Работа над ошибками пропуск буквы в слове

ПАМЯТКА
К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ

ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Пропуск буквы, замена буквы, лишняя
буква

Запиши слово правильно. Подчеркни букву,
которую пропустил или заменил.

2. Словарные слова

Запиши слово 3 раза, поставь ударение,
подчеркни буквы, написание которых нужно запомнить.

3. Сочетение жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,
нч, нщ, рщ, щн

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши
ещё 2 слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.

4. Смягчающий мягкий знак      

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак.

5. Разделительный мягкий знак

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой.

6. Разделительный твёрдый знак

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни твёрдый  знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой. Выдели в словах приставку.

7. Начало и конец предложения

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную
букву в начале предложения и знак препинания в конце.

ПАМЯТКА
К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ

ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Пропуск буквы, замена буквы, лишняя
буква

Запиши слово правильно. Подчеркни букву,
которую пропустил или заменил.

2. Словарные слова

Запиши слово 3 раза, поставь ударение,
подчеркни буквы, написание которых нужно запомнить.

3. Сочетение жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,
нч, нщ, рщ, щн

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши
ещё 2 слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.

4. Смягчающий мягкий знак      

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак.

5. Разделительный мягкий знак

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой.

6. Разделительный твёрдый знак

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни твёрдый  знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой. Выдели в словах приставку.

7. Начало и конец предложения

Выпиши предложение правильно. Подчеркни
заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.

8. Большая буква в имени собственном

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.

9. Неправильно разделил слово на слоги

Раздели слово на слоги правильно.
Подчеркни гласные. Посчитай количество слогов. Например: у-чи-тель – 3 слога

10. Предлоги пиши отдельно от слова

Выпиши слово с предлогом. Между предлогом
и словом вставь другое слово или вопрос. Выдели предлог. Запиши ещё 2 слова с
предлогом.

Например: в большом лесу, в саду, в книге.

11. Приставки пиши слитно

Выпиши слово с приставкой, выдели её.
Запиши ещё 2 однокоренных слова, выдели приставки.

Например: записал, переписал, написал.

12. Неправильно составил транскрипцию
слова

Выпиши слово, составь транскрипцию
правильно.

Например:  конец  [к а н’ э ц], юла [й’ у
л а]

13. Неправильно разобрал слово по составу.

Выпиши слово, выдели часть (или части)
слова правильно.

14. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова

Запиши слово. Подчеркни согласную. Измени
слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы м л н р й (миллион
рулей)

Например: мороз – морозы ,
клюв – клювик

8. Большая буква в имени собственном

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.

9. Неправильно разделил слово на слоги

Раздели слово на слоги правильно.
Подчеркни гласные. Посчитай количество слогов. Например: у-чи-тель – 3 слога

10. Предлоги пиши отдельно от слова

Выпиши слово с предлогом. Между предлогом
и словом вставь другое слово или вопрос. Выдели предлог. Запиши ещё 2 слова с
предлогом.

Например: в большом лесу, в саду, в книге.

11. Приставки пиши слитно

Выпиши слово с приставкой, выдели её.
Запиши ещё 2 однокоренных слова, выдели приставки.

Например: записал, переписал, написал.

12. Неправильно составил транскрипцию
слова

Выпиши слово, составь транскрипцию
правильно.

Например:  конец  [к а н’ э ц], юла [й’ у
л а]

13. Неправильно разобрал слово по составу.

Выпиши слово, выдели часть (или части)
слова правильно.

14. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова

Запиши слово. Подчеркни согласную. Измени
слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы м л н р й (миллион
рулей)

Например: мороз – морозы ,
клюв – клювик

15. Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением (о, а, е, и, я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели
корень
. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши
рядом.

Например:  сады – сад, волна
– волны.

16. Правописание непроизносимых согласных

(в, д, т, л)

Запиши слово правильно. Подбери однокоренное
слова, в которых этот согласный слышится чётко. Обозначь орфограмму.

Например: звёздный – звезда,
честный – честь

Помни, что не всегда в сочетаниях сн зн
прячется непроизносимый согласный звук. Если написал лишнюю букву, то подбери
однокоренное слово, по которому видно, что этой буквы здесь нет.

Например: чудесный – чудеса, лесной –
леса.

17. Приставки с буквами -о   -а 

Запиши слово правильно. Выдели
приставку.
Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: заморозил, зайти, зашить.

18. Правописание суффиксов

Запиши слово правильно, выдели суффикс,
подчеркни букву, в которой ошибся. Вспомни правило написания этого суффикса.

19. Перенос слова

Запиши слово. Правильно раздели на слоги
для переноса. Если слово нельзя переносить, запиши его слитно.

Например: оси-на, вью-га, Али-на, ёж, оса.

15. Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением (о, а, е, и, я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели
корень
. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши
рядом.

Например:  сады – сад, волна
– волны.

16. Правописание непроизносимых согласных

(в, д, т, л)

Запиши слово правильно. Подбери
однокоренное слова, в которых этот согласный слышится чётко. Обозначь
орфограмму.

Например: звёздный – звезда,
честный – честь

Помни, что не всегда в сочетаниях сн зн
прячется непроизносимый согласный звук. Если написал лишнюю букву, то подбери
однокоренное слово, по которому видно, что этой буквы здесь нет.

Например: чудесный – чудеса, лесной –
леса.

17. Приставки с буквами -о   -а 

Запиши слово правильно. Выдели приставку.
Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: заморозил, зайти, зашить.

18. Правописание суффиксов

Запиши слово правильно, выдели суффикс,
подчеркни букву, в которой ошибся. Вспомни правило написания этого суффикса.

19. Перенос слова

Запиши слово. Правильно раздели на слоги
для переноса. Если слово нельзя переносить, запиши его слитно.

Например: оси-на, вью-га, Али-на, ёж, оса.

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Работа над ошибками.

1.Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например:  Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

3.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

 Например: ОСИ – НА.

4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

 *Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

 Например: дочка, речка, мощный.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно.  Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни  гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши  в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

8.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.        

9.Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

10.Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

11.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Например:  Полетели, посмотрели, потянули.

12.Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши  ещё 2 слова с той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

14.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак  и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

15.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни  орфограмму.

Например: Съезд, объём.

16.Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

17. Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

18.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

19. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.),  шалаш,  товарищ.

                    Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

21. Не   с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши  глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

22.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. 

23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

                   на полянке (на земле, 1 скл.)

24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

                   беречь (что делать?)

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.                                                

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного  и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

                   ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»

Особые
трудности
в
процессе
обучения
отмечаются
при
письме.
Письмо
является
базовым
навыком,
без
которого
невозможно
дальнейшее
обучение.

Чаще
всего
учащиеся
допускают
такие
ошибки,
как
пропуск
гласных
и
согласных
букв,
пропуск
сочетаний
букв
и
слогов.
Эти
ошибки
устойчивы
и
широко
распространены.

Пропуски
гласных
и
согласных
букв
при
списывании
и
в
диктантах
довольно
разнообразны.

1.

Пропуски
гласных
букв

о
,

а
,

у
,

ы
,
находящихся
в
сильной
позиции
(под
ударением)
например:

гры

горы,

тчка

тачка
,

трвка



травка
,

тетрди



тетради
,

грша



груша
,

крша



крыша
.

2.

Пропуски
гласных
букв

о
,

а
,
находящихся
в
слабой
позиции

безударном
положении):

крандаш

карандаш,

декбря



декабря
,

кньки



коньки
,

ктят



котят
.
В
этом
случае
необходимо
сочетать
работу
по
слуховому
анализу
с
работой
над
произношением
учащихся
и
научить
детей
управлять
процессом
своего
письма.

3.

Пропуски
гласных

и
,

е
,

ё
,

ю
,

я
,
обозначающих
мягкость
предшествующей
согласной
как
в
безударном
положении,
так
и
в
положении
под
ударением,
например:

тшина



тишина
,

птцы



птицы
,

ултка



улитка
,дти


дети
,

оджда



одежда
,

на
снгу



на
снегу
,

замрзли



замёрзли
,

утг

утюг
.

Указанные
ошибки
возникают
вследствие
того,
что
у
учеников
не
образуется
связь
между
мягкостью
предшествующего
согласного
звука
и
гласными
(и,

е
,

ё
,

ю
,

я
).
При
записи
слов
изолированно
произносимые
мягкие
звуки
представляются
не
нуждающимися
в
обозначении
мягкости
специальными
буквами.

4.Пропуск
гласных
в
словах

объясняется
и
тем,
что
названия
отдельных
букв
(бэ,

вэ
,

гэ
,

дэ

и
т.
п.)
ассоциируются
у
ученика
с
отдельным
слогом
данного
слова:
ученик
воспринимает
слог
как
одну
букву
и
переносит
это
своё
восприятие
на
обозначение,
на
письмо.
Например:

блка

белка
,

дти

дети
,

лс

лес
,

нс

нёс
,

мл

мял
.

5.

Пропуск
одной
из
согласных
при
их
стечении
:

сонышко

солнышко
,

мата

марта
,

тетадь

тетрадь
,

мого

много
,

зея

змея
,

сётры

сёстры
,

ука

утка
.

Иногда
ученик
пропускает
не
одну
букву,
а
несколько
или
целый
слог:

кардаш

карандаш
,

козлёк

козлёнок
,

дикнт

диктант
,

бут

будут
,

пцы

птицы
,

снежи

снежинки
.
Такие
ошибки
встречаются
у
детей
с
недостатками
речи
и
речевого
слуха.

Ученики
не
всегда
умеют
свободно
отличать

й

от

и

и
пишут

и

вместо

й
,
опуская
знак
краткости.
Рекомендуется
проводить
устные
упражнения
в
различении
звуков

и

и

й

(j)
в
словах
и
слогах,
упражнения
в
анализе
слов
с
буквой

й

и
в
написании
их
по
слуху
и
произношению.

6.

Пропуск
ь

после
мягких
согласных
в
конце
слов
и
в
середине
слов
перед
твёрдыми
согласными,
например:

сол

соль,
кон

конь,
палто

пальто,
зорка

зорька,
писмо

письмо.

Ошибки
в
пропуске

ь

как
знака
мягкости
согласных
объясняются
тем,
что
учащиеся
нечётко
различают
согласные
по
твёрдости
и
мягкости.
Научить
их
различать
согласные
по
твёрдости
и
мягкости
можно,
опираясь
на
произношение,
используя
при
этом
иногда
противопоставление
слов
и
слогов,
например:

угол

уголь,
уголки

угольки
.

Пропуск
разделительного

ь

(равно
как
и

ъ
)
в
случаях
:

бёт

бьёт,
бют

бьют,
ручи

ручьи,
сест

съест
.
Ученик,
пишущий
слова

бьёт
,

бьют

без

ь
,
не
ощущает
ни
на
слух,
ни
в
своём
произношении
раздельности
между
согласным
и
гласным.

Работа
по
коррекции
этих
нарушений
ведётся
в
следующих
направлениях:

  • работа
    над
    морфологической
    системой
    языка
    (словоизменением
    и
    словообразованием);
  • формирование
    структуры
    предложений.
    Развитие
    лексико

    грамматического
    строя
    речи
    проводится
    в
    тесной
    связи
    с
    формированием
    фонематического
    анализа
    и
    синтеза.

Для
устранения
указанных
ошибок
необходимо
обратить
внимание
на

навыки
чтения

у
учащихся,
которые
допускают
многочисленные
ошибки
этого
рода.
Уровень
навыков
чтения
влияет
на
состояние
письма
и
правописания.
Письменная
речь
(чтение
и
письмо)
представляют
собой
модель
устной
речи.
В
письменном
слове
буквы
следуют
в
той
же
последовательности,
что
и
звуки
в
устной
речи.
В
связи
с
этим
важным
условием
нормального
овладения
процессом
чтения
является
сформированность
фонематического
анализа
структуры
слова.
Правильное,
слитное
чтение
слога
и
слова
предполагает
умение
анализировать
звуковую
структуру
слога
или
слова.

Процесс
слогового
анализа
тесно
связан
с
умением
детей
выделять
гласные
из
слова,
так
как
количество
слогов
в
слове
определяется
количеством
гласных
звуков.
В
процессе
развития
слогового
анализа
в
речевом
плане
важным
является
умение
выделять
гласные
звуки
слова.
Дети
должны
усвоить
основное
правило
слогового
деления:

в
слове
столько
слогов,
сколько
гласных
звуков
.
«Опора
на
гласные
звуки
позволяет
устранить
и
предупредить
такие
ошибки
чтения
и
письма,
как
пропуски
гласных
или
их
добавления».
(Р.
И.
Лалаева
«Нарушения
чтения
и
пути
их
коррекции
у
младших
школьников»
СПб.,
1998,
с.117)

Чтение
и
письмо

единый
процесс
обучения
грамоте.
Как
при
чтении,
так
и
при
письме
сохраняется
установка
на
слог,
а
в
составе
слога

на
гласный
звук,
который
является
слогообразующим.

Для
устранения
и
предупреждения
ошибок
письма
и
чтения,
рассмотренных
выше,
учитывая
механизмы
этих
нарушений,
рекомендуется
проводить
систематическую
работу
по
развитию
слогового
анализа
и
синтеза.

Во
всех
указанных
случаях
необходимо
воспитывать
у
детей
активное
внимание
к
слову,
к
его
звуковому,
буквенному
и
слоговому
составу,
к
его
звучанию,
произношению.
Воспитывать
привычку
контролировать
себя,
предупреждать
и
исправлять
свои
ошибки,
сличая
написанное
с
образцами
путём
проговаривания
слов.

Рекомендуются
следующие
задания:

  • Придумать
    и
    записать
    слова
    по
    графическим
    схемам,
    на
    которых
    записаны
    гласные
    буквы.
  • Повторить
    слово
    по
    слогам.
    Сосчитать
    количество
    слогов.
    Записать
    в
    тетрадь.
  • Определить
    количество
    слогов
    в
    названных
    словах

    поднять
    (записать)
    соответствующую
    цифру.
    Предлагаются
    слова
    различной
    слоговой
    структуры:
    односложные,
    двусложные,
    трёхсложные,
    простые
    и
    со
    стечением
    согласных.
  • Разложить
    картинки
    в
    зависимости
    от
    количества
    слогов
    в
    их
    названии.
    Предлагаются
    картинки
    на
    односложные,
    двусложные
    и
    трёхсложные
    слова:

    трава,
    груша,
    книга,
    стол,
    лук,
    машина,
    помидор,
    картошка,
    тарелка.
  • Закончить
    слово.
    Например:
    зи__(ма),
    мо__(ре),
    руч__(ка),
    тет__(радь),
    мо__(роз).
  • Записать
    слова
    в
    тетрадь,
    деля
    их
    на
    слоги,
    подчеркнуть
    гласные.
    Например:
  • Назвать
    картинки.
    Составить
    из
    данных
    слогов
    названия
    картинок,
    записать
    их.
    Предметные
    картинки:

    мыши,
    сливы,
    кусты,
    школа,
    чашка,
    малина,
    молоко,
    корова,
    бабушка,
    картошка
    .
    Под
    картинками
    написаны
    вперемешку
    слоги,
    из
    которых
    состоят
    названия
    картинок.

Большое
значение
имеет
умение
учащимися
определять
ударный
слог
в
словах,
причём
не
только
в
двусложных,
но
и
в
более
сложных.
Это
умение
также
важно
при
изучении
одного
из
основных
правил
орфографии

правописание
безударных
гласных.

Самая
сложная
форма
фонематического
анализа

определение
последовательности
звуков
в
слове,
их
количества,
места
по
отношению
к
другим
звукам
(после
какого
звука,
перед
каким
звуком).
Эта
форма
появляется
у
детей
лишь
в
процессе
специального
обучения.

Рекомендуются
следующие
виды
заданий:

  • Рассмотрите
    и
    назовите
    картинки.
    Посчитайте
    количество
    звуков
    в
    их
    названиях.
    Начертите
    звуковые
    схемы
    слов.
  • Рассмотрите
    и
    назовите
    картинку.
    Вставьте
    пропущенные
    буквы.
    Запишите
    слово.

Предметные
картинки:
шар,
сыр,
мак,
кот.

Под
картинками
столбики
слов
с
пропущенными
буквами.

ша.
сы.
ма.
ко.

ш.р
с.р
м.к
к.т

.ар
.ыр
.ак
.от

  • Составьте
    слова
    из
    букв
    разрезной
    азбуки.

Предлагаются
слова
различной
звуко-слоговой
структуры,
например:
дом,
мак,
муха,
кошка,
марка,
книга,
волк,
капуста
и
т.
д.

  • Догадайтесь,
    какие
    получаются
    слова,
    если
    соединить
    данные
    буквы.
    Напишите
    эти
    слова.
  • Вставьте
    в
    слова
    пропущенные
    буквы.
    Спишите
    слова,
    деля
    их
    на
    слоги.

З.нтик,
к.стик,
т.гры,
ш.пка,
в.лка,
кр.ны,
н.сик,
сл.вы,
в.тка,
тр.вка.

Иногда
ребенок
продолжает
пропускать
буквы
даже
в
хорошо
знакомых
ему
словах,
которые
он
писал
неоднократно,
а
то
и
каждый
день,
например
в
слове
«работа».
Тогда,
вероятно,
у
ребенка
не
хватает
внимания,
чтобы
уловить
в
неверно
написанном
слове
отличия
от
образца.

Способствовать
формированию
образа
слова
можно
при
помощи
нехитрых
упражнений.
Эти
простые
и
увлекательные
игры
и
задания
помогут
решить
проблему
пропуска
букв.

1.Письмо
слов
с
правой
стороны
строчки,


«по-арабски».

Слова
в
этом
упражнении
пишутся
наоборот,
то
есть
при
нормальном
чтении
(слева
направо)
они
должны
читаться
в
их
естественном
виде.

Например,
предложение:
В
океане
живет
необычная
рыба

рыба-ёж,
написанное
«по-арабски»,
должно
выглядеть
так:

.жё-абыр

абыр
яанчыбоен
тёвиж
енаеко
В

Упражнение
дает
хорошие
результаты
в
тех
случаях,
когда
ребенок
переставляет
буквы
и
не
дописывает
слова.

2.

«Неудачный
робот»

Смысл
упражнения
сводится
к
написанию
не
целого,
а
части
слова.
Упражнение
можно
использовать
по-разному.
Если
ребенок
не
дописывает
конец
слова,
тогда
записываем
только
2
последние
буквы,
соответственно
при
пропуске
букв
в
середине
слова
записываем
только
2
средние
буквы.
Например,
слово
понедельник
может
выглядеть
так:
по








-,




де




-,









ик.

Упражнение
помогает
убрать
такие
ошибки,
как
недописывание
слова
или
если
ребенок
пропускает
буквы
или
же
целые
слоги.

3.«Магазин»

Подбираем
картинки
определенных
предметов
или
животных,
например,
арбуза
и
мыши,
а
затем
«продаем»
их,
«рекламируя»
по
каждой
букве:

  • а

    ароматный;
    м

    маленькая;
  • р

    рубиновый;
    ы

    ы-ы!;
  • б

    большой;
    ш

    шуршит;
  • у

    укатить
    домой!;
    ь

    мягкая
    шубка,
  • з

    звонкий;

Это
упражнение
уместно
проводить
не
только
при
несформированности
семантического
образа
слова,
пропуске
букв,
но
и
при
речевом
недоразвитии
ребенка.

4.«Кузовок»


Задача:

собрать
кузовок.
Складывать
в
кузовок
можно
все
слова,
которые
заканчиваются
на
-ок:
грибок,
глазок,
зубок,
подарок,
платок,
крючок,
клубок,
замок,
венок,
утенок,
флажок,
кружок…
Можно
по
аналогии
собирать
корзину,
коробку,
ящик,
пакет…
Соответственно
собирать
тогда
будем
слова
на
-ина,
-ка,
-ик
и
-ет.
Эту
игру
мы
обычно
начинаем
такими
фразами:
«Собираемся
в
лесок,
наполняем
кузовок!»;
«Вот
перед
нами
корзина,
туда
отправляется…»
(картина,
балерина,
малина);
«Вот
коробка,
смотрим,
что
там?»
(лодка,
бородка,
сковородка);
«Вот
ящик,
скорей
клади
туда…»
(мячик,
ларчик,
мальчик);
«Вот
большой-большой
пакет.
Клади
в
него…»
(табурет,
билет,
балет).

Особенно
заметны
результаты,
если
ребенок
во
время
игры
не
записывает
слова,
а
только
произносит
их.
Задание
направлено
на
четкое
осознание
звуковой
и
грамматической
структуры
слова:
ударения,
деления
на
слоги,
типичных
суффиксов
и
окончаний.



4.«Древнерусское
письмо»

Ведущий
диктует
слова,
которые
ребенок
записывает
только
согласными,
обозначая
гласные
черточкой.
При
такой
записи
предложение
«Отважный
Миша
бежит
от
мыши»
будет
выглядеть
следующим
образом:

_тв_жн_й
М_ш_
б_ж_т

м_ш_.

Сразу
же
предлагаем
записать
это
же
предложение
только
гласными,
ставя
черточку
на
месте
согласных:

о_
_а_
_ый
_и_а
_е_и_
о_
_
ы_и.

Делаем
выводы,
какое
предложение
читается
легче,
улавливаем
роль
согласных
в
русском
письме.
При
выполнении
этого
упражнения
отрабатывается
механизм
переключения,
избирательности
при
письме.
Через
некоторое
время
дети
пишут
только
согласными
целые
тексты,
а
показателем
их
мастерства
считается
время
в
секундах
и
отсутствие
помарок.
Но
начинать
отрабатывать
«древнерусское»
письмо
советуем
с
отдельных
коротких
слов,
постепенно
усложняя
материал.

5.«Волшебный
диктант»

В
этом
упражнении
детей
привлекает
то,
что
диктант
пишется
без
единого
слова
и
без
единой
буквы.
Перед
началом
работы
вводим
свои
символы,
например,
договариваемся,
что
слова
с
буквой
«с»
обозначаем
как
«+»,
слова
с
гласной
«е»

«!»,
а
все
остальные

«/».

Трудности
в
овладении
письмом
приводят
школьника
к
нежеланию
и
отказу
выполнять
задания
в
письменном
виде.
Пропуск
букв
в
словах

серьёзная
проблема,
которая
требует
время,
сил
и
энергии
для
её
исправления.
Пройдет
ли
эта
проблема
сама?
Нет.
Следует
приготовиться
к
тому,
что
процесс
коррекции
будет
долгим.
Игровая
форма
делает
занятие
привлекательным
и
интересным
для
ребенка,
что
существенно
повышает
эффективность
обучения.
Специфика
предложенных
упражнений
состоит
в
том,
что
их
применение
возможно
при
любом
уровне
языкового
развития
ребенка,
при
работе
как
в
классе,
так
и
дома,
при
занятиях
с
группами
и
на
индивидуальных
занятиях.

Памятка работы над ошибками

Ребята! Эта памятка научит вас правильно оформлять работу над ошибками, поможет вспомнить правила орфографии.

Будьте внимательны!

  1. Запишите в середине строки: «Пиши правильно».

  2. Проставьте номер орфограммы.

  3. Первое слово пишите с большой буквы, остальные через запятую с маленькой буквы.

  4. Подчеркните карандашом или выделите зеленым маркером буквы, знаки которые вы исправили при написании, если это необходимо – выделите ударение, корень, приставку, суффикс, окончание, члены предложения.

  5. Проверьте свою работу.

Ошибок быть не должно!

  1. Пропуск, вставка, замена буквы в слове, слово с неизученной орфограммой, словарное слово с непроверяемой орфограммой.

Выпиши слово 3 раза, выдели место исправления, поставь знак ударения.

Образец: Ребята, ребята, ребята.

Запомни: Написание словарных слов нужно знать.

  1. Большая буква в начале предложения, запятая в середине, точка (!, ?) в конце предложения.

Выпиши предложение правильно, выдели место исправления.

Образец: Выпал пушистый снег.

Запомни: Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, ?, ! знаки.

  1. Ударение. Деление на слоги.

Выпиши слово, поставь знак ударения, раздели на слоги правильно.

Образец: Портфель, порт — фель.

Запомни: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Образец: Лу- жайка, лужай- ка. или Конь — ки. или Длин- ный.

Запомни: При переносе слова нельзя оставлять на строке или переносить одну букву, нельзя отрывать й, ь знак от предыдущего слога, нужно разъединять двойные согласные.

  1. Мягкий знак – показатель мягкости на конце или в середине слова.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели мягкий знак и согласную перед ним.

Образец: Деньги, кольцо, пеньки. или Пыль, царь, соль.

  1. Мягкий знак – разделительный.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели мягкий знак, согласную перед ним и гласную после него.

Образец: Друзья, обезьяна, воробьи.

Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.

  1. Твердый знак – разделительный.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели приставку, твердый знак, согласную перед ним и гласную после него.

Образец: Подъезд, объявление, съёмка.

Запомни: Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.

  1. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.

Образец: Жираф, моржи, животное.

  1. Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.

Образец: Сказочный, огуречный, молочный.

Запомни: Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ пишутся без мягкого знака.

  1. Безударные гласные А, Я, О, Е, И, проверяемые ударением в корне слова.

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых пишется безударная гласная, обозначь корень, ударение, выдели ударные и безударные гласные.

Образец: Снег – снега, снеговик снежинка,

Запомни: Безударные гласные А, Я, О, Е, И, в корне слова пишутся так же, как и ударные. Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.

  1. Парные звонкие и глухие согласные Б — П, В — Ф, Г- К,

Д — Т, Ж — Ш, З — С в слабой позиции ( конец слова или перед глухим согласным).

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых есть эта парная согласная, обозначь корень, выдели парные согласные и гласные после них.

Образец: Морозы — мороз, заморозки, изморозь.

Запомни: Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в слабой позиции в корне слова пишутся так же, как и перед гласными или сонорными согласными (м, н, л, р). Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.

  1. Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л проверяемые в корне слова.

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели непроизносимые и произносимые согласные

Д, Т, В, Л..

Образец: Звезда – звёздный, опоздал- поздно, сердечко-сердце.

Запомни: Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л в некоторых словах пишутся, но не произносятся. Чтобы их проверить, подбери однокоренное слово, в котором согласный слышится отчётливо. Слова: лестница, чувство — не проверяются! Их написание нужно запомнить.

  1. Буквосочетания СН-ЗН.

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели буквосочетание СН-ЗН.

Образец: Чудеса — чудесный, интересен—интересный, ужасен- ужасный.

Запомни: Буквосочетания СН-ЗН в слове — нужно поверять.

  1. Слова с двойными согласными.

Выпиши слово 3 раза, выдели двойные согласные.

Образец: Сумма, сумма, сумма.

  1. Имена собственные.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели большую букву.

Образец: Мурка, Жучка, Тузик.

Запомни: Имена собственные, в том числе и географические названия пишутся только с большой буквы.

  1. Правописание предлога перед словом.

Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно.

Образец: В поле, в (каком?) поле, в (широком ) поле.

Запомни: Между предлогом и словом всегда можно вставить вопрос или другое слово. Предлоги никогда не стоят перед глаголами (написал, подпрыгнул, пошёл).

  1. Правописание предлога перед местоимением.

Выпиши местоимение вместе с предлогом, запиши еще 2 слова на это правило.

Образец: С тобой, ко мне, у нас.

Запомни: Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

  1. Правописание приставок.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, выдели приставку.

Образец: Полетели, побежали, пошёл.

Запомни: Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со слогом.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, приставку, выдели орфограмму.

Образец: Сделал, сбегал, сгорел.

Забежал, залетел, записал.

Запомни: В русском языке есть только приставка С, приставки З не бывает. Приставки на А только три – на, за, над, остальные приставки пишутся с буквой О. Приставки: раз — рас, без – бес — «удобные», как слышатся, так и пишутся.

  1. Гласные и согласные в суффиксах.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этим суффиксом, обозначь корень, суффикс, выдели орфограмму.

Образец: Ключик, мальчик, зайчик.

Замочек, орешек, ножичек.

Запомни: Суффикс — ИК (ник, чик) пишется в словах, которые сохраняют И при склонении: ключик (ключика). Суффикс ЕК пишется в словах, которые при склонении имеют беглую гласную: замочек (замочка).

  1. Буквосочетание ЦИ в середине слова.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетание.

Образец: Цирк, цифра, циркуль.

Запомни: В середине слова пишется ЦИ (цирк),

на конце слова и в суффиксах ЦЫ (Курицын, птицы).

Слова исключения: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: Цыц!»

  1. Правописание О Ё после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц

в корне существительных и прилагательных, образованных от существительных.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели корень.

Образец: Шёлк, жёлудь, чёрный.

Шоколад, шофёр, жонглёр.

Запомни: В корне слова после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется — Ё, без ударения –О.

Слова исключения: Я услышал шорох в крыжовнике и порвал шов на капюшоне и шортах. Чокнутый чопорный шорник был в шоке. Обжора устроил поджог и получил ожог.

  1. Правописание ОЕ после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц

в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, образованных от существительных.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели окончание или суффикс,

Образец: Врачом, пловцом, багажом.

Галчонок, зайчонок, девчонка.

Ученицей, крышей, кожей.

Запомни: В окончаниях и суффиксах после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется – О, без ударения – Е.

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное, поставь его в начальную форму (И. п., ед. ч.) и определи склонение, задай к слову оба падежных вопроса, запиши слово — помощник и определи падеж, пользуясь памяткой окончаний, запиши и выдели верное окончание.

Образец: На ветке – (н.ф.) ветка, 1 скл., ( на ком? на чём? на лисе, на земле) П. п — е.

Около лошади – (н.ф) лошадь, 3 скл., (около кого? чего? около ржи, степи) Р.п. –и.

Запомни: Безударные падежные окончания имен существительных проверяй только в Р.п., Д.п., П.п.

1 скл. Р.п.- и, Д.п.- е, П.п.- е. (лиса, земля)

  1. скл. П.п.- е. (слон, конь, окно)

  2. скл. Р.п.- и., Д.п.- и, П.п.- и. (рожь, степь)

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Задай и запиши вопрос от существительного, обрати внимание на окончание вопроса, вспомни и запиши парные окончания, выбери подходящее, правильно запиши прилагательное и выдели его окончание.

Образец: К лесу (какому? ому, ему) дальнему.

У берёзы (какой? ой, ей) кудрявой.

Запомни: Окончания имен прилагательных проверяй вопросами от имен существительных.

Буквы в окончаниях «дружат»:

а – я (ая- яя), о — е (ое-ее, ой-ей, ом-ем, ого-его, ому-ему),

у — ю (ую- юю), ы — и (ые-ие, ым-им, ых-их, ыми-ими).

Есть исключения: мужской род в И.п. и В.п. на вопрос — какой? окончания ой, ый, ий. (большой, красный, синий).

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Выпиши глагол правильно, поставь ударение, устно определи вид глагола и запиши неопределенную форму. Проверь, не относится ли этот глагол к исключениям. Определи спряжение, запиши букву окончания этого спряжения и два окончания 3 лица мн. ч.

Образец: Пишет – (н.ф.) писать, I спр. — е, — ут, — ют.

Гонит — (н.ф.) гнать (искл.) II спр.- и, — ат, — ят.

Запомни: Глаголы II спр. оканчиваются на ИТЬ и имеют в окончаниях букву И, а в 3 лице мн. ч. — окончания: АТ, ЯТ. Глаголы I спр. оканчиваются на ТЬ, ЕТЬ, ОТЬ. АТЬ. УТЬ и имеют в окончаниях букву Е, а в 3 лице мн. ч — окончания: УТ, ЮТ.

Глаголы исключения (их 11) относятся ко II спряжению:

Гнать, держать, смотреть и видеть.

Дышать, слышать, ненавидеть.

И зависеть, и терпеть,

И обидеть, и вертеть.

Глаголы исключения (их 2) относятся к I спряжению:

Брить, зиждиться.

  1. Частица «не» с глаголом.

Выпиши глагол с «не», запиши еще 2 слова на это правило.

Образец: Не пришёл, не увидел, не сделал.

Запомни: «не» с глаголами пишется раздельно.

  1. Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце имен существительных и кратких прилагательных.

Выпиши слово правильно, определи часть речи, род, число, падеж (если есть), запиши еще 2 слова на это правило, выдели согласную букву с мягким знаком.

Образец: Молодежь (сущ., ж. р., ед. ч.), помощь, ночь.

Циркач (сущ., м. р, ед. ч. ), ключ, гараж.

Много туч (сущ., мн. ч, в Р.п.), мимо дач, много задач.

Свеж ( крат. прил.), могуч, горюч.

Запомни: Мягкий знак всегда пишется: после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Мягкий знак не пишется после шипящих на конце имен существительных мужского рода, на конце имен существительных женского рода, мн. числа, в Р. п, на конце кратких прилагательных.

  1. Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы, наречий.

Выпиши слово правильно, определи часть речи, форму глагола, запиши еще 2 примера на это правило, выдели окончание глагола или согласную букву с мягким знаком.

Образец: Пишешь (гл., 2 л., ед. ч.) решаешь, умываешься.

Беречь (гл., н. ф.), стеречь, стричься.

Сплошь ( нар.), навзничь, настежь.

Запомни: Мягкий знак всегда пишется после шипящих на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы и наречий.

Слова исключения: Уж, замуж, невтерпёж.

  1. ТЬСЯ и ТСЯ у возвратных глаголов.

Выпиши глагол правильно, задай вопрос, приведи два примера на это правило, выдели — ться, тся.

Образец: Учиться ( что делать?), смеяться, резвиться.

Учится (что делает?), смеётся, резвится.

Запомни: У возвратных глаголов в неопределённой форме

(что делать? что сделать?) всегда пишется ТЬСЯ,

а в личной форме ( что делает? что сделает?)– ТСЯ.

  1. Правописание предложения с однородными членами.

Вспомни правила написания предложения с однородными членами. Запиши предложение правильно, выдели однородные члены предложения и слово от которого они зависят, обозначь стрелками связь. Выдели (если есть) союзы и знаки препинания, составь схему.

Образец: Свежее сено пахнет мёдом, полевыми цветами. Запомни: Между однородными членами не ставится запятая, если их соединяет неповторяющийся союз И или союз ДА в значении И.

Между однородными членами ставится запятая, если:

  1. однородные члены не соединены союзами

  2. соединены союзами А, НО, ДА (в значении НО)

  3. соединены повторяющимися союзами И , ДА в значении И.

  1. Правописание предложения с прямой речью.

Запиши предложение верно, по памятке, составь схему.

А: «П». А: «П?». А: «П!». «П,-а,-п». «П,-а.-П». «П?-а.-П».

«П!-а.-П». «П»,-а. «П?»-а. «П!»,-а.

Запомни: Прямая речь выделяется кавычками, слова автора могут стоять до прямой речи, в середине, после прямой речи.

  1. Правописание сложного предложения.

Найди и выдели грамматические основы предложения, правильно расставь и выдели знаки препинания, обозначь (если есть) союзы, составь схему.

Образец: Выпал первый снег, и все дорожки стали белыми. Запомни: Части сложного предложения всегда разделяются запятыми.

  1. Правописание предложения с обращением.

Запиши предложение верно, выдели обращение запятыми.

Образец: Света, закрой окно!

  1. Речевая ошибка.

Продумай новое построение предложения (подбери новое слово). Запиши верно.

  1. Связь слов в предложении.

Выдели члены предложения, покажи стрелками связь, выпиши парами словосочетания с вопросами, подчеркни.

Образец: В небе летит воздушный шар.

шар (какой?) воздушный

летит ( где?) в небе

Запомни: Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

  1. Разбор предложения по частям речи и по членам предложения ( синтаксический разбор).

Разбери предложение верно. Выдели главные и второстепенные члены предложения, обозначь их как часть речи, если требуется, дай характеристику предложению.

Запомни: Действуй по плану:

  1. Выдели подлежащее ( о чем? или о ком?) говорится в предложении — обозначает предмет.

  2. Выдели сказуемое ( что делает? что сделает? предмет) — обозначает действие.

  3. Выдели второстепенные члены:

  • определение (какой?, который?, чей?) обозначает признак предмета.

  • дополнение (вопросы косвенных падежей, все. кроме И.п.). — обозначает предмет.

  • обстоятельство (где? куда? откуда? почему? как? и т.д.

  1. Разбор слова по составу (морфемный разбор).

Разбери слово верно, по памятке.

Запомни: Сначала выдели окончание, затем основу слова, корень, приставку и суффиксы .

  1. Фонетический (звуко — буквенный) разбор слова.

Разбери слово верно, по памятке.

  1. Морфологический разбор части речи.

Разбери слово, как часть речи верно, по памятке.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками проверяемые безударные гласные в корне слова
  • Работа над ошибками проверка текста
  • Работа над ошибками проверка знаний
  • Работа над ошибками примеры работ
  • Работа над ошибками пример оформления

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии