Работа над ошибками состав слова 4 класс

Работа над
ошибками

1.Большая буква в начале предложения.

Выпиши
предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни
заглавную букву.

Делай так: Выпал снег. Дети
рады.

2.Пропуск и замена буквы.

Выпиши
слово правильно, раздели его на слоги, поставь ударение, подчеркни пропущенную
букву. Делай так: Звонок – зво – нок.

3.Слог.

Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: Учитель – 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и
слогов.

4.Перенос слова.

Раздели
слово на слоги для переноса.

Делай так: Оси – на. (Ру – чей – ки. Конь –
ки. Круж – ки.)

Запомни! При переносе одну букву нельзя
оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни
мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Ель, тень, пень.

                  
Коньки, мальчик, пальто.

6.Разделительные Ь и Ъ.

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни согласную
букву, Ь (Ъ), гласную букву.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи.

                  
Объявление, объяснил, съезд.

7.Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни сочетание.

 Делай
так:
Малыши, карандаши, ежи.

8.Словарные слова.

Запиши
слово правильно, поставь ударение, отметь все опасные места. Запиши 3
родственных (однокоренных) слова.

Делай так: Ягода, ягодный, ягодка.

9.Сочетания чк, чн, нщ, щн, сн, нч, щр.

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни сочетание.

Делай так: Дочка, речка, точка.

Запомни! Сочетания чк, чн, нщ, щн, сн, нч,
щр пишутся без мягкого знака ь.

10.Безударные гласные в корне слова.

Выпиши
слово правильно, подбери проверочное слово, подчеркни неправильно написанную
букву, запиши 1 родственное (однокоренное слово).

Делай так: Ходил – ходит, ходики.

11.Большая буква в имени собственном.

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Илья, Петров, Рославль.

12.Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! )

Выпиши
предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким
же знаком. Подчеркни знак.

Делай так: Мама пришла! У нас каникулы!

13.Не с названиями действий (с глаголами).

Выпиши
название действия (глагол) с не. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Подчеркни пробел. Делай так: Не пришёл, не выучил, не знал.

Запомни! Слово – помощник не с
названиями действий (с глаголами) пишется отдельно.

14.Раздельное написание предлогов со словом.

Выпиши
слово с предлогом правильно. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Подчеркни пробел. Запиши ещё 2 слова с этим предлогом.

Делай так: На ногу, на левую ногу, на руку,
на голову.

Запомни! Предлог – это отдельное слово.
Между ним и словом можно вставить другое слово.

15.Парные звонкие и глухие согласные.

Выпиши
слово правильно, подбери проверочное слово, подчеркни неправильно написанную
букву, запиши 1 родственное (однокоренное слово).

Делай так: Дуб – дубы, дубовый.

16.Двойные согласные в слове.

Выпиши
слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши 1 родственное
(однокоренное) слово на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.

Делай так: Группа, груп – па, групповой.

17.Запятая в предложении.

Выпиши
предложение правильно. Обведи запятую и «мостик», или запятую и союз а.

Делай так: Стало холодно, потому что пришла
зима.

                  
Стало холодно потому, что пришла зима.

                
  Стало не тепло, а холодно.

Запомни! Перед союзом а всегда
ставится запятая.

                 
, потому что

                 
потому, что

                 
, поэтому

18.Состав слова.

Выпиши
слово. Разбери его по составу. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: Поездка, езда, переезд.

19.Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши
слово. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Подбери к слову 2
однокоренных слова. Обозначь орфограмму.

Делай так: Звёздный – звезда, звёздочка.

20.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши
слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой приставкой.

Делай так: Полетели, побежали, потянули.

21.Правописание приставки со словом.

Выпиши
слово, выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными
приставками.

Делай так: Заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка – это часть слова. Она
пишется слитно со словом.

22.Соединительные гласные (о, е) в сложных словах.

Выпиши
слово. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё 1
слово на эту орфограмму.

Делай так: Водовоз, самолёт.

23.Мягкий знак ь на конце существительных после
шипящих.

Выпиши
слово. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.

                  
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

24.Предлог с местоимением.

Выпиши
их предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Делай так: У нас, ко мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с
существительными) пишутся отдельно.

25.Звук [ы] после звука [ц].

Выпиши
слово. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Аппликация, акация, революция.

                  
Цыц, цыплёнок, цыган.

26.Правописание –тся, -ться.

Выпиши
слово. Задай к нему вопрос. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Учиться (что делать?), трудиться,
мыться.

                   
Учится (что делает?), трудится, моется.

27.Ошибка в определении части речи.

Выпиши
слово. Поставь к нему вопрос, определи часть речи.

Делай так: Сосной – сосна (что?) – сущ.

                 
 Играет — (что делает?) – гл.

                  
Красивое – (какое?) – прил.

                  
Хорошо – (как?) – нареч.

                  
Она – (кто?) – мест.

                  
В – предл.

                  
И – союз.

28.Суффиксы –ек, — ик.

Выпиши
слово, рядом проверочное. Запиши 2 слова с этим суффиксом. Выдели его.

Делай так: Огурчик – нет огурчика, ларёчек –
нет ларёчка.

Запомни! Измени слово по команде вопроса:
нет кого? нет чего? Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать –ек,
если остался – ик.

29.Мягкий знак ь на конце глаголов 2 – го лица
единственного числа настоящего времени.

Выпиши
глагол. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Делай так: Пишешь, читаешь, решаешь (наст.
вр., 2 л., ед.ч.)

Запомни: На конце глаголов 2 лица
единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак ь.

30.Буквы «о» и «ё» после шипящих и ц.

Выпиши
слово. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Делай так: Жёлуди – желудёвый, шёл, шёпот.

                  
Ручонка, камышовый, парчовый.

31.Правописание безударных падежных окончаний
прилагательных.

Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число, падеж
прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: К лесу (какому?) дальнему – м.р.,
ед.ч., Д.п.

32.Разбор предложения.

Выпиши
предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Дай характеристику
предложению (по цели, по интонации).

33.Правописание безударных падежных окончаний имён
существительных.

Выпиши
существительное, поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж,
число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: На опушке – опушка (на земле), 1
скл., П.п., ед.ч.

Запомни! Опорные слова: 1 скл. – земля,
весна; 2 скл. – слон , колесо; 3 скл. – рожь.

34.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши
глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму. Определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного
и множественного числа.

Делай так: Пишет – писать, гл., I спр., ( —
е, — ут, — ют).

                  
Ставит – ставить, гл., II спр., ( — и, — ат, — ят).

35.Однородные члены предложения.

Выпиши
предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзами между однородными членами.
Выполни схему предложения.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья,
разметал их по дороге. [ — =, = ]

                  
Сильный ветер сорвал листья и разметал их по дороге. [ — = и =]

36.Сложное предложение.

Выпиши
предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выполни схему
предложения. Подчеркни запятую.

Делай так: Дровосек проснулся, когда солнце
садилось. [ ], (когда).

                  
Мы жили на берегу, и у моего папы была лодка. [ ], и [ ].

37.Правописание наречий.

Выпиши
слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 наречия с этой
приставкой.

Делай так: Сначала, снова, слегка.

                  
Затемно, заново, запросто.

Запомни! На конце наречий пишется –а, если
они имеют приставки из-, до-, с-. На конце наречий пишется –о, если они имеют
приставки в-, на-, за-.

38.Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: Наотмашь, настежь, невмочь.

                  
Уж , замуж , невтерпёж .

39.Определение падежа существительных, прилагательных.

Делай так: В зелёной роще пели скворцы.

                  
Пели (в ком? в чём?) в роще.

                  
Пели (кто? что?) скворцы.

                  
Пели в зелёной (роще) (в ком? в чём?).

Памятка

  1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал  пушистый снег. Дети рады.

  1. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

 Делай так: звонок, ученик.

  1. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. 

Делай так: У/чи/тель -3 сл.

ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов!

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси-на.

ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

      5.   Мягкий   знак (ь), обозначающий   мягкость согласных

Подчеркни мягкий знак (ь)   и согласную перед ним. Запиши еще 3 слова с этой орфограммой.

Например:   ель,   тень,   пень,   коньки,   мальчик, пальто.

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 3 слова на эту

орфограмму.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

7. Сочетания чк, чн, нщ, щн

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 3 слова с этой орфограммой.

 Например: дочка, речка, мощный, каменщик.

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.  

Например: алфавит, азбука, портфель.

Передай ритм: слова с помощью стука, хлопка.

9.    Безударная    гласная    в    корне,    проверяемая ударением

(а, о, е, и, я)

Выпиши   слово.   Поставь   ударение.   Выдели   корень.   В   корне

подчеркни        безударную      гласную.        Обозначь орфограмму.

Подбери проверочное слово и запиши рядом,

Сады сад, волна — волны, червивый — червь.

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Запиши слово 3 раза. Запомни,  как оно пишется, Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши 3 однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь, согласную.

Делай так: морозы мороз, ягода – ягодка.

ЗАПОМНИ! Согласные на конце и в середине слов пишутся также как и перед гласными.

12.Болыпая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запищи еще 3 слова с этой орфограммой. Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки, Гулькевичи.

ЗАПОМНИ!   Имена,   отчества   и   фамилии   людей, названия,   рек, городов,   морей,   клички   животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно, запиши 3  слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ъ) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши: еще 3 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

15. Знаки препинания в конце предложений.

Выпиши предложения правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак, Например: Слава нашей Родине! Слава труду!

16. Разбор предложении.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части

речи. Выпиши слова парами с вопросами.

Седые туманы плывут к  облакам.   (Пов., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запищи 1-2 однокоренных

слов.

Например: поездка, (по/езд/к-а)

18. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай    слово.    Подбери    к    нему    несколько однокоренных слов.     Выдели     корень.     Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: Звезда, звёздочка, звездный. Честь честный.

19. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши     слово     правильно. Выдели  приставку. Запиши еще 3 слова с этой же приставкой.

Например: Полетели, побежали,   потянули;  

отнес,   отбежал, отлетел.

20. Правописание приставки со словом.

Выпиши   слово.   Выдели   приставку.   Образуй   от   этого — слова

однокоренные слова с равными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

ЗАПОМНИ! Приставка—это часть слова. Она пишется слитно со

словом.

21. Правописание предлога со словом, (орфограмма пробел)

Выпиши слово вместе с предлогом. Подставь между предлогом и

словом вопрос или другое слово. Обозначь орфограмму пробел.

Например: к  берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.

ЗАПОМНИ! Предлог — это отдельное слово. Не путать предлоги и

приставки. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от  берега.

22. Разделительный твёрдый знак Ъ.

Выпиши   слово   правильно.    Запиши   еще   3   слова   с   этой

орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную,

Например: съезд, объявление, объём.

ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак Ъ пишется только после

приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными:

е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак Ь на конце существительных после шипящих Выпиши слово правильно. Определи род. Запишет ещё 3 слова с этой орфограммой.

Например: Луч  (м.р.), шалаш , товарищ . Ночь_(ж.р.), тишь, мощь.

24. Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши  слово правильно.  Выдели корни.  Подчеркни  гласную. Запиши ещё 2-3 слова с этой орфограммой.

Например: Водовоз, самолёт.

25. НЕ с глаголами (орфограмма пробел),

Выпиши: глагол  с НЕ.  Запиши 3  слова на это правило, выдели орфограмму.

Например: не_пришёл, не_выучш, не_старался.

 26. Однородные члены предложения.

Выпиши  предложение.  Обозначь однородные  члены  и  слово,  от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев,    разметал по дороге.  (=,=)

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запищи 1-2 однокоренных

слов.

Например: поездка, (по/езд/к-а)

18. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай    слово.    Подбери    к    нему    несколько однокоренных слов.     Выдели     корень.     Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: Звезда, звёздочка, звездный. Честь честный.

19. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши     слово     правильно. Выдели  приставку. Запиши еще 3 слова с этой же приставкой.

Например: Полетели, побежали,   потянули;  

отнес,   отбежал, отлетел.

20. Правописание приставки со словом.

Выпиши   слово.   Выдели   приставку.   Образуй   от   этого — слова

однокоренные слова с равными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

ЗАПОМНИ! Приставка—это часть слова. Она пишется слитно со

словом.

21. Правописание предлога со словом, (орфограмма пробел)

Выпиши слово вместе с предлогом. Подставь между предлогом и

словом вопрос или другое слово. Обозначь орфограмму пробел.

Например: к  берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.

ЗАПОМНИ! Предлог — это отдельное слово. Не путать предлоги и

приставки. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от  берега.

22. Разделительный твёрдый знак Ъ.

Выпиши   слово   правильно.    Запиши   еще   3   слова   с   этой

орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную,

Например: съезд, объявление, объём.

ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак Ъ пишется только после

приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными:

е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак Ь на конце существительных после шипящих Выпиши слово правильно. Определи род. Запишет ещё 3 слова с этой орфограммой.

Например: Луч  (м.р.), шалаш , товарищ . Ночь_(ж.р.), тишь, мощь.

24. Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши  слово правильно.  Выдели корни.  Подчеркни  гласную. Запиши ещё 2-3 слова с этой орфограммой.

Например: Водовоз, самолёт.

25. НЕ с глаголами (орфограмма пробел),

Выпиши: глагол  с НЕ.  Запиши 3  слова на это правило, выдели орфограмму.

Например: не_пришёл, не_выучш, не_старался.

 26. Однородные члены предложения.

Выпиши  предложение.  Обозначь однородные  члены  и  слово,  от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев,    разметал по дороге.  (=,=)

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал по дороге. (= и =)

27. Правописание безударных надежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

На опушке (на земле, 1 скл,). на полянке (на земле. 1 скл.). у речки (у земли 1 скл.).

28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному, Выдели окончание прилагательного.

 К лесу (какому?) дальнему (м.р., ед.ч. , Д.п).

29.   Предлог   с   местоимением   (орфограмма   пробел).

 Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё 3 примера на эту орфограмму.

Например:  У_нас, ко   мне, с  тобой.

30. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. ч., наст, времени. Выпиши глагол правильно. Запиши 3 глагола с этой орфограммой, Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст, вр., 2л.)

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го л., ед, ч., наст. вр. пишется Ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

 Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в Н.Ф. (неопределённую форму).  Посмотри на гласную перед -ТЬ.  Определи спряжение и гласную, которую следует писать.

Например: пишет. писать на -АТЬ 1 спр. (-ё, -ут, -ют) Ставит — ставить на -ИТЬ 2 спр. (-и. -ат, -ят).

32.Мяпшй знак в неопределённой форме глагола (-ТЬСЯ, -ЧЬ).

Выпиши слово правильно. Напиши: вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2-3 слова с этой орфограммой.

 Например: пытаться (что делать?), беречь (что делать?)

33. Сложное предложение.

Выпиши     правильно.      Подчеркни     грамматические     основы.

Подчеркни запятую,

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

27. Правописание безударных надежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

На опушке (на земле, 1 скл,). на полянке (на земле. 1 скл.). у речки (у земли 1 скл.).

28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному, Выдели окончание прилагательного.

 К лесу (какому?) дальнему (м.р., ед.ч. , Д.п).

29.   Предлог   с   местоимением   (орфограмма   пробел).

 Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё 3 примера на эту орфограмму.

Например:  У_нас, ко   мне, с  тобой.

30. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. ч., наст, времени. Выпиши глагол правильно. Запиши 3 глагола с этой орфограммой, Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст, вр., 2л.)

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го л., ед, ч., наст. вр. пишется Ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

 Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в Н.Ф. (неопределённую форму).  Посмотри на гласную перед -ТЬ.  Определи спряжение и гласную, которую следует писать.

Например: пишет. писать на -АТЬ 1 спр. (-ё, -ут, -ют) Ставит — ставить на -ИТЬ 2 спр. (-и. -ат, -ят).

32.Мяпшй знак в неопределённой форме глагола (-ТЬСЯ, -ЧЬ).

Выпиши слово правильно. Напиши: вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2-3 слова с этой орфограммой.

 Например: пытаться (что делать?), беречь (что делать?)

33. Сложное предложение.

Выпиши     правильно.      Подчеркни     грамматические     основы.

Подчеркни запятую,

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

34. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает».

(А: «П».)

«Грусть-тоска меня съедает», — князь печально отвечает. («П»,- а.)

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

Памятка для ученика начальной школы.

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.

  1. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: звонок, ученик.

  1. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Например: уиель – 3 слога.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Например: оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

  1. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: дочка, речка, мощный.

  1. Ударение.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

Например: алфавит, звонить, щавель.

Передай ритм слова с помощью стука.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Например: сады – сад

волна – волны

  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).

Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

  1. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

  1. Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

  1. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.

  1. Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)

Выпиши Предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !

  1. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.

Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.

  1. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.

Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.

Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

  1. Состав слова.

Выпиши слово, разбери его по составу.

Например: заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: звезда, звёздочка, звёздный.

Честь — честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули,

отнёс, отбежал, отлетел.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Разделительный твёрдый знак Ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Например: водовоз, самолёт.

  1. Не с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ , ].

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и ].

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),

на полянке (на земле, 1 скл.),

у речки ( у земли , 1 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему — м.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Предлог с местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например: у нас, ко мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

ОБРАЗЕЦ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ

(1 4 КЛАССЫ )

1.ПЕРЕНОС СЛОВА.

Раздели слово на слоги для переноса.

Оси – на, ка –рандаш, каран – даш, длин ный.

2.ПРАВОПИСАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ СОЧЕТАНИЙ:

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК – ЧН, НЧ, РЧ, ЩН – НЩ.

Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова с этим же

сочетанием. Подчеркни эти сочетания.

Жираф, + животное, жизнь, ужи, наживка, лужи.

3. ЗАГЛАВНАЯ БУКВЫ В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.

Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова, являющихся

именами собственными. Подчеркни большую букву.

Волгоград, + Москва, Антон, Елена, Енисей, Мурка.

4.ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ СО СЛОВАМИ.

Выпиши слово с предлогом, между ними вставь слово или вопрос.

В лесу – в (каком?) лесу или в (тёмном) лесу.

Но:

Убежал –гл., у глаголов нет предлогов.

5. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА (А, О, Е, И, Я),

ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели (если можешь ) корень.

Подбери и запиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

Река –реки.

6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ НЕ ПРОВЕРЯЕМАЯ

УДАРЕНИЕМ.

Выпиши слово правильно и запиши его ещё 3 раза. подчеркни

безударную гласную.

Лопата, + лопата, лопата, лопата, лопата, лопата.

7.ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

Выпиши слово правильно . Подбери и запиши проверочное слово.

Обозначь орфограмму.

Дождь – дождик.

Ягодка – ягоды.

8 .МЯГКИЙ ЗНАК.

Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова с мягким

знаком в той же позиции. Подчеркни мягкий знак.

Мель, + день, пень, конь.

Или:

Деньки, + коньки, пальто, дальний.

Или:

Деревья, + листья, бельё, Софья.

9.РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК.

Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова с

разделительным твёрдым знаком обозначь орфограмму.

Разъезд, + подъём, объём, отъезд.

10.ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.

Выпиши слово правильно и запиши его ещё 3 раз. Подчеркни двойную

согласную.

Аллея, + аллея, аллея, аллея, аллея, аллея.

11.НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

Выпиши слово правильно и подбери и запиши к нему проверочное

слово. Выдели (если можешь) корень слова. Обозначь орфограмму.

Честный –честь.

12 МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

Выпиши слово правильно, укажи род. Подбери и запиши ещё 3 слова с

шипящим на конце, указывая род.

Дочь (ж.р) печь, чертёж, клич.

13.ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подбери и запиши

ещё 3 слова с этой же приставкой.

Полетели, + побежали, потянули, пошёл.

14.СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ (О, Е)

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную

гласную. Запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

Водовоз, + самолёт, мясорубка, пароход.

Работа над
ошибками в
 4  классе

(Памятка для ученика.)

1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь
ударение.
   

2.    Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по
составу.

3.    Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три
слова с той же приставкой.
Выдели приставку и обозначь ударение.

4.    Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень.
Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.

5.    Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах
суффикс.

6.    Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос,
падеж, склонение, окончание.
Составь предложение с существительным в этом падеже.

7.    Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится; по роду
и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.

8.    Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

*************************

ПОДСКАЗКИ

(ЕСЛИ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ В СЛОВАХ БЕЗ НОМЕРА ОРФОГРАММЫ)

 | —
Приморский
 — разбери слово по составу, выдели суффикс,  приведи 2 примера слов с таким же суффиксом,
выдели суффикс. См. № 5  в Памятке выше.

*******************

| 
Свежесть —
подчеркни букву, где была допущена ошибка. Приведи 2 примера слов с таким же суффиксом. 
См. № 5  в Памятке выше. 

свежесть

свеж корень
есть суффикс
ø нулевое
окончание

Сходные по морфемному строению слова

  • неуклюжесть
  • горесть
  • тяжесть
  • пригожесть

|  —Квакают — (поставьте
глагол в начальную форму, выделите суффикс)- квакать. Приведите пример с таким же суффиксом. 
См. № 8  в Памятке выше.

***************

 ИЗУЧЕННАЯ ОРФОГРАММА: 


1. Неправильно поставлено
ударение

Запиши слово. Поставь ударение. Запиши
 ещё  одно однокоренное слово (если нельзя, то
изменить форму слова), поставь ударение.

Пример.  Коро ´
ва,
коро
´ вка.

или: Ча ´ па, у Ча ´пы.


2. Обозначение звуков буквами (пропуск и замена
букв).

Выпиши на
строчку
слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни букву, в которой допустил ошибку. Поставь тире и «запиши» это слово звуками. 
 

Пример.  Бе ж
ал — [б’и ж а´л].

№ 3.
Слоги. 

Выпиши на
строчку
слово, в котором ты допустил
ошибку.
Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками, поставь
ударение.
Поставь тире и укажи количество гласных и количество
слогов.
 

Пример.
У
|
ч е | н и́ к — 3 гласных, 3 слога.
   

На | клей | ка — ОДНУ БУКВУ НЕ ОТРЫВАЮТ ОТ КОРНЯ!

НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся
(по — это
приставка, а буква 
«д»  относится к корню,  по-звонишь !!! )
 


4. Большая буква в начале
предложения.
Знак в конце предложения
(большая буква в начале, порядок
слов, согласование слов, пропуск знаков препинания).
 

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.

             Пример. Выпал пушистый снег .  Дети рады!     

№ 5.
Большая буква в имени собственном.
(Строчная в нарицательных существительных)

Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Подбери и
запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму.

        Пример. Марина, город Москва, река Нева.          

или  

Выпиши слово правильно. Подчеркни строчную букву. Подбери и
запиши
 ещё 2  слова на эту орфограмму.

           Пример.  столица
     
столичный, наша       столица.

№ 6.
Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу)

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Подбери и
запиши
ещё ОДНО слово на эту орфограмму .

        Пример.            Малыши ,
каранда
ши , ежи.

                        или:           
 В
ро
щ
у , щука,
выта
щу .
   

                    или:  Щавель, площадь, чаща.              

7.
Перенос слова. 

Выпиши на строчку  слово, в котором ты допустил ошибку. Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками.
Поставь ударение. 
Поставь запятую и запиши все возможные способы переноса слова.

Запомни! При переносе одной букву нельзя оставить на строку и нельзя переносить на
новую строку
:  й, ь.

НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся  (по — это приставка, а буква  «д»  относится к
корню, 
по-звонишь !!! )

Пример.   З а | т е́ й | н и | к и , за — тейники, затей — ники, затейни — ки.

№ 8.   
Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. (Словарные слова) 

Напиши слово, запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши ещё ОДНО однокоренное слово. Раздели или на слоги, или для переноса.

                   Я ´г о да, я ´г о д-ка, я ´| г о д | ный.

№ 9. Мягкий знак
(ь), обозначающий мягкость согласного.

Выпиши на строчку  слово, в котором ты допустил ошибку. Подчеркни одной чертой ь, двумя чертами — букву
перед ним.
Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Ель , тень , мальчик.
№ 10. Сочетания
чк, чн, нч, щн, 
 чт, рщ
 
нщ — произносится:  [ н , щ , ] .

Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни сочетание одной чертой. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Дочка, речка, мощный, ночной.

11 .
 
Разделительный мягкий знак (ь).

Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни сочетание букв. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Вьюга, листья , соловьи .

   № 12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)

Выпиши
слово, поставь ударение.
Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово
и запиши в скобках.
 (НЕТ НА САЙТЕ ФУНКЦИИ — ДВЕ ЧЕРТЫ !) Запиши
 ещё ОДНО слово- пример . Не забудь поставить ударение в проверочном слове!

        Пример. С а д ы´ (
с а д ) , в о лн а´ ( в о ´лн ы), 
ч е рв и´вый (
ч е рвь) .
          

 № 13. Парные звонкие и глухие согласные в корне. (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с,
г-к)

Выпиши
слово правильно.
Выдели корень, подчеркни согласную. Подбери проверочное слово. Буква — подчеркни помощницу
двумя черт
ами.
Запиши
 ещё ОДНО слово- пример.

Не надо ставить ударение в проверочном слове! Эту орфограмму ударением НЕ ПРОВЕРИТЬ!   

               Пример.     Мороз  ( морозы ) , ягодка  (ягода) , просьба
(про
сит)

***

 № 14. Правописание непроизносимых согласных в
корне слова.

(в, д, л, т) (сочетания СТН-СН, ЗДН-ЗН)

а) Есть непроизносимые согласные.

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Запиши  два  примера.

                            Звёздный (звёздочка), здравствуй (здравие), окрестность (крест ) .

б) Нет непроизносимых согласных

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово, составь и запиши словосочетание. Запиши  ОДИН  пример.

Чудесно (чудеса ), чудесная погода; прекрасная (прекрасен), прекрасный ответ; ужасный (ужас ), ужасный фильм.

 № 15 .  Разбор
предложения
.

  Переписать предложение, разобрать
по
схеме —  опоре (схема — опора есть у каждого). Дать характеристику предложению (то, что пишем в
скобках).
 

 16. Двойные согласные
в корне слова.
(бб, жж, кк, лл, мм, пп, рр, сс)

 А. Запомни. Пользуйся
словарем. 
 

1.Выпиши слово правильно.

2.
Раздели слово для переноса.
Выдели корень.

3.Запиши ещё одно однокоренное слово. Подчеркни двойную согласную.

                   Группа, груп — па, групповой- ВСЕГО ТРИ
СЛОВА

Б. Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё ОДНО слово.

               
       
Рассвет, рассказ,
оттепель.

В. Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.

Выпиши слово правильно. Выдели корень и суффикс. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё 2
слова.

               
         
 Длинный, весенний, оконный.

17. Правописание
предлога со словом.

 а) Выпиши предлог и слово, к которому он относится. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Подчеркни предлог. Запиши один пример.

                   К (какому?)
берегу ,  к  крутому берегу. По ( какой? ) улице,  по широкой улице    

Б

 
НО

У глаголов нет предлогов.

Запиши слово, подчеркни приставку, обозначь часть речи,
приведи два примера, запиши выделяя приставку.

        Улетел-гл., увяз-гл.,
залетел-гл.

В

в) правописание предлога с прилагательным

Ставлю
прилагательное в начальную форму: ед.ч.    м. р. вопрос: КАКОЙ? Рассуждаю: приставка ушла, значит это НЕ приставка, а предлог. Пишется отдельно.

К лесному озеру, (какой? лесной) — к- предлог;     по широкой реке, (какой? широкий) — по —  предлог

18.
Разделительный твердый знак (Ъ)

Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами: е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму . Выдели приставку, корень . Подчеркни Ъ — одной чертой, а согласную в
приставке и гласную букву в корне — двумя чертами.

                   С ъ
е
зд,
об
ъ я вление, об ъ ё м

19. Не поставили запятую,
или поставили лишнюю запятую.

Перепиши
предложение.
Подчеркни запятую или пробел.

Жёлтые
, красные , багряные листья летят по дорожкам сада.

На клумбе распустились яркие
оранжевые цветы.   

20.  Разбор слова по
составу.

морозец2

Если неправильно разобрано слово или не выделена часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание), нужно переписать слово,
выделить его части.

 21. Правописание слов с шипящим на
конце.  
Выпиши слово. Запиши ещё ОДНО слово на это правило. Укажи часть речи и род.

б) 3 класс:

Делай так:

дочь, ночь, речь (сущ .., ж. р., 3 скл. в ед. ч.)

шалаш, сторож, камыш (сущ., м.р. 2 скл. в ед. ч.)

с крыш, много задач, из-за туч (сущ., ж. р., 1 скл., во мн.ч., в р. п.).

 в) 4 класс:

Правописание слов с шипящим на
конце.
 Выпиши слово.
Запиши еще два слова на это правило.

Делай так:

Шалаш, сторож, камыш (сущ. М.р.);

с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.);

кипуч, могуч, скрипуч (краткое
прилагаемое).
 

22.  Гласные и согласные в
приставках.

Вспомни правило: Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от
произношения.

Напиши слово верно. Придумай и
запиши еще
два слова с этой приставкой. Приставки
выдели.

 Делай так:

 А.

Приехал, пришёл, принёс.

НО

Премудрый, превращать,
пренеприятный

преградить (переградить)

Б .

ИЛИ

Забежал, заехал,
задумался.

Сделал, сбежал, сдвинул.

В

Сделал, сбросил, сбил.

Исписал, истратил,
исчез.

Рассказал, беспочвенный,
бессовестный.

но

издал, разрисовал, бездельник, безбожник ( корень начинается со звонкого согласного )

23
. а) Неправильно записаны предложения.

Выпиши оба
предложения (все, у которых неправильно поставили точку).
Поставь правильно знак. Подчеркни знак
(точка, вопросительный, или восклицательный) и заглавную букву в начале предложения.
ПОДЧЕРКНИ все грамматические основы предложений, показав
тем самым, сколько здесь самостоятельных предложений.

 б)  Если неверно
составлено предложение (словосочетание).
 

Составь его заново и запиши.

24. Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-. —  ИЦ-,
-ЕЦ-.   

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Подбери и запиши два примера. Суффикс
выдели.

А) Горошек (горошки), замочек (замочки), хлебец (хлебцы).

Домик (домики), вагончик (вагончики), сухарик (сухарики)

Б) 
— 
ИЦ-, -ЕЦ-

 кормилЕц — м.р., птенЕц,
поил
Ец — м. р.

кормилИца —
ж.р, земл
Ица, водИца —
ж.
р
.

25. Соединительные
согласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Подчеркни гласную. Запиши еще
одно слово на эту
орфограмму.

Делай так: водовоз,
сам
олёт, вездеход, пылесос.

26. Не с глаголом.

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Выпиши глагол с не. Запиши еще два   слова на
это правило.
Подчеркни орфограмму. Делай так:
не_пришёл, не_задано, не_знал.

27. Разбор словосочетания.

       Выпиши предложение.
Подчеркни главные члены предложения.

       Выпиши из предложения все словосочетания с вопросительными
словами.

        Делай так. Седые туманы  плывут к облакам.                        

     ×                           
                            ×

туманы ( какие?) седые,  плывут (куда? к  чему?) к облакам.

28.Однородные члены предложения. 

Выпиши предложение. Обозначь однородные
члены и слово, от которого они зависят.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и объединении между однородными членами. Выполнили схему предложения.

Н а п р и м е р:

а)

(- О, О) .

б) 

(- О и
О)
.

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала
осень. 

 [- =], потому что [= -] .

 [ — и О, и О
],  а  [- =] .

30.
Ошибка в предлоге.
Запиши предлог с существительным: из-за ветра, из-под руки.  

31.  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

(ИЛИ:
неправильно определили падеж)

А 

  1. Выпиши существительное (если есть предлог, то выпиши с
    предлогом).
  2. Поставь его в начальную
    форму.
  3. Определи склонение, падеж.
  4. Выдели окончание, проверь с помощью
    слов-помощников.

                  Подбери и запиши 2 примера на это же склонение.

Делай так: 

(На) опушке- опушка  — 1 скл. П.
п., на земл
е , на лапе (
П. п.), на вишне (П. п.)

(На) поле  — поле- 2 скл., П. п., на
окн
е , + на яблоке (
П. п.), о сердце (П. п.)

(Для) моркови  — морковь-3 скл., Р. п. для
степ
и, для мыши (Р. п.), без речи (Р.
п.)

Б

Правописание О и
Е  
в именах
существительных  
первого
и второго склонения

после шипящих и Ц

в творительном падеже

Делай так: 

1. Вспомни правило:

     В окончаниях имён
существительных творительного падежа после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения – Е.

2. Выполни письменно по образцу:

Мячом — м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример:  ключОм. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Душем —  м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: плАчем. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Ученицей — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ,
ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: птИцей.
 ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Овцой — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ
ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: лапшОй.
 ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

32. Безударные гласные в окончании прилагательных.

    Выпишите прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопросу
от существительного. 
Выдели окончание в вопросе и у
прилагательного.
Запиши один пример.

Запомни! У слов — вопросов всегда ударные окончания.   

Делай так: (если ошибка в слове глубоким

Озером
(как
им ?) глубоким , +
пример: полем (каким
?) дальним

ИЛИ

Если ошибка в
слове
сосновом

 В лесу (каком ?) сосновом
, +
пример: в доме (каком?) высоком

33. Фонетический разбор. 

(Звуко-буквенный разбор слова).

А. (1-3 класс) Выпиши на
строчку слово, в разборе которого ты допустил ошибку. Разбери его верно. Дай цветными карандашами характеристику звуков.

Голубь 1  — (поставить ударение), 2
слога,6 б.,  
 [г о л у  п ‘  ь] —  2 гласн., 3 согл. 

 Гласный звуккрасный цвет

Согласный звонкийжёлтый   цвет

Согласный  глухойпростой   цвет

Согласный  мягкийзелёный  цвет

Согласный твёрдыйсиний  цвет

Б. 4 класс.  Образец фонетического разбора слова.

Письменный разбор : 

Голубь
1
 — 2 слога,  [г о л у 
п ‘  ь] —  2 гласн., 3 согл. 

г — [г] — согл.,
зв (п.)., тв.
(п.)

о — [о] — гл., удар.

л — [л] — согл.,
зв.
(неп.), тв. (п.)

у — [у] — гл., безуд.

б — [п ‘] —
согл., глух.
(п.), мягк. (п.)

ь — [-]

______________________

6 б., 5 зв.

34. Морфологический разбор
имени 
существительного.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).

3. Постоянные признаки:

— собственное или нарицательное;

— одушевлённое или неодушевлённое;

— род;

— склонение.

4. Непостоянные признаки:

— падеж;

— число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу  тонким ледком.

Морозец — сущ., (что?) морозец, нариц., неодуш., м.р., 2  скл., (стоит) в им.п., (стоит) в ед.ч., подлежащее.

Лужицу — сущ., (что?) лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1  скл., в в.п., в ед.ч., дополнение.

 (если есть предлог, то он пишется перед сущ. в скобках)

35. Морфологический разбор имени прилагательного

1. Часть речи.

2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

3. Непостоянные признаки:

— число;

— род (только в ед.ч.);

— падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) — прилагается., душный
(начальная форма: ед.ч., м.р., и.п) , в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

   36. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпиши
из предложения местоимение с предлогом.
Запиши еще
два примера на эту орфограмму.

Н а п р и м е р: у нас (мы — н. ф.), ко мне (н. ф. — я), с тобой (ты —
н.ф.)

Запомни!  Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

37.  Чередование

А — е / и в корне слова. 

Пишется И, если за корнем следует суффикс  -а-

1.Выпиши слово правильно.

2.
Запиши однокоренное слово.
 

3.Во всех словах выдели корень. Подчеркни суффикс    а  двумя чертами, а букву в корне — одной.    Замирать — но:
зам
ереть,       блистать — но:
бл
естеть

Делай так:


Стираю, постирать, НО стереть


**

 Б  РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС

В корнях —РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС— перед -СТ-, -Щ-
пишется А (растение, выращенный); перед -С- пишется О: выросли. Исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, на вырост, отрасль.

 1.Выпиши слово правильно.

2.
Запиши однокоренное слово.
 

3.Во всех словах
выдели корень
. Подчеркни буквы СТ 
// Щ
 //с двумя чертами, а букву в корне — одной. 
 

****

38.  Правописание –тся и –ться в глаголах .

Выпиши слово,
поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе.
Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать
не надо.
Выпиши ещё 2 глагола на это же правило.

Например .  
     
 Г
усь (что
дела
ет ?) щиплется, улыбается, здоровается — 3
лицо.

                     Перестань (что делать ?) красоваться, улыбаться,
здороваться
  — н. ф.

39. Правописание личных окончаний глаголов.

неопределённая форма глагола- что делать? что сделать?

окончания:

ть   или ти

что делаю?  
  у   или 
 
ю

что делаешь?    
  ишь   
или    ешь  

что делаете?       ет   или ит   

что делаем?           ем или им    

что делаете?        ете   или ите  

что делают?         ут    или    
ют

что делают?           ат  или   ят

 40. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

 Выпиши глагол правильно. Выдели
окончание.
Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Делай так:

Пишешь, решаешь, видишь  -2-е лицо, ед.ч.

Выучить:

Ко второму
же спряженью

Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме: «брить», «стелить».
А еще: «смотреть», «обидеть»,
«слышать», «видеть», «ненавидеть»,
«гнать», «дышать», «держать», «терпеть»,
«зависеть», и «вертеть»!

Т. е. Глаголы — брить, стелить- относятся к 1 спряжению.

Глаголы — смотреть,
обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть,
зависеть, вертеть — относятся ко 2 спряжению.

41. Правописание безударных окончаний глаголов.

  1. Выпиши глагол правильно.
  2. Поставь глагол в неопределённую форму .
  3. ВСПОМНИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ. Если не относится к глаголам-исключениям, посмотри на суффикс
    перед окончанием —
    ть .
  4. Определи спряжение глагола и гласную,
    которую следует 
    писать в окончании глагола.
  5.   Запиши 2 своих  примера. Выдели окончания всех глаголов.

Делай так:

Пишет — писать,  1 спр., (Е, ут, ют),  + два своих примера:  рисует- рисовать-1 спр, играем- играть -1спр., Стелешь-стелить -гл.-исключение -1 спр.
По аналогии выполнить 2 спр: ставит — ставить, гл. 2 спр., (И, ат,
ят)
+ два
своих примера: 
ненавидим-ненавидеть -гл -исключение -2 спр., Дышишь-дышать-гл-искл.-2 спр., Приготовим-  приготовить- -2 спр., — купят- купить -2 спр.    

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками смотреть онлайн 2015 все серии
  • Работа над ошибками слово чудесный
  • Работа над ошибками слово чувствовать
  • Работа над ошибками слово чувства
  • Работа над ошибками слово участвовать в

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии