Учитель: Колосова Евгения
Александровна
ОУ: Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1194»
Работа
над ошибками по русскому языку
Работа
над ошибками – залог грамотного письма. Если не разобраться в своей ошибке, она
так и будет повторяться из раза в раз. Но часто ученик не имеет чёткого
представления, как сделать работу над ошибками грамотно. Прописать слово 5,
10,15 раз? Давно доказано, что если прописывать слово много раз, это не даёт
гарантии, что ребёнок запомнит его и больше не будет допускать ошибок. В
учебниках часто не говорится о работе над ошибками ни слова, да и у учителей
разные взгляды и подходы к её проведению.
В помощь
учителям и ученикам предлагаю памятку по работе над ошибками, составленную на
основе программы «Школа 21 века».
В чём
удобства памятки:
1) Орфограммы
пронумерованы. При проверке тетрадей учитель зачёркивает неверное написание, а
сверху подписывает номер орфограммы из памятки.
2) Ученик
самостоятельно находит в памятке нужную орфограмму и по инструкции в памятке её
исправляет.
3) В
памятке есть столбик с правилами. Если ученик забыл правило с прошлого года
обучения, он может найти его в таблице.
4) Памятка
тематически разбита на классы. А значит во втором классе можно распечатать
только те орфограммы, которые относятся к 1 и 2 году обучения, в 3 классе
добавить ещё часть, ну и в 4 классе учащиеся будут иметь памятку целиком.
Памятка
«Работа над ошибками»
№ |
Орфограмма |
Запиши в тетрадь |
Вспомни правило |
1-2 класс |
|||
1 |
Заглавная |
1) Выпал 2) Маша, |
Каждое Имена |
2 |
Пропуск |
Выпиши Звонок- |
|
3 |
Перенос |
Раздели Оси-на |
1)При 2) |
4 |
Мягкий |
Подчеркни Тоньше, |
|
5 |
Ь |
Выпиши Луч Ночь |
В |
6 |
Непроверяемые |
Запиши Ягода, Хоккей, |
|
7 |
Правописание |
Выпиши К |
Предлог Лодка |
8 |
Соединительные |
Выпиши Водовоз, |
В сложных словах после твёрдых согласных морозостойкий, кашевар |
9 |
Гласные |
Выпиши Пошёл, |
Приставки в-/во-, |
10 |
Сочетание Сочетания |
Выпиши Жизнь, Печка, |
Звуки Согласные |
11 |
Разделительный |
Выпиши Вьюга, |
Разделительный Например: |
12 |
Безударный |
Выпиши Сады′ |
Чтобы |
13 |
Парный |
Запиши Мороз Ягодка |
Подбери |
14 |
Непроизносимый |
Прочитай Звездный Честный |
Подбери Изве[cн]ый-весть-известный Прекра[сн]ый-прекрасен-прекрасный |
15 |
Суффиксы |
Выпиши Волчонок, |
После |
16 |
Суффиксы |
Выпиши Мячик Платочек |
Суффикс Суффикс |
17 |
Разделительный |
Выпиши Съест, |
Разделительный Например: |
3 класс |
|||
18 |
Правописание |
Выпиши Бесполезный, |
В |
19 |
Правописание |
Выпиши Сделать, |
В Приставки |
20 |
Правописание |
Выпиши Пчёлы-пчела. Если Шорох, |
После В |
21 |
Обозначения |
Выпиши Акция, Цыган, |
В Исключение: |
22 |
Правописание |
Выпиши Шишка- Пуговица-пуговичка. |
В Сочетание |
23 |
Правописание |
Выпиши Вершина-вершинка, Вишня-вишенка, |
Сочетание Сочетание |
24 |
Правописание |
Выпиши На |
Вспомни |
25 |
Правописание |
Выпиши Се′рдцем, Кольцо′м, |
В Свечой-тучей |
26 |
Правописание |
Выпиши Благодарность Благодарность |
У О |
27 |
Правописание |
Выпиши Чужо′го, Лу′чшего, |
В Чужого-лучшего. |
4 класс |
|||
Правописание |
Выпиши Не_пришел, |
Не |
|
30 |
Правописание |
Выпиши Спишь, |
Во |
31 |
Правописание |
Определи Что Что |
Если Если |
32 |
Спряжение |
Определи Четает Если |
Если Если |
33 |
Правописание |
Выпиши Вправо, засветло, накрепко. |
В |
34 |
Правописание |
Выпиши Настежь, навзничь, |
После Исключения: |
35 |
Правописание |
Выпиши Семидесятый, |
При |
Памятка для учащихся.
№
Название орфограммы
Как проработать ошибку.
Алгоритм
1.
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2.
Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?
3.
Пропуск, замена, искажение буквы.
Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение.
Конь/ки, конь/ки, конь/ки.
4.
Слоги.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. Напиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные.
У/чи/тель.
5.
Перенос слова.
Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке.
Напиши слово и покажи все способы переноса.
Бе-рёза, берё-за. Груп-па.
6.
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7.
Сочетание чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова.
8.
Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так: алфавит, азбука, портфель.
9.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и букву безударного гласного в корне.
Гроза – грозы.
10.
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова)
Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги, выдели «опасные» места.
У/че/ник, у/че/ник, у/че/ник.
11.
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни.
Гриб-грибы, глазки-глаза.
12.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов.
Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму.
Звёздный – звезда, звездочка.
13.
Большая буква в именах собственных.
Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму.
Таня, Саша, Андрей.
Москва, Ярославль, Новгород.
14.
Двойные согласные в слове.
Напиши слово правильно, выдели удвоенный согласный, запиши ещё 3 слова на данное правило.
Класс, русский, искусство.
Тонна, длинный, лунный.
15.
Ь – показатель мягкости.
Выпиши слово правильно и подчеркни Ь знак с буквой, стоящей перед ним (на конце слова) и между двумя согласными. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.
Делай так: Ель, мальчик, коньки.
16.
Разделительный мягкий знак.
Запомни!
Разделительный «ь» знак пишется после согласной в корне перед гласными е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, выдели корень, допиши ещё 2 слова на данное правило.
Листья, волчьи, вьюга.
17.
Разделительный «Ъ».
Запомни! Разделительный «Ъ» пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму.
Подъехал, объявление, съел.
18.
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежали, потянули
19.
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
20.
Правописание суффиксов.
Запомни! Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
-ёнок-, -онок-
После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс -ёнок-.
После твёрдых согласных и [ч’] пишется суффикс -онок-.
-ик-, -ек-
Измени форму слова. Если гласная из суффикса выпадает, пиши суффикс -ек-. Если не выпадает – суффикс -ик-.
Замочек – замочки
Кораблик – кораблики
-ив-, -ев-
Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения – -ев-.
-лив-, -чив- всегда пишутся с буквой И.
Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё два слова с этим суффиксом.
Делай так: липовый, дубовый, кленовый
21.
Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах имён существительных и прилагательных, в наречиях.
Запомни! Под ударением пиши букву — о, без ударения — Е.
кольцом , тучей , мужичок ,большого,
22.
Правописание Ы или И после Ц.
Запомни! Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
цитировать, операционная, дисциплина.
Буква Ы после Ц пишется:
• в окончаниях и суффиксах: Синицын, щипцы;
• в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. Запиши ещё 2 слова на это же правило.
23.
Правописание предлога со словом (орфограмма — пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Делай так: Лодка отплыла от берега.
24.
Соединительные гласные в сложных словах ( о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни букву соединительного гласного. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.
Делай так: водовоз, самолёт.
25.
Предлог с местоимением (орфограмма — пробел).
Выпиши из предложения местоимения с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму.
Делай так: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
26.
Разбор слов по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.
Поездка, ….., … .
27.
«Не» с глаголом.
Запомни! Частица «НЕ» с глаголом пишется отдельно.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай так: не пришёл, не выучил,
не _знал.
28.
Правописание «ь» после шипящих.
Алгоритм Ь после шипящих в разных частях речи.
1. Определи часть речи.
2. Если существительное, то определи склонение:
1 скл. — туч (мн.ч., р.п.)
2 скл. – шалаш
3 скл -ь ночь
3. Если краткое прилагательное, то «ь» никогда не пишется: шипуч, колюч
4. Если глагол,то «ь» всегда пишется :съешь, купаешься, сберечь
5. Если наречие, то «ь» пишется всегда (кроме уж, замуж,невтерпеж):навзничь, настежь, прочь
Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на данное правило.
Ночь (ж.р. 3 скл.),…, …. .
Мяч (м.р. 2 скл.), …, …. .
29.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание.
Шёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.)
30.
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж.
Озером (каким?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.)
31.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание.
Пишет (писать) – 1спр., (-е,-ут,-ют)
32.
Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму.
Делай так: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.)
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак.
33.
Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.
Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.
Слышал (слышать).
34.
-ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов настоящего времени, неопределенной формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так: Маша (что делает?) гордится – глаг., н.в., 3л., ед.ч.
Надо (что делать?) радоваться – глаг., н.ф.
35.
Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи.
Делай так:
пред. сущ. гл. прил. сущ.
В гнезде сидел маленький орленок.
(Пов., невоскл., прост., распр.)
36.
Однородные члены предложения.
Выпишите предложение. Подчеркните однородные члены и слово, от которого они зависят. Сделай схему.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Ветер (что сделал?) сорвал , разметал.
[− = , = ].
37.
Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Делай так: В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.
[− =],[− =].
38.
Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
«А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. » П ?” — а.
39.
Слова на неизученные правила.
1. Пропиши всю строчку
слово, в котором ошибся.
2. Подчеркни место ошибки.
3. Постарайся запомнить
правописание этого слова.
Локомотив.
Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю!
Памятка
«Работа над ошибками по русскому языку»
-
Пропуск, замена, перестановка букв в слове.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: веник веник, веник
-
Большая буква в именах собственных.
Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
-
Большая буква в начале предложения.
Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Папа купил ёлку. Дети рады.
-
Слог.
Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: мо-ло-ко— 3 сл.
-
Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в дверь?
-
Характеристика предложения.
Запомни: По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации: восклицательные и невосклицательные.
По наличию второстепенных членов предложений: распространённое, нераспространённое.
По структуре: простое, сложное
Выпиши предложение. Дай ему характеристику. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием).
сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: Днём шёл мелкий дождик. (Повеств., невоскл., распр., прост.)
дождь (какой?) мелкий
шёл (когда?) днём
-
Гласные после шипящих.
Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.
-
Перенос слова.
Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
Делай так: Ака — ция, Уль — яна, пе – тель -ка.
-
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Пень, деньки, пальчик.
-
Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Вы пиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
-
Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Де лай так: Подъезд, объявление.
-
Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания чн, нч, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: Почка, мощный, речной, обманщик, одуванчик.
-
Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) от реки.
К _ берегу, к (какому?) берегу, к высокому берегу.
-
Правописание приставки со словом.
Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Де лай так: Заехал, приехал, уехал.
-
Ударение.
Запомни: В словах с одним слогом и на «ё» ударение не ставится.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс, ёлка.
-
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором на эту гласную падает ударение.
Вы пиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады́ — сад, леса́ — лес, волна́ – во́лны.
-
Непроверяемая безударная гласная. Словарное слово.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в орфографическом словаре.
Вы пиши слово правильно. Обозначь орфограмму и ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Капуста, капустный, капустник.
-
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
-
Удвоенные согласные в корне.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д.
Выпиши слово правильно, раздели его для переноса. Подбери к нему однокоренные слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: Коллекция, кол-лекция, коллекционная (марка), коллекционер.
-
Правописание непроизносимых согласных.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором отчетливо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
-
Безударная гласная в приставках.
Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. Например, доехал-досыта, заговорил-заговор.
Вы пиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с такой же приставкой.
Де лай так: Доехал, добежал, додумался, договорился.
-
Соединительная гласная в сложных словах.
Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
Вы пиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Делай так: Водолаз, землемер.
-
Написание частицы НЕ с глаголами.
Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.
-
Правописание предлогов с местоимениями.
Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: У _меня, ко _мне, со _мной.
-
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Запомни: У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.
Дочь (ж.р.), мощь, мышь.
-
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных.
Запомни: безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными этого же склонения, либо нужно определить склонение и падеж существительного, а затем вспомнить или уточнить по таблице его окончание.
кого? чего?
откуда? где?
без, у, с, до
из, от, около
-ы
-и
-а
-я
-и
Дательный
кому? чему?
куда? где?
к, по
-е
-у
-ю
-и
Винительный
кого? что? куда?
в, на, за, про
через
-у
-ю
-а
-я
-о
-е
——
Творительный
кем? чем? где?
за, над, с, под
-ой
-ей
-ом
-ем
(ь) ю
Предложный
о ком?о чём? где?
в, на, об
-е
-е
-и
Контрольные слова
стена
земля
конь
стол
степь
Вы пиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: На речке — речка — сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,
у речки – речка — сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
-
Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных.
Запомни: Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его число, род, падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом числе, роде, падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
-ой-ою,
-ей-ею
-ыми, -ими
Предложный
-ом, -ем
-ой, -ей
-ых, -их
От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед. ч., Д. п.
По озеру (какому?) голубому – ср. р., ед. ч., Д.п.
-
Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь — пишешь, стучишь.
Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.
Делай так: Читаешь — н.в., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь.
-
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Запомни: Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
-
Поставить глагол в начальную форму;
-
Определить спряжение глагола;
-
Выбрать окончание данного глагола, определив лицо и число.
При определении спряжения важно помнить:
I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений брить, стелить
II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений:
Гнать, держать, смотреть и видеть
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть и вертеть,
И обидеть, терпеть.
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило
Делай так: Строим – строить — 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.
-
Запятая в предложении с однородными членами.
Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.
Делай так: Мальчики рисовали карандашами, красками и фломастерами.
-
Запятая в сложном предложении.
Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые. Составь схему.
Делай так: Дедушка с утра на работу ходил, внучка в избе прибирала.
-
Правописание –тся, -ться в глаголах.
Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.
Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.
Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.
Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 3 глагола на это же правило.
Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает?) торопится;
перестань торопит…ся – перестань (что делать?)торопиться
-
Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
Запомни: В окончаниях имен существительных после шипящих и Ц под ударением пиши букву — О, без ударения — Е.
Делай так: овцой красавицей
кольцом тучей
-
Правописание Ы или И после Ц.
Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
Цирк, циркуль, цифра, полиция.
Буква Ы после Ц пишется:
-
в окончаниях имен существительных и прилагательных и суффиксе имен прилагательных –ын-: Синицын, щипцы, круглолицый;
-
в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, подчеркни букву Ц и гласную после нее. Запиши ещё 3 слова на это же правило, обозначь орфограмму.
-
Правописание суффиксов – ЕК, -ИК в именах
существительных (беглый гласный в суффиксе).
Запомни: Если при склонении имени существительного гласный звук выпадает, то надо писать в слове суффикс –ек, если при склонении гласный не выпадает, то суффикс –ик. Например: звоночек — звоночка, ключик-нет ключика.
-
Правописание Ь после шипящих во всех формах глагола.
Запомни: Во всех формах глагола после шипящих на конце основы и на конце окончаний пишется Ь.
Стеречь, ешьте.
Выпиши слово, поставь вопрос. Запиши ещё 3 глагола на это же правило.
Делай так: Стричь (что делать?), н. ф. глагола, беречь, жечь, лечь.
Ешьте (что делайте?), пов. ф. глагола, отрежьте, мажьте, плачьте.
-
Правописание приставок, оканчивающихся на –З и –С.
Запомни: Приставки, оканчивающиеся на –З, пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных. Приставки, оканчивающиеся на –С, пишутся в словах, корни которых начинаются с глухих согласных. Приставка С-пишется всегда одинаково. Например, возглавить, расшитый.
Выпиши слово, обозначь приставку, подчеркни первую букву корня и последнюю приставки. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Делай так: безошибочный, разодетый, бесшумный, испить.
-
Написание имен существительных с суффиксом –ИЩ-
Запомни: Слово с суффиксом -ИЩ- оканчивается в начальной форме на –А, если слово, от основы которого оно образовано, женского рода. Слово с суффиксом -ИЩ- оканчивается в начальной форме на –Е, если слово, от основы которого оно образовано, мужского или среднего рода. Например, зубище – зуб (м. р.)
Выпиши слово, запиши слово, от которого оно образовалось, укажи род, запиши ещё 3 примера на это правило.
Делай так: рыбища – рыба (ж.р.)
-
Написание суффикса –ОК- имен существительных после шипящих.
Запомни: В суффиксах имен существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква О, если суффикс стоит под ударением.
Например, флажок, ужонок.
Выпиши слово, запиши ещё 3 примера на это правило, обозначь орфограмму.
Делай так: бычок, грачонок, ежонок, слушок.
-
Правописание безударного беглого гласного в корне имени существительного.
Запомни: Если безударный гласный в корне слова нельзя проверить ударением, измени форму слова (н.ф. на Р.п. ед.ч., мн.ч. на н.ф.) и выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась орфограмма «беглый гласный», то нужно писать Е или О.
Например, коре/инь – нет корня, значит, корень.
Выпиши слово, измени его форму, запиши ещё 3 примера на это правило, обозначь орфограмму.
Делай так: лопоть – нет лаптя, ноготь – нет ногтя, вишен – вишня, танец – танцы.
Памятка работы над ошибками для 2 класса.
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Заглавную букву в начале предложения подчеркни двумя линиями, точку одной.
Например: Выпал пушистый снег.
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
Замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём букву, которую ты заменил другой
Например: звонок, ученик.
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, рас-сказ, май-ка, вью-га, объ-езд
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и
нельзя переносить на новую строку, Й краткую и Ь и Ъ знак нельзя отделять от предыдущей буквы.
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним.Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
Сочетания
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание.
ЗАПОМНИ : ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения, для этого позови слово. Слог, который, произносится с большей силой, является ударным слогом.
Например: алфавит, звонить, щавель.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
Напиши проверочное слово, для этого измени слово так, чтобы гласный , который ты проверяешь, стал ударным. Поставь ударение. Подчеркни двумя линиями гласную, которая оказалась под ударением. Поставь знак тире, затем напиши слово, в котором сделана ошибка. Поставь ударение, гласную, которую проверяли подчеркни одной линией Выдели корень.Например: сад- сады, волны- волна
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни двумя линиями гласную, которую нужно запомнить.
Например: ягода, дорога, иней.
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши проверочное слово, для этого измени слова так, чтобы после парной согласной стояла гласная ИЛИ звонкий согласный. Подчеркни двумя линиями согласную, которую проверил. Поставь знак тире. Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Парную согласную подчеркни одной линией, выдели корень
Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
11. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двумя линиями заглавную букву в слове.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву. Выдели корень.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется в корне слова ИЛИ на конце корня перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни гласную .Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную двумя линиями, если написание надо запомнить.
Например: группа, класс, русский. Если написание согласных можно объяснить, выдели карандашом части слова . Например: осенний, рассказывать.
Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши предложения правильно. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.
Например: к крутому берегу – к берегу
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Проверь непроизносимую согласную, для этого измени слово так, чтобы согласная была слышна. Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое. Подчеркни как в образце, выдели корень
Например: звезда – звёздный, честь — честный.
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подчеркни гласную или согласную в приставке. Например: полетели, отбежали, натянули.
Запомни! ЗА-, НА-, НАД- пишутся с буквой А.
ДО-, О-, ОБ-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишутся с буквой О.
Слова исключения: прадедушка, паводок
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Например: заехал, уехал, переехал. Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Например: водовоз, самолёт.
Правописание суффиксов.
Напиши слово правильно, выдели суффикс, подчеркни в нём гласную.
Запомни! Под ударением пишется суффикс —ИВ-, а без ударения –ЕВ. Например: правдивый, волевой.
Запомни!Суффиксы–чив-, -лив— всегда пишутся одинокого, независимо от ударения. Например: обидчивый, удачливый.
Запомни!Суффиксы–ость- всегда пишутся одинокого, независимо от ударения. Например: гордость, радость.
Запомни!Суффикс –ек- пишется если при изменении слова гласный звук «убегает». Например: нет замочка- замочек, суффикс –ик— пишется если при изменении слова гласный звук остаётся. Например: дождика — дождик.
Запомни! Суффикс –онок- пишется после шипящих звуков, в том числе звука [ ч,]. Например: зайчонок, медвежонок.
Суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме [ ч,]. Например: львёнок, ребёнок
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/111156-pamjatka-raboty-nad-oshibkami-po-russkomu-jaz
Тема урока Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Блок: Правописание. Тип урока. Урок повторения и закрепления
Планируемые результаты урока.
Предметные
Метапредметные (познавательные,регулятивные,коммуникативные)
Личностные
Закрепить полученные знания по темам «Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных, разделительного ь, сочетаний жи-ши,, переноса слов, главные члены предложения»
-учиться понимать ,формулировать и принимать учебную задачу и решать ее при помощи учителя; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности и действовать по ним
-проявлять интерес к процессу чтения и письма;
Закрепить правило переноса слов и использовать его на практике
-учиться осуществлять самопроверку , преобразовывать практическую задачу, выбирать действия.
Здоровьесберегающее поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
-учиться самостоятельно определять тему урока;
Содержание деятельности учителя.
аргументировать и координировать свою позицию. .Деятельность учащихся
Осознание ответственности, со-циальная компетентность,
Мотивация к уроку.
Учитель предлагает проверить готовность к уроку
Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Учатся организ-ть рабочее место.
Мотивация и целеполагание. Сформулируйте тему урока и обозначьте учебную задачу.
Учащиеся самостоятельно определяют и ставят учебную задачу, настраиваются на серьёзную работу
Учатся понимать и ставить учебную задачу.
Актуализация необходимых знаний.
Работа с текстом у доски. Вставить буквы. В небе ярко светит со..нце. Д..ревья ст..ят в з..л..тых нарядах. Только у с..сны и ели з..лёный наря.. На сер..це т..пло от кр..соты.
Демонстрируют знание правила,
Учатся делать выводы
Организация познавательной деятельности.
Анализ работы учащихся,.
Работа над ошибками Выполнение грамматического задания по подбору проверочных слов на безударную гласную, парную согласную, сочетаний «жи-ши», главных членов предложения и частей речи.
Игра «подбери слово»т с 56 №2,3
Самостоятельная работа т с 57 № 5
На дом:,т с.55 № 1
Рефлексия Учитель предлагает учащимся оценить свою работу
Учащиеся выполняют работу над ошибками, проверяют написанное.
Составляют предложения и выписывают словосочетания
Выполняют самостоятельно и проверяют по образцу
Учатся записывать домашнее задание
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Учатся объяснять орфограммы
Учатся контролировать себя во время письма.