Работа над ошибками тся ться

Цель урока: закрепить умения учащихся
о способах  действия при выборе правильного
написания -ться и -тся
в глаголах.

Задачи:

  • Отработать способ действия при выборе
    написания -ться и -тся,
    вести работу по предупреждению наиболее
    распространённых и устойчивых ошибок в
    написании данной орфограммы.
  • Развивать умение высказываться на
    грамматическую тему, сопоставлять,
    анализировать, развивать орфографическую
    зоркость.
  • Воспитывать положительное отношение к учёбе, к
    знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная
презентация, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организация урока (Приложение.
Слайд 1)

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороват…ся:
– Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становит…ся
Добрым, доверчивым.
Доброе утро продлит…ся
до вечера!

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите
число, классная работа.
– По данному приветствию определите тему
урока. (Приложение.
Слайд 2)

II. Минутка чистописания (Приложение.
Слайд 3 )

-тся                                
-ться

– Придумайте по одному глаголу с данными
суффиксами и запишите их.  (Приложение.
Слайд 4)

Не стыдно  (не ) знать,  стыдно (не)
учит..ся.

– Объясните пропущенные орфограммы.
– Дайте смысловое значение данной пословицы.

IІІ. Актуализация знаний учащихся

ІV. Словарная работа (Приложение.
Слайд  5)

К….мандир, д…ректор, ж…лать,
в…лшебник, р…шать, св…ркать, к…питан,
г…товить. 

 – На какие две группы можно
разделить эти слова?
– От каких  из этих глаголов можно образовать
новые, с помощью суффиксов -ться, -тся?

Одновременно проводится индивидуальная
работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1.

Замените существительные однокоренными
глаголами, поставив их в неопределенной форме.

Увлечение,  наслаждение, раздражение,
удаление.

Карточка № 2.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.

Карточка № 3.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Умываемся,  собираемся, 
возвращаюсь,  приближаюсь.

– Давайте вспомним, что мы  уже знаем о
глаголе? (Приложение.
Слайд 6)

– Помни: вопрос – твой помощник!

Что  делает?                                         
Что  делать?
Что  сделает?                               
        Что  сделать?
бросится                                                броситься
нравится                                          
     нравиться
удивится                                                удивиться
вернутся                                                 вернуться

– Существует еще один способ действия при
определении правильного написания -тся
и -ться в глаголах. (Приложение.
Слайд 7)
– Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в
данном случае зависит написание ь?

Работа с таблицей:

 

– Откройте учебник на стр. 101 и прочитайте
правило. Проверьте правильность ваших выводов.
Обратите  внимание на обозначение орфограммы.
– От чего  же зависит написание -ться
и -тся в глаголах?

Физминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.

V. Тренировочные упражнения

1. Аукцион пословиц, содержащих слова на
изучаемую орфограмму.

– Запишите пословицы, обозначая изученную
орфограмму. (Приложение.
Слайд  8)

Друзья (что делают?) познаются (3-е л.) в
беде.
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся
(3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е
л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.),
так и счастья (что делать?) невидать (неопр.
ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не
учиться (неопр. ф.)
За всё (что делать?) браться (неопр. ф.)
ничего не сделать.

2. Работа по учебнику  № 1, стр. 102  (Приложение. Слайд 9)

3. Исправь ошибки в тексте и докажите. (Приложение.
Слайд  10)

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные
медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок
Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна
держиться за ветку и сладко спит. Семейство
тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за
животными и заботится о них.

4. Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными,
которые оканчиваются на -ца
! (Приложение. Слайд 11)

Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица – спится

– Составьте с этими словами словосочетания,
чтобы было ясно лексическое значение слов.

Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится

5. Заменить словосочетания одним словом.
Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3
лица ед.ч.

  1. Проявлять
    стремление        стремиться
    – стремится
  2. Испытывать волнение   
        волноваться – волнуется
  3. Допускать
    ошибки               ошибаться
    – ошибается
  4. Принять
    решение                решиться
    – решится
  5. Чувствовать радость       
    радоваться – радуется

(Приложение. Слайд 12)

6. Домашнее задание (Приложение.
Слайд 13)  № 2, стр.101.

7. Итог урока. Рефлексия

– Когда в глаголах, оканчивающихся на -тся
пишется Ь?

Выставление оценок за урок.

– Подарите друг другу и мне свои улыбки, если у
вас настроение хорошее, ваша работа на уроке
понравилась вам, урок был интересный.
– Как приятно видеть ваши радостные лица!

Правописание Тся и Ться в глаголах

Упражнение 1.

Вставь, где надо, ь.

Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся, валят….ся на травке, мыт….ся под душем , копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее, надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся, ребята смеют….ся.
Создаёт….ся команда, пора сдават….ся, ему удаёт…ся вернут….ся, встретит…..ся с другом, они скоро вернут….ся, поезд тронет….ся, флаг развевает….ся, брат….ся за ручку, он лечит….ся в больнице, волны бьют….ся, надо собират….ся, кот царапает….ся, давай лечит….ся.
Лит….ся из крана, поднят….ся в горы, дети шепчут…ся, комар кусает…ся, надо умыват….ся , рано открывает….ся, вылит….ся из бутылки, греет….ся на солнышке, хочется погрет….ся, друзья помирят….ся, кафе закрывает…ся , дорого продават….ся, дорога сужает….ся.
Костёр разгорает….ся, можно простудит….ся, не будем ссорит…ся, посыпат….ся с полки, хватит ругат….ся, копат….ся в огороде, они быстро оденут….ся, можно ошибит….ся, ты будешь смеят….ся, нужно осмотрет….ся, занавес опускает….ся, помогут устроит….ся, любоват…ся природой.

Упражнение 2.

Внимательно прочитайте предложения, найдите глаголы на изученные правила. Вставьте где необходимо в глаголы ь.

1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.(С .– М.)
2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.)
3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.(Паустовский).
4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский).
5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.(Сладков).
6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся! (Н. Колпакова).

Выполни грамматические задания:

— (к) природе — морфологический разбор

— заросли — морфемный разбор

— голубое — фонетический разбор

Упражнение 3.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Упражнение 4.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит…ся. Километра через два д…лина вдруг стала сужива…ся. Начали попада…ся глинистые сланцы. Ширина д…лины то суживае…ся метров до ста, то расширяе…ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди…ся, если не держа…ся главного русла. По хребту, поросш…му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива…ся, осматрива…ся, иначе легко сби…ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист…ть, молв…ть, порт…ть, мыл…ться, опостыл…ть, знач…ть, спор…ть, обезлюд…ть, обезум…ть, та…ть, прав…ть, вер…ть, кашл…ть, плак…ть, езд…ть, ка…ться, замет…ть, наде…ться, завис…ть, обид…ть.

Упражнение 6.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле…л, наде…лся, послыш…лся, всматрив…лся, вид…лся, обид…л, знач…л, та…л, оконч…л, повес…л, вылеч…л, ненавид…л, спор…л, кле…л, стро…л, се…л.

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир…вать митинг, участв…вать в пикете, вывед…вать тайну, оказ…вать воздействие, приказ…вать подчиненному, раскруч…вать веревку, развед…вать месторождение угля, доклад…вать о результатах, исповед…вать ислам, проповед…вать добро, попотч…вать пельменями, команд…вать армией, опроб…вать новое оружие, использ…вать достижения техники.

Упражнение 8.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Тся и Ться в глаголах

Упражнение 9.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упражнение 10.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упражнение 11.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ…т работу, (он) дополн…т ответ, дыш…тся легко, засе…шь поле, обкле…шь обоями, вытр…шь насухо, колыш…тся знамена, народ бор…тся, снег та…т, все завис…т от обстоятельств, брод…шь по аллеям, он ненавид…т ложь, сказанного не ворот…шь, ты все мож…шь, солнце гре…т, окно заиндеве…т, слыш…шь все шорохи, хоч…тся выиграть.

Упражнение 12.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон…шься — ни одного не пойма…шь. 2) Много буд…шь знать — скоро состар…шься. 3) Правда глаза кол…т. 4) Конь вырв…тся — догон…шь, слова сказанного не ворот…шь. 5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь. 6) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 7) Мягко стел…т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме…т: он и паш…т, он и се…т.

Упражнение 13.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян…тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес, ель надломленная стон…т, глухо шепч…т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар…т раз и ждет, пока звук не раста…т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр…т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига…т звезды; влажный ветерок изредка набега…т легкой волной; слыш…тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев).

Упражнение 14.

Спишите. Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».

Учит…ся – всегда пригодит…ся. Женя пусть учит…ся в вашем классе.К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно.

Мы пойдем купат…ся
И в воде плескат…ся,
Брызгат…ся, резвит…ся,
Будет Настя мыт…ся.


Упражнение 15.

Замените фразеологизмы возвратными глаголами в инфинитиве и составьте с ними предложения.

Совать нос, надуть губы, признать вину, бежать со всех ног, распускать руки, повесить голову, сложить оружие, не сварить каши, рассказать как на духу.

Упражнение 16.

Выписать из текста возвратные глаголы с зависимыми словами.

Крот ни разу не присел за все утро, потому что приводил в порядок свой домик после долгой зимы. Сначала он оборудовал счетками и пыльными тряпками. Потом занялся побелкой: он то влезал на приступку, то карабкался по стремянке, то вспрыгивал на стулья. Наконец пыль совершенно запорошила ему глаза и застряла в горле, белые кляксы покрыли всю его черную шерстку, спина отказалась гнуться, а лапы совсем ослабели.

(К.Грэм.)

  • Надпишите над словами, какими частями речи выражены члены предложений.
  • Сделайте вывод о синтаксической роли глагола в предложении
  • Выпишите из первого и четвертого предложений глаголы, разберите их по составу.

Упражнение 17.

Спишите предложения, вставьте ­ся(­сь). Объясните употребление ся(­сь).

1. Собрание начало…. 2. Отряд расположил…на берегу реки. 3.Дверь бесшумно открыла…4. Не беспокойте… обо мне. 5. Старайте… окончить работу вовремя. 6. Умывайте…быстрее. 7. Становите… на зарядку.8. Пожалуйста, не волнуйте…

Упражнение 18.

Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеологизма. Объяснить его значение, правописание ­тся, ­ться в глаголах.

Садит?ся / не в свои сани.
Согнут?ся в /три погибели.
Вертет?ся / как белка в колесе.
Разрыват?ся / на части.
Трудит?ся / в поте лица.
Будешь трудит?ся ­/ будешь кормит?ся.
От безделья дурь наживает?ся, / а в труде воля закаляет?ся.

Алгоритм правописания Тся и Ться в глаголах

Упражнение 19.

Замените одним словом.

Образец: Брать под защиту кого­нибудь – опекаться.

Приветствовать друг друга при встрече. Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение. Давать согласие. Собирать перед поездкой вещи. Допускать ошибку. Проявлять интерес к чему­либо. Вступать в знакомство. Чувствовать обиду. Уплатить полностью, сколько следует. Излишне расхваливать свои заслуги.

Упражнение 20.

Перепишите загадки. Подчеркните глаголы в форме 3­го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя.

  1. Кланяется, кланяется – придет домой, растянется (топор).
  2. Кочет голенаст, кланяться горазд (топор).
  3. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).
  4. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд (печь, огонь и дым).
  5. Серое сукно тянется в окно (дым из курной избы).
  6. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится (веник).
  7. Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
  8. Два братца хотят подраться, да руки коротки (коромысло).
  9. Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал – пеленаться стал (горшок).
  10. Родится – вертится, растет – бесится (кипит), помрет – туда дорога (горшок).
  11. В липовом корытце живое мясцо шевелится (нога в лапте).
  12. Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся (письмо).

Упражнение 21.

Прочитайте. Выпишите глаголы, определите их вид и время. Укажите начальную форму. Разберите по составу слова: обовьются, зацепятся. Выпишите предложения с однородными членами.

Горох.

Горох нуждается в помощи земледельца. Его стебли не могут расти вверх. Если люди оставят их без присмотра, стебли спутаются. Но есть у гороховых листьев гибкие усики. Они дотянутся до опоры, обовьются вокруг нее и зацепятся. А там ухватится горох новыми усиками и снова укрепится. Так и начнет растение карабкаться все выше.

(По Н. Осипову.)

Упражнение 22.

Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола.

Два медведя в одной берлоге не (ужиться). Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь, того и знать не (хотеться). Дешево волк в пастухи (наниматься), да мир подумывает. Добрый пастух не о себе (печься), о скотине. От малого большое (зарождаться). Хвали сон, когда (сбыться). Не (гоняться) слон за мышью. Низко (кланяться), а больно кусает. Не нами свет начался, не нами и (кончиться). Слухом земля (полниться). Товар лицом (продаваться).

Упражнение 23.

Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3­го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя.

  1. Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить!
  2. Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся.
  3. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся.
  4. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать.
  5. Господь повелел от земли кормит_ся.
  6. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся.
  7. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу.
  8. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся.
  9. Товар полюбит_ся – ум расступит_ся.
  10. Дорожит_ся – товар залежит_ся; продешевить – барышей не нажить.
  11. Без четырех углов изба не рубит_ся.
  12. Торопит_ся жить – скоро умереть.

Упражнение 24.

Прочитайте пословицы. Спишите. Раскройте скобки. Глаголы 3­го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве – в правый.

  1. В чужом платье не накрасоват(?)ся.
  2. Намучит(?)ся – научит(?)ся.
  3. Всякая птица своим пером красует(?)ся.
  4. Сену с огнем не улежат(?)ся.
  5. Есть время плакать, есть и веселит(?)ся.
  6. Берегись его, как берегут(?)ся огня да воды.
  7. На чужое добро и глаза разгорают(?)ся.
  8. На друга надеят(?)ся – самому пропадать.
  9. Всякий мастер сам себе дивит(?)ся.
  10. Поклонит(?)ся – голова не отвалит(?)ся.
  11. Не силой борют(?)ся, а сноровкой.
  12. Что не варит(?)ся, того и в горшок не кладут.

Упражнение 25.

Выпишите в два столбика по образцу:

Надо что делать? – учиться.

Он что делает? – учится.

1. Легко подружит_ся – тяжело разлучит_ся. 2. Тот труда не боит_ся, кто умеет трудит_ся. 3. Человек по делу узнает_ся. 4. В умной беседе – ума набрат_ся, в глупой – себя потерять. 5. Не трудит_ся – так и хлеб не родит_ся. 6. Обленит_ся – так и хлеба лишит_ся. 


Упражнение 26.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Стало см_ркат_ся. Вдруг в тишине разд_ет_ся крик птицы. Можно отпр_влят_ся на рыбалку. Все из рук валит_ся. Возят_ся под снегом лесные мыши. (И.Соколов­ Микитов) Снег искрит_ся, сверкает на солнце. Мгла спускает_ся с гор и ложит_ся на лес, речку*.
В прозрачном зеркале воды отражают_ся звезды*. Все выше поднимает_ся солнце. Жители больших городов редко любуют_ся восходом солнца. Рождает_ся новый день.

Упражнение 27.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО…

Люди в разных странах здоровают_ся по­разному. Японцы при встреч_ кланяют_ся. В Тунис_ принято при встреч_ поклонит_ся, затем поднести правую руку ко лбу, затем к губам и сер_цу. Этот жест как бы говорит: «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я ув_жаю тебя».

(По Л.Лихачевой)

Составьте схему последнего предложения

Упражнение 28.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

а) Вечереет. По снегу проносит_ся тень. Она движет_ся к сосне. Это сова. Охотники знают, как охотит_ся она на зайцев*. Усядет_ся на ветках или на пне и поджидает добычу.

(По Д.Зуеву)

  • Составьте схему отмеченного значком «*» предложения.
  • Найдите глагол, строение которого соответствует схеме: приставка + корень+окончание+ суффикс.

б) В сум_рках кр_дет_ся по лесной опушк_ рыжий зверь*. Это кумушка выходит на охоту. Вот перебежала осинник, напала на снежн_ следы зайца и несет_ся за ним**. А косой делает круги, путает след и мчит_ся к чащ_бе. Здесь сп_сение.

(По Д.Зуеву)

  • Сделайте синтаксический разбор отмеченного значком «*» предложения.
  • Составьте схему отмеченного значком «**» предложения.
  • Выпишите глагол, строение которого соответствует схеме: приставка + корень+ суффикс+ суффикс+ окончание.

Упражнение 29.

Вставьте, где необходимо, Ь.

1. Хорошо на того грозит..ся, кто гроз боит..ся. 2. Что летом родит..ся, то зимой пригодит..ся. 3. Счастье в воздухе не вьет..ся, а руками достает..ся. 4. День на день не приходит..ся. 5. Нечего тому страшит..ся, кто ничего не боит..ся. 6. День начал смеркат..ся, мы решили искупат..ся напоследок. 7. Дорога все круче взбирает.. ся в гору. 8. Что-то виднеет..ся вдали. 9. Ему не удаст..ся это сделать. 10. Это не могло не удат..ся. 11. Не надо предават..ся отчаянию. 12. Она предаст..ся воспоминаниям. 13. Кажет..ся, скоро начнет..ся спектакль. 14. Он должен закончит..ся через три часа. 15. Когда раздаст..ся стук и откроет..ся дверь, нас уже не окажет..ся в комнате. 16. Нам вскоре придет..ся расстат..ся. 17. Хочет..ся выговорит..ся до конца; может, к друзьям наведат..ся? 18. Ему нездоровит..ся.

Упражнение 30.

Вставьте, где необходимо, Ь.

1. Чуть брезжит..ся. 2. Начинает смеркат..ся. 3. Для этого делает..ся всё возможное. 4. Ты не должен обижат..ся. 5. Никому не удаст..ся нас поссорить. 6. Это должно удат..ся. 7. Когда раздаст..ся финальный аккорд, нужно будет поторопит..ся. 8. Пора собират..ся в дорогу. 9. Этому, разумеет..ся, придает..ся особое значение. 10. Мне кажет..ся, кто-то стучит..ся в дверь. 11. Фильм должен закончит..ся в течение получаса. 12. Премьера состоит..ся завтра. 13. Вы не должны сердит..ся. 14. Строительство завершит..ся в мае. 15. Мне сегодня что-то не работает..ся и не пишет..ся. 16. В этом лесу легко заблудит..ся, если не держат..ся главного русла. 17. Здесь равнина соприкасает..ся с горами. 18. Нужно убедит..ся в эффективности этого метода. 19. Только что-то мне сегодня не колдует..ся с утра. (Л.Филатов)

Упражнение 31.

Вставьте, где необходимо, Ъили Ь.

Из..ять, батал..он, п..еса, транс..европейский, сверх..естественный, из..ясняться, ин..екция, почтал..он, б..ется, необ..ятный, под..оконник, р..яный, кинос..емка, полен..я, под..емлет, интерв..ю, д..як, под..ячий, из..ян, кон..юнктура, ад..ютант, об..ект, вз..ерошить, с..экономить, трех..ярусный, четырех..этажный, из..явить, волеиз..явление, об..явить, с..ехидничать, без..алкогольный, пан..европейский, двух..атомный, неот..емлемый, п..едестал, в..ется, в..езд, от..утюжить, рукодел..е, кур..ез, раз..ахаться, об..ятие, с..узить, под..ехать, компан..он, с..ездить, в..ехать, под..езд, под..оконник, с..агитировать, с..едобный, лис..и, медвеж..и, в..юн, с..язвить, мурав..иный, суб..ективно, с..организовать, об..яснение, кинос..ёмка, бул..он, об..ем, неиз..яснимый.

Упражнение 32.

Вставьте И или Ы после приставок.

Под..тожить, пост..мпрессионизм, пред..юльский, без..дейный, сверх..зысканный, транс..ранский, без..нициативный, пред..нфарктный, супер..нтендант, под..мать, раз..скать, пред..сторический, меж..нститутский, пред..дыдущий, без..ндукционный, пан..сламизм, сверх..нтересный, раз..граться, небез..звестный, без..сходный, контр..гра, с..змальства, меж..здательский, без..скусный, транс..орданский, дез..нфицировать, под..грать, небез..нтересный, дез..нтеграция, пед..институт, без..скусственный, из..скать, пост..ндустриальный, с..мпровизировать, сверх..зобретательный, дез..нформация, под..скать, суб..нспектор, под..нтегральный.

Памятка

Тесты по теме «Правописание ться — тся у глаголов»

Тест 1

Вопрос № 1 Отметь глаголы, в которых нужно писать ь.

  1. надо было торопит…ся
  2. дорога вдруг стала сужива…ся.
  3. мама освободит…ся вечером
  4. кошка садит…ся на окошко
  5. нам надо ближе познакомит…ся
  6. начали попада…ся редкие деревья

Вопрос № 2 В каком варианте НЕ пишется Ь?

  1. не могу взят…ся
  2. будет старат…ся
  3. не хочу злит…ся
  4. прут гнет…ся

Вопрос № 3 В каком варианте пишется Ь?

  1. болт закрепит…ся
  2. больной лечит…ся
  3. вопрос выяснит…ся
  4. надо распорядит…ся

Вопрос № 4 Где НЕ пишется Ь?

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Ученик не может сосредоточит…ся.
  4. Он ни к кому не обратит…ся.

Вопрос № 5 В каком глаголе в окончании пишется буква И?

  1. ты бор…шься
  2. мы накол…м дров
  3. лицо пыш…т здоровьем
  4. мы высп…мся

Алгоритм пишу правильно

Тест 2

Вопрос 1 Укажите, в каком варианте в глаголе пишется Ь.

  1. Делает…ся
  2. Мне не нравит…ся
  3. Будет строит…ся
  4. Крапива жалит…ся

Вопрос 2 Укажите, в каком словосочетании в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Не могу взят…ся.
  2. Будет старат…ся.
  3. Не хочу злит…ся.
  4. Прут гнет…ся.

Вопрос 3 Укажите, в каком словосочетании в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Болт закрепит…ся.
  2. Больной лечит…ся.
  3. Вопрос выяснит…ся.
  4. Надо распорядит…ся.

Вопрос 4 Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Он ни к кому не обратит…ся
  4. Ученик не может сосредоточит…ся.

Вопрос 5 Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Любите труд, и пусть вам будет жаль с ним расстават…ся.
  2. Каждый человек гордит…ся тем, что он делает для людей.
  3. Тот, кто трудит…ся над собой, тот извлекает из себя все, что в тебе заложено.
  4. Человек умрет, а дело его останет…ся.

Вопрос 6 Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска  пишется Ь.

  1. Писатель с годами становит…ся умнее, зрелее, искусней, добрее.
  2. Художник умирает, если повторяет…ся.
  3. Искренность – качество драгоценное для писателя и необходимое, разумеет…ся.
  4. Семен Гудзенко умел веселит…ся, умел действовать, работать.

Вопрос 7 Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Как жалко, что науке доброты нельзя по книжкам научит…ся в школе.
  2. Когда дни начинают пылит…ся и краски блекнуть, я беру Грина.
  3. Чтобы стать мужчиной, мало им родит…ся.
  4. Если друга верного найти, коротки становят…ся пути.

Вопрос 8 Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Я часто время торопил, привык во все дела впрягат…ся.
  2. Два года понадобилось мне, чтобы вернут…ся в дорогую мою пехоту.
  3. С добром надо спешить, а то оно может остат…ся без адресата.
  4. Свет остает…ся светом, хотя слепой и не видит его.

Вопрос 9 Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Работа моя над «Лесной повестью» идет медленно и, кажет…ся, верно.
  2. Вымышленный мир захлестывал меня, и я не мог ему противит…ся.
  3. Все, что человек не может понять, называет…ся тайной.
  4. Все на свете рождает…ся в муке: и деревья, и птицы, и звуки.

Вопрос 10 Укажите, в каком предложении в глаголах на месте пропуска не пишется Ь.

  1. За двумя зайцами погониш…ся — ни одного не поймаеш…
  2. Много будеш… знать — скоро состариш…ся.
  3. Руки не протянеш…, так и с полки не достанеш…
  4. Ширина долины то суживает…ся метров до ста, то расширяет…ся более чем на километр.

Тест 3

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

А. Надо упражнят..ся, план не удаст..ся.
Б. Стало смеркат..ся, пора собират..ся.
В. Не стоит удивлят..ся, будем надеят..ся.
Г. Туман рассеет..ся, хотел отправит..ся.

Варианты ответов: 1) Б, В     2) А, Б    3) Б, Г     4) В, Г

Самостоятельная работа

Урок русского языка в 4-м классе

 «Отработка правописания -тся, -ться в глаголах «

Цель урока: закрепить умения учащихся о способах действия при выборе правильного написания -ться и -тсяв глаголах.

Задачи:

  • Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

                                                                    ХОД УРОКА

I. Организация урока

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите число, классная работа.
– По данному приветствию определите тему урока.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороват…ся:
– Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становит…ся
Добрым, доверчивым.
Доброе утро продлит…ся
до вечера!

II. Минутка чистописания

-тся -ться
– Придумайте по одному глаголу с данными суффиксами и запишите их.

Не стыдно (не ) знать, стыдно (не)учит..ся.

– Объясните пропущенные орфограммы.

 – Дайте смысловое значение данной пословицы.

IІІ. Актуализация знаний учащихся

ІV. Словарная работа

К….мандир, д…ректор, ж…лать,в…лшебник, р…шать, св…ркать, к…питан,г…товить.

На какие две группы можно разделить эти слова?
– От каких из этих глаголов можно образовать новые, с помощью суффиксов
-ться, -тся?

Одновременно проводится индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1.

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.

Увлечение, наслаждение, раздражение,удаление.

Карточка № 2.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.

Карточка № 3.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Умываемся, собираемся, возвращаюсь, приближаюсь.

– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе?

– Помни: вопрос – твой помощник!

Что делает? Что делать?
Что сделае
т? Что сделать?
броси
тся броситься
нрави
тся нравиться
удиви
тся удивиться
верну
тся вернуться

– Существует еще один способ действия при определении правильного написания  -тсяи -ться в глаголах.

– Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данномслучае зависит написание ь?

Работа с таблицей:

http://festival.1september.ru/articles/563636/img1.gif

– Откройте учебник на стр. 101 и прочитайте правило. Проверьте правильность ваших выводов.Обратите внимание на обозначение орфограммы.
– От чего же зависит написание
-тьсяи -тся в глаголах?

Физминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умы
ться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмея
ться,
Покружи
ться, покачаться,
Поклони
ться, распрямиться
И опять начать труди
ться.

V. Тренировочные упражнения

1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.

– Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья (что делают?) познаются (3-е л.) в беде.
Трус своей тени
 (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле
(что делает?) познаётся(3-е л.)
У него дело из рук
 (что делает?) валится (3-е л.)
Несчастья
 (что делать?) бояться (неопр. ф.),так и счастья (что делать?) невидать (неопр.ф.)
Не стыдно не знать, стыдно
 (что делать?) не учиться (неопр. ф.)
За всё
(что делать?) браться (неопр. ф.) –ничего не сделать.

2. Работа по учебнику № 1, стр. 102

3. Исправь ошибки в тексте и докажите

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

4. Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными,которые оканчиваются на -ца! 

Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица – спится

– Составьте с этими словами словосочетания,чтобы было ясно лексическое значение слов.

Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится

5. Заменить словосочетания одним словом.Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3лица ед.ч.

  1. Проявлять стремление стремиться – стремится
  2. Испытывать волнение волноваться – волнуется
  3. Допускать ошибки ошибаться – ошибается
  4. Принять решение решиться – решится
  5. Чувствовать радость радоваться – радуется

6. Домашнее задание № 2, стр.101.

7. Итог урока. Рефлексия

– Когда в глаголах, оканчивающихся на -тсяпишется Ь?

Выставление оценок за урок.

Урок русского языка в 5 классе «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»

Цель деятельности учителя: актуализировать
знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

Задачи: 

1)
отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по
предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании
 данной орфограммы;

2) развивать умение
 высказываться на определенную  тему, сопоставлять, анализировать,
развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать
положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение
 друг  к другу через работу над пословицами.

Универсальные
учебные действия учащихся:

Познавательные:

  • формируется умение
    понимать  познавательную задачу;
  • формируется умение
    устанавливать  причинно-следственные связи, делать выводы;
  • формируется умение
    извлекать  необходимую информацию.

Регулятивные:

  • формируется умение
    планировать  необходимые действия;
  • формируется умение
    контролировать учебные действия;
  • формируется умение
    замечать допущенные ошибки;
  • формируется умение
    оценивать  свою работу.

Коммуникативные:

  • формируется  умение
    слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;
  • формируется умение
    осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные:

  • формируется умение
    осознавать  трудности и стремиться к преодолению;
  • формируется 
    желание  приобретать новые знания, мотивация процесса образования.

Оборудование: учебник, печатный материал, алгоритм, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок умений и навыков.

Ход
урока.

     
I.     
Организационный момент.

  
II.     
 Вступительное слово учителя.

III.     
Повторение пройденного.

1.Словарная
диктовка.

Шорох, желтизна, аромат, обаятельный, стеречь, исчезать, отрасль,
таять, чуять, багровый, лиловый, не мог, здесь, веять, лазурный, идти, жюри,
помощник, росток, капюшон, не был, аккуратный, горизонты, пожалуйста, лаять,
уберечь.

 — Найдите глаголы
в неопределенной форме. Выделите у них окончания.

— Почему
неопределённая форма глагола так называется?

IV.     
Работа над темой урока.

-Прочитайте
предложения.  Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?

Животные не
купают…ся!

Слоненок любит
купат…ся!

-Сформулируйте тему
сегодняшнего урока.

-Итак тема нешего
урока
«Правописание –ться и
–тся в глаголах. Запишите её в тетрадь». Цель нашего урока: знакомство со
способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

Как определить,
— тся или – ться следует писать в конце глаголов?

-Давайте послушаем
правило:

Прежде чем глагол
писать

Не забудь вопрос
задать,

Если мягкий знак в
вопросе,

То в глагол его
вноси.

          бросит ?
ся

нравит
? ся

удивит
? ся

вернут
? ся

— Что мы должны
написать на месте пропусков?

— От чего зависит
написание –ться и –тся в глаголах?

Выбор
написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу.

Помни: вопрос –
твой помощник!

Что  делает?                                                Что 
делать

Что  сделает?                                               Что 
сделать?

бросится
                                                       броситься

     нравится                                                        
нравиться

удивится
                                                       удивиться

вернутся                                                        
вернуться


Существует еще один способ действия при определении правильного написания –тся
и –ться
в глаголах.

Посмотрите
внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?

Работа
с таблицей:

— Откройте учебник
на стр. 250 и прочитайте орф. № 23. Проверьте правильность ваших выводов.
Обратите  внимание на обозначение орфограммы.

— От чего  же
зависит написание –ться и –тся в глаголах?

Физкультминутка.

V.     
Тренировочные упражнения.

1.     
Игра «Посели слова в домик».

Включит…ся,
влит…ся, вложит…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, провозглашат…ся,
воцарят…ся, вплетат…ся, вручат…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, боит…ся,
нравит…ся, вернут…ся, соревнует…ся, выявляет…ся.

2. Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной
форме и в форме 3 лица ед.ч.

        
Проявлять стремление         стремиться —
стремится

        
Испытывать волнение         волноваться —
волнуется

        
Допускать ошибки                ошибаться —
ошибается

        
Принять решение                 решиться —
решится

        
Чувствовать радость        радоваться – радуется

— Откройте учебник
на стр. 250 и прочитайте орф. № 23. Проверьте правильность ваших выводов.
Обратите  внимание на обозначение орфограммы.

— От чего  же
зависит написание –ться и –тся в глаголах?

3. Выполнение задания  «Проверь себя».

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей
клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить свою маму. Обезьяна держится за ветку
и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается.

      Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.

-ТСЯ или –ТЬСЯ? (Дети читают свои работы с комментариями)

4. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.

— Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 (-ТЬСЯ или -ТСЯ)

  Тот  труда не
боит, кто умет труди.

 Надо труди…, не
надо лени….

Дело мастера
бои….

Пока ленивый
разомне…, усердный с работы верне….

Пчелка
маленькая, и та труди….

 Не стыдно не
знать, стыдно (что делать?)не учиться(неопр. ф.)

    5.Внимание!
Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца!

Переносица – переносится

Водица – водиться

Спица – спится

Девица  — дивиться


Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение
слов.

Болит переносица – собрание переносится

Чистая водица – не надо с ним водиться

Острая спица – ему не спится

Красивая девица – чуду дивиться.

VI.           
Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности были? Как вы их преодолевали?

-Дайте оценку нашей работе. Если работа удовлетворила вас – нарисуйте
солнышко. Нет – тучку.

VII.     
Домашнее задание.

Написать сочинение
«Мое путешествие в зоопарк».

VIII.     
Подведение итогов урока.

 
— Какое орфографическое правило мы изучали на сегодняшнем уроке?


Когда в глаголах, оканчивающихся на –тся пишется Ь?

Комментированное
выставление оценок.

Психологический настрой

Актуализация опорных знаний, определение темы урока

Минутка чистописания

Открытие нового знания

Проблемный вопрос

Определение темы урока.

 Работа по теме урока.

Работа в парах

Работа по теме урока.

Составление алгоритма-помощника

Работа в группах

Физминутка

Закрепление изученного материала

Итог урока. Рефлексия.

Оценка и самооценка

Домашнее задание

Сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними

-Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

.

Внимание! Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Не спеши языком, спеши делом.

— Хотите открыть новые тайны русского языка?

-Тогда в путь. Запишем число, классная работа.

На доске: Сп вр ли ро чи

-Пропишите буквосочетания в тетрадь

-Попробуйте расшифровать запись. Какие признаки спрятаны? А чьи это признаки?

Перед тем, как мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов

Расскажите по плану то, что вам известно об этой части речи.

-Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Как изменяется глагол?

-Чем является чаще всего глагол в предложении?

-Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы.

А теперь выполним тест.

1. В предложении глаголы бывают:

а) чаще всего сказуемым;

б) второстепенными членами предложения;

в) определением.

2. Спряжение глагола – это изменение:

а) по родам и числам;

б) по лицам и числам.

3. В каком ряду оба глагола в неопределенной форме:

а) учить, познакомь;

б) мыть, узнаешь;

в) вырасти, беречь.

4. Какие глаголы относятся к I спряжению:

а) читаем; б) кричат; в) любят;

г) рисуете.

5. Какие глаголы относятся ко II спряжению:

а) мечтаете; б) дружишь; в) блестим;

г) говорит.

-Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе?

-Как вы считаете, все ли мы знаем о глаголе?

-На столе у вас карточки разного цвета. Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте это стихотворение. (Приложение №1)

-Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.

(Приложение №2)

-Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке?

-Выпишите пары одинаковых слов из карточек зеленого и красного цвета.

-Прочитайте слова первого столбика.

-Что объединяет все слова первого столбика?

-Прочитайте слова второго столбика. Сравните буквы, которыми обозначено сочетание[ца].

-В каких словах совпало произношение и написание? .

— Какая это часть речи?

-Что можно сказать о других словах?

Совпадает ли произношение с написанием?

-Какой вопрос у вас возникает?

Свяжите ее с изучаемой частью речи. Определите тему урока.

-Тема: «Правописание –тся- и –ться в глаголах»

-Давайте еще раз обратимся к нашим словам. Так почему же пишется ться и тся

Назовите их.

-Сделайте вывод об этих словах. Обсудите в парах.

-Что можно сказать о глаголах? Когда в них пишется ться, а когда тся?

Сформулируйте правило. Озвучьте его.

-Какие глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

— Какие глаголы отвечают на вопросы что делает? что делают?

-Еще раз сформулируйте правило.

-Для чего мы сформулировали новое правило?

-Какие действия нам нужно сделать, чтобы применить это правило.

Попробуйте составить из «конструктора» алгоритм правописания глаголов на –ться-, -тся-. (конверт у каждой группы)

-Какое действие вы поставили на первое место?

-Какой второй шаг?

-Для чего нам необходим данный алгоритм?

Игра «Услышь Ь»

– Если надо мягкий знак – хлопайте в ладоши, если нет- потопайте:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.

— От чего зависит написание -тся, -ться ?

-Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

— Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Запомните правило-помощник:

Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь – 
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе!

А теперь давайте закрепим данное правило .Откройте рабочую тетрадь на с.67 упр. 105

Запишите пословицы, раскрывая скобки и обозначая изученную орфограмму.

Игра «Передай другому»

Каждому ряду дается листок с глаголами на тся и ться( с пропусками). Нужно вставить пропущенные буквы и передать лист с заданием следующему ученику. Ряд, который справился с заданием быстрее и правильнее объявляется победителем.

УчиТЬСЯ

ОтправляюТСЯ

Дожидается

ПоправляеТЬСЯ

Задуматься

Дра.ТЬСЯ

(Приложение 5)

— В заключении я предлагаю продолжить любое предложение:

  1. сегодня я узнал…

  2. я выполнял задания…

  3. я понял, что…

  4. теперь я могу…

  5. я понял, что…

  6. я научился…

  7. я попробую…

-Оцените свою работу.

-Сегодня наша работа на уроке была плодотворной, мне было приятно с вами работать.

РТ упр 104,106

Учащиеся обмениваются словами, приветствиями, добрыми пожеланиями друг другу.

Учащиеся записывают число, классная работа.

Спряжение, время, лицо, род, число.

Глагола

Часть речи.

-Что делать? Что сделать?

-По лицам, числам, временам; в прошедшем времени: по родам.

-Сказуемым.

Выполняют тест на компьютере.

-Наверное, они могут быть полезными на уроке.

Думаем, нет.

Дети выполняют задание учителя.

Дети выполняют задание учителя.

-На карточке зеленого цвета слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова записаны буквами.

Дети выполняют задание учителя.

Получилась в тетрадях запись:

сади[ца]-садится

Струи[ца] -струится

води[ца]-водица

Пти[ца] -птица

сини[ца] -синица

гляди[ца]-глядится

горди [ца]- гордиться

-В транскрипции всегда [ца]

[ца]-может обозначаться сочетанием ца

[ца]-может обозначаться ться

[ца]-может обозначаться тся)

(Ответы детей фиксируются на доске) – Приложение 3

-Водица, птица, синица

-Если это имя существительное слышу ца, пишу ца

Нет, слышу ца, а пишу сочетание ться и тся

-Почему одно и то же сочетание [ца]-обозначается по-разному.

-Тся- и Ться- в глаголах.

Дети называют слова, задают к ним вопросы, определяют, что это глаголы.

-Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? Пишется –ться-. Если глагол отвечает на вопрос что делает? Что делают? Пишется –тся-.

-Это глаголы в неопределенной форме.

-Это глаголы 3-го лица ед. и мн. числа.

-Если глагол в неопределенной форме буду писать –ться-, если в 3-ем лице –буду писать –тся-

-Чтобы не ошибиться в написании глаголов на ться, тся

Дети работают в группах

-Задайте к глаголу вопрос.

-Если глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать? пиши –ться-. Если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделают? Что делают? Что сделают? Пиши –тся-. (Приложение №4)

-Чтобы правильно применять правило на письме

От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак

Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

Работа по карточкам и в Р.Т.

(Приложение №6)

Дети продолжают предложения, подводят итог урока

Ученики оценивают свою работу

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками тотального диктанта
  • Работа над ошибками тест 3 класс
  • Работа над ошибками текст типы текста
  • Работа над ошибками текст лес
  • Работа над ошибками татуировки на tlc смотреть онлайн

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии