Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 2»
Внеклассное мероприятие
для учащихся 5-9 классов
«День защитника Отечества»
Подготовили и провели:
Селедцова А.Е., воспитатель
высшей квалификационной категории;
Солопова Н.Б., учитель
высшей квалификационной категории
2014 год
День защитника Отечества
Слайд 1.
«Что ж, мальчишки, есть мальчишки» –
Скажут папы по-житейски,
И вздохнут тихонько мамы:
«На глазах растут мужчины
Беспокойны и упрямы,
Что ж, мужчины есть мужчины».
Ведущая:
Мальчики, беспокойное громкоголосое племя, но давайте не будем спешить с выводами. Ведь есть одно важное качество у мальчиков, которое искупает все их недостатки. Это мужество. С рождения мальчик должен формировать свой характер: воспитывать в себе благородство, решительность, честность, уважение к женщине, снисходительность к слабому. На Руси люди всегда верили в силу и покровительство имени. Имя же давали в честь того или иного святого: Александр, Владимир, Иван, Фёдор. В нашей традиции святые – это воины богатыри, защитники угнетённых. Это мужественные люди, победившие свои слабости и обстоятельства жизни. Давая имя в честь святого, мать была уверена в том, что её сын вырастит хорошим человеком, храбрым воином. Вот созвездие этих имён:
- Александр – мужественный и храбрый, борющийся за славу.
- Никита – победитель.
- Антон – воин.
- Валентин – сильный.
- Святослав – освящённый славой.
Ведущая:
Я поздравляю ребят с такими замечательными именами. Пусть всегда вашу жизнь согревает честь и свет русского имени.
Слайд 2.
Ведущая:
Давайте вспомним о каждом из них.
Слайд 3. Князь Святослав и его мать княгиня Ольга
1-ый ученик:
Слайд 4. Князю Святославу было 4 года, когда мать княгиня Ольга взяла его в поход. Она надела на мальчика шлем, посадила его на боевого коня, подала лёгкое копьё и сказала: «Не бойся, сынок!». «Я не боюсь, мама» — ответил ей князь. По одну сторону стояло войско Ольги – по другую – неприятельское.
«Начинай сынок».
Мальчик качнул поводьями, конь вынес его вперёд. Святослав, что было сил, метнул копьё в сторону противника. И пусть первый его удар был не точен, воины кинулись за ним и обратили врага в бегство. Князь рос и мужал, стал могучим богатырём. Слайд 5. Слава князю непобедимому воину, защитнику Отечества!
Слайд 6. Пётр I
2-ый ученик:
Царевич Пётр 1 возрасте 15 лет Слайд 7., с «потешным» отрядом проходил солдатское дело: приёмы штыковой атаки, стрельбу… Впоследствии отряды «потешных» станут его гвардией, ядром новой армии. Сын – был совершенно счастлив, когда мать, в ознаменование его первых успехов в военном деле, подарила ему сержантский мундир. Слайд 8. При Петре в России появилась современная регулярная армия и флот, сумевшие отстоять интересы молодой России на западных и южных рубежах. Слайд 9. Пётр проявлял особую страсть к морю. Он освоил корабельное, столярное, токарное, оружейное, кузнечное и паяльное дело…
Слайд 10. Пётр всегда мечтал о величии России и трудился на благо. Его мечта давала ему силы. Он стал великим, могучим преобразователем, определившим путь страны на столетия вперёд.
Слайд 11. А. Суворов
3-ый ученик:
Полководец А.Суворов, наречённый в честь святого Александра Невского. Он был слаб и худ. Мало кто ждал от него чего-нибудь путного. Даже отец – боевой генерал Василий Иванович, пророчил сыну чиновничий жребий. Но что же сам Александр? Он стал прилежным в учёбе. Регулярно обливался холодной водой, в стужу и под проливным дождём скакал на лошади. Долгими зимними вечерами с игрушечными солдатиками разыгрывал боевые сражения.
Слайд 12. Генералиссимус А.В.Суворов провёл 60 крупных сражений и одержал 60 исторических побед.
А. Матросов
4-ый ученик:
Слайд 13. В 1941 году началась Великая Отечественная война.
Слайд 14. К нам пришли незваные гости. Миллионы солдат. Они брали всё, что хотели, людей истребляли или угоняли на работу. Речь шла о том, выживет ли Россия в этом испытании? За оружие взялись все. Сражались с врагом даже дети. Слайд 15. Алексан6др Матросов – юный солдат – закрыл собою пулемёт, который бил из амбразуры. Саша обыкновенный мальчик не готовил себя к подвигу, он любил свою Родину и верил в победу.
Ведущая:
А какие же вы, мальчишки наших дней? Я предлагаю проверить вас в состязании.
Выходят 2 команды:
команда моряков и команда солдат.
Девиз команды моряков:
«Дружить всегда, дружить везде,
Дружить на суше и воле»
Девиз команды солдат:
«Ни шагу назад, ни шагу на месте,
Только вперёд и только все вместе»
Ведущий:
Прежде чем перейти к состязаниям члены команды должны ответить на ряд вопросов.
Вопросы для команды моряков.
Что обозначают слова:
1. Баркас (ответ: небольшое судно)
2. Иллюминатор (ответ: окно в помещении судна)
3. Каюта (ответ: жилое помещение моряков)
4. Палуба (ответ: место для построения команды)
5. Юнга (ответ: ученик, обучающийся морскому делу)
6. Камбуз (ответ: корабельная кухня)
Вопросы для команды солдат.
1. Как называется здание, где живут солдаты? (ответ: казарма)
2. Как называется армейское наказание? (ответ: наряд вне очереди)
3. Как называется стремительное наступление войск?(ответ: атака)
4. Название артиллерийского орудия. (ответ: пушка)
5. Хорошо замаскированное взрывное устройство. (ответ: мина)
Ведущая:
Молодцы ребята!
На все вопросы ответили правильно. Приступим к состязаниям.
Конкурс «Сила молодецкая»
Ведущая:
Сейчас мы проверим силу мышц ваших рук. Отжимание от пола.
У кого больше отжиманий за 30 секунд получит 5 балов, у кого меньше – 4 бала.
Конкурс «Перетягивание каната»
Ведущая:
Ваша задача: перетянуть команду соперника на свою сторону.
Конкурс «Меткий стрелок»
Ведущая:
Необходимо метнуть «гранату» (кеглю) во «вражеский дзот» (корзину). Побеждает команда, у которой большее число точных попаданий.
Конкурс «Богатырское толкание»
Ведущая:
Первая пара «богатырей» выталкивают друг друга из круга диаметром 3 метра, упираясь ладонями в ладони соперника.
Вторая пара выталкивает друг друга, упираясь спинами.
Третья пара выталкивает друг друга, упираясь грудью.
Четвёртая пара, стоя на одной ноге, выталкивает друг друга, упираясь плечом в плечо.
Конкурс «Болото»
Ведущая:
Необходимо пройти заданное расстояние, ступая по листам бумаги, передвигая их руками.
Конкурс «Медсёстры»
Ведущая:
Этот конкурс для девочек. Приглашаем по одной девочке и одному мальчику из каждой команды.
Девочкам необходимо перебинтовать голову «раненному» товарищу. Оценивается быстрота и качество работы.
Ведущая:
Дорогие наши мальчики, а сейчас примите поздравления от наших девочек.
Исполняется песня
I куплет:
Вот пришёл февраль у нас волнение,
Время поздравление мужчин пришло,
Мы хотим поздравить наших мальчиков.
Здорово мальчишкам повезло.
Припев:
Мальчики, юноши, дяденьки, дедушки.
Как вы родимые наши хороши.
Каждому, каждому мы желаем лучшего,
Мальчиков с праздником поздравляем от души.
II куплет:
Мы мужчинам нашим в пожелание,
Тёплые слова хотим сказать.
И в обиду мы своих защитников
Никому на свете не дадим.
Припев:
Ведущая:
А мы продолжаем наши конкурсы.
Конкурс «Смотр военной песни»
Команда матросов исполняет песню «Вечер на рейде», слова В. Соловьёва-Седого, музыка А. Чуркина
Команда солдат исполняет песню «Идёт солдат по городу»,
слова М. Танича, музыка В. Шаинского
Ведущая:
68 лет мы живём без войны. Мы и впредь можем жить без войны, если правительства всех стран будут решать спорные вопросы мирным путём. Тогда парням всей Земли не придётся воевать и погибать.
Исполняется песня «Если бы парни всей земли», слова Е. Долматовского, музыка В. Соловьёва-Седого
Ведущая:
Огромная и необъятная наша Родина. И везде на всех рубежах, и даже на краю земли, где мы с вами живём, несут свою службу наши воины.
Исполняется песня «Граница»,
слова и музыка В.Миненка., учителя пения КГКСКОУ Владивостокская КШИ № 2
I куплет:
Над заставой суровые ветры гудят,
Сосны, в небо вонзаясь, стоят вековые.
Возвратившись в ночи, отдыхает наряд,
Снятся всем города и деревни родные.
Припев:
Слайд 16. Здесь Родины край, здесь граница границ.
Слайд 17. Проносятся стаи непуганых птиц,
Слайд 18. Таёжные реки в верховьях шумят,
Слайд 19. На страже Отчизны ребята стоят.
II куплет:
Пограничную службу нести не легко.
Мирный Родины сон – он для нас, как награда.
И, любимая, пусть ты сейчас далеко,
В сердце ты у меня, ты всегда со мной рядом.
Припев:
III куплет:
Как обычно, мы завтра получим приказ
Заступить на охрану Российской границы.
В этот миг ничего нет дороже для нас –
Это честь, ей по праву мы можем гордиться.
Припев:
Жюри подводит итог, объявляет победителей.
Команды награждаются грамотами и призами.
Для того, чтобы учащиеся специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII
вида приобрели необходимые знания, умения и
навыки, заданные программой под редакцией
Воронковой В.В. для специальных коррекционных
учреждений, необходимо проводить систему уроков
таким образом, чтобы каждый урок заключал в себе
необходимый программный материал и отвечал
индивидуальным особенностям каждого ученика.
При правильной организации каждого урока,
учащиеся успешно овладевают необходимыми
умениями, что облегчает переход от одного
изучаемого раздела к другому, с наименьшими
трудностями. Постепенное наращивание
материала позволяет постоянно уточнять и
закреплять имеющиеся у учащихся знания.
Одним из важных уроков в такой системе,
является урок работы над ошибками. Учащиеся
специальной (коррекционной) школы допускают
большое количество ошибок в своей работе. Это
обусловлено особенностями развития
интеллекта, восприятия, имеющимися
сопутствующими нарушениями. Низкий контроль
над своей деятельностью не позволяет учащимся
своевременно и правильно найти и исправить
допущенные ошибки. Необходима помощь учителя.
Данный урок проводится после написания
контрольной работы в рамках раздела
«Звуки и буквы. Различение гласных и согласных» и
позволяет ещё раз, перед началом изучения
новой темы, закрепить имеющиеся знания у
учащихся, исправить допущенные ошибки. На
примере, аналогичных контрольным, заданий
учащиеся учатся определять на какое правило то
или иное задание, устанавливать
причинно-следственные связи по наводящим
вопросам учителя. В процессе работы учатся
контролировать процесс выполнения того или
иного задания, отвечать полными ответами на
заданные вопросы. Ведётся работа по
формированию грамматически правильного
письма. Аккуратности. Кроме того, как и на
любом уроке, в системе уроков специальной
(коррекционной) школы VIII вида, происходит
связь с другими учебными предметами, такими
как математика, чтение и развитие речи, что
обуславливает целостность изучаемого материала.
Цель урока: закрепить пройденный
материал на изученные правила (мягкость
согласных, мягкий знак, предложение, имена
собственные).
Задачи урока:
- Образовательная: закрепить
пройденный материал на изученные правила; - Воспитательная: воспитывать прилежание,
умение доводить начатое до конца, аккуратность; - Коррекционно-развивающая: развивать
умение устанавливать причинно-следственные
связи на основе выполнения заданий по теме урока.
Оборудование: Электронное
приложение к уроку (Презентация).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку, организация
рабочего места.
2. Коррекционная минутка
Учитель: Ребята, посмотрите
пожалуйста на экран. (Слайд 2) Что вы видите? (На
экране – буквы)
Верно, а теперь посмотрите внимательно и
определите, какая буква чаще всего встречается.
Кто будет готов, поднимите руку….
Дети: буква Ю.
3. Объявление темы урока
Учитель: Ребята, теперь давайте
вспомним, что мы делали на прошлом уроке?
Дети: Вчера мы писали контрольную
работу.
Учитель: Верно, вы все вчера успешно
выполнили контрольную работу, но всё же
допустили ошибки. Сегодня мы с вами выполним
работу над ошибками. Но прежде чем приступить
к работе, мы должны подготовить наши пальчики.
4. Пальчиковая гимнастика
Мы ладошкой потрясем
Каждый пальчик разомнём
Один, два, три, четыре, пять (на одной руке)
Мы начнём опять писать,
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Один, два, три, четыре, пять (на второй руке)
За письмо получим пять!
5. Работа в тетради
Учитель: А теперь откройте,
пожалуйста, ваши тетради. Отступите 2 линейки от
предыдущей работы и посередине запишите
сегодняшнее число.
На следующей строке – классная работа. Не
забудьте поставить точку в конце. Обращайте
внимание на две буквы «с» в середине слова. (Число
записано на доске заранее)
(Учитель пишет предложение на доске, пока
дети работают в тетради)
6. Чистописание
Учитель: Молодцы. А теперь посмотрите
на доску. Как называется то, что я написала?
Дети: Предложение.
Учитель: Что мы знаем о предложении?
Дети: Предложение начинается с большой
буквы, в конце предложения ставится точка.
Учитель: Давайте прочитаем его.
На столе лежит букварь.
Учитель: Молодцы. Ребята, сколько слов
в этом предложении?
Дети: В этом предложении четыре слова.
Учитель: Теперь на следующей строке
поставьте точку.
(Учитель проходит и проверяет)
И очень красиво и аккуратно запишите это
предложение в тетрадь.
Скажите, ребята, какое знакомое слово нам
встретилось?
Дети: Слово букварь.
Учитель: Где оно нам встречалось?
Дети: На контрольной работе.
Учитель: Верно.
7. Грамматическое задание
Учитель: Выпишите слово «букварь»
на следующей строке. Приготовьте три цветных
карандаша.
(Учащиеся готовят три цветных карандаша:
зелёный, красный, синий)
Учитель: А теперь давайте выполним
звукобуквенный анализ слова.
(Вызывается ученик к доске)
Учитель: С чего мы начинаем?
Дети: С гласных букв.
Учитель: Какие в этом слове гласные?
Дети: Буква «у» и буква «а».
Учитель: Каким цветом мы отмечаем
гласные буквы?
Дети: Красным цветом.
Учитель: Теперь отмечаем согласные.
Каким цветом мы отмечаем согласные?
Дети: Синим цветом.
Учитель: Посмотрите внимательно, в
слове «букварь» все согласные мы можем отметить
синим?
Дети: Нет, не все.
Учитель: Почему?
Дети: Потому что в слове «букварь»
есть «ь».
Учитель: Какое правило мы знаем о
«ь»?
Дети: Мягкий знак делает все согласные
перед собой мягкими.
Учитель: Каким цветом мы отмечаем
мягкие согласные?
Дети: Зелёным.
Учитель: Совершенно верно. А теперь
давайте посчитаем, сколько в этом слове букв,
звуков, и слогов.
(Вызывается к доске другой ученик)
Букварь – 7б.; 6 зв.; 2 сл.
Учитель: Почему в этом слове букв 7,
а звуков 6?
Дети: В слове «букварь» звуков меньше
чем букв, потому что «ь» звука не имеет.
Учитель: Молодцы. Ребята, а как ещё можно
обозначить мягкость согласной? Какие у нас есть
буквы помощники?
Дети: Гласными буквами и, е, ё, ю, я.
Учитель: Правильно. Теперь
посмотрите на наше предложение. Какое в нём
встретилось самое маленькое слово?
Дети: Слово «на».
Учитель: Как пишутся маленькие слова
в предложении?
Дети: Отдельно.
Учитель: Посмотрите, с какой буквы
пишется это слово?
Дети: Это слово пишется с заглавной
буквы «н».
Учитель: Почему?
Дети: Потому что это начало предложения.
Учитель: А когда ещё слова пишутся с
большой буквы?
Дети: Когда слова обозначают имена
собственные.
Учитель: Вспомните, как звали
мальчика в маленьком рассказе, который мы вчера
писали?
Дети: Мальчика звали Юра.
Учитель: Юра – это….
Дети: Это имя.
Учитель: Верно. А теперь давайте
немного отдохнём.
8. Физкультминутка
Чтобы нам не утомиться
Надо быстренько взбодриться
Чтоб взбодрится – не ленись
Потянись, не торопись.
Поднимаем плечи вверх
Удивляемся на всех,
Повороты головы,
Вправо, влево, посмотри!
Приготовили ладошки,
Раз у нас урок письма,
то прохлопаем тогда
слово МО-ЛОД-ЦЫ, друзья,
«МО-ЛОД-ЦЫ»
(прохлопывают слово по слогам)
Насчитал слогов ты – … (три)
Ай да умники мои!
Дошла очередь до ножек,
Мы потопаем немножко,
Сделаем глубокий выдох…
И продолжим наш урок…
(Дети выполняют физкультминутку первый раз
вместе с учителем, а второй раз по словесной
инструкции.)
9. Задание на закрепление
Учитель: А теперь посмотрите на
экран. (Слайд 4)
Прочитайте, что написано?
Дети: За-да-ни-е.
Учитель: Сейчас мы выполним задание,
но справятся с ним только те, кто будет
внимателен, не будет торопиться.
Что вы видите на картинке? (Слайд 5)
Дети: Мел.
Учитель: Какое правило можно
применить к этому слову, посмотрите
внимательно…
Дети: Буква «е» делает согласную
перед собой мягкой.
Учитель: Правильно. Запишите это
слово в тетрадь.
(Все слова учащиеся пишут в тетрадях, а один
ученик приглашается написать слово на доске. В
каждом слове учащиеся отмечают цветными и
простым карандашом встретившиеся правила).
Отметьте согласные и гласные.
Учитель: Что теперь вы видите на
экране? (Слайд 6)
Дети: Это лист.
Учитель: Какое правило можно применить
к этому слову, посмотрите внимательно…
Дети: Буква «и» делает согласную перед
собой мягкой.
Учитель: Правильно. Запишите это
слово в тетрадь, обращайте внимание на стечение
согласных.
Учитель: Что вы видите на следующем
слайде? (Слайд7)
Дети: Это конь.
Учитель: Какое правило можно применить
к этому слову, посмотрите внимательно…
Дети: В конце слова «конь» стоит «ь»,
он делает согласными мягкими.
Учитель: Кого теперь вы видите на
следующем слайде? (Слайд
Дети: Это мальчик.
Учитель: Как его зовут?
Дети: Мы не знаем.
Учитель: Давайте придумаем ему имя…..
(Учащиеся придумывают ему имя. Например Миша)
Учитель: Какое правило мы должны
помнить, когда пишем имена?
Дети: Имена людей мы пишем с большой
буквы.
Учитель: Заглавную букву подчеркните
простым карандашом.
Учитель: Кого теперь вы видите на
экране? (Слайд 9)
Дети: Это корова.
Учитель: Давайте ей придумаем кличку…
(Учащиеся придумывают ему кличку. Например
Зорька)
Учитель: Как пишутся клички животных?
Дети: Клички животных пишутся тоже с
большой буквы.
Учитель: Молодцы. А теперь давайте
проверим себя. (Слайд 10)
Посмотрите ещё раз на доску, сравните, так ли у
вас записаны слова в тетради, и правильно ли вы
отметили согласные и гласные.
10. Подведение итогов
Учитель: Молодцы, ребята. Итак, давайте
повторим, какие правила мы сегодня вспомнили?
Дети:
– Правила про правописание слов с
мягким знаком.
– Правило написания имён собственных.
– Обозначение мягкости согласных.
– Правописание маленьких слов с другими словами.
– Вспомнили, что мы знаем о предложении.
Учитель: Молодцы, теперь я уверена, вы не
будете допускать ошибки в словах на эти правила.
На этом наш урок окончен. Поблагодарите наших
гостей (гостя) и приготовьтесь к следующему уроку
по расписанию.
ОТЧЁТ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ:
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД
ОШИБКАМИ НАД ОШИБКАМИ,
КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ.
УЧИТЕЛЬ: ТРЕТЬЯКОВА Н.А.
Система работы над ошибками,
как средство формирования орфографической зоркости в специальной
(коррекционной) школе.
Русский язык является
одним из основных предметов в коррекционной школе. Задача учителя на уроках
русского языка – научить учащихся грамотно писать. Орфографическая
грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности
выражения мысли и взаимопонимания.
Систематическая работа по
предупреждению ошибок и целенаправленная сознательная работа учащихся по их
исправлению, повседневное повторение изученного ранее материала поможет
развитию у учащихся навыков самостоятельного анализа орфографических ошибок,
будет способствовать лучшему усвоению орфографических правил, выработке
орфографической зоркости, умение быстро распознавать нужную орфограмму и в
конечном счёте не допускать ошибок при письме.
Проблема обучения грамотному письму школьников с
ОВЗ особенно остро возникает при переходе к письму по правилу, когда написание
расходится с произношением.
Фонетически правильное письмо опирается на
слуховые, зрительные, пространственные, рече – двигательные, обще двигательные
восприятия и представления, предостаточно сохранном внимании. Затруднения
связаны в основном с имеющимися у отдельных учеников психофизическими
нарушениями.
Усвоение правила правописания – сложный
психологический процесс, который осуществляется при достаточно развитом умении
отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и различия, общее и
закономерное и на этой основе делать определенные выводы, обобщения, что
оказывает влияние на выработку ассоциаций орфографического рода. У детей с
нормальным интеллектом сохраняется познавательная деятельность, и
предшествующий речевой опыт способствуют формированию ряда грамматических
обобщений до изучения грамматики.
“Так называемое чутье языка оказывает влияние на
процесс усвоения орфографии благодаря тому, что помогает заметить в слове или
словосочетании наличие определенных структурных элементов языка, не прибегая к
грамматическому анализу”.[1]
У школьников с ОВЗ этих
ассоциаций не возникает без специально направленного обучения вследствие
нарушения аналитико-синтетической деятельности и бедности предшествующего
опыта. Именно поэтому первые орфографические сведения во вспомогательной школе в
программе отодвинуты на более поздний срок.
Часто дети знают правило, а в
письменных работах допускают много ошибок. Для того чтобы написать предложение
без ошибок, ребенок должен знать несколько правил и видеть эти орфограммы в
словах и предложениях. А видеть орфограммы ребенок не может, он не знает места
их расположения, хотя и знает правила. Значит, задача учителя – научить видеть
орфограммы.
Как пишет М.Р. Львов [2]“отсутствие
орфографической зоркости является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умений их применять,–
школьник не видит орфограмм в процессе письма”. Целенаправленное обучение
обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным
образом в процессе звукобуквенного анализа слов.
Работу по формированию у детей
умения видеть орфограммы я начала со знакомства основных признаков “трудных
мест” – “ошибка — опасных”.
Надо вести учёт, как ученики решают
орфографические задачи, умеют ли правильно найти орфограмму. Такой анализ дает
четкое представление о сформированной орфографической зоркости каждого ученика
и всего класса. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает
память, наблюдательность. Зоркость; учит детей анализировать и синтезировать.
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках
русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида
Для предупреждения ошибок используют следующие виды
упражнений:
• соотнесение орфограммы с определенным правилом;
• звуковой анализ слова;
• четкое проговаривание слов;
• условно-графическая запись слова;
• составление слов из разрезной азбуки;
• запись слов на плакате с выделением изучаемой
орфограммы;
• использование другого цвета для выделения
изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
• применение правил с обязательным объяснением;
• написание предупредительных диктантов (слуховой,
зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
• соблюдение орфографического режима (порядок
ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками,
соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и
гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение
тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
• повторение диктуемых слов и предложений учителем;
• четкое или распевное проговаривание слов учителем;
• осуществление индивидуально – дифференцированного
подхода к учащимся.
Работа над ошибками на уроке.
Эффективность работы над ошибками зависит от:
• систематичности ее проведения;
• от разнообразия видов упражнений
• от активности учащихся в процессе самостоятельной
деятельности
• от наличия индивидуального подхода к каждому
ученику.
Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:
1. Исправление ошибок с учетом способности школьников
к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила.
2. Анализ ошибочных написаний, выделение группы
ошибок, типичных для класса и каждого ученика.
3. Организация специального урока работы над ошибками.
План урока работы над ошибками:
1. Сообщение о результатах письменной работы.
2. Коллективный анализ типичных ошибок класса.
3. Выполнение упражнений на закрепление слабо
усвоенных правил.
4. Самостоятельная работа над ошибками.
5. Задание на дом.
6. Подведение итогов урока.
Успех обучения грамотному письму в
большей степени определяется общим развитием учащихся, уровнем развития их
речи, степенью владения словарём. На уроках необходимо использовать упражнения,
развивающую у детей орфографическую зоркость, прививающие им навыки
самопроверки самоконтроля, формирующие у них умения объяснять, обосновывать
свои ответы. Необходима также работа над осознанным усвоением учащимися
орфографических и грамматических правил, так как овладение правилом
предполагает не только знание самого правила, но и умение применить его в
письменной речи. После определения учащимися существенных признаков
грамматического понятия, формулировки правила полезно записать его в виде
алгоритма.
Работа над ошибками — это
систематическое повторение изученного ранее орфографического материала. Она
должна проводиться ежедневно, начиная с 1 класса, чтобы дети научились не
только находить ошибки, но и самостоятельно исправлять их.
Классификация ошибок связной письменной
речи умственно отсталых школьников
1. Неречевые
ошибки:
§ композиционные
(структурные): нарушение последовательности изложения;
§ логические
(смысловые): пропуск необходимых слов, фактов, эпизодов; привнесения, не
связанные с темой высказывания;
§ нарушение
причинно-следственной зависимости изложенных фактов.
2. Речевые
ошибки:
§ неточное
употребление слов; в структуре предложения (нарушение границ предложения
(Еж
фыркнул. И убежал под диван); связи между подлежащим и сказуемым,
ошибки в построении предложений с однородными членами (в сложном предложении, в предложении с прямой речью).
§ речевой недочет
(неудачный выбор слова неумение подбирать
синонимы), нарушение последовательности изложения.
§ использование
просторечных и диалектных слов;
§ употребление
лишних слов;
§
нарушение порядка слов в предложении (Кувшин стоял
на столе с молоком);
§ наличие
речевых штампов.
3. Грамматические
ошибки:
§ в
структуре слова (в словообразовании, формообразовании существительного,
прилагательного, местоимения, глагола);
§
в структуре словосочетания (в согласовании, управлении, в том
числе и в использовании предлогов);
4. Орфографические
ошибки:
§ письмо
по правилу;
§ слитное,
раздельное и дефисное написание слов и их частей, написание слов с большой и
маленькой буквы, перенос слов, графическое сокращение слов.
Элементы редактирования при работе над ошибками в
сочинениях
Уроки по редактированию собственных
текстов должны обязательно входить в систему обучения письменной речи, так как
именно они вводят учеников в атмосферу требовательности к своему слову, без
которой невозможно создание грамотного, адекватно выражающего мысли текста.
Редактированием должно завершаться создание учениками любого текста.
Редактирование –
это проверка и исправление логико-содержательной и стилистико-речевой сторон
текста с целью его улучшения.
Конечная цель школьного курса –
«научить пользоваться языком» (Н.И. Жинкин), то есть ученики, усвоив
теоретические понятия и овладев практическими навыками и умениями, должны
научиться создавать собственный текст, как устный, так и письменный (устное
высказывание, пересказ, изложение, сочинение того или иного жанра). Поэтому
работа над логико-содержательной, речевой и стилистической сторонами текста
должна быть постоянной.
Она складывается из трех
основных этапов:
1) наблюдение над логико-содержательными и
стилистико-речевыми особенностями образцовых текстов (аналитическая работа);
2) редактирование предложенных учителем
фрагментов (аналитико-синтетическая работа небольшого объема);
3) редактирование собственного письменного
текста – изложения или сочинения (как фрагментарно, так и целиком).
Начинать обучение отдельным элементам литературной правки
нужно уже в 5 классах. Учителю стоит самому проанализировать и сгруппировать
логические и стилистико-речевые ошибки учеников, выявив наиболее характерные
для того или иного класса, а затем разработать на этой основе систему
упражнений.
1.Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами.
Работа с синонимами – наиболее
важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной
степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы – это слова, обозначающие одно
и то же явление действительности.
Антонимы – слова с противоположным
значением. Антонимы укрепляют фразу, делают ее симметричной, удобной для
интонирования. Сама интонация подчеркивает различие слов: больше – меньше,
трус – храбрец, хорошо – плохо. На антонимах построены многие пословицы:
«Земелька черная, а хлеб белый родит», «Человек от лени болеет, от труда
здоровеет».
С многозначностью слов школьники
сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. Однако на первых порах
наличие у слова нескольких значений поражает ребенка. Язык — приводятся
четыре значения слова язык: язык – орган человеческого тела,
иностранный язык, язык пламени, язык колокола.
2. Работа над пословицами.
Особенно большую роль в
обогащении речи учащихся играют пословицы – исключительно благоприятный
материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического
разбора, и для письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда
предельна ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят
пословицы, легко запоминают их. Пословица, как правило, вводится как итог
беседы, как итог прочитанного рассказа. Работая над пословицей, следует
обратить внимание на антонимы присутствующие в ней.
3. Работа по активизации
словаря.
Слово может быть усвоено активно
и пассивно. Активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных
ситуациях, пассивное – лишь понимание этого слова, без его употребления.
Активизация словаря – это употребление новых слов, выражений, фразеологических
единиц в собственной, самостоятельной речи школьников: в беседах, в
составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах,
письменных изложениях и сочинениях. Активизация словаря – одна из важнейших
линий словарной работы на уроках. Следовательно, учитель предусматривает
специальные задания по активизации, требующие систематической, еже урочной
опоры на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми уже
проводилась работа по углублению их понимания, по уточнению значения.
4. Работа над словосочетанием.
Основными синтаксическими единицами языка
являются словосочетание и предложение.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее
законченной мысли, а создающее расчлененное обозначение единого понятия. Пример:
подбор из слов из левого и правого столбика прилагательных, существительных и
необходимо по смыслу соотнести одно слово с другим. Например:
Зеленое лицо
Радостное лягушка
Дальнейшая работа над
словосочетанием будет происходить только через предложение: как правило, в
предложении выделяется несколько словосочетаний. Работа над словосочетанием
ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению
предложений, к связной речи.
5. Работа над предложением.
Предложение – это минимальная единица
речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов,
словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Учащимся
предлагается составить предложения из предложенных слов.
6. Работа над текстом.
Современная методика
сочинения требует также работы над простейшими типами текста. Текстовые
упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования
и рассуждения.
—
деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв;
— восстановление деформированного текста;
— устный пересказ прочитанного;
— устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному
началу или концу;
— выборочный пересказ.
Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных
речевых ошибок.
Пример. Урок на тему “Знакомство с именем прилагательным”.
На доске написаны предложения
По дорожке бежал молодой щенок.
На поляне красуется красавец клен.
·
Прочитайте первое предложение.
·
Какую ошибку вы заметили?
·
Слово “молодой” лишнее.
·
Почему?
·
Потому что щенок – это молодая собака.
·
Запишите исправленное предложение в тетрадь.
·
Какая ошибка допущена во втором предложении.
·
Сочетание слов красавец клен.
·
Что вам не нравиться в этом примере?
·
Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит
некрасиво.
·
Как можно исправить это предложение?
·
На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На
поляне красуется чудесный клен.
·
Какой вариант выберем?
·
На поляне растет красавец клен.
·
Запишите это предложение в свои тетради.
Литература
1.
В.Ф.
Одегова. Развитие орфографической зоркости. – Начальная школа, 1989 г.
2.
П.С. Тоцкий.
Орфографическое чтение как основа правописания. – Начальная школа, 1998 г.
3.
Л.Г.
Парамонова. Русский язык. Правописание и грамматика. – Санкт-Петербург,
“Дельта”, 2001 г.
4.
М.М.
Разумовская. Методика обучения орфографии в начальной школе. – М. Просвещение,
1992 г.
5.
http://www.voppsy.ru/issues/1981/812/812187.htm
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида Учитель русского языка Петрова С.А. Г. Златоуст
Предупреждение ошибок
Освоение навыков грамотного письма определяется такими факторами, как морфологическое осознание слова, четкое различение фонем, правильные кинестетические, зрительные и моторно-двигательные образы слова. Активизация действия этих факторов имеет большое значение для предупреждения ошибок.
В специальной (коррекционной) школе для этой цели используются следующие виды упражнений: соотнесение орфограммы с определенным правилом, звуковой анализ слова, четкое его проговаривание; условно-графическая запись слова; составление слов из букв разрезной азбуки, запись слов на плакатах с выделением цветной тушью изучаемой орфограммы; использование цветных мелков и карандашей при записи слов на доске и в тетрадях; применение правил с обязательным объяснением; широкое использование предупредительных диктантов разного вида (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо); соблюдение орфографического (речевого) и гигиенического режима на уроке.
Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:
-
соотнесение орфограммы с определенным правилом;
-
звуковой анализ слова;
-
четкое проговаривание слов;
-
условно-графическая запись слова;
-
составление слов из разрезной азбуки;
-
запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
-
использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
-
применение правил с обязательным объяснением;
-
написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
-
соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
-
повторение диктуемых слов и предложений учителем;
-
четкое или распевное проговаривание слов учителем;
-
осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.
Работа над ошибками Работа над ошибками, допущенными в письменной речи, занимает одно из важных мест, т. к. эта работа – путь к повышению грамотности учащихся. Работа над ошибками – это, прежде всего как отмечается в психологической литературе «актуализация правильных знаний и затормаживание неверных». Велика роль систематической работы над ошибками. Главное, чтобы ошибки не тормозили развитие. Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания. Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.
Эффективность работы над ошибками зависит от:
-
систематичности ее проведения;
-
от разнообразия видов упражнений
-
от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
-
от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:
-
исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
-
анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;
-
организация специального урока работы над ошибками.
План урока работы над ошибками:
-
Сообщение о результатах письменной работы.
-
Коллективный анализ типичных ошибок класса.
-
Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.
-
Самостоятельная работа над ошибками.
-
Задание на дом.
-
Подведение итогов урока.
Материал опубликовала
Васильева Татьяна2862
Работаю в ГБОУ «Плоскошская школа-интернат» учителем письма и чтения. Пед.стаж-20 лет, имею высшее образование и высшую квалификационную категорию. Россия, Тверская обл., п. Плоскошь |
Предупреждение ошибок
Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:
- соотнесение орфограммы с определенным правилом;
- звуковой анализ слова;
- четкое проговаривание слов;
- условно-графическая запись слова;
- составление слов из разрезной азбуки;
- запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
- использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
- применение правил с обязательным объяснением;
- написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
- соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
- повторение диктуемых слов и предложений учителем;
- четкое или распевное проговаривание слов учителем;
- осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.
Работа над ошибками
Эффективность работы над ошибками зависит от:
- систематичности ее проведения;
- от разнообразия видов упражнений
- от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
- от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:
- исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
- анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;
- организация специального урока работы над ошибками.
План урока работы над ошибками:
- Сообщение о результатах письменной работы.
- Коллективный анализ типичных ошибок класса.
- Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.
- Самостоятельная работа над ошибками.
- Задание на дом.
- Подведение итогов урока.
Опубликовано 06.10.15 в 17:32 в группе « Наши интересные уроки»