Работа над ошибками однокоренные слова 3 класс конспект урока

Урок: русский язык, УМК «Школа России».

Класс: 3

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова

Учитель: Грязнова Наталья Валериевна.

Основные виды деятельности:

— формулировать определение однокоренных слов и корня слова;

— различать однокоренные слова ( с общим корнем);

— выделять в них корень;

— подбирать примеры однокоренных слов.

Планируемые результаты:

— Находить группы однокоренных слов;

— выделять в них корень;

— объяснять лексическое значение однокоренных слов;

— находить и выписывать слова с указанным корнем.

Универсальные учебные действия:

 — Поиск и выделение необходимой информации;

— анализ объектов с целью выделения признаков ( существенные, несущественные)

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

 Орг.момент

( самоопределение

к деятельности).

 — Оцените свою готовность к уроку.

Ну –ка проверь – ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё – ль на месте, всё – ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

— Скажите своему соседу по парте приятные слова, используйте в своей речи как можно больше прилагательных.

— Спасибо, садитесь!

Проверяют готовность по стихотворению.

Эмоциональный настрой на урок

 Формулирование темы урока.

Задание «Восстанови текст»

-Откройте тетради, запишите число, месяц, «Классная работа».

Седьмое  ноября. Классная работа.

— Обратите внимание, какие орфограммы

встречаются в написанном?

— Ребята, я предлагаю сейчас вам поработать в парах.

Задание, которое вы будите выполнять, называется «Восстанови текст».

— Вам на партах дано стихотворение, но некоторые слова потерялись. Ваша задача подобрать  из слов для справок, подходящие по смысл слова..

Жили – были серый….

И его…

Серый … был очень тих

И …тоже.

И ребёнок был у них

Очень тихий… .

Слова для справок: ёж, ежиха,ёжик.

— Итак, какое стихотворение у нас получилось?

— Какой заголовок вы бы подобрали к стихотворению?

— В чем особенность вставленных слов? Чем они похожи?

— Это словарные слова. В этих словах нужно

запомнить написание безударных непроверяемых

гласных или написание букв, которые мы должны

запомнить.

— Дети работают в парах, рассуждают, вставляют слова на свои места.

— Ученик выразительно читает текст, а остальные пары проверяют.

— Высказывают версии: «Семейка», «Мама, папа и сынок» и т.д.

— Это однокоренные слова.

Целеполагание.

Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Обратите внимание на следующее задание.

— На доске записаны группы слов.

 Найдите и запишите только однокоренные слова.

Задание:

1 вариант:

1.Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

2 вариант:

2.Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

— Какие слова написали?

— Все ли слова понятны?

Работа со словарём.

Горец – нарицательное наименование этнических групп, живущих в горных районах.

Купец – человек ( торговец), занятый в сфере торговли.

— Как определили, что записали однокоренные слова?

— Сформулируйте тему урока.

— Это новая тема для нас?

— Поставьте перед собой цель на уроке.

— Исходя из цели, какие задачи мы можем

сегодня определить на урок?

— Вспомните всё, что вы знали раньше

об однокоренных словах и подчеркните в первой

колонке  таблицы «я знал…».

я знал

Хочу узнать…

узнал

1. Родственные слова.

2.  Корень слова.

3. Общее лексическое значение.

1. Как распознать однокоренные слова?

2. Какие орфограммы могут встретиться в корне слова?

3. Как пишется корень?

4. Что такое однокоренные слова?

5. Как выделять корень в словах?

6. Новое правило для однокоренных слов.

.

— Во второй колонке подчеркните то, о чём бы  вы хотели узнать об

однокоренных словах.

— Для того, чтобы узнать новое и заполнить третью колонку нашей таблицы, мы должны выполнить наши задачи на уроке. И первая задача «Познакомиться с правилом».

Ученики выполняют задание у себя в тетрадях.

Ученики читают слова: 1 вариант – гора, горка, пригорок, горец.

2 вариант: — купить, покупка, покупатель, купец, накупить.

— Нет, нам не понятны слова горец и купец.

— Эти слова похожи по смыслу

 и в них есть общая часть – корень.

— Однокоренные слова.

— Нет, мы знакомились с понятием «однокоренные слова» во 2 классе.

— Учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова.

1. Познакомиться с новым правилом об однокоренных словах.

2. Продолжить  находить однокоренные слова;

3. Выделять их общую часть – корень;

Ученики работают с таблицей.

— Ответы одного – двух детей.

Работа по теме.

Работа с учебником.

— Откройте учебники на стр. 61.

 — Прочитайте правило.

— Определите непонятные слова.

— Выделите ключевые слова для понятия «однокоренные слова»

Приём «Кластер»

-Сделайте вывод. Выделите основные признаки однокоренных слов.

— О каком понятии идёт речь?

— На основе опорных слов закончите объяснение понятий «однокоренные слова»

                                  однокор.слова

одно и тоже значение         один корень

                                            ( пишется одинаково)

— На стр.61 выполним упр.108.

— Составьте план выполнения задания.

—  Ребята, а что вы можете сказать о самом слове «корень»?

Корень – подземная часть растения

Корень – часть волоса, зуба, ногтя

Корень – начало, источник чего – либо

Корень – часть слова.

Какое значение корня интересует нас для выполнения задания?

— Что же такое корень?

— А что заключено в корне слова?

— В какой форме написан текст?

— Как правильно будем оформлять его в тетради?

Работа у доски.

— Почему слова «грибы» и «грибной» однокоренные? ( Возвращаемся к схеме)

— А какое лексическое значение у слова гриб?

— А как ещё можно назвать однокоренные слова?

— Почему они родственные?

— Одинаковый корень, одно и тоже значение.

— Однокоренные слова

1. Прочитайте.

2. Спишите.

3. В однокоренных словах выделите корень.

.

— Корень слова.

— Общая часть родственных слов.

— Общее лексическое значение.

— В поэтической.

— Каждое предложение записывать

с новой строки, с заглавной буквы

и правильно расставлять знаки препинания.

— У них один корень, одно значение.

— Это…

— Родственные.

— они как родственники, похожи общей частью и у них одинаковое значение.

Физ.минутка

 Самостоятельная работа.

— Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар слов будет названо.

Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.

Работа в парах.

— У вас на столе лежат карточки двух цветов. Выберите себе одну из карточек по уровню.

Прочитайте. Спишите предложения. Выделите корень в однокоренных словах

1. Под осиной растут подосиновики.

2. В лесу работает лесник.

3. Муравьи живут в муравейнике.

.

Прочитайте. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах.

1. Под.    …синой растут подосиновики.

2. В л…су работает л…сник.

3. Мурав…и ж…вут в муравейнике.

— Обменяйтесь тетрадями, проверьте задание

выполненное вашим соседом и оцените его.

— Как находили однокоренные слова? ( работа со схемой)

Дети выбирают себе карточку. Выполняют задание.

Оценивают друг друга по критериям,

задание проверяют по слайду.

— выделяли общую часть – корень, определили одно и тоже значение слова.

 Рефлексия.

Дом.задание

Вернёмся к нашей таблице и заполним последний столбик «узнал…»

— При помощи карандаша, стрелочкой из второй колонки «хочу узнать» укажите  то ,.что мы узнали сегодня на уроке.

— Что же нового мы узнали сегодня на уроке?

— Посмотрите на наши задачи ещё раз, удалось нам выполнить их?

— Каких результатов мы достигли? Получилось у нас достигнуть цели урока?

Приём «Благодарность»

— А теперь  поблагодарите одного из ребят, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке и оцените его при помощи смайликов.

— Дома вы выполните на стр.62 упр.109. Прочитайте задание.  Второе задание вы выполняете все, а вот третье задание по желанию.

— Урок окончен, спасибо!

— … ,ты очень хорошо работал на уроке и поэтому я отдаю тебе свой зелёный смайлик.

                       
Однокоренные слова

Цель: совершенствовать
умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

Задачи:

Развивать
умение сравнивать слова. Подбирать однокоренные.

Учить
выделять общую часть родственных слов.

Способствовать
развитию речи учащихся.

Формировать
орфографическую зоркость.

Развивать
устную и письменную речь.

Тип
урока:

Изучение
нового материала.

Техническое
обеспечение:

Учебник,
тетради, компьютер, мультимедийный проектор.

Ожидаемый
результат:

Дети должны
научиться подбирать однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов,
развивать устную и письменную речь.

Ход урока

1.Организация
класса. Эмоциональный настрой

-Сегодня
на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам
внимание.

Мы
рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно,
есть классы и лучше, и краше,

Но
пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть
будет уютно и очень легко.

-Итак,
у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего
настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?


присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю — у вас всё получится!

-Открываем
тетради, записываем число, классная работа.

— С
чего мы начнем наш урок? ( с минутки чистописания)

-Мы пропишем
сочетания букв с нижним соединением ом, ня ал.

-Придумайте три
слова(существительное, прилагательное, глагол)

Найдите самую
красивую букву из написанных вами, подчеркните ее. Оцените свою работу.

Словарно-орфографическая
работа

— А сейчас мы
поработаем  в парах. Обратите внимание на доску (слайд1). Прочтите слова.

Лесник, капуста,
облако ,поля, мороз, пшеница , гора, извините, медведь.

-Подумайте, какая
задача стоит перед вами?

-Какие слова можно
отнести и к одной и к другой группе? (мороз, медведь)

-Выписываем
словарные слова, подчеркиваем непроверяемую гласную в корне.

-Проверяем,
оцениваем свою работу (Слайд2.)

— У кого возникли
затруднения при выборе слов?

-Как ты думаешь,
почему?

Определение темы
урока

— Чтобы определить
тему урока, вы должны четко выполнять мои инструкции. Готовы?

—из первого
слова  возьмите первую букву         к

-из второго
повторяющуюся букву                      о

-из третьего
первую букву второго слога            р

— непроверяемую
гласную                                    е

-третью согласную
букву                                      н

-букву. Которая
звука не имеет                            ь

-Что получилось? (Корень)

-Что вы можете
сказать об этом слове. Каково его лексическое значение?

-Чтобы это узнать
мы должны что сделать? ( Обратиться к толковому словарю)

-У этого слова два
лексических значения- как называются такие слова? (Омонимы)

-Какое значение 
нужно нам на уроке? (Общая часть родственных слов)

-Тема урока ? (
корень) А слова ? Однокоренные)

Для нас эта тема
новая? ( нет)

Цели

-Какие умения мы
будем закреплять на уроке? ( Подбирать однокоренные слова, находить корень).

-Обратите внимание
на доску (Слайд 3)

Море, морж,
морской, мороженое, моряк, мореход
.

-Какое слово вам
не знакомо? (мореход)

Какая задача стоит
перед вами?  (Найти однокоренные слова и выделить корень)

-Что необходимо,
чтобы работа была на 5? ( отв детей)

выполнили? 
оцените работу

Какие
знания вам понадобились для выполнения работы? (Что такое однокоренные слова,
что такое корень)

-Повторим, что
такое корень?

— Какие слова
называются однокоренными?

-Где мы можем
найти подтверждение своих слов? ( В учебнике)

-Откроем учебник
на с.  Прочтем правило.

-Убедились в
верности своих знаний.?

Физминутка  Корень
–ветви ствол

Работа в группах

-Поработаем в
группах. Повторим правила работы в группе.

-Что необходимо
сделать? (Подобрать однокоренные слова)

бег-,
час-,-дом-, -конь-,- рыб-,-свет-.

Один из группы
отвечает оценим работу группы.

-Послушайте сказку
и найдите в ней однокоренные слова

В
густом зелёном ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была
очень любопытна и часто задавала вопросы.


Почему, — спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, — на твоих ветках растут шишки, а на
моих нет?

— Не
огорчайся, — отвечала мама. — Подрастёшь, и на твоих ветках появятся красивые
твёрдые шишечки.


Почему, — спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, — к тебе в гости часто
прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

— И к
тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, — успокаивала Ёлочку
бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, клестов это самая
лакомая еда.

рефлексия


давайте и мы с вами попробуем сегодня вырастить своё дерево.

А
посажу я корень САД

Как-то
много лет назад

Посадили
странный сад.

Не был
сад фруктовым-

Был он
только словом.

Это
слово- слово корень,

Разрастаться
стало вскоре

И
плоды нам принесло-

Стало
много новых слов

-Что
не хватает этому деревцу? ( листьев)


какие у нас будут листочки? (с однокор. Словами)

 -Напишите
на листочках однокоренные слова и прикрепим к нашему дереву!

-Как
называются эти слова?

Итог

-Наш
урок подходит к концу, чтобы выяснить, все лиу нас получилось
вернемся
к целям урока.

-Мы достигли цели?

-Мне бы холось,
чтобы вы, поделились своим впечатлением об уроке, используя  подходящее
высказывание.

1 сегодня я узнал…

2 было интересно…

 3 было трудно…

4 я выполнял
задания…

5 я понял, что…

6 теперь я могу…

9 я научился…

10 у  меня
получилось …

11 я смог…

12 я попробую

Работа кого на
уроке вам больше запомнилась, кто был самым активным? Оцените свою деятельность
на уроке.

Откроем дневники и
запишем домашнее задание.

Подбирать,
находить однокоренные слова.

Находить корень.

Выделять корень.

http://doc4web.ru/uploads/files/15/14371/hello_html_56c55dc8.png

Урок

русского языка в 3 классе на тему:

«Однокоренные слова»

Учебник: Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд.. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с., [2] л. ил.:- (Школа России). – ISBN 978-5-09-054854-0.

Цели: создать условие для совершенствования умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Задачи:

Образовательные:

— совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Развивающие:

— развиватьумение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

— развивать самостоятельную деятельность

Воспитательные:

— формировать устойчивое произвольное внимание;

— воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;

— формирование умения работать в группах;

— воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логичноизлагать свою точку зрения и аргументировать её;

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

— у учащихся сформированы умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень;

— осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.

Личностные УУД: 

– установка связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

— сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;

— сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;

— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-постановка учебной задачи; сличение способа действия и результата с заданным эталоном;

— сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

 учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное,осмысливать и применять полученную информацию;

— сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий,контроль знаний;

— сформировано умение оценивать качество и уровень усвоения материала

Коммуникативные УУД:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— сформировано умение работать в группах;

— учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

— сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

— сформировано умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;

— учащиеся умеют осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

— сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям;

-сформировано умение проводить рефлексию, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Межпредметные связи: Литература

Урок изучения нового материала

Наглядность: плакат, карточки с заданием, символы “Смайлы”.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

II. Актуализация знаний (3 мин)

— Прочитайте предложения. Определите части речи.

Был тёплый денёк. Светило яркое солнышко. Две девочки сидели на скамейке. Они говорили о школе.

— Дайте определение каждой части речи.

III. Самоопределение к деятельности (4 мин)

1. Прослушайте сказку “Семья слов”.

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.

Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.

Однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

Учитель показывает карточку с обозначением корня.

— Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: тема урока “Однокоренные слова”.

Учащиеся читают на плакате:

Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.

2. Прочитайте слова на доске. Спишите, выделите в них корень.

лес

сад

цвет

лесок

посадка

цветок

лесной

посадил

цветной

лесник

садовник

цветник

IV. Работа по теме урока (12 мин)

1. Прочитайте стихотворения на интерактивной доске, найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

Жило-было слово ход,
В слове выход,
В слове вход,
В слове ходики стучали
И в походе вдаль шагали.

Ряд, рядочек, рядовой,
Хор, хормейстер, хоровой,
Зуб, зубной, зубок, зубастый,
Цвет, цветок, цветной, цветастый.

2. Работа по учебнику.

Упр. №107 (с.61).

— Прочитайте.

— Найдите однокоренные слова, выделите корень.

— Прочитайте правило.

— Расскажите правило соседу по парте.

Правило: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

3. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, есть ли в предложении родственные слова? (Учащиеся читают запись на доске).

Дед Егор в густом л.су
Встретил рыжую л.су.
Лиска, л.сонька, л.са!
Ты в каких живёшь л.сах?
Лисий хвост замёл сл.ды,
Где л.сичка? Видел ты?
(Бетенькова М.Н.)

4. Выполнить упр. №108(с.61)

Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка работ.

V. Физкультминутка (2 мин)

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

VI. Закрепление изученного (16 мин)

1. Найдите в пословицах однокоренные слова.

(Пословицы на интерактивной доске).

  • Ум да разум надоумят сразу.

  • Думай, да чтобы не передумать.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

— Выпишите однокоренные слова парами и выделите в них общую часть – корень.

Секрет корня в том, что родственные слова должны быть связаны по смыслу. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части – не родственные.

2. Грамматическая сказка.

— Прослушай те сказку.

Родня ли Гусеница Гусю?

— Вы кто такие?

— Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

— А ты кто?

— Я ваша тётка – Гусеница.

Есть ли в этом рассказе “родственники”?

Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово.

А Петя возразил:

— Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Кто же прав?

Почему?

3. Работа по учебнику.

Упр. №109(с,62).

— Прочитайте. Запишите группы однокоренных слов. Выделите в них корень.

Упр. №110(с.62). Устно.

Знакомство с новым словом из словаря.

Каким словом можно заменить слово картошка? (Это слово картофель).

Картофель – клубнеплод, богатый крахмалом.

— Из каждой тройки слов исключить не родственные слова.

(Работа с карточками).

1. Водитель, водит, вода

2. Вода, водичка, водить.

3. Коса, косичка, косить.

4. Желток, железо, жёлтый.

5. Циркуль, циркач, цирк.

6. Часовщик, час, часть.

— Проверка работ.

— Какие слова называют однокоренными?

VII. Рефлексия (3 мин)

— Оцените свою работу на уроке.

( Учащиеся показывают карточки “Смайлы”)

VIII. Подведение итогов. Оценивание (3 мин)

— Что вам понравилось на уроке?

— Какие задания были наиболее интересными?

Домашнее задание: выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

3 класс УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема: «Однокоренные слова»

Дидактическая задача урока: формирование умения распознавать однокоренные

слова, выделять в них корень.

Цели урока:

Образовательнаяпознакомить с признаками однокоренных слов, учить выделять в

однокоренных словах корень, вырабатывать умение и навык единообразного

написания и выделения корней в однокоренных словах; развивать умение

сравнивать слова, анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивающая развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение

работать в парах, осуществлять само и взаимоконтроль.

Воспитывающая воспитывать наблюдательность, трудолюбие, прилежание,

ответственность за результат совместной деятельности, интерес к изучению родного

языка.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

с каким настроение пришли на урок?

Что вы ждёте от урока?

Сегодня на уроке у нас новая тема. Вы сами сможете сделать выводы

и открытия, приобрести новые знания.

2. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

О каком времени года это стихотворение ?

С какого звука начинается слово ОСЕНЬ?

Пропишите данные на доске образцы у себя в тетрадях.

Прочитайте предложение на экране : ОСЕНЬ ВРЕМЯ СОБИРАТЬ

УРОЖАЙ.

КАК понимаете смысл этой пословицы?

Запишите, правильно и красиво, её в свои тетради.

Какое словарное слово встретилось в пословице?

3 СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Сейчас вы соберёте урожай из словарных слов, вставляя пропущенные

орфограммы, предварительно показав букву нужную на веере.

Внимание на экран: КАПУСТА, ГОРОХ, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, МАЛИНА,

КАРТОФЕЛЬ

Какое слово новое?

Как мы подругому называем картофель, в просторечии? (КАРТОШКА).

Сейчас вам Ксения сделает сообщение о картофеле. (ВЫСТУПЛЕНИЕ

КСЮШИ).

4 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

А сейчас этот шифр поможет вам узнать тему урока. (1 1, 2 4, 3 -7, 4 —

5, 5 5, 6 — 9).

Какое слово получилось ? (КОРЕНЬ).

А сейчас послушайте сказку в исполнении Лизы, Лизы и Артёма.

Встретились однажды корень куста и корень слова

Здравствуй, говорит один. Я корень, а ты кто?

Я тоже корень, отвечал другой.

Я в земле живу, сказал первый. А ты где живешь?

А я в словах живу, ответил второй.

Ну какой же корень может жить в словах! усмехнулся первый.

Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки, и

вырастает целый куст, а то и целое дерево.

А от тебя что растет?

Что растет ребята?

Нужен ли нам корень слова? Что важнее? (ответы детей)

Корням ответили люди:

Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от

которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые

слова вырастить можно.

О чем пойдёт речь на уроке ? (корне, однокоренных словах)

А слово «КОРЕНЬ» в русском языке каким является ? (МНОГОЗНАЧНЫМ)

Давайте прочтём толкование этого слова на слайде:

1. КОРЕНЬ подземная часть растения.

2. КОРЕНЬ внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.

3. Корень начало, исток чего нибудь.

4. КОРЕНЬ значимая часть слова.

Какое же из этих 4ёх значений нас будет интересовать на уроке?

Как думаете, для чего нужна эта самая значимая часть слова «КОРЕНЬ»?

А может ктото скажет как называются слова у которых одинаковый

корень ? (однокоренные)

5 РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

А) Ребята, прочтите очень внимательно текст на экране:

СКОРО ЗИМА.

К утру лёг первый мороз. Он подморозил астры и флоксы. На траве

появилась изморозь. Лужи покрылись стёклышками льда. Морозный воздух свеж

и чист.

Встретились ли однокоренные слова ? Какие?

Какой в них корень?

Как пишется корень в однокоренных словах?

Спишите однокоренные слова, выделите корень.

ВЫВОД: какие слова записали?

как пишется корень в однокоренных словах?

Б) А сейчас мы немножко отдохнём и проведём активную физминутку.

В) Итак, сегодня мы учимся находить и подбирать однокоренные слова. Я вам

предлагаю поработать в парах и заполнить таблицу. Прочитайте названия

столбиков. Вам нужно используя предложенные корни, в первом столбике,

подобрать однокоренные слова известных частей речи: сущ., прилаг., глагол.

КАРТОЧКА.

ПОИСК РЕШЕНИЯ:

1. Заполните таблицу.

2. Понаблюдайте за написанием однокоренных слов.

3. Выделите корень.

4. Какие части речи можно использовать для подбора однокоренных слов.

Фронтальная проверка по строчкам.

Удалось ли вам подобрать однокоренные слова, используя разные части речи

ВЫВОД: ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Для подбора однокоренных слов можно использовать…( однокоренные

слова разных частей р.)

Корень в однокоренных словах….( пишется одинаково)

Г) Я знаю вы любите играть. Так вот следующая игра поможет вам

сделать еще одно открытие.

Внимание на экран. ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

Гусь нож смешной

гусёнок ножичек смешать

гусеница ножной смешить

Какие слова лишние и почему?

ВЫВОД: У ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Д) В УЧЕБНИКЕ НА СТР.61 ЕСТЬ ПРАВИЛО, ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ЕГО.

Содержание правила и наши выводы совпадают? Вы молодцы ? Да.

И молодцы заслужили ещё 1 физминуткурелаксацию.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

А) Работа по учебнику. На стр. 61, найдите и выполните УПР.108.

А сейчас обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Б) А сейчас для того, чтобы вы сами смогли оценить свои знания по теме

урока я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Уровень сложности

определяет цвет кружка. Итак, выбрали карточку и за работу.

ВЫВОД: Какие слова писали на карточках ? (однокоренные)

Какие слова называем однокоренными ? ( с одинаковым корнем и

значением)

Как нужно писать корень в однокоренных словах?

В) Внимательно прослушайте стихотворение в исполнении Насти, и

постарайтесь запомнить однокоренные слова:

Както много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым, был он только словом

Это слово слово «КОРЕНЬ»

Разрастаться стало вскоре .

И плоды нам принесло стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

За ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном.

Какие однокоренные слова услышали? — Какой в них корень?

7 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ИНФОРМАЦИЯ О Д/З.

Прогулку по словесному саду мы будем продолжать завтра на уроке, а

сейчас давайте вспомним какую задачу ставили в начале урока?

Кто считает что он с задачей справился?

Какие же слова называют однокоренными?

Как нужно писать корень в однокоренных словах?

Дома вы поупражняетесь в группировке слов с однокоренных слов и

выполните №109.

8 РЕФЛЕКСИЯ

Выразите своё отношение к уроку, оцените свой вклад в совместную

учебную деятельность и, выбрав одно предложение постарайтесь закончить

его:

* Сегодня я узнал(а) …..

* Было интересно….

* Было трудно….

* Я понял (а)….

* Теперь я могу…

* У меня получилось…

Тема. Однокоренные слова.

Класс: 3

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма проведения: урок открытых мыслей

Деятельностная цельформирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Содержательная цельрасширить понятие об однокоренных словах; сформировать умение определять отличительные признаки, выработать умение отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся подбирать родственные слова, объяснять их лексическое значение и уметь находить их по отличительным признакам.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять учебные действия на знаковом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату, контроль по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Фиксировать индивидуальные затруднения в любом пробном действии.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Осуществлять постановку и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. Уметь ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с различными субъектами образовательного процесса – учителем, одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении. Быть терпимыми к другим мнениям, учитывая их в совместной работе. Уметь деликатно доносить свою позицию до других.

Личностные: понимание важности ученика, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов. Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий на основе имеющихся знаний, интереса к родному языку , его истории.

1)- Прочитайте  предложения: (3 мин.)  

                    Учиться всегда пригодится.

                    Учёба и труд всё перетрут.

                     Корень учения горек, а плод сладок.

— Как можно назвать эти предложения, одним словом?

— Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

-Как можно назвать выделенные слова?

-Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

-Чему учиться?

-Какие слова называются однокоренными?

2. Задание-шутка.

Гусеница повстречала семью гусей.

— Вы кто такие?

— Я — гусь, это гусыня, а это наши дети — гусята. А ты кто?

— Я ваша родственница-гусеница.

— Права ли гусеница?

— Почему?

Слово с деревом похоже,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.

2)У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.

На доске:

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

У.: Молодцы! А теперь на слух:

Моряки, морской, моржи

Корень, корневой, конёк.

Холод, холмик, холодок.

Носик, носит, носок.

3)Самостоятельная работа. Работа с учебником. с.62 №109

-Сгруппируй слова.( выпиши любую группу однокоренных слов)

Солить,соль,соленый.

Сад, садовник, садовый.

Светить,свет, светлый.

Звонить, звон, звонкий.

Синяк, синий, синить.

4)Работа в парах.

-Заполните таблицу.

Корень

Существительное

Прилагательное

Глагол

Цвет

цветок

цветной

цветёт

Рыб

рыбак

рыбный

рыбачит

Зим

зима

зимний

зимуют

4)Работа над темой.                                                                                             

 1.Прочитать предложения.

   Ос-нь одарила д-ревья з-л-той л-ствой. Начинается л-стопад. Медленно падают лист?я на землю. На в-твях не видно ни одного л-сточка.

-Что вы прочитали? (текст)

-Почему так решили? (общая тема)

-Встречаются ли в данном тексте родственные слова? Назовите. (листва, листопад, листья, листочка)

-Почему их можно назвать родственными?

2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

10. Рефлексия.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками номер девять
  • Работа над ошибками лишняя буква
  • Работа над ошибками летучие мыши
  • Работа над ошибками кто ведущий
  • Работа над ошибками кто ведет

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии