Работа над ошибками слово иней

Памятка
по выполнению

работы
над ошибками

по
русскому языку 

 для
учащихся 1-4 классов.

В
помощь младшему школьнику

г.Железногорск-Илимский

2020

Памятка
по выполнению работы над ошибкам по русскому языку для учащихся 1-4 классов.

Автор-составитель:
Осодоева Елена Александровна

«Памятка по выполнению работы над ошибками по
русскому языку» предназначена для учащихся 1-4 классов и их родителей. Она
состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды
разборов», «Пунктуация». Памятка разбита на пункты правил, что
позволит учащимся быстро найти нужную орфограмму и грамотно сделать работу над
ошибками.

Систематическое использование данного пособия будет
способствовать развитию орфографической зоркости  у учащихся и ликвидации пунктуационных
ошибок.

Памятка необходима как при выполнении работы над
ошибками, так и при повторении правил, изученных в начальной школе.

ДОРОГОЙ
ДРУГ!

Перед тобой «Памятка по выполнению работы над ошибками
по русскому языку». Работа над ошибками просто необходима: она позволит тебе
закрепить плохо усвоенный материал и избежать подобной ошибки в будущем.

Возьми для себя за правило, что после того, как ты получил
тетрадь с проверенной работой, необходимо обратить внимание не только на оценку
(как это часто происходит), а на допущенные тобой ошибки. Их обязательно нужно
проанализировать. Без лишних напоминаний учителя выполни работу над ошибками:

1.   Определи,
на какую орфограмму допущена ошибка.

2.   Найди её
в памятке.

3.   Вспомни
правило и сделай работу над ошибкой по образцу.

        
4. Каждую ошибку выписывай с новой строки.

Не
ленись выполнять работу над ошибками. Это позволит тебе научиться правильно,
без ошибок выражать свои мысли, что очень важно для любого человека.

Желаю 
успехов!

Перечень
используемых правил

I.
Правила правописания

1.
Заглавная буква, точка в конце предложения.

2.
Заглавная буква в имени собственном.

3.
Гласные и согласные звуки и буквы.

4.
Слог.

5.
Перенос слов.

6.
Приставки в словах.

7.
Гласные и согласные в приставках.

8.
Предлоги со словами.

9.
Ударение.

10.
Пропуск буквы.

11.
Непроверяемая гласная (словарные слова).

12.Гласные
в сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

13.
Ь на конце и в середине слова.

14.
Разделительный Ь знак.

15.
Разделительный Ъ знак.

16.
Ь на конце существительных после шипящих.

17.Сочетания
–ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-

18.Суффиксы
– ЕК-, -ИК-.

19.
Безударная проверяемая гласная в корне слова.

20.
Звонкие и глухие согласные в корне слова.

21.
Непроизносимые согласные.

22.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

23.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

24.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.

25.
Ь в неопределенной форме глагола.

26.Соединительные
гласные в сложных словах.

27.НЕ
с глаголом.

28.Ь
на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

29.Правописание
Ы-И после Ц.

30.Правописание
О-Ё после шипящих и Ц.

31.
Двойная (удвоенная) согласная.

II.
Виды разборов

32.
Разбор слова по составу. (Морфемный разбор слова)

33.
Фонетический разбор слов.

34.
Схема разбора имени существительного (морфологический разбор).

35.
Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор).

36.
Схема разбора глагола (морфологический разбор).

37.
Разбор предложения по частям речи.

38.
Разбор по членам предложения.

39.
Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

III.
Пунктуация

40.Знаки
препинания в конце предложений( .?! )

41.
Однородные члены предложения.

42.Сложное
предложение.

43.Предложения
с прямой речью.
            

I. Правила
правописания

1.     Заглавная
буква, точка в конце предложения.

Выпиши предложение
правильно. Поставь в конце точку.

Подчеркни
заглавную букву и точку.

Делай так: Птицы
улетели.

2.
Заглавная буква в имени собственном.

Запомни: фамилии,
имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, деревень,
улиц, рек, пишутся с большой буквы.

Например: Аня, Лена,
Коля — имена;

                    
Мурка, Дружок, Рекс — клички;

                    
Москва, Саратов, Энгельс — названия городов;

                    
Иванов Сергей Петрович-фамилия, имя, отчество.

Составь и запиши
предложение со словом, в котором допущена ошибка.

3. Гласные
и согласные звуки и буквы.

Выпиши слово.
Подчеркни в нём гласные и согласные буквы.

Делай так: ученик,
звонок.

4. Слог.

Раздели слово  на 
слоги. Обозначь  гласные.

Делай так :уиель
– 3 слога

5. Перенос
слов.

Раздели  слово
чёрточками для переноса.

Запиши ещё два
слова и правильно перенеси их, напиши два слова, которые переносить нельзя.

Делай так: оси´-на, 
учи´-тель, ма – ши – на, Оля, Юля /переносить нельзя!/

6.
Приставки в словах.

Запомни:
приставка — часть слова. Она пишется слитно.

Напиши
слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками.

Делай так: приехал,
заехал, уехал.

7. Гласные
и согласные в приставках.

 Выпиши слово
правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Делай так: полетели,
побежали, потянули.

8.
Предлоги со словами.

Запомни: предлог
— это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словами пишется раздельно. Не
смешивай приставку с предлогом.

У глаголов
нет предлогов.

Лодка отплыла от
берега.

Напиши слово
вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом.

Делай так: у дома, у (какого?) дома, у большого дома.

9.
Ударение.

Выпиши слова. Поставь
в них правильно знак ударения.

Делай так: алфави´т,
а´збука, портфе´ль, щаве´ль.

10.
Пропуск буквы.

Выпиши  слово.
Подчеркни  в нём  пропущенную букву.

Делай так: звонок, 
ученик.

11. Непроверяемые
гласные (словарные слова).

Напиши слово три
раза.

Делай так: морко´вь,
морко´вь, морко´вь.

12.Гласные
в сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово.
Запиши ещё два слова на этот правило.

Делай так: чижи,
жизнь, машина;

                    
туча, чай, чайка.

13. Ь на
конце и в середине слова.               

 Выпиши
слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на это правило, подчеркни Ь
и согласную перед ним.

Делай так: ель,
день, пень;

                    
пальто, мальчик, коньки.

14.
Разделительный Ь знак.

Запомни:
разделительный Ь знак пишется после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.

Выпиши слово
правильно. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни три буквы-согласную,
Ь и гласную.

Делай так: платье,
деревья, семья;

15.
Разделительный Ъ знак.

Запомни:
разделительный Ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную,
перед корнями, начинающимися с гласных  Е, Ё, Ю, Я.

Выпиши слово
правильно. Запиши еще два слова на это правило. Покажи приставку, подчеркни
согласную в приставке и гласную, с которой начинается корень.

Делай так:подъезд,
объяснил, съёмка.

16. Ь на
конце существительных после шипящих.

Запомни: Ь пишется
на конце существительных ж.р., 3 склонения
.

Выпиши слово
правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Делай так: дочь,
ночь, речь (ж. р., 3 скл.);

                   
луч ,шалаш , врач (м.р., 2 скл.).

17.Сочетания
–ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-

 Запомни:
–ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН- пиши без мягкого знака.

Выпиши слово
правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели
её.

Делай так: дочка,
речка, мощный

18.Суффиксы
– ЕК-, -ИК-.

Запомни: чтобы
правильно писать суффиксы –ЕК- и –ИК-, надо изменить (просклонять) слово. Если
гласная выпадает (является беглой), то в суффиксе пишется буква Е; если гласная
не выпадает – то И.

Выпиши слово
правильно, измени слово, выдели орфограмму.

Делай таккусочек
кусочка,

                     
мостик – мостика.

19.
Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Запомни:
безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.

Выпиши слово,
поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши
проверочное слово.

Делай таколна´-
во´лны.

20.
Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Запомни: чтобы
проверить парную по глухости-звонкости, подбери однокоренное слово или измени
слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.

Выпиши слово
грамотно. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в
которой допущена ошибка.

Делай так: зуб-зубы,
зубной.

21.
Непроизносимые согласные.

  Запомни:
в словах лестница, праздник, чувство непроизносимая согласная не проверяется.

Выпиши слово,
подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.                                           

Делай так: грустный
— грусть.  

22.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Запомни: для
определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи
по существительному.

Кроме
того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается
от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен
прилагательных.

Выпиши
прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Выдели
окончание. Докажи окончание имени прилагательного.

Делай так: к дальнему лесу, к  лесу
(какому?) дальнему (м.р., Д. п.). : в заводи (какой?) тихой,
кувшинки(какие?) золотые, озёрам (каким?) голубым 

Падежи

Муж.     
и  Ср.род.

Жен.
р.

Множ.число

Именительный

ый,
ий,

ое,
ее

ая,
яя

ые,
ие

Родительный

ого,
его

ой,
ей

ых,
их

Дательный

ому,
ему

ой,
ей

ым,
им

Винительный 

ый,
ий

ое,
ее

ую,
юю

ые,
ие

Творительный

ым,
им

ой/ою/,

ей/ею

ымы,
ими

Предложный

ом,
ем

ой,
ей

ых,
их

23.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Запомни: для определения
окончания существительного нужно знать склонение и падеж.    

Падежи

Вопросы

Предлоги

1-е скл.

2-е скл.

3-е  
скл.

м.р.

ж.р

м.р.

ср.р

ж.р.

Именительный

кто?
что?

———

——

Родительный

кого?

чего?

откуда?

где?

без, у, с, до, из, от, около, возле

Дательный

кому?
чему?

куда?
где?

к, по

Винительный

кого?
что?

куда?

в,
на, за, про

через

——

Творительный

кем?
чем? где?

за, над, с, под.

-ой

-ей

-ом

-ем

(ь) ю

Предложный

о
ком?   о чём? где?

в, на, об

Контрольные слова

лиса

земля

конь

стол

степи

24.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол
правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед —
ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах  I спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах  II спряжения — И

Делай так: пишет
– писать (I спр.) — е;

                   
смотрит — смотреть (II спр) — и
(искл.).

Спряжение
глаголов

Лицо

I спряжение

II спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

1-е

У(Ю)

ЕМ

У(Ю)

ИМ

2-е

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3-е

ЕТ

УТ(ЮТ)

ИТ

АТ(ЯТ)

Неопр. форма

Все глаголы на ТЬ, ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ, кроме исключений, +
брить, стелить.

Все глаголы на ИТЬ, кроме исключений, + гнать, держать,
дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть,
а ещё  смотреть,
вертеть, и обидеть, и терпеть.

Запомни: Ко второму
же спряженью

Отнесем мы
без сомненья

Все
глаголы, что на -ить,

Исключая
брить, стелить.

А еще:
смотреть, обидеть,

слышать,
видеть, ненавидеть,

гнать,
дышать, держать, терпеть,

И
зависеть, и вертеть.

25. Ь в
неопределенной форме глагола.

Запомни: Ь пишется
в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется
в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Выпиши слово
правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой
орфограммой.

Делай так: пытаться
(что делать?), у´чится (что делает?), беречь, стеречь.

26.Соединительные
гласные в сложных словах.

Выпиши слово
правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой
орфограммой.

Делай так: водовоз,  
самолет.

27.НЕ с
глаголом.                                           

 Запомни:
не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не
употребляются: нездоровится, негодовать и др.

 Выпиши глагол с
НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                       
   гл.                           гл.

Делай так:
не_пришел, не_выучил.

28.Ь на
конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Запомни: глаголы
2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

Выпиши глагол
правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Делай так: пишешь (2-е лицо, ед.ч.),
решаешь (2л.,
ед.ч.), читаешь
(2л., ед.ч.)

29.Правописание
Ы-И после Ц.

Запомни:

Часть слова

Ы

И

Корень

Только в исключениях: ЦЫГАН на ЦЫПОЧКАХ
ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЁНКУ: «ЦЫЦ! «

Во всех случаях, кроме исключений. Например:
цИнк, цИфра, акацИя.

Суффикс, окончание

Во всех случаях. Например: куницЫн, птицЫ.

НИКОГДА

Выпиши слово
правильно. Определи часть слова, в которой допущена ошибка, выдели орфограмму,
запиши ещё два слова.

Делай так: птицы, куницы, улицы.

30.Правописание
О-Ё после шипящих и Ц.

Запомни:

Часть слова

О

Е-Ё

Корень

1. Без ударения.
Например: шОколад.
2. Исключения.
Я услышал ШОРОХ на КРЫЖОВНИКЕ и порвал ШОВ на КАПЮШОНЕ и ШОРТАХ. ЧОКНУТЫЙ
ЧОПОРНЫЙ ШОРНИК был в ШОКЕ. ОБЖОРА устроил ПОДЖОГ  и получил ОЖОГ.
(глаг.-поджЁг)

1. Под ударением.
Например: шЁлк.
2. Однокоренные слова.
Например: шелковистый

Окончания имён сущ. и прилаг.
Суффиксы имён сущ. и прилаг., и нареч., обр. от сущ.

Под ударением.
Например: большо´го, врачо´м, галчо´нок, камышо´вый, хорошо´.

Без ударения.
Например: бо´льшего, кры´шей, овра´жек, вещево´й.

Выпиши слово
правильно. Определи часть речи и часть слова, в которой допущена ошибка,
поставь ударение. Запиши два слова с этой орфограммой.

Делай так: врачо´м(сущ.),

ключо´м(сущ.),мячо´м(сущ.).

31.Удвоенная
согласная.

Запомни: Удвоенная
согласная может:

— быть в
корне: класс, аппетит;


образовываться при помощи приставки и корня : рассказ;

-образовываться
при помощи корня и суффикса: осенний;

-быть в
суффиксе: измученный.

Выпиши слово
правильно. Подбери к нему два однокоренных слова, подчеркни двойную согласную.

Делай так: аппетит,
аппетитный, аппетитно.

II. Виды
разборов

32. Разбор
слова по составу (морфемный разбор слова).

Делай так:
пришкольный.

1.Прочитай слово.
Измени его по подходящим к этому слову вопросам. Выдели окончание и основу.

2.Подбери
несколько родственных слов. Выдели корень.

3.Укажи приставку.
Назови слова с такой приставкой.

4.Укажи суффикс.
Подбери слова с таким суффиксом.

33.
Фонетический разбор слов.

Выпиши
слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.

Сначала
выучи:

а, о, у,
ы, э

– гласные 1 ряда – перед ними согласные твёрдые;

я, е, ю,
и, ё

– гласные 2 ряда – перед ними согласные мягкие.

Все остальные,
кроме Ь и Ъ знака – согласные.

я, е, ё,
и, ю
,
ь – смягчают согласные, делают их мягкими;

л, м, н,
р, й

– всегда обозначают звонкие согласные звуки;

б, в, г,
д, ж, з

– обозначают парные звонкие согласные зв.;

п, ф, к,
т, ш, с

– обозначают парные глухие согласные зв.;

х, ц, ч, щ
обозначают глухие непарные согласные звуки;

ч, щ, й
обозначают всегда мягкие звуки;

ж, ш, ц – обозначают
всегда твёрдые звуки.

я, ё, ю,
е-
обозначают
два звука, если стоят:

— в начале слова;

— после гласной;

— после
разделительных Ь, Ъ

и
обозначает два звука, если стоит после разделительного Ь

Разбирай
слово так:

  коньки/  
— конь-ки/, [кан,к,и/]

к  [
к ] – согл., тв., глух., парн. [ г ]

о 
[ а ] – гласн., безуд.

н  [
н,] – согл., мягк., зв., непарн.

ь 
[ — ] ——

к  [
к,] – согл., мягк., глух., парн. [ г, ]

и  [
и ] – гласн., ударн.

6
б., 5 зв.

мая/к  
— ма-я/к ,[май,а/к]

м 
[ м ] – согл., тв., зв., непарн.

а   [
а ] – гласн., безуд.

    
, ] – согл., мягк., зв., непарн.

я

   
 [ а ]– гласн., ударн.

к 
 [ к ] – согл., тв., глух., парн. [ г
]

4
б., 5 зв.

я/корь  
— я/ — корь ,[й,а/ кар,]

   
 [й,] – согл., мягк., зв., непарн.

я

   
 [ а]– гласн., ударн.

к 
 [ к ] – согл., тв., глух., парн. [ г ]

о 
 [ а ] – гласн., безуд.

р  
[ р,] – согл., мягк., зв., непарн.

ь   [
— ] ——

5 б., 5 зв.

воробьи/  
— во — ро-бьи/, [вараб,й,и/]

в  [
в ] – согл., тв., зв., парн. [ ф ]

о 
[ а ] – гласн., безуд.

р 
[ р] – согл., тв., зв., непарн.

о 
[ а ] – гласн., безуд.

б 
[ б,] – согл., мягк., зв., парн. [ п,]

ь 
[ — ] ——

   
,] – согл., мягк., зв., непарн.

и

   
[ и ]  – гласн., ударн.

7
б., 7 зв.

34. Схема
разбора имени существительного (морфологический разбор).

I. Часть
речи. Общее значение.

II.Морфологические
признаки

1.     Начальная
форма (в И.п., в ед.ч.).

2.     Постоянные
признаки: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение.

  3. Непостоянные
признаки: падеж; число.

III.
Синтаксическая роль.

Разбирай
имя существительное так:

Река протекает с севера
на юг.

I. С севера
–сущ.

II.1. Н. ф.
–север,

2.нариц.; неодуш. м.р.; 2-е скл.

  3. в Р.п.; в
ед.ч..

III.
Протекает (откуда?) с севера.

35. Схема
разбора имени прилагательного (морфологический разбор).

I.
Часть речи. Общее значение.

II.Морфологические
признаки

1.     Начальная
форма (в И.п., в ед.ч., в м.р.).

2.     Постоянные
признаки: (пока не знаешь)

 
3. Непостоянные признаки: падеж; число; род (в ед.ч.)

III.
Синтаксическая роль.

Разбирай
имя прилагательное так:

На
тонких ветках берёзки сверкал иней.

I.Тонких
–прилаг.

II.1.
Н. ф. – тонкий,

2. —

 
3.  в П.п.; во мн.ч..

III. На
ветках (каких?) тонких.

36. Схема
разбора глагола (морфологический разбор).

I.
Часть речи.

II.Морфологические
признаки

1.     Начальная
форма (неопределённая форма).

2.     Постоянные
признаки: вид, спряжение.

 3.
Непостоянные признаки: число; время; лицо (если есть), род (если есть).

III.
Синтаксическая роль.

Разбирай
глагол так:

Сгущаются
сумерки.

I.
Сгущаются – глаг.

II.1.
Н. ф. – сгущаться,

2. несов. вид, I
спр.

 
3.  во мн.ч..; в наст.вр., в 3-м лице.

III.
Сумерки (что делают?) сгущаются.

37. Разбор
предложения по частям речи.

Выпиши
предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.

                  
  
пр.  прил.        сущ.     
гл.             прил.             сущ.

Делай
так
: С высоких гор побежали звонкие ручейки.

Запомни:

Часть речи

Обозначает

Отвечает на вопросы

Имя существительное

Самостоятельные
части речи

-конкретные предметы (дверь, окно),

— живые существа (человек, птица,
зверь),

-явления природы (слякоть, снег, ветер),

-события (праздник, поход),

-процесс действия (бег, рост),

-абстрактные понятия (доброта, дружба)

кто? что?

Имя прилагатель

ное

признак предмета

какой? какая? какое? какие? чей?

Глагол

действие предмета

что делает?

что сделает?

Наречие

признак действия, другого признака

как?

когда?

где?

почему?

Местоимение

предмет,

признак

кто? что?

какой? сколько?

Числительное

количество,

порядок при счете

сколько? какой?

какая? какое?

какие?

Союз

Служебные
части речи

связывает слова и предложения

Предлог

связь с другими словами

Частица

дополнительный смысл в предложении

Междодоме

тие

выражает различные чувства

38. Разбор
по членам предложения.

Запомни:

Член предложения

Обозначает/
показывает

Отвечает на вопросы

Подчеркивается

Подлежащее

главные члены предложения

о ком
или о чем говорится в предложении

кто?
что?

Сказуемое

называет
то, что совершает предмет,
его состояние,
каков он

что
делает?
что делал?
что будет делать?
каков?

Определение

второстепенные члены предложения

признак
предмета

какой?
какая?
какое? какие?
чей? чья?

Дополнение

на какой
предмет или явление направлено действие

кого?
чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?

Обстоятельство

как
совершается действие,
когда совершается действие,
где совершается действие,
по какой причине совершается действие,
с какой целью совершается действие

где?
куда?
когда? откуда?
почему? зачем? и как?

Выпиши
предложение.

Делай так: С высоких
гор побежали звонкие  ручейки.

1.Основа
предложения:

        в
предложении говорится о ручейках, следовательно,  ручейки
это подлежащее,

        о ручейках
говорится, что они побежали, следовательно, побежали – это
сказуемое.

2.В предложении
есть второстепенные члены.

Задаю вопрос от
подлежащего:

ручейки какие?-  звонкие
это определение.

Задаю вопрос от
сказуемого:

побежали откуда? –с 
гор
– это обстоятельство места.

Задаю вопрос от
второстепенных членов предложения:

с гор каких? – высоких
– это определение.

39. Схема
разбора предложения (синтаксический разбор).

I. Вид
предложения по цели высказывания.

II. Вид
предложения по интонации.

III. Основа
предложения (подлежащее и сказуемое).

IV. Вид
предложения по наличию второстепенных членов.

V.
Второстепенные члены предложения.

Выпиши
предложение.

Делай так: С высоких
гор побежали звонкие ручейки. (Повеств., невоскл.,
распр.)

Это предложение

I.
Повествовательное.

II.
Невосклицательное.

III.Основа
предложения:

в
предложении говорится о ручейках, следовательно, ручейки
это подлежащее,

о ручейках
говорится, что они побежали, следовательно, побежали – это
сказуемое.

IV. В
предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.

V. Задаю
вопрос от подлежащего:

ручейки какие?-  звонкие
это определение.

        Задаю
вопрос от сказуемого:

побежали откуда? –
с гор – это обстоятельство места.

        Задаю
вопрос от второстепенных членов предложения:

С гор каких? – высоких
– это определение.

Запомни:

Виды
предложений

По
интонации

По цели

высказывания

Невосклицательные

Восклицательные

Повествовательные

На улице идёт снег.

На улице идёт снег!

Вопросительные

Чья это работа?

Чья это работа?!

Побудительные

Подождите меня.

Подождите меня!

III.
Пунктуация

40.Знаки
препинания в конце предложений( .?! ).

Выпиши предложение
правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком.
Подчеркни знак препинания.

Делай так: Слава
нашей Родине ! Слава труду !

41.
Однородные члены предложения.

Выпиши
предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения.
Начерти схему предложения.

Делай так: Грачи,
скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)

Знаки препинания
при однородных членах:

О, О   

О и О

О или О

О да (=и) О

О, а О

О, но О

О, да (= но) О

и О , и О ,и О, и
О

или О , или О, или
О, или О

О , и О, и О, и О

42.Сложное
предложение.

Выпиши правильно
предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Делай так:

Дремлют  рыбы
под водой, почивает  сом седой.

[                  ],
[                  ].

43.Предложения
с прямой речью.

Запиши правильно
предложение. Составь схему.

Делай так:

     1) Олег
успокаивал мать: «Все будет хорошо».

           А:
«П».

2) Он крикнул: «Вперёд,  ребята!»

      А: «П !»

3) Он спросил: «Ты откуда,
парень?»

          А:
«П?».

4) «Я тебя не выдам», — обещал
Иван.

  «П»,-а.

5)»Пожар!» – крикнула Таня.

 «П!»-а.

6) «Кто это был?» – спросила
Оля.

 «П?»-а.

7) «Я врач, — сказал он,- сегодня
дежурю».

 «П, — а, — п».

8) «Наше присутствие необходимо, —
закончил Петров.- Выезжаем утром».

 «П, — а. — П».

9) «Почему в пять? – спросил брат.-
Это очень рано».

 «П? — а. — П».

10) «Ну и отлично! – воскликнула
Аня.- Поедем вместе».

 «П! — а. — П».

11) «Он из нашей группы, – сказал
Иван.- Садись, Пётр!»

 «П, — а. – П!»

РОДИТЕЛЯМ

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому
языку» состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов»,
«Пунктуация».

В первом и третьем разделе даны указания о том, какие
операции и в какой последовательности необходимо произвести учащимся при
выполнении работы над ошибками. Для того чтобы ученик мог быстро и легко найти
в памятке нужную орфограмму, каждое правило имеет свой порядковый номер.

Ученик, получив тетрадь, должен выполнить работу над
ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при
этом учитывается правильность и точность исправления.

Например:
на улице сильный морос – на полях ученик видит |.Он открывает
книжку-памятку и читает алгоритм работы:

      
 Мороз – морозы.

Таким образом, основными видами самостоятельной работы
учащихся над ошибками являются:


самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное
отыскивание) ошибок;


самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;


подбор проверочных слов;


повторение правил.

 «Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому
языку» может быть использована в учебной работе, самостоятельной работе ученика
в классе или дома.

Правило № 1.

Звуки и буквы.

Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е

Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]

Буквы – видим и пишем.

Звуки – слышим и произносим.

Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.

Парные звуки по глухости – звонкости.

Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.

Правило № 2.

Гласные е ё ю я

Гласные, которые обозначают 2 звука

Запомни!

1. Вначале слова – юла, ели, яма.

2. После гласной – маяк, читает.

3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.

Правило № 3.

Обозначение мягкости согласных.

Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.

Правило № 4.

Ударение.

Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.

Правило № 5.

Слог. Перенос слов.

Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.

зай – ка, день – ки.

Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.

Правило № 6.

Запомни! Сочетания:

жи – ши пиши с и
ча – ща
пиши с а
чу – щу
пиши с у

Работа над ошибками.

Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.

Правило № 7.

Запомни!

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.

Правило № 8.

Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.

Россия, Москва, Таня.

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.

Правило № 9.

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.

Чтобы проверить надо:

1. подобрать однокоренное слово или

2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.

стена – стены
– стенки

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.

Правило № 10.

Парные согласные.

Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:

1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.

грядка – гряды

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.

Правило № 11.

Безударная гласная, непроверяемая ударением.

Запомни наизусть!

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.

Правило № 12.

Непроизносимые согласные.

Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.

Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.

Правило № 13.

Слова с двойными согласными.

Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:

1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.

Правило № 14.

Приставки и предлоги.

Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.

Правило № 15.

Не с глаголами.

Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.

Правило № 16.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).

В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.

Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.

Правило № 17.

Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.

(Водовоз, самолёт.)

Правило № 18.

Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.

Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:

(пишешь, читаешь, спишь).

Работа над ошибками.

Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.

Правило № 19.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).

Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)

беречь (что делать?)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.

Правило № 20.

Предлог с местоимением.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)

Работа над ошибками.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.

Правило № 21.

Однородные члены предложения.

Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.

Работа над ошибками.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)

Правило № 22.

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.

Работа над ошибками.

Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.

Правило № 23.

Спряжение глаголов.

Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.

Работа над ошибками.

Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.

Грамматические задания.

№ 1 Разбор предложения.

Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.

№ 2 Состав слова.

Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:

стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.

№ 3 Определение падежа имён существительных.

Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.

№ 4 Словосочетания.

Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

Пример

Деревья (дерево),
косить (косит).
Лесной (лес),
колосок (колос, колосья).

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 5 класс.


Проверить правописание любого слова

Результаты поиска

Слово/Фраза

Правило

иней Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова

иней Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Записи 1-2 из 2

Данное слово является существительным, а употребляется в значении «мелкие кристаллы льда, выделившегося из влажного газа на охлаждённых предметах; вид твёрдых атмосферных осадков». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.

Как же правильно пишется: «иней» или «иний»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:

ИНЕЙ

Почему напишем слово именно таким образом?

Стоить отметить, что сомнительная буква находится в корне слова.

В русском языке для проверки сомнительных гласных и согласных необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором эти безударные гласные смогут занять ударную позицию, а сомнительные согласные будут звучать более отчётливо.

Но в нашем случае это сделать невозможно, так как существительное «иней» является словарным словом.

А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.

Синонимы к слову:

  • Серебро
  • Слана
  • Заморозь
  • Осадок

Примеры предложений с данным словом:

  • Этим утром легкий иней покрыл ветви деревьев.
  • Так красиво искрится иней при свете ярких уличных фонарей.
  • Его бороду и усы покрыл иней.

Перейти к содержанию

«Иней» или «иний» — как пишется?

На чтение 3 мин Просмотров 336

Запомнить правописание того или иного слова легче, если знаешь, на какое правило опираться. «Иней» или «иний» — разберём, какой вариант выбрать.

Как правильно пишется: «иней» или «иний»?

Какое правило применяется?

Сомнения возникают из-за того, что в корне на второй слог не падает ударение. В подобных ситуациях подбирают однокоренные слова, где интересующий нас гласный отчётливо слышится.

Однако воспользоваться таким способом проверки не получится, поскольку «иней» — словарное слово. Его правописание следует запомнить, а при затруднениях обращаться к орфографическому словарю.

Примеры предложений

Все деревья в парке были покрыты инеем, и прохожие останавливались полюбоваться этой красотой.

Наступили заморозки, и все автомобили на стоянке покрылись инеем.

Иней разукрасил окна причудливыми ажурными узорами, и в доме царила атмосфера праздника и волшебства.

Во время прогулки мы сильно замёрзли, волосы и ресницы покрылись слоем инея, а заледеневшие пальцы не желали разгибаться.

Он так долго ждал подругу у входа в институт, что даже его борода успела покрыться инеем.

Как неправильно писать

Такое написание слова неверно.

Содержание

  1. Правильно пишется
  2. Какое правило?
  3. Примеры предложений:
  4. Неправильно пишется:
  5. А как бы написали вы?

Несложно запомнить как правильно писать иний или иней , стоит лишь вспомнить несложное правило, давайте разберемся вместе.

Правильно пишется

Иней.

Какое правило?

Проверить данное слово нельзя, его правописание следует запомнить, это написание является историческим и связано с праславянским происхождением.

Примеры предложений:

  • Синий иней лег на провода.
  • С утра был легкий морозец: все покрылось инеем.
  • Я люблю, когда деревья и трава в инее.

Неправильно пишется:

Иний.

А как бы написали вы?

  1. «Игоревна или Игорьевна?» 
  2. «Именинница или имениница?» 
  3. «Инцидент, инцедент?»

( 9 оценок, среднее 3.44 из 5 )

Грамматическое описание слова

Происхождение имени существительного «иней» остается неясным, хотя оно считается общеславянским. Учёные-лингвисты имеют разные представления о появлении слова, но они утверждают, что во всех славянских языках оно присутствует.

Иней − это белый налет из снежных кристаллов, который оседает ночью на охлажденную поверхностью.

И-ней

[ин’ий’]

В слове 2 слога, но переносить его нельзя. Первый состоит из одной гласной, которая не может отрываться.

При морфемном разборе необходимо выделить окончание. Для этого просклоняем лексему.

Падеж.

Ед. ч.

И.

иней.

Р.

инея.

Д.

инею.

В.

иней.

Т.

инеем.

П.

об инее.

Изменяемая часть является окончанием. В рассматриваемом слове «ине» − корень, «й» − окончание.

Теоретически просклонять лексему труда не представляет. Но в русском языке есть слова, которые не употребляются во множественном числе ни в речи, ни на письме (воздух, пища). К таким лексемам относится «иней».

Принадлежит ко 2 спряжению, потому что является существительным муж. рода с окончанием «й». Нарицательное, неодушевленное, стоит в един. числе, именительном или винительном падеже.

Определить точно последнюю категорию можно в предложении. Лексема может быть частью составного именного сказуемого, дополнением, обстоятельством, подлежащим.

Объяснение правописания

Многие относят правописание «е» к непроверяемой гласной. Можно попытаться объяснить, как пишется правильно иней или иний с точки зрения орфографии.

Делая морфемный анализ, мы выделили корень в слове. Это «ине». В словаре С. И. Ожегова даны однокоренные лексемы: индеветь (покрываться инеем), прилагательное «инистый». Сделаем их морфемный разбор.

Иней

Индеветь

Инистый

Корень

ине

ин

ин

Суффикс

дев, е

ист

Окончание

й

ть

ый

В первом слове в корне присутствует буква «е», в последующих она исчезла. «Е» − беглая гласная. В русском языке такой фонемой могут быть только «е» или «о». «И» беглой не бывает.

Правильно: инЕй.

Иней лег на ветки ели,

Ветки ели побелели.

как пишется иней или иний

Примеры предложений

Сказочный белый иней покрыл деревья на опушке леса.

Его усы были покрыты инеем.

Поднявшееся солнце растопило ночной иней на траве.

Морозное утро ослепило яркой белизной инея.

Выбор написания выражения – «иний» или «иней» – определяется правилом орфографии, применение которого рассмотрим далее.

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • Какое правило применяется?
    • Примеры предложений
  • Как неправильно писать

Как правильно пишется?

Согласно языковым нормам, пишется – иней.

Какое правило применяется?

Интересующее нас слово употребляется в значении «природное явление, выражающееся в покрытии поверхности чего-либо мелкими кристаллами замершей воды, то есть, льда». В переносном значении – седина в волосах.

Происходит от общеславянского корня «-ин-» истоки которого, по мнению некоторых ученых-лингвистов, в древнеиндийском слове «ēni», что переводится как «сверкающий или блестящий», или в немецком «das Eis» – лёд.

Ударение в слове на первом слоге – «и́-ней», поэтому вторая гласная находится в слабой позиции, произносится неотчетливо, проверить её нельзя. Написание слова следует помнить или проверять по словарю.

Примеры предложений

Октябрьской ночью вдруг ударил сильный мороз, ветви деревьев враз покрылись белым пушистым инеем, и деревья в утренней мгле горели, как белые фонари.

Впереди светилась стеклянная дверь, изнутри покрытая морозным инеем.

Как неправильно писать

Ошибка – писать слово следующим образом: иний.

Перейти к содержанию

«Иней» или «иний» — как правильно?

На чтение 1 мин Просмотров 557 Опубликовано 05.08.2021

Правописание слова – «иней» или «иний» – определяется его происхождением и орфограммой № 2.

Как пишется правильно: «иней» или «иний»?

Соответствует правилу первый вариант написания – иней.

Какое правило применяется?

Интересующее нас имя существительное славянского происхождения. По некоторым утверждениям, произошло слово от «-ин-» – общеславянского корня, но существует и другие мнения, которые находят источники происхождения и в древнеиндийском языке, в слове «ēni», переводимом как «сверкающий или блестящий», и даже в немецком, истолковывая «иней» как производное от – «Eis», что значит – «лёд».

Иней в русской лексике – это «тонкий слой мелких кристалликов льда, покрывающий поверхность предметов».

Лексема словарная, пишется с буквой «е» во втором слоге. При возникшем сомнении в правильности её написания необходимо руководствоваться указанной выше орфограммой – «Непроверяемые гласные и согласные», то есть проверять написание с использованием орфографического словаря.

Примеры предложений

Ночью был заморозок, и иней покрыл тонким слоем молодую весеннюю травку.

Всё в инее: и деревья, и дома, и, кажется, само небо.

Как неправильно писать

Ошибочно писать – иний.

Иней. Это слово в русском языке, является существительным мужского рода, употребляется в единственном числе и относится к числу словарных слов. Его следует заучить и запомнить, ещё лучше, поискать в орфографическом словаре.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ninaa­rc
[484K]

7 лет назад 

В слове «иней» сомнение может вызвать гласная буква «е», которая находится в безударной позиции. К сожалению, проверить написание буквы при помощи однокоренного слова не получится, поскольку все родственные слова имеют такое же ударение, как и в нашем слове. Поэтому слово «иней» считается словарным и оно рекомендовано к запоминанию.

Итак, слово пишется таким образом: «инЕй», а если вы засомневаетесь в правильности написания, то можете всегда его отыскать в орфографическом словаре.

Tanye­tta
[298K]

8 лет назад 

Слово «иней», относится к имени существительному, так как отвечает на вопрос » что? «, имеет мужской род и находится в единственном числе.

Подобрать проверочных слов к слову » иней «, у нас не получится, как не старайся, потому что слово относится к словарным словам. А значит нам надо слово » иней » хорошенько запомнить, можно выучить наизусть написав на листке бумаге несколько раз.

дольф­аника
[379K]

7 лет назад 

Слово нужно запомнить. Пишется слово только как «иней», а не «иний».

Потому проверить его не получается никакими способами.

ПРоизошло слово от слова «индеветь». Ранее обозначало слово «сверкающий», что есть и сейчас. Покрытое инеем сверкаети переливается.

Rogne­da
[416K]

7 лет назад 

При произношении существительного иней ударным является первый слог слова:

и-ней.

В заударной позиции оказался второй гласный слова е. Возникает сомнение, какую букву написать в слове, е или и?

Традиционно безударный гласный в корне проверяется подбором родственных слов или изменением формы самого слова, чтобы гласный, требующий проверки, стал ударным.

Иней — нет инея, инею, инеем.

Как видим, ударение так и осталось на первом гласном. Значит, написание буквы е в слове «иней» посмотрим в орфографическом словаре.

Существительное Иней обозначает мелкие кристаллики льда, выпадающие на поверхности земли или травы. Ударение в слове падает на первый слог: ‘Иней. Вторая гласная в слове оказывается в слабой позиции и ошибочное написание слова инИй вполне возможно. Подобрать однокоренное слово к Инею и так не просто, а уж чтобы оно содержало букву Е под ударением и вовсе невозможно. Поэтому правописание слова запоминаем. На всякий случай пользуемся подсказкой, что все буквы в этом слове разные.

Ksyus­ha26
[26.8K]

8 лет назад 

В слове «иней» проблемной у нас является гласная буква «е». Проверить её при помощи подбора однокоренных слов невозможно по той причине, что «иней» — это словарное слово. А вот словарные слова никак проверить нельзя. Как же их писать правильно? Просто запомнить — вот лучший совет. Таких слов в русском языке очень много, таких, которые не подчиняются правилу подбора проверочных слов. Но, для этого, наверное и созданы словари, чтобы мы запоминали такие сложные слова.

-Орхид­ея-
[48.6K]

7 лет назад 

Слово, которое именно сейчас, зимой, как никогда актуально. Несмотря на свой небольшой размер, ошибку в нем можно сделать в безударной гласной во втором слоге. Проверить это слово никак не представляется возможным, поэтому оно и относится к словарным словам и подлежит запоминанию. Верно писать: инЕй.

Славя­на
[58.4K]

7 лет назад 

Чтобы исключить неправильное написание и ошибок в слове — иней, нам не удастся подобрать однокоренные слова. Но мы можем просто выучить правильное написание. Достаточно запомнить, что данное слово пишется через букву Е, которая является гласной и безударной.

Людви­го
[136K]

7 лет назад 

ИНЕЙ-существительное мужского рода второго склонения. Безударная гласная И непроверяемая, поскольку проверочных слов, где она была бы под ударением, нет, поэтому данное слово мы запоминаем, а в случае затруднения обращаемся к орфографическому словарю.

Искат­ель прикл­ючени­й
[102K]

6 лет назад 

Добрый день, действительно возможно сделать ошибку в слове иней, так как хочется написать вместо буквы е букву и. Проверить другим словом слово иней нельзя, так как слово относится к словарным, запоминаем как оно пишется.

Читат­ельни­ца
[8.8K]

9 лет назад 

Никак. Это словарное слово, его просто надо знать.

Знаете ответ?

Выбор написания выражения – «иний» или «иней» – определяется правилом орфографии, применение которого рассмотрим далее.

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • Какое правило применяется?
    • Примеры предложений
  • Как неправильно писать

Как правильно пишется?

Согласно языковым нормам, пишется – иней.

Какое правило применяется?

Интересующее нас слово употребляется в значении «природное явление, выражающееся в покрытии поверхности чего-либо мелкими кристаллами замершей воды, то есть, льда». В переносном значении – седина в волосах.

Происходит от общеславянского корня «-ин-» истоки которого, по мнению некоторых ученых-лингвистов, в древнеиндийском слове «ēni», что переводится как «сверкающий или блестящий», или в немецком «das Eis» – лёд.

Ударение в слове на первом слоге – «и́-ней», поэтому вторая гласная находится в слабой позиции, произносится неотчетливо, проверить её нельзя. Написание слова следует помнить или проверять по словарю.

Примеры предложений

Октябрьской ночью вдруг ударил сильный мороз, ветви деревьев враз покрылись белым пушистым инеем, и деревья в утренней мгле горели, как белые фонари.

Впереди светилась стеклянная дверь, изнутри покрытая морозным инеем.

Как неправильно писать

Ошибка – писать слово следующим образом: иний.

Пишем правильно: «иней» или «иний»

Данное слово является существительным, а употребляется в значении «мелкие кристаллы льда, выделившегося из влажного газа на охлаждённых предметах; вид твёрдых атмосферных осадков». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.

Как же правильно пишется: «ин ей» или «ин ий»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:

Почему напишем слово именно таким образом?

Стоить отметить, что сомнительная буква находится в корне слова.

В русском языке для проверки сомнительных гласных и согласных необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором эти безударные гласные смогут занять ударную позицию, а сомнительные согласные будут звучать более отчётливо.

Но в нашем случае это сделать невозможно, так как существительное «иней» является словарным словом.

А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.

«Иней» или «иний» – как правильно?

Правописание слова – «иней» или «иний» – определяется его происхождением и орфограммой № 2.

Как пишется правильно: «иней» или «иний»?

Соответствует правилу первый вариант написания – иней.

Какое правило применяется?

Интересующее нас имя существительное славянского происхождения. По некоторым утверждениям, произошло слово от «-ин-» – общеславянского корня, но существует и другие мнения, которые находят источники происхождения и в древнеиндийском языке, в слове «ēni», переводимом как «сверкающий или блестящий», и даже в немецком, истолковывая «иней» как производное от – «Eis», что значит – «лёд».

Иней в русской лексике – это «тонкий слой мелких кристалликов льда, покрывающий поверхность предметов».

Лексема словарная, пишется с буквой «е» во втором слоге. При возникшем сомнении в правильности её написания необходимо руководствоваться указанной выше орфограммой – «Непроверяемые гласные и согласные», то есть проверять написание с использованием орфографического словаря.

Примеры предложений

Ночью был заморозок, и иней покрыл тонким слоем молодую весеннюю травку.

Всё в инее: и деревья, и дома, и, кажется, само небо.

Как пишется и что обозначает слово иней?

Слово иней особенно употребляемо в зимний период, когда матушка-природа украшает все вокруг всеми видами морозных узоров. Популярно оно в поэтических и прозаических текстах, часто встречается, как в прямом, так и переносном значении. К нему можно подобрать множество эпитетов. Особенности произношения вызывают сомнения в том, как правильно пишется слово иней.

Правильно пишется

Имя существительное и-ней, мужского рода, неодушевленное, единственного числа, изменяется по падежам, состоит из двух слогов с ударением на первом, корень и основа слова совпадают. При написании возникают сомнения, иней или иний – как правильно пишется, потому что при произношении во втором слоге слышим звук -и-, но пишем -е-. Особенности лексемы состоит в том, что его нельзя переносить, так как слог, который состоит из одного гласного нельзя отделять при переносе.

Какое правило

Сомнительную гласную во втором слоге нельзя проверить ударением, нет такого слова, чтобы безударный гласный стал ударным. Напрашивается вывод: орфография проверяется за словарем, или нужно запомнить.

Согласно правилам грамматики при изменении по падежам имен существительных второго склонения на -й (урожай, каравай) появляется окончание, которого нет в именительном и винительном падежах.

Примеры предложений

Примеры с прямым значением лексемы:

  • Приближение зимы мы наблюдали за опавшими деревьями в саду, по туманным утрам та красивым узорам из инея, оседавшим на поверхности.
  • Утро оказалось ясным, солнечным, яркие отблески играли на деревьях, покрытых мохнатым инеем.
  • Примеры с переносным значением слова:
  • Он стоял, уныло наклонив голову, покрытую первым несмелым инеем.
  • Старик зашел в избу, неся за собой клубы морозного воздуха и присел у печки, отогревая заледенелые руки, постепенно тепло от огня разливалось по телу, только усы и борода оставались посеребренные инеем.

Значение слова иней

Слово иней встречается во всех славянских языках, имеет древнерусское, церковно-славянское происхождение и относится к природным, атмосферным явлениям. Образуются такие осадки при большой влажности воздуха и перепаде температуры. Это природное явление проявляется в виде мелких кристалликов, которые тонким слоем покрывают шероховатые поверхности почвы, стен и крыш домов. В морозную туманную погоду на деревьях, проводах появляются маленькие кристаллики, которые также называют инеем, но правильное название этого природного явления изморозь.

Чтобы быть уверенным, как пишется слово иней нужно рассмотреть еще варианты значения словоформы. В русском языке известно термин иней, который используется в названии реки Иня, притоки Оби. Река Иня протекает по территории Кемеровской и Новосибирской областей. Пришло название реки из кетского языка, в значении долгий. Аналогичный топоним встречается в названиях ряда европейских рек и озер. Более распространенная версия о происхождении названия реки от татарского понятия мать. В зависимости от контекста нужно определять значение и орфографию выражения.

Синонимы к слову иней

В разговорах, в литературных произведениях синонимами выступают такие словообразования: изморозь, заморозь, осадок, седина, серебро, заморозки, синь.

Вывод

Прямое и переносное значение слов частое явление в русском языке. Употребление слов в переносном значении способствует более образному высказыванию мысли. Выражения с переносным значением слов затрудняет изучение русского языка иностранцами, усложняет переводы текстов. Бывают словоформы, которые звучат и пишутся одинаково, но стоят в разных падежах имеют разное значение. Орфографические нормы применяем согласно контекста. Наш случай яркий пример таких омофонов.

источники:

http://orfographia.ru/iney-ili-iniy-kak-pravilno/

http://pishetsya.ru/orfografiya/kak-pishetsya-i-chto-oboznachaet-slovo-inej

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками слово изученного
  • Работа над ошибками слово здесь
  • Работа над ошибками слово заяц
  • Работа над ошибками слово зарастали
  • Работа над ошибками слово есть

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии