Русский язык
Класс 2
Дата: 27.04.2021
Тема: Работа над ошибками.
ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение распознавать безударные гласные в корне слова, парные согласные на конце слова и писать слова на эти правила, подбирать слова на изученные правила, развивать умение исправлять ошибки, проверять знание правописания словарных слов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся будут упражняться в умении исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила, закрепят знание словарных слов, напишут словарный диктант.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Словарный диктант
Обед, магазин, картина, обезьяна, вдруг, шел, город, улица, Россия, стакан, облако, метро.
Задание
1) Подчеркнуть одной чертой имя существительное, которое отвечает на вопрос кто?
2) Подчеркнуть двумя чертами глагол.
2. Актуализация знаний
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она сложна, но без неё —
Плохое было бы житьё!
— Объясните, как вы понимаете смысл этого стихотворения.
Для чего надо знать грамматику?
Когда может пригодиться знание орфографии?
3. Целеполагание
— Сегодня на уроке вы будете упражняться в умении исправлять ошибки, допущенные в диктанте, подбирать слова на изученные правила.
4. Работа по теме урока
Сообщение общих результатов диктанта.
Работа над ошибками Коллективная работа над типичными ошибками, допущенными в диктанте. Воспроизведение правил. Нахождение слов на эти правила. Если необходимо, то подбор проверочного слова и других слов на это же правило.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Самостоятельная работа. Списывание текста. Работа над ошибками.
Дети в лесу.
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.
Работа по индивидуальным карточкам по уровням сложности.
Уровень 1
Задание. Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть главные члены в предложениях.
Наступил март. Небольшой мороз сменила оттепель. Воздух затянулся беловатым туманом. (На)реке уже подтаивает лёд. (С)крыш закапали сосульки. Снег осел и почернел. Снеговик (во)дворе печально опустил свой нос-морковку.
Уровень 2
Задание. Разделить текст на предложения. Списать текст, раскрывая скобки.
(На)крутом берегу ласточки свили гнёзда ходил (по)берегу кот Василий захотел он (из)гнёзд птичек достать стал он ползти (к)гнёздам ласточки всей стаей качали его клевать кот сорвался и упал (в)воду долго он потом зализывал ранку на лапке.
6. Подведение итогов урока
— Какую работу вы выполняли на уроке?
7. Домашнее задание.
Выучить определения.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает часть речи и отвечает на вопросы Кто? Что?
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать?Что сделать?
Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Уровень 1
Задание. Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть главные члены в предложениях.
Наступил март. Небольшой мороз сменила оттепель. Воздух затянулся беловатым туманом. (На)реке уже подтаивает лёд. (С)крыш закапали сосульки. Снег осел и почернел. Снеговик (во)дворе печально опустил свой нос-морковку.
Уровень 2
Задание. Разделить текст на предложения. Списать текст, раскрывая скобки.
(На)крутом берегу ласточки свили гнёзда ходил (по)берегу кот Василий захотел он (из)гнёзд птичек достать стал он ползти (к)гнёздам ласточки всей стаей качали его клевать кот сорвался и упал (в)воду долго он потом зализывал ранку на лапке.
Уровень 1
Задание. Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть главные члены в предложениях.
Наступил март. Небольшой мороз сменила оттепель. Воздух затянулся беловатым туманом. (На)реке уже подтаивает лёд. (С)крыш закапали сосульки. Снег осел и почернел. Снеговик (во)дворе печально опустил свой нос-морковку.
Уровень 2
Задание. Разделить текст на предложения. Списать текст, раскрывая скобки.
(На)крутом берегу ласточки свили гнёзда ходил (по)берегу кот Василий захотел он (из)гнёзд птичек достать стал он ползти (к)гнёздам ласточки всей стаей качали его клевать кот сорвался и упал (в)воду долго он потом зализывал ранку на лапке.
Уровень 1
Задание. Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть главные члены в предложениях.
Наступил март. Небольшой мороз сменила оттепель. Воздух затянулся беловатым туманом. (На)реке уже подтаивает лёд. (С)крыш закапали сосульки. Снег осел и почернел. Снеговик (во)дворе печально опустил свой нос-морковку.
Уровень 2
Задание. Разделить текст на предложения. Списать текст, раскрывая скобки.
(На)крутом берегу ласточки свили гнёзда ходил (по)берегу кот Василий захотел он (из)гнёзд птичек достать стал он ползти (к)гнёздам ласточки всей стаей качали его клевать кот сорвался и упал (в)воду долго он потом зализывал ранку на лапке.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
- Сейчас обучается 69 человек из 29 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 283 622 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 17.11.2021
- 196
- 2
- 17.11.2021
- 116
- 0
- 17.11.2021
- 179
- 2
- 17.11.2021
- 144
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Белина Татьяна Владимировна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 9 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 16171
-
Всего материалов:
11
Дата проведения урока: 06. 10. 2020
Предмет: русский язык.
Класс:5
УМК: Ладыженская Т. А. — Бархударов С. Г. (5 кл). Часть 1. М: Просвещение, 2012
Тема:«Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками (на основе материала диктанта «В лесу»)»
Педагогическая цель:создать условия для осмысления допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; закрепить правильное написание в допущенных орфограммах.
Задачи урока:
Актуализироватьзнания по теме «Части речи», «Глагол», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение»
Развиватьумение проводить выбор правильной буквы на месте орфограмм на основе полученных и имеющихся знаний; способствовать развитию орфографической зоркости. Вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании орфограмм. Развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать
Воспитыватьмотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к показателю культуры народа, уважение к родной речи.
Тип урока: урок работы над ошибками контрольного диктанта.
Планируемые результаты:
Предметные:
проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты:
имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
общеучебные – используют предоставленный материал для решения учебной задачи;
Логические– осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
формируется умение понимать познавательную задачу;
формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
формируется умение извлекать необходимую информацию.
Регулятивные:
проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
формируется умение планировать необходимые действия;
формируется умение контролировать учебные действия;
формируется умение замечать допущенные ошибки;
формируется умение оценивать свою работу.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;
формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные:
формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;
формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования
Реализуемые принципы: Принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип научности
Используемые методы:
Словесные (рассказ, обяснение, беседа)
Наглядные (метод иллюстраций, в том числе обращение к материалу, представленному в учебнике)
Практические (выполнение упражнений и иных работ, связанных с формированием и отработкой навыка)
Проблемные (Сообщающее изложение с элементами проблемности)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации деятельности детей:коллективная, индивидуальная
Оборудование: доска
Образовательные ресурсы: учебник, текст диктанта
Ход урока.
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Приветствие, проверка готовности учебного места, гигиена посадки и письма учащегося.
Самоопределение к учебной деятельности
— Вспомните, чем вы занимались вчера на уроке.
— Вспомните, возникли ли у вас трудности при написании диктанта?
— Может кто-то запомнил орфограммы, которые встречались в тексте?
Отработказнаний и способов действий.
В лесу.
Мы идём по узкойдорожке берегом большого озера. Над ближним лесомвстаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкаетголубоеозеро. За ним широкойполосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мывходимв зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокиесосны.Редкий луч солнцальётся через густую зелень. Под деревьямипрохладно.Тишьиглушьвлесу.
Мы постояли у опушкии пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конецнашего пути
1 этап: Выделенные слова записываются на доске учащимися, все орфограммы обозначаются, проверяются.
2 этап: Чтение текста диктанта по предложениям. Определение всех частей речи. Определение числа и лица местоимений, рода, числа и падежа существительных, склонения глаголов.
Итог
— Итак, давайте вспомнив какие части речи сегодня встречались нам в нашей работе?
Рефлексия учебной деятельности на уроке
— Вспомните, какие цели мы ставили в начале этого урока.
— Достигли ли мы их?
— Всех ли целей удалось достигнуть?
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №3
Открытый урок русского языка
на тему
«Работа над ошибками, допущенными в изложении
«О картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»
в 4 В классе
Подготовила:
учитель начальных классов
Изъянова Ольга Александровна
2014г
Тема: Работа над ошибками, допущенными в изложении
«О картине И.И.Шишкина «утро в сосновом лесу»
Цель: Учить учащихся видеть ошибки.
Задачи: продолжать работу по классификации ошибок, развивать умение видеть тип ошибки, навык её исправления;
Оборудование: карточки с отпечатанным материалом для исправления; карточки с индивидуальным заданием; памятки для работы над ошибками, орфографические словари
Ход урока
1.Оргмомент
2. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
-Мы написали изложение текста о картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Результат этой работы – созданные вами тексты.
Но недаром гласит народная мудрость: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Вы старались, но, как бывает, не у всех всё получается гладко. В работе не обойтись без ошибок.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Предлагаю вам стать редакторами.
— Кто такой редактор?
(человек, специалист, который проверяет и исправляет текст)
Сегодня вы будете учиться исправлять ошибки, допущенные в изложении. Особое внимание уделим построению текста, построению предложений и точности употребления слов.
3.Сообщение общих результатов работы. Обсуждение изложений.
-У нас есть ребята, которые прекрасно справились с работой:(ФИ)
— Я предлагаю вашему вниманию одно изложение, а вы проанализируйте его. Чтобы вами легче воспринимался текст, посмотрите ещё раз картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
-Прочитайте памятку анализа изложения.
План анализа
1.Полнота передачи содержания текста.
2.Последовательность изложения
3.Как связаны между собой части?
4.Правильность фактического материала. Точность употребления слов.
Чтение текста изложения Синего Евгения.
Анализ изложения учащимися по плану.
— Но не все справились с работой так хорошо. Есть тексты с ошибками. Приступаем к работе редакторами.
4. Работа над ошибками
— Первый этап работы – редактирование смысловых ошибок. Чтобы знать точно, о каких ошибках идёт речь, прочитаем запись на доске.
Смысловая ошибка — потерян смысл.
— Возьмите карточку №1.
1) Прочитайте первую группу предложений.
Удивительный мир окружает нас. Помогают нам увидеть его художники.
— Какая здесь неточность?
— Скажите, мы с вами видим окружающую природу? (Видим)
— А что нам помогают увидеть художники? (Красоту окружающей природы)
2) Прочитайте вторую группу предложений.
Удивительный мир окружает нас — это мир природы. Ведь его красоту нам помогают передать художники.
— В чём здесь ошибка? Что в этом предложении говорится о художниках? (Помогают передать красоту)
-Так ли это? Передать красоту? (Нет, увидеть красоту)
-Прочитайте эту группу предложений в исправленном виде. Запишите с комментированием. Подчеркните слова, в которых были допущены ошибки.
3) Читаем следующее предложение.
Играющие медвежата были очень забавными.
-Что вас насторожило?
-Посмотрите на картину, разве медвежата исчезли, как только мы о них написали? Они ведь есть на картине и сейчас. А в предложении говорится о том, что они были, а теперь их нет.
Так в чём ошибка? Как следует сказать о медвежатах? (получились)
-Запишите предложение в исправленном виде. Подчеркните исправленное слово.
4) Читаем следующее предложение.
Деревья гибнут от старости или вихрей.
— Подумайте, может ли дерево погибнуть от старости или от времени? (Да)
— А от вихря? Что такое вихрь?
-Посмотрите на доску, я выписала определение этого слова.
Вихрь- порывистое круговое движение ветра.
Буря- ненастье с сильным разрушительным ветром.
-Могут ли деревья погибнуть от кружащегося ветра в сосновом лесу? (Наверное, нет)
— Какое слово мы потеряли? (Буря)
-Прочитайте значение слова «буря»
-Прочитайте предложение в исправленном виде.
Итог данного этапа:
— Что нужно , чтобы не делать смысловых ошибок?
(Нужно быть вдумчивыми, внимательными)
-Перейдём ко второму этапу – редактированию речевых ошибок.
-Какие ошибки мы называем речевыми?
Речевая ошибка – так говорить нельзя, повторы, слова с другим значением, употребление несочетаемых слов.
Работаем по карточке №2.
- Прочитайте первое предложение.
Когда смотришь на картины Ивана Ивановича Шишкина, так и хочется попасть в сосновый бор, вздохнуть запах хвои, ощутить босой ногой мягкий влажный мох.
-В чём здесь ошибка?
-Наверное, мы устали. Давайте вздохнём – «Ох!».
А теперь давайте взбодримся. Вдохнём в себя побольше воздуха, выдохнем.
Есть ли разница в наших действиях: вздыхали – выдыхали. Что можно вдохнуть? (Запах, воздух, аромат)
А от чего можно вздохнуть? (От усталости)
-Запишите предложение в исправленном виде с комментированием. Подчеркните слово вдохнуть.
Итог данного этапа.
Уважаемые редакторы, что нужно, чтобы не делать речевых ошибок?
(Знать значение слов, их сочетание друг с другом)
Работа над фактическими ошибками.
Фактическая ошибка – нарушение конкретного факта.
Карточка №3
- Прочитайте первое предложение.
Шишкину помог нарисовать медвежат Николай Савицкий.
-В чём ошибка? Какой факт нарушен?
(Константин Савицкий)
2)– Прочитайте второе предложение.
Шишкин никогда раньше не рисовал животных, и поэтому ему помог друг художника Николая Савицкого.
— Посмотрите, вроде бы исправили имя художника – Константин. А всё равно в чём-то нарушен факт.
—О ком идёт речь в этом предложении? (О друге художника Константина Савицкого)
—Как записать предложение верно?
Итог третьего этапа.
-Как можно избежать фактических ошибок? (быть внимательнее к содержанию)
— 4 этап работы – логические ошибки
Логическая ошибка – нет связи между предложениями или частями текста.
Карточка №4
-Прочтите предложение на этой карточке.
Шишкин никогда раньше не рисовал животных, и поэтому изобразить мишек ему помог художник Константин Савицкий – его друг.
И всё же главное в картине не эти симпатичные животные, а дремучий бор.
-Какая же связь здесь отсутствует? Что здесь пропущено?
(Хотя играющие медвежата получились очень забавными, но не это главное в картине. Главное- сосновый дремучий бор.)
Дополните предыдущее предложение следующим за ним по смыслу, недостающим в записанном отрывке.
-У нас есть ребята, которые пропустили в своей работе всю 6-ю часть. Какой это вид ошибки?
(Логическая – нет связи между 5-ой и 7-ой частями.)
Работа в парах.
-Какие бывают ошибки мы вспомнили, научились быть редакторами. А теперь проверим, кто был самым внимательным редактором, кто научился видеть ошибки и исправлять их. У вас на партах карточка №5 с отрывком из текста.
И всё же главное в картине не эти симпатичные животные, а дремучий бор. Все люди живут подальше от леса.(Ф) Наверное сюда никто не заходит и не тревожит.(Лог) И не хочет понять красоту леса.(Ф.) Привольно здесь и человеку, и птице! (Ф) Всё идёт по лесным законам (См.) Только от бурь да от времени гибнут устаревшие(Р)деревья.(устаревшие – вышедшие из моды, употребляется по отношению к вещам)
Предложения разбираются устно, называется ошибка, исправляется, подчёркивается в карточке.
Назвать лучших редакторов.
5. Индивидуальная работа над орфографическими ошибками.
-Редакторы не только исправляют смысловые, речевые, фактические, но ещё и орфографические, т.е. ошибки в написании слов. Работать будете самостоятельно, каждый над своими ошибками. У вас есть помощники – памятки и словари. Те, у кого нет ошибок работают по карточкам.
6. Рефлексия
-Чему научились?
-Что нового узнали?
Найди и исправь орфографические ошибки.
Время лесных малышей
Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики,
незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные
лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена.
Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоги. Теперь
они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у
нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают
свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.
(По Н. Надеждиной)
Солнце
Выплыла из—за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы
заиграли в каждом цветке, в каждой травинки.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли
полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо
и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи.
Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над
лесом светит солнце.
Ежи
Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять.
Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят.
Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер.
Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я
прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый
ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж
незахотел пакинуть мой дом.
Летнее утро
Я стою возле цветущива клеверного поля. Разноцветный ковёр его
переливаеца, меняет окраску. В самой дали сияет ослепителным блеском
залатая кайма.Взлетел жаворонок. Серый камочек в первых лучах солнца стал
золотым. Яркие искры заиграли вкаплях расы на цветах.Что за чудестные звуки
разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужали над чяшей цветов.
Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрепучая музыка. Теперь всё поле поёт.
Все рады тёпламу летниму утру. Радосно и мне.