Работа над ошибками слово зарастали

1. Проверяемые безударные
гласные в корне слова.

Проверь слово так: каток —
катит

2. Непроверяемые гласные и
согласные.

Запиши слово три раза
правильно:
билет, билет, билет.

3. Проверяемые согласные в
корне слова.

Проверь слово так: гриб — грибы.

4. Непроизносимые согласные в
корне слова.

Проверь слово так: поздно — опоздать.

5. Буквы
и, у, а после шипящих.


Запиши слово правильно, напиши ещё три
слова на это правило:

машина- шишка, шина, тишина.

6. Разделительные ь и
ъ.


Запиши слово правильно, напиши ещё три
слова на это правило:

платье — льёт- пьёт- бьёт; объяснение, объявление, объезд, объединение.

7. Раздельное написание
предлогов с другими словами.

Проверь так: Листья в лесах облетели.
Листья в наших лесах облетели. Листья в (чём?)
лесах облетели.

8. Употребление ь на конце существительных после шипящих.


Запиши слово правильно, в скобках укажи
склонение, запиши ещё три слова на это правило:

рожь (3 скл.)- печь, молодёжь, туч (не 3 скл.)

9. Употребление и неупотребление
ь для обозначения
мягкости согласных.


Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:

Мощный — хищник, вечный, сельдь (конец слова).

10. Гласные и согласные в
приставках, кроме приставок на
з
/с/.


Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

дочитал — долетел, доиграл, допел.

11. Буквы з и с на
конце приставок.


Запиши слово правильно, графически объясни:
разбудить.

12. Буквы о – а в корне – лаг -, -лож-.


Запиши слово правильно, графически объясни:
предполагать.

13. Буквы о – а в корне — раст -, -ращ -, -рос-.


Запиши слово правильно, графически объясни:

вырасти, заросли, росток ( искл.).

14. Буквы о – ё после шипящих в корне слова.


Запиши слово правильно, графически объясни:

жёрдочка (жердь), крыжовник (искл.).

15. Буквы и – ы после ц.


Запиши слово правильно, графически объясни:

цифра (в корне), цыган ( искл.), лекция (на – ция), с улицы (в окончании),
сестрицын (в суффиксе).

16. Большая буква и кавычки в
собственных именах и наименованиях.

Запиши слово правильно, графически объясни:
Москва (собств.), в “Труде” (название газеты)

17. Буквы е – и в падежных окончаниях имён
существительных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

поётся в песне (1-е скл. П.п.), о революции (на —
ия. П.п.) читать.

18. Буквы о – е после шипящих и ц в окончаниях имён
существительных и прилагательных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

врачом, товарищем, большого снега.

19. Безударные гласные в
окончаниях имён прилагательных.

Запиши слово правильно, графически объясни:

озером (каким?) глубоким, шар (какой?) красный
(м.р., И.п., ед.ч.).

20. Неупотребление ь на конце кратких
прилагательных на шипящую.


Запиши слово правильно, графически объясни:
могуч (кр. прил.).

21. Не с глаголами.

Запиши слово правильно, графически объясни:

не был (глаг.), ненавидеть (искл.).

22. Мягкий знак после шипящих в
глаголах.

Запиши слово правильно, объясни графически:

беречь (н. ф.), учишься (2 –е л. ед. ч.).

23. Тся и ться в глаголах.

Запиши слово правильно, объясни графически:

пошли (что делать?) купаться (н. ф.), он (что
делает?) купается (3 –е л.).

24. Буквы е – и в корнях с чередованием.


Запиши слово правильно, графически объясни:

расстилать, расстелить (не перед а).

25. Буквы е – и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.


Запиши слово правильно, объясни графически:

борется (бороться, 1 спр.), зависит (зависеть, 2
спр., искл.).

26. Буквы о – а в корне – кос -, -кас-.


Запиши слово правильно, объясни графически:

касаться, коснуться (нет а).

27. Буквы о – а в корне — гар -,- гор -.


Запиши слово правильно, графически объясни:

подгореть (без ударения), гарь (под
ударением).

28. Буквы и – ы после приставок.


Запиши слово правильно, графически объясни:

подыскать (искать).

29. Гласные в приставках пре-,
при-.

Запиши слово правильно, объясни графически:

привинтить (присоед.), прескверный (= очень).

30. Соединительные о – е в сложных словах.


Запиши слово правильно, запиши
ещё три слова на это правило:

зверолов — путепровод, пешеход, пылесос.

31. Буква е в суффиксах – ен – существительных на —
мя.


Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

по имени (на — мя) — к
знамени, от пламени, в стремени.

32. Не с существительными.

Запиши слово правильно, графически объясни:

невольник (не употр. без не), неряха (не употр.
без не), неправда (ложь), не правда, а ложь.

33. Буквы щ – ч в суффиксе – щик — ( — чик -).


Запиши слово правильно, графически объясни:

смазчик (смазать), каменщик ( не на д – т, з –
с, ж ).

34. Гласные в суффиксах
существительных – ек – и – ик -.

Проверь слово так:
сыночек – сыночка,
носик – носика.

35. Гласные о – е после шипящих в суффиксах
существительных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

снежок (под ударением), горошек (без
ударения).

36. Дефисное и слитное написание
слов с пол-, полу-.

Запиши слово правильно, графически объясни:

пол–луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома (не
на гласн., л, больш. букв.).

37. Не с прилагательными.

Запиши слово правильно,
графически объясни:

неряшливый (не употр. без
не), нелживый (правдивый), не правдив, а лжив. Книга
нисколько не интересна.

38. Буквы о –
е
после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных.


Проверь слово так:
ежовый (под
ударением), вещевой (без ударения).

39. Различение на письме
суффиксов прилагательных – к – и — ск -.

Запиши слово правильно, графически объясни:

резкий (резок), ткацкий (ткач), матросский
(матрос, не на ч, ц, к).

40. Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

каменный (камень), безветренный, ветреный
(искл.), лебединый, даль туманна.

41. Дефис в сложных
прилагательных.

Запиши слово правильно, графически объясни:

жёлто-синий (цвет), горько-солёный (горький и
солёный), железнодорожный (железная дорога).

42. Мягкий знак в середине
числительных.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

семьдесят – семьсот,
пятьдесят семь, восемьдесят.

43. Буква и в окончаниях количественных
числительных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

к пятнадцати (Д.п.) часам.

44. Не в неопределённых
местоимениях.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
несколько (неопр.) —
некто, нечто, некоторый.

45. Различение на письме
приставок
не -, ни — в отрицательных местоимениях.


Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

никого — ничей, никому,
некого.

46. Дефис в неопределённых
местоимениях.

Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:

кто-нибудь,
кое-кто, что-то, кое у кого.

47. Слитное и раздельное
написание
не, ни в
отрицательных местоимениях.


Запиши слово правильно, графически объясни:
ни у кого.

48. Мягкий знак в глаголах
повелительного наклонения.

Запиши слово правильно, графически объясни:
познакомь(пов.н.).

49. Гласные в суффиксах глаголов — ова-/-ева-/, -ыва-/-ива-/.


Запиши слово правильно, рядом запиши
проверочное слово:

советовать (н. ф.)- советую
(н. вр.), опаздывал (пр. вр.) — опаздываю (не на — ую).

50. Гласные в суффиксах
действительных причастий настоящего времени.

Запиши слово правильно, графически объясни:

борющийся (бороться, 1 спр.).

51. Гласные в суффиксах
страдательных причастий настоящего времени.

Запиши слово правильно, графически объясни:

видимый (видеть, 2 спр.).

52. Слитное и раздельное
написание не с причастиями.

Запиши слово правильно, графически объясни:

собрание не закончено (кр. прич.), не
законченное, а начатое собрание; не
закончившееся вовремя собрание;
недоумевающий взгляд (не употр. без не);
незакончившееся собрание.

53. Одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени и
прилагательных, образованных от глаголов.


Запиши слово правильно, графически объясни:

закрученная нитка, маринованные огурцы,
решённая (сов. в.) задача, сеянная через сито мука,
крашеный пол, раненый (искл.) боец.

54. Одна и две буквы н в суффиксах кратких
страдательных причастий и в кратких
отглагольных прилагательных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

ошибка исправлена (кр. прич.), дети рассеянны
(мн. ч.), девочка рассеянна (ж. р., ед. ч.)

55. Гласные перед одной и двумя
буквами
н в
суффиксах страдательных причастий и
прилагательных, образованных от глаголов.


Запиши слово правильно, графически объясни:

размешанный (размешать), закрученный
/закрутить/, увиденный /увидеть/.

56. Буквы е – ё после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени.


Запиши слово правильно, графически объясни:

завершённый, скошена.

57 .Раздельное написание не с
деепричастиями.

Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:

не зная
(деепр.)- не веря, не думая, недоумевая (не употр.
без не).

58. Слитное и раздельное
написание не с наречиями на — о, — е.

Запиши слово правильно, графически объясни:

нелепо (не употр.), неискренне (= фальшиво), не
по-товарищески (не на — о, — е), вовсе не интересно;
не хорошо, а плохо.

59. Буквы е-и в приставках не — и ни — отрицательных
наречий.


Запиши слово правильно, графически объясни:

некогда (под ударением), никогда (без
ударения).

60. Одна и две буквы н в наречиях на — о и — е.


Запиши слово правильно, графически объясни:

мужественно (мужественный), интересно
(интересный).

61. Буквы о — е после шипящих на конце наречий.


Запиши слово правильно, графически объясни:

свежо, певуче, ещё (искл.).

62. Буквы о — а на конце наречий с приставками из -, до -,
с -.


Запиши слово правильно, графически объясни:

досуха (от сухой), досрочно (от досрочный).

63. Дефис между частями слова в
наречиях.

Запиши слово правильно, графически объясни:

по-осеннему, по-дружески, во-первых, кое-как,
когда-нибудь, еле-еле.

64. Мягкий знак после шипящих на
конце наречий.

Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:

вскачь,
настежь (искл.), замуж, прочь.

65. Слитное и раздельное
написание производных предлогов, образованных
из наречий.

Запиши слово правильно, графически объясни:
выйти навстречу (из нареч.) гостям.

66 .Слитное и раздельное
написание производных предлогов, образованных
от существительных с предлогами.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

продолжается в течение
(предлог) недели — договориться насчёт ремонта,
отменить ввиду плохой видимости, ждать в
продолжение месяца.

67. Буква е на конце предлогов в
течение,
в
продолжение, вследствие.


Запиши слово правильно три раза:
опоздал
вследствие задержки (вследствие, вследствие).

68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.


Проверь слово так:
Отец также (= и)
учился в институте. Сын тоже (= и) хорошо учился.
Сын учился так же хорошо, как и отец (же можно
опустить). Возьми на час терпенья, чтобы (= для
того чтобы) квартет в порядок наш привесть.

69. Дефисное написание частицы —
то со словами.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
задачу-то реши —
решил-то, мы-то, откуда-то.

70. Дефисное написание частицы —
ка с глаголами в повелительном наклонении.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

принеси-ка — дай-ка,
иди-ка, задумайся-ка.

71. Дефис в междометиях.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

ай-ай — ах-ах, ой-ой, о-о-о.


“Образец для работы над ошибками”
наглядно показывает, как работать над той или
иной ошибкой. Подобный образец разработан и для
работы над пунктуационными ошибками.

Как пишется заросли или зарасли?

Как правильно писать слово заросли?

Чтобы узнать как пишется то или иное слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.

Правильно писать:
«ЗАРОСЛИ»

Как проверить слово «заросли»

Буквы а — о в корне -раст--рос-

Мало кто может пройти этот тест по русскому с первого раза! Попробуйте свои силы!

В правилах сказано
В корне -раст- — -рос- безударная а пишется перед ст, щ.

Исключения из правила

Неправильно
«ЗАРАСЛИ»

Употребление слова в цитатах «заросли»

А собирать его приходилось в диких лесных зарослях, покрывавших склоны высоких холмов.

Покрывавшие берега заросли тростника и кустарников, где в изобилии водилась дичь, привлекали мелких хищников.

Из тёмных зарослей орешника, похожих на высокую и длинную скирду, на дорогу в свет луны одновременно выбрались трое ребят.

«Заросли» или «зарасли» – как правильно?

Не можете решить, как написать слово – «заросли» или «зарасли»? Выясним правильный вариант, а заодно вспомним одно школьное правило.

Как пишется правильно: «заросли» или «зарасли»?

С точки зрения русского языка правильным является вариант написания слова через букву О – «заросли».

Какое правило применяется?

Буква, вызывающая затруднение, стоит в корне слова «заросли» в безударной позиции. Более того, здесь мы имеем дело с чередующимися корнями «-раст-/-рос-», поэтому проверить безударную гласную привычным способом, подобрав однокоренное слово, не можем.

В данном случае необходимо руководствоваться следующим правилом, выведенным специально для этого корня:

  • буква А в безударной позиции пишется в данной группе корней перед буквосочетанием СТ и буквой Щ;
  • букву О пишем во всех остальных случаях.

Рассматриваемое нами слово подходит ко второму пункту правила, следовательно, пишется через О – «заросли».

Примеры предложений

  1. У тебя брови совсем уже заросли, пора на коррекцию.
  2. Мы пробирались через заросли кустов, наматывая на себя паутину.
  3. Из деревни уехали почти все жители. И улицы заросли травой.

Как неправильно писать

Писать рассматриваемое слово через букву А – «зарасли» – грамматически неверно.

Как правильно пишется слово «заросли»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: впечатление — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «заросли&raquo

Синонимы к слову «заросли&raquo

Предложения со словом «заросли&raquo

  • Густые заросли кустарника скрывали значительную часть равнины от глаз.

Цитаты из русской классики со словом «заросли»

  • В другом месте рыбой лакомились 2 кабана. Они отъедали у рыб только хвосты. Пройдя еще немного, я увидел лисицу. Она выскочила из зарослей , схватила одну из рыбин, но из предосторожности не стала ее есть на месте, потащила в кусты.

Сочетаемость слова «заросли&raquo

Какими бывают «заросли»

Значение слова «заросль&raquo

ЗА́РОСЛЬ , -и, ж. Густо разросшиеся растения (кустарники, деревья). (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «зарасти&raquo

ЗАРАСТИ́ , —расту́, —растёшь; прош. заро́с, —ла́, —ло́; сов. (несов. зарастать). 1. Покрыться какой-л. растительностью. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «заросли&raquo

  • Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «заросль&raquo

ЗА́РОСЛЬ , -и, ж. Густо разросшиеся растения (кустарники, деревья).

Значение слова «зарасти&raquo

ЗАРАСТИ́ , —расту́, —растёшь; прош. заро́с, —ла́, —ло́; сов. (несов. зарастать). 1. Покрыться какой-л. растительностью.

Предложения со словом «заросли&raquo

Густые заросли кустарника скрывали значительную часть равнины от глаз.

В глубине поднимались деревья, густые заросли кустарника обрамляли усадьбу с обеих сторон.

Мощное сильное тело позволяло им свободно передвигаться в густых зарослях трав и кустарника.

Синонимы к слову «заросли&raquo

Ассоциации к слову «заросли&raquo

Сочетаемость слова «заросли&raquo

Какими бывают «заросли»

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

источники:

http://orfographia.ru/zarosli-ili-zarasli-kak-pravilno/

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B8

Л.А. Шахова. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Раздел 2. ПРАВИЛА

ОРФОГРАФИЯ

Правило 1. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ

Безударные гласные в корнях слов бывают трёх типов:

проверяемые ударением (в однокоренных словах):

РОСКОШНЫЙ — РОСКОШЬ

непроверяемые (в словарных словах): КАРАВАИ, ВИНЕГРЕТ КАЛАЧ, БАДМИНТОН,

чередующиеся (по правилам): ПЛОВЕЦ – ПОПЛАВОК

БЛЕСТЕТЬ — БЛИСТАТЬ

Всего 22 корня с чередующимися гласными О — А, Е — И, их надо запомнить:

гар — гор- загар — загорать

твар — твор- (без ударения — О) тварь — творить

клан — клон- кланяться, поклон — преклоняться

— зор — зар- (без ударения — А) зори, зарево — озарять;

кас — косН-

лаГ — лоЖ —

касаться — коснуться предлагать — предложить

— мак — мок — моЧ-

макать, обмакнуть (что? во что?) перо в чернила

кисть в краску

вымокнуть под дождем, промокать чернила, намочить платок

— раСТ — раЩ — рос-

растение, выращенный — заросли (искл.: Ростов, Ростислав, ростовщик; отрасль)

— скаК — скоЧ-

скакать — вскочить (искл.: скачок, скачу)

— плав — плов — плыв

— плавать, поплавок — пловец, пловчиха, пловцы — плывуны;

— равн — равнина, равнение, сравнение, уравнение, уравновешенный, поравняться с прохожим, подравняться в строю;

— ровн- уровень, поровну, подровнять грядки, сровнять с землей

— бир — бер собирАть — соберу

— дир — дер задирАть — задеру

— мир — мер замирАть — замереть (умирАть, вымирАть, обмирАть)

— пир – пер отпирАть — отпереть

— тир — тер стирАть — стереть

— блист – блест блистАть — блестеть

— жиг – жег выжигАть — выжег

— стил – стел расстилАть — расстелить

— чит — чет вычитАть — вычет (искл. сочетАть, сочетАние)

— им — а(я), — ин — а(я) понимать — понять, заклинать — заклясть

1 корень мир-мер в словах примирять (противников) и т. п. и примерять (платье) и т. п. проверяется ударением: мир и мера.

Если корень слова начинается с И, то после русских приставок на согласный (кроме меж— и сверх-) И меняется на Ы в соответствии с произношением:

ИГРАТЬ — СЫГРАТЬ

ИСТОРИЯ — ПРЕДЫСТОРИЯ

ИСКУСНЫЙ — БЕЗЫСКУСНЫЙ

Но: межинститутский, сверхинициативный; дезинформация

Правило 2. ПРАВОПИСАНИЕ О ИЛИ Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ПОД УДАРЕНИЕМ

В корне слова может быть и О и Ё: ШОВ, ШЁЛК.

О: ШОК, ЧОХ, ЖОМ,

ЧОПОРНЫЙ — ЧОПОРНОСТЬ

КРЫЖОВНИККРЫЖОВНИКОВЫЙ (в однокоренных словах нет безударной позиции после шипящих)

ОБЖОРА, ИЗЖОГА, БОРЖОМИ, МАЖОР

Ё: ДЕШЁВЫЙ — ДЕШЕВЛЕ (в однокоренных словах под ударением — Е)

КОШЁЛКА — КОШЕЛЬ

ЖЁЛТЫЙ — ЖеЛТЕТЬ (после шипящей — безударная гласная)

ЖЁЛУДЬ — ЖеЛУДЁВЫЙ БЕЧЁВКА — БЕЧеВА

ЧЁТКИЙ, ЧЕЧЁТКА (запомнить)

В суффиксах и в окончаниях — только О, если слово образовано не от глагола:

ПЛАЩОМ (сравните: без ударения — ТОВАРИЩЕМ)

ПЛЕЧОМ

СВЕЧОЙ

БОЧОК

БОЧОНОК, ЗАЙЧОНОК

ДЕВЧОНКА, РЕЧОНКА

НОЖОВКА

ЕЖОВЫЙ, КАМЫШОВЫЙ, ГРОШОВЫЙ, АЛЫЧОВЫЙ, ПАРЧОВЫЙ

СВЕЖО, ГОРЯЧО, ОБЩО

СМЕШОН

КНЯЖОН

ТРЕЩОТКА, ЧАЩОБА, ТРУЩОБА (запомнить)

В суффиксах и окончаниях только Ё, если это глагол или слово, образованное от глагола

ПЕЧЁТ, ТЕЧЁТ, БЕРЕЖЁТ ПЕЧЁНЫЙ, ТУШЁНЫЙ, БЕРЕЖЁНЫЙ,

ИСПЕЧЁННЫЙ, СООРУЖЁННЫЙ, ВООРУЖЁННЫЙ НОЧЁВКА

ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА

ДИРИЖЁР, СТАЖЁР, РЕТУШЁР, ТРЕНАЖЁР, УХАЖЁР

СРАВНИТЕ: ОЖОГ РУКИ — ОЖЁГ РУКУ

ПОДЖОГ САРАЯ — ПОДЖЁГ ХВОРОСТ

Правило 3. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО

  1. с существительными: НЕПОГОДА, НЕПРАВДА

  2. с наречиями: НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО, НЕПРАВИЛЬНО

  3. с прилагательными: НЕВЕСЁЛАЯ музыка, НЕЯРКОЕ солнце

НЕИЗВЕСТНЫЕ науке факты НЕПРОСТАЯ (= СЛОЖНАЯ) во многих отношениях задача

(утверждается отрицательный признак, а не отрицается положительный)

  1. с причастиями: НЕРАСПУСТИВШАЯСЯ СИРЕНЬ

НЕОПУБЛИКОВАННАЯ СТАТЬЯ и т. д.

НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО

1. с глаголами: «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ…» (С.Есенин)

2. с деепричастиями: НЕ СПЕША, НЕ ШУТЯ

3. при наличии противопоставления С СОЮЗОМ А

НЕ ГЛУБОКАЯ, А МЕЛКАЯ РЕКА НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ

Но: неглубокая, но холодная река (СОПОСТАВЛЕНИЕ!)

4. при отрицании: КАРТИНА НЕ СТАРАЯ

НЕ СКОРО НАЧНЁТСЯ ВЕСНА

(отрицается положительный признак, а не утверждается отрицательный)

  1. при наличии у причастий пояснительных слов:

ЕЩЕ НЕ РАСПУСТИВШАЯСЯ СИРЕНЬ НЕ ОПУБЛИКОВАННАЯ В СРОК,

кроме наречия почти и наречия очень со всеми его синонимами и близкими по значению словами:

абсолютно, совершенно, весьма, крайне, в высшей степени, предельно, чрезвычайно:

СОВЕРШЕННО НЕПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК Но: СОВЕРШЕННО НЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ПО ФИЗИКЕ УЧЕНИК

6. при наличии у прилагательных в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий или сочетаний далеко не, вовсе не, отнюдь не:

НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ДАЛЕКО НЕ ПРОСТАЯ ЗАДАЧА

  1. с краткими причастиями и с некоторыми прилагательными:

СОЧИНЕНИЕ НЕ ПРОВЕРЕНО

(сравните: непроверенное сочинение)

НЕ РАД, НЕ ГОТОВ, НЕ ДОЛЖЕН и др. (сравните: невелик, невесел)

  1. с прилагательными и наречиями в сравнительной степени:

НЕ БОЛЬШЕ, НЕ БОЛЕЕ НЕ МЕНЬШЕ, НЕ МЕНЕЕ

  1. с наречиями, не соотносительными с прилагательными:

НЕ НАДО, НЕ ЖАЛЬ, НЕ ВРЕМЯ,

НЕ ИНАЧЕ, НЕ СЕГОДНЯ

Правило 4. ПРАВОПИСАНИЕ -Н- или -НН- В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

В словах, образованных НЕ ОТ ГЛАГОЛА, (прилагательных и существительных) пишется

-Н-

1. в суффиксах:

-АН- песок — ПЕСЧАНЫЙ, ПЕСЧАНИК

-ЯН- нефть — НЕФТЯНОЙ, НЕФТЯНИК

-ИН- тополь — ТОПОЛИНЫЙ, гость — ГОСТИНАЯ

2. в прилагательных с основой набез суффикса:

ЗЕЛЁНЫЙ, ЮНЫЙ, РУМЯНЫЙ, ПРЯНЫЙ, РДЯНЫЙ, РЬЯНЫЙ СВИНОЙ, КАБАНИЙ, ФАЗАНИЙ и др.

-НН-

в суффиксах:

-ОНН- ТРАДИЦИя — ТРАДИЦИОННЫЙ

-ЕНН- РЕМЕСЛо — РЕМЕСЛЕННЫЙ

Кроме ветреный

2. если суффикс -н- или -ник- следует за основой слова, которая также оканчивается на -н:

БАКЛАЖАННЫЙ, МАЛИННИК, НЕДЮЖИННЫЙ, ХОЛСТИННЫЙ и др.

В словах, образованных ОТ ГЛАГОЛА, (прилагательных, причастиях, существительных) возможны сочетания:

-АН- и –АНН

­-ЯН- и –ЯНН

­-ЕН- и -ЕНН-

Одна -Н- пишется в словах, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих зависимых слов:

ЗВАНЫЙ ОБЕД (ЗВАТЬ — что делать? ать — ан)

ВАЛЯНЫЙ САПОГ (ВАЛЯТЬ — что делать? ять — ян)

КРАШЕНЫЙ ЗАБОР (КРАСИТЬ — что делать? ить- ен)

НЕЗВАНЫЙ-НЕПРОШЕНЫЙ (НЕ ЗВАТЬ, НЕ ПРОСИТЬ)

МУЧЕНИК, ТРУЖЕНИК (МУЧИТЬСЯ, ТРУДИТЬСЯ)

-НН- пишется в словах, образованных

  1. от глаголов несовершенного вида, имеющих пояснительные слова:

КРАШЕННЫЙ ЖЁЛТОЙ КРАСКОЙ

ЗВАННЫЙ НА ОБЕД

ВАЛЯННЫЙ ДЕДОМ

2. от глаголов совершенного вида:

ОКРАШЕННЫЙ (красить — окрасить)

СОЗВАННЫЙ (созывать — созвать)

СВАЛЯННЫЙ (валять — свалять)

БРОШЕННЫЙ (бросать — бросить)

КУПЛЕННЫЙ (покупать — купить)

кроме названый брат, посажёный отец, прощёное воскресенье, приданое невесты

ЗАПОМНИТЕ!

-НН- пишется во всех полных прилагательных и причастиях с суффиксами -ОВА- и -ЁВА-:

ЭРУДИРОВАННЫЙ

БАЛОВАННЫЙ

ИЗБАЛОВАННЫЙ

КОРЧЁВАННЫЙ

Кроме кованый, жёваный

Но: закованный, кованный мастером

  1. ГЛАЖЕНЫЙ-ПЕРЕГЛАЖЕНЫЙ и т.п.

  1. Прилагательные и причастия, образованные от глаголов несовершенного вида, в которых пишется -НН-:

МЕДЛЕННЫЙ

ЖЕЛАННЫЙ

СВЯЩЕННЫЙ

НЕЧАЯННЫЙ

ЧВАННЫЙ

НЕОЖИДАННЫЙ

НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ

НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ

ВИДЕННЫЙ, ЧИТАННЫЙ

ДЕЛАННЫЙ

  1. Приставка удваивает -Н- во всех словах, кроме СМЫШЛЕНЫЙ

Правило 5. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ.

Предложения с отрицанием:

  1. НЕ: Кай складывал из льдинок слова, но слово «вечность»

НЕ давалось ему. (Г. Х. Андерсен)

  1. НЕ НИ: Глаза Снежной королевы сияли, как звёзды, но в них

НЕ было НИ тепла, НИ мира. (Г.Х.Андерсен)

  1. НИ НИ: Принцесса была такой красивой, что

НИ в сказке сказать НИ пером описать. (и не… и не)

  1. НИ: В полдень на старом пляже НИ души! ( = нет ни души)

  2. БЫ НЕ: Мы хотели найти место, куда БЫ НЕ ступала нога человека.

Предложения с общим утвердительным смыслом:

НЕ НЕ: Я НЕ мог НЕ улыбнуться, читая Ваше письмо.

( Я улыбнулся)

НЕЛЬЗЯ (невозможно) НЕ пожалеть о чём-то, глядя в ночное небо.

(Жалеем)

НЕ — в восклицательном и вопросительном предложении:

2. Кто НЕ волновался перед первым свиданием!

(Все волновались)

Чего он только НЕ делал, чтобы приручить волчонка!

(Он делал всё)

3. НИ — в придаточном предложении:

Как ни злилась зима, весна брала своё.

(Хотя зима злилась)

4. БЫ НИ: Работу нужно сделать, как БЫ НИ было трудно.

(хотя будет трудно)

ПУНКТУАЦИЯ

Задание: Внимательно прочитайте предложения и запомните расстановку знаков препинания в предложениях разных типов.

  1. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Характер — власть над самим собой, талантвласть над другими. (В. Ключевский)

Совесть — тысяча свидетелей. (Квинтилиан)

Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом. (В.Брюсов)

Спать долго — жить с долгом. (пословица)

Учениеэто изучение правил. Опытэто изучение исключений. (посл.)

Похвала вот пробный камень для дураков. (П. Буаст)

Обучать значит вдвойне учиться. (Ж. Жубер)

Дисциплина есть освобождение от рабства страстей. (Г. Гегель)

Пусть порой мне шепчет синий вечер, что была ты песня и мечта, всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи, к светлой тайне приложил уста. (С.Есенин)

Попытка не пытка, а спрос не беда.

Но: Я один, всё тонет в фарисействе, жизнь прожить — не поле перейти. (Б.Пастернак) (сказуемое инфинитив)

Любовь как ртуть. Можно удержать её в открытой ладони, но не в сжатой руке. (Д. Паркер)

(как = будто, словно, точно, что, всё равно что)

Но: Прожить жизнь и остаться несовершенным — всё равно что выйти из бани невымытым. (Л.Толстой) (сказуемое — инфинитив)

Мода капризна.

Сравните: Гнев — человеческое, а злопамятство — дьявольское. (посл.)

Лев, как известно, царь зверей.

(вводное словосочетание.)

Изумруд тоже драгоценный камень.

(союз)

Книга по-прежнему лучший друг.

(наречие)

Ясное небо в сезон дождей лишь временное явление.

(частица)

Обратите внимание на выражение сказуемого в следующих предложениях:

У неё глаза как небо. (сказумое)

Её глаза сияют, как небо. (сравнительный. оборот).

Её глаза синие, как небо. (сравнительный. оборот )

У него глаза как ночь. (сказумое)

Его глаза сделались как ночь. (сказумое)

Его глаза сделались тёмными, как ночь. (сравнительный. оборот )

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. (Ф.Бэкон)

(неполное предложение)

2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал. (С.Есенин)

Я и молод, и свеж, и влюблён,

я в тревоге, в тоске и в мольбе,

зеленею, таинственный клён,

неизменно склонённый к тебе. ( А. Блок)

И веют древними поверьями её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука. ( А.Блок)

Когда я слышу из гостиной

Ваш лёгкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум. (А.Пушкин)

Ах, лето красное, любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А. Пушкин)

Наступила дождливая, грязная, темная осень. (А.Чехов)

Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал. (И.Тургенев)

Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит,

И пена плещет на гранит, то прянет, то отхлынет прочь.

Поля тянулись до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова. (И.Тургенев)

Брови у Лизы не то чтобы нахмурились, а дрогнули. ( И.Тургенев)

Знакомы мы были если и не всю жизнь, то по крайней мере с раннего детства.

Она играла хорошо, хотя немного строго и сухо. ( И.Тургенев)

День был хотя и пасмурный, но теплый.

Холодный осенний дождь беспрерывно шел как вчера, так и сегодня.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом. (А.Пушкин) (фразеологизм)

Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса. (фразеологизм)

Умрёшь — начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А.Блок)

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Всё вторит весело громам. (Ф.Тютчев)

Грей охотно грузил фрукты, фарфор, животных, пряности, чай, табак, кофе, шелк, ценные породы деревьев: черное, сандал, пальму. ( А. Грин)

Судьба сокрушает нас двояким образом: отказывая нам в наших желаниях и исполняя их. ( Л. Толстой)

Ни одного следа: ни санного, ни человеческого, ни звериного — не было видно. ( Л. Толстой)

В ворота гостиницы въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс- капитаны, помещики — словом, все те, которых называют господами средней руки. (Н. Гоголь)

Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями. ( И. Тургенев)

Мне нравятся осенние цветы, а именно: астры, георгины и хризантемы.

К ценным породам относятся и хвойные деревья, например: ель, сосна, кедр. (например, то есть, а именно, как то)

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица за водой поутру шла. (А.Пушкин)

(союз в сложном предложении)

Я послал тебе алую розу в бокале Золотого, как небо, Аи. (А.Блок)

(сравнение)

Всю ночь дождь лил как из ведра.

(сравнение выражено фразеологизмом)

Молчание мужчины воспринимается как отказ, в то время как молчание женщины воспринимается как согласие. (Л.Массиньон)

(в качестве)

Гость, как благовоспитанный человек, изо всех сил старался не замечать моих промахов.

(по причине хорошего воспитания, будучи благовоспитанным человеком, приложение)

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОСОБЛЕННЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ

Помедлим у реки, полощущей

Цветные бусы фонарей.

Я доведу тебя до площади,

Видавшей отроков-царей. (А. Ахматова)

Подгоняемая ветром лодка блестела на солнце.

(какая лодка?)

Но: Подгоняемая ветром, лодка быстро плыла.

(почему лодка быстро плыла? — потому что подгонял ветер)

Только недавно наступившая, весна уже одела деревья и раздела людей.

(хотя только недавно наступила)

(Обстоятельственное значение: причина, уступка и др.)

Виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги. (И.Тургенев)

(определение оторвано от определяемого слова)

Узкая, обдуваемая ветром тропинка шла через лес.

(прилаг.,+ прич. оборот )

Обдуваемая ветром узкая тропинка шла через лес.

(прич. оборот + прилаг.)

Саид был очень красивый: глаза, сверкавшие мужеством и отвагой, достоинство, несмотря на его молодость выражавшееся во всей его фигуре и редко встречающееся в его годы, осанка, с какой он легко и самоуверенно сидел на коне, привлекали к нему взоры многих путников. (В.Гауф)

Оранжевая, пробившаяся сквозь тучи любопытная луна смотрела в окно.

Взошло солнце, тусклое и холодное.

Освещённый красноватым жаром печи, он сидел в глубоком кресле и предавался воспоминаниям.

(Любое определение, которое относится к личному местоимению, обособляется независимо от места в предложении)

Но: После утренних прогулок я_ возвращался домой оживлённый и взволнованный.

(= возвращался оживлённым и взволнованным — часть сказуемого)

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЛОЖЕНИЕМ

Сергей Рахманинов, великий русский композитор, был выдающимся пианистом и дирижёром.

Но: Великий русский композитор Сергей Рахманинов родился в селе Ивановка Тамбовской губернии.

Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. (А. Пушкин)

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землёй. (М. Лермонтов)

В доме Андерсенов у маленького Ганса был только один благодарный слушатель — кот Карл.

Две верных подруги — любовь и разлука

Не ходят одна без другой. (Б.Окуджава)

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ

Где, в гаремах наслаждаясь,

Дни проводит мусульман,

Там волшебница, ласкаясь,

Мне вручила талисман. (А. Пушкин)

Спой о том, как вдаль плывут корабли, не сдаваясь бурям. (Л. Дербенёв)

Но: Я люблю читать лёжа. (одиночное деепричастие на конце )

«Лунную сонату» Бетховена мы слушали затаив дыхание. (фразеологизм)

Они шли, держась за руки, и не замечали идущих навстречу людей.

Они шли, держась за руки и не замечая идущих навстречу людей.

Обратите внимание, что на месте паузы совсем не обязательно ставится запятая. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ, МЕСТА И ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ, если они не выражены деепричастиями или деепричастными оборотами или не являются уточнениями:

В одной из сказок Андерсена (где?) розовый куст расцветает зимой.

Вдруг (как?) на лесную дорогу выскочил заяц.

Однажды (когда?) в маленьком городе (где?) произошла удивительная история.

Но: И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне. (А.Блок)

(когда? когда именно?)

  1. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

(в составе сложного предложения 3 грамматические основы)

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж.

Королева играла в башне замка Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил её паж. (И.Северянин)

составе сложного предложения 5 грамматических основ)

Сейчас брызнет майский дождь и начнётся настоящая гроза. (А.Чехов)

(общий второстепенный член предложения)

Когда наступает весна, прилетают птицы и цветут сады.

(общее придаточное предложение)

Утёнок не знал, как зовут этих прекрасных птиц и куда они улетели, но полюбил их так, как не любил до сих пор никого на свете. (Г.Х.Андерсен)

(Чего утёнок не знал? — однородные придаточные предложения относятся к одному главному и соединены одиночным союзом «и»)

В лопуховом лесу жила последняя пара старых улиток, которые не знали, сколько им лет, но отлично помнили, что прежде улиток было много, что сами они очень древней породы и что весь этот лес был насажен исключительно для них и их родни. (Г.Х.Андерсен)

(Что они помнили? — однородные придаточные предложения относятся к одному главному и соединены одиночным союзом «и»)

Но: Отец сказал, что завтра погода изменится, и что у нас будут гости, и что мы все вместе поедем за город на пикник.

(«и» — повторяющийся союз)

— ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Следите за своими мыслями: они становятся словами, следите за своими словами: они становятся поступками, следите за своими поступками: они превращаются в привычки, следите за своими привычками: они становятся характером, следите за своим характером: он определяет вашу судьбу.

(на месте двоеточия возможен союз потому что / причина)

2. Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит. (А. Пушкин)

(а именно? / разъяснение)

3. Маленький Андерсен видел: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку, но всё ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек. (что)

4. Смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет, лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт. (А. Пушкин)

(и видит, что)

5. Одного я не могу понять: как ты решился поселиться в такой глуши?

(прямой вопрос)

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Утром корабль снимется с якоря — через два дня мы будем в Барселоне.

(и)

2. Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (И.Крылов)

(поэтому)

3. В молодости учатся — в старости понимают.

(а)

4. Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. (А. Пушкин)

(Когда идёт направо, песнь заводит)

5. … А на камне надпись: направо пойдёшь — коня найдёшь, налево пойдёшь жену найдёшь, прямо пойдёшь — счастье найдёшь.

(если направо пойдёшь, коня найдёшь)

6. Глядит на меня — огнём жжёт.

(словно, будто, как и т.д.)

  1. Говорят — весна будет ранняя.

(что, но без интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта)

В день свадьбы идёт дождь — хорошая примета.

(это)

7. ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Он, может быть, хороший художник.

Сравните: Он может быть хорошим художником.

(сказуемое)

Простые вещи вызывают наслажденье: шум дождя, запах сирени, кружка молока, наконец, ветер, вздувающий занавески на окнах.

(наконец = и ещё)

Сравните: Наконец на горизонте показалась земля.

(наконец = наконец-то)

Всмотревшись в морскую даль, мы увидели птиц, значит, земля уже близко.

(значит = следовательно)

Сравните:

Слово Сахара по-арабски значит «пустыня».

(значит = означает)

Погода была ветреная, ветер, однако, не был попутный.

Сравните: Лев дремал, однако глаза его были приоткрыты.

(однако = но)

По словам Гете, даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала.

Сравните: Гете писал: «Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив

чужим счастьем».

ЗАПОМНИТЕ: Не являются вводными (и не выделяются на письме знаками препинания) слова и словосочетания:

авось, буквально, в конечном счёте, вот,

вроде бы, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли,

исключительно, именно, как будто, как бы,

как раз, к тому же, между тем, небось,

по предложению, по решению,

приблизительно, примерно, притом, почти,

просто, решительно, словно, якобы.

А между тем ничего ведь не может быть легче, как переоценить свои силы. (Сергеев-Ценский)

К утру ветер не только не стих, а даже усилился.

Сравните: Она ни разу, даже украдкой, не взглянула на меня. (обособленный оборот)

Она как будто не замечала моего присутствия.

Сравните: Брызги пены, как будто чайки, летали в воздухе. (сравнительный оборот)

Когда в русских сказках говорилось о молочной реке с кисельными берегами, то имелся в виду именно Млечный Путь. (Д. Гулютин)

Сравните: В 1610 году Галилео Галилей навел на небо свой первый телескоп и увидел Млечный Путь, а именно «необъятное скопище звёзд». ( Д. Гулютин)

(а именно = то есть; обособленное приложение)



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 69 человек из 29 регионов

Краткое описание документа:

Образец для работы над ошибками
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Проверь слово так: каток — катит
2. Непроверяемые гласные и согласные.
Запиши слово три раза правильно: билет, билет, билет.
3. Проверяемые согласные в корне слова.
Проверь слово так: гриб — грибы.
4. Непроизносимые согласные в корне слова.
Проверь слово так: поздно — опоздать.
5. Буквы и, у, а после шипящих.
Запиши слово правильно, напиши ещё три слова на это правило:
машина- шишка, шина, тишина.
6. Разделительные ь и ъ.
Запиши слово правильно, напиши ещё три слова на это правило:
платье — льёт- пьёт- бьёт; объяснение, объявление, объезд, объединение.
7. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Проверь так: Листья в лесах облетели. Листья в наших лесах облетели. Листья в (чём?) лесах облетели.
8. Употребление ь на конце существительных после шипящих.
Запиши слово правильно, в скобках укажи склонение, запиши ещё три слова на это правило:
рожь (3 скл.)- печь, молодёжь, туч (не 3 скл.)
9. Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости согласных.
Запиши слово правильно, графически объясни, запиши ещё три слова на это правило:
Мощный — хищник, вечный, сельдь (конец слова).
10. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з /с/.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило:
дочитал — долетел, доиграл, допел.
11. Буквы з и с на конце приставок.
Запиши слово правильно, графически объясни: разбудить.
12. Буквы о – а в корне – лаг -, -лож-.
Запиши слово правильно, графически объясни: предполагать.
13. Буквы о – а в корне — раст -, -ращ -, -рос-.
Запиши слово правильно, графически объясни:
вырасти, заросли, росток ( искл.).
14. Буквы о – ё после шипящих в корне слова.
Запиши слово правильно, графически объясни:
жёрдочка (жердь), крыжовник (искл.).
15. Буквы и – ы после ц.
Запиши слово правильно, графически объясни:
цифра (в корне), цыган ( искл.), лекция (на – ция), с улицы (в окончании), сестрицын (в суффиксе).
16. Большая буква и кавычки в собственных именах и наименованиях.
Запиши слово правильно, графически объясни: Москва (собств.), в “Труде” (название газеты)
17. Буквы е – и в падежных окончаниях имён существительных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
поётся в песне (1-е скл. П.п.), о революции (на — ия. П.п.) читать.
18. Буквы о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
врачом, товарищем, большого снега.
19. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
озером (каким?) глубоким, шар (какой?) красный (м.р., И.п., ед.ч.).
20. Неупотребление ь на конце кратких прилагательных на шипящую.
Запиши слово правильно, графически объясни: могуч (кр. прил.).
21. Не с глаголами.
Запиши слово правильно, графически объясни:
не был (глаг.), ненавидеть (искл.).
22. Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Запиши слово правильно, объясни графически:
беречь (н. ф.), учишься (2 –е л. ед. ч.).
23. Тся и ться в глаголах.
Запиши слово правильно, объясни графически:
пошли (что делать?) купаться (н. ф.), он (что делает?) купается (3 –е л.).
24. Буквы е – и в корнях с чередованием.
Запиши слово правильно, графически объясни:
расстилать, расстелить (не перед а).
25. Буквы е – и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.
Запиши слово правильно, объясни графически:
борется (бороться, 1 спр.), зависит (зависеть, 2 спр., искл.).
26. Буквы о – а в корне – кос -, -кас-.
Запиши слово правильно, объясни графически:
касаться, коснуться (нет а).
27. Буквы о – а в корне — гар -,- гор -.
Запиши слово правильно, графически объясни:
подгореть (без ударения), гарь (под ударением).
28. Буквы и – ы после приставок.
Запиши слово правильно, графически объясни:
подыскать (искать).
29. Гласные в приставках пре-, при-.
Запиши слово правильно, объясни графически:
привинтить (присоед.), прескверный (= очень).
30. Соединительные о – е в сложных словах.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило:
зверолов — путепровод, пешеход, пылесос.

31. Буква е в суффиксах – ен – существительных на — мя.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило:
по имени (на — мя) — к знамени, от пламени, в стремени.
32. Не с существительными.
Запиши слово правильно, графически объясни:
невольник (не употр. без не), неряха (не употр. без не), неправда (ложь), не правда, а ложь.
33. Буквы щ – ч в суффиксе – щик — ( — чик -).
Запиши слово правильно, графически объясни:
смазчик (смазать), каменщик ( не на д – т, з – с, ж ).
34. Гласные в суффиксах существительных – ек – и – ик -.
Проверь слово так:
сыночек – сыночка, носик – носика.
35. Гласные о – е после шипящих в суффиксах существительных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
снежок (под ударением), горошек (без ударения).
36. Дефисное и слитное написание слов с пол-, полу-.
Запиши слово правильно, графически объясни:
пол–луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома (не на гласн., л, больш. букв.).
37. Не с прилагательными.
Запиши слово правильно, графически объясни:
неряшливый (не употр. без не), нелживый (правдивый), не правдив, а лжив. Книга нисколько не интересна.

38. Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
Проверь слово так:
ежовый (под ударением), вещевой (без ударения).
39. Различение на письме суффиксов прилагательных – к – и — ск -.
Запиши слово правильно, графически объясни:
резкий (резок), ткацкий (ткач), матросский (матрос, не на ч, ц, к).
40. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
каменный (камень), безветренный, ветреный (искл.), лебединый, даль туманна.
41. Дефис в сложных прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
жёлто-синий (цвет), горько-солёный (горький и солёный), железнодорожный (железная дорога).
42. Мягкий знак в середине числительных.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило:
семьдесят – семьсот, пятьдесят семь, восемьдесят.
43. Буква и в окончаниях количественных числительных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
к пятнадцати (Д.п.) часам.
44. Не в неопределённых местоимениях.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило: несколько (неопр.) — некто, нечто, некоторый.
45. Различение на письме приставок не -, ни — в отрицательных местоимениях.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило:
никого — ничей, никому, некого.
46. Дефис в неопределённых местоимениях.
Запиши слово правильно, графически объясни, запиши ещё три слова на это правило:
кто-нибудь, кое-кто, что-то, кое у кого.
47. Слитное и раздельное написание не, ни в отрицательных местоимениях.
Запиши слово правильно, графически объясни: ни у кого.
48. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
Запиши слово правильно, графически объясни: познакомь(пов.н.).
49. Гласные в суффиксах глаголов — ова-/-ева-/, -ыва-/-ива-/.
Запиши слово правильно, рядом запиши проверочное слово:
советовать (н. ф.)- советую (н. вр.), опаздывал (пр. вр.) — опаздываю (не на — ую).
50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Запиши слово правильно, графически объясни:
борющийся (бороться, 1 спр.).
51. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Запиши слово правильно, графически объясни:
видимый (видеть, 2 спр.).
52. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Запиши слово правильно, графически объясни:
собрание не закончено (кр. прич.), не законченное, а начатое собрание; не закончившееся вовремясобрание; недоумевающий взгляд (не употр. без не); незакончившееся собрание.
53. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
Запиши слово правильно, графически объясни:
закрученная нитка, маринованные огурцы, решённая (сов. в.) задача, сеянная через сито мука, крашеный пол, раненый (искл.) боец.
54. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
ошибка исправлена (кр. прич.), дети рассеянны (мн. ч.), девочка рассеянна (ж. р., ед. ч.)
55. Гласные перед одной и двумя буквами н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.
Запиши слово правильно, графически объясни:
размешанный (размешать), закрученный /закрутить/, увиденный /увидеть/.
56. Буквы е – ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Запиши слово правильно, графически объясни:
завершённый, скошена.
57 .Раздельное написание не с деепричастиями.
Запиши слово правильно, графически объясни, запиши ещё три слова на это правило:
не зная (деепр.)- не веря, не думая, недоумевая (не употр. без не).
58. Слитное и раздельное написание не с наречиями на — о, — е.
Запиши слово правильно, графически объясни:
нелепо (не употр.), неискренне (= фальшиво), не по-товарищески (не на — о, — е), вовсе не интересно; не хорошо, а плохо.
59. Буквы е-и в приставках не — и ни — отрицательных наречий.
Запиши слово правильно, графически объясни:
некогда (под ударением), никогда (без ударения).
60. Одна и две буквы н в наречиях на — о и — е.
Запиши слово правильно, графически объясни:
мужественно (мужественный), интересно (интересный).
61. Буквы о — е после шипящих на конце наречий.
Запиши слово правильно, графически объясни:
свежо, певуче, ещё (искл.).
62. Буквы о — а на конце наречий с приставками из -, до -, с -.
Запиши слово правильно, графически объясни:
досуха (от сухой), досрочно (от досрочный).
63. Дефис между частями слова в наречиях.
Запиши слово правильно, графически объясни:
по-осеннему, по-дружески, во-первых, кое-как, когда-нибудь, еле-еле.
64. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Запиши слово правильно, графически объясни, запиши ещё три слова на это правило:
вскачь, настежь (искл.), замуж, прочь.
65. Слитное и раздельное написание производных предлогов, образованных из наречий.
Запиши слово правильно, графически объясни: выйти навстречу (из нареч.) гостям.
66 .Слитное и раздельное написание производных предлогов, образованных от существительных с предлогами.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило:
продолжается в течение (предлог) недели — договориться насчёт ремонта, отменить ввиду плохой видимости, ждать в продолжение месяца.
67. Буква е на конце предлогов в течение,в продолжение, вследствие.
Запиши слово правильно три раза:
опоздал вследствие задержки (вследствие, вследствие).
68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Проверь слово так:
Отец также (= и) учился в институте. Сын тоже (= и) хорошо учился. Сын учился так же хорошо, как и отец (же можно опустить). Возьми на час терпенья, чтобы (= для того чтобы) квартет в порядок наш привесть.
69. Дефисное написание частицы — то со словами.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило: задачу-то реши — решил-то, мы-то, откуда-то.
70. Дефисное написание частицы — ка с глаголами в повелительном наклонении.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило:
принеси-ка — дай-ка, иди-ка, задумайся-ка.
71. Дефис в междометиях.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило:
ай-ай — ах-ах, ой-ой, о-о-о.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 283 622 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 02.12.2014
  • 726
  • 2

«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

«Русский язык (в 3 частях)», Львова С.И., Львов В.В.

Рейтинг:
5 из 5

  • 02.12.2014
  • 1677
  • 5
  • 02.12.2014
  • 2496
  • 16
  • 02.12.2014
  • 547
  • 0

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками слово до свидания
  • Работа над ошибками слово деревья
  • Работа над ошибками слово дерево
  • Работа над ошибками слово давно
  • Работа над ошибками слово глагол

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии