ПАМЯТКА
К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Пропуск буквы, замена буквы, лишняя
буква
Запиши слово правильно. Подчеркни букву,
которую пропустил или заменил.
2. Словарные слова
Запиши слово 3 раза, поставь ударение,
подчеркни буквы, написание которых нужно запомнить.
3. Сочетение жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,
нч, нщ, рщ, щн
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши
ещё 2 слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.
4. Смягчающий мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак.
5. Разделительный мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой.
6. Разделительный твёрдый знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни твёрдый знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой. Выдели в словах приставку.
7. Начало и конец предложения
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную
букву в начале предложения и знак препинания в конце.
ПАМЯТКА
К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Пропуск буквы, замена буквы, лишняя
буква
Запиши слово правильно. Подчеркни букву,
которую пропустил или заменил.
2. Словарные слова
Запиши слово 3 раза, поставь ударение,
подчеркни буквы, написание которых нужно запомнить.
3. Сочетение жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,
нч, нщ, рщ, щн
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши
ещё 2 слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.
4. Смягчающий мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак.
5. Разделительный мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой.
6. Разделительный твёрдый знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни твёрдый знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой. Выдели в словах приставку.
7. Начало и конец предложения
Выпиши предложение правильно. Подчеркни
заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.
8. Большая буква в имени собственном
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
9. Неправильно разделил слово на слоги
Раздели слово на слоги правильно.
Подчеркни гласные. Посчитай количество слогов. Например: у-чи-тель – 3 слога
10. Предлоги пиши отдельно от слова
Выпиши слово с предлогом. Между предлогом
и словом вставь другое слово или вопрос. Выдели предлог. Запиши ещё 2 слова с
предлогом.
Например: в большом лесу, в саду, в книге.
11. Приставки пиши слитно
Выпиши слово с приставкой, выдели её.
Запиши ещё 2 однокоренных слова, выдели приставки.
Например: записал, переписал, написал.
12. Неправильно составил транскрипцию
слова
Выпиши слово, составь транскрипцию
правильно.
Например: конец [к а н’ э ц], юла [й’ у
л а]
13. Неправильно разобрал слово по составу.
Выпиши слово, выдели часть (или части)
слова правильно.
14. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова
Запиши слово. Подчеркни согласную. Измени
слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы м л н р й (миллион
рулей)
Например: мороз – морозы ,
клюв – клювик
8. Большая буква в имени собственном
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
9. Неправильно разделил слово на слоги
Раздели слово на слоги правильно.
Подчеркни гласные. Посчитай количество слогов. Например: у-чи-тель – 3 слога
10. Предлоги пиши отдельно от слова
Выпиши слово с предлогом. Между предлогом
и словом вставь другое слово или вопрос. Выдели предлог. Запиши ещё 2 слова с
предлогом.
Например: в большом лесу, в саду, в книге.
11. Приставки пиши слитно
Выпиши слово с приставкой, выдели её.
Запиши ещё 2 однокоренных слова, выдели приставки.
Например: записал, переписал, написал.
12. Неправильно составил транскрипцию
слова
Выпиши слово, составь транскрипцию
правильно.
Например: конец [к а н’ э ц], юла [й’ у
л а]
13. Неправильно разобрал слово по составу.
Выпиши слово, выдели часть (или части)
слова правильно.
14. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова
Запиши слово. Подчеркни согласную. Измени
слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы м л н р й (миллион
рулей)
Например: мороз – морозы ,
клюв – клювик
15. Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением (о, а, е, и, я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели
корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши
рядом.
Например: сады – сад, волна
– волны.
16. Правописание непроизносимых согласных
(в, д, т, л)
Запиши слово правильно. Подбери однокоренное
слова, в которых этот согласный слышится чётко. Обозначь орфограмму.
Например: звёздный – звезда,
честный – честь
Помни, что не всегда в сочетаниях сн зн
прячется непроизносимый согласный звук. Если написал лишнюю букву, то подбери
однокоренное слово, по которому видно, что этой буквы здесь нет.
Например: чудесный – чудеса, лесной –
леса.
17. Приставки с буквами -о -а
Запиши слово правильно. Выдели
приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: заморозил, зайти, зашить.
18. Правописание суффиксов
Запиши слово правильно, выдели суффикс,
подчеркни букву, в которой ошибся. Вспомни правило написания этого суффикса.
19. Перенос слова
Запиши слово. Правильно раздели на слоги
для переноса. Если слово нельзя переносить, запиши его слитно.
Например: оси-на, вью-га, Али-на, ёж, оса.
15. Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением (о, а, е, и, я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели
корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши
рядом.
Например: сады – сад, волна
– волны.
16. Правописание непроизносимых согласных
(в, д, т, л)
Запиши слово правильно. Подбери
однокоренное слова, в которых этот согласный слышится чётко. Обозначь
орфограмму.
Например: звёздный – звезда,
честный – честь
Помни, что не всегда в сочетаниях сн зн
прячется непроизносимый согласный звук. Если написал лишнюю букву, то подбери
однокоренное слово, по которому видно, что этой буквы здесь нет.
Например: чудесный – чудеса, лесной –
леса.
17. Приставки с буквами -о -а
Запиши слово правильно. Выдели приставку.
Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: заморозил, зайти, зашить.
18. Правописание суффиксов
Запиши слово правильно, выдели суффикс,
подчеркни букву, в которой ошибся. Вспомни правило написания этого суффикса.
19. Перенос слова
Запиши слово. Правильно раздели на слоги
для переноса. Если слово нельзя переносить, запиши его слитно.
Например: оси-на, вью-га, Али-на, ёж, оса.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Работа над ошибками.
1.Пропуск или замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: ученик, звонок.
2.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.
3.Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
Например: ОСИ – НА.
4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: дочка, речка, мощный.
5.Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, роща, туча.
6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.
Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).
8.Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.
9.Правописание предлога со словами (пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.
Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.
10.Правописание приставки со словами.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: Заехал, уехал, поехал.
11.Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.
Например: Полетели, посмотрели, потянули.
12.Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.
13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.
Например: Ель, тень, коньки.
14.Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.
Например: Вьюга, листья.
15.Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.
Например: Съезд, объём.
16.Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.
Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).
17. Непроизносимые согласные.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка – звёздный
18.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолёт.
19. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
22.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)
на полянке (на земле, 1 скл.)
24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).
25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например у преднас, копредмне, спредтобой.
26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)
27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?)
беречь (что делать?)
28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)
ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)
29. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
30. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»
Особые
трудности
в
процессе
обучения
отмечаются
при
письме.
Письмо
является
базовым
навыком,
без
которого
невозможно
дальнейшее
обучение.
Чаще
всего
учащиеся
допускают
такие
ошибки,
как
пропуск
гласных
и
согласных
букв,
пропуск
сочетаний
букв
и
слогов.
Эти
ошибки
устойчивы
и
широко
распространены.
Пропуски
гласных
и
согласных
букв
при
списывании
и
в
диктантах
довольно
разнообразны.
1.
Пропуски
гласных
букв
о,
а,
у,
ы,
находящихся
в
сильной
позиции
(под
ударением)
например:
гры
—горы,
тчка
—
тачка,
трвка
—
травка,
тетрди
—
тетради,
грша
—
груша,
крша
—
крыша.
2.
Пропуски
гласных
букв
о,
а,
находящихся
в
слабой
позиции
(в
безударном
положении):
крандаш
—карандаш,
декбря
—
декабря,
кньки
—
коньки,
ктят
—
котят.
В
этом
случае
необходимо
сочетать
работу
по
слуховому
анализу
с
работой
над
произношением
учащихся
и
научить
детей
управлять
процессом
своего
письма.
3.
Пропуски
гласных
и,
е,
ё,
ю,
я,
обозначающих
мягкость
предшествующей
согласной
как
в
безударном
положении,
так
и
в
положении
под
ударением,
например:
тшина
—
тишина,
птцы
—
птицы,
ултка
—
улитка,дти
—
дети,
оджда
—
одежда,
на
снгу
—
на
снегу,
замрзли
—
замёрзли,
утг
—
утюг.
Указанные
ошибки
возникают
вследствие
того,
что
у
учеников
не
образуется
связь
между
мягкостью
предшествующего
согласного
звука
и
гласными
(и,
е,
ё,
ю,
я).
При
записи
слов
изолированно
произносимые
мягкие
звуки
представляются
не
нуждающимися
в
обозначении
мягкости
специальными
буквами.
4.Пропуск
гласных
в
словах
объясняется
и
тем,
что
названия
отдельных
букв
(бэ,
вэ,
гэ,
дэ
и
т.
п.)
ассоциируются
у
ученика
с
отдельным
слогом
данного
слова:
ученик
воспринимает
слог
как
одну
букву
и
переносит
это
своё
восприятие
на
обозначение,
на
письмо.
Например:
блка
—
белка,
дти
—
дети,
лс
—
лес,
нс
—
нёс,
мл
—
мял.
5.
Пропуск
одной
из
согласных
при
их
стечении:
сонышко
—
солнышко,
мата
—
марта,
тетадь
—
тетрадь,
мого
—
много,
зея
—
змея,
сётры
—
сёстры,
ука
—
утка.
Иногда
ученик
пропускает
не
одну
букву,
а
несколько
или
целый
слог:
кардаш
—
карандаш,
козлёк
—
козлёнок,
дикнт
—
диктант,
бут
—
будут,
пцы
—
птицы,
снежи
—
снежинки.
Такие
ошибки
встречаются
у
детей
с
недостатками
речи
и
речевого
слуха.
Ученики
не
всегда
умеют
свободно
отличать
й
от
и
и
пишут
и
вместо
й,
опуская
знак
краткости.
Рекомендуется
проводить
устные
упражнения
в
различении
звуков
и
и
й
(j)
в
словах
и
слогах,
упражнения
в
анализе
слов
с
буквой
й
и
в
написании
их
по
слуху
и
произношению.
6.
Пропуск
ь
после
мягких
согласных
в
конце
слов
и
в
середине
слов
перед
твёрдыми
согласными,
например:
сол
—
соль,
кон
—
конь,
палто
—
пальто,
зорка
—
зорька,
писмо
—
письмо.
Ошибки
в
пропуске
ь
как
знака
мягкости
согласных
объясняются
тем,
что
учащиеся
нечётко
различают
согласные
по
твёрдости
и
мягкости.
Научить
их
различать
согласные
по
твёрдости
и
мягкости
можно,
опираясь
на
произношение,
используя
при
этом
иногда
противопоставление
слов
и
слогов,
например:
угол
—
уголь,
уголки
—
угольки.
Пропуск
разделительного
ь
(равно
как
и
ъ)
в
случаях
:
бёт
—
бьёт,
бют
—
бьют,
ручи
—
ручьи,
сест
—
съест.
Ученик,
пишущий
слова
бьёт,
бьют
без
ь,
не
ощущает
ни
на
слух,
ни
в
своём
произношении
раздельности
между
согласным
и
гласным.
Работа
по
коррекции
этих
нарушений
ведётся
в
следующих
направлениях:
-
работа
над
морфологической
системой
языка
(словоизменением
и
словообразованием); -
формирование
структуры
предложений.
Развитие
лексико
—
грамматического
строя
речи
проводится
в
тесной
связи
с
формированием
фонематического
анализа
и
синтеза.
Для
устранения
указанных
ошибок
необходимо
обратить
внимание
на
навыки
чтения
у
учащихся,
которые
допускают
многочисленные
ошибки
этого
рода.
Уровень
навыков
чтения
влияет
на
состояние
письма
и
правописания.
Письменная
речь
(чтение
и
письмо)
представляют
собой
модель
устной
речи.
В
письменном
слове
буквы
следуют
в
той
же
последовательности,
что
и
звуки
в
устной
речи.
В
связи
с
этим
важным
условием
нормального
овладения
процессом
чтения
является
сформированность
фонематического
анализа
структуры
слова.
Правильное,
слитное
чтение
слога
и
слова
предполагает
умение
анализировать
звуковую
структуру
слога
или
слова.
Процесс
слогового
анализа
тесно
связан
с
умением
детей
выделять
гласные
из
слова,
так
как
количество
слогов
в
слове
определяется
количеством
гласных
звуков.
В
процессе
развития
слогового
анализа
в
речевом
плане
важным
является
умение
выделять
гласные
звуки
слова.
Дети
должны
усвоить
основное
правило
слогового
деления:
в
слове
столько
слогов,
сколько
гласных
звуков.
«Опора
на
гласные
звуки
позволяет
устранить
и
предупредить
такие
ошибки
чтения
и
письма,
как
пропуски
гласных
или
их
добавления».
(Р.
И.
Лалаева
«Нарушения
чтения
и
пути
их
коррекции
у
младших
школьников»
СПб.,
1998,
с.117)
Чтение
и
письмо
—
единый
процесс
обучения
грамоте.
Как
при
чтении,
так
и
при
письме
сохраняется
установка
на
слог,
а
в
составе
слога
—
на
гласный
звук,
который
является
слогообразующим.
Для
устранения
и
предупреждения
ошибок
письма
и
чтения,
рассмотренных
выше,
учитывая
механизмы
этих
нарушений,
рекомендуется
проводить
систематическую
работу
по
развитию
слогового
анализа
и
синтеза.
Во
всех
указанных
случаях
необходимо
воспитывать
у
детей
активное
внимание
к
слову,
к
его
звуковому,
буквенному
и
слоговому
составу,
к
его
звучанию,
произношению.
Воспитывать
привычку
контролировать
себя,
предупреждать
и
исправлять
свои
ошибки,
сличая
написанное
с
образцами
путём
проговаривания
слов.
Рекомендуются
следующие
задания:
-
Придумать
и
записать
слова
по
графическим
схемам,
на
которых
записаны
гласные
буквы. -
Повторить
слово
по
слогам.
Сосчитать
количество
слогов.
Записать
в
тетрадь. -
Определить
количество
слогов
в
названных
словах
—
поднять
(записать)
соответствующую
цифру.
Предлагаются
слова
различной
слоговой
структуры:
односложные,
двусложные,
трёхсложные,
простые
и
со
стечением
согласных. -
Разложить
картинки
в
зависимости
от
количества
слогов
в
их
названии.
Предлагаются
картинки
на
односложные,
двусложные
и
трёхсложные
слова:
трава,
груша,
книга,
стол,
лук,
машина,
помидор,
картошка,
тарелка. -
Закончить
слово.
Например:
зи__(ма),
мо__(ре),
руч__(ка),
тет__(радь),
мо__(роз). -
Записать
слова
в
тетрадь,
деля
их
на
слоги,
подчеркнуть
гласные.
Например: -
Назвать
картинки.
Составить
из
данных
слогов
названия
картинок,
записать
их.
Предметные
картинки:
мыши,
сливы,
кусты,
школа,
чашка,
малина,
молоко,
корова,
бабушка,
картошка.
Под
картинками
написаны
вперемешку
слоги,
из
которых
состоят
названия
картинок.
Большое
значение
имеет
умение
учащимися
определять
ударный
слог
в
словах,
причём
не
только
в
двусложных,
но
и
в
более
сложных.
Это
умение
также
важно
при
изучении
одного
из
основных
правил
орфографии
—
правописание
безударных
гласных.
Самая
сложная
форма
фонематического
анализа
—
определение
последовательности
звуков
в
слове,
их
количества,
места
по
отношению
к
другим
звукам
(после
какого
звука,
перед
каким
звуком).
Эта
форма
появляется
у
детей
лишь
в
процессе
специального
обучения.
Рекомендуются
следующие
виды
заданий:
-
Рассмотрите
и
назовите
картинки.
Посчитайте
количество
звуков
в
их
названиях.
Начертите
звуковые
схемы
слов. -
Рассмотрите
и
назовите
картинку.
Вставьте
пропущенные
буквы.
Запишите
слово.
Предметные
картинки:
шар,
сыр,
мак,
кот.
Под
картинками
столбики
слов
с
пропущенными
буквами.
ша.
сы.
ма.
ко.
ш.р
с.р
м.к
к.т
.ар
.ыр
.ак
.от
-
Составьте
слова
из
букв
разрезной
азбуки.
Предлагаются
слова
различной
звуко-слоговой
структуры,
например:
дом,
мак,
муха,
кошка,
марка,
книга,
волк,
капуста
и
т.
д.
-
Догадайтесь,
какие
получаются
слова,
если
соединить
данные
буквы.
Напишите
эти
слова. -
Вставьте
в
слова
пропущенные
буквы.
Спишите
слова,
деля
их
на
слоги.
З.нтик,
к.стик,
т.гры,
ш.пка,
в.лка,
кр.ны,
н.сик,
сл.вы,
в.тка,
тр.вка.
Иногда
ребенок
продолжает
пропускать
буквы
даже
в
хорошо
знакомых
ему
словах,
которые
он
писал
неоднократно,
а
то
и
каждый
день,
например
в
слове
«работа».
Тогда,
вероятно,
у
ребенка
не
хватает
внимания,
чтобы
уловить
в
неверно
написанном
слове
отличия
от
образца.
Способствовать
формированию
образа
слова
можно
при
помощи
нехитрых
упражнений.
Эти
простые
и
увлекательные
игры
и
задания
помогут
решить
проблему
пропуска
букв.
1.Письмо
слов
с
правой
стороны
строчки,
«по-арабски».
Слова
в
этом
упражнении
пишутся
наоборот,
то
есть
при
нормальном
чтении
(слева
направо)
они
должны
читаться
в
их
естественном
виде.
Например,
предложение:
В
океане
живет
необычная
рыба
—
рыба-ёж,
написанное
«по-арабски»,
должно
выглядеть
так:
.жё-абыр
—
абыр
яанчыбоен
тёвиж
енаеко
В
Упражнение
дает
хорошие
результаты
в
тех
случаях,
когда
ребенок
переставляет
буквы
и
не
дописывает
слова.
2.
«Неудачный
робот»
Смысл
упражнения
сводится
к
написанию
не
целого,
а
части
слова.
Упражнение
можно
использовать
по-разному.
Если
ребенок
не
дописывает
конец
слова,
тогда
записываем
только
2
последние
буквы,
соответственно
при
пропуске
букв
в
середине
слова
записываем
только
2
средние
буквы.
Например,
слово
понедельник
может
выглядеть
так:
по
—
—
—
—
—
—
—
—
-,
—
—
—
—
де
—
—
—
—
-,
—
—
—
—
—
—
—
—
—
ик.
Упражнение
помогает
убрать
такие
ошибки,
как
недописывание
слова
или
если
ребенок
пропускает
буквы
или
же
целые
слоги.
3.«Магазин»
Подбираем
картинки
определенных
предметов
или
животных,
например,
арбуза
и
мыши,
а
затем
«продаем»
их,
«рекламируя»
по
каждой
букве:
-
а
—
ароматный;
м
—
маленькая; -
р
—
рубиновый;
ы
—
ы-ы!; -
б
—
большой;
ш
—
шуршит; -
у
—
укатить
домой!;
ь
—
мягкая
шубка, -
з
—
звонкий;
Это
упражнение
уместно
проводить
не
только
при
несформированности
семантического
образа
слова,
пропуске
букв,
но
и
при
речевом
недоразвитии
ребенка.
4.«Кузовок»
Задача:
собрать
кузовок.
Складывать
в
кузовок
можно
все
слова,
которые
заканчиваются
на
-ок:
грибок,
глазок,
зубок,
подарок,
платок,
крючок,
клубок,
замок,
венок,
утенок,
флажок,
кружок…
Можно
по
аналогии
собирать
корзину,
коробку,
ящик,
пакет…
Соответственно
собирать
тогда
будем
слова
на
-ина,
-ка,
-ик
и
-ет.
Эту
игру
мы
обычно
начинаем
такими
фразами:
«Собираемся
в
лесок,
наполняем
кузовок!»;
«Вот
перед
нами
корзина,
туда
отправляется…»
(картина,
балерина,
малина);
«Вот
коробка,
смотрим,
что
там?»
(лодка,
бородка,
сковородка);
«Вот
ящик,
скорей
клади
туда…»
(мячик,
ларчик,
мальчик);
«Вот
большой-большой
пакет.
Клади
в
него…»
(табурет,
билет,
балет).
Особенно
заметны
результаты,
если
ребенок
во
время
игры
не
записывает
слова,
а
только
произносит
их.
Задание
направлено
на
четкое
осознание
звуковой
и
грамматической
структуры
слова:
ударения,
деления
на
слоги,
типичных
суффиксов
и
окончаний.
4.«Древнерусское
письмо»
Ведущий
диктует
слова,
которые
ребенок
записывает
только
согласными,
обозначая
гласные
черточкой.
При
такой
записи
предложение
«Отважный
Миша
бежит
от
мыши»
будет
выглядеть
следующим
образом:
_тв_жн_й
М_ш_
б_ж_т
_т
м_ш_.
Сразу
же
предлагаем
записать
это
же
предложение
только
гласными,
ставя
черточку
на
месте
согласных:
о_
_а_
_ый
_и_а
_е_и_
о_
_
ы_и.
Делаем
выводы,
какое
предложение
читается
легче,
улавливаем
роль
согласных
в
русском
письме.
При
выполнении
этого
упражнения
отрабатывается
механизм
переключения,
избирательности
при
письме.
Через
некоторое
время
дети
пишут
только
согласными
целые
тексты,
а
показателем
их
мастерства
считается
время
в
секундах
и
отсутствие
помарок.
Но
начинать
отрабатывать
«древнерусское»
письмо
советуем
с
отдельных
коротких
слов,
постепенно
усложняя
материал.
5.«Волшебный
диктант»
В
этом
упражнении
детей
привлекает
то,
что
диктант
пишется
без
единого
слова
и
без
единой
буквы.
Перед
началом
работы
вводим
свои
символы,
например,
договариваемся,
что
слова
с
буквой
«с»
обозначаем
как
«+»,
слова
с
гласной
«е»
—
«!»,
а
все
остальные
—
«/».
Трудности
в
овладении
письмом
приводят
школьника
к
нежеланию
и
отказу
выполнять
задания
в
письменном
виде.
Пропуск
букв
в
словах
—
серьёзная
проблема,
которая
требует
время,
сил
и
энергии
для
её
исправления.
Пройдет
ли
эта
проблема
сама?
Нет.
Следует
приготовиться
к
тому,
что
процесс
коррекции
будет
долгим.
Игровая
форма
делает
занятие
привлекательным
и
интересным
для
ребенка,
что
существенно
повышает
эффективность
обучения.
Специфика
предложенных
упражнений
состоит
в
том,
что
их
применение
возможно
при
любом
уровне
языкового
развития
ребенка,
при
работе
как
в
классе,
так
и
дома,
при
занятиях
с
группами
и
на
индивидуальных
занятиях.
Памятка работы над ошибками
Ребята! Эта памятка научит вас правильно оформлять работу над ошибками, поможет вспомнить правила орфографии.
Будьте внимательны!
-
Запишите в середине строки: «Пиши правильно».
-
Проставьте номер орфограммы.
-
Первое слово пишите с большой буквы, остальные через запятую с маленькой буквы.
-
Подчеркните карандашом или выделите зеленым маркером буквы, знаки которые вы исправили при написании, если это необходимо – выделите ударение, корень, приставку, суффикс, окончание, члены предложения.
-
Проверьте свою работу.
Ошибок быть не должно!
-
Пропуск, вставка, замена буквы в слове, слово с неизученной орфограммой, словарное слово с непроверяемой орфограммой.
Выпиши слово 3 раза, выдели место исправления, поставь знак ударения.
Образец: Ребята, ребята, ребята.
Запомни: Написание словарных слов нужно знать.
-
Большая буква в начале предложения, запятая в середине, точка (!, ?) в конце предложения.
Выпиши предложение правильно, выдели место исправления.
Образец: Выпал пушистый снег.
Запомни: Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, ?, ! знаки.
-
Ударение. Деление на слоги.
Выпиши слово, поставь знак ударения, раздели на слоги правильно.
Образец: Портфель, порт — фель.
Запомни: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.
-
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Образец: Лу- жайка, лужай- ка. или Конь — ки. или Длин- ный.
Запомни: При переносе слова нельзя оставлять на строке или переносить одну букву, нельзя отрывать й, ь знак от предыдущего слога, нужно разъединять двойные согласные.
-
Мягкий знак – показатель мягкости на конце или в середине слова.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели мягкий знак и согласную перед ним.
Образец: Деньги, кольцо, пеньки. или Пыль, царь, соль.
-
Мягкий знак – разделительный.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели мягкий знак, согласную перед ним и гласную после него.
Образец: Друзья, обезьяна, воробьи.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.
-
Твердый знак – разделительный.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели приставку, твердый знак, согласную перед ним и гласную после него.
Образец: Подъезд, объявление, съёмка.
Запомни: Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.
-
Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.
Образец: Жираф, моржи, животное.
-
Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.
Образец: Сказочный, огуречный, молочный.
Запомни: Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ пишутся без мягкого знака.
-
Безударные гласные А, Я, О, Е, И, проверяемые ударением в корне слова.
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых пишется безударная гласная, обозначь корень, ударение, выдели ударные и безударные гласные.
Образец: Снег – снега, снеговик снежинка,
Запомни: Безударные гласные А, Я, О, Е, И, в корне слова пишутся так же, как и ударные. Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.
-
Парные звонкие и глухие согласные Б — П, В — Ф, Г- К,
Д — Т, Ж — Ш, З — С в слабой позиции ( конец слова или перед глухим согласным).
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых есть эта парная согласная, обозначь корень, выдели парные согласные и гласные после них.
Образец: Морозы — мороз, заморозки, изморозь.
Запомни: Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в слабой позиции в корне слова пишутся так же, как и перед гласными или сонорными согласными (м, н, л, р). Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.
-
Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л проверяемые в корне слова.
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели непроизносимые и произносимые согласные
Д, Т, В, Л..
Образец: Звезда – звёздный, опоздал- поздно, сердечко-сердце.
Запомни: Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л в некоторых словах пишутся, но не произносятся. Чтобы их проверить, подбери однокоренное слово, в котором согласный слышится отчётливо. Слова: лестница, чувство — не проверяются! Их написание нужно запомнить.
-
Буквосочетания СН-ЗН.
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели буквосочетание СН-ЗН.
Образец: Чудеса — чудесный, интересен—интересный, ужасен- ужасный.
Запомни: Буквосочетания СН-ЗН в слове — нужно поверять.
-
Слова с двойными согласными.
Выпиши слово 3 раза, выдели двойные согласные.
Образец: Сумма, сумма, сумма.
-
Имена собственные.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели большую букву.
Образец: Мурка, Жучка, Тузик.
Запомни: Имена собственные, в том числе и географические названия пишутся только с большой буквы.
-
Правописание предлога перед словом.
Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно.
Образец: В поле, в (каком?) поле, в (широком ) поле.
Запомни: Между предлогом и словом всегда можно вставить вопрос или другое слово. Предлоги никогда не стоят перед глаголами (написал, подпрыгнул, пошёл).
-
Правописание предлога перед местоимением.
Выпиши местоимение вместе с предлогом, запиши еще 2 слова на это правило.
Образец: С тобой, ко мне, у нас.
Запомни: Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
-
Правописание приставок.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, выдели приставку.
Образец: Полетели, побежали, пошёл.
Запомни: Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со слогом.
-
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, приставку, выдели орфограмму.
Образец: Сделал, сбегал, сгорел.
Забежал, залетел, записал.
Запомни: В русском языке есть только приставка С, приставки З не бывает. Приставки на А только три – на, за, над, остальные приставки пишутся с буквой О. Приставки: раз — рас, без – бес — «удобные», как слышатся, так и пишутся.
-
Гласные и согласные в суффиксах.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этим суффиксом, обозначь корень, суффикс, выдели орфограмму.
Образец: Ключик, мальчик, зайчик.
Замочек, орешек, ножичек.
Запомни: Суффикс — ИК (ник, чик) пишется в словах, которые сохраняют И при склонении: ключик (ключика). Суффикс ЕК пишется в словах, которые при склонении имеют беглую гласную: замочек (замочка).
-
Буквосочетание ЦИ в середине слова.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетание.
Образец: Цирк, цифра, циркуль.
Запомни: В середине слова пишется ЦИ (цирк),
на конце слова и в суффиксах ЦЫ (Курицын, птицы).
Слова исключения: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: Цыц!»
-
Правописание О — Ё после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц
в корне существительных и прилагательных, образованных от существительных.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели корень.
Образец: Шёлк, жёлудь, чёрный.
Шоколад, шофёр, жонглёр.
Запомни: В корне слова после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется — Ё, без ударения –О.
Слова исключения: Я услышал шорох в крыжовнике и порвал шов на капюшоне и шортах. Чокнутый чопорный шорник был в шоке. Обжора устроил поджог и получил ожог.
-
Правописание О — Е после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц
в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, образованных от существительных.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели окончание или суффикс,
Образец: Врачом, пловцом, багажом.
Галчонок, зайчонок, девчонка.
Ученицей, крышей, кожей.
Запомни: В окончаниях и суффиксах после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется – О, без ударения – Е.
-
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное, поставь его в начальную форму (И. п., ед. ч.) и определи склонение, задай к слову оба падежных вопроса, запиши слово — помощник и определи падеж, пользуясь памяткой окончаний, запиши и выдели верное окончание.
Образец: На ветке – (н.ф.) ветка, 1 скл., ( на ком? на чём? на лисе, на земле) П. п — е.
Около лошади – (н.ф) лошадь, 3 скл., (около кого? чего? около ржи, степи) Р.п. –и.
Запомни: Безударные падежные окончания имен существительных проверяй только в Р.п., Д.п., П.п.
1 скл. Р.п.- и, Д.п.- е, П.п.- е. (лиса, земля)
-
скл. П.п.- е. (слон, конь, окно)
-
скл. Р.п.- и., Д.п.- и, П.п.- и. (рожь, степь)
-
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Задай и запиши вопрос от существительного, обрати внимание на окончание вопроса, вспомни и запиши парные окончания, выбери подходящее, правильно запиши прилагательное и выдели его окончание.
Образец: К лесу (какому? ому, ему) дальнему.
У берёзы (какой? ой, ей) кудрявой.
Запомни: Окончания имен прилагательных проверяй вопросами от имен существительных.
Буквы в окончаниях «дружат»:
а – я (ая- яя), о — е (ое-ее, ой-ей, ом-ем, ого-его, ому-ему),
у — ю (ую- юю), ы — и (ые-ие, ым-им, ых-их, ыми-ими).
Есть исключения: мужской род в И.п. и В.п. на вопрос — какой? окончания ой, ый, ий. (большой, красный, синий).
-
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Выпиши глагол правильно, поставь ударение, устно определи вид глагола и запиши неопределенную форму. Проверь, не относится ли этот глагол к исключениям. Определи спряжение, запиши букву окончания этого спряжения и два окончания 3 лица мн. ч.
Образец: Пишет – (н.ф.) писать, I спр. — е, — ут, — ют.
Гонит — (н.ф.) гнать (искл.) II спр.- и, — ат, — ят.
Запомни: Глаголы II спр. оканчиваются на ИТЬ и имеют в окончаниях букву И, а в 3 лице мн. ч. — окончания: АТ, ЯТ. Глаголы I спр. оканчиваются на ТЬ, ЕТЬ, ОТЬ. АТЬ. УТЬ и имеют в окончаниях букву Е, а в 3 лице мн. ч — окончания: УТ, ЮТ.
Глаголы исключения (их 11) относятся ко II спряжению:
Гнать, держать, смотреть и видеть.
Дышать, слышать, ненавидеть.
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.
Глаголы исключения (их 2) относятся к I спряжению:
Брить, зиждиться.
-
Частица «не» с глаголом.
Выпиши глагол с «не», запиши еще 2 слова на это правило.
Образец: Не пришёл, не увидел, не сделал.
Запомни: «не» с глаголами пишется раздельно.
-
Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце имен существительных и кратких прилагательных.
Выпиши слово правильно, определи часть речи, род, число, падеж (если есть), запиши еще 2 слова на это правило, выдели согласную букву с мягким знаком.
Образец: Молодежь (сущ., ж. р., ед. ч.), помощь, ночь.
Циркач (сущ., м. р, ед. ч. ), ключ, гараж.
Много туч (сущ., мн. ч, в Р.п.), мимо дач, много задач.
Свеж ( крат. прил.), могуч, горюч.
Запомни: Мягкий знак всегда пишется: после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Мягкий знак не пишется после шипящих на конце имен существительных мужского рода, на конце имен существительных женского рода, мн. числа, в Р. п, на конце кратких прилагательных.
-
Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы, наречий.
Выпиши слово правильно, определи часть речи, форму глагола, запиши еще 2 примера на это правило, выдели окончание глагола или согласную букву с мягким знаком.
Образец: Пишешь (гл., 2 л., ед. ч.) решаешь, умываешься.
Беречь (гл., н. ф.), стеречь, стричься.
Сплошь ( нар.), навзничь, настежь.
Запомни: Мягкий знак всегда пишется после шипящих на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы и наречий.
Слова исключения: Уж, замуж, невтерпёж.
-
ТЬСЯ и ТСЯ у возвратных глаголов.
Выпиши глагол правильно, задай вопрос, приведи два примера на это правило, выдели — ться, тся.
Образец: Учиться ( что делать?), смеяться, резвиться.
Учится (что делает?), смеётся, резвится.
Запомни: У возвратных глаголов в неопределённой форме
(что делать? что сделать?) всегда пишется ТЬСЯ,
а в личной форме ( что делает? что сделает?)– ТСЯ.
-
Правописание предложения с однородными членами.
Вспомни правила написания предложения с однородными членами. Запиши предложение правильно, выдели однородные члены предложения и слово от которого они зависят, обозначь стрелками связь. Выдели (если есть) союзы и знаки препинания, составь схему.
Образец: Свежее сено пахнет мёдом, полевыми цветами. Запомни: Между однородными членами не ставится запятая, если их соединяет неповторяющийся союз И или союз ДА в значении И.
Между однородными членами ставится запятая, если:
-
однородные члены не соединены союзами
-
соединены союзами А, НО, ДА (в значении НО)
-
соединены повторяющимися союзами И , ДА в значении И.
-
Правописание предложения с прямой речью.
Запиши предложение верно, по памятке, составь схему.
А: «П». А: «П?». А: «П!». «П,-а,-п». «П,-а.-П». «П?-а.-П».
«П!-а.-П». «П»,-а. «П?»-а. «П!»,-а.
Запомни: Прямая речь выделяется кавычками, слова автора могут стоять до прямой речи, в середине, после прямой речи.
-
Правописание сложного предложения.
Найди и выдели грамматические основы предложения, правильно расставь и выдели знаки препинания, обозначь (если есть) союзы, составь схему.
Образец: Выпал первый снег, и все дорожки стали белыми. Запомни: Части сложного предложения всегда разделяются запятыми.
-
Правописание предложения с обращением.
Запиши предложение верно, выдели обращение запятыми.
Образец: Света, закрой окно!
-
Речевая ошибка.
Продумай новое построение предложения (подбери новое слово). Запиши верно.
-
Связь слов в предложении.
Выдели члены предложения, покажи стрелками связь, выпиши парами словосочетания с вопросами, подчеркни.
Образец: В небе летит воздушный шар.
шар (какой?) воздушный
летит ( где?) в небе
Запомни: Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
-
Разбор предложения по частям речи и по членам предложения ( синтаксический разбор).
Разбери предложение верно. Выдели главные и второстепенные члены предложения, обозначь их как часть речи, если требуется, дай характеристику предложению.
Запомни: Действуй по плану:
-
Выдели подлежащее ( о чем? или о ком?) говорится в предложении — обозначает предмет.
-
Выдели сказуемое ( что делает? что сделает? предмет) — обозначает действие.
-
Выдели второстепенные члены:
-
определение (какой?, который?, чей?) обозначает признак предмета.
-
дополнение (вопросы косвенных падежей, все. кроме И.п.). — обозначает предмет.
-
обстоятельство (где? куда? откуда? почему? как? и т.д.
-
Разбор слова по составу (морфемный разбор).
Разбери слово верно, по памятке.
Запомни: Сначала выдели окончание, затем основу слова, корень, приставку и суффиксы .
-
Фонетический (звуко — буквенный) разбор слова.
Разбери слово верно, по памятке.
-
Морфологический разбор части речи.
Разбери слово, как часть речи верно, по памятке.