Памятка для работы над ошибками
Работа над ошибками
Слово, |
Орфограмма |
Другое |
лесной – лес |
проверяемая безуд. гл. в корне сл. |
полевой – поле |
врач – м.р. |
Ь знак на конце шипящих |
грач – м.р. |
побег |
безуд.гл. в приставке |
полёт |
плот – плоты |
парн.согл.в корне сл. |
пилот – пилоты |
Ребята пришли в школу. |
загл. буква в нач . предлож. |
Начался урок. |
Малыши |
сочетание –ши |
камыши |
молоко |
сочетание –оло- |
колокол |
касса |
двойная согл. |
Масса |
малина |
непроверяемая безуд гл. в корне сл. |
Калина |
Грустный — грусть |
непроизн. Согл.в корне сл. |
честный – честь |
у дома – у большого дома |
предлог |
у магазина – у большого магазина |
коньки |
Ь знак – показатель мягкости |
пеньки |
бельё |
разделит. Ь знак |
семья |
клуб-ника, клубни-ка, бе-льё |
перенос слова |
суб-бота, суббо-та, ко-лье |
Кол|лек|тив, бель|ё |
деление на слоги |
Пас|са|жир, коль|е |
Анна |
заглавная буква в именах собст.,двойная |
Жанна |
И так далее …. |
1.Заглавная буква в
начале предложения.
Напиши это предложение.
Подчеркни заглавную букву.
ПРИМЕР: Осенью
птицы улетают в тёплые края.
2. Заглавная буква в
имени собственном.
Напиши это слово и
придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Анна, Москва,
Россия.
3. Сочетания ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Напиши это слово и
придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Малыши, чашка,
щука.
4. Сочетания –ОРО-,
-ОЛО-, -ЧК-, -ЧН-, -ЧТ-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-.
Напиши это слово и
придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Тучка, ночной,
чтение, овощной, шарманщик.
5. Двойная согласная.
Напиши это слово и
придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Класс,
телеграмма, жужжат.
6. Проверяемая
безударная гласная в корне слова.
Напиши проверяемое слово,
затем проверочное. Придумай ещё 2-3 слова на это правило.
Выдели корень. Поставь
ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Моря- море,
трава, весна.
7. Непроверяемая
безударная гласная в корне слова.
Напиши строчку этого
слова. Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Малина, малина,
малина, малина.
8. Парные звонкие и
глухие согласные.( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
Напиши проверяемое слово,
затем проверочное. Придумай ещё 2-3 примера на это правило.
Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Сугроб—
сугробы, лоб, шарф, рукав.
Ложка- ложечка,
зубки, рожки.
9. Непроизносимая
согласная в корне слова.
Напиши проверяемое слово,
затем проверочное. Придумай ещё 2-3 примера на это правило.
Выдели корень. Подчеркни
орфограмму.
ПРИМЕР: Честный- честь,
грустный, солнце.
10. Предлоги со
словами.
Напиши слово вместе с
предлогом. Докажи раздельное написание с предлогом.
Придумай ещё 2-3 примера.
Подчеркни предлог.
пр. пр. пр.
ПРИМЕР: У дома, у
(какого?) дома, у большого дома, на столе, за деревом.
11. Мягкий знак-
показатель мягкости согласных.
Напиши это слово.
Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Коньки,
мальчик, соль.
12. Разделительный
мягкий знак.
Напиши это слово.
Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Варенье,
обезьяна, вьюга, воробьи.
13. Мягкий знак после
шипящих в именах существительных.
Напиши это слово.
Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Определи род имени
существительного.
Подчеркни орфограмму.
ж.р. ж.р. ж.р. м.р.
ПРИМЕР:
Мышь, речь, ночь, врач.
14. Мягкий знак в
неопределённой форме глаголов перед СЯ.
Выпиши слово. Придумай и
запиши ещё 2-3 слова на это правило.
гл. 3 л.
ПРИМЕР:
купается (что делает?), кувыркается, умывается.
н.
ф.
купаться
(что делать?), кувыркаться, умываться.
15. Разделительный
твёрдый знак.
Напиши это слово и
придумай ещё 2-3 слова. Выдели орфограмму.
ПРИМЕР: Съел, подъезд,
съёмка, объяснение.
16. Правила переноса.
Напиши это слово и покажи
все случаи переноса.
ПРИМЕР: Клубника, клуб- ника,
клубни- ка; семья, се- мья.
17. Ошибки на пропуски
букв, искажение слова, замену букв.
Напиши это слово, раздели
его на слоги, подчеркни гласные. Напиши строчку этого слова.
ПРИМЕР: Де׀ре׀во,
дерево, , дерево, , дерево,
, дерево, , дерево, , дерево.
18. Слитное написание
приставок со словами.
Напиши это слово и
придумай ещё 2-3 слова. Выдели приставку .
ПРИМЕР: Налетел, побежал,
отдал.
19. Безударная гласная
в приставке.
Напиши это слово образуй
ещё 2-3 слова с этой приставкой. Выдели приставку и корень.
Поставь ударение.
Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: ПобежАл, посмотрЕл,
приЕхал.
20. Не с глаголами.
Напиши глагол с «НЕ» и
придумай ещё 2-3 слова. Подчеркни частицу «НЕ».
ПРИМЕР: Не бегал, не
смотрел, не принёс.
21. Ошибки на
определение главных и второстепенных членов предложения.
Выпиши предложение,
подчеркни главные члены предложения.Сначала определи сказуемое (что делали?),
затем подлежащее (кто?что?)
гл. сущ.
ПРИМЕР:
В саду росли красивые цветы.
======
22. Запятая при
однородных членах предложения.
Выпиши предложение,
поставь запятые между однородными членами предложения.
Подчеркни однородные
члены предложения.
сущ. сущ. сущ.
ПРИМЕР:
В саду поспели яблоки, груши, сливы.
23. Правописание
падежных окончаний имён существительных
1-го, 2-го и 3-го
склонения.
1. Если имя сущ.
стоит в единственном числе:
Выпиши слово, поставь
слово в именительный падеж, определи склонение и падеж, выдели окончание.
Запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: Тетрадь
– ж.р., 3 скл. В (чём?)тетради — 3 скл., П.п., в
постели , на полке .
2. Если имя сущ.
стоит во множественном числе:
Выпиши слово, определи
падеж, выдели окончание, запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: К ученикам —
Д.п., к девочкам , к землям .
24. Правописание
падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя сущ., задай от
него вопрос к имени прил., определи число, род (у им. прил. в ед. ч.) и падеж,
выдели окончание, запиши ещё 2 примера на это правило.
ПРИМЕР: В ( чём?) лесу
(каком?) сосновом— ед.ч., м.р. П.п.; в красивом доме.
ПРИМЕР: В (чём?) лесах
(каких?) сосновых— мн.ч., П.п., в красивых домах.
25. Правописание
окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Определи
время глагола. Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму (что делать?);посмотри
не относится ли этот глагол к глаголам исключениям; определи вид, спряжение, выдели
окончание. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: Дружит
– дружить, несов. в.,2 спр., говорит , верит .
26. Правописание
глаголов в прошедшем времени.
Выпиши глагол, поставь
его в неопределённую форму ( что делать?); посмотри, какой суффикс стоит перед
ТЬ.
Тот же суффикс будет и
перед Л. Выдели суффикс. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: Слушал
— слушать, играл.
Грамматические разборы.
1.Фонетический или
звуко- буквенный разбор.
Гласных букв 10, но 6
гласных звуков:
[а э о ы у и ]
я-[ йа], е-[ йэ], ё-
[йо], и [ йи], ю- [йу]
Согласные:
Звонкие: л м н р й б в г
д ж з
Глухие: п ф к т ш с х ц ч
щ
парные
Всегда твёрдые: ж ш ц
Всегда мягкие: й ч щ
ПРИМЕРЫ: запиши слово,
разбей его на слоги, обозначь ударение, в скобках запиши транскрипцию слова:
Лес׀нА׀я,[ л, л — [ л’] — согл.; е — [ и ] – гласн.; с — [ с ] – согл.; тв., н — [ н ] – согл.; тв. а — [ а ] – я — [ й’] – согл.; — [ а ] – гласн.; 6 б., 7 зв., 3 сл. |
ПОзд׀но, [ п о з н а п — [ п ] – согл.; тв. о — [ о ] – гласн.; з — [ з ] – согл.; тв., д — [ — ] – звука не н — [ н ] – согл.; тв. о — [ а ] – гласн.; 6 б., 5 зв., 2 сл. |
2. Морфемный разбор,
или разбор слова по составу.
Найди:
1) ОКОНЧАНИЕ, изменив
слово по форме (число, род, падеж), обозначь основу.
2) КОРЕНЬ, подобрав
однокоренные слова.
3) ПРИСТАВКУ, сравнив
однокоренные слова с приставкой и без неё.
4) СУФФИКС, сравнив
другие слова с суффиксом и без него.
5) запиши слово, разбери
по составу.
ПРИМЕР:
1) проводники
( проводника)
2) проводники ( водят,
вожу)
3) проводники (пролететь)
4) проводники (
школьники)
5) проводники (весь
разбор слова по составу)
3.Морфологический
разбор, или разбор слова как часть речи.
Слова имеют постоянные
признаки и непостоянные (изменяются).
Н.Ф.- начальная форма
П.П.- постоянные признаки
Н.П.- непостоянные
признаки ( в какой форме стоит)
С.Р.- синтаксическая роль
( каким членом предложения является)
ПРИМЕР:
Маленький скворец3
выпал3 из гнезда. Коля принёс больного3 птенца в дом.
1.Скворец ( кто?) – сущ. 1.
(птенца) больного (какого?) – прил.
2.Н.ф.- ( кто?) скворец; 2.
Н.ф. – (какой?) больной;
3.П.п. – одуш., нариц.,
м.р.,2 скл.; 3. П.п. —
3.Н.п. – в форме ед.ч.,
И.п.; 4. Н.п. — в форме ед.ч., м. р., В.п.;
5.С.р. – подлежащее. 5.С.р.
– птенца (какого?) больного — опред..
1.Выпал ( что сделал?) –
глаг.,
2.Н.ф. – (что сделать?) –
выпасть;
3.П.п. – сов. Вид, 1
спр., невозвратн.;
4.Н.п. – в форме изъявит.
н., прош. вр., ед. ч., м. р.;
5.С.р. – сказуемое.
Данная памятка поможет учащимся 2 – 4 классов в самостоятельной работе над ошибками по русскому языку.
- Пропуск, замена букв.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: плотник, веник.
- Большая буква в именах собственных.
Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
- Большая буква в начале предложения.
Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Папа купил ёлку. Дети рады.
- Слог.
Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: мо-ло-ко-3 сл., ро-бот-2 сл.
- Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в нашу дверь?
- Разбор предложения.
Запомни: По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации: восклицательные и невосклицательные.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием).
сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: Днём шёл мелкий дождик.
дождь (какой?) мелкий
шёл (когда?) днём
- Гласные после шипящих.
Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.
- Перенос слова.
Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
Делай так: ака — ция, Уль — яна, пе – тель -ка.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: пень, деньки, пальчик.
- Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
- Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, объявление.
- Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: почка, мощный, речной, обманщик.
13. Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) от реки.
14. Правописание приставки со словом.
Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, приехал, уехал.
15. Ударение.
Запомни: Передать ритм слова можно с помощью хлопка. В словах с одним слогом ударение не ставится.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфави?т, портфе?ль, класс.
16. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады? — сад, леса? — лес, волна? – во?лны.
17. Непроверяемая безударная гласная.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Капуста, капустный, капусточка
18. Парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
- Удвоенные согласные в корне.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.
Делай так: Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.
20. Правописание непроизносимых согласных.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
21. Безударная гласная в приставках.
Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.
22. Соединительная гласная в сложных словах.
Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Делай так: Водолаз, землемер.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ.
1. Заглавная буква в начале предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Выдели орфограмму.
Делай так: Птицы улетели.
2. Гласная после шипящих. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: мыши, жизнь, щавель.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: ру-чеи-ки.
4. Пропуск, замена, перестановка искажение букв.
Выпиши слово, раздели его на слоги.
Делай так: прилежные, при-леж-ные.
5. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: Маша, Алёша, Миша.
6. Слова с непроверяемым написанием (словарные).
Напиши слово три раза. Подчеркни букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.
7. Ь – показатель мягкости.
Выпиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: огонь, учитель, морковь.
8. Разделительные ъ и ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Выдели орфограмму.
Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил .
3апомни! Разделительный ь знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: е, ё, ю, я.
9. Правописание приставок.
Напиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
Делай так: приехал, заехал, уехал.
Запомни! Приставка — часть слова. Она пишется слитно.
10. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежал, потянули.
11. Правописание предлогов.
Напиши слово вместе с предлогом.
Делай так: у_дома, у (какого?) дома, у_6ольшого дома.
Запомни! Предлог — это отдельное слово.
Предлог со словом пишется раздельно.
12. Проверяемый безударный гласный в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Делай так: гористая — горка.
Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.
13. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой
допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
Делай так: берёзка — берёза..
Вспомни правило проверки парных согласных в корне.
14. Непроизносимые согласные в корне.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимый согласный.
Напиши проверочное слово.
Делай так: честный — честь.
Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
15. Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно. Выдели орфограмму. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
Делай так: группа, групповой, подгруппа.
16. Буквосочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: дочка, речка, мощный.
17.Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Делай так: пришкольный
18. Разбор предложения по частям речи.
Впиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
пр. сущ. глаг. прилаг. сущ,
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
19. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки. Выпиши словосочетания: побежали с гор, звонкие ручейки.
Запомни! Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание. Это нераспространенное предложение
20. Неверно выполнено какое-нибудь задание.
Выпиши только его и выполни задание.
Найди и исправь орфографические ошибки.
Время лесных малышей
Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики,
незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные
лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена.
Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоги. Теперь
они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у
нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают
свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.
(По Н. Надеждиной)
Солнце
Выплыла из—за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы
заиграли в каждом цветке, в каждой травинки.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли
полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо
и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи.
Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над
лесом светит солнце.
Ежи
Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять.
Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят.
Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер.
Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я
прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый
ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж
незахотел пакинуть мой дом.
Летнее утро
Я стою возле цветущива клеверного поля. Разноцветный ковёр его
переливаеца, меняет окраску. В самой дали сияет ослепителным блеском
залатая кайма.Взлетел жаворонок. Серый камочек в первых лучах солнца стал
золотым. Яркие искры заиграли вкаплях расы на цветах.Что за чудестные звуки
разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужали над чяшей цветов.
Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрепучая музыка. Теперь всё поле поёт.
Все рады тёпламу летниму утру. Радосно и мне.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.