Тема: Правописание частицы не с глаголами.Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями.
Задачи урока:
обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.
развивающие: развивать внимание, наблюдательность, речь, мышление, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету.
Ход урока
I.Организационный момент.
Запись числа в тетрадь
II. Актуализация знаний.
Вставь пропущенные буквы:
…громное, б…леть, в…робьи, св…тить, ж…леть, з…леный.
Проверка — докажи, что правильно написал. Какую орфограмму мы с вами сейчас повторили? (Правописание безударной гласной в корне слова.)
Огромное, болеть, воробьи, светить, жалеть, зеленый.
Найдите и запишите глаголы. (Болеть, светить, жалеть)
Докажи, что это глаголы .(Обозначают действия предметов, отвечают на вопросы «что делать?»).
Что еще знаем про глаголы?(изменяются по временам, числам, а в прошедшем времени в ед. числе по родам).
На какие вопросы отвечают глаголы в форме наст, буд, и пр. времени?
Поставь глагол в прошедшее время, ед. число, измени по родам, выдели окончание, напиши род.
1ряд-болеть.
2ряд-светить.
3 ряд-жалеть.
Проверка:
Болеть — болел, болела, болело.
Светить — светил, светила, светило.
Жалеть — жалел, жалела, жалело.
III.Самоопределение к деятельности.
Прочитай пословицы:
1.Откладывай доброе дело на завтра.
2.Новых друзей наживай, а старых забывай
3.Ложь человека красит.
-Вам они нравятся? — Почему данные пословицы звучат бессмысленно?
-Что нужно добавить? (Нужно добавить слово НЕ).
-Как называется это маленькое слово? (Частица)
-Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом).
Прочитайте пословицы, добавляя частицу –не.
-Чему учат нас пословицы?
— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание не с глаголами).
IV.Работа по теме урока.
1.Работа с правилом.
Как пишется частица –не с глаголами?
Прочитаем правило в учебнике на стр.124.
Выпишите из пословиц глаголы с частицей-не.
Не откладывай, не забывай, не красит.
Как написали не с глаголами?
2.Работа по учебнику.
Стр. 124 упр. 223.
Найдите глаголы с частичкой –не и выпишите в тетрадь. Как будем писать –не с глаголами?
Не бросит, не разоряет, не курит, не врет, не виснет, не берет.
А для чего нам нужна частичка не? (Придает высказыванию отрицательный смысл).
Прочитаем сноску .
Стр. 125 упр. 225
Прочитайте, ставьте правильно ударение, запомните, как нужно говорить.
VI .Слова-исключения.
Как вы думаете, всегда ли частица -не пишется с глаголами раздельно?
А есть ли такие глаголы, которые не употребляются без частицы не?
Это вам предстоит самим выяснить.
Перед вами слова, которые нужно записать, раскрыв скобки.
(Не)говорю,(не)умел,(не)здоровилось,(не)любит, (не)волить, (не)бояться, (не)навидеть, (не)знает, (не)годовать, (не)домогать.
Как же мы с вами будем рассуждать — слитно писать не с глаголами или раздельно?
Если глагол не употребляется без не , то он пишется слитно.
Если слово в русском языке употребляется без частицы не, то он пишется раздельно.
Записываем в два столбика.
Глаголы-исключения нужно запомнить.
Закрепление глаголов-исключений:
–Я буду называть глаголы, а вы пишите только одну букву. Если глагол с НЕ пишется раздельно, то букву- «Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то букву- «С».
-Ненавидеть, не решает, нездоровится, не бегает, негодовать, не знает, не скучает, не слышит, недоумевать, не отвечает.
(c, р, с, р, с, р, р, р, с, р)
VII. Закрепление нового материала.
СТР. 125 УПР. 226
Читаем, обсуждаем.
Выпиши правила пользования книгой.
Добавь 2 своих правила.
VIII. Рефлексия.
Тест.
Выбери правильный ответ:
Глагол — это:
а) часть слова;
б) часть речи;
в) член предложения. 2. Глагол — часть речи, которая отвечает на вопросы _________ и обозначает______________ 3. (не)опаздывать
а) слитно
б) раздельно 4. (не)мешать
а) слитно
б) раздельно 5. (не)годовать
а) слитно
б) раздельно
IX. Подведение итогов.
Сегодня я на уроке запомнил…,научился…, затруднялся.
X. Домашнее задание.
Стр.125 упр. 227.
Урок русского языка
Тема:
Не с глаголами
Цели:
познакомить учащихся с правописанием частицы НЕ и правилами ее написания с
глаголами; развивать речь детей при изменении текстов; формировать
представление о нормах поведения в школе, дома, в природе.
Планируемые
результаты: учащиеся научатся употреблять
частицу НЕ с глаголами; находить новую орфограмму в тексте; осознавать место
возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила
правописания; находить орфографические ошибки; записывать текст по памяти;
безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием; контролировать и
оценивать свою работу.
Оборудование:
демонстрационная таблица «НЕ с глаголами», карточки с текстами загадок для
орфографической минутки.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
II.
Актуализация
знаний
Орфографическая минутка
-Прочитайте
и отгадайте загадки.
Без ног, а
стоит,
Огород
сторожит,
Рукавами машет
–
С ветром
пляшет.
Птицы боятся –
На грядки не
садятся. (Пугало)
Не найдешь у
нас пилы,
Не рубили мы
стволы,
Не стучали
топором,
А под елью
вырос дом. (Муравьи)
Светлый шарик
пуховой
Разлетелся над
землёй.
Ветер дунул на
него –
Не осталось
ничего. (Одуванчик)
Под осоку на
песок
Уронили
поясок.
И лежит, а не
поднять.
И бежит, а не
догнать. (ручей)
-Выпишите
слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Подчеркните
орфограмму. (Огород, ворона, топор, ветер, песок)
III. Самоопределение к деятельности
— Назовите глаголы в загадках.
-Какую особенность их употребления вы заметили?
— Какое маленькое слово стоит в загадках перед
глаголами? (НЕ)
-Попробуйте убрать это слово в загадках. Что вы заметили? (Значение
глагола изменилось на противоположное)
-Как пишется это слово с глаголами в тексте
загадок?
-Определите тему текста.
IV.
Работа по теме
урока
V.
Работа по
учебнику
VI.
Упр.158 (с.88) (Учащиеся под
руководством учителя наблюдают за ролью частицы НЕ в речи)
-Как называется маленькое слово НЕ?
-Какое значение придала слову «откладывает»
отрицательная частица НЕ?
-Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Какое
значение придает частица НЕ словам в русском языке?
-Что вы узнали о правописании частицы НЕ с
глаголами?
Упр. 159
(с.88)
(Коллективно. Учащиеся ведут наблюдение за ролью
частицы НЕ в пословицах, объясняют смысл пословиц по ходу
записи)
V. Физкультминутка
В небе плавает луна.
(плавные покачивания влево, вправо)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять –
(хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать.
(руки вверх)
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
(хлопки над головой)
И пониже перевесить.
(руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь –
(ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем.
(дети тихо садятся)
VI.
Продолжение
работы по теме урока
Работа по
учебнику
Упр.160 (с.89)
(Учащиеся ведут наблюдение за ролью
частицы НЕ в загадках. Самостоятельно. Взаимопроверка. Затем учащиеся по
цепочке называют глаголы с частицей НЕ и объясняют их правописание)
Упр.161.
(с.89)
(письмо по памяти. Учащиеся закрепляют умение определять
грамматические признаки глаголов и имен
существительных. Коллективная проверка.)
VII. Рефлексия.
Выполнение
заданий в рабочей тетради
Упр.130 (с.80)
(Самостоятельно. В паре проверяют написание частицы
НЕ с глаголами. Несколько предложений зачитывают. Затем дети
оценивают свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор»)
VIII.
Подведение
итогов урока
-Какие новые знания получили на уроке?
— НЕ – как называется
часть речи?
-Какую роль она играет в речи?
-Что надо помнить о её правописании с глаголами?
Домашнее
задание
Выполнить упр. 161 (с.89) в учебнике.
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
— На прошлом уроке мы выполняли контрольную работу, вы можете увидеть результаты на своих листочках.
— Что мы должны делать с вами сейчас? (выполнять работу над ошибками)
— Зачем мы занимаемся этой работой? (чтобы увидеть свои ошибки, научиться их исправлять и не допускать с будущем)
Посмотрите на доску . Я классифицировала Ваши ошибки в группы.
Смолой
Трещат
Почки
Деревьях
Соловьи
Не станут
Беречь
Вместе с учениками находим слова с данными орфограммами в тексте и выписываем, в правый столбик записываем те слова, в которых была допущена ошибка.
Те ученики, у которых в диктанте нет ошибок выполняют индивидуальную работу по карточкам.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы.
– Я вам приготовила пословицы. Прочитайте их.
Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.
Чего (не) знаешь, о том (не) говори.
Волков бояться — в лес (не) ходить.
-В тетради с красной строки запишите любую пословицу, раскройте скобки.
– Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Сегодня будем продолжать отрабатывать навык написания не с глаголами.
– Какие задачи мы поставим на урок?
— Повторить правило написание частицы не с глаголами
— Писать упражнения для отработки навыка написания частицы не
— Развивать орфографическую зоркость
— Развивать речь
— развивать адекватную самооценку
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений.
На слайде слова:
Волить, навидеть, годовать, взлюбить, здоровится, доумевать
—Ребята, скажите, пожалуйста, вам знакомы эти глаголы? Можно так говорить?
(Нет, таких глаголов нет в русском языке)
— Как же нам исправить ошибку?
— Частица не выражает отрицание, несогласие. Она очень упрямая, и любит делать всё наоборот.
Иногда она даже с глаголами превращается в приставку, и тогда пишется вместе, а иногда рядом с прилагательными превращается в частицу и тогда пишется раздельно. Такие слова в русском языке называются глаголами-исключениями. В русском языке есть глаголы- исключения: Неволить, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать
— Объясните значение слова негодовать. (Негодовать — значит возмущаться, быть недовольным.)
— Подберите к глаголу недоумевать слова близкие по значению: ( растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить)
— Каким действием человек иногда показывает своё недоумение? (Чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза.)
— Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами? ( Без частицы НЕ эти глаголы не употребляются.)
Проверим — насколько вы на уроке были внимательными. Соедините хлопаем, если глаголы надо писать слитно и топаем, если писать их надо раздельно.
( Ненавидеть, не решает, неволить, не бегает, недомогать, не боится, негодовать, не знает, недоумевать, не скучает.)
— Но иногда в жизни эта упрямая частица очень бывает нужна. Давайте подумаем, в каких случаях вы должны как можно чаще употреблять отрицательную частицу НЕ? (Когда мы отказываемся совершать какие-либо плохие поступки, н-р: Я не буду курить, не желаю и т.д.)
Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.
Бывает все же, что глагол
Совсем без «НЕ» не может!
Тогда, куда бы он ни шел, —
И «НЕ» с ним вместе тоже.
И нет глаголу воли,
Если глагол — неволить.
Не может «не» не видеть
В глаголе ненавидеть.
-А сейчас поработаем в парах. Вам надо выписать только те глаголы, которые с частицей не пишутся раздельно.
Проверка работы. Давайте проверим, как вы справились с работой.
(не)звонил (не)здоровится
(не)взлюбить (не)навидеть
(не)узнает (не)горели
(не)пойму (не)доумеваю
(не)бежали (не)читает
Вывод. Давайте ещё раз уточним, когда не с глаголами пишется раздельно, а в каких случаях — слитно.
Работа в учебнике.
Упр. 365. Диктант с подготовкой – развивается умение видеть изученные орфограммы, объяснять написания, писать под диктовку.
Коллективный разбор заданий. Выборочная проверка учителем.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Конспект урока по русскому языку 3 класс.
Учитель начальных классов: Синицкая Нина Анатольевна.
Шалдайская СОШ.
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями.
Задачи урока:
обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.
развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.
Оборудование: Никитина С.А., Якунина Л.П., Кульгильдинова Т.А., Русский язык (учебник для 3 класса «Атамұра» 2014); презентация.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2.Актуализация опорных знаний.
— Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? /глаголом/
— Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
— Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
— На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
— Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?
— На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что делают?
— На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?
— Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.
3.Постановка проблемы, темы урока.
— Ребята посмотрите на доске записаны слова: стол, зима, любил, писал, класс, веселый.
-Назовите слова которые являются глаголами (любил, писал).
-придайте словам отрицательный смысл (не любил, не писал).
-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.)
-Ребята, маленькое слово не называется частицей.
—Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)
-Как написать частицу НЕ с глаголом?
-Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами?
-Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило — правописание частицы НЕ с глаголами?
-Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.
-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.)слайд № 1.
-Ребята, в русском языке, как обычно, есть исключения, и с такими глаголами мы сегодня тоже познакомимся.
4.Знакомство с новым материалом.
Ребята посмотрите у вас на партах
лежат пословицы, я их случайно рассыпала, помогите мне их собрать. Слайд № 2.
1)Работа с пословицами в парах:
Кто не работает, |
не дружит. |
С ложью правда |
и рыбку из пруда. |
Без труда не вытащишь |
не делает. |
Лень добра |
тот не ест. |
Проверка. Слайд № 3
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда .
— Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь.
К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.
Проверка.
-Какие глаголы вы выписали?
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно.)
-Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
Сравнение с правилом в учебнике на с. 150 (внизу).
-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?
-Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ? Хоровое говорение.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Слайд № 4.
2) Работа над сказкой.
-Послушайте сказку, ответьте на вопрос, какие глаголы с НЕ запомнили?
Итак, слушаем внимательно.
СИЛА ЛЮБВИ
Сказка
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
—Какие глаголы с НЕ запомнили? ( не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать).
-Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.)
-Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? (Предположения детей.)
-А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.)
-Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать.
-Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.)
-Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю.
-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями, также являются словами исключениями слова неволить, недоумевать. Слайд № 5.
Физкультминутка. Слайд № 6.
5.Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
Стр.150 упр.403.Прочитай стихотворение И.Горюновой. Вспомни, как ты ведешь себя в гостях. Что ты хочешь взять из этого текста себе на заметку? Выпиши глаголы с частицей не.
6.Закрепление изученного.
-Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.
У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.
7.Рефлексия:
— Вспомним все, о чём мы говорили на уроке.
-Что такое глагол? (Часть речи)
-Что обозначает глагол?(Действие предмета)
-На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)
-Чем в предложении является глагол? (В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.)
-Назовите время глаголов. (Настоящее, прошедшее и будущее время)
-Назовите число глагола. (Единственное и множественное число)
-Как пишется частица НЕ с глаголами?
Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу «не» пиши!
-Было ли вам интересно на уроке, когда, назовите моменты.
— Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.
-Спасибо за урок!
8.Домашние задание. стр. 151 упр.404. Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы с не. Слайд № 7.
Спасибо за работу! Молодцы! Слайд № 8.
Конспект
урока русского языка по УМК «Школа России» в 3классе
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами
Разработчик: Чебодаева Вера Максимовна, учитель начальных классов
филиала МБОУ «Бейская СОШИ «Большемонокская ООШ»
Большой Монок, 2021г
УМК «Школа России»
Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3класс. Учеб. для общеобразоват.организаций.В 2ч. Ч. 2/В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.- Просвещение, 2019
Класс: 3
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами
Цель: научить раздельному правописанию частицы НЕ с глаголами, подбирать примеры глаголов с частицей НЕ, понимать значение частицы НЕ; повторить изученные части речи, виды предложений по цели высказывания, понятие «орфограммы».
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Учащийся научится:
раздельно писать частицу НЕ с глаголами;
понимать значение частицы НЕ;
подбирать примеры глаголов с частицей НЕ.
Личностные результаты:
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
осознание ответственности за свои поступки;
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим, сопереживать;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
представление о бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД:
самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.
Оборудование: учебники, карточки, заготовки для составления памятки
Ход урока
I. Организационный момент
— Добрый день, ребята! Каждое утро нового дня дарит нам что-то новое, удивительное, которое больше никогда не повторится. Вы со мной согласны? Вспомните, пожалуйста, что нового вы заметили сегодня вокруг себя! Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили только радостные и позитивные моменты. Какое настроение создали эти воспоминания?
Желаю нам всем интересных языковых открытий и плодотворного сотрудничества!
II. Орфографическая пятиминутка. Актуализация изученного материала.
— Прочитайте. Отгадайте загадку. На какую орфограмму пропущены буквы? Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Т . ремок в л . су п . лзет,
На себе его хозяюшка в . зет.
Хозяюшка богатая и р . гатая. (Улитка)
— Определите, к какой части речи относится каждое слово загадки.
III. Определение темы и постановка учебных задач урока.
— Прочитайте это предложение.
Хочешь есть калачи, сиди на печи.
— Как понимаете его смысл? Согласны ли с этим утверждением?
— А можно ли это предложение сделать пословицей?
— Какое слово необходимо добавить? (НЕ)
— Как будем писать слово «НЕ» со словом «СИДИ»?
— Предположите тему нашего урока?
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
IV. Работа по теме урока.
1) Организация исследовательской работы учащихся.
Открытие ПЕРВОЕ.
— Ребята, предлагаю узнать, к какой части речи относится слово «НЕ».
— Все части речи делятся на: самостоятельные и служебные.
— Можно ли поставить вопрос к слову «НЕ»? (Нет)
— Какой вывод можно сделать? («НЕ» относится к служебной части речи)
— Какие служебные части речи мы уже знаем? (Предлоги и союзы)
— Что мы знаем о предлогах? (От предлогов к словам можно поставить вопрос, а от слова «НЕ» не получается)
— Вывод: «НЕ» — не предлог.
— Какие союзы мы знаем? (И, а, но )
— Вывод: «НЕ» — не союз. Слово «НЕ» — это новая служебная часть речи!
Открытие ВТОРОЕ.
— Ребята, а сейчас предлагаю нам узнать, с какими словами дружит наше слово «НЕ». Для этого вам нужно будет поработать в парах.
Прочитайте предложения. Что общего «у друзей» слова «НЕ». Какой частью речи они являются?
Каждая пара получает карточку
(Не) разжигай в лесу костер. (Не) бросай на улице фантики. (Не) перебегай проезжую часть.
— Вывод: слово «НЕ» «дружит» с глаголами.
Открытие ТРЕТЬЕ.
— Слитно или раздельно нужно писать слово «НЕ» с глаголами?
— Если мы напишем «НЕ» слитно, тогда чем оно будет? (Частью слова, приставкой)
2) Работа по учебнику.
— Откройте наш учебник на с.124. Прочитайте правило, сведение о языке.
— Ребята, теперь будете снова работать в парах. Вам необходимо сделать себе памятку «Что нового я узнал из правила?» Допишите.
Памятка
«Не с глаголами»
«Не» — …
«Не» — …
«Не» — …
Предполагаемый результат учащихся:
Памятка
«Не с глаголами»
«Не» — это служебная часть речи, частица.
«Не» — пишется с глаголами раздельно.
«Не» — орфограмма
— Что же вы узнали нового?
Физминутка
Мы сегодня НЕ грустим
На уроке НЕ молчим.
Дружно знания открываем
И на месте НЕ стоим.
Мы глаголы изучаем
Дружбу их с частицей НЕ
Мы надолго запоминаем!
Продолжение работы по теме.
А) — Сейчас выполните упражнение 224 на с.124. Прочитайте. Объясните смысл данных выражений.
Не шути с огнем: обожжешься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком.
— Какое выражение имеет продолжение? (Не спеши языком, а торопись делом)
— Какой смысл придает высказыванию частица НЕ?
Б) – Отгадайте загадку.
Загадка
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)1
— Как вы думаете, о чем может просить библиотечная книга?
— О просьбах библиотечной книги мы узнаем, когда выполним упражнение 226 на с125.
_____________________________________________________________________________
1 (Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2015, с.68)
Просьба библиотечной книги
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим.
Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид.
— Определите вид предложений по цели высказывания.
— Выпишите глаголы с частицами НЕ.
— Обсудите, какие еще просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям.
V. Рефлексия
Игра «Частица НЕ, я тебя узнал (а)!»
— Я вам буду называть слова, если услышите глагол с частицей НЕ, то широко разводите руками, как будто хотите их обнять, если НЕ – это часть слова, то ладони захлопываете.
Не спешу, нервы, немец, не плывет, не кипишь, не высохло, нелепость, не молчать, не обманываем, незабудка, не печатается.
— Запишите в тетрадь три глагола с частицей НЕ. Обменяйтесь с товарищем по парте тетрадями, проверьте друг друга. Оцените: «Молодец!», «Хорошо!», «Скоро у тебя все получится!»
— Оцените свою работу на уроке по «Лестнице успеха». На какую ступень вы сегодня поднялись .
VI. Итог урока.
— Какой теме был посвящен сегодняшний урок?
— Какие учебные задачи мы поставили перед собой?
— Какие сделали открытия?
— Над чем хотелось бы еще поработать? Уточнить? Закрепить?
— Кого хотели бы похвалить и поблагодарить?
VII. Д/з.
— Часто наши советы начинаются с частицы НЕ. Посмотрите на упражнение 227 на с.125, в нем вам предстоит составить советы. Вспомните дома памятку, которую составляли со своим товарищем на уроке о правописании частице НЕ с глаголами. Постарайтесь понять и отложить в памяти.
— Благодарю всех за плодотворную работу!