заглавной буквы.

Выпиши
правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно                             предложение.
Подчеркни заглавную букву.

Делай так:
Папа купил
ёлку.  Дети рады.

4.    
Слог.

Запомни: Сколько
в слове гласных, столько и слогов.

Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так:
мо-ло-ко-3
сл., ро-бот-2 сл.

5.    
Знаки препинания в конце предложения.

Запомни:   В конце предложения ставится
точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши
предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким
же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.

Делай так: Кедр  – это хвойное дерево.  Скоро
Новый год! Кто стучится в нашу дверь?

6.    
Разбор предложения.

Запомни: По
цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные
и побудительные.

По интонации:
восклицательные  и невосклицательные.

                    
сущ.   гл.    прил.      сущ.

Делай так:
Днём
шёл   мелкий   дождик.

                   
дождь (какой?) мелкий

     
              шёл (когда?) днём

7.    
Гласные после шипящих.

Запомни: Жии, чаа, чуу.

Выпиши
слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

Делай так:
ерши,
ужи, чаща, чайник, чудо,
щупальца.

8.    
Перенос слова.

Запомни: При
переносе нельзя
оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на
другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной
(коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова
с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся:
Оля, танк.

Делай так:
ака
— ция, Уль — яна, пе – тель -ка.

9.    
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши
слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:
пень, деньки,
пальчик.

10.
 Разделительный мягкий знак.

Запомни:
Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными
буквами е, ё, и, ю, я.

Выпиши  слово правильно. Выдели корень.
Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту
орфограмму.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи

11.
Разделительный твёрдый знак.

Запомни:
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на
согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Выпиши
слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Подъезд, объявление.

12.
Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Запомни: Сочетания
чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.

Выпиши
слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

Делай так:
почка,
мощный, речной, обманщик.

13.
Правописание
предлога со словом.

Запомни: Предлог пишется отдельно от слова.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел.
Вставь между предлогом и  словом другое слово или вопрос.

Делай так:  От реки, от (чего?) от реки.

14. Правописание приставки со словом.

Запомни:
Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова
однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: Заехал, приехал, уехал.

15. Ударение.

Запомни:
Передать ритм слова можно с помощью хлопка. В словах с одним слогом ударение
не ставится.

Выпиши
слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

 Делай
так:
Алфави́т, портфе́ль, класс.

16. Безударная гласная в корне,
проверяемая ударением.

Запомни:
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное
слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь ударение.
Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Сады́ — сад, леса́
— лес, волна́ – во́лны.

17. Непроверяемая безударная гласная.                       

Запомни: Слова с непроверяемой безударной
гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Выпиши
слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай
так:
Капуста, капустный,
капусточка

18.
 Парные
звонкие и глухие согласные.

Запомни:
(в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную
на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором
после этой согласной буквы стоит гласная.

Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.

Делай так:  Завод – заводы,
лес – леса, ягодка – ягода.

19.Правописание непроизносимых согласных.

Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в
корне слова, надо  подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен
согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.

Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.

Делай так:   Звёздный – звезда,
солнце – солнышко, честный – честь.

Составила:

Мацулевич И.И.,
учитель начальных классов

Памятка

«Работа над ошибками по русскому языку, 12 классы»

1. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни орфограммы.

Делай так: Выпал пушистый снег.

2. Пропуск буквы, замена буквы.

Выпиши слово, подчеркни пропущенную букву, раздели его на слоги.

Делай так: прилежные, прилежные

3. Перенос слова.

Напиши слово, разделив его на слоги для переноса.

Делай так: веселая, веселая

4. Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: Саша, Алеша, Миша

5. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, жили

6. Сочетания чк, чн, нщ, щн, чт.

Выпиши слово правильно, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: дочка, речка, мощный

7. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: учитель, пальто, коньки

8. Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши слово правильно, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: вьюга, листья, соловьи

Помни! Разделительный Ь пишется после согласных и перед гласными буквами е, е, ю, я, и

в корне слова.

9. Разделительный твердый знак Ъ.

Выпиши слово правильно, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: объяснил, подъезд, съемка

Помни! Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными буквами

е, е, ю, я.

10. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели в нем приставку, напиши еще 23 слова с этой приставкой.

Делай так: полетели, побежали, поехали или

отбежал, отлетел, отделал

11. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово правильно, выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с

другими приставками.

Делай так: заехал, переехал, уехал, выехал

Помни! Приставка – часть слова, она пишется слитно со словом.

Орфограмма /объяснение оформления работы

1

Оформление предложений при письме.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.

Образец: Выпал пушистый снег.

2

Заглавная буква в именах собственных. Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 – 3 своих примера на это правило.

Образец: Таня, Москва, Енисей, Жучка.

3

Пропуск, замена, вставка буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем букву, в написании которой ты ошибся.

Образец: Звонок, ученик.

4

Слог. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Образец: у – чи – тель – 3 слога.

5

Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

Образец: оси – на, груп-па

6

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Образец: Ель, тень, пень. Коньки, мальчик, пальто.

7

Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Образец: Тучка, мощный, дачник.

8

Правописание жи – ши, ча – ща, чу-щу.

Правильно выпиши слово, в котором допущена ошибка, подчеркни орфограмму. Запиши 2 – 3 своих примера на это правило.

Образец: Мыши, шишка, камыши. Чайка, час, чайник.

9

Безударная гласная в корне,

проверяемая ударением (а, я, о, е, и).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Образец:

Вода́ – во́ды.

10

Словарные слова.

Напиши слово правильно 3 раза, поставь ударение, подчеркни «опасные» места. Придумай с этим словом словосочетание или предложение.

Образец: Капу́ста, капу́ста, капу́ста.

В этом году был хороший урожай капу́сты.

11

Парная согласная в корне слова.

Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Образец: Мороз-морозы, ягодка-ягоды.

12

Разделительный Ь.

Запомни! Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными Е, Е, И, Ю, Я.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни Ь и гласную букву.

Образец: Вьюга, листья, соловьи.

13

Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

Образец: К берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Школьникова Т.Ю., учитель нач.классов

Проведение работы над ошибками в творческих работах по русскому языку

 Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом веду в двух направлениях:

 формирование умений анализировать готовый текст;

 обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).

Систематическая работа над текстом даёт учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.

Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.

 Обучение изложению начинаю с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.

Требования к изложению:

 самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

 использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

 полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.

Для проведения последующей работы над ошибками анализирую изложения и классифицирую их с учётом:

 точности и последовательности передачи содержания текста;

 ошибок в построении предложений;

 неправильного употребления слов;

 наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

 Работу над ошибками в изложении провожу на следующем уроке. Начинаю со сравнения написанных учащимися изложений с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разбираю орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:

 учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

 учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;

 учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;

 учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

 осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

 организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:

  • понять и раскрыть тему сочинения;

  • подчинить своё сочинение определённой мысли;

  • собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;

  • определить границы сочинения;

  • составить план и писать по плану;

  • создать текст и записать его;

  • использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;

  • совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Работу над ошибками в сочинении провожу на следующем уроке и включаю следующее:

  • зачитывание лучших сочинений;

  • коллективный анализ сочинений:

-содержания;

-построения целого текста и связи его частей;

-построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;

-порядка слов в предложении;

-связи между словами в предложении;

-употребление отдельных слов и выражений;

-коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);

-индивидуальная работа над ошибками.

У учащихся на партах всегда есть памятка, помогающая понять допущенные ошибки и правильно их исправить.

Памятка работы над ошибками в изложении и сочинении.

Условное обозначение

ошибки

Ошибка

Способ исправления

Ф

Фактическая ошибка

Исправить

V

Пропуск важного слова или предложения.

Вставить пропущенное слово или предложение.

Z

Не выделен абзац

Начать с красной строки.

(.)

Нет точки в конце предложения

Поставить точку в конце предложения.

1,2,3, …

Неудачный порядок слов.

Изменить порядок слов.

Н

Неудачное слово или предложение.

Заменить другим словом или составить другое предложение.

П

Повтор

Заменить или исключить повторяющееся слово

( )

Лишнее

Убрать лишнее

Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками в диктанте памятка
  • Работа над ошибками в диктанте начальная школа
  • Работа над ошибками в диктанте имя прилагательное 2 класс
  • Работа над ошибками в диктанте дружная весна
  • Работа над ошибками в диктанте 2 класс школа россии

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии