Урок: русский язык, УМК «Школа России».
Класс: 3
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова
Учитель: Грязнова Наталья Валериевна.
Основные виды деятельности:
— формулировать определение однокоренных слов и корня слова;
— различать однокоренные слова ( с общим корнем);
— выделять в них корень;
— подбирать примеры однокоренных слов.
Планируемые результаты:
— Находить группы однокоренных слов;
— выделять в них корень;
— объяснять лексическое значение однокоренных слов;
— находить и выписывать слова с указанным корнем.
Универсальные учебные действия:
— Поиск и выделение необходимой информации;
— анализ объектов с целью выделения признаков ( существенные, несущественные)
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Орг.момент ( самоопределение к деятельности). |
— Оцените свою готовность к уроку. Ну –ка проверь – ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё – ль на месте, всё – ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? — Скажите своему соседу по парте приятные слова, используйте в своей речи как можно больше прилагательных. — Спасибо, садитесь! |
Проверяют готовность по стихотворению. Эмоциональный настрой на урок |
||||||
Формулирование темы урока. Задание «Восстанови текст» |
-Откройте тетради, запишите число, месяц, «Классная работа». Седьмое ноября. Классная работа. — Обратите внимание, какие орфограммы встречаются в написанном? — Ребята, я предлагаю сейчас вам поработать в парах. Задание, которое вы будите выполнять, называется «Восстанови текст». — Вам на партах дано стихотворение, но некоторые слова потерялись. Ваша задача подобрать из слов для справок, подходящие по смысл слова.. Жили – были серый…. И его… Серый … был очень тих И …тоже. И ребёнок был у них Очень тихий… . Слова для справок: ёж, ежиха,ёжик. — Итак, какое стихотворение у нас получилось? — Какой заголовок вы бы подобрали к стихотворению? — В чем особенность вставленных слов? Чем они похожи? |
— Это словарные слова. В этих словах нужно запомнить написание безударных непроверяемых гласных или написание букв, которые мы должны запомнить. — Дети работают в парах, рассуждают, вставляют слова на свои места. — Ученик выразительно читает текст, а остальные пары проверяют. — Высказывают версии: «Семейка», «Мама, папа и сынок» и т.д. — Это однокоренные слова. |
||||||
Целеполагание. |
Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал» — Обратите внимание на следующее задание. — На доске записаны группы слов. Найдите и запишите только однокоренные слова. Задание: 1 вариант: 1.Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец. 2 вариант: 2.Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить. — Какие слова написали? — Все ли слова понятны? Работа со словарём. Горец – нарицательное наименование этнических групп, живущих в горных районах. Купец – человек ( торговец), занятый в сфере торговли. — Как определили, что записали однокоренные слова? — Сформулируйте тему урока. — Это новая тема для нас? — Поставьте перед собой цель на уроке. — Исходя из цели, какие задачи мы можем сегодня определить на урок? — Вспомните всё, что вы знали раньше об однокоренных словах и подчеркните в первой колонке таблицы «я знал…».
. — Во второй колонке подчеркните то, о чём бы вы хотели узнать об однокоренных словах. — Для того, чтобы узнать новое и заполнить третью колонку нашей таблицы, мы должны выполнить наши задачи на уроке. И первая задача «Познакомиться с правилом». |
Ученики выполняют задание у себя в тетрадях. Ученики читают слова: 1 вариант – гора, горка, пригорок, горец. 2 вариант: — купить, покупка, покупатель, купец, накупить. — Нет, нам не понятны слова горец и купец. — Эти слова похожи по смыслу и в них есть общая часть – корень. — Однокоренные слова. — Нет, мы знакомились с понятием «однокоренные слова» во 2 классе. — Учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова. 1. Познакомиться с новым правилом об однокоренных словах. 2. Продолжить находить однокоренные слова; 3. Выделять их общую часть – корень; Ученики работают с таблицей. — Ответы одного – двух детей. |
||||||
Работа по теме. Работа с учебником. |
— Откройте учебники на стр. 61. — Прочитайте правило. — Определите непонятные слова. — Выделите ключевые слова для понятия «однокоренные слова» Приём «Кластер» -Сделайте вывод. Выделите основные признаки однокоренных слов. — О каком понятии идёт речь? — На основе опорных слов закончите объяснение понятий «однокоренные слова» однокор.слова одно и тоже значение один корень ( пишется одинаково) — На стр.61 выполним упр.108. — Составьте план выполнения задания. — Ребята, а что вы можете сказать о самом слове «корень»? Корень – подземная часть растения Корень – часть волоса, зуба, ногтя Корень – начало, источник чего – либо Корень – часть слова. Какое значение корня интересует нас для выполнения задания? — Что же такое корень? — А что заключено в корне слова? — В какой форме написан текст? — Как правильно будем оформлять его в тетради? Работа у доски. — Почему слова «грибы» и «грибной» однокоренные? ( Возвращаемся к схеме) — А какое лексическое значение у слова гриб? — А как ещё можно назвать однокоренные слова? — Почему они родственные? |
— Одинаковый корень, одно и тоже значение. — Однокоренные слова 1. Прочитайте. 2. Спишите. 3. В однокоренных словах выделите корень. . — Корень слова. — Общая часть родственных слов. — Общее лексическое значение. — В поэтической. — Каждое предложение записывать с новой строки, с заглавной буквы и правильно расставлять знаки препинания. — У них один корень, одно значение. — Это… — Родственные. — они как родственники, похожи общей частью и у них одинаковое значение. |
||||||
Физ.минутка Самостоятельная работа. |
— Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар слов будет названо. Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол. Работа в парах. — У вас на столе лежат карточки двух цветов. Выберите себе одну из карточек по уровню. Прочитайте. Спишите предложения. Выделите корень в однокоренных словах 1. Под осиной растут подосиновики. 2. В лесу работает лесник. 3. Муравьи живут в муравейнике. . Прочитайте. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах. 1. Под. …синой растут подосиновики. 2. В л…су работает л…сник. 3. Мурав…и ж…вут в муравейнике. — Обменяйтесь тетрадями, проверьте задание выполненное вашим соседом и оцените его. — Как находили однокоренные слова? ( работа со схемой) |
Дети выбирают себе карточку. Выполняют задание. Оценивают друг друга по критериям, задание проверяют по слайду. — выделяли общую часть – корень, определили одно и тоже значение слова. |
||||||
Рефлексия. Дом.задание |
Вернёмся к нашей таблице и заполним последний столбик «узнал…» — При помощи карандаша, стрелочкой из второй колонки «хочу узнать» укажите то ,.что мы узнали сегодня на уроке. — Что же нового мы узнали сегодня на уроке? — Посмотрите на наши задачи ещё раз, удалось нам выполнить их? — Каких результатов мы достигли? Получилось у нас достигнуть цели урока? Приём «Благодарность» — А теперь поблагодарите одного из ребят, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке и оцените его при помощи смайликов. — Дома вы выполните на стр.62 упр.109. Прочитайте задание. Второе задание вы выполняете все, а вот третье задание по желанию. — Урок окончен, спасибо! |
— … ,ты очень хорошо работал на уроке и поэтому я отдаю тебе свой зелёный смайлик. |
Однокоренные слова
Цель: совершенствовать
умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень.
Задачи:
Развивать
умение сравнивать слова. Подбирать однокоренные.
Учить
выделять общую часть родственных слов.
Способствовать
развитию речи учащихся.
Формировать
орфографическую зоркость.
Развивать
устную и письменную речь.
Тип
урока:
Изучение
нового материала.
Техническое
обеспечение:
Учебник,
тетради, компьютер, мультимедийный проектор.
Ожидаемый
результат:
Дети должны
научиться подбирать однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов,
развивать устную и письменную речь.
Ход урока
1.Организация
класса. Эмоциональный настрой
-Сегодня
на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам
внимание.
Мы
рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно,
есть классы и лучше, и краше,
Но
пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть
будет уютно и очень легко.
-Итак,
у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего
настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я
присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю — у вас всё получится!
-Открываем
тетради, записываем число, классная работа.
— С
чего мы начнем наш урок? ( с минутки чистописания)
-Мы пропишем
сочетания букв с нижним соединением ом, ня ал.
-Придумайте три
слова(существительное, прилагательное, глагол)
—Найдите самую
красивую букву из написанных вами, подчеркните ее. Оцените свою работу.
Словарно-орфографическая
работа
— А сейчас мы
поработаем в парах. Обратите внимание на доску (слайд1). Прочтите слова.
Лесник, капуста,
облако ,поля, мороз, пшеница , гора, извините, медведь.
-Подумайте, какая
задача стоит перед вами?
-Какие слова можно
отнести и к одной и к другой группе? (мороз, медведь)
-Выписываем
словарные слова, подчеркиваем непроверяемую гласную в корне.
-Проверяем,
оцениваем свою работу (Слайд2.)
— У кого возникли
затруднения при выборе слов?
-Как ты думаешь,
почему?
Определение темы
урока
— Чтобы определить
тему урока, вы должны четко выполнять мои инструкции. Готовы?
—из первого
слова возьмите первую букву к
-из второго
повторяющуюся букву о
-из третьего
первую букву второго слога р
— непроверяемую
гласную е
-третью согласную
букву н
-букву. Которая
звука не имеет ь
-Что получилось? (Корень)
-Что вы можете
сказать об этом слове. Каково его лексическое значение?
-Чтобы это узнать
мы должны что сделать? ( Обратиться к толковому словарю)
-У этого слова два
лексических значения- как называются такие слова? (Омонимы)
-Какое значение
нужно нам на уроке? (Общая часть родственных слов)
-Тема урока ? (
корень) А слова ? Однокоренные)
Для нас эта тема
новая? ( нет)
Цели
-Какие умения мы
будем закреплять на уроке? ( Подбирать однокоренные слова, находить корень).
-Обратите внимание
на доску (Слайд 3)
Море, морж,
морской, мороженое, моряк, мореход.
-Какое слово вам
не знакомо? (мореход)
Какая задача стоит
перед вами? (Найти однокоренные слова и выделить корень)
-Что необходимо,
чтобы работа была на 5? ( отв детей)
—выполнили?
оцените работу
—Какие
знания вам понадобились для выполнения работы? (Что такое однокоренные слова,
что такое корень)
-Повторим, что
такое корень?
— Какие слова
называются однокоренными?
-Где мы можем
найти подтверждение своих слов? ( В учебнике)
-Откроем учебник
на с. Прочтем правило.
-Убедились в
верности своих знаний.?
Физминутка Корень
–ветви ствол
Работа в группах
-Поработаем в
группах. Повторим правила работы в группе.
-Что необходимо
сделать? (Подобрать однокоренные слова)
—бег-,
час-,-дом-, -конь-,- рыб-,-свет-.
Один из группы
отвечает оценим работу группы.
-Послушайте сказку
и найдите в ней однокоренные слова
В
густом зелёном ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была
очень любопытна и часто задавала вопросы.
—
Почему, — спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, — на твоих ветках растут шишки, а на
моих нет?
— Не
огорчайся, — отвечала мама. — Подрастёшь, и на твоих ветках появятся красивые
твёрдые шишечки.
—
Почему, — спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, — к тебе в гости часто
прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?
— И к
тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, — успокаивала Ёлочку
бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, клестов это самая
лакомая еда.
рефлексия
-А
давайте и мы с вами попробуем сегодня вырастить своё дерево.
А
посажу я корень САД
Как-то
много лет назад
Посадили
странный сад.
Не был
сад фруктовым-
Был он
только словом.
Это
слово- слово корень,
Разрастаться
стало вскоре
И
плоды нам принесло-
Стало
много новых слов
-Что
не хватает этому деревцу? ( листьев)
-А
какие у нас будут листочки? (с однокор. Словами)
-Напишите
на листочках однокоренные слова и прикрепим к нашему дереву!
-Как
называются эти слова?
Итог
-Наш
урок подходит к концу, чтобы выяснить, все лиу нас получилось вернемся
к целям урока.
-Мы достигли цели?
-Мне бы холось,
чтобы вы, поделились своим впечатлением об уроке, используя подходящее
высказывание.
1 сегодня я узнал…
2 было интересно…
3 было трудно…
4 я выполнял
задания…
5 я понял, что…
6 теперь я могу…
9 я научился…
10 у меня
получилось …
11 я смог…
12 я попробую…
Работа кого на
уроке вам больше запомнилась, кто был самым активным? Оцените свою деятельность
на уроке.
Откроем дневники и
запишем домашнее задание.
Подбирать,
находить однокоренные слова.
Находить корень.
Выделять корень.
Урок
русского языка в 3 классе на тему:
«Однокоренные слова»
Учебник: Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд.. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с., [2] л. ил.:- (Школа России). – ISBN 978-5-09-054854-0.
Цели: создать условие для совершенствования умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Задачи:
Образовательные:
— совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Развивающие:
— развиватьумение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
— развивать самостоятельную деятельность
Воспитательные:
— формировать устойчивое произвольное внимание;
— воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
— формирование умения работать в группах;
— воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логичноизлагать свою точку зрения и аргументировать её;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
— у учащихся сформированы умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень;
— осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.
Личностные УУД:
– установка связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
— сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;
— сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;
— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
-постановка учебной задачи; сличение способа действия и результата с заданным эталоном;
— сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
— учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное,осмысливать и применять полученную информацию;
— сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий,контроль знаний;
— сформировано умение оценивать качество и уровень усвоения материала
Коммуникативные УУД:
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— сформировано умение работать в группах;
— учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
— сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
— сформировано умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;
— учащиеся умеют осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
— сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям;
-сформировано умение проводить рефлексию, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Межпредметные связи: Литература
Урок изучения нового материала
Наглядность: плакат, карточки с заданием, символы “Смайлы”.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
II. Актуализация знаний (3 мин)
— Прочитайте предложения. Определите части речи.
Был тёплый денёк. Светило яркое солнышко. Две девочки сидели на скамейке. Они говорили о школе.
— Дайте определение каждой части речи.
III. Самоопределение к деятельности (4 мин)
1. Прослушайте сказку “Семья слов”.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.
Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.
Однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.
Учитель показывает карточку с обозначением корня.
— Сформулируйте тему урока.
Учащиеся: тема урока “Однокоренные слова”.
Учащиеся читают на плакате:
Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
2. Прочитайте слова на доске. Спишите, выделите в них корень.
лес |
сад |
цвет |
лесок |
посадка |
цветок |
лесной |
посадил |
цветной |
лесник |
садовник |
цветник |
IV. Работа по теме урока (12 мин)
1. Прочитайте стихотворения на интерактивной доске, найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
Жило-было слово ход,
В слове выход,
В слове вход,
В слове ходики стучали
И в походе вдаль шагали.
Ряд, рядочек, рядовой,
Хор, хормейстер, хоровой,
Зуб, зубной, зубок, зубастый,
Цвет, цветок, цветной, цветастый.
2. Работа по учебнику.
Упр. №107 (с.61).
— Прочитайте.
— Найдите однокоренные слова, выделите корень.
— Прочитайте правило.
— Расскажите правило соседу по парте.
Правило: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
3. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, есть ли в предложении родственные слова? (Учащиеся читают запись на доске).
Дед Егор в густом л.су
Встретил рыжую л.су.
Лиска, л.сонька, л.са!
Ты в каких живёшь л.сах?
Лисий хвост замёл сл.ды,
Где л.сичка? Видел ты?
(Бетенькова М.Н.)
4. Выполнить упр. №108(с.61)
Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка работ.
V. Физкультминутка (2 мин)
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
VI. Закрепление изученного (16 мин)
1. Найдите в пословицах однокоренные слова.
(Пословицы на интерактивной доске).
-
Ум да разум надоумят сразу.
-
Думай, да чтобы не передумать.
-
Маленькое дело лучше большого безделья.
-
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
— Выпишите однокоренные слова парами и выделите в них общую часть – корень.
Секрет корня в том, что родственные слова должны быть связаны по смыслу. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части – не родственные.
2. Грамматическая сказка.
— Прослушай те сказку.
Родня ли Гусеница Гусю?
— Вы кто такие?
— Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
— А ты кто?
— Я ваша тётка – Гусеница.
Есть ли в этом рассказе “родственники”?
Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово.
А Петя возразил:
— Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
Кто же прав?
Почему?
3. Работа по учебнику.
Упр. №109(с,62).
— Прочитайте. Запишите группы однокоренных слов. Выделите в них корень.
Упр. №110(с.62). Устно.
Знакомство с новым словом из словаря.
Каким словом можно заменить слово картошка? (Это слово картофель).
Картофель – клубнеплод, богатый крахмалом.
— Из каждой тройки слов исключить не родственные слова.
(Работа с карточками).
1. Водитель, водит, вода
2. Вода, водичка, водить.
3. Коса, косичка, косить.
4. Желток, железо, жёлтый.
5. Циркуль, циркач, цирк.
6. Часовщик, час, часть.
— Проверка работ.
— Какие слова называют однокоренными?
VII. Рефлексия (3 мин)
— Оцените свою работу на уроке.
( Учащиеся показывают карточки “Смайлы”)
VIII. Подведение итогов. Оценивание (3 мин)
— Что вам понравилось на уроке?
— Какие задания были наиболее интересными?
Домашнее задание: выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
3 класс УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема: «Однокоренные слова»
Дидактическая задача урока: формирование умения распознавать однокоренные
слова, выделять в них корень.
Цели урока:
Образовательная— познакомить с признаками однокоренных слов, учить выделять в
однокоренных словах корень, вырабатывать умение и навык единообразного
написания и выделения корней в однокоренных словах; развивать умение
сравнивать слова, анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивающая – развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение
работать в парах, осуществлять само и взаимоконтроль.
Воспитывающая – воспитывать наблюдательность, трудолюбие, прилежание,
ответственность за результат совместной деятельности, интерес к изучению родного
языка.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
— с каким настроение пришли на урок?
— Что вы ждёте от урока?
— Сегодня на уроке у нас новая тема. Вы сами сможете сделать выводы
и открытия, приобрести новые знания.
2. ЧИСТОПИСАНИЕ.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса—
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
— О каком времени года это стихотворение ?
— С какого звука начинается слово ОСЕНЬ?
— Пропишите данные на доске образцы у себя в тетрадях.
— Прочитайте предложение на экране : ОСЕНЬ — ВРЕМЯ СОБИРАТЬ
УРОЖАЙ.
—КАК понимаете смысл этой пословицы?
— Запишите, правильно и красиво, её в свои тетради.
— Какое словарное слово встретилось в пословице?
3 СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
— Сейчас вы соберёте урожай из словарных слов, вставляя пропущенные
орфограммы, предварительно показав букву нужную на веере.
— Внимание на экран: КАПУСТА, ГОРОХ, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, МАЛИНА,
КАРТОФЕЛЬ
— Какое слово новое?
— Как мы по—другому называем картофель, в просторечии? (КАРТОШКА).
— Сейчас вам Ксения сделает сообщение о картофеле. (ВЫСТУПЛЕНИЕ
КСЮШИ).
4 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
— А сейчас этот шифр поможет вам узнать тему урока. (1 – 1, 2 – 4, 3 -7, 4 —
5, 5 – 5, 6 — 9).
— Какое слово получилось ? (КОРЕНЬ).
— А сейчас послушайте сказку в исполнении Лизы, Лизы и Артёма.
Встретились однажды корень куста и корень слова
— Здравствуй, — говорит один. – Я корень, а ты кто?
— Я тоже корень, — отвечал другой.
— Я в земле живу, — сказал первый. – А ты где живешь?
А я в словах живу, — ответил второй.
— Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый.
Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки, и
вырастает целый куст, а то и целое дерево.
— А от тебя что растет?
Что растет ребята?
Нужен ли нам корень слова? Что важнее? (ответы детей)
Корням ответили люди:
— Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от
которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые
слова вырастить можно.
— О чем пойдёт речь на уроке ? (корне, однокоренных словах)
— А слово «КОРЕНЬ» в русском языке каким является ? (МНОГОЗНАЧНЫМ)
— Давайте прочтём толкование этого слова на слайде:
1. КОРЕНЬ — подземная часть растения.
2. КОРЕНЬ — внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.
3. Корень — начало, исток чего – нибудь.
4. КОРЕНЬ — значимая часть слова.
— Какое же из этих 4—ёх значений нас будет интересовать на уроке?
— Как думаете, для чего нужна эта самая значимая часть слова «КОРЕНЬ»?
— А может кто—то скажет как называются слова у которых одинаковый
корень ? (однокоренные)
5 РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.
А) — Ребята, прочтите очень внимательно текст на экране:
СКОРО ЗИМА.
К утру лёг первый мороз. Он подморозил астры и флоксы. На траве
появилась изморозь. Лужи покрылись стёклышками льда. Морозный воздух свеж
и чист.
— Встретились ли однокоренные слова ? Какие?
— Какой в них корень?
— Как пишется корень в однокоренных словах?
— Спишите однокоренные слова, выделите корень.
ВЫВОД: — какие слова записали?
— как пишется корень в однокоренных словах?
Б) А сейчас мы немножко отдохнём и проведём активную физминутку.
В) Итак, сегодня мы учимся находить и подбирать однокоренные слова. Я вам
предлагаю поработать в парах и заполнить таблицу. Прочитайте названия
столбиков. Вам нужно используя предложенные корни, в первом столбике,
подобрать однокоренные слова известных частей речи: сущ., прилаг., глагол.
КАРТОЧКА.
ПОИСК РЕШЕНИЯ:
1. Заполните таблицу.
2. Понаблюдайте за написанием однокоренных слов.
3. Выделите корень.
4. Какие части речи можно использовать для подбора однокоренных слов.
Фронтальная проверка по строчкам.
— Удалось ли вам подобрать однокоренные слова, используя разные части речи
ВЫВОД: ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Для подбора однокоренных слов можно использовать…( однокоренные
слова разных частей р.)
Корень в однокоренных словах….( пишется одинаково)
Г) Я знаю вы любите играть. Так вот следующая игра поможет вам
сделать еще одно открытие.
Внимание на экран. ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Гусь нож смешной
гусёнок ножичек смешать
гусеница ножной смешить
— Какие слова лишние и почему?
ВЫВОД: У ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Д) В УЧЕБНИКЕ НА СТР.61 ЕСТЬ ПРАВИЛО, ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ЕГО.
Содержание правила и наши выводы совпадают? Вы молодцы ? Да.
— И молодцы заслужили ещё 1 физминутку — релаксацию.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
А) Работа по учебнику. На стр. 61, найдите и выполните УПР.108.
А сейчас обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
Б) А сейчас для того, чтобы вы сами смогли оценить свои знания по теме
урока я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Уровень сложности
определяет цвет кружка. Итак, выбрали карточку и за работу.
ВЫВОД: — Какие слова писали на карточках ? (однокоренные)
— Какие слова называем однокоренными ? ( с одинаковым корнем и
значением)
— Как нужно писать корень в однокоренных словах?
В) Внимательно прослушайте стихотворение в исполнении Насти, и
постарайтесь запомнить однокоренные слова:
Как—то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым, был он только словом
Это слово — слово «КОРЕНЬ»
Разрастаться стало вскоре .
И плоды нам принесло — стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот — садовод.
За ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
— Какие однокоренные слова услышали? — Какой в них корень?
7 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ИНФОРМАЦИЯ О Д/З.
— Прогулку по словесному саду мы будем продолжать завтра на уроке, а
сейчас давайте вспомним какую задачу ставили в начале урока?
— Кто считает что он с задачей справился?
— Какие же слова называют однокоренными?
— Как нужно писать корень в однокоренных словах?
— Дома вы поупражняетесь в группировке слов с однокоренных слов и
выполните №109.
8 РЕФЛЕКСИЯ
— Выразите своё отношение к уроку, оцените свой вклад в совместную
учебную деятельность и, выбрав одно предложение постарайтесь закончить
его:
* Сегодня я узнал(а) …..
* Было интересно….
* Было трудно….
* Я понял (а)….
* Теперь я могу…
* У меня получилось…
Тема. Однокоренные слова.
Класс: 3
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма проведения: урок открытых мыслей
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Содержательная цель: расширить понятие об однокоренных словах; сформировать умение определять отличительные признаки, выработать умение отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся подбирать родственные слова, объяснять их лексическое значение и уметь находить их по отличительным признакам.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять учебные действия на знаковом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату, контроль по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Фиксировать индивидуальные затруднения в любом пробном действии.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Осуществлять постановку и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. Уметь ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с различными субъектами образовательного процесса – учителем, одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении. Быть терпимыми к другим мнениям, учитывая их в совместной работе. Уметь деликатно доносить свою позицию до других.
Личностные: понимание важности ученика, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов. Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий на основе имеющихся знаний, интереса к родному языку , его истории.
1)- Прочитайте предложения: (3 мин.)
Учиться всегда пригодится.
Учёба и труд всё перетрут.
Корень учения горек, а плод сладок.
— Как можно назвать эти предложения, одним словом?
— Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.
(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)
1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;
2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.
3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.
-Как можно назвать выделенные слова?
-Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
-Чему учиться?
-Какие слова называются однокоренными?
2. Задание-шутка.
Гусеница повстречала семью гусей.
— Вы кто такие?
— Я — гусь, это гусыня, а это наши дети — гусята. А ты кто?
— Я ваша родственница-гусеница.
— Права ли гусеница?
— Почему?
Слово с деревом похоже,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.
2)У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.
На доске:
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
У.: Молодцы! А теперь на слух:
Моряки, морской, моржи
Корень, корневой, конёк.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
3)Самостоятельная работа. Работа с учебником. с.62 №109
-Сгруппируй слова.( выпиши любую группу однокоренных слов)
Солить,соль,соленый.
Сад, садовник, садовый.
Светить,свет, светлый.
Звонить, звон, звонкий.
Синяк, синий, синить.
4)Работа в парах.
-Заполните таблицу.
Корень |
Существительное |
Прилагательное |
Глагол |
Цвет |
цветок |
цветной |
цветёт |
Рыб |
рыбак |
рыбный |
рыбачит |
Зим |
зима |
зимний |
зимуют |
4)Работа над темой.
1.Прочитать предложения.
Ос-нь одарила д-ревья з-л-той л-ствой. Начинается л-стопад. Медленно падают лист?я на землю. На в-твях не видно ни одного л-сточка.
-Что вы прочитали? (текст)
-Почему так решили? (общая тема)
-Встречаются ли в данном тексте родственные слова? Назовите. (листва, листопад, листья, листочка)
-Почему их можно назвать родственными?
2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
10. Рефлексия.