Конспект
урока по русскому языку
Класс: 2
Тема:
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Текст. Типы текстов.
Цель: создать
условия для повторения пройденного материала.
Задачи:
Обучающие:
повторить
пройденный материал;
Развивающие:
развивать
усидчивость, внимание;
Воспитывающие:
воспитывать
любовь к родному языку.
Оборудование:
учебник,
презентация.
-Здравствуйте,
ребята.
-Сегодня
мы разберём ошибки, которые вы допустили в диктанте и начнём повторение
пройденных тем.
-Откройте
тетради, запишите число, выполните показ.
(Учитель
проводит работу над ошибками, допущенными в диктанте) -Давайте вспомним, какие
бывают тексты?
-А
почему эти тексты так называются?
-Итак,
ребята, а теперь откройте учебник на странице 116.
-Давайте
ответим на вопросы в учебнике.
-К
какому из текстов можно поставить вопрос какой?(предмет), к какому – что
произошло? Что случилось? Что делает?, к какому – почему?
-Молодцы,
мы с вами немного вспомнили о текстах.
-Посмотрите
на упражнение 194.
-Прочитайте.
Объясните какой из текстов является повествованием, описанием, рассуждением?
-А
сейчас спишите один из этих текстов.
Итак,
ребята, с какой темой мы сегодня работали?
-Какие
бывают тексты?
-Как
их различить?
-Поднимите руку, кто считает
что у него всё получилось, а кто считает, что он что-то не усвоил и что-то не
получилось, хлопните.
Тема урока |
Место урока |
|
Развитие речи. Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
2 урок из 2 в теме «Подробное изложение деформированного текста» |
|
Тип урока |
Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
|
Урок систематизации и обобщения знаний |
Урок-исследование. |
|
Цель урока |
Задачи урока |
|
Создать условия для развития у учащихся ключевых компетенци: |
Знать |
правило построения текста описания |
Понимать |
композиционное построение текста- описания |
|
Применять |
умение группировать предложения в тексте по предметам |
|
Анализировать |
причины допущенных ошибок |
|
Синтезировать |
уметь рассуждать, отстаивать свою точку зрения |
|
Оценивать |
оценивать свою деятельность; |
|
Педагогические технологии |
Оборудование |
|
— исследовательские методы обучения; |
-Учебник Русский язык 4 класс /А.В.Полякова. – М., «Просвещение» 2011; тексты-описания; |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции / |
Оценивание/формы контроля |
||||||||||||||||||||
1 Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности – 2 минуты |
|||||||||||||||||||||||
— Создает благоприятный психологический настрой на работу |
-приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;
|
Коммуникативная |
-оценка эмоционального состояния (при помощи спектра цветов) |
||||||||||||||||||||
2 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии — 5 минут |
|||||||||||||||||||||||
-создает условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения. Зрительный диктант |
-записывают предложения после экспозиции; |
Учебно-познавательная |
-оценка, самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач; |
||||||||||||||||||||
3 Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности – 3 минуты |
|||||||||||||||||||||||
-выдвигает проблему;
Вопросы: -предложите тему сегодняшнего урока -обозначьте цели и задачи урока |
-выполняют учебное действие; —восстановление деформированного текста-описания; -работа над ошибками: композиция текста-описания, орфографическая зоркость; -знать правило построения текста-описания; |
-установление закономерностей, построение суждений; |
-оценка постановки учебной задачи, планирование действий по её решению; |
||||||||||||||||||||
4 Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) — 5 минут |
|||||||||||||||||||||||
-создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных заданий; |
— Проговаривают базовые отличия текста-описания от других типов текстов — базовая цель текста-описания – описать предмет; |
Учебно-познавательная |
-самооценка; |
||||||||||||||||||||
Физкультминутка -2 минуты |
|||||||||||||||||||||||
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся |
Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу |
||||||||||||||||||||||
5 Реализация построенного проекта (первичное усвоение решения учебной задачи) — 10 минут |
|||||||||||||||||||||||
-организует самостоятельную деятельность учащихся по инструкции; Организует работу в группах: 1-Махаон 2-Пчела 3-Кузнечик |
-выполняют задание; |
Учебно-познавательная |
-взаимопроверка, |
||||||||||||||||||||
6 Первичное закрепление — 12 минут |
|||||||||||||||||||||||
-направляет работу учащихся при работе в группах; |
-согласовывают окончательный вариант текста; 1 группа: найти не менее 5 слов с орфограммой «предлоги пишутся отдельно от слов» |
Учебно-познавательная |
-оценка постановки учебной задачи, планирование действий по её решению; |
||||||||||||||||||||
7 Рефлексия учебной деятельности (итог урока) — 4 минуты |
|||||||||||||||||||||||
-предлагает проанализировать результаты работы групп и класса в целом; — Какова была тема урока? |
работа над ошибками: композиция текста-описания, орфографическая зоркость; Учащиеся подводят итоги своей работы: |
Учебно-познавательные |
-рефлексия деятельности с использованием карты самооценки работы в группе;
|
||||||||||||||||||||
8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению — 2 минуты |
|||||||||||||||||||||||
-объявляет домашнее задание |
-записывают домашнее задание; |
Учебно-познавательная |
Список литературы.
— Примерная программа начального общего образования, авторская программа развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2011)
— Учебник Русский язык 4 класс /А.В.Полякова. – М., «Просвещение» 2011.
Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. — Режим доступа: http[//school-collection. edu.ru
- Михеева А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). — Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
- Презентации уроков «Начальная школа». — Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». — Режим доступа: http://www.gramota.ru
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). — Режим доступа: http://nsc.
1sept.ru/urok
Интернет-сайты.
- www.solnet.ru;
- www.festival.ru;
Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Интерактивная доска
1. Работа над ошибками. Язык и речь. Текст. Типы текстов .
2. Проверь свою контрольную работу, выполни работу над ошибками по памятке*
Последние денёчки.
Ранним
мартовским
утром
проснулось
солнце.
Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю.
А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около
берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом
укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили.
Радостно бегут ребятишки по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю
пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной
ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и
пел свою песенку о весне.
* Если ты не можешь найти дома свою памятку, открой документ «Ход урока», на
станице 2 есть памятка.
3. Ответь устно на вопросы
— Какой способ общения между людьми является самым
главным?
— Какие формы речи ты заешь?
— Для чего человеку нужна устная речь? Письменная речь?
Внутренняя речь?
— Как называют разговор двух людей?
— Как называют разговор одного человека?
4. Вспомним
Язык – средство общения.
Речь – результат использования языковых средств, то есть это язык в
действии, это использование языка, системы его в елях говорения,
передачи мыслей, общения.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Монолог — peчь, oбpaщeнная гoвopящим к caмoмy ceбe, нe paccчитaнная нa
cлoвecнyю peaкцию дpyгoгo лицa.
Полилог – разговор многих участников.
5. Работа с учебником
Открой учебник на странице 121.
Прочитай текст в упражнении 255.
— Как ты понял(а) высказывание о языке и речи?
— Какое значение в речи имеет язык?
— Докажи, что ты прочитал(а) текст.
— Что такое текст?
— Как определить тему, главную мысль текста?
— Как составить план текста?
— Как определить тип текста?
6. Вспомним
Текст — это последовательно расположенные предложения
связанные общей темой, основной мыслью и имеющие
смысловую завершенность.
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в нем. Тема
текста часто выражается в его заголовке.
Основная мысль текста — это то, что выразил автор, к чему он
призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст.
7. Работа с учебником
Открой учебник на странице 122.
Выполни упражнение №258 устно.
Выполни упражнение №260 в тетради.
Предмет: русский язык . 4 класс.
Тема урока: Текст. Типы текстов.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цели урока: обобщение и уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.
Задачи:
Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
Ход урока
- Организационный момент.
- Минутка чистописания т
Задание: Красиво списать, исправить ошибки.
По билели паля и лиса. Хрупким льдом пакрылась рика, уснула, как вскаске.
Проверьте свою работу с тем, что написано на доске.
- Словарная работа. На доске кроссворд, заполним его.
а |
Т |
т |
р |
а |
к |
ц |
и |
о |
н |
|||
а |
н |
т |
Е |
н |
н |
а |
||||||
х |
о |
К |
к |
е |
й |
|||||||
д |
р |
е |
С |
с |
и |
р |
о |
в |
щ |
и |
к |
|
к |
р |
и |
с |
Т |
а |
л |
л |
- Место развлечения в парке.
- Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров
- Зимний вид спорта
- Цирковая профессия.
- Твердое тело, имеющее симметричное строение.
На какое правило все слова? (По очереди записываем слова в кроссворд.)
- Определение темы урока, постановка целей.
Какое ключевое слово в кроссворде? (Текст) Случайно ли это?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Цель: Наша цель повторить, систематизировать наши знания о разного вида текстах.
Что такое текст? Что вы знаете о тексте? Какие виды текстов вам знакомы?
В толковом словаре даётся объяснение слову текст( от лат. textus-«ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание»).
Текст состоит их двух и более предложений связанных по смыслу, раскрывающих одну тему. В тексте должна прослеживаться основная мысль, которая в заключительной части должна быть доведена до логического завершения.
5.Первичное закрепление: Определите тип текстов. Действуем по алгоритму.
1. Прочитать текст.
2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. По вопросу и содержанию определить тип текста.
-Работаем с текстом 1.
-Все нашли?
-Прочитайте текст вслух 1 человек.
-Определить на какой вопрос дается ответ в тексте?(почему?)
-Определите тип текста?(рассуждение)
-Почему вы так считаете?
Текст 1. Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
(В тексте дается объяснение, где можно достать корм для птиц зимой).
Вывод: вы доказали, что это текст – рассуждение.
Продолжим работать с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами.
Текст 2. Лось. Лось — мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
-Найдите текст 2.
-Все нашли?
-Прочитайте текст вслух 1 человек.
-Определите на какой вопрос дается ответ в тексте?(Кто?)
-Определите тип текста?(описание)
-Докажите?
(Это текст описание, объект описания – лось).
Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)
Вывод: вы доказали, что это текст — описание.
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте все имена прилагательные и подчеркните их.
-Давайте проверим, все ли имена прилагательные вы подчеркнули?
-Все имена прилагательные названы?
Теперь поработаем с текстом 3.
Текст 3. Медвежонок. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
-Все нашли?
-Прочитайте текст вслух 1 человек.
-Определите на какой вопрос дается ответ в тексте?(Что происходило?)
-Определите тип текста?(повествование)
-Отвечает на вопрос: Что происходит с медвежонком?
Вывод: вы доказали, что это текст – повествование.
-Почему?
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте и подчеркните все глаголы.
-Кто готов назвать глаголы?
6.Работа в парах
— У вас на партах лежат карточки с текстами. Посоветуйтесь с товарищем и определите тип текста. Переверните свои карточки и подпишите свои фамилии. Сейчас мы будем работать в парах. Давайте вспомним, что важное при работе в парах?
На карточках написано 3 текста. Вам надо прочитать тексты и посоветоваться друг с другом, и определить тип каждого текста, за тем рядом с текстом поставьте букву П, О, Р.
-Начали работать.
- Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.(повествование
- Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.(описание)
- Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.(рассуждение)
7. Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)
— Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, повествование – п).
1. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Самопроверка. Р, О, П, О, П, Р. Слайд №7
8. Творческая работа. Работа над деформированным текстом. Собери предложения и запиши текст. (повествование)
заиграло, лесом, над, солнце, зимнее |
берез, иней, ветки, украсил, гибкие |
к, летят, высоким, клесты, елям |
тетерева, снега, мягкого, вылетели, из |
расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они |
эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями. |
9. Итог урока.
Что нового узнали на урока?
— Что вам понравилось на уроке?
— Что не понравилось?
— Что для вас показалось очень трудным?
10. Рефлексия
Закончите предложения:
Несколько предложений, объединенных по смыслу называются …. .
Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. .
Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… .
Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? ,называется -… .
11. Самопроверка.
12. Домашнее задание: составить текст на тему: Что жду я от весенних каникул?
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Раздаточный материал
Текст 1. Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
Текст 2. Лось. Лось — мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
Текст 3. Медвежонок. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
- Текст для работы в парах
- Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
- Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
- Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
- Деформированные предложения.
заиграло, лесом, над, солнце, зимнее |
берез, иней, ветки, украсил, гибкие |
к, летят, высоким, клесты, елям |
тетерева, снега, мягкого, вылетели, из |
расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они |
эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями. |
Цели: провести работу над определением типа и стиля текста диктанта, способа связи предложений, деление на абзацы и др.; выполнить работу над ошибками, допущенными в диктанте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторное чтение текста. Работа с текстом 1.
– Перескажите текст. Какова его основная мысль?
– Из скольких частей состоит текст диктанта?
– Какова его тема? Есть ли микротемы?
– Каков тип текста? (Рассуждение, повествование, описание или смешение нескольких типов?)
– Определите стиль.
– Найдите средства связи.
– Какая здесь связь, цепная или параллельная?
– Какие предложения в большей степени употребляет автор, простые или сложные? Почему?
– Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
III. Выполнение работы по овладению орфографическими и пунктуационными нормами.
Ребята выписывают из текста диктанта слова или предложения, в которых допустили ошибки, подчеркивают орфограммы и пунктограммы, объясняют графически правила.
IV. Работа с текстом 2.
Если уже работали с текстом 1, то учащимся раздается текст 2.
– Какова основная мысль этого текста?
– Какое слово является ключевым? Почему?
Выписывается в тетрадь: